Развитие сенсорных способностей дошкольников. Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

МБДОУ Нарышкинский детский сад «Солнышко»

Проект

«Развитие сенсорных способностей через дидактические игры»

Составила воспитатель

1 квалификационной

Тип проекта.

Участники проекта.

Дети средней группы, родители, педагоги.

Практическая значимость проекта.

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.

Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку поспособствует повышению компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников.

Актуальность:

Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Актуальность сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно –

перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств.

Наблюдая и анализируя сенсомоторную игровую деятельность детей моей группы в процессе совместной образовательной деятельности, сделала вывод, что у многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности познавательной мотивации, способов обследования предметов, развития сенсорных способностей.

Для решения этих проблем необходимы новые эффективные подходы, которые бы способствовали развитию сенсорных способностей дошкольников, соответствовали современным требованиям, представляли собой комплексное решение вопросов, создавали основу для формирования благоприятного микроклимата в детском коллективе.

Новизна проекта.

Новизна проекта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Работа поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

Цель проекта.

Создание системы работы по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

    Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.

    Сформировать сенсорные эталоны, обучая детей способам обследования предметов.

    Развивать познавательные способности, аналитическое восприятие у детей дошкольного возраста.

    Воспитывать познавательный интерес, любознательность;

    Повышать компетентность родителей в организации работы по сенсорному воспитанию дошкольников посредством дидактической игры.

Формы и методы реализации проекта:

Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.

совместная предметная деятельность воспитателя и детей;

игровые занятия, дидактические игры,наблюдение, рассматривание;

выполнение самостоятельных предметных действий.

Предполагаемый результат.

Овладение детьми сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.

Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Педагоги продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Этапы реализации проекта.

    Этап -подготовительный.

На первом подготовительном этапе будет подобрана и изучена методическая и справочная литература по сенсорному развитию детей. Проведена диагностика детей и анкетирование родителей.

В конце данного этапа будет разработан план работы с детьми и родителями, а так же создана предметно-развивающая среда в группе. При создании предметно-развивающей среды будут соблюдены санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, целесообразность размещения материала и доступность, соответствие возрастным особенностям детей, эстетичность.

Сроки

Подбор и изучение методической и справочной литературы

Сентябрь

Диагностирование детей в рамках проекта

Сентябрь

Анкетирование родителей

Сентябрь

Разработка поэтапного плана работы с детьми и родителями

Октябрь– апрель

    Этап –основной.

На втором основном этапе проекта будет осуществляться деятельность по реализации плана работы с детьми и родителями.

будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы, обобщён опыт работы и представлен на конкурсах различного уровня.

МЕРОПРИЯТИЯ

ЦЕЛЬ

СРОКИ

Д/и «Красивый букет»

Д/и «Цвета»

Д/и «Найди на ощупь»

Д/и «Сложи бочонки »

Д/и «Волшебный мешочек».

Д/и «Дырявый коврик»

Д/и«Шнуровка»

Познакомить детей с цветами спектра и их названиями.

Учить детей подбирать карточки с нужным цветом карандашей к другой карточке. Развивать наблюдательность, внимание, память.

Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предметов.
Формирование умения детей устанавливать отношение предметов по величине.

Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом.

Учить находить среди геометрических фигур недостающие элемента коврика.

Развивать мелкую моторику рук, точность глазомера, тренировать усидчивость.

Д/и «Волшебный лес»

Д/и «Найди одинаковые»

Д/и «В какую коробку?»

Игровое занятие «Моем посуду»

Д/и «Собери игрушку»

Д/и«Разложи фигуры по местам!»

Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине.

Учить различных осязательные ощущения, опираясь на тактильные ощущения.
Учить распределить разные виды игрушек разных размеров по пяти коробкам.

Учить определять различные тепловые ощущения.

Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения.

Закреплять знания плоских геометрических форм – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Формирование умения подбирать нужные формы разными методами.

Д/и «Тактильные крышечки».

Д/и«Самая длинная, самая короткая»

Д/ игра «Запомни свой цвет»

Д/и «Картинка из фигур»

Д/и «Где солнышко»

Д/и«Квадратики с секретом».

Д/и «Шумовые яички»

Игровое занятие «Сказка о том, как радуга в воде купалась»

Учить находить ткани разных фактур на ощупь.

Учить раскладывать разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Называть ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Формирование умения детей группировать объекты по цвету.

Развивать умение определять положение предмета в пространстве.

Учить ощупывать предметы и находить к ним пару.

Учить дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «яички».

Познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.

Д/и «Определи на ощупь»

Д/и «Почини одежду зайчатам»

Д/игра «Чередование флажков»

Д/игра «Подбери к шарикам круги»

Д/и «Какого цвета не стало?»

Д/и «Один - много»

Учить детей находить определенный предмет на ощупь и называть его.

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их.

Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету (оттенки цветов).

Формирование умений соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).

Определить, какого цвета не стало.

Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Д/и «Найди такой же вкус».

Д/и «Какой музыкальный инструмент»

Д/игра «Кому какой?»

Д/игра «Выкладывание орнамента».

Д/и «Какого цвета предмет?»

Д/и«Гвоздики-резиночки»

Д/и«Собери гирлянду»

Учить находить кислый, сладкий, соленый и горький вкус.

Учить различать на слух музыкальный инструмент.

Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету и величине.

Вырабатывание у детей умения воспринимать взаимное расположение фигур.

Учить детей под карточку с изображением контура предмета подбирать карточку необходимого цвета.

Закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий, изображать их с помощью резиночек.

Учить детей по памяти собирать гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

Д/и «Шумовые яички».

Д/и «Из каких фигур состоит машина?».

Д/и « Из чего сделано?»

Д/и «Разноцветные комнаты".

Д/и«Геометрическое лото»

Д/и«Найди пару»

Д/игра «Окраска воды».

Закреплять умение дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «яички», развивать логическое мышление, внимательность, память.
Учить определять по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней фигур.

Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса).

Продолжать развивать представление детей об основных цветах спектра.

О своение умений выделять различные формы.

Закреплять умение находить одинаковые по цвету и рисунку картинки, закреплять знания геометрических фигур.

Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте.

Д/игра «Картинка из фигур»

Д/игра «Кто высокий?»

Д/и «Большой – маленький»

Д/и «Кто чем питается»

Д/игра «Мозаика»

Д/ игра «Что нужно кукле?»

Игровое занятие «Домашний лимонад»

Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры.

Формирование умения понимать относительность высоты предмета.

Закреплять умение детей подбирать предметы по величине.

Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания о домашних и диких животных.

Формирование умения воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета.

Формирование умений у детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки цветового тона, форму.

Совершенствовать знания детей о значении воды, ее свойствах и вкусовых качествах.

Работа с родителями.

Мероприятия

Сроки

Анкетирование родителей.

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды

Октябрь - апрель

Консультации «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр по сенсомоторике.

Выставка игр, пособий, способствующих обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.

« Сенсорное воспитание ребенка в семье».

Беседа «Дидактическая игра в жизни ребёнка».

Памятка «Чему обучается ребенок в игре?»

Консультация «Предметно-развивающая среда дома».

Консультация «Роль дидактических игр по сенсорному воспитанию и мелкой моторике».

Индивидуальные беседы.

Октябрь-апрель

Презентация по овладению сенсорными умениями детей в детском саду.

3 этап –заключительный.

На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы.

Итоговое занятие «Домашний лимонад».

Литература

1. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа.

2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Под редакцией Л.А.Венгера

3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. « От рождения до школы.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования».

4. «Сенсорное воспитание в детском саду» Под редакцией В.Н.Аванесовой, Н.Н.Поддьякова.

5. «Развитие игровой деятельности».Средняя группа. Москва 2014г.

6.«Сборник дидактических игр для детей 4-7 лет» . Л.Ю.Павлова

Алексеенко Галина Михайловна

Введение

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Сухомлинский В. А.

В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Здесь то приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Сенсорному развитию дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.

Изучив работы отечественных исследователей и педагогов Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Ш. А. Абдуллаевой по теме сенсорное развитие и воспитание дошкольников, можно сделать вывод, что основным средством сенсорного воспитания и развития являются дидактические игры и упражнения.

Ведь именно в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное

воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о форме, цвете и величине предметов.

Цель методической разработки:

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

Задачи:

Для достижения этой цели поставила следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме.

2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

3. Помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.

1. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной

активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал

увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Успешность игры - в её результативности, поэтому подготовка к игре - это уточнение имеющего багажа знаний и умений или формирование их.

Важным фактором в планировании проведения дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных игр на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность проведения дидактических игр. Ввиду того, что большой интервал между играми нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами. Особого внимания требует вопрос о повторности проведения дидактических игр. Игры на повторение не должны быть полностью идентичным предыдущей дидактической игре. Правила игры определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Дают возможность закреплять уже пройденный материал и познавать что-то новое.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, дать ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволить оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

Систематическое проведение дидактических игр позволяет более качественное и полноценное восприятие детьми окружающей действительности.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие.

Использую следующие виды дидактических игр:

Игры - забавы

Настольно – печатные

Словесные

Музыкальные

Обязательным элементом дидактическим игр является:

Познавательный вопрос, проблемная ситуация

Выделение игровых задач

Наличие правил

Действия играющих

Подведение итогов игры

2. Методы, приемы, способы организации работы.

Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр.

Я использовала разнообразные методические приемы:

Словесные (рассказ, ответы-вопросы, объяснение, художественное слово);

Наглядные (рассматривание, сравнение);

Практические (экспериментирование, продуктивная деятельность)

Игровые (игровая деятельность)

Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом. Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:

углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);

Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;

Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);

Подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, способы руководства игрой;

Подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представление о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);

Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.

Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика… Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей.

При подведении итогов я подчеркивала, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность. В конце игры я спрашивала у детей, понравилась ли игра, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения:

Какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок.

Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Заключение

Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Бизиборд

Это очень интересная и полезная игра, которую придумала всем известный педагог Мария Монтессори. Согласно её методике, самостоятельность и активность ребёнка – это ключ к его развитию.

Воспитанник может сам выбрать элемент пособия, с которым хочет поработать.

Цель: Развитие сенсорных способностей, памяти, внимания, творческого и логического мышления, речи и мелкой моторики рук.

Методическая ценность:

Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много различных задач, требующих внимательности, усидчивости и настойчивости, развивает творческое и логическое мышление, помощь в освоении бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности детей.

Область применения:

Дидактическое пособие находится в свободном и доступном пользовании.

Дети очень любят открывать и закрывать двери, застегивать, перебирать, что развивает мелкую моторику обеих рук

(Образовательная область «Физическое развитие»).

С помощью развивающего пособия можно поговорить с детьми о безопасном поведении в быту

(ОО «Социально-коммуникативное развитие»).

Разнообразие цветов, форм, наличие цифр и предметов способствует развитию интересов детей, любознательности, формированию познавательных действий, развитие воображения.

(ОО «Познавательное развитие») .

Уровень сложности развивающего пособия, зависит только от вашей фантазии и смекалки. Поверьте, все, что вы придумаете, будет интересно и полезно для ребенка.

Вашему вниманию хочу предложить несколько дидактических игр для детей с использованием развивающего пособия «Бизиборд».

Возможности использования:

Дидактические игры:

«Подбери по цвету», «Количество и счёт»

Цель: развитие элементарных математических представлений.

«Чудо-дерево»

Цель: Формирование счётных навыков.

Игры позволят ребенку закрепить представления о цветах, способствуют развитию памяти, мышления, логики и мелкой моторики рук, умение различать геометрические фигуры.

«Раз, два, три - замочек отвори».

Цель: формирование познавательных интересов.

Игра способствует развитию мышления, памяти, речи детей.

Воспитывает интерес к природному окружению.

За дверцей картинки. Например, животные.

Ребёнок открывает замочек. Задать вопросы: Кто это? Как говорит? Кто детёныш?

Такие сюрпризы повышают интерес ребенка, ему не терпится поскорее открыть замочек, чтобы узнать, кто же там спрятался внутри.

«Помоги паучку сплести паутину».

Цель : Развивает пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий "вверх", "вниз", "справа", " слева".

Формирует навыки шнуровки.

Возраст: Развивающее пособие рассчитано на детей от 3-х лет.

Вот такое дидактическое пособие изготовила для детей своей группы.

"Слоник с секретом".

В основе этой игры лежит всем известная игра "Волшебный мешочек", где на ощупь надо найти и угадать разные предметы.

Игра заключает в себе несколько дидактических игр.

Эти игры очень полезны для развития детей (тренируют мелкую моторику рук, сенсорику, мышление, воображение и память) .

Цель: развитие у детей тактильного восприятия, памяти, внимания, воображения, образного мышления, мелкой моторики рук.

Методическая ценность:

Эта игра очень полезна для развития ребенка.

Через поисковую деятельность у детей расширяются знания об окружающем мире, обогащается словарный запас.

Когда ребенок перебирает в слонике различные фигурки, тренируется мелкая моторика рук и сенсорика.

Развивается мышление и воображение, тренируется память форм на ощупь.

Область применения:

Игру можно использовать как во время индивидуальной работы, так и во время каких-то сюрпризных моментах.

Возможности использования:

Если проявить фантазию, то эту игру можно использовать по-разному:

Игры, в которые мы играем с детьми:

«Угадай, что потрогал»

«Определи на ощупь»

«Найди пару»

«Узнай фигуру»

Дидактическая игры дают возможность решать задачи:

1. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, воображение, речь, мышление, фантазию, сенсорную память.

2. Закреплять представления о свойствах предметов.

3. Уметь сравнивать предметы по внешним признакам, группировать предметы.

4. Развивать умение определять на ощупь.

Возраст: Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом. Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.

Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.

Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.

Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.

Паспорт проекта.

Продолжительность проекта: сентябрь – май.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Постановка проблемы.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель проекта:

обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи проекта:

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  • оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Продукт проекта:

  • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
  • Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
  • Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
  • Презентация для родителей.
  • Фотовыставка «Учимся играя».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
  • Проведение мониторинга.
  • Анализ полученных результатов, выводы.
  • Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
  • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Практический этап:

Работа с детьми:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

  1. Дидактические игры с малышами:
  1. Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
  2. Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
  3. Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
  4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
  5. Мозаика: настольная и напольная.
  6. Настольно-печатные дидактические игры.
  1. Самостоятельные игры малышей.
  2. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
  2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.
  3. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
  4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап.

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми

Тема Задачи Сроки
Д.и. «Соберем петушку» (пирамидка). Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине. сентябрь
Д.и. «Вкладыши и башенки» Знакомить с величиной в ходе практических действий.
Д.и. «Веселые матрешки» Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Д.и. «Соберем пирамидку» Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.
Д.и. «Огурчики и помидорчики». Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы. октябрь
Д.и. «Цветные колпачки» Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков.
Д.и. «Найди такую же фигуру» Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Д.и. «Разложи фигурки по домикам» Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.
Д.и. «Две коробки». Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. ноябрь
Д.и. «Соберем

пирамидку».

Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.
Д.и. «Занимательная коробка». Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы.
Д.и. «Грибы на поляне». Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много.
Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех. Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине Декабрь.
Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех. Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме.
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных. Январь
Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята». Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.
Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки». Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать
Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком). Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. Февраль.
Д. и. «Сделаем матрешки бусы». Закрепить умение чередовать предметы по цвету.
Д. и. «Башенки для гномиков». Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
Д.и. «Забавные бутылочки». Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.
Д. и. «Где Мишка?» Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга. Март.
Д. и. «Тут и там». Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.
Д. и.«Цирковые собачки». Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами.
Д. и. «Поручения». Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
Разрезные картинки. Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое. Апрель.
Д. и. «Что потеряли котятки».

«Чудесный мешочек».

Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству.
Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей». Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.
Д. и. «Летящие бабочки». Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету. Май
Д. и. «Ловись, Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи.
Д. и. «Забавные лодочки». Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.

Используемая литература:

  1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
  2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
  3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
  4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
  5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
  6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.

МБДОУ «Детский сад «Чайка»

Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Воспитатель: Попова Любовь Ивановна

г. Горняк

    Введение

    Тема опыта

    Значимость и актуальность проблемы для педагога

    Цель педагогического опыта и задачи её достижения

    Роль воспитателя в сенсорном воспитании детей

    Развитие речи

    Методы, приемы, способы организации работы

    Работа с родителями

    Заключение

    Список литературы

Введение.

1.Тема педагогического опыта: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры».

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития не только резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для деятельности творческой. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки всех этих сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемые в период младшего дошкольного возраста.

Но без специальных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может даже неверным. Поэтому считаю, что сенсорное воспитание очень актуально и для детей второй младшей группы детского сада, с которыми я работаю. Исходя из возрастных особенностей психического развития детей, считаю этот период благоприятным для решения этой задачи.

Недаром профессор Н.М. Щелованов называл этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. У детей младшего возраста уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего сенсорного развития. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия.

Работая с детьми этого возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я успешно использовала дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: детилегче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.

Цель педагогического опыта и задачи её достижения.

Основной целью педагогического опыта является формирование сенсорных способностей у детей. (В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.) Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:-Способствовать формированию у детей перцептивных действий. –Помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов. –Побуждать детей самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Но, так как сенсорное развитие достигается через дидактические игры детей, то попутно решается множество важных для полноценного развития личности ребенка задач. Дети знакомятся с миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Развивая органы чувств ребенка, используя в играх специальные упражнения, соблюдая гигиенические требования, укрепляется здоровье детей. Также в процессе окружающим, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Совместная игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок,педагог, родители. Играя со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. Чтобы работа была более эффективной её необходимо проводить, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Роль воспитателя в сенсорном воспитании детей.

Работая с детьми младшего возраста, я понимала, что организация дидактической игры 3-4 лет имеет свои особенности. Необходимо хорошо знать и учитывать их возрастные особенности: ребенок в этом возрасте становится активнее, его действия сложнее и многообразнее, возрастает стремление самоутвердиться: « Я сам!». Но внимание малыша пока неустойчиво,он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда у ребенка возникают известные трудности. Поэтому я исследовала разные использования различных методических приемов и способов организации дидактической игры, которые помогли бы преодолеть эти трудности. Анализируя проводимые дидактические игры, наблюдая за детьми в процессе свободной деятельности, отслеживая результативность занятий, я пришла к выводу, что преодолеть трудности детей в решении дидактической задачи, можно через занимательность в обучении. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. Например: катать цветные шарики в воротца такого же цвета. Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности. Например: воспитатель вносит коробку на которой нарисованы овощи, рассматривает её с детьми, а затем говорит: «Догадайтесь, дети, что в этой коробке». Интерес к игре вызывается использованием художественного слова: загадок, стихов,считалок,песенок, потешек, воспитатель знает их наизусть, читает выразительно. Известные игры детям становятся более интересными, если в их содержание вносится что – то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением. Для чувственного познания окружающего мира, я подбирала такой материал, который все дети могли бы обследовать и активно с ним действовать.

При проведении игры с детьми младшего возраста, я объясняла по ходу игры. Например: в игре «Собери правильно пирамидку», я объясняла правило при сборке игрушки. У каждого ребенка в руках пирамидка – я предлагала снять кольца со стержня и положить их на стол. Затем, обращаясь к детям, говорила: «Дети, давайте опять соберем пирамидку, вот такую (показывала). Чтобы получилась такая пирамидка, надо сначала найти самое большое кольцо и надеть его на палочку (дети выполняют). А сейчас опять поищем самое большое колечко и тоже наденем его на палочку». Дети ищут и находят самое большое кольцо, надевают его на стержень, игра повторяется до тех пор, пока её участники не освоят основное правило: каждый раз надо находить и надевать на стержень самое большое (из оставшихся) кольцо. Усвоив правило, дети охотно играют с пирамидками. Теперь, чтобы повысить заинтересованность, можно ввести элемент соревнования: «Кто быстрее соберет пирамидку?» При этом нужно помнить о том, что речь воспитателя должна быть эмоциональной, четкой, и в то же время спокойной. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам и мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. Педагог широко открывает от удивления глаза, дети подражают ему, у воспитателя грустное лицо – и у всех детей на лицах мгновенно появляется грусть. При объяснении правил игры воспитатель должен обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, я отмечала только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно, что), убрали на место игрушки и т.д.

Необходимо у маленьких детей вызывать интерес к новым играм: сегодня мы хорошо играли в «Чудесный мешочек». А в следующий раз в мешочке будут другие игрушки. И мы будем их отгадывать. Интерес к игре усиливается, если воспитатель дает возможность детям поиграть теми игрушками, которые использовались в дидактической игре. Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод: игра не терпит принуждения и скуки. Только когда ребенок с большим интересом и желанием будет выполнять игровые действия, решать дидактическую задачу, он достигнет хороших результатов в развитии сенсорных способностей, а также при умелом руководстве педагога будет развиваться умственно, физически, эстетически, нравственно.

Таким образом, использование дидактической игры в целях формирования сенсорных способностей ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

    Наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий.

    Насыщении этой деятельности интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием.

    Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности.

    Наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.

    Совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Предметно – развивающая среда

Свою работу я начала с создания предметно – развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому изучив литературу по детской психологии и сенсорному воспитанию в детском саду,я пришла к выводу, что при проектировании предметно-развивающей среды следует учитывать:

    Индивидуальные социально-психологические особенности детей.

    Интересы, склонности, предпочтения, потребности детей.

    Возрастные особенности.

Исходя из этих требований, я постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые мне помогли бы сформировать у детей сенсорные способности. Игрушки должны быть эстетичны и привлекательны, вызывать эмоциональный отклик у детей, доставлять им радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности, дети с удовольствием кормят игрушки, укладывают спать, ведь у каждой игрушки должно быть своё место в группе.

Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями. Важен подбор игрушек и пособий, различных по цвету, форме и материалу из которого они сделаны. Это пирамидки, матрешки из двух-трех частей, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами. Очень хорошо подбирать предметы контрастные по одному из признаков и сходные по другому. Например, мячи, различные по цвету. Мячи помещаются в пластиковые емкости (тазы) четырех основных цветов. И в скором времени малыши без труда могут сами собирать шарики в «нужную емкость». Также подбираются мячи одного цвета, но различные по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, пушистые и т.д., поместив их в привлекательные для детей коробки уже знакомых им основных цветов. Такое разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию восприятия ребенка.

Стол, наполненный игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящики, открывающиеся створки, в которых располагаются игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары,кубы, кольца),предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы.Так же необходимо формировать интерес к конструированию. Детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит на узкой короткой грани). В группе должны быть не только традиционные материалы для строительных игр, но и нестандартные – это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек.

В групповой комнате должно быть место для игр с водой и песком. Это отдельные столики, емкости которых наполнены песком и водой. Целесообразно использовать эти столики отдельно. После каждого занятия песок пересыпается в пластиковый ящик и хранится в недоступном для детей месте. Для игр с песком еще нужны совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка; для игр с водой – рыбки, лодочки, ведерки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде. Перед играми с водой и песком на детей надевают непромокаемые фартуки.

Необходимо также создать условия для экспериментирования ребенка со звуками. Это различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик и т.п.). Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «где звенит?», Нужны и музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан.

Уголок изобразительной деятельности тоже важен для формирования сенсорных способностей. Нам помогут карандаши, краски, фломастеры, пластилин, раскраски. Также в уголке имеются дидактические игры – упражнения по изобразительной деятельности (например:«Спрячь мышку», «У кого какое платье» и др.). В группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены цвет, форма, величина, материал:

    «Мозаика» (несколько видов, настольная и напольная)

    Конструкторы «Лего»

    Пазлы

    Кубики (разного цвета и величины)

    Пирамидки

    Игрушки – вкладыши

    Строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.

При оформлении уголка для сюжетных игр, я старалась подбирать игрушки и вещи с хорошо выраженными сенсорными признаками (посуда разного цвета и величины, салфетки, одежда для ряженья разного цвета и т.д.). И конечно было оформлено большое количество дидактических игр для решения задач сенсорного развития в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

Развитие речи

Одна из известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И.Тихеева пишет: «Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между последними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью».

Е.И.Тихеева верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей ученый рассматривала в неразрывном единстве. Также она утверждала, что сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Сущность эстетического воспитания Тихеева видела в частом восприятии художественных образов. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, подчеркивала Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, речь и мышление находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира.

Сенсорный опыт – начало познания окружающего мира. Чем богаче сенсорный опыт, тем успешнее идет познавательное развитие. Е.И.Тихеева писала: «Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий».

Основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детейсмногими общепринятыми сенсорными эталонами и способами их употребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению вслед за взрослым слов – названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению. На третьем году жизни малыш характеризуется бурным развитием речи. Ребенок начинает понимать все большее количество названий предметов, действий и многих обращений к нему. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, чтобы малыш усвоил его название и по заданию взрослого мог показать на него пальцем или принести его. Поэтому совместную с взрослым игру надо как можно активнее использовать для развития речи.

Одним из условий развития речи ребенка является воспитание потребности в речевом общении со взрослым. Это во многом зависит от умения педагога активизировать ребенка, организовать живое, доступное его пониманию общение, используя различные поводы для его возникновения, прежде всего ситуации действий с предметами обихода и игрушками. Наиболее часто встречающиеся проблемы развития речи детей младшего дошкольного возраста:

    Недостаточно использует речь, а слова заменяет жестами. Не вступает в речевой контакт со взрослыми или с другими детьми. Чтобы решить данную проблему, следует постепенно развивать внимание к слушанию речи взрослого и сверстников, к выполнению какого-либо действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия определенным правилам.

Не принимает участие в беседе или не повторяет слова при разучивании стихотворного текста. Необходимо создавать условия для бодрого, эмоционально-положительного состояния детей. Формировать и обогащать положительные чувства и предупреждать негативные переживания детей. Проводить игры по развитию речи расширению круга представлений:

    Организованное наблюдение,

    Показы – инсценировки,

    Рассказы по картинам,

    Беседы,

    Поддерживать самостоятельную деятельность детей.

Итак, речевая активность детей младшего дошкольного возраста развивается в процессе игр, непосредственно образовательной деятельности.

Методы, приемы, способы организации работы.

Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр. Я использовала разнообразные методические приемы:

Словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова-стихов, загадок, считалок, песенок) - Наглядные (использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей, предметов с ярко выраженными цветом, формой, величиной, показ образца, показ способа действия…). –Практические (действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей…).

Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом. Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: -Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь); -Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время); -Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада; -Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); -Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы,карточки, картинки, природный материал); - Подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, способы руководства игрой; -Подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представление о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

    Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);

    Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

    Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.

    Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика… Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

    Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей.

При подведении итогов я подчеркивала, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность. В конце игры я спрашивала у детей, понравилась ли игра, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Работа с родителями.

Работая над проблемой сенсорного развития дошкольников через дидактическую игру, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Ведь одним из важных условий обеспечивающих нормальное развитие ребенка является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании ребенка, а это педагоги и родители. Их действия должны быть согласованными, а требования постоянными. Для меня было важно выяснить, насколько важной родители считают проблему сенсорного воспитания, занимаются ли они со своими детьми, имеют ли они достаточно знаний, чтобы успешно решать эту проблему. Для этого я провела анкетирование среди родителей.

После этого была проведена консультация на тему: «Чем занять ребенка дома», на которой родители не только узнали о значении и видах игр и способах их организации по сенсорному воспитанию, но и имели возможность познакомиться с конкретными играми, узнать их правила, поиграть.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребенка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине. В семье необходимо создать предметно – развивающую среду.Игрушки ребенка должны быть изготовлены из различных материалов,игрушки для построения ряда по возрастанию – убыванию: пирамидки, матрешки и т.д. Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка. В родительском уголке я постоянно помещала материал по изготовлению дидактических игр из природного, бросового материала, бумаги, картона и т.д. Активизации их интереса к проблеме способствовало участие родителей в изготовлении дидактических игр для группы, их помощи в оформлении игрового уголка. В течении года родители участвовали в совместных выставках рисунков и поделок.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения её ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Взаимодействуя с семьей, я использовала разнообразные методы и формы работы.

Работая над проблемой сенсорного развития, я провела консультации на следующие темы:

    «Дидактические игры в организации детской жизни»

    «Создание условий для игровой деятельности ребенка дома»

    «Сенсорные способности малыша»

    « Воспитание сенсорной культуры ребенка»

    « Значение сенсорного воспитания»

Было проведено тематическое занятие с участием родителей « Магазин игрушек», где дети и родители смогли быть полноправными участниками, а родители имели возможность научиться правильно играть со своими детьми. Считаю, что такой союз родителей и педагогов будет способствовать правильному сенсорному развитию детей, а также гармонизации детско – родительских отношений.

Заключение.

Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Список литературы.

1. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова – « Программа воспитания и обучения в детском саду»; Москва, Мозаика-синтез, 2002г.

2. Л.А.Венгер – «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»; Москва, Просвещение, 1988г.

3. Л.А.Венгер – «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»; Москва, Просвещение, 1978г.

4. Н.Н.Поддъякова, В.Н.Аванесова – «Сенсорное воспитание в детском саду», Москва, Просвещение, 1981г.

5. Э.Г.Пилюгина – «Занятия по сенсорному воспитанию в детском саду», Москва, Просвещение, 1983г.

6. А.К.Бондаренко – «Дидактические игры в детском саду»; Москва, Просвещение, 1991г.

7. М.А.Васильева – «Руководство играми в дошкольных учреждениях», Москва, Просвещение, 1986г.

8. Д.В.Менджерицкая – «Воспитателю о детской игре», Москва, Просвещение, 1982г.

9. В.В.Гербова, Р.А.Иванкова, Р.Г.Казакова – «Воспитание детей во второй младшей группе детского сада», Москва, Просвещение, 1981г.

10. Е.Чиркунова – «Город цветных человечков», Дошкольное воспитание №6, 2008г., стр. 115.

Фамилия: Попова

Имя: Любовь

Отчество: Ивановна

Образовательное учреждение:

МБДОУ «Детский сад « Чайка » - Воспитатель

Образование: Семипалатинское педагогическое училище

По специальности: Воспитатель детского сада

Стаж педагогической работы по специальности: 20 лет

В данной должности: 20 лет

В данном учреждении: 5 лет

Награды:

Личная подпись: ____________

Снежана Сергеевна Гарбуз
Развитие сенсорных способностей дошкольников

Актуальность : Сенсорное развитие во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания детей.

Сенсорное воспитание-это развитие восприятия ребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положение в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятием предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте . Период первых 3-х лет- период наиболее интенсивного физического и психического развития детей . В этом возрасте при соответствующих условиях у ребёнка развиваются различные способности : речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребёнка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребёнок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно :

Является основой для интеллектуального развития ;

Упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-развивает наблюдательность ;

Готовит к реальной жизни;

Позитивно влияет на эстетическое чувство;

Является основой для развития воображения ;

-развивает внимание ;

Даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов ;

Влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

Влияет на развитие зрительной , слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания» , с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражения в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для возникновения всех других более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления) .

Программой воспитания и обучения детей раннего возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементы строительных наборов по форме, величине, расположению. Особое внимание рекомендуется уделить обучению обследования предмета, умение анализировать его и предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.

В процессе формирования изобразительной деятельности детей раннего возраста в подготовительном периоде обучения предлагается использовать специальные дидактические игры, направленные на упражнение детей в восприятии различных свойств предметов, а также игры по развитию зрительно-двигательной координации.

Особое место в работе занимает обучение обследованию, включающее в себя : целостное восприятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, расположения и относительной величины частей. Правильность восприятия формы предмета обеспечивается проведением индивидуальной работы по формированию моделирующих движений (обводка предметов по контуру перед рисованием, ощупывание перед лепкой) .

Средства сенсорного воспитания детей .

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культуры .

Сенсорная культура ребёнка-результат усвоения им сенсорной культуры , созданной человечеством.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны- общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета представлены 7 цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры.

Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребёнок в течении длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап- пред эталонный, происходит на 3-м году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчисления и группировку свойств, что требует знакомство с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все варианты. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый и чёрный). 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) . 3 разновидности величины (большой, средний, маленький) .

2 этап- средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр.

Особое место занимают эталоны величины, т. к. она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с др. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап- на 4-5г. Жизни, уже владея сенсорными эталонами дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребёнку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон,-«короткими» , и «длинными» , от глобальной оценки величины предмета (большой- маленький) дети переходят к выделению её параметров : высоты, ширины, длины. Соответственно усложняются дидактические игры.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего мл. дошкольного возраста используются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.

Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определённой системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Основная особенность дидактических игр- обучающая. Соединения в дидактических играх обучающей задачей, наличие готового содержания и правила даёт возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются игровую задачу.

В дидактических играх и упражнениях надо представлять детям возможность :

1. повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;

2. оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет) .Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

4. соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами) .

Используя дидактическую игру в воспитательно- образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка.

Другое развитие детской сенсорики- конструирование , которое является практической деятельностью, направленной на получение определённого продукта.

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

Конструируя ребёнок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение) ; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез) .

Таким образом, формируется способность сравнивать , производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

Рисование и аппликация- виды изобразительной деятельности, основное назначение которой- образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия- наблюдения.

Изобразительная деятельность- это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-нибудь предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположению частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

Сенсорное воспитание необходимо, планировать в тесной связи со всеми остальными разделами работы, включать в процесс интегрированной деятельности, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Так успешная организация занятий по ознакомлено с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка . Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию предметов, при работе с мозаикой, рисований красками.

Основным методом организации игр- занятий является побуждения интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалом, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы –вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития : их фактура, устойчивость.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка . От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.