Как все успевать с ребенком? Тайм-менеджмент и советы для работающих мамам. Как все успеть многодетной маме

Помню, когда моя старшая дочка пошла в первый класс, я сидела в вестибюле музыкальной школы и рассказывала одной беременной мамочке о том, как тяжело управляться с двумя детьми. Одного в садик надо с утра отвести, другого в школу, потом бежать на работу, бассейн, кружки, уроки по вечерам, а еще ведь и домашние дела. Я, как мама двоих детей делилась опытом….. Мамочка молча сидела и в согласие лишь тихо кивала головой. Тогда я даже не догадывалась, что передо мной многодетная мама, ожидающая появления на свет пятого (!) ребенка…. Такая она была тихая, спокойная, умиротворенная какая-то, а пять детей тогда в моем сознании просто не помещались….

Но прошло всего каких-то 9 лет, и вот я веду в музыкальную школу уже четвертого из шести наших детей. И понимаю, что тогда, со старшими детьми, мне действительно было очень сложно. Во-первых, все в первый раз, а во-вторых, у меня не было того, что спасает многодетную маму - не было системы.

У каждой многодетной мамы с годами выстраивается своя модель. Молодая мамочка похожа на человека, поднимающего без подготовки штангу весом 150кг. - она может или надорваться, или ее не поднять. Многодетная мама - это спортсмен с многолетней подготовкой, она в одном рывке поднимает снаряд, удерживает его на высоте по максимуму и может проделывать это неоднократно.

Вот уже 10 месяцев, как мы стали больше, чем семь-я, теперь нас восемь: я, муж и дети - Дарина (16 лет), Федор (13 лет), Георгий (8 лет), Ксения (5 лет), Григорию 2 года и Богдане 10 месяцев.

Я стала очень хорошим «спортсменом», «мастером спорта». И у меня появилась своя модель жизни большой семьи. На самом деле все оказалось очень просто.

Вот мои помощники:

1. Порядок, режим, минимум вещей. И это все работает только в связке одно с другим.

2. «Творческий ящик», который хранится высоко-высоко, на холодильнике. Там есть все для рукоделия, чтобы занять ребенка любого возраста. Дети знают, что играть во все это можно только на кухне под присмотром мамы. К ним в руки «ящичек» не попадает, достаю и раздаю все сама.

3.Очень помогают старшие дети и фраза: «Вы помогаете мне, я помогаю вам».

4. Мои предметы-помощники — это стиральная машинка, мультиварка, слинг, записная книжка и магнитная доска.

1. Игрушки.
Все игрушки лежат в коробках. Дети просят коробку, играют, собирают все назад, коробку убираем. Коробки все подписаны.

Оказалось, чтобы ребенок убирал за собой игрушки, надо просто делать это самой после каждой игры — малыш быстро впитывает это и вскоре сам начинает повторять мои действия.

Жаль, что я не знала этого с первыми двумя детьми, столько скандалов было по этому поводу…

Игрушек у нас не много:
- качественное LEGO (начали покупать еще старшей дочке, а теперь продолжаем, я и сама могу поиграть с ними);
- пара кукол, одежка для них, посудка, колясочка/тележка, деревянная кроватка;
- немного машинок;
- деревянная «железная дорога»;
- и по 2-3 мягких игрушки у каждого.

Сейчас у нас меньше игрушек, чем в те времена, когда было двое детей. Тогда наша квартира выглядела как филиал «Детского мира».

Оказывается, детям не нужно много игрушек - они прекрасно играют в какие-то подручные средства и при этом развивают воображение.

Детей надо было просто научить играть в то, что у них есть, а не покупать все новые и новые игрушки в надежде, что «ну вот в это он уж точно будет играть».

Коробки с паззлами, с настольными играми и мелким ЛЕГО находятся очень высоко и даются теперь строго по выдаче.

2. Так же, дома есть турник, мольберт для рисования, пианино.
3. Одежда и обувь.
Их мало — но всё функциональное и качественное. В школе - форма, в саду главное удобство, дома опять же удобство. Многое передается детьми друг другу по наследству.

Система распределения времени.

1. Приготовление пищи.
В будние дни все предельно просто:
Кашу на завтрак «варит» нам мультиварка.
Бульон для супа и овощи для салата или винегрета я варю с вечера. На следующий день бульон остается только заправить, а овощи для салата порезать.
Поджарку делаю сразу на 5-6 порций, беру нужное количество, а остальное замораживаю на потом.
На ужин готовим что-то простенькое типа салат (который с удовольствием режут малыши) плюс картошечка.

2. Поликлиники-магазины-собес.
Раньше у нас много времени уходило на походы по поликлиникам, собесам, паспортным столам, магазинам.

Мне все надо было сделать самой, я считала, что без моего присутствия ничего не будет сделано, или будет сделано не так, как надо.

Теперь я поняла, что и муж, и старшие дети с этим прекрасно справляются. Просто надо было научиться им доверять.…

К тому же, поход старшего ребенка в магазин уберегает меня от покупки лишнего — он покупает только то, что я указала в списке. Когда я иду в магазин с этим же списком, то всякий раз возвращаюсь с массой того, что не планировала купить, при этом иногда позабыв о запланированной покупке.

3. Когда дети балуются.
Еще теперь я точно знаю, что если дети балуются, то здесь два варианта:
либо им заняться нечем,
либо они устали сами от себя (а т.к. у детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, во всем должна быть мера, им потом физически трудно остановиться). Мы с мужем стараемся не давать детям дурачиться, то есть баловаться от нечего делать.

Вот и сегодня вечером мой шестилетний ребенок начал дурачиться. Я взяла его за руку, отвела к мольберту, написала примеры по его возрасту и он их с удовольствием начал решать (отвлекся, переключился), а потом рисовал орнаменты по образцу. Так зарисовался, что самому понравилось — в этот момент напоминаю ему, что время дано человеку для дела, а не для баловства.

4. Грудное кормление.
Можно прекрасно совмещать с чтением и себе и детям, с едой, с разговором по телефону и написанием писем в Интернете.

5. Прогулки.
Можно превращать в познавательные уроки, изучая кору на деревьях, рассматривая следы птиц и провожая лед на Неве.

Прогулки — это вообще спасение:
во-первых, это общение, которого порой не хватает нашим детям,
а во-вторых, чем дольше мы гуляем, тем меньше беспорядка дома.

Пришли с улицы, разделись, руки помыли, поели и — «Тихая игра»: одного в ванну играть в кораблики, другого в комнату, строить из ЛЕГО, третьего на кухню, рисовать или лепить. И все при деле.

Наш обычный день выглядит примерно так.

Утро.
Подъем, будим детей. Пока старшие собираются и завтракают, мы со средним делаем логопедические задания, которые задали в садике. В это же время снимаю высушенное белье, вешаю сушить то, что постиралось за ночь, что-то глажу…
Теперь надо разбудить и собрать самых маленьких.

Все готовы - выходим. Старших сажаем на автобус (гимназия далеко, но она того стоит). Первые года то папа, то я отвозили и забирали детей — теперь пришло время, и в школу они ездят сами, маршрут знают наизусть.

Машем им ручками и с малышами продолжаем наш путь к садикам. По пути обсуждаем планы на вечер, повторяем логопедические рифмовки или заданные стихи, дружно решаем в уме примеры, поем песенки. Сдаем первого ребенка в сад - я только заглядываю в группу, чтобы сказать о том, что я сдаю им ребенка (в саду все удивляются, какие дети у нас самостоятельные). Потом ведем второго в другой, логопедический сад.

Все, утренняя «развозка» закончена, и можно погулять с теми, кто пока еще при маме.

Гуляем в основном туда, куда ноги малыша идут, не торчим на детских площадках - это сужает кругозор ребенка. Мы с ним изучаем окружающий мир: жучков, песочек, камушки, стоим и подолгу смотрим на трактор, на машины, он что-то спрашивает, я отвечаю - вот считай и на «развивалки» сходили….

После прогулки заходим в магазин, покупаем продукты, иногда забегаем в библиотеку, чтобы обменять книги.

Дома - завтрак для малышей.

Потом, через некоторое время, — домашнее плавание в большой ванне. Так как плавание это активный процесс, во время которого малыш бурно себя ведет, мы перенесли его с вечера на утро.

После плавания младшая дочка легко засыпает.

В это время я читаю что-то сыну или проверяю электронную почту.

Потом мы с ним занимаемся домашними делами: сыну надо чинить его машинки и строить гаражи, а мне нужно по максимуму успеть сделать домашнюю работу.

День.
Когда школьники возвращаются из гимназии, мы все вместе обедаем. За столом все наперебой делятся своими новостями за день, я слушаю их внимательно, что-то комментирую, делаю какие-то замечания.

Затем час на уроки.

И начало вечерней «развозки»: идем в один садик, потом в другой. В какие-то дни идем в ДТЮ на дополнительные занятия, в какие-то - в музыкальную школу. У старших есть музыка, рисование, бассейн, у малышей — музыка, рисование, игровой танец. Два раза в неделю приходит репетитор по английскому. Всё, все пристроены, и мы всех ждем, гуляя рядом по парку.

Если нам повезло, и папа вернулся с работы рано, то обратно едем домой на машине. Если нет, то веселой толпой сами идем домой.

Раз в неделю нам надо ездить на Садовую к логопеду. Поэтому мы заезжаем в школу за сыном, погружаемся в подземку, едем в центр — вот и экскурсия по городу для детей.

Вечер.
Дома, пока я разогреваю ужин, младшие дети здесь же заняты со мной «творческим ящичком». В это время папа общается со старшими.

Семейный ужин, и опять разговоры, шутки, смех…. Посуду после ужина моют поочередно старшие ребята, я в это время укладываю спать малышку, а папа купает всю младшую компанию в ванной.

Затем доделываем уроки, т.е. то, с чем наши школьники не справились самостоятельно.

Потом — сбор с вечера всего на завтра, и — долгожданное вечернее чтение. Сначала читаю для младших про «репки-колобки», потом для старших. Слушают с интересом все дети.

Часто по вечерам старшие, если не задано много уроков, сами читают малышам, укладывают их спать — а это значит, что мы с мужем можем сходить прогуляться перед сном, выпить в кафе чай-кофе, а можем просто вдвоем посмотреть какой-нибудь фильм.

В выходные дни
Обычно мы ездим в гости, в музеи или на длительные прогулки.

В воскресенье у старших — воскресная школа.

Старшая дочка (по собственной инициативе) занимается с малышами музыкой, а по моей просьбе — помогает братьям с английским.

Еще мы вместе готовим, печем пироги….

Но главное — даже не в режиме и не в системе.
Самое главное, что я поняла уже как многодетная мама:В этом мире можно прожить без супа, без выученных уроков — но нельзя жить без любви. Все, что ты делаешь, надо делать с любовью — и тогда любое дело дается легче.

1547

Есть некий стереотип, что многодетная семья чаще всего неблагополучная, а мама - по "закону жанра"- этакая загнанная лошадь с всклокоченными волосами и потухшим взглядом. И "знатоки" еще добавляют, что, мол, до себя ли, когда надо управиться с тремя (и более) детьми. Так вот, от количества детей "успеваемость" не зависит - я бы даже сказала, что с тремя я успеваю больше, чем раньше с одним. Утром мне позвонила подруга, мама одного малыша, и пожаловалась, что не выспалась, что нет сил убраться дома. Спросила, чем занимаюсь я. На часах было 10, и к тому времени я проводила старших в сад, вымыла пол в квартире, трижды запустила машинную стирку, сварила суп на обед, испекла творожные шарики детям на вечер, замариновала курицу мужу на ужин, разобрала шкафчик в ванной, покормила малыша, заказала подарок сыну на день рождения и написала 3000 знаков новой статьи. Подруга недоумевала: "Как ты все это успеваешь?!..."

Итак, как все успеть многодетной маме?

  1. Планирование. Ежемесячно я составляю план-сетку, где написаны основные мероприятия, включая семейные поездки, кружки детей, посещения врачей и т.д.на каждую неделю. Если вдруг появляются "окошки", у меня под рукой список дел второстепенной важности. Планирую я и меню удобным для себя способом: так, по средам и пятницам у нас различные овощные блюда, вторник и четверг- рыба в различных вариациях, по понедельникам и субботам - мясо или курица, а в воскресенье мы традиционно печём пиццу или пироги. Занятия с детьми тоже планируются еженедельно: во вторник мы лепим из пластилина, в четверг рисуем красками.
  2. Режим дня. Мы соблюдаем его неукоснительно, поэтому многое вошло в привычку даже у детей, например, чистка зубов перед сном, прогулка после полдника (в выходной), воскресная служба. В 21.30 дети спят, и я могу принять ванну, пообщаться с мужем и полноценно выспаться, а в 7 утра мне не приходится будить подолгу своих детей, потому что они и сами просыпаются к тому времени. Одно время мне не удавалось организовать питание по часам, но нахождение часами на кухне с целью "дать печенку", "налить водички", "отрезать яблочко" наконец мне надоело: перекусы я убрала вообще (только фрукты и только в положенное время), и составила график приёма пищи.
  3. Оптимизация процесса. Это касается рутин, уборки и готовки. Сборы мужа на работу и старших детей в сад занимают не более получаса: по пятницам я глажу и развешиваю каждому по 5 комплектов одежды, и в будни мне не надо заниматься этим вопросом; перекус мужу на работу собираю с вечера, а завтраки готовлю утром в течение 5-7 мин., либо использую режим отсроченного старта в мультиварке. После ухода старших и мужа я мою пол, разбираю хотспоты и убираюсь в определенной зоне по системе Флай-леди. В это время стиральная машина стирает белье, посудомоечная - посуду.
  4. Ребёнок в помощь. Я никогда не занимаюсь хозяйственными делами, когда ребёнок спит- это моё личное время, время отдыха или сна. Если малыш мешает мне, я приобщаю его к своим занятиям: протираю пол- и ему даю тряпочку, разбираю полки- и ему даю коробку с игрушками:не хочет убирать- пусть играет. Старшие дети имеют свои посильные обязанности: сын протирает кухонные шкафы и убирает столовые приборы в ящик, дочь снимает белье с сушилки и приводит в порядок стол.
  5. Организованность детей. После прихода домой снять обувь и верхнюю одежду и повесить на плечики (дочери ещё помогаю), помыть руки; после еды убрать посуду в посудомойку; после игры убрать все игрушки по ящикам и т.д.
  6. Делегирование обязанностей. На подготовительные курсы к школе старшего сына отвозит соседка, и мне гораздо проще платить ей небольшое вознаграждение, чем кататься с малышом туда-обратно на общественном транспорте. Муж каждую субботу закупает продукты по составленному мной списку, пока мы с детьми готовим семейный ужин.
  7. Минимизация поглотителей. Однажды я подсчитала, что интернет - сёрфинг съедает около 2 часов в день моего времени. Это время можно потратить на просмотр фильма, чтение книги или уход за собой, что полезнее, нежели бесцельное блуждание в сети.
  8. Отдых и сон. Если я недосыпаю ночью, то во время дневного сна малыша я тоже ложусь спать. Если я плохо себя чувствую, то я отдыхаю, а не занимаюсь уборкой, превозмогая себя. Моё хорошее самочувствие - залог благополучия семьи.
  9. Вдохновение. Полчаса в день я уделяю чтению интересной книги или своему хобби, т.е. делаю что-то лично для себя, поэтому у меня нет ощущения, что я живу только детьми. Дети не помеха личному развитию, напротив, с их рождением сфера интересов расширяется, и многие мамы начинают рисовать шедевры, печь вкуснейшие торты или заниматься пэчворком.
  10. Бездетное время. Моё твёрдое убеждение- у мамы должно быть время, когда она отдыхает от детей. Раз в неделю, пускай на пару часов, но я выхожу из дома одна. Иду ли я в гости к подруге или в магазин косметики, не столь важно. Я успеваю развеяться и прихожу отдохнувшей.

И последнее важное послесловие. Я не успеваю ВСЕ, это невозможно, но я успеваю делать то, что считаю важным. Именно поэтому я не глажу постельное белье, а аккуратно расправляю во время сушки и затем убираю с чистой совестью в шкаф. "Каждый выбирает для себя...", как в стихе Ю.Левитанского.

Дата: Июль 22, 2015

Мама, папа и семеро детей!

Как все успеть многодетной маме? Отвечу шепотом: «НИКАК. ВСЕ успеть НИКАК, да и не нужно». Это было моим открытием после тренинга по тайм-менеджменту. Вообще-то, многодетная жизнь отличается многочисленными внутренними открытиями, большими и маленькими, но необходимыми для выживания. Вот некоторыми своими последними открытиями я и поделюсь.

Неудовлетворенность собственным днем

Я все время удивлялась, почему я не испытываю удовлетворения от прожитого дня, точнее от выполненных дел, хоть их список огромен, но мне все кажется, что я что-то важное не успела сделать и завтра нужно бегать быстрее и прыгать выше.

Одним из заданий тренинга по тайм-менеджменту было составить список дел по каждой из сфер жизни, которые мне кажутся необходимыми для моего личного удовлетворения этим днем. Когда я выписала дела по каждой из сфер моей жизни: «Домоведение», «Семья» и «Творчество», то очень забавно оказалось, что список дел, которые мне необходимо выполнить, чтоб удовлетвориться на сегодня, очень длинный и явно не осуществимый даже за 3 дня. Это было для меня открытием! Я не могу сделать ВСЕ, что считаю необходимым для удачно прожитого дня… физически это не возможно☺.

Разделитель по сферам деятельности


«Самая решительная»

Даже одно осознание загадочного «ВСЕГО», которое нужно успеть, существенно облегчило мне жизнь. Например, для удовлетворения моего кулинарного «ВСЕГО» совершенно необходимы суп, салат и выпечка. И я теперь понимаю, почему мне неудовлетворительно, если нет супа, хотя стол ломится от разной еды. «Нужен суп» — встроенная программа. Иногда проще его все-таки сварить (я очень люблю суп, кстати) и с удовольствием съесть, но иногда можно и поспорить с программой.

Я очень люблю готовить и часто зависаю на кухне, особенно если ждет какое-то не особо приятное другое дело. В таких ситуациях меня выручает вопрос «Зачем?». «Зачем я сейчас готовлю еще и булочки?» — Для своего удовольствия, это – хорошо, а если я так пытаюсь убежать от мытья окна, то… убегай с удовольствием, а не поджав хвост.

Организованное делегирование дел

«Другие сделают хуже». Обычно это касается привлечения детей. Ну, и пусть, зато, может, научатся делать лучше и, во всяком случае, будут заняты полезным делом и узнают цену свободному личному времени. Чтобы снизить конфликтность раздачи, а главное, сдачи☺ заданий, я каждый вечер печатаю список из 5-ти «хороших дел» для каждого ребенка на следующий день и вывешиваю на холодильник. занимают в среднем 30-40 минут, но существенно облегчают мою жизнь, поскольку это получается 2,5 часа полезного труда! Вот, например, два варианта для школьника:

Как многодетные мамы все успевают организовать? Хитрые решения, многоканальное восприятие, чужой полезный опыт, самостоятельные дети, быстрое переключение внимания, разнообразная бытовая техника. Со стороны кажется, что все работает само, но это тяжелый ежедневный труд.

Фокусировка на слабом звене


«Самый главный»

Из советов многодетных мам мне запомнился один интересный принцип: не стоит стараться поделить свое внимание на всех детей одинаково, отметь себе наиболее нуждающегося в текущий момент ребенка и адресно с ним взаимодействуй несколько дней. Это удобно, когда я быстро (а в многодетной жизни все происходит быстро) решаю, с кем пойти поливать теплицу, кого мне взять с собой в магазин для компании или кого пригласить раскладывать пиццу: заодно и пообщаемся побольше.

Интересный факт мне попался, что больше всего испытывают недостаток внимания в многодетной семье вовсе не старшие дети, с которыми интересно что-то затеять или пообщаться уже по-взрослому, и не младенец, который рядышком с мамой, а предпоследний ребенок, еще недостаточно большой, но уже слишком везде бегающий, да еще и с «кризисом трех лет» в придачу. Так что особое внимание Титину – мне на заметку.

Принятие действительности

Упаковка нарезанной тоненькими кружочками колбасы – хороший символ многодетной жизни☺. Вот так же мой день нарезан на отрезки по 5, хорошо, если целых 7 минут, когда ничего срочного не случается и никто из детишек не приносит мне своих радостей или бед. Значит, и мне нужно настроиться делать маленькие дела или маленькие кусочки больших дел и научиться получать удовлетворение от такой мельтешной жизни.

Многодетные семьи - это сейчас они в диковину, а ведь когда-то большое количество детей считалось нормой жизни. Сейчас согласно российскому законодательству многодетной семьей считается та, которая воспитывает три ребенка и более. Но это формальное, сухое определение.
Тема многодетной семьи сложнейшая. Представление о многодетных семьях в последние годы претерпели коренные изменения, раньше такой семьей считалась та, в которой 5 и более детей. Многодетная семья - это, прежде всего, нормальная семья. К сожалению, статистические данные и семейный опыт показывают, что большинство молодых людей даже не задумываются о создании многодетной семьи. Многие из них предпочитают ограничиться одним ребенком.

Причин, по которым в семье появляется много детей разные: кто-то планировал ребенка, но родились двойняшки, кто-то шел на этот шаг сознательно.

Безусловно, женщина начинает ощущать родительские чувства раньше, чем мужчина. Она понимает, что она мать, еще во время беременности, а вот папам еще предстоит пройти этот путь.

Многодетная семья сталкивается с целым рядом трудностей. Не будем говорить о материальных, бытовых, финансовых и других проблемах. Поговорим о другом: родительство, особенно в семье, где более двух детей - это тяжкий изматывающий труд.

Вопреки общему мнению, дети не всегда главная проблема в многодетной семье. Такие семьи сталкиваются с другими проблемами:

Проблемы в многодетной семье

  • как физически успеть уследить за всеми и уделить всем внимание, когда один спит, а другому нужно вести себя потише;
  • когда одного кормишь, а другие сейчас просят играть с ними.

Многодетным мамам нужно вдвойне уметь контролировать себя и свои эмоции. Это уже родители профессионалы, они компетентно справляются со своей работой.

Распорядок дня многодетной мамы мало чем отличается от распорядка дня женщины, у которой скажем всего 1 ребенок: встаем, завтракаем, потом гулять, и гулять нужно обязательно каждый день. Да это сложно одеть троих детей и одеться самой...

И главное, маме надо отдыхать. Это не сон. Речь идет об отдыхе от родительских забот. Отвлечься от домашних дел. Для того, чтобы карапуз не лез постоянно на колени к родителям, надо научить его тому, что у мамы и папы есть своя территория. Помните, стихотворение:

Мама спит она устала, но и я играть не стану,

Я волчка не завожу, я уселась и сижу.

Даже мамы с одним ребенком согласятся, что нужен перерыв, отдых. Для этого в семье должны быть традиции отдыха. Их можно придумать самим, но можно и позаимствовать у предков.

Можно ходить в поход (конечно, подготовка к нему задолго заранее: продумать и подготовить еду, лекарства, палатки).

Отдыхать надо хотя бы потому, что уставшие родители мало чего могут дать своим малышам.

Для того, чтобы у родителей появилось свое время, большинство мам и пап используют так называемый отбой: «детское время кончилось, марш спать».

Для того чтобы воспитать традиции между взрослым и детским временем нужно приложить немало усилий. Даже специалисты заметили, что дети очень сильно сопротивляются вводу комендантского часа. А задача родителей сопротивление выдерживать и объяснять почему. Родителям нужно иметь власть над детьми (в хорошем смысле слова, не деспотию): правила нужно устанавливать; семейная жизнь должна регулироваться.

Отделить себя от детей иногда кажется мамам неправильным, что они будут плохими родителями. Не надо этого бояться. Ведь для детей полезно иметь возможность научиться взаимодействовать со своими сверстниками. И когда от двух и больше детей, маленькие сами туда уходят. Там их мир, там они говорят друг с другом на одном языке, языке детства. Правда такая подсистема не возникает сама по себе, ее должны создать родители. Конечно ресурсы у всех разные. В нашей городской субкультуре, не возникают сами ресурсы антиродительское время, антисемейное, у нас все ориентировано на детей. Но в долгосрочной перспективе может очень подтачивать семью. Необходимо следить, чтобы родительские роли не заменяли, не вытесняли все остальные. Особенно это касается женщин, чтобы они не забывали что они не только мамы, но еще и жены. Мама не должна замыкаться на детях. Такая система автономна, мамы получаются зациклены, плюс находят материнское сообщество в интернете, а мужчина - он дистанцируется от этого сообщества. Для семьи это крайне вредно.

Говоря об отдыхе, -- важно переключение с одного вида деятельности на другой, личностный. И помочь этому могут хобби, увлечения. Посещайте места, где можно зарядиться адреналином, (полетать на воздушном шаре, к примеру).

Получить заряд бодрости и энергии помогает не только аэродинамическая труба. Радость могут приносить и другие, более приземленные занятия.

Беременность плавно перетекает в кормление, кормление в игры...

Родительское пространство - кровать. И все покушаются на нее - от мала до велика, а порой и гости сидят на этой кровати, поскольку и гостинная и столовая в одном. Отстоять супружеское ложе от детских посягательств это тоже сложная задача, но решить ее необходимо. А когда малыши любят засыпать между родителями... А теперь представьте что карапуз не один, а их трое.

Вот ситуация: в одной семье - папа, мама, двое детей. В квартире супружеская кровать и двухэтажная детская. Угадайте, кто где спит.

Конечно вариантов много, но большинство мам отвечают так:

  • Мама с малышом на втором ярусе, а папа один - на супружеском ложе.
  • После двух лет нахождения ребенка на потенциально супружеском ложе, это не полезно.
  • Для того чтобы родители чувствовали себя в семье комфортно они не должны себя ломать. Изменяться да, но не изменять себе!

Если есть потребность провести время вне семьи, то ее надо удовлетворить. Поскольку мамам нужно черпать где-то энергию, чтобы привнести ее потом в семью.

Обесточенная мама, обескровленная домашним хозяйством.. много ли получат дети.

Кто-то поход на работу приравнивает к подвигу, а вот для многодетных мам - это сродни посещению театра. Это мощнейший ресурс, если чья-то профессия предполагает не забросить ее полностью пока дети маленькие, но это сложно.

Нельзя в угоду малышам все 24 часа в сутки лепетать, придумывать имена куклам, вязать банты. Этому нужно учить ребенка, но совсем не обязательно становиться с ним на одну ступень, можно стоять и наверху лестницы.

Важно чтобы женщина могла себя чувствовать просто человеком.

Для многодетных родителей отдых, как правило, это немыслимая роскошь, но она необходима, просто потому, чтобы не иссякли силы.

  • Забота за детьми это как выдох, и нужен вдох.
  • Мамы могут качественно отдыхать за небольшое время.
  • Сегодня многодетные семьи это особый мир, не похожий на 1 или 2 детей.
  • Да невелик процент тех, кто готов обзавестись оравой ребятишек, но такие семьи к счастью есть.

Присылайте свои комментарии как вы справляетесь с малышами, даже если он у вас один.

Мамочки с первенцами часто жалуются: времени нет, я ничего не успеваю, иногда даже поесть толком или сходить в душ нет времени, а что уж там говорить о том, чтобы выйти куда-то с мужем или заняться английским, о котором так давно мечтала.

А как же те, у кого не один малыш, не два, а трое, четверо, пятеро — как же им удается найти время и на детей, и на мужа, и на себя? Так, чтобы и в семье все были сыты, довольны, обласканы, и самой было не стыдно на улице показаться? Удается ли им это?

Основные ключи, помогающие мамам успевать так много:

Организация времени и режим дня

Как ни странно для многих это прозвучит, но дети любят порядок. Размеренная жизнь изо дня в день, когда подъем сменяется умыванием, завтраком, прогулкой, нравится детям — они меньше капризничают и беспокоятся, зная, чего именно и когда от них ждут, и выполнят свои ежедневные нехитрые ритуалы с радостью.

Ирина (Mama Iriska): «В воспитании помогает свой же опыт. Сложнее всего было с первым, сейчас легче. Уже по-другому расставляешь приоритеты».

Наталья (Натусятка): «И готовлю, и убираю, и деток по кружкам вожу, но замученной себя абсолютно не считаю, у нас всё по графику и распланировано».

Анна (): «Много детей — это 45 подростков в вагоне, который трое суток едет на Байкал в экспедицию. А трое — это всего трое».

Анна (solnca): «С тремя детьми подход к вопросам организации времени становится совсем другим. Поэтому и время есть на всё. Самый главный помощник — распорядок дня. Мы не устанавливали его специально, он как-то сам организовался. Дети легко подлаживаются под размеренный ритм жизни семьи. И тогда не возникает вопросов, что они спят в разное время или едят».

Екатерина (басята): «Да, день расписан практически по часам, вечером бывает усталость, но если все правильно распланировать, то время найдется на все».

Елена (elena-boldova23): «Дети учат правильно организовывать своё время, ответственно относиться к своему здоровью и своей физической форме, вести активный образ жизни и вообще скучать с ним мне уж точно не приходится»

Открытие нового

Большинство наших героинь с увеличением количества детей в семье стали более организованными и целеустремленными, открыли в себе новый источник сил, вдохновения и творчества.

Ирина (Mama Iriska): «Я открыла в себе массу возможностей! Сейчас успеваю всегда приготовить еду, поддерживать порядок в доме»

Елена (elena-boldova23): «Поход в салон красоты — редкое явление в моей жизни. Но зато я выработала свой собственный комплекс упражнений, который позволяет быстро возвращаться в форму после родов, после кормления грудью».

Распределение обязанностей и взаимопомощь

Большая ошибка многих мам — пытаться быть во всем «отличницей». Помните, как в фильме «Белое солнце пустыни»? «Готовит, убирает, за детьми смотрит — и всё одна? Тяжелоо!» Не нужно пытаться все дела взвалить на себя, стремясь стать супер-мамой. Истощение и разочарование наступят очень быстро. Для мамы и хозяйки важно уметь делегировать обязанности (мужу, детям, родителям, няне), уметь привлекать помощников и не стесняться использовать вещи, которые могут облегчить быт.

Анна (): «Необходимо умение видеть главное, а не только пыль на полках».

Наталья (Натусятка): «Мои помощники: старшие дети, моя мама, муж — мы одна большая семья, и все всегда готовы прийти на помощь. В любой момент я могу положиться на них, особенно на маму — она главная моя палочка-выручалочка. С уборкой старшие дети помогают, с покупками — муж».

Екатерина (✰Катюня✰): «Мой главный помощник (и практически единственный) это супруг, с таким папой можно и еще троих родить».

Вообще приятно было узнать, что больше всех помогают мамам именно любимые мужчины, а уж потом бабушки, тетушки и няни.

Вот что наши мамы могут им доверить:

Ирина (Mama Iriska): «Муж иногда помогает в приготовление пищи. Может забрать всех троих гулять или в какую-нибудь небольшую поездку и дать мне время отдохнуть».

Елена (elena-boldova23): «Муж мне помогает в домашних делах всегда, когда может».

Анастасия (ЁНОЧКА): «Купает детей, покупает продукты по списку, отводит старшего в школу и забирает, варит кофе только папа, ну и классика — мусорное ведро выносит папа! Ах да, еще дочь спать укладывал до недавних пор — она только под папины песни засыпала, а теперь сама стала в тишине».

Маленькие помощники

Яркой отличительной особенностью большинства семей наших героинь является то, что даже младшие члены семьи уже активно помогают старшим и имеют свои обязанности.

Елена (elena-boldova23): «Старшие дети помогают, они всё умеют: готовить, стирать, гладить, убирать. И за маленькими детьми присмотреть могут. Дети знают, что дома должно быть чисто. В их обязанности входит: следить за своей одеждой, собирать портфель, наводить порядок на письменном столе и в комнате. Если поели, они всё убирают сами. И мусор, конечно, выносится ими регулярно. За учебные дела каждый отвечает сам, а домашняя уборка проводится вместе. Не важно, кто насорил или испачкал — убираем всё равно все вместе. В мои обязанности входит проверка домашних заданий и подготовка к школе. Я всех детей готовила к школе сама. Еще дополнительно занимаюсь с ними языками, когда есть свободное время. Если назревает праздник (дни рождения, Пасха, новый год, Рождество), готовим все вместе. Это уже традиция-печь куличи, красить яички, резать салаты. На дни рождения мы торты никогда не покупаем, всегда печём сами. Дети сами придумывают, каким будет торт».

Ирина (Mama Iriska): «Маленький сам очень аккуратный ребенок, никогда мусор не бросит, несет в ведро. Старшие моют посуду, поливают цветы, подметают, убирают игрушки».

Анастасия (ЁНОЧКА): «Дети сами очень помогают мне. Если один ребенок начинает что-то делать, то остальные дружно подхватывают, так что главное правильно организовать. Опять же, старшие учат младших, помогают им».

Ирина (): «Нужно учить детей быть самостоятельными, а не делать все за них».

Анна (solnca): «Мы всё делаем вместе и привлекаем детей и к уборке, и к готовке, и к стирке, и к огороду, и к строительству, и к уходу за собакой, и т. д.».

Вещи-помощники

Наши мамы считают, что самые лучшие вещи-помощники — это:

  • Стиральная машина: на первом месте, поскольку стирать многим приходится каждый день, а иногда и по нескольку раз
  • Автомобиль: в семье, где есть несколько детей, без машины обойтись трудно. Часто именно после рождения 2 или 3 ребенка женщина садится за руль, а часто и увеличивается размер автомобиля)
  • Посудомоечная машина: есть не во всех семьях, но вещь, безусловно, облегчающая быт
  • Мультиварка: признана многими мамами лучшим помощником на кухне
  • Еще в ответах были: планшет (обучающие и развивающие программы, мозаики, «рисовалки») для дороги и ожидании, коляска-трость, манеж, рюкзак/слинг, детский стульчик, хлебопечка и даже робот-уборщик.

Ну а самое важное в любой семье всё-таки любовь. И пусть на что-то другое и не хватит времени, главное - успевать любить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.