Как развить речь ребенка? Что развивает речь ребенка? Становление речи ребенка: ступени и способы развития

Рассмотрим как должна развиваться речь вашего ребенка от рождения до 2 лет. С чего начинается развитие речи у ребёнка.

Показатели речевого развития ребёнка

Первый этап (с момента рождения ребёнка до одного года) — подготовительный. В это время происходит подготовка к овладению речью.

Для формирования и развития речи необходимы три составляющие:

Эмоциональное общение с малышом для развития подражания;

Сенсорное развитие (тактильные ощущения, зрительное и слухоречевое восприятие предметов);

Двигательная активность (тренировка общей и мелкой моторики).

Одним из первых проявлений доречевого развития считается рефлекторный крик ребёнка. В 2—4 месяца младенец начинает произносить короткие звуки — появляется гуканье, а затем и гуление, которое не несёт смыслового содержания. Необходимо отметить, что гуление наблюдается и у глухих от рождения детей, что свидетельствует о существовании у ребёнка врождённой способности к освоению речи.

С 5 месяцев ребёнок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать взрослым. Многократное повторение определённого движения ведёт к закреплению конкретного двигательного навыка.

В возрасте 7—9 месяцев ребёнок начинает повторять за взрослым всё более разнообразные сочетания звуков. Лепет, пение слогов в 9 месяцев является предпосылкой нормального развития речи в будущем. Во время лепета вырабатывается обратная связь между работой речевых органов и восприятием внешней речи по слуховым каналам, что способствует развитию голоса.

Необходимо отметить, что при наличии серьёзных нарушений, ведущих к речевой патологии, отмечается угасание лепета (например, при аутизме, нейросенсорной тугоухости и др.).

В 12 месяцев заканчивается подготовительный этап в развитии речи, словарный запас малыша в этом возрасте обычно составляет от 5—7 до 9—12 слов. Усвоены гласные а, у, о, и; согласные м, п, б, к, г. Ребёнок целенаправленно использует для общения жесты, владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», берёт игрушечную кошечку, подносит её к миске и произносит: «Ням-ням» и т. д.

К полутора годам словарный запас малыша может достигать 50 слов. На этом этапе важно добиться у ребёнка соотнесения слова и действия, он должен правильно понимать простые просьбы: сядь, пей, спи, мой, беги и т. д. В этот же период необходимо стимулировать потребность использовать однословные предложения (дай, пить...), несколько позже — двухсловную фразу (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые действия, вовлекайте малыша в разговор: «Я несу куклу, мою куклу, даю куклу. Что ты делаешь? Куклу несёшь? Скажи: „Несу куклу"»; «Я ем, я играю, я пою... А что ты делаешь? Скажи...» ит. п.).

В 2 года многие дети говорят простыми предложениями. К этому возрасту они усваивают звуки н, т, дь, тъ, нь, ль, сь, хь, ць, й. Малыш уже может достаточно долго общаться с близкими на своём языке (автономная речь), но при условии, что они его понимают; показывает части тела, которые называет взрослый. Ничего страшного, если ребёнок пропускает в словах отдельные слоги (до свидания — до данья), вставляет лишние звуки (стаканчик — таньканчик), а при стечении согласных опускает один звук (стол — тол). Даже если его понимают только близкие, это соответствует нормальному речевому развитию.

Развитие речи происходит индивидуально: кто-то начинает говорить раньше, кто-то — позже, но к 3 годам словарный запас ребёнка составляет в среднем от 300 до 800 слов. Малыш уже говорит предложениями из 3—4 слов, его речь понятна не только близким, но и чужим людям. Он может произносить звуки ы, э, л, с, з, ц, ж, ч, ш. В этом возрасте допустимы нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слов, состоящих более чем из 3 слогов. Малыш понимает и выполняет простые словесные инструкции, способен запоминать простые стихотворения.

О, эти незабываемые эмоции, когда ваш малыш говорит свое первое «агу» и «мама». Ощущение великой радости знакомо практически каждому родителю. Но как быть, если дальше этих слов прогресс не идет и ваш малыш упорно не хочет говорить? В этом случае нужно помочь ему освоить столь сложный и непонятный язык. И сделать это сможете только вы.

Как правильно развивать речь ребенка?

Развитие речи малыша условно делится на несколько стадий:

  1. Крик. Является рефлексом и возникает вместе с потребностью ребенка в защите, тепле, еде и комфорте.
  2. Гуление. Со второго месяца ребенок начинает произносить звуки а-агу, гы-э и т.п. Если вы внимательно присмотритесь к малышу, то заметите, что он ожидает вашей ответной реакции. Это значит, что ребенок уже учится строить с вами диалог.
  3. Лепет. Примерно в 6-7 месяцев ребенок начинает произносить первый слоги: ма, ба, па. Постепенно они складываются в цепочку: ма-ма, па-па и т.д. В этот период важно повторять ребенку эти слоги, читать ритмичные стишки и петь малышу. Так вы будете развивать еще и слух.
  4. Первые слова. Примерно с 11-12 месяцев ребенок нуждается в развитии словотворчества. Малыш внимательно слушает предложения, стихи и сказки, которые родители говорят вслух. Поэтому, даже находясь на улице важно общаться с ребенком короткими и емкими фразами. Например, собака – ав-ав, машина – би-би, паровозик – ту-ту или чух-чух.

Играем и учимся говорить

Начиная с одного года важно начать использовать детские игры, развивающие речь. Многие родители ограничиваются стишками и чтением книг, другие начинают заниматься с малышами в специализированных кружках ясельного типа. Однако есть более эффективные варианты, при которых можно не выходить даже из комнаты малыша. Итак, развиваем речь ребенка дома:

1. Разговариваем вслух. Если малыш находится в пределах вашей видимости, начните разговаривать сами с собой, короткими, медленными и отчетливыми фразами. Так, чтобы малыш видел ваши действия и слышал, что вы говорите. Например: «Я сейчас помою посуду», «Мама варит кашу», «Саша сейчас будет кушать» и т.д.

2. Параллельная беседа. Метод, схожий с предыдущим, но основанный на комментариях того, что делает сам ребенок. Иными словами вы даете ребенку подсказку, как называется предмет, который он держит в руках, каковы свойства этого предмета и т.п. Ребенок получает личный опыт и в дальнейшем научится быстрее использовать ваши слова.

3. Провокация. Заключается в преднамеренном непонимании ребенка. Например, малыш называет вам игрушку или показывает пальцем на нее и хочет, чтобы вы ему ее дали. Попробуйте дать не ту игрушку. Первая реакция малыша естественно будет возмущение, как так вы не поняли, что он имел в виду. В дальнейшем можно задавать ребенку вопросы: «Я не понимаю, ты хочешь мячик или куклу?». Ребенок охотно начнет объяснять непонятливому родителю чего он хочет.

4. Песенки, стишки и потешки. Почти все игры для детей, развивающие речь основаны на чувстве ритма. Особенно если таким образом вы сопровождаете какое-либо действие ребенка. С помощью стишков и приговоров, вы поможете малышу не только освоиться с речью, но и приучите его к горшку, научите пользоваться ложкой и привьете ему прочие социальные навыки. Также с помощью ритмичных игр вы сможете задействовать двигательную активность малыша. Чем больше вы будете выполнять сложных движений с пальцами руками и всем телом малыша, тем больше участков мозга будет задействовано. Приведем несколько примеров таких игр:

  • Каждый с детства помнит потешку: «Идет коза рогатая, за малыми ребятами…». Сделайте паузу, и только потом добавьте «забодаю, забодаю, забодаю». Малыш будет снова и снова ждать этого эффекта неожиданности.
  • Также малыши обожают говорилочки, в которых они сами активно участвуют. Ту же самую фразу «Гуси-гуси» можете произнести вы, а фразу «га-га-га» ребенок охотно повторит за вами.
  • Используйте игры, обучающие ребенка. Например, такую:

Жук жужжит – жу-жу-жу-жу

Я вам глазки покажу

Я вам лобик покажу

Ребенок быстрее запомнит, где глазки и прочие части тела находятся у мамы, затем сможет показать их у себя, а на третьем этапе сам начнет называть их.

5. Исследования ученых доказали, что лучшие игрушки, развивающие речь – это обычные бытовые предметы, разные по цвету, форме и прочим характеристикам. Яркий тому пример можно увидеть на кухне, когда малыш предпочитает обычным игрушкам крупу, кастрюли, чашки и ложки. Изучение таких предметов с вашими комментариями о том, что можно ими делать, намного быстрее разовьет речь вашего ребенка. А игры малыша с крупой прекрасно разовьют моторику, что тоже является важным фактором в формировании словотворчества.

6. Далеко не последнее место занимают и мультфильмы, развивающие речь . Каждый родитель должен помнить – дети раннего возраста нуждаются в живом общении, поэтому телевизор как таковой им может навредить. Но если рядом находятся мама и папа, которые смотрят мультики и фильмы вместе с ребенком и комментируют все что видят на экране, эффект будет потрясающий. Среди старых добрых мультфильмов стоит отметить следующие: «Терем-теремок», «Как стать большим», Антошка», «Рыжий, рыжий», «Два веселых гуся», «Мы делили апельсин», «Приключения огуречика», «Дед мороз и лето» (песенка о лете). Также в России была выпущена прекрасная серия фильмов «Я все могу. Гениями становятся». Она помогает развивать память, речь, воображение и способствует гармоничному становлению личности ребенка.

Вы можете сами придумывать игры для своих детей, развивающие их речь. Главные принципы – внимание и поддержание диалога с малышом. Играйте с ребенком в куклы, в театр, наделяйте игрушки разными свойствами и говорите от их имени. Лепите поделки из различных материалов. Не стесняйтесь тратить свое время на общение с ребенком, не оставляйте его у телевизора, вместо того, чтобы заняться игрой. И тогда перед вами никогда не возникнет вопрос, как развить речь у ребенка.

В этой статье:

Развитие речи у детей является важнейшим показателем того, что физическое и психическое состояние соответствует возрастной норме. Существует многочисленные методы улучшения речевых способностей, но главное условие благополучного развития крохи - родительское общение с ним с первых дней жизни.

Важно знать основные вехи становления речи у малыша и контролировать их своевременность.

Почему развитие речи так важно?

Речь - высшая корковая функция, форма общения людей с помощью звуков и знаков.

Речь формируется параллельно с мышлением, нарушение ее становления сказывается на общем развитии человека, в том числе, на следующих моментах:

  • познавательные способности;
  • психическое развитие;
  • особенности поведения и характера;
  • успешность коммуникаций.

С развитием моторной и сенсорной речи тесно связаны формирующиеся функции письма и чтения.

От чего зависит развитие речи

Нарушения речевого развития могут быть обусловлены следующими факторами:

  • патология беременности и родов;
  • родовая травма с повреждением головного мозга;
  • аномалии строения ротовой полости, дыхательной системы, органов слуха;
  • отставание в психофизическом развитии;
  • хронический стресс из-за плохих взаимоотношений в семье;
  • частые заболевания;
  • многоязычная социальная среда;
  • отсутствие в семье полноценного речевого общения с малышом.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста во многом зависит от социальной адаптации. Посещение детского сада, различных развивающих кружков, активное общение со сверстниками, интерес к чтению книжек способствуют нормальному развитию малыша.

Главным условием адекватного речевого развития является ежедневное языковое общение родителей с ребенком любого возраста.

Стадии развития речи

Речевое развитие ребенка проходит несколько важных периодов.

Первый период - подготовительный

Длится с момента рождения до достижения малышом возраста одного года. Именно в это время начинается формирование словесной речи.

Первые звуки лишены функции речи. Хныканье кроха издает уже сразу после рождения. Является типичным крик грудничка в ответ на негативные внешние раздражители и внутренний дискомфорт. Звуки окружающего мира и собственный плач важны для грудничков, так как при этом развивается слуховая зона коры головного мозга.

Развитие речи у новорожденных с двух до трех месяцев имеет следующие особенности:

  • младенец произносит гласные звуки (а-а-а, ы-ы-ы);
  • появляются сочетания гласных и согласных звуков (бу-у, ге-е).

Все звуковые сочетания произносятся только на выдохе. Для детей это является тренировкой дыхательного аппарата.

С трех до пяти месяцев начинается активное речевое развитие младенца. Услышав голос, он ищет глазами говорящего, поворачивая голову в сторону звука. Часто дети бессознательно подражают интонации и ритмике, обращенной к ним речи взрослых.

Этап лепета начинается в возрасте пяти месяцев. Речь ребенка в это время содержит гласные и согласные звуки, соединенные в короткие слоговые цепочки (ма-ма, ба-ба). В семь-девять месяцев количество произносимых слогов увеличивается.

Ребенок в 10 месяцев лучше понимает обращенную речь. Что должен говорить ребенок в 10 месяцев? Если развитие младенца протекает нормально, он откликается на имя, имитирует звуки, которые слышит от взрослых.

Сколько слов говорит ребенок в 1 год? При нормальном развитии малыш произносит от пяти до десяти слов. Для детей 1 года жизни характерно удвоение слогов с ударением на первом (ма-ма, ду-ду). При попытках произнести разнослоговые слова ребенок в 1 год пропускает или меняет некоторые звуки. Это объясняется несовершенством артикуляционного аппарата и слуховых реакций у годовалого малыша. Детьми в этом возрасте легко выполняются простые инструкции (иди ко мне), используются жесты и звуки для привлечения внимания взрослых.

Второй период - первоначальное овладение языком

Длится до достижения трехлетнего возраста. Особенности периода:

  • слова всегда связаны с определенными действиями, предметами;
  • при произношении слова ребенок пропускает звуки или слоги, меняет их местами;
  • одним словом называет разные вещи;
  • предложение включает в себя одно слово, чаще существительное;
  • нет абстрактных понятий;
  • знает и показывает разные части тела на себе и куклах.

Эти особенности относятся к первой части второго периода, когда ребенок использует слова-предложения.

Ближе к трем годам предложения, произносимые детками, состоят уже из двух-трех слов, которые используются в разных падежах, числах, в речи появляются наречия и местоимения, предлоги и союзы. Количество произносимых слов достигает 200-300. Малыши называют домашние предметы, узнают различных животных на картинках и при просмотре телевизионных передач.

Развитие речи ребенка в 3 года предполагает постепенное овладение произношением свистящих и шипящих звуков, букв «р» и «л», появляются попытки сказать о том, что не связано с текущим моментом.

Третий период - совершенствование речевой практики

Длится с трехлетнего возраста до поступления малыша в первый класс. Здесь речь развивается в процессе речевого общения, а не в связи с конкретной ситуацией, эмоцией, действием, и способствует развитию интеллекта малыша.

У детей дошкольного возраста речевое развитие включает умение произносить длинные фразы. Постепенно увеличивается количество используемых слов и совершенствуется грамматика. Характерно преобладание пассивного словаря над активным, то есть знает больше слов, чем может произнести и не всегда правильно понимает их значение. Речевое развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от семьи, окружающих взрослых.

Четвертый период - овладение письменной речью

Происходит дальнейшее расширение словарного запаса и углубление языковых знаний. До школы малыши овладевают речью в процессе практики, вступая в диалоги со взрослыми. Поступив в школу, они начинают изучать язык, речь становится более осознанной. Развивается письменная речь, способствующая развитию устной.

Как развивается речь в домашних условиях

Развитие речевой деятельности ребенка происходит постепенно и только в процессе общения. Специалисты подскажут, какие простые методы помогут улучшить речевые навыки в разных возрастных группах.

С рождения до года

Развитие речи ребенка до года должно контролироваться родителями, наблюдающим педиатром и детским неврологом.

У младенца развитие речи определяется окружающей средой, информацией, которую он воспринимает на слух: погремушки, звуки музыки, природы, голоса родных людей. Важно, чтобы мама словесно комментировала все свои действия - кормление, пеленание. Родители должны показывать и называть имена близких людей, игрушки и предметы.

Развитие речи грудничка будет проходить быстрее при ласковом обращении, свободном пеленании, проведении легкого массажа и гимнастики. Развитие речи можно стимулировать, называя новые продукты, вводимые в рацион: творожок, кашка, сок. Параллельно мама должна рассказывать, что молочко дает коровка, говорящая «МУ» и поедающая зеленую травку. Это расширяет познания малыша об окружающем мире.

Как научить ребенка говорить в 9 месяцев? Нужно стимулировать желание малыша произнести что-либо. На десятом месяце будут полезны такие игры, как «сорока», «ладушки», «в прятки».

С года до двух лет

Как научить ребенка говорить в 1 год? Речевое развитие ребенка в год будет проходить быстрее, если ежедневно читать ему интересные книжки с яркими картинками, вместе петь, повторять слова.

Что должен говорить ребенок в 1 год? В этом возрасте малыш знает названия многих окружающих предметов и частей тела, произносит отдельные слова-предложения. Развитие речи у ребенка в 1 год можно стимулировать частыми прогулками, посещением цирка, зоопарка. Обязательны подвижные игры и развитие мелкой моторики (массаж кистей, пальчиковые игры). Необходимо постепенно и тактично заменять упрощенные слова в лексиконе малыша на правильное обозначение предметов («гав-гав» на «собака»).

С двух до трех лет

Речевое развитие детей раннего возраста можно стимулировать, вырабатывая у них навыки самообслуживания: приучить мыть свою чашку, регулярно чистить зубки, самостоятельно застегивать пуговицы и молнии на одежде, зашнуровывать ботинки и кеды.

Малыша, говорящего короткими предложениями, нужно ласково поправлять, способствуя обогащению его речи новыми словами. Обязателен взаимный контакт между родителями и ребенком: на любой вопрос малыша нужно обязательно ответить и всегда выслушать его ответ на заданный вопрос.

В дошкольном возрасте

Логопед советует научить малыша последовательно выполнять инструкции: сходи на кухню и позови бабушку. За правильно выполненное задание его обязательно нужно похвалить.

У детей дошкольного возраста развитие речи тесно связано с получением новой информации, а не только с собственным опытом. Поэтому методика развития речи детей дошкольного возраста включает следующие мероприятия:

  • активное общение с ребенком;
  • чтение сказок, детских книжек и их обсуждение;
  • приучить рассказывать о своих впечатлениях, событиях прошедшего дня.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста происходит путем не только воспроизведения уже известных слов, но и быстрого усвоения и повторения того, что они слышат от взрослых. Поэтому нужно, чтобы окружающие говорили грамотно, четко, не допуская нецензурных слов.

В дошкольном возрасте речевое развитие детей по ФГОС подразумевает свободное владение языком, как средством общения со взрослыми и сверстниками.

Что делать при нарушении развития?

Ребенок любой возрастной категории развивается своими темпами, это касается и формирования речи.

Если ребенок не заговорил к двум-трем годам, необходимо пройти полное обследование у педиатра и узких специалистов. Затем малыш должен быть осмотрен логопедом и дефектологом. Если у детей диагностировано нарушение речевого развития, специалист подберет оптимальную методику формирования речевых навыков.

Занятия по развитию языка нужно проводить с первых дней жизни. Стихи для грудничков для развития речи должны быть короткие и ритмичные. Маме нужно декламировать их с ласковой интонацией, поглаживая ребеночка, сопровождая стихами купание, кормление.

Как развивать речь ребенка в 1 год? Занятия по развитию речи у детей 1 года включают несколько простых приемов:

  • побуждать повторять слова, произнесенные мамой;
  • просить договорить выученный стишок;
  • называть увиденные предметы, игрушки;
  • вместе с мамой перебирать мелкие предметы (горох, крупа).

Занятия с ребенком для развития речи должны сопровождаться зрительным контактом с ним, говорить с маленьким человечком следует всегда ясно и четко, не упрощая слова. Упражнения для развития речи у детей включают различные техники для развития подвижности языка и улучшения артикуляции. Любые развивающие методики эффективны только при их регулярном выполнении.

Методы развития речи детей дошкольного возраста направлены на усложнение фраз, формирование правильного произношения и появления абстрактных понятий. Эффективно развитие речи детей через театрализованную деятельность: разыгрывание сценок с игрушками, чтение стихов и басен с выражением, монологов. Нужно поощрять театральную «практику» малыша, так как это способствует развитию эмоциональности речи, учит сопереживанию.

Методика развития речи детей дошкольного возраста подразумевает не только увеличение словарного запаса, но и улучшение дикции. Поэтому широко применяются скороговорки для развития речи для детей. Прекрасные средства развития речи детей дошкольного возраста - лепка, конструирование, рисование, составление аппликаций и гербариев. В процессе обучения ребенка каким-либо навыкам, нельзя ругать его за ошибки, неточности.

Раннее речевое развитие ребенка более вероятно, если родители хвалят малыша за любую попытку что-то сказать, приветствуют его желание общаться.

Диагностика речевого развития

Диагностика речевого развития детей различается в зависимости от возраста пациента. Применению логопедических методов диагностики развития речи должно предшествовать тщательное изучение особенностей состояния здоровья ребенка. Это важно, так как любые расстройства соматической, неврологической и психической сфер могут быть причиной речевых проблем.

У детей грудного и раннего возраста крайне важно выявить малейшее нарушение органов речи. Для этого логопед определяет подвижность языка и мягкого неба, наличие аномалий строения и пороков развития органов слуха и зрения. Также производится оценка голосовых реакций: эмоциональная окраска плача, лепета, ее изменчивость в зависимости от ситуации.

Все методы обследования имеют одну цель - выявить, умеет ли ребенок пользоваться речью. Для этого логопед должен сделать следующее:

  • установить контакт с маленьким пациентом;
  • попросить назвать предметы, изображения на рисунках;
  • сочинить короткий рассказ по предложенной картинке или рассказать о чем-то интересном.

Для анализа звукопроизношения врач-логопед предлагает маленькому пациенту повторить фразу, содержащую много звуков. Например, «Черный щенок сидел на цепи возле будки»; «Старая бабушка вязала шерстяные чулки».

Адекватное развитие речи детей раннего возраста предполагает выполнение следующих моментов:

  • показать на себе или на кукле предметы одежды, части тела;
  • ответить, что из одежды нужно надевать на ножки, что на голову;
  • выполнить то, что сказала мама (принеси чашку, дай ручку);
  • отличить большой предмет от маленького;
  • ориентироваться во временных и пространственных соотношениях (сегодня или вчера, справа или слева).

Логопед определяет развитие речи детей до трех лет, анализируя понимание ребенком обращенных к нему слов, правильность его ответов на заданные вопросы и выполнение данных малышу заданий. Для этого разработаны разнообразные методы логопедических и дефектологических обследований.

Признаки в поведении малыша, которые должны насторожить родителей:

  • не плачет, испытывая дискомфорт;
  • после трех месяцев отсутствует гуление;
  • в 5-7 месяцев не реагирует на музыку, интонации, голоса родных людей;
  • в 9 месяцев нет лепета;
  • в 12 месяцев не произносит ни одного слова и не понимает обращенной к нему речи;
  • в 2 года не может выполнить простейшие задания, не узнает близких людей;
  • в 3 года не может пересказать короткие сказки, прочитать стихи.

Правильное развитие речи детей младшего дошкольного возраста предполагает понимание сложных предложений и правильное выполнение многоступенчатых заданий. Ребенок начальных классов должен понимать метафоры, пословицы и уметь истолковать их смысл, написать названия предметов или короткий рассказик.

Речевое развитие ребенка является важным показателем его здоровья. Как любую функцию, речь можно тренировать и этим нужно заниматься ежедневно. Специалистами для разных возрастов разработаны многочисленные методы, способствующие овладению речевыми навыками. Выбрать подходящий способ поможет логопед после консультации педиатра и невролога. Нужно выполнять рекомендации врача и терпеливо заниматься с малышом. Тогда ребенок будет разговаривать и нормально развиваться, доставляя радость близким.

Полезное видео про игры на развитие речи у детей от 1 до 2 лет


Пока ваш малыш не умеет разговаривать и предпочитает общаться с окружающими при помощи жестов, поведения, реакций. Тем не менее, вскоре ребенок поймет, что для общения может использовать слова и описывать с их помощью свои желания, чувства, наблюдения. Но прежде чем произнести первое слово, малыш внимательно слушает и запоминает все то, что происходит вокруг него.

Как речь малыша развивается в первый год жизни?:

С самого рождения ребенка процесс развития речи уже запускается. И первой формой общения становится... плач! Малыш плачет, когда ему необходимо сказать родителям о чем-то важном, например, о голоде, неудобной позе, мокрой пеленке или усталости.
Ближе к трем месяцам начинается возникать гуление. Ребенку нравится произносить различные звуки, и он в восторге от собственной «речи», что проявляется смехом. Возможно, к этому возрасту кроха уже реагирует на свое имя!
В полгодика карапуз начинает осваивать слоги. Он учится произносить «ба», «ма» - именно эти звуки произнести легче других. Ребенку нравится, как звучат слоги в собственном исполнении, поэтому он старается произносить их снова и снова.

Когда ребенок научится разговаривать?:

От 1 до 1,5 лет

Примерно в годовалом возрасте стоит ожидать, что малыш произнесет свое первое слово. Вполне возможно, что первое слово будет несколько изменено по звучанию. К примеру, ребенок научится говорить не «мама», а «ама».
Постепенно в лексиконе ребенка будут появляться все новые и новые слова. В 15 месяцев большинство детей подключает жесты, чтобы указывать на предмет или человека, о котором идет его «речь».
Ребенок уже способен понять и выполнять простые инструкции, к примеру, « Подойди к столу» или «Возьми игрушку».

От 1,5 до 2 лет

К 18-ти месяцам лексикон вашего малыша может быть довольно «богат», и составлять от 6 до 20 простых слов. К двум годам (24 месяца) ребенок осваивает 50 и даже больше новых несложных слов.
В этот временной период ребенок учится связывать два слова между собой, из которых получается простое предложение. Он в состоянии сказать «Неси меня», «Дай воды», «Возьми куклу». Когда вы поете детский стишок, малыш попытается петь вместе с вами. Поэтому делайте в песне паузы, пусть малыш добавит строчки от себя.
Ребенок начинает разговаривать во время игры. Послушайте, о чем говорит ваш ребенок, пока создает свой маленький мир при помощи игрушек. Даже если детская речь во время игр на первый взгляд лишена смысла, она очень важна в развитии.
Если речь ребенка до 2-х лет звучит нечетко, вам все равно не о чем беспокоится. Детская речь развивается, и различные звуки становятся доступными на различных этапах формирования этого навыка.

От 2 до 3 лет

С каждым месяцем ребенок все лучше и лучше разговаривает. Часто детская речь переходит на крик, ведь ребенок еще не моет контролировать свой тембр голоса в полном объеме. Со временем ваш малыш поймет, как изменять голос, чтобы найти правильную высоту для разговора.
В речи ребенка появляются местоимения, он часто использует слова «Я» и «Ты». Кроме того, в детской речи все чаще и чаще звучит слово «нет», и это своеобразный способ отстаивания своей независимости от вас!
За этот год ребенок научится говорить примерно 300 слов! Он будет формировать простые предложения, используя местоимения и глаголы, например, «Я иду сейчас». Ребенок вступает в возраст «почемучки», поэтому вскоре вопросов "Что?", "Где?" и «Кто?" будет очень много. Будьте терпеливы, ведь ваш любопытный малыш хочет знать ответ на все!
К трем годам ребенок в состоянии вести простой диалог со взрослыми, он может рассказать, что он делал недавно или чем планирует заниматься в ближайшем будущем. Иногда ребенок неправильно использует падежи или допускает другие грамматические ошибки в словах. Не укоряйте малыша в ошибках, просто повторите за ним, как сказать предложение правильно.
В этом возрасте ребенок свободно называют свое имя, пол и возраст. Некоторые дети уже знают даже свою фамилию.

Как ускорить развитие речи?:

Разговаривайте с вашим малышом как можно больше, рассказывайте о том, что происходит вокруг, куда вы собираетесь пойти, что будете с ним делать. Чем больше речи ребенок слышит, чем больше новых слов узнает и запоминает.
Общение с ребенком не останавливается даже во время кормления, купания или смены пеленок. Во время разговора делайте паузы, давая малышу возможность «ответить», разговаривайте с улыбкой, дружелюбным тоном, поддерживайте зрительный контакт.
Упрощайте речь, когда вы говорите с ребенком. Используйте короткие предложения и подчеркивайте ключевые слова. Это поможет малышу сосредоточиться на важной информации. Постепенно расширяйте и усложняйте предложения, обращенные к ребенку. Например, если ребенок говори «Рыба», вы скажите ему «Да, это большая рыба!».   Вы можете увеличить словарный запас ребенка, давая ему выбор. К примеру, скажите не просто «Ты хочешь яблоко?», а «Ты хочешь яблоко или апельсин?». Покажите ребенку оба фрукта. Так вы свяжите слово и картинку воедино, и ребенку будет легче запомнить названия плодов.
Когда вы читаете ребенку книгу, не стоит усаживать его к себе на коленки. Посадите малыша напротив себя, пусть он видит, КАК вы разговариваете, наблюдает за артикуляцией. Это поможет быстрее освоить разговорную речь.
Как можно больше читайте с ребенком. Даже если малыш не следит за сюжетом книги, это занятие однозначно пойдет на пользу.

Речь ребёнка - показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов , включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей - всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения - мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи - эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени - всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. . Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок - важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков - важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже - будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей - поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут - это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут - вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» - всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят - наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице - «гулять».
  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки - это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость - она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее - нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить - подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать - «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал - повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент - он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя - подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом - лучший способ понять своё дитя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.