Дети матерятся: что делать? Почему дети матерятся? Как отучить ребенка материться? Системно-векторная психология. Ребенок матерится: он ругается, а мы краснеем

Матерщина, сквернословие, «острое словцо», «плохие» и «грязные» слова, «русский матерный» – как ни назови мы эту часть языковой культуры, она никак не вписывается ни в одну современную педагогическую систему. Использование этих слов в обществе неприемлемо, но допустимо в определенных кругах, в которые, само собой, дети не вхожи. Тогда почему ребенок ругается матом?

Из этой статьи вы узнаете

Почему дети матеряться

Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:

  • не учтены возрастные особенности;
  • невнимательность мам и пап к собственной речевой культуре;
  • общая педагогическая запущенность;
  • особенности формирования детской личности.

Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.

Виновато ли общество? Общество диктует общекультурные правила, навязывает стереотипы текущего времени. Но до 4–5 лет только семья может по-настоящему установить рамки, планку морали, этические нормы общения и приемлемый уровень личной культуры для маленького человечка.

Вербальная самозащита

Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.

Эффективная стратегия. Перестроить модель воспитания, исключив из нее абсолютные запреты. Активно поощрять использование альтернативы, игнорировать ошибки.

В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?

Эффективная стратегия. Важно, чтобы правила стали едиными для всех членов семьи. Детям непонятно, почему взрослым можно, а им нет. Девочке непонятно, почему значимым для нее мужчинам (отцу, брату, дедушке) можно применять мат, а ей запрещено.

Родительская невнимательность

Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.

Эффективная стратегия. Если родитель все же ощущает груз ответственности за своего педагогически запущенного малыша, но чувствует себя беспомощным, лучший путь – обратиться к специалисту. Получить от него необходимые педагогические советы и психологическую поддержку.

Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой. Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.

Возрастная психология

Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:

  • В период активного расширения словарного запаса – 2–3 года – дети иногда повторяют бранные слова , и в этом нет проблемы. Доченька в платье принцессы не прекращает грязно ругаться при гостях, всех это веселит и забавляет – вот и привычка. Важно не поощрять эти эпизоды в присутствии малыша: не пересказывать как анекдот, не смеяться, не хвастаться перед знакомыми и т.д.
  • К возрасту первого социального бунта – 6–7 лет – редкий дошкольник остается незнаком с парой-тройкой ядреных ругательств. Отучение от грязных слов зависит от уровня сформированной внутренней культуры.
  • Экспрессивные поступки подростков, их демонстративность, неприкрытая агрессивность – тоже вариант нормы. Искоренить привычку «матюкаться», если она уже есть, можно постепенно по мере взросления, но никак не запретом.

Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.

Замечание педагога. Дети получают образование не только во время уроков. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца.

Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.

И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.

Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.

Ребенок матерится в возрасте 2-4 года

Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.

Младенец все понимает! Да, он может еще не различать смысла сказанных фраз, но все, что говорят родители, мозг впитывает, как губка. Впитывает и фиксирует на будущее. Слова, сопровождающая их эмоциональная окраска, жесты, мимика – все это малыш покажет на следующем возрастном этапе.

Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, - эталонные.

Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», значит, это действительно «фу, ка-ка!» И мама с папой эту «ка-ку» всегда обходят стороной. Не восхищаются ею и не приносят домой с улицы, пока ребенок не видит. То же и со словами: если они «плохие», то они под запретом независимо от присутствия ребенка. Их нельзя использовать никому и ни при каких обстоятельствах.

Я – сам, и я – как вы!

В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.

Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.

Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Продолжаем следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых.

Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.

Дошкольный возраст

В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы. Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.

Речевой навык

Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.

Слова-связки

Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.

Манипуляции

Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.

Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?

В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование. «Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.

Важно ! Какого бы происхождения ни были маты, в 4–5 лет с ними можно справиться путем диалога. Во-первых, выясните. Понимает ли ребенок смысл слов и фраз. Во-вторых, расскажите о нецензурной лексике как о части языка – не литературной, не приемлемой для культурного человека, но существующей в определенных кругах: среди людей рабочих специальностей, в бедных районах, в тюрьмах, бандитских компаниях, у пьяниц и наркоманов и т.д.

Прием 1.

Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.

Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и через гордость за пращуров.

Прием 2.

Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.

Школьный возраст

Если до этого возраста от привычки сквернословить не удалось избавиться, то ребенок научится ее контролировать, приспосабливать к обществу, в котором находится. Дома он будет переставать ругаться, а вот в дворовых играх вполне может и драться, и материться, «пока родители не смотрят». Казаться взрослым в среде сверстников – распространенный способ самоутверждения.

Вы же можете показать дошкольнику другие способы быть взрослым: контроль расходов, помощь по дому, участие в принятии решений, право на самостоятельный выбор (мебели, цветовой гаммы, подарка к празднику). Разговоры, терапевтические сказки, работа с психологом, смена обстановки – в ход можно пускать все средства. Но лучшее из них – собственный пример.

Пусть папа «бросает» ругаться вместе с сыном на условиях соревнования. Или подслушайте уличный диалог своего ребенка, а вечером за ужином отзовитесь без намеков: «Кто-то из ребят сегодня так страшно ругался, когда вы играли! Я случайно услышала и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов! » С совестливыми детками этот прием почти всегда срабатывает.

Внимательно отслеживайте, как и с кем общается чадо в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Старайтесь применить все возможные фильтры, чтобы уберечь своего несмышленыша от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».

На заметку ! Учитывая, что мат в своем естественном виде есть выражение негативных эмоций, стоит обратить внимание на психологические качества растущего человека. Воспитатели должны быть уверены в том, что ребенок не отражает через дурную лексику свои страхи, обиду, душевную боль, озлобленность, месть. Иначе стоит срочно обратиться к детскому психологу.

Подростковый возраст

Каждый родитель хорошо понимает, почему подростки матерятся. Для самоутверждения, для демонстрации своей взрослости, для управления ситуацией, для защиты от контроля старших. И несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неверно, применяя неэффективные стратегии:

  • директивные запреты;
  • гиперконтроль;
  • строгие наказания, ограничения, лишения;
  • ультиматумы;
  • скандалы.

Подросток хочет быть равным в правах, но не готов принимать равные обязанности. Он хочет быть взрослым, но ни психологически, ни физически не готов к взрослым нагрузкам. Оптимальный путь в общении с подростком – сотрудничество, партнерство с элементами зависимости ребенка от взрослого. Даже дружба здесь будет неуместна, поскольку друзья – это категория избранных, в которую родители не включаются.

Избирайте обходные пути. Помогайте ребенку-подростку самоутверждаться через творчество, спортивные достижения, успешное обучение. Поддерживайте кумиров сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.

Предложите разобраться в смысле любимой песни, как на уроке литературы. Позвольте ребенку спорить и аргументировать, поощряйте умение выражать мысль без мата. А заодно спросите, с какой целью автор рэп-сингла применил нецензурную речевую конструкцию: чтобы усилить эффект (так ведь есть и более яркие слова!) или просто рифмы другой не нашлось?

Не допускайте ошибки

Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила. Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.

Педагогический климат

Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!

Будьте целеустремленными

В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.

Действуйте последовательно

Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»

Стыд – плохой помощник

Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.

Правильное порицание

Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.

Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:

  • Оптимально : «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
  • Допустимо : «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
  • Неприемлемо : «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».

Пустые запреты не имеют смысла

Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.

Простые приемы на каждый день

Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно сходить к психологу или поговорить один раз. Нужно постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и на каждом шагу в соответствии с возрастом помогать ему выстраивать правильное поведение. Постараемся резюмировать информацию в виде нескольких коротких рекомендаций.

  1. Не материтесь сами и запрещайте это гостям и родственникам.
  2. Не акцентируйте внимание на мате из уст маленького ребенка. Проигнорируйте.
  3. Не выясняйте отношения прилюдно. Обсудите нецензурный инцидент, когда останетесь одни.
  4. Не повышайте голос. Ваша ругань ничем не отличается от подросткового мата.
  5. Не применяйте шлепки. Избегайте ссор с детьми. Старайтесь не ссориться с родными.
  6. Не поддерживайте крутой имидж матерных слов, порицайте мат в чужой речи. Старайтесь объяснять свое мнение на примерах.
  7. Поддерживайте ребенка на любом возрастном этапе.
  8. Умейте реагировать спокойно. Делайте осторожные, но внятные замечания в соответствии с возрастом.
  9. Переключайте внимание на спорт, творческие занятия и общение в хорошей компании.
  10. Поговорите о жаргоне. Научите ребенка понимать специфическую лексику.
  11. Обсудите вопросы культуры человека в современном обществе. Поговорите о значении слов «образованность», «воспитанность», «речевой этикет».
  12. Посещайте выставки, смотрите хорошее кино, пробуждайте вкус и эмоциональный интеллект.
  13. Не отрицайте кумиров, поддерживайте увлечения, сотрудничайте каждый день.
  14. Поощряйте чтение книг, развивайте общую культуру, а не только речь. Отваживать нужно от молодежной субкультуры в целом, а не только от дурных словечек.
  15. Контролируйте общение тинейджеров и младших школьников в интернете и социальных сетях.
  16. Не откладывайте консультацию с педагогом или психологом, если не удается самостоятельно отучить ребенка от мата. Специалист даст персональные советы, которые помогут преодолеть проблему.

С юной девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но даже самый яркий характер мальчика поддается коррекции. Возможно, нужен сильный авторитетный наставник на стороне – тренер или учитель. Чтобы перестать материться, ребенку потребуется время: тем больше, чем он старше. Поэтому не спешите получить быстрый видимый результат.

Делаем выводы

Кроха принес маты из детсада, дошкольник набрался «нового» на каникулах в деревне, школьник начал взрослеть и хорохориться перед одноклассниками, а подросток просто дорос до своего закономерного бунтарства. Для каждого возраста избирайте два параллельных пути:

  1. приверженность общей культуре и ее требованиям;
  2. приемы в соответствии с возрастом детей.

Чтобы отучить маленькую дочку от ругани, достаточно переключить ее внимание на другие слова, а «плохие» проигнорировать.

В 4–5 лет почитайте добрые книги и сказки о послушных и добрых героях, а с дошкольником установите договор-соревнование.

С подростком договориться сложнее, в его мир нужно войти авторитетным союзником. А сделать это через запреты и наказания невозможно!

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Произнесенное ребенком матерное слово может прогреметь, как гром среди ясного неба. Такая проблема случается даже в самых интеллигентных и благополучных семьях, в которых вообще не звучит нецензурная лексика. Источники, из которых сын или дочка может почерпнуть «знания», – телевидение, интернет, соседи, друзья и так далее. Что делать в такой ситуации родителям? Реакция должна быть адекватна возрасту ребенка и обстоятельствам, в которых было сказано ругательство.

Родителей матерное слово из уст ребенка может по-настоящему шокировать

Мат – насколько все плохо?

Можно ли ребенку употреблять в речи маты? Дурно это или нормально? Дать ответы на эти вопросы способны только его родители. В некоторых семьях на «матерном языке» разговаривают все и считают, что так и должно быть, это никого не касается. Однако большинство людей воспринимает нецензурную лексику негативно, особенно из уст ребенка.


Нужно объяснить ребенку, что матом ругаются недалекие и неуверенные в себе люди

Причины нецензурщины и реакция на нее специфичны для каждого возраста. Стоит отметить, что временные границы носят ориентировочный характер, поскольку психоэмоциональное созревание каждого ребенка индивидуально.

От 2 до 5 лет: что делать с маленьким «болтуном»?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Мат, произнесенный ребенком в 2 года, чаще всего является результатом речевого подражания. Услышав новое слово от разгневанного папы или проходившей мимо тети, малыш повторяет его, абсолютно не понимая смысла. В такой ситуации лучше всего никак не реагировать. Важно не рассмеяться и не умилиться, иначе кроха будет стараться радовать родителей, продолжая повторять забавное для всех выражение. Категорически нельзя ругать его. Он просто не поймет причину этого. Кроме того, это приведет к заострению внимания на проблеме.

В 3-5 лет малыш уже может уловить эмоцию, с которой был произнесен мат, и сделать для себя вывод, что это слово следует говорить тогда, когда на кого-то или на что-то злишься. Кроме того, дети в данный период примеряют на себя разные модели поведения, тестируя реакцию родителей и проверяя границы дозволенного.

Сыну или дочке в 3-4 года нужно сказать, что подобные фразы являются грубыми ругательствами и обижают окружающих. Следует сделать спокойное и строгое внушение: «У нас в семье такие выражения не произносят».


Нужно спокойно и корректно объяснить ребенку, что в его семье такие слова не используются

Если инцидент произошел в присутствии других людей, не стоит немедленно реагировать, а тем более – стыдить ребенка. Желательно перевести разговор в другое русло или пошутить. Воспитательную беседу лучше провести в спокойной обстановке без посторонних.

От 5 до 8 лет: как образумить бранящегося?

В 5-7 лет мотив для ругани в детском саду (в школе) или дома – желание привлечь внимание родителей. Разумеется, сквернословие вызывает негативную реакцию, но для малыша, которому не хватает участия в его жизни со стороны мамы и папы, крики, возмущение и наказания являются проявлением внимания.

С сыном или дочкой нужно поговорить о поведении. Пусть ребенок объяснит, что он на самом деле хочет сказать, когда произносит маты, как он понимает их смысл. Вполне вероятно, что наследник не до конца осознает, что именно означают нецензурные выражения. Важно донести, что произносить такие слова дурно.

Родителям обязательно следует проанализировать, как часто они общаются с ребенком, как выстраивают отношения. Если коммуникация сводится только к бытовому обслуживанию, проверке домашних заданий и «чтению моралей», то желание малыша привлечь внимание вполне законно. Стоит интересоваться увлечениями ребенка, беседовать с ним о его переживаниях, проводить досуг вместе.


Если в семье ребенок предоставлен сам себе, результаты этого могут быть неутешительными

В 7-8 лет чадо переживает кризис, проявляющийся в стремлении к самостоятельности. Ему необходимо разумное расширение границ свободы. Если родители продолжают предъявлять жесткие или противоречивые требования, то это неизбежно приводит к протесту, который иногда выражается в произнесении грубых слов. Следует постепенно снимать всеохватывающую опеку, предоставлять право выбора, но продолжать мягко контролировать ребенка.

Еще одной причиной нецензурной лексики в речи наследника может быть неумение выражать гнев по-другому. Его необходимо учить контролировать свои эмоции:

  • пусть произнесет, что именно его не устраивает, на что/кого он злится - разумеется, без нецензурщины;
  • важно выразить ему свою поддержку;
  • следует узнать у отпрыска, какой цели он хочет добиться в данной ситуации, помочь в ее реализации или предложить альтернативу.

Главное, чтобы ребенок знал: он не должен стыдиться своих эмоций и может рассчитывать на родителей. Следует научить его справляться с гневом без оскорбления других людей.


Гнев - нормальная эмоция, однако выражать ее необходимо без нецензурных слов

От 8 до 10 лет: как отучить ругаться?

В 8-10 лет дети часто выбирают себе образец для подражания, причем не всегда положительный. Это может быть друг, герой фильма/мультфильма, певец. Если «идеал» матерится, то ребенок будет следовать его примеру, желая казаться таким же взрослым, сильным, мужественным или веселым.

Задача родителей в такой ситуации – объяснить, почему нельзя ругаться. Не стоит «втаптывать в грязь» героя. Лучше сказать, что выбранный ребенком образец обладает определенными положительными чертами, но у него есть и недостатки, например, употребление нецензурных слов. Важно акцентировать внимание на том, что один из атрибутов взрослости – самостоятельность в формулировании мнений и принятии решений, а не слепое подражание «идеалу». Стоит попытаться натолкнуть его на выбор другого образца. Кроме того, важно следить за тем, какие фильмы, передачи и мультфильмы смотрит отпрыск.

Если десятилетний ребенок ругается матом, он может таким образом компенсировать свою неуспешность в одной из сфер социальной жизни: у него не складываются отношения с родителями, одноклассниками или не получается хорошо играть в футбол. При этом он слышит критику и упреки. В его голову закрадывается мысль: «Раз все считают меня плохим, я стану таким». В результате в его речи появляются нецензурные слова.

Родителям необходимо поднимать самооценку отпрыска, признавать его успехи, помогать ему налаживать контакты, а также перестать «прессинговать» его. Например, если комната сына находится в ужасном беспорядке, нельзя обзывать его неряхой и лентяем. Лучше сказать ему о своих чувствах: «Меня расстраивает, что ты до сих пор не сделал уборку».


Иногда детский мат - способ самоутвердиться и доказать свою значимость

От 10 до 16 лет: как найти общий язык?

В подростковый период дети ругаются матом с целью самоутверждения среди сверстников и вливания в коллектив. Ребенку кажется, что его не примут и не поймут, если он не будет употреблять «крепкие словечки» в личном общении с приятелями или в социальных сетях.

Для ребенка в 10-14 лет мат – способ защиты от враждебного мира. За нецензурными словами он скрывает свои слабости и страхи. Ему кажется, что произнося маты, он становится взрослее, а также внушает страх и уважением окружающим.

Мат может быть формой проявления агрессии. Психологи считают, что это нормальный этап в развитии личности, каждый ребенок должен его пройти. Не выплеснувшаяся в свое время агрессия способна привести к различным психологическим проблемам в будущем.

Если у ребенка нет особых сложностей в семье или в коллективе, то к 14-16 годам необходимость в нецензурных словах отпадает сама по себе. Он употребляет грубую лексику все реже, обычно для выражения эмоций, а затем его речь очищается.


Если подросток живет в благополучной семье, то примерно к 16 годам его речь очищается

Что делать родителям, если отпрыск в детском или подростковом возрасте начал ругаться? Способы коррекции поведения зависят от возраста чада, его характера и психоэмоционального состояния, но есть некоторые общие рекомендации:

  1. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не слышал мата от окружающих людей, прежде всего от родителей. В противном случае объяснять ему что-либо бесполезно.
  2. Во время разговора о матах следует обратить внимание отпрыска на то, насколько плохо они звучат, как неприятно их слышать. Важно указать, что обычно мат является частью речи тех людей, которым не удалось достичь успеха в жизни. Однако не нужно обобщать – одно нецензурное слово не делает из ребенка преступника или маньяка.
  3. Если с чадом была проведена воспитательная беседа, но он продолжает ругаться, имеет смысл наказать его, но не слишком жестко. Например, стоит лишить его просмотра мультфильма. При этом надо четко объяснить, почему он наказан.
  4. Отучить подростка от ругательств сложнее всего. Строгие меры обычно только усугубляют проблему. В этом случае важно установить доверительные отношения с сыном или дочкой, провести разговор «по душам», попытаться разобраться, почему он ругается, предложить другие способы коммуникации.
  5. Оригинальный способ борьбы с матом – превращение его из «запретного плода» в доступный. Возможный вариант действий – дать ребенку почитать словарь ненормативной лексики.

Употребление мата в речи можно сравнить с зависимостью. Она менее разрушительно воздействует на организм, чем никотин или алкоголь, но приводит к обеднению словарного запаса. Нужно следить за тем, что влияет на культуру речи ребенка, корректировать негативные моменты. Важно не просто запретить нецензурную лексику, а доступно объяснить, что в ней плохого и чем она может навредить. Если у родителей не получается самостоятельно справиться с проблемой, лучше обратиться к психологу. Устойчивое употребление матов ребенком указывает на сложности с самоидентификацией и коммуникацией в семье.

Мат настолько стал частью нашей культуры, что подчас уже не вызывает ни возмущения, ни неодобрительный замечаний. Мат упрощает выражение эмоций и аргументацию. Но так ли непобедима эта экспансия.

Слово, оно состоит из звуков. И как-то получается, что одни звуки кажутся нам приличными, добрыми и мелодичными, а другие отвратительными, неприятными и неприличными. Проходя мимо ванной вам может резануть слух нежный голосок вашего ребенка, звонко чеканящий: бля, бля, бля. Казалось бы, это ужасно. Где ваша кроха могла набраться таких гадостей? Но если посмотреть, чем же занят ребенок, то может оказаться, что он просто играет в любимого лягушонка, который с характерным звуком "бля" прыгает по воде.

Кто виноват?

Зачастую, причина детского мата - равнодушие родителей. Ведь если родители заняты своими делами, а ребенок нуждается в их внимании, то нет лучшего способа как громко и желательно в большой аудитории сказать что-то неприличное, нецензурное. И совершенно неважно, что родители начинают кричать, возмущаться, отчитывать или даже наказывать ребенка. Цель его достигнута - все внимание родителей приковано к нему. Когда ребенок понимает, что таким образом может управлять взрослыми, эта ситуация будет повторяться и повторяться. Ребенок может даже не понимать смысл сказанного слова, но видит какую реакцию оно вызвало.

Очень плохо, когда в семье отец и мать меняются ролями. Мать занимается воспитанием, а отец пассивно наблюдает за этим со стороны и не вмешивается в процесс. ОТЕЦ, как глава семьи, отвечает за всех. Он - главный добытчик, закон и порядок, непререкаемый авторитет, на который равняются дети. Роль Матери - это внимание, забота, нежность и любовь. Из-за пассивной роли отцов, роль лидеров в подрастающем поколении заняли сверстники. И такое равнение на себе подобных не повышает уровень развития. В итоге детям труднее адаптироваться во взрослом мире, предъявляющему взрослые требования к их подростковому уровню развития.

Если без мата нельзя, значит либо человек психологически застрял в подростковом возрасте. Либо искусно встроил мат в свою языковую систему. Такие люди пишут книги, стихи и песни. Иного матершинника и послушать приятно и полезно. А иногда человек вроде и обычные слова говорит, а слушать гадко и отвратительно. И дело здесь не в мате в частности, а в культуре речи в целом.

Иногда мы сами не замечаем, как у нас вырываются бранные словечки. А потом удивляемся, и откуда малыш принес эти слова. Так что подумайте заранее, что вы будете кричать, когда в очередной раз попадете молотком по пальцу. Чтобы не обогатить словарный запас своего ребенка новым "грязным" словом.

Почему дети используют мат?

Дети, используя мат, обходятся всего лишь десятком слов, употребляя их в анекдотах, в настенной письменности, в игре. При этом каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений.

Так, дети двух - пяти лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности.

В возрасте пяти - семи лет основной движущей силой является бунт против того "как принято, как надо". При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая что этого делать нельзя.

В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее. Некоторые взрослые сторонятся матершинников, и дети, замечая это, думают, что так можно заставить себя уважать и бояться.

К двенадцати - четырнадцати годам подростки как правило употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Мат исчерпывает себя, т.к. перестает удовлетворять культурные потребности ребенка.

Издревле считали, что мат это не оскорбление, а защита. Поэтому подростки так сильно ругаются матом. Для них мир еще слишком враждебен. И они, как могут, пытаются от него защититься, а лучший способ защиты, как известно - нападение. За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости, и казаться сильнее, жестче и неприступнее. С точки зрения психологии агрессия является необходимым звеном духовной эволюции. Поэтому прохождение данного этапа развития является хорошим знаком того, что ребенок развивается нормально. Детям, не выплеснувшим подростковую агрессию и не прошедшим данный этап развития это грозит проблемами в будущем. Из таких детей вырастают тираны и диктаторы. Так что будет гораздо лучше, если ребенок наругается и выплеснет агрессию в этом возрасте. И будет расти и развиваться дальше, узнавая, что можно, а что нельзя, и мат постепенно изживет себя.

Что делать?

1. Постарайтесь, чтобы матерные слова и жаргонизмы вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.

2. Если бранное слово все-таки слетело с уст малыша, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали и понаблюдайте как будет реагировать ребенок. В случает, если ребенок уже понимает смысл сказанного слова, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и не дождавшись повторит провокацию. Или решит, что слово обычное и в нем нет ничего такого, после чего потеряет к нему интерес и забудет о нем. В противном случае, когда ребенок не ожидает от вас никакой реакции, то, вероятнее всего, слово это он просто где-то "подцепил". И если не акцентировать на нем внимание, то словечко также и отцепится.

3. Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, самое главное - сохранить спокойствие. Конечно, трудно сдержаться, не отреагировать и не наказать ребенка. Ведь вам, именно вам, и стыдно, и обидно, и хочется оправдаться. Приложите усилие, сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность. Скажите что-нибудь в роде "ну да, бывает", улыбнитесь и смените тему разговора. А уже потом, когда остынете, поговорите с ребенком.

4. Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно все объяснить. Расскажите ему, что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть, поэтому говорить его нельзя.

5. Если мат все-таки появился в детской речи, поговорите с ребенком, спросите его, что значат эти слова. Пусть расскажет вам или нарисует, объяснит значение. Возможно малыш и сам не знает, что говорит. Здесь можно пойти на хитрость и попытаться преобразовать нецензурное слово до близкого по звучанию и значению обычного слова, как бы поправляя ребенка. Если такой возможности нет, то объясните ребенку что они значат. И скажите, что слова эти очень обидные и говорить их нельзя.

6. Если ребенок кричит, злится и проявляет агрессию, родители должны показать ребенку, что они понимают и принимают его чувства, как бы говоря "Я знаю, сейчас тебя что-то рассердило, и тебе это неприятно и хочется ругать". Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка, как реагировать на раздражители, как проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов.

7. Если жаргонизмы уже закрепились в речи ребенка, то можно дать ему почитать словарь ненормативной лексики или что-то подобное. Ведь если чего-то много, оно доступно и не наказуемо, то быстро надоедает.

8. Если ребенка приобщили к мату более просвещенные сверстники, воздержитесь от брани и оскорблений как в адрес ребенка так и его друзей. Это только усугубит противостояние. Лучше тактично и убедительно объяснить ребенку что мат - это не только неприлично, но и некрасиво и по-детски, и как показатель его развития недостойно его как человека.

Если ребенок мотивирует свою брань тем, что "все остальные тоже ругаются", попробуйте объяснить ребенку, что нецензурная лексика - это какая же зависимость как курение и алкоголь. И как никотин разрушает легкие, так и мат обедняет словарный запас и восстановление будет сложным и мучительным. Что мат это вовсе не показатель взрослости, а обычная пагубная привычка.

Сложнее, если ребенок ровняется на "звездного кумира". Желание материться пропадает само, когда ребенку встречается более культурный и авторитетный образец для подражания.

9. Наконец, если же ребенок не принимает объяснений, продолжает ругаться матом и делает это непроизвольно, то лучше обратиться к специалисту (например нейропсихологу).

Чего делать нельзя.

Нельзя запрещать ребенку ругаться матом как раз теми самыми словами, которые вы ему запрещаете. Будьте последовательны. Если уж вы говорите ребенку, что НЕЛЬЗЯ РУГАТЬСЯ МАТОМ, это значит, что ВСЕМ нельзя, а не только ему. Иначе придется еще и ответить на вопрос "почему тебе можно, а мне нельзя" и т.д.

Ни в коем случае нельзя стыдить ребенка, тем более на людях. Это может нанести ему тяжелую психологическую травму.

Не надо обобщать. Если уж вы так хотите отчитать ребенка, то отчитывайте за что-то конкретное, не делая из мухи слона. Ведь то, что он сказал одно плохое слово еще не делает его маньяком-рецидивистом.

Нельзя просто запретить ругаться матом ничего не объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к положительному результату .

Немного истории.

Матерный жаргон уже давно закрепился и в фольклоре, и в разговорной речи, и даже в литературе. Выражение "вашу мать" дало название целому языковому пласту, определив его как мат. Пласту довольно емкому, образному и эмоциональному. Достаточно двух - трех слов, чтобы все стало понятно. Однако все богатство матерной лексики в речи не используется, употребляются в основном лишь несколько существительных, столько же образованных от них прилагательных, также не более десяти глаголов, отглагольных форм и наречий. Очень редко можно встретить большое разнообразие и изобретательность в этой форме словесности.

Мат - это древнее явление, присущее многим народам. У восточных славян существовал языческий культ плодородия, вера в мистическое единение земли и неба. С помощью мата язычники отпугивали нечистую силу. Во время языческих свадебных обрядов пели так называемые "корильные песни", содержащие оскорбления жениха, дабы супруге не пришлось ругать его в семейной жизни. Также считали, что матюги помогают от порчи и от сглаза.

Славяне успешно пользовались матом не только в языческих обрядах. Так, одна славянка сообщает в берестяной записке, датированной VII веком, своей подруге, что их общая знакомая выходи замуж, поэтому подруга срочно должна вернуть долг в две гривны. Чтобы подруга лучше поняла важность сообщения, славянка кроет должницу матом, который с VII века нисколько не изменился.

Запреты на "грязные" слова появились с принятием христианства. Так же как и запреты на языческие культы и обряды. В IV веке Иоанн Златоуст говорил: "Ежели кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отымет и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова".

В Советском союзе мата не было также как и секса. Впервые "культурный" мат появился в фильме Киры Муратовой "Астенический синдром". Так началось проникновение мата в кино, в театр, в литературу и на эстраду.

Во всем мире русский мат считается самым крепким и смачным. Финны или поляки, например, используют именно русский мат, когда хотят выругаться по-настоящему. Особенность русского мата в том, что основной акцент делается на "грязности" понятий, связанных с половой жизнью. В то время как в испанcком мате, например, самое страшное оскорбление - тупица, то есть связано с умственными способностями.

Но несмотря на все вышесказанное мат исчезает, потому что к нему привыкли. И по мнению ученых может скоро исчезнуть. Возможно, его заменить новый матерный язык.

Живя в социуме, взрослые люди и маленькие дети периодически сталкиваются с непорядочным поведением, нецензурными словами из уст других или с тяжелыми судьбами личностей из ближайшего окружения. Уберечь от влияния на ребенка в детском саду или школе практически невозможно. Ругань, неожиданные словечки, крепкие фразы в ваш адрес могут свидетельствовать о том, что малыш явно «нахватался» новых знаний при стороннем общении. Это может произойти даже в том случае, если ваша семья является образцом для подражания. И вот дети ругаются матом — что делать родителям? Разберемся, почему конкретно это происходит и как отучить ребенка ругаться.

Почему ребенок начинает ругаться матом

В маленьком возрасте, когда ребенок только начинает осваивать речь и узнает новые слова, матерный лексикон становится легкой закуской. А что? Броские, яркие выражения, которые люди на улице (или дома) произносят с особой интонацией. Услышав звучное слово, маленький человечек начинает ругаться ненамеренно, не понимая смысла сказанного. При этом родителям важно не делать акцент на том, что ребенок ругается матом – наоборот, необходимо сделать вид, что вы ничего не заметили.

Стоит акцентировать внимание на матерном слове – посмеяться, поругаться, попытаться сразу объяснить плохой смысл – и вы услышите его еще не раз. На этот счет даже существует анекдот:

«Доктор, ребенок ругается матом – что делать?!» — «Радоваться! У вашего малыша прекрасный слух и память».

Важно понять, что, получив внимание после сказанного мата от родителей, маленький ребенок может потом начать манипулировать вами данным способом. Старайтесь быть мудрее и делать все, чтобы не ругаться матом самим и не погружать малыша в подобное общество.

Ругается матом младший школьник

Детки немногим старше 6 лет стараются всегда и во всем подражать взрослым. Особенно это касается родителей, которым необходимо внимательно следить за своим лексиконом. Зачастую, если в семье к нецензурным словам у всех негативное отношение, то мама и папа начинают винить во всех проблемах друзей ребенка или сверстников в школе. Однако это не всегда может оказаться действительно так.

Возраст 6-8 лет – тот период, когда дети проявляют свою индивидуальность. Они могут начать ругаться матом, просто пробуя в своем лексиконе новые непривычные слова, как бы прочувствовав их звучание и реакцию на них окружающих. Младшие школьники уже достаточно взрослые, чтобы понять значение всего того, что говорят в матерном контексте. Иногда это способ показать так называемую «крутость» или «брутальность», не быть белой вороной, если вдруг другие ребята в классе начали ругаться. Обычно, немного повзрослев, дети теряют эту привычку спонтанно.

Немаловажным является и половое взросление детей в возрасте 6-7 лет. Они уже не только знают многое о себе, но и понимают, чем отличаются мальчики и девочки принципиально. Сексуальная тематика, хоть и в шуточной форме, проскальзывает иногда в их разговорах. А ругаться матом – это во многом произносить интимные слова. Часто ребенок не понимает настоящего значения слова и произносит его, не считая матом то, что говорит.

А есть детишки с так называемым оральным вектором, которые рано и интенсивно начинают говорить, при этом целыми словами и предложениями – таких малышей рождается всего 5% из 100. Ругаться матом для них – почти всегда обычное дело, поскольку они хватаются за любые фразы, которые слышать на улице, в общественном транспорте или школе. В этом случае необходимо сделать совершенно другой подход к решению проблемы – отучить ребенка ругаться становится задачей не родителей, а психолога.

Ругается матом подросток

В наше время подросток, который не ругается матом – скорее исключение. Особенно это касается мальчиков. Показательные крепкие слова в лексиконе делают ребенка, по его мнению, взрослым – он так чувствует себя увереннее. Иногда мат для подростка становится способом самозащиты или источником выплеска негативных эмоций, которые в таком возрасте колеблются из крайности в крайность. Именно поэтому психологи считают, что посещение спортивных секций, бассейна, активные нагрузки, которые забирают нужное количество энергии, подавляет желание ругаться матом.

Еще одна возможная причина – поведение кумира. Известные киногерои, спортсмены, даже политики становятся для детей эталонами для подражания. И если любимчик вашего ребенка ругается матом – ищите проблему в этом ключе, здесь делать нужно что-то с самооценкой, поднимать собственный авторитет перед своим чадом или доказывать ему, что он сам себе – кумир.

Дети ругаются матом — что делать НЕЛЬЗЯ

Иногда в порыве злости на ребенка родители грозят ему за нецензурную брань сделать что-то обидное или болезненное. И ладно, если это безобидный билет в угол, где малыш останется наедине с самим собой, а если нечто серьезное? Ни в коем случае не делайте следующего в отношении ребенка, который вольно или невольно ругается матом:

  • Нельзя бить вообще. В частности, некоторые родители бьют детей за брань по губам или моют с мылом рот, как бы отчищая от всякой «грязи». Дети ругаются матом — что делать? Держать себя в руках, в первую очередь. Подумайте об эмоциональном состоянии ребенка, его уязвимой самооценке, впечатлительности. Жесткие меры могут привести к .
  • Нельзя при ребенке эмоционально рассказывать кому-то о том, что он ругается матом и как вы намерены его отучать и объяснять, что так делать нельзя. Это акцентирование внимания, которое только усугубит положение. Особенно не стоит смеяться над матом – ребенок сделает многое, чтобы снова поднять вам настроение.
  • Нельзя ругаться самим и запрещать это делать ребенку. Таким образов вы делаете акцент на взрослости матерных слов. Чтобы скорее вырасти, дитя будет ругаться в удвоенном режиме.
  • Нельзя стыдить ребенка за мат, особенно прилюдно. Это всегда тяжело воспринимается и может нанести тяжелую психологическую травму.
  • Нельзя ругать ребенка за первое же услышанное матерное слово. Быть может, вам показалось или это случайная оговорка. Очень может быть, что малыш сказал и забыл. Мат и грубая речь в принципе – это нечто похожее на вредную привычку. И одно неверное слово не делает ребенка ярым матюкателем. Делать из мухи слова в данном случае и отучать материться – это понятия из разных «весовых» категорий.
  • Нельзя просто запретить ребенку ругаться матом. Важно объяснить, почему ругаться матом – некрасиво, плохо. Объяснить стоит и то, что означают сказанные им слова. Конечно, не стоит это делать очень доходчиво – подберите правильные слова, которые охарактеризуют и не станут «вишенкой» на матерном торте. Например, так: «Когда ты говоришь это слово человеку, ты его очень обижаешь, называешь плохим. Мы тебя любим и хотим слышать от тебя только хорошие слова».

Подойти к вопросу воспитания, чтобы отучить ребенка ругаться матом, нужно рационально. В первую очередь, вы сами должны стать примером, на который захочется ровняться. Веский аргумент: «Ты когда-нибудь слышал от меня такие слова? А знаешь, почему не слышал? Говорить их – ниже моего достоинства. Мат не украшает речь, а портит ее. Друзья и одноклассники к тебе станут относиться плохо, если ты не прекратишь ругаться матом. Я хочу тебе помочь и подсказать, как важно научиться говорить красиво».

Дети ругаются матом — что делать НУЖНО?

Меры, которые вы можете принять, если ребенок стал ругаться матом, отличаются в зависимости от возраста, конкретной ситуации. Но все же можно свести их к одному примерному шаблону:

  • Изоляция от источников «неблагозвучия». Делать так, чтобы чадо совсем не выходило на улицу, конечно, не нужно. Но вы в силах не брать ребенка с собой в общественные места, где вероятность услышать мат очень велика: спортивные бары, пивные, гаражные кооперативы, СТО и прочие.
  • Первое матерное слово оставьте незамеченным. Оно не означает, что ребенок ругается матом – паника тут ни к чему, особенно, если малышу всего 2-3 года. Не реагируйте остро на брошенную фразу при посторонних. Сделайте озадаченную гримасу или изобразите на лице недоумение, но не ругайте, как бы вам стыдно при этом не было.
  • Часто дети просят сами, чтобы им объяснили значение того или иного слова. Это говорит о том, что они вам доверяют. Сделайте все возможное, чтобы донести до малыша негативную суть мата: плохое, обидное, некрасивое, грубое, недостойное. Второй вариант – сами попросите, чтобы он объяснил значение , которое вкладывает в слово. А уже на основе разъяснения сделайте выводы и постараетесь отучить ребенка ругаться матом, перевернув его представление о сказанном.
  • В случае, если мат – это способ выплеснуть негативные эмоции, предложите ребенку другой способ это делать. Например, нарисовать источник раздражения и скомкать лист. Или тоже говорить что-то, но не обидное, лишь характеризующее эмоции: «я очень злой», «как же меня это злит», «мне очень обидно».
  • Ребенок говорит, что остальные тоже ругаются матом, и считает это аргументом. Скажите, что красивая речь сделает его выше остальных, достойнее. С ним приятнее будет говорить. Если близкие среди друзей дети ругаются матом — что делать с этим, должны думать их родители, но вы в силах подсказать им существующую проблему.
  • Если мат – «фишка» авторитетного человека для вашего малыша, попробуйте ему невзначай предложить нового кумира , который ведет себя кардинально иначе. Так он сам отучится ругаться.
  • Сравните привычку ругаться матом с чем-то мерзким – например, с ковырянием в носу или почесыванием попы. В форме сказки для малыша можно придумать историю, где мальчик или девочка ругались матом, говорили плохие слова, и от этого у них плохо пахло изо рта, с ними никто не хотел дружить и общаться. Или можно придумать игру, в которой каждое нецензурное слово будет неким антибонусом. Например, 10 минут, которые вы вычтете из времени на прогулку. А день без подобных слов как-то поощрается.
  • Пустите в ход корректирующие игры . Дети любят магию и очень часто верят в какую-то магическую силу. Предложите написать на листке бумаги все плохие слова, которые ребенок знает, а потом сожгите его или разорвите на мелкие кусочки со словами «Теперь их больше нет». Еще один вариант – зайти в лес и дать возможность ребенку прокричать все известные ему плохие слова в чащу, тем самым отпустив их навсегда. Играть можно и иначе. Пусть дети придумают для себя какой-то тайный язык. Например, к каждому слогу в слове добавляется слог с той же согласной, но фиксированной гласной: «Солобалакала» — «Собака». Или слова-перевертыши: «Акчур» — «Ручка». Или «ферверский» язык, который использовал Калле-сыщик, герой Астрид Линдгрен. Он прибавлял перед каждым слогом в слове «фер»: «фер-Колфер-Бафер-Са» — «колбаса», «фер-Лофер-Шадь» — «Лошадь».
  • Кардинальный метод отучить ребенка ругаться матом – отвести его к психологу или нейропсихологу.

Дети ругаются матом — что делать? Будьте внимательны к своему ребенку с маленького возраста. Ведь мат чаще всего становится одним из действенных способов привлечь ваше внимание. Делайте свою речь вместе с ребенком и ради него красивее. Лучший метод – собственный положительный пример во всем. Малыш должен видеть, что с вами приятно общаться другим людям, потому что ваши слова всегда чисты, вы говорите с улыбкой и открыто. Взаимопонимания вам!

Матерное слово, произнесенное ребенком, шокирует, а если дело происходит на семейном обеде в кругу близких - и вовсе вызывает у родителей желание провалиться под землю. Но так ли страшен мат? Нужно ли с ним бороться всеми доступными способами? И как сделать так, чтобы ребенок «следил за языком» хотя бы в приличном обществе?

Мифы о мате

В общественном сознании матерная брань обросла массой заблуждений, мешающих понять истинную сущность мата и создающих проблемы в отношениях родителей и детей. Вот некоторые из них.

Ребенок «нахватается» на улице, а материться будет везде

Про мат люди узнают от сверстников - но это не значит, что ребенка нужно ограждать от влияния «улицы». Дорасти до 10 лет и не услышать ни одного бранного слова невозможно. Даже если окружить ребенка детьми академиков, материться «научит» сантехник, пришедший менять унитаз, или папин друг дядя Боря, ударившийся мизинцем о табуретку.

К тому же тепличная среда приведет к злоупотреблению бранными словами, когда перед ребенком наконец откроется мир трех запретных корней. Любой знает, что есть алкоголики, но далеко не каждый закладывает за воротник. Ребенок все равно узнает про мат, но лишь от вас зависит, станет ли он закоренелым матерщинником.

Материться - аморально

Родители чрезмерно строго относятся к мату. И если в устах взрослого мат бывает допустим, то в речи ребенка вызывает у взрослых реакцию сродни цунами.

Существует плохое и некрасивое поведение. Мучить животных и обманывать - плохо. Ставить локти на стол или ковыряться в носу - некрасиво. Мат относится ко второй категории. Если на улице вас обматерит дворник, приятного будет мало. Но если он набросится с кулаками, будет хуже.

Человек, который матерится, ведет себя некультурно, но НЕ плохо: не обманывает, не подставляет. Порой мат используется, чтобы оскорбить другого, но здесь мат - лишь симптом, и проблема не в нем, а в отношении между людьми.

Мат нужно «выжигать» из речи ребенка всеми доступными способами

Следствие предыдущего заблуждения. Услышав мат в устах пятилетки, родители реагируют так, будто ребенок не ругнулся, а ударил кого-то. Не спасает даже ситуация «матоупотребления» - многие готовы «выдрать» ребенка, даже если он упал с велосипеда и ругается от боли.

«Когда мне было лет пять, я пошла гулять на улицу в новом платье. А моя погодка-соседка, с которой у нас, как сейчас говорят, были контры, решила сделать мне гадость, подставила ножку, и я плюхнулась в лужу. Было и больно и обидно, я, рыдая, прибежала домой, и родители бросили меня успокаивать, обещая пойти поговорить с родителями той девочки. Но когда я случайно среди рыданий назвала ее „сукой“, ситуация повернулась таким образом, что вроде мне и поделом. Самое смешное, что кто такая эта самая сука, я тогда даже не знала». Лера.

Излишняя борьба с бранью выстроит стену отчуждения между ребенком и взрослым - и потом вы не услышите от отпрыска не только матерного, но и цензурного слова.

Некоторые родители не находят ничего лучшего, как с детства оградить ребенка от общения с матерящимися сверстниками - и к средней школе (когда начинают материться все) ребенок либо поставит под сомнение авторитет родителей, либо может стать изгоем - что скажется на развитии куда хуже, чем мат.

Люди матерятся из-за небольшого словарного запаса

Это заблуждение приводит к не самым лучшим последствиям - родители, сталкиваясь с проблемой мата, не понимают, что причину нужно искать в другом: не пихать ребенку томики Пушкина, а искать, где действительно собака зарыта.

Мат - признак низкого интеллекта говорящего

Учитывая отношение к мату, обсценная лексика создает вокруг матерящегося ореол «плохиша», к которому цепляются самые разные неприятные характеристики. Но мат не свидетельствует о проблемах с мозгами. Выдающаяся лингвистка Галкина-Федорук стала притчей во языцех на филологических факультетах всего Советского Союза. Каждый раз, когда на МГУшном филфаке останавливался лифт, в котором ехала пожилая профессор, ученая обкладывала ситуацию таким матом, что, по слухам, лифтеры факультета иногда специально останавливали кабину, чтобы послушать профессора и перенять у нее опыт.

Матерщинниками были и Пушкин, и Раневская. А к нашему современнику Сергею Шнурову можно относиться по-разному, но назвать глупым человеком сложно.

Психологический смысл мата

Мат совершенно не связан ни с низким интеллектом, ни с низкой культурой человека. Но у него есть вполне конкретные психологические причины, которые важно понимать.

Мат как угроза

Мат у людей играет роль рычания животных. Кошка предупреждающе зашипит, пытаясь решить конфликт мирно, человек ругнется, предупреждая, что он уже на взводе. Мат - промежуточная стадия перед нападением. Поэтому услышать мат от подростка из плохой компании или военного вероятнее, чем из уст ученого - тот не испытывает постоянной угрозы от окружающих. А заядлым матерщинникам можно посочувствовать - неуверенность заставляет их всегда чувствовать себя в кольце врагов.

Мат как символ доминирования

Эта функция мата распространена в иерархических обществах самого разного типа. Существуют компании, руководители которых могут добавить в свою речь «перцу», но подчиненные должны следить за языком. Существуют семьи, в которых родители могут материться, а у детей еще молоко на губах не обсохло. В этом случае мат становится привилегией, отличающей тех, «кому можно», от тех, «кому нельзя».

«Мой научник, с виду интеллигентнейший человек, ругался не все время, но с завидной периодичностью, даже на лекциях бывало. Это специально не обговаривалось, но всем было ясно, что если ругнуться при нем, последует дичайший разнос». Всеволод.

Мат как разрядка

Исследования показывают: мат уменьшает боль и снимает накопившееся напряжение. Это объясняет особенность анекдотов, которые без мата не смешны - ведь теряют «курок» разрядки. Но «целебными» свойствами мат обладает, если употребляется человеком редко.

Мат и чувство принадлежности

Советские интеллигенты определяли своего по фразам «Аннушка уже разлила масло» и «Пилите, Шура, пилите», петербуржец выходит покурить не в подъезд, а «на лестницу», чиновник «производит поливку» растений, а знание тонких различий между «академиком» и «апельсином» делает своим в воровской среде.

У подростков «своим» делает мат. Употребляющий «запрещенные» слова становится «взрослым», а не «маменькиным сынком», к которому нет доверия. Родительский запрет на мат делает ругань особо привлекательной.

Мат и «тимбилдинг»

«Сплачивающие» свойства брани полезны и на работе: уместное употребление матерных слов сплачивает коллектив и мобилизует на решение сложной задачи. По версии исследователей, если член коллектива в сердцах произносит «нехорошие» слова, это усиливает доверие и опять же разряжает атмосферу. Но материть нужно общую проблему, а не друг друга, и лишь в исключительных случаях: непрекращающаяся ругань грузчиков с роялем лишь создает между ними дополнительное напряжение.

Если ребенок матерится

Отнеситесь к ситуации спокойно

Ребенок никого не ударил - а произнес «неприличное» сочетание звуков. Есть плохое поведение и некультурное - и между ними нужно видеть разницу. На матерную брань нужно реагировать, но, чтобы сделать это правильно, мат следует воспринимать как мат, а не как падающее небо.

Поймите, почему ребенок ругается

Маленькие дети не понимают смысл мата: для них ругань - стремление познать все стороны мира (которое можно задушить на корню неадекватной реакцией). Дети постарше часто используют мат для провокации - чтобы нарушить правила взрослых. И тут нужно понять, что заставило ребенка «напасть» на родителей.

А подростки с матом на короткой ноге и прекрасно знают, где его «можно» использовать (в компании сверстников), а где нельзя. Мат в присутствии родителей может быть сказан либо случайно («на автомате»), либо если эмоции сложно выразить по-другому - в ситуации боли или сильного гнева.

Найдите адекватный ответ

Если ребенок еще не понимает значение мата, его можно отругать и даже выпороть - и потерять любое доверие с его стороны. Или честно объяснить, что означают эти слова и почему их лучше не использовать. Если ребенок матерится из «вредности», ругать его - все равно что вытирать воду с пола, забыв перекрыть фонтанирующий кран. Разберитесь, что вызывает недовольство отпрыска и как - при учете интересов обеих сторон - решить проблему.

Когда подросток матерится по «уважительным причинам», эксцесс можно простить - показать, что вы понимаете ситуацию и уважаете его чувства. «Тогда ребенок окончательно потеряет тормоза!» Возможно. Или поймет, что вы «адекватный предок» и с вами можно иметь дело. А если вы еще и постараетесь мягко и ненавязчиво (мягко и ненавязчиво!) узнать, в чем дело, это станет толчком к развитию доверительных отношений с чадом. Если же подросток выругался случайно, просто попросите его оставить эти слова для «оболтусов-друзей».

Чего делать нельзя

Не запрещайте мат просто так

То, что материться нехорошо, многие родители считают очевидным. Для взрослого - да. Но ребенку это нужно объяснять. Запрет из серии «потому что я так сказала», только напугает ребенка или заставит действовать наперекор.

«Однажды в детстве я пришла из школы и спросила у моей любимейшей бабушки, что означает слово из трех букв. А любимейшая бабушка в прямом смысле слова съездила мне по губам и сказала, что мама придет „и еще с тобой поговорит“. Я была в шоке, и мысль даже была вообще не говорить больше ничего. Слава богу, вечером пришла мама и вломила не мне, а любимой бабушке. Вот только бабушка после этого дня любимой быть перестала». Жанна.

Не обобщайте

Даже если вы считаете, что материться ужасно, говорите именно об этом, а не о том, что ребенок в целом плохой (хотя это нужно помнить всегда, когда вы хотите отчитать ребенка).

Не делайте из мухи слона

Говорите ребенку правду и не преувеличивайте «ужасность» мата. Во-первых, врать плохо (это правило важно помнить и детям, и родителям), а во-вторых, вы можете попасть в неловкую ситуацию, когда ребенок услышит «плохие» слова от папы, смотрящего футбол.

Не стыдите ребенка прилюдно

Если ребенок ругнулся в компании ваших приятелей, близких или людей на улице - не надо ставить его к позорному столбу и призывать к «расправе» над чадом окружающих. Понятно, что родителям за ребенка стыдно - но это не значит, что нужно стыдить его. Окружающие вскоре забудут про оплошность ребенка, а чувство обиды и позора ребенок пронесет через всю жизнь. В обществе поменяйте тему, а о вредности мата поговорите дома.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.