Значение песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Песочное рисование как средство творческого развития ребенка

Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольника.

Рисование песком, песочная анимация - это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время популярным.

Существует огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - загадочный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых, завораживает своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Вспомним песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок. У каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке - морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. В определенном возрасте детей начинает манить к нему: им хочется потрогать песок, поиграть игрушками, поковыряться в нем лопаточкой, выкопать ямку.

1 Рисование на песке доступно детям самого разного возраста. Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. Чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку. Развивать моторику это занятие будет также, как рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше. Маленькие дети с огромным удовольствием рисуют песком. Песок очень хорошо помогает развитию мелкой моторики. А, кроме того, ребенок учится различать текстуру различных веществ. Ведь для рисования можно использовать не только сухой, но и влажный песок – его можно размазывать по стеклу.

На развитие детей более старшего возраста рисование оказывает самое благоприятное действие. Педагоги и детские психологи отмечают, что успеваемость в школе у тех детей, которые начали заниматься рисованием песком, значительно улучшается. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие мышления и речи ребенка.

Дети, занимающиеся рисованием, гораздо более стрессоустойчивы, т.к. песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение. Подобные дети намного меньше нервничают, менее обидчивы и агрессивны. Очень благоприятно заниматься песочной терапией с эмоционально нестабильными детьми.

Чем полезно рисование на песке для детей?

Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.

Организация: МКОУ детский дом-школа №95

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Данная статья будет полезна педагогам-психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателям и заботливым родителям.

Рисование песком – это сравнительно молодой и перспективный вид искусства, который появился примерно в 1970-х годах. «Первопроходцем» в этом направлении считают американку Кэролайн Лиф (Caroline Leaf), которая создала анимационный мультипликационный фильм «Петя и Волк» по симфонической сказке Сергея Прокофьева. Фильм был сделан в совершенно незнакомой до той поры технике. Молодая художница рассыпала по стеклу чёрный порошок и пальцами создавала из него некие образы. Её технику использовали многие аниматоры, в том числе венгр Ференц Цако (Ferenc Cak). Вот как раз его удачный опыт и лег в основу нового вида искусства – рисования песком. Зародившись на Западе (Sand Art / Sand Animation / Sand Fantasy) песочная мультипликация пришла в Россию несколько лет назад. Рисование песком, как нетрадиционное направление изобразительного искусства, – необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всем мире. Чего только стоят завораживающие песочные шоу: когда под прекрасную музыку на светящемся стекле с помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы. Это удивительное по восприятию зрелище нравится многим людям.

Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, ребенок почувствует его тепло, его текучесть, его движение.
Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Мягкий колорит природных оттенков, контраст песка и света, плавность контуров и припудренность линий создают волшебство. Рисование песком - способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи. Здесь нет канонов, здесь невозможно ошибиться… Нарисовать с помощью песка можно что угодно: пейзажи и портреты, натюрморты и абстракции. Главное – дать волю воображению и не бояться экспериментировать.

Для того чтобы создавать картины из песка, не обязательно иметь художественное образование.

Детям особенно нравится рисовать песком. Податливость песка, его природная магия притягивает детей с первых минут.

Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Уже в течение часа рисования песком стабилизируются все физические и эмоциональные процессы.

Чем ребенку могут быть полезны занятия по рисованию песком?

Как и любое другое занятие ИЗО-творчеством, песочная живопись (в том числе, как и общение с натуральным материалом) - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев , пространственное восприятие, мышление и внимание , воображение и фантазию - все это вкупе способствует гармоничному развитию личности ребенка . К этому списку можно добавить, что при рисовании пескомразвивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность.

Но это еще далеко не все!

Это очень актуальный в наше времяспособ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение.

Эти занятия особенно рекомендуются специалистами для гиперактивных и сверхвозбудимых детей, ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.

И дети, и взрослые, увлекающиеся рисованием на песке - уравновешенные, гибкие, коммуникабельные и очень творческие люди.

Уменьшение стресса – одно из чудесных последствий искусства рисования песком. Манипулируя сыпучим материалом ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Этот вид изобразительного искусства развивает ручную моторику ребёнка, познавательную сферу (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственные представления), процессы психоэмоциональной саморегуляции, формирует творческий потенциал, совершенствует коммуникативные навыки.

Можно выделить как минимум три причины, из-за которых следует научиться рисовать песком:

1. Минимум расходных материалов . Чтобы попробовать себя в песочной анимации из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло.

2. Красота и пластичность . Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.

3. Борьба со стрессогенными факторами . У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций. Рисуя песком, человек все больше уходит в себя – входит в легкое медитативное состояние, что дает ему определенную возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть, привести в порядок свои мысли и чувства.

Отметим также несколько важных особенностей совместного с ребенком рисования песком:

  1. Ребенку лишь предлагаются варианты игр и заданий, а не заставляют его следовать строгой программе.
  2. Структура занятия адаптирована под интересы самого ребенка.
  3. Это пространство для самовыражения ребенка, без установленных жестких рамок и правил.
  4. Ценится его инициатива и мнение, но не молчаливое согласие с педагогом.
  5. Стимулируется развитие творческих ситуаций вопросами, но не готовым ответом.
  6. Поддержка ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные задачи.

7. Ценится природная мудрость ребенка и его уникальность, но не учит его «быть таким как все».

Из детских воспоминаний у каждого невольно всплывают моменты пляжных игр в песочные замки или игры далёкого прошлого в дворовой песочнице с соседскими детьми. Оказывается, это не только развлечения, но и польза физиологического и психологического развития, если всё это песочная терапия.

Если вы родители или воспитатели, то, наверное, замечали неоднократно, как воздействуют песочные игры на детей, дети увлечённо и совершенно спокойно ковыряются пальчиками, игрушками и лопатками в песке.

Дети просто погружаются в завораживающий и манящий их песочный мир. Такие моменты наступают в определённом возрастном промежутке, и этим можно воспользоваться в работе с дошкольниками, организовать песочную терапию для детей.

Метод песочной терапии

Методы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста уже давно используются в практике. Песочная терапия для детей только увеличит полезность и успокаивающее действие.

Стоит заметить, что на улице дети могут играть только летом и в благоприятную погоду. А почему же не устроить песочницу дома и в детском саду? – это же так просто. Можно даже разнообразить игру в песке, сделав песочницу с подсветкой, и заняться песочной анимацией.

Терапия песком в детском саду

С помощью песочной терапии дошкольники развивают свои индивидуальные способности, работы детей отражают их истинные чувства, переживания и эмоции. Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.

Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник сможет проявить свои художественные таланты. Дети, увлекаясь песочными играми, становятся подсознательно зависимы от увлечения.

Песочная терапия для детей может стать лекарством от ряда заболеваний, помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психоэмоциональное состояние.

Методика песочной терапии впервые была применена психологом Карлом Юнг и постепенно нашла своих последователей, которые передали свои знания дальше и сейчас это методика применяется в дошкольных учреждениях в ходе занятий с детьми всех возрастных групп, в том числе и дошкольными.

Применение метода песочной терапии сейчас встречается даже в домашних условиях. Песочную терапию можно применять не только в лечении психических заболеваний и для психологического воздействия, но и в сочетании с мелкими игрушками использовать в дефектологии.

Обучиться песочной терапии можно в кратчайшие сроки, это не составит больших усилий, тем более, что вы принесёте огромную радость детям и услышите их благодарность.

При помощи песочной анимации в работе с детьми дошкольного возраста, психолог детского дошкольного учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.

Рисунки не могут быть просто произвольными, в них скрываются страхи, переживания, конфликты и другие эмоциональные всплески.

У детей это выявляется намного легче, так как находится на поверхности сознания, нежели у взрослых. У взрослых людей всё гораздо сложнее, психические и психологические проблемы находятся глубже, и они скрытные.

Песочная терапия раскрывает скрытые потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития. С её помощью очень , чувствительность конечностей за счёт воздействия на нервные окончания, развиваются художественные и творческие способности, обостряются фантазии и улучшается образное мышление.


Наконец, песочную терапию можно использовать как простое успокаивающее для буйных и гиперактивных детей.

Плюсом песочной терапии является то, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания, стрессы у детей при играх в песке почти исключены. Здесь только получаемая радость от игр.

Разносторонность плюсов песочной терапии позволяет использовать песок даже в качестве помощника в работе логопеда. Песок можно использовать для развития речи. Вроде бы, на первый взгляд, речь и песок никак не могут быть связаны.

Но стоит напомнить, что песок это строительный материал, и на нём можно лепить и писать буквы, слова, дети могут лепить фигуры, а затем рассказывать, что это, и почему ребёнок слепил именно такую фигуру.

Особенности занятий песочной терапии

Для организации занятий песочной терапии, исходя из названия, конечно же потребуется песок, лучше всего и сухой, и влажный.

Нужны две песочницы, одна с нижней подсветкой, (для сухого песка), вторая просто влагостойкая песочница (для влажного песка).

В дополнение для занятий по потребуется много различных мелких игрушек, как в шоколадных яйцах «Kinder».

Сеанс песочной терапии начинается с выбора детьми нескольких игрушек, которые им больше понравятся, желательно не торопить ребёнка в выборе, он должен сам реализовать свои предпочтения.

Ребёнок должен сам расположить игрушки в песочнице на своё усмотрение в любой последовательности и в любом месте. Психолог уже в ходе расстановки игрушек видит определённую связь с эмоциональным самовыражением ребёнка и где-то может помочь в ходе игры детей в затруднительные моменты.

Песочная терапия это доступное средство образования для практически любого педагога и помощник воспитательного процесса и не требует каких-либо глобальных денежных затрат.

Ящики может сделать хозработник учреждения, песок на улице, мелкие игрушки есть в каждом детском саду, даже если их купить набором, это не настолько дорогостояще. Лучше конечно, чтобы бортики песочницы были повыше, а дно выкрашено в небесно-голубой цвет, как символ воды и неба. Песок должен быть чистым и безопасным (промыт, просеян, прокален в духовом шкафу).

С помощью игр во время сеансов песочной терапии должны использоваться различные сценарии жизненных ситуаций, связанных с отношениями, профессией, природой и даже этнической направленности.

В связи с этим должны присутствовать фигуры людей разных полов, возрастов, профессий и национальностей, всевозможные животные, птицы, растения, предметы быта, мебель.

Все сцены игр должны быть сфокусированы на конкретном задании с определённым типом игрушек. Желательно, чтобы в аудитории, где занимаются дети, играла мелодичная спокойная музыка, или царила тишины, с учётом предпочтений группы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Актуальность: В последнее время песочная анимация (рисование песком на стекле) прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей у ребенка. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным. Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых.

Количество занятий

Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 5-6 (20-25 мин) и 6-7 лет (по 25-30 мин). Занятия планируется проводить 1 раз в неделю во второй половине дня.

Условия реализации программы:

Материально-техническая база:

Наличие светового стола, кварцевого песка, приспособлений для рисования по песку.

Наличие магнитофона, проектора для просмотра анимаций.

Методы и приёмы:

    беседы; практические методы (показ); игровые; использование ИКТ; наглядный.

Технические приёмы рисования песком:

    рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, мизинцами, несколькими пальцами одновременно, симметрично двумя руками, насыпая песок из кулачка и отсечением лишнего, скользя ладонями по поверхности песка, выполнять зигзагообразные и круговые движения; выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на ребро; создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры.
Цель и задачи программы:

Цель программы: Стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.

    развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение); развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков; тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (); равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками; гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у детей).
Возраст детей, на которых рассчитана программа - 5-7 лет
Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Формы обучения по данной программе

    Подгрупповые занятия; Индивидуальные занятия; Открытое занятие; Показ анимационных фильмов.
Ожидаемые результаты реализации программы за два года обучения

К концу первого года

К концу второго года

Умеют выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на ребро

Умение насыпать песок из кулачка и отсекать лишнее

Умеют создавать изображения предметов, дополнить декорационными материалами

Умение рисовать симметрично двумя руками

Создают отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры

Умеют создавать индивидуальные и коллективные рисунки, применяя дополнительные декоративные материалы (камушки, веточки)


Использовать различные цвета светового стола в соответствии с временем года и изображением


Умение трансформировать, изменять детали в песочном изображении с применением покадровой съёмки с дальнейшим получением анимации.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:

    организация показа для родителей, участие в тематических мероприятиях, в конкурсах.

Тематическое «Песочная анимация»

для детей 5-6 лет

Название темы

Количество занятий

Сентябрь

«Песочная сказка»

Тактильное знакомство с песком, свободное рисование на песке с применением различных приспособлений

«Картинки на песке»

Дети практикуются рисовать на песке, используя ладонь, пальцы рук.

Итого: 4 занятия

«Огород»

Создание песочной анимации «Как росла тыква» (морковь)

«Лес, точно терем расписной»


Итого: 4 занятия


«Обитатели осеннего леса»

Свободное рисование жителей леса: ежа, белки и др.


«Едем, едем, едем в далекие края»

Свободное рисование машин, автобусов, пароходов, и т. д. по замыслу или с использованием трафаретов, схем.


Итого: 4 занятия

«Дремлет лес под сказку сна»

Самостоятельное рассматривание зимних пейзажей, рисование зимнего леса, обитателей, зимней ночи, метели.

«Зимние превращения»

Рисование хрустальных снежинок, морозных узоров. Превращение изображения человека в изображение снеговика. Превращение осеннего пейзажа в зимний.

Итого: 4 занятия


«Бабушкины сказки»

Беседа о русских народных сказках, викторина по сюжетам русских народных сказок, чтение отрывков наиболее известных сказок, игры-драматизации на основе сказок, рисование сказочных домиков, сказочных героев.

«На дне морском»

Просмотр фильмов, открыток, иллюстраций, марок на морскую тему, рисование морских пейзажей, рыб, обитателей, коллективная работа «Морское дно».

Итого: 4 занятия

«Волшебные превращения»

«День Защитника Отечества»

Рисование портрета пап, братьев, дедушек, друзей по представлению. Упражнения для развития мелкой моторики.

Итого: 4 занятия


«В далеком космосе».

Чтение стихов, отрывков произведений о космосе, рисование звезд и комет, планет, космических кораблей, тарелок, инопланетян.

«Весенние цветы»


Итого: 4 занятия

«Весенний пейзаж»

« Пасхальные натюрморты»

Рисование пасхальных натюрмортов с использованием разных приемов рисования на песке.

Итого: 4 занятия

«Бабочки»

Рисование бабочек разных форм, используя разные приёмы рисования на песке. Составление композиций из бабочек.

«Песочное шоу».

Презентация песочного искусства в виде: песочной анимации (песочного клипа в форме мультфильма); песочного фото (оформление фотовыставки детских работ «Песочные сказки»).

Итого: 4 занятия


Тематическое планирование занятий «Песочная анимация»

для детей 6-7 лет

Количество часов

Сентябрь

«Песочный натюрморт»

Воссоздание натюрморта с использованием разных приемов рисования на песке.


Видоизменение песочного рисунка с целью получение анимации.

Итого: 4 занятия

«Песочные превращения»

Рисование сюжетов по замыслу на свободную тему.

«Осенний лес»

Свободное воспроизведение видов деревьев по образцу, трафаретам, схемам. Воссоздание «лесных» композиций, пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке.


Итого: 4 занятия


«Транспорт нашего города»

Свободное рисование сюжетов с изображением различных видов транспорта по замыслу или с использованием трафаретов, схем.


«Волшебные превращения ладошки»

Видоизменять отпечаток ладошки в различные образы. Самостоятельный выбор приёмов рисования песком.

Итого: 4 занятия

«Зимний лес»

Самостоятельное рассматривание зимних пейзажей, рисование зимнего леса, обитателей, зимней ночи.

«Песни метели»»

Рисование метели под музыку. Рисование зимнего сюжета на фоне.

Итого: 4 занятия


«Мои любимые герои сказок»»

Беседа о русских народных сказках, викторина по сюжетам русских народных сказок. Рисование сказочных героев в движении. Мультипликационнаая анимация.

«Аквариум»

Рассматривание картинок с изображением рыбок. Рисование рыбок в аквариуме, прорисовывая чешую. коллективная работа «Морское дно».

Итого: 3 занятия

«Волшебные превращения»

Рисование на основе готовых форм, отслеживание процесса превращения одного предмета в другой. Упражнения на развитие мимики.

«Моя семья»

Рисование семейного портрета по представлению. Упражнения для развития мелкой моторики.

Итого: 4 занятия


«Сказочные замки».

Рассматривание замков на иллюстрациях в книгах, рисование сказочных замков с прорисовкой мелких частей.

«Весенние цветы»

Рисование весенних цветов. Составление цветочных композиций. Чтение стихов о первых цветах.

Итого: 4 занятия

«Весна идёт»

Рисование весенних пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке.

«Зоопарк»

Рисование животных по готовым трафаретам. Рисование фона композиции.

Итого: 4 занятия

«Скоро лето»

Беседа с детьми, где бы они хотели отдохнуть летом. Рисование летних композиций с трансформацией задуманных образов. используя разные приёмы рисования на песке.

«Песочное шоу».

Презентация песочного искусства в виде: песочной анимации (песочного клипа в форме мультфильма; рисования песочных рисунков в реальном времени); песочного фото (оформление фотовыставки детских работ «Песочные сказки»).

Итого: 4 занятия

Общее количество занятий в год: 35 занятий

Список литературы,

используемой для работы по данной программе

    Васильченко, Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.
    Грабенко, Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» // /Дошкольная педагогика.-2004.N5.-С.26-29
    Жителева, С.С. «Песочная терапия» /С. С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-N4.-С.65-68 Зейц Мариэлла «Пишем и рисуем на песке»

Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольника.

Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.

Существует огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - загадочный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых, завораживает своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Вспомните песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок. Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке - морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поиграть игрушками, поковыряться в нем палкой, выкопать ямку.

Рисование на песке доступно детям самого разного возраста. Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При том, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше. Маленькие дети с огромным удовольствием рисуют песком. Песок очень хорошо помогает развитию мелкой моторики. А, кроме того, ребенок учится различать текстуру различных веществ. Ведь для рисования можно использовать не только сухой, но и влажный песок – его кроха может размазывать по стеклу.

Да и на развитие детей более старшего возраста рисование оказывает самое благоприятное действие. Педагоги и детские психологи отмечают, что успеваемость в школе у тех детей, которые начали заниматься рисованием песком, значительно улучшается. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка.

Дети, занимающиеся рисованием, гораздо более стрессоустойчивы. И это неудивительно – песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение. Подобные дети намного меньше нервничают, менее обидчивы и агрессивны. Очень многие детские психологи на своих занятиях с эмоционально нестабильными детьми прибегают к рисованию песком.

Чем полезно рисование на песке для детей?

Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.

Очень полезно рисование на песке гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Работа с песком успокаивает – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. Рисование на песке дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.

Особенно показано рисование на песке детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.

Рисование песком - это маленькое чудо. Давайте узнаем о нем немного больше…

    Рисование песком – это маленькое чудо, волшебство. Рисование организовывается при приглушенном свете на белом оргстекле с подсветкой. Одно это придает процессу рисования некоторую таинственность, исключительность.

    Песок - это природный материал, с которым знаком каждый взрослый и ребенок. Он сам подсказывает, как его использовать (сыпать, мять, гладить и пр.). Изображения из песка получаются всегда очень органичные, объемные, как живые.

    Рисование на песке отличается от обычного рисования на бумаге тем, что оно не создает так называемого «страха белого листа», ведь лист изначально «грязный», да и даже если сделаешь не так, как хотел, все легко можно исправить. Именно поэтому такие занятия идеально подойдут для стеснительных и боязливых детей.

    Влияние таких игр на развитие ребенка:

    Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики куда лучше, чем пальчиковые гимнастики и прописи.

    Сначала дети учатся рисовать так, чтобы песок не высыпался со стола для рисования, а это детям дается нелегко, ведь глазодвигательная координация развита далеко не у всех.

    Чтобы разровнять песок тонким слоем или насыпать ровную полосу песка, надо очень точно регулировать нажим руки, а это даже далеко не всем взрослым сразу удается. Также очень часто используется рисование щепоточками, а это уже совсем тонкая моторика.

    Безусловно, нужно отметить, что рисуем мы на песке часто двумя руками, а это хорошо влияет на развитие межполушарных связей, которые являются залогом эффективной и энергоемкой работы мозга в целом.

    Занятия проходят хоть и за столами, но они довольно подвижны, ведь определенные элементы гораздо удобнее рисовать стоя, или обходить стол с другой стороны. А еще иногда очень интересно помочь соседу!

    Ну и, конечно же, нельзя не отметить влияние таких занятий на раскрепощение, развитие творческого потенциала, фантазии каждого ребенка. Ведь на рисовании песком лишь в начале детям показывают основные приемы рисования, а дальше дети экспериментируют сами. Песок многогранен, всегда найдется несколько способов, чтобы нарисовать один и тот же элемент.

    Также рисование на песке способствует развитию пространственных представлений (ориентации на листе), речевому развитию (занятие строятся на основе какого-то сюжета, а дети активно привлекаются к его сочинению и повествованию).

    Особенность этих занятий заключается в том, что ведет их не педагог-художник, а психолог, занимающийся песочной терапией. Акцент на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе.

Рисование на песке для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.