В каких городах отмечают день железнодорожника. День железнодорожника — все о празднике. Когда отмечают День железнодорожника в других странах

День железнодорожника – одно из первых профессиональных торжеств, которое начали отмечать на рубеже веков XIX-XX в царской империи. С момента появления железнодорожных магистралей, тысячи служащих принимают слова благодарности в свой адрес в этот день. В жизни любого государства пути сообщения играют первостепенную роль - транспортные артерии связывают между собой все населенные пункты страны. Российские железнодорожные системы ежегодно перевозят миллионы пассажиров со всего земного шара.

По своему географическому расположению российские магистрали являются центральной ветвью евразийских железнодорожных сетей, которые связывают Европейские страны и Азию. Ежеквартально поезда осуществляют свыше 25% товарооборота всех транспортных перевозок планеты.

История

Строительство железных сетей в Российской империи стартовало во время царствования Николай I: были соединены транспортными путями Петербург и Москва. Можно было совершить на первых паровозах путешествие в Царское село. Знаковые для железнодорожников даты:

  1. Ко дню рождения царственной особы, Николая I, 06.07.1896 году было объявлено о празднование дня железнодорожника. В праздничный день служащие отдыхали, а зал Павловского вокзала радушно принимал железнодорожников для торжественных мероприятий.
  2. Середина лета 1935 года. После Революции 1917 года о празднике не вспоминали долгих 20 лет. В 1935 году, после перевыполнения плана, инициативная группа передовиков возродила торжества.
  3. Указом Совета Министров было решено отмечать день служащих железнодорожных путей сообщения в конце июля, однако, позже празднование было перенесено на выходные дни.

Традиции

Ещё со времен царской империи в праздничную дату чествовали работников железных дорог. Во время праздничных мероприятий выделяются заслуги и успехи в железнодорожной сфере. Событие всегда праздновалось с размахом: организовывались концерты, обед и благодарственные молебны с обязательным присутствием высшего руководства.

К этому дню приурочено вручение государственных знаков отличия. Накануне даты принято открывать станции, запускать новые поезда. Среди железнодорожников проводятся спортивные состязания. Выделяются грамотами и ценными подарками ветераны отрасли.

Железнодорожный праздник считается международным, его отмечают на территории всех бывших союзных республик.

Сегодня железные дороги работают эффективно, слаженно и стабильно, внося посильный вклад в развитие инфраструктуры государства.

Железным дорогам России без малого 200 лет. Железнодорожный транспорт по-прежнему незаменим – современные РЖД каждый год перевозят более миллиарда пассажиров и более миллиарда тонн грузов. В российских железных дорогах заняты более 800 тысяч сотрудников, которые в августе отмечают свой профессиональный праздник. Когда день железнодорожника в 2019 году в России: какого числа отмечают этот праздник, какова его история, в каких ещё государствах бывшего СССР отмечается этот день.

Когда появился день железнодорожника в России

Российский праздник День железнодорожника стал первым подобным праздником во всей Европе. Он появился ещё в 1896 году, и его отмечали до 1917 года 25 июня по старому стилю (по новому – 6 июля). Эта дата – день, когда родился император Николай I, при котором в нашей стране появились железные дороги.

История российских железных дорог началась в 1830-е годы. Первую железную дорогу страны – Царскосельскую – открыли в 1837 году. Она соединяла Санкт-Петербург и Царское село. Средняя скорость поездки в 51 км/ч по тем временам была фантастикой.

Так был дан толчок для развития этого современного вида транспорта в стране. К концу XIX века железные дороги уже неплохо соединяли главные города европейской части страны, а в 1891 году началась реализация амбициозного проекта – строительство Великой Сибирской магистрали, основы современного Транссиба. К 1904 году железные дороги дошли до Владивостока.

Традиции проведения Дня железнодорожника в царское время подразумевали, что железнодорожные учреждения в этот день вообще не работали, а руководство дорог собиралось на праздничный ужин и концерт в столице Российской империи – Санкт-Петербурге.

После прихода к власти большевиков не осталось ни одного царского праздника, и никакого дня железнодорожника не существовало почти два десятилетия. Вернулся он в 1936 году, и уже ни о каком отдыхе для железнодорожников в свой праздник речи не шло – возвращение состоялось под лозунгом дня “максимальных трудовых усилий во славу Родины ”.

Дата первой версии советского празднования Дня железнодорожника – 30 июля, в честь встречи Сталина с работниками железнодорожного транспорта 30 июля 1935 года. Однако, уже с 1940 года дата празднования подверглась небольшой реформе, и День железнодорожника в СССР получил “прописку” в первый воскресный день августа. Так этот профессиональный праздник был закреплён за выходным днём.

С тех пор ничего не изменилось, и дата празднования профессионального праздника работников железной дороги – первое воскресенье августа.

День железнодорожника в 2019 году: какого числа отмечается

Первое воскресенье августа в этом году – 4 число. Соответственно День железнодорожника в 2019 году отмечается 4 августа .

Праздник этот непосредственно затрагивает 800 с лишним тысяч сотрудников современных Российских Железных Дорог. Машинисты и проводники, простые путевые рабочие и директора вокзалов – все они принимают поздравления в этот день со своим профессиональным днём.

По традиции в этот день проводятся торжественные мероприятия и концерты, лучшим железнодорожникам вручаются премии и награды. Кроме российских железнодорожников в первое воскресенье августа отмечают аналогичный праздник работники железных дорог Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Во многих других постсоветских республиках также существует такой праздник, но отмечается в другие даты.

В 2019 году российский праздник День железнодорожника всего на два дня расходится с ещё одним родственным ему днём – Днём железнодорожных войск . Этот день, в отличие от основного праздника всех железнодорожников, привязан к дате 6 августа. Кстати, в позапрошлом, 2017 году произошла редкая встреча в календаре этих двух дней – День железнодорожника тогда также пришёлся на 6 число.

День железнодорожных войск появился в 1996 году в память о появлении 6 августа 1851 года специальных подразделений для охраны недавно открытой железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. В современных железнодорожных войсках российской армии служит около 28,5 тысяч человек.

Все работники и специалисты, у которых профессиональное дело прямо или косвенно связано с железными путями, будут отмечать День железнодорожника в 2016 году будет 7 августа. Когда отмечают День железнодорожника, радуются не только россияне, ведь этот профессиональный праздник - международный.

Истоки зарождения этой даты напрямую связаны с именем царя-императора Николая I. Он вполне заслуженно считается основателем железных путей, и праздник было решено отмечать в день его рождения - 25 июня. Но уже с 1937 года праздник начали отмечать в первый воскресный день августа, поэтому День железнодорожника в России в 2016 году выпадает на 7 августа.

Протяженность всего железнодорожного полотна в РФ составляет не менее 86000 километров, а новость о возможности в следующем году добраться из Москвы до Берлина через Варшаву всего лишь за восемнадцать часов – амбициозна и одновременно позитивна. Напрашивается очевидный вывод: в РЖД работают настоящие энтузиасты и очень смелые люди. От добросовестности и ответственности работников железнодорожной сферы зависит наша безопасность и комфорт во время поездок в поездах. Результаты их труда отражаются на экономическом положении нашей страны. В День железнодорожника будут получать поздравления более миллиона человек - профессионалов своего дела.

В этот праздник хочется всех сотрудников железных путей поздравить и пожелать, чтобы стрелки на путях всегда смотрели в нужном направлении.

А вот и стихотворные поздравления железнодорожникам, которые можно прочесть вслух, написать на открытке или в смс-сообщении.

С днем железнодорожника
Вас поздравляем искренне!
Лучшего и невозможного
Даже вдали от станции!

Пусть составляются графики,
Ширятся ветки путей,
Будто штрихи каллиграфии
Из-под ручонок у детей!

Можно гонять по Евразии,
Въехать на остров Бретань.
Так, для многообразия
Выбрать для дома герань.

Будьте здоровы, путейщики,
Машинисты, проводники,
В синем мужчины и женщины
У многолюдной реки!

Поздравляем экипажи очень скорых поездов!
С ними – тех, кто в черной саже на ремонт прийти готов!
А диспетчерским составам – многократное «Ура!»,
Машинистам – три поклона! Всем – любви, тепла, добра!

От вокзала до вокзала челноки летят, снуют.
Вам пространств квартирных мало, путешествовать – Ваш труд.
Вы – артерии народа с многосердьем узловых,
Всепогодная свобода, бесконечный стройный стих.

С Вашей точностью сверяют время мелкие часы.
Пассажиры, чуть зевая, прячут в мех свои носы.
Ждут флажков на отправленье, будто очень длинный фильм.
Стробоскоп и представленье на незнамо сколько миль.

Чай Ваш ждут, «Спокойной ночи!» и надорванный билет,
А в душе-то каждый хочет облететь весь белый свет!
За уменье Вам спасибо, за труды Ваши – хвала!
РЖД – и мощь, и глыба, но людские там дела!

Тем, кто выложил металлом
Тысячи путей-дорог
От вокзала до вокзала –
Да поможет в деле Бог!

Те, кто превратил дороги
В отдых, место для бесед –
Сами ангелы и боги,
Дай же Бог Вам жить без бед!

Пусть идет, стучит обходчик
Молоточком: «тук-тук-тук»!
Он так любит поезд очень.
Поезд конь ему и друг!

Но железные составы
Стали птицами уже
Всем, кто в них и рядом – слава
И прекрасных дней в судьбе!

В этот день для них пройдут праздничные концерты, спортивные соревнования и даже благотворительный забег. «Вечерняя Москва» присоединяется ко всем теплым словам и пожеланиям и вспоминает важные проекты, которые изменили наше представление о поездках на поездах.

Но для начала немного из истории праздника. Появился он в конце XIX века, когда Николай I в 1896 году подписал указ о чествовании сотрудников железной дороги. Торжество совпало с днем рождения императора - 25 июня (6 июля), - при котором и появились первые километры новой транспортной системы: прогулочная железная дорога в Царское село и всероссийская магистраль от Петербурга до Москвы. В честь праздника у всех работников железнодорожных предприятий был выходной. На вокзалах и основных станциях проходил молебен. А вечером железнодорожники шли на концерты с банкетами.

Праздник пришелся всем по душе и стал доброй ежегодной традицией вплоть до революции 1917 года, когда новая власть отменила его как пережиток империализма. Впрочем, уже в 1930-х годах железнодорожникам вернули профессиональный день. Но теперь его отмечали 30 июля. В этот день сам Сталин встретился с делегацией работников железной дороги и поблагодарил их за героический труд. И только в 1940-х годах торжество официально закрепили за первым воскресеньем августа. Правда, Днем железнодорожника его стали называть почти 40 лет спустя.

Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Сегодня праздник отмечают все, кто связан с железной дорогой, включая сотрудников трамвайных депо и метрополитена. Поддерживают будущих коллег и студенты профильных вузов и колледжей. Как правило, в День железнодорожника в учебных заведениях проходят веселые праздники со спортивными состязаниями, среди которых метание шпал, толкание вагонов и перетягивание рельса.

Лучшие в мире

Сегодня Россия по праву гордится своей железнодорожной сетью. В мировом рейтинге по протяженности путей - а это ни много ни мало около 90 тысяч километров - наша страна занимает почетное третье место, уступая лишь Китаю и США. Одна из главных «веток» - Московская железная дорога. Протяженностью 13 тысяч километров она обслуживает Москву, Подмосковье, Калужскую, Тульскую, Орловскую, Курскую, Рязанскую, Смоленскую, Брянскую и частично Владимирскую области.

Московская железная дорога считается самой разветвленной. Только в столичном регионе сходятся 11 радиальных направлений. В сутки Московская железная дорога отправляет около 300 пассажирских, 850 грузовых и 3000 пригородных поездов. Помимо обычных составов это и современные «Ласточки», комфортабельные «Стрижи», стремительные аэроэкспрессы и даже рельсовые автобусы. Важно, что интервалы движения между пригородными поездами в часы пик не превышают пяти минут. Как заверяет компания-перевозчик, такой частоты движения «нет ни на одной железной дороге мира!». И это далеко не предел.

Метро и МЦК

Власти столицы большое внимание уделяют развитию транспортной системы города. И это не только строительство новых дорог, но и создание комфортной и удобной сети пассажирских перевозок. И здесь одним из самых непростых, ожидаемых и масштабных проектов стал запуск Московского центрального кольца (МЦК). После реконструкции старого участка Московской железной дороги в городе появилась 14-я линия столичного метро. Правда, в отличие от всех остальных, эта ветка полностью наземная, но на скорости движения поездов это никак не отразилось. Более того, многие отдаленные районы города стали гораздо доступней. Там, где раньше нужно было ехать до метро на автобусе, теперь можно дойти пешком до станции МЦК. Сократилось и время, которое пассажиры тратили на дорогу. Так, от Москвы-Сити до Войковской теперь можно доехать всего за 14 минут. На метро этот же путь с двумя пересадками займет больше получаса.

Московский метрополитен ежегодно перевозит более 2,4 миллиарда пассажиров, - рассказал первый замначальника метро по стратегическому развитию и клиентской работе Роман Латыпов. - С начала года у нас уже появились восемь новых станций, новые удобные пересадки на МЦК, которые значительно повысили транспортную доступность жилых районов Москвы и повлияли на рост пассажиропотока.

По его словам, за первые шесть месяцев 2018 года поезда метро перевезли более 1 миллиарда 201 миллиона человек. Еще свыше 60 миллионов человек воспользовались МЦК. В целом, по сравнению с первым полугодием прошлого года, пассажиропоток на наземном кольце вырос на 21 процент. Москвичи выбирают МЦК, потому что это быстро и удобно. По линии курсируют современные «Ласточки», оборудованные системой климат-контроля, розетками для зарядки телефонов и бесплатной беспроводной сетью Wi-Fi.

Фото: Екатерина Якель, "Вечерняя Москва"

С МЦК можно пересесть не только на другие станции метро, но и на пригородные электрички, что позволило существенно разгрузить как подземку, так и центральные вокзалы Москвы. Кстати, некоторые переходы сделаны по принципу «сухие ноги», то есть пассажирам, чтобы перейти с одной станции на другую, даже на улицу не надо выходить.

Бесплатный проезд

Развивается в Москве и пригородное сообщение. Электрички, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, должны стать такими же комфортными, как и «Ласточки» на МЦК. Между тем, с 1 августа на пригородных электричках действует бесплатный проезд для пенсионеров и жителей столицы некоторых льготных категорий.

Они могут бесплатно ездить в электричках не только в Москве и области, но и в других регионах, имеющих беспересадочное сообщение со столицей, - написал в своем микроблоке в Твиттере Сергей Собянин. - Это Рязань, Владимир, Тула и многие другие города.

Чтобы ввести новую льготу, Российским железным дорогам и пригородным железнодорожным компаниям пришлось в кратчайшие сроки провести огромные технические работы. Сейчас оформить бесплатный проездной билет можно в кассах вокзалов. Для этого нужно показать социальную карту москвича. Позже льготные билеты будут выдавать и автоматы.

Фото: Наталья Феоктистова, "Вечерняя Москва"

Московские диаметры

Еще один совместный проект московского правительства и Российских железных дорог - создание Московских центральных диаметров (МЦД). Они свяжут столицу с областью, при этом время в пути сократится в полтора-два раза. Через весь город можно будет проехать в среднем за 45 минут.

Всего в Москве можно создать 17 диаметров. Реализация проекта начнется со строительства двух МЦД.

Общая протяженность двух диаметров составит 132 километра, - уточнил глава столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. - По прогнозам ими будут пользоваться около 90 миллионов пассажиров в год, то есть у нас появятся почти 900 тысяч дополнительных пассажирских мест в сутки.

По подсчетам аналитиков, запуск московских диаметров поможет разгрузить дороги и метро города на 10–12 процентов. Планируется, что поезда по первому диаметру поедут уже в следующем году. Ожидается, что сервис на МЦД будет таким же, как в метро и на МЦК. По линиям будут курсировать современные поезда. Максимальный интервал движения в часы пик составит не больше шести минут. Кроме того, на МЦД сделают удобные пересадки на другие виды общественного транспорта Москвы.

По сути дела, железная дорога по своим качества, комфорту, четкости и графику движения ничем не будет отличаться от метрополитена, - подчеркнул Сергей Собянин.


Фото: Пелагия Замятина, "Вечерняя Москва"

Железная дорога - одна из самых важных транспортных систем государства. Она соединяет разные города и населенные пункты, обеспечивает связь с другими странами. Чтобы эта структура работала без перебоев, приходится задействовать труд огромного количества людей. Машинисты, инженеры, мастера по ремонту, проводники, работники вокзалов - перечислять можно долго. Все эти люди заслуженно празднуют День железнодорожника. Он всегда выпадает на первое воскресенье августа.

История праздника

День железнодорожника, отмечаемый ежегодно в первое воскресенье августа в ряде стран - бывших республиках Советского Союза, ведет свою историю еще из 19 века. В жизни каждой страны железные дороги всегда играют особую роль. Они были и остаются главной транспортной артерией, связывающей воедино города.

В 1896 году (28 июня) в России был подписан указ о том, что все работники, связанные с поездами и их движением, отныне имеют собственный праздник. Николай I, которого справедливо считали основателем железнодорожного направления, имеет прямое отношение к этой истории.

Именно в честь его дня рождения и выбрали дату празднования. Этот день сделали официальным выходным. Но когда пришла советская власть, традицию ликвидировали, как это произошло со многими вещами. А вернули ее лишь в 1936 году. Сразу под праздник отвели 30 июля, но в 1940 году правила еще раз поменяли, поэтому время торжества стало подвижным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.