Развивающие занятия для детей 5 6 месяцев. Развивающие игры для детей пятого месяца жизни

Пятимесячный малыш – это маленький акробат, который неплохо познал возможности своего тела. Он более ярко реагирует на всё, что видит и слышит. Родители, которые занимались с крохой раньше, задумываются, как развивать ребенка в 5 месяцев, чтобы он был умным и ловким.

Любое развитие нужно начинать с диагностики состояния здоровья и способностей.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

В пятимесячном возрасте грудничок обычно ведет себя так, будто в его организме кости вовсе отсутствуют: лежа на спине, он тянет ножки к лицу и берет пальчики стоп в рот. Если же уложить его на животик, он с лёгкостью поднимет вверх грудную клетку и прогнёт спинку вниз, занимая позу «тюленя». Согласно наблюдениям педиатров и педагогов, пятимесячные дети могут демонстрировать и другие навыки.


Таблица навыков 5-месячного ребенка

В этом возрасте исчезают безусловные рефлексы. Все дальнейшие действия у детей происходят осознанно. Существует примерная таблица, что должен уметь младенец в возрасте 5 месяцев, с которой родителям рекомендуется сравнивать развитие своего малыша.

Физические навыки (крупная моторика)
  • переворачивается со спинки на живот;
  • уверенно держит в руках погремушку;
  • некоторое время сидит с опорой для спины;
  • держась за мамины руки, стоит несколько секунд.
Мелкая моторика
  • развивается рука: возникает противопоставление большого пальца;
  • появляется умение хватать;
  • ребенок берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее в руке;
  • ощупывает всё пальчиками: свою руку, лицо, одежду, игрушки.
Эмоциональные навыки
  • узнаёт родителей и близких;
  • в присутствии с незнакомыми людьми ведет себя настороженно;
  • с помощью мимики выражает различные эмоции;
  • криками и плачем пытается привлечь внимание близких людей.
Слуховые навыки
  • узнает знакомые голоса;
  • прислушивается к новым звукам;
  • поворачивает голову на источник звука;
  • по-разному реагирует на спокойную и веселую музыку.
Зрительные навыки
  • отдаёт предпочтение предметам яркой окраски;
  • умеет концентрировать взгляд на определенном предмете, в том числе движущемся.
Речевые навыки
  • певуче гулит;
  • произносит первые слоги;
  • повторяет отдельные звуки.

То, что должен уметь малыш в 5 месяцев, согласно наблюдениям педиатров России и ВОЗ, могут и умеют не все пятимесячные дети. Например, многие младенцы в этом возрасте ещё не способны переворачиваться, уверенно упираться на ножки, держась за руки взрослого, произносить слоги. Такое отставание входит в рамки нормы. Главное, чтобы малыш внешне был здоров и бодр.

Анастасия, мама 10-месячного Саши: «Мой сын в 5 месяцев уже поворачивался на бок, мог лежа на животе упираться на вытянутых ручках на ладони, но переворачиваться у него не получалось. Зато буквально спустя месяц сынок легко крутился со спинки на живот и обратно, а также уверенно сидел. Говорить первые слоги наш малыш тоже начал позже – в конце шестого месяца жизни».

Для пятимесячных детей важным показателем физического здоровья являются их рост и масса тела.

Рост и вес ребенка 5 месяцев

В зависимости от пола здоровые пятимесячные малыши весят от 4,8 до 10,4 кг. Ростовые и весовые нормы по ВОЗ определяются следующей таблицей:

Нормы для девочек (ВОЗ)

Условные обозначения таблицы: Р – рост; В – вес.

Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Рост (см) Вес (кг)
Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес
57,4 4,8
59,6 5,4
61,8 6,1 64,0 6,9
66,2 7,8
68,5 8,8
70,7 10,0

Нормы для мальчиков (ВОЗ)

Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Рост (см) Вес (кг)
Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес
59,6 5,3
61,7 6,0
63,8 6,7 65,9 7,5
68,0 8,4
70,1 9,3
72,2 10,4

В России нормы веса и роса определяются Московским НИИ педиатрии и хирургии.

Для пятимесячных малышей они имеют следующие значения:

Для всестороннего развития ежедневно рекомендуется заниматься с детьми развивающими упражнениями и играми. Ведь до года дети усваивают информацию и овладевают различными навыками быстрее, чем в какой-либо другой период своей жизни. Очень важно не потерять время, которое можно провести с колоссальной пользой для здоровья и интеллекта подрастающего поколения.

Как помочь малышу полноценно развиваться?

А. Шопенгауэр заметил: «Час ребенка длиннее, чем день старика».

Маме достаточно заниматься всего один час ежедневно, чтобы он становился более ловким, умелым и умным. За это время можно успеть выполнить гимнастику, поиграть и пообщаться. Для полезного досуга нужно выбрать подходящие занятия.

Ни у каждой семьи есть возможность посещать детские центры раннего развития. Несколько сложнее решать проблему, как развивать ребенка в 5 месяцев в домашних условиях. У домашнего развития есть свои положительные стороны: мама и папа смогут заниматься с крохой различными видами деятельности и вместе проводить развивающие игры.

Физическое развитие (крупная моторика)

Простейшее средство физического развития малыша – комплекс гимнастических упражнений.

Укрепление мышц спины и шеи

Для укрепления мышц спины и шеи крохе полезно упражняться на фитболе.

  • уложив ребенка на мяч животом вниз, мама придерживает его за ножки и слегка подкатывает мяч вперёд;
  • зажав мяч между своих ног, мама держит малыша под мышками, его ножки упираются в мяч. В таком положении мама позволяет крохе «попрыгать» на мягкой поверхности;
  • мама укладывает ребенка на мяч спинкой и, удерживая его за ножки, позволяет ему прогнуться по поверхности мяча;
  • мама укладывает кроху на животик и, удерживая его за ножки, катит мяч вперед до тех пор, пока ручки крохи не коснутся пола. На том месте, где ручки малыша будут приближаться к полу, следует положить несколько игрушек. Это позволит одновременно развивать реакцию крохи и его умение хватать рукой предметы.



Тренировка мышц рук

Сделать руки более крепкими помогут подтягивания. Мама садится перед ребенком, лежащим на спинке, берет его ладошки и аккуратно тянет его вверх, пока он не сядет. Дает радостному малышу остаться в таком положении полминуты и укладывает его снова на спинку.

Укрепление мышц ног

Езда на воображаемом велосипеде

Мама берет ножки малыша, обхватив у щиколоток, и делает по очереди движения, имитируя езду на велосипеде.

Прыжки

Мама садится на диван и ставит себе на колени малыша, придерживая его под мышками. Ребенок сам начнет отталкиваться от маминых ног ступнями, подпрыгивая.

Плавание

В домашних условиях малыши могут даже плавать. Для этого нужно набрать в ванну воды и, поддерживая малыша за спинку или животик, позволить ему грести ручками и ножками.

Развитие мелкой моторики

Если пальцы ребенка плотно сжаты в кулачок , перед началом игры их необходимо расслабить, сделав массаж ручек:

  • Обхватите ручки малыша за локтевой сгиб и потрясите их – это расслабит пальчики.
  • Возьмите ручки ребенка за запястья и слегка потрясите их. Разомните запястья, затем потрите ладошки.

Развивающие игры в 5 месяцев должны быть направлены на стимулирование захвата предметов ладошкой с противопоставленным большим пальцем и перебирание мелких предметов. Обязательны в этом возрасте пальчиковые игры.

Вращение в ладошках массажного шарика

Посадите ребенка на колени спиной к себе. Возьмите массажный шарик размером чуть больше детской ладошки и вложите его в руки малыша. Обхватите своими ладонями ладони ребенка и начинайте вращательные движения: по кругу, вдоль ладони и поперек.

Не нажимайте на ручки ребенка слишком сильно! Это может травмировать суставы или причинить боль от выпуклых элементов.



Возьмите яркий детский носочек и пришейте к нему пуговицы, бусины, бубенцы. Оденьте носок на левую ручку и следите за реакций ребенка. Он должен начать правой рукой ощупывать новую игрушку, мелкие предметы. Если этого не произошло, покажите как надо: подведите ручку крохи к носочку и его пальчиком коснитесь бубенцов.

«Колокольчик динь-динь»

Вам понадобится колокольчик и прищепка. Крепко привяжите колокольчик к прищепке и цепляйте на одежду крохи: на рукав, на штанишки, на носочек. Малыш должен тянуться к звенящему колокольчику и пытаться снять прищепку.

Следите, чтобы ребенок не прищемил пальчик, не оставляйте его одного с этой игрушкой!

Пальчиковые игры

Возьмите ручку малыша и его пальчиками одной руки поглаживайте ладошку другой. Приговаривайте стишок:

Мы пальчики погладим,
Так-так и вот так!
Мы пальчики потрем,
Так-так и вот так!

Сжимаем пальчики в кулачок и разжимаем по одному, читая стишок:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!



Эмоционально-социальное развитие ребенка

Пятимесячные крохи умеют проявлять радость и смеяться. Настороженно реагируют на незнакомого человека. Различают интонацию голоса и могут расплакаться, если услышат строгий или чрезмерно требовательный тон.

В развитии эмоций и взаимоотношений между ребенком и взрослым важную роль играют повседневные дела и занятия. Проявляйте эмоции во время кормления, купания, одевания и других занятий, и скоро малыш тоже начнет вам подражать.

Во время купания

Купая малыша, намыливаем ручки, ножки, голову и в конце животик, изображая удивление:

Здесь водичка холодненькая,
Здесь - тепленькая,
Здесь - горяченькая,
А здесь - кипяток, кипяток!

Поддерживаем «комплекс оживления»

Положив кроху на спинку потормошите и пощекочите его, улыбаясь, приговаривайте:

Мальчику:

Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сладенький кусочек!

Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!

Стимулируем смех

Поднимите малыша на вытянутых руках, одной поддерживая грудь ребенка, другой – его таз. Раскачивайте его вверх и вниз, приговаривая:

Топ, топ, топоток,
Еду, еду, путь далек.
Не шажком, не бегом,
А на палочке верхом!
(И. Михайлова)



Развитие зрения

Малыша привлекают яркие и красочные развивающие игрушки, поэтому он с удовольствием играет с ними.

Наблюдаем за движущейся игрушкой

К любой новой игрушке привяжите ленточку, чтобы ребенок не отвлекался на вашу руку. Положите малыша на спинку, покажите ему игрушку, потрясите. Перемещайте ее по кругу, следите, чтобы кроха следил за ней взглядом. Если он потянет ручки к игрушке, предоставьте ему самому схватить ее. Наблюдая за движением игрушки, малыш учится фиксировать взгляд и следить за ее перемещением.

Неваляшка

Сейчас в продаже имеются не только классические неваляшки-девочки, но и животные – зайчики, мишки, утята. Играя с неваляшкой, малыш учится приводить в действие игрушку и наблюдать за ее мелодичным танцем и раскачиванием в стороны.

Прятки

Игры «В прятки» со исчезающими игрушками развивают любопытство и зрение малыша. Прикройте игрушку платочком и спросите: «Куда мишка спрятался?». Затем уберите платочек и радостным голосом скажите: «А вот и мишка!». Чуть позже ребенок радостно начнет сам убирать платочек.

«Идет коза рогатая»

Малыш уже узнает мама и папу. Эта игра научит узнавать других членов семьи. Поднесите ребенка к бабушке или дедушке. Пусть они поиграют с крохой в «бодашки», читая ему стишок:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками - топ-топ!
Глазками - хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Того забодает, забодает!

Развиваем слух

Малыши в 5 месяцев очень любят извлекать звуки из самых разных предметов. Даже элементарная погремушка для них уже не просто яркая грохочущая штука, а что-то вроде примитивного музыкального инструмента. Часто, играя с ней, кроха даже подпевает.

С помощью игр развивается слуховое восприятие малыша.

Откуда звук

Накрывая пелёнкой включенную музыкальную игрушку, взрослый спрашивает: «Откуда звук?». Малыш прислушивается к музыке, ищет взглядом источник звука.

Бубен

Сядьте на пол, малыша посадите на колени спиной к себе. Возьмите бубен, потрясите им справа от ребенка. Малыш должен повернуть голову в сторону звука. Приблизьте бубен к ребенку, позвольте ему постучать по игрушке. Так он научится устанавливать взаимосвязь между своими действиями и исходящими звуками.

Учимся различать мелодии

Возможно, ребенок еще не понимает разницу между спокойной и плясовой мелодией. Научите его, как реагировать на веселую музыку. Возьмите кроху на ручки и потанцуйте с ним, напевая песенку на мелодию «Во саду ли в огороде»:

На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают!

Когда подойдет время сна, тихо спойте колыбельную, покачивая малыша на руках:

Баю-баю, баю-бай,
Ты собачка, здесь не лай,
Белолапа не скули,
И (имя ребенка) не буди.



Развиваем речь

Пятимесячные крохи охотно «разговаривают». Для того чтобы развивать речь малыша, с ним необходимо постоянно разговаривать, комментируя все происходящее вокруг самыми простыми фразами: «мама тот-топ», «водичка кап-кап», «звоночек динь-динь». Чаще разговаривайте, расположив малыша так, чтобы он хорошо видел ваши губы.

Поем песенки из слогов

Пойте простые песенки из слогов. Ребенок охотно будет повторять за мамой: «та-а-а-а, да-а-а-а, ма-а-а-а, па-а-а-а».

«Кто как кричит?»

Игры на подражание звукам животных забавляют малышей, и стимулирую их научиться произносить такие же звуки. Для игр можно использовать игрушки: кошечки, собачки, птички. Держите игрушку и произносите: «Как кошечка мяукает? Мяу!»

Оксана, мама двухлетней Даши: «Когда Даше было 5 месяцев, она начала складывать звуки в слоги. Я предложила ей поговорить: произносила певуче слоги «ма», «па», «на», «ля», «да», «не». Она повторяла их, как умела. Ей нравилось, что мы вместе развиваем речь. Уже в 7,5 месяцев доченька стала лепетать первые простые слова: «мама», «папа», «да», «ляля». Сейчас ей 2 года, она легко строит небольшие предложения, выговаривает почти все звуки. Я думаю, это наши «разговоры» так повлияли на развитие ее речи».

Познавательное развитие ребенка 5 месяцев

Игры, прогулки и общение с малышом способствуют развитию его интеллекта. Родители могут поиграть в развивающие игры для малышей 5 месяцев:

Изучаем лицо

Склонившись над ребенком, дайте ему возможность изучить ладошками сначала ваше лицо, а затем и свое собственное. Не забывайте называть те части, до которых малыш дотрагивается.



Изучаем причинно-следственные связи

Соберите цветные пирамидки или башенки из нескольких деталей. Стройте, чтобы малыш видел, как вы это делаете, покажите, как из кубиков можно соорудить элементарные постройки. Поднесите ребенка к пирамидке. Он ее толкнет и скорее всего, сломает. Скажите: «Бух! Упала» . Предложите построить еще.

Знакомьтесь с предметами и окружающим миром

Что бы вы ни делали и где бы ни находились, если ребенок рядом, показывайте ему предметы и называйте их: «Это кастрюля», «смотри, кошечка».

Вика, мама Анюты 1 год: «В 5 месяцев я активно показывала дочке предметы в нашей квартире и на улице. Диван, шкаф, стол и т.п. называла почти каждый день. В 6 месяцев показывала карточки с изображением тех же предметов. Удивительно, но в 8 месяцев Анюта на вопрос «Где стол?» показывала пальчиком стол. А если я раскладывала перед ней 5 карточек и задавала тот же вопрос, она и на карточке находила стол».

Огромная роль в развитии пятимесячных малышей принадлежит игрушкам.

Развивающие игрушки

С помощью игрушек малыш познает окружающий мир.

Развивающие игрушки для малышей 5 месяцев:

  • На развивающем коврике малышу будет интересно и полезно проводить время самостоятельно;
  • Музыкальные игрушки отвлекут и успокоят плачущего ребенка;
  • Книжка для малышей с мягкими страничками познакомит со своими героями;
  • Молоточки – стучалки, юла, матрешки и неваляшки научат малыша играть самостоятельно.

Распорядок дня, как элемент развития

Режим крохи – важный фактор его развития. Именно от правильности распорядка дня зависят его физическая и познавательная активность, способность воспринимать информацию.

Чтобы кроха полноценно питался, развивался и отдыхал, его режим дня должен быть четко организован.

После утреннего пробуждения должен быть завтрак, зарядка, гигиенические процедуры, время для игры. Когда малыш устанет, ему необходимо поспать не меньше часа. Затем можно покушать и отправляться на прогулку. Потом снова прием пищи, отдых, игры, вечерние гигиенические процедуры, сон.

Привыкая жить в определенном ритме, кроха становится собранным, организованным, спокойным и внимательным. А это – важнейшие основы для его полноценного развития.

Заключение

Родители должны лишь помнить, что развивающие занятия с малышами в 5 месяцев должны быть разнообразными и непродолжительными, чтобы кроха не переутомлялся. Тогда результат от этих занятий не заставит ждать и проявится уже к году.

Учеными установлено, что дети, с которыми активно занимались до года, вырастают более любознательными, отличаются хорошей памятью и высоким интеллектом.

Развитие пятимесячного ребенка требует от родителей немало времени и сил. Но занятия с крохой приносят взрослым столько позитивных эмоций и оказывают такое полезное влияние как на детей, так и на маму с папой, что времени на них совершенно не жалко.

Видео: Развитие нервной системы ребенка в 5 месяцев

  1. Дюкова Е. Мать и дитя: от беременности до 3 лет.
  2. Лучшие методики раннего развития.
  3. Л. Суркова. Быть мамой здорово! Беременность и первый год жизни малыша.
  4. Н. Андреева. Беременность, роды и первый год жизни ребёнка.

5-месячный ребенок с каждым днем становится все более активным и самостоятельным. Он уже умеет переворачиваться со спинки на живот, рассматривает игрушки, учится садиться или уже умеет это делать. И маме очень важно правильно использовать уже освоенные навыки ребенка, чтобы простимулировать дальнейшее развитие.

Наилучший выход из положения – это правильные, развивающие игры с малышом, которые будут полезными и увлекательными. Какими именно должны быть игры с ребенком в 5 месяцев, на что стоит обратить внимание, и что подразумевает комплексный подход к ежедневным занятиям?

Что стимулируем во время игры?

У 5-месячного малыша начинается период развития, когда он познает мир, резко увеличивается его подвижность. Поэтому к игрушкам на держателях интерес будет постепенно сходить на нет. Из всего многообразия игрушек он в 99% случаев выберет ту, которая отличается контрастными оттенками.

В этом возрасте очень важно активизировать у ребенка общение, в частности, понимание речи и умение повторять слоги. Если до полугода колоссальное влияние на развитие ребенка имеет интонация, с которой мама или папа разговаривают, то после начинает формироваться понимание смысла сказанного.

Поэтому, если окружить ребенка правильными предметами, можно в органичной, естественной для него форме подтолкнуть его к новому витку развития.

Как развивать ребенка окружающими предметами? Очень просто – обращать его внимание на них, причем не один раз: дети запоминают материал лучше, если он повторяется. Учите ребенка свойствам предметов, изображайте звуки, которые произносят животные. Показывая на небо, объясняйте, что это небо и оно синее. Обязательно сопровождать игру словесным обозначением предметов. Например, если вы даете в руки коробочку, скажите ребенку: «Посмотри, какая яркая и красивая коробочка, давай ее откроем и посмотрим, что лежит внутри».

Оксана, мама годовалого Матвея: «С пяти месяцев я называла и описывала сыну все, что он видел. Каждый день, листая книжки, гуляя, или играя я называла слова. Казалось, он не слушал меня. Но каково было мое удивление, когда в 8 месяцев на вопрос: «Где собачка?» он показал пальчиком нарисованную собачку в книге! С тех пор мы занимались еще интенсивнее, и в 10 он уже имитировал звуки слоников, кошечек и т.п.»

Топ-5 игр для ребенка пяти месяцев

Рассмотрим основные развивающие игры для детей 5 месяцев, которые понравятся любому ребенку.

«Неваляшка»

Если ребенок уже сидит или начинает активно осваивать этот навык, игра поможет ускорить процесс. Так, взрослый аккуратно заваливает ребенка на спинку из положения сидя. Ребенок будет пытаться подняться и восстановить равновесие.

Игры с телом

Приподнимаем ребенка, аккуратно подбрасываем, опускаем вниз и даем несколько секунд постоять на ножках. Можно наклонить ребенка вперед, чтобы он сделал несколько шагов. Такое простое упражнение дает ребенку понять элементарные принципы ходьбы и стимулирует развитие вестибулярного аппарата.

«Маленький футболист»

Ребенок лежит на спине, надувной мячик кладем ему под ножки таким образом, чтобы его стопы упирались в него. Придерживая и перемещая мячик, взрослый дает малышу возможность побить по нему ножками или оттолкнуть его. Если малыш уже может сидеть, можно попробовать покидать в него мячик (избегая попадания в голову), чтобы тот поучился его отбивать.

Такие игры будут тренировать его мускулатуру, развивать координацию движений.

«Мыльные пузыри»

Подрастающие карапузы просто обожают смотреть, как разлетаются по комнате мыльные пузыри. Это веселое занятие точно приведет их в восторг. Если мама или папа будут акцентировать внимание малыша на пузырях небольшого размера, карапуз будет в игровой форме учиться различать предметы по их размеру.

«Прятки или игра в «ку-ку»»

Мама прячется за платком, салфеткой или просто закрывает лицо руками и спрашивает у малыша: «Где мама?». Дайте ребенку несколько секунд времени, а потом покажитесь. То же самое можно делать и с самим ребенком, спрятав его под небольшим куском материи, который он сможет снять сам.

Какие игры в большей степени понравятся конкретному ребенку, зависит от личных особенностей характера, развитости ЦНС. Каждый из предложенных вариантов стоит опробовать. Такие игры с малышом будут для него как полноценные, но доступные занятия, адресованные на разные зоны развития: зрительную, физическую, слуховую, речевую.


Пальчиковые игры

Самый простой способ стимуляции активной мозговой деятельности у растущего малыша – это всевозможные пальчиковые игры. Это растирания, сгибание и разгибание, сжатие и разжатие кулачков, сопровождающиеся потешками, стихами и песенками, которые стимулируют восприятие информации на слух. В чем плюсы гимнастики для пальчиков:

  • Серия упражнений на мелкую моторику в музыкальном или словесном сопровождении стимулирует отдел коры головного мозга, отвечающий за речь. Это может быть дополнительным способом ускорить появление первых слов у ребенка до года.
  • В позитивной, приятной атмосфере дети слушают родителей внимательно, в буквальном смысле запоминают каждое слово, пытаясь понимать смысл сказанного мамой или папой. Они также учатся подражать взрослым.
  • Подобные упражнения развивают память, поскольку в них прослеживается определенная последовательность действий.

Примеры пальчиковых игр

Начинать игры всегда необходимо с разминки. Это настроит ребенка на веселый лад и позволит разогреть суставы. Так, разминка состоит из:

  • Попеременного сгибания и разгибания пальчиков, сначала каждого из них в отдельности, потом всей ладошки.
  • Поглаживания всей ладошки.
  • Легкой, расслабляющей гимнастики каждого пальца с проработкой фаланг. Упражнения выполняются так, будто вы надеваете перчатки. Можно не слишком сильно сжимать фалангу. Не нужно давить и усердствовать – будет толк и от мягкого, деликатного массажа.
  • Упражнения «открываем и закрываем ворота»: берем кисть ребенка в руки и сгибаем ее вправо-влево, сжимаем кулачок и прокручиваем его сначала вправо, потом влево.


Теперь непосредственно о том, как играть в пальчиковые игры. Методики игр могут быть самые разные. Главное – любое свое действие сопровождать ритмичными песенками или стишками:

  • Потягиваем каждый пальчик так, словно пытаемся его растянуть. Пальцы при этом могут быть растопырены в разные стороны.
  • Выполняем движения каждым пальчиком сначала в одну сторону, потом в другую.
  • Активно используем дополнительные тренажеры (это могут быть силиконовые мячики, погремушки, пушистые шарики разного диаметра).
  • Упражнение «Расчесываем волосы». Поднимаем ручки малыша как можно выше и проводим ими по голове, поглаживая и распрямляя волосы.

Игры, сопровождающиеся стишками:

«Повстречались два котенка» (соприкасаются два любых пальчика, например, мизинчики).
«А затем и два щеночка: гав-гав-гав» (повторяем, но только подтягиваем друг к другу безымянные пальчики).
«Два барашка повстречались» (теперь цепляются средние пальчики).
«И чуточек пободались» (собираем пальчики в кулачки и трем их друг об дружку).
«Прибежали две коровки» (выпрямляем мизинчик и указательный палец, которые будут имитировать рога).
«Наши ручки стали ловки» (поднимаем ручки вверх и встряхиваем пальчики).

Анна (мама 5-месячной Маши): «Любимая потешка Маши – старая добрая «Сорока-ворона», она очень любит эту песенку и быстро поняла, что нужно загибать пальчики. Всегда качает головой в такт песенке. Мне кажется, это хорошее развивающее упражнение, которое поднимает ребенку настроение, стимулирует память и мелкую моторику».

Какие игрушки подходят для 5-ти месячных малышей?

Согласно рекомендациям педиатров, для детей 5-ти месяцев наилучшими игрушками будут резиновые или силиконовые прорезыватели различной формы и размера, игрушки с поверхностью «под зеркало», большой мяч, игрушки, на основу которых нанизаны небольшие шарики, предметы.


Материалы, из которых изготовлены игрушки, также должны быть разноплановыми: мягкие, твердые, с буграми на поверхности, шершавые. Они могут быть немного колючими, скользящими. Отдельный пласт игрушек, которые обязательно должны быть у малыша данного возраста – это всевозможные музыкальные игрушки: ксилофоны, барабаны, музыкальные книжки, игрушки с записанными песнями, которые включают нажатием на их поверхность. Развивающие игрушки для детей 5 месяцев обязательно должны быть качественными и безопасными, потому что такой маленький ребенок будет пробовать их на вкус, а постоянный контакт с опасными химикатами может спровоцировать аллергию или пищевое отравление.

Игровые коврики: особенности

Хороший вариант совместить сразу несколько разновидностей игрушек в один комплект – купить специальный развивающий коврик. В продаже их представлено огромное множество, но выбор в пользу конкретной модели нужно делать, отталкиваясь от возраста ребенка.


Рассмотрим советы педиатров по выбору развивающего коврика для 5-месячного ребенка:

  • Размер. Деткам до полугода подойдут компактные коврики с предусмотренными бортами, которые можно фиксировать и отстегивать. Это создаст дополнительную защиту, если коврик будет расположен на диване, а не на полу.
  • Форма. Оптимальная форма игрового коврика – прямоугольная. Встречаются в продаже и компактные круглые модели, но они подойдут для деток до 3-4 месяцев. Прямоугольные – это вариант «на вырост».
  • Материал . Это ключевой параметр при выборе коврика. Вполне логично, что детский коврик будет красочным, следовательно, при его изготовлении использовались красители. Но они бывают разные. Большинство китайских ковриков сделаны с помощью опасных химикатов, которые могут нанести существенный вред здоровью ребенка.
  • Наполнение . На коврике для 5-месячного малыша уже не обязательно должны быть дуги для крепления игрушек. В этом возрасте ребенок проводит много времени на животе и может уже сидеть с поддержкой. Для таких больших карапузов разумно отдавать предпочтение моделям с интересным игровым полем. Например, музыкальные кнопки, которые будут включаться при каждом ударе по ним.
  • Цвет . 5-месячный ребенок видит только крупные изображения, поэтому если игрушка будет состоять из множества мелких деталей, он их будет воспринимать как набор цветов. Поэтому игрушки должны быть броскими и привлекать внимание ребенка, но не чрезмерно. Оптимальный вариант – игровой коврик с крупными яркими рисунками на нем. Этого будет достаточно, поскольку ребенок сможет различать изображения, и при этом не будет теряться при виде изобилия непонятных ему мелких деталей.
  • Фактура. Многие производители добавляют к основному покрытию коврика фактурные элементы. Например, хвост животного может быть бугристым и шершавым, а цветочек – мягким, бархатистым. Контакт с ними будет стимулировать у ребенка развитие тактильных ощущений.


Олег (отец 5-месячной Арины): «Мы с женой купили для дочки большой коврик с зеркалом, окошечками, вкладышами и разными пришитыми деталями. Очень удобная вещь – ребенок и играет, и развивает моторику, и учится распознавать предметы, отличающиеся по текстуре. Любит и на себя в зеркало полюбоваться».

Итог

Игры с ребенка 5-ти месяцев – это ежедневные упражнения, которые будут его развивать и пробуждать интерес к окружающему миру, взаимодействию с родителями. Игры, стимулирующие двигательную активность, пальчиковые игры – самые актуальные в этом возрасте. В 5 месяцев важны яркие игрушки с множество элементов, привлекающие внимание и развивающие сенсорное восприятие.

Видео: Игрушки малыша в 5 месяцев

Многих родителей интересует, какие игры полезны 5-ти месячному малышу, что за упражнения помогут поддержать и закрепить то, чему малыш уже научился, что поможет освоить новые знания и навыки, а заодно подготовить кроху к дальнейшим этапам развития?

Сейчас малыш растет не по дням, а по часам и маме просто необходимо организовать увлекательные занятия, которые смогут развлечь малыша и займут львиную долю времени его активного бодрствования.

Какие игрушки необходимы малышу на этом этапе?

  • погремушки;
  • висюльки и мобили;
  • пирамидки;
  • сенсорные коврики;
  • вкладыши;
  • игрушки с сюрпризами;
  • образные игрушки.

Мобили с множеством висящих элементов очень радуют кроху, вызывая бурю эмоций. Они же помогают познакомиться с понятием расстояния, фактуры, движения, звука

Ребенок на 6-м месяце жизни с интересом будет играть куклой-неваляшкой - ему обязательно понравится опрокидывать такую игрушку. Воображение крохи занимает необычная реакция яркой куклы на его действия, он будет пытаться сообразить, почему она постоянно принимает вертикальное положение, сколько бы раз ее ни перевернули. Кроме того, большинство подобных игрушек издают приятное позванивание при покачивании и опрокидывании.

Попробуйте показать малышу крутящийся волчок . Динамично вращающаяся юла обязательно понравится крохе - пусть пока что у него не получится управлять ею самостоятельно, зато он понаблюдает, как это получается у мамы или папы. Подбрасывайте вверх надувной шар, и малыш с удивлением будет наблюдать за его неторопливым полетом. Для того чтобы развлекать мальчиков, стоит попробовать катать инерционные и обычные машинки с горки или без нее.

Как играть?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Всем 5–6-ти месячным малышам очень интересно находить новые предметы и изучать их возможности. Они с готовностью будут осваивать различные манипуляции с новыми игрушками. Разумеется, с помощью родителей потенциал малыша значительно расширяется.

Очень полезно не просто показывать крохе разные предметы, но и то, что предполагается с ними делать. Так, можно продемонстрировать, как катать по полу мячик, кольца пирамидки надевать на ось одно за другим, как можно крутить юлу и т.д.

Следует проводить с ребенком как можно больше времени, просто показывая, как играть с новыми игрушками. Разумеется, пока он слишком мал, чтобы подражать действиям родителей, но такие «презентации» не пройдут впустую - постепенно малыш освоит новые навыки и будет сам повторять все движения и действия с предметами за взрослыми. Для этого, собственно, и нужны эти своеобразные «показательные выступления» родителей с различными предметами и игрушками.

Единственное, чего не стоит делать - торопить малыша и расстраиваться по поводу того, что кроха не начинает повторять за взрослыми действия на второй или третий день. Ему только шестой месяц, а подобные навыки даже самые развитые малыши усваивают только к году.

Развитие координации движений

Основное задание родителей на этом этапе - вдохновить ребенка на перекладывание игрушек из одной ручонки в другую. Кроме того, 5 месяцев - самое время для того чтобы начать учиться отдавать и брать вещи по просьбе взрослого. Яркими примерами подобных занятий могут стать потешка «Веселый мячик» и «Убегающая игрушка».

Игра «Веселый мячик»

Для этой игры необходим не слишком большой яркий мячик. Малыш должен лежать на животике. Протяните крошке мячик со словами: «На! Возьми!». Когда он возьмет мячик в ручки, начинайте:

  • «Вот такой веселый мяч!» - Легонько сдавите ручонку малыша с мячиком и потрясите ей.
  • «Он готов пуститься вскачь!» - Чуть-чуть потяните игрушку, так чтобы малыш почувствовал мышечное усилие.
  • «Так и просится играть!» - Подергайте мячик в руке малыша, склоняя отдать его.
  • «Трудно будет удержать!» - С этими словами подведите мячик к другой ручонке малыша, подталкивая его перехватить его другой ручкой.
  • «Мячик прыгал и скакал, вновь он в ручки к нам попал!». С улыбкой констатируйте, что мячик вновь вернулся к малышу. Продолжая игру, некоторое время перекладывайте игрушку то в одну, то в другую ручку ребенка.

Игра «Убегающая игрушка»

Чтобы стимулировать развитие координации движений ребенка 5-ти месяцев от роду, полезными будут игры, где взрослые передвигают предметы у него на глазах. Малыш при этом должен искать взглядом предмет и стараться его схватить. Следует показать крохе новую игрушку на близком расстоянии, после чего отодвинуть ее чуть подальше, но так, чтобы он мог до нее дотянуться. Путь малыш потянется за игрушкой и даже почти ее ухватит, затем надо отодвинуть предмет в другую сторону, но по-прежнему так, чтобы он мог до него дотянуться.

Передвигайте предмет несколько раз, стимулируя малыша к тому, чтобы все же достать убегающую игрушку. Здесь важно не переусердствовать. Трех-четырех раз будет вполне достаточно, после этого надо позволить малышу ухватить игрушку, иначе он может просто потерять интерес к игре. Последнее правило необходимо применять не только для этой игры, но и для занятий с ребенком вообще.

В одной из своих программ, посвященных раннему развитию детей, известный педиатр Е.О. Комаровский говорит о том, что основное требование к учебному и развивающему процессу - он должен нравиться и быть интересным ребенку. Малыш не может концентрировать на процессе так долго, как школьник или взрослый - надо об этом помнить.

Развитие осязания и мелкой моторики

Необходимо, чтобы малыш постоянно получал опыт от прикосновения к предметам с самой разнообразной поверхностью: например, пусть он потрогает кусочек льда и недавно сваренное, еще теплое яйцо. Дайте малышу возможность трогать предметы различной текстуры (грубые и мягкие, а также ткани с ворсом и без), пусть его ручки поплюхаются в теплой водичке, потрогают мягкие и твердые предметы.


Знакомство с текстурами - огромная радость и одновременно развивающий урок для малыша. Лучше всего, если это взаимодействие сопровждается объяснениями и разговорами мамы

Экскурсия по дому

Разминайте кисти малыша - проводите его ладошками по разным предметам интерьера, когда прохаживаетесь с ним по дому. Комментируйте ощущения, которые ребенок испытывает, дотрагиваясь до разных предметов, и одновременно комментируйте все, что делаете. Так, проводя ручонкой малыша по махровому полотенцу, говорите: «Давай потрогаем полотенечко! Оно мягкое и пушистое!». Позвольте ему прикоснуться к холодильнику: «Это холодильник, давай его потрогаем! Он гладкий, холодный!», «А это мягенький бабулин шарфик».

Домашняя песочница

Детским ручонкам очень полезно брать, щупать и пересыпать разные сыпучие материалы. Устройте для ребенка своеобразную небольшую песочницу - для этого подойдет любая миска или лоток. Еще лучше будет подготовить для малыша стразу три-четыре лотка и поочередно предлагать ему пошуршать в лоточках крупами или фасолью, поперебирать каштаны и желуди, камушки, ракушки и т.д.

Малышу подобные игры понравятся безусловно, но есть одна проблема - он непременно попробует тянуть в рот все, что будет перебирать своими ручонками и даже находящийся рядом взрослый далеко не всегда успеет ему помешать. На первых порах следует попробовать насыпать в лоточек для малыша крупную поваренную соль: один раз попробовав ее, он уже вряд ли потянет ее в рот снова. Потом будет больше шансов, что опыт общения с солью малыш перенесет и на другие сыпучие материалы, с которыми будет заниматься.

Эти игры сохранятся и в более старшем возрасте - подробнее увидеть их нюансы можно на видео.

Развитие и совершенствование захвата

В возрасте 5 месяцев у ребенка уже появляется противопоставление большого пальца руки остальным - он старался ухватить предметы всей пятерней, словно ковшиком. Со временем расположение пальчиков будет все в большей степени зависеть от формы предметов, которые старается взять малыш. Так, шарики и мячики кроха будет стараться ухватить растопыренными пальчиками, палочки – всей пятерней, ленточки и шнурочки – кончиками пальцев и т.д.

Игры с захватами и перекладыванием предметов из одной ручонки в другую поможет совершенствованию связки глаз-рука, являющейся базисом всех жестов и действий человека.

Развитие понимания речи и звуков

Первые книги

Общение малыша с первой детской книгой трудно переоценить. Он уже вполне способен сидеть на коленях у мамы и «читать» вместе с ней: такое регулярное чтение даст стремительный толчок развитию речи, ассоциативного мышления, интеллекта, и позволит расширить мировоззрение малыша. Потребность в новой информации велика в любом возрасте, восполнить эту потребность помогут детские книги - именно они способны подарить малышу новые впечатления и эмоции (рекомендуем прочитать: ).


Не стоит думать, что малыш пока еще далек от понимания сказочных сюжетов - у него уже работает долговременная память, которая напомнит прочитанное через год, два, три

Речь

Уже в течение 5-ти месяцев малыш слышит, как родители разговаривают с ним. Подражая тем звукам, которые издает ребенок, взрослые пробуждают в нем интерес к продолжению общения, развивая тем самым его речь. Когда кроха уверенно шагает к шестимесячному возрасту, родители могут активнее вести с ним подобие диалога: можно придумать упражнения, в которых надо было бы часто называть и показывать части лица и тела. При этом рекомендуется называть вещи своими именами - так, как они называются в разговоре со взрослыми. Не стоит «сюсюкать» с малышом, поскольку это может привести к задержке речевого развития.

Музыка

Включайте в комнате малыша негромкую классическую музыку или знакомые всем с самого детства мелодии и песенки из детских мультиков. Очень хорошо будет поставить диск с записью звуков природы и голосами птиц и животных.

В заключение стоит напомнить, что упражнения не должны быть в ущерб здоровью. Именно это старается донести до современных мам и пап доктор Е.О. Комаровский, ведь учить кроху можно не только в квартире, но и показывая ему деревья, живые цветы, давая потрогать ручками листочки разных растений.

Как заниматься с ребёнком в 5 месяцев. В какие игры можно играть с ребёнком в 5 месяцев. Игры для ребёнка в 5 месяцев. Игрушки для ребёнка в 5 месяцев.

Как развивать зрение, слух и двигательные способности ребёнка в 5 месяцев.

окружающее пространство становится для ребенка все более важным. И если вы еще не организовали площадку для игры в прошлом месяце, подготовьте ее сейчас. Очень важно, чтобы покрытие, на котором будет находиться ребенок, было ровным, а также защищенным от сквозняков, если это пространство на полу. Пространства должно быть достаточно, чтобы малыш мог осваивать новые навыки в движениях и в манипуляциях с игрушками.

Игрушки для ребёнка в 5 месяцев

Набор игрушек в этом месяце можно значительно расширить . Это могут быть погремушки с ручками, колечки, резиновые зверюшки. Вынимая их для игры, сразу расположите их на некотором расстоянии, чтобы малыш пытался к ним подползти и достать, это активизирует его движения.

Хорошо, если у ребенка есть возможность изучать самые разнообразные игрушки для хватания и манипулировать с ними. Активно используйте пластмассовую и деревянную посуду, пластиковые бутылки (пустые и наполненные разными мелкими предметами, например крупой), маленькие коробочки с крышками.

Конечно, обязательное условие для всех предметов - их чистота и безопасность . Важно, чтобы все бутылочки были крепко закручены, деревянная посуда была без шероховатостей, а пластмассовая - без трещин. И, разумеется, не забывайте часто и регулярно менять эти подручные средства.

Когда купаете ребенка, пусть вместе с ним в ванночке плавают и его игрушки: уточки, кораблики, мячики, ситечки, яркие губки. Они позволят малышу играть с водой, делают процесс купания увлекательным и более комфортным и активизируют его исследовательский интерес.

❧ Будьте внимательны при покупке игрушек! Все они должны быть из экологически чистых и безопасных материалов. Краска не должна отслаиваться, а материал - рассыпаться в руках. Обращайте внимание на запах и на цвет игрушек - они не должны быть слишком яркими, поскольку действуют слишком возбуждающе, так же как и не должны пахнуть «химией».

Игры для ребёнка 5 месяцев

Игра «Достань игрушки»

Выложите ребенка на животик и поставьте перед ним игрушку совсем на небольшом расстоянии. Побуждайте его подползти и достать ее. Вы можете ему немножко помочь, подпирая своей рукой стопы его ног. При необходимости повторите до 4-6 раз.

Рис. Игрушка на расстоянии побуждает ребенка к ползанию

Чтобы учить ребенка переносить вес тела с одной руки на другую, положите его на животик и дайте в одну руку игрушку. Другой рукой он будет опираться о поверхность. Когда ребенок лежит в кроватке, вывешивайте в ней крупные звенящие игрушки так, чтобы он мог их доставать ножками, ударять или толкать.

Что бы вы ни делали, разговаривайте с малышом, объясняя свои действия. Переодевая, купая, готовясь к кормлению, мама и папа могут ласково приговаривать и рассказывать о своих действиях. Больше пойте песенок в различных темпах, веселых и сентиментальных.

Малыш активно подражает маме. Конечно, стоит поддерживать такое поведение для развития способностей. Мама может обращать внимание ребенка на разные голоса животных и даже учить узнавать их.

Киски и собачки, коровы и поросята, а также машины, поезда, самолеты и даже звон посуды - звуки всех этих животных и техники мама может запросто изобразить ребенку, добаляя при этом полное название. Показывайте их на картинках или на улице и имитируйте голосом звуки, которые они издают. Помните, что для запоминания малышу нужны многократные повторения слова и звука.

Игра в названия

Играйте с ребенком в названия игрушек. Показывайте их малышу и при этом называйте их. «Му-му» - это коровка, «мяу-мяу» - киска, «ав-ав» - собачка, «ж-ж» - пчелка. Очень быстро ребенок запомнит их, и, когда вы будете их называть, малыш будет улыбаться и тянуться к ним.

Слух ребенка становится острее. Он отчетливо слышит даже самые тихие или непривычные звуки и поворачивает в их сторону голову.

В КАКИЕ ИГРЫ ВЫ ЕЩЕ МОЖЕТЕ ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ?

Ладушки

В этом возрасте с малышом можно играть в ладушки.

Музыкальные инструменты

Сядьте рядом с малышом и покажите, как можно играть на разных инструментах. Погремите погремушкой, постучите в бубен и барабан, позвоните колокольчиком. Показав игру, передайте игрушку ребенку. Он попробует все ваши действия повторить.

Откуда звенит

Включайте музыкальные игрушки. Ребенок будет не только отыскивать источник звука, но и переворачиваться к нему, а может быть, даже стремиться к нему подползти.

Танцы под музыку

Танцуйте с малышом под музыку. Возьмите его под мышки и, слегка касаясь его ножками твердой поверхности, активизируйте движения в такт веселой мелодии, под которую так и хочется поплясать. Ребенок может так «танцевать» на полу, на столе или на ваших коленях.

РАЗВИВАЕМ ДВИЖЕНИЯ РЕБЁНКА

Если с ребенком регулярно занимались гимнастикой, то на протяжении пятого месяца он хорошо осваивает самостоятельный поворот со спинки на живот и учится переворачиваться с живота на спину.

Присаживаясь, он все крепче и все более прямо удерживает спинку. Но это не означает, что его уже можно сажать в детское креслице или среди подушек, - большая нагрузка на позвоночник по-прежнему нежелательна.

В этом месяце вы можете добавить такие упражнения:

Держа ребенка под грудь, поднимайте его вверх на вытянутых руках. Так он учится поднимать ноги, а мышцы спины работают активнее;

Сядьте на стул, а ребенка положите животом себе на ноги так, чтобы его ножки при этом свободно свисали. Прижмите руками туловище малыша к своим ногам, и он начнет поднимать ноги вверх, укрепляя мышцы поясничной области и ягодиц.

Игры в «прятки»

В этом возрасте ребенка очень увлекают игры с предметом, который пропадает и появляется. Это может быть и лицо его любимой мамы, и игрушка, и кукла, которую надевают на руку в виде перчатки.

Если ничего этого нет, используйте варежку-ухватку, нарисуйте на ней лицо или сделайте аппликацию с помощью пуговиц и кусочков ткани. Главное, чтобы эта ухватка была из однотонного материала и ребенок смог различить на ней «лицо».

Еще вы можете играть в такие игры:

❧ Накройте игрушку салфеткой, а потом сдерните ее, привлекая внимание ребенка к игрушке, произнося при этом «ку-ку».

Сначала он может не обратить внимания, но, если вы время от времени будете возвращаться к этой игре, он, конечно, начнет реагировать и понимать происходящее.

❧ Малышу интересно находить спрятанный под салфеткой звучащий предмет, например будильник. Сначала положите звучащую игрушку и спросите: «А что это там звенит?» Затем поднимите салфетку и обрадуйтесь «находке». Вскоре малыш присоединится к поискам, ведь это так интересно.

Очень важным в этот период становится развитие движений рук. Ребенку полезно рвать и мять мягкую бумагу. Только пусть он делает это в вашем присутствии: вы должны быть уверены в том, что он не засунет в рот оторванные куски.

ГДЕ МАМА? ГДЕ ПАПА?

В этом возрасте малыш хорошо начинает реагировать на вопросы. Задайте ему вопрос: «Где мама?» - и малыш начнет искать глазами вас. Точно так же он будет искать и папу. Если вы таким образом поиграете с ним в прятки, это доставит ему большое удовольствие. Появляясь всякий раз из укрытия, вы вызовете его искренний и заразительный смех. Но не прячьтесь на долгое время: если малыш не найдет вас, то может испугаться и расплакаться.

Вот и наступил очередной этап развития крохи: малышу исполнилось ровно 5 месяцев!

На что обращать внимание в этом возрасте?

Каковы особенности психологического, физического и интеллектуального «взросления» пятимесячного младенца?

О том, как развивать ребенка в 5 месяцев, как с ним заниматься и других сопутствующих вопросах рассказывает нижеследующая статья.

Ответственным родителям всегда интересно знать, на что следует обращать внимание в воспитании детишек.

  • Переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот.
  • Делать самостоятельные попытки сесть.
  • Упираться ножками в пол, если взрослые держат ребеночка под мышки.
  • В лежачем положении принимать позу лягушки, а также поднимать ножки, с увлечением с ними играть или совать ступни в ротик.
  • Активно передвигать ручками, целенаправленно хватать игрушки, крепко держать их.
  • Самостоятельно держать бутылочку со смесью или водой.
  • Агукать, произносить отдельные сочетания гласных и согласных.

Психическое развитие

  • Во-первых, крохи отзываются на свое имя, узнают «своих» и «чужих», тянутся на руки к желаемому человеку. Пятимесячный малыш очень хорошо различает интонацию голоса: на ласковое обращение улыбается, на сердитое может нахмуриться или расплакаться.
  • Во-вторых, в окружении взрослых ребенок желает активно участвовать в общении. Если на младенца не обращать внимания, то он будет специально агукать и привлекать к себе внимание определенного человека.
  • В-третьих, у пятимесячного карапуза интенсивно развиваются зрение и слух. Он может различать цвета, тянуться к ярким игрушкам, ощупывать лица взрослых, замечать изменения в окружающей обстановке, реагировать на посторонние звуки.

Физическое развитие

На пятом месяце происходит активное физическое развитие младенца: он весит в два раза больше, чем при рождении.

В пять месяцев грудной ребенок становится очень подвижным и целеустремленным, он начинает активно открывать для себя окружающий его мир: ощупывает каждую попавшуюся в его ручки вещь, пробует ее на «зубок» и громко выражает свои эмоции.

В этот период развития малыш отличается особой гибкостью и любознательностью. По этой причине взрослым следует тщательно заботиться о безопасности несмышленыша: поднять на верхние полки лекарства, режущие и колющие предметы, убрать из комнат те вещи, которые могут нанести вред младенцу.

Именно в этом возрасте пятимесячные детишки чаще всего получают травмы. Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять карапуза одного на прямой поверхности (взрослая кровать, диван, коляска): он может, самостоятельно переворачиваясь, упасть с высоты.

Все педиатры едины во мнении: ребеночку следует делать ежедневный массаж и легкую гимнастику. Достаточно бывает 10 минут.

Прогулка

Для любого ребенка обязательна ежедневная прогулка на свежем воздухе.

Идеальный вариант - двухчасовой выход во двор, парк или на улицу по утрам и вечерам.

Если в свои первые месяцы младенец тут же засыпает в коляске, то в 5 месяцев кроха с увлечением начинает изучать окружающий его мир.

По этой причине желательно пользоваться сидячей коляской, сажая ребеночка спиной к себе.

Родители с удовольствием будут находить изменения в поведении крохи во время прогулки, так как пятимесячный малыш начинает разглядывать окружающих его людей, реагировать на различные звуки и наблюдать за собачкой или кошечкой.

Игры

Развлекательная программа для растущего ребенка - вторая важная составляющая в гармоничном развитии младенца пяти месяцев.

Сорока-ворона

Пальчиковая народная игровая потешка

Следует водить по открытой ладошке малыша (кашка варится) и, слегка загибая пальчики (начинать нужно с большого), говорить:

Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
- А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

Жмурки и прятки

Где малыш? Ребенка следует звать по имени. Другой взрослый закрывает ладонями глазки малыша. Кроху долго «ищут» и в конце концов находят.

Так как пятимесячный младенец не может сознательно прятаться, то данная игра становится вариацией игры под названием «Ку-ку», и пряток.

«Где носик, где ротик?»

Маме следует задавать вопросы малышу и по одному показывать отдельные части тела.

Вначале на себе, потом на ребенке. Для лучшего понимания и осознавания малышу желательно показывать носик, ротик, глазки, бровки его собственным пальчиком.

По мере взросления ребенок запомнит эту игру, и в дальнейшем он с удовольствием будет самостоятельно демонстрировать собственные части тела.

«Как говорит животное?»

Имитация коровы, собаки, кошки, лягушки и других животных положительно сказывается на раннем развитии пятимесячного малыша. Младенец с удовольствием входит в эмоциональный контакт со взрослыми и получает массу положительных впечатлений.

Купание

Важное значение в жизни малыша имеют ежедневные водные процедуры.

Но главное отличие пятимесячного возраста заключается в том, что кроха не желает купаться, лежа в ванночке .

Он с огромным удовольствием шлепает ладошками по воде, пытается поймать ручками мочалку или мыльные пузыри, старается привстать и делает любые другие действия, мешающие спокойному процессу купания.

В качестве отвлекающего маневра как нельзя лучше станут игрушки и специальные непромокаемые книжки. Они привлекут внимание малыша и позволят маме быстро искупать младенца.

Сон

В пять месяцев у грудных детей нормализуется ночной сон: они уже не так часто просыпаются и позволяют маме спокойно высыпаться.

Кроха начинает больше бодрствовать, и время, отведенное для сна, постепенно сокращается: во время дневного отдыха малыш спит не более двух или трех раз.

Питание

Строгое грудное (или искусственное) вскармливание постепенно отодвигается на второй план: малышу дают соки, овощные и фруктовые пюре и другие виды прикорма.

Во время кормления кроха пытается делать самостоятельные попытки есть, с интересом пробует на ощупь еду, отворачивается от непонравившегося ему блюда, всем своим видом и действиями показывая свое отношение к приготовленной пище.

Как бы родители ни развивали пятимесячного малыша, всегда следует его ободрять, почаще обнимать, целовать в лобик или щечку, показывая свою любовь к нему. Ребенок должен ощущать себя нужным в семье!

Видео на тему

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.