Что делать если 10 месячный ребенок. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

После рождения первенца большинство женщин начинает штудировать интернет в поисках информации. Физическое и психическое развитие малыша - вот что в первую очередь интересует молодых мам. В педиатрии разработаны определённые нормы роста и развития ребёнка в зависимости от его возраста. Норма - всего лишь эталон, правило, идеал и небольшое отклонение от этого эталона допустимо. Каждый малыш индивидуален и на его рост и развитие влияют социальные и генетические факторы. Первые 12 месяцев жизни самые динамичные в психологическом и физиологическом развитии. Каждый месяц грудничок радует маму новыми начинаниями и открытиями.

Особенности физиологии десятимесячного малыша

Рост и вес малыша в 10 месяцев

Ближе к десятому месяцу пропорции тела грудничка уже сформированы и уменьшается ежемесячная прибавка в весе и росте. Если вначале он набирает по 500–700 грамм, то в десятом месяце - не более 450 грамм, а очень активные крохи - 300 грамм. Аналогично и с ростом. Первое время ребёнок вырастает на 2–3 сантиметра ежемесячно, а за десятый месяц его рост увеличивается на 1,5 сантиметра.

Росто-весовые показатели десятимесячных девочек по данным Всемирной организации здравоохранения

Росто-весовые показатели десятимесячных мальчиков по данным Всемирной организации здравоохранения

Самые нижние и верхние границы весо-ростовых показателей являются отклонениями от нормы.

Количество зубов у 10-месячных грудничков

К десятимесячному возрасту у большинства детей насчитывается до 6 зубов: 2 центральных резца сверху и 2 снизу, 2 верхних боковых резца.

Расположение и название молочных зубов в ротовой полости ребёнка

Из любого правила есть исключения. Могу сказать, что у моей дочери первый зуб прорезался в 9 месяцев, а в 10 месяцев было всего два нижних центральных резца. И это не считается отклонением от нормы.

Отклонение от нормы - появление зубов в хаотичном порядке (признак рахита и нехватки витамина D).

Сон и бодрствование в 10 месяцев

К десяти месяцам сон крохи становится более продолжительным и спокойным. Для нормального роста и развития десятимесячному ребёнку необходимо 14,5–15,5 часов сна в сутки. Из них один ночной сон, продолжительностью в 10–11 часов и два дневных - по 1,5–2 часа. Планировать распорядок дня необходимо таким образом, чтобы первый дневной сон крохи приходился до обеда, второй - в 3–4 часа дня. Важно, чтобы между вторым дневным и ночным сном разница была не менее 4 часов.

Примерный распорядок дня десятимесячного малыша

На бодрствование в этом возрасте отводится по 4 часа между периодами сна.

Если сарванец слишком активный, ему достаточно одного дневного сна продолжительностью 2,5–3 часа. В случае быстрой утомляемости, двухразовый дневной сон просто необходим для восстановления сил крохи.

Основные рефлексы, навыки и умения ребёнка

Что должен уметь делать кроха

Любознательность и активность - основные характеристики этого возраста. Малыш активно познаёт мир, появляется осознанная связь между моторикой и мышлением.

Особенности физического развития ребёнка:

  • Одни дети в этом возрасте ползают, другие - ходят;
  • Пытается делать первые шаги при помощи взрослых либо держась за опору. При этом ставит ноги на ширине плеч;
  • Самостоятельно садится с лежачего положения, при этом спинку держит ровно. Может достаточно долго просидеть без чьей-либо помощи;
  • Встаёт на ножки, используя в качестве опоры предметы мебели (стулья, бортики кроватки);
  • Сознательно сжимает и разжимает пальчики рук. Может удержать сразу два предмета в одной руке;
  • Больше интересуется маленькими предметами. Захватывает их большим и указательным пальцем руки (в психологии - пинцетный захват);
  • Умеет пользоваться ложкой и пить из кружки;
  • Показывает части лица на игрушке и человеке;
  • Самостоятельно заползает на диван, кровать;
  • Снимает и обратно надевает кольца на пирамидку. Открывает и закрывает шкафчики. Катает машинку, мяч, неваляшку. При помощи одного предмета толкает другой, вставляет стаканчик в стаканчик, складывает игрушки в коробку;
  • Переворачивает страницы книг, журналов. Рвёт бумагу;
  • Танцует, присядает у опоры;
  • Обнимает, тянет ручки.

В 10 месяцев наблюдается доминирование одной ручки над другой. С этого возраста можно определить будет малыш «левшой» или «правшой».

Особенности психического развития в десять месяцев

  • Знает около 20 предметов. По просьбе взрослых может указать на них;
  • Узнаёт голоса знакомых людей;
  • Неосознанно произносит первые слова «па-па», «ма-ма», «ля-ля», «дай», «ба-ба», активно лепечет на своём детском языке;
  • Повторяет мимику, звуки, жесты;
  • Улавливает настроение и тон разговора. Поэтому может расплакаться, когда ругаешься, и наоборот, улыбнуться при поощрении, похвале;
  • Знает как его зовут и реагирует на своё имя;
  • Проявляет интерес к детям;
  • Подражает взрослым: разговаривает по телефону, пьёт из кружки, качает куклу;
  • Машет ручкой «пока» на прощание, качает головкой «нет» или «да»;
  • Играет в «ку-ку» и делает «ладушки».

Основания для беспокойства в 10 месяцев

Каждое дитя индивидуально и его развитие зависит от многочисленных факторов. Но не стоит быть таким беспечным и лучше заметить нарушение в развитии малыша на ранней стадии, чем затянуть с диагностикой и лечением.

Основные причины для беспокойства

  • Ребёнок не реагирует на просьбы родителей подать предмет, указать на него, помахать ручкой на прощание;
  • Не подражает взрослым;
  • Не реагирует на собственное имя и не узнаёт близких людей;
  • Не кивает головой «да», «нет»;
  • Не хватает предметы «пинцетным методом» и не бросает их.

Возможно, перечисленные отклонения - результат особенностей темперамента. Но есть смысл перестраховаться и обратиться за консультацией к невропатологу.

Особенности ухода за десятимесячным грудничком

Основное требование по уходу за малышом - правильный режим дня. Соблюдение режима дня и сна - одно из условий успешного развития крохи, а также залог его хорошего настроения.

Основы гигиены малыша

Правильно начинать день с утреннего туалета лица, ручек, носика и зубов с тёплой водой. Весь процесс умывания можно превратить в игру с забавными песенками и потешками.

Стихи-потешки для проведения утреннего туалета грудничка

Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался,
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!

Л. Луканина

Мы проснулись-потянулись,
Маме нежно улыбнулись,
Сели на горшок с утра.
Умываться нам пора!

В десятимесячном возрасте ребёнок реже справляет нужду, поэтому памперс необходимо менять по мере его наполнения и перед длительными прогулками в город, поликлинику и т. д. Подмывать его следует после смены памперса тёплой водой, если малыш сходил в туалет по большой нужде, подмывать его необходимо тёплой водой с детским мылом. Нет необходимости купать его полностью каждый день, достаточно 3–4 раза в неделю. Исключение составляют жаркие дни, когда малыш сильно потеет, чтобы избежать покраснений кожи и опрелостей.

Стихи-потешки для весёлого купания малыша

Моем, моем малыша,
Потихоньку, не спеша,
Носит воду черпачок,
Льёт на спинку, на бочок,
На живот, головоньку…
Расти, малыш, здоровеньким!

О. Конаев

Кто тут будет куп-куп,
По водичке хлюп-хлюп?
В ванну быстро прыг-прыг, прыг,
в ванне ножкой дрыг-дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

В этом возрасте можно начинать знакомить ребёнка с горшком. Периодически присаживая его в одно и то же время, но не более чем на 10 минут. Если малыш противится и со слезами на глазах садится на горшок, лучше на некоторое время прекратить приучение.

Специалисты, в том числе и доктор Комаровский, считают, что нет смысла начинать приучение к горшку до года. В этом возрасте ребёнок ещё не контролирует процессы наполнения и опорожнения мочевого пузыря. Наиболее подходящее для этого время - 18–24 месяца.

Утренняя гимнастика и массаж. Прогулки на свежем воздухе

Утренняя зарядка и массаж важны для полноценного развития. Но комплекс упражнений нужно согласовать со специалистом в комнате здорового ребёнка.

Зарядку и массаж стоит делать через час после приёма пищи в хорошо проветренном помещении. Ещё одно условие эффективного проведения процедур - позитивно настроенный малыш.

Проветривание комнаты зависит от погоды за окном. В холодную зимнюю погоду необходимы частые, но кратковременные проветривания. В жаркую летнюю - сквозняк как минимум 5–6 раз в день. Просто открытой форточки недостаточно, для того чтобы наполнить комнату необходимым количеством кислорода.

Прогулки на свежем воздухе - залог здорового ребёнка и крепкого сна. Гулять необходимо не менее двух раз по 2–3 часа в день. Во время прогулок чадо активно изучает окружающий мир, общается со сверстниками на игровых площадках и в песочницах.

Песочница - отличный вариант для развития мелкой моторики.

Возможно совмещать прогулки и дневной сон.

Особенности питания грудничка в 10 месяцев: что можно кушать

Материнское молоко (при грудном кормлении) всё ещё важный источник витаминов и полезных веществ для крохи, поэтому его необходимо включать в рацион утром после пробуждения и вечером перед сном.

Существенных изменений в приёме пищи не наблюдается в этом возрасте. Ребёнок может есть практически всю пищу со взрослого стола, за исключением жирного, солёного, острого, жареного. Для детей, у которых прорезались первые зубы, не рекомендуется больше перемалывать пищу блендером, лучше резать на мелкие кусочки, чтобы в итоге малыш учился жевать самостоятельно.

Шестиразовый приём пищи должен включать в себя: злаки, мясо, овощи, фрукты, рыбу, молочные продукты, изделия из пшеничной муки, питьё, сливочное и растительное масло.

Не стоит вводить в рацион крохи продукты, вызывающие аллергию: красную рыбу, цитрусовые, кондитерские изделия с белковым и шоколадным кремом, козье и коровье молоко в любом виде. Чем позже он познакомится со сладостями, тем лучше для его здоровья.

Как развивать и чем заниматься с ребёнком в дальнейшем

Развивающие игры с малышами

Игра - основной вид деятельности десятимесячного ребёнка.

В этом возрасте он может на 10–15 минут увлечься одной игрой или игрушкой и не замечать глаз «восторженной публики». Крохе необходимо разнообразие в общении с новыми людьми, детьми, в смене обстановки.

С ребёнком можно поиграть в следующие игры:

«Ладушки» . Мама поёт песенку и хлопает в ладоши, дочка или сын повторяют:

Ладушки-ладушки!
Где были - у бабушки!
Что ели - кашку,
Что пили - бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Народное творчество

Игра «Ку-ку» . Мама прикрывает лицо руками и периодически открывает со словами «ку-ку». Ребёнок повторяет те же действия.

Игра на развитие памяти «Найди предмет» . Мама на глазах у ребёнка прячет один из предметов, находящийся на столе в коробку с другими игрушками и он должен достать именно его.

Можно спрятать будильник под подушку и попросить найти его, ориентируясь по звуку.

Ребёнку очень нравится переливать жидкость из одной ёмкости в другую (можно заниматься этим во время купания).

Игра «Дочки-матери» . Малыши укачивают кукол, кормят их с ложечки и дают пить с кружечки. Умывают, купают, раздевают, стараются одевать.

Игра. Мама с папой располагаются друг напротив друга на небольшом расстоянии с вытянутыми руками и зовут малыша. Таким образом он учится делать первые шаги.

Эта игра актуальна лишь для детей, которые готовы учиться ходить: уверенно стоят и ходят у опоры. Родители не должны помогать своим крохам, а тем более стимулировать этот процесс.

Когда мы провоцируем процесс ходьбы, то чаще всего развивается не совсем правильное формирование скелета, идёт нагрузка, особенно если ребёнок тяжёленький, на ножки и получаются деформации. Очень часто страдают мышцы, связки, особенно голеностопного сустава. Поэтому как только организм готов, как только готова центральная нервная система к вертикализации, ребёнок это делает самостоятельно.

Тимур Гришин, врач-ортопед

Программа «Бэби Бум. Первые шаги»

«Изучаем животных. Что говорит котик?» . Показываем картинки с животными, имитируем их голоса. Ребёнок повторяет. Одновременно изучаем части тела.

Для развития мелкой моторики можно перекладывать мелкие предметы с одной посуды в другую, рисовать пальчиковыми красками, водой, просить передать какой-либо предмет.

Важно, учить ребёнка помогать маме собирать игрушки после игры!

«Разговор по телефону» - одна из любимых игр детей. Дети быстро улавливают действия, мимику, жесты других людей и повторяют за ними.

Десятимесячный малыш с большим интересом рисует пальчиковыми красками, лепит из пластилина и солёного теста примитивные фигурки.

Фотогалерея. Развивающие игры с десятимесячными детьми

Ребёнок повторяет движения рук мамы Десятимесячные малыши любят ухаживать за своими игрушками Игра подходит только для детей, которые готовы сделать первые шаги Одна из любимых игр малышей Ребёнок познаёт окружаюший мир при помощи красочных книг с картинками Дети подолгу могут переливать жидкость из одной посуды в другую Бобовые - оптимальный вариант для развития моторики десятимесячного грудничка Телефон - одна и любимых игрушек грудничков

Развивающие игрушки для десятимесячных грудничков

Начиная с десятого месяца грудничок всё активнее проявляет интерес к игрушкам. Но не все игрушки будут одинаково интересны и полезны для психического и физического здоровья крохи.

Для развития мелкой моторики рук десятимесячному малышу стоит предложить :

  • (от англ. busyboard) - развивающие доски с кнопочками, замками, шнуровками, розетками, выключателями, дверными ручками. С помощью такой находки ребёнок познаёт суть вещей и приспособлений каждодневного использования, а мама может 10–15 минут позаниматься своими делами. Бизиборд - полезная и интересная игрушка для развития мелкой моторики рук;
  • Бусины, пуговицы, бобовые, макароны . Можно разбросать мелкие предметы по полу и попросить собрать их в определённую ёмкость. А также возможен вариант перекладывания этих предметов из одной мисочки в другую;
  • . В две миски набрать небольшое количество воды и в одну из них положить шарики. Когда шарики немного увеличатся в объёме, попросить выловить шарики с воды и переместить в другую миску;
  • и вкладыши;
  • Пирамидка, матрёшка, мяч, кубики, стаканы-вкладыши;
  • . Смысл игрушки, чтобы продеть верёвку сквозь все отверстия;
  • Игрушечные музыкальные инструменты с клавишами и кнопками.

Фотогалерея. Игрушки для развития мелкой моторики рук

Бизиборд можно купить, а можно сделать своими руками из подручного материала
Играть мелкими предметами необходимо только под присмотром взрослых
Ребёнку нравится класть маленькие предметы в большие Вкладыши можно сделать своими руками из обыкновенной коробки Малыш с большим интересом пытается строить и рушит пирамидки
Суть игры - собрать все предметы на ниточку Помимо мелкой моторики, развивается музыкальный слух

Для детей, которые пытаются делать первые шаги, необходимо развивать моторику ног. Для этого используют массажные дорожки, которые формируют правильный свод ступни крохи, улучшают кровообращение, развивают мышцы, суставы и координацию движений.

Используются для профилактики плоскостопия

Ребёнок, который готов к ходьбе, цепляется за все предметы, чтобы приподняться и дойти до намеченной цели. Каталка-ходунок - помощник малыша при освоении ходьбы. При помощи каталки ребёнок свободно перемещается по квартире, держась за ручку. Благодаря всевозможным игрушкам и кнопочкам, которыми оснащено это приспособление, это ещё и развлекательная и развивающая игрушка.

Использование каталок противопоказано детям с

  • Рахитом;
  • Нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • Гипертонусом ног.

Перед покупкой каталки-ходунка следует проконсультироваться с врачом

Из личного опыта могу сказать, что моя дочь научилась ходить благодаря машинке-толокар. Держась сзади за ручку, моя малышка следовала за машиной вперёд.

Малыш садится на машинку и передвигается, отталкиваясь ножками

Развитие ребёнка в 10 месяцев: видео

Доктор Комаровский о развитии крохи в этот период

Комаровский считает, десятимесячный возраст очень интересным и познавательным для маленького человечка. Ребёнок начинает интересоваться новыми игрушками и осваивает новые виды деятельности.

В десять месяцев очень заметно проявляются различия в развитии двигательных навыков детей. Один ребенок учится хорошо ползать, а другой уже неплохо ходит. Несмотря на старую пословицу «прежде чем вы встанете на ноги, придется поползать», это не всегда бывает именно так. Некоторые дети, особенно «если рядом есть сверстники, очень быстро минуют ползунковую стадию; иногда это происходит практически незаметно.

Комаровский Е.О.

Основные достижения ребёнка в десятимесячном возрасте по Комаровскому:

  • Развивается координация движений плеча, предплечья, запястья и пальцев;
  • Научился рвать бумагу;
  • Появляется желание «строить», складывая один маленький кубик на другой;
  • У ребёнка появляется понятие, как должны выглядеть предметы. Если подать ему чашку вверх дном, он повернёт её и возьмёт правильно;
  • Заметны признаки, свидетельствующие о том, что у ребёнка появляется понятие о постоянстве величин.Большую собаку он испугается, а с маленькой будет играть);
  • Ребёнка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет очень усердно трудиться, пытаясь засунуть мерную чашку в меньшую по размеру, издавая при этом недовольные звуки;
  • Появляется способность разрешать задачи «за» или «в»;

Если вы держите перед ним игрушку, заслонив ее прозрачным подносиком, скорее всего он обойдет барьер, чтобы достать игрушку. Положите игрушку в прозрачную коробочку с крышкой, и вы увидите аналогичное действие. Теперь, чтобы достать игрушку, он столкнет крышку и залезет внутрь.

Комаровский Е.О.

http://lib.komarovskiy.net/desyat-mesyacev.html

  • Проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых ещё нет у него в репертуаре. Некоторые слова он уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией.

Видео «Ребёнку 10 месяцев. Развитие и уход»

Помогайте ребёнку изучать окружающий мир, побольше читайте, играйте, пойте песенки. Не сравнивайте своих и чужих детей. Каждый ребёнок индивидуален.

На десятом месяце детки крайне подвижны и активны. Многие уже встают на ножки и даже пробуют делать первые шаги. В этом возрасте можете заметить стремление к самостоятельности и проявление индивидуальности у ребенка. В статье мы рассмотрим особенности развития десятимесячного малыша. И узнаем, что должен уметь ребенок в этом возрасте.

Физиологические характеристики

За счет активности и движений темпы увеличения веса ребёнка слегка снижаются по сравнению с предыдущими месяцами. В этом возрасте малыш уже проявляет характер. Он может активно двигаться и лепетать или, наоборот, быть спокойным и сосредоточенно чем-то заниматься.

Физиологическое изменение и развитие ребенка в 10 месяцев проявляется в том, что у грудничка уже могут вырасти несколько зубиков. Как правило, это два верхних и два нижних центральных резца. Однако не стоит беспокоиться, если зубов еще нет. Они могут не появляться вплоть до годика.

Десятимесячный ребенок уже не лежит и не спит большую часть времени. Он активно двигается и ползает, самостоятельно садиться, играет, встает на ножки и начинает ходить. Поэтому он может слегка потерять, сохранить или прибавить совсем незначительную массу. Мальчик в среднем набирает 100-600 грамм. Девочка может прибавить 100-500 грамм.

Длина тела, наоборот, увеличивается примерно на полтора сантиметра. Средний рост и вес малыша составляет 8-11 кг и 67-76 сантиметров. Кстати, чем выше малыш, тем он быстрее прибавляет в массе тела. Как вычислить конкретный вес и рост ребенка в 10 месяцев, смотрите .

Режим дня

В возрасте десяти месяцев малыши спят около восьми часов ночью и трех часов днем. Количество дневного сна сокращается до двух, каждый из которых длится 1,5 часа. В этом возрасте ребенок кушает пять раз, при этом большую часть рациона составляет прикорм. Тогда как на грудное вскармливание или смеси приходится только два приема пищи. Ночные кормления уже полностью исключаются. Малыш должен спать целую ночь.

Для каждого ребенка характерен свой режим. Кто-то любит вставать попозже, кто-то кушать побольше. Однако важно выстроить один график и соблюдать его каждый день. Это приучит малыша к дисциплине. Устойчивый график положительно скажется на здоровье и развитии крохи.

Соблюдение режима укрепит иммунитет и психику малыша. Ребенку будет легко вставать, адаптироваться в обществе, пережить стресс. Он не будет уставать и переутомляться. Это, безусловно, пригодится, когда он пойдет в детский сад и школу. Примерный режим для детей в десять месяцев содержит таблица ниже.

6:00-7:00 Подъем, гигиенические процедуры и первый завтрак
7:00-10:00 Массаж, гимнастика или зарядка, прогулка
10:00 Основной завтрак
10:30-12:00 Первый дневной сон
12:00-14:00 Развивающие занятия и игры, при желании прогулка
14:00-15:30 Обед и игры
15:30-17:00 Второй дневной сон
17:00-18:00 Период бодрствования, активные игры
18:00 Ранний ужин
18:30-22:00 Спокойные игры и занятия, купание, массаж, прогулка
22:00 Второй ужин, подготовка ко сну и ночной сон


Основные навыки и умения

  • Понимает большинство фраз, которые обращены к нему, может выполнить несложные действия и просьбы. Например, ребенок должен уметь находить предметы и указывать на называемые вещи, ищет спрятанное изделие и т.д.;
  • Огорчается или даже злится, если что-то не получается сделать самостоятельно;
  • Проявляет недовольство и реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты и похвалу, просьбы “дай” и “возьми”;
  • Пугается от громкого шума или неизвестных звуков;
  • Самостоятельно поднимается на ноги и стоит у опоры. Некоторые малыши могут самостоятельно пройтись около стенки;
  • Садится из положения стоя без поддержки и опоры, хорошо ползает на четвереньках;
  • Берет и держит предметы в обеих руках, хватает вещи двумя-тремя пальчиками при помощи щипков. Одной рукой может держать ложку, двумя – чашку;
  • Переступает ножками, держась за опору, пытается приседать в кроватке, встает и ходит внутри нее, держась за бортики;
  • Слезает с дивана, кресла или кровати и забирается обратно;

  • Закрывает и открывает дверцы шкафа, тумбочки, выдвигает ящики в столе или комоде;
  • Подражает звукам, жестам и поведению взрослых или животных; повторяет слоги;
  • Узнает и реагирует на знакомые мелодии, различает звуки телефона, телевизора, будильника и т.д.;
  • Играет с игрушками по назначению. Например, катает машинки, строит пирамидку, бросает мяч и так далее. Малыш может сам себя занять игрой примерно на полчаса;
  • Умеет использованием одного предмета достать другой. Например, пододвинуть палочкой игрушку;
  • Осознанно разбрасывает игрушки и кидает вещи;
  • При общении использует простые жесты. Машет рукой для приветствия или прощания, обнимает, протягивает руки и т.д.;
  • Произносит простые слоги и короткие слова. Речь ребенка эмоционально окрашена. Особенно у малыша получаются повторяющиеся слоги, которые выстраиваются в слова, типа “мама”, “папа”, “баба” и пр.;
  • Умеет привлекать к себе внимание при помощи лепета, голоса, жестов.


Питание детей в 10 месяцев

Кормить ребенка в десять месяцев нужно пять раз в день. Для младенцев на ГВ грудное молоко становится дополнением к основной пище. Оно составляет до 25-30% ежедневной нормы объема еды. Деткам на искусственном вскармливании вместо грудного молока дают молочную смесь. За одно кормление малыш должен съесть примерно 200 грамм пищи.

Кормить грудным молоком или молочной смесью нужно в первый, самый ранний, завтрак, и в последний поздний ужин перед сном. При введении новых продуктов не забывайте делать паузу и следить за малышом. Ведь у грудничка может возникнуть пищевая аллергия и другая негативная реакция.

Разрешенные продукты и блюда Норма в сутки Норма за один прием пищи
Грудное молоко или молочная смесь 400 мл 200 мл
Каши (гречка, овсянка, рис, кукурузная каша) 180-200 грамм
Фруктовое пюре 100 грамм 50 грамм
Яичный желток ½ штуки ½ штуки
Овощное пюре или суп-пюре 150-200 грамм
Мясное или рыбное пюре 50-80 грамм
Сок фруктовый или компот из сухофруктов 50 мл 100 мл
Растительное или сливочное масло 5 грамм
Кефир 100 мл 200 мл
Творог 50 грамм 80-100 грамм
Печенье 30-50 грамм

Отдельное внимание обратите на приготовление пищи. Продукты должны быть свежими, качественными и только после термической обработки. Сырые овощи и фрукты нельзя давать деткам до года. Кроме того, в блюда детям до года нельзя добавлять соль и сахар, специи и приправы.

Детям до трех лет запрещены маринады и соленья, покупные колбасы и сосиски, морепродукты и полуфабрикаты, кетчуп, майонез и различные соусы, грибы и жареные блюда. Компоненты нужно тушить, варить, запекать или готовить на пару. Приготовленное блюдо измельчайте и давайте в виде пюре, в том числе и супы.

Развитие и уход за ребенком

Важными в жизни малыша остаются гигиенические процедуры и купание, прогулки, физическое и умственное развитие. Гулять с малышом нужно два-три раза в день. Купание должно быть ежедневным, при этом время процедуры можно увеличить до получаса. Желательно каждый день делать массаж и проводить зарядку или гимнастику. Это укрепляет мышцы, усиливает иммунитет, поднимает настроение.

В качестве физических упражнений используйте приседания и стимулируйте ходьбу с поддержкой, сгибайте и разгибайте ножки, ручки ребенка. Чем больше малыш двигается, тем быстрее он начнет ходить . Каждое занятие выполняйте до 15 минут, чтобы сохранить интерес крохи к упражнениям.

Постоянно разговаривайте с ребенком, пойте песенки и учите потешки, носите кроху на руках, даже если тот уже ползает или пытается ходить. Все это положительно влияет на психическое и умственное развитие малыша, на эмоциональное состояние. Эксперты советуют уделять ношению на руках не менее часа в день. Причем делать это нужно не только маме, но и папе и другим близким родственникам, которые часто находятся с крохой.

Не забывайте постоянно целовать и обнимать малыша. Как показывает практика, при постоянном телесном и позитивном контакте в раннем возрасте детки вырастают более спокойными и уверенными в себе, психически и эмоционально устойчивыми. Они меньше капризничают и меньше стесняются, легче адаптируются и находят друзей, проще переносят стресс и разлуку с родителями.

В процессе игр и занятий отвечайте на лепет и поддерживайте разговор, употребляйте простые слова и предложения, говорите медленно, четко и понятно.

Используйте различные развивающие игры и занятия. В процессе не давайте больше двух-трех игрушек или предметов за раз, так как малыш не сможет сосредоточиться. Периодически меняйте игрушки и предметы на другие.

Игры и занятия с малышом

  • Научите малыша показывать части тела. Это можно выполнить перед зеркалом или сидя друг напротив друга. В десять месяцев он уже может знать, где находится носик, глазки, ушки, ручки, ножки. Причем может показывать и на себе, и на маме;
  • В десять месяцев можно начинать занятия по рисованию и лепки. Ребенку достаточно одного-двух небольших фломастера или баночек пальчиковых красок и кусочек пластилина. А вот целые большие наборы сейчас ни к чему, иначе кроха все просто раскидает. Из пластилина можно слепить колбаску или шарик, можно рисовать легкие фигуры и раскрашивать;
  • Каждый день уделяйте время чтению и рассматриванию картинок в книжках. Читайте короткие сказки, выбирайте книги с яркими и красочными иллюстрациями;
  • Развивать детскую моторику помогут различные крупы, макароны, горох или фасоль. Рассыпьте предметы на подносе, чтобы кроха перебирал их пальчиками. Можно порисовать на песке или муке;
  • Аккуратно нацепите на одежду малыша легкие пластиковые прищепки. Пусть он снимает и отцепляет их. Это тоже развивает моторику пальчиков;
  • Пусть ребенок бросает и катает мячик. Хоть он еще не умеет ловить предметы, такие действия развивают пространственное мышление и ловкость;
  • Используйте ползание через препятствия. Попросите ребенка проползти под стулом, перелезть через обруч и так далее. В конце “трассы” придумайте какой-нибудь приз. Например, поставьте игрушку. Можно попросить ребенка догнать движущуюся машинку;
  • На глазах ребенка запакуйте игрушку, а затем попросите распаковать бумагу. Аккуратно развернуть он не сможет, но сможет разорвать. Такие действия развивают зрительное и сенсорное восприятие, укрепляет моторику рук;
  • Попросите малыша рассортировать предметы по размеру или по цвету. В возрасте десяти месяцев дети уже различают многие цвета и узоры. Причем малыши хорошо видят на любом расстоянии. А полноценное цветовосприятие формируется у детей уже в восемь месяцев. Изучайте цвета с использованием любимых фруктов и цветов, используйте эмоциональную привязку и ассоциации.

Предоставьте ребенку пространство для ползания. При этом следите за безопасностью и чистотой в помещении. И помните, если у малыша что-то не получается, это не повод ругать кроху. Крик, ругань может испугать ребенка, и у того отпадет желание что-либо делать. А более подробный календарь развития ребенка по месяцам до года вы найдете по ссылке /.

Что умеет ребенок в 10 месяцев?

Самое главное для 10 месячного ребенка – делать все, «как большой». Ребенок уже достаточно овладел и движениями рук, кистей и пальцев, и мимикой, чтобы повторять все за взрослыми. Будьте внимательны – ваш случайный жест может настолько понравиться вашему чаду, что потом вы будите отучать его месяцами. Подражая маме, папе или старшему братику, малыш будет бить по барабану, нажимать на кнопочки, качать мишку, совать ложку кукле, тереть ручки под водой…

Однако, хоть это может показаться вам странным, кроха еще не способен к переносу этих действий на другие предметы. Т.е. качая мишку, он не будет качать собачку до тех пор, пока вы не покажите, что это можно делать. Следовательно, «репертуар» малышовых игр напрямую зависит от вашего воображения, желания научить и показать. Нагружайте кубики в самосвал и коробку на веревочке, кормите зверят, имеющихся в вашем доме, укладывайте их спать, водите на прогулку…

Малыша начинают занимать связи между предметами. Если вы дадите ему поговорить по телефону с бабушкой, он потом будет внимательно рассматривать трубку, словно пытаясь заглянуть внутрь и обнаружить, где же там бабушка спряталась.

Аналогичный интерес провоцирует ребенка «ломать» игрушки. На самом деле малыш не ломает их специально, ему интересно узнать, как они действуют и из чего состоят. К тому же частенько он просто не может рассчитать силу, прикладываемую к хрупкой вещице.

Появляется новое умение – с помощью одного предмета ребенок может достать другой: лопаткой подвинуть к себе кубик, ложкой приблизить сухарик. Конечно, с такой возможностью карапуза сначала надо познакомить, хотя некоторые дети «доходят» до этого сами, путем неожиданного и удачного эксперимента.

Малыш с восторгом хватает мельчайшие крошки, найденные на полу или где-нибудь еще. На самом деле будет гораздо лучше, если свой интерес к мелочам кроха удовлетворит, играя с безобидной крупой под вашим надзором.

Если вы занимаетесь с ребенком лепкой и рисованием, он уже уверенно водит по бумаге мелками, фломастерами или красками, а при работе с тестом учится отрывать от большого куска маленькие и может прилеплять их на дощечку, придавливая пальчиком.

Спуски и подъемы

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать . Теперь он передвигается по квартире как маленький метеор. Многие дети отрывают коленки от пола и бегают на четырех лапках, как обезьянки. Ребенок 10 месяцев уже может подолгу сидеть прямо, не наклоняясь в стороны, уверенно стоит, переступает вдоль опоры.

Пришло время осваивать подъем и спуск. Очень удобно делать это на не высоком диване или, если у вас свой дом, небольшой лесенке с двумя-тремя ступеньками – больше ребенку пока не под силу. Научите кроху залезать на диван, подтягиваясь на ручках и отталкиваясь ножками от пола. А спускаться надо попкой вперед – так малыш никогда не разобьет носик!

К 10 месяцам у малышей обычно формируется и выделяется «любимы» вид деятельности. Одни с наслаждением рисуют, другие переступают и ритмично приседают под музыку, третьи могут целый час ставить кубик на кубик, четвертых не оторвешь от наблюдения в окно за машинами, пятые замирают с книжкой в руках, шестым не надо ничего, кроме пары стаканчиков и тазика с водой, седьмым требуется постоянное общество других детей… Обратите пристальное внимание на постоянные интересы вашего ребенка и постарайтесь удовлетворять их ежедневно.

На 10 месяце жизни, после постоянного цепляния за маму, наконец, наступает время, когда малыш обращает свое внимание на других людей. Именно поэтому данный возраст хорош как для отлучения от груди (если вы не намерены кормить до двух лет), так и для начала посещения развивающих групп или клубов «мама+малыш».

С того момента, как ребенок встал, ходите гулять – хотя бы минут на 15-20 в день на детскую площадку, где ваше чадо сможет бродить вокруг песочницы, качаться на качелях, а главное, видеть, как играют другие дети и принимать в этом посильное участие.

Играют маленькие ручки

Игры на мелкую моторику , которые может освоить малыш в 10-12 месяцев:

  • перебирание, пересыпание из одной емкости в другую бусин, пуговиц, крупы, орехов;
  • выкладывание спичек, зубочисток, фасоли, орехов, ватных палочек, фигурных макаронных изделий, камешков;
  • откручивание крышек – больших (от пластиковых бутылок) и маленьких (от тюбиков из-под крема);
  • рисование пальцами по муке, песку, мелкой крупе;
  • пальчиковые игры со стишками (типа «Сороки-воровки»);
  • игры со шнурками, узелками, ленточками;
  • использование ложек разного размера для еды;
  • копание или пересыпание песка или снега совком, грабельками, лопаткой, палочкой. формочками.

Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими руками. а не только правой. Ведь в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга, за которое «отвечает» левая рука. А действие двумя руками одновременно (особенно, когда они выполняют разные движения) ведет к развитию межполушарных связей.

Играем с друзьями!

Играть в хоровод очень просто. Сначала мама поет песенку и исполняет танец сама или вместе с куклой, а малыш сидит и смотрит. Если крохе понравилось, предложите ему поменяться с куклой местами: «Давай мы потанцуем, а Ляля посмотрит». Возьмите малыша за руку или на руки и медленно начинайте танец, выполняя все движения его ручками, ножками, головкой.

Хорошо, если все это будет происходить перед большим зеркалом, в котором ребенок сможет видеть ваше и свое отражение – так он быстрее поймет, что от него требуется. Разумеется, на первых порах малыш сможет выполнять лишь самые простые движения: похлопать в ладоши, быть может, топнуть ножкой. Освоив движения вместе с мамой, ваш ребенок будет прекрасно танцевать и с другими детьми.

Пошел король
  • Пошел король по лесу,
  • По лесу, по лесу
  • Искать себе принцессу,
  • Принцессу, принцессу (ходим мо кругу друг за другом).
  • Давай с тобой попрыгаем,
  • И ножками подрыгаем,
  • И ручками похлопаем,
  • И ножками потопаем,
  • Головкой покиваем -
  • И снова начинаем (И больше не играем – для окончания игры).

Хоровод-зарядка поможет малышу научиться выполнять простейшие движения, разовьет координацию всего тела и крохотных пальчиков. Для совершенствования моторики рук не нужно большого количества народа – достаточно вас и крохи.

Мельница
  • Мельница, мельница мелет муку (выполняем круговые движения руками).
  • Ветер, ветер дует сильней – у-у-у-у (дуем, как ветер).
  • Еще быстрее мельница мелет муку (ускоряем движения).
  • Намололи мы муки
  • Вот таку-у-ущие мешки – (показываем объем, подняв руки над головой).
  • Будем делать пироги.
  • Из муки, из муки напечем мы пироги, (ладошками делаем пирожки).
  • Тушки-тушки, сделаем ватрушки, (пальчиком рисуем круг по другой ладошке).
  • Ладушки, ладушки, испечем оладушки (производим хлопки).

Ваш малыш растет, а его скорости набирают оборот. Дети-гонщики – именно так можно охарактеризовать малышей в этот период. Что бы они ни делали – играли, путешествовали по дому – карапузы демонстрируют энергичность и расторопность. Детям доставляет наслаждение игра в «догонялки». Если мама при этом аплодирует и хвалит маленького бегуна, он может повторить свой «забег» на бис.

Для крохи не представляет труда различить настроение окружающих. С некоторыми особо наблюдательными малышами могут даже случаться приступы ревности. Ребенок может расплакаться, если в центре всеобщего внимания вдруг оказался кто-то другой. Примерно в этом же возрасте малыш лучше запоминает текущие события и довольно успешно справляется с простыми проблемами. Попробуйте положить ему нелюбимую еду, как он немедленно оттолкнет ложку. Если вы засунете крохе под кофточку какую-нибудь игрушку, он сразу поднимет нижний край одежки, и игрушка выпадет.

Учимся понимать друг друга

С каждым днем малыш все лучше понимать значение слов. Когда у него спрашивают: «Где мама?», «Где папа?», он переводит взгляд с одного родителя на другого. Кроха уже выполняет простые команды и, услышав: «Дай мне ложку», протягивает ее. Но будет лучше, если мама подкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратится с просьбой в то время, когда сынишка или дочурка смотрит на ложку. Для малыша это интересная игра, и если он один раз понял, что нужно делать, он будет с удовольствием играть снова и снова.

Начиная соединять звучание слов с их значением, ребенок строит свой образный словарь. И хотя большая часть детского лепета может быть всего лишь звуковой игрой, малыш уже начинает произносить некоторые слова в соответствующем контексте. Первыми словами девятимесячного карапуза, скорее всего, будут слова, обозначающие близких людей, или те, которыми мама сопровождает привычные действия.

На этой очень ранней «разговорной» стадии главную роль играют родители. Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют бурным восторгом и повышенным вниманием к своему говорящему чаду, ребенок начинает понимать, что правильно употреблять слова. Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечается родительским энтузиазмом, он будет стараться еще больше.

В играх ребенок также стремится к взаимодействию с родителями. Огромную радость доставит крохе игра в «телефон». Возьмите игрушечный аппарат и по очереди с сыном или дочкой говорите в трубку. Мама имитирует звонок, берет трубку и придумывает какие-нибудь короткие фразы, типа: «Привет, как дела? Ты кушаешь кашу?» Потом передает трубку ребенку и говорит: «Теперь поговори ты». Очень скоро малыш привыкнет к телефону и обязательно пробормочет какие-то свои «фразы», перед тем как положить трубку.

Двигательные навыки ребенка в 10 месяцев

К 10 месяцам большинство детей хорошо ползает. Теперь же им предстоит освоить еще один вид передвижения – медвежью походку (на четвереньках). Это своего рода переходная ступень от человека ползущего к человеку прямоходящему.

Маневрировать между препятствиями малыш учится на вытянутых руках и ногах. Достигнув цели, ребенок осторожно выпрямляется и начинает шагать вдоль подходящих предметов. Такая тренировка полезна для его мускулов и суставов. Она помогает равномерно нагрузить ноги и стопы и постепенно выработать чувство равновесия.

Однако в то время, когда одни дети заметно проявляют свои новые двигательные навыки – стоят, передвигаются, вскарабкиваются на ступеньки, слезают с дивана, другие, по мнению обеспокоенных родителей, как бы застывают в своем развитии . Если ваш малыш относится ко второй категории, волноваться не стоит: у всех малышей бывают вершины и относительные спады.

Развитие детей 10 месячного возраста как нельзя лучше характеризует фраза «шаг назад – два шага вперед». Возможно малышу, быстро усвоившему новое, необходимо потренироваться и закрепить свои достижения, и только потом освоить что-то другое.

Вижу, слышу, ощущаю…

Многие дети 10 месячного возраста уже выбирают себе любимую игрушку. Забытый в гостях зайчик или плюшевый медвежонок способен создать в семье кризисную ситуацию. Если ребенка в отсутствие старого «друга» стараются утешить новой игрушкой, она яростно отвергается. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать «любимая игрушка», эта ранняя привязанность представляется важным событием в развитии крохи. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы.

Маленький человечек уже помнит, как выглядит любимая игрушка, даже когда ее нет рядом. Способность ребенка различать звуки проявляется в этом возрасте так же заметно, как и умение различать предметы по их внешнему виду. Особенно внимательно малыш относится к звукам, помогающим ему понимать происходящие события: звон ключей говорит карапузу о том, что пришел папа, а хлопнувшая дверь холодильника сообщает, что скоро ужин.

Ребенок не только хорошо различает предметы и звуки, но и немного умеет «планировать» свои действия. Если, например, перед его любимой машинкой поставить препятствие в виде другой игрушки, малыш оттолкнет игрушку в сторону и достанет автомобильчик. Нечто подобное проявляется и в том, как ребенок держит в руках знакомые вещи.

Всего два месяца назад любой предмет, оказавшись в руках малыша, проходил через определенную стадию детских опытов: его рассматривали, трясли, били, брали в рот и т.д. Теперь, когда ребенок берет что-нибудь в руки, его действия целенаправленны, и он знает предназначение предметов. Он трясет погремушку, потому что она существует именно для этого. Чашку он подносит ко рту, кусочек фольги комкает, в колокольчик звонит.

Так же вы можете наблюдать у своего вашего чада еще одно увлечение. Положив игрушку в коробку, малыш тут же опрокидывает эту коробку, снова кладет туда игрушку, и история повторяется. Такие повторяющиеся действия можно рассматривать, как своеобразный вариант игры «в прятки». Ребенок проверяет, продолжает ли существовать игрушка, спрятанная в коробку.

Теперь, когда карапуз осознает постоянство предметов, его привлекают самые разнообразные варианты» пряток». Увидев, что вы зажали в кулаке маленькую игрушку, ребенок будет стараться раскрыть ваш кулак. Малыш изобретает собственные игры – ему нравится открывать кухонные шкафчики, доставать оттуда всякие кастрюльки, сковородки и раскидывать их по дому. Увы, надежды на то, что эта игра скоро потеряет для крохи интерес, практически нет.

Занятия с ребенком 10 месяцев

Дайте любимому чаду коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Пусть там будут лоскутки грубой и шелковистой материи, включите в этот набор маленький квадратик линолеума, кусочек бархата или атласа, губку. Вынимая из коробки кусочки тканей и складывая их обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Разложите перед малышом игрушки, перевернув их вверх ногами, и посмотрите, исправит ли малыш «положение» своих друзей. Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть кроха попытается снять крышку. Если у него это не получится, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку – пусть продолжит старания. Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из трех игрушек и попросите карапуза дать вам ее. Если он сделает это правильно, изобразите бурный восторг.

Дайте в руки малышу цветной мелок или толстый цветной карандаш и покажите, как им можно оставлять следы на бумаге. В этом возрасте дети готовы и к встрече с красками. Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, и пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте. Сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубу.

Наблюдая, как кроха старается открыть коробочку или надеть колечко на пирамидку, не следует стразу бросаться ему на помощь. Вы видите, что данное действие малышу по силам, так пусть старается и дальше. Но не дожидайтесь разочарований: если ребенок взялся за что-нибудь непосильное, помогите ему.

Физическое развитие детей 10 месяцев

Покатите мячик к ребенку и, тогда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к крохе. Предложите другим членам семь присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик. Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как обратно сесть, помогите маленькому человечку, протянув ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите малышу возвращение в сидячее положение.

Дети любят следовать команды. Поддерживайте своего «подпрыгивающего» карапуза и командуйте ему: «Оп-оп!» Когда ребенок перестает прыгать, прекращайте командовать. Из этой игры может получиться забавная серия остановок и движений. Малыш будет получать удовольствие от слов, и в то же время такая игра будет полезной тренировкой для его мышц.

Наконец-то первая «круглая» дата – 10 месяцев. Малыш стал настолько шустрым, что мама иногда и не успевает за ним. Формируется характер ребенка, и серьезное, осмысленное выражение лица у малыша вызывает умиляющую улыбку у всех родных. Умеет ли малыш делать все, что положено в этом возрасте и в норме ли его развитие узнаете, прочитав эту статью.

Главное в статье

Нормы развития ребенка в 10 месяцев

Каждый малыш развивается по-своему, но существуют определенные этапы, которые, к моменту окончания первых 10 месяцев уже прошли все малыши.


Согласно усредненных норм, принятых для предостережения отставания малыша от сверстников, ребенок в 10 месяцев должен уметь:

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

  • Вес 10 месячного крохи должен быть 6,5-10 кг, за месяц нормальной прибавкой считается 400-450 г.
  • Рост должен достигать отметки для девочек в 66-72 см, а для мальчиков 69-75 см, если ваш малыш больше или меньше не расстраивайтесь, ведь это усредненные нормы.
  • Зубов обычно в таком возрасте насчитывается 6, 4 верхних и 2 нижних, но все зависит от генетической предрасположенности. У некоторых в 10 появляется лишь первый зуб.
  • Спать должен кроха 14 часов в сутки.

В 10 месячном возрасте, вы должны посетить поликлинику и показаться своему педиатру для оценки физического и психического развития.

Эмоциональное и социальное поведение ребенка в 10 месяцев

  • Проявляются первые эмоциональные реакции на разные действия.
  • Для «высказывания» своих эмоций пользуется движениями и мимикой.
  • Возбужденно реагирует на все новое.
  • Учится играть с детьми.

Речь ребенка в 10 месяцев

  • Появляются первые четкие слова «мама», «папа». Обычно ребенок радует папу, говоря первое слово «папа».
  • Пытается вести диалог с родителями, на «своем» языке.

Развитие моторики и статики ребенка в 10 месяцев

  • Хорошо и довольно быстро ползает.
  • Самостоятельно стоит при поддержке.
  • Совершает первые попытки к ходьбе, держась за руку родителей.
  • В движениях появляется смысл, делаются они целенаправленно.
  • Достает и собирает игрушки.
  • Умеет правильно сложить пирамидку.
  • Умеет брать предмет двумя пальчиками.

Сенсорные реакции малыша в 10 месяцев

  • Подражает взрослым, копирует движения, речь.
  • Знает название предметов и частей тела.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

  • Вырабатывать самостоятельность. Развитие опорно-двигательного аппарата находится на стадии завершения. Он самостоятельно долго сидит и встает на ножки, начинает учиться ходить. Самое время приучать его к самостоятельности, засыпать одному в своей кроватке, садиться на горшок.
  • Играть в развивающие игры. К таким можно отнести догонялки, когда мама со словами «догоню-догоню» ползет за ним. Всем известная игра в «ку-ку» приобретает особый смысл и вызывает у крохи бурю эмоций. Научите его делать «сороку-ворону», это поможет весело провести время.
  • Знает что такое запрет. В 10 месяцев ребенок должен четко понимать запретительные слова и проявлять реакцию, услышав их.
  • Преодолевать преграды. Теперь небольшая ступенька, огромная игрушка и другие вещи для движения крохи больше не помеха. Он умеет перелезать через них. Также следует показать ему, что слезать с кровати или дивана необходимо попой назад.

Режим дня ребенка в 10 месяцев


Биоритм каждого ребенка индивидуален, поэтому кто-то рано ложится вечером, а кто-то встает спозаранку. Некоторые едят только в отведенные часы, а другие еще и перекусывают. Но режим есть режим, и каждодневное повторение одних и тех же действий никто не отменял.

  • Сон. Ночной сон 10 месячного малыша составляет 10 -12 часов. Если в 9 месяцев вы этого не сделали, то сейчас самое время перевести дневной сон из трехразового на двухразовый по 1,5-2 часа за раз. Ночью допускается одно кормление, если малыш на грудном вскармливании.
  • Питание. В этот период заканчивается знакомство с продуктами. Вводятся кисломолочные продукты, и в рационе появляются фрукты. Питание крохи шести разовое, через каждые 4-5 часов, первое и последнее – грудное молоко либо смесь. Подробней о введении определенных продуктов, можно прочитать в статье
  • Прогулки. Очень важно гулять с малышом на свежем воздухе. В теплое время года гулять следует 2 раза по 2,5-3 часа. Такие прогулки не должны припадать на самое жаркое время, поскольку малыш может получить тепловой удар. В зимний период прогулка может длиться от 30 мин до 1,5 часа.
  • Бодрствование. Период бодрствования у ребенка приблизительно по 4 часа между сном. В это время он активно играет, кушает и ходит на прогулку. Когда настает время сна, малыш показывает маме что хочет спать, начиная тереть глазки. Очень важно уложить его в этот момент, в противном случае кроха «перегуляет» и тогда обеспечен целый день капризов.

Уход и питание ребенка в 10 месяцев


От того как мама ухаживает за своим малышом зависит его здоровье и дальнейшее развитие. Режим дня 10 месячного ребенка включает сон, кормление и активное провождение времени.

  1. Температура воздуха в помещении остается прежней 19-20°С, не отменяются ежедневное проветривание и влажная уборка.
  2. Купание можно проводить через день. Температура воды 33-34°С, воздуха 21-24°С. Дети быстро засыпают после водных процедур.
  3. С утра занимайтесь гимнастикой. Для нее подойдут круговые движения ручками и ножками, их загибание и разгибание. Закончить процедуру можно расслабляющим массажем.
  4. Проводите утреннюю гигиену: умывание, подмывание (после снятия памперса после ночи).
  5. Можно использовать ходунки, это будет стимулировать кроху к быстрейшему самостоятельному хождению.


К концу 10 месяца полностью заменяются дневные грудные кормления, на «взрослые» продукты, ребенка переводят на общий стол. Грудь и смесь даются только перед сном и ранним утром.

В этот период ребенку необходимы витамины и минералы, поэтому рацион должен быть сбалансированным. Примерное меню малыша пяти разовое и выглядит так:

  • Завтрак – грудное молоко или смесь.
  • Второй завтрак – каши, сок или чай.
  • Обед – овощной суп, мясо или рыба, компот.
  • Полдник – творог, яблоко.
  • Ужин – грудное молок или смесь.

Если у крохи в 10 месяцев уже есть зубы, то стимулируйте его к жеванию продуктов. Измельчайте пищу не блендером, а разминайте вилочкой.

  1. Разговаривайте с ребенком. Отвечайте, на его лепет, вполне нормальной речью, поддерживая с ним диалог. Делайте это медленно, что бы малыш мог разобрать и запомнить сказанные слова. При этом показывайте или указывайте на предмет, о котором говорите.
  2. Называете кроху по имени. Чтобы малыш воспринимал себя как отдельную личность и знал, что речь идет о нем, называйте его по имени. «Лиза возьми ложечку», «Теперь у Лизы есть ложечка» «Лиза пойдет на улицу».
  3. Дайте ему волю. Ребенок очень активен, предоставьте ему возможность выплеснуть энергию. Отгородите часть комнаты для малыша, убрав оттуда травмоопасные предметы. Пускай наползается вволю.
  4. Объясните ребенку что можно, а что нельзя . Поскольку ребенок вовсю изучает окружающий мир, то следует показать ему вещи, которых делать не стоит. К примеру, возьмите кружку с горячей жидкостью и дайте ребенку прикоснуться на секундочку к ней, при этом говорите, что это горячее и трогать это нельзя. После нескольких таких уроков малыш сам будет чувствовать, где горячо и демонстративно показывать или «говорить», что это трогать нельзя.
  5. Развивайте малыша. В этом возрасте можно познакомиться с карандашами и пластилином. Превратите процесс в забавную игру. Если ребенок не будет интересоваться предложенным занятием — не настаивайте, придет время, и вы его не оттяните от него.


Десять месяцев - интересный возраст в развитии ребенка. Следите за его развитием, обращайте внимание на необходимые навыки, учите самостоятельности. Время быстро пролетит и вы будете вспоминать первый шаг, первое слово, серьезную реакцию. А вот чего вам ждать в следующем месяце, можно прочитать в статье: .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.