Нормы развития ребенка в 6 месяцев. Чем занять малыша. Питание и режим дня грудничка

Всех без исключения мам и пап волнует вопрос, на какие показатели необходимо ориентироваться при определении роста и массы тела малыша в определенном возрасте. Первой серьезной датой в жизни ребенка является именно полгода, в таком возрасте он пытается сидеть, реагировать на внешние раздражители и окружающий мир. Каким же показателям должны соответствовать масса и рост, когда малышу уже есть полгода?

В этой статье:

Рост детей, которым исполнилось 6 месяцев

Рост малышей в этом возрасте зависит от пола: для девочек данный показатель варьируется от 62,5 см до 68,8 см, для мальчиков эти показатели составляют, соответственно, от 63 см до 69 см.

Если отталкиваться от данных ВОЗ, то в этом случае рост мальчиков может колебаться от 63,3 см до 71,9 см, а девочек – от 61,2 см до 71,3 см.

Таблица показателей роста детей в полугодовалом возрасте

Вес ребенка в 6 месяцев: на что ориентироваться?

Что касается массы тела малыша в полгода, то такие показатели также напрямую зависят от половой принадлежности ребенка. Девочки могут весить от 6,3 кг до 8,3 кг, а мальчики – от 6,6 кг до 9 кг. Показатели веса, предоставленные ВОЗ, немного отличаются: масса тела мальчиков варьируется от 6,4 кг до 9,8 кг, а вес девочек может составлять от 5,7 кг до 9,3 кг.

Что делать, если ребенок весит больше или меньше нормы?

Выше приведены средние показатели, но на практике они могут не соответствовать указанным данным. Если отклонения от нормы незначительны, то и повода для беспокойства нет , а вот в ситуациях, когда масса тела малыша намного больше или меньше средних показателей, следует обратиться за рекомендацией к педиатру.

Как правило, вес корректируют при помощи питания, увеличивая или уменьшая число кормлений в сутки. Но это вовсе не означает, что малыша, чья масса тела больше средней, нужно не кормить, а ребенка, чей вес недостаточный перекармливать.

Причины отклонения веса от нормы

К основным факторам, непосредственно влияющим на прибавку в весе малыша, относят:

  1. Наследственность – если родители страдают от избыточной массы тела, то, как правило, и масса тела малыша будет увеличиваться интенсивнее, чем у его сверстников. Это касается и роста: в ситуации, когда папа и мама ниже среднего роста, малыш может не дотягивать до средних показателей по этому параметру.
  2. Вес при рождении – если ребенок родился раньше положенного срока, или его рост и масса тела были ниже или выше средних показателей, это необходимо учитывать в ситуациях, когда у ребенка слишком быстро или довольно медленно растет вес.
  3. Питание – чаще всего масса тела и рост тех дети, которые находятся на естественном вскармливании, соответствует средним показателям. Дело в том, что в грудном молоке находятся все необходимые витамины и питательные вещества, которые требуются малышу на определенном этапе его жизни. Искусственное питание – весьма удачная альтернатива грудному вскармливанию при условии, что ребенок питается в достаточном объеме для своего возраста.

Особенности развития ребенка в 6 месяцев

В данном возрасте дети на протяжении определенного периода времени способны следить за перемещением игрушки, удерживают ее в ручках. Повторяет за взрослыми простые звуки, раскрывает рот, когда к нему подносят ложку, снимает с нее пищу. Малыш может с игрушкой в руках переворачиваться на живот, спину или бок, прислушивается, когда играет музыка, а также пытается подражать действиям взрослых: стучит, хлопает в ладошки, сжимает что-либо в кулачке, находит спрятанный предмет.

Особый интерес в этом возрасте для малыша представляют музыкальные игрушки, а также игрушки, которые состоят из складывающихся и раскладывающихся элементов: пирамидки, матрешки.

Нюансы эмоционально-социального развития ребенка в 6 месяцев

Полугодовалый возраст характеризуется появлением эмоциональных предпочтений: ребенок среди всех имеющихся выделяет любимую игрушку. Он по-разному реагирует на тон голоса близких людей: хмурится, в случае, если кто-то из взрослых разговаривает серьезно, и улыбается в ответ на улыбку. Дети в полгода испытывают напряжение при выполнении сложных действий, настороженно реагируют на незнакомую обстановку и незнакомых людей.

Пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Физическое развитие

Каковы антропометрические показатели ребенка к концу шестого месяца жизни? Вес малыша увеличивается приблизительно на 600–650 граммов, а рост на 2,5–3 сантиметра. На этом этапе длина в сантиметрах окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается. Возможно, что длина окружности груди сейчас превышает длину окружности головы. Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Показатели ребенка от 6 до 7 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

66.60-67.95 см

7.975-8.770 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Постепенно нарастает двигательная активность

Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает раскачивающиеся движения на животе, напоминающие движения пловца. Малыш пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой. Возросшая активность ребенка заставляет вас теперь заботиться о безопасности малыша, если он находится в комнате один, без присмотра взрослых. Не оставляйте крошку одного на диване или кровати без бортика, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.


Поддерживаемый под мышки, малыш опирается на опору кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону. В положении сидя ребенок уверенно держит голову и отворачивает ее, когда взрослые пытаются вытирать ему нос. Движения рук становятся более уверенными и координированными, формируется ладонное хватание предмета всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем.

Совершенствуются движения пальцев: малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.

Ребенок получает немалое удовольствие от изменения положения тела. Это стимулирует его вестибулярный аппарат. Ему нравится, когда вы держите его на руках, поднимаете в воздух, опускаете вниз, качаете, прижимаете к себе, приседаете, кружитесь по комнате.

Рекомендуется такая игра для развития вестибулярного аппарата малыша, в которой участвует вся семья (мама, малыш и папа). Возьмите одеяло и положите чадо на него спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько раскачайте из стороны в сторону, а потом медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания. Если крохе не понравится это, возьмите его на руки и успокойте. Если же малышу доставляют удовольствие такие раскачивания, изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения он получает от раскачиваний на одеяле.

Психическое развитие

Поведение ребенка становится более осмысленным. Малыш явственно показывает родителям свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют.

Теперь родители с большей уверенностью могут определить самочувствие малыша — когда ребенок доволен, возбужден, спокоен, могут назвать причины этих состояний.


Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.

Продолжают развиваться зрительный и слуховой анализаторы малыша

Ребенок подолгу держит в руках предметы и игрушки, ощупывает, рассматривает и изучает. Пытаясь получить информацию о свойствах материалов, он засовывает игрушки в рот, лижет и покусывает их. Ребенок опытным путем исследует, какие игрушки издают звуки, и с удовольствием трясет ими или стучит. Малыш прислушивается к окружающим бытовым звукам, поворачивает голову к источнику звучания, например, услышав звук открываемой двери или шаги приближающейся матери. Ребенок поворачивает голову и реагирует даже на очень тихие звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц, ласковый шепот мамы.

Малыш внимательно следит за передвижениями и действиями взрослых

Внимательно смотрит в лицо родителям, которые с ним разговаривают, начинает понимать их мимику, по-разному реагируя на улыбающееся, сердитое или удивленное лицо взрослого. Он с удовольствием включается в эту игру, копируя выражение лица мамы, и пытается подражать звукам, которые та произносит.

Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе?

Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает.

Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала.

Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха.

Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их. Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме. Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.

Маленькому человеку нужен новый зрительный опыт

Он уже с интересом может рассматривать не только близкие, но и удаленные предметы. Расскажите чаду о том предмете, на который он смотрит, но не может до него дотянуться. Если можно, дайте его малышу в руки или поднесите поближе, чтобы его можно было лучше рассмотреть.

Давайте крохе игрушки разного цвета, однотонные и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите внимание, что яркие игрушки больше привлекают мое внимание. Возьмите две-три игрушки одного цвета и одну игрушку сильно отличающуюся от остальных - контрастного цвета. Положите их рядом с ребенком и понаблюдайте за его действиями. Через некоторое время повторите эксперимент с игрушками другого цвета.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 6 до 7 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Как стимулировать «говорение» малыша?

Когда кроха произносит не только отдельные звуки, но и некоторые звукосочетания: «ыги», «гхы», «угу» и другие, слушайте их и повторяйте за ним. Когда ребенок произнесет очередные звуки, опять повторяйте их за ним. Вскоре вы сможете играть в «разговор» по очереди. Разговаривайте с малышом всегда, когда держите на руках, когда кормите, одеваете, укладываете спать.

Рассказывайте о том, что вы делаете. Говорите с маленьким короткими фразами и простыми словами, повторяйте слова. Пропевайте гласные звуки и цепочки повторяющихся слогов (ге-ге-ге, дей-дей-дей, ма- ма-ма, ба-ба-ба). Произносите звуки, надувая щеки и округляя губы.

Не забывайте менять интонацию, делайте ее выразительной и яркой. Оставляйте паузы в своей речи, тогда малыш успеет что-то произнести. Играйте с крохой в разговор, пока он не устал и ему не надоело. Если он перестал говорить по очереди, прекратите это занятие и дайте малышу игрушки.

Заботливые родители всегда интересуются, правильно ли они кормят ребенка, достаточно ли ему пищи. Часто у педиатров спрашивают и о нормах веса. Каким он должен быть у полугодовалых деток? В чем отличия взросления мальчиков и девочек? Узнаем подробно.

О нормативах веса и роста

Возраст 6 месяцев - это определенный рубеж, который от рождения отделяет умение ребенка улыбаться, переворачиваться со спины на бок, внимательно рассматривать предметы, сидеть. Все вышеуказанное делает здоровый и нормально развивающийся малыш. Эти характеристики означают, что вес ребенка в норме. Согласно требованиям российской педиатрии в шесть месяцев минимальный вес мальчика должен составлять 6,6 килограмма, максимальный - 9 кг. Что касается девочек, то их параметры чуть ниже: от 6,3 до 8,3 кг.

Рост мальчиков полугодовалого возраста составляет от 63 до 69 сантиметров, а девочек - от 62,5 до 68,8 сантиметра.

Немного другие нормы веса и роста деток полугодовалого возраста у Всемирной организации здравоохранения. Так, масса тела мальчиков должна быть от 6,4 кг до 9,8 кг. Для девочек эти показатели соответственно 5,7-9,3кг. Рост мальчиков по требованиям ВОЗ - 63,3 см-71,9 см. Что касается девочек, то их минимальный рост должен быть 61,2 сантиметра, максимальный -70,3 см. Как видим, нормативы ВОЗ отличаются большей разницей между минимальными и максимальными показателями массы тела и роста детей.

Питание полугодовалых детей

Нормы кормлений в этом возрасте нужно рассчитывать, исходя их массы тела малыша. С 6 месяцев и до 12 это 1/8 или 1/9 массы тела ребенка. Союз педиатров России рекомендует мамам полугодовалых деток ориентироваться на 200 граммов прикорма и 600 мл грудного молока или смеси в сутки.

Вне зависимости от типа, питания в 6 месяцев малыша необходимо кормить 5 раз в день. Ночной перерыв между кормлениями должен составлять не менее восьми часов, можно и девять.

Читайте также

Подавляющее количество пищи ребенка - это белки, коими является смесь либо молоко мамы. Именно эти вещества ребенку нужны для роста и здорового развития. Нормальное физическое и умственное развитие малыша без белка невозможно. Он составляет 80 % от общего питания ребенка. Далее, взрослея, детский организм будут знакомиться с другими видами белка. Это молочные продукты, мясо, рыба.

О прикорме в 6 месяцев

В этом возрасте ребенок уже должен познакомиться с овощами как видом первого прикорма. Чаще всего рекомендуется давать малышу пюре из брокколи или кабачка. Начинать нужно с десертной ложечки - во второе или третье кормление. Овощи нужно сварить, протереть через сито и добавить немного смеси или молока. Сначала кормление начинается со смеси (грудного молока), затем мама дает пюре с ложечки и заканчивает так, как и начинала. Нужно внимательно наблюдать за поведением, стулом, состоянием животика ребенка. И если все в порядке, то на следующий день порцию прикорма можно увеличить до двух десертных ложечек. Так постепенно количество пюре, в которое со второй недели можно добавлять и другой овощ, увеличивается до 170-200 граммов за месяц. Соответственно молока уже мама малышу не дает, и прикорм становится самостоятельным видом пищи. Далее желательно вводить в меню каши, желток, мясо.

Родители должны понимать, что нельзя одновременно вводить два вида прикорма ребенку. Это слишком большая нагрузка на его желудочек.

О несоответствии нормам веса

Иногда в этом возрасте малыш недобирает вес. И, скорее всего, это связано с недостаточным количеством молока у женщины. Можно попытаться стимулировать лактацию, используя специально предназначенные для этого чаи. Помогают также и отвар шиповника, настои фенхеля, которые нужно пить за 30 минут до кормления. Когда в течение недели такие меры не увеличат лактацию, то нужно докармливать малыша смесью.

Но чаще этому детскому возрасту (больше искусственникам) характерен перебор веса. Это значит, что малыш ест больше, чем нужно. Не стоит позволять съедать больше, или нужно просто увеличить промежутки между кормлениями. Еще один вариант - делать смесь более жидкой, нежели рекомендуется в инструкции. И уж, конечно, нужно отменить ночное кормление.

Если вес малыша превышает норму на 15 %, то речь идет о легкой степени ожирения. Возможно, причина этого - генетическая предрасположенность к полноте в роду. Не стоит надеяться, что это пройдет с возрастом. Уже сейчас делайте с малышом более активную зарядку, возможно, и дважды в день. Не перекармливайте его!

Малышу полгода? Как подрос и повзрослел ребенок! Но, несмотря на внешние изменения, произошедшие с крохой с рождения до этого маленького юбилея, многие родители беспокоятся: а соответствует ли развитие ребенка в 6 месяцев нормам? Все ли в порядке с малышом? Как организовать распорядок дня маленького члена семьи и как развивать его?

Физиологическое развитие в 6 месяцев

Сколько должен весить полугодовалый ребенок и каковы нормы роста в этом возрасте?

Нормы: Педиатры России, ВОЗ

Европейские педиатры и отечественные несколько расходятся во мнении, где границы нормального роста и веса. ВОЗ вводит диапазон нормы шире.

Рост (мальчики, девочки)

Отечественная педиатрия:

Вес (мальчики, девочки)

Отечественная педиатрия:

Нормы ВОЗ:


Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Кроха растет растет и его потребность в познании мира. Ведь теперь малыш столько умеет!

Двигательная активность

Ребенок в полгода отлично сохраняет равновесие на животе, не только отлично держит голову, но и контролирует движения ею. Он приподнимает тело, опираясь на руки, подтягивает его, передвигаясь по-пластунски. Очень многие детки уже способны ползать на четвереньках.

Садиться самостоятельно в полгода умеют далеко не все малыши, но, посаженный с помощью взрослого, ребенок неплохо удерживает спину без опоры.

Малыш уже активно манипулирует своими пальчиками, способен брать в ручки небольшие предметы, перекладывать их из одной ладошки в другую. Сейчас важно развивать мелкую моторику: это не только делает пальчики гибкими и сильными, но оказывает влияние на речевое развитие.

«В шесть месяцев опыт малыша увеличен несказанно: ребенок сидит за общим столом и, можно сказать, участвует в разговоре, передвигается по квартире, пытается делать первые самостоятельные шаги, - пишет Михаил Федотов, врач и прозаик и отец десятерых детей. - Ребенок изучил, как работают дверцы шкафа, нашел и запомнил все низкие полки, с которых так здорово падают книжки. Он знает, где живут гремящие кастрюли – вообще всех умений и знаний не перечислить!»

Зрительное восприятие

Продолжает совершенствоваться зрение ребенка: он различает больше цветов, четче видит очертания предметов на дальнем расстоянии. Ребенок жмурится при ярком свете, может прищуриваться при разглядывании игрушек – это нормальные рефлексы, а не нарушение зрения. Малыш способен фокусировать взгляд на предмете, который находится на расстоянии от носика на 7-8 см.

Некоторые малыши косоглазят, но к году это обычно проходит. Истинное косоглазие выявит при осмотре только офтальмолог.



Слуховое восприятие

Малыш прекрасно слышит даже негромкие звуки, активно ищет их источник. Он различает голоса членов семьи. Резкие звуки способны испугать малыша. Теперь даже во сне он реагирует на внезапный шум и может проснуться.

Анастасия, мама шестимесячного Никиты: «Я была уверена, что сон малыша крепок, и разбудить ребенка сложно. Недавно, пока Никитка спал, решила навести порядок на кухне. Дверь в детскую открыла, чтоб слышать, если сын проснется. Внезапно обрушилась полочка с посудой. Грохот был жуткий, а сын сразу проснулся и зашелся криком: очень долго успокаивала. Теперь Никитка часто вздрагивает во сне, плачет с закрытыми глазами, видимо, испуг был сильный! Наблюдаемся у невролога».

Понимание и развитие речи

В полгода кроха не только гулит, а активно лепечет, повторяя продолжительное время один и тот же слог. Многие детки замечают реакцию родителей на это: увидев восторг мамы на «ма-ма-ма», малыш начинает лепетать еще активней.

Ребенок может и подражать интонации родителей: лепетать тише или громче, покашливать, напевать. Он активно вовлекается в диалог: расположитесь рядом, чтобы малыш видел ваше лицо, слушайте, пока малыш «говорит», а в паузах вставляйте свои реплики. Когда замолчите вы, малыш продолжит разговор.

Познавательное развитие ребенка в 6 месяцев

Общение – главное условие познания окружающего мира. Комментируйте увиденное, рассказывайте ребенку о своих действиях. Подносите малыша к окну, объясняйте, какая на улице погода. Во время прогулок, пока кроха не заснул в коляске, возьмите ненадолго его на руки – так обзор значительно увеличится. Если есть возможность – показывайте животных (птиц, собак, кошек): увиденные вживую, животные скорее будут запоминаться ребенком, чем те, что на картинках.

Позвольте играть малышу на полу или на травке в саду: это не только научит его скорее ползать и ходить, но даст более полное представление об окружающем мире (можно дотянуться до чего захочешь и все потрогать).


Эмоционально-социальное развитие ребенка в 6 месяцев (комплекс оживления)

Ребенок способен различать «своих» и «чужих». Он либо проявляет комплекс оживления, радостно улыбается при виде близких, либо хмурится и смотрит насторожено на незнакомых. Появление страха перед незнакомцами – нормальное явление! Не стоит бегать по врачам или искать знахарку и лечить кроху от испуга.

Детки способны осознавать, что оказывают на людей влияние: могут нарочно кривляться, показывать язык, ожидая реакции окружающих. При положительной реакции – начинают привлекать к себе внимание еще активней.

Психологические изменения

Сейчас у малыша способны формировать привязанности не только к родителям, но и другим людям (бабушкам, дедушкам, сестренкам, братишкам, крестным и т.д.), а также к предметам. Ребенок может избрать любимую игрушку. Некоторые малыши объектом предпочтения могут сделать довольно странные вещи: подушку или одеяльце, пеленку, определенную пустышку и т.д.

У крохи начинается формирование логического мышления и причинно-следственных связей: он понимает, если бросить игрушку на пол, она упадет и раздастся шум. Здесь нужно быть осторожнее, потому что уже сейчас это открытие может стать благодатной почвой для развития манипуляций: если заплакать, мама прибежит.

Малыш может менять свое настроение по нескольку раз в день. Причин резкого эмоционального перепада огромное множество: недостаточный сон, голод, физический дискомфорт (мокрые штанишки, зуд от опрелостей, боль в животе или зубная), испуг, усталость, духота и т.д. Если малыш каждые пять минут то плачет, то смеется, просится на ручки – это не избалованность, а признак правильного психологического развития: эмоции и чувства активно развиваются, а способы их выражения еще не «созрели».

Краткая таблица навыков

Внимание! Таблица развития включает усредненные показатели. Развитие каждого ребенка индивидуально и отклонения в нем может диагностировать только специалист.

В целом, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, зависит от таких факторов как:

  • родился малыш в срок или недоношен;
  • в норме ли его вес и рост или превышает ее;
  • наличие неврологических отклонений;
  • генетическая предрасположенность к быстрому либо отстающему развитию.

Как развивать ребенка в 6 месяцев

Чтобы помочь своему крохе расти не только счастливым, но и здоровым как физиологически, так и психически, нужно знать, как развивать ребенка в 6 месяцев. Это не сложно, ведь все занятия можно легко вписать в распорядок дня малыша.

Режим дня малыша

В 6 месяцев ребенок хорошо чувствует режим дня, если приучен к нему с рождения. Это важно, чтобы приемы пищи совершались в одно и то же время ежедневно, и промежутки между ними были одинаковы. Однако сейчас режим дня может немного измениться: вместо 3 дневных снов их станет 2, а ночью ребенок может проспать до 7 часов без пробуждения на еду либо и вовсе до утра. Между дневными снами важно обеспечить крохе активное бодрствование, включив в него массаж, гимнастику, прогулки, занятия и игры.

Упражнения и занятия с ребенком

Для физического развития включайте несложные упражнения в сеансы массажа и гимнастики. Можно на это время оставлять кроху без одежды, так получится добавить в физические упражнения элемент закаливания. Делая массаж, уделяйте особое внимание укреплению мышц спины и живота, массируйте пальчики ребенка.

Если есть фитбол – используйте его! Упражнения на мяче укрепляют все группы мышц:

  • Для укрепления шеи и спины – упражнение «Качалочка». Уложите ребенка спиной на мяч и, крепко держа за ноги, наклоняйте мяч немного взад-вперед.
  • Чтобы укрепить мышцы живота, делайте упражнение «Покачивание»: уложите ребенка животиком на мяч и, поддерживая его за спинку, покачивайте мяч вправо, влево, вверх и вниз.
  • Для укрепления ног - «Пружинка». Сядьте на пол и зажмите между колен фитбол. Поставьте ребенка на мяч и, крепко держа за бока, немного попружиньте, чтобы ребенок понял, что нужно делать.

Занятия плаванием для малышей – хороший способ укрепить не только мышцы, но и иммунитет. Посещайте бассейн пару раз в неделю и занимайтесь под руководством опытного детского тренера.



Развивающие игры с ребенком в 6 месяцев

Игры с ребенком в 6 месяцев – отличный способ развить навыки общения, интеллект, воображение и логику.

ПРЯТКИ

В «прятки» играть можно по-разному. Прятаться может сам малыш, закрывая личико ладошками или пеленкой. Помогайте ему, пока искусство прятания не будет освоено. «Прячьте» ребенка и спрашивайте: «Где наш малыш?». А когда «найдете», приветствуйте: «Ку-ку!». Можно прятаться вам и звать по имени малыша из-за занавески или из-за бортика кроватки. Так вы развиваете и слух крохи! Если же ребенок ползает, прятаться можно понадежнее: так ребенок научится быть внимательным и догадливым.

МЯЧ

Небольшой мяч – очень полезная игрушка, развивает и сенсорику, и координацию движений, и мелкую моторику. Посадите малыша (лучше с опорой), сядьте на расстоянии вытянутой руки от него, готовясь подстраховать в любой момент. Катните по полу мяч, чтобы ребенок мог ухватить его руками. Можно приговаривать:

Мячик – мячик быстро скачет,
Быстро катится вперед!
Мяч не любит, если плачут!
Кто смеется – к тем идет!

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Пальчиковые игры необходимы, их нужно проводить 2-3 раза в день. «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока» - эти игры нравятся всем малышам.

«Курочка»

Сложите пальчики щепотью, имитируя клювик. Постучите клювиком по другой ладошке:

Наша курочка пошла,
Зернышко в траве нашла.
Клювом зернышко «Клю-клю,
Очень зернышки люблю».

Попробуйте сложить пальчики в замок, немножко потрясти им:

Кто откроет нам замок,
Если ключика нет?
Кто бы ключ найти помог-
Тем мы дали бы конфет.

Легонько возьмите малыша за запястья, поводите в воздухе кистями рук, как будто красите забор:

Как мы красили забор
Снизу вверх, сверху вниз.
Стал уютным у нас двор –
Полюбуйся, оглянись.



Игрушки для детей в 6 месяцев

Какими должны быть игры и игрушки полугодовалого крохи? Конечно, развивающими. А еще – безопасными! Следите, чтобы мелкие детали не отваливались, материал игрушек был прочным, без наклеек. Кроме погремушек и мобилей, малышу понадобятся игрушки, в которых можно одни части вкладывать в другие, разбирать и вновь собирать, музыкальные игрушки, а так же прорезыватель для зубов, ведь сейчас у крохи очень чешутся десны.

Досуг

Что можно делать с ребенком, когда он не спит?

Прогулки

Малышу нужен свежий воздух и новые впечатления. Конечно, большинство крох впервые 15 минут прогулки засыпает, но используйте бодрствование на улице по максимуму. Хорошо, если кроме коляски у вас есть слинг, но можно и просто брать ребенка на руки.

Летом посадите ненадолго малыша в траву, дайте потрогать стебельки и листики, а зимой позвольте прикоснуться к снегу: это развивает сенсорику и удовлетворяет любопытство. Комментируйте все интересное, что встречается на пути.

Одевайте ребенка по погоде: не «парьте» летом, но не забывайте про головной убор, а зимой не допускайте переохлаждения.

Чем занять малыша

Если малыш подолгу бодрствует дома, кроме игр и гимнастики чем заняться с ним еще?

Потанцуйте! Включите музыку и двигайтесь под нее вместе с ребенком – это развивает чувство ритма.

Примите водные процедуры! Дополнительное купание, особенно в летний зной, не навредит.


Привлеките к делам на кухне! Готовите обед? Усадите малыша в стульчик или расположите на полу, дайте пару крышек от кастрюль, ложек и небьющихся мисок. Это займет малыша.

Ходунки и прыгунки. Если вы не смотрите на новшества как на опасность для здоровья ребенка, то воспользуйтесь этими помощниками. Не более чем на полчаса в день садите ребенка в ходунки или прыгунки, убедившись, что ему там безопасно. Малыш точно будет в восторге, а вы успеете хотя бы выпить спокойно чашку чая.

Когда малыша ничего не беспокоит, можно переделать кучу домашних дел, не дожидаясь, когда ребенок уснет. Просто выделите ему безопасное пространство, дайте интересных игрушек и все время держите в поле зрения, протирая пыль, поливая цветы, складывая одежду.

Питание ребенка 6 месяцев

В полгода, если ребенок не знаком с прикормом, самое время начать его вводить.

На грудном вскармливании

Одно грудное молоко не может обеспечить подросшего малыша необходимой энергией и питательными веществами. Но, познакомив ребенка с другой пищей, не отменяйте грудное вскармливание: питание взрослой едой – это дополнение к молочному рациону.

На искусственном вскармливании

Педиатры рекомендуют искусственникам вводить прикорм в 4 месяца, чтобы компенсировать недостаток витаминов и минералов, которые получают детки из грудного молока. К 6 месяцам рацион крохи может быть весьма разнообразен, включать каши, овощные и фруктовые пюре, кисломолочные продукты. Но молочная смесь исключаться не должна!

На смешанном

Деткам на смешанном вскармливании в полгода уже может быть знаком прикорм, а может быть и нет, но вводить его уже пора! В целом, рацион детей на смешанном вскармливании не должен заметно отличаться от питания малышей-грудничков.

Прикорм

Как вводить прикорм? Прикорм может быть педагогический, когда кроха пробует все по понемногу со стола родителей (естественно, родители при этом придерживаются принципов здорового питания) или педиатрический, советы и рекомендации по которому даст ваш педиатр, ориентируясь на развитие вашего ребенка. Например, малышам с недобором веса начинать знакомство с прикормом нужно с каш. Если кроха страдает запорами или у него избыток веса – первыми в его рацион должны войти овощи.

  • Каждый продукт вводим поэтапно. Начав знакомство с одним продуктом, каждый день на протяжении недели увеличиваем количество съедаемой пищи до 50 мг, докармливаем молоком.
  • Новую еду даем малышу с утра, следим за реакцией организма (нет ли сыпи, каков стул малыша и т.д.).
  • Готовить можно самим, а можно покупать еду промышленного производства (пюре в баночках, каши в пачках).
  • Кормить нужно с ложечки. Нельзя оставлять недоеденную пищу на следующий раз!

Елена, мама семимесячной Алины: «Мы прикорм хотели ввести после 6 месяцев, но в начале пятого стало очевидно, что одним моим молоком дочка не наедается. Это проявлялось частым требованием груди, плачем, плохим сном. Визит к педиатру подтвердил мои опасения: недобор веса! Так в 5 месяцев мы стали потихоньку кушать каши».



Уход и гигиена

В целом, гигиенические процедуры в полгода не претерпевают особых изменений. Купание перед ночным сном – обязательно. Если малыш хорошо сидит в ванночке, можно давать ему игрушки. Для безопасности есть смысл заменить ванночку глубоким тазом: это обеспечит поддержку спине ребенка и снизит риск того, что малыш может погрузиться в воду с головой. Для ухода за детской кожей можно использовать гипоаллергенные шампуни и пены для купания.

Мыть ручки нужно чаще: теперь ребенок много проводит времени на полу! Мыть стоит и игрушки, используя для этого детское мыло, а не порошок.

Заключение

Шестимесячный малыш отличается активностью и любознательностью. Ему необходима энергия, чтобы познавать этот мир. Правильный режим дня и полноценное питание с учетом возрастных потребностей – именно здесь малыш черпает свои силы. Общайтесь со своим малышом, обеспечьте ему правильный уход и условия для полноценного развития, и счастливая улыбка ребенка станет наградой за ваши старания.

Полгода с рождения малыша — это важная и серьезная дата. Развитие ребенка в 6 месяцев намного отличается от того, что он умел делать даже всего лишь месяц назад. В полгода ребенок подвижный и даже самостоятельный.

Ребенок в 6 месяцев – изменение тела, роста и веса

Этот период характерен тем, что вопрос о весе и росте крохи стоит остро. То как вырос и поправился ребенок, показывает, хватает ли грудного молока, так как в идеале он должен питаться только им. Вес ребенка в 6 месяцев избыточный или недостаточный прямо сигнализирует о проблемах со здоровьем. Средние показатели – рост от 64 до 67 сантиметров, вес от 6800 до 7200 грамм. Об индивидуальных характеристиках расскажет педиатр, так как все данные рассчитываются, отталкиваясь от показателей при рождении. Малыши рождаются как совсем маленькими, так и достаточно крупными.

Вес и рост ребенка в 6 месяцев, таблица по данным отечественных педиатров

Рост и вес ребенка в 6 месяцев, норма по данным ВОЗ

Что умеет делать ребенок в 6 месяцев

В полгода малыш хорошо переворачивается, поднимает ножки к голове, держит в руках погремушку, может брать ее не только из маминых рук. Малыш умеет держать игрушки в обеих руках и стучит ими, стоит на четвереньках и раскачивается, учиться сидеть, старается ползать. Кроха тянет в рот все что попадется, поэтому необходимо следить за чистотой с удвоенной силой. Он играет, стучит игрушками, подбирает их и бросает. Дети в этом возрасте способны различать отрицательные и положительные эмоции. Гармоничное развитие 6 месячного ребенка позволяет стать ему настоящей личностью, он понимает о ком или о чем идет речь, находит предмет взглядом, различает родных людей и чужих, понимает связь поступок – следствие.

6 месяцев ребенку — развитие, питание

Питание ребенка в 6 месяцев отличается от прикорма, вводимого в рацион ранее. Желудок грудничка готов к приему пищи, овощному пюре или безмолочных каш. Каждое новое блюдо вводите в рацион один раз в неделю, в противном случае начнутся проблемы с пищеварением. Овощное пюре начните давать, начиная с половины чайной ложечки, каждый день порцию увеличивайте в два раза, пока не доведете до 100-200 миллилитров, то есть замените одно кормление. По той же схеме вводите безмолочные каши. Режим питания ребенка в 6 месяцев должен быть таким: прикорм давайте до кормления грудью, пока он голодный и желательно утром, первое блюдо жидкое, практически консистенции молока и соблюдайте регулярность.

Все игры для полугодовалого ребенка направлены на его физическое, эмоциональное и умственное развитие. Отвлекут и заинтересуют малыша развивающие дуги и коврики, игры с кнопками и липучками, барабаны и молоточки, заводные игрушки.

Ребенок 6 месяцев — развитие, видео:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.