Настройка души. Можно ли научиться любить ближнего, если не знаешь, что такое любовь

В этой книге святые отцы, пастыри и духовные писатели расскажут нам, как правильно строить свои отношения с окружающими, как избавиться от памятозлобия и стяжать великодушие и всепрощение, как избежать озлобления в мире окружающего нас всеобщего озлобления - то есть, как научиться любви к ближнему и исполнить главную заповедь, которую дал нам Господь.

Протоиерей Валериан Кречетов
КАК ПОЛЮБИТЬ БЛИЖНЕГО
Ближний - это тот, кто промыслом Божиим поставлен рядом с нами и к кому мы должны проявлять любовь
Как полюбить ближнего
Как избежать озлобления в мире всеобщего озлобления
О том, что чувство свято, а увлечения греховны, и о том, что надо просить любви у Бога

Преподобный Паисий Святогорец
ДОРОГАЯ ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ. Из книги «Слова»
Любовь и смирение - две добродетели-сестры
Дорогая истинная любовь
Удалять свое «я» из нашей любви
Материнская любовь ко всем
Сердце не стареет никогда
Совместная работа ума и сердца
«От лишения...»
Брось свои старые счеты в огонь любви
Любовь с состраданием
Любовь извещает
Любовь упраздняет расстояния

Архимандрит Кирилл (Павлов)
О ПРОЩЕНИИ ОБИД
О заповеди любви. На день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова
О любви к врагам. Девятнадцатая неделя по Пятидесятнице
О любви к ближним. О единении и взаимной любви первых христиан. Память великомученика Димитрия Солунского
О прощении обид
1. Одиннадцатая неделя по Пятидесятнице
2. Прощеное воскресенье
О прощении ближним. Одиннадцатая неделя по Пятидесятнице

Пестов Н.Е.
ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ
Главы из книги «Современная практика православного благочестия»
Ближние
Через ближних - наше спасение
Приложение: Девочка и кузнец
Основы отношения к окружающим
Простота, добрые правила и привычки в отношении к ближним
Приложение: Забудь о себе
«Торгующие»
Странники, посетители и гости
Светоносные
Дружба и друзья
Ближние по плоти, истинные враги и истинные друзья христианина
Правители, начальники и подчиненные
«Случайные» встречи
Слово к ближним
Значение слова
Беседа с ближними
Доброе слово
Благодарение ближних
Поучение и вразумление ближних
Похвала и лесть
Неосуждение

Приложение:

Осуждение и его корни. Из дневника отца Александра Ельчанинова
Осуждение и противление соблазну
«Гнилые» слова, насмешки, смехотворство и споры
Любовь Христова Любовь и полнота единения
Любовь Христова и любовь к ближним по плоти и к себе
Сущность и признаки Христовой любви

Приложения:

О природе любви. Из книги П.В. Никольского «Вопросы жизни при свете вечности»
Обращенность на себя. Из писем отца Александра Ельчанинова
Пути к стяжанию Христовой любви и рассудительность в ней
Великодушие и всепрощение
Благость и любовь к врагам
Мир души
Корни мира и пути к нему
Приложение: Еще о путях к миру
Миротворчество

Протоиерей Александр Шаргунов
НАУЧИТЬСЯ ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ
Мир не может отказаться от любви
В этом все христианство
У любви есть враг
Почему проповедь Церкви так мало достигает цели
Индивидуализм - главная духовная опасность
Как обретается сердце внимательное
«Апостол любви» и нетерпимость
Самое великое родство
А кто же ближний мой?
Научиться любви к ближнему можно только в Церкви
Судьбы человечества зависят от того, что происходит с Церковью
Твердость любви
Еще раз о двух наибольших заповедях
Пять проповедей о любви к врагам

Преподобный Иустин (Попович)
ЛЮБОВЬ - ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ
Любовь. Из книги «Путь богопознания»
Толкование на 1 -е Соборное Послание святого апостола Иоанна Богослова

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ
1. Из книги «Аскетическая проповедь»
2. Из книги «Аскетические опыты»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
ЛЮБОВЬ ДОЛГОТЕРПИТ
Из книги «Моя жизнь во Христе»

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга.

Ин. 13, 34


© Религиозная организация «Данилов ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», составление, редактирование, оформление, верстка, 2016

* * *

Как полюбить ближнего
Протоиерей Валериан Кречетов

Ближний – это тот, кто промыслом Божиим поставлен рядом с нами и к кому мы должны проявлять любовь

Заповедь о любви к Богу и ближнему была уже в Ветхом Завете. Почему же Господь сказал: Заповедь новую даю вам ? Потому, что в Ветхом Завете не была так ясно выражена Божественная сущность любви. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас (Ин. 13, 34–35). А как Господь возлюбил нас? До самопожертвования. Эту сущность христианской любви нам открыл Иисус Христос. Вот это-то и есть самое главное. Поэтому Господь, когда его спросили, какая наибольшая заповедь, и сказал: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим И вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37; Мк. 12, 29). Вопрос был – какая одна заповедь наибольшая, а Господь назвал сразу две. Правда, первая часть все-таки выше стоит, но в сущности это одна заповедь.

Но кто же ближний мой? Господь в притче о милосердном самарянине отвечает на этот вопрос: «Твой ближний – это тот, кто промыслом Божьим поставлен рядом с тобой». В семье каждый член семьи – это твой ближний. Святой праведный Алексий (Мечев), который является для всех нас примером христианской пастырской любви, говорил: «Нужно своих близких делать своими ближними». В этих словах как раз и есть указание на то, где нужно прежде всего исполнять эти две главные заповеди.

Но любовь к ближнему, любовь к человеку может быть истинной только тогда, когда она неотделима от любви к Богу.

Преподобный Иустин (Попович) прекрасно сказал, я часто привожу эти его слова, что любовь к человеку без любви к Богу есть самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку – есть самообман. Так нераздельно эти две заповеди соединяются. Как соединено Божество и человечество, так соединены две эти заповеди – неразлучно, нераздельно. Что такое крест? Это вертикальная составляющая – любовь к Богу, и горизонтальная – любовь к ближнему. Это две заповеди, которые пересекаются между собой. Они всегда взаимодействуют. И нет креста, если нет этих двух заповедей. Любовь к Богу, устремленная вверх, и любовь к ближнему, распространенная вокруг себя, горизонтально, на своем уровне. Поэтому крест есть символ любви, символ двух заповедей. Крест и есть свидетельство любви Божьей, и на нем Господь принес себя в жертву. Это и есть самопожертвование. Сам Себя предает на смерть. При таком понимании любви все остальное становится на свои места.

Во-первых, надо помнить, что все мы есть плод любви Божьей.

Пришли ко мне однажды родители с ребенком. Это была девочка лет пяти. Взрослые говорят: «Батюшка, у этого ребенка есть вопрос к вам». Вопрос, который задал этот ребенок, я никогда не слышал и от взрослых: «Батюшка, а зачем Бог сотворил человека?» Услышать такой вопрос от пятилетнего ребенка – это было что-то непостижимое. Как было ответить на этот вопрос? Такой вопрос из уст младенца был для меня настолько неожидан, что в первый момент я был даже в растерянности. Это был вопрос к Богу: зачем Он сотворил человека? А спрашивают меня: зачем Бог сотворил человека? Это не так просто – ответить за Бога, зачем Он сотворил человека. Да еще ребенку. С ним не будешь философствовать, нужно сказать конкретно.

Бог есть любовь – Господь по своей любви вразумил меня грешного, как этому ребенку ответить: «У вас семья, папа с мамой, вы все друг друга любите, в любви живете. Это хорошо?» – «Хорошо», – ребенок понял. Но любви не свойственно жить в себе. Она должна на кого-то изливаться. Она вокруг себя все обнимает. Но ребенку я, конечно, этого не говорил. Ей я сказал так: «Деточка, поэтому Господь, будучи Сам любовью, совершенной любовью, пожелал, чтобы другие существа, подобные Ему, жили также в любви, по Его образу и подобию, и завещал нам жить в любви между собой. Вот поэтому Господь все и совершил, чтобы люди жили в любви и мире». И ребенок все понял.

На самом деле, человек живет только тогда, когда живет в любви. Это сказал в 1989 году афонский подвижник монах Климис: «Запомни, грядут времена, когда только любовь спасет нас, учись растить любовь – все остальное грех, хуже смерти. Мы пропадем без любви, пропадем». Прекрасно сказал. Вот, что такое любовь.

Вернемся к словам преподобного Иустина, что любовь к ближним без любви к Богу – самолюбие. Здесь имеется в виду, что когда человек проявляет свою любовь, забывая о любви Божьей, то он, можно сказать, любит по-своему, а нужно любить по-Божьи. Это не просто понять, тут нужно много молиться и тогда это почувствуешь. Бывает, что молится человек, молится, а результата никакого. Значит, нужно еще более усилить молитвы и ждать времени. Ведь сказано: «Мудрый молчит до времени, безумный говорит без времени». Есть даже такая притча, когда один приходит к старцу и спрашивает: «Почему у тебя получается, а у меня не получается?» Старец говорит: «Терпение нужно». – «Что такое терпение? Терпишь, терпишь, а ничего не меняется». – «А ты дождись зимы»…

Это о том, что когда мы чего-то хотим достигнуть, мы должны дождаться подходящего момента. Мы ведь сеем и сажаем не когда захотим, а когда погода подходящая – тогда сеем, иначе все пропадет. Так и слово, его иногда бесполезно говорить не вовремя. Вот почему – «мудрый молчит до времени, безумный говорит без времени».

Когда-то я услышал от отца Иоанна (Крестьянкина) замечательные слова: «А ты читал апостола Иакова – “У кого не хватает мудрости, пусть просит мудрости”?» Я говорю: «Да, батюшка, знаю, я с детства вырос в вере». – «Думаешь, это премудрость Соломонова? Это терпение».

Что такое терпение? Есть множество других формулировок этого свойства, но можно сказать, исходя из слов отца Иоанна, что это некая духовная мудрость, как надо себя вести: когда молчать, когда говорить, когда ласково, когда строго. Вот это как раз и есть мудрость. Терпеть не просто – мол, просто время идет, и все. Нет, время-то идет, но ведь нужно поступать, как нужно, и нужно в это время быть с каким-то правильным чувством.

От нас зло не должно исходить. Это непременное условие. То есть если тебя начинает что-то раздражать – это уже что-то не то, любовь не раздражается. Начинает тебе что-то не нравиться, что-то не так – а может быть, то, что сейчас происходит и тебе не нравится, потом как-то совершенно по-другому развернется. Ведь и Господь иногда делал такие вещи, которые ученики не понимали. Когда он умывал ноги ученикам, Петр воспротивился: «Не умоешь ног моих вовек». А Господь отвечает ему: «Тогда не будешь иметь части со Мной». – «Господи! Тогда не только ноги мои, но и руки и голову», – говорит Петр. «Нет, омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь». И еще Господь сказал: «Что Я делаю, теперь ты не узнаешь, а уразумеешь после» (см.: Ин. 13, 3–17). Ведь иногда результат того, что совершается сейчас, виден лишь потом, как было с апостолами, которые только потом поняли, что с ними совершалось. Ведь Господь апостолу Петру сначала дал ключи от Царствия Небесного, а через некоторое время, когда Петр начал противоречить, Господь сказал: «Отойди от меня, сатана». Человек часто непостоянен, даже бывало, что и святые колебались. Известный пример – апостол Фома. Когда что-то с человеком не так происходит, может быть, ему нужно пройти через какие-то испытания, чтобы избавиться от недоверия и еще более утвердится в своей вере. Апостол Фома потом и сказал:

«Господь мой и Бог мой». Конечно, святые тем от нас и отличаются, что они, если в чем-то уверились, потом уже обратно не поворачивают. Нам-то несколько раз нужно в чем-то убедиться, да и то можем опять начать сомневаться – это свойство, как говорится, грешных людей. Как отец Сергий Мечев говорил: «Мы отличаемся от святых непостоянством».

Так почему любовь к человеку без любви Божьей, без обращения к Богу, есть самолюбие? Ведь как бывает: стараемся мы для человека что-то хорошее делать, а ничего не получается, человеку это не нужно, он этого нашего добра не понимает и не принимает, – и мы начинаем раздражаться, потому что все идет не по-нашему. И получается, что в этом проявляется наша самость, а не наша любовь. А может, если что-то идет не по-нашему – то это значит, что так получилось в этот момент. И вообще, главное, чтобы было по-Божьи, а не по-нашему. То есть если мы проявляем свою любовь, как нам кажется, а человек этого не ценит, то мы начинаем на него раздражаться, обижаться, гневаться. Так вот, по наставлению оптинского старца Варсонофия, если ты видишь недостаток ближнего и хочешь его исправить, но он тебя раздражает, то и ты погрешаешь, а погрешностью погрешность не исправишь – она исправляется кротостью. Или, как сказал митрополит Филарет Дроздов, «грязью грязь не смывают». Или, как бывает, человек любит, любит, а вдруг в ответ получает предательство, измену, и тогда у него начинается злоба против еще совсем недавно любимого человека. Правильно говорится, что от любви до ненависти один шаг. А потому, что это страдает себялюбие, и это не есть любовь к ближнему.

Тут и начинается: «Как же так? Я все для него (или для нее, или для них) делал (или делала)! А со мной так поступили! Такая неблагодарность!» Во-первых, надо помнить, что в любом инциденте доля нашей вины обязательно есть. А во-вторых, больше виноват тот, кто умнее. Ведь когда человек начинает навязывать другому свою волю, это может вызвать неприятие и даже протест. Можно предложить, но если человеку этого не надо, то лучше, может быть, более с достоинством себя вести, сказать: «Ну, смотри, как хочешь, тебе жить». Потому что ведь у детей, например, такая реакция: его заставляют – он не хочет, в рот суют – он отворачивается, а начинают у него миску забирать – он за нее хватается. Это такое свойство нашей греховной натуры, что когда человеку что-то слишком настойчиво хотят сделать, даже и добро, то это иногда может вызвать даже обратную реакцию. Чрезмерное, можно сказать, выражение своего чувства может вызвать обратную реакцию. Например, ребенок нас не слушается, мы начинаем раздражаться: «Учись, не будешь учиться – тебе же будет плохо». А он нас не понимает, не слушается, и в результате он, действительно, сам себя наказывает, если не учится. А нужнен другой подход – с терпением и кротостью. По слову Апостола: «Родители, не раздражайте своих детей». Получается, что взрослые виною, а детям ответ держать. К детям надо особенно чутко относиться.

Нужно жить просто, по заповедям, которые нам Господь дал, и постараться никого не обидеть. Я думаю, что рецепт, который сказал отец Сергий Орлов: «От нас зло не должно исходить», – универсальный. Если мы видим, что на что-то мы начинаем раздражаться – это плохо, что-то тебя начинает задевать – опять плохо, потому что внутри нас зарождается зло, а нужно, чтобы оно там не рождалось, чтобы его там не было. И потом, самое печальное, что мы сейчас цепляемся за это зло, а ведь этот момент уже проходит, его уже нет. Мы сейчас говорим, а этого момента уже нет. Поэтому у нас должно быть отношение к земной жизни, как к временному состоянию, к чему-то проходящему и, причем, проходящему очень быстро. Это еще Александр Сергеевич Пушкин, по данному ему Богом дару, дал такое глубокое поучение:


Е сли жизнь тебя обманет,
Н е печалься, не сердись!
В день уныния смирись…

К этому можно было бы прибавить – «а смиряясь, помолись». Но Александр Сергеевич был человеком светским, поэтому, может, не придавал большого значения молитве.


День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

«Ведь оно от Бога было…» – это уже Серафим Вырицкий прибавил. Вот такое отношение к жизни должно у нас быть. И если стараться видеть только доброе в жизни, то тогда будет у нас другое настроение: нужно немножко потерпеть – все пройдет, уже проходит.

Именно о понимании любви как Божественного дара Господь и сказал: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 34–35). Вот главный признак христианина и последователя Спасителя. Только если любовь имеешь, ты христианин. И апостол Павел сказал: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. (1 Кор. 13, 1–2). Ничтоже есмь… – такое понимание любви и есть, можно сказать, главный смысл жизни. Если человек понимает это и старается так жить – то он живет. Только любовь – жизнь. Человек живет только тогда, когда живет в любви. Но как раз в том-то и дело, что мир всем своим устройством после грехопадения направлен против любви к Богу и ближнему. Поэтому ближний – это тот, кто промыслом Божьим поставлен рядом с нами и к кому мы должны проявлять любовь.

Но нужно помнить, что проявлять любовь – это подвиг и он происходит часто во внутренней борьбе, потому что грехи наши отделяют нас от Бога и друг от друга. Как раз об этом Господь сказал: И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12).

Потому что когда человек видит, как другой человек все делает и делает что-то нехорошее, злое – то как же его любить? Но надо понимать, что слова апостола Павла ко всем относятся: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Что со мной происходит? Всей душой люблю закон Бога, но его нарушаю… Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то?, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех… Умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (см.: Рим. 7, 15–25). Вина человека в том, что он может когда-то один раз согласился на что-то, потом еще и еще раз, а потом это уже переходит в навык, иногда греховный навык.

Однажды я сподобился служить с Сербским патриархом Павлом. Патриарх смиренно совершал проскомидию, а другие батюшки в алтаре начали разговаривать, он им погрозил пальчиком – они все замолчали, конечно. Потом, когда закончил, сел и сказал:

– Василий Великий говорил, что разговаривать в церкви великий грех, но сербы, греки и русские (сербы и русские там были) – все этим занимаются, это уже навык, а от навыка трудно избавиться.

Так смиренно сказал этот святой жизни человек – патриарх Павел. Не отделил себя от своего народа, а назвал в числе первых согрешающих. Как мы говорим перед Чашей: «от них же первый есмь аз». И патриарх Павел пояснил, что когда приобретается греховный навык, то человек часто поступает уже по привычке. Мы, в общем-то, даже едим во многом по привычке. Один привык пить кофе, и он пьет кофе не потому, что ему это необходимо, а просто потому, что он привык к этому. Другой пьет чай, третий еще что-то пьет или ест – и это все просто привычка. В нашей обыденной жизни много вещей, к которым мы привыкли. Почему говорят: «Привычка вторая натура». Едва ли кто специально, еще будучи грудным ребенком, стремился к кофе, или чаю, или еще к чему-то такому. Я уже не говорю о том, когда, к несчастью, человек приучается курить. Это все привычки. Но когда говорят: «Привычка вторая натура», то возникает вопрос: «А какая первая натура?» А первая – это как раз та, которая дается человеку, когда он рождается. В некоторой степени, натура человеческая – это его характер. Это бывает уже от рождения: один – флегматичный, другой – энергичный. Со временем человек начинает понимать, что у одного такой характер, у другого другой характер – ну что ж; тебя вот это раздражает, другого другое раздражает. Одному кажется, что должно быть так, а другому – не так. И вот как раз эти мелкие шероховатости, всякие несущественные вещи, за которые часто цепляются люди, – они-то и мешают нашей жизни.

Апостол Павел удивительным образом характеризует любовь: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде… А потом апостол Павел говорит: любовь сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает… (1 Кор. 13, 4–70). То есть описание любви начинается в основном с отрицания всего, что с ней несовместимо, а кончается утверждением – что любовь неизменна, любовь не может предать. Нужно очистить сердце для принятия любви.

Вот, например, когда одного скульптора спросили: «Как вы делаете скульптуру?» – он ответил: «Я беру кусок мрамора и все лишнее убираю, а остается то, что нужно». Вот и любовь также – если все лишнее в жизни отсечь, то остается то, что дано человеку от Бога, – это любовь. Действительно, любовь есть основа жизни, а все остальное, так сказать, в подчинении. Это значит, что для того, чтобы стяжать любовь, нужно от всего, что мешает и не соответствует ей, избавляться, т. е. не раздражаться, не гордиться, и тогда уготовится место для любви. Потому что любовь – это дар Божий. Даже в земном смысле, люди могут как человек к человеку хорошо относиться, а какого-то особого чувства нет. Мне одна раба Божия, Царство ей Небесное, рассказывала, что во время войны овдовела и так и осталась вдовой, замуж второй раз не вышла. Потому что хотя ей и предлагали руку и сердце, но у нее не было этого чувства, а если, говорит, Бог не даст любви – не полюбишь. Но если дал – береги и расти ее как высший дар Божий.

Любовь нужно просить. Ведь это как с учебой: все мы учимся, но дарования у всех разные, иногда дарований у человека особых нет, и ему знания не даются – тогда молятся. Преподобный Сергий, например, – у него сначала не было дара учиться, а потом Господь дал ему этот дар. Отцу Иоанну Кронштадтскому тоже не давалось учение, а потом Господь дал, потому что он просил. Так что любви нужно просить.

Как относиться к ближнему? Я недавно услышал такое изречение, может, правда, неточно его перескажу, что духовное оздоровление, даже духовное возрастание начинается только тогда, когда человек начинает о ком-то заботиться. Потому что если человек не о ком не заботится – он живет для себя, он думает только о себе, а любовь не ищет своего , не думает о себе, она заботится о другом. Человек должен выйти из своего внутреннего себялюбия, самолюбия, из своей самости и направить свое внимание и заботу на другого человека. И тогда чувство любви, которое уже есть, начнет разгораться, развиваться.

Описать это словами трудно, потому что все эти вещи познаются только личным опытом. Это очень сложно бывает иногда, когда уже создались какие-то отношения и мы, привыкнув к какому-то непониманию или повторению одного и того же, уже, как говорится, ставим крест на каком-то человеке, как на могиле покойника. Это уже мы осуждаем его, потому что осуждение – это не то, когда мы видим, что человек что-то не так делает. Осуждение – это когда мы говорим: «Он бездельник, он лентяй». То есть конченный человек.

Кстати, дети очень четко на осуждение реагируют. Когда ребенку говорят: «Ты опять?..» – он сразу: « А почему опять ?..» Это момент очень тонкий, потому что если скажешь: «бездельник», то уже все – бездельник. Но ведь это не так, ведь не совсем же бездельник, ведь нужно как-то его поддержать, ведь можно было сказать по-другому: «Ты же можешь это делать, а почему сейчас не делаешь?» Вместо того чтобы говорить: «Ты не делаешь, ты бездельник». То есть когда с любовью ребенку говоришь, то он может потопорщиться, а потом все-таки сделает.

Есть такое замечательное изречение восточное: «Человек прозревает трижды: первый раз – от солнца, упавшего в колыбель; второй раз – от большого горя; третий раз – от большой любви. А некоторые так и умирают полуслепыми». Замечательно сказано. Но, как сказал отец Иоанн (Крестьянкин): «Любовь несовершенна, если она не страдала». Поэтому истинная любовь – она проходит все испытания и преодолевает все трудности. Другое дело, что иногда человек проявляет к другому любовь, а у того закрыто сердце. Но это уже пути Промысла Божьего. В таких случаях нужно молиться и просить, чтобы Господь указал, как поступить. Как сказал митрополит Филарет (Дроздов), «с советом можно идти только в открытую дверь, а в закрытую – стучаться с молитвой». Было в свое время в Дивеевском журнале опубликовано интервью с митрополитом Неофитом из Морфу. Он в нем говорит: «Как Господь сказал: кто больше – возлежащий или служащий? Не возлежащий ли? Ведь служащий ему прислуживает? Ясно, что важнее служащий. Поэтому игумен должен быть в услужении братии, родители – у детей, причем не в смысле потакания их прихотям, а именно в служении, в проявлении жертвенности. Главное – служение. Это показал Иисус Христос своим примером. А если ничего не получается, ничего не действует – тогда молиться: Господи, укажи мне, что с ним делать, как мне с ним быть?» Замечательные слова.

Вообще во всех случаях в отношении любви, да и вообще всех духовных вещей, нужно прежде всего помнить о Боге. Потому что когда мы начинаем о чем-то рассуждать, не надо забывать, что ведь Господь все видит. Отец Сергий Орлов наш мне сказал, когда мы рассуждали о чем-то еще с одним батюшкой: «Ну да, все так, но только про Бога забыли»… То есть смысл здесь в том, что ты видишь – и Господь видит, и если ты хочешь, чтобы все было хорошо, то прежде всего помолись, чтобы Господь указал тебе и помог в том, чтобы твое слово принесло пользу или чтобы твое действие возымело силу. Потому, что сказано: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудятся строители, аще не Господь сохранит град, всуе бодрствует стража…» (см.: Пс. 126, 1) – то есть ничего не построишь и ничего не сохранишь, если Господь не поможет. То есть нужна молитва, нужна непрестанная молитва, непрестанное обращение к Богу, непрестанное взывание к Богу, чтобы стяжать любовь к ближнему и вообще любовь. Нужно, прежде всего, просить помощи Божьей и вразумления. Как митрополит Неофит сказал: «Господи, вразуми меня, как мне поступать с ним, что делать!»

Новая книга протоиерея Андрея Ткачева – о том, как найти себя и через переживание глубины и величия человечности как Божьего дара научиться строить подлинные отношения с ближними. Во все более ускоряющемся темпе жизни, в растущем вале неотложных дел, среди суеты и шума так легко потерять себя, надежду и веру. Когда нам кажется, что все у нас уже есть и пора остановиться на достигнутом, мы незаметно для себя отдаем все больше пространства наших душ разочарованию во всем: в мире, в людях, в жизни, мы начинаем терять свою глубину. Человеку же нужно постоянно расти, преодолевать некие ступени во всех сферах своей жизни, подниматься вверх, чтобы узнавать себя с совершенно неожиданных сторон. Узнав себя, постигнув свою глубину, мы начнем замечать Христа и ближнего. И тогда любое дело, которое мы будем делать, станет для нас ступенькой к Небу.

Из серии: Книги протоиерея Андрея Ткачева

* * *

компанией ЛитРес .

Как научиться любить ближнего

Знаете ли вы, что для того, чтобы научиться любить людей, нужно иногда от них удаляться? Это очень важно для понимания того, как же научиться любви. Находясь постоянно среди людей, научиться их любить очень трудно. Нужно удаляться для упражнений в любви и возвращаться с накопленными силами, чтобы эту силу любви источать и раздавать. При несоблюдении этого режима могут возникнуть очень печальные последствия. Есть много людей, которые бросились в битву и в этой битве сложили свои кости, так и не достигнув того, к чему стремились. Есть такое выражение у святого Исаака Сирина: «Хочешь полюбить брата? Удались от него, и тогда возгорится в тебе любовь к брату, и, увидев лицо его, увидишь лицо Ангела».

Приведу простой пример: вы знаете, как любят друг друга, скажем, теща и зять, или тесть и зять, или свекровь, свекор и невестка, когда живут отдельно. У них хватает ресурсов (и терпения, и любви, и заботы, и внимания друг к другу), когда они приезжают друг к другу – или те к этим, или эти к тем. Стоит же им остаться надолго или навсегда вместе под одной крышей, на одной кухне, с одним санузлом, с одним холодильником и т. д., они быстро исчерпывают запас любви. То есть какое-то время любовь еще присутствует, но вскоре улетучивается. Это только у Бога она не имеет начала и конца, она вечна, как Сам Господь, как Его имя. А у людей она, оказывается, имеет свои границы. Люди – как батарейка, которая, отдав свое тепло, свою энергию, требует подзарядки или выбрасывается вообще за ненадобностью. Так и человек, когда отработал ресурс любви, превращается в озлобленного уставшего человека, и все. И что делать?

А делать надо вот что. Если речь идет о семье, то можно только посоветовать жить отдельно. Это, конечно, технически сложно, потому что жилье дорогое. Жилищный вопрос вообще весьма испортил несколько поколений наших соотечественников. Но нужно понимать, что в отношениях с людьми некая удаленность от них рождает любовь. Иногда удаленность от людей является плодом любви.

Святой Арсений Великий говорил: «Я всех люблю, я всех бегу. Видит Бог – я люблю вас, но не могу быть и с вами, и с Богом одновременно. Но, уйдя от вас, я буду молиться о вас» . Это может быть даже полезнее людям, когда кто-то любит их, переживает, молится о них. Ведь сердечные связи – это не шутка. Не зря ведь болит сердце у кого-то любящего, когда любимый где-нибудь попадает в беду, хоть он об этом и не знает ничего, не получал ни телеграмм, ни писем, ни СМС. А вот сердце имеет свое знание – свою логику, как говорил Паскаль, – которое минует логику ума и нам до конца не понятно.

Так вот, для того чтобы научиться любить, необходимо удаляться от любимых, выстраивать правильные отношения, а потом входить опять-таки в гущу человеческую с накопленными силами, с жаром сердца и с восстановленным духовным здоровьем. Нам часто говорят о том, что христианство удаляется от мира, часто как бы отстраняется от проблем. В этом есть немало горькой правды. Но в том, что христианство не должно быть до конца растворено в мире – иными словами, до конца социализировано, – в этом тоже есть большая правда.

Христианство западного пошиба стремится разменять себя на дела совершенно ощутимые и видимые. И можно при этом забыть о том, что есть еще просто идеальный путь. Это только Бог и ты, и больше никого. А это, собственно, и есть чистое христианство.

Так вот, если мы живем в казарме или в лагерном бараке, то любви там нет, хотя все вместе – братья и сестры. Там невозможно остаться одному, даже отгородив себе простынкой какой-то уголок. Все равно не чувствуешь себя одиноким в этом улье, потому что в нем нет любви.

Святой Арсений Великий говорил: «Я всех люблю, я всех бегу. Видит Бог – я люблю вас, но не могу быть и с вами, и с Богом одновременно. Но, уйдя от вас, я буду молиться о вас».

Человеку нужно выстраивать какие-то отношения. Даже Господь Иисус Христос показывает нам пример того же. Находясь среди людей, постоянно вращаясь среди них, не имея грехов, не имея страстей греховных, то есть внутренних болезней души, подвигающих человека на грех, Он постоянно мучился в силу Своей святости и чистоты. Люди, прикасаясь к Нему, к Его одежде, даже на расстоянии получали исцеления. А Он, будучи Источником исцеления, источая из Себя эту силу, эту благодать, Сам мучился. Так, как мучается здоровый человек, находясь в доме умалишенных слишком долгое время. Пришел на час проведать знакомых, а его попросили остаться на ночь, а потом говорят, чтобы он еще на день остался. Это будет для вас, знаете ли, ой-ой-ой как непросто, потому что здоровые вместе с больными – это наказание. Господь с больными жил на земле, жил среди людей, долго жил, и любовь привела Его на землю. Но Он все равно находил возможность уединяться. Часто мы читаем, что Господь уходил в пустынные места и там молился. Отчего это? Людей не любит, сторонится, убегает? Любит людей! Для людей Он и пришел. Если бы не любил людей, то не пришел бы в мир и не взял бы на Себя нашу плоть и кровь, со всеми ее слабостями и ограниченностью, но Отца любит и в одиночестве нуждается, в творческом одиночестве.

Потому что личность закаляется в общении, а растет в одиночестве. Одиночество и общество – две стороны одной медали, совершенно невозможные друг без друга. Одна другую держит и одна другой помогает. С одной стороны, без общества людей, без разговора, без учения, общения, без сложностей личностных взаимоотношений человек не воспитывается, не вырастает человеком. Он так и будет несмышленышем, реальным «маугли».

Не виртуальным киплинговским Маугли, благородным, способным на любовь и владеющим речью. Нет, он будет реальным «маугли», который воспитывался в джунглях волками или другими животными. Такие случаи были, в той же самой Индии. Дети не разговаривали, бегали на четвереньках. Если потом они попадали к людям и те пытались их очеловечить, дети, будучи совершенно неприспособленными к жизни в обществе, быстро умирали. Они ели с земли, выли на луну, чесали за ухом задней ногой, имели все повадки животных – развитый нюх и абсолютно неразвитый речевой аппарат.

Христианство западного пошиба стремится разменять себя на дела совершенно ощутимые и видимые. И можно при этом забыть о том, что есть еще просто идеальный путь. Это просто Бог и ты, и больше никого. А это, собственно, и есть чистое христианство.

То есть человеку необходимо общество, но человеку нужно и одиночество. Кто не понимает, что человеку нужна тишина, тот вообще не человек, по-моему. Он – какой-то необычный монстр, который хочет убить мою душу. Потому что, даже уезжая куда-то на отдых, ты обретаешь какую-то странную реальность – все собрались отдыхать, а вместе с тем все друг другу бьют по мозгам музыкой, дискотекой, аттракционами, анимацией. Все как будто с ума посходили.

Человеку нужна тишина. Чем больше он живет на свете, тем больше ему нужен звук журчащего ручья. Я не говорю – каждый вечер, но хоть иногда нужно услышать треск горящего костра, стрекот цикад или кузнечиков, шепот листвы. Примерно такие звуки открываются человеку, удалившемуся от людей. На время, конечно же, только на время. Нужны такие звуки человеку, нужна тишина. Поэтому для психологического здоровья необходимо иногда дистанцироваться от общества.

Вы попробуйте недельки две-три новостей не смотреть и газет не читать. К вам, конечно, какие-то обрывки фраз в ухо прилетят, потому что об этом будут говорить, будут шуметь о чем-то: ты знаешь, тот разбился; ты знаешь, этот подал в отставку; ты знаешь, доллар стоит столько-то… Не вникать ни во что, намеренно не вникать! Вы знаете, насколько вы с большим удивлением, с большим чувством новизны вдруг опять посмотрите новости через десять дней, каких-то ничтожных десять дней!

С каким удивлением смотрят на футбольно-болеющую толпу люди, совершенно ничего не понимающие в футболе! Для них это просто беснующиеся… лодыри. Человеку, который вообще ничего в этом не понимает, кажется странным, что это занятие вызывает такой эмоциональный шквал. Где-то так оно на самом деле и есть. Вообще немножко странно жить в мире, где футбол занимает такое важное место в сознании людей.

Личность закаляется в общении, а растет в одиночестве. Одиночество и общество – две стороны одной медали, совершенно невозможные друг без друга.

Жизнь в толпе рождает опасную болезнь – недоразвитость личности. Человека можно сравнить с яйцом. Он должен быть рожден курицей, как яйцо, а потом высижен курицей, как яйцо. А если его не высидеть, не дать ему тепла, тишины и времени, то он так «яйцом» и останется. Он не будет цыпленком, он будет яичницей. Это человек, который не уединяется от людей, не размышляет в одиночестве, ничего не читает, ни о чем не задумывается.

Я уже не говорю о христианстве. Христианство вообще не мыслит себя без подвижничества. Христианство зажигало самые яркие светочи именно благодаря подвижничеству. Ушел человек от всех, а потом, побыв наедине с Богом пять-десять лет, пришел ко всем, но пришел не просто зачем-то, а раздавать то, что он накопил. Это правильная схема христианской святости.

Если хочешь полюбить ближних – удались от них хоть ненадолго. Начни молиться Богу немножко о себе и о них, и потом возгорится в душе твоей любовь к ближнему и, увидев его, ты обрадуешься, как будто увидел лицо Ангела.

Мы с вами просто нуждаемся в духовном здоровье. А для того чтобы быть духовно здоровым, нужно перестать друг друга заражать своими страстями и дурными мыслями. Для этого нужно хоть немножко уединяться или с природой, или с книгой, а еще лучше с Евангелием или молитвенником. Так что, если хочешь полюбить ближних – удались от них хоть ненадолго. Начни молиться Богу немножко о себе и о них, и потом возгорится в душе твоей любовь к ближнему и, увидев его, ты обрадуешься, как будто увидел лицо Ангела. Это говорил Исаак Сирин, и сей святой отец абсолютно прав, как и во всем остальном, что вышло из-под его пера.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ступени к Небу. Как научиться любить людей (Андрей Ткачев, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром -

Вопрос, который мы задали протоиерею Владимиру Шутову, настоятелю Храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново, на первый взгляд прост, однако каждый христианин знает, насколько сложно на него ответить. Действительно: как? Заставить себя? Ждать, когда любовь к ближним придёт сама собой? Да и кого считать ближним?

Как решить сложную математическую задачу? - нужно разбить её на несколько простых действий. Этот метод работает не только в математике, попробуем им воспользоваться. Допустим, человек решает полюбить ближних, но не знает, как это осуществить. Одна из первых задач - понять, что такое любовь. Как он её для себя определяет? Это чувство, страсть, увлечение? Что-то частное или же абстрактное?

Второй вопрос: кто они - мои ближние? Нужно выяснить, кого вы хотите полюбить. И третий вопрос: зачем? Зачем любить ближних? Может, вам и так хорошо? Живёте сытые, довольные, обутые-одетые. Как в «Песне о соколе» Горького: зачем мне небо? Ответы на эти вопросы могут максимально приблизить нас к главному делу нашей жизни.

А нужно ли любить вообще?

Начну с последнего. Зачем нужно любить ближних? Ответы могут быть разными. Например, человек хочет прожить на земле безбедно и бесконфликтно. Если он думает: «Я буду любить ближних, тогда и они будут любить меня, и поэтому у меня не будет ни ссор, ни обид, и разочарований», - то ошибается. Господь говорит: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Он предупреждает, что если человек будет любить только любящих его, которые отвечают ему взаимностью, то никакой пользы в этом не будет.

Я бы на вопрос «зачем любить ближних?» ответил так: это надо, чтобы соединиться с Тем, Кто любит тебя больше всех. Ведь даже в земной любви между мужчиной и женщиной, юношей и девушкой люди часто идут на жертву для того, чтобы быть вместе. Тем более, если желаешь соединиться с Богом, нужно быть готовым жертвовать. Он возлюбил нас задолго до того, как мы задумались о том, как полюбить Его.

В стремлении полюбить ближнего цель должна быть самой высокой. Я хочу быть со Христом, а Он любит меня больше всех на свете. Свою любовь ко мне Он действенно показал, когда покинул Отчий дом, Свой огнезрачный Престол, и, приняв образ раба, пришёл на землю, чтобы спасти лично меня. Чтобы всегда быть с Ним, мне нужно обладать определённым качеством, по которому Он узнает, что я - Его человек. Это качество - любовь.

Кого любить?

Второй вопрос: кто такой ближний? Ближние - это все те, кого Христос называет Своими младшими братьями, то есть - весь мир. Причём, возможно, не только человеческий, но и животный. Когда дома живёт большой, жирный и ленивый кот - это одно. А приютить маленького, больного, худого, замёрзшего котёнка, которого выбросили, - это другое. Любовь должна быть ко всему живому. Но прежде всего - к человеку как образу и подобию Божию.

Эгоистичной любви не бывает. Нельзя полюбить только ради каких-то земных целей. На третий вопрос - «что такое любовь?» - можно ответить: это жертва. Ты уступаешь своё место под солнцем другому человеку, даже чужому тебе - то есть он не родственник, не друг, не знакомый, - значит, у тебя есть любовь. Любовь жертвенна. Её свойства описаны апостолом Павлом: она долготерпит, милосердствует, не раздражается, не ищет своего - и так далее.

Как полюбить всех этих людей?

А теперь обратимся к практическим советам. Могут спросить: всё понятно, но как это сделать? Даже согласившись с высокой целью любви, её жертвенным смыслом - как быть с морем людей, которые называются ближними? Как полюбить их всех? Это делается усилием воли. Каждодневным изнурительным трудом. Распятием самого себя, как в Священном Писании сказано. Апостол Павел говорит: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Нужно убрать из жизни страсти и похоть, оставить только жертвенное служение ближним, желание каждому помочь и умение отойти в сторону, дав лучшее место другому человеку.

Но и здесь снова встаёт вопрос: как это сделать? Каким должен быть первый шаг? Второй? Думаю, тот, кто задаёт эти вопросы, уже делает свои первые шаги. Нужно пристально за собой наблюдать. Случилась неприятная ситуация - тебе сердце подскажет, сказать грубое слово или промолчать. Зачем молчать? - чтобы проявить любовь. Зачем проявлять? - чтобы доказать Господу свою профпригодность. Он говорит, что если имеешь любовь, значит, ты - Его человек. Поэтому так важен первый шаг в преодолении самого себя. Нужно сделать поступок жертвенной любви. Когда ты его сделаешь, то ощутишь, что это та пища, которая крайне необходима.

Что такое Евхаристия, когда мы принимаем Тело и Кровь Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа? Это жертва Его любви к нам, наши истинные пища и питие. Мы тоже должны приносить свою жертву. Когда принесём, почувствуем радость, вдохновение, жажду жизни. Нам захочется повторять это снова и снова. Всё внешнее - что о нас скажут, как подумают - не имеет значения, потому что мы знаем, как это хорошо.

Мне вспоминается книга Генрика Сенкевича «Камо грядеши», где рассказывается о римском патриции, воспитанном в пренебрежении к окружающим его людям и столкнувшимся с христианством. Однажды он приходит к себе домой ночью и видит, что его слуги устроили шумный пир. Они ели и пили то, что им не было позволено. В другое время этот человек жестоко наказал бы их или предал казни. Но в тот день он их прощает. Никогда в жизни не доводилось ему чувствовать то, что наполнило его душу после этого поступка. В итоге он говорит, что хочет ещё раз это повторить, пережить вновь эту радость.

Сделать первый шаг

Нужно сделать первый шаг, какое-то доброе дело. Постараться принести в жертву ближнему своё «я». Начать практику доброделания. Необходимы действия: примириться, чем-то поступиться. В прошлый раз мы разговаривали о несогласии родителей в вопросе воспитания ребёнка. Часто оно приводит к крушению семьи. Человек доказывает свою правоту и не понимает, как можно отступиться, если он - прав. Ведь справедливей будет принять то, что он предлагает! Возможно, это так. Но выше справедливости - закон любви.

Нужно определиться, чего вы хотите: доказать свою правоту - или сохранить семью? Что важнее? Если второе - то нужно смириться и сказать: я неправ. Как в известной притче о суде Соломона, когда мать была согласна отдать ребёнка, чтобы сохранить ему жизнь. Так и мы: жертвуем своим эгоизмом, чтобы сохранить семью.

После того как мы начали делать добрые дела, идёт второй шаг: следуем словам святого Игнатия Брянчанинова. «И слепому, и прокажённому, и повреждённому рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

Подавляющее большинство судит о любви по объектам. «Они плохие, потому что меня не любят». Ну и что, если так? Ты поставь вопрос иначе: а я их люблю? Вопрос ведь не в том, кто кого любит, а в том, есть ли у вас любовь. Если считаете, что есть, то нужно её проявить. Как? - опустить лакмусовую бумажечку, на которой написаны слова апостола Павла: «Любовь… не раздражается» (1 Кор. 13:4). И всё будет понятно. Если я прихожу домой, и ко мне подходит ребёнок с просьбой: «Папа, помоги!», - а я, раздражаясь, начинаю ему полчаса рассказывать, как устал и сколько добрых дел сделал, то какая цена всему этому добру?

Не хватает - попросите

Не хватает любви - попросите у Бога. Она - дар Божий. Её можно у Него выпросить. Однако для того, чтобы Он нам её дал, нужно показать: мы просим её для добра, а не для удовлетворения своих потребностей. Поэтому нужно просить и просить, хотя бы чуть-чуть, - чтобы не раздражаться на самых родных и близких. И Господь даст, потому что очень-очень нас любит и хочет, чтобы любовь царила между нами.

Как доказать Богу, что этот дар действительно нам нужен, и мы не потопчем его ногами, как свиньи бисер, но употребим на помощь ближнему? Просить прощения у тех, кто причиняет нам обиду. По примеру маленького мальчика Варфоломея. Друзья старшего брата обижали его, а он говорил им: «Простите! Я, наверное, делаю то, что вас задевает. Не знаю, что, но прошу у вас прощения». Он, человек, который даже читать не мог нормально, получил дар великой любви к людям, и мы знаем его как преподобного Сергия Радонежского, несколько веков поклоняемся ему и просим заступничества.

Чтобы полюбить ближних, нужны живые примеры такой любви, практика деятельного добра и непрестанные молитвы. Плюс - надо постоянно напоминать себе, для чего мы встали на этот путь.

Записала Екатерина Щербакова

Этика Апресян Рубен Грантович

Как полюбить ближнего своего?

Как полюбить ближнего своего?

Милосердие предполагает некую способность, усилие воли, дар души. Оно осуществляется в дарении, т. е. в отдавании. Именно потому, что милосердие есть преодоление - себя как самости, своего стремления к покою и себя как обладателя благ, своего стремления к сбережению, своей жадности, - милосердие непросто, оно представляет собой трудную личную задачу.

Атеистически настроенный человек может выставить аргумент, что милосердие, традиционно освященное Божеской заповедью, невозможно при убеждении, что Бога нет. В продолжение этого тезиса он может добавить, что и для верующего человека милосердная любовь, как правило, неискренна, поскольку это - не любовь вовсе, а наложенная на себя в порядке самоотречения обязанность. Подобного рода аргументы высказываются и развиваются, например, Иваном Карамазовым и некоторыми другими персонажами романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» - романа, в котором в наибольшей степени отразилась та особенность творчества великого русского писателя, на которую обратил внимание Н.А. Бердяев. Творчество Достоевского представляет собой трагическое движение идей, его герои поглощены какой-нибудь идеей, и все разговоры в его романах представляют диалектику идей. Одна из ведущих идей «Братьев Карамазовых» - деятельная любовь, милосердие.

В своем глубоком убеждении в невозможности милосердной любви Иван признается неоднократно. В разговоре с братом Алешей в трактире он восклицает:

«Я тебе должен сделать одно признание: я никогда не мог понять, как можно любить своих ближних. Именно ближних-то, по-моему, и невозможно любить, а разве лишь дальних. Я читал вот как-то и где-то про «Иоанна Милостивого» (одного святого), что он, когда к нему пришел голодный и обмерзший прохожий и попросил согреть его, лег с ним вместе в постель, обнял его и начал дышать ему в гноящийся и зловонный от какой-то ужасной болезни рот его. Я убежден, что это он сделал с надрывом лжи, из-за заказанной долгом любви, из-за натащенной на себя эпитимии. Чтобы полюбить человека, надо, чтобы тот спрятался, а чуть лишь покажет лицо свое - пропала любовь».

Но и верующий человек может испытывать серьезные затруднения в любви - из-за ощущения недостатка веры, как, например, г-жа Хохлакова в том же романе. Старец Зосима дает совет, который значим как для верующего, так и для неверующего. Милосердие - деятельно. И поэтому для того, чтобы начать быть милосердным, не надо ожидать каких-то особенных внутренних состояний. Достаточно начать делать то, что можешь. Так что возможность милосердной любви - не в воззрениях, не в вере, не во внутреннем настрое, а в практическом действии, и без надежды на скорый успех; поскольку деятельная любовь требует, по словам Достоевского, «работы и выдержки», а то и «целой науки».

Если для Ивана нужна была вера, чтобы начать милосердствовать, то старец Зосима предлагает начать с обратного: «Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уж несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу. Это испытано, это точно» (II, IV).

Характерно, что о том же говорил И. Кант: «Когда говорят: полюби своего ближнего, как самого себя, то это не значит, что ты должен непосредственно (сначала) любить и посредством этой любви (потом) сделать ему добро, а наоборот - делай своим ближним добро, и это благодеяние пробудит в тебе человеколюбие (как навык склонности к благодеянию вообще)».

Однако совет начинать с добродеяния хорош при условии, что само доброе дело совершается ради тех, в отношении кого оно предпринимается. В нравственной практике нередки случаи, когда добро делается не «по идеалу» и не ради другого человека, а из эгоизма: из стремления заслужить уважение, понравиться, развлечься, получить поддержку, установить связи и т. д. Таково мнимое благодеяние.

Из книги Знаки на пути от Нисаргадатты Махараджа автора Балсекар Рамеш Садашива

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Миллмэн Дэн

Хозяева своего тела Каждый из нас сам отвечает за собственное тело. Мы появляемся на свет с определенными врожденными склонностями тела - все остальное мы создаем сами. Бог наделил нас лицом; выражение на него накладываем мы

Из книги Боги, Герои, Мужчины. Архетипы мужественности автора Бедненко Галина Борисовна

ПРИНЯТИЕ СВОЕГО ЖРЕБИЯ После отбытия наказания у Лаомедонта бог Посейдон не особенно изменился (в отличие от Аполлона, который стал проповедовать культ гармонии и порядка). Смертный мужчина, конечно, позволить себе такого не может. Ему придется принять ситуацию такой,

Из книги Комментарии к жизни. Книга первая автора Джидду Кришнамурти

«Как мне полюбить?» Мы были высоко на склоне горы, любуюсь долиной, а большой ручей казался на солнце серебряной лентой. Местами солнце проникало через толстую листву, и стоял аромат множества цветов. Это было восхитительное утро, и на земле все еще была тяжелая роса.

Из книги О пользе и вреде истории для жизни (сборник) автора Ницше Фридрих Вильгельм

Из книги Откройся Источнику автора Хардинг Дуглас

3 ВИДЕНИЕ СВОЕГО ИСТИННОГО (ИЗНАЧАЛЬНОГО) ЛИЦА Человеческие существа противостоят миру, сопротивляются ему, оказываются в конфронтации лицом к лицу с другими подобными себе. Так они разговаривают, выглядят, такие они есть.Ты тоже взаимодействуешь с людьми таким образом?

Из книги О насилии автора Жижек Славой

Глава 2. Moderato - Adagio: бойся ближнего своего как самого себя! Политика страха Преобладающей сегодня формой политики является постполитическая биополитика - впечатляющий пример теоретического жаргона, расшифровать который, однако, не составляет большого труда:

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Из книги ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ автора Ясперс Карл Теодор

2. Сопротивление своего-существования (Eigendasein). -В страхе скрыта мощь своего-существования; как невнятное для себя самого, самовластное желание так-бытия без основы и без коммуникации это свое-существование есть в каждом особенном существовании то, что я витально присвоил

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

Глава 7 Цивилизации Ближнего Востока Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе… И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

Научные и технические знания Ближнего Востока Большого развития в Междуречье достигло определяемая астрологическими целями изучение звезд. «Значительные успехи их в астрономии объясняются тем обстоятельством, что разливы Евфрата и Тигра отличались своими особенными

Из книги Мораль XXI века автора Салас Соммэр Дарио

23. «Возлюби ближнего своего» Возлюби ближнего своего, как самого себя. Ваикра 19:18 Странно, что большинство христиан и даже многие евреи считают, что первым этот принцип провозгласил Иисус (Матфей 22:39), хотя на самом деле он просто процитировал Тору.Хотя это просто одна из

Из книги НАУКА О ЛЮБВИ автора Салас Соммэр Дарио

Реакция на боль ближнего Ученики Рабби Зейры спросили его: «Из-за чего ты достиг такой счастливой старости?» (В ответ Рабби Зейра перечисляет несколько вещей, самой замечательной из которых является): «Я никогда не радовался падению ближнего моего». Вавилонский Талмуд,

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

Нарушение своего слова Мы уже так привыкли не держать свое слово, что не представляем, насколько это вредно. Клетки тела реагируют на наши эмоции, слова и мысли и в известной мере следуют приказам «я». Поскольку «я» состоит не только из сознательной, но и бессознательной

Из книги автора

8. Не идеализируйте своего партнера Мы уже говорили о серьезных опасностях, которые поджидают того, кто несознательно проецирует собственные фантазии на своего избранника. Такой человек возлагает все свои иллюзии и несбывшиеся надежды на любимого, таким образом обрекая

Из книги автора

§ 4. Доминанты духовности и систематизирующие идеи правовой культуры ближнего Востока Доминантами духовности культуры ближнего Востока являются религиозность и рациональность. ? Религиозность Арабского Востока воплощена в мусульманстве, которое включает элементы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.