Что значит яблоко раздора в наше время. Что означает выражение "яблоко раздора"

23.03.2016

Довольно часто в произведениях отечественной и зарубежной литературы мелькает крылатое выражение «яблоко раздора». Также ее употребляют в разговоре достаточно интеллигентные люди для описания причин разгоревшегося спора. Практически все понимают смысл фразеологизма «яблоко раздора», но мало кто знаком с интереснейшей историей его происхождения.

Появление в русском языке выражения «яблоко раздора» тесно связано с древнегреческой мифологией. Среди могущественных богов Олимпа одно из важных мест занимала богиня раздора Эрида. Ее не пригласили на свадебное торжество Пелея и Фетиды, ставших затем родителями прославленного героя Ахиллеса. Разумеется, такой поступок Эрида не могла оставить безнаказанным.

Обида побудила богиню подбросить на праздничный стол золотое яблоко, на котором была написана простая и, казалось бы, безобидная фраза: «Прекраснейшей». Немедленно разгорелся страстный спор между девами-Богами - Герой, Афиной и Афродитой. Каждая из них полагала, что именно она заслуживает называться прекраснейшей. Спор из-за яблока мог бы длиться вечно, но все прекрасно понимали, что рано или поздно нужно остановить это действо.

Чтобы решить, кому принадлежит право зваться прекраснейшей, богини выбрали судью, которым стал юный Парис - сын троянского царя. Гера и Афина обещали щедро одарить юношу, если он сделает свой выбор в пользу одной из них, однако Парис решил вручить яблоко Афродите. Богиня любви за это позже оказала Парису помощь в похищении прекрасной Елены, являвшейся женой греческого царя Менелая. Конечно же, греки не смогли простить подобную обиду и объявили войну Трои.

Интересно, что в 1633 году фламандским живописцем Якобом Йордансом на основе этого сюжета была написана картина, которая так и называется - «Золотое яблоко раздора». Также стоит отметить, что впервые данный фразеологизм был употреблен еще во II веке н. э. историком Юстином. Выражение оказалась настолько красочным, что очень быстро набрало свою популярность. Многие классики в своих произведениях употребляют фразеологизм «яблоко раздора», выделяя тем самым причины того или иного конфликта.

Помимо знакомой и часто встречающейся словесной конструкции «яблоко раздора», выражение встречается и в других формах - «яблоко Эриды» или «яблоко Париса». Данный фразеологизм прекрасно подходит для обозначения предмета вражды или объяснения причин возникновения спора. Подобные «яблоки раздора» могут быть брошены между несколькими людьми. Главная опасность таких предметов заключается в том, что по своей сути они незначительны, но их появление приводит к непредсказуемым и разрушительным последствиям.

Многие из нас слышали и употребляли выражение «яблоко раздора». Значение фразеологизма большинству понятно. А вот его происхождение известно далеко не всем. История эта интересная, и о ней стоит узнать подробнее.

Из древнегреческой мифологии до наших дней дошло много емких, образных выражений, которые активно употребляются и в современной речи. Например, «кануть в Лету», «рог изобилия», «Ахиллесова пята». Кстати, отважный герой Ахиллес косвенно причастен и к этому мифу.

Родителями Ахилла были морская нимфа Фетида и царь области Фтии Пелей. Их свадьба стала пышным торжеством, на котором пировали могущественные обитатели Олимпа. Но одну влиятельную гостью забыли пригласить. Ею оказалась богиня раздора Эрида.

Оскорбленная небожительница решила отомстить. Эрида незаметно проникла на празднество и подкинула в толпу гостей золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Между приглашёнными богинями начался настоящий переполох. Каждая считала именно себя самой достойной. Особенно претендовали на титул три красавицы - жена верховного бога Зевса властная Гера, мудрая воительница Афина и вечно юная Афродита.

Гера обещала Парису дать силу и власть, а Афина - славу побед

Кому-то нужно было рассудить этот спор. Могущественный Зевс самоустранился, и отдуваться пришлось юноше Парису (сыну царя Трои Приама).

Богини принялись искушать Париса предложением всяческих благ, но тот соблазнился обещанием Афродиты похитить и отдать ему в жены красивейшую из земных женщин Елену.

Именно богиню красоты и любви Парис назвал победительницей спора. Так признанная «прекраснейшей» Афродита спровоцировала Троянскую войну. Елена была женой царя Спарты Менелая. Оскорбленные спартанцы пошли на Трою войной…

О значении фразеологизма «яблоко раздора»

Такую историю донесли до наших дней греческие мифы. Выражение стало фразеологизмом, который означает причину вражды, ссоры, конфликта.


Сегодня выражение можно применить к кспору любого характера

Даже не слишком значительное событие может привести к поистине непредвиденным, очень серьезным и разрушительным последствиям.

Этот смысл выражение приобрело уже давно. Еще во II веке нашей эры римский историк Юстин применил фразеологизм в том значении, в котором мы знаем его сегодня. Фраза оказалась меткой, красочной и емкой и быстро приобрела популярность. Сегодня выражение употребляется не только в разговорной речи, но и в литературных произведениях.

Когда принято применять в современном мире

Если фраза удачная, то ее смысл с годами не теряется. Как и в те далекие времена, выражение означает причину спора, конфликтной ситуации:

  1. Например, предпосылкой конфликта между хозяевами дачных участков стал не урегулированный законодательно спор о меже земельных наделов. Причина спора - граница, разделяющая владения.
  2. Или такая ситуация: мама настаивает на том, чтобы сын обязательно получил высшее образование. А отец уверен, что лучше обучиться востребованной мужской профессии. Хороший автослесарь всегда в почете, приличный заработок гарантирован. И никакие университеты для этого не нужны. Причина раздора в семье - будущее ребёнка.

Аналоги выражения

Выражение «яблоко раздора» знакомо и понятно многим. Чаще всего именно так называют причину распрей и ссор. Гораздо реже употребляются идиомы «яблоко Париса», «яблоко Эриды». Иногда встречается фраза «бросить яблоко раздора между людьми». Но смысл фразеологизма от этого не меняется. Любой, даже пустяковый повод может спровоцировать крупный конфликт.

Главное, чтобы причина спора не стала той искрой, из которой возгорится пламя никому не нужной вражды. Каждому участнику ссоры не помешает умение владеть собой и контролировать ситуацию. И тогда не страшны никакие «яблоки раздора».

Окт 25

Что означает выражение «яблоко раздора»

Значение и происхождение фразеологизма "яблоко раздора"

Под значение этого фразеологизма «яблоко раздора» подразумевают обстоятельства, действия или просто неудачно сказанные слова, из-за которых друзья становятся врагами, соседи недоброжелателями, а государства из добрых партнеров превращаются в непримиримых противников. Самое интересное, что часто предмет этих разногласий ничтожно мал, а последствия, как правило, разрушительны и непредсказуемы.

И как показывает история таких «яблок» было немало за все время существования человечества. Легенда же о «яблоке раздора» является одной из самых интересных и поучительных в древнегреческой мифологии.

Пелей и Фетида.

А началось все с того, что Прометей (бог, защитник людей от произвола богов) предупредил Зевса (бог-громовержец, повелевающий всем миром), что от его брака с Фетидой (морская нимфа) родится сын, который станет могущественнее Зевса и свергнет его. Зевс не стал жениться на Фетиде,а на место жениха посоветовал выбрать Пелея (сын царя Эака). Ведь по пророчеству этот брак способствует рождению легендарного героя Ахиллеса. Боги согласились с доводами Прометея и одобрили этот союз, но при условии, что Пелей победит Фетиду в поединке.

Сообщить Пелею о воле богов поручили богу огня и покровителю кузнечного ремесла Гефесту. Узнав свою судьбу, Пелей прокрался в грот, где любила отдыхать Фетида, укрылся и стал ожидать появление своей будущей жены. И когда Фетида вошла в грот из морской пучины, Пелей схватил ее своими могучими руками. Пытаясь вырваться из цепких объятий, Фетида превращалась то в змею, то в львицу, то в воду. Но Пелей удержал Фетиду, тем самым победив ее. Теперь они должны были пожениться.

Свадьбу решили отпраздновать в пещере кентавра Хирона. Под руководством покровителя искусств Аполлона звучала кифара, пели музы, прославляя Пелея, Фетиду и их будущего сына. Хариты (богини веселья и радости) и оры (богини времен года) водили хороводы. И подарки были на загляденье. Бог морей Посейдон подарил коней, Хирон - копье, остальные боги - разные доспехи. Короче, как сейчас говорится, зажигали боги.

Лишь одной богини раздора Эриды не было на празднике. Зная ее скверный характер, ее на свадьбу не пригласили. Затаив обиду, коварная Эрида решила отомстить. Невидимая веселящимся, подбросила она на стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей».

Разгорелся жуткий спор между Герой (богиня брака), Афиной (богиня войны и мудрости) и Афродитой (богиня красоты и любви). Кому же должно достаться яблоко? Но отступать никто не хотел. За разрешением этого спора решили обратиться к Зевсу. Но он пошел на хитрость. Ведь Афина была его дочерью, Гера являлась его женой, а Афродита вообще богиня красоты. Так, чтобы никого обидеть, Зевс поручил Гермесу (бог торговли и красноречия) передать это злосчастное яблоко пастуху Парису, который и должен был сделать выбор в отношении самой «прекраснейшей».

Парис.

На самом деле Парис был сыном царя Трои Приама. Просто, еще накануне рождения Париса его матери Гекубе приснился страшный сон. В нем вместо сына у Гекубы родился горящий факел, и этот факел послужил сожжению всей Трои. Рассказала об этом сне Гекуба своему мужу Приаму, который обратился за разъяснениями к прорицателю. Тот предсказал, что рожденный его женой ребенок станет виновником разрушения всей Трои. Напуганные таким предсказанием родители велели пастуху Агелаю отнести новорожденного ребенка на гору Иду и бросить его на произвол судьбы.

Но судьба была благосклонна к Парису. Его нашла и выкормила медведица. Через несколько дней Агелай, решив проверить, что произошло с малышом, наткнулся на него. Пораженный, что брошенный малыш еще жив, Агелай взял его к себе домой и воспитал как своего сына. Назвал пастух малыша Парисом. Вот и вырос царский сын в семье пастуха. Среди своих сверстников Парис выделялся ловкостью, силой и красотой. Спасая стада от диких зверей, а своих товарищей от разбойников, прослыл храбрецом и заслужил уважение. Спокойно и счастливо жил Парис, не подозревая о своей судьбе.


Суд Париса.

Но вернемся к легенде о «яблоке раздора». Итак, представ перед Парисом и отдав ему яблоко, Гермес поведал волю богов, изложил, так сказать, суть проблемы. Смущенный Парис стоял в нерешительности, разглядывая представших перед ним прекрасных богинь (прям как на конкурсе красоты) и не решаясь отдать кому-либо предпочтение. Тогда богини стали убеждать Париса отдать яблоко именно ей, обещая разные награды. Афина предложила победы и военную славу, Гера - господство над Азией, а Афродита - любовь самой прекраснейшей из смертных женщин. Парис выбрал последнее, отдав яблоко Афродите.

С тех пор Афродита всячески помогала Парису во всех его начинаниях. А Гера с Афиной, возненавидев Париса, да и всех троянцев, поклялись стереть Трою с лица земли.

И, надо признать, все выполнили свои обещания. Афродита действительно помогла Парису украсть прекрасную Елену - жену легендарного героя Менелая. Это послужило поводом для начала войны между Троей и Спартой. А Гера с Афиной всячески помогали спартанцам, мстя троянцам за «суд Париса», и добились своего - Троя была разрушена и сожжена.

Вот так безобидный предмет послужил причиной непримиримой вражде и большой войне.

«Яблоко раздора» в искусстве.

Впервые это выражение «яблоко раздора» попадается в одном из трудов римского историка Марка Юниана Юстина, жившего во втором веке, в значении предмета вражды и спора.

В 1633 году фламандским художником Якобом Йордансом (19 мая 1593 г. - 18 октября 1678 г.) написана картина «Золотое яблоко раздора», ныне находящаяся в музее Прадо города Мадрида.

В национальном музее Каподимонте города Неаполя находится фарфоровая скульптура 18-го века работы Филиппо Тальолини, на которой Парис отдает «яблоко раздора» Афродите.


Значение выражения

Яблоко раздора – впервые это выражение употребил римский историк Юстин (II в. н. э.). Основано оно на греческом мифе. Богиня раздора Эрида покатила между гостями на свадебном пире золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». В числе гостей были богини Гера, Афина и Афродита, которые заспорили о том, кому из них получить яблоко. Спор их разрешил Парис, сын троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В благодарность Афродита помогла Парису похитить Елену, жену

спартанского царя Менелая, из-за чего произошла Троянская война. Выражение это употребляется в значении: предмет, причина спора, вражды.

Ящик Пандоры – выражение возникло из поэмы греческого поэта Гесиода «Труды и дни», в которой рассказывается, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь; за это разгневанный Зевс прислал на землю красивую женщину – Пандору; она получила от Зевса Ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Подстрекаемая любопытством, Пандора открыла ларец и рассыпала все несчастья. Выражение имеет значение: источник несчастий, великих бедствий.

«уши Мидаса» - глупость, невежество, которые невозможно скрыть;

Мидасов суд – восходит к мифу о царе Мидасе, ставшему судьей в музыкальном состязании Аполлона и Пана. «Суд Мидаса» – неправедный суд невежды.

Рог изобилия – в греческой мифологии – рог козы Амалтеи, кормилицы Зевса, способный дать своему владельцу всё, чего бы он ни пожелал. Источник неисчерпаемого обилия чего-либо.

Гомерический смех – происходит от имени Гомера, описавшего смех богов на Олимпе в поэме «Илиада». Неудержимый, громовой хохот.

Танталовы муки – в греческой мифологии Тантал, царь Фригии (называемый также царем Лидии), был любимцем богов, которые часто приглашали его на свои пиршества. Но, возгордившись своим положением, он оскорбил богов, за что и был жестоко наказан. По Гомеру («Одиссея»), наказание его состояло в том, что, низвергнутый в Тартар (Ад), он вечно испытывает нестерпимые муки жажды и голода; он стоит по горло в воде, но вода отступает от него, как только он наклонит голову, чтобы напиться; над ним нависли ветви с роскошными плодами, но, как только он

протягивает к ним руки, ветви отклоняются. Отсюда и возникло выражение «муки Тантала», имеющее значение: нестерпимые муки вследствие невозможности достигнуть желанной цели, несмотря на ее близость.

Авгиевы конюшни – в греческой мифологии огромные и сильно загрязненные конюшни царя Элиды Авгия, очищенные от нечистот в один день Гераклом, направившим в них воды реки (один из его 12 подвигов). В переносном смыслекрайний беспорядок, запущенность .

Троянский конь – по греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою. Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в Трою. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в город остальное войско. Выражение «троянский конь» является нарицательным и употребляется в значении – дар врагу с целью его погубить

Кануть в Лету – в древнегреческой мифологии Лета – источник и одна из рек в подземном царстве Аида, река «забвения». По прибытии в подземное царство умершие пили из этой реки и получали забвение всего прошедшего; наоборот, те, которые появлялись обратно на землю, должны были ещё раз напиться воды из подземной реки. Фразеологизм имеет значение: исчезновение навсегда, предание забвению . Как правило, выражение употребляется в отношении некоторой информации, фактов, воспоминаний, легенд и т. п., реже, в переносном смысле – в отношении предметов и вещей, которые были утеряны.

Сизифов труд – Выражение возникло из греческой мифологии. Коринфский царь Сизиф за оскорбление богов был присужден Зевсом к вечной муке в Аиде: он должен был вкатывать на гору огромный камень, который, достигнув вершины, опять скатывался вниз. Впервые выражение «сизифов труд» встречается в элегии римского поэта Пропорция (1 в. до н. э.). Выражение употребляется в значении: тяжелая, бесконечная и бесплодная работа.

Бочка Данаид – в греческой мифологии Данаиды – пятьдесят дочерей царя Ливии Даная, с которым враждовал его брат Египет, царь Египта. Пятьдесят сыновей Египта, преследуя Даная, бежавшего из Ливии в Арголиду, вынудили беглеца отдать им в жены его пятьдесят дочерей. В первую же брачную ночь Данаиды, по требованию отца, убили своих мужей. Только одна из них решилась ослушаться отца. За совершенное преступление сорок девять Данаид были после своей смерти присуждены богами вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве Аида. Отсюда возникло выражение «бочка Данаид», употребляемое в значении: постоянный бесплодный труд, а также вместилище, которое никогда не может быть наполнено.

Прокрустово ложе – выражение из античной мифологии. Прокруст Полипомен, сын Нептуна, разбойник и истязатель, ловил прохожих и клал их на свое ложе. Тем, у кого ноги были длиннее ложа, он обрубал их, а тем, у кого они были короче, – вытягивал, подвешивая к ногам тяжести. Значение: мерка, под которую стремятся насильственно подогнать, приспособить то, что не подходит под нее.

Гордиев узел – согласно древнегреческой легенде – запутанный узел, которым фригийский царь Гордий привязал ярмо к дышлу телеги. Предсказание оракула гласило, что развязавший узел получит господство над миром. По преданию, Александр Македонский в 334 до н. э. в ответ на предложение распутать узел разрубил его мечом (отсюда «разрубить гордиев узел» – принять быстрое и смелое решение запутанного и сложного вопроса ).

Дамоклов меч – по греческому преданию, сиракузский тиран Дионисий I (конец V в. до н.э.) предложил на один день престол фавориту Дамоклу, считавшему Дионисия счастливейшим из смертных. В разгар веселья на пиру Дамокл внезапно увидел над своей головой обнажённый меч, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия. Переносное значение – нависшая над кем-либо постоянно угрожающая опасность при видимом благополучии.

Нить Ариадны – по древнегреческой мифологии Ариадна – дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Согласно легенде грозный Минотавр требовал ежегодно дань из семи юношей и семи девушек. Герой Тесей решил убить Минотавра. Он отправился к нему, а Ариадна дала ему клубок ниток и посоветовала ему распутывать этот клубок по мере его продвижения вперед, в лабиринте, где обитал Минотавр. Тесею удалось убить Минотавра, а вышел из лабиринта он только благодаря нити Ариадны. Распутанная нить быстро привела его к выходу. Значение: путеводная нить, способ выйти из запутанного положения.

Эпигоны - сыновья диадохов - полководцев Александра Македонского; эпигоны в 3 в. до н.э. боролись между собой за передел распавшейся монархии Александра. Переносное значение термина эпигоны - ничтожные последователи, отсюда - понятие эпигонство.

Геркулесовы столпы – Геркулес (Геракл) – герой греческих мифов, одаренный необыкновенной физической силой; он совершил двенадцать подвигов – убил чудовищную Лернейскую гидру, очистил конюшни Авгия и проч. На противоположных берегах Европы и Африки у Гибралтарского пролива он поставил «Геркулесовы столпы (столбы)». Так в древнем мире называли скалы Гибралтарскую и Джебель-Муса. Столпы эти считались «краем мира», дальше которого нет пути. Поэтому выражение «дойти до Геркулесовых столбов» стало употребляться в значении: дойти до предела чего-либо, до крайней точки.

титаническая борьба -очень сильная,напряженная борьба,Борьба могучих мифологических героев. Борьба в которую вложено очень много физических сил.

олимпийское спокойствие -эпическое спокойствие, сдержанность, флегматизм, выдержанность, невозмутимость, бесстрастие, умение владеть собой, флегма, присутствие духа, выдержка, спокойствие, флегматичность, бесстрастность, самообладание, хладнокровие

Работа Пенелопы Выражение возникло из "Одиссеи" Гомер. Пенелопа, супруга Одиссея, в течение многолетней разлуки с ним оставалась верной ему, несмотря на домогательства женихов; она сказала, что откладывает новый брак до того дня, когда она кончит ткать гробовой покров для своего свекра, старца Лаэрта; целый день она проводила за тканьем, а ночью все, что наткала за день, распускала и снова принималась за работу. Выражение употребляется в значении: верность жены; нескончаемая работа.

Дары данайцев С тех пор выражение «дары данайцев» стало обозначать лесть, лицемерные подарки и всякое фальшивое и лживое заискивание .

филиппика ж. Гневная обличительная речь, выступление против кого-л., чего-л.

Значение слова

вакханки - (БАССАРИДЫ, МЕНАДЫ) Спутницы, почитательницы бога Диониса, согласно описанию Еврипида в «Вакханках». Толпами, в безумном восторге, ходят они за Дионисом. Лишены всех человеческих страхов и условностей. Живут свободно, бродят по лесам и горам, едят сырое мясо диких животных. Существовала традиция изображать их в ритуальном танце, полуобнаженными, в звериных шкурах, часто подпоясанными задушенными змеями, с тирсами в руках.

Амброзия – легендарная пища богов, дающая им силу и молодость.

Нектар - (греч. nektar), напиток олимпийских богов, вместе с амброзией (пищей богов) дающий им бессмертие и вечную юность.

Титаны (др.-греч. Τιτᾶνες , ед. ч. Τιτάν ) - в древнегреческой мифологии сверхъестественные существа второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли). Их шесть братьев и шесть сестёр-титанид, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение
Гига́нты (др.-греч. Γίγαντες ; ед. ч. Γίγας ) - в древнегреческой мифологии великаны . По Гомеру , дикие, исполинские и родственные богам существа (порождены Геей );
Аэд (от ὰοιδός - певец) - в Древней Греции профессиональный исполнитель эпических песен под аккомпанемент щипкового инструмента форминги (наподобие лиры).

Рапсод - в Древней Греции первоначально сказитель, складывающий из унаследованных эпических текстов связное целое (таким рапсодом можно представить Гомера). В классическую эпоху рапсод - декламатор, исполнявший на праздниках, пирах и состязаниях эпические поэмы. Репертуар рапсодов составляли главным образом произведения Гомера, в которые исполнители могли вносить и куски собственного сочинения. Позднее рапсодами называли странствующих певцов, исполнителей эпических поэм под аккомпанемент лиры. В отличие от аэдов, которых они сменили, рапсоды не импровизировали, а комбинировали, "сшивали" отрывки текстов.

Кентавры (др.-греч. Κένταυροι , ед.ч. Κένταυρος ) в греческой мифологии - дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади , обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие - враждебны им

Сати́ры (др.-греч. Σάτυροι , ед. ч. Σάτυρος ) - в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Сатир ленив и распутен, он проводит время в пьянстве и охоте за нимфами . Они впервые приготовили вино . Славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью. Сатиры составляли свиту Диониса - всегда веселящуюся и поющую. Легенда гласит, что именно сатиры спасли принцессу Крита Ариадну , которую её афинский возлюбленный Тесей оставил спящей на берегу Наксоса .
менады – гр. [ mainas (mainados ) бешеная, исступленная] – в Древней Греции – жрицы бога вина и веселья Вакха (Бахуса), вакханки.

Паника Происходит от др.-греч. πανικός «принадлежащий Пану; панический», от Πάν «Пан» (имя бога; греки и римляне приписывали происхождение ужаса, навеянного ложной тревогой, богу Пану)

Слово "паника" происходит от имени древнегреческого бога Пана. Гневом Пана пастухи объясняли непонятную панику, которая вдруг нападала на стада овец и коз.
Амазонки (др.-греч. ἀμαζόνες - этимология достоверно неизвестна ) - в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. Произошли от Ареса и Гармонии. Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде - попросту убивали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.

Ни́мфы (др.-греч. νύμφαι, лат. nymphae - невесты) - в древнегреческой мифологии олицетворение в виде девушек живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Порождены Геей . Им посвящен орфический гимн. Нимфы гор назывались ореадами, нимфы лесов и деревьев - дриадами игамадриадами, нимфы источников - наядами, нимфы моря - нереидами. Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах. В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, они изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяд нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.

Плея́ды (др.-греч. Πλειάδες) - в древнегреческой мифологии дочерититана Атланта и океаниды Плейоны: Алкиона , Келено , Майя , Меропа ,Астеропа (у Арата Стеропа ), Тайгета и Электра . Сёстры Гиаса, Гиад иКалипсо. В античности чаще всего представляются как нимфы в эскортеАртемиды. По одному из мифов, Плеяды, охваченные горем по поводу гибели их брата Гиаса и сестер Гиад, покончили с собой, были взяты на небо и превращены в созвездие . Яркие звезды в скоплении Плеяд носят имена семи сестёр:Алкиона, Келено, Майя, Меропа, Стеропа, Тайгета и Электра.

океаниды - в древнегреческой мифологии - морские нимфы, дочери океана. нимфы, обитательницы морских, речных вод. Дочери титана Океана и титаниды Тефиды, сестры потоков. К ним относятся: Диона , Дорида , Киллена , Меропа , Метида , Перса (Персеида), Плейона , Харикло , Эвринома , Электра и др.

Дриады (др.-греч. Δρυάδες, ед. ч. Δρυάς, от δρῦς - дерево, в частностидуб) - нимфы , покровительницы деревьев. Существовало поверье, что человек, ухаживающий за деревом, пользуется их особенным покровительством. Иногда дриады именовались по названиям деревьев. Самые древние из известных нимф - дриады, родившиеся из капель крови Урана и обитающие вЯсене, (мелиады). Они единственные из нимф, которые смертны. Считалось, что дриады неотделимы от дерева, с которым связаны, а люди, сажающие деревья и ухаживающие за ними, пользуются особым покровительством древесных нимф. Самая известная из дриад - Дриопа.

Ора́кул (лат. oraculum , от oro - «говорю, прошу») - наиболее распространённая в античности форма прорицания , состоявшая в том, что предсказание от имени божества по запросу верующих оглашал специальный жрец , который и именовался оракулом. В более широком смысле под оракулом понимали и прорицалище - место, где оглашалось предсказание, и сам текст предсказания. ОРАКУЛ , -а, м. 1. В античном мире и у народов Древнего Востока: жрец -прорицатель воли божества, дававший в непререкаемой форме ответы на любыевопросы. 2. перен. О том, чьи суждения признаются непререкаемой истиной(ирон.).

эринии [гр. erin(n)yes] - в древнегреческой мифологии - богини мщения и кары; преследуют и карают преступников; по отношению к раскаявшимся преступникам становятся богинями-благодетельницами (эвменидами); то же, что в древнеримской мифологии фурии . древнегреческой мифологии богини мщения, родившиеся из крови Урана. Первоначально число их было неопределенным. Они почитались как хранительницы материнского рода и законов матриархата. Позднее число их ограничилось тремя: Тисифона , Алекто и Мегера , и они получили значение мстительниц за нарушение правопорядка вообще, особенно за убийство. Изображались в форме крылатых женщин со змеями вместо волос, с факелами или бичами в руках. Уаримлян отождествлялись с фуриями.

фурия [лат. furia] - 1) в древнеримской мифологии - каждая из трех богинь мщения и кары; то же, что в древнегреческой мифологии эриния; древнеримские богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные преступления.

Грации - (Gratiae) - римское, теперь общеупотребительное название греч. богинь харит (cariteV), с именем которых древние греки связывали все привлекательное, прекрасное и радостное в природе и человеческой жизни. Г. принадлежат к свите Афродиты; они сопровождают и Пейфо богиню убеждения, и Гермеса, ибо без них последние не могли бы ни действовать, ни пленять. в римской мифологии три богини красоты, изящества и радости. Соответствуют греческим харитам. 1) богини прелести, красоты и любезности; их считалось три: Аглая, Евфрозина и Талия, дочери Юпитера и Евриномы. По-гречески они наз. харитами; спутницы Венеры. 2) в нарицательном смысле: красавицы.
Хариты или Грации

(Χάριτες, Gratiae). Богини красоты, женской прелести и светлой радости. Они были дочери Зевса. Их считалось три: Аглая (блестящая), Эфрозина (веселая) и Фалин (цветущая). Хариты в дружбе с музами и сопровождают Афродиту, которая без них не может пленять. Хариты изображались в виде красивых, грациозных девушек с музыкальными инструментами, миртами и розами. Им соответствуют римские грации .

ГЕСПЕРИДЫ , в греческой мифологии дочери Атланта (по другим источникам - Геспера), жившие в сказочном саду, где росла яблоня, приносившая золотые плоды. Похищение яблок из сада Гесперид, охранявшегося стоглавым драконом, - один из подвигов Геракла. Геспериды - в греческой мифологии дочери Атланта (по другим источникам -Геспера), жившие в сказочном саду, где росла яблоня, приносившая золотыеплоды. Похищение яблок из сада Гесперид, охранявшегося стоглавым драконом,- одиниз подвигов Геракла.

Гиперборе́я (др.-греч. Ὑπερβορεία - « за Бореем », « за севером ») - в древнегреческой мифологии и наследующей ей традиции, это легендарная северная страна, место обитания блаженного народа гипербореев . гипербореи выросли из крови древнейших титанов . Гипербореев упоминает Алкей в гимне Аполлону . О них говорилось в поэме Симия Родосского «Аполлон» . По Мнасею, они ныне называются дельфами .ГИПЕРБОРЕИ , в греческой мифологии пребывающий в вечном блаженстве народ, обитавший на северном краю мира. Гипербореи пользовались особой любовью Аполлона, уходившего к ним на зиму из Дельф. Почитались в святилищах Аполлона в Дельфах и на Делосе. Многочисленные мифы повествуют о прорицателях из Гипербореи - основателях храмов и оракулов Аполлона (см. Абарис). В переносном смысле Гиперборея - страна севера, страна - легенда.

Сире́ны - (др.-греч. Σειρῆνες , лат. Sirenes ) - в греческой мифологии морские существа, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирены миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины (в некоторых источниках полурыбы-полуженщины), унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы - божественный голос.

Отцом сирен считали морского бога Форкиса , или они - дети Ахелоя и одной из муз: (Мельпомены , или Терпсихоры , или Каллиопы ), либо дочери Стеропы или Геи , либо дочери Форкиса и Кето . В послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и куриными ногами. Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели такой облик.Они были спутницами Персефоны . После похищения Персефоны блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне ; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону ; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж . Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.