Сперанский: жизнь и деятельность

Спера́нский Михаил Михайлович (1 (12) декабря 1772, село Черкутино, позднее Владимирская область - 11 (23) февраля 1839, Петербург) - российский государственный деятель, граф (1839). С 1808 года М.М. Сперанский был ближайшим советником императора Александра I , составил план либеральных преобразований, по его инициативе был создан Государственный совет (1810). В 1812-1816 годах в результате интриг его противников Сперанский находился в ссылке, в 1819-1821 годах был генерал-губернаторомСибири, составил план административной реформы Сибири. С 1826 года М.М. Сперанский фактически возглавлял Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии, руководил кодификацией Основных государственных законов Российской империи (1832).

Жизненный путь

Михаил Сперанский родился в семье священника , окончил в Петербурге Александро-Невскую семинарию (1791), с 1797 года находился на государственной службе. В 1803-1807 годах он был директором департамента министерства внутренних дел, составил несколько проектов государственных реформ, важнейший из которых «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» (1803). С 1807 года М.М. Сперанский был статс-секретарем императора Александра I, с 1808 года - членомКомиссии составления законов, товарищем министра юстиции.
В 1809 году по поручению Александра I он подготовил план государственных преобразований - «Введение к уложению государственных законов», в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений в России придать самодержавию внешние формы конституционной монархии (выборность части чиновников, новые начала организации суда, государственного контроля, разделение властей). По проекту Сперанского политические права получали только дворянство и «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), которые выбирали законодательную Государственную думу и распорядительные окружные и губернские думы, а также судебные органы. «Народу рабочему» (крепостные крестьяне, рабочие, домашние слуги) давались некоторые гражданские права при сохранении крепостного права. По мысли Сперанского крепостной строй должен отмениться постепенно, под воздействием развития промышленности, торговли, просвещения. По его инициативе в 1809 году был издан указ, требовавший от чиновников определенного уровня образования.
Фактически Сперанскому удалось воплотить в жизнь лишь некоторые из своих административных замыслов, крупнейшим из которых было учреждение Государственного совета (1810). Его деятельность вызвала недовольство консервативного дворянства, которое третировало Сперанского как выскочку, обвиняло в государственной измене и добилось его падения. В 1812 году М.М. Сперанский был сослан в Нижний Новгород, затем в Пермь. В 1816 году опала была снята, Сперанский был назначен пензенским губернатором, в 1819 - генерал-губернатором Сибири. Он инициировал реформу управления Сибирью.
В 1821 году М.М. Сперанский возвращен в Петербург, назначен членом Государственного совета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией составления законов. К этому времени Сперанский отказался от либеральных замыслов, стал защитником неограниченной монархии. Он был составителем манифеста 13 декабря 1825 года о вступлении на престол императора Николая I , членом Верховного уголовного суда над декабристами. С 1826 года М.М. Сперанский фактически возглавлял Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии, осуществлявшее кодификацию законов. Под его руководством были составлены Полное собрание законов Российской империи в 45 томах (1830), Свод законов Российской империи в 15 томах (1832). Сперанский был членом ряда высших государственных комитетов 1820-1830-х годов, в 1835-1837 годах преподавал юридические науки наследнику престола, будущему императору Александру II, с 1838 года занимал пост председателя департамента законов Государственного совета.

Татарников Е.А.

Экономические воззрения М. М. Сперанского

Основным представителем дворянской экономической мысли России начала XIX в. был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839). Наиболее полно финансово-экономические проблемы России М. М. Сперанский изложил в работе «План финансов».

Методологической основой взглядов М. М. Сперанского была теория трудовой стоимости, выдвинутая классиками политэкономии А. Смитом и Д. Рикардо .

М. М. Сперанский , как и Д. Рикардо, считал, что «богатство государства образуется и возрастает благодаря труду». Он справедливо утверждал, что металлические деньги не в силах удовлетворить все потребности «частных и общественных дел», и поэтому ратовал за ассигнации и кредитные бумаги.

«План финансов» требовал «сильных мер и важных пожертвований ». Эти сильные меры сводились к:

  1. изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения;
  2. сокращению доходов всех государственных ведомств;
  3. установлению жесткого контроля над государственными расходами;
  4. устройству монетной системы;
  5. развитию торговли (как внутренней, так и внешней);
  6. установлению новых налогов.

Сперанскому удалось претворить в жизнь ту часть проекта, которая предполагала сокращение расходов.

Особый капитал погашения, необходимый для покрытия ассигнаций, которые объявлялись государственным долгом, создавался за счет распродажи государственного имущества в частную собственность (казенных лесов, арендных имений и др.)

Вводилась пошлина на винокурение, была проведена новая перепись, выявившая четкое число налогоплательщиков.

М. М. Сперанский увидел мощную двигательную силу экономики в кредите, основанном на коммерческих началах и являющимся возвратным. Предприятиям разрешалось предоставлять друг другу свои свободные средства в кредит.

Важной мерой по стабилизации финансового состояния явилось установление налогов с дворянских имений, ранее освобожденных от податей.

Позже Сперанский занялся положением разменной монеты. За главную монетную единицу был принят серебряный рубль. Принимались меры для увеличения количества мелкой серебряной монеты, которую реформатор предполагал заменить на медную. Таким образом он пытался восстановить доверие к ассигнациям, облегчив их размен на монету.

В «Записке о монетном обращении» М. М. Сперанский подробно изложил причину удешевления серебра.

М. М. Сперанский одним из первых выступил с обоснованием создания центрального банка и развертывания кредитных операций. Его план предусматривал следующие действия:

  1. создание такой организации деятельности банка, которая освобождала бы банк от чрезмерной зависимости от правительства , как это было, когда банк служил источником покрытия постоянного бюджетного дефицита;
  2. оказание необходимого содействия созданию частных банков.

Результатами осуществления идей Сперанского на практике явились:

  1. дефицит государственного бюджета сократился;
  2. доходы возросли;
  3. налоги дали средства, по крайней мере, уменьшить дефицит и помогли правительству решить политические затруднения.

Татарников Е.А.. История экономических учений. 2010

Кушнир И.В.

Идеи государственного устройства Сперанского

Граф Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) сделал блестящую государственную карьеру при императорах Александре I и Николае I. В 1812 г. попал в опалу и был сослан в Нижний Новгород, но в 1821 г. возвращается в Петербург и становится членом Государственного совета, созданного по его проекту еще в 1810 г. В 1826-1832 гг. М.М. Сперанский фактически возглавляет кодификационные работы Сперанский считается основателем русской юридической науки и русскоязычной юридической терминологии. Политико-правовое мировоззрение М.М. Сперанского эволюционировало от либерального (до опалы) до консервативного (уже при Николае I).

Наиболее известный проект либеральных государственных преобразований М.М. Сперанского - «Введение к Уложению государственных законов ». Целью преобразования системы государственного управления объявлялось учреждение самодержавного правления на основе незыблемого закона. Для этого М.М. Сперанский предлагает принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, а также принцип разграничения полномочий между центральными и местными органами власти .

Во главе всех ветвей власти стоят император и Государственный совет - особый управляющий центр, руководящий деятельностью всех трех ветвей госвласти. Не предусмотрена ответственность Госсовета перед императором, Госсовет как бы отстраняет императора от непосредственного управления страной.

На сословный строй общества Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий. В своих проектах он наделял дворянство всеми политическими и гражданскими правами дополнительного владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землями. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он предоставлял все гражданские права , а политические - в зависимости от размера собственности . Рабочий народ он наделял только гражданскими правами.

К крепостному праву Сперанский относился отрицательно. «Крепостничество, - писал он, - несовместимо с цивилизованной государственностью».

Халин К.Е.. История политических и правовых учений. 2010

Баталина В.В.

Политико-правовой проект Сперанского

В первой половине XIX в. с воцарением императора Александра I предпринимаются попытки разработки проектов либеральных реформ. Главной задачей было решение вопроса о крепостном праве .

Ближайшие советники императора начали по его поручению разрабатывать проекты возможных преобразований в области крестьянского вопроса.

В обсуждении вопроса реформ в России участвовал Михаил Михайлович Сперанский

Сперанский систему управления государства делит на два образа правления:

  1. внешний, образующий законодательную базу;
  2. внутренний, представляющий собой структуру государственной власти на всех ее уровнях.

Сперанский - сторонник умеренного либерализма. Он был против быстрого освобождения крестьян и считал, что это плохо отразится как на экономическом состоянии страны, так и на положении самого крестьянства. Он предлагал ликвидировать крепостное право в два этапа. Начинать нужно с законодательного регулирования крестьянских повинностей и постепенно ликвидировать личную зависимость крестьян. Он считал, что нужно оставить прикрепление крестьян к земле. Позже Сперанский предлагал разрешить крестьянам переходить от одного землевладельца к другому.

Сперанский выступал с идеей правового (в смысле соблюдения законов) монархического государства. Он предлагал создать особое сословие, играющее роль посредника между монархом и народом. Он предусматривал введение свободы слова и печати. Постепенное реформирование должно уравнять в правах перед лицом государства и дворянина, и крестьянина.

Постепенно Сперанский приходит к более радикальным идеям. Он встает на позиции защиты республиканского типа государственного устройства. Феодализм - следствие возникшего имущественного неравенства.

Пути развития государств ведут к развитию политических свобод. Гражданские права должны иметь все свободные россияне. Политические права должны принадлежать только собственникам.

Баталина В.В.. История политических и правовых учений. 2010

Российский государственный деятель, реформатор, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения граф Михаил Михайлович Сперанский родился 12 (1 по старому стилю) января 1772 года в деревне Черкутино Владимирской волости (ныне село в Собинском районе Владимирской области) в семье потомственного сельского священника. В девять лет мальчик был зачислен во Владимирскую духовную семинарию и получил фамилию Сперанский (от латинского spero - "надеяться").

В 1788 году как "надежнейший в благонравии, поведении и учении" семинарист Михаил Сперанский был переведен на казенное (государственное) содержание в Главную семинарию при Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге (ныне Санкт-Петербургская духовная академия).

Окончив семинарию, Сперанский стал преподавать в ней сначала математику, а затем физику, красноречие и философию. В 1795 году в поисках дополнительных заработков он устроился личным секретарем князя Александра Куракина.

По вступлении на престол императора Павла I Куракин был назначен генерал-прокурором. В 1797 году Сперанский поступил на службу в его канцелярию и продолжал служить там и далее при трех преемниках Куракина, который вскоре был смещен.

В марте 1801 года Сперанский был назначен статс-секретарем при Дмитрии Трощинском - государственном секретаре Александра I. Не имевший себе равных по искусству составления канцелярских бумаг, он вскоре стал ближайшим помощником Трощинского, который поручал ему составление многих манифестов и указов.

Летом 1801 года Сперанский был привлечен графом Виктором Кочубеем к работе Негласного комитета, который был создан Александром I для подготовки реформы управления империей. В состав комитета входили графы Павел Строганов, Николай Новосильцев, Виктор Кочубей и князь Адам Чарторыйский.

Осенью того же года император Александр вручил Сперанскому различные проекты государственных преобразований и проводил с ним вечера в беседах и чтении сочинений, относящихся к этому предмету. Эти общие принципы были развиты и обоснованы во "Введении к уложению государственных законов", составленном Сперанским к осени 1809 года . В этом документе Михаил Сперанский назвал в числе самых необходимых и скорых российских реформ введение конституции, в числе долгосрочных - отмену крепостного права.

В 1810 году Михаил Сперанский был назначен государственным секретарем Государственного совета, учрежденного манифестом Александра I. В его ведении находилась вся проходившая через Государственный совет документация: он готовил бумаги к заседаниям, составлял доклады и отчеты для представления императору. В 1809-1811 годы Михаил Сперанский являлся самым влиятельным среди русских сановников лицом, фактически вторым после императора человеком в Российской империи.

К середине 1811 года недовольство деятельностью Сперанского достигло императора. В ход пошли сплетни, подметные письма, обвинения во взяточничестве и государственной измене, припомнились хвалебные отзывы Наполеона. В марте 1812 года после двухчасовой беседы с государем Сперанский был сослан сначала в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

В октябре1816 года Михаил Сперанский был возвращен на государственную службу в должности пензенского губернатора.

В марте 1819 года он был назначен генерал-губернатором Сибири с чрезвычайными полномочиями для производства ревизии. Его задача заключалась в обличении злоупотреблений и в разработке реформы сибирского управления, план которой следовало ему привезти в Петербург для личного доклада императору.

Летом 1822 года Александр I утвердил проект "Учреждения для управления Сибирских губерний", разработанный Сперанским за время губернаторства в Сибири. Это был последний труд Михаила Михайловича, связанный с его реформаторской деятельностью.

В 1826 году, после кончины Александра I, Михаилу Сперанскому было поручено возглавить 2-е отделение Императорской канцелярии, осуществлявшей кодификацию законов. Под руководством Сперанского было составлено Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, куда вошли все законодательные акты, начиная с Соборного уложения 1649 года. Затем была проведена их систематизация и подготовлен 15-томный "Свод законов Российской империи" - сборник юридических актов, не утративших своей силы и во времена николаевского царствования.

По выбору Сперанского около десятка молодых людей были посланы за границу на лучшие юридические факультеты для теоретической подготовки к правоведению, так как на юридических факультетах в российских университетах отсутствовали русские профессора, и русское правоведение не преподавалось вовсе. В числе избранных Сперанским молодых людей были будущие известные российские юристы Константин Неволин, Яков Баршев, Александр Куницын, Петр Редкин.

В качестве члена Государственного совета Михаил Сперанский заседал в верховном уголовном суде по делу декабристов, высказываясь против смертных казней.

В 1835-1837 годах Сперанский был приглашен к императорскому двору преподавать юридические науки наследнику престола - будущему императору Александру II.

В январе 1839 года Михаилу Сперанскому было пожаловано графское достоинство.

23 (11 по старому стилю) февраля 1839 года граф Михаил Сперанский умер от простуды.

В 1798 году Михаил Сперанский женился на Элизабет Стивенс, гувернантке семьи графа Шувалова, которая через год умерла при рождении дочери. Его дочь, Елизавета Михайловна, была замужем за племянником графа Кочубея - Фроловым-Багреевым. Внук Михаил был убит на Кавказе в 1844 году, внучка в замужестве стала княгиней Кантакузен.
http://lib.rus.ec/b/169052/read

(С.Н. Южаков "Михаил Сперанский. Его жизнь и общественная деятельность", Биографическая библиотека Ф. Павленкова, 1892 г.)

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

11 октября 2007, 1278


Статья напечатана: Мир политической мысли. Хрестоматия по политологии. В 4 ч. Русская политическая мысль. Кн. 5. XIX век. Под ред. А.К. Голикова, Б.А. Исаева, В.Е. Юстузова. СПб., 2001.


Михаил Михайлович Сперанский-русский философ, выдающийся государственный деятель, правовед-реформатор, выходец из семьи простого сельского священника Владимирской губернии, возведенный к концу своей жизни в графское достоинство.

В 1792 г., получив разностороннее образование в стенах Невской семинарии Сперанский остается в ней в должности учителя физики, математики, риторики, а позднее становится преподавателем философии. После завершения своего образования в немецких университетах, он получает должность секретаря генерал-прокурора князя Куракина, а затем, по протекции последнего двадцатипятилетний магистр богословия в 1797 г. производится в титулярные советники.

Обширные познания, необыкновенный ум, огромная работоспособность, умение прекрасно писать и говорить-все эти и другие качества стали причиной его быстрого продвижения по иерархической лестнице российской меритократии и политической элиты. Особенно его способности были востребованы при императоре Александре I, продолжившем курс либеральных реформ “сверху”. В 1808 г. Сперанский назначен товарищем министра юстиции, и по указанию императора становится одним из главных разработчиков общего плана государственного реформирования России. На основе политической философии христианского либерализма он строит новую рациональную концепцию “истинного правления”, истинной формы монархического государственного управления, уделяя большое внимание философско-правовым и нравственным установкам российского законодательства.

Политический либерализм Сперанского глубоко уходит своими корнями к Т. Гоббсу, Д. Локку, И. Канту, В. Гумбольдту, но в отличие от них, проявление субъективного, личностного начала он рассматривал в единстве с коллективным началом в духе естественного закона, выражающего, по его мнению, общение человека с самим собой, с Богом, с другими людьми и с обществом.

Как родоначальник русского либерализма в области политики, Сперанский отстаивал не индивидуалистические принципы нравственного поведения, разъединяющие людей, а принципы единства личности и общества, духовного единения индивидуума с системой государственного управления, с политической властью при широком политическом просвещении народа. В нравственном совершенствовании он видел основу приобщения к правовым нормам. Разрабатывая новую систему российского законодательства, Сперанский был убежден, что только в лоне человеческого общежития, охраняемого законами и правовыми нормами, личность, посредством своего разума и воли, самоограничения своего произвола, бесконечных желаний в пользу других, находит путь к истинной свободе и духовному совершенству. Только в обществе, пишет он, человек “меняет шаткое своеволие на свободу верную, и сколь бы ни была ограничена эта свобода, если только она не подавляется рабством, она лучше и вернее естественного состояния, так как свобода естественная-свобода падения, углубления в зверское состояние. Законы есть первое охранение истинной духовной свободы” (Сперанский М. М. Свобода // В память гр. М. М. Сперанского (1772-1872). СПб., 1872. С. 871).

В основе социально-политической жизни, по его мнению, лежит нравственный мир, “первообразный союз” свободных людей, уравновешивающий всех в лоне Правды и Добра, не исключающий вечной борьбы Добра и Зла. Человек, сам творящий свою необходимость, сам себе закон. Преследуя свои цели, проявляя свою волю, разум он не только стремится к самосознанию, осмыслению своей природной сущности (“первообразный союз”), но и выходит за пределы самого себя, вовне, через других, себе подобных (“производный союз”).

По мнению Сперанского, полностью удовлетворить через общество свои потребности, желания человек не может. Движимый пониманием сообразования личной пользы с пользой других, он сознательно ограничивает свои возможности. Поскольку доминирует, как правило, этика гражданского служения обществу, государству, то свобода определяется им как осознанная необходимость, которая ограничивает возможность выбора в соответствии с законами и формами политической власти, установленными в обществе.

Поэтому не случайно в специальных исследованиях политической философии Сперанского ученые обращают внимание на тесную связь его либеральных идей с идеями Спинозы, Фихте, Канта и Гегеля. В то же время ими подчеркивается верность Сперанского традиции русского мышления, проявляющейся в идеях исихазма (Н. Сорский). Эти идеи предусматривают в мирской жизни духовное самосовершенствование человеческой личности, возвышающейся до бога-твари, обуздывающей свои внутренние греховные страсти и бесконечные желания.

В этом смысле соединение духовного самосовершенствования личности с социальными действиями в христианском либерализме Сперанского определяется как “религия в пределах разума”, где свободная воля, разум как основа подлинной веры, справедливости последовательно утверждены в качестве принципа государственной жизни, т. е. в рамках российского самодержавного строя (См.: Осипов И. Д. Философия русского либерализма XIX-начала XX вв. СПб., 1996. С. 38-40).

Созданный по указу Александра I в 1801 г. Негласный комитет должен был подготовить проект реформы государственного управления и обсудить проблемы отмены крепостного права. Уже к этому времени Сперанский, обладая обширным запасом разнообразных идей, мог удовлетворить самые высшие интеллектуальные запросы времени. Достаточно назвать ряд его политико-правовых статей, записок, написанных в 1801-1804 гг.: “О коренных законах государства”, “Размышление о государственном устройстве империи”, “О постепенности усовершенствования общественного” и другие, чтобы убедиться в силе его реформаторского мышления.

Восходя на политический олимп, молодой реформатор, пользуясь покровительством Александра I, который не скрывал своих симпатий политическим установлениям Наполеона I, идеям Ш. Монтескье, А. Смита, И. Бентама, был убежден, что ему удастся создать новый образ правления в России, наподобие “ограниченной монархии” или “умеренной аристократии”.

Понимая, что “всякое правление самовластное насильственно и никогда не может быть законным”, в статье “О коренных законах государства” Сперанский четко ставит вопросы о том, какая сила могла бы в состоянии “уравновесить или ограничить” самодержавную власть, каким образом коренные законы государства сделать неизменными, чтобы “никакая власть преступить их не могла”, чтобы “сила монархии над ними единственно никакого действия не имела”. Такой силой, по мнению реформатора, является народ. Именно он “имеет в самом себе достаточную силу уравновесить или ограничить силу правительства”; поэтому “коренные государственные законы должны быть творением народа” и полагать “пределы самодержавной воле” (См.: Сперанский М. М. Проекты и записки. М.; - Л., 1961, С. 28-31, 35).

Приступить к составлению общего плана государственных реформ Сперанский смог только в 1808 г. С конца 1808 по октябрь 1809 гг., план реформы в полном объеме был представлен императору. Политическая сущность его заключалась в том, что он ставил своей задачей создание правового государства путем эволюционных, постепенных преобразований, “через правильные законы”, с либеральными принципами разделения властей, совмещения сословной иерархии со свободой личности, в рамках единого самодержавного строя. “Весь разум этого плана состоял в том,- писал Сперанский в Пермском письме к императору Александру I в 1813 г.,-чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти более правильности, достоинства и истинной силы” (План государственного преобразования графа М. М. Сперанского. М., 1905. С. 301).

При составлении основных законов государственного управления Сперанский предлагал избрать один из двух вариантов государственных устройств.

Первое устройство характерно для народа своевольного, вышедшего из анархии с привратными привычками. Оно предполагает “облечь самодержавное правление внешними формами закона”, при полном его сохранении, т. е. создать систему установлении, имеющих “вид закона”, чтобы “во мнении народном казались действующими, но никогда не действовали на самом деле” (Там же. С. 30).

Второе устройство свойственно природе северного народа, полного добронравного смысла и более твердого разума. Оно предполагает не формально прикрытое внешней формой самодержавие, а утверждение державной власти на законе: “не на словах, а на деле”, исключая такой порядок правления, при котором “одна державная власть будет составлять закон и исполнять его” (Там же. С. 31). Сама законодательная власть, по мнению реформатора, должна быть устроена так, чтобы она “не могла совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное” (Там же. С. 33).

Сперанскому как либералу импонировало второе политическое устройство, на котором он делал больший акцент, одновременно полагая, что при благоприятных условиях можно в самом деле ограничить, умерить самодержавную власть, постепенно приблизиться к идеалу “истинного правления”, правлению дворянско-буржуазной монархии.

Чувствуя дух времени, Сперанский с помощью реформ пытался подготовить российское общество к политической модернизации, соответствующей социально-экономическому и политическому уровню развитых европейских стран, в связи с наметившейся тенденцией России встать вровень с Европой. Тем самым разрешается главное, по его мнению, противоречие- противоречие между феодальными формами политического самодержавного управления и быстро развивающимися буржуазными отношениями, требующими свободы проявления разума и воли. “Какое, впрочем, противоречие,- писал он,- желать наук, коммерции и промышленности и не допускать самых естественных их последствий; желать, чтобы разум был свободен, а воля в цепях; чтобы страсти двигались и изменялись, а предметы их желания, свободы оставались в одном положении; чтобы народ обогащался и не пользовался бы лучшими плодами своего обогащения - свободою” (План государственных преобразований графа М. М. Сперанского. С. 19).

Сперанский был уверен, что логика движения общественного духа, развитие науки, промышленности, просвещения, коммерческой деятельности неизбежно приведут к правовому государству и подлинной свободе, где бы народ, являясь сувереном власти, заставил бы работать законы, систему государственного правления на свою пользу. “Нет в истории примера,-писал он,-чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться. (...) Сколько бедствий, сколько крови можно было бы сберечь, если бы правители держав точнее наблюдали бы движение общественного духа, сообразовались ему в началах политических систем и не народ приспособляли к правлению, но правление к состоянию народов (Там же. С. 19-20). В этих словах, как и во многих других его высказываниях, выражен прямой совет монарху-сделать первые шаги к истинному правлению, к истинной монархии, основанной на “неизменном законе”.

План государственных преобразований Сперанского предполагал: уравнение русских сословий перед законом, т. е. предоставление в перспективе всем политической свободы (избирательное право, участие подданных в законодательном и исполнительном органе власти, правовое закрепление прав и обязанностей сословий); освобождение крестьян без земли, с правом ее приобретения, ибо “крепостничество не совместимо с цивилизованной государственностью” (реформатор предлагал раскрепощение осуществить в два этапа: путем ограничения крестьянской повинности, замены подушной подати поземельной, личного освобождения крестьян от помещиков и путем “возвращения древнего права перехода”); создание трех высших учреждений: законодательного, состоящего из выборного народного представительства от всех сословий, объединенного двухпалатной Государственной думой, которое “не могло бы совершить своих полномочий без державной власти, но чтобы мнение его было свободно и выражало мнение народное” (Сперанский М. М. Введение к Уложению государственных законов // План государственного преобразования гр. М. М. Сперанского. С. 34), а также исполнительного министерства, власть которого была бы поставлена в ответственность от власти законодательной, и судебного, с высшим судебным органом- Сенатом.

Новое политическое устройство Сперанского предусматривало также организацию местной власти путем избрания на многостепенной основе ее представительных органов: губернских, уездных, волостных. По плану Сперанского устройство центрального управления связано с изданием указов “О придворных званиях” и “О экзаменах на чин”, устанавливающих порядок производства в гражданские чины. Указы запрещали производить в чины служащих, не прошедших университетского курса по установленной программе, приложенной к указу. Они выражали требования к должностным лицам государственного аппарата иметь специальную подготовку. Соискатели на чин, по мнению Сперанского, должны обладать твердым и обстоятельным образованием и быть воспитанными в национальном духе. При выдвижении на высшие должности “учитываются не выслуга лет, а действительные заслуги и отличные познания”.

В 1810 г. Сперанский назначается императором Государственным секретарем созданного им Государственного совета. По замыслу реформатора. Государственный совет распространяет новые законы по всем отраслям управления, объединяя их деятельность, “сообщая им одинаковое направление”. В нем, поясняет Сперанский во “Введении к уложению государственных законов”, “все действия части законодательной, судебной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются” (План государственного преобразования гр. М. М. Сперанского. С. 113). Государственный совет состоит частично из лиц, назначенных императором, а частично избранных по избирательному праву. Он заседает под председательством монарха и обладает правом законодательной инициативы, но законы утверждаются исключительно Государственной думой. В случае противопоставления закона, принятого Думой, воле императора, он становится недействительным.

Сперанский впервые вводит различие между законами и нормативными актами, уставами, в которых определена деятельность административных органов. Он поставил вопрос о строгом разделении дел административных и судебных, которые смешивались в прежнем устройстве Сената. В законодательных актах он различает два элемента: законодательную норму, устанавливающую известные отношения в государстве, и законодательный авторитет, сообщающий этим нормам силу законов. Согласно его концепции, авторитет принадлежит верховной власти, а выработка норм есть дело Сената.

В 1811 г. Сперанский вносит в Государственный совет проект преобразования Сената в два особых учреждения: Сенат правительственный, где сосредоточены все правительственные дела, и Сенат судебный, размещенный по четырем кругам империи: (Петербург, Москва, Киев и Казань). Состав судебного Сената назначается частично от короны, остальная часть выбиралась от дворянства. Представители короны в этом праве выбора членов Сената дворянством усмотрели ограничение самодержавной власти и, несмотря на утверждение этого проекта большинством членов Совета и государем, он был отправлен на доработку и затем отсрочен на неопределенное время. Вследствие этого Сенат сохранил прежнее смешение ведомств и таким образом реформа не коснулась третьей ветви власти.

Говоря о мерах, которые необходимо действительно принять, чтобы постепенно уничтожить рабство, утвердить права и свободы граждан и существенно изменить социально-политический строй России, в разделе “О разуме законов и правах подданных” Сперанский предлагает разделить народ России на три класса по степени различия в получении гражданских и политических свобод: 1) дворянство; 2) купечество, мещанство и прочие люди “среднего состояния”; 3) народ рабочий. Существо гражданских прав и свобод Сперанский рассматривал в двух аспектах: во-первых, никто не может быть наказан без судя, никто не обязан отправлять личную свободу по произволу, а только по закону, во-вторых, каждому подданому гарантирована законом безопасность лица и имущества (т. е. без суда никто не может быть лишен собственности, каждый обязан отправлять вещественную службу, платить налоги, нести повинности не иначе, как по закону, а не по произволу другого).

Существо политических прав и свобод Сперанский определил как “подчинение всех и каждого законам”, представление избирательного права, участие подданых в действиях законодательной и исполнительной власти. В записке “Еще нечто о свободе и рабстве” (1801 г.) Сперанский четко разграничивает понятия “свобода политическая” и “политическое рабство”. Если первое означает политические условия, при которых “народ управляет законом, общей волею принятым и охраняемым”, второе означает ситуацию, когда “воля одного или многих составляет законы всех” (Сперанский М. М. Проекты и записки. С. 83).

Согласно концепции великого реформатора, общие гражданские права принадлежат всем подданным, права политические принадлежат тем, кто имеет собственность. Во “Введении к уложению...” по этому поводу он писал: “в составлении выборов никто не может участвовать, кто не имеет недвижимой собственности или капиталов промышленности в известном количестве (т. е. по цензу)”. Следовательно, по проекту Сперанского, значительная часть “среднего сословия” и полностью народ рабочий не могли иметь политических прав.

Реформаторский проект Сперанского, опережающий эпоху, не мог найти своего практического воплощения. По оценке В. О. Ключевского, проект, основанный на самых “трудных причудливых комбинациях идей”, отличающийся “удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал”, при его осуществлении никак нельзя было подогнать к уровню действительных потребностей и наличных средств России” (См. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М., 1993. Кн. 3. С. 390-391).

Уже в 1811 г. Сперанский осознал преждевременность проекта государственных преобразований, понимая, что Россия не готова к нововведениям и модернизациям, точнее, русское общество оказалось неспособным к восприятию новых идей, исходящих из западноевропейского опыта. Не привитые общественному сознанию либеральные идеи, ставшие властителем дум лишь незначительной части элиты российского общества, были не способны очистить российскую политическую систему от “примесов тирании” и трансформировать систему самодержавного управления в умеренную форму “истинного правления” (ограниченной монархии).

По существу, проект был лишь “кабинетным опытом правительства” и носил, если не во всем, то во многом абстрактный и утопический характер. В условиях обострения внешне-политической обстановки и антифранцузской направленности внешней политики России, главным лейтмотивом внутренней политической жизни российского общества стали охранительные начала, восстановление прежней законности и порядка, традиционных нравственных и политических норм.

Внешние события сменили либеральное настроение императора и его окружения, отвлекли их от решения внутренних проблем. В 1812 г. Сперанский стал жертвой политических интриг и клеветы со стороны окружения императора и консервативного дворянства, недовольного реформой. Обвинения реформатора в измене, в подрыве авторитета императора и правительства, который финансовыми мерами и “увеличением налогов старался расстроить государство”, были достаточным основанием, чтобы отправить его в отставку, а затем и в ссылку.

Вредную роль сыграла и “Записка о древней и новой России” Н. М. Карамзина. Великий историк квалифицировал проект “Уложения” Сперанского как “перевод Наполеонова Кодекса” (Наполеонов Кодекс-созданная при участии Наполеона, действующая и поныне, кодификация гражданского права Франции, оказавшая огромное влияние на развитие гражданского права во всем мире. Важнейшие его положения: всеобщее равенство перед законом, гарантия прав и свобод личности, свободы печати, всеобщее участие "в избирательной кампании и др.).

В письме Александру I из Перми (1813 г.), где он находился с осени 1812 по осень 1814 гг., Сперанский пытался снять с себя эти серьезные обвинения, объясняя, что “в источнике своем, т. е. в Римском праве, все уложения всегда будут сходны; но со здравым смыслом, со знанием сих источников и коренного языка можно почерпать из них, не подражая никому и не учась ни в немецких, ни во французских университетах” (План государственного преобразования графа М. М. Сперанского. С. 338-339).

За годы ссылки и после нее Сперанский не раз менял свои взгляды по коренным вопросам своего проекта реформ. В одно время гарантии политической свободы он стал искать в усилении роли аристократии, а что касается народа, то он “должен принимать участие в составлении не всех, но некоторых законов”. В последние годы своей жизни сочувствие к аристократии исчезло, Сперанский стал защитником неограниченного правления, полагая, что при данной форме государственного устройства “нет оснований и выгоды переходить к смешанной форме правления”.

Итак, конституционные мечты Сперанского о том, что коренными государственными законами, как творениями народа, можно “поставить пределы самодержавной власти”, и что монарх проявит волю к самоограничению власти, оказались не осуществимы. При таких неблагоприятных обстоятельствах ничего не оставалось делать, как “на долгое время без внешних перемен постепенно следовать за гражданским усовершенствованием”, ибо “время-первое начало и исток политического обновления”.

Весь его солидный административный опыт, который он приобрел за годы губернаторства в Пензе и Сибири (1814-1821), а также его активная политическая деятельность были направлены на систематизацию законодательной базы империи, начиная от Уложения 1649г. до последних указов Александра I.

В 1826 г. Сперанский был назначен Николаем I руководителем особого, II отделения Собственной канцелярии, где занимался кодификацией Законов. В короткие сроки (с 1826 по 1830 гг.) было составлено и издано 45-томное “Полное собрание законов Российской империи”. На основе систематизации и отбора пригодных к действию законов были сформулированы краткие статьи, вошедшие в 15-томный “Свод законов Российской империи”, изданный в 1833 г. Кроме этого, был составлен свод военных постановлений (12 т.) и специальных местных законов и указов.

Таким образом, была приведена в порядок правовая база для правительственных учреждений, для настоящих и будущих законодателей. Пройдет еще почти целое столетие, прежде чем либеральные идеи (о самоограничении самодержавия, уравнении сословий, ограничении крестьянских повинностей, освобождении крестьян, о введении гражданских и политических свобод и др.) и плоды политической деятельности Сперанского станут реальностью. Отчасти они найдут свое воплощение при Александре I и почти полностью при Николае II (1905 г.). Оказалась верной мысль великого реформатора и о том, что “реформы не проводят в два-три года, а проводят десятилетиями и веками”.

Идеи Сперанского оказали огромное влияние на становление и развитие либерализма в России как течения политической мысли, они указали пути и способы постепенной либерализации самодержавной власти, создания правового государства и утверждения гражданских и политических свобод. Его идеи остаются актуальными и по сей день.


Статья напечатана: Мир политической мысли. Хрестоматия по политологии. В 4 ч. Русская политическая мысль. Кн. 5. XIX век. Под ред. А.К. Голикова, Б.А. Исаева, В.Е. Юстузова. СПб., 2001.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) - российский политический, общественный деятель, автор многочисленных работ по праву и юриспруденции, автор крупных законопроектов и реформ.

Сперанский жил и работал во времена правления Александра 1-го и Николая 1-го, являлся действующим членом Академии наук, занимался общественной деятельностью и реформированием правовой системы Российской империи. При Николае 1-м был воспитателем наследника престола - Александра Николаевича. Сперанский написал множество теоретических работ по юриспруденции и считается одним из родоначальников современного права. Кроме того, он составил проект конституции.

Краткая биография Сперанского

Родился во Владимирской губернии в семье церковного причетника. С раннего детства обучался грамоте и читал священные книги. В 1780 г. Сперанский поступил во Владимирскую семинарию, где вскоре благодаря своему острому уму и необычайно сильным способностям к аналитическому мышлению стал лучшим учеником. После окончания семинарии Сперанский продолжил свое образование там же, но уже в качестве студента. За свои успехи в учебе он получил возможность перевестись в Александро-Невскую семинарию в Петербурге, после окончания которой остался там преподавать.

Преподавательская деятельность Сперанского в семинарии продлилась относительно недолго. В 1795 г. он получил предложение стать секретарем князя Куракина. Так началась политическая карьера Сперанского.

Сперанский быстро продвигался по служебной лестнице. В 1801 г. он стал действительным статским советником, что позволило ему более активно участвовать в общественно-политической жизни страны. В 1806 г. Сперанский познакомился с императором Александром 1-м и так впечатлил его своими талантами и умом, что получил предложение заняться разработкой проекта реформ, которые могли бы улучшить состояние страны. В 1810 г. Сперанский стал государственным секретарем (второй в стране человек после государя), началась его активная реформаторская деятельность.

Реформы, предложенные Сперанским, задевали интересы слишком многих слоев общества и были настолько обширными, что дворянство их опасалось. В результате в 1812 г. Сперанский попал в опалу и находится в таком жалком положении вплоть до 1816 г.

В 1819 г. он неожиданно получил должность генерал-губернатора Сибири, а уже в 1821 г. вернулся в Петербург.

Император умер, а на престол взошел его брат, . Сперанский познакомился с Николаем и тоже очаровал его своим умом, что позволило ему вернуть себе бывшее политическое влияние и уважение. В это время Сперанский получил должность воспитателя наследника престола. Открылась Высшая школа правоведения, в которой он активно работал.

Сперанский умер в 1839 г. от простуды.

Политические реформы Сперанского

Сперанский получил широкую известность благодаря своим многочисленным реформам, которые носили всеобъемлющий характер. Сперанский не был сторонником монархического строя, он полагал, что государство должно давать всем гражданам одинаковые права, а власть должна быть поделена, однако в то же время он был уверен, что Россия пока не готова к столь радикальным переменам, поэтому предлагал, как ему казалось, более подходящий вариант. По приказу Александра 1-го Сперанский разработал программу реформ, которые должны были помочь России выбраться из кризиса.

Сперанский предлагал следующие идеи:

  • получение гражданами вне зависимости от сословия равных гражданских прав;
  • существенное сокращение всех расходов на деятельность государственных органов и чиновничества, а также установление жесткого контроля над бюджетом;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, перестройка системы министерств и изменение их функций;
  • создание более современных судебных органов, а также написание нового законодательства, которое учитывало бы потребности новой системы управления;
  • обширные преобразования во внутренней экономике, введение налогов.

Основная идея реформ Сперанского заключалась в том, чтобы создать демократичную модель управления во главе с монархом, которому, однако, власть не будет принадлежать единолично, а общество будет уравнено перед законом. По проекту Россия должна была стать полноценным правовым государством.

Реформы Сперанского не были приняты дворянством, которое боялось потерять свои привилегии. Проект был выполнен не полностью, в жизнь были воплощены лишь некоторые его пункты.

Итоги деятельности Сперанского

Итоги деятельности Сперанского:

  • значительный рост внешней торговли за счет повышения экономической привлекательности России в глазах иностранных инвесторов;
  • модернизация системы управления государством; реформирование армии чиновников и сокращение расходов на их содержание;
  • появление мощной экономической инфраструктуры, которая позволяла экономике саморегулироваться и быстрее развиваться;
  • создание современной правовой системы; Сперанский стал автором-составителем «Полного собрания законов Российской империи»;
  • создание теоретической основы современного законодательства и права.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.