Ребенок 6 месяцев развитие что должен. Сколько должен весить шестимесячный ребенок и каким должен быть его рост

Каждый ребенок неповторим и уникален. Ведь и взрослые все разные: высокие и низкие, широкоплечие и изящные, плотные и астеничного телосложения. Конечно же, ребенок в этом смысле является отражением мамы и папы. Тем не менее, есть определенные нормы, о которых следует знать родителям, чтобы следить за тем, как развивается и растет их малыш. В этой статье мы расскажем, сколько должен весить ребенок в 6 месяцев.

Полгодика – это своеобразный рубеж, после которого обязательно посещение всех детских врачей: педиатра, невролога, кардиолога, лора, офтальмолога и ортопеда.

Педиатр, конечно же, ежемесячно измеряет все антропометрические показатели малыша, отмечая их динамику. Однако в шесть месяцев должна состояться важная консультация, которая касается введения прикорма. Рекомендации педиатра зависят в том числе и от того, какой вес у малыша.

Какой вес считается нормальным?

Многие родители слышали о том, что к полугоду ребенок должен весить ровно в два раза больше, чем при рождении, и в этом есть определенный резон. Нередко дети действительно укладываются в этот показатель, но он слишком усреднен и не учитывает многих индивидуальных моментов.

За месяц после рождения младенец в среднем прибавляет от пятисот грамм до килограмма. Второй и третий месяц дадут еще по пятьсот-шестьсот грамм. Четвертый и пятый месяц прибавка составляет шестьсот-семьсот грамм, и столько же за седьмой. Таким образом, малыш, который родился с массой в 3500 грамм, к полугоду удваивает вес (который теперь составит 6900–7800 грамм). Показатели ребенка, родившегося с большей или меньшей массой, соответственно, будут отличаться.

Ольга мама 8-месячного Игната: «Игнат родился худеньким, всего 2980 г, при росте 51 см. Зато после 3-х месяцев стал так активно набирать вес, что в 6 уже весил 8200! Это на 1120 больше, чем в 2 раза, причем только на грудном молоке. Педиатр только порадовалась, говорит, догнал ровесников».

От чего зависит вес грудного ребенка

От антропометрических характеристик родителей. Если мама и папа, ниже среднего роста, их малыш будет значительно отличаться по росту и весу от соседского ребенка, чьи родители познакомились в секции по баскетболу. Ожирение у родителей - фактор риска для ребенка, ведь он может унаследовать особенности метаболизма.

От пола . При рождении девочки весят обычно чуть меньше мальчиков. В определенном возрасте мальчики начинают уступать ровесницам в весе и росте, но в полгода они, как правило, крупнее.

От условий появления на свет . Вес недоношенного ребенка всегда ниже нормы, но со временем он выравнивается. Малыш, появившийся на свет раньше срока, должен догнать по весу сверстников к 12–14 месяцам, но при недоношенности III степени (срок меньше 31 недели, вес ниже 1500 грамм) этот период может длиться гораздо дольше. В шесть месяцев такой малыш будет весить меньше сверстников. Ничего страшного в этом нет, главное, чтобы прибавка была стабильной.

От особенностей питания. При искусственном вскармливании дети нередко набирают вес быстрее тех, кто питается грудным молоком.

От состояния здоровья . Перенесенные в первые месяцы жизни заболевания, оперативные вмешательства, прием антибиотиков и другие факторы приводят к значительному отклонению веса от нормы.
Итак, все дети разные, поэтому нормальный вес - тот, при котором ребенок развивается нормально.

Ребенок здоров если:

  • развитие соответствует возрастным стандартам (вовремя начал держать головку, сидеть и так далее);
  • нет проявлений рахита или анемии;
  • нет «провалов» в прибавке веса (то есть хоть 100 грамм, но набрал, вес не стоит на месте и не снижается);
  • зубки прорезываются в соответствии с возрастом;
  • нет проблем с пищеварением (жидкий стул, запоры).

Еще Бенджамин Спок призывал не беспокоиться слишком по поводу набора веса, поскольку это далеко не единственный показатель развития ребенка.


Особенности введения прикорма

Как говорилось в начале, прикорм вводится в зависимости от веса и типа питания ребенка. Если вес соответствует нормам, педиатр порекомендует начать прикармливать с однокомпонентного овощного пюре. Если же ребенок не набрал вес до нормы, прикорм может быть введен раньше 6 месяцев. Педиатр при этом может посоветовать начать с безглютеновой однокомпонентной каши, поскольку такая пища калорийнее, чем овощное пюре.

Если малыш находится на смешанном или искусственном вскармливании, педиатры обычно рекомендуют начать прикорм чуть раньше. Желудочно-кишечный тракт таких детей привыкает к новому типу питания быстрее. В то же время некоторый избыток веса в таком случае компенсируется за счет употребления овощей. Если ребенок много весит, с кашами лучше подождать, как и со сладкими фруктами (бананами) и картофельным пюре.

Если у ребенка наблюдается анемия и недостаточный вес, педиатр может порекомендовать включить в рацион мясное пюре уже в 6 месяцев.

Введение прикорма может быть отложено, если у ребенка есть отклонения в состоянии здоровья, например, пищевая аллергия или дисбактериоз с диспепсическими явлениями, а также если имеется остро протекающее заболевание.

Инна, мама годовалой Лизы: «У нас прикорм начался с проблемы - заболели всей семьей ОРВИ. А дочка только успела неделю покушать пюре из кабачков по схеме педиатра. Прервали, выздоровели, подождали еще неделю и повторили с самого начала, сначала с пол-ложечки в день, затем больше и т.д.».

Таблицы веса и роста

Для того чтобы все родители могли следить за развитием своего малыша, Всемирная Организация Здравоохранения разработала таблицы нормативов для мальчика и девочки по месяцам и годам.

Интересно то, что эти стандарты были разработаны в 2006 году. Нормы, действовавшие ранее, были выше примерно на 20%. Это связано с тем, что с середины XX века во многих странах было распространено искусственное вскармливание. После того как врачи стали популяризировать длительное кормление грудью, дети стали в целом весить меньше.

Подробно показывает вес ребенка в шесть месяцев таблица, представленная ниже.


Вес 6-месячной девочки в соответствии с нормативами ВОЗ:

Из этой таблицы видно, что нормальный вес девочки колеблется от 6,46 до 8,25 килограмма, а средний вес - 7,3 кг. Два крайних столбца с обеих сторон показывают отклонения от нормы: при таких показателях рекомендуется консультация врача.

Рост 6-месячной девочки в соответствии с нормативами ВОЗ:

чрезмерно низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий чрезмерно высокий
58,9 см 61,2 см
63,5 см
65,7 см 68 см 70,3 см 72,5 см

Здесь также два крайних столбца показывают отклонения от нормы. Если рост не укладывается в средние показатели, лучше уточнить этот вопрос у педиатра.

Вес шестимесячного мальчика отражает следующая таблица:

Как видно из таблицы, норма веса для мальчиков выше, чем для девочек.
Если обратить внимание на таблицу роста мальчиков, можно увидеть то же самое:

чрезмерно низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий чрезмерно высокий
61,2 см 63,3 см 65,5 см 67,6 см 69,8 см 71,9 см 74 см

Если вам кажется, что малыш медленно набирает вес, или, наоборот, «тяжелее» сверстников, то обязательно проконсультируйтесь по этому вопросу с педиатром. Возможно, врач развеет ваши опасения, или наоборот, вовремя предложит меры для решения проблемы.

Видео по теме

6 месяцев - одна из первых значимых дат в жизни малыша и его родителей. Кроха начинает знакомиться с новой пищей, совершенствует свои навыки. Каким должно быть развитие ребенка в этот период? Что он уже умеет делать и чему стоит обучать?

Физиология полугодовалого ребёнка

Первое, что делает педиатр при плановом осмотре малыша в шесть месяцев - измеряет его вес и рост, который сопоставляет с данными, указанными в центильных таблицах. С их помощью специалист ориентируется о темпах развития крохи. В таблицах указаны средние показатели веса, роста, окружности головы, грудной клетки, а также - допустимые отклонения выше или ниже нормы. Например, для мальчиков в возрасте 6 месяцев средним показателем нормального веса считается 7.9 кг. Но это не означает, что все детки будут весить в норме именно так. В пределах допустимой нормы вес от 6.6 кг до 9 кг. Но если ваш сынок в полугодовалом возрасте весит меньше 6.6 кг, или его масса превышает 9 кг, педиатр более пристально будет наблюдать за его физическим развитием.

Таблица норм веса мальчиков

Таблица норм веса девочек

Существует также специальная формула, по которой врач может рассчитать нормы веса: масса тела крохи при рождении +800хN (количество месяцев). Следует учитывать, что разница в прибавке веса может отличаться у детей, пребывающих на грудном вскармливании и тех, кто питается адаптированной смесью.

Не меньшее значение уделяется росту и окружности головы. На шестом месяце жизни кроха вырастает на 2–3 см. Средние показатели: 64–67 см. Допускаются отклонения в 3 см в ту или иную сторону. Окружность головы в норме составляет 42.1–44.6 см для мальчиков и 40.9–43.5 см для девочек.

В 6 месяцев малыш может изменить свой режим сна. Теперь он больше времени проводит в активном состоянии, изучая внешний мир. Перерыв между дневными снами может составлять до 3 часов. Как правило, в этом возрасте ещё сохраняется 3-разовый сон. Ночью кроха спит 10 часов с перерывами на кормления.

Все вышеуказанные данные являются среднестатистическими, так как каждый малыш индивидуальный. Ориентиром нормы должны служить его хорошее самочувствие, бодрость и активность.

Ещё одним нюансом шестимесячного возраста является период активного прорезывания зубов. У некоторых малышей этот процесс начинается немногим раньше, у других - задерживается на 2–3 месяца. Есть «уникумы», которые сохраняют беззубое состояние до года. Но среднестатистический малыш свой первый зуб «получает» именно к полугодовалому возрасту.

Основные навыки ребёнка в 6 месяцев

Полугодовалый ребёнок - это личность, которой под силу уже многие вещи. Он умеет:

  • самостоятельно переворачиваться на животик и обратно;
  • крепко держать игрушки одной рукой в положении лёжа на животе (вторая рука служит опорной);
  • держась за палец взрослого, подтягиваться в сидячее положение из позиции лёжа. Некоторые детки уже уверенно сидят без поддержки;
  • отталкиваться ножками от поверхности при поддержке в положении стоя. Кое-кто уже может стоять, держась за опору;
  • ползать удобным ему способом. Не все малыши проходят этап ползанья. Некоторые его «пропускают»;
  • самостоятельно играть до 15 минут;
  • поднимать игрушки с любой поверхности;
  • искать спрятанную игрушку по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие ребёнка в шесть месяцев также имеет свои особенности. Кроха совершенствует свою речь, имитируя разные звуки. Он осваивает «пассивный словарь», демонстрируя понимание того, что говорит ему взрослый. Узнаёт по голосу родителей и умеет держать дистанцию с посторонними. Понимает причинно-наследственную связь: например, он знает, что если нажать на кнопочку на игрушке - начнёт играть музыка. В шесть месяцев кроха активно интересуется всеми предметами, поэтому родители должны создать максимально безопасные условия в доме.

Какие нюансы должны насторожить взрослых?

  • малыш не садится даже с поддержкой;
  • не умеет перекладывать предметы из руки в руку;
  • не реагирует на звук;
  • не узнаётмаму-папу и не пытается лепетать.

Полугодовалому малышу очень важен тесный психоэмоциональный контакт с родителями, что позитивным образом влияет на его дальнейшее развитие.

Уход за 10-месячным крохой

В шесть месяцев настаёт период знакомства ребёнка со взрослой пищей. С чего начинать прикорм может посоветовать педиатр. Согласно рекомендациям ВОЗ сначала в рацион ребёнка включаются овощные пюре. Но маловесным деткам специалист может порекомендовать начинать прикорм с каш.

Энергозатраты полугодовалого малыша уже не покрываются одним грудным молоком. Но важно, чтобы ребёнок был готов к введению в рацион взрослой пищи. Ведь принцип употребления пюре другой, чем молока. Тут не действует сосательный рефлекс. Поэтому, если малыш не может справиться с другой пищей, давится и выплёвывает пюре или кашу - с прикормом можно немного повременить. Индивидуальный режим знакомства со взрослой пищей разрабатывается для малышей с аллергией или проблемами желудочно-кишечного тракта.

Видео, которое поможет понять, как правильно вводить прикорм

В шесть месяцев детки любят купаться. Банные процедуры им можно устраивать каждый день, набирая воду во взрослую ванну. Купаться лучше спустя час после еды. Оптимальная температура воды +37 С.

После каждой смены подгузника попку малыша очищают при помощи влажных салфеток или подмывая её под краном. Желательно не забывать о воздушных ваннах: при возможности оставлять кроху без памперса.

Важное значение в этом возрасте имеют прогулки на свежем воздухе. Выбирать время для них можно как в период дневного сна, так и бодрствования крохи. В летний период ребёнок может весь световой день проводить на свежем воздухе. Зимой гулять нужно дважды в день по 1.5–2 часа. Причинами для отмены прогулки может быть только сильный ветер, дождь и мороз -10–15 градусов.

Развивающие игры с крохой в полгода

Полугодовалые малыши любят играть со взрослыми. В поле их интересов попадают коробочки, мячики, матрёшки, мягкие кубики, музыкальные игрушки. Вызывают интерес книги с яркими большими картинками.

Какие игры можно придумать для крохи?

  • потешки «Сорока ворона», «Ладушки»;
  • прятки (можно прятать под пеленочкой игрушку и просить ребёнка найти; также детки любят игру «а где ты»);
  • простые сортеры, состоящие из крупных предметов;
  • «достань игрушку» - родители отодвигают интересный предмет и просят малыша достать его.

Актуальными в этом возрасте будут все игрушки и игры, направленные на стимуляцию развития мелкой моторики рук.

Видео по теме «Игры с малышами»

Не стоит забывать и о массажах и лечебной физкультуре. Массажи лучше проводить перед купанием. А для выполнения упражнений и развития координации хорошо подходит специальный мяч.

Гимнастика для деток (видео)

Что говорит доктор Комаровский о развитии деток в 6 месяцев

Известный доктор, мнение которого является авторитетным для многих мам и бабушек, считает, что темпы развития крохи в 6 месяцев - индивидуальны. Поэтому ребёнок не должен, например, самостоятельно сидеть в полгода. Он сядет тогда, когда полностью окрепнет его позвоночник. А это может случиться и в 7 и в 8 месяцев. Если кроха при попытке его посадить ещё заваливается, то это показатель его неготовности. Стимулировать развитие можно при помощи лечебной гимнастики, массажей, ползанья.

Также своё мнение у него есть по поводу прикорма: Если кормящая мать может позволить себе полноценное и разнообразное питание (т. е. и овощи, и фрукты, и мясо, и хлеб, и рыбу), если родители в состоянии приобрести для своего ребенка качественную адаптированную молочную смесь, так вот при соблюдении всех этих условийдо достижения младенцем возраста шести месяцев ничем прикармливать не надо.

Е.Комаровский

http://www.komarovskiy.net/knigi/dokorm-i-prikorm.html

Любой новый продукт вводится с микродозы: на кончике ложечки. Если ребёнок не хочет - не нужно настаивать . Порядок ввода продуктов в рацион также определяется индивидуально.

Видео по теме «Доктор Комаровский о прикорме»

Малыш в полугодовалом возрасте активно познаёт мир. Задача родителей - помочь ему это сделать безопасно и с пользой.

Что должен делать ребёнок в шесть месяцев? Как правильно развивать полугодовалого малыша? Как выбрать хорошие игрушки, не потерявшись в огромном ассортименте детских магазинов? Такие вопросы часто волнуют молодых мам и пап, которые хотят, чтобы их ребёнок был здоров, счастлив и радовал их новыми успехами.

Рост и вес детей в полгода

До 2006 года действовали устаревшие нормы развития детей, основанные на наблюдениях за малышами на искусственном вскармливании. Поэтому не всегда стоит прислушиваться к словам бабушек о том, что ребёнок кажется худеньким, лучше свериться с новыми нормами, разработанными ВОЗ 10 лет назад.

Согласно этим параметрам, вес девочек в 6 месяцев может быть от 6,5 до 8,2 кг, а рост колеблется от 63,5 до 68 см. Аналогичные показатели у мальчиков немного выше: 7,1–8,8 кг веса; рост в пределах 65,5–69,8 см.

Если мальчик или девочка имеют рост и вес ниже или выше указанных, это не свидетельствует напрямую о проблемах со здоровьем. Однако экстремально низкие или высокие показатели могут указывать на пробелы в системе питания ребёнка или скрытый дефицит полезных веществ. Поэтому, если выявлено отличие от норм роста и веса, следует быть внимательными к состоянию малыша и провести по возможности дополнительные обследования ради исключения неприятных последствий.

Что должен уметь малыш в полгода: нормы развития

Перечислим основные навыки, овладением которых может похвастаться 6-месячный человек:

  • Умеет перекатываться с животика на спинку;
  • Осваивает переворот со спины на живот с обоих боков, при этом одна из сторон может быть ведущей
  • Лёжа на животе, выпрямляет руки и опирается на ладошки;
  • Тянется за игрушкой, пытаясь достать её;
  • Пытается перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • Учится ползать, не поднимая живота;
  • Сидит или полусидит с опорой;
  • Опирается на ножки, когда его держат вертикально, поддерживая под мышками;
  • При попытке посадить его умеет удерживать голову на одной линии с телом.

В этом возрасте физическое развитие является определяющим для общего развития ребёнка, именно оно должно служить главным ориентиром. Освоение различных двигательных навыков больше всего отражает постепенное созревание детского мозга. Однако есть и иные критерии того, что малыш растёт и развивается правильно, в соответствии со своим возрастом. Например, такие:

  • Умение произносить отдельные гласные и согласные звуки, а также их сочетания;
  • Способность узнавать голос мамы, «комплекс оживления» (движения рук и ног, лепет, разные звуки, слежение глазами) как ответ на него;
  • Реакция на звук упавшей игрушки, хлопнувшей двери и т. д.;
  • Умение провожать глазами предмет, находящийся в движении;
  • Руки и рот участвуют в изучении предметов окружающего мира;
  • Интерес к своему и чужому отражению в зеркале;
  • Положительная реакция на игры со взрослыми («ку-ку», потешки, «дай и на»).

Не всегда все эти навыки появляются в одно время, часто развитие детей идёт нелинейно. Некоторые смышлёные груднички в 6 месяцев умеют говорить слово «мама», а учиться сидеть и ползать не спешат. Если малыш здоров и проявляет активность, не стоит пугаться отдельным проявлениям запаздывания в развитии. Но и советами специалиста – грамотного, спокойного, внимательного – пренебрегать не следует. Хотя зачастую малыш в шесть месяцев порадует родителей успехами, если с ним каждый день заниматься и с удовольствием играть.

Развитие ребёнка в 6 месяцев – в ваших руках. Ведь в это время малыш много находится с любящей и заботливой мамой, слушает её голос, наблюдает за её действиями и мимикой. Также в силах родителей стимулировать физическое, речевое и эмоциональное развитие ребёнка. Как это сделать?

Прежде всего, стоит почаще мотивировать ребёнка на самостоятельное движение. Если по каким-то причинам вы избегали класть малыша на пол, он проводил время на ручках или в шезлонге, то стоит восполнить этот пробел (обязательно освободив окружающее пространство от мелких или опасных предметов). Расположите неподалёку от малыша красивую игрушку, постучите или позвените ей, привлекая внимание юного исследователя.

Существуют несложные методики, помогающие маленьким детям освоить повороты с живота на спину и обратно. Их легко найти в сети в формате видеоуроков.

Называйте окружающие ребёнка предметы, озвучивайте свои действия и планы, зовите его по имени.

Во время бодрствования малыша находите время поиграть с ним в прятки (ку-ку), ладушки, разучите несколько потешек и пальчиковых игр. Скоро вы увидите, что некоторые из этих игр особенно нравятся сыну или дочке.

Предлагайте малышу пособирать пирамидку, покатать или побросать мячик. Давайте ребёнку простые бытовые предметы вроде кастрюлек, ложек, крышек, мягких бутылочек, бумаги. Комментируйте действия ребёнка, радуйтесь его открытиям!

Топ развивающих игрушек для малышей в 6 месяцев

  • Мячики разных размеров и фактур;
  • Пирамидка с колечками разных цветов;
  • Простая машинка, неинерционная;
  • Книжки с сюрпризами;
  • Развивающие коврики с кармашками на молнии, липучке, кнопках
  • Набор стаканчиков разных размеров;
  • Музыкальные инструменты (маракасы, бубен, барабан).

Шестой месяц жизни ребёнка – один из этапов отделения его от осуществляющего уход взрослого. То, что умеет ребёнок в 6 месяцев, уже позволяет ему самостоятельно играть в течение 5–10, а то и 15 минут. Однако не все занятия малыша радуют родителей. Например, ребёнок может раз за разом бросать игрушку на пол и звуками просить маму поднять её. Помните, что в этом нежном возрасте дети не умеют манипулировать и делать назло. Такие действия – это всего лишь потребность растущего человека в игре, взаимодействии с любящими людьми, познании мира и свойств окружающих предметов. Такие игры, несмотря на кажущуюся бессмысленность с точки зрения взрослых, способствуют детскому развитию. Наберитесь терпения, но не поощряйте неприятное для себя поведение.

Все о развитии ребенка: месяц шестой

Шестой месяц жизни ребенка знаменует собой круглую дату: полугодие его роста и развития. Уже в конце пятого месяца ребенок проявляет себя всё более и более активно. Он научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, с большим интересом смотрит на вас, как бы ожидая вашего участия, «призывает» к общению.

Если в 5 мес. малыш научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, то на 6-м месяце жизни дитяовладевает поворотами с живота на спину. Таким образом, его локомоторное развитие (изменение положения тела в пространстве) получает статус большей самостоятельности. Это очень важно для дальнейшего развития малютки. Теперь ребенок без вашей помощи делает повороты в горизонтальной плоскости во все стороны, практически на 360°С. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве.

Ребенок, овладев поворотами, «тренируется» в своих умениях. Очень хорошо, если мама побуждает малютку к движению и, радуясь его успехам, поддерживает улыбкой, радостным голосом.

Шестой месяц привносит еще одно действие, вернее, двигательную реакцию в поведение ребенка . Ребенок начинает подтягивать свое тело на руках. Нет, это еще не ползание, а только подготовка к нему! Поэтому и называется оно подползанием. Как это выглядит?

Руки малыша настолько окрепли, что он может, перевернувшись со спины на живот, расставить их и, опираясь на ладони, высоко приподнять свое тело. Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, чуть отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта.

Чтобы малыш начал подползать, следует ему помочь: скатать валик, например из байкового одеяла, и подложить под стопы малютки, создав таким образом ситуацию отталкивания от опоры. Необходимо организовать пространство, в котором ребенку удобно поворачиваться и двигаться, наполнить его игрушками, побуждающими к движению.

Третьим достижением ребенка становится удивительная способность брать предметы (игрушки) самостоятельно из любого положения.

Вспомним, на пятом месяце жизни ребенок научился «перехватывать» у вас из рук протянутую ему погремушку с удобной ручкой для захвата. Теперь же малыш, видя предмет перед собой, протягивает руку и берет его. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.

С освоением самостоятельных действий с предметами (игрушками) меняется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. Теперь ведущей в развитии ребенка становитсяпредметная деятельность – это ознакомительная игра с предметами: манипулятивная по форме и ориентировочно-исследовательская по содержанию. Поясним сказанное.

В шесть месяцев малыш обостренно реагирует на окружающий мир. Любопытство его безгранично. Ребенок открывает для себя новые свойства предметов в процессе действий с ними. В работу включаются все органы чувств (анализаторы) – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Вы видите, что малыш каждый предмет или игрушку берет в рот, как бы вы ни старались противодействовать этому. Оказывается, ребенок языком (язык обладает особой чувствительностью) обследует поверхность игрушки и узнает её вкус. Вот почему в этот периодяркой сенсорной активности ребенку не следует давать в руки предметы экологически опасные. Любая игрушка, предназначенная для малютки, должна иметь медицинский сертификат качества. И еще очень важная информация. Ребенку не следует давать в руки мелких предметов. Погремушка в объеме должна иметь не менее 5-6 см. Если же вы хотите дать ребенку предметы меньшие по объему, то закрепите их тщательно на тонкой, гладкой ленточке. Все действия с предметами и игрушками малыш совершает в присутствии мамы и с её активным участием. Ребенку полезны погремушки, имеющие разные по форме ручки для захвата и занимательные основные части, увлекающие цветом, формой, неожиданностью «скрытых» свойств, звуком. Это могут быть и геометрические игрушки, т.е. имеющие форму шара, куба, цилиндра, и сюжетные, например зайчик, лисичка, кошечка.

Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни являются яркие речевые реакции . Если к концу пятого месяца малыш гулил, радуя вас руладами гласных звуков типа «ауа», «уау», «ау», «иоа», то теперь вы четко слышите: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «м-м-ма». Это новый этап речевого развития, который называется лепетом. Лепет включает в себя сочетания согласного и гласного звуков, т.е. слоги.Этот этап речевого развития очень важен, потому что малыш начинает овладевать звуками (фонемами) родного языка, их артикуляцией.

Столь существенные новации в двигательной, сенсорной, речевой сферах оказывают положительное влияние на развитие первых жизненно необходимых навыков , возникающих при вашем участии. Если вы начнете их вовремя формировать, то в дальнейшем малыш сумеет хорошо есть, снимая пищу губами с ложки, пить из чашки и т.п.

В заключение хочется упомянуть о темпах развития ребенка . Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги – чему малыш научился за прошедший период. В педиатрии нормальное развитие ребенка в этом возрасте подтверждается формированием навыков с отклонением от средних сроков не более чем на 15 дней. Если малыш в шесть месяцев не выполняет определенные действия, характерные для этого возраста, у него в запасе есть еще время (14-15 дней) для овладения необходимыми умениями. А это большой срок для раннего детства. Навыки, сформированные на 16 и более дней раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии . Овладение действиями с задержкой по одному или нескольким показателям на один месяц (т.е. ниже допустимой степени отклонения) говорит о замедлении темпа развития. Причины этого явления следует установить. Это может быть связано с индивидуальностью малютки, но может и сигнализировать о какой-либо болезни. Если причина в неосведомленности родителей или педагогической запущенности ребенка , советуем родителям пересмотреть свои позиции. Малыш, отстающий в развитии в пределах одного месяца, нуждается в увеличении количества воспитательных и обучающих воздействий.

Формирование умений с задержкой на два месяца классифицируется как отставание , а на три месяца и больше – как значительное отставание в развитии , которое может быть отнесено к состоянию, пограничному с патологией, или к патологии. В этих случаях малышу требуется немедленная консультация специалистов: невролога, педиатра, психолога, педагога и т.д. для выявления причин задержки развития, а также для определения методов их устранения. Приведенная ниже таблица поможет вам правильно оценить успехи вашего малютки. И даже если ему что-то пока не удалось, не печальтесь: у него и у вас еще всё впереди.

Развитие и воспитание ребенка . 6-й месяц жизни

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Подготовительные этапы развития активной речи и мышления

Развитие общих движений и действий руки

Мини-программа 6-го месяца

1. Продолжать развивать предметность восприятия, побуждая ребенка к рассматриванию одинаковых и разных игрушек, помещая их на близкое и более дальнее расстояние от малыша, приближая и удаляя от него.

2. Закреплять опыт зрительного восприятия предметов (игрушек) из разных положений: лежа на животе, на боку, на спине, в вертикальном положении на руках у взрослого.

3. Формировать более сложные ручные умения, обогащая действия с предметами (игрушками) более сложными двигательными заданиями.

1. Обогащать эмоциональную жизнь малыша, усиливая содержательную сторону общения взрослого с ребенком.

2. Гигиенические процедуры, кормление, игры, занятия и пр. осуществлять на фоне эмоционально-положительного состояния ребенка .

3. Приучать к элементарной самостоятельности в быту.

1. Развивать понимание речи взрослого, обращенной к ребенку , используя все возможные моменты игры с предметами и специальные речевые занятия.

2.Создавать ситуации, побуждающие ребенка к речевой активности: развивать гуление, способствовать возникновению л е п е т а.

1. Создавать условия, способствующие двигательной активности малыша. Продолжать укреплять мышцы плечевого пояса, шеи, брюшной пресс и мышцы ног.

2. Осуществлять дальнейшее локомоторное развитие (повороты).

3. Продолжать развивать действия рук.

Задачи

1. Продолжать формировать простые ориентировочно-исследовательские действия с предметами (игрушками): знакомить с их цветом, формой, величиной, массой, фактурой и физическими свойствами.

2. При захватывании, удерживании и сжатии предмета побуждать к простому результативному действию (например, сжимая резиновую игрушку-пищалку, извлекать звук; поворачивая шарик погремушки, обнаруживать изменения ее цвета; подтягивая одни игрушки – подвески, изменять положение других и т.п.).

3.Формировать умение брать предмет (игрушку) из любых положений: лежа на животе, на боку, на спине и т.п.

1. Стимулировать радостное настроение, создавая игровые ситуации, побуждающие малыша к улыбке, смеху, эмоциональному контакту со взрослым.

2. Наряду с ласковым обращением к ребенку (например, «солнышко», «заинька», «ягодка» и т.п.) нужно обязательно называть его и по имени, а также добиваться, чтобы малыш воспринимал это обращение.

3. Эмоциональное общение с ребенком постепенно обогащать «деловыми» контактами по поводу действий с предметами и игрушками.

4. Обращать внимание на индивидуальные проявления личности ребенка , реакцию на присутствие близкого человека, знакомый голос, вид любимой игрушки, звучащую мелодию и т.п. Учитывать предпочтения малыша.

5Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.

1. Продолжать развивать речевой слух ребенка , побуждая его прислушиваться к голосу взрослого.

2. Создавать ситуации, способствующие развитию понимания речи взрослого (введение вопроса «где?», обращение по имени и т.п.).

3. Создавать ситуации, способствующие развитию активной речи – проявлению у ребенка лепета. Отмечать, какие звуки (приближенные к речи), слышатся в его лепете.

4. Вступать в «перекличку» с ребенком, повторяя за ним его речевые звуки.

5. Способствовать возникновению интонационно-выразительных голосовых реакций на основе подражания взрослому.

1. Закреплять умение длительное время лежать на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук.

2. Побуждать ребенка к поворотам со спины на живот, а затем с живота на спину.

3. Способствовать движениям, подготавливающим появление ползания. На данном этапе – подтягивание на руках: подползание (к игрушке).

4. Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры (поверхность стола, колени взрослого).

5. Способствовать локомоторному развитию, помогая ребенку самостоятельно изменять положение своего тела в пространстве (повороты, подползание и т.п.)

6. Учить брать игрушки из разных положений, разными способами (подтягивание, захватывание и т.п.).

Реализация мини-программы и задач воспитания ребенка 6-го месяца

ЗАНЯТИЕ 1

Цель. Развивать ориентировку на предметы, находящиеся в горизонтальной плоскости перед ребенком. Совершенствовать тактильную чувствительность (чувство прикосновения к чему-либо) ладоней при соприкосновении с предметами.

Материал. Плоская подушечка из поролона (40x40 см, толщина 1--1,5см), к которой прилагается такого же размера набор чехлов из ярких тканей, различных по фактуре (махровой, байковой, ситцевой, шелковой, джутовой и т.п.). Стороны чехлов могут быть украшены крупной выпуклой аппликацией (цветы, ягоды, различные узоры).

Ход занятия. Ребенок лежит в манеже на животе, опираясь на предплечья, мама берет ладонь малыша и проводит ею по поверхности предмета, давая возможность ощупать его. Взрослый должен обратить внимание ребенка на рисунок, назвать изображенное на чехле. Далее подушечка переворачивается, малыш знакомится с фактурой другого типа.

ЗАНЯТИЕ 2.

Цель. Обучить выполнению двух взаимосвязанных действий, приводящих к определенному результату (например, подтягивание одного предмета приводит в движение другой).

Материал. Подвесное устройство (модуль), к которому крепятся различные игрушки. Оно позволяет создать ситуацию простых результативных действий, возникающих при поочередном захватывании и притягивании игрушек.

Ход занятия. Мама побуждает ребенка протянуть руку к висящему в поле его зрения предмету (шарику, колокольчику). Притягивание одной игрушки изменяет положение второй и третьей, находящейся рядом со второй. ЗАНЯТИЕ может иметь множество вариантов, а различный подбор игрушек способствует обогащению чувственного опыта ребенка .

ЗАНЯТИЕ 3

1.Взрослый подбирает 23 яркие игрушки, различные по физическим свойствам. Например, резиновую пищалку, мягкую игрушку, пластиковую погремушку (лошадка, попугайчик и т.п.). Мама показывает каждую игрушку, привлекая внимание к их звуковым свойствам. Затем кладет игрушки перед малышом, слева или справа примерно в 30 см от него. Ребенок вначале лежит на спине, рассматривает игрушки, которые показывает мама. Затем, видя их сбоку, около себя, делает поворот со спины на бок, а затем на живот. Высоко приподнимает себя на вытянутых руках, чуть подтягивает тело (выполняет подползание). Протягивает руку и берет игрушку. Рассматривает ее, прислушивается к звуку. Выполняет поворот на бок, затем на спину. Манипулирует игрушкой. Аналогично действует с другими игрушками, перекладывает их из руки в руку. Тем самым ребенок знакомится с физическими свойствами предметов из различных материалов.

2.Взрослый кладет перед ребенком музыкальную игрушку, например, яркого Петрушку. Предварительно обвивает игрушку лентой (ширина 3--4 см, длина 60--80 см), в два-три оборота, на конце которой пришито кольцо (например, прорезыватель для зубов). Кольцо кладется перед ребенком, на расстоянии его вытянутой руки.

Малыш протягивает руку, обхватывает кольцо и натягивает ленту. Игрушка раскачивается, звенит. Ребенок практически устанавливает связь между интенсивностью своих действий с предметом (кольцом) и движениями и звоном Петрушки. Стремится подтянуться к игрушке ближе или подтянуть ее за ленту к себе (действие и результат).

Примечание: занятие с лентой проводится только в присутствии взрослого. Если малыш не заинтересовался предметом, мама «помогает» ему обнаружить занимательность Петрушки.

3. Взрослый использует подвесные игрушки-модули.

Ребенок выполняет простые результативные действия, подтягивая то одну, то другую игрушку. Берет предметы из любого положения.

1. Взрослый, приступая к кормлению, переодеванию, умыванию и т.п., создает у ребенка предварительную эмоциональную установку. Так, например, перед кормлением мама показывает ребенку бутылочку. Далее звучит вопрос: «Кто будет кушать?». Мама улыбается малышу, помогает ему принять позу «для кормления» и ожидает ответной реакции.

Ребенок вступает в эмоциональный контакт с мамой, «внутренне» готовится к предстоящему приему пищи. «Отвечает» улыбкой, гулением, общей двигательной активностью.

В процессе кормления он держит руки на маминой груди или бутылочке.

Примечание:

«Игровое» общение обеспечивает общее хорошее настроение.

2. Взрослый способствует тому, чтобы малыш реагировал на обращение к нему по имени.

Мама проверяет реакцию малыша: находясь вне поля зрения ребенка , называет имя, не сходное по звучанию с именем ребенка . Повторяет его два раза. После паузы (10 сек) называет два раза имя ребенка и после следующей паузы (10 сек) – другое имя.

Ребенок, услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается, смотрит на взрослого.

1. Взрослый в процессе ухода за ребенком разговаривает с ним, поясняет кратко свои действия и действия ребенка . Слова взрослого и его действия синхронно совпадают с ощущениями ребенка .

2. Взрослый вслушивается в речевые реакции малыша. Если у ребенка в основном слышится гуление (гласные звуки), иногда лепет: «в-ва», «ба-ба», «м-ма» и т.п., мама голосом вступает в «перекличку» с малышом на основе тех звуков (фонем), которые уже появились в его речевых реакциях.

Ребенок прислушивается, затем выразительно вторит взрослому. Если у него что-то не получается, делает попытки к повторению. Создаются ситуации, способствующие появлению у ребенка активного лепета.

3. В 6 месяцев взрослый вводит в обращение к ребенку вопрос «где?».

Для этого в определенном месте комнаты ставится игрушка (собачка) или какой-либо предмет (часы).

Мама несколько раз в день спрашивает: «Где собачка?». Показывает собачку, всегда стоящую на одном и том же месте. Аналогично: «Где часы?».

Ребенок постепенно на вопрос взрослого начинает поворачивать голову в сторону «заученного» предмета.

ЗАНЯТИЕ 1.

Цель. Учить брать погремушку из любого положения, а также из рук взрослого. Удерживать её в руке не менее 2--3 мин. Закреплять умение менять положение своего тела, ориентируясь на лежащий сбоку предмет. Делать поворот со спины на живот и с живота на спину.

Материал. Яркие погремушки, имеющие различные по форме ручки: в виде палочки, ровной или утолщенной книзу по типу булавы, в виде петельки, в виде кольца, в виде гантели, а также образные погремушки (попугайчик, обезьянка, крокодил и т.п.). Их нижняя часть (хвост попугая, крокодила) служит ручкой для захвата.

Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Мама предлагает ему погремушку с ручкой в виде палочки. Располагает её на высоте 20--30 см над грудью ребенка . Взрослый держит игрушку за кончик ручки, оставляя среднюю часть свободной, т.е. создает условия, удобные для перехватывания погремушки из рук взрослого. Ребенок ее берет. Желательно, чтобы он смог удержать в руке игрушку 1,5--2 мин. Мама исключает все отвлекающие моменты, отходит в сторону, создает все условия, чтобы малыш слышал звук погремушки при встряхивании.

Во второй части занятия мама побуждает ребенка взять у нее из рук погремушку другого типа, например с ручкой в форме кольца. Дальнейший ход занятия аналогичен первой его части.

В третьей части занятия ребенок должен сделать поворот с живота на бок и на спину. Для этого ребенку , лежащему на животе, мама показывает игрушку, добивается сосредоточения на ней. Затем мама перемещает предмет по кругу за спину ребенка .

Он следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину. Чтобы вызвать у ребенка подползание, предметы располагают перед малышом на расстоянии чуть большем его вытянутой руки.

Ребенок смотрит на них и пытается достать. Подтягивается на руках, подползает вперед. Может менять направление, двигаясь в сторону или назад в зависимости от перемещения игрушек. Так жевзрослый создает игровые ситуации с предметами, которые побуждают ребенка не только брать игрушку из разных положений, но и способствуют обучению (метод пассивных упражнений) различным приемам их захватывания. Взрослый выполняет рукой ребенка скользящие, накрывающие, петлеобразные и пр. действия. Взрослый продолжает учить различать игрушки разной фактуры,

Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца

1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).

2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.

3. Способен 1--3 мин заниматься одним предметом.

1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт. 2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.

3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.

4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.

5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.

6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).

8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).

2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).

3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.

4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.

1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.

3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

4. Уверенно берет игрушку из любого положения.

5. Относительно долго (3--5 мин) может заниматься с предметами.

6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.

8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.

Возраст 6 месяцев – переломный этап в развитии грудничка. Это время первых зубов и введения прикорма. Малыш уже пытается сидеть самостоятельно, становится более подвижным и самостоятельным. Развиваются мышцы и изменяются пропорции тела. Поведение и эмоции становятся осмысленными. Целую ночь малыш спокойно и крепко спит и не просыпается от кормления. Он тратит много энергии, устает под вечер и поэтому легко засыпает.

Однако беспокойство из-за появления первых зубов может разрушить сон и спокойствие малыша. Давайте рассмотрим подробнее, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.

Что умеет ребенок в 6 месяцев

  • Узнает голоса знакомых людей, которых при этом не видит;
  • Следит за передвижением людей и предметов;
  • Ищет и находит спрятанные игрушки или накрытые предметы;
  • Самостоятельно ползает, подползает к игрушке, которую видит перед собой;
  • Управляет двумя руками одновременно. Может хлопать в ладоши, брать и бросать предметы, перекладывать вещи из одной руки в другую и держать по игрушке в каждой руке;
  • Увеличивается количество слогов, которые может произносить ребенок. Имитирует взрослые звуки и к концу шестого месяца он знает и произносит до 40 различных звуков;
  • Садится при помощи взрослого и начинает садиться самостоятельно;
  • Самостоятельно занимается с игрушками 10-15 минут;
  • Включается в развивающие игры, среди которых пирамиды и кубики. Малыш самостоятельно может открывать и закрывать коробочки, складывать предметы;
  • Облокачивается на руку, лежа на животе, при этом второй захватывает игрушку или интересный предмет;
  • Опирается на предплечья, лежа на животе, держит при этом голову;
  • Легко переворачивается с живота на бок, на спину и обратно на живот;
  • Некоторые малыши уже в полгода пытаются встать, держась за край кроватки;
  • Открывает рот перед ложкой, кушает с ложечки мягкую полугустую пищу.

Особенности развития малыша в 6 месяцев

Физическое развитие грудничка обуславливает вес и рост. Увеличение этих показателей немного снижается по сравнению с первыми четырьмя месяцами жизни. Малыш уже набирает вес и рост не так быстро. Это обусловлено тем, что ребенок стал более активным и мобильным. Должный вес ребенка в 6 месяцев рассчитывают по формуле:

Масса тела ребенка в полгода = вес при выписке + 800Х6

Средний вес малыша в полгода составляет 7-8 кг, а рост – 66 сантиметр. По данным Минздрава России, физическое развитие грудничка в 6 месяцев характеризуется следующими показателями:

Двигательное развитие ребенка характеризует подвижность и устойчивость рук и пальчиков. Малыш легко хватает и удерживает игрушки, способен держать по предмету в каждой руке одновременно, перекладывать вещи из одной руки в другую. А зрение грудничка различает даже самые маленькие предметы. Шестимесячный ребенок подражает звукам, речи и движениям взрослого. В этом возрасте он испытывает и различает такие чувства, как испуг, напряжение и беспокойство, радость, восторг и веселье, недовольство, раздражительность и дискомфорт.

Питание и режим дня грудничка

Питание шестимесячного малыша также должно включать грудное кормление. Ведь только молоко мамы обеспечивает нормальное физическое и психическое развитие малыша. Такое питание формирует и укрепляет иммунитет, стабилизирует рост и вес. К полугоду у детей полностью исчезают колики и срыгивания, поэтому ребенок чувствует себя лучше.

В этот период в питание детей включают первый прикорм. В первое время давайте ребенку пищу в жидкой консистенции и небольшом объеме. Существуют различные мнения о том, что давать грудничку в первую очередь. Многие педиатры считают, что это должно быть пюре из овощей и фруктов.

Наиболее безопасное питание для детей представляет брокколи и цветная капуста, яблоки и бананы, кабачки и картофель. Будьте аккуратны, так как взрослые продукты могут вызвать аллергию! В любом случае пюре должно включать только один ингредиент. Только после введения каждого, продукты можно перемешивать.

Известный телевизионный доктор Комаровский считает, что первое питание должно состоять из творога и кефира. Так как эти продукты наиболее напоминают по составу грудное молоко. Это сделает переход к взрослой пище легким и безболезненным. Подробнее про питание грудничка в 6 месяцев и введение первого прикорма, читайте .

Развитие ребенка в 6 месяцев также должно включать дневной и ночной сон, развивающие игры и занятия, массаж и гимнастику, прогулку. Предлагаем примерный режим дня для детей в полгода.

6:00 первое кормление (грудное молоко)

6:30 гимнастика, уход и гигиена;

7:00 развивающие игры;

8:30 прогулка со сном на свежем воздухе;

10:30 второе кормление (прикорм, при необходимости докорм грудным молоком);

12:30 дневной сон;

14:30 третье кормление (прикорм, при необходимости докорм грудным молоком);

15:00 бодрствование (развивающие игры и занятия, массаж);

16:00 прогулка со сном на свежем воздухе;

18:30 четвертое кормление (грудное молоко);

19:00 бодрствование (развивающие игры, купание и плавание, подготовка ко сну);

20:00 – 21:00 ночной сон с перерывом на одно кормление грудью.

Не забывайте о соблюдении гигиены грудничка. Каждое утро умывайте и протирайте лицо и глаза, прочищайте уши и носик. Регулярно подстригайте ногти, так как малыш может случайно поранить кожу или слизистую. Следите за интимной гигиеной ребенка , меняйте памперсы и правильно одевайте малыша на прогулку.

Первые зубы у грудничка

К шести месяцам у малыша начинают прорезываться первые зубки. В полгода появляются нижние центральные резцы. Десна набухает и болит, поэтому ребенок чувствует дискомфорт и боль. В этот период он плохо спит, много капризничает и часто отказывается от еды. У некоторых детей даже поднимается температура, нарушается стул и появляется понос.

Чтобы помочь малышу, можно использовать специальные гели для прорезывания зубов. Они призваны снять воспаление и облегчить боль. Не используйте подобные средства без предварительной консультации с врачом! Многие родители применяют прорезыватели. Сегодня существует множество моделей, среди которых охлаждающие прорезыватели, изделия из латекса и силикона. Подойдет и обычная резиновая соска.

Развивающие игры и занятия

Развивающие игры и занятия тоже оказывают большое влияние на развитие ребенка. В этом возрасте используют музыкальные игрушки и цветные погремушки, книжки с яркими иллюстрациями, цветные кубики и пирамидки. Помните, что полугодовалый малыш уже может закрывать, открывать и разбирать различные предметы.

Регулярно разговаривайте с ребенком, рассказывайте истории с мимикой, жестами и движениями. Обязательно используйте разные интонации, так как дети в 6 месяцев легко распознают звуки, тона, чувства в голосе. Не забывайте о карточках с картинками. Проговаривайте названия изображений. Если это животные, издавайте такие же звуки, как они. Ребенок с радостью будет повторять за взрослым. Такие игры и занятия прогрессируют речевое развитие.

Включайте малышу музыку, он уже легко определит понравившуюся мелодию. Для моторики используйте лоскутные полотна и игрушки со специальным наполнителем. Проводите занятия по плаванию в ванной или даже в бассейне. Многие родители беспокоятся, правильно ли развивается малыш, не отстает ли он от сверстников. Чтобы это определить, можно провести небольшой тест на развитие ребенка.

Правильно ли развивается малыш

Чтобы определить развитие, сделайте с ребенком следующие упражнения:

  • Покажите игрушку на расстоянии 20-30 сантиметров. Малыш должен уметь переводить взгляд на игрушку и выделять вещь из обстановки. Кроме того, ребенок может потянуться руками или поползти к предмету;
  • Предложите малышу грудь, бутылочку со смесью или ложку с едой, он должен открывать ротик или совершать сосательные движения;
  • Если вы попробуете отнять игрушку у малыша, он должен крепко схватить предмет, не отпускать и сопротивляться;
  • Многие дети уже реагируют на свое имя;
  • Поговорите с ребенком, меняйте мимику и движения. Ребенок должен начать повторять за вами.

Нужно насторожиться и показать малыша педиатру, если он не может или даже не пытается сесть, даже при поддержке. Если грудничок не удерживает предметы в ладошке и не может перекладывать вещь из одной руки в другую. Тревогу вызывает, если он не улыбается и не узнает родителей, не реагирует на звуки и игрушки.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.