Окружающий мир деревья средняя группа. Конспект занятия по окружающему миру и развитию речи для средней группы на тему " деревья". Дидактическая игра «Оденем дерево»

Программное содержание: расширять представления детей о разнообразии растительного мира, его роли в жизни человека; развивать познавательные интересы, воспитывать внимание, наблюдательность, активизировать память; учить отражать результаты наблюдений в речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь; - воспитывать любовь к природе, стремление беречь и охранять ее; формировать навыки общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «Деревья»

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о растительном мире;

Беседы, чтение стихотворений, загадок о деревьях, их плодах;

Чтение сказки «Чудо-дерево» К.И. Чуковского

Словарная работа:

Кисть рябины;

Крона дерева;

Плоды деревьев;

Листья деревьев (рябиновые, кленовые, дубовые, березовые)

Ход занятия

Воспитатель: « Ребята, в наш детский сад пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней». Воспитатель открывает коробку, достает листья деревьев: рябиновые, кленовые, дубовые, березовые.

Кто бы их мог прислать?»

Ответы детей.

Воспитатель: - Это деревья вам привет передают, просят, чтобы в холодную снежную зиму вы о них не забывали. Давайте вспомним, какие деревья растут на участке детского сада, на вашей улице.

Ответы детей.

Давайте послушаем, что нам про дуб расскажет (имя ребенка):

«Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться?

Ведь до поздней осени он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый значит, закаленный!»

Воспитатель добавляет: Дуб – это могучее дерево с крепким стволом, сильными корнями, которые уходят глубоко в землю. Растут дубы медленно, а живут очень долго. У дуба есть плоды, послушаете про них загадку и вы узнаете, что лежит в «Чудесном мешочке»:

Все детки на ветках с рождения в беретках

С деревьев упадут, береток не найдут

Дети отгадывают загадку, достают из «Чудесного мешочке» желуди.

Воспитатель предлагает найти среди листьев дубовые , повторить это слово.

Воспитатель – А про плоды какого дерева эта загадка?

Зеленое платье потерялось

А красные пуговки остались?

Ответы детей.

Воспитатель – Почему пуговки? На что еще похожи ягоды рябины? (Бусины, шарики, маленькие яблочки) Если на ветке много ягод, то такую ветку называют кистью . Мы говорим: кисть рябины, кисть винограда.

Найти среди листьев рябиновые. Воспитатель обращает внимание детей на то, что они резные, красивые, говорит о том, что рябина – очень красивое дерево: весной она, словно невеста, вся в белых цветах; осенью рябинка стоит, как девица – красавица, накинув бусы из красных ягод. Зимой рябинка - хлебосольная хозяйка, кормит голодных, озябших птиц. Вот какое это дерево: и красивое, и нужное птицам и человеку, ведь из ягод можно варить полезное варенье. (Прикрепить лист рябины на картинку с деревом.)

Воспитатель предлагает детям, чтобы быть сильными и крепкими как дуб и красивыми, как рябинка, сделать физкультурные упражнения.

Физкультурная пауза:

Станем мы деревьями,

Сильными, большими Ноги на ширине плеч,

Ноги – это корни, руки на пояс

Их расставим шире

Чтоб держали дерево, один кулак

Падать не давали. поставить на другой

Из глубин подземных наклониться, ладони

Воду доставали сложить чашечкой

Наше тело – прочный ствол провести ладонями

Он чуть-чуть качается по туловищу покачаться

И своей верхушкой сложить ладони шалашиком,

В небо упирается поднять их над головой

Наши руки – ветви руки в стороны

Крону образуют сомкнуть пальцы

Вместе им не страшно покачать головой

Если ветры дуют покачать поднятыми руками

Воспитатель – Ребята, посмотрите, какое дерево подарило нам эти листья?

Это листья клена. Кленовые . Они похожи на вашу раскрытую ладошку. Очень красивое осенью. (Дети называют цвет: зеленый, красный, оранжевый). Клен растет очень быстро, за один год вырастает на метр (показать., сколько это, сравнить с ростом ребенка за год).

Ребята, догадайтесь про какое дерево нам расскажет (имя ребенка):

Стоит красавица на поляне

В белом сарафане, зеленом платочке (береза).

Воспитатель добавляет: стройный белый ствол, тонкие ветви, нарядные сережки, нежные резные листочки – это наша березка. Это лекарственное дерево, дерево, которое лечит, полезные вещества есть в листьях, почках и коре.

Среди других деревьев дети назовут елку, сосну. Вспомнить чем они отличаются от других деревьев (вместо листьев – иголки)

Предложить детям показать елочку и рассказать о ней.

Физкультурная минутка:

Вот стоит большая елка (руки «домиком» над головой)

А на ней растут иголки (пальцы растопырить)

Есть на елке также шишки (кулачки)

А внизу берлога мишки (присесть)

Воспитатель спрашивает детей: для каких еще животных деревья – дом родной. (Белка живет в дупле, лисы, волки роют норы под корнями деревьев и, конечно, для птиц).

Воспитатель хвалит детей, говорит, когда подует ветер, зашумят деревья, заволнуются.

О чем же шумят деревья?

Мы несет здоровье людям,

Мы лечебней всех лекарств.

Вам друзьми вечно будем,

Только можно без проказ?

Берегите нас, цените, Не ломайте и не жгите,

Словно любящим друзьям,

Мы помашем веткой вам!

Воспитатель делает вывод: деревья лечат, кормят, поэтому долг человека – беречь их.

В заключение воспитатель спрашивает у детей растут ли у нас банановые, апельсиновые деревья? Почему? А вот в сказке К.И. Чуковского «Чудо – дерево» выросло чудо – дерево. Чем оно необычно? А что бы хотели увидеть на деревья вместо листьев? А в нашей есть посылке необычный подарок. Если есть сказочные деревья с башмачками, то могут быть деревья со сладостями. Это волшебное сказочное дерево решило вас порадовать сладким сюрпризом.


Крещенова Светлана Александровна

МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 48 "Винни - Пух"

г.Набережные Челны РТ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- Формирование элементарных представлений о некоторых растениях;
- Закрепить название наиболее распространенных деревьев;
- Закрепить умение находить и называть у дерева ствол, ветки, листья, корни;
- Упражнять в различении деревьев по плодам и листьям;
- Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, умение правильно вести себя в природе;
- Закреплять некоторые правила безопасности;
- Закреплять умение правильно держать кисть, ритмичным нанесением мазков изображать явления и предметы окружающей действительности;
- Развивать зрительно- двигательные функции.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
Ветка с раскрывшимися листочками (береза), гербарий, шишки еловые и сосновые, картина с изображением дерева, игрушка белка, корзина, орехи,зеленая краска, кисти, нарисованные деревья без листьев по количеству детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель обращает внимание на правильную посадку детей.
- Вы любите играть с пальчиками? Давайте поиграем. Сделайте все пальчики как я (прижать кисти рук тыльной стороной друг к другу. Пальцы (ветки) растопырены и подняты вверх. Шевелить пальцами)
"У дерева ствол,
На стволе много веток,
А листья на ветках
Зеленого цвета"
- Когда бывают зеленые листья? (летом, весной)
- А сейчас какое время года? (весна)
- Почему же на деревьях нет листьев? (на улице холодно)
- А у нас в группе есть веточка с листьями, с какого она дерева? (с березы)
- А почему на ней распустились листочки? (в группе тепло)
- Да, у нас в группе словно лето, а растениям нужно тепло.
- У меня есть листочки от других деревьев, только я забыла с каких. Вы поможете мне, подскажите? (показываю гербарий: клен, липа, дуб, рябина)
- А где растут деревья? (парк, лес, улица и т.д.)
- Давайте мы с вами погуляем в лесу. П/и "По ровненькой дорожке"(2 р)
(Воспитатель вывешивает картину с изображение дуба. В стороне (на полянке) стоят макеты ели и сосны)
- Вот мы и пришли в лес, присаживайтесь на пенечки. Посмотрите, какое дерево растет в лесу? (дуб)
- Что есть у дерева? (ствол, ветки, листья, корни)
- А для чего нужны деревья? (чтобы воздух был чистым, было красиво и т.д.)
- Чтобы деревья не болели, были красивыми, чего нельзя делать? (ломать ветки, рвать листья и т.д.)
- А если вдруг случится пожар, что надо делать, чем тушить? (позвать на помощь, полить водой, и т.д.)
- Ой, а у вас под пенечками есть шишки, с какого они дерева? (ель, сосна)
- Давайте их рассмотрим.Где они растут на деревьях.
Гимнастика для глаз - шишку на вытянутой руке водят вправо, влево, вверх, вниз,к себе, от себя, следя за ней глазами.
- Пойдемте на поляну, пособираем грибы, ягоды. П/и "У медведя во бору"
- Посмотрите, на поляне растут деревья, ель и сосна. Положите шишки под дерево, на котором они росли.
- Вам понравилось в лесу? А давайте вернемся в группу и украсим ее красивыми деревьями, чтобы было, как в лесу.
П/и "По ровненькой дорожке"(2 раза)
Дети подходят к столам, на которых лежат краски, кисточки, листы бумаги с нарисованными на них стволами. Рисуют листочки примакиванием.
- Вот как много листочков нарисовали, теперь у нас в группе будет красиво, как в лесу. (Стук в дверь)
- Ой, кто это,интересно,стучит? (белка с корзинкой)
- Посмотрите, белка принесла из леса для вас угощение. Она сидела на дубе и слышала, как вы хорошо отвечали. Поэтому решила вас угостить орешками. Спасибо белка. До свидания!
- Вам понравилось заниматься? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей). Молодцы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 муниципального образования Тимашевский район

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы на тему: «Деревья России»

Старший воспитатель МБДОУ д/с №32

Жукова Н.Г.

Конспект НОД «Деревья России»

Задачи

Образовательные:

Формировать представления о деревьях, их строении на основе знакомства с березой;

Упражнять в образовании приставочных глаголов, творительного падежа существительных, подборе родственных слов, образных сравнений;

Закреплять навык употребления предлогов в самостоятельной речи;

Учить составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Развивающие:

Формировать интерес к русской природе;

Развивать внимание, память, мышление, графические навыки.

Воспитательные:

Формировать познавательный интерес к природе, символам России;

Воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней;

Расширять представления о самом почитаемом дереве в России – березе, ее значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

Здоровьесберегающая: сохранять и сберегать здоровье средствами динамических, дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики.

Предварительная работы: беседа о символах России, природе родного края, просмотр презентации «Берёза-символ России».

Оборудование: Интерактивная мультимедийная доска, презентация «Польза берёзы», аудиозапись шума леса, аудиопроигрыватель, искусственное деревце березы, карточки с контурными изображениями листьев, береста или стилизованные под бересту листки бумаги с рисунком для развития мышления и внимания, бумажные или пластмассовые игрушки (птицы или насекомые) (по числу детей), предметы для украшения дерева (полотенце, ленты, венки, бусы и т.д.), лист ватмана, листы белой бумаги (по числу детей), черные и зеленые фломастеры, стаканы с березовым соком.

I . Вводная часть

Звучит аудиозапись шума природы. Входят дети.

П е д а г о г. Ребята, здравствуйте! Я предлагаю вам отправиться в путешествие, где нас ждёт много приключений, игр. И все они связаны с одним деревом. А что это за дерево, вы сейчас догадаетесь.

На интерактивной доске – деревья: ель, сосна (выше остальных деревьев), дуб, клен, береза.

Это дерево не самое высокое (исключается сосна), без иголок (исключается ель), без желудей (исключается дуб), его ствол не коричневый (исключается клен). О каком же дереве речь?

Д е т и. О березе!

П е д а г о г. Да, мы поговорим о березе и поиграем. В нашей стране к этому дереву особое отношение. Его очень любят и называют символом России. В нашем хуторе тоже есть берёза. Куда мы с вами можем отправиться?

Д е т и. Берёзка растёт в парке, её можно встретить возле школы и около детского сада, потому что береза растет по всей России: и на лугу, и в лесу. Берёза растёт даже на Севере.

П е д а г о г. Да, действительно так. Но это еще не все. Мы узнаем много нового и поймем, почему береза – символ России.

II . Основная часть

П е д а г о г. Сначала надо найти березу в лесу. Отправляемся в дорогу.

В центре групповой комнаты выставляется искусственное деревце березки.

Мы по лесу шли, шли. Через мостик…

Д е т и. Перешли.

П е д а г о г. К березе…

Д е т и. Подошли!

П е д а г о г. Вокруг березы…

Д е т и. Обошли.

П е д а г о г. За березу…

Д е т и. Зашли.

П е д а г о г. Из-за березы…

Д е т и. Вышли.

П е д а г о г. Давайте рассмотрим ее и назовем части дерева.

Дети называют части березы, цвет ствола, листьев.

Корректурная проба.

Педагог раздаёт детям картинки с изображением берёзок, акаций белых, ивушек плакучих.

П е д а г о г. В природе нашего края много деревьев. Обведите каждую берёзку в кружок, каждую акацию – зачеркните, а ивушку плакучую обведите квадратиком.

П е д а г о г. Это дерево мы считаем исконно русским, хотя его название знакомо большинству народов, населяющих Европу. Раньше это слово означало «белый, светлый». Слово-название коры березы – береста – имеет тот же корень. А теперь рассмотрите березку и придумайте красивые слова-признаки о ней, расскажите, какая она.

Д е т и. Береза стройная, высокая, нежная, белоствольная.

П е д а г о г. А с чем сравнивают березу?

Д е т и. С невестой, девушкой, красавицей.

П е д а г о г. Значит, береза стройная (высокая, кудрявая, как…)

Дети придумывают образные сравнения.

А вы сможете узнать листья березы? Сейчас проверим. Найдите на картинке только березовые листья и раскрасьте их.

На картинках изображены контуры наложенных друг на друга листьев деревьев. Дети находят листья березы и раскрашивают их.

Динамическая пауза «Березка»

П е д а г о г. А еще в старину вокруг березки водили хоровод.

Очень тихо звучит мелодия русской народной песни «Во поле берёза стояла»

За руки сейчас возьмемся,

Вокруг дерева пройдемся.

Как березка высока,

Как березонька тонка…

Если руки поднимаем,

До макушки не достанем.

Ветки тонкие свисают,

Даже землю задевают.

Если ветер налетает,

То березоньку качает:

Вправо, влево, взад, вперед,

А потом наоборот.

Только солнце пригревает,

Листья крону покрывают.

Запах листиков вдыхаем,

Ртом тихонько выдыхаем…

Как березоньку мы любим,

Никогда не позабудем!

Даже в дальней стороне

Будет долго сниться мне.Дети идут хороводом, держась

за руки.

Поднимают руки вверх.

Сужают круг,подходя к центру.

Встают на носки, поднимают

руки вверх.

Опускают руки, наклоняются

вперед.

Наклоняются вперед, назад,

вправо, влево.

Скрещивают ладони с

расставленными пальцами.

Складывают ладони лодочкой и

открывают их.

Делают вдох носом.

Делают выдох ртом.

Кланяются березке.

А еще березы считают символом семьи, потому что они часто растут целой семейкой. Вот и мы сейчас придумаем «семейку» слов к слову «береза».

Д е т и. Березка, березонька, березовый, березняк, подберезовик.

П е д а г о г. Березу ценят еще и за то, что она служит доброй помощницей для людей. Что делают из древесины березы?

Д е т и. Древесина станет столом, избой, музыкальным инструментом, посудой, лучиной.

П е д а г о г. А чем станет кора?

Д е т и. Береста станет лаптями, коробкой, бумагой.

П е д а г о г. А чем могут стать листья, почки?

Д е т и. Они могут стать лекарством.

П е д а г о г. Да, действительно. Русское название березы ученые связывают со словом-действием «беречь». В древности считали, что береза оберегает человека от злых сил. При простуде пьют чай из березовых почек. Березовый сок богат витаминами. А какая русская баня без березового веника? Березовый деготь входит в состав мазей, которые используют для лечения кожных заболеваний, также его добавляют в мыло. Березовый уголь принимают при отравлениях. Березовый гриб чага считается лекарством от желудочно-кишечных заболеваний, применяется для улучшения аппетита и сна. Значит, чем для нас является береза?

Слайд-шоу «Польза берёзы»

Д е т и. Береза – это наш лекарь, доктор.

П е д а г о г. А еще, ребята, в старину бересту использовали как бумагу. Существовало так называемое берестяное письмо. Вот и мы представим, что перед нами такие надписи. Найдите закономерность и продолжите ряд.

Дети дорисовывают в каждом ряду знаки.

П е д а г о г. Березу называют кудрявой, раскидистой, белоствольной. Вокруг нее кипит жизнь: птицы вьют гнезда на ветках, летают бабочки, мошки, жуки.

Детям раздают игрушки птиц или насекомых. По заданию педагога или самостоятельно они помещают их в разных местах березки и комментируют свои действия, закрепляя изученные предлоги.

Д е т и. Жук сидит на березе. Птичка летит над березой. Муравей ползет под березой.

Игровое задание

Развитие логического мышления, знаний о месте обитания животных, рыб

Картинки

– Кого я встретил в лесу?
– Выбери свой маршрут (расположить карточки всевозможными способами)
Например:

Затем дети составляют рассказ о березе по опорной схеме.

Составление рассказа по опорным схемам (работа на интерактивной доске)

П е д а г о г. А сейчас, используя схему, мы расскажем о березке все, что узнали.

Дети составляют рассказ, закрепляя все изученное, по опорным схемам.

План

  1. Из каких частей состоит береза?

    Где растет?

    Как используются древесина березы, береста?

    Каковы лечебные свойства березы и ее частей?

    В каких художественных, музыкальных произведениях упоминается береза? (Образ березы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке).

III . Заключительная часть

Коллективная продуктивная деятельность

Дети из листов белой бумаги делают конусы и трубочки – «стволы березы». Фломастером рисуют чечевички. Наклеивают «стволы» на лист ватмана. Дорисовывают крону зеленым фломастером.

П е д а г о г. Теперь вы поняли, почему березу выбрали символом России?

Д е т и. Да.

П е д а г о г. Я хочу угостить вас березовым соком.

Дети пьют березовый сок.

Образовательная область: «Познание».

Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о типичной морфологии деревьев.
  • Обогатить представления о жизни обитателей леса.
  • Формировать умение рисовать дерево нетрадиционной техникой: обведение контура руки, рисование губкой.

Задачи:

Образовательные

  • обобщить представления о строении дерева;
  • закрепить названия деревьев (дуб, тополь, клен, береза, ель);
  • уточнить представления о существенных признаках живого (дышит, питается, растет );
  • закрепить правила поведения в природе;
  • активизировать словарь (дышит, питается, растет, крона, примакивание, обведение контура);
  • учить детей различать деревья по строению и внешнему виду ствола и листьев;
  • учить рисовать дерево нетрадиционной техникой: обведение контура руки, рисование губкой.

Развивающие

  • развивать внимание;
  • творческое начало;
  • логическое мышление;
  • умственную операцию «обобщение»;
  • мелкую моторику рук.

Воспитывающие

  • воспитывать у детей потребность в общении с природой;
  • воспитывать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром;
  • воспитывать эстетическое восприятие мира природы.

Методы и приемы:

Моделирование, артикуляционная гимнастика, дидактические игры: «Оденем дерево», «Путаница»; «Правила друзей леса»; беседа; сюрпризный момент, художественное слово, приемы обведения контура и примакивания, пальчиковая гимнастика, исполнительская деятельность детей и педагога (рисование березовой рощи).

Оборудование:

Графическая модель дерева, модели – макеты деревьев (березы, дуба, ели) простые карандаши, гуашь, кисточки, бумага формата А4, аудиозапись фонограммы «Звуки леса», картинки с изображением леса, маски деревьев: дуба, березы, тополя, ели, клена, мягкий модуль, поролоновые тампоны из губки, гимнастическая дуга, салфетки, мольберт.

Предварительная работа:

Рассматривание серии картинок «Деревья», чтение художественной литературы о лесе и деревьях, рисование весеннего леса, наблюдение на прогулках за деревьями участка группы, беседа: «Мы – друзья леса».

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках. Звучит музыка. Появляется Лесовичок Ау (воспитатель в шляпе и пелерине).

Лесовичок.

Я в городе большом

Сегодня заблудился,

Поэтому с визитом

Немного припозднился!

Здравствуйте, дети! Меня зовут Лесовичок Ау!

Лесной вам привет!

Дети. Здравствуйте!

Лесовичок.

Я пришел вас навестить,

В гости к другу пригласить -

В таинственное царство,

В лесное государство!

Очень богатое царство мое,

Несет красоту, и добро, и тепло!

Мой волшебный, мудрый лес

Полон сказок и чудес!

Дети, а вы сказки и чудеса любите? (Да.) Вы хотите отправиться вместе со мной в сказочный лес? (Да.) Тогда нужно получить билеты на поезд, а для этого ответьте на вопросы ваших билетиков – чего нельзя делать в лесу, если вы его друзья?

Дидактическая игра «Правила друзей леса».

Лесовичок показывает детям билеты со схематическим изображение правил поведения в лесу.

Дети угадывают по схеме и называют правила друзей леса.

Лесовичок.

В лес мы поедем на поезде. Занимайте места в вагончиках. Осторожно, двери закрываются. (Ходьба по кругу. Построение «поезд».) Вытянутые руки согнуть. Итак, мы отправляемся в путь!

Дети. Ш-Ш-Ш-Ш (губы колесом).

Лесовичок. Застучали колеса: Так – так – так – так – так… (меняется темп, сила голоса, высота). Наш поезд проноситься через поля, луга и вот зеленый лес встает впереди. Мы приехали на станцию Лесная! Выходим из вагонов! А сейчас возьмемся все за руки, и снова в путь! Мы идем по узенькой тропинке (ходьба змейкой между «кочками»), перепрыгиваем через валежник, вот мы и пришли в лесное государство, в мой волшебный мудрый лес! Ребята, послушайте загадку:

Есть главные жители в царстве моем.

А как же мы жителей этих зовем? (Деревья.)

А царство мое как называется? (Лес.)

Лесовичок: Дети, мы с вами проделали долгий и трудный путь, вы наверно устали? Давайте присядем на лесную полянку и отдохнем и послушаем музыку леса.

Вот деревья здесь стоят

И листвою шелестят.

Ручьи малые текут,

Громко птицы здесь поют.

Кто немного помолчит,

Для тех лес вдруг зазвучит...Звучит фонограмма «Звуки леса» (пение птиц, шум листвы, журчание ручейка, голо-са зверей).

Беседа о деревьях (с использованием наглядных моделей). Царство мое - лес, в нем много деревьев. Что такое дерево? (Дерево - самое большое растение.) Назовите его части. (Корни, ствол, ветки и листья, ветки и листья образуют крону дерева.) Как вы думаете, дерево живое? (Да.) Почему? (Оно растет, дышит, питается.)

Дидактическая игра «Путаница»

На столе лежат перепутанные графические модели частей дерева (корень, ветки, ствол, листья, крона).

Дети определяют последовательность строения дерева (сначала идет корень, он располагается в земле, от корня отходит ствол, от ствола – веточки, на веточках растут листья, ветки и листья образуют крону дерева).

Дети, а для кого лес еще является домом? (Для зверей и птиц.) Да. Какие звери живут в лесу? А какой зверек живет в дупле? (Белка ). Какие звери живут в норках? (Ёж, лиса, мыши. ) Какие птицы живут в лесу? (Дятел, синичка, тетерев, кукушка, сова. ) Лес – это не только дом для зверей и птиц, но и зеленый наряд земли. В лесу всегда чистый воздух, очень красиво, растут лекарственные растения, орехи, грибы и ягоды. Лес – это наше богатство!

Поэтому мы должны проявлять любовь и заботу ко всем обитателям лесного царства.

Лесовичок.

Ребята, я очень люблю играть, давайте с вами поиграем в игру «Оденем дерево». Обратите внимание на свои билеты – медальоны, переверните, с обратной стороны нарисованы листочки деревьев, встаньте вместе дети с одинаковыми листочками, нарисованными на ваших билетах - медальонах. У нас получилось 3 команды. 1-я команда с дубовыми листьями, 2- команда с кленовыми листьями и 3 команда с березовыми листьями. Теперь нужно выполнить следующее задание:

Дидактическая игра «Оденем дерево».

На столе лежат модели изображающие стволы – дуба, клена, березы. Ребята, найдите с какого дерева ваши листочки, Нашли? (Дети определяют стволы березы, дуба и клена. ) Молодцы! Теперь выберете из листьев, разбросанных на столе листья своего дерева, и поместить их на ветки. Побеждает команда, которая быстрее справиться с заданием. Готовы? Начали!

Лесовичок.

Молодцы! Друг за другом вы поспевали, Деревья правильно одевали. А вот и главные лесные жители! Загадки послушать о них, не хотите ли? (Дети отгадывают загадки и находят отгадки на картинках.)

Творческая мозаика

1-й ребенок.

Я дерево могучее, я леса санитар.

И знает это дерево любой -

и млад, и стар.

Расту до самой старости -

и сто, и двести лет,

Любому дам я силу и всем, конечно, люб.

Меня узнали, дети? Ведь я могучий …. (Дуб.)

2-й ребенок.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза.)

3-й ребенок.

У меня почки – пахучие

Листья – липучие,

Плоды – летучие.

Летом, в жару – в шубе пуховой,

В холод, зимой – совершенно голый. (Тополь.)

4-й ребенок.

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист – ладошкой

С длинной ножкой.

Каждый год на мне с охотой вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет на всего один полет. (Клен.)

5-й ребенок.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка.)

Лесовичок.

Ай да молодцы! Все деревья узнали! Ребята, чтобы вам запомнилась наша прогулка в лес, мы его зарисуем. Вы ведь любите рисовать? (Да. ) Замечательно! Сначала подготовим наши руки к рисованию.

Физкультминутка

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем,

Крылья сложили назад.

Лесовичок.

Мы сегодня деревья леса нарисуем необычным способом. В этом будет участвовать наша с вами рука, посмотрите! (Де-ти подходят к Лесовику, встают свобод-но.) Кладем левую руку на лист бумаги и об-водим ее простым карандашом. (Выполня-ет и убирает руку.) На что это похоже? (На голову петушка, кустик, огонь, ежика и т.п.) А на дерево? (Да.) Покажите, где ствол, где ветки, крона. (Показывают.) А теперь попробуйте сами.

Дети обводят свои ладошки (воспита-тель при необходимости оказывает по-мощь).

Лесовичок. Ребята, по-моему, чего-то не хватает. А чего, не пойму. (Листьев.) Когда дерево бывает с листьями? (Летом, ранней осенью, весной.) Будем нашим деревьям ли-стья рисовать? (Да!) Крону будем рисо-вать с помощью поролоновых тампонов из губки. Напоминаю, как это де-лается. (Показ.)

Выполненные детьми рисунки расклады-вает на столе - это лес.

Лесовичок.

Как красиво! Какая замечательная получилась березовая роща!

Жителям лесным рисунки ваши я подарю,

А вас, ребята, я угощу.

Подходите, не стесняйтесь,

Угощайтесь, угощайтесь!

А что же - мы еще в лесу?

Нужно возвращаться!

Мы на миг закроем глазки,

Открываем - мы не в сказке.

В детский сад вам всем пора! До свиданья, детвора!

(Лесовичок прощается с детьми и уходит.)

Конспект интегрированного занятия

(развитие речи и ознакомление с окружающим миром) на тему: «Лес»

в первой средней группе

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 000»

Администрации Волжского района

Муниципального образования

«Город Саратов»

Воспитатель:

Программное содержание:

1. Систематизировать представления детей о лесе: что растёт, кто живёт в лесу; умение классифицировать и обобщать; закрепить умение составлять предложения с предлогом; умение подбирать прилагательные-антонимы в заданной форме; закрепить правила поведения в лесу;

2. Развивать диалогическую речь, слуховое внимание, умение ориентироваться на листе бумаги;

3. Воспитывать бережное отношение к природе, самостоятельность.

Тип занятия: интегрированное

Оборудование: игрушка Старичок - Лесовичок, магнитная доска, изображения лесных растений и лесных обитателей, вырезанные из зелёного картона клиновые листья, мяч, карточки с заданием на листах бумаги А4, простые карандаши.

Ход занятия.

1. Беседа о лесе.

Дети играют на ковре. Воспитатель обращает их внимание на стук в дверь.

Ребята, кто-то к нам стучится. Подойдите ко мне, давайте посмотрим кто пришел. Педагог вносит игрушку Старичка – Лесовичка и говорит:

У нас гость, ребята. Вы узнали, кто это?

Дети: Старичок - Лесовичок.

Воспитатель: Старичок - Лесовичок, а почему ты такой грустный? Скажи мне на ушко? (привлекает внимание детей) Ребята, Старичок - Лесовичок расстроен, потому что не может изобразить лес, в котором живёт. Он пришел к нам за помощью. Поможем ему ребята?

Воспитатель: Скажите, что растёт в лесу? А еще? и т. д.

Дети: В лесу растёт трава, грибы, цветы, ягоды, кустарники, деревья.

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску растения, которые называют дети.

Затем воспитатель обращает внимание на деревья:

Ребята, посмотрите, какие деревья растут в нашем лесу?

Дети: В нашем лесу растут берёза, дуб, ель.

Воспитатель: А берёза и дуб-это какие деревья?

Дети: Берёза и дуб-это лиственные деревья.

Воспитатель: Какие ещё лиственные деревья вы знаете?

Дети: Клён, тополь, липа, вяз, ива.

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут только лиственные деревья?

Дети: Лес, в котором растут только лиственные деревья, называется лиственным.

Воспитатель: посмотрите внимательно на нашу картину. Какое дерево мы не назвали?

Дети: Ель.

Воспитатель: Ель - это какое дерево?

Дети: Ель - хвойное дерево.

Воспитатель: Какие еще хвойные деревья вы знаете?

Дети: Сосна, кедр, пихта.

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут только хвойные деревья? Дети: Лес, в котором растут только хвойные деревья, называется хвойным.

Воспитатель: А какой лес получился у нас на картине?

Дети: У нас получился смешанный лес. В нём растут и лиственные, и хвойные деревья.

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут только дубы?

Дети: Лес, в котором растут только дубы, называется дубрава.

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут одни берёзы?

Дети: Такой лес называется березняк.

Воспитатель: Чудесный у нас получился лес! И трава, и кустарники, и ягоды, и цветы, и грибы, и деревья в нём растут. Но Старичок - Лесовичок говорит, что это ещё не лес. Как вы думаете, чего не достает?

Дети: Нет зверей, птиц, насекомых.

Воспитатель: Правильно. Ведь лес – это большой дом, в котором обязательно кто – то должен жить. Так давайте же поселим их. Каких лесных зверей вы знаете? (Воспитатель прикрепляет на магнитную доску зверей, птиц, насекомых, которых называют дети).

Дети: Медведь, лиса, ёж, волк, заяц, белка.

Воспитатель: А какие птицы живут в лесу?

Дети: Сова, филин, кукушка, дятел, ворона, сорока.

Воспитатель: Назовите насекомых, обитающих в лесу?

Дети: Пчёлы, кузнечик, божья-коровка, муравей, жук.

Воспитатель: Вот теперь это лес и наш Старичок - Лесовичок доволен и благодарит вас за помощь.

2.Физминутка «Листочки».

Воспитатель: Ребята, Старичок - Лесовичок приглашает нас в лес. А чтобы не мешать жителям леса и не тревожить их покой я предлагаю превратиться в листочки. Нас тогда никто не заметит, и мы тихонько пролетим над лесом и всё увидим. «Раз, два, три покружись и в листочек превратись.»

Воспитатель раздает детям листочки. Звучит запись «Звуки леса». Дети выполняют движения.

Мы листочки, а теперь давайте соберёмся в букет. Встаньте в круг и вытяните руку вперед. Вот какой красивый и большой букет у нас получился. Но что такое? Подул ветер и наш букет разлетелся, листья закружились в воздухе. Шалун – ветер собрал все листочки в большую кучу. В лесу мы увидели высокие деревья. Покажите, какие они? А под ними растут кустарники. Они не такие высокие. Покажите какие. А под кустарниками растёт трава. Покажите, какая низкая трава. И, конечно же, какой лес без защитника, без нашего Старичка - Лесовичка. «Раз, два, три покружись и в детей мы превратись.»

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас Старичок-Лесовичок приглашает нас поиграть в мяч. В лесу растёт множество растений, живут разные животные. В лесу есть тропинки протоптанные животными и людьми. А какие они сейчас мы узнаем с помощью игры. Давайте встанем в круг. Я называю сочетание слов, бросаю мяч, а вы должны назвать сочетание слов с противоположным признаком.

1. Молодой дуб - старый дуб

2. Высокая трава – низкая трава

3. Добрый зверь – злой зверь

4. Сладкая ягода – кислая ягода

5. Толстый ствол – тонкий ствол

6. Узкий лист – широкий лист

8. Большая птица – маленькая птица

3.Составление предложений по картинкам.

Воспитатель: Ребята, наш Старичок - Лесовичок в свободное время любит фотографировать обитателей леса. Некоторые фотографии он принёс нам. Дети собираются вокруг стола.

Воспитатель обращает внимание на картинки с изображением лесных обитателей и предлагает рассказать, что изображено на картинке. Дети составляют по предложения:

1.Заяц сидит за пеньком.

2. Сокол летит над деревом.

3. Дятел сидит на ветке.

4. Гриб растёт под берёзой.

5. Божья коровка сидит на листочке.

6. Лиса выглядывает из норы.

7. Белка сидит около кустика.

8. Ёжик несёт на спине яблоко.

Работа с карточками.

Воспитатель: Ребята, Старичок –Лесовичок принес еще и другие фотографии. Они на столах. Садитесь на свои места.

На столах лежат карточки с изображение правил поведения в лесу, стоят стаканчики с карандашами.

Воспитатель: Внимательно рассмотрите картинки на «Фотографиях». Кто изображен на них?

Дети: Дети.

Воспитатель: Зачеркните одной чертой те картинки, на которых дети неправильно поступают и огорчили Старичка - Лесовичка.

Дети выполняют задание. Воспитатель оказывает помощь, проводит индивидуальную работу.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, какую картинку мы помогли Старичку-Лесовичку нарисовать? Дети: Мы помогли нарисовать лес.

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).

Наш Старичок - Лесовичок очень рад, что побывал у нас в гостях. Вы его порадовали. Вы знаете, что растёт в лесу, кто в нём живёт, знаете как надо себя вести в лесу. Он на прощание дарит вам корзинку полную шишек, чтобы вы в свободное время смастерили лесных жителей. Давайте попрощаемся со Старичком-Лесовичком и скажем ему спасибо!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.