Когда в прошлом году была пасха. Почему православная Пасха не совпадает с католической. В переводе с этого языка «песах» означает переход

В переводе с этого языка «песах» означает переход.

В иудаизме - это праздник выхода евреев из египетского рабства. Данное торжество не имеет точной даты в современном календаре. День празднования высчитывается по солнечным и лунным фазам и неизменно выпадает на воскресный день недели. Западное и восточное направление христианства используют различное летоисчисление.

В православной традиции применяется Юлианский календарь, а Римско-Католическая церковь в 1582 году перешла на Григорианский календарь. В связи с этим, католическая пасха зачастую наступает раньше православной. В некоторые годы время празднование пасхи совпадает в обеих церквях. Подобная вероятность составляет 30 процентов.

Ближайшее совпадение ожидается уже в будущем году. Учитывая всю значимость события, празднование пасхи включает в себя целый комплекс мероприятий. Первым провозвестником пасхи можно назвать вербное воскресенье, которое принято отмечать за неделю до пасхи. В этот день вспоминается торжественный вход Иисуса в Иерусалим.

На сороковой день, следующий за пасхой, приходится еще один праздник - Вознесение Господне. Спустя еще десять дней наступает очередное торжественное событие христианской религии - Троица. Этот день является символом снисхождения Святого духа на всех верующих. В общей сложности празднование этого знаменательного события продолжается чуть больше месяца.

С празднованием пасхи связано большое количество обычаев и верований, корнями уходящих вглубь истории. Например, замечательной пасхальной традицией является совершение добрых дел.

Считается, что принесение пользы другим людям в этот день позволяет максимально очистить свою душу от грехов. Кроме того, существует поверье, что в пасхальное воскресенье желания имеют свойство быстро исполняться. А в более далекие времена этот день становился точкой отсчета для сельскохозяйственных работ, и именно по нему определялась погода на ближайший период.

В 2016 году празднование пасхи в католической традиции состоялось 27 марта. Уровень подготовки, как и в предыдущие годы, был достаточно высоким. Празднование началось еще с Великой субботы. В этот день в католических храмах прошел обряд освящения воды и огня, и были зачитаны специальные отрывки из ветхозаветного писания, предсказывающие скорый приход Мессии.

Воскресное утро началось с особого пасхального богослужения. Затем католики разных стран и городов получили возможность поздравить друг друга с воскресением Христовым. Наиболее активная молодежь начала праздничный обход по домам с песнями и поздравлениями. По традиции, одним из атрибутов праздника стали пасхальная выпечка и разукрашенные яйца, символизирующие продолжение жизни и плодородие.

Глава всего католического мира, Папа римский Франциск лично выступил на пасхальной мессе с торжественной речью. Собрание проходило в резиденции католического престола Ватикане, на знаменитой площади Святого Петра. В своем выступлении Папа римский, помимо традиционного поздравления всех христиан с праздником, затронул и довольно актуальные темы.

В частности, проблемы миграционного кризиса, а также религиозного экстремизма и терроризма. Понтифик призвал католиков всего мира посильно бороться с нарастающей угрозой и оказывать помощь пострадавшим. Он почтил память людей, ставших жертвами террористических актов в Бельгии, Турции, Ираке, Афганистане, Пакистане, Египте, Кот-д-Ивуаре и в других странах.

В завершении обращения Папа выразил свою надежду на скорейшее разрешение всех глобальных проблем современности.

Напомним, что 27 марта 2016 года произошел крупнейший теракт в Пакистанском городе Лахора. Взрыв произошел вечером выходного дня в общественном парке, недалеко от детской площадки. Число жертв составило около трехсот человек. Пострадали, в основном, женщины и лети. Террористическая организация, взявшая на себя ответственность за содеянное, заявила, что дата взрыва выбрана ей не случайно и ее основной целью были христиане.

Празднование пасхи у самого молодого направления христианства - протестантизма также пришлось на 27 марта. Многочисленные церкви и религиозные организации по всему миру масштабно отметили этот светлый праздник, с учетом собственных традиций.

Например, в Лютеранской церкви существует интересный обычай сжигания чучела Иуды Искариота на пасху. Что касается православной церкви, то здесь дата пасхи выпадает на первый день последнего весеннего месяца

Даты Пасхи на последующие года:

  • 2016 - 1 мая;
  • 2017 - 16 апреля;
  • 2018 - 8 апреля;
  • 2019 - 28 апреля;
  • 2020 - 19 апреля.

Ежегодно в тысячах храмов по всему миру раздается колокольный звон, возвещая о воскресении Христовом. Для верующих это торжество – символ победы жизни над смертью, начала нового просветленного пути. Узнать, какого числа будет Пасха в 2016 году, лучше заранее, чтобы правильно к ней подготовиться.

Праздник и подготовка к нему

Корнями праздник уходит глубоко в древность и связан с исходом евреев из Египта. Во время описанных в Торе Египетских казней Господь проходил мимо («песах») домов, помеченных кровью невинного агнца – молодого ягненка. Распятие и последующее воскресение Христа символично перекликается с этой историей. Считается, что своей кровью Иисус – агнец Божий – спас людской род, жертвой очистив его от греха.

Празднество в честь восстания Спасителя из мертвых и перехода в вечную жизнь отмечается в ближайшее воскресенье, следующее за первым полнолунием после дня весеннего равноденствия и еврейского Песаха. Светлая Пасха 2016 года, дата которой установлена церковью, не исключение. Основой для определения сроков служат пасхалии – принятые алгоритмы расчетов на основе циклов Луны и Солнца. При этом расчетные даты православных и католиков часто не совпадают из-за разницы солнечных календарей – Юлианского и Григорианского.

К «празднику праздников» принято физически и морально готовиться. Ему во всех конфессиях предшествует , соблюдение которого помогает очистить тело, мысли и душу и прийти к покаянию. Перед Пасхой 2016 года в последнюю неделю поста также предстоят организационные приготовления: уборка, приготовление и освящение пасхальной еды, поход за святой водой.

Православная пасха в 2016 году

Православные христиане пользуются Юлианским календарем , поэтому время рассчитывается по так называемому «старому стилю» с помощью Александрийской пасхалии. Обычно дату Христова воскресения можно определить на много лет и даже десятилетий вперед. Поэтому для того, чтобы простые люди могли сориентироваться, например, когда будет Пасха 2016 года, православная церковь заранее составляет литургические календари и таблицы с указанием церковных праздников.

Какого же числа отмечается праздник великой православной пасхи в 2016 году? По всем расчетам Православная Пасха в 2016 году приходится на 1 мая, а праздничная (светлая) неделя – на период со 2 по 8 мая. Перед Светлым воскресением с 14 марта по 30 апреля верующим предстоит выдержать Великий пост . В православии он отличается строгостью по сравнению с католическим, в том числе в части употребления животной пищи.

В последний четверг, который называется «чистым», 28 апреля следует заняться уборкой, окраской яиц, выпечкой куличей и приготовлением творожной «пасхи» с изюмом. Эти продукты освящаются в церкви в Великую Субботу – 30 апреля, а непосредственно в Христов день их можно будет съесть после длительного воздержания.

Так как Пасха в 2016 году приходится на период майских праздников, совпадает с государственным Днем весны и труда, у россиян есть возможность отдохнуть как минимум на один день дольше – понедельник 2 мая будет выходным днем.

Православный календарь постов и праздников на 2016 год







Католическая пасха в 2016 году

Христово воскресение католиками в большинстве случаев празднуется раньше, чаще всего на неделю, но в разные годы дата Пасхи может опережать православную и на больший срок. Почти в трети случаев конфессии отмечают праздник одновременно.

Так, католическая пасха 2016 года приходится на 27 марта – за 5 недель до православной. Подготовка начнется вместе с Великим постом 10 февраля в так называемую «Пепельную среду» и будет длиться до 26 марта. Католический пост не накладывает существенных ограничений на употребление животных продуктов, кроме мяса. Строгостью отличается только Пепельная среда, Страстная пятница и Великая суббота. Сплошная Светлая Пасхальная седмица – последующая праздничная неделя – продлится до 2 апреля.

Атрибутами торжества в католицизме являются те же крашеные яйца, которые у всех конфессий знаменуют начало новой жизни, а также зайцы. В виде зайцев готовят специальную праздничную выпечку, украшения для дома, шоколадные лакомства. В Христов день некоторые католики отправляются на торжественную службу с пасхальными корзинами, наполненными яйцами, выпечкой, сладостями.

Если известно, когда наступит Пасха 2016, какого числа следует начинать духовную подготовку к ней – есть время составить планы на год вперед, заранее наметив все необходимые дела. И встретить Светлое Христово Воскресение с радостью и открытой душой.

На 50-ый день после Пасхи отмечают еще один христианский праздник -

Праздник Пасхи – трогательное и радостное событие, означающее победу жизни над смертью, дарующее людям надежду. В этот день Иисус Христос воскрес из мертвых, в том числе, благодаря искренним молитвам христиан. Когда католическая Пасха в 2016 году – один из самых популярных вопросов, которые задают друг другу верующие люди с приближением весны. В этой статье мы расскажем об истории замечательного праздника и ответим на главный вопрос.

Само слово «Пасха» имеет еврейские корни. В языке Древней Иудеи есть слово «Песах», означающее «идти мимо». Это слово связано со знаменитым Исходом – освобождением еврейского народа от египетского рабства. Страсти Христовы – казнь и вознесение христианского Бога – случились в Иерушалаиме (Иерусалиме) в момент празднования еврейского праздника Песах, посвященного Исходу. Христиане позаимствовали название своего главного праздника у евреев.

У западных славян воскресение Иисуса иногда называют «великой ночью». Например, в польском языке Пасху именуют Wielkanoc. Первые христиане отмечали Пасху каждую неделю. В пятницу верующие размышляли о земном пути Христа, наполненном страданием. В воскресенье люди радовались вознесению Иисуса и надежде на вечную жизнь, которую он дает людям.

Постепенно жизненные заботы и хлопоты заставляли людей все реже праздновать Пасху. Со второго века нашей эры Пасха стала ежегодным событием. Определить, когда наступит католическая Пасха в 2016 году вполне можно самостоятельно, если знать методику определения праздничного дня.

Правила определения даты празднования Пасхи

Разработал правила, по которым долгое время определялся день Пасхи, Никейский собор 325 года. Согласно постановлению собора, отмечать праздник положено в первое воскресенье после весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие наступает 21 марта. Еще одно важнейшее условие – христианскую Пасху празднуют только после еврейской. При совпадении даты празднования торжества переносятся на первое полнолуние следующего месяца.

Впоследствии православная, католическая и протестантская церкви разошлись в оценке решений Никейского собора и выработали новые пасхалии. Католики решили реформировать общепринятую систему, введя так называемую григорианскую пасхалию. Православный патриарх наложил на это решение анафему.

Таким образом, чтобы определить, какого числа будет католическая Пасха в 2016 году, следует придерживаться григорианского календаря. Чаще всего католики празднуют воскресение Христа на одну неделю раньше, чем православные.

Католическая Пасха

На Пасху в храмах Римско-католической церкви проходит главное ежегодное богослужение. Священнослужители и прихожане вспоминают трагический земной путь Христа, его гибель на кресте и последующее воскресение. В храмовых дворах проходит так называемая Литургия Света: перед церковью разводят костер, священник читает молитву и зажигает от костра высокую свечу. Такие же свечи зажигают и верующие. Вереницей люди входят в храм для пасхального Навечерия.

Священнослужитель читает проповедь о Христе – эта часть называется в католическом мире Литургией Слова. Следующий этап празднования – Литургия Крещения. У католиков крещение взрослых людей часто происходит на Пасху. После Крещения люди молятся и обходят храм крестным ходом.

На 2016 год дата католической Пасхи пришлась на 27 марта. Отмечать праздник будут по всему миру, в том числе, в Москве. Центром торжеств в российской столице станет Римско-католический Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Святой Девы Марии.


Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha , от ивр. ‏פסח‏‎‎‎ ), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение - главное богослужебное событие церковного календаря, древнейший и самый важный христианский праздник, отмечавшийся ещё во времена апостолови установленный в честь Воскресения Иисуса Христа- центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. Название праздника в русском и многих других языках происходит от еврейского слова Пе́сах, которое обозначает иудейскую Пасху и связано со словом пасах - «миновал» (иногда название толкуют как «минул, обошёл»).

Даты пасхального воскресенья:

Пасха Христова 2016 -1 мая ; Пасха Христова 2017 -16 апреля ; Пасха Христова 2018 -8 апреля ; Пасха Христова 2019 -28 апреля ; Пасха Христова 2020 -19 апреля

Арамейское название праздника звучит как писха, и существует мнение, что именно через арамейский язык слово «Пасха» вошло в греческий.

Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена. У христиан название праздника приобрело иное толкование - «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».

Ветхозаветная Пасха, как и нынешний праздник Пе́сах (еврейская Пасха), праздновалась в память исхода евреев из Египта, то есть освобождения евреев от рабства. Название «Пе́сах» (ивр. ‏פסח‏‎‎‎) означает «миновал», «прошёл мимо». Оно связано с рассказом о десяти египетских казнях.

Одно бедствие («казнь») сменялось другим, и наконец за отказ фараона отпустить израильский народ Бог «наказал Египет страшной казнью», убив всех пе́рвенцев, то есть всех первых по старшинству потомков мужского пола - и у людей, и у ското́в. Казнь миновала лишь первенцев иудеев, жилища которых Бог различил по условному знаку (крови а́гнца на косяке двери) и прошёл мимо:

«А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Исх. 12:12 »

После последней казни фараон отпустил еврейский народ вместе с его стадами, а напуганные египтяне торопили евреев, чтобы те скорее ушли (Исх. 12:31-33).

Как исторически, так и этимологически ветхозаветная Пасха была связан с исходом евреев из Египта через Чермное море (Залив Бардавиль на севере Синая, или Суэцкий залив Красного моря).

Пасхальный агнец

В память об этих событиях «всему обществу Израилевых» предписывалось вечером 14-го ниса́на (первого месяца еврейского календаря) приносить в жертву а́гнца - однолетнего ягнёнка или козлёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опре́сноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-10, Чис. 9:1-14). Вкушение пасхальной трапезы выступало как «свидетельство главного события всей ветхозаветной истории» - исхода евреев из Египта.

Пасхальный агнец иначе именовался «пасхой» («песахом»). Такое употребление можно найти, в частности, в рассказах евангелистов о Тайной Ве́чери (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15).

Пасха в Новом Завете

Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Ве́чери, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15), и о последующем распятии Иисуса Христа.

Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия.

Поскольку казнь состоялась в пятницу, «то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу … просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19:31), и воины перебили голени распятым разбойникам, однако же, «придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32-32). Иоанн Богослов, который рассказывает об этих событиях, находит в них исполнение слов Священного Писания: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36).

Новое понимание пасхальной жертвы хорошо отражают слова апостола Павла (1Кор. 5:7):

«…Пасха наша, Христос, заклан за нас.»

Прекращение ветхозаветных жертв

После разрушения в 70 году Иерусалимского храма ритуальное закла́ние пасхального агнца прекратилось, и в современном ритуале совершения Песаха о нём напоминает предписание «съесть небольшой кусочек испечённого мяса» во время ночной трапезы.

Раннее христианство

После Пятидесятницы христиане начали совершать первые богослужения Евхаристии, посвященные воспоминанию смерти Иисуса Христа. Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианств.

В некоторых ранних источниках говорится о еженедельных празднованиях: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье - днём радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3). Эти празднования становились более торжественными в период еврейского Песаха - годовщины смерти Христа.

В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом - 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 - PL 26,192). Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы - то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В сочинениях ранних христианских писателей - в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского - есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» - πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с еврейским Песахом, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» - πάσχα άναστάσιμον, pascha resurrectionis. В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп, епископ Смирны, посетил римского епископа Аникета, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Позднее, в 190-192 гг., римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, выступил против отлучения малоазийцев, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви.

Многие общины ориентировались на принятые у иудеев расчеты пасхального месяца. К этому времени твердая связь между равноденствием и месяцем нисаном не соблюдалась, и в некоторые годы это приводило к празднованию Пасхи до дня весеннего равноденствия (то есть, наступления нового астрономического года). Эта практика не принималась другими общинами.

Первый Вселенский собор

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названном Первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия:

«Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… »

Как сообщает историк, епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время:

«Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и (празднования) Пасхи:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.»

Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения:

«Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз.

Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся.»

Днём Пасхи был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.

Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии были созданы пасхальные таблицы - пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В VI-VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью.

Исходное определение Первого Вселенского собора относительно Пасхи стало основанием для церковного устава.

Поместный Антиохийский собор 341 года в своем первом правиле требует строгого соблюдения решений Первого Вселенского собора о дне празднования Пасхи под страхом отлучения от Церкви и извержения из священнического сана.

Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней».

Средние века и Новое время

В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию. Но в течение почти 500 лет после Никейского собора Пасха праздновалась по разным пасхалиям. Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Восточная или Александрийская Пасхалия построена на четырёх ограничениях, изложенных Матфеем Властарем:

«Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое - мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе - совершать не в один день с иудеями; третье - не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое - и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, - отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений.»

В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии. В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь, в частности в правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано:

«Ζ. Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить - да будет анафема»

В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

Современность

В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославное» совещание с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской церквях после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе.

В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года.

Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года. 20 мая 1926 года Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, вводит новый календарь. В греческих церквах произошел масштабный церковный раскол, не уврачеванный по сей день. Образовалось несколько самостоятельных старокалендарных греческих Синодов.

На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, по которому живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь.

Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Афон.

Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь.

Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники - по новому стилю.

В Великобритании Пасхальный Акт 1928 года устанавливал дату Пасхи на первое воскресенье после второй субботы апреля; однако данное постановление не вступило в силу. В 1997 году на саммите в Алеппо (Сирия) Всемирный совет церквей предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре (также второе воскресение апреля) либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 год, но не была принята всеми членами Совета.

Общее правило для расчёта даты Пасхи:

«Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье;

Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти золотое число G - порядок года в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

В 1 год н. э. золотое число равнялось 2, соответственно в год Y от Р. Х.

G = (остаток от Y/19)+1;

Основание Луны - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями последующиx годов равна 11. Число дней лунного месяца равно 30.

Основание = остаток от (11·G)/30 .

Новолуние = 30 - Основание;

Полнолуние = Новолуние + 14;

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Однако восточные (православные, греко-католики и верующие древневосточных церквей) и западные (католики латинского обряда и протестанты) христиане используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Согласно восточной традиции, Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) выпадает на один из 35 дней в период с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX-XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (25 марта), то она называется Кириопасха (Господня Пасха). Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую субботу перед православной Пасхой.

В Римско-католической и протестантских церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. В XVI веке Римско-католическая церковь провела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, не соответствующие реальному положению светил). Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

Расхождение между датами Пасхи в восточных и западных церквях вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями (13 дней в XXI веке). Западная Пасха в 30 % случаев совпадает с восточной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % - на 4 недели и в 20 % - на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Вечный календарь из Швеции для вычисления дня Пасхи в 1140-1671 по юлианскому календарю. Каждая руна соответствует определённому номеру недели, на которую будет приходиться праздник

Пасха в церковном году

К Пасхе привязаны важнейшие переходящие праздники, отмечаемые в последовательности евангельских событий:

Лазарева суббота; Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи:

По древнему иудейскому преданию, Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Песах в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя (Ин. 12:12);

Страстная Седмица - неделя перед праздником Пасхи:

Вели́кий понедельник , Страстно́й понедельник - понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Вели́кий вто́рник - вторник Страстной недели, в который вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме.

Вели́кая среда́ , Страстна́я среда - среда Страстной недели на которой вспоминается предательство ИудойИисуса Христа и помазание его миром.

Великий четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху(Песах). Евангелие от Иоанна и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху после дня казни Христа, то есть двумя днями позже. Одно из объяснений, также с учётом кумранских находок, предполагает, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветный Песах - агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной Пасхой - Христом, Его Телом и Кровью;

Страстная пятница - по традиции, перед праздником Песах Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху(Песах) есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божьего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя. При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая Мария»;

Великая суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых;

Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово» (наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170-1180-х гг.)

Пасха - Светлое Христово Воскресение:

Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Явление Христа ученикам;

Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверение Фомы:

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

Христос продолжает являться ученикам в течение сорока дней после своего Воскресения, в частности, на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы (о чём сообщает Иоанн Богослов), а также более чем пяти сотням свидетелей (1Кор. 15:6);

Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи:

На сороковой день после Воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов;

Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы):

На пятидесятый день после Воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Пасхальные традиции

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста - времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

Пасхальное богослужение

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом.

Пасхальное приветствие

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), также 1Пет. 5:14, 1Кор. 16:20.

Пасхальный огонь

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Пасхал

В католическом богослужении перед началом Пасхальной службы возжигают Пасхал - особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим, после чего начинается служба. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны, смысл костра такой же, как и у пасхальной свечи, - огонь есть Свет и Обновление. Пасхальный костёр также разводят для символического сожжения Иуды (Греция, Германия). С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого грелся Пётр. В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и «шутихи» для торжественности праздника.

Пасхальная трапеза

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи и пасхальные яйца, приготовленные к праздничному столу для разговения после Великого поста.

Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него, и поэтому яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его».

Пасхальные яйца. Творожные пасхи

В православной традиции обычай дарить яйца связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию.

Согласно изложению Димитрия Ростовского, святая равноапостольная Мария Магдалина нашла возможность явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» Выбор яйца как подарка, согласно святителю Димитрию, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора.

Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа. (Вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника.)

В православной традиции с Пасхой связан а́ртос - особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы, который в русской приходской практике освящается в конце Пасхальной литургии, после заамвонной молитвы. Этот хлеб на протяжении всей Светлой Седмицы находится в храме и раздаётся верующим после литургии в Светлую субботу. «В России распространен обычай не потреблять артос полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак», что происходит в особых случаях, например, при болезни.

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы (на практике, конечно же, это редко соблюдается).

Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В Римско-католической церкви крестный ход совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.

Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.


Для каждого православного верующего Пасха – самый главный и значимый день в году. Это дата, когда Иисус Христос воскрес, победив смерть и искупив грехи всех людей на Земле. Праздник означает очищение, избавление от всего злого и порочного, поэтому отмечается пышно, весело и нарядно.

Светлой Пасхе предшествует Великий пост – наиболее длительный период на протяжении года, когда верующие ограничивают себя в потреблении некоторых продуктов. В 2016 году он начинается с 14 марта и длится 40 дней до Воскресения Христова. Именно в праздничный день православные заканчивают поститься и могут позволить себе любые вкусные блюда.

Уже сейчас многим верующим становится интересно, какого числа Пасха 2016 года?

Так что заранее можно строить свои планы на будущий год.

Расчет даты Пасхи

Православная церковь признает два вида праздников: непереходящие и переходящие. Первые отмечаются каждый год в один и тот же день, без изменения числа и месяца. Для переходящих праздников не установлена определенная дата, она вычисляется каждый год по определенным критериям. Основным переходящим праздником, от которого зависят даты начала Великого поста, Пятидесятницы, Вознесения и другие церковные события, является Пасха.

Дата празднования Воскресения Христова зависит от движения Земли вокруг Солнца и изменений Луны. Пасха всегда припадает на ближайшее воскресение после первого весеннего полнолуния. Чтобы вычислить дату праздника лунный календарь накладывают на традиционный солнечный. Подробнее этот процесс выглядит так: после дня весеннего равноденствия 21 марта отслеживают первое полнолуние. После него в первое ближайшее воскресение и будет Пасха. Еще в XIV веке ученые вычислили дни празднования Воскресения Христова на два тысячелетия вперед.

Православный метод вычисления Пасхи всегда остается правильным, поскольку святые писания запрещают отмечать праздник до весеннего равноденствия. К тому же христианский Великий День нельзя праздновать перед еврейским, согласно церковным канонам. Воскресение Христово в зависимости от года может перемещаться в пределах от 4 апреля до 8 мая по новому стилю.

Празднование Пасхи

Придерживаться Великого поста в 2016 году стоит лишь в том случае, если в душе есть сильная вера и чувство необходимости духовного и физического очищения. Недостаточно просто отказаться от нескольких продуктов. Нужно регулярно посещать церковь, стремиться к моральному очищению. Людям, тяжело работающим, больным, детям религия разрешает не придерживаться строгого поста.

Перед Воскресением Христовым принято наводить порядок во всех домах и дворах. Особенно эта традиция актуальна в Чистый четверг. В этот день нужно искупаться на рассвете, чтобы смыть с себя все грехи и злые помыслы. Затем предстоит поход на службу в церковь.

Заранее перед Пасхой в 2016 году надо испечь куличи. Раньше каждая хозяйка имела свой тайный рецепт, который держала втайне. Правильно сделанное изделие может храниться до сорока дней. Сегодня на полках магазинов множество пасхальных присыпок, фигурок, украшений, которые облегчают процедуру изготовления куличей и придадут ей творческий характер.


Пасхальные яйца (они же крашанки)

Еще одним необходимым атрибутом, без которого не обходится Пасха в любой семье, являются крашанки. Наиболее традиционным методом окрашивания яиц считается помещение их в воду с луковой шелухой. От такой операции яйца приобретают насыщенный красно-коричневый оттенок.

Существует также много других способов: пищевые красители, наклейки, расписывание воском. Есть мастера, которые создают на скорлупе яиц целые картины. Крашанки не только изготавливают для потребления в пищу, ими обмениваются друг с другом как священными дарами.

Когда все праздничные компоненты готовы, можно начинать формировать пасхальную корзинку. В нее ложатся куличи, крашанки и все продукты, которые хотелось бы освятить. Вечером в субботу все верующие нарядные и с пасхальными корзинками отправляются в церковь на Всенощную.


Процесс схождения благодатного огня

В главных храмах стран ждут схождения Благодатного огня. Он появляется из ниоткуда, даруя людям чудо и укрепляя их веру. Из главной церкви огонь расходится по всем регионам. Некоторые поддерживают его дома в лампаде целый год. Играют колокола, каждый желающий в этот день может в них позвонить.

После наступления Пасхи все радуются и поздравляют друг друга праздничными приветствиями: «Христос воскресе!» , «Воистину воскресе!» . После службы в церкви можно возвращаться со свячеными продуктами домой и приступать к трапезе.

Пасха всегда была символом вечной жизни, победы над смертью и человеческими грехами, очищения души и тела. Поэтому она так любима и почитаема всеми верующими много веков.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.