История русских царей

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110-1174), внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в святом Крещении Марии), еще в юности был назван Боголюбским за постоянно присущее ему глубокое молитвенное внимание, прилежание к церковным службам и "утаенных молитв к Богу присвоение". От деда, Владимира Мономаха, внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни.

Храбрый воин (Андрей - означает "мужественный"), участник многих походов своего воинственного отца, не раз в сражениях был он близок к смерти. Но каждый раз Промысл Божий незримо спасал князя-молитвенника. Так, 8 февраля 1150 года в битве под Луцком святой Андрей был спасен от копья немецкого наемника молитвой к великомученику Феодору Стратилату, чья память совершалась в тот день.

Вместе с тем летописцы подчеркивают миротворческий дар святого Андрея, редкий в князьях и полководцах того сурового времени. Сочетание воинской доблести с миролюбием и милосердием, великого смирения с неукротимой ревностью о Церкви было в высшей степени присуще князю Андрею. Рачительный хозяин земли, постоянный сотрудник в градостроительной и храмоздательной деятельности Юрия Долгорукого, он строит с отцом Москву (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154), украшает храмами Ростов, Суздаль, Владимир. В 1162 году святой Андрей с удовлетворением мог сказать: "Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал".

Когда в 1154 году Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским, он дал сыну в удел Вышгород под Киевом. Но Бог судил иначе. Однажды ночью, это было летом 1155 года, двинулась в Вышгородском храме чудотворная икона Божией Матери, писанная святым евангелистом Лукой, незадолго до того принесенная из Царьграда и названная впоследствии Владимирской. В ту же ночь, с иконой в руках, двинулся из Вышгорода на север, в Суздальскую землю, святой князь Андрей, тайно, без отчего благословения, повинуясь лишь воле Божией.

Чудеса от святой иконы, бывшие на пути от Вышгорода до Владимира, были записаны духовником князя Андрея "попом Микулицей" (Николаем) в "Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери".

В десяти верстах от Владимира кони, везшие икону в Ростов, вдруг остановились. Ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и приказала: "не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни". В память о чудесном событии святой Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери такой, как Пречистая явилась ему, и установил празднование этой иконе 18 июня. Икона, названная Боголюбской, прославилась впоследствии многочисленными чудотворениями

На указанном Царицей Небесной месте построен князем Андреем (в 1159 году) храм Рождества Богородицы и заложен город Боголюбов, ставший его постоянным местопребыванием и местом мученической кончины.

Когда умер отец, Юрий Долгорукий († 15 мая 1157), святой Андрей не пошел на отчий стол, в Киев, а остался на княжении во Владимире. В 1158-1160 гг. был построен Успенский собор во Владимире, в который помещена Владимирская икона Божией Матери. В 1164 году воздвигнуты Золотые Ворота во Владимире с надвратной церковью Положения Ризы Богоматери и церковь Спаса на Княжьем дворе.

Тридцать храмов было создано святым князем Андреем за годы его княжения. Лучший из них - Успенский собор. Богатство и благолепие храма служило распространению православия среди окружающих народов и иноземцев-купцов. Всех приезжих, и латинян, и язычников, святой Андрей приказывал водить в воздвигнутые им храмы и показывать им "истинное христианство". Летописец пишет: "и болгаре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение церковное, крестились".

Завоевание великого волжского пути стало для святого Андрея основной задачей его государственного служения России. Волжская Болгария со времен походов Святослава († 972) представляла серьезную опасность для Русского государства. Святой Андрей стал продолжателем дела Святослава.

Сокрушительный удар по врагу был нанесен в 1164 году, когда русские войска сожгли и разрушили несколько болгарских крепостей. Святой Андрей брал с собой в этот поход Владимирскую икону Божией Матери и двухстороннюю икону, на которой были изображены "Спас Нерукотворенный" на одной стороне и "Поклонению Кресту" - на другой. (В настоящее время обе иконы в Государственной Третьяковской галерее.)

Великое чудо было явлено русскому войску от святых икон в день решающей победы над болгарами, 1 августа 1164 года. После разгрома болгарского войска князья (Андрей, его брат Ярослав, сын Изяслав и др.) вернулись к "пешцам" (пехоте), стоявшим под княжескими стягами у Владимирской иконы, и поклонились иконе, "хвалы и песни воздавающе ей". И тогда все увидели ослепительные лучи света, исходившие от лика Богородицы и от Нерукотворного Спаса.

Оставаясь во всем верным сыном Православной Церкви, блюстителем веры и канонов, святой Андрей обратился в Царьград к патриарху с сыновней просьбой об учреждении особой митрополии для Северо-Восточной Руси. С соответствующей княжеской грамотой в Византию отправился избранный князем кандидат в митрополиты - суздальский архимандрит Феодор. Патриарх Лука Хризоверг согласился посвятить Феодора, но не в митрополита, а лишь во епископа Владимирского. В то же время, стремясь сохранить расположение князя Андрея, наиболее могущественного среди владетелей Русской земли, он почтил епископа Феодора правом ношения белого клобука, что было в древней Руси отличительным признаком церковной автономии - известно, как дорожили своим белым клобуком архиепископы Великого Новгорода. Очевидно, поэтому русские летописи сохранили за епископом Феодором прозвище "Белый Клобук", а позднейшие историки называют его иногда "автокефальным епископом".

В 1167 году умер в Киеве святой Ростислав, двоюродный брат Андрея, умевший вносить умиротворение в сложную политическую и церковную жизнь того времени, а из Царьграда был прислан новый митрополит, Константин II. Новый митрополит потребовал, чтобы епископ Феодор явился к нему для утверждения. Святой Андрей вновь обратился в Царьград за подтверждением самостоятельности Владимирской епархии и с просьбой об отдельной митрополии. Сохранилась ответная грамота патриарха Луки Хризоверга, содержащая категорический отказ в устроении митрополии, требование принять изгнанного епископа Леона и подчиниться киевскому митрополиту.

Исполняя долг церковного послушания, святой Андрей убедил епископа Феодора с покаянием поехать в Киев для восстановления канонических отношений с митрополитом. Покаяние епископа Феодора не было принято. Без соборного разбирательства Митрополит Константин, в соответствии с византийскими нравами, осудил его на страшную казнь: Феодору отрезали язык, отрубили правую руку, выкололи глаза. После этого он был утоплен слугами митрополита (по другим сведениям, вскоре умер в темнице).

Не только церковные, но и политические дела Южной Руси потребовали к этому времени решительного вмешательства великого князя Владимирского. 8 марта 1169 года войска союзных князей во главе с сыном Андрея Мстиславом овладели Киевом. Город был разгромлен и сожжен, участвовавшие в походе половцы не пощадили и церковных сокровищ. Русские летописи рассматривали это событие как заслуженное возмездие: "се же здеяся за грехи их (киевлян), паче же за митрополичью неправду". В том же 1169 году князь двинул войска на непокорный Новгород, но они были отброшены чудом Новгородской иконы Божией Матери Знамения (празднуется 27 ноября), которую вынес на градскую стену святой архиепископ Иоанн († 1186, память 7 сентября). Но когда вразумленный великий князь преложил гнев на милость и миром привлек к себе новгородцев, благоволение Божие вернулось к нему: Новгород принял князя, назначенного святым князем Андреем.

Таким образом, к концу 1170 года Боголюбский сумел добиться объединения Русской земли под своей властью.

Зимой 1172 года он послал на Волжскую Болгарию большую рать под командованием сына Мстислава. Войска одержали победу, радость ее была омрачена смертью доблестного Мстислава († 28 марта 1172 года).

В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем Боголюбском замке. "Тверская летопись" сообщает, что святой Андрей был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Во главе заговора стояли ее братья, Кучковичи: "и свещаша убийство на ночь, якоже Иуда на Господа". Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами. Но вскоре они поняли свою ошибку: "и посем познаша князя, и боряхуся с ним велми, бяше бо силен, и секоша и мечами и саблями, и копийные язвы даша ему". Копьем был пробит сбоку лоб святого князя, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь наконец упал, они опрометью бросились вон из опочивальни, захватив убитого сообщника.

Но святой еще был жив. Последним усилием он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать стражу. Но стенания его были услышаны убийцами, они повернули обратно. Князь сумел укрыться в нише под лестницей и разминуться с ними. Заговорщики вбежали в опочивальню и не нашли там князя. "Погибель нам предстоит, ибо князь жив", - в ужасе вскричали убийцы. Но кругом было тихо, никто не пришел на помощь святому страдальцу. Тогда злодеи вновь осмелели, зажгли свечи и по кровавому следу пошли искать свою жертву. Молитва была на устах святого Андрея, когда его вновь обступили убийцы.

Русская Церковь помнит и чтит своих мучеников и созидателей. Андрею Боголюбскому принадлежит в ней особое место. Взяв в руки чудотворный образ Владимирской Божией Матери, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. 1395 год - перенесение Владимирской иконы Божией Матери в Москву и избавление столицы от нашествия Тамерлана (празднуется 26 августа); 1480 год - спасение Руси от нашествия хана Ахмата и окончательное падение монгольского ига (празднуется 23 июня); 1521 год - спасение Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея (празднуется 21 мая). Молитвами святого Андрея сбылись над Русскою Церковью его самые заветные чаяния. В 1300 году митрополит Максим перенес Всероссийскую митрополичью кафедру из Киева во Владимир, сделав Успенский собор, где покоились мощи святого Андрея, первопрестольным кафедральным храмом Русской Церкви, а Владимирскую чудотворную икону - ее главной святыней. Позже, когда общерусский церковный центр сместился в Москву, пред Владимирской иконой совершалось избрание митрополитов и патриархов Русской Церкви. В 1448 г. пред нею совершилось поставление Собором русских епископов первого русского автокефального митрополита - святителя Ионы. 5 ноября 1917 года пред ней совершилось избрание Святейшего Патриарха Тихона - первого после восстановления патриаршества в Русской Церкви. В 1971 году, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, состоялась интронизация Святейшего Патриарха Пимена.

Литургическая деятельность святого Андрея была многогранна и плодотворна. В 1162 году Господь послал благоверному князю великое утешение: в Ростове были обретены мощи угодников Ростовских - святителей Исайи и Леонтия. Общецерковное прославление ростовских святителей началось немного позже, но начало их народному почитанию положил князь Андрей. В 1164 году войска Боголюбского разгромили давнего врага, Волжскую Болгарию. Победы православного народа были ознаменованы расцветом литургического творчества в Русской Церкви. В тот год по почину святого Андрея Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа (почитаемый русским народом "медовый Спас"), - в память о Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром и в память победы над болгарами в 1164 году. Учрежденный вскоре праздник Покрова Божией Матери 1 октября воплотил в литургических формах веру святого князя и всего православного народа в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор. Покров Божией Матери стал одним из любимейших русских церковных праздников. Покров - русский национальный праздник, не известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку. Он является литургическим продолжением и творческим развитием богословских идей, заложенных в празднике Положения Ризы Богородицы 2 июля.

Первым храмом, посвященным новому празднику, был Покров на Нерли (1165), замечательный памятник русского церковного зодчества, воздвигнутый мастерами святого князя Андрея в пойме реки Нерли так, чтобы князь всегда мог видеть его из окон своего Боголюбовского терема.

Святой Андрей принимал непосредственное участие в литературном труде владимирских церковных писателей. Он причастен к созданию Службы Покрову (древнейший список - в пергаменной Псалтири ХIV века. ГИМ, Син. 431), проложного сказания об установлении праздника Покрова (Великие Минеи Четьи. Октябрь. СПб., 1870, стлб. 4-5), "Слова на Покров" (там же, стлб. 6, 17). Им написано "Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году", которое в некоторых старинных рукописях так и называется: "Слово о милости Божией великого князя Андрея Боголюбского". (Издано дважды: Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. С предисловием В. О. Ключевского. М., 1878, с. 21-26; Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. - "Археологические известия и заметки", 1895, № 2-З). Участие Боголюбского заметно и в составлении Владимирского летописного свода 1177 года, завершенного после смерти князя его духовником, попом Микулой, который включил в него особую "Повесть о убиении святого Андрея". Ко времени Андрея относится и окончательная редакция "Сказания о Борисе и Глебе", вошедшая в "Успенский сборник". Князь был особенным почитателем святого мученика Бориса, главной домашней святыней его была шапка святого Бориса. Меч святого Бориса всегда висел над его постелью. Памятником молитвенного вдохновения святого князя Андрея является также "Молитва", внесенная в летопись под 1096 годом, после "Поучения Владимира Мономаха".

Андрей Боголюбский (ок. 1111-74), князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.

Андрей Юрьевич Боголюбский (около 1111 - 29 июня 1174), князь владимиро-суздальский и великий князь киевский (с 1157). Старший сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. Женат первым браком на дочери первого владельца Москвы Стефана Ивановича Кучки, а вторым на пленнице, привезенной из похода 1164 года на Волжско-Камскую Булгарию.

Начало княжения

В 1149 Андрей получил от отца в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел (Владимир-на-Клязьме). В 1155 вновь был переведен в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле бежал во Владимир-Залесский, увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери).

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он был избран князем ростовским, суздальским и владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 Андрей изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину. Одновременно он перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию - в Боголюбово-на-Нерли (по которому и получил свое прозвище).

Отношения с церковью

Около 1160 Андрей предпринял первую в истории Руси попытку разделить русскую церковь на две митрополиии. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире вторую митрополию, независимую от киевской, но просьба эта была отвергнута. В 1168 Андрей посылает суздальского игумена Феодора на большой собор в Киев с целью добиться смещения митрополита Константина. Не найдя поддержки у русских епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь поставления ростовским епископом. В 1169 у Андрея Боголюбского возник конфликт с неуживчивым и честолюбивым Феодором, который закончился тем, что князь выдал епископа на суд митрополита в Киев, где Феодор был казнен по обвинению в ереси.

Культура при Андрее Боголюбском

В годы его правления во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство: в 1164 были построены Золотые ворота (подобно киевским, константинопольским и иерусалимским), город-замок Боголюбово, а также ряд храмов, в т. ч. знаменитые Успенский собор (1158-61), Покрова-на-Нерли (1165), Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-65).

По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова пресвятой Богородицы (1 октября).

В ночь с 29 на 30 июня 1174 Андрей был убит в Боголюбове группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы; позднее останки неоднократно переносились. В 1934 погребение Андрея Боголюбского было обследовано и идентифицировано археологами и антропологами; по черепу найденному в захоронении, скульптору и антропологу М. М. Герасимову удалось воссоздать уникальный скульптурный портрет князя.

Святой Благоверный князь Андрей Боголюбский (предположительно 1111 - 1174 гг.) – князь Вышгородский, Дорогобужский, великий князь Владимирский; сын Юрия Долгорукого , внук Владимира Мономаха .

Князь Андрей Боголюбский (прозвище «Боголюбский» получил как основатель города Боголюбый на реке Нерли) является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси. Во времена княжения Андрея Боголюбского политический и экономический центр Руси переместился из Киева и Киевского княжества в город Владимир, который позднее официально стал новой столицей. Благодаря деятельности князя Андрея город Владимир и Владимирское княжество начали активно развиваться экономически и достигли небывалого до этого могущества.

В 18 веке Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи князя несколько раз переносились и сегодня хранятся в Успенском соборе во Владимире.

Андрей Боголюбский. Краткая биография.

Точная дата рождения князя неизвестна. Первые упоминания о нем в русских летописях относятся к периоду вражды между Юрием Долгоруким (отцом Андрея) и Изяславом Мстиславовичем. Предположительно, Андрей Боголюбский родился в 1111 году, хотя встречаются и другие даты, например – 1113 год. О ранних годах Андрея Боголюбского известно немного – он получил хорошее воспитание и образование, много внимания уделялось при этом духовности и христианству. Более детальные сведения о жизни князя Андрея появляются уже после его совершеннолетия, когда он начинает княжить в разных городах по приказу своего отца.

В 1149 году Андрей Боголюбский отправляется княжить в Вышгород по настоянию отца, однако всего спустя год его переводят на Запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу, где Андрей княжит еще год. В 1151 году Юрий Долгорукий снова возвращает сына в суздальские земли, где тот находится вплоть до 1155 года, а затем отправляется в Вышгород. Несмотря на то, что Юрий Долгорукий желает видеть сына князем в Вышгороде, Андрей спустя некоторое время возвращается обратно во Владимир и, согласно легендам, привозит с собой икону Богородицы, позднее получившую название Владимирской Богоматери. После возвращения, Андрей Боголюбский так и остается править в городе Владимире, на тот момент довольно небольшой и уступающем в экономическом развитии другим городам княжества.

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей Боголюбский наследует от отца титул Великого князя, однако переезжать на княжение в Киев отказывается и остается во Владимире. Считается, что именно этот поступок Андрея Боголюбского стал первым шагом на пути к децентрализации власти. В этом же году Андрея избирают князем Владимирским, Суздальским и Ростовским.

Отказ Владимира княжить в Киеве многими историками воспринимается, как перенос столицы во Владимир, хотя официально это произошло позже. Правомерность подобного утверждения сегодня оспаривается, однако общепринято считать, что смещение центра власти с Киева во Владимир все же произошло, пусть и неофициально, именно благодаря деятельности Андрея Боголюбского.

В 1162 году Андрей Боголюбский, опираясь на помощь своих дружинников, изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, а также дружинников покойного отца и становится единоличным правителем в этих землях.

За период своего правления Андрей Боголюбский значительно расширил власть Владимира, подчинив себе многие окрестные земли и завоевав огромное политическое влияние на северо-востоке Руси. В 1169 году князь Андрей и его войско совершает удачный поход на Киев, в результате которого город остается практически полностью разоренным.

Князь Андрей Боголюбский умер в 1174 году в ночь с 29 на 30 июня в городе Боголюбове (который он же и основал). Князь был убит в результате заговора бояр, недовольных его политикой и растущей властью.

Канонизирован в 1702 году.

Внешняя и внутренняя политика Андрея Боголюбского

Основная заслуга внутренней политики князя Андрея – рост благосостояния Ростово-Суздальского княжества. В первые годы правления на эти земли пребывало очень много людей из других княжеств, а также немало беженцев из Киева, которые стремились поселиться в более спокойных и безопасных городах. Приток народу дал существенный толчок к развитию экономики региона.

Ростово-Суздальское княжество, а позднее и город Владимир стремительно наращивали свое благосостояние, и вместе с этим политическое влияние, в результате чего к концу правления князя Андрея фактически стали новым политическим центром, отняв власть у Киева.

Кроме того, Андрей Боголюбский приложил немало усилий для того, чтобы отстроить город Владимир и превратить его в настоящую столицу: во времена его правления были построены Владимирская крепость, Успенский собор и многие другие сооружения, по сей день считающиеся культурными памятниками.

Андрей Боголюбский также уделял большое внимание развитию культуры и духовности на Руси, которые в тот период были неразрывно связаны друг с другом. Князь Андрей стремился к религиозной независимости Руси от Византии, несколько раз пытался получить самостоятельность от киевской митрополии. Он ввел несколько новых религиозных праздников, регулярно приглашал на Русь зодчих для постройки многочисленных храмов и соборов. Благодаря этому начала складываться собственная русская традиция в зодчестве.

Внешней политике Андрей Боголюбский также уделял немало внимания. Больше всего он был сосредоточен на защите русских земель от набегов кочевников, стремился к независимости Руси от других государств. Совершил ряд успешных походов на Волжскую Булгарию.

Итоги правления Андрея Боголюбского

Основной итог правления князя Андрея – появление совершенно нового политического и экономического центра в городе Владимире.

Кроме того, Андрей Боголюбский сделал немало для дальнейшего развития на Руси самодержавия (считается одним из предвестников формирования системы единоличной власти на Руси).

Если говорить об истории нашей страны, то в ней хватает ярких фигур. О каких-то людях известно почти все, а о ком-то мы не знаем фактически ничего. Объединяет их то, что их жизнь оказала огромное влияние на развитие России. Одним из таких деятелей является Андрей Боголюбский. Исторический портрет его говорит о том, что личностью он был незаурядной.

Краткие сведения

Принято считать, что будущий князь родился между 1120 и 1125 годом. Являлся вторым (или третьим, точно неизвестно) сыном князя Юрия Долгорукого. Его мать - дочь известного в то время половецкого хана Аепы Осеневича, ради союза с которым и был устроен этот брак.

Почему же так важен для истории нашей страны будущий князь Андрей Боголюбский? Исторический портрет говорит, что он был важнейшей политической и духовной фигурой в 1160-1170 годах, так как он не только способствовал созданию мощного Владимиро-Суздальского княжества (на месте бывшей Ростовской вотчины своего деда, Владимира Мономаха), но и превратил город Владимир-на-Клязьме в центр политической и духовной жизни Руси. Тем самым он потеснил на этой «должности» Киев.

Деятельность князя до восшествия на престол Владимира

О том, что делал и как жил Андрей Боголюбский (краткая биография которого приведена в статье) до 1146 года, мы не знаем абсолютно ничего. Но есть все же надежные сведения о том, что после 1130 года он женился на дочери боярина Кучки. Последний оставил свой след в истории тем, что был владельцем обширных земельных наделов по берегам

Его отец, всегда мечтал воцариться на Киевском престоле. И удобный предлог вскоре представился. В 1146 году киевляне пригласили на княжение который приходился Долгорукому родным племянником. Началась упорная и ожесточенная борьба, в которой приняли участие не только все политические силы Руси, но даже поляки и половцы, никогда не упускавшие случая нажиться на очередной смуте.

Юрию дважды удавалось овладеть городом, но и дважды довелось быть оттуда изгнанным. Только в 1155 году, когда Изяслав умер (быть может, в 1154 году), он сумел окончательно подчинить себе Киев. Его счастье длилось не так уж и долго: деятельный князь сам преставился уже в 1157 году. Андрей на протяжении всей этой восьмилетней борьбы не раз доказывал свою беспримерную храбрость. Его воинские таланты и аналитический ум не раз сослужили добрую службу отцу.

Первое появление на политической сцене

Впервые молодой князь Андрей Боголюбский (краткая биография которого полна такими моментами) ярко проявляет себя в вышеупомянутом 1146 году, когда с Ростиславом, своим родным братом, выбивает князя Ростислава (союзника Изяслава) из его собственной столицы. Когда Долгорукий в очередной раз захватывает Киев, Андрей получает в дар от него Вышгород (недалеко от Киева).

Кроме того, он сопровождал отца в походе на Волынскую волость, являвшуюся уделом Изяслава. Под Луцком, в котором засел Владимир (родной брат Изяслава), он едва не погиб уже в 1149 году. Князь настолько увлекся преследованием врагов, что далеко ускакал от своих воинов. Его коня ранили, со стен города в него метали камни, а какой-то дюжий дружинник Владимира уже изготовился пронзить Андрея рогатиной.

В тот день поминали мученика Федора, которому и взмолился князь: отбиваясь от врагов, он из последних сил сумел пробить вражеский заслон. Своим же окончательным спасением он был обязан верному коню. Тот, будучи смертельно израненным, все же сумел донести своего хозяина до его дружинников. За это Андрей устроил своему другу пышные похороны. Его конь упокоился на берегу реки Стырем. Современники отмечали, что князь был на редкость скромным и простым человеком: он никогда не искал одобрения своего отца, предпочитая все делать по чести, был религиозен. Впрочем, Долгорукий эти качества наверняка видел, потому как очень любил своего сына.

Миротворческая деятельность Андрея

После осады Луцка Изяслав начал просить мира. Только благодаря тому, что Долгорукий прислушивался к мнению сына, а тот крайне не любил бессмысленных междоусобиц, мирный договор был подписан.

Всего через год Изяслав снова смог войти в Киев благодаря тому, что горожане были к нему расположены. Изгнав Долгорукого, князь не захотел останавливаться на достигнутом, решив отправить восвояси и его сыновей. Начать он решил с Ростислава, который на ту пору княжил в Переяславле. Но на помощь брату пришел Андрей. Вдвоем они сумели остоять город. Долгорукий также не сидел на месте и, при содействии князя Володимирка, повторно захватил Киев. Андрею была поручена оборона в Пересопице, где можно было эффективно защищать границу со стороны Волыни.

Изяслав прислал к нему гонцов с наказом просить отца о даровании племяннику волостей «по Горынь». Но на сей раз Андрей не смог смягчить своего отца, который страшно прогневался на Изяслава. Тогда тот призвал на помощь племена угров, при помощи которых, и при активном содействии киевлян, снова смог занять многострадальный город. Юрий был вынужден отступить в Городец-Остерский, куда вскоре прибыл Андрей.

Поражение Долгорукого

В 1151 году Юрий снова развязал войну, в которой Андрей показал не меньшую доблесть, чем при осаде Луцка. Впрочем, все было безуспешно, войска Долгорукого были разбиты. Сам он был блокирован в Переяславле Изяславом, а потому был вынужден поклясться племяннику в том, что отказывается от своих претензий на Киев, пообещав через месяц уйти в Суздаль. Андрей, по своему миролюбивому обычаю, сразу ушел в свой любимый Суздаль, горячо уговаривая отца отказаться от глупой и бессмысленной войны и последовать его примеру. Упрямый Юрий все же сделал еще одну попытку закрепиться на Киевской земле: он засел в Городке, но Изяслав его снова разбил и, под угрозой заточения, сумел заставить дядю уйти.

Занятие Суздальского престола

В 1152 году Андрей участвовал в отцовском походе на город Чернигов. Это событие было уникально тем, что Долгорукий сумел поставить под свои знамена не только множество русских князей, но и союзных им половцев. Но город сводная дружина не смогла взять, так как на выручку осажденным прибыл Изяслав Мстиславич. Когда в 1155 году Юрий все же сумел взойти на Киевский престол окончательно, он посадил Андрея на княжение в Вышгороде. Но молодому князю не нравились те места, а потому он, устав от бесконечных раздоров, без воли отца ушел в Суздальскую землю. В тех землях правление Андрея Боголюбского привело к появлению нового и очень сильного княжества.


Туда набожный Андрей увез вышгородский клир, а также меч святого Бориса и Богородичный образ, который сегодня известен по всему православному миру как Владимирская икона Божьей Матери. Этим он так расположил к себе местную знать, что воля его отца, обиженного на сына из-за отказа того занять Вышгородский престол и завещавшего Суздаль младшим братьям Андрея, была не выполнена: бояре отправили тех восвояси, а престол единогласно предложили Боголюбскому. После этого он затеял реформы, результатом чего стал перенос столицы Суздальского княжества во Владимир.

Княжение Великое (1157-1174)

Памятуя о кровавых и губительных для государства войнах, которые развязывал отец, первоначально Андрей Боголюбский (годы правления - с 1157 по 1174) все свои силы направил на создание крепкого и единого княжества. Около 1161 года он выдерживает столкновение с рядом младших Юрьевичей, каждый из которых желал княжить единолично.

В результате он изгоняет всех своих младших братьев, жену Долгорукого и целую плеяду других родственников в Византию, где те находят прибежище и покровительство у императора Мануила I Комнина. Кроме того, князь изгнал практически всех бояр своего отца, что ярко указывает на невероятную масштабность предпринятых им реформ.

Отношения с церковью

В это время разгорелся жаркий конфликт с Ростовским епископом Леон(т)ом, которого князь в промежутке между 1159-1164 годами дважды изгонял из города. Причиной столь ярой вражды князя, отличавшегося большой набожностью, с церковью, послужило стремление епископа ввести византийскую практику. А внутренняя политика Андрея Боголюбского никогда не отличалась стремлением к уступкам.

Речь идет о русском обычае отмены постов в среду и пятницу, если на тот день приходился церковный или великий праздник. Епископ против таких «вольностей» отчаянно протестовал. Подоплека этого спора была именно церковной, не стоит усматривать в нем попытку князя оспорить главенство Византии: подобные конфликты в то время были распространены по всей Руси, к ним был причастен не только Андрей Боголюбский. Кратко излагая, можно предположить, что остроты этому противоречию придавала и непростая церковно-политическая ситуация, сложившаяся на Руси в то время.

Дело в том, что Андрей всерьез вознамерился отделить Киевскую митрополию от Ростовской. Князь хотел поставить над Ростовской митрополией своего любимца, епископа Феодорца, что шло вразрез с политикой не только Киевских, но и Ростовских церковных деятелей. Разумеется, Андрей получил категорический отказ Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. Впрочем, за усердие и искреннее участие делам церкви князю было даровано разрешение на перенос резиденции епископа во Владимир.

Но сделано это было только в 1169 году. Из-за каких-то острых разногласий с Феодорцем, Андрей Боголюбский высылает того в Киев, где бывшего епископа жестоко казнят.

Строительство монастырей

Андрей Боголюбский (исторический портрет которого мы описываем) до сих пор почитается в Церкви не только за его реформаторскую деятельность в духовной сфере, но и за деятельное участие в строительстве множества церквей и монастырей. Все эти архитектурные объекты уникальны тем, что несут на себе отчетливую печать западноевропейского церковного строительства. Во многом связано это было с тем, что в их возведении принимали участие галицкие артели камнетесов и строителей. Впрочем, это имеет интерес только для архитекторов, тогда как важно совершенно другое.

Великолепие и истинно божественная красота выстроенных тогда храмов наглядно показывала превосходство православия над языческими культами. Андрей Боголюбский построил не только церкви - он возвел крепкий фундамент православия на своей земле.

Кроме того, все это способствовало просвещению Ростово-Суздальской земли. Многие иностранные послы, как писали современники, «да видять истиньное христьяньство и крестяться». Проще говоря, Андрей был еще и талантливым миссионером, который способствовал массовому переходу людей в православие. Церковь отметила это. Так, портрет Андрея Боголюбского был запечатлен на множестве икон того времени.

Но князь вовсе не был рьяным духовником, жившим в отрыве от дел земных. Во-первых, мы уже указывали важность строительства храмов в деле просвещения. Во-вторых, строя церкви на ранее не освоенных землях, Андрей способствовал их активному включению в хозяйственную деятельность. Дело в том, что храмовники отлично собирали подати, причем получалось это у них куда лучше, чем у светских правителей. Наконец, искренне благодарны реформатору историки.

Именно Андрей Боголюбский, годы правления которого были ознаменованы многими важными событиями, утвердил в Ростовском княжестве упорядоченное летописание, в котором самое деятельное участие принимали монахи Успенского собора. Существует также небезосновательное предположение, что именно он принимал участие в создании Устава святого Владимира, который и по сей день лежит в основе множества церковных документов.

Укрепление княжества Владимирского

Не стоит думать, что Андрей Боголюбский был начисто лишен властных амбиций. Так, основной направленностью многих его реформ стало будущее возвышение Владимирского княжества. Упиралось все в необходимость подчинения своей власти Новгорода и Киева. Когда князь, оказавшийся еще и талантливым политиком, успел решить вопросы с рязанскими князьями, но они проявили себя как его верные союзники, участвуя во всех воинских походах княжества Владимирского. Окрыленный успехом, Андрей Боголюбский начинает прямо вмешиваться во внутреннюю политику независимого Новгорода, требуя от его знати возведения на престол только угодных ему князей.

Когда в 1160 году на престол Новгорода сел Святослав Ростиславич, который был враждебен лично князю Владмирскому, князь Андрей Боголюбский послал горожанам недвусмысленное письмо: «Будь вам ведомо: хочу искать Новгорода добром и лихом». Новгородцы убоялись грозных слов, сразу изгнали Святослава и усадили на княжение Мстислава, который приходился Андрею Боголюбскому родным племянником. Но уже в 1161 году отец Святослава мирится с Андреем, и вместе они снова сажают на княжение в Новгороде изгнанного князя. Неудивительно, что правление Андрея Боголюбского привело к его конфронтации с южными князьями, справедливо усмотревшими в нем прямого конкурента их самостоятельности.

Расширение сфер влияния

К концу 1160 года интересы князя вышли далеко за пределы его земель. Если в период правления Смоленского (двоюродного брата Андрея) существовал специальный договор, который разграничивал сферы влияния между разными князьями, то после его смерти внезапно оказалось, что перевес сил в политической жизни указывает на полное превосходство Владимирского княжества. К этому привела грамотная политика Андрея Боголюбского.

Поход на Киев


Когда город был завоеван волынским князем Мстиславом Изяславичем, который имел в союзниках галицких князей и поляков, Боголюбский сразу отправился в поход «одиннадцати князей». Среди них были не только верные Рязанцы, но даже наследники Ростислава Рюрик и Давид, Роман Ростиславич Смоленский, черниговские правители Олег и Игорь Святославичи, а также князь дорогобужский Владимир Андреевич. Говоря современным языком, Андрей создал мощную союзническую коалицию.

Сильное и опытное войско с лету взяло Киев (Андрей Боголюбский имел к городу много личных счетов) в 1169 году, причем «град стольный» был разграблен подчистую. Впрочем, киевлянам никто не сочувствовал, так как незадолго до того с ними в очередной раз возникла новая церковная конфронтация. Дело в том, что митрополит Константин II наложил запрет на служения киево-печорского игумена Поликарпа, который поддержал Андрея в достопамятном «постовом» споре. После завоевания Киева на его престол был посажен младший брат Андрея Глеб Юрьевич. В те времена это однозначно указывало на то, что Киев стал подчиненным городом. Таким образом, политика Андрея Боголюбского дала свои плоды.

Новгородский поход

Зимой 1169-1170 года был предпринят поход на Новгород. Связано это было с пересечением интересов двух княжеств в Подвинье, где в то время шла интенсивная колонизаторская экспансия. В бою Суздальско-Владимирское войско потерпело поражение. Сохранилось предание о том, что Новгород удалось отстоять только благодаря чудесному заступничеству Пресвятой Богородицы посредством иконы «Знамение». В честь этого события была написана икона «Битва новгородцев с суздальцами».

Впрочем, новгородцам это не слишком помогло. Уже через год, зимой 1171-1172 года, они были вынуждены признать власть Владимирского князя. Связано это было с тем, что его войска попросту перекрыли подвоз хлеба с южного направления. В 1172 году на Новгородский престол был посажен Юрий, сын Андрея. Вскоре власть его признали и Ростиславичи, заключившие с Боголюбским военный союз. Таким образом, к тому времени внешняя политика Андрея Боголюбского стала весьма напоминать поведение его отца, Юрия Долгорукого.

Кризис правления

К тому времени территория Владимиро-Суздальского княжества значительно расширилась с восточного направления за счет земель (после закладки Городца-Радилова). Кроме того, расширение произошло за счет присоединения части северных территорий. Так, удалось захватить Заволочье (Подвинье).

Но в 1170 годах начинают нарастать признаки кризиса во внешней и внутренней политике. Сам факт постоянных воинских походов и военного устрашения указывает, что иных аргументов у владимирского князя просто не было, а деятельность Андрея Боголюбского к тому времени была направлена только на удержание власти. Устроенный в 1172 году поход против волжских булгар не был в должной мере поддержан союзническими войсками Муромских и Рязанских князей.

Социальная политика

Историки говорят, что к такому положению привела сама деятельность Андрея Боголюбского. Постоянное военное и фискальное давление привело к тому, что отношения князя со знатью стали расстраиваться. Причем касалось это не только Ростовских бояр, но и тех верных князю людей из Владимира, которых он возвысил из служивого класса. Вскоре нарушились отношения и с Ростиславовичами. Андрею поступил донос, в котором говорилось о том, что его брата Глеба отравили, причем назывались имена некоторых киевских бояр, которые были причастны к этому. Князь потребовал Ростиславичей выдать указанных в доносе людей.

Но они сочли, что донос не имеет под собой достаточных оснований, а потому ослушались приказа. Разгневавшись, князь Андрей Боголюбский повелел им уходить из тех городов, в которых они правили по его воле. Князь Роман повиновался, но прочие правители оскорбились. Они послали Андрею послание, в котором прямо указали на свое доброе к нему отношение, но предупредили, что будут вынуждены пойти на князя Владимирского войной, если тот продолжит принуждать их к послушанию.

Ответа не последовало. Тогда Ростиславичи захватили Киев, изгнали оттуда брата Боголюбского, Всеволода, а на княжение усадили собственного брата Рюрика. Другой брат Андрея, Михаил, которого осадили в Торческе, заключил с ними союзное соглашение, но при этом потребовал, дабы под его руку перешел Переяславль.

Узнав об этих событиях, Боголюбский отправил к братьям Ростиславичам посла, который еще раз передал им его приказ оставить города, находящиеся под их княжением, и уходить «к себе восвояси». Послу не повезло: Мстислав, старший из князей, не привык бояться и трепетать, а потому приказал побрить гонца налысо и остричь ему бороду. Он повелел тому передать Андрею: «До сих пор мы почитали тебя как отца… но коли ты посылаешь ко мне послов с речами такими, путь Бог рассудит нас». Современники князя свидетельствовали, что Боголюбский страшно потемнел лицом, услышав такие слова, а после повелел собрать огромное войско (до 50 тысяч) и идти на Мстислава в Вышгород.

Социальный портрет Андрея Боголюбского к тому времени претерпел разительные изменения: вместо миротворца и аккуратного политика появился жесткий и жестокий деятель, в котором все яснее просматривались черты его властного отца. В конечном итоге это плохо отразилось на внутренних делах княжества.

Утеря влияния


Его летописец по тому поводу с сокрушением отмечал, что доблестный во всех отношениях князь Андрей Боголюбский (биография которого до того не имела таких моментов) поддался неуемному гневу и гордыне, а потому и сказал столь дерзкие и злые слова. Присоединив к своему воинству еще и Смолян (поневоле), а также войска некоторых русских князей и половцев, он отправился в поход. Вот только храбрый Мстислав настолько хорошо оборонял Вышгород, что все огромное войско обратилось в бегство.

Князь Андрей полностью утратил свое влияние на южных правителей. Но и у тех было не все так гладко: всего через год в их владениях началась смута, связанная с утратой Киевского престола, а потому Ростиславичи отправили послов к Боголюбскому с тем, чтобы просить его о Киевском престоле для князя Романа. Никто не знает, чем бы закончились переговоры, но в это время Андрей Боголюбский, исторический портрет которого мы привели в этой статье, умирает.


Андрей Юрьевич Боголюбский (ум. 29 июня 1174) - князь Вышгородский в 1149, 1155. Князь Дорогобужский в 1150-1151, Рязанский (1153). Великий князь Владимирский в 1157-1174. Сын Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осеневича, внук Владимира Мономаха, брат Всеволода Большое Гнездо.

В.Васнецов. Князь Андрей Боголюбский.

Единственные сведения о дате рождения Боголюбского (ок. 1111 года) содержатся в написанной через 600 лет «Истории» Василия Татищева. Годы его молодости в источниках почти не освещаются. В 1146 году Андрей вместе со старшим братом Ростиславом выгнал из Рязани союзника Изяслава Мстиславича - Ростислава Ярославича, тот бежал к половцам.


Андрей был женат дважды. В 1148 г. женился на Улите Степановне, дочери боярина Степана Ивановича Кучки. Про смерть княгини Улиты летописи хранят молчание. Имел сыновей- Изяслав, участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году, Мстислав, умер 28.03.1173, Юрий, князь Новгородский в 1173-1175 гг., в 1185-1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер ок. 1190 года, Ростислава, замужем за Святославом Вщижским, св. Глеб Владимирский (сер. 60-х гг. XII в.- после 1190), ум. в молодости. Вторая жена Боголюбского - половчанка или уроженка Кавказа. В "Сказании об убиении Андрея Боголюбского" сообщалось, что она была "родом из Яз", то есть осетинка. Некоторые источники утверждают, что второй женой Андрея была булгарская царевна.


В 1149 году, после занятия Юрием Долгоруким Киева Андрей получил от отца Вышгород, участвовал в походе против Изяслава Мстиславича на Волынь и проявил удивительную доблесть при штурме Луцка, в котором был осаждён брат Изяслава Владимир. После этого Андрей временно владел Дорогобужем на Волыни. В 1153 годуАндрей был посажен отцом на рязанское княжение, но вернувшийся из степей с половцами Ростислав Ярославич выгнал его.


После смерти Изяслава Мстиславича и Вячеслава Владимировича (1154) и окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве Андрей снова был посажен отцом в Вышгороде, но уже в 1155 году вопреки воле отца уехал во Владимир-на-Клязьме. Из Вышгородского женского монастыря он увёз с собой чудотворную икону Богородицы, которая впоследствии получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня.



Вот как это описано у Н. И. Костомарова: "Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю".



Миниатюры Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 2-я пол. XVI в.

Предание говорить, что, не доезжая одиннадцати верст до Владимира, конь, на котором везли икону, остановился. И так продолжалось дотемна, покуда князь не приказал раскинуть шатер для ночлега. И ночью усердно молился перед чудотворной иконой, и так сильна и горяча была его молитва, что Божья Матерь сама явилась ему. На этом месте Андрей поставил город Боголюбов, свое любимое местопребывание, и повелел написать явленный ему образ Богоматери. Икона Боголюбской Богоматери стала местной святыней. А привезенную икону поместили во вновь построенный Успенский собор во Владимире.




Храм Рождества Богородицы и остатки палат в Боголюбове (12 в. и 1751).

После смерти отца (1157) стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир. В 1158-1164 годах Андреем Боголюбским была построена земляная крепость с башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью.



Золотые ворота во Владимире.

Был построен великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова. Вероятно, под непосредственным руководством Андрея в 1156 году была построена крепость в Москве (согласно летописи, эту крепость строил Долгорукий, но он это время находился в Киеве).



Церковь Покрова на Нерли.

По известию Лаврентьевской летописи, Юрий Долгорукий взял крестное целование с главных городов Ростово-Суздальского княжества на том, что княжить в нём должны его младшие сыновья, по всей вероятности, рассчитывая на утверждение старших на юге. В Ростовской земле было два старших вечевых города - Ростов и Суздаль. В своём княжестве Андрей Боголюбский пытался уйти от практики вечевых сходок. Желая править единолично, Андрей прогнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, то есть больших отцовых бояр.



Сретения иконы Владимирской Богородицы во Владимире 4 октября 1160 года.

Андрей мечтал превратить Владимир во вторую столицу Руси, мощнее Киева, и даже попытался учредить независимую от Киева церковную митрополию, однако получил решительный отказ от Константинопольского Патриарха. При князе Андрее были установлены в Русской (Северо-восточной) Церкви праздники Всемилостивому Спасу (16 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю). В 1164 совершил успешный поход против болгар в низовья Волги.



Благодарственное моление перед Владимирской иконой Божией Матери после победы над волжскими булгарами. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в.

В 1169 совершил поход на Киев и посадил там княжить младшего брата Глеба. Деятельность Андрея по отношению к Руси оценивается большинством историков как попытка «произвести переворот в политическом строе Русской земли». Андрей Боголюбский впервые за историю Руси изменил представления о старшинстве в роду Рюриковичей. "До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда"- В. О. Ключевский.


Историк В. О. Ключевский характеризует Андрея следующими словами: «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».



Богоматерь Боголюбская. Свято-Боголюбский монастырь.

В 1170 г. Боголюбский послал войско под начальством сына Мстислава наказать новгородцев. Поход был неудачен. Новгород был осажден, но успел отстояться, и войско, после больших потерь, вернулось обратно. Все-таки новгородцам пришлось подчиниться и принимать князей по его указанию, т. к. он прекратил доступ хлеба с Волги в Новгородскую область.



Битва новгородцев и суздальцев в 1170 году, фрагмент иконы 1460 года.

Второй поход на болгар в 1172 г. был неудачен: передовой отряд, под начальством Мстислава, отправился в зимнее время, был встречен сильным болгарским войском, обратился в бегство и едва не был истреблен. Суровая зима заставила вернуться и главную рать. Последнее военное предприятие было также неудачно. После смерти Глеба в Киеве (в 1172 г.) Андрей потребовал у нового киевского князя Мстислава выдачи бояр, заподозренных им в умерщвлении Глеба. На этот раз в походе суздальцев приняло участие 20 князей, а войско, будто бы, доходило до 50.000 чел. Девятинедельная осада Вышгорода была безуспешна. Прибытие нового войска на помощь осажденному Вышгороду заставило войска Боголюбского отступить в беспорядке, тем более, что князья очень неохотно приняли участие в этом походе.


Будучи сторонником усиления центр. власти, вызывал недовольство некоторых крупных бояр, усиленное старой обидой рода боярина Кучки (несмотря на женитьбу Боголюбского на дочери Кучки). Он велел казнить одного из братьев своей первой жены, Кучковича. В 1174 (75?) г. заговор против князя составили брат казненного боярина Степана Кучки и другие родственники, дворцовый ключник осетин Анбал, слуга Ефрем Мозевич.



Нападение на Андрея Юрьевича Боголюбского заговорщиков Кучковичей.
Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в.

Легенда гласит, что заговорщики (бояре Кучковичи) сначала спустились в винные погреба, там употребили спиртного, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» - спросил Андрей. «Прокопий!» - отвечал стучавший (назвав имя одного из любимых князевых слуг). «Нет, это не Прокопий!» - сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом.


Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли - опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец - принимаю его я». Убийцы довершили своё дело.



Сергей Кириллов. Андрей Боголюбский. (Убиение).



Отсечение левой руки и убийство Андрея Юрьевича Боголюбского.

Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. Два дня пролежало тело на паперти; на третий пришел Арсений, игумен от Кузьмы и Дамиана, внес тело в церковь, положил в каменный гроб и отпел над ним панихиду. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный, киевлянин Кузьмище Киянин.



Отпевание и погребение убитого Андрея Юрьевича Боголюбского.
Миниатюра Радзивиловской летописи.

Есть предание, будто Всеволод Большое Гнездо велел зашить убийц Андрея в короба и бросить их в Пловучее озеро (в 3-х верстах от Владимира, Татищев называет его поганым), и будто до сих пор эти короба, обросшие мхом, показываются на поверхности озера и слышатся стоны. Есть известие, что в убийстве участвовала и вторая жена Боголюбского, родом из Яз (Осетинка).


Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его сыновья в качестве претендентов на княжение не выступали, подчинившись лествичному праву. В Ипатьевской летописи, испытавшей значительное влияние т.н. Владимирского полихрона XIV века, Андрей в связи со смертью назван «великим князем».


Князь был канонизирован Русской Православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 4 (17 июля). Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.



Рака с мощами Андрея Боголюбского.

В Лувре хранятся наплечники Андрея Боголюбского.



Наплечник «Воскресение Христово».



Наплечник «Распятие Христово».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.