Умения в 10 месяцев. Уход и здоровье малыша. Развивающие игры с одеждой, водой и красками

Десятимесячные детки продолжают расти и вытягиваться, они жадно впитывают информацию о каждом незнакомом для себя предмете, быстро учатся и поражают родителей всё новыми навыками. В их поведении и отдельных поступках всё сильнее проступает осмысленность и самостоятельность, а характер начинает приобретать индивидуальные личностные черты. Чтобы поддерживать здоровье малыша и его стремление к познавательной деятельности, родителям не помешает иметь представление, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев.

В 10 месяцев малыш прибавляет около 450 г в весе, подрастая от 1 до 1,5 сантиметра. На половину сантиметра увеличивается его головка и грудная клетка. Небольшой набор веса при общем стремительном развитии – это результат увеличения двигательной функции ребёнка.

Для данного возраста также характерно появления боковых резцов, и у карапуза уже может быть от 4 до 6 молочных зубов.

Некоторые проблемы могут возникать у крохи из-за несформированного иммунитета. Мамино молоко, которое до этого момента поддерживало его организм, уже не обладает такими ценными свойствами, поэтому родителям следует беречь детей от внешних неблагоприятных факторов и поражения инфекциями.

В целом, у детей значительно улучшается моторика ручек, координация, они становятся сильнее и выносливее, дольше могут оставаться в бодром состоянии.

Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев

Успехи ребёнка в этом возрасте весьма значительны, ведь его навыки разительно отличаются от тех умений, которыми он обладал в полгода. Прежде всего, всем своим поведением он показывает, насколько самостоятелен, и может демонстрировать свою ловкость, поднимая игрушки не только ручками, но и пальцами.

Основные достижения малыша, которыми так гордятся его родители:

  • умение уверенно стоять и делать первые шаги;
  • подпрыгивание на месте с «приземлением» на обе ножки;
  • использование одного предмета, чтобы с помощью него достать игрушку;
  • ребёнок может долго сидеть с прямой спинкой во время игры, держа в обеих руках по игрушке;
  • малыш одной рукой способен удерживать сразу два небольших предмета;
  • может самостоятельно залезть на возвышение и слезть с него;
  • ползание кроха освоил идеально, и может передвигаться таким способом настолько быстро, что его трудно догнать;
  • повторяет за взрослыми слова, подражает их поведению;
  • бурно реагирует на встречу и расставание с близкими людьми.

По причине того, младенцы 10 месяцев более уверенно управляют своими пальчиками, они уже могут держать карандаш и фломастер и пытаются рисовать и писать, повторяя за действиями отца и матери. Малыши становятся более общительными, они проявляют интерес к своим сверстникам, с радостью общаются со старшими членами семьи – дедушкой и бабушкой.

Десятилетние дети очень хорошо понимают, что от них требуют взрослые, и хотя они прекрасно знают значение слова «нельзя», находят другие способы манипуляции взрослыми, используя немой протест или истерику.

Развитие девочек и мальчиков в этом возрасте несколько отличается. Отвечая на вопрос, что надо уметь в 10 месяцев девочке, можно подчеркнуть особую эмоциональность малышек, которые, проявляя свою нежную привязанность, гораздо чаще, чем мальчики, просятся на руки к матери, любят обниматься и ласкаться. К навыкам, которые они осваивают раньше, относится использование ложки, устная речь, освоение опорожнения в горшок. Они больше любят игры, которые требуют усидчивости – сборку элементов конструктора, пазлы и мозаики, неравнодушны к игрушкам со звуковыми эффектами и к музыке, в целом.

Свои особенности развития имеет и мальчик, уметь в 10 месяцев он может то же, что и девочка, но ходить он начинает первым и нередко отказывается от помощи взрослых, доказывая, что может всё делать сам. В результате такого упрямства некоторые навыки осваиваются мальчишками позднее.

Развивающие игры и занятия для детей в 10 месяцев

Развитие ребёнка в 10 месяцев предусматривает самые разные направления. Для укрепления мышц и связок, более скоординированных движений в первой половине дня необходимо несколько часов посвящать активным играм – пусть малыш катает мяч, машинку или коляску, если ему нравится танцевать, делать это лучше под весёлую и ритмичную музыку. Во время прогулок карапуз уже может играть в песочнице с совочком и формочками.

Неплохо потренировать малыша подниматься на ступеньки, сделав ему небольшое возвышение или научить его безопасно спускаться с дивана или кресла.

Специальная зарядка должна проводиться ежедневно, в комплекс упражнений входят:

  • приседания;
  • прыжки;
  • повороты тела в стороны;
  • вращательные движения руками;
  • висы на домашнем турнике с помощью папы или мамы.

По прежнему ребёнку необходим массаж, который осуществляется после физических упражнений. Делают его очень осторожно, стараясь не оказывать сильного давления на нежную детскую кожу. Основные движения – это мягкое поглаживание, разминание и растирание. При этом следует избегать области пупка и сердца. Спинку массируют, не затрагивая позвоночник, круговыми приёмами.

Если родители знают, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев, они поймут, почему так важно заниматься с ним разными видами творчества. Мелкую моторику нужно продолжать развивать, ведь она связана с речевой функцией маленького человека. Для дальнейшего совершенствования можно порекомендовать научить ребёнка пользованию красками и пластилином, но лучше начинать с обычного подсоленного теста. Неважно, что первое время на бумаге можно будет увидеть лишь абстрактные мазки и хаотично расположенные линии, а из теста получится лишь небольшая лепёшка – главное, чтобы желание творить у ребёнка не пропадало, и, кто знает, возможно в скором времени он будет изумлять родителей своими талантами в изобразительном искусстве.

Любые игры с кубиками, пирамидками, деталями конструктора, помимо того, что развивают ручки детей и их координацию, способствуют совершенствованию логического мышления, тренируют внимание и память крохи. Такие игры и игрушки обязательно должны быть в арсенале ребёнка.

Так же важно обучение с помощью книг, которые развивают интеллект и кругозор малыша. Речь идёт о самых разных изданиях – это обычные детские книги, которые будет читать малышу мама, интерактивные, поющие и разговаривающие книжки-игрушки, детские энциклопедии с реалистичными иллюстрациями.

Ориентируясь на то, что должен уметь 10 месячный малыш, можно заниматься с ним чем угодно, лишь бы такая деятельность представляла для него живой интерес. Скорее всего, родители уже знают увлечения своего маленького непоседы, и, наверняка, найдут для него подходящие занятия.

Сколько спит малыш в 10 месяцев

Важным показателем здоровья ребёнка является его сон. В 10 месяцев малыши спят меньше, чем в предшествующий период – на ночной отдых у них уходит 9-10 часов, а днём деток кладут отдыхать дважды на полтора или два часа. Некоторым карапузам хватает одного тихого часа в день и часто они противятся вечернему укладыванию. Если при этом кроха прекрасно себя чувствует, он бодр и ест с аппетитом, возможно, не стоит его заставлять – можно сделать более ранним ночной отход ко сну.

Если малыш привык поздно ложиться, это может негативно отразиться на его нервной системе – врачи советуют постепенно отучивать детей от этой плохой привычки и ежедневно сдвигать время сна на 10 минут раньше.

Полноценный сон нужен ребёнку для восстановления организма после активных часов бодрствования, таким образом, отдыхают и расслабляются его мышцы, нормализуется работа мозга и нервной системы. Поэтому родителям для качественного сна ребёнка необходимо создавать оптимальные условия, включающие обязательное проветривание детской, контроль нормальной влажности (около 60%) и температурного режима (20-22 градуса). Большое значение имеет комфорт, создаваемый детским матрасом, который должен быть в меру твёрдым и упругим. Чистое бельё, вечернее купание, массаж будут способствовать быстрому засыпанию и крепкому сну. Ужинать карапуз должен не позднее, чем за 40-50 минут до сна.

Особенности питания в 10 месяцев

Рацион десятимесячных детей близок к обычной, взрослой еде, так как прикорм составляет около 800 г дневного количества пищи. В среднем, ребёнок потребляет около одного килограмма двести грамм еды в день, не считая воды и соков (200 мл). Детки, продолжающие питаться маминой грудью, получают молоко в утреннее время и перед сном.

Малышам уже необходимо включать в меню более твёрдые кусочки фруктов, мяса и рыбы, чтобы они научились пережёвывать пищу, да и пюре уже не измельчается столь тщательно, как раньше. Обычно после того, как ребёнок поест, ему дают немного свежевыжатого сока, разбавленного водой, чтобы предупредить появление запора.

Блюда, которые составляют основное питание:

  1. Овсяные и рисовая каши – они имеют в составе много клетчатки и белка, и, в то же время, выводят из организма вредные вещества, улучшая пищеварение.
  2. Гречневые и кукурузные каши, являющие источниками множества полезных витаминов и минералов. Крупы уже варят на молоке и кладут в кашу немного растительного или сливочного масла.
  3. В рационе у детей присутствует мясо, но пока это диетические сорта – индейка, курица, кролик и телятина. Разрешается использовать и некоторые субпродукты – сердце и печень. Мясные изделия используют для супов, в качестве привычного пюре, небольших кусочков, из них готовят фрикадельки, паштеты, паровые котлеты.
  4. В меню детей в обязательном порядке должны присутствовать овощи и фрукты – в виде салатов с маслом, в отварном и пареном виде. Перечень их увеличился, теперь это не только картофель и морковь – детям можно давать тыкву и свеклу, а также, разные виды капусты – цветную и брюссельскую.

Для родителей в этот период важно следить, чтобы малыш не передал, но, при этом, ежемесячная прибавка в весе должна оставаться в пределах 500 граммов. Если ребёнок явно не добирает в массе тела, ему следует предлагать более калорийные продукты.

Остаётся добавить для пап и мам, интересующимся тем, что должен уметь делать малыш в возрасте 10 месяцев – он уже вполне может самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой.

Уход и прогулки

Личная гигиена становится особо важным аспектом в возрасте десяти месяцев. Наряду с тем, что малыш активно играет на полу и пачкается, у него совершенствуется работа половых желез, из-за чего карапуз начинает потеть. Если до 10 месяцев детей купают через день, то теперь водные процедуры рекомендуется осуществлять регулярно. После купания обязательно проводят воздушные ванны в течение 5-10 минут и делают ребёнку лёгкий массаж.

Личико и ручки дети уже умывают сами, но подмывания всё ещё требуются, так как малыши иногда забывают проситься на горшок, хотя уже знакомы с этим предметом обихода. Педиатры советуют сажать кроху на горшок по утрам – таким образом, он будет приучаться к этому времени из-за естественных позывов, и очень скоро станет проситься сам, кроме того, стул его будет регулярным, так как к такому режиму привыкнет детский организм.

Что касается прогулок, им отводится по 4-6 часов в день. В летние дни это время может быть увеличено, ведь чем больше малыш пребывает на свежем воздухе, тем лучше он кушает и спит. Времена, когда кроха при выходе на улицу мирно засыпал в своей коляске, постепенно отходят в прошлое – теперь ребёнок с радостью бодрствует и изучает окружающие его явления, живые и неживые объекты. Кстати, после такого активного досуга, малыш уже вряд ли откажется от тихого часа по возвращению домой.

Развитие ребенка в 10 месяцев: видео

Понимая, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев, родители должны чутко прислушиваться к потребностям и желаниям своего сына или дочери. Ведь только постоянное общение и доверительные отношения помогут им правильно направлять малыша в его целях и действиях, а отталкиваясь от усреднённых показателей, можно успешно контролировать развитие маленького человека и точно знать, когда ему нужна помощь.

Каждый месяц с момента введения прикорма режим питания изменяется, меню ребенка пополняется новыми продуктами. Но если до 10 месяца карапуза кормила мама, то теперь его можно учить кушать самостоятельно.

Для этого необходимо дать ему в руку ложку, помочь зачерпнуть еду с тарелки и поднести ко рту. Естественно, что малыш может испачкаться, но это не критично, не нужно его за это ругать. Когда он научится кушать сам, будет аккуратнее. Если он не хочет , не заставляйте. Предложите ему взять кусочки фруктов или овощей руками. Таким образом ребенок будет знакомиться с цветом, консистенцией и формой продукта.

В 10 месяцев у карапуза обычно уже есть 2-3 молочных зуба, поэтому можно давать ему сухарики, детское печенье, небольшие дольки фруктов и овощей, чтобы он учился кусать и развивал жевательный рефлекс.

Малыш с удовольствием попробует новые ягоды и фрукты: груши, сливы, арбуз, дыню. Но необходимо следить за стулом: груша иногда провоцирует запор, а слива и арбуз – послабление.

Питание ребенка в 10 месяцев подчиняется определенным требованиям. Правильно установленный режим – залог здоровья и успешного развития малыша. В среднем между кормлениями должно пройти 3,5-4 часа.

Некоторые мамы делают попытки перевести свое чадо на взрослый стол, просто убирая из меню острые и жирные блюда, а также приправы. Не все дети готовы к такому резкому переходу, не надо их торопить. Придет время, когда ребенок сам захочет попробовать взрослую пищу.

Меню для малыша должно быть разнообразным: вкусные каши из злаков, мясные и рыбные тефтели, творог, фруктовые пюре. Все продукты, которыми кормят ребенка в этом возрасте, влияют на его физическое и умственное развитие.

Если малыш еще находится на грудном вскармливании, то мамино молоко должно занимать не более четверти всего объема потребляемой им еды.

Определенных норм питания для 10-месячного ребенка не существует. Любой родитель лучше всех знает, что необходимо кушать его малышу и в каком количестве. Если он спокойный, то объем употребляемой пищи будет меньше. Если более активный, много двигается, у него будет хороший аппетит и, соответственно, порции еды больше.

Правильно составленное детское меню обязательно должно быть сбалансированным и содержать много витаминов и минеральных веществ. Нельзя нарушать ранее установленный режим питания, необходимо просто увеличить порции.

  • Растительное масло – не более 5 г, добавляется в каши или супы.
  • Овощное пюре: из капусты белокочанной и цветной, кабачка, картофеля, моркови, тыквы, свеклы и др. Для вкуса можно прибавить немного лука и зелень. Периодически пюре заменяют тертыми сырыми овощами (например, морковью) или готовят овощные супчики. Главное правило – продукты должны быть гипоаллергенными.
  • Мясо способствует развитию мышечных тканей и клеток мозга. В обязательном порядке следует включать его в рацион ребенка небольшими порциями до 75 г. Для детей такого возраста хорошо подходит кролик, курица, нежирная свинина и говядина. Замечательно, если мясо домашнее. Из него можно готовить тефтели, котлеты, суфле, желательно на пару.
  • Безглютеновые каши – , овсяная, рисовая, кукурузная – содержат много необходимых витаминов и клетчатки, которые отвечают за полноценное развитие ребенка. Лучше всего их чередовать между собой. Порция каши составляет около 200 г.
  • Чтобы ребенку не надоедал вкус, надо периодически добавлять в них йогурт или тертые фрукты. Один или два раза в неделю кашу можно заменять запеканкой из круп или макаронными изделиями.

Постепенно в рацион ребенка включают:

  • Яичный желток. Лучший вариант – из перепелиного яйца, но подойдет и куриное. Начинать вводить желток необходимо с четвертой части, дополнив кашу или суп, постепенно увеличивая до половины.
  • Рыбу, только не красную и нежирных сортов. Это аллергенный продукт, поэтому давать ее ребенку можно не более 25 г, раз в 5 дней. Из рыбы готовят тефтели и суфле на пару, варят ее небольшими кусочками без косточек.
  • Творог для роста и развития костей. Ежедневно не более 50 г, особенно если малыш дополнительно получает кальций с молоком и . Часто дети отказываются от чистого творога, поэтому можно добавлять в него фрукты, йогурт, делать запеканки с сухофруктами или пудинги.
  • Фруктовые соки. Лучше свежие и натуральные из яблока и груши. Приготовить сок в домашних условиях просто. Фрукты потереть на мелкой терке и отжать жидкость через марлю. Затем разбавить кипяченой водой, сахар не добавлять. Витаминный напиток вводить в меню необходимо с 1 ч. л. Если у ребенка не нарушился стул и не появились аллергические реакции, объем жидкости можно постепенно увеличить до 100 г. Немного позже в рацион вводят .
  • Зеленый горошек и шпинат для детского роста и развития. Бобовые культуры не уступают мясу по содержанию белка. Измельченный в блендере горошек будет полезен в рационе питания вашего малыша.

Что нельзя?

  • цельное коровье и козье молоко;
  • цитрусовые: апельсины, мандарины и грейпфруты (лучше отказаться от всех заморских фруктов, );
  • может вызвать вздутие живота и аллергическую сыпь;
  • шоколад, конфеты, мед (более здоровая альтернатива – свежие фрукты);
  • сырые куриные яйца, чтобы в организм не попала сальмонелла;
  • цельные грецкие орехи могут привести к повышенному газообразованию, к тому же малыш может подавиться;
  • копченые, соленые и консервированные продукты, полуфабрикаты;
  • хлебные изделия из муки грубого помола.

Примерное меню

Родители должны составить ежедневное меню, чтобы ребенок привыкал к установленному режиму. Правильный рацион питания подарит малышу энергию и силу на целый день.

  1. Первый прием пищи начинают либо с материнского молока, либо со смеси. После еды обязательно питье: вода, сок, кисель или компот. Так ребенок быстрее привыкнет к нормальному рациону.
  2. Через 2-3 часа после первого кормления наступает завтрак. Утром лучше приготовить кашу на молоке, любую, только не манную. В ней мало полезных веществ и много углеводов. Чтобы избежать однообразия, кашу можно чередовать с творогом и фруктами. Будут уместны фруктовое пюре и сок.
  3. Обед ребенка, как и взрослого человека, должен состоять из первого и второго блюда. На первое можно приготовить суп с фрикадельками на овощном бульоне. На второе отлично подойдут детские макароны или пюре с мясными тефтелями, суфле. Один-два раза в неделю мясо надо заменять небольшими порциями рыбы.
  4. Ужин не должен быть слишком тяжелым. Немного яичного желтка с овощным пюре, фруктовый сок.
  5. Перед ночным сном можно дать ребенку кефир. Чтобы было вкуснее, добавляйте тертые яблоки, груши и бананы.
  6. Между кормлениями необходимо давать малышу много жидкости: сок, чай, воду и кисель.

Точный объем порций для ребенка может рассчитать только его мама, ведь развитие каждого малыша индивидуально. Ни в коем случае не слушайте посторонних людей. Все, что касается питания вашего карапуза, должны решать только вы.

  1. Во время приготовления еды для малыша нужно обязательно пробовать. Считается, что детям до года лучше вообще не добавлять соль в пищу (если солить, то немного).
  2. Готовить надо небольшими порциями, еда должна быть всегда свежая. Если разогревать ранее приготовленную пищу, она теряет свои полезные свойства.
  3. Перед тем, как кормить ребенка, пробуйте, чтобы еда была негорячая. Если малыш обожжется, может в дальнейшем бояться приема пищи.
  4. При приготовлении сухих каш важно придерживаться инструкции, разводить необходимое количество сухой смеси в определенном объеме теплой жидкости. Это может быть вода, молоко или сок.
  5. Если ребенок не хочет есть по режиму, не нужно его заставлять, чтобы у него не появилось отвращения к пище.

Чтобы заинтересовать 10-месячного гурмана едой, надо красиво и интересно оформлять его блюда.

Например, на творожную запеканку можно выкладывать маленькие кусочки разных свежих и , ягод. Картофельное пюре будет красивым, если в него добавить кусочки моркови, мелко рубленную зелень. Свежие фрукты можно резать на брусочки разных размеров, чтобы ребенок брал их самостоятельно руками и кушал.


Правильно установленный режим питания и разнообразное меню – вот что нужно любому ребенку!

В 10 месяцев малыш стал энергичнее и расторопнее, и, подражая старшим, пытается быть самостоятельным, делает все «как большой». Только попробуйте его ограничить в чем-нибудь – он выражает свое неудовольствие, возмущается. Когда вы играете с ним в игру «Где ты?», малыш с удовольствием прячется, и ждет, пока его найдут. И тогда восторгу нет предела. Иногда он застенчивый — прячет личико у мамы, а иногда веселый и общительный, «разговаривает» с незнакомцами, ощупывает их, осматривает.

Он уже не удивляется, если вы высаживаете его на горшок, пытается делать первые самостоятельные шаги, хорошо сидит и прекрасно передвигается ползком. Конечно, бутылочка с кашей удобнее для 10-месячного ребенка, но он прекрасно может пить из чашки и есть почти всю пищу вместе со взрослыми. В общем, играя и наблюдая, малыш набирается знаний, опыта, но очень любит, когда его поощряют, одобряют и оказывают помощь.

Развитие ребенка в 10 месяцев (что должен уметь)

За последний месяц малыш может набрать около 400–450 грамм, подрасти на 1,5–2 см (примерно до 72–80 см). Мальчики на одиннадцатом месяце жизни могут быть чуть больше девочек (на пару сантиметров).

Кроме этого малыш уже сможет:
— подражать речи взрослых;
— смеяться над шутками;
— вставлять предмет в отверстие или в другой предмет;
— играть с мелкими предметами, перебирать их, складывать;
— доставать другие предметы при помощи игрушки;
— играть с большими игрушками — катать мяч, двигать машину или каталку;
— жевать твердую пищу;
— интересоваться другими детками.

По просьбе взрослых, малыш может выполнять знакомые действия — сидеть, лежать, перевернуться на другой бок, одеваться или снимать одежду, танцевать. Он уже умеет спускаться с лестницы (пока еще за ручку с мамой), помнит, где лежат игрушки или интересные предметы. За столом кусает твердые продукты и пережевывает их. Интересно, что в 10 месяцев малыши уже могут выбирать то, что им больше нравится, и это умение нужно развивать. Вы можете поговорить с ребенком – он все время что-то лепечет, подражая интонациям взрослых – и очень любит, когда ему отвечают в тон. Чем больше вы с ним общаетесь – тем скорее он начнет говорить слова, и больше узнает о настоящем человеческом общении.

Уход за ребенком в 10 месяцев

Чтобы ребенок постоянно был в хорошем расположении духа, нужно выполнять утренний туалет с удовольствием. Умывать личико, чистить носик, купаться — все мероприятия нужно проводить в игровой форме. Следите за тем, чтобы дневной сон проходил в тихой спокойной обстановке, чтобы малыш хорошо отдыхал и не перевозбуждался, или наоборот не становился вялым и капризным. В 10 месяцев дети сидят достаточно прочно, избавились от страха делать это самостоятельно, поэтому их можно активно приучать к горшку. Хорошо, если вы будете приучать малыша к порядку, играя, а затем складывая игрушки в определенное место.

Если вы будете подавать пример сами, постоянно убирая игрушки, а потом попросите кроху о помощи – он с удовольствием будет выполнять различные поручения. Иногда он и сам проявляет инициативу, выбирая себе занятие по душе. Он может привыкнуть к своим обязанностям — подавать маме вещи, выбирать нужную книгу, раскладывать столовые приборы. Поступая таким образом, вам будет проще приучать ребенка и к режиму дня – он будет знать, к чему следует готовиться прогулке, чтению книги или сну.

Питание ребенка в 10 месяцев

На десятом месяце молочное питание (грудное молоко или адаптированная смесь) ребенку поступает 2-3 раза в день (по 200 мл). Остальные приемы пищи походи на взрослые – это первое и второе, мясные, овощные блюда, пюре, соки. Конечно, еще далеко до жареной колбасы, сосисок или острых приправ. Не стоит форсировать события, лучше дать малышу отдельные кусочки вареных овощей и фруктов. Большинство мам на этом месяце постепенно отлучают малыша от груди. Лучше всего делать это в последнее кормление – давая малышу вместо грудного молока кефир. Приучайте ребенка брать пищу ложкой. Жевательный рефлекс отрабатывается на сухариках или печенье кусочки фруктов, вареный картофель.

Режим дня ребенка в 10 месяцев

Ночью малыш спит около 11 часов. В этом возрасте режим дня почти не меняется. Утренние процедуры заключаются в умывании теплой водичкой, мытьем рук, причесыванием волосиков. Можно придерживаться двухразового сна, но некоторые дети спят один раз (2,5 часа). Соответственно, увеличивается время бодрствования малыша, когда с ним можно поиграть и позаниматься, сделать массаж, физические упражнения. Очень важно проводить много времени на свежем воздухе – следите, чтобы одежда подходила к температуре воздуха.

Сон или игры на воздухе благоприятно сказываются на развитии ребенка. Влажные обтирания можно чередовать с обливанием. На расстоянии 20-30 см от тела малыша направить на него шланг с теплой водой. Начинайте при температуре 36 градусов, и постепенно снижайте температуру. Хорошо проводить такие процедуры после обеда, когда ребенок поспал и полон бодрости и сил. Вначале можно провести комплекс гимнастики.

Занятия с ребенком в 10 месяцев (как развивать)

В этом возрасте малышей привлекают разные музыкальные инструменты, барабаны, различные звуковые и световые игрушки. Они не очень любят сидеть в манеже сами и постоянно требуют внимания, участия в развлечениях взрослых. Используйте это время для развития различных навыков, например, «Туннель» развивает восприятие – сделайте из коробки туннель и позовите малыша. Пусть он проползет к вам и понаблюдает, как меняется ваше лицо по мере приближения.

Еще одна игра — «хоровод». Потанцуйте с куклой, а затем пригласите малыша. Если ему нравятся движения, поменяйте его местами с куклой и танцуйте вместе, а затем дайте ему куклу – и пусть он поучит танцевать куклу. Топайте ногами, хлопайте руками – производите и другие танцевальные движения. Простая игра развивает координацию движений, походит весело и интересно, а через некоторое время ребенок сможет танцевать при общении другими детьми.

«Учимся бросать» — заведите специальную коробку, в которую можно бросать разные предметы — погремушки, маленькие мячики, звонкие небьющиеся предметы. Передвиньте коробку в другую сторону, чтобы малыш тянулся, перекладывал предметы в другую руку или бросал двумя руками одновременно. Это упражнение развивает умение манипулировать, развивают моторику.

Игры и игрушки для детей в 10 месяцев

Мелкую моторику развивают также рисование, лепка, перебирание пуговок или бобов, пересыпание крупной крупы. Не оставляйте малышей в это время, чтобы они не «попробовали» эти предметы на вкус. Игрушки, побуждающие к действию, принесут гораздо больше пользы — покатайте мячик, постройте домик, соберите пирамидку. Воспитывайте кроху же в эти месяцы — пусть он складывает игрушки «как мама». Читайте и рассматривайте вместе с ними книги с крупными картинками. Малыш подражает взрослым, и запоминает многие сказки наизусть.

Давайте ему рассматривать картинки самому — пусть переворачивает странички – это также помогает развивать моторику. Чтобы развлечь малыша при ожидании, играйте с ним в любимые игры считалочки. Не забывайте мыть игрушки с мылом, хорошо ополаскивать. Легче всего ухаживать за резиновыми и силиконовыми игрушками. Сегодня, как и в старину, популярны деревянные игрушки, за которыми нужно таким же образом ухаживать. Периодически меняйте игрушки, чтобы они не надоедали, а через некоторое время возвращайте их, чтобы ребенку было интересно.

Медицинское наблюдение в 10 месяцев

Медицинское наблюдение на этом этапе обычное — осмотр педиатра, оценка двигательных и моторных навыков. Как положено, измеряется вес, рост, обследуются тазобедренные суставы, яички, выявляется возможная грыжа. Оценивается знак БЦЖ. Консультации узких специалистов требуются только при выявлении нарушений. Дополнительно появляется новое действие – осмотр стоматолога. Пришло время осмотреть наличие зубок и состояние ротовой полости ребенка. Осмотр педиатра проводится на основании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, с целью профилактики и тесного сотрудничества с родителями ребенка детских специалистов.

А что внутри?

В этом возрасте малыш начинает понимать, что между предметами существуют связи. Но он еще не знает, что связи могут быть незримыми — поэтому с интересом рассматривает телефонную трубку после разговора с бабушкой или пытается заглянуть внутрь игрушки. В этом возрасте дети, удовлетворяя свою любознательность, часто ломают игрушки, могут рассматривать, из чего состоит кукла или машинка. Не стоит ругать ребенка, если он открутил голову куле. пытаясь выяснить, что у нее внутри — он всего лишь пытается найти ответы на свои вопросы. главное терпение и последовательность при употреблении слова «нельзя».

Юный талант

Если ребенок знаком с рисованием красками или фломастерами кроха может нарисовать какой-то определенный предмет, уверенно водит пальчиком или карандашом по бумаге. Он отрывает пластилин небольшими кусочками и придавливает их к доске. Конечно, всем этим действиям нужно с ним заниматься, обучать его лепке, рисованию, разрешать месить тесто и лепить вареники или пельмени вместе с мамой.

Ребенок не ползает?

Не переживайте, если в текущее время нормально развивающийся ребенок не ползает — некоторые оригиналы просто не любят это – они сразу становятся на ноги, больше общаются, развивают мелкую моторику. Личность ребенка, индивидуальность проявляются по-разному, вполне возможно, что он внезапно начнет ползать, придумав при этом одному ему понятную манеру. Не подгоняйте малыша, старайтесь понять его темп и подстроиться по него, — как правило, такие дети очень быстро догоняют сверстников, осваивая навыки движения и перемещения гораздо быстрее.

Полезные забавы:

— Пусть кроха самостоятельно влазит на диван и слазит с него, ходит вдоль опоры или «за ручку», главное, чтобы при этом он не разбил нос или не поранил коленку. Подстрахуйте кроху, разложите возле дивана несколько подушечек. Сделайте для него настоящую полосу препятствий из маленького стульчика, коробки, подушки, чтобы ребенок карабкался, пытался пробраться через нее.

Здравствуйте! Итак, вашему маленькому любопытному малышу пошел десятый месяц жизни. Несколько важных этапов уже преодолено: он уже ползает, сидит, говорит первые слова, пробует вставать и уже уверенно стоит у опоры. Совсем скоро ребенок сделает первые самостоятельные шаги. Пора уже задуматься и о первой обуви, в которой можно ходить на улице с мамой за ручку.

Теперь он станет подражать вам, вашему поведению, словам, поступкам. Он хочет делать «как большой», потому станет пытаться нажимать кнопки пульта или даже повторить за вами понравившееся слово. Важно не произносить при ребенке бранных слов, от которых впоследствии будет сложно отучить. Лучше эту «самостоятельность» и активность малыша направить в правильное русло. Пусть он повторяет за вами, как качать мишку, кормить кукол или намыливать руки.

В этом возрасте дети кажутся разрушителями: они могут ломать игрушки, предметы. Но это часть познания мира — возможность узнать, что внутри, из чего состоят разные предметы.

Пришло время понимания слова «нельзя». Теперь на неправильные действия вы можете говорить это запрещающее слово, и оно будет понятно ребенку. Только не злоупотребляйте им. И важно произносить его действительно в той интонации, которая должна подразумеваться — без улыбки. Иначе ребенок может неправильно понять слово «нельзя».

Развитие на десятом месяце жизни

Сейчас уже рост ребенка замедляется, за месяц прибавится примерно на 1,5 см. Зато он уже увереннее владеет телом, что позволяет осваивать новые навыки. Теперь ему интересно залезать на все возвышенности, встречающиеся на пути: стулья, диваны. Теперь главное научить ребенка правильно спускаться (ножками вниз) — это убережет его от падений головой. Уберите неустойчивую мебель, следите, чтобы он не забрался на подоконник.

Ребенок на десятом месяце жизни активно ползает, что позволяет ему передвигаться по комнатам и преодолевать препятствия. Таким образом, становится сложно ограничить его пространство, поэтому в доме должно быть как можно безопаснее для него. Постарайтесь убрать из нижних ящиков опасные предметы, мелкие детали.

Отмечается, что на десятом месяце жизни ребенок может разжимать пальцы, и это очень важный навык. Если раньше он только хватал предметы, то теперь может их бросать. Теперь он может кидать игрушки и предметы со всей силы на пол, поэтому не давайте ребенку хрупкие и бьющиеся вещи.
Ваш малыш уже хорошо сидит, и можно заняться первыми уроками рисования. Лучше всего для этого подойдут пальчиковые краски. Рисуя вместе, обратите внимание, какой руке отдается предпочтение. Именно сейчас можно заметить ваш ребенок правша или левша. Не стоит пытаться переучить левшу, просто давайте задания и для правой руки, а правше – для левой. Это дает развитие обоим полушариям мозга одинаково. Кстати, рекомендую замечательный курс по раннему обучению рисованию для самых маленьких . С помощью этих видеоуроков вы не просто научите ребенка рисовать и выражать свои эмоции и впечатления в рисунках, но и поможете ему быстрее развиваться и расширите его кругозор.

Малыш может достаточно долго стоять на ногах, держась за опору или руки взрослого. А некоторые дети на десятом месяце жизни уже могут делать первые шаги у опоры. Это умение очень индивидуально. Лишь немногие пропускают период ползания, сразу начиная ходить. В основном дети готовятся к важному событию постепенно. Скоро малыш станет отпускаться от опоры и немного стоять. Затем, уже осмелев, сделает первые робкие шаги.

Десятый месяц жизни ребенка: сон

Пришло время перемен в режиме сна ребенка. Некоторым уже достаточно одного дневного сна, но вечером они ложатся спать раньше. Утренний подъем тогда тоже чуть сдвигается на более раннее время. Но, если остается два дневных сна, то перерыв между ними должен составлять больше четырех часов. Иначе малыш еще не устанет, и уложить его будет достаточно сложно. Желательно организовать режим дня ребенка так, чтобы укладывать в определенное время, тогда и пробуждение будет в одни и те же часы.

В этом возрасте ребенок во сне может вздрагивать, вертеться. Но если при созданном комфорте сон малыша нервный, а пробуждается в плохом настроении, то это повод обратиться за консультацией к невропатологу. Возможно, так проявляются нервные расстройства, которые лучше сейчас устранить. Подробнее о том, как решить проблемы со сном, мы рассматриваем в бесплатной книге «Как быстро уложить ребенка спать?» . Рекомендую скачать и прочитать – надеюсь, книга поможет вам наладить сон крохи.

Десятый месяц жизни ребенка: питание и прикорм

Питание ребенка на десятом месяце жизни пятиразовое. Включает в себя все те же продукты, что и раньше. Однако можно сократить количество грудного молока в рационе. Ночное кормление грудью лучше пока оставить, потому что многие дети в этом возрасте еще требуют его.

На завтрак предпочтительнее давать каши. Можно разнообразить их добавлением мелко нарезанных фруктов или сухофруктов, чай лучше травяной и хлеб. В обед овощной суп или на нежирном мясном, рыбном бульоне. Мясное блюдо с овощами, например, тушеными. На десерт йогурт или творог. Полдник – небольшой перекус йогуртом, хлебцем или сухариком. На ужин можно тушить овощи или нарезать мелко салат, давать кашу, хлеб, кусочек сыра. Жареная пища пока должна быть под запретом, она слишком тяжела для детского желудка.

Если вы планируете отказываться от грудного кормления, делайте это постепенно. Сначала можно заменить утреннее кормление полноценным завтраком. Затем уже отказываться от ночного — тогда на ночь лучше дать кисломолочный продукт. Он легко усвоится и не помешает детскому сну.

Большую часть пищи вы уже даете ребенку с ложки. Он охотно ест, когда голоден, и отказывается, даже отворачивается, когда наелся. Теперь он проявляет интерес к самостоятельному использованию ложки. Можно дать малышу ложку специальную, изготовленную из пластика. Пусть он пытается кушать сам, хотя вряд ли будет хорошо получаться. Поэтому часть он может пробовать есть самостоятельно, а большую часть скормите ему вы. Не ограничивайте свободу малыша, он получает важные жизненные навыки. Пройдет время, и он будет кушать самостоятельно и аккуратно.

Десятый месяц жизни ребенка: прогулки

Необходимо проводить как можно больше времени на свежем воздухе. В часы бодрствования рассказывайте малышу про все, что окружает, акцентируйте внимание на интересных вещах. На десятом месяце жизни ребенок может сосредоточиться на чем-то конкретном: летит самолет, бежит собака, прилетела птица, распустился цветок. Можно взять малыша с собой в магазин или в гости.

Десятый месяц жизни ребенка: купание, закаливание, физические упражнения

Купать ребенка на десятом месяце жизни можно через день. Но закаливающие процедуры лучше проводить ежедневно. Теперь на смену обтираниям приходит водное обливание. Лучше его делать при помощи душа, начиная с температуры воды 36 градусов, постепенно снижая до 28 градусов. Сначала облейте спину, потом живот и грудную клетку. После процедуры тщательно вытрите малыша. Самое лучшее время для обливания с 16 до 19 часов.
Обязательно делайте с малышом гимнастические занятия, массаж, воздушные ванны. Подробнее о купании вы можете прочитать , а про закаливание – .

Десятый месяц жизни ребенка: речь

Набор слов еще не слишком пополняется. Слова пока простые, чаще обозначают предметы и людей. Ребенок активно старается копировать звуки взрослых. Говорите с ним чаще, объясняйте предметы и действия. Здесь очень важна роль родителей. Хвалите малыша за удачно произнесенные слова, и он будет стараться еще больше.

Десятый месяц жизни ребенка: зубы

Продолжается рост и прорезывание зубов. На десятом месяце жизни у вашего малыша может быть примерно шесть зубов. Важно уделять внимание ежедневной гигиене, продолжайте мягко ухаживать за полостью рта малыша. В противном случае зубы начнут портиться, а это значит, что понадобится дорогостоящее лечение и, возможно,

Десятый месяц жизни ребенка: игрушки и игры

У ребенка могут появиться любимые игрушки или куклы, которыми он охотно играет, укладывает спать, кормит. Игры теперь более осмысленны. Мягкие игрушки в виде зверей и птиц не просто показывайте ребенку, рассказывайте, где они живут, какие звуки издают. Малышу нравится катать мячики и машинки, извлекать звуки из музыкальных инструментов.

Играйте с ребенком вместе в пальчиковые игры и . Под незатейливые стишки он легко запомнит действия, и вскоре сам будет повторять их. Так запоминаются значения слов, обозначающих действия, предметы.

Особый интерес у малыша вызывают взрослые вещи, например, посуда. Многие дети любят играть различными мисками, кастрюлями, формами для выпечки. Это тоже форма познания окружающего мира. Дайте ему формы разных диаметров, и он будет вкладывать одну в другую. Так формируется понятие о «больше — меньше».

Дети на десятом месяце жизни с удовольствием рассматривают большие яркие картинки в книжках. Почитайте малышу сказку, где картинки изображают действие. Вообще совместные чтения книг с раннего возраста очень развивают речевой запас ребенка. Впоследствии он будет говорить больше слов и фраз, а также легче запоминать различные небольшие произведения. Только не оставляйте книги в руках малыша, если только они не предназначены для него, сделаны из прочного картона. Маленький разрушитель может легко разорвать тонкие листы красивой яркой книги. Кстати о том, рекомендую вам скачать бесплатную книгу «Как выбрать игрушку по возрасту?» . Она поможет вам сделать правильный выбор в магазине игрушек, а не захламлять детскую теми играми и игрушками, которые ребенку будут просто не интересны в силу специфических возрастных особенностей.

Что должен уметь ребенок десяти месяцев?

Ваш ребенок уже может сам садиться и сидеть уверенно и продолжительно. Освоил вставание у опоры и может сделать несколько шагов. Легко управляется своими маленькими ручками с предметами, контролирует обе руки. Теперь он не просто хватает игрушки и предметы, он может их кидать. В хорошем настроении ребенок с удовольствием напевает песенки и смеется, активно реагирует на смех окружающих. Игрушки теперь не просто существуют для него, теперь он применяет их по назначению – катает мячик и машинку, пытается опрокинуть неваляшку, извлекает звуки из первых музыкальных инструментов.

Пришло время неназойливо познакомить ребенка с горшком. Только не усаживайте его на горшок силой и не ругайте, если ребенок не делает то, что вы хотите — ведь пока он просто не может контролировать свои ощущения. Основная битва за горшок еще впереди, самое подходящее время для этого настанет гораздо позже — ближе к двум годам. Пока же дайте какое-то время ему поиграть, показав на игрушках, как нужно присаживаться, и что делать. Пусть ребенок поймет, что это не страшно. Запаситесь терпением, процесс этот не простой, но рано или поздно ваши усилия дадут результат. Не забывайте хвалить кроху, если у него все получится — это станет большим стимулом повторить процесс. Подробнее о том, как приучить ребенка к горшку вы можете прочитать вот в этих двух статьях – , . И помните, до 3-ех лет случайные проколы — это еще не и не повод обращаться к врачу.

И последний совет: не теряйте оптимизма! Первые, самые сложные месяцы в жизни ребенка уже проходят. Ваш малыш все чаще радует своими достижениями и успехами, вы научились понимать друг друга. Так что радуйтесь каждому мгновению, и обязательно находите время на то, чтобы заняться собой и отдохнуть. Радости вам и благополучия!

МИР РЕБЕНКА

Десять месяцев это очень интересный возраст. Наблюдать за малышом забавно и приятно. Он так самозабвенно погружается в игру, что почти не замечает восхищающихся им зрителей. Кажется, что десятимесячного человека больше всего занимает вопрос, нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим. Конечно, этот вопрос ребенок задает скорее действиями, чем словами. Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из предметов в инструмент. Приведем самые обычные примеры: ребенок берет ложку и старательно раскидывает горошины вокруг своего стульчика или колотит чайным ситечком по кастрюле. Мы видим, что ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый как инструмент предмет служит малышу средством, а достигнутый эффект - результатом.
По мере того как ребенка начинают интересовать более сложные игры, вы заметите, что и в вашей манере играть с малышом тоже что-то изменилось. Когда ребенку не было и шести месяцев, вы разговаривали с ним и играли в игры по схеме "я - тебе, ты - мне". Малышу нравились игры, требующие общения, он эмоционально реагировал на все ваши слова и действия, часто смеялся. В десять месяцев ребенок уже умеет, если нужно, самостоятельно добраться или дотянуться до игрушки, взять ее, и теперь, как правило, игры родителей с детьми не обходятся без игрушек. Малышу продолжают нравиться игры "с общением", такие, как "прятки" или "идет коза рогатая", а также "совместное пение"; такие игры вызывают у ребенка чувство близости и доверия к родителям. Однако в этом возрасте на первое место выходят уже игры с новыми, несколько другими игрушками, и ребенок с удовольствием играет, передавая кому-нибудь игрушку и тут же получая ее обратно, эта передача из рук в руки увлекает малыша. В процессе игры ребенок узнает и запоминает много нового.

Двигательные навыки

В десять месяцев очень заметно проявляются различия в развитии двигательных навыков детей. Один ребенок учится хорошо ползать, а другой уже неплохо ходит. Несмотря на старую пословицу "прежде чем вы встанете на ноги, придется поползать", это не всегда бывает именно так. Некоторые дети, особенно "ели рядом есть сверстники, очень быстро минуют ползунковую стадию; иногда это происходит практически незаметно. Изо всех сил они стремятся поскорее встать на ноги, подтягиваясь с помощью стульев или схватившись за отцовскую штанину, и на своем мало понятном языке отдают команду родителям взять их за ручки и поводить.
В противоположность ребенку, настойчиво желающему ходить и только ходить, есть дети, которые становятся специалистами по ползанию. На самом деле ловко ползающий малыш передвигается гораздо быстрее и лучше сохраняет равновесие, чем ребенок, рано вставший на ножки. Исследуя новую территорию, у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Ползунок, так же как и ребенок, научившийся ходить, может ловко огибать препятствия, забираться по ступенькам и исследовать интересные объекты.
Наблюдая за активно ползающим ребенком, можно видеть постепенное развитие этого навыка. Сначала малыш ползает, попеременно двигая то руками, то ногами; затем начинает методично двигать правой рукой, левой ногой и наоборот. А потом уже ползает так ловко и равномерно, что понять, каким образом это у него получается, почти невозможно, умелый ползунок может, передвигаясь, волочить за собой какую-нибудь игрушку. Как и научившийся ходить ребенок.
Интересно, что нельзя обнаружить прямое соответствие между двигательными навыками и умственными способностями ребенка. Если ребенок пошел рано, это вовсе не значит, что он смышленнее или будет хорошо решать задачи. И более того, торопить события не следует. Каждый ребенок развивается по-своему, и поэтому он пойдет тогда, когда будет к этому готов.
В десять месяцев большинство детей встают на ножки. Многие из них могут вполне самостоятельно сохранять равновесие. Используя это преимущество, малыш, опираясь на что-либо, начинает стоять. Утром вы можете увидеть стоящего в кроватке ребенка, который, опираясь о решетку, выкрикивает что-то с победным видом. Позже этот ребенок может оказаться у кофейного столика, где, опираясь на столешницу, произнесет вам целую речь, обрушив на вас поток не слишком связных звуков. Дети очень гордятся своим вертикальным положением.
Родители часто спрашивают, надо ли ставить манеж для десятимесячных детей. Ответ: может быть. С одной стороны, десятимесячный человечек с интересом изучает окружающее пространство и предметы, и заключение в манеж будет препятствовать его исследованиям. С другой стороны, для детей, которые только научились подтягиваться и вставать, манеж может оказаться удобным и безопасным местом для тренировок. Случается также, что родители не могут все время следить за своим малышом, и тогда фактором номер один становится безопасность ребенка. Чаще всего манеж будет полезен только при творческом отношении к нему. Например, можно использовать манеж с опущенной стороной, тогда малышу будет удобно учиться залезать в него, хранить в нем свои игрушки или тренироваться, бросая в него различные предметы.
Когда малыш достает и хватает разные вещи, у него развивается координация движений плеча, предплечья, запястья и пальцев. Полезно дать ему какие-то определенные задачи, например: раскрыть коробку или поставить на ноги игрушечную собачку. Если перед ребенком положить небольшой предмет, он быстро дотянется до него и ловко схватит большим и указательным пальцами. На первой фазе этого движения можно заметить в запястье детской руки легкий наклон или поворот. Когда ваш ребенок был помладше, он уже использовал похожее хватательное движение, подбирая крошки на своем высоком стульчике. Руку в запястье он поворачивал и тогда, когда держал игрушку и исследовал ее со всех сторон. Теперь он соединил эти два элемента, и его движения стали более умелыми и скоординированными.
У ребенка появилось и новое достижение - он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением (поворачивая руку в запястье) разрывает листы. Примерно к этому времени у ребенка может появиться еще один интерес ему захочется "строить", складывая один маленький кубик на другой. Ему нужно взять кубик большим и указательным пальцами, поднять его и положить на другой кубик. Потом он, конечно, толкнет и свалит это "сооружение". Однако малыш не остановится на достигнутом. На второй кубик ему захочется положить третий. Но в результате, опять произойдет крушение "башни".

Способность видеть, слышать, чувствовать

Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издали, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей эта способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета. В поведении десятимесячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о том, что у него появляется понятие о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко от него, ребенку захочется поиграть.
Десятимесячный человек уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или другие вещи, демонстрируя это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. Если сестренка делает стойку на голове, малыш хохочет, глядя на нее. Он уже может узнать знакомый предмет, если ему видна только часть его. Если ложка почти целиком закрыта салфеткой, ребенок, тем не менее, уверенно берет ее и тащит в рот. В этом возрасте продолжает совершенствоваться как звуковое, так и зрительное восприятие ребенка. Он начинает определять, откуда доносится звук. Услышав что-то за своей спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Он может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких - гнев, желание подразнить, спокойствие, радость, раздражение все это малыш быстро распознает.
В девять месяцев ребенка привлекало опустошение коробочек и сумочек. В десять он начинает интересоваться и их наполнением. Он засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет очень усердно трудиться, пытаясь засунуть мерную чашку в меньшую но размеру, издавая при этом недовольные звуки. Потерпев неудачу при засовывании одного предмета в другой, ребенок может отдать оба предмета взрослому с безмолвной просьбой о помощи.
У ребенка появляется способность разрешать задачи "за" или "в". Если вы держите перед ним игрушку, заслонив ее прозрачным подносиком, скорее всего он обойдет барьер, чтобы достать игрушку. Совсем недавно он пытался достать ее сквозь поднос. Положите игрушку в прозрачную коробочку с крышкой, и вы увидите аналогичное действие. Раньше малыш пытался добраться до игрушки сквозь стенку или крышку коробочки. Теперь, чтобы достать игрушку, он столкнет крышку и залезет внутрь.
Вашего ребенка может привлечь еще одно занятие - забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. И вот спустя несколько месяцев ребенок научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку. Иногда он бросает туда какую-нибудь игрушку, чтобы тут же схватить другую. Иногда детям нравится играть, скидывая со своего высокого стульчика кусочки пищи и игрушки. В десять месяцев ребенок любит экспериментировать, бросая предметы. Он может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне кастрюльки.

Понимаем своего ребенка

Десятимесячный ребенок обычно дружелюбен и общителен. Он использует свой малопонятный лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и ему нравятся эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. В этом возрасте у малыша проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова он уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией. Эти новые шаблоны, усвоенные ребенком, могут проявляться в играх "слово-действие", таких, как: "Где у нас глазки", "Как ты любишь папу", "Ладушки-ладушки".
В возрасте шести - девяти месяцев дети привязаны к родителям почти в прямом смысле, то есть с трудом переносят любую разлуку. В десять месяцев могут появиться некоторые перемены в проявлении этой привязанности. По мере того как ползанье становится для ребенка легким автоматическим делом и он начинает осознавать, что вполне сможет сам вернуться на прежнее место, малыш уже смелее покидает маму и осмеливается уползти туда, где ее не видно. Теперь он ощущает себя самостоятельным человечком, который готов отправиться в поход на другой конец комнаты или даже за ее пределы и исследовать новые территории. Собираясь в "далекую экспедицию", ребенок может захватить с собой любимое одеяльце или игрушку. Эта игрушка или одеяльце являются для него неким гарантом безопасности, помогают разорвать старые связи и обрести независимость.
Оказавшись с кем-то из родителей в незнакомом доме, ребенок не может быть достаточно спокоен, и в проявлении его любознательности происходят определенные перемены. Поначалу он будет стараться ограничить территорию своих игр пределами расстояния, где можно дотянуться до мамы или папы. Даже решившись отправиться в другой конец комнаты, малыш будет следить глазами за мамой и время от времени "звать" ее, чтобы мама подала голос. Присутствие мамы или папы дает ребенку ощущение безопасности, и это помогает ему понемногу удовлетворять свою любознательность.
Некоторые дети вне своего дома не осмеливаются заняться исследованиями, даже если кто-то из родителей рядом. Если в комнату войдет незнакомый человек, такой малыш прижмется к родительской ноге и будет держаться за нее, пока "чужой" не уйдет. Если мама или папа ненадолго выйдут, оставив ребенка, он будет бурно реагировать на возвращение родителя, одновременно обнимая его и выражая свое возмущение его отсутствием.
Для детей, которые очень боятся ухода родителей, посоветуем постепенно приучать их к временному исчезновению мамы или папы. Можете начать с игры в "прятки" - спрячьте голову под одеяло. Когда ребенок изучил правила этой игры, в качестве следующего шага спрячьтесь в комнате, а через момент появитесь с радостным приветствием: "Привет, малыш!" Снова спрячьтесь и снова появитесь. Когда ребенок привыкнет к вашим исчезновениям и появлениям в пределах комнаты, попытайтесь распространить эту игру за пределы этой комнаты. Родственники, брат или сестра, или близкие друзья также могут помочь ребенку - если малыш остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями.
Если родители вынуждены оставлять своего малыша на длительное время, очень важно иметь няню, которую ребенок любит и которой доверяет. То же самое касается яслей. Многочисленные исследования на примере ясельных детей показывают, что если там у ребенка постоянная и заботливая няня, а дома он любим и счастлив, малыш хорошо адаптируется к ясельному режиму.
Альтернативой яслям может быть "домашняя" няня. Конечно, как правило, родители предпочитают, чтобы няня приходила к ним в дом. Желательно, чтобы предполагаемая няня могла один-два раза зайти к вам и познакомиться с ребенком до того, как ей придется оставаться с ним.
Если в ваших обстоятельствах приходится оставлять ребенка в доме няни, важно облегчить ему ситуацию. Тут может помочь любимая игрушка, которую малыш возьмет с собой, или одеяльце. Хорошо, если вы сами проведете какое-то время у этой няни вместе с ребенком. Ему будет не так страшно, если он увидит, что мама и няня хорошо и весело общаются.
Десятимесячный ребенок, находящийся дома, уже вполне представляет себе, что ему предстоит в течение дня. В новой обстановке он не может предугадать события и чувствует себя не так уверенно. Если вам раньше не приходилось часто оставлять ребенка, скорее всего он испугается яслей или няню. Будучи уверенными в том, что оставляете малыша с опытной няней, которая будет хорошо обращаться и играть с ним, попрощайтесь с ребенком бодро и решительно, чтобы он не успел разжалобить вас.
Даже если ребенок в течение дня ведет себя вполне независимо, ночью ему необходимо, чтобы родители были рядом. Обнаружив, что родителей нет, малыш будет торчком стоять в кроватке и ни за что не ляжет, пока они не найдутся. Проблему, как подготовить ребенка ко сну, разные родители решают в зависимости от своих понятий и возможностей. Некоторые держат ребенка на руках, пока он не уснет, а потом кладут его в кроватку. Другие предпочитают полагаться на привычный ритуал: дают малышу любимую мягкую игрушку. Иногда мама поет колыбельную песенку, или ребенка ласкают, целуют, пока он не начинает засыпать, и только тогда родители покидают малыша. И все же некоторые родители не хотят приучать малыша к тому, от чего потом его будет трудно отучить. Они весело, но твердо кладут малыша в кровать и прощаются, не обращая внимания на его плач. Для решения этой постоянно возникающей проблемы единого правильного решения нет. Каждая семья должна искать вариант, который лучше всего подходит их ребенку.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Десятимесячный ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у него много разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимо некоторое время проводить вне дома. Поездка в машине, посещение магазина, поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны не только для мамы, но и для ребенка.
К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и "организованными", поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвести какое-то время для игр с малышом. Очень важно, чтобы отец занимался с малышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят и способствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяют интеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.

Время игр

Новые открытия
Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.
Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.
Коробочка с дырочками
Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы молсете сделать "игрушку", которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д.
С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.
Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.
Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.
Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама.
Хлопанье по столу
Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу.
Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и "поговорите" с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в "телефон", малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.
Разорвем на кусочки
Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать. Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус.
Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот, чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок.
Развитие координации
Палочки и камешки
Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности ребенка, но и стимулировать развитие осязания.
Стаскивание бумажной полоски со стола
Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку - ребенок быстро поймет, что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать наклейки с баночек и бутылок.
"Делай, как я"
В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в "делай, как я" -- пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты. Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу, все время объясняя малышу, что вы делаете.
Равновесие на надувном круге
Положите перед ребенком детский надувной круг, дайте ему несколько маленьких кубиков и покажите, как поставить их в ряд на поверхность круга. Чувствуя неустойчивость этой поверхности, ребенок острее поймет, что такое равновесие. Это занятие будет способствовать улучшению координации его движений. Надувной круг пригодится и для ванной комнаты - ребенок может кидать предметы в центр круга, эта игра обычно так нравится детям, что может длиться очень долго.
До игрушки нужно дотянуться
Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию.
Игрушка со стержнем
Возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайте большую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажите ребенку, как надеть на трубочку пластмассовый "браслет".
Трижды герой
Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте дать ему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три.
Новые решения
Какие предметы можно сложить один в другой
Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному.
Две и одна
Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.
Бельевые прищепки в бутылке
Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенку потренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе - они добавят ему веселья.
Спрятанная фотография
Когда папы нет дома, можно поиграть "в прятки" с его фотографией. Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. "Где же папа? Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?" Когда ребенок найдет фотографию, радостно поприветствуйте находку: "Папа нашелся!" Вскоре малыш станет радоваться вместе с вами.
Где игрушка
Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что такое внутри и что такое снаружи.
Бигуди
Дайте ребенку бигуди двух разных размеров, понаблюдайте, захочется ли ему сунуть меньшую в большую.
Игрушка на шнурке
Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.
Где сестра?
Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и сестру). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.

Повседневные дела

Время кормления
Все в кучу
Из пустых коробок из-под крупы и банок из-под сока, контейнеров для яиц, баночек из-под масла и т. п. могут получиться великолепные замки и мосты для вашего малыша. Эти неустойчивые сооружения наглядно продемонстрируют ребенку, что такое сила тяжести и законы равновесия.
Склад стройматериалов
Эти кухонно-строительные материалы тоже нуждаются в жизненном пространстве. Выделите малышу какой-нибудь ящик, чтобы там могли храниться все коробочки и баночки для детских предобеденных игр. Пусть малыш сам складывает их в ящик, это доставит ему огромное удовольствие, почти такое же, как от сооружения замков.
Сидение для малыша
Для ребенка можно купить специальное высокое сидение, которое даст ему возможность приятно проводить время за общим столом, особенно если вы вместе с малышом отправляетесь в ресторан. Довольный ребенок будет сидеть рядом с вами, но в этом случае вы, конечно, не сможете гарантировать сохранность скатерти. Так же нет уверенности, что часть еды не окажется под столом. (Эту проблему может решить расстеленная на полу полиэтиленовая скатерть.)
Ресторанчик "Необходимый запас"
Если вы взяли ребенка с собой в ресторан, то можно позабавить малыша, прихватив с собой "закуску". Положите в бумажный мешочек кусочки крекеров, крошки сыра или холодные комочки несладкой каши. Даже если сама еда совсем не интересует малыша, ему понравится залезать рукой в бумажный мешочек.

Время купания
Мыльные пузыри
Мыльные пузыри - это хорошая забава, и ваш ребенок будет с удовольствием пускать мыльные пузыри через соломинку, сидя в своей ванночке с чистой водой. Сначала вы сами выдуйте через соломинку пузыри, а потом дайте соломинку малышу, чтобы он сделал то же самое, подражая вам.
Команды
В десять месяцев малыш готов выполнять простые команды. "Вымой животик!", "Вымой ножки!" - и малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться своей понятливостью.
Дождик, дождик
В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая коробка легко превращается в "тучку", нужно только проделать в ней маленькие дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше: "Смотри, какой сильный дождь!"
Сюрпризы
Заверните в "купальную" тряпочку пластмассовую или резиновую игрушку и дайте ее ребенку. Это будет маленькая тайна, которую он может раскрыть, сидя в своей ванночке. Покажите ему, как это сделать. Скоро ему захочется устроить подобный сюрприз и для вас.

Время отдыха
Свет и тени
Задерните занавески, потушите свет и зажгите электрический фонарик. Медленно двигайтесь по комнате с фонариком в руке. Сначала малыш будет стараться следить за передвижением света, а потом уснет.
Пластинка "Спокойной ночи"
Перед тем как уложить ребенка, поставьте какую-нибудь подходящую пластинку. Когда малыш закроет глазки, сделайте звук потише.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.