Третий год жизни ребенка развитие. Развитие и воспитание детей третьего года жизни. Рисуем красками

В книге подробно изложены основные проблемы развития и воспитания ребенка третьего года жизни, описаны особенности его общения со взрослыми и сверстниками, даны примеры игр-занятий, показаны пути становления его личности.

Пособие адресовано родителям и гувернерам, педагогам дошкольных учреждений. Оно также будет полезно студентам педагогических колледжей и вузов.

Под редакцией С.Н. Теплюк
Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов

Уважаемые коллеги!

Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ".

Программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) вариантом "Программы воспитания и обучения в детском саду" под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

До выхода полного учебно-методического комплекта к программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" педагоги могут в своей работе использовать пособия, изданные к "Программе воспитания и обучения в детском саду" под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Авторы-составители: H. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, 3. А. Гриценко, С. И. Груничева, Д. В. Дмитриева, М. Б. Зацепина, Л. Я. Каневская, Т. П. Кудрина, И. В. Мальцева, И.А. Мещерякова, Г.Ю. Одинокова, A.B. Павлова, Ю.А. Разенкова, С.Н. Теплюк, И. В. Чумакова.

Введение

Третий год жизни – непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Спустя год, рассматривая фотографии своего шалуна, вы поразитесь – какой он был маленький. Третий год жизни – период превращения бессознательного крохи в активного и самостоятельного деятеля, полноправного члена семьи. А источником этой чудесной метаморфозы являетесь вы – любящие и чуткие родители.

Знания и умения ребенка постепенно усложняются и обогащаются. Малыш накапливает опыт и начинает пользоваться им в обыденной жизни. Все более важным для общего развития малыша становится не только то, каких реальных успехов он достиг, но и как он пользуется этими достижениями при решении насущных проблем и умственных задач.

Ребенок живет напряженной и насыщенной жизнью. Малыш жаждет приобщиться к окружающей действительности: ему интересно все, что попадает в поле его восприятия. Основной вид его деятельности в этом возрасте – предметно-манипулятивная. Постижение ребенком предметного мира происходит посредством действий в нем.

К трем годам ребенок освоил множество специфических действий и способен использовать по назначению многие бытовые предметы. Это достижение особенно важно для развития ребенка, ведь малыш становится все более самостоятельным в быту и самообслуживании. Растут и требования взрослых по отношению к умениям ребенка: от него теперь требуют самостоятельно есть, частично одеваться и раздеваться, выполнять различные просьбы. Родители все чаще оценивают результат действий малыша ("получилось – не получилось"). Ребенок начинает понимать, что его действия должны быть направлены на достижение некоторого результата. Его поведение становится все более результативным. Необходимым условием становления результативности в психике и поведении ребенка на третьем году жизни является развитие познавательных функций – мышления и речи. Совместное развитие этих функций приводит к тому, что у малыша появляется внутренний план, мир представлений.

Осознание ребенком результативности своих действий способствует:

Развитию целенаправленности деятельности. Теперь малыш способен с помощью взрослого поставить перед собой простую цель и выполнить ее, разворачивая целостную деятельность, направленную на достижение задуманного. Конечно, сосредоточиться и полноценно выполнить желаемое ребенку еще не по силам. Ему на помощь приходит взрослый, который является не только бесценным помощником, но и источником идей, контролером выполнения задуманного, ценителем результата. По сути, он дает ребенку образец целенаправленного результативного действия;

Развитию произвольного (то есть управляемого) поведения. К трем годам ребенок становится способным осознанно подчинить свое поведение требованиям старшего, которые все чаще оформляются в форме речевой инструкции. Действие по речевой инструкции опирается на содержание высказывания взрослого, которое может противоречить собственным желаниям ребенка. Малыш учится справляться со своим "хочу – не хочу" не под воздействием контактного физического ограничения, а с помощью дистантного, психологического. Это важный шаг к развитию произвольности;

Осознанию и переживанию собственной самостоятельности. "Я могу это сам!" – это не только констатация факта, но и переживание чувства гордости за свое достижение, по сути – рождение самосознания малыша.

Постепенно у ребенка формируется определенное отношение к себе как к активному деятелю, который может достичь определенной цели ("Я сам"). Это переживание является первичным самоотношением и знаменует начало формирования самосознания. Знания о себе объединяются и дополняются представлением о своих возможностях в разнообразных видах деятельности. Закладывается важнейшая, эмоциональная часть образа Я – переживания, связанного с собственной личностью.

Тесный контакт со взрослым, с которым ребенок комфортно существовал и развивался первые три года жизни, дал многое малышу, в том числе подготовил такие изменения, которые привели к критическому периоду в его развитии, именуемому кризисом трех лет. В натуре ребенка все больше проявляются самостоятельность и независимость.

Малыш вступает в дошкольное детство независимым и настойчивым деятелем. "Я сам!", "Я большой!" – это его самое главное достижение.

Организация жизни ребенка

Показатели физического и психического развития ребенка

Третий год жизни ребенка – это последний год раннего детства или ясельного возраста. Ребенок готовится к переходу в дошкольный мир, к поступлению в детский сад. Рассматривая этот период жизни малыша, следует комплексно оценить состояние его здоровья. Для этого необходимо вспомнить его анамнез, то есть обратить внимание на факторы риска для дальнейшего здоровья и развития, имевшие место до и после рождения ребенка. Это физическое и психомоторное развитие малыша, его устойчивость к инфекционным заболеваниям, функциональное состояние (как уравновешены функции всех внутренних органов с требованиями окружающей среды), наличие хронических заболеваний.

На третьем году жизни ребенка нужно обязательно показать врачам-специалистам: педиатру, невропатологу, офтальмологу (окулисту), хирургу, ортопеду, лор-врачу, стоматологу. Каждый специалист обратит внимание на вышеперечисленные особенности здоровья и даст рекомендации на следующий возрастной период по режиму, питанию, физическому воспитанию (гимнастике, массажу и закаливанию), организации жизни (для правильного развития и профилактики травм), прививкам и др.

На третьем году жизни ребенка продолжается, хотя и несколько замедленное по сравнению с более ранним возрастом, но все еще очень быстрое развитие. Ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании .

Быстро развивается речь ребенка - обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, грамматически она становится все более правильной.

Своевременное развитие речи имеет очень большое значение для развития ребенка третьего года жизни. Понимание речи окружающих способствует обогащению и расширению представлений, знаний ребенка.

С этого времени он начинает знания об окружающем получать не только наглядно, но и путем словесных объяснений взрослых.

Умея говорить, ребенок может вступать в более разнообразное и сложное общение с другими детьми (например, совместно играть), что также способствует его развитию.

При помощи речи взрослые уже могут больше, чем раньше, управлять поведением ребенка, так как ему становятся понятными многие их указания.

На третьем году жизни слово б какой-то мере становится уже и саморегулятором поведения ребенка.

Таким образом, речь ребенка на третьем году жизни способствует его умственному развитию, расширению кругозора, общению с окружающими, осознанию правил поведения, т. е. развитию личности ребенка в целом.

На основе собственного опыта и объяснений взрослого у ребенка формируются представления и понятия (доктор лечит, шофер водит машины, грибы растут в лесу, вечером надо ложиться спать и т. п.). Характерной особенностью детского мышления является то, что он не может еще отвлеченно мыслить, но в жизни, в конкретных условиях, он уже способен решать простейшие умственные задачи.

Так, например он не может ответить на вопрос: «Сколько будет один да один?», но если ему предложить: «Положи два яблока в вазу, а одно возьми себе» - он легко с таким заданием справится. Если его спросить: «Как достать куклу с высокой полки?», он может не ответить. Когда же ему нужно достать предмет, который находится высоко, то он, не задумываясь, поставит стул, залезет на него и достанет нужное.

Эти примеры показывают, что мышление ребенка еще непосредственно связано с действием, с конкретными предметами. В течение третьего года жизни у ребенка очень сильно развивается способность к подражанию. Поэтому в его игре отражается уже не только то, что он получил в непосредственном общении со взрослыми, но то, что видел, слышал.

Новым в подражании ребенка является то, что теперь он воспроизводит не отдельные разрозненные действия, как это было прежде (подражая, причесывается, читает газету, баюкает куклу), а связанные между собой действия, разнообразно сочетая полученные в разное время впечатления: играя, едет на дачу на машине, берет с собой корзиночку, чтобы собирать грибы.

При благоприятных условиях воспитания ребенок может уже проявлять заботу о матери, сочувствие плачущему, уметь хорошо играть со сверстниками и т. п. Он уже значительно больше и по разнообразным поводам общается с детьми и взрослыми по своей инициативе.

Все более, четко обрисовываются индивидуальные особенности психики ребенка, начинают формироваться основы характера.

Для воспитания трехлетнего ребенка особое значение приобретает поведение взрослых, их личный пример. Ребенок после двух лет хорошо понимает речь окружающих, может подражать тому, что видит и слышит, и очень легко внушаем, т. е. легко «заражается» чувствами других. Поэтому не только действия близких (матери, отца, бабушки), но и тон, каким они говорят, их привычки, интересы, взгляды, их отношение к труду и окружающим людям оказывают большое влияние на формирование личности ребенка и на приобретение им тех или иных привычек.

Устойчивее становится внимание малыша. Одним делом он может заниматься до 30 минут, а при участии взрослых и дольше. Если он чем-то заинтересовался, то теперь его не так-то легко отвлечь. Однако он не в состоянии сосредоточиться на том, что ему неинтересно, что не захватывает его чувства . Он не способен еще к произвольному вниманию. Поэтому так важно, объясняя что-либо ребенку или формируя у него какое-то умение, действовать на его чувства, вызывать интерес и понимание, а не принуждать насильно. Только таким путем можно добиться от него выполнения требований взрослого.

31. Концепция «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении»

Среда, окружающая детей в детских садах и детских домах, Должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Ее основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: "не рядом, не над, а вместе!". Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечить чувство психологической защищенности - доверие ребенка к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка - не "запрограммированность", а содействие развитию личности; знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения - понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция взрослого - исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества . Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т.д.), создают условия для эстетического и нравственного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Взгляд на ребенка - как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя . Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Способствующей игре средой является та, которая дает широкую возможность двигаться, по возможности не ограничивает ребенка в пространстве и предоставляет всевозможные предметы для использования их в игре. Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2) принцип активности, самостоятельности, творчества;

3) принцип стабильности - динамичности;

4) принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7) принцип открытости - закрытости;

8) принцип учета половых и возрастных различий детей.

32. Режим дня детей раннего возраста Режим работы группы 12 часов.
6.30 – 7.30 Дома (примерно): подъем, утренний туалет.
7.00 – 8.05 В детском саду:
Прием, осмотр, опрос родителей о состоянии здоровья ребенка.
Самостоятельные и совместные с воспитателем игры, общение, наблюдения.
8.05 – 8.15 Оздоровительные игры: адаптационные, эмоционально сближающие. Утренняя гимнастика.
8.15 – 8.40 Подготовка к завтраку, завтрак.
8.40 – 9.15 Самостоятельные игры и занятие по подгруппам.
8.40 – 8.55 Занятие: 1я подгруппа
9.05 – 9.15 2я подгруппа

9.15 – 9.35 2й завтрак. Подготовка к прогулке.
9.35 – 11.20 Прогулка: наблюдения, игры, физические упражнения.
11.20 – 11.40 Возвращение с прогулки. Игры пальчиковые, с потешками. Художественное слово.
11.40 – 12.00 Подготовка к обеду. Обед.
12.00 – 15.00 Подготовка ко сну. Колыбельные. Дневной сон.
1 5.00 – 15.20 Постепенный подъем. Оздоровительные игры.
15.20 – 15.40 Самостоятельные и совместные с педагогом игры, развлечения.
15.40 – 16.00 Полдник.
16.00 – 16.10 Занятие.1я подгруппа.
16.20 – 16.30 2я подгруппа.
16.30 – 16.45 Подготовка к прогулке
16.45 – 19.00 Прогулка: наблюдения, игры, физические упражнения. Уход домой


Похожая информация.


Двухлетний малыш - беспомощный и эмоциональный, а трехлетний - уже самостоятельный маленький человечек. Всего за 12 месяцев в психике ребенка происходят разительные перемены, к которым родители не всегда готовы. Чтобы правильно строить и постепенно изменять отношения со своим чадом, изучите психологические особенности третьего года жизни.

Совершенствование детской речи

После второго дня рождения ребенок начинает активно расширять свой словарный запас , за год он увеличивается в среднем до 1,5 тысяч слов. Малыш уже строит предложения из нескольких слов, употребляет практически все части речи и правильно использует падежи, рода и числа. На этом этапе можно мягко поправлять кроху, если он допускает ошибки в речи, чтобы они не закреплялись и не сохранялись до школьного возраста.

Многие детки старше двух лет любят озвучивать все свои действия . Так они тренируют свою речь, внимание и память. Даже если непрекращающийся детский монолог вас раздражает, проявите терпение и не запрещайте крохе разговаривать. Чем больше он будет тренироваться, тем четче и правильнее будет его речь.

Малыши «впитывают» слова из разговоров окружающих их людей , потому постарайтесь стать для своего чада хорошим примером. Ни в коем случае не ругайтесь и не ссорьтесь в присутствии ребенка. Старайтесь использовать правильные речевые конструкции, больше читайте с крохой, чтобы расширять его словарный запас.

Отличным признаком умственного развития ребенка считается вопрос «Почему?» , заданный в возрасте 2,5-3 лет. Возникновение таких вопросов свидетельствует о том, что малыш задумывается о причинах событий, размышляет о том, как устроен мир. Не отмахивайтесь от почемучки, уделите время тому, чтобы понятно и подробно ответить ему. Чем лучше вы будете отвечать на вопросы, тем активнее будет совершенствоваться интеллект вашего чада.

Если вы хотите пораньше начать обучение малыша, самое время этим заниматься после двух лет. Кроха отлично запоминает короткие стишки и песенки. Во время длительного ожидания его можно развлекать загадками о знакомых цветах, животных, природных явлениях.

Учитель- логопед Дерябкина Ю.А.
Ваш ребенок растет. Он уже многое умеет, все более разнообразными становятся его действия. Как и предметные действия, игровые действия ребенка проходят свой путь развития. В начале второго года жизни игрушка выступает в том же качестве, как и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее "с места на место, стучит ею, тянет ее в рот, то есть познаете помощью действий ее предметные свойства. Постепенно, на протяжении второго года жизни, дети с помощью взрослых усваивают игровое назначение предметов: начинают кормить куклу, укладывать ее спать, моют посуду, словом, отражают в игре реальные жизненные явления, участниками и наблюдателями которых они являются.

Наличие различных впечатлений - необходимая предпосылка возникновения игры. Ребенок, постоянно находящийся в манеже, не знающий названия и назначения простых вещей, используемых в повседневной жизни, лишается основы для воссоздания ее в воображаемой ситуации, в игре.

Еще одно условие возникновения игры - умение ребенка подражать действиям взрослого. На втором году жизни игровые действия совершаются только с небольшим числом игрушек, чаще всего с теми, которые продемонстрировал ребенку взрослый. Воображаемая ситуация, которая необходима для возникновения игры, только-только начинает быть доступной ребенку. Элементы игры в этом возрасте переплетаются с манипуляциями, ни одно действие логически не следует из другого и не доводится до конца. Ребенок в игре еще не способен выстроить логическую цепочку действий.

Расширение жизненного опыта, взросление ребенка приводит к тому, что игра ребенка третьего года жизни становится более разнообразной и зрелой. Расширение диапазона отражаемых в игре ситуаций, развитие игровых навыков приводят к тому, что ребенок начинает заменять недостающие вещи другими или словом, начинает действовать в воображаемом плане. На третьем году жизни дети, как правило, увлечены игрой, в их действиях есть определенная логика, ни одно из них не повторяется, игра строится как последовательная цепочка событий. Дети третьего года жизни подчас сами придумывают сюжет игры, активно используют замещения одних предметов другими. Такая игра - это важное средство познания окружающего мира, ведущая деятельность ребенка, в которой лучше всего происходит его . психическое развитие: складывается образное мышление, концентрируется внимание, тренируется память, отрабатывается социальное поведение. Малыш получает возможность проявить фантазию, испытать ощущение всесилия и свободы. Игра - приятная, доставляющая удовольствие ребенку деятельность. Поэтому так важно родителям серьезно относиться к играющему ребенку - если ребенок играет, он занят очень важным. и с взрослой точки зрение делом - он развивается и учится. Ребенку надо не только не.мешать играть, но и всячески помогать и стимулировать его к этому.

Исследования показали, что игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Поэтому- учите детей играть! Прежде всего нужно заинтересовать малыша игрой. Можно разыграть перед ним какую-нибудь несложную ситуацию, перевести в игровой план любимое стихотворение малыша, сказку. Важно, чтобы игра не превращалась в занятие - чтобы увлечь малыша, вы должны быть увлечены сами. Итак, задача взрослого - увлечь малыша и дать ему образцы игровых действий, из которых впоследствии разовьется самостоятельная игра. Но для того, чтобы игра ребенка раннего возраста была полноценной, нужно строить не только отдельные игровые действия, а их последовательность. С самого начала следует закладывать в игру элементы планирования, перехода от одного действия к другому. Надо чтобы ребенок учился удерживать цель игры, выполнять одно действие ради другого. При этом полезно словесно обозначать окончание одного действия и начало другого, например: “Мы с тобой уже одели куклу, а теперь пойдем с ней гулять”. Первое время ребенок играет с игрушками, имеющими внешнее сходство с реальными вещами. Через некоторое время в игру можно постепенно вводить предметы-заместители. Сделайте вид, что вы ищете на столе отсутствующий, но совершенно необходимый для игры предмет, подключите к поискам малыша. Старайтесь стимулировать его речь, разговаривая с куклой, обращайтесь к ребенку, радуйтесь совместным находкам. Вначале малыш будет только подражать вам, не слишком осознавая смысл предлагаемых замещений.

Не навязывайте ему своих действий, не ругайте за непонятливость или неловкость. Если ребенок не понимает смысла замещения, не настаивайте, вернитесь к этой игре позже.

Играя с ребенком, незаметно сокращайте свою активность, уступая ему первенство в игре. Спустя некоторое время малыш не будет нуждаться в вашем постоянном участии. И все же ваше присутствие, внимание к его успехам еще долго будут необходимы, потому что ребенок не всегда в состоянии сам оценить достигнутое.

Как быстрей привыкнуть к детскому саду

Если вы решили отдать ребенка в дошкольное учреждение, осознайте всю серьезность этого шага и для ребенка, и для вас. Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезным стрессовым фактором, рассматриваемым малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.

Не обольщайтесь радостными надеждами, что малыш легко и радостно будет ходить в сад. каждый день, а вечерами будет встречать вас веселый и здоровый. Не стоит планировать, что вы сразу сможете работать в полную силу по плотному графику . Иллюзии на этот счет могут привести лишь к дополнительным стрессам. Нередко мама, столкнувшись с реальностью, начинает, сознательно или неосознанно, обвинять ребенка во всех этих неприятностях и соответственно с ним себя ведет, а это усугубляет их и без того тяжелое эмоциональное состояние. Если же мама принимает возможные сложности как вполне вероятный, хоть и неприятный факт, то ее поведение будет вполне реалистично, она способна оценить ситуацию, найти из нее выход и помочь ребенку.

Заранее готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские площадки и парки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей.

Ознакомьтесь с организацией периода адаптации детей в выбранном вами детском саду. В течение какого-то времени (иногда 1-2 недели, иногда месяц) вы можете приводить ребенка на полдня, находиться с ним и в группе, и на прогулке. Так вы поможете малышу познакомиться с новым окружением и привыкнуть к нему, исподволь понаблюдаете за ним в колективе. Предупредите воспитателя, что любит и чего не любит ваш ребенок, есть ли какие-либо противопоказания к определенным видам пищи, предупредите, чтобы его не кормили насильно.

Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: “Я не пойду с ней, она кричит, она злая!”. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте вашему малышу страдать и общаться с неприятными людьми . Хорошо, если “вторая мама” для вашего ребенка похожа на вас по своим воспитательным методам, обладает способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребенка.

В первое время, пока вы находитесь с ребенком в группе, постарайтесь всемерно поощрять его интерес к другим детям, называйте их по именам, говорите о них как о друзьях. По дороге в сад обсудите с малышом, что его там сегодня ждет. Важно, чтобы разговоры о детском саде были окрашены положительными эмоциями. Ваш спокойный голос, уверенная интонация создают для него некоторую опору в этом новом незнакомом мире.

Когда придет время оставить ребенка в саду одного, заранее предупредите его об этом. Хотя бы первое время после этого приходите за ребенком пораньше, и ни в коем случае не опаздывайте.

Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить его оставить игрушку ночевать в садике и наутро снова с нею встретиться. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, .не было ли ей грустно. Так вы сможете узнать, каким образом вашему малышу удается привыкать к детскому саду. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, пусть одна из игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте и помогите вместе с ребенком найти ей друзей , порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

С пониманием отнеситесь к его “необоснованным”, на ваш взгляд, просьбам и капризам. Он может попроситься на руки, чтобы вы его поносили, как маленького, может отказаться сам есть или побоится засыпать один. Не волнуйтесь - это не результат избалованности, а следствие усталости и тоски по маме. Пойдите ему навстречу, не сердитесь и не раздражайтесь. Помните, малышу сейчас тяжело, он перегружен впечатлениями и очень устает. Поэтому так важна ему ваша помощь. В целом старайтесь вести себя с ребенком так, будто вы оба давно привыкли к тому, что он ходит в садик. Но будьте внимательны, и если чувствуете испуг ребенка или какие-то другие возникшие у него тревоги, объясните ему происходящее спокойным, уверенным голосом, так, будто он тоже это знает, но просто сейчас забыл. Такое поведение облегчает малышу знакомство с новой обстановкой, не дает возможности возникнуть и развиться неоправданным страхам.

Развитие речи ребенка третьего года жизни

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем - дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: “Что это?”. За каждым таким этапом - огромная работа и самого малыша, и окружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание собственной речи, памятуя о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко, выразительно; большое значение приобретают паузы.

Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо научиться внимательно, с интересом выслушивать его. Постоянные вопросы: почему? как? где? зачем? - не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать, на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка.

На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения - идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года - 300 слов, к трем годам- до 1000-1200 слов

Лексика


В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы,

междометия. Особенно часто он использует местоимения и говорит о себе в третьем лице: “Митя хочет спать”, “Митя идет гулять”.

Сложнее с прилагательными. В основном они характеризуют размер и цвет предмета. Но постепенно малыш научается определять его принадлежность: “мамин, папин, Колин”. Затем появляются характеристики состояния: “злой, веселый, голодный”. Пространство же передается такими словами, как: “так, туда, тут”.

Овладение слоговой структурой слова - точное воспроизведение слогового ряда - звукового оформления, - к сожалению, не всегда удается малышу. Часто он переставляет слоги, заменяет их, пропускает, и тогда КАПЮШОН - это ПИКИШОН, ВЕЛОСИПЕД -ВИ-ПЕД, а ФОТОАППАРАТ и вовсе - АГРАФЕН. Разумеется, помощь родителей необходима. Можно использовать обычный альбом для раскраски, названия картинок в котором располагаются в определенной слоговой последовательности: - односложные слова - СОК, МЯЧ, ЛЕС;

Простые двухсложные слова без стечения согласных, слоги прямые--МАМА, КОЛЯ, МЫЛО;

Двухсложные слова со стечением согласных - ПАЛКД, ПОЛКА, ГАЛКА;

Трехсложные слова без стечения" согласных - КОРОВА, ВОРОНА, ВОРОТА;

Трехсложные слова.со с" БУРЕНКА;

Слова с закрытым слогом ^РАФ:

слова.со стечением согласных - БАРАНКА, БАРАБАН, КАРАНДАШ, ТЕЛЕФОН- четырехсложные слова без стечения согласных и со стечением согласных-БАТАРЕЯ, ВЕЛОСИПЕД, АВТОМОБИЛЬ.

Малыша следует привлечь к подбору картинок из различных “ЛОТО”. Ежедневно следует анализировать не более 2-3 картинок. Нужное слово сначала четко произносит мама, затем вместе с малышом, и только потом он самостоятельно произносит это слово. Пройденное необходимо периодически повторять.

На третьем году жизни начинается важнейший этап в освоении родного языка - овладение грамматической структурой.

Грамматически речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родители могут помочь справиться с этими трудностями. Так, мама, играя с дочкой, проговаривает все, что делает кукла Катя: “Катя села НА стул. Катя спряталась ЗА стул. Катя вышла ИЗ-ЗА шкафа. Катя легла В постель. Катя залезла ПОД стол. Катя вылезла ИЗ-ПОД стола”.

Катя повторяет за мамой все предложения с ударением на предлоги. Играя с сыном, вы соблюдаете те же правила: “Машина едет ПО улице. Машина подъезжает К дому. Машина въезжает В гараж. Машина выезжает ИЗ гаража. Машина выезжает ИЗ-ПОД моста. Машина едет ЗА угол дома. Машина выезжает ИЗ-ЗА угла”. Так усваиваются падежные предлоги и окончания, меньше допускается ошибок в согласовании слов.

Расширение и увеличение словарного запаса способствует закреплению вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (ш, ж, ч),

а также сонорные (л, р).

Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан - БАЛЯБАН, горка - ГОЛЬКА). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани - СЯНИ, зайка - ЗЯИКА), заменяют шипящие - свистящими (шайба - СЯИБА, жаба - ЗЯБА) или звуками т-д: шуба - ТЮБА, жук - ДЮК. Нарушения звукопроиз-ношения объясняются недостаточным развитием Артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обратите внимание, правильный ли прикус у вашего малыша? Не выдается ли вперед нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите его врачу - ортодонту, так как, например, от прикуса зависит чистота произношения.

Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про Язычок с любыми сюжетными импровизациями.

Слуховое внимание .Чтобы правильно воспроизвести услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуляционный аппарат, но и достаточно развитое слуховое внимание. Гуляя с ним, привлекайте его внимание к звукам: как поют птицы, журчит ручей, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушайте вместо, как тикают часы, льется вода из крана, звонит телефон и т. д.

Попросите малыша определить тот или иной звук. Подарите ему музыкальные игрушки: гармошку, барабанчик, губную гармошку, погремушку, металлофон и т.д.- они развивают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определить, какая именно из них прозвучала, предварительно скрывшись с ними за ширмой или в соседней комнате.

Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокас-сеты с.записями хорошо известных сказок: “Колобок”, “Курочка-Ряба”, “Теремок”, “Репка” и т. д. Учите малыша петь и поите вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата - улучшается переключаемость с одной артикуляции на другую, увеличивается объем, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки.

С речевой функцией тесно связаны движения пальцев рук. По данным М. М. Кольцовой, проводившей электрофизиологические исследования, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. .

Детям на третьем году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки. Можно продолжать народные игры с пальчиками, организовать дома кукольный театр или, если хватит фантазии - театр теней.

Темп овладения речью у детей неодинаков. Одни начинают говорить рано и четко произносят слова. Другие, напротив, говорят мало,

но при этом хорошо понимают речь окружающих. Но если все-таки к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Почему заговорить бывает трудно

Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.

Если в 2-2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки активной речи у детей 2--2.5 лет.

Задержки речи на стадии называния. Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить певротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотрудничество с ребенком но типу “давай вместе”. Н в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать пластинки.

Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым” Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовывать предметное взаимодействие с малышом, о котором мы уже рассказывали.

Ориентация в основном на предметный мир. Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует па окружающих людей, он погружен в собственный мир.

Удобно, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредоточива-

ясь на предметах, и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое

поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в “ку-ку”), спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в “сороку-ворону” и в другие детские игры. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер - куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т. д. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить.

Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик.

“Детские” слова могут препятствовать развитию речи. Причины употребления специфических “детских” слов типа “бу-бу”, “лю-ка” кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения.


В связи с невозможностью предоставить универсальный план занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы, для примера предлагается несколько случаев с подробным описанием занятий*

1 случай: Ребенок А., 3,5 года, с высоким уровнем интеллектуального развития, обладал хорошей механической памятью, знал наизусть множество стихов, сказок, мультфильмов, предпочитал конструктивную деятельность. Нарушения в эмоциональной и социальной сферах проявлялись в следующем:

Избегал тактильного контакта с другим человеком.

Избегал контакта глазами.

Выражал свои желания жестом или криком.

Говорил о себе во втором или третьем лице.

Не обращался за помощью к взрослому.

В большинстве случаев не реагировал на вопросы и обращения взрослого.

Наблюдалась стереотипность поведения и ритуальные действия.

Слабость эмоциональных контактов с близкими людьми.

Чрезмерная брезгливость (мокрые руки, пятна на одежде, краска, пластилин, земля - все, что может запачкать, вызывало негативную реакцию), если попадала капелька еды на одежду, кричал, пока его не переоденут.

Индивидуальное занятие: “Огороди Цели:

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие умения работать сообща.

Формирование устойчивого положительного эмоционального состояния ребенка.

Улучшение взаимодействия ребенок - взрослый.

Работа со страхом испачкаться.

Развитие речи.

Развитие крупной моторики.

Развитие слухового внимания.

1.Приветствие

Психолог встречает ребенка с козлом (игрушкой-мари-ойеткой) в руках. Здоровается от имени игрушки с ребенком и его мамой и приглашает поиграть вместе.

Мама погладила игрушку, поздоровалась с ней. Ребенок только посмотрел и не потрогал игрушку.

2. “Пройди по следам козла” Из мягких модулей выложена “дорожка” разной сложности: начало дорожки простое и ребенок может сам пройти по ней, в конце дорожки ребенок вынужден обратиться за помощью к взрослому.

Мама садилась на скамейке в стороне. Ребенок шел за психологом и игрушкой. В конце дорожки ребенок отказался от помощи психолога и обошел сложный угасток.

3. “В огороде”

Настоящие овощи - капуста, картофель, морковь - разложены в нишах между модулями и видны не сразу. Надо найти овощи и положить их в корзинку.

Когда ребенок нашел первый овощ, он не взял его в руки. Психолог взял овощ и положил в корзину. Начиная с третьего раза ребенок уже сам брал овощи и быстро кидал в корзину.

Когда все овощи собраны, надо достать их по одному и выложить на тарелку, называя каждый из них.

Ребенок достал овощи, но не называл их и не повторял за психологом.

Каждый овощ разрезается пополам, рассматривается середина.

4. Коллаж “Огород”

На мольберте закреплен лист ватмана. На срезы овощей кисточкой наносится гуашь (на картошку - желтая, на капусту - зеленая, на морковь - красная). Каждый овощ используется как печать (срезом с краской прикладывается к листу бумаги).

Ребенок отказался сам держать овощи, а только наносил на них краску. Ребенок старался уйти от задания. После мытья рук ему предложили показать картинку маме, но он проигнорировал это предложение.

5. Сказка “Репка”

Ребенок сидит за столом и смотрит спектакль. Психолог разыгрывает сказку, используя игрушки.

Спектакль ребенку понравился, он нагал сразу же, без просьбы психолога, произносить текст сказки, не дожидаясь появления нового героя, не обращая внимания на просьбы психолога.

6. Игра “Посади репку”

1 этап “Выбери семена”

Ориентируясь на слух, ребенок должен выбрать два одинаково звучащих “яичка” (от киндерсюрпризов) из пяти предложенных. В “яички” насыпаны различные семена (в два - одинаковые).

Ребенку было трудно выполнять это задание, но он справился с ним.

2 этап “Подготовь землю”

Земля насыпана в таз, в ней много камней, палочек. Ребенку предлагается очистить землю от посторонних предметов.

Ребенок сначала наблюдал, как психолог достает камни и складывает их в миску, потом начал помогать складывать в миску, но сам из земли камни не доставал.

3 этап “Посади семена”

Ребенку предлагается взрыхлить землю, разровнять ее граблями, сделать пальцем отверстия в земле, положить в них семена, полить водой из лейки.

Ребенок с удовольствием работал инструментами: рыхлил, ровнял землю, поливал семена. Делать отверстия в земле, сажать в них семена - отказался.

7. Игра “Вытащи репку”

Психолог тащит “репку”-ребенка за веревку. Потом меняются ролями.

Игра огонь понравилась ребенку. Улыбался, смотрел в глаза психологу, входил в тактильный контакт.

8. а) Свободная игра ребенка Ребенок играет в любые из предложенных игр по своему желанию.

Ребенок играл с мягкими модулями (строил дом), затем забрался в этот дом и периодически выходил из него и возвращался обратно.

б) Беседа психолога с мамой

Пояснение маме действий психолога, объяснение поведения ребенка, консультирование мамы, как поступать в подобных случаях дома. ^

9. Прощание

Психолог провожает ребенка и маму до дверей. Ребенок не хотел уходить, сел на пол и плакал. Мама какое-то время сидела рядом, затем с помощью отвлекающих приемов психолог помогла маме вывести ребенка из игрового помещения.

В конце первого цикла занятий у ребенка была выявлена положительная динамика. В течение занятия почти не выходил из контакта с психологом, позволял маме играть вместе с ним в одну игру, психологу позволял менять условия игры. Во время игр с красками он при попаданий краски на руки не сразу же бежал мыть руки, а заканчивал рисунок. На четвертом занятии второго цикла ребенок согласился нанести краску на руку и оставить отпечатки на бумаге, затем любовался своим рисунком и взял его домой.

2 случай: Ребенок К„ возраст 2,5 года, интеллектуальное развитие выше нормы. Проблемы в социальной и эмоцио-

К трехлетнему возрасту, ваш малыш осознает, что его мама и папа — наилучшие люди на свете. Он вас любит и свою любовь проявляет копированием ваших действий: подметает пол, моет посуду, «бреется» перед зеркалом, одевается, как родители. Мальчики осознают, что они «мальчики», а девочки подражают именно «девичьему» поведению. А вот упрямства в них хватит, наверное, на всю семью в целом взятую. Поэтому, наберитесь терпения.

Физическое развитие

Увеличение массы тела происходит в среднем на 1,5-2 кг. В этом полугодии в росте опережают девочки, зато мальчики «догоняют» в массе. Но общую оценку этих показателей даст только ваш врач, который «подобьет» итог целого третьего года жизни.

Режим дня

На протяжении всего третьего года жизни организация режима дня имеет достаточно большое значение. Длительность дневного и ночного сна остается такой же, как и в первом полугодии: дневной должен длиться 2-3 часа, а ночной 10-11 часов.

Ежедневная прогулка является чрезвычайно нужной. Лучше всего гулять с малышом в парке или сквере. Максимум радости ваш малыш получит от прогулки всей семьей, особенно сидя на плечах у папочки! Не отказывайте малышу в таком удовольствии. Положительно скажутся далекие прогулки, например, в лес. Ребенка здесь будут ожидать новые впечатления, чистый воздух, радость от общения с вами и природой.

Достаточно внимательным нужно быть на прогулках в местах близких к проезжей части дороги: трехлетний малыш очень быстр и подвижен, но ощущение безопасности у него еще не сформировалось. Поэтому гуляйте подальше от опасных мест. Сходными проблемами угрожает и пребывание малыша дома в одиночестве или со старшими братиками или сестренками. Ваш ребенок еще не осознает, что хорошо, а что — плохо. А старшие дети в действительности не такие уже и «старшие». Поэтому надейтесь только на себя или же взрослых родственников.

Консультации с врачом

Как и раньше, дважды в полугодие (один раз в три месяца) вам нужно посетить своего участкового педиатра, который измеряет все физические показатели и даст им оценку. После обследования состояния здоровья обсудите вопрос социального окружения, психологического климата в семье, возможности отдыха вместе с ребенком. Не стоит пускаться в длительные и утомительные путешествия с малышом. А поездки на море отложите до возраста старше трех лет.

Подвижность

Необходимость движения у малыша — основной стимул! Он неописуемо радуется, что имеет возможность бегать и играть. Но часто падает, разбрасывает множество предметов, разбивает немало посуды, если она попадается на пути. Появляются, особенно у мальчиков, \»цветущие\» кровоподтеки, которые являются неотъемлемым атрибутом такого подвижного образа жизни. Потребность в движении до конца третьего года жизни ребенка достигает своей кульминации, поэтому через пол года вам станет легче догонять малыша, скажем, на прогулке и следить, все ли в порядке. Такая высокая энергичность и интенсивность движений объясняется тем, что ваш малыш, наконец, научился свободно, с большой ловкостью и уверенностью поворачиваться во все стороны, взбираться по лестнице, залезать на скамью или кресло. А все это вместе, как правило, вас просто ужасает! Ну и зря. Позвольте малышу исследовать мир и радоваться своим новым достижениям! Хотя лишнего внимания такие попытки, конечно, требуют.

Совершенствуется мелкая двигательная активность. Малыш умело берет ручкой игрушку, с удовлетворением ее тянет, толкает, складывает кубики. «Разрушитель» медленно превращается в «творца».

Игра

Игра становится не только развлечением, но и стимулом к новым достижениям. Трехлетний малыш все еще играет в одиночестве, наблюдая за своими однолетками, которые находятся рядом. А вот с взрослыми игры увлекают, и малыш охотно играет с вами в компании. Но не в комнате или помещении. Этого пространства для трех лет недостаточно. Парк, игровая площадка, сквер — вот где интересно поиграть. Здесь еще много нового и неизученного, в отличие от квартиры.

А что происходит вокруг?

На третьем году жизни ребенок может различать такие простые формы как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, а также все основные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Малыш способен классифицировать предметы по определенным существенным признакам, которые им свойственны (цвет, форма, размер).

У малыша развиваются воображение и изобретательность. Разве же не оригинальная идея одеть кастрюлю на голову вместо шляпы. И не стоит приуменьшать значения таких открытий для развития ребенка. Это мы, взрослые, уже не раз встречали подобное у других малышей, но, дело в том, что вашему ребенку видеть это еще не приходилось. А значит, он целиком может претендовать на роль первооткрывателя такого способа использования кастрюли и множества других предметов.

Вообще, применение одних предметов вместо других — это достаточно значительный шаг вперед. Маленькие дети еще не способны отделить действие от предмета, но на третьем году жизни малыши уже настолько овладели предметными действиями, что могут абстрагироваться от реальной вещи и использовать ее заменители.

У малыша начинает развиваться воображение, и он начинает действовать не только на основе реальности, но и базируясь на возникающих у него собственных фантазиях. Первые проявления воображения можно заметить в 2,5-3 года. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в смоделированной ситуации, с мнимыми предметами. Возникает это, прежде всего, в игре, и родителям нужно поддерживать первые проявления фантазии и воображения малыша, ведь позже на их основе будет сформировано такой важный механизм как творческое мышление.

Ребенок продолжает активно познавать мир, все чаще задает вопрос: «Что это такое?», «Где?», \»Куда?\». И ваше задание на этом этапе — давать ответы на все эти вопросы. Но здесь важно суметь перевести общеизвестные истины на язык детства, то есть рассказать так, чтобы это было доступно для понимания малыша. Это первый шаг к развитию познавательной активности. Каждый вопрос — это первый шаг к маленькому открытию и последующему познанию мира, осознанию того, что мир можно изучать не только действуя непосредственно с предметами, но и через слово и с помощью мысли.

В трехлетнем возрасте ребенок впервые осознает, что существуют «я» и «не я». Он уже отделяет себя от взрослого, и выделяет из окружающего мира. И появление в языке фраз «Это сделала Ната» — первый шаг на этом пути. А шаг второй — это сказать о себе «я». Глядя в зеркало, малыш уже может провозгласить — «Это я». К третьему году жизни у ребенка формируется четкое осознание себя, появляются первые признаки того, что малыш осознает свою половую принадлежность, — «мальчик» или «девочка».

Может, поговорим?

К трем годам ребенок усваивает до полутора тысячи слов. В его словаре встречаются почти все части речи. Все меньше он употребляет многозначительные слова. Значения слов становятся стойкими, то есть если раньше слово \»бум\» могло означать и барабан, и чашку, которая падает, и погремушку, то теперь каждый предмет имеет свое собственное название.

Чрезвычайно растет активность речи малыша. Он легко запоминает и пытается повторять небольшие сказки и стихотворения, понимает язык взрослых, прислушивается к тому, что говорят окружающие люди и повторяет новые слова, которые слышит, грамматически правильно строит предложение, изменяет слова, которые употребляет в предложении (падеж, род и т.п.).

Ребенок заикается, вы это заметили. Даже если вам это паказалось. лучше вовремя принять меры, чем пустить ситуацию на самотек. Лучше всего сходить на прием к логопеду, этот визит будет очень полезен не только ребенку, но и вам. Врач опишет ситуации, на которые необходимо обратить внимание (домашняя мини диагностика), а вы будете наблюдать, правильно реагировать и помограть малышу.

Особенно шумными в общении становятся мальчики. Все свои движения, жесты они сопровождают множеством возгласов и криков. Сильный пол впервые проявляет свое хвастовство.

В общении малыш воспринимает и преподносит себя как третье лицо, осознавая, что он отличается от других: «Дай ему кису», «Бери его гулять» и тому подобное. Это происходит потому, что чаще всего родители, да и родственники обращаются к малышу не на «ты», а на имя: «Таня пойдет кушать».

В общении в трехлетнем возрасте появляются первые нотки упрямства. Кстати, психологи этот период так и называют «первая стадия упрямства». Вторая такая стадия наступит в возрасте 12-13 лет. Хоть у малышей это поведение обусловлено лишь естественной необходимостью испытать себя и укрепить ощущение воли. Вообще, для этого возраста проявления упрямства — достаточно серьезный вопрос. Оно достаточно часто огорчает родителей, а то даже и выводит из себя. А это уже ошибка. Тогда малыш будет проявлять негативные реакции к самым будничным делам — принятию пищи, засыпанию или навыкам гигиены. Он настойчивее станет проверять, насколько способен оказывать сопротивление вашему «нет». А в действительности, ребенок вас просто очень любит. Поэтому, измените свою реакцию и прижмите его к себе — этот период просто нужно терпеливо пережить.

Возраст вопросов продолжается. Ежедневно окружающее вызывает у малыша настоящий шквал «Почему?», «Для чего?», «Зачем» и т.п. Вы должны утолить информационный голод, иначе впоследствии этот пробел заполнят другие источники, причем не всегда такие, которые вы одобряете.

Память

Ко второму полугодию третьего года жизни ребенок уже хорошо знает свои игрушки и может отличить их от игрушек других детей. По рисункам ребенок узнает книжку и способен рассказать, о чем она. Иногда ребенок может почти дословно передать содержание коротеньких детских сказок, придерживаясь даже тех же интонаций, что и родители, рассказывает стихотворения, которые учит очень легко.

Но запоминание детей в этом возрасте носит непроизвольный характер, то есть малыш не может «по заказу» родителей запомнить больше двух слов, если ему предложить выучить 5-7 слов. Зато ребенок очень легко «схватывает» тот материал, который неоднократно повторяется, быстрее всего усваивает тексты, которые вызывают эмоциональные переживания.

Внимание ребенка к трехлетнему возрасту уже достаточно развито, но еще не достаточно устойчиво. Даже очень захватывающей игрой малыш обычно занимается не больше 10-15 минут. А часто бывает так, что ребенок не может сосредоточиться даже на 4-5 минут, поэтому внимание маленького ребенка нужно развивать, но, не переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразя деятельность, вводя новые игровые моменты.

Малышу в этом возрасте все еще сложно распределять внимание между несколькими предметами одновременно. Поэтому, давая ему разные задания, постарайтесь, чтобы они не требовали внимания сразу к нескольким сложным предметам и действиям. Если вы читаете книжку с картинками, то лучше сначала разглядеть иллюстрации, а затем читать, потому что быть внимательным одновременно и к содержанию, и к ярким рисункам ребенку еще сложно.

Можно подытожить, что именно третий год жизни вашего малыша является самым сложным в необходимости самого терпеливого, самого внимательного ухода. Но вы для себя должны осознать, что хотите вырастить сына или дочь, которые впоследствии станут личностями, не закомплексованными разными возражениями и ограничениями, а детьми с собственными суждениями, мыслями и решениями. Такие дети став взрослыми никогда не будут бояться трудностей и в будущем скажут вам свои слова благодарности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.