Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер

Тема урока : «Этикет» (6 класс)

Цели.

Познакомиться с историей этикета;

Понять необходимость соблюдения в обществе этикетных норм;

Высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении точки зрения других о правилах поведения в различных ситуациях.

Задача:

Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Материалы:

Карточка с вопросительным знаком и словом "этикет" на обратной стороне;

Приложение с иллюстрациями.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Работа по теме.

Сегодня мы поговорим с вами о том, что нас постоянно окружает, с чем мы встаем утром и ложимся вечером, чем обмениваемся, когда встречаем друзей, соседей.

Всем приветствиям знакомым

Наш народ сердечно рад.

Слово доброе зовем мы

Половиною добра.

- «Добрые слова» – что же это за слова? Назовите их. (Дети называют слова: доброе утро, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, и другие).

Когда люди произносят эти слова? (Высказывания детей: при встрече, когда обращаются с просьбой, когда благодарят и так далее).

Отправляясь в школу

С ранним ветерком попутным,

Всем, кто встретится, подряд

Говорю я «С добрым утром».

И пока я здесь играю –

«Добрый день» друзьям желаю.

А с вечерними лучами

В дом вхожу я со словами:

«Добрый вечер!

Назовите, какие добрые слова вам встретились в этом стихотворении.

(Учитель вывешивает изображение “гостя” (школьник с недовольным выражением лица, см. приложение).

Учитель:

Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним?

Дети:

Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён …

Учитель:

А мама с папой, бабушкой и дедушкой твердят:

“Ешь культурно!”, “Как ты разговариваешь!”, “Привыкай к хорошим манерам!”.

Учитель:

Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации?

(Дети высказываются.)

Учитель:

С возмущением Петя восклицает...

Ø А кому нужны эти хорошие манеры?

Ø Не все ли равно, как есть?

Ø И вообще, кто все это выдумал?

Учитель:

Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме… Но прежде ответь те мне на вопросы:

1. Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?

2. Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?

3. Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”?

(Дети дают ответы.)

Учитель:

Что для этого надо знать?

(Выслушиваются предположения детей.)

Учитель:

Вы правы. Вы назвали мне сейчас правила поведения. Всё это называется вместе - этикет.

ЭТИКЕТ

Учитель:

А теперь немного поподробнее о том, "кто всё это выдумал"... Хотите узнать?.. Этикет - это французское слово, которое переводится так...

(Учитель вывешивает рядом со словом "этикет" следующий лист:)

ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо.

Учитель:

Но не спешите "обвинять" во всём французов. Не они придумали этикет. Всё произошло давным - давно... Для этого совершим путешествие во времени...Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.

Вместе.(с закрытыми глазами):

5, 4, 3, 2, 1…

(Учитель во время счёта вывешивает лист с изображением древнего грека, словами “Древняя Греция. Красивое поведение” (см. приложение) и предлагает детям посмотреть на доску.)

Учитель:

Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей "красивому поведению" и девизом каждого грека провозглашается – «жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём».

(Детям предлагается объяснить понимание девиза.)

Учитель проводит второе "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением рыцаря и словами “XIV – XVII век. Кодекс рыцарской чести”(см. приложение).

Учитель:

В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – «верность. мужество, отвага». Удел дамы - скромность, верность, покорность.

(Дети высказывают своё понимание поведения людей данной эпохи.)

Учитель проводит третье "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением джентльмена и словами “XIX век. Джентльмен с хорошими манерами”(см. приложение).

Учитель:

В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.

(Учитель предлагает дать объяснение любому из перечисленных качеств, делает свой комментарий.)

Учитель:

Большую часть времени мы проводим в школе. Поэтому мы говорим о нормах современного школьного этикета. Помня пословицу «По одёжке встречают...» поговорим о требованиях к внешнему виду. Ведь внешний вид - это визитная карточка ученика. Так как же должен выглядеть ученик.

(Дети высказывают свое мнение.)

Посмотрим, как выглядят некоторые наши одноклассники и одноклассницы.

Учитель: В наших современных условиях тоже много правил определяющих поведение человека. И первое правило, которому обучают ребенка – умение здороваться.

Как люди приветствует друг друга?

Монголы – здоров ли Ваш скот?

Зулусы – я тебя вижу

Китайцы – ели ли Вы сегодня

На Востоке - салам - алейкум

Русские – здравствуйте

Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (Читает стихотворение).

Мне кажется, что «здравствуй» – лучшее из слов,

Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.

Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Будьте добры иль будете любезны –

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома,

Будет приятно их слышать другому.

А вы, очень часто пробегая по коридору прокричите не то «дрысь», не то «брысь». От таких слов ни здоровья, ни радости у человека не прибавится.

Но приветствовать людей можно не только словами, но и жестами.

Жесты - приветствия

Прикладывают руку ко лбу

Прикладывают руку к сердцу

Прикладывают руку к голове (военные)

Машут рукой

Жмут руку

Конкурс знатоков хороших манер

Кто здоровается первый, если встретились младший и старший? (младший)

А кто подает руку первый: старший - младшему или младший – старшему? (Старший)

А кто подает руку первым женщина или мужчина? Женщина.

Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли тебе здороваться? (Да)

В автобус вошли 4 человека. Кому вы уступите место?

А) Знакомой девочке

Б) Своему другу

В) Женщине с маленьким ребенком

Г) Пожилому мужчине с тростью

Вы вошли в переполненный автобус с задней площадки и увидели своего друга у передней двери.

А) Кивнете головой

Б) Громко окликните

В) Помашете рукой

Г) Поздороваетесь за руку

Вы позвонили другу. Как вы начнете разговор?

А) Алло, а кто это?

Б) Позовите, пожалуйста, Петю

В) Здравствуйте. Это Света. Позовите, пожалуйста, Петю

Г) Здравствуйте. Это Света. Позовите Петю

Как нужно проходить по рядам в кинотеатре?

А) Извинившись, спиной к сидящим

Б) Боком к сидящим

В) Лицом к сидящим

Г) Извинившись, лицом к сидящим

Вот видите, ребята, мнения Ваши расходятся. Одним, кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. «Первый здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому простому правилу – никогда не ошибетесь

Учитель:

Вспомните пословицы и поговорки о хороших манерах.

1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай

2. Береги платье снову, а честь смолоду..

3. У Сидора обычай, у Карпа свой.

4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

5. Мил тот гость, что недолго гостит.

6. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

7. У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

8. Не дорог подарок – дорога любовь.

9. О пустяках спорить – дело упустить

10. По одежде не суди, по делам гляди.

11. Слово – серебро, молчание – золото.

12. Хоть не богат, а гостям рад.

13. От слова спасенье, и от слова погибель.

14. На незваного гостя не припасена и ложка.

15. От одного слова, да навек ссора.

На доске зашифрована пословица о правилах поведения. Предлагается детям её расшифровать при помощи алфавита. Каждая буква пословицы соответствует букве в алфавите по её счёту.

5,16,2,18,29,11 17,16,19,20,21,17,16,12 15,10,12,16,4,5,1 15,6 17,18,16,17,1,5,7,20

(Добрый поступок никогда не пропадёт)

Учитель:

Ребята! Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета. В базе всех не плохих манер лежит забота о том, чтоб человек не мешал человеку, чтоб все совместно ощущали себя отлично. Нужно уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе необходимо не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

Ряд правил воспитанного человека

Первым здоровается тот, кто вежливее

Уступайте друг другу

Следите за собой всегда и везде, помните, вы среди людей

Надо уметь не мешать друг другу

Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим

Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.

Этикет не этикетка,

И не новенький костюм.

Это жизненная сметка,

И воспитанность и ум.

Во дворе и в школьном классе,

Дома и когда в гостях

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

Вместо окрика злого,

Лучше доброе слово.

И улыбку не надо стеречь.

жизнь устроена мудро:

это вовсе не трудно –

берегите, пожалуйста, речь!

Рыцарь. «Верность, мужество, отвага».

Древняя Греция.

«Жить разумно, просто, избегая излишеств».

Джентельмен с хорошими манерами.

Ряд правил воспитанного человека.

Первым здоровается тот, кто вежливее.

Уступайте друг другу.

Следите за собой всегда и везде, помните: что вы среди людей.

Надо уметь не мешать друг другу.

Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим.


Классный час «УРОКИ ЭТИКЕТА »

Класс - 5

Цель: закрепление навыков культурного поведения.

Место и время проведения - сентябрь, классный кабинет.

Оборудование: интерактивная доска, декорация для сценок, кукла, представляющая этикет, костюмы, плакаты.

Подготовка: все учащиесякласса получают задания выучить стихи, отрепетировать сценки, сделать презентацию к классному часу, распечатать (а еще лучше нарисовать) пропуск в страну Воспитанию. Общей репетиции не проводится, иначе раскрывается сценарий (а он должен до конца классного часа держать интригу!). Ребята репетируют сами, классный руководитель контролирует процесс и за 2-3 дня до классного часа проводит генеральную репетицию с каждой группой артистов отдельно. На классный час приглашаются родители. Роль «Классного руководителя» и «Этикета» могут играть старшеклассники. Примерный сценарий и презентация прилагается.

Здесь будет файл: /data/edu/files/s1442693529.ppt (уроки этикета)

Сценарий

Слайд 1

Классный руководитель : Классный час посвящен проблеме воспитания вежливости или, точнее говоря, культуре общения. Чтобы ваше общение с людьми доставляло радость вам и людям, нужно деликатно и предупредительно относиться к окружающим, уметь себя вести в зависимости от конкретной ситуации.

Как нужно себя вести в основном вы уже знаете, т.к. вас учат этому с самого рождения. Но некоторые правила поведения мы с вами сегодня повторим на нашем уроке этикета. Слайд 2

Слово этикет (от фр. étiquette — этикетка, надпись) - это нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Впервые это слово употреблено при дворе короля Франции Людовика 14, когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться. . К нам на классный час прибыл король страны Воспитании господин Этикет. Послушаем, что, он нам расскажет.

Входит «Этикет» (кукла-марионетка из кукольного театра, которой управляет один из старшеклассников).

Слайд 3

  • Если вы обгоняя прохожего, задели его, извинитесь; обязательно извинитесь и проходя к своему месту в кино, в театре по ряду, где уже сидят люди;
  • В транспорте нужно уступать место пожилым людям и инвалидам;
  • Не надо ждать, пока пожилой человек сам поднимет упавшую вещь;
  • В общественных местах неприлично разговаривать громко;
  • Мальчики должны пропускать вперед девочек в транспорт, в помещение;
  • Нужно заботиться о младших, помогать старшим, внимательно относиться к больным и пожилым.

Для того, чтобы у тебя было много друзей, советую тебе:

  • разговаривай с друзьями вежливо;
  • говори друзьям комплименты;
  • помни, что прозвища обижают человека;
  • всегда здоровайся с друзьями при встрече;
  • разговаривая со взрослыми или сверстниками, надо уметь слушать, не перебивая;
  • если мы за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду;
  • если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть-почитать книгу - дай ему ее;
  • если ты сам взял у друга книгу или игрушку, нужно обращаться с этими вещами аккуратно и возвратить их вовремя.

Классный руководитель : Недавно ученые с удивлением открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» - они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» - они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.

Послушаем «Вредные советы» Григория Остера. Первый совет о том, как надо относится к своим друзьям, даст …

Слайд 4

1. Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже:

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Классный руководитель: Прав ли он? (Ребята анализируют.)

Совет второй даст самый сильный ученик класса…

2. Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса.

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

Классный руководитель: как надо относиться к девочкам посоветует …

3. Девчонок надо никогда

Нигде не замечать.

И не давать прохода им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они:

Тебе на них плевать.

Девчонку встретил - быстро ей

Показывай язык.

Пускай не думает она,

Что ты в нее влюблен.

Слайд 5

Классный руководитель: А теперь послушаем мнение Этикета.

Этикет: Я могу сказать с уверенностью, что этот мальчик не получит пропуск в страну Воспитанию, т. к. там поступают вот как:

1) если мальчик встречает знакомую девочку, то он здоровается первым;

2) если мальчик и девочка заходят в автобус, то мальчик должен пропустить девочку вперед, а выходя из автобуса, он должен протянуть ей руку

Слайд 6

Классный руководитель: Совет о соблюдении личной гигиены даст …

4. Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

Облысеет голова.

Классный руководитель: Иногда в жизни попадаются невоспитанные соседи…

5. Я нес домой кулек конфет

А тут навстречу мне сосед!

Снял берет:

О! Привет! Что несешь?

Кулек конфет.

Как конфет?

Так - конфет.

А компот?

Компота нет.

Нет компота, и не надо... А они из шоколада?

Да, они из шоколада.

Хорошо, я очень рад. Обожаю шоколад. Дай конфету.

На конфету.

А вон ту, ату, а эту... Красота! Вкуснота!

А вот эта, а вон та... Больше нет?

Больше нет.

Ну, привет.

Слайд 7

Классный руководитель: Друзья ходят иногда друг к другу в гости. Давайте спросим у Этикета, как нужно ходить в гости и вести себя в гостях

(Этикет рассказывает, ребята инсценируют слова Этикета: сначала делают все неправильно, а после слов Этикета исправляют свои ошибки)

Этикет:

1) В гости нужно приходить тогда, когда вас пригласили;

2) Нельзя садиться за стол в шляпе;

3) Не следует разговаривать с набитым ртом;

4) Все, что положено на тарелку, нужно съесть

5) Суп едят ложкой, правой рукой. Доедая суп, наклоняют тарелку от себя.

6) От мяса отрезают маленькие кусочки ножом, который держат в правой руке; вилкой, держа её в левой руке, едят отрезанное мясо;

7) После еды нужно положить вилку и нож рядом на тарелку.

Слайд 8

Классный руководитель: Некоторые любят ходить в гости по утрам, как, например Винни Пух и Пятачок в мультфильме про Винни Пуха.

Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма «Винни Пух идет в гости»

Классный руководитель и учащиеся анализируют ситуацию.

Классный руководитель: Да, невежливо иной раз себя ведут гости. Но иногда и хозяева оказываются не лучше.

6. Коля съел мое варенье,

Все испортил настроенье.

Я синяк ему поставил-

Настроение исправил.

Классный руководитель: а вот как проявляет свое гостеприимство герой стихотворения Олега Григорьева: (ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)

7. Встаньте с этого дивана,

А не то нам будет яма.

Не ходите по ковру,

Вы протрете в нем дыру.

Не садитесь на кровать,

Простынь можете помять.

И не надо шкаф мой трогать,

У вас слишком острый ноготь.

И не надо книги брать,

Вы их можете помять.

И не стойте на пути.

Ах, не лучше ль вам уйти!

Учитель с учащимися анализирует ситуацию.

Классный руководитель: Правда, такого «гостеприимного» хозяина можно понять, ели у него гость, рассуждающий так…

8. Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома,

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски поменьше,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками,

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье-

Трудно будет вынимать.

Классный руководитель: Иногда приходят в гости такие друзья, что быть гостеприимным трудно.

(ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)

9. - Вы будете с нами обедать?

Я пообедал и теперь каюсь,

Но, если вы так настаиваете,

Я буду сидеть, пока не проголодаюсь.

Классный руководитель: Посмотрим забавную сценку, поставленную по одному из вредных советов Остера.

(ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)

10. Что ты хочешь:

Ватрушку, сыра, меда

Или лимонада?

Что вы! Что вы!

Мне так много не надо.

Я только ватрушку макну в мед,

Положу сверху сыр

И все запью лимонадом.

Классный руководитель: Посмотрим еще несколько «зарисовок с натуры», сделанных в одной из школ. Как вы думаете, в какой стране эта школа?

(ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)

11. Все в порядке?

Все в порядке.

А что в порядке?

Выдернули пальму из кадки.

И все обошлось?

Все обошлось:

Пальму заставили сунуть обратно,

И всю школу мыть пришлось.

12. Купил я прибороптический.

Расшифровал свой код генетический

По этому самому коду

Нет мне в обществе ходу.

Хлопнул я громко дверями

Отправился жить со зверями.

Слайд 9

Курьезы этикета

В древнем Риме человек с насморком не должен был показываться в обществе.

В Англии мужьям запрещено бить жен с 9 вечера до 6 утра (чтобы шумом не нарушать покой соседей)

Классный руководитель: Подведем итоги. Чтобы вам можно было жить в обществе людей, а не зверей, нужно соблюдать некоторые правила. Сегодня мы много говорили о том, как надо и как не надо поступать воспитанным людям.

Слайд 10

Этикет: правила поведения мы повторили, а сейчас я проверю, кто из вас самый вежливый. Ребята делятся на 3 команды, каждая команда получает 1 задание из трех (капитаны команд тянут карточки заданий, как билеты на экзамене). Ребята должны написать:

Какиевежливые слова мы говорим при встрече?

Какие вежливые слова мы говорим при прощании?

Какие вежливые слова мы говорим, когда просим что-либо у кого-либо?

Классный руководитель: Зачитывает написанные слова. Молодцы, ребята! Много вежливых слов вы, оказывается, знаете! Говорите их чаще!

Этикет проводит экзамен. Командам задается вопрос, после минуты обсуждения ребята отвечают на него:

Как нужно вести себя за столом?

Как нужно встречать гостей?

Кому нужно уступать место (в гостях или в транспорте)?

Как часто и в чем помогаете вы маме и бабушке? Есть ли у вас постоянные обязанности по дому? (последний вопрос адресуется всем командам).

А теперь - блиц (отвечает тот, кто первый хлопнет в ладоши):

Должен ли джентльмен помогать даме выбраться из машины, если машина стиральная?
- Должен ли джентльмен осыпать даму цветами, если цветы в горшках?
- Должна ли дама просить джентльмена встать с колен, если она устала его держать?
- Должен ли джентльмен помогать даме выйти, если дама хочет войти?
- С какой стороны должен джентльмен идти от дамы, если дама не хочет идти с джентльменом?

Учащиеся, успешно сдавшие экзамен (а «успешно сдать экзамен» должны все!), получают пропуск в страну Воспитанию - красиво разрисованный картонный жетон.

Слайд 11

Кл. руководитель подводит итог классного часа: Ребята я очень рада, что все вы оказались людьми хорошо воспитанными и получили пропуск в страну Воспитанию. Я вас поздравляю, и желаю вам всегда помнить то, о чем мы сегодня с вами говорили.

Р.S. Если в конце урока еще осталось несколько минут, то можно завершить разговор об этикете следующим стихотворением.

Слайд 12

Учтивый разговор (История очень вежливая и не слишком короткая) В.Левин

Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал: "Извините, нечаянно".
Второй англичанин любезно ответил:




и сразу сказал: "Извините - нечаянно".
"Простите, но я ничего не заметил".
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать? Объясните".
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:
я рад бы простить вас, но мне не понять,
что именно должен я вам извинять!"

Тогда англичанин толкнул англичанина
и сразу сказал: "Извините. Нечаянно".
На что собеседник любезно ответил:
"Простите, но - я ничего не заметил!"
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать, объясните?"
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять".
, И. Шевчук , В.А.Левин «Новые стихи» - Издательство: Махаон , 2007

  • Мультфильм «Вини Пух идет в гости»
  • Этикет делает человека привлекательным. Владея хорошими манерами, женщина способна создавать определенное впечатление в обществе. Несмотря на стародавнее происхождение большинства этикетных норм, в последние годы уроки изящности приобретают все большую популярность.

    Элегантные манеры для женщин


    Истинную леди отличают ухоженность, утонченность, хороший вкус и манеры. Физической привлекательностью наделяет природа, элегантностью – правильное воспитание. Видео урок от Школы леди Юлианы Шевченко учит производить положительное первое впечатление, эффектно появляться в обществе, общаться и заявлять о себе окружающим, заставлять проявлять максимальное уважение с помощью манер. Автор рассказывает об этикетном поведении при знакомстве, встрече, появлении в помещении, выходе из автомобиля, о голосе и жестах, элегантной походке и позах.

    Важные правила этикета для современной девушки

    Правила этикета для женщин касаются внешнего вида, речи и манер. Советы помогут создать впечатление солидной, раскрепощенной и уверенной женщины. Изысканные манеры способны превратить обычную девушку в настоящую леди.

    Этикет для женщин


    Обзорный онлайн урок раскрывает основные правила элегантности и хороших манер: о чем стоит позаботиться в первую очередь, какие вещи исключить из гардероба, какой макияж предпочесть в первой половине дня и вечером, какие действия считаются дурным тоном. Видео содержит советы культуролога Ксении Злыдневой.

    Как правильно ходить, стоять и сидеть

    Элегантная походка является частью имиджа и нуждается в постоянном контроле, иначе может произвести негативное впечатление. Тяжело шагающую, сутулую и небрежно машущую руками женщину вряд ли можно назвать леди. В обучающем ролике на наглядных примерах показаны ошибки и даны рекомендации по работе над летящей походкой, правильной постановкой ног и положением корпуса.

    Правила поведения за столом от Татьяны Поляковой

    Речь элегантной женщины

    Речь женщины должна быть грамотной, художественно наполненной. Урок изящных манер от Австрийской школы этикета заставляет проанализировать, переосмыслить собственные речевые привычки. Эксперт по светскому этикету и международному протоколу Марии Буше рассказывает, как улучшить речь, научиться заменять негативные слова нейтральными, использовать в разговоре речевые украшения.

    Искусство общение. Small Talk


    Как реагировать на хамство


    В повседневной жизни всем приходилось сталкиваться со случаями хамства. Предлагаем просмотреть видео урок на тему, как воспитанной леди выйти из ситуации при встрече с хамом. Эксперт по этикету Марии Буше раскрывает несколько методов решения сложной задачи в зависимости от характера ситуации: юмор, комплимент, игнорирование, согласие. Научиться быть выше агрессии – главная мораль урока Марии.

    Хорошие манеры и этикет


    По словам известного писателя Бернарда Шоу, у человека никогда не будет шанса произвести первое впечатление дважды. Запись семинара со специалистом по вопросам светского и бизнес-этикета Александрой Казакевич поможет приобщиться к теме этикета и увидеть связь этикета с имиджем. Автор семинара объясняет, над чем нужно работать для неизменно хорошего впечатления при общении с окружающими. Особенное внимание уделяется тренировке улыбки и практическим советам для разных ситуаций.

    Секреты этикета от аристократов


    Попадая в изысканный ресторан или в окружение образованных воспитанных людей, необходимо соответствовать атмосфере и собеседникам. Обучающий ролик по ресторанному этикету содержит советы по правильной посадке, пользованию столовыми приборами и салфетками. Автор видео делится маленькими хитростями для ежедневных тренировок правильных ресторанных манер дома.

    Семейный этикет для женщин


    Правила семейного этикета направлены в первую очередь на создание доверительных отношений. Тотальный контроль над жизнью домочадцев считается дурным тоном. Интересуясь делами близких, стоит соблюдать грань между заботой и вторжением в личное пространство. В ролике выражено мнение экспертов по вопросу домашних манер и даны положительные и отрицательные примеры.

    Fashion-этикет: что надеть на деловую встречу


    Элегантно одетые деловые женщины легко и уверенно шагают по жизни, открывая все двери, благодаря умению управлять впечатлением. Гардеробный этикет решает много задач: демонстрирует состоятельность, компетентность, профессиональность, успешность, вызывает доверие и положительную обратную связь. Урок от фэшн-дизайнера Анастасии Ивановой научит правильно использовать предметы одежды в продвижении личного бренда. Анастасия дает рекомендации по выбору идеальных фасонов, цветов, аксессуаров для бизнес-ивентов и деловых конференций, приводя визуальные примеры.

    Женщина на деловой встрече. Рукопожатие


    Лекция преподавателя по протоколу и этикету Александра Новака касается ситуации поведения женщины на деловой встрече. Александр подробно разбирает, кто первый должен подать руку при приветствии, и затрагивает другие вопросы, приводя частые случаи из жизни. Ролик полезен женщинам-руководителям, испытывающим трудности с распределением социальных ролей (дама-начальник) в деловом общении.

    Воспитанность, образованность и грамотность украшают женщину лучше дорогих нарядов и драгоценностей.

    Цели:

    • способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности;
    • взаимопонимания с одноклассниками;
    • познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах;
    • познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.

    Оборудование:

    • плакаты с высказываниями:
      • “Этикет делает королей рабами двора”.
      • Язык голову бережёт.
      • Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
    • пригласительные открытки, - 2 штуки
    • плакат “Воспитанный человек”- 2 штуки
    • цветные карандаши, фломастеры
    • листочки для теста - всем
    • коробка на каждую команду (носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка, копилка, набор ручек, карандашей, зубная щетка, подарочные пакеты для упаковки подарков).
    • медаль “Знаток этикета” (? штук)
    • лист с пословицами – 2 штуки
    • призы (чупики)

    ХОД УРОКА

    На нашем занятии присутствуют гости, которых мы попросим выступить в роли жюри сегодняшних конкурсов.

    Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.

    Сколько раз вы слышали: "сними головной убор в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.

    Ученик. Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.

    Учитель: еще раз проговаривает: ежики – договорились, они установили свой порядок поведения.

    А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.

    Учитель Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?

    Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости . Эти карточки назвали “этикетками” . Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

    Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу и ли перчатку при приветствии.

    Ученик. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

    Учитель. Спасибо, очень интересно. У нас есть ещё сообщение.

    Ученик. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

    Учитель. Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора” .

    Ученик. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

    Учитель. И еще один пример абсурдного поведения.

    Ученик. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

    Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

    Учитель. Проверим вашу внимательность.

    Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.

    Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

    О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.

    Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

    Вот как приветствуют друг друга в разных странах:

    Ученик: древние греки – “Радуйся!”,

    • современные греки – “Будь здоровым!”,
    • арабы – “Мир с тобой!”,
    • индейцы – “Все хорошо!”,
    • англичане и американцы – пожимают друг другу руку,
    • китайцы – пожимают руку себе самому,
    • лапландцы – трутся носами,
    • латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,
    • японцы – кланяются.

    Учитель. Многое могут сказать жесты: у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

    Учитель предлагает “Игру жестов”. (физкульт. минутка)

    Довольны ли вы сегодняшним днем?

    Много ли домашнего задания вы получили на завтра?

    Ждёте ли вы каникул?

    (Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)

    Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим разговор.

    Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека.

    Живите так, как будто перед вами зеркало.

    Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами.

    Хочешь ли ты, что бы с тобой пошутили так, как ты собираешься пошутить с другом?

    Хочешь ли ты, что бы кто-то весело спрятал твой портфель или переложил твой пенал.

    Конкурс: “ Пригласительный Этикет”.

    Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.

    Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка:

    - Как поступить, если тебя пригласили в гости ? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

    Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

    Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

    - Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

    - Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

    - Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

    Умение разборчиво писать – первое правило вежливости. (В.Ключевский)

    (Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Оценка жюри

    Учитель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

    Ученик. Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.

    Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.

    Конкурс. “Подарочный этикет” (см. пакеты)

    Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно (другу, дедушке, итд) вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь .

    (Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор). Оценка жюри.

    Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека . (1мин)

    Одежда должна быть чистой.

    Волосы должны быть уложены в прическу.

    Одежда должна быть аккуратной.

    Ногти в приличном виде. Оценка жюри

    Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.

    Конкурс “Застольный этикет” Вопросы с ответами задаются командам по очереди

    1. Когда можно сесть за праздничный стол?

    Как только вошли в комнату.

    Только после того, как сядут хозяева.

    После приглашения хозяйки +

    2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и...

    Заправляете за воротник.

    Кладете на колени +

    Кладете рядом с тарелкой.

    3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

    Гневно отказаться.

    Отказаться, назвав причину отказа.

    Взять немного, поблагодарив +

    4. О чем не следует говорить за столом во время еды?

    О болезнях +

    О погоде

    О новых впечатлениях

    5. Для чего к рыбе подается нож?

    Чтобы отделять мясо от костей +

    Чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

    Чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

    6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

    Самые большие.

    Самые маленькие.

    Те, что лежат ближе к вам +

    7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

    В правой руке – вилка, в левой – нож.

    В правой руке – нож, в левой – вилка +

    По очереди.

    8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

    Поднять и продолжать есть.

    Попросить другой прибор.

    Извиниться и попросить подать другой прибор +

    Оценка жюри

    Учитель. Главной целью дружеской встречи является не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.

    Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.

    Выбираем “Знатока этикета”

    Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.

    1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

    2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

    3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

    4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

    5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

    6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

    7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

    8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

    9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

    10. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

    А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.

    Жюри подсчитало? Давайте посмотрим, какие у вас получились результаты.

    • 10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!
    • 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.
    • 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.
    • Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.

    Теперь жюри наградит самого “Знатока этикета”

    Задания для команд:

    Задание №1: за минуту соедините половинки пословиц:

    Оценка жюри

    Учитель. Через этикет человек учится хорошим манерам и правилам поведения в обществе. Сегодня мы познакомились с несколькими видами этикета: рыцарский этикет (приветствие, рукопожатие), дворцовый этикет, пригласительный, подарочный, застольный этикет. Большое значение в общении между людьми имеет речевой этикет .

    С помощью некоторых фраз мы можем настроить окружающих людей на доброжелательное отношение к себе, выражать радость, желание, просьбу, обиду, недовольство. Примеры нарушения речевого этикета (продавец на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, не извинился за нехороший поступок, не поблагодарил за услугу). Отсутствие уважения к чувствам других приводит к жестокости и грубым манерам. А грубость отталкивает нас от таких людей.

    Задание № 2

    За 30 секунд запишите как можно больше “вежливых” слов.

    • Спасибо!
    • Пожалуйста!
    • Благодарю!
    • Простите!
    • Извините!
    • Будьте добры!
    • Будьте любезны!
    • Не обессудьте!
    • Добро пожаловать!
    • Здравствуйте!
    • Доброе утро!
    • Добрый день!
    • До свидания!
    • До новых встреч!
    • Спокойной ночи!

    Оценка жюри

    • А как звучат “волшебные” слова на других языках?
    • Англ. яз. – thank you
    • Нем. яз – danke
    • Итал. яз – grazie
    • Франц.яз. merci
    • Украин. яз – спасибi
    • Испанс. яз. – gracias
    • Казахс. яз. – рахмет

    Перечисляя “вежливые слова”, последним примером назвать “будьте здоровы!”

    Актуальная ситуация:

    Итог занятия – плакат “Воспитанный человек”

    Мы много сегодня узнали о соблюдении правил поведения в обществе, об этикете. Давайте подведем итог. Каждой команде даётся плакат. Вы должны продолжить высказывание.

    “Воспитанный человек – это тот, кто….”

    Все придуманные вами варианты продолжения фломастерами запишите на плакате.

    (Затем плакаты вывешиваются, зачитываются.)

    Подведение итогов. Жюри - называет победившую команду и вручает ей призы. Вторая команда так же награждается.

    Большое спасибо жюри. Большое спасибо участникам!

    ОРКСЭ (Модуль» Основы светской этики»)

    Тема урока – «Этикет»

    Цель урока : Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

    Задачи урока:

    Познакомить с понятием «Этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, просмотр видеосюжетов;

    Познакомить с некоторыми правилами этикета, обобщить и расширить уже имеющиеся знания о правилах этикета;

    Развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

    Воспитывать чувство терпимости друг к лругу, аккуратность и самостоятельность в работе

    Оборудование:

    ТСО (компьютер, проектор, экран),

    компьютерная презентация «Этикет»,

    раздаточный материал «Кроссворд»

    тетрадь по ОРКСЭ

    Формы и виды деятельности:

    беседа, комментированное чтение, устное

    высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная

    работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.

    Ход урока

    1.Организационный момент (Эмоциональный настрой на урок)

    Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. (Стоят у доски, взявшись за руки)

    Дружно за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Всем, всем добрый день

    И работать нам не лень.

    Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?

    Проходите, пожалуйста, на свои места.

    2.Актуализация знаний (Слайд 1).

    Тему сегодняшнего урока сформулируем, разгадав кроссворд.

    Повторим пройденный материал.

    (Разгадывание кроссворда на раздаточных листах).

    1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

    2.Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

    3.Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)

    4.Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)

    5.Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)

    6.Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

    3. Целеполагание.

    Какое ключевое слово получилось? (этикет)

    А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).

    Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).

    Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.(Слайд2)

    Сформулируйте цель нашего урока.

    Что такое этикет? Дайте определение.

    Посмотрим в учебнике на стр. 56

    4. Беседа по теме:

    Что такое этикет?

    Кто-то знает, кто-то нет.

    Это правила такие поведения,

    Когда мы привычки все плохие

    Забываем навсегда.

    Ты усвоил этикет

    И дурных привычек нет! (Юрий Чичев)

    (Слайд 3,4) «Этикет» - слово французское. Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека. «Этикет» - это значит «воспитанность», «хорошие манеры», «умение вести себя».

    Слайд 5

    Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет за столом, этикет внешнего вида.

    В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

    Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их все очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

    5. Это во-первых, речевой этикет. Слайд 6,7

    Употреблять в речи вежливые слова: (Слайд 8)

    Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).

    Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

    Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

    Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста).

    И во Франции и в Дании на прощание говорят (до свидания!)

    6. Просмотр отрывка фильма «Ералаш»:

    (Слайд 9) «Ну, почему мы так говорим?»

    Почему мы так говорим?

    Все ли вам было понятно в его речи?

    Что вам показалось смешным?

    Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

    Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.

    7. (Слайд10,11,12,13) Этикет внешнего вида.

    В настоящее время в школах вводится школьная форма. В разных странах - она разная, но очень приятно на нее смотреть.

    Задание: Нарисовать в тетради, какую бы школьную форму вы хотели носить в школе.

    8. Этикет за столом.(Слайд 14)

    Правила (Слайд 15)

    Просмотр отрывка из журнала “Ералаш”

    Царевна Несмеяна”(Слайд 16)

    Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

    Обсуждение просмотренного отрывка.

    Что было необычного в поведении мальчика?

    Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

    А как вы ведете себя за столом?

    9. Работа в группах. (Слайд 17)

    Поработаем в группах. Посмотрите, над каким видом этикета будет работать ваша группа. Сформулируйте и запишите свои правила этикета.

    10 . Задание (Согласен ли ты…) Слайд 18

    Стихотворение

    Если ты воспитан, если вежлив даже,
    О тебе плохого никогда не скажут.
    Ты старушке место в транспорте уступишь.
    Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
    С другом на уроке ты болтать не будешь
    В комнате порядок наведёшь, конечно.
    И друзей поздравишь с праздником сердечно.
    В разговоре взрослых перебить не сможешь.
    И в несчастье другу ты всегда поможешь.
    Слабому в защите, верно, не откажешь,
    О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
    Вежливый ребёнок-это просто клад!
    С вами повстречаться каждый будет рад!

    11.Подведение итогов (Слайд 19)

    Что такое этикет? Виды этикета.

    Какие правила этикета запомнили?

    Нужны ли сейчас знания этих правил?

    12 . Домашнее задание (Слайд 20)

    13. Рефлексия (Слайд 21)

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.