Николай II и его семья. Центр одаренных детей

От редакции: Семья —хранительница традиций, колыбель человека и «колыбель культуры», по словам И. А. Ильина. В наше время институт семьи находится под угрозой. Неслучайно 2008 год объявлен Годом семьи. В истории России уникальна и трагична судьба семьи последнего императора Николая II. В июле этого года исполнилось 90 лет со дня гибели Царской Семьи. Историческая справедливость постепенно восстанавливается и правда о событиях того време¬ни и ожизнисемьи Романовых становится достоянием общественности. Предлагаемая читате¬лю статья раскрывает духовные основы отношений в Царской Семье .

В настоящее время часто приходится слышать жа-лобы родителей на своих взрослых детей: «Нет в наших детях ни послушания, ни смирения, ни тер-пения. Горько осознавать нам, что наши дети не любят нас и вспоминают о нас только тогда, когда мы мо-жем быть им полезны. Они не станут опорой нам в старости и не помогут нам, когда мы будем больны и немощны». «Наши дочери, -сокрушаются матери, - не целомудрен-ны, не берегут свою девичью честь. В замужестве они не уважают и не слушают мужей своих; для них нет семейных ценностей, поэтому они не берегут свои семьи, разводят-ся и дети растут при живых отцах „безотцовщиной". Да и детей рожать не хотят. ведь им нужно от жизни взять всей пожить для себя».

Чтобы найти положительный пример для воспита-ния своих детей, обратимся сегодня к семье последне-го Российского Государя Николая II. Особенно важен для нас вопрос воспитания дочерей в этой семье. Все, кто знал эту семью, единодушно отмечают, что Царевны были хо-рошо воспитаны, скромны и никогда не выставляли напо-каз своего высокого звания. Со всеми они были просты, ласковы, вежливы. Они очень любили своих родителей и были послушны им. Они были истинными христианками и патриотами своей Родины. Со смирением и кротостью взошли они на Екатеринбургскую Голгофу и приняли му-ченическую смерть.

Как же воспитывались эти девочки? Кто занимался их воспитанием? Что полезного для себя может взять каж-дый из нас для воспитания собственных дочерей или учениц своих школ? Прежде чем воспитывать детей, необхо-димо воспитать себя. Вот один из принципов воспитания в Царской Семье. Мы должны быть сами именно такими, какими хотим видеть наших детей. Для Государыни во взаимоотношениях с супругом очень важными были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удержи-вание от ссор, то есть постоянная работа над собой. Дети видели все это и понимали. Они росли в атмосфере люб-ви и уважения родителей друг к другу. Анна Вырубова вспоминала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга».

Государыня сумела воспитать и передать детям чув-ство почитания отца, занимающего центральное место в семье. Дети очень любили своего отца. Для них он был одновременно царем, перед которым они преклонялись, отцом, которого они любили, и товарищем в их детских забавах. Отец, в свою очередь, при большой занятости го-сударственными делами, любое свободное время посвя-щал жене и детям. Как важно благодатное влияние отца, обладающего нравственным авторитетом, на детей!

В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание: «Бог впервые прихо-дит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога». «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в дневнике Государыня. Ведь духовный стержень - это основа нрав-ственно здоровой личности. Не может быть личность пол-ноценной, гармоничной, нравственной. Это воспитание ребенок получает в семье, дома Дом для Государыни -«это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сде-лать наш дом светлым, добрым, чистым».

Следующим принципом воспитания было воспитание послушания. «Учись послушанию, пока ты еще мала, -писала Государыня своей дочери Ольге, - и ты научишь-ся слушаться Бога, когда станешь старше». Она не сомне-валась, что послушание - это христианская добродетель и одно из условий спасения. Всякое свое распоряжение Александра Федоровна давала обдуманно и сознатель-но, никогда не требовала от детей невозможного и всег-да твердо помнила свои слова. Дочери были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее. И, несмотря на строгость и требовательность матери, девочки ее очень любили, она была для них ав-торитетом. Не зря, если матери нездоровилось, то дочери устраивали попеременно дежурства и безвыходно оста-вались при ней.

Царица была строгой матерью. Она не допускала, что-бы дети праздно проводи ли время, они всегда были заня-ты - будь то учеба, рукоделие, спорт, прогулки, игры, чте-ние. «Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что нам не-приятно», - пишет Александра Федоровна. Девочкам не-когда было скучать, они не были бездельницами. И этот навык очень пригодился им, когда семья находилась под арестом в Царском Селе, в заключении в Тобольске и в Екатеринбурге. Великие Княжны с отцом и преданными слугами разбивали огород в Царском Селе и в Тобольске, пилили и кололи дрова, строили горку, занимались руко-делием, ставили домашние сценки и что самое порази-тельное- не прекращали обучения.

Их воспитание носило «спартанский» характер. «Спали в больших детских на походных кроватях, почти без подушек и мало покрытые. Холодная ванна по утрам и теплая каждый вечер», - вспоминала Анна Вырубова.

Платья старших девочек переходили к младшим. Когда царской дочери исполнялось 12 лет, ей дарили первый золотой браслет. Это была богатейшая семья. И, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами! «Долг родителей - подготовить де-тей к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог, - рассуждала Государыня, - Дети должны учить-ся самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хо-чется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причи-няет вред и боль - не намеренно, а просто по небрежно-сти. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без по-мощи других, чтобы стать сильными и независимыми».

Государыня не прятала своих детей от жизни, она ска-зала как то, что «кроме красоты, в мире много печали». Милосердие, благотворительность были не пустыми словами в их семье, и дети всегда помогали матери. Так в 1911-1913 гг. они участвовали в благотворительных ба-зарах в Крыму в пользу туберкулезных больных. На вы-рученные деньги был построен прекрасный санаторий. Когда мать не могла посещать дома туберкулезных боль-ных, то посылала туда дочерей. Ей часто говорили, что для девочек опасно сидеть у постели больных туберкулезом. Но она отметала эти возражения, и Великие Княжны посе-щали многих тяжелейших пациентов.

Государыня очень заботилась о нравственном воспи-тании дочерей. «Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось, - вспоминает Юлия Ден, - Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые они чита-ли. Их величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни». Александра Федоровна стремилась ограничить общение дочерей с девицами высшего света, боясь их дурного влияния. Это касалось и племянницы Государя - Ирины. Родственники и ари-стократическое общество были обижены, но Государыня была непреклонна.

Таким образом, с одной стороны царские дочери ви-дели и знали красоту окружающего мира - они часто были на природе, занимались музыкой, рисовали, читали хорошую литературу, общались с интересными людьми. С другой стороны, они знали и горестные стороны жизни, посещая дома туберкулезных больных, работая сестрами милосердия в госпитале. Но они не знали мерзостей по-рока. Смрад порока не коснулся их даже в заключении, когда похабники-караульные пытались оскорбить чистоту юных девушек.

Царские дочери воспитаны были патриотами своей Родины. Между собой они говорили только по-русски, любили все русское. Девочки хотели выйти замуж только за русских. Известен факт сватовства румынского принца к царевне Ольге. Но Ольга решительно отказалась. «Я не хочу быть иностранкой в своей стране, - заявила она, -я русская и хочу оставаться русской». Родители не стали принуждать ее, и переговоры о сватовстве были отложе-ны на неопределенное время. В тяжелое военное время старшие дочери, Ольга 19 лет и Татьяна 17 лет, вместе с Императрицей закончили курс медсестер и работали на-равне с другими медсестрами в Царскосельском госпи-тале. Работа была тяжелой и в физическом, и в мораль-ном плане. Они работали на пределе своих юных сил. «Лазареты, раненые и панихиды - вот чем заполнены были эти молодые жизни», - пишет Ф. Винберг. Но они не жаловались. Они служили Родине, и это был их долг. Осознавая себя Великими Княжнами, Ольга и Татьяна во время войны занимались и общественной деятельностью. Они были инициаторами организации комитетов, назван-ных их именами. С начала войны Великая Княжна Ольга работала в своем комитете помощи семьям военнослу-жащих. Великая Княжна Татьяна в середине 1915 г. стала заведовать комитетом помощи беженцам, наводнившим

тогда Россию. Обе Великие Княжны во время войны проя-вили себя большими труженицами и патриотами.

Умная и строгая Александра Федоровна воспитывала своих дочерей и как будущих женщин, хранительниц до-машнего очага. «Дом и семья - этого, что держится в пер-вую очередь на женщине, и каждая девушка обязана по-нять это еще в детстве», - писала Императрица и в этом была уверена. Царица обучала дочерей основам домаш-него хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощ-ниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей. Государыня была не только ма-терью для своих девочек, она была им другом. Старшие поверяли ей свои сердечные тайны, просили у нее сове-та. Так Ольга пережила скрытую от всех личную драму. И только мать знала об этом. Из ее писем к дочери мы ви-дим конкретный пример, как чутко и бережно относилась Государыня к чувству старшей дочери. В этих письмах мы не найдем ни приказов, ни запретов, хотя мы понимаем, что Александра Федоровна огорчена выбором Ольги.

В семье последнего Российского Императора было четыре дочери - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Это были четыре личности, четыре характера со своими поло-жительными и отрицательными качествами.

Старшей была Великая Княжна Ольга. Характерными чертами ее были сильная воля, неподкупная честность и прямота, чем она походила на мать. Из всех сестер она была самая умная и талантливая. Она не любила хозяй-ства, не была практичной, но предпочитала уединение и книги. Современников покоряли ее обаяние и чувство юмора.

Более других детей Великая Княжна Ольга была похо-жа на Государя, которого она, по словам учителя Сиднея Гиббса, «любила больше всего на свете». Ее так и называли - «дочь отца». Отношения с матерью у Ольги скла-дывались сложнее. Это был самый трудный ребенок Александры Федоровны.

Ольга была упряма, капризна, своевольна. Старшая царевна была вспыльчива, хотя и отходчива. Такие отри-цательные качества характера могли перерасти в озло-бление на всех окружающих, угрюмость, в конечном ито-ге, уныние, отчаяние и одиночество.

Александра Федоровна, конечно, видела недостат-ки дочери. Как же она помогала Ольге избавиться от них? Вот, например, как разрешался конфликте гувернанткой. Государыня пишет Ольге: «Бог преподает нам урок терпе-ния. Я знаю, что для тебя это особенно трудно, так как ты очень глубоко все переживаешь и у тебя горячий нрав. Но ты должна научиться обуздывать свой язык. Быстро по-молись, чтобы Бог тебе помог... Старайся всегда ей (гувер-нантке) сочувствовать и не думай о себе. Тогда с Божьей помощью тебе легче будет терпеть. Да благословит тебя Бог. Очень нежно тебя целую. Твоя мама».

Дети в царской семье, как и в других семьях, ссори-лись. Вот как мать увещевает старшую дочь: «Старайся быть более послушной и не будь чересчур нетерпеливой, не впадай от этого в гнев. Меня это очень расстраивает, ты ведь сейчас совсем большая. Ты видишь, как Анастасия начинает повторять за тобой».

Достаточно этих двух примеров, чтобы понять, как мать с любовью, но твердо ведет дочь на борьбу со своими недостатками. В ее письмах нет ни угроз, ни оскорблений.

Со временем Ольга Николаевна научилась бороться со своими недостатками. Не зря именно через Великую Княжну Ольгу Государь передал свою последнюю волю: «Отец просит передать всем, кто ему остался предан и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мсти-ли за него - он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что зло, которое сейчас в мире, будет еще силь-нее, но что зло не победи т зло, а только любовь».

Татьяна Николаевна была «Великой Княжной с головы до ног, так она была аристократична и царственна», - пи-сала Ф.Я. Офросимова. У Татьяны рано определился цель-ный характер, хозяйственная сметка, практичность, дело-витость. Среди сестер она была главной. Дети дразнили ее «гувернанткой», когда в отсутствии матери она неуклонно заставляла всех выполнять волю Государыни. «Это была спокойная, ловкая и дельная хирургическая сестра», - го-ворил о ней доктор Деревенко. Великая Княжна Татьяна обладала незаурядными организаторскими способностя-ми. В тяжелое военное время она выступила инициатором создания комитета ее имени для оказания помощи бе-женцам. Занимая пост Председательницы комитета, она работала в нем активно, «разумно» и «толково», по словам А. Мосолова.

Она была любимицей Императрицы, именно Татьяна стремилась окружить ее постоянной заботой. «Пожалуйста, дорогая мама, не бегай по комнатам, про-веряя, все ли в порядке»; «Миленькая, не беспокой-ся о Беби. Я присмотрю за ним, и все будет в порядке»; «Благословляю вас, мои любимые. Спите хорошо. Много раз целую тебя и дорогого папу», - так пишет матери девочка - подросток.

Да, Татьяна была лидером. Но эти качества лидера могли бы перерасти в гордыню, тщеславие, бескомпро-миссное подчинение других своей воле. Но этого не про-изошло. Александра Федоровна мудро руководила духовным возрастанием дочери. «Я даю тебе слово, что буду делать все, чего ты хочешь, и всегда буду слушаться тебя, любимая»; «Я молюсь, чтобы Бог сделал меня лучше». -писала она матери в 1916 г. А как поступаем мы, видя в наших детях зачатки лидера и организаторские способ-ности? Мы стремимся развить в детях эти качества для самоутверждения, наделяя их тщеславием и гордыней. С годами в Татьяне развилось чувство долга. В ней жила евангельская истина отношения к богатству как к воз-можности помогать людям. В феврале 1918 г. она писала: «Жалко людей бедных, которым раньше мы могли помо-гать, а теперь это невозможно».

Великая Княжна Мария Николаевна была по воспоми-наниям Дитерихса «...типично русская, добродушная, ве-селая, с ровным характером, приветливая девушка». Она была общительна, любила поговорить с простыми людь-ми -солдатами охраны, матросами яхты «Штандарт». Во время ареста она сумела расположить к себе всех окружа-ющих, не исключая комиссаров Панкратова и Яковлева, а в Екатеринбурге охранники-рабочие обучали ее гото-вить лепешки из муки без дрожжей. Она любила возиться и нянчиться с маленькими детьми. Из нее получилась бы прекрасная жена и мать.

Мария была религиозна. Это чувство быпо в ней осно-вательным и глубоким. Чаще других детей она говорила с матерью о вере и Церкви и делилась с ней своими рели-гиозными переживаниями: «...после молитвы у меня было такое чувство, как будто я пришла с исповеди,., такое при-ятное, небесное ощущение».

Но Мария не обладала сильным, волевым харак-тером. Она находилась в полном подчинении у сво-ей младшей сестры Анастасии. По своей доброте она старалась услужить сестрам и брату. А они называли ее «добрый, толстый Туту», или «Машка». Ей казалось, что они порой обижают ее, и она плакала и жаловалась матери. «Милое дитя, ты должна пообещать мне никог-да впредь не думать, что тебя никто не любит. Мы все очень нежно любим тебя» - утешала ее мать. Мария не обладала яркими способностями и имела склон-ность к лени. Но Александра Федоровна не позволила превратиться Марии в безвольного человека, находя-щегося в подчинении у других с комплексами нелюби-мого ребенка. Уезжая со старшими дочерьми, она на-казывала Марии: «Ты в этой группе старшая и поэтому должна хорошо присматривать за младшими»; «Когда вы утром встанете, напиши мне, как у вас троих дела, и вечером - о том, как вы провели день». Мать дава-ла дочери различные поручения, побуждая ее к само-стоятельности. Не зря Александра Федоровна взяла с собой из Тобольска в Екатеринбург только Марию, остальные сестры остались в Тобольске с больным на-следником. «Трудно написать что-нибудь хорошее, так как здесь этого слишком мало. Но зато Бог не оставляет, солнышко светит, и птички поют»-писала Мария брату Алексею из Екатеринбурга 2 мая 1918 г.

Младшая из Великих Княжон - Анастасия. Основной чертой ее не до конца раскрывшегося характера была веселая ребячливость. Это была девочка-«сорванец», «Швибз», как называли ее родные. Когда царевичу не хва-тало мальчишеского общества, «постреленок» Анастасия успешно заменяла его. Она умела подмечать слабые сто-роны людей и комично имитировать их, с удовольствием участвовала в домашних постановках, всех смешила, со-храняя делан но-серьезный вид. Ее проказам и шуткам не было конца то на дерево залезет, и только по приказу отца спустится оттуда, то на подносе сьедет с лестницы, как с горки.

Но куда же могла привести подобная веселость и жи-вость? Ведь шутки бывают злыми. Так однажды во вре-мя обеда на яхте «Штандарт» 5-летняя Анастасия за-бралась под стол и стала гостей щипать за ноги. Гости в Высочайшем присутствии не смели выразить неудоволь-ствие. Ачто же родители? Государь, поняв, в чем дело, вы-тащил ее за волосы, и ей жестоко досталось. Родители не поощряли злых шуток и наказывали за них. Александра Федоровна сумела шаловливость Анастасии превратить в достоинство - веселость ее не только радовала, но и уте-шала окружающих. И порой Анастасию называли детским именем матери - «Солнечный луч». «При ней даже ране-ные пляшут», - говорили об Анастасии Николаевне, когда она бывала в госпитале. В военное время она и Мария - младшая пара сестер - работали на раненых шитьем бе-лья для солдат и их семей, приготовлением бинтов и кор-пии. Все это делала Анастасия, которая была очень ленива от природы.

Анастасия была утешительницей. «Мои ноги», - гово-рила Государыня про младшую дочь, когда из-за болезни вынуждена была си деть без движения.

Вот так из проказницы и лентяйки была воспитана смиренная и послушная день, которая очень любила сво-их родителей. Она писала в записке отцу перед отъездом родителей 18 апреля 1918 г.: «Храни тебя Господь и все святые, мой папа, дорогой и любимый. Мысленно и мо-литвенно будем все время с вами. Я даже не могу себе представить, как это мы сможем остаться без вас. Верю и надеюсь, что Господь поможет. Спокойной ночи, папа, зо-лотой мой, ненаглядный!» Многим ли отцам писали такие письма? Многим ли отцам говорили такие слова?

Мы познакомились с четырьмя характерами, че-тырьмя личностями девочек и девушек. С одной сторо-ны, четыре сестры были уникальными личностями, как и каждый человек уникален, обладали своими личны-ми достоинствами и недостатками. Нос другой сторо-ны, они обладали общими достоинствами. Они были послушны, смиренны, терпеливы, милосердны, ласко-вый просты в обращении с окружающими, трудолюби-вы, были патриотами своей Родины. Очень любили ро-дителей, брата, друг друга. Заслуга в воспитании таких черт характера принадлежит, в основном, матери. Как же удалось это сделать Александре Федоровне? В чем секрет? Мудрая Государыня-мать вовсе не желала пере-делывать натуру ребенка на собственный вкус и ломать ее. Она опиралась на правила христианского благоче-стия и позволяла дочерям развиваться в зависимости от качеств, данных Богом. В результате малопривлекатель-ные качества перерождались в достоинства. В основе воспитания царских дочерей - религиозное воспита-ние, без которого невозможно воспитать гармонически развитую личность.

Современные матери многое могут почерпнуть для себя и получить ответы на многие вопросы о воспита-нии детей из писем Александры Федоровны, последней Государыни Российской. Святая Страстотерпица Александра, помогай нам!


Список литературы:

}

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.