Когда приучать кушать ложкой? Как научить ребенка пить из чашки самостоятельно

Умение пользоваться столовыми приборами и пить из кружки – начальные умения для каждого ребёнка. И хотя обслуживать самого себя кроха начнёт ещё ох как нескоро, интересоваться ложкой он станет уже в 5-6 месяцев, когда мамочка .

Поощряя заинтересованность, родители смогут без особых трудностей приучить малыша к самостоятельной трапезе в год или даже чуть раньше. Ну а советы специалистов помогут родителям понять, как научить ребенка есть ложкой без слёз и капризов.

Усвоение навыка владения ложкой займёт несколько недель, а то и месяцев, однако торопиться всё же не следует. Если приучать ребёнка с полугода, когда начинается прикармливание, то результатом станут лишь разлитая еда и испорченное настроение. Ведь в этом возрасте координированность движений находится на крайне низком уровне.

Но и упускать подходящий момент также не стоит. Малыша постарше сложнее увлечь игрой, заинтересовать столовыми приборами. Ближе к трём годам дети, вступив в очередной кризисный период, вообще могут заупрямиться, отказаться обучаться новому навыку.

Идеального возраста для приучения ребёнка пользоваться ложками-вилками не существует. Однако многие специалисты уверены, что в год или чуть раньше малыш уже готов к обучению, поскольку способен слушать и понимать.

Родители, до последнего пряча ложку от ребёнка, совершают две больших ошибки:

  1. Если начинать обучение с рекомендованного возраста (например, в год), то уже к 18 месяцам малыш овладеет этим важным умением. Затягивание же чревато тем, что трёхлетка отправится в сад необученным, а, значит, окажется белой вороной среди более умелых ровесников.
  2. Не помогает в этом деле и чрезмерная опека. Отдельные мамочки не приучают кроху кушать ложкой и пить из кружки, не желая грязнить кухню либо считая, что ребёнок ещё слишком мал, а вот когда подрастёт…

Итак, во сколько приучать малыша к столовым приборам, решать лишь родителям. Излишняя спешка или оттягивание обучения – частые ошибки родителей. Поэтому нужно присмотреться к ребёнку и ориентироваться на его возможности.

К 8-месячному возрасту ребёнок должен сидеть довольно-таки уверенно. В это время он также с интересом наблюдает за ложечкой, которой его прикармливает мама. Если эти два условия совпадают, пора приступать к приучению, пользуясь следующими рекомендациями.

  1. Педиатр Комаровский убеждён, что поначалу, когда ребёнок ещё начинает изучать столовые приборы, родителям стоит давать ему кашу самим. Ну а любимое пюре следует предложить малышу скушать самостоятельно, чтоб он не остался голодным, увлёкшись процессом обучения.
  2. Вообще лучше отдавать предпочтение не слишком густым кашам и пюрешкам. Суп же лучше оставить до лучших времён, поскольку высока вероятность, что жидкая пища попросту не дойдёт до детского рта, разлившись по пути.
  3. Чтоб у ребёнка в год выработалась так называемая мускульная память, а пища начала попадать, куда следует, маме придётся пару месяцев вкладывать ложечку в детскую руку и придерживать своей.
  4. Приучение к самостоятельной трапезе в год не обойдётся без клякс и брызг. Чтоб снизить масштабы капитальной уборки, нужно подготовить кухню – убрать ковёр, постелить клеёнку, возможно, поклеить моющиеся обои. Передник для малыша подойдёт длинный, иначе придётся много и часто стирать. В жаркую погоду можно высаживать ребёнка голышом, а уже затем помыть в ванночке.
  5. Быстро приучить кроху орудовать ложкой и пить из кружки получится, если ребёнок как следует проголодается. Недавно позавтракавшего молоком либо смесью малыша пища будет привлекать лишь в качестве очередной игрушки.
  6. Донести ложку до рта в год – это целый подвиг для пока неумелого малыша. Вот почему крайне важно поощрять его каждый раз, когда столовый прибор попадает точно «в цель». Кроме того, можно сопровождать самостоятельное кормление эмоциональным одобрением: «ам-ам-ам», «ту-ту-ту».

Если вы не знаете, как научить ребенка кушать самостоятельно в год и чуть раньше, попробуйте воспользоваться вышеописанными советами специалистов.

Раннее приучение несёт в себе немало пользы, однако требует от родителей терпения и усидчивости.

Если не получилось приучить малыша к столовым приборам до полутора лет, отчаиваться не стоит. Конечно, сейчас уже поздно просто знакомить кроху с ложкой и тарелками, необходимо прививать самостоятельность доступными способами.

Для этого нужно заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку некоторые бабушки любят докармливать детишек из ложечки.

К трём годам дети понемногу начинают определяться с ведущей рукой. Если ребёнок постоянно перекладывает ложку из одной ручки в другую, предложите взять именно в правую. При твёрдом стремлении орудовать столовыми приборами левой рукой, переучивать не стоит – вероятно, у вас растёт леворукий малыш.

Столовый прибор для прикармливания должен быть мягким и максимально безопасным.

К примеру, родитель может приобрести силиконовую ложку с ручкой из пластика. Дорогие модели термочувствительны и при высоких температурных показателях меняют окраску.

Подобная функция крайне удобна, если родители разогревают питание в микроволновой печи. Такая ложечка убережёт ребёнка от обжигания горячей едой, а ещё этот прибор не сможет поранить дёсны при неловком движении. У силиконовых ложек гнутся рукоятки, чтоб малышу было удобно держать её в руке.

Это самый первый прибор, подходящий для малыша до годика. Деткам постарше можно приобретать и другие ложки, обращая внимание на определённые характеристики:

Чтоб максимально обезопасить малыша, родителям следует тщательнейшим образом следить за качеством столовых приборов и прочей посуды. Правил для выбора несколько:

  1. Не экономьте на детской посуде, ведь самочувствие крохи гораздо важнее. Выбирайте товары известных изготовителей, а покупку совершайте либо в аптечной сети, либо в специализированных отделах магазинов.
  2. Покупка обязана быть упакована. Обёртка необходима для того, чтобы изучить инструкцию по пользованию, определить методы очистки и узнать меры предосторожности.
  3. Особенное внимание обращайте на маркирование пластиковых столовых принадлежностей. Если особые метки отсутствуют, откажитесь от покупки. Пластмасса и силикон должны быть пищевыми, а не для промышленного использования.
  4. Детские столовые принадлежности обычно выполнены в ярких цветах, однако подобная весёлая раскраска увеличивает риск аллергических реакций у ребёночка. Важно изучить сертификат качества, в котором указано, насколько хорошо зафиксированы красители.

Ребёнку старше полутора лет уже можно предлагать вилку, конечно, она должна быть с закруглёнными зубчиками.

Первый столовый «трезубец» будет из пластика, а вот двухлетнему малышу уже предлагают металлические вилки с силиконовой рукояткой. Несмотря на все ухищрения, оставлять кроху с вилкой наедине нельзя!

Типичные родительские ошибки

Процесс обучения детей умению орудовать столовыми принадлежностями иногда тормозится и затягивается. И виноваты в этом не малыши, а сами родители, которые, даже не подозревая, совершают следующие распространённые ошибки.

  1. Заставляют кушать. Если ребёнок капризничает и с неохотой трапезничает, можно предположить, что ему не понравилось определённое блюдо, он уже накушался, у него режутся зубки или же он чуточку приболел.
  2. Торопят. Сколько времени на трапезу понадобится маленькому ребёночку, не умеющему ловко орудовать ложкой? Правильно, довольно-таки много. Поэтому следует разрешить ребёнку кушать в своём собственном темпе.
  3. Оставляют одного. Безусловно, испугается разлитого супа или расплачется из-за упавшего столового прибора. Кроме того, крохе попросту скучно находиться без мамы за столом.

Ещё одно заблуждение – сравнение своего чада со знакомыми более развитыми детками. Не нужно переживать, если ребёнок подруги уже вовсю управляется ложкой, а ваш карапуз только примеряется к столовому прибору. Каждому навыку – свой срок!

Так как научить ребенка есть самостоятельно – нелёгкая задача, родителям потребуется немало терпения, понимания и любви к маленькому несмышлёнышу.

Старайтесь придерживаться вышеописанных правил, заинтересовывайте кроху привлекательной посудой, вкусно приготовленными и красиво оформленными блюдами, в этом случае процесс обучения существенно ускорится. А если чадо уже ловко орудует ложечкой, избавьте его от своей помощи. Вмешательство родителей способно охладить интерес к этому увлекательнейшему занятию.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Каждая мама заботливо следит за развитием своего ребенка, беспокоясь, правильно ли он питается, вовремя ли начал ползать, сидеть и ходить. Она кропотливо вводит прикорм, отучает от груди и думает о том, как быстро и безболезненно это сделать. Особое внимание уделяет вопросам соблюдения гигиены малыша. Несмотря на то что в настоящее время использование многоразовых подгузников намного облегчает задачи по содержанию детской кожи в чистоте и сухости, рано или поздно приходит время, когда родительница задумается: с какого возраста необходимо приучать ребенка к горшку? Найти точный ответ вряд ли удастся. Но разобраться во всех нюансах и секретах успеха или неудачи в столь ответственном деле поможет эта статья.

Экономия, опрятность или просто нечего делать?

Для начала следует разобраться в том, откуда и для чего вообще возникает этот ажиотаж вокруг, казалось бы, простого и обычного дела, связанного с детским незамысловатым девайсом - горшком. Ведь нет ребенка, который так и не научился бы пользоваться этим простым предметом.

Вот основные причины, которые подталкивают молодых мам обучать детей опрятности.

  1. Хотят что-то и кому-то доказать. Начинают это делать, например, из таких соображений, что у всех знакомых дети уже давно сами просятся «пи-пи», а их малютка «не хуже остальных». Бывает, наоборот, мамочки хотят выделиться среди своих знакомых. Ведь у всех малыши ещё в подгузниках ходят, а их кроха - «особенный»!
  2. Кому-то хочется сэкономить на стирке белья и покупке дорогих памперсов или попросту с подгузниками надоело возиться.
  3. Третья причина. Мама где-то вычитала, что после достижения определённого возраста ребёнок уже ходит на горшок, и испугалась. Не отстаёт ли ее чадо в развитии?

Важный момент

Некоторым мамам совершенно неинтересно, в каком возрасте нужно Они спокойны и уверены, что все произойдет само собой и в свое время. Это в лучшем случае. Хуже, когда, наоборот, родительниц одолевают сомнения по поводу того, что ребенок не справится, и они боятся предпринимать даже попытки приучения к горшку. Ведь в том случае, если результат будет отрицательным, это повлечет за собой массу тревог и переживаний, что их малыш не соответствует каким-то нормам развития.

Если вы задаетесь вопросом, в каком возрасте и как следует приучать ребенка к горшку, надо знать два важных момента. Необходимо понимать, что это особый навык, имеющий большое значение для организма, и учитывать индивидуальную готовность малыша учиться распознавать и контролировать свои позывы и действия, связанные с данными процессами. Готовность приходит с определенной зрелостью психики.

Мнение специалистов

Ни один педиатр не станет утверждать, когда правильно Считается, что наиболее целесообразно приступать к этому процессу по достижении малышом 18 месяцев. Такой вывод основан на физиологических особенностях организма, поскольку до этого возраста мочеиспускание и стул у него имеют рефлекторный характер. Кроха не ощущает наполнение органов выделения и не может управлять действиями по их опорожнению. Это значит, вполне естественно и нормально, что он может в любое время «справиться по своим делам», при этом не имеет значения, чем он был занят раньше. Так, справедливо выражение «детские неожиданности». Становится понятным то, почему родители малыша напрасно тратят время и усилия, чтобы выработать стойкий навык. Так происходит, если они не знают, с какого возраста

Если говорить с точки зрения науки, то всеми процессами управляет головной мозг, в который поступают определённые сигналы. Распознавать передачу таких импульсов нервной системы малыш станет ближе к двум годам. К примеру, наполнение прямой кишки дети начинают чувствовать немного раньше, чем ощущение необходимости опорожнения мочевого пузыря.

Как определить готовность ребенка?

Многие мамы предпочитают слушать советы педиатра, у которого постоянно наблюдаются. Опытный врач сможет с точки зрения науки подсказать, с какого возраста начинать приучение ребенка к горшку лучше. Он способен оценить состояние нервной системы, уровень психологического развития малыша, а также органов, которые задействованы в процессах мочеиспускания и дефекации. Доктор расспросит об умениях и достижениях малютки и поможет сделать вывод по поводу того, настало ли время знакомства с горшком.

Обычно этот период приурочивают к моменту, когда кроха может уверенно сидеть и ходить, показывать жестами или звуками, что ему хочется в туалет. Когда понимает и умеет выполнять несложные инструкции, выражает недовольство промокшим бельём, стремится сам снимать или надевать трусики, подражать взрослым.

Другие признаки готовности малыша

  1. Может оставаться сухим 2 часа и более в течение дня.
  2. Моменты испражнения становятся предсказуемыми и регулярными.
  3. Когда легко определить, что ребенок совершает дефекацию или мочеиспускание (позы, мимика, перестает играть).

Разумеется, что не все эти признаки должны быть. Внимательные и заботливые мамы обычно сами в состоянии определить их и решить, с какого возраста приучать детей к горшку.

От теории к практике

Для малыша в данном случае важно, чтобы обучение проходило в естественных и спокойных условиях. Недопустимо заставлять кроху делать что-то, если он не проявляет желания, протестует, и ругать его. То же касается и приучения к горшку. Не стоит начинать, если: ребенок болен или только выздоровел; в семье недавно произошло пополнение; был переезд на другую квартиру или какой-либо кризис. В таких случаях абсолютно не принципиально, с какого возраста приучать детей к горшку. Лучше отложить обучение, чтобы не подвергать малыша дополнительному стрессу.

Немногие обращают внимание на то, что не следует совмещать несколько занятий. То есть сидя на горшке, дитя не должно отвлекаться, например, на игрушки, телевизор или еду.

  1. Сажайте ребенка на горшок не менее двух раз в день. Но без излишнего усердия (на 5-10 минут). Иначе ему это быстро надоест.
  2. Первое время можно посадить прямо в подгузнике, трусиках, колготках или ползунках (чтобы не возникло неприятных ощущений, к примеру, от соприкосновения с холодным).
  3. Если в течение 5-10 минут результата нет, поднимите кроху, пусть играет до следующего раза.
  4. Через несколько дней можно попытаться посадить на горшок без подгузника.
  5. Предлагайте ребенку горшок, если заметите, что он напряжен, жмется. Некоторые детки прячутся по углам, под столом, когда хотят в туалет. Но будьте осторожны, не напугайте малыша, иначе он станет сдерживать свои мочеиспускания.
  6. Следует прекратить использование подгузников днем. Ведь дитя практически не знает, что такое быть мокрым, и не поймет необходимости ходить на горшок. Кроху, привыкшего к памперсам, сложнее приучить. В этом смысле легче, когда малыш приучен с первых дней к сухой одежде. Тогда, если он описается, ему неприятны ощущения от мокрых штанишек. А у мамы, возможно, возникнет меньше заморочек при решении проблемы, как приучить ребенка к горшку и с какого возраста.
  7. Обязательно предлагайте малютке сходить в туалет перед сном. Также бывает эффективным высаживание на горшок ребенка после еды и сна. Не давайте на ночь пить ему много жидкости.

Выражение радости родителей, когда у крохи получится на горшке сделать свое дело, положительно влияет на результаты обучения. Малютка не будет ошибочно ощущать, что отношение мамы к нему не зависит от его успехов.

Расскажите своему чаду, для чего нужен горшок. Малышу понятнее наглядный пример. Некоторые мамы при помощи куклы или мягкой игрушки показывают ему, как пользоваться горшком. Другие родители берут с собой кроху в туалет, чтобы он представлял, как взрослые справляют свою нужду. Маленький ребенок еще не воспринимает половых различий по части того, как это делается. Третьи демонстрируют, как использованный подгузник отправляется в горшок.

Половая принадлежность

Иногда мамы девочек беспокоятся, что до сих пор малышка не ходит на горшок. Хотя и считается, что они развиваются быстрее, на самом деле отличий в таком вопросе нет. Как приучить к горшку мальчика и девочку? Когда начинать? Здесь уже в каждом случае должен быть индивидуальный подход. В некоторых источниках имеется информация, что мальчикам немного сложнее управлять соответствующими мышцами во время мочеиспускания в силу физиологических особенностей.

Вместо заключения

Носить подгузники или не носить ребенку, и с какого возраста приучать детей к горшку - это дело индивидуальное. В любом случае природные рефлексы у крохи также вырабатываются, а формирование ощущения и понимания надобности опорожнения органов выделения все равно происходит тогда, когда это предусмотрено природой.

Отсюда вывод - чем больше будет развит малыш к моменту принятия мамой решения о начале обучения, тем меньше попыток, усилий и времени понадобится, чтобы достичь конечного результата - пользования горшком по назначению.

Однако не стоит огорчаться, если долго не получается справиться с проблемой. Это всего лишь вопрос терпения и времени. Теперь мы знаем, в каком возрасте и как приучать ребенка к горшку.

Ложка – один из первых инструментов, который малыш начинает использовать «по назначению». Для ребенка это очень серьезное дело – научиться самостоятельно есть, и без помощи взрослого тут не обойтись.

В каком возрасте ребенок научится есть самостоятельно, в первую очередь зависит от родителей. Чем больше они опекают малыша, тем медленнее он осваивает новые навыки. И наоборот, малыш, которого мама не ограничивает в его стремлении к самостоятельности и во всем поддерживает, быстро освоит эту нелегкую задачу.

При обучении ребенка навыкам самостоятельного пользования ложкой родителям надо набраться терпения. Кормления будут занимать больше времени, чем обычно, а процесс обучения займет не один день. Надо приготовиться к тому, что во время еды малыш будет пачкать не только себя, но и все вокруг. После каждого приема пищи придется вытирать стол, пол, измазанные едой руки и лицо ребенка. Но это не повод для того, чтобы отказываться от поставленной цели и возвращаться к кормлению с ложечки.

Когда начинать учить ребенка есть самостоятельно?

Дети с разной скоростью осваивают навык пользования ложкой, но, как правило, к 1–1,5 годам они уже начинают есть самостоятельно.

Самостоятельность при приеме пищи впервые проявляется у ребенка в тот момент, когда он начинает сам есть печенье, сухарики, хлеб. На следующем этапе своего развития малыш начинает брать пищу из тарелки руками. Ругать его за это ни в коем случае нельзя – это своеобразная тренировка: он берет руками пищу и учится попадать едой себе в рот. Именно эти действия приближают маленького человека к освоению навыка самостоятельного употребления пищи. Ведь прежде чем начать есть ложкой, ребенок должен научиться брать и удерживать предметы между большим и указательным пальцами. Когда кроха освоит этот важный навык – а произойдет это примерно к 7–8 месяцам, – можно начинать учить его пользоваться ложкой.

У нас самообслуживание

С самого раннего возраста надо приучать ребенка есть на кухне или в столовой. Для кормления необходимо приобрести специальный детский стульчик со съемным столиком, за которым малышу будет удобно кушать.

Также у крохи должна быть своя посуда: ложка, глубокая и мелкая тарелки, чашка. Вся детская посуда должна быть небьющейся, так как, возможно, ей не раз придется падать на пол. Этим требованиям отвечает термостойкий пищевой пластик.

Тарелка. На первых порах малышу подойдет тарелка с высокими бортиками и присоской – она крепится к столу, и малышу вряд ли удастся ее перевернуть. Крохе будет интереснее кушать, если на тарелке будут изображены различные зверюшки или сказочные герои. Можно сочинить для него какую-нибудь сказочную историю и заинтересовать нарисованным сюжетом. Существуют тарелки с подогревом; у них внутри есть резервуар, куда заливается горячая вода – благодаря этому пища долго остается теплой.

Чашка. Чашку лучше выбрать небольшого размера (не более 100–125 мл), с ручками с двух сторон. Ребенок сможет держать ее двумя руками.

Ложка. Сейчас делают специальные ложки для малышей: небольшого размера, с нескользящей удобной ручкой, часто округлой формы, удобной для захвата детской ладошкой.

Вилка. С детской вилкой малыша можно познакомить примерно в 1,5–2 года, когда он уже хорошо управляется с ложкой. Зубчики у детской вилки должны быть не острыми, а закругленными, чтобы малыш не мог поранить себя. Ребенку надо показать, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды (кусочки котлеты, рыбы и т. д.), то ее необходимо держать зубцами вниз, а если вилкой кушать пюреобразную пищу (картофельное пюре, вермишель) – то ее надо держать как ложку.

Мама обязательно должна показать малышу, как накалывать еду на вилку и как аккуратно снимать пищу с вилки ртом, чтобы не пораниться.

Существует также специальная обучающая посуда для малышей. Пластмассовые ложки и вилки из таких комплектов имеют форму, изогнутую в сторону лица. Благодаря этому крохе легче донести еду до рта.

Нож. Чуть позже, в 2,5–3 года, можно дать ребенку неострый детский нож, предварительно продемонстрировав, как им правильно пользоваться.

Нагрудник. Чтобы малыш не испачкался во время еды, необходимо надевать на него специальный непромокаемый фартучек или нагрудник с кармашком внизу. Фартучков лучше иметь несколько, так как после каждого кормления их придется стирать. Очень удобны нагрудники с загнутым нижним краем, так как они предотвращают стекание на одежду малыша жидкой пищи. Эти нагрудники изготавливаются из специального мягкого и гибкого пластика. Они хороши тем, что их не надо стирать – они легко моются и быстро сохнут. Малышу вполне достаточно будет иметь один такой нагрудник. Помытый после еды, он уже через 5 минут снова готов к употреблению.

Как научить ребенка есть ложкой? Основные принципы

Чтобы научить ребенка есть ложкой, необходимо последовательно соблюдать несколько принципов.

  • Решение о том, что малыш будет учиться есть самостоятельно, должно быть оговорено со всеми членами семьи. Чтобы не получилось так, что мама учит малыша пользоваться ложкой, а бабушка или другие родственники кормят его сами. В этом случае малыш будет лениться и процесс обучения может затянуться.
  • Учить ребенка есть ложкой нужно каждый день, чтобы он не забывал уже приобретенных навыков. Однако если кроха болеет, у него режутся зубки, он устал или у него просто плохое настроение – не надо заставлять его кушать самостоятельно. Лучше в этот раз покормить малыша с ложечки, а когда состояние ребенка нормализуется, снова предложить ему есть самому.
  • Родители обязательно должны показать, как едят они сами. Для этого надо стараться организовывать совместные трапезы. Основной чертой детского поведения является подражание, поэтому, глядя на взрослых, он станет брать с них пример и будет стремиться кушать самостоятельно.
  • Кормить ребенка лучше в строго установленное время.
  • Для первых попыток самостоятельно пользоваться ложкой лучше всего подходят каши и пюре – это густая пища, и малышу проще донести ее до рта. Если дать крохе сразу самостоятельно есть суп, то он просто расплескает содержимое ложки, не донеся еду до рта.
  • Лучше предлагать ребенку есть самостоятельно, когда он действительно голоден. Желательно, чтобы это были вкусные, любимые блюда.
  • Не надо ставить на стол пред ребенком сразу все, что приготовлено на обед. Иначе он выберет , а от остального откажется. Первое и второе блюдо должны подаваться отдельно, из разных тарелок.


Едим ложкой

Чтобы малыш понял, как надо есть ложкой, маме нужно вложить "инструмент" в его ручку и показать, как правильно им пользоваться. Мама берет руку ребенка в свою, зачерпывает еду из тарелки и помогает ему донести ложку с едой до рта. Когда эта процедура повторится несколько раз, малыш поймет, как пользоваться ложкой. Первое время он будет держать ложку в кулачке, так как у него еще плохо развиты мелкая моторика и координация движений. Крохе просто тяжело держать этот столовый прибор правильно.

Главная его цель на данном этапе – донести еду до рта. Но все равно малышу надо показывать, как правильно держать ложку, тогда он постепенно научится и этому.

Если ребенок самостоятельно и с аппетитом начал есть сам, но быстро устал, мама должна докормить его. Лучше это делать параллельно – второй ложкой. Если у малыша не получается набирать еду в ложку самостоятельно, можно предлагать ему уже наполненную едой ложку. Также крохе можно предложить такой вариант еды: одну ложечку с едой кладет ему в рот мама, другую – он сам.

Как научить ребенка пить из чашки самостоятельно?

Учить малыша пользоваться чашкой можно начинать в 6–8 месяцев. Многие родители при переходе ребенка от груди или бутылочки к чашке используют в качестве промежуточного звена поильник. Ведь научиться пить из поильника ребенку намного легче, чем из чашки. Поильник – это пластиковая чашечка, на которую надевается специальный колпачок с носиком, жидкость из этого носика попадает точно в рот малыша. Но вовсе необязательно ребенок должен пить из поильника, до того как научиться пить из чашки.

Прежде всего, мама должна показать малышу, как надо пользоваться чашкой. Для этого она должна попить из чашки сама на глазах у ребенка. Затем надо аккуратно прижать чашку к губам ребенка, слегка наклонить и дать ему сделать 1–2 глотка любимого им напитка. В первое время нужно обязательно придерживать чашку и контролировать действия ребенка, подстраховывая его. Очень скоро малыш поймет, каким должен быть угол наклона, чтобы жидкость попадала в рот, и тогда ему можно будет разрешить пить из чашки самостоятельно. При обучении важно соблюдать два правила:

Поначалу в чашку наливать немного жидкости – на 3–4 глотка, – чтобы малыш случайно не захлебнулся;
питье должно быть обязательно привычным для крохи.

Этикет для ребенка

С раннего возраста у ребенка формируются правильное пищевое поведение и привычки. Поэтому необходимо сразу учить его правильно вести себя за столом.

  • Перед едой надо обязательно мыть ребенку руки. Это один из главных гигиенических навыков. Мама должна показать малышу, как правильно мыть руки, и постараться доступно объяснить, зачем это надо делать.
  • Не нужно кормить ребенка вне кухни и во время игры. Многие мамы, пытаясь накормить малыша, окружают его различными игрушками – это неправильно. С самого начала нужно дать понять крохе, что во время еды надо есть, а играть – потом.
  • Нельзя разрешать ребенку играть с едой и столовыми приборами. Когда малыш начинает баловаться, стоит сразу прекратить кормление.
  • Не нужно ругать ребенка за неаккуратность – лучше научить его пользоваться салфеткой. Подходящий для этого возраст – 1,5 года. Сначала мама должна показать малышу на своем примере, для чего нужна салфетка, а затем можно предложить ее крохе.

Правила для взрослых

  • Не следует кормить ребенка насильно, поскольку у него может закрепиться отрицательное отношение к еде.
  • Нельзя торопить малыша во время еды.
  • Нельзя оставлять ребенка во время еды одного; он может подавиться или поперхнуться.
  • Обязательно надо хвалить кроху, даже если у него не все получается.

И наконец, два универсальных правила, о которых важно помнить взрослым, приучающим малыша к самостоятельности:

  • не предъявлять ребенку непосильные требования;
  • не делать за малыша то, что он может сделать сам.

Возможно, вам будут интересны статьи

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.