Что можно есть ребенку с 4 месяцев. Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке? Когда стоит беспокоиться

Обсуждение вопросов детского питания:

К 4 месяцам рожок получает общее признание. Большинство детей, сосущих грудь, время от времени принимается за бутылочку. Если у Вас есть возможность, конечно же, продолжайте кормить, начиная, при этом, постепенно вводить в рацион Вашего ребенка твердую пищу, например, протертую фруктовую смесь в полдник.

Существует мнение, что, начиная с этого периода, Ваше молоко постепенно теряет свои питательные качества, обедняется. Это не является общим правилом, и в значительной мере зависит от Вашего питания, здоровья и ритма жизни, В любом случае, будучи дополнено некоторыми другими источниками питательных веществ, материнское молоко остается самой сбалансированной пищей для ребенка. Важно, однако, также учитывать, что чем позднее Вы приступите к отнятию от груди, тем тяжелее это может оказаться с психологической точки зрения для вас обоих.

Если Вы даете рожок

Если у Вас есть возможность, используйте детское молоко второй возрастной ступени, обогащенное железом.

В возрасте 4-5 месяцев можно начинать переходить к четырем приемам пищи в день совсем как у больших! Вот приблизительный суточный рацион ребенка в этот период:

Кормление грудью или ~8О-24О мл молока (6-8 мер порошка) +50 мл свежеприготовленного фруктового сока.

Уже начиная с четырех месячного возраста, начинайте добавлять в бутылочку с молоком немного овощного пюре. Постепенно уменьшайте количество воды и молока, увеличивая долю овощей. Для этих целей потребуется приспособить соску, используя модель с регулируемым выходом или просто увеличив размер дырочки. Начиная с шестимесячного возраста можно вводить в рацион мясо, избегая жирных сортов, таких, как свинина или баранина, и отдавая предпочтение говядине и птице.

Особого упоминания заслуживает рыба, богатая витамином Е, столь важным для роста и развития ребенка. Осторожно, мелкие косточки!

Превосходным продуктом является говяжья печень, богатая витаминами и, особенно, железом. Следует, однако, соблюдать крайнюю осторожность в отношении ее качества и свежести и покупать ее только в местах, где гарантирован строгий ветеринарный и гигиенический контроль.

Какие овощи и как их готовить?

Дайте Вашему ребенку возможность открыть новые вкусовые ощущения и разнообразьте удовольствия, предлагая ему в разные дни морковь, шпинат, репу, всякий раз заправленные небольшой картофелиной. Дождитесь одного года, прежде чем давать ему капусту Свежие овощи не должны храниться несколько дней. Для того чтобы они сохранили максимум витаминов, лучше всего готовить их на пару или в микроволновой печи. Если Вы их варите, то объем воды должен быть минимальным и, прежде чем опускать овощи, ее следует довести до кипения. Богатый витаминами овощной отвар может служить прекрасной основой для супов (кроме отваров зеленых овощей). Если Вы готовите мороженые овощи, прочтите и соблюдайте инструкцию по приготовлению, при этом никогда не замораживайте снова единожды размороженные продукты.

Часто мороженые овощи содержат больше витаминов, чем свежие, хранившиеся дома в течение нескольких дней. Никогда не добавляйте соль, лишь чуточку сливочного масла.

В ПОЛДНИК

Протертые фрукты, если возможно, из ложки. Основной принцип - разнообразие. Отдавайте предпочтение легко усвояемым фруктам: яблокам, грушам, персикам, киви, бананам, Выбирайте самые спелые плоды, они легче перевариваются. Не стоит давать клубнику, так как она часто вызывает аллергические реакции. Снимаемая кожура должна быть максимально тонкой, так как именно под ней находятся основные витамины. Возьмите 1/2 банана и 1/2 очищенного яблока, добавьте к ним сок 1/2 апельсина или грейпфрута (последний предпочтителен, ибо реже вызывает аллергию). Если Вы хотите сделать смесь более густой, добавьте пару печений. Для ребенка с избыточным весом можно заменить печенье нежирным творогом.

Кормление грудью, или искусственное молоко в том же объеме, что и утром. Начиная с 6-го месяца, Вы можетё добавлять к утреннему и вечернему молоку (разумеется, если речь идет об искусственном молоке) от 4 до 6 чайных ложек детской смеси, состоящей из различных измельченных круп: пшеничной, рисовой, ржаной, овсяной, гречневой и т. д. Традиционно российским блюдом является каша, питательные качества которой отлично отвечают и потребностям ребенка. Как следует протерев ее, Вы можете также добавлять несколько ложек к утренней и вечерней порции молока. Не забывайте лишь о том, что крупы, содержащие клейковину, не следует давать детям до 6 месяцев.

С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО ДАВАТЬ ЯЙЦО?

В 6 месяцев можно начинать давать ребенку исключительно яичный желток, богатый белками, жирами и железом. Дождитесь одного года, чтобы давать ему белок, часто являющийся причиной особого вида аллергии.

В СЛУЧАЕ ЗАПОРОВ

Овощи и фрукты, сырые или вареные, являются естественными средствами, идеально подходящими для восстановления кишечного транзита.

В СЛУЧАЕ ЛЕГКОЙ ДИАРЕИ

Избегайте фруктовых соков. Раздавите очень спелый банан и смешайте его с тертым яблоком, предварительно оставленным на воздухе и имеющим коричневатый оттенок. Превосходными закрепляющими средствами являются также морковное пюре и рис в любых его формах.

ЕСТЬ ИЗ ЛОЖКИ, КАК ВЗРОСЛЫЕ

Ложечку за маму, ложечку за папу. Мы мешкаем, глотаем нехотя. Разные дети поразному реагируют на ложку. Вооружитесь терпением и будьте уступчивыми, чтобы полдник не превратился в рукопашную. Если после нескольких попыток Вы продолжаете натыкаться на категорический отказ, вернитесь на некоторое время к рожку.

Эти незаменимые баночки

Начиная с 4-х месяцев, баночки с детским питанием представляют собой идеальный вариант для занятых или не очень-то пристрастных к кухне мам.

Прежде всего, это диетические изделия, не содержащие ни искусственных красителей, ни консервантов. Входящие в их состав пищевые ингредиенты точно дозированы в соответствии с потребностями ребенка. Детское питание представлено широким ассортиментом самых разнообразных смесей, изготовленных из продуктов гарантированного качества. Кто из нас, взрослых, устоят перед искушением отведать душистого пюре из яблок и красной смородины! По способу приготовления смеси варьируются от полностью гомогенизированных пюре до Настоящих блюд "кусочками" - Найдется чем полакомиться в любом возрасте.

СПОСОБ УПОТРЕБЛЕНИЯ

Проверьте указанные на этикетке срок годности и возрастную ступень, для которой предназначена смесь. Не открывавшиеся баночки могут храниться в шкафу при комнатной температуре. Открытые баночки следует держать в холодильнике не более 48 часов. При покупке смеси проверьте крышку на баночке: она должна быть совершенно плоской и не издавать никакого шума при надавливании. Дома при открывании крышки Вы должны услышать щелчок. Он служит гарантией того, что баночка никогда не открывалась. Не добавляйте ни соли, ни сахара. Подогревайте баночку без крышки в водяной бане или в микроволновой печи. Никогда не разогревайте заново баночку, которая уже подогревалась.

Крепкий сон - залог гармоничного развития

В этом возрасте ребенок спит в среднем 8-10 часов ночью и 4-5 часов, в два-три приема, днем.

Не прерывайте его дневной сон и не исключайте его из режима под предлогом, что он будет лучше спать ночью. Слишком переутомившийся ребенок становится раздражительным и спит беспокойно.

Введите в дневную программу ритуалы, которые помогут ребенку понять, что между ночью и сном имеется тесная связь. Купайте его, предпочтительно, вечером, ибо купание хорошо успокаивает перед сном. Старайтесь также соблюдать режим питания, прогулок, игр и дневного сна. Ребенок очень быстро усваивает определенные привычки и отлично понимает, чего от него ждут.

Даже если Вы регулярно обнаруживаете его в постели в положении, которое кажется Вам неудобным, съежившимся в уголке кроватки или уткнувшимся головой в ее перила, не меняйте его. Приникая к стенке кровати, ребенок пытается вновь обрести ту защищенность и комфорт, которыми он когда-то наслаждался в материнской утробе. Сон в центре кровати может дезориентировать его.

Очень часто в этот период ребенок пробуждается ночью в определенный час, чаще всего во второй половине ночи. Причиной тому может быть голод, а может быть и то, что ему слишком жарко или холодно, или требуется сухая пеленка - и вот посреди ночи раздается плач... Развитие событий в значительной мере зависит от Вашего отношения.

Принципиальные родители дадут ребенку покричать, беспокойные - ринутся к кроватке при малейшем крике. Здравый смысл подсказывает, что в такой ситуации не стоит бросаться к ребенку в первые ЗО секунд, но и ни в коем случае не следует позволять ему исходить криком в течение ЗО минут. При этом, если ребенку по-прежнему требуется ночной "перекус" - продолжайте давать ему грудь или рожок. ВЫ увидите, что в одни прекрасный момент потребность в ночном питании отпадет естественным образом. Очень часто для того, чтобы заснуть ему нужно всего лишь отыскать свою пустышку или любимого плюшевого мишку. Не забывайте об этих аксессуарах, когда кладете его спать.

С каждым новым днем малыш меняется. Развитие ребенка происходит так быстро, что многие навыки и умения появляются буквально на глазах. Движения и жесты малыша становятся более скоординированными, а взгляд - осмысленным.

Внешность ребенка на четвертом месяце жизни

Меняется цвет глаз ребенка: глазки могут начать темнеть или приобретать какой-то оттенок, доставшийся малышу от родителей.

Начиная с 3 месяцев, у ребенка меняется структура волос: тоненький «пушок» скатывается, а новые волосики начинают вырастать вместо него.

У детей раннего возраста ноготки растут очень быстро, поэтому обрезать их нужно каждую неделю.

Если новорожденный имеет не совсем правильные пропорции из-за большой головы, то теперь этот дисбаланс исчезает. Малыш с каждым днем становится все более привлекательным.

Физическое развитие ребенка на четвертом месяце жизни

К концу третьего месяца многие мамочки замечают, что малыш набрал меньше, чем в предыдущие месяцы. И это нормально. С третьего месяца ребенок растет медленнее. В среднем набор веса составляет 600-800 грамм за месяц, а рост увеличивается на 2-2,5 сантиметра.

Малыш умеет:

  • К концу этого месяца малыш уже продолжительное время держит головку , если положить его на живот. И даже вертит ею, смотрит по сторонам. А лежа на спинке, ребенок может приподнять голову, чтобы лучше рассмотреть свои ножки.
  • Малыш активно пытается перевернуться со спинки на животик и наоборот . Некоторым деткам это удается уже в 4 месяца, но в норме карапуз должен научиться переворачивать к 5 месяцам. Поэтому не переживайте, если ваш карапуз все еще не делает этого.
  • Собственные ручки очень нравятся крохе . Он их рассматривает, ощупывает, берет ими все, до чего может дотянуться. Кулачки уже полностью разжаты.
  • Если в зоне доступа находится игрушка, то малыш уже осознанно пытается ее захватить и удержать .
  • Ножки малыша тоже не скучают . Ребенок постоянно ими работает, крутит велосипед, тем самым развивает мышцы и укрепляет тело.
  • Некоторые малыши, лежа на животике, даже пытаются ползти : отталкиваются ручками и ножками.
  • Ребенок на четвертом месяце жизни осмысленно улыбается и смеется , когда чувствует себя хорошо.



Зрение ребенка на четвертом месяце жизни

Малыш уже хорошо видит на расстоянии 20-30 см. Глазки перестают косить. Ребенок уже различает цвета.

Слух ребенка на четвертом месяце жизни

Кроха с удовольствием слушает музыку, радуется вашему голосу и своему собственному. Он пищит, кричит и изучает каждый свой произнесенный звук. Ребенок не только реагирует на звук, но и оборачивается, ищет источник звука.

Обоняние ребенка на четвертом месяце жизни

Просыпается обоняние: теперь малыш узнает маму не только по голосу, но и по запаху.

Сон малыша на четвертом месяце жизни

У каждого ребенка своя потребность во сне. Одни спят меньше и при этом те еще живчики, а другие и спят больше и сонливы почти весь день. Ни то, ни другое не патология. Все зависит от характера деятельности нервной системы ребенка.

Не нужно создавать идеальную тишину ребенку во время сна, малыш может к этому привыкнуть и в дальнейшем, при невозможности создать ему идеальные условия для сна, кроха будет капризничать и плохо засыпать, беспокойно спать. Безусловно, положительное влияние оказывает режим дня: если ребенка укладывать спать в одно и то же время, то малыш привыкнет и будет быстрее засыпать.

В первые месяцы жизни во время сна ребенок может вздрагивать, хмуриться, гримасничать и даже кратковременно плакать. Чаще такое происходит с более возбудимыми детьми. Так же на качество сна может повлиять воздух в комнате, если она не проветрена, неподходящая температура воздуха (слишком жарко).

Обращайте внимание на то, как ребенок спит. Кости черепа у малыша все еще мягкие и при длительном лежании на боку уплотняются, поэтому нужно укладывать малыша поочередно то на один бок, то на другой.

Головка ребенка во время сна не должна запрокидываться назад, иначе нижняя челюсть малыша будет отставать в своем развитии и приведет к тому, что зубки будут расти неправильно. Также головка малыша не должна наклоняться к груди, такое положение во время сна приводит к чрезмерному развитию нижней челюсти и выступанию ее вперед.

Закаливание ребенка на четвертом месяце жизни

С 3-4 месяцев жизни процедуры закаливания нужно дополнить влажными обтираниями малыша. Обтирание помогает тренировать сосуды. При обтирании сосуды кратковременно сужаются, в результате чего уменьшается потеря тепла с кожи малыша.

Такая гимнастика для сосудов способствует более медленному охлаждению ребенка в неблагоприятных условиях. Влажные обтирания удобно проводить после общего туалета ребенка. Обтирание проводить нужно поэтапно, сначала махровым полотенцем (смоченным в теплой воде 36-37 градусов и отжатым) протрите ручки и грудь малыша.

Затем вытрите эти места сухой мягкой тряпочкой, наденьте рубашечку. После этого влажным полотенцем оботрите ножки, потом - сухим. И одевайте карапуза. Оптимальная температура воздуха в комнате для обтирания - 20-22 градуса.


Гимнастика на четвертом месяце жизни

К гимнастическим упражнениям в 3 месяца добавляются упражнения на стимулирование рефлекторных движений.

  • Подложите ладони под ножки лежащего на животе или на спине малыша, подталкивайте его. Эти действия стимулируют развитие навыков ползания у ребенка.
  • Положите ребенка на бочок, большим и указательным пальцем проведите по спинке вдоль позвоночника. Малыш начнет разгибаться.
  • Проведите пальцем по наружной стопе ребенка от основания пальчиков до пяточки, малыш начнет сгибать стопу.
  • Чтобы кулачки скорее разжимались (теряли гипертонус), почаще разминайте пальчики малыша, массируйте ладошку. Для этого нашими прабабушками придумано множество «потешек». В том числе и «Сорока-белобока».

Активно развивается мозг. В 3 месяца большинство врожденных рефлексов угасают, в место них появляются условные рефлексы и осознанные навыки.

Игры с ребенком на четвертом месяце жизни

В этот период малыш начинает настойчиво требовать внимания. Как правило, дети уже умеют хныкать просто от скуки. Достаточно подойти к малышу, заговорить, как карапуз тут же ответит улыбкой. Для правильного и гармоничного развития ребенка очень важно уже сейчас уделять большое внимание играм и общению с малышом.

  • Ребенку очень нравится ощупывать мамино лицо: нос, реснички, брови. Особенно если мама все эти части лица называет. А еще не стесняйтесь - покривляйтесь немного. Малыш с удовольствием будет повторять за вами: надувать щечки, шлепать губками, моргать глазками…
  • Кроха с удовольствием будет толкать ножками мяч , который вы будете подкладывать к его ножкам.
  • К концу месяца ребенок может научиться перекатываться в своей кроватке, отталкиваясь от стенок.
  • Малышу очень понравится играть в прятки , можно закрывать лицо платочком или другим предметом. Не забывайте сопровождать ваши игры словами, это очень полезно для развития речи малыша. В данном случае спрашивайте у ребенка: «Где мама?». Когда лицо открывается, говорите: «Ку-ку».
  • Играйте с игрушками, водите их из стороны в сторону в поле зрения малыша . Пусть ребенок учится концентрировать внимание на предмете. Спрашивайте: «Где игрушка?» и снова перемещайте. Проделывайте это упражнение с яркой игрушкой, а так же с музыкальной игрушкой или погремушкой.
  • Давайте ребенку разные по форме игрушки . Так он учится по-разному захватывать предмет и группировать пальчики.

За все старания обязательно хвалите малыша.

Родителям на заметку:

Нечасто, но случается, что уже на четвертом месяце начинается подготовка к росту зубов. Обычно это проявляется повышенным слюноотделением. Даже может появиться насморк, жидкий стул и подняться температура. Значит, режутся зубки. Обычно первыми появляются два нижних зуба.

Прививки в 3 месяца: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-1), против полиомиелита (ИПВ-1) и против гемофильной инфекции (Хиб-1).

Главное пожелание родителям: не волнуйтесь и не спешите с выводами, если ребенок не желает демонстрировать свои умения и навыки, отстает или опережает других детей в развитии. Уделяйте своему карапузу больше внимания, поддерживайте его интерес к окружающему миру, и малыш обязательно всему научится… когда захочет!

Какие упражнения вы делаете со своим малышом? Когда ваш малыш впервые перевернулся?

Питание на третьем-четвертом месяце жизни.

В норме ребенок на четвертом месяце съедает количество пищи, соответствующее примерно "/6 или 1/7 части его веса. Это составляет около 1 кг. Если разделить указанное количество на 5 кормлений, то получается 200 г на одно кормление. При кормлении грудью вы должны следить, чтобы ребенок высасывал молоко из груди полностью, только при этом условии объем выделяемого молочной железой молока будет увеличиваться. При каждом кормлении давайте малышу только одну грудь. Если ребенок наелся, а молоко еще осталось, тщательно сцедите его. Примерно в 3,5 месяца вы можете давать ребенку желток куриного яйца. Начинайте давать желток понемногу - как бы только распробовать - перед кормлением грудью. Каждый день увеличивайте количество желтка. Через 1 недели вы должны уже давать pебенку полжелтка в день. В четырехмесячном возрасте можно давать ребенку творог, который является одним из основных источников белка и минеральных солей. Тоже начинайте понемногу - с 1/2 чайной ложки. За 2 недели постепенно доведите количество даваемого ребенку творога до 4 чайных ложек. Ребенок, находящийся на естественном вскармливании, в 3,5 месяца должен иметь следующий рацион:
6.00 - грудное молоко матери (если ребенок находится на искусственном вскармливании - молочная смесь);
9.30-грудное молоко матери, 20 мл фруктового сока, "/4 часть желтка;
13.00 - грудное молоко матери; 30 г фруктового пюре;
16.30 - грудное молоко матери; 30 мл фруктового сока;
20.00 - грудное молоко матери; 20 г фруктового пюре.
(Это если вы еще не даете в 3,5 месяца овощные пюре)

Время введения прикорма.

В наше время большинство специалистов по детскому питанию сходятся во мнении, что прикорм лучше всего начинать давать в возрасте ребенка от 4-5 месяцев. Конкретно для вашего ребенка вы должны оговорить время введения блюд прикорма с участковым педиатром. Если ребенок развивается хорошо, всегда бодр, весел, полон сил, можно начать и с 3,5 месяцев. Если ваш врач, оценив состояние ребенка как удовлетворительное, назначает прикорм, вы должны вводить его, увеличивая дозу в течение 1 - 2 недель. Иначе можно спровоцировать серьезное расстройство пищеварения у ребенка. Присматривайтесь к реакции ребенка (не стал ли он вялый и капризный), к изменениям в стуле. Блюда прикорма (яичный желток на молоке, овощные и фруктовые торе) с самого начала давайте ребенку с ложечки, хотя эти блюда и полужидкие. Помимо того, что с ложечки прикорм давать удобнее, в этом есть еще и воспитательный момент; ребенок постепенно готовится к приему и более густой пищи. Не давайте сразу два или несколько новых прикормов. Ребенок должен привыкать сначала к одному, затем к другому блюду. Только когда ребенок привык к какой-то одной пище, вы можете предлагать ему следующую. Если ваш ребенок находится на искусственном вскармливании, все виды прикорма давайте ему несколько раньше (на 1-2 недели), чем дают их ребенку, находящемуся на естественном вскармливании. Но последовательность присоединения к рациону новых блюд остается той же. Блюда прикорма должны быть подвергнуты, кроме термической, достаточной механической обработке, т. е. тщательно измельчены. Ребенок, который получал до сих пор только жидкую пищу, вряд ли справится с пищей, плохо измельченной. И даже если проглотит, ему трудно будет ее переварить. Возможна рвота. Почему блюда прикорма рекомендуется давать до основного блюда (до материнского грудного молока или адаптированной молочной смеси)?.. Объяснение простое: когда ребенок уже утолит голод молоком или молочной смесью, вы не заставите его есть блюдо прикорма. Поэтому ребенку трудно будет привыкнуть к новым блюдам. Практика показывает, однако, что, когда вы только начинаете давать ребенку прикорм, т. е. более плотную пищу, и делаете это до того, как даете грудь, ребенок начинает злиться; он ведь еще не знает, что ему дают пищу, он голоден и ждет молока. В таком случае начните кормление с молока (молочной адаптированной смеси), а в последующие дни дайте прикорм в середине кормления; и еще позже - в начале кормления. Но в конечном итоге прикорм дается перед основным блюдом - перед грудным молоком. Не увлекайтесь сахаром, не стремитесь непременно все подсластить, чтобы привлечь ребенка к блюду прикорма. Сахаром вы можете только все испортить, поскольку обилие сахара в блюде снижает аппетит. Ребенок должен оценить натуральный вкус продукта.

Овощной прикорм.

На четвертом месяце вы даете ребенку овощной прикорм. Сначала даете чуть-чуть - распробовать. Обычно детям очень нравится разнообразие в диете. Но бывает, ребенок вытолкнет языком первую порцию. И только когда оценит новое блюдо, начинает есть. Овощной прикорм вначале совсем невелик 4-5 чайных ложечек перед полуденным кормлением грудью. Целесообразнее начинать с одного какого-нибудь овощного продукта (например, картофеля или моркови). Вы даете это пюре раз за разом и наблюдаете за ребенком; когда вы заметили, что ребенок к данному пюре привык, начинаете знакомить его с другим овощем. А несколько позже, когда малыш перепробует несколько овощей, можете готовить ему смешанные пюре. Причем в этих пюре могут преобладать те овощи, какие больше других пришлись по вкусу ребенку. Так он будет охотнее принимать прикорм. Овощные пюре особенно нужны тем детям, которые родились недоношенными или имеют те или иные проявления рахита. Как правило, когда вы даете прикорм, некоторое количество его пропадает (особенно когда вы только начинаете давать новое блюдо, и ребенок, не распробовав, выталкивает его языком). Это нормальное явление, ведь ребенок еще не умеет есть аккуратно. И не следует о потерянной пище сожалеть. Тем более не следует собирать пюре с одежды ребенка и опять отправлять ему в рот. Относитесь к этим маленьким потерям философски и не корите малыша.

Приготовление пюре из картофеля.

У вас, наверное, есть маленькая эмалированная кастрюлька. В ней вы готовите блюда, рассчитанные исключительно на вашего малыша. В этой кастрюльке отварите картофель. Лучше варить крупно нарезанный картофель, чтобы питательные вещества не выходили в кипящую воду (вы же варите не суп). Отваренный картофель тщательно разомните, чтобы не было ни одного твердого комочка. В процессе разминания добавьте понемногу горячее молоко (это необходимо для получения полужидкой консистенции пюре). Соли можете добавить совсем чуть-чуть или не добавлять вовсе. У ребенка (вспомните свои детские вкусовые ощущения) вкусовые рецепторы очень чувствительны, и вкус ребенок воспринимает много богаче, чем взрослый. Полученное полужидкое пюре один раз доведите до кипения, а затем добавьте в него растительного масла из расчета 1 чайная ложка на 100 г пюре.

Приготовление пюре из моркови.

Морковь нужно тщательно промыть и затем очистить. Потом нарезать кусочками - не очень мелкими, - чтобы питательные вещества не экстрагировались в воду во время варки. Кусочки моркови залить минимальным количеством воды и тушить на слабом огне. Крышка должна быть закрыта, вода пускай выкипает полностью - в этом случае кусочки моркови обрабатываются горячим паром. Когда вода выкипела и морковь обрела мягкую консистенцию, кусочки протираются через сито. Одновременно добавляется горячее молоко. Можете добавить немного соли, затем следует прокипятить полужидкое пюре несколько минут. В заключение добавить растительное масло из расчета 1 чайная ложка на 100 г пюре.

Смешанный овощной прикорм.

Для приготовления смешанного овощного прикорма используют картофель, капусту, кабачки, морковку, тыкву, репу, свеклу, зелень, помидоры и т. д. Используемые овощи тщательно промываются холодной водой, мелко-мелко нарезаются и варятся в небольшом количестве воды; можно в скороварке под давлением. Овощи варятся до мягкой консистенции. Потом приготавливается пюре. Обязательно добавляется во время приготовления горячее молоко и растительное масло. При приготовлении смешанных пюре воздерживайтесь давать слишком много картофеля. Некоторые считают картофель основной пищей и, конечно же, в этом заблуждаются. В картофеле слишком много крахмала и мало так необходимого ребенку кальция. Пусть картофель будет основой пюре, если вы хотите, но не нужно, чтобы картофель занимал более половины объема пюре.

Смешанные и консервированные пюре

Если у вас по каким-либо причинам нет возможности приготовить свежее фруктовое или овощное пюре (не тот сезон или вы в поездке), можно использовать уже готовые пюре, их немало в продаже. Никогда не забывайте обратить внимание на срок годности. Как правило, консервированные пюре представляют собой смеси разных овощей и фруктов (тыквы, кабачков, зеленого горошка, яблок, персиков, груш). Смешанные пюре хороши не только своим вкусом, но и тем, что содержат самый широкий набор питательных веществ - минеральных солей, витаминов. Пробуйте разные пюре, не останавливайтесь на одном. Консервированные пюре выпускаются в удобных упаковках: в герметически закрывающихся стеклянных баночках объемом от 190 до 360 мл.

Овощной суп

На четвертом месяце уже можно варить ребенку овощной суп. Приготовить его несложно. Свежие овощи (картофель, морковь, свекла, капуста, петрушка и пр.) тщательно промываются проточной водой, очищаются, мелко нарезаются и варятся в маленькой эмалированной кастрюльке до полутора часов, то есть раздариваются практически полностью. Если же остались плотные комочки, их следует тщательно размять. Примерно третья часть отвара во время варки должна испариться. В образовавшийся супчик добавьте полную столовую ложку манной крупы и по чуть-чуть (на вкус) в равных количествах муки и сливочного масла. Поварите еще до 10 минут и дайте супу отстояться. Можно подсолить, но только слегка; не приучайте ребенка к соли. В такой суп вы можете добавлять тщательно протертую зелень. Это не только улучшит вкусовые качества блюда, но и добавит в него свежие витамины. С течением времени количество прикорма должно возрастать и постепенно заменять кормления грудью.

Периоды снижения аппетита

У всякого ребенка, как и у всякого взрослого, бывают периоды снижения аппетита. Возможно, это связано у малышей с введением какого-то нового очень питательного блюда. А вы начинаете уговаривать ребенка и не отходите от него и толкаете ему в ротик ложку... Не мучьте ребенка. Он съел, сколько хотел. Если вы уверены, что он здоров (весел и бодр), не заставляйте его доедать положенную норму. А если вам кажется, что малыш болен, тем более не настаивайте, чтобы он много ел. От переизбытка пищи у него может начаться рвота.

Ребенку исполнилось 4 месяца. Четырехмесячный кроха стал более активным, эмоциональным и подвижным. У него увеличивается тактильная чувствительность, малыш сосредоточен при прикосновениях и улыбается при щекотании. Во время бодрствования грудничок внимательно изучает всё вокруг. Рассмотрим более подробно физическое и психическое развитие.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

Двигательная активность младенца на данном этапе еще ограничена, ведь большую часть времени он проводит лежа на спине. Поэтому прибавка в массе за предыдущие четыре недели произойдет сравнительно большая – около 0,7 – 0,8 кг. Вырастает кроха за предыдущие недели на 2,5 см – 3 см, и многая одежда становится ему уже мала. Окружность грудной клетки и головная окружность уже почти уравнивают свои показатели и уже к пятому месяцу грудная клетка станет в обхвате слегка больше, чем голова.

Таблица показателей средних величин физического развития

Важно! Хотя каждая мама знает, что её младенец развивается по своему индивидуальному темпу, стоит все же обращать внимание и на средние параметры большинства грудных детей данного возраста. Границы норм позволяют выявить, есть ли отставание в развитии, и не следует ли обратить внимание на корректирование одного или нескольких показателей физического развития (наиболее важны для оценивания рост и вес).

Основные навыки ребенка в 4 месяца

Время Элемент режима Примерная длительность
6.00 Кормление, умывание, утренний туалет (смена подгузника) 30 мин.
6.30 – 7.30 Бодрствование, легкая гимнастика 1 час
7.30 – 9.30 Утренний сон 2 часа
9.30 Кормление 30 мин.
9.30 – 11.00 Бодрствование, игры, утренняя прогулка 1,5 часа
11.00 – 13.00 Дневной сон 2 часа
13.00 Кормление 30 минут
13.30 – 14.30 Бодрствование, массаж, гимнастика 1 час
14.30 – 16.30 Дневной сон на свежем воздухе 2 часа
16.30 Кормление 30 мин.
17.00 – 18.00 Бодрствование, игры 1 час
18.00 – 19.30 Вечерний сон 1,5 часа
19.30 – 20.00 Бодрствование после пробуждения, общение с мамой 30 мин.
20.00 Кормление 30 мин.
20.30 Купание, подготовка к ночному сну 30 мин.
20.30 – 6.00 Сон 8 – 9 ч.

Пять секретов хорошего сна для грудничка

Ближе к полугоду малыши начинают активничать по времени больше, чем прежде, перевозбуждаться днем от событий и эмоций, что часто приводит к нарушениям сна. Маме приходится искать оригинальные способы помочь своему крохе, когда он не может уснуть. Ниже приведены несколько советов, которые помогут уложить маленького непоседу спать.

1. Ежедневные прогулки

Сон на свежем воздухе приходит к малышам очень быстро – легкое покачивание коляски, шум деревьев, ветерок… И кроха через 10 минут уже сладко сопит. Как правило, на улице дети спят дольше, чем дома. Перед прогулкой можно покормить вашего крошку. Сытый карапуз быстрее засыпает и лучше спит.

2. Активные игры

Здоровая усталость днём будет способствовать крепкому и здоровому сну. Поиграйте с дочкой или сыночком около часа в различные веселые игры – «Сорока – белобока», «Коза рогатая», попрыгайте вместе на фитболе. Затем постепенно снижайте темп игры на спокойный, и через 20-30 минут выходите на прогулку. Обычно после активного общения кроха испытывает сонливость и охотно засыпает в коляске.

3. Купание перед сном

На ночной сон грудничков укладывать тяжелее всего – именно в вечерние часы одолевают капризы, но засыпать грудной ребенок никак не хочет. В этом случае поможет купание непосредственно перед сном в теплой воде с успокаивающими травами (лавандой, валерианой, можжевельником). Вода «окутывает» и расслабляет младенца, после купания он крепко засыпает.

4. «Одновременное дыхание»

Умиротворенная мама и её спокойное сердцебиение могут успокоить разгулявшегося карапуза. Лягте вместе с крохой на кровать или возьмите его на руки. Постарайтесь дышать в такт со своим чадом, подстраивайтесь под его ритм дыхания. Подышите вместе 1-2 минуты, а затем попробуйте отрегулировать свое дыхание, сделав его таким, какое оно у вас во время отдыха и сна – спокойным и глубоким. Через пару минут младенец начнет дышать с мамой в такт и уснет.

5. Эмоциональное состояние

Обязательно нужно обращать внимание на поведение грудничка, его настрой. Если кроха начинает капризничать после долгого бодрствования – это первый признак того, что он устал и уже готов ко сну. И наоборот, если младенец отказывается спать, или же промежуток времени, которое мама тратит на то, чтобы уложить его, по продолжительности больше, чем сам сон, то ребенка необходимо укладывать позже.

На заметку! Важно помнить – когда спокойны вы, спокоен и ваш кроха. Маленькие дети очень чутко реагируют на изменение эмоционального состояния мамы. Попробуйте забыть о делах, которые предстоит сделать, и сосредоточиться на сне вашего любимого чада.

Питание младенца – на что обратить внимание маме

При поддерживаемом мамой вскармливании грудью на четвертом месяце ребенок продолжает получать в полном объеме материнское молоко. Количество кормлений в сутки при режиме по требованию может доходить до десяти, в случае режима по часам – до 5-6. При хорошем наборе веса, учитывая правильное и здоровое, полноценное развитие малыша, введение прикорма на данном этапе не требуется. Грудное молоко как минимум до достижения младенцем 6 месяцев полностью удовлетворит потребности его растущего организма в питательных веществах.

Обратите внимание! Всемирная Организация Здравоохранения советует кормящим мамам сохранять грудное вскармливание в течение всего первого года жизни малыша.

У младенцев на искусственном вскармливании другая ситуация: уже к 4 месяцам у них усиливается секреция соляной кислоты, формируется местный кишечный иммунитет и увеличивается активность пищеварительных ферментов. К этому периоду растут потребности организма малыша в белках, минеральных солях и витаминах, что невозможно удовлетворить только лишь за счет питательной смеси. Поэтому к 4 – на ИВ можно постепенно адаптировать к употреблению пищи с более плотной консистенцией, т.е. вводить первый прикорм.

С чего лучше начать введение прикорма?

Для первой порции прикорма в 0,5 ч.л. подойдут овощное пюре или каша. Выбор конкретного продукта для пробы зависит от самочувствия младенца и особенностей его неокрепшего организма.

Каша С каши начинают прикорм в том случае, если у крохи наблюдается недобор веса или он страдает частым расстройством стула. Это должен быть безмолочный продукт, не содержащий глютен. Легко усваивается каша из гречневой крупы (предназначенная для раннего детского питания), далее «по рейтингу» идут рисовая и кукурузная каши.
Овощное пюре С овощным пюре начинать знакомство стоит здоровому ребенку, а также в тех случаях, когда у грудничка избыточный вес, либо имеется склонность к запорам. Хорошо подойдут для пробы цветная капуста, либо брокколи или кабачок. Овощи дети едят с меньшей охотой, чем каши, поэтому маме стоит набраться терпения. В случае отказа грудничка пробовать пюре, можно повторить попытку освоения нового блюда спустя пару-тройку дней.
Фруктовое пюре Однокомпонентные пюре из фруктов прекрасно утоляют голод и дают малышу больше энергии. В срок 4 – 4,5 месяцев карапузу можно предложить пюре из чернослива, слив, персиков. Такое нововведение в меню позволит крохе справиться с задержкой стула благодаря клетчатке и пектиновым веществам.

Новый продукт вводить в меню грудничка нужно преимущественно в первой половине дня, чтобы до конца суток можно было проследить реакцию малыша. В случае удачной попытки порция постепенно увеличивается с половины чайной ложки до целой. За 5 – 7 дней порция доводится до возрастной нормы в 50 – 100 г и заменяет собой одно из предшествующих кормлений смесью. Через 10 – 14 дней можно пробовать добавлять в качестве прикорма следующий продукт. В итоге к концу месяца режим кормления может выглядеть примерно так:

Упражнения с крохой

Укрепляющую гимнастику можно проводить с малышом в том случае, если у него полностью ушел гипертонус. Обычно это бывает в период до 3,5 – 4 месяцев. Гимнастика включает в себя различные сгибания и разгибания частей тела, стимулирование к ползанию и переворотам, выкладывание на фитбол. Если ваш юный спортсмен не выдерживает 10 минут упражнений, гимнастику можно выполнять понемногу в течение дня, разделив занятия на 2-3 минутные части.

Особенно эффективны в данном возрасте упражнения:

  1. катание на мяче – малыша нужно положить животиком на фитбол, и стать с ним рядом, придерживая за ручки. Попробуйте слегка попружинить, покачать мяч. Карапузу будет весело, а тем временем у него задействуются все мышцы тела;
  2. велосипедисты – одну ножку малыша вытягиваем вперед, а вторую в этот же момент сгибаем в колене. Затем наоборот. Повторить упражнение 4-6 раз. Такой прием с ножками напоминает движение на велосипеде. Обязательно сопровождайте занятие музыкой, потешками, и не забывайте следить за реакцией крохи;
  3. обнимашки – возьмите грудничка за ладошки и направьте правую ладонь к левом боку, а левую – ко второму боку, как будто кроха обнимает сам себя. Затем повторите объятия, только пусть сверху теперь окажется другая ладошка. Повторите несколько раз.

С четырех месяцев можно активно приучать малыша к утренней зарядке в игровой форме. Чтобы каждый день у крохи начинался с хорошего настроения и заряда энергии, маме можно с младенцем делать легкую гимнастику. Это благоприятно влияет и на физическое развитие, и на эмоциональное, уверяют психологи. Например, вот такая зарядка – пятиминутка со стихотворением станет отличным подспорьем для первых упражнений с грудничком:

Мышки возле грядки делали зарядку (ручки малыша поднимаем вверх, затем опускаем вниз ),

Лапки вверх подняли, кошку увидали (держа за ручки, повороты на бочок) .

Кошка, кошка, брысь, брысь! (скрещиваем ручки перед грудью) .

К нам ты, кошка, не крадись! (круговые повороты ручками в локтях) .

Мы мышата сильные, сильные, спортивные (поза силача) .

Мышки, мышки, не кричите, мышки, мышки, подскажите (ручки в стороны и к себе) ,

Расскажите вы котяткам, как же делать им зарядку (ручки в стороны и к себе) .

Раз, два, три, четыре (ручки вверх в стороны, к себе, вниз) ,

Лапки – выше, затем – шире, а теперь опустим вниз, и тихонечко крадись (ручки по бокам) .

Побежали, побежали, ох, как мышки мы устали (ножки, согнутые в коленях, по очереди сгибаем и разгибаем) .

Вот спасибо вам, мышатки, расскажу я все котяткам.

Массаж для укрепления здоровья ребенка

Массаж дает нагрузку на мышцы, поэтому проводить его без назначения врача стоит с большой осторожностью, буквально на весу кончиками пальцев. Сочетать массажные движения лучше всего с гимнастикой, но обязательно спустя час после приема пищи ребенком. Маме нужно смазать руки детским кремом или персиковым маслом, и приступать к массажу. Массировать кроху всегда нужно сверху вниз: шейка, спинка, ягодицы, ножки, и в завершение – грудная клетка и ручки.

  • Положите грудничка на животик. Начинайте делать поглаживающие движения шеи и плеч, для удобства работая указательными пальцами. Массируйте область вдоль позвонков от головы к спине 5-7 раз.
  • Спинку нужно гладить от ягодиц к плечикам 5-7 раз. Область позвоночника старайтесь при массаже избегать. После поглаживания можно слегка пройтись ребрами ладоней по тем же линиям. Легким растирающим движением размять всю спинку. Затем легонько похлопать, двигаясь снизу вверх. Массаж спины закончить нежными поглаживаниями.
  • Ягодицы малыша массируются так же, как и спинка, только добавляется разминание твердой стороной согнутых пальцев с небольшим усилием.
  • Ножки грудничка энергично поглаживаются массажными движениями от пятки к ягодицам. Массаж нужно делать попеременно, – завершив разминание одной ножки, переходить к следующей.
  • Грудка поглаживается движениями подушечек пальцев. Область молочных желез при массаже остается нетронутой. Погладьте животик вашего чада по часовой стрелке вокруг пупка. Второй и третий круги выполняйте с небольшим пощипыванием, затем снова легкое поглаживание.
  • Ручки массажируются от ладоней к плечикам поглаживающими движениями. Затем можно слегка пощипать, создать вибрацию подушечками пальцев. В завершение – снова поглаживание.

И может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

Обязательно ознакомьтесь с информацией врача-педиатра, которая отвечает на очень важный вопрос, .

Ещё родителям будет полезно узнать, как развивается и что должен уметь двухмесячный малыш.

Узнайте из содержательной и познавательной статьи врача-педиатра о том, как происходит .

Подробная информация от опытного детского доктора, рассказывающая о том, и как с ним заниматься.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок. Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки. В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс . Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья . Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро . Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

Психоэмоциональное развитие

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и у ребёнка и в условиях жары.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, .

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка. После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Сон и режим дня

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

В большинстве случаев, всю ночь напролёт . Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

Предлагаем вашему вниманию статью детского психолога, в которой рассматриваются основные и самые популярные .

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика . Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт . Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки . Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение . Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки . Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку» . На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Во избежание лишних тревог или, напротив, нежелательного спокойствия узнайте, из статьи врача-офтальмолога.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.