Что делать, если ребенок хамит. Мой ребенок мне грубит

Вообще, наш восьмилетний сын добрый и покладистый мальчик. Но в последнее время он стал слишком разговорчивым и дерзким. Он бросает дерзкие фразочки, которыми дети обмениваются между собой, моему мужу и мне: "ты мне не начальник", "какой ты глупый" и "ты ничего не знаешь". Эта дерзость сводит нас с ума! Помогите!*

Нэнси, мать двоих детей, Тулса, штат Оклахома

Вы вежливо говорите ребенку: "Джейн, я хочу, чтобы ты вернулась домой к трем". А ваша очаровательная малышка дерзко отвечает: "Ага, сейчас!"
Вы спокойно просите ребенка: "Не мог бы ты вынести мусор?" л ваш ненаглядный отпрыск огрызается: "Сама вынеси!"

Коротко о главном
Существует два средства остановить дерзость. Первое - пресеките ее на начальной стадии, пока она не вошла в привычку. Второе - коль скоро вы решили дать дерзости решительный отпор - не отступайте.

*в письме содержится весьма важная фраза: мать ребенка пишет, что он дерзит ей и ее мужу (а не своему отцу !). В таком случае дерзость ребенка вполне объяснима - это негативная реакция на отчима ("ты мне не начальник") и на "предательницу" мать. - прим.ред.

Дерзость и пререкание становятся все более распространенными; похоже, каждый взрослый сталкивается с таким поведением детей. Как правило, дети начинают так себя вести примерно в пять лет. Если вы позволите этому продолжаться, отрицательные последствия распространятся со сверхъестественной быстротой. Поверьте, ни одному воспитателю, учителю, тренеру, вожатому или родителям других детей не понравится недостойно ведущий себя ребенок. К счастью, от таких видов неуважительного поведения, как дерзость и пререкание, довольно легко избавиться.

Четыре шага к избавлению от дерзости

Воспользуйтесь следующими четырьмя шагами как руководством в искоренении дерзости и склонности ребенка к пререканиям.

Шаг 1. Сразу же выявляйте дерзость

Определите, что именно вы считаете неуважительным поведением, чтобы ребенку было ясно, чего от него ждут. Все дети время от времени срываются, но есть ли слова, фразы или жесты, которыми ребенок пользуется довольно часто? Именно на этом вы и должны сосредоточиться. И всякий раз, когда ребенок ведет себя таким образом, немедленно указывайте на это. Ниже приводятся примеры из подобного опыта других родителей. Обратите внимание, что их замечания направлены только на неуважительное поведение, а не на личность ребенка.
"Когда я говорю с тобой, ты закатываешь глаза. Это проявление неуважения. Больше так не делай".
"Говорить мне "отстань", когда я с тобой разговариваю, - недопустимо. Так говорить нельзя".
"Ты канючишь всякий раз, когда тебе что-то надо. Ты должен говорить более уважительно".

Шаг 2. Не вступайте в пререкания, когда ребенок дерзит

Исследования в области развития детей показывают, что, как правило, дети перестают дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения внимания. Поэтому держитесь нейтрально и не отвечайте. Не вздыхайте, не пожимайте плечами, не показывайте, что им разгневаны. Более того, не уговаривайте, не увещевайте, не бранитесь; такая тактика почти никогда не срабатывает, а только усугубляет подобное поведение. Смотрите отстраненно на что-нибудь, если;по не помогает - запритесь в ванной. Просто откажитесь продолжать разговор до тех пор, пока ребенок дерзит, и делайте так всегда. Как правило, если дети видят, что вы не собираетесь сдаваться, - они прекращают дерзить. Вот несколько примеров.
"Остановись. Говорить мне, что я ничего не знаю, - неуважительно. Мы поговорим, когда ты найдешь верный тон".
"Я не хочу слушать грубияна. Если хочешь говорить со мной, говори уважительно. Я буду в другой комнате".
"Мы поговорим, когда ты сможешь слушать с достаточным уважением, не закатывая глаз и не ухмыляясь".

Шаг 3. Введите штрафные санкции, если дерзкое поведение продолжается

Предположим, что вы четко объяснили, чего хотите, тем не менее дерзость и пререкания продолжаются. Пора ввести за них те или иные штрафные санкции. Эффективные штрафные санкции должны быть понятны ребенку, иметь определенную продолжительность, непосредственно относиться к неуважительному поступку и соответствовать характеру ребенка. Установив штрафные санкции, последовательно применяйте их и не отступайте. При постоянно повторяющихся нарушениях лучше всего составить и записать план, который должен быть подписан всеми причастными сторонами и находиться и доступном месте. Еще одна мысль: подумайте над тем, чтобы ребенок сам участвовал в определении для себя штрафных санкций - часто санкции, придуманные ребенком, более жесткие, чем ваши. Некоторые мамы рассказывали мне, что они успешно избавились от дерзости, заставляя ребенка повторять фразу более вежливым тоном не меньше десяти раз. Например, вместо фразы "ага, конечно!" нужно было повторить с верными интонацией и акцентами: "да, мама, я сделаю это".

Шаг 4. Поощряйте уважительное поведение

Одно из самых простых средств сделать хорошее поведение более частым - поощрять ребенка каждый раз, когда он поступает правильно. Однако результаты исследований показывают, что чаще всего мы делаем как раз наоборот: вместо того чтобы обращать внимание на вежливое поведение детей, мы постоянно указываем им на неправильные поступки. Поэтому, как только вы увидите или услышите, что ребенок проявляет вежливость или говорит уважительно, похвалите его и выразите удовлетворение. Вот несколько примеров.
"Дэнни, мне нравится этот уважительный тон".
"Дженни, спасибо, что вежливо выслушал меня".
"Какой любезный голос, келли. Очень хорошо, что ты запомнила, как правильно говорить".
"Я знаю, что ты был расстроен, тайлер, но ты не ругался. Очень тяжело избавиться от плохих привычек, но ты действительно стараешься".

План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Для начала вспомните, не дерзили ли вы в детстве родителям или другим взрослым. Дерзили ли ваши братья и сестры? Как реагировали ваши родители? Помогало ли это? А теперь подумайте о современных детях. Утверждают, что неуважительных, дерзких детей, не повинующихся авторитету взрослых, становится все больше. Что может быть причиной этого? Где дети учатся дерзить?
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.
1. Занимательно присмотритесь к поведению ребенка и подумайте, что вас особенно беспокоит. Каковы проявления неуважения и когда это происходит?
2.Припомните, что произошло непосредственно перед проявлением проблемного поведения, что могло спровоцировать неуважение?
3. Подумайте, как вы обычно реагируете в таких случаях. Спросите себя, почему это не срабатывает.
4. Перечитайте четыре шага к избавлению от дерзости. По возможности обсудите это с супругом (супругой) или другими родителями.
5. согласитесь, что в большинстве случаев шаги 1 и 2 обязательны для изменения поведения. Если эти шаги помогут избавиться от дерзости, сразу приступайте к шагу 4. Если нет, следуйте шагу 3 и введите штрафные санкции, соответствующие характеру вашего ребенка.

Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка

Как вы будете использовать четыре шага и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Результаты поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Исправление поведения - это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом. Ежедневно отмечайте успехи в дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Рано или поздно все родители сталкиваются с такой проблемой – ребенок начинает им грубить. Что делать, если ваше чадо отказывается Вас слушаться, оговаривается, не реагирует на ваши просьбы? Моему сыну только 6 лет, но иногда его слова возмущают меня до глубины души. И я задумываюсь о том, что же ждать от него дальше, когда он подрастет, если уже в таком возрасте он начинаем мне грубить. Как вести себя правильно, чтобы оказаться в выигрышной положении?

Когда ребенок начинает грубить, родители чаще всего теряются, испытывая чувство горечи, особенно если он грубит изо дня в день. Чтобы не впадать в подобное состояние, давайте разберемся для начала, почему же ребенок начинает грубить.

Ребенок грубит: причины

Очень часто ребенок начинает грубить, высказывая родителям новые грубые выражения, услышанные от своих сверстников или детей постарше, с которыми он общается. Нередко информатором выступают телепередачи, впечатлившие его. Не будем забывать о том, что иногда сами родители подают своим детям не очень хороший пример. Вот и понабравшись различных новых словечек, ваш ребенок начинает проверять, как сработает на Вас данная фраза, сказанная им.

Еще одна причина того, что ребенок может поставить Вас в неприятное положение – их прямота. Дети, особенно в раннем возрасте, часто говорят прямо то, что думают. Иногда такая прямота выглядит как грубость с точки зрения хорошего тона.

Еще одна причина того, что ребенок начинает грубить, если он чем-либо не доволен, чувствует себя обиженным. Если Вы не последовали его желанию, можете услышать в ответ: Ты плохая мама!.. Уйди из моей комнаты!.. Я не хочу с тобой разговаривать!.. Я хочу, чтобы ты исчезла!.. Или что-то в таком духе.

Что делать, если ребенок грубит

Во-первых, конечно же нужно сохранять спокойствие.

Если он еще совсем маленький и, возможно, даже не понимает смысла сказанных им только что слов, не заостряйте на этом внимание. Просто обнимите его покрепче, приласкайте и обратите его внимание на что-то другое, начните разговаривать на другую тему.

Ребенку дошкольного возраста нужно объяснить, что Вам неприятно разговаривать в таком тоне, что Вы отказываетесь с ним разговаривать, если он не поменяет свое поведение. Если данные слова не сработали, выйдите из комнаты и попробуйте игнорировать его до тех пор, пока он не изменит свое поведение в данной конкретной ситуации.

Ребенку нужно сказать, что своей грубостью он ничего не добьется. И на самом деле не идите ему в данной ситуации на уступки. Иначе ребенок будет грубить каждый раз, когда захочет чего-либо от Вас добиться.

Никогда не грубите ребенку в ответ. Таким образом, Вы вступите в задуманную им игру. Держите себя в руках, ведите себя как можно спокойнее.

Если ребенок расстроен по какой-либо, не известной Вам причине, попробуйте поговорить с ним о том, что его так расстроило, предложите ему свою помощь. Если человек чем-то сильно расстроен и хочет даже расплакаться, то он иногда как бы «прикрывается» грубостью. Поэтому помогите ему выговориться.

Если ребенок категорически отказывается что-то делать, и начинает грубить, не идите у него на поводу, настаивайте на своем, но чтобы его заинтересовать, Вы можете пообещать ему небольшое вознаграждение после выполнения вашей просьбы. Кстати, какой-либо стимул и Вам поможет выполнить работу, которую не хочется делать.

Последнее слово всегда должно оставаться за Вами. Вы можете сказать ребенку, что понимаете его и прислушаетесь к его мнению, но все-таки Вы старше и пока лучше знаете, что ему нужно. Лучше всего обосновать свое мнение, чтобы ребенок действительно понял, что Вы действуете правильно.

Если ребенок все-таки начинает с Вами спорить, выслушайте его, но не в коем случае не позволяйте ему повышать на Вас голос. Если он будет продолжать употреблять грубые слова, то скажите ему, что в таком тоне не будете продолжать разговор и выйдите из комнаты. Через некоторое время Вы можете предложить ребенку изложить свое мнение по спорному вопросу, но предварительно предупредите его о том, что разговор не должен вестись на повышенных тонах.

Если ваш ребенок говорит обидные слова, то попытайтесь ему объяснить, почему данные слова обижают Вас.

Если все выше сказанное не останавливает чадо, и он продолжает грубить, предупредите его, что если еще раз Вы услышите от него подобное выражение, он будет наказан – Вы ограничите его в каких-либо удовольствиях. Но не забудьте про сказанное и обязательно выполните свои слова, если ситуация повториться.

Конечно, все дети разные и подход к своему ребенку у каждого родителя свой. Я попыталась Вам помочь в решении проблемы «Мой ребенок мне грубит». Надеюсь, что моя статья Вам пригодится.

Мудрости Вам, родители!

Ребёнок хамит, обзывает, не уважает родителей или говорит, что родители его не любят; сквернословит; говорит, что убежит из дома;- говорит, что покончит с собой. Подобное дети говорят родителям в основном по одной из следующих двух причин:
Хамство детей :1. При наличии проблемы: ребенок нуждается в помощи и как бы обозначает существование проблемы теми словами, которые он говорит родителям.
2. В силу того, что его слова выводят родителей из себя.

Ни в одном из этих случаев вам не следует проявлять к ребенку отрицательное внимание, не следует расстраиваться, раздавать подзатыльники, огрызаться или же испытывать чувства беспокойства, вины или гнева.

Когда вы впервые услышите хамство ребенка , отнеситесь к происшедшему очень серьезно. Если за словами ребенка видится реальная опасность, необходимо сделать все, что в ваших силах, чтобы отвратить ее. Может быть, вам следует показать ребенка психотерапевту.
Ребенок также может использовать подобные выражения, чтобы спровоцировать ваше отрицательное внимание. В таком случае постарайтесь убедиться, что вы своими реакциями не поощряете эти высказывания ребенка.

Почему ребёнок хамит ? Если ребенок начинает обзываться , убедитесь, что вы не провоцируете данные действия, совершая их первыми. Припомните, что именно вы сказали ребенку непосредственно перед тем, как получили самые последние образчики обидных кличек или ругани. Если обнаружите в своей речи провоцирующие стимулы, постарайтесь удалить их.

Спросите себя: «Если бы я захотел, чтобы ребенок ругался или обзывал меня, то что надо было бы мне делать?» Ваш ответ может подсказать, как на самом деле вы добиваетесь всего этого.

Сначала ваш ребенок добивается от вас какого-то одолжения: либо выпрашивает его, либо просто принимает его как само собой разумеющееся. Вы делаете это одолжение, либо давая прямое разрешение, либо просто не говоря ребенку «нет».

Ребенок начинает злоупотреблять одолжением , но в то же время ждет его от вас снова. Вы при этом чувствуете, что вашей благосклонностью злоупотребили, обошлись с вами неправильно. Вы сердитесь, и тем не менее вы вновь делаете то же самое одолжение.

Эта поведенческая схема основывается на ряде представлений как ваших, так и вашего ребенка: — родитель принадлежит своему ребенку;
— родитель не имеет прав и не должен быть настолько эгоистичным, чтобы претендовать на что-либо для себя;
— хороший родитель готов всего себя отдать ребенку.

Обладая подобными представлениями, родитель и в самом деле сначала жертвует собой, потом начинает чувствовать естественную обиду за то, что его благосклонность принимают как само собой разумеющееся, а затем уже склоняется к тому, чтобы почувствовать себя плохим и виновным даже за свое чувство обиды.

Ваше продолжающееся согласие делать одолжения запускает, провоцирует проступки, а ваша неспособность позаботиться о себе, когда этими одолжениями пренебрегают и злоупотребляют, подкрепляет эти проступки.

Главное умение, которому вам следует научиться для того, чтобы вашей благосклонностью не злоупотребляли, — это умение не делать одолжений.

Как этому научиться? Прежде всего подумайте о том, как ваш ребенок добивается чего-либо от вас. Что он говорит в подобном случае? — Эй, мам, у нас кончился хлеб. Ты купишь его? — Папа, ты разбудишь меня в семь часов? — Могу я занять 20 рублей? — Я хочу завести собаку.

— На новый год я хочу иметь новое платье. Ты купишь мне его? Это ситуации, в которых вы, сказав «да», делаете одолжение ребенку. Это пока еще не вещи, которые вы предоставляете ему, это пока лишь одолжения, и вам ничего не мешает сказать «да» или «нет».

Продумывая эти примеры, обратите внимание, чувствуете ли вы без всякого предварительного обсуждения, что должны сказать «да», или, может быть, вашим первым побуждением оказывается озабоченность тем, как выполнить запрос ребенка.

Если вы чувствуете именно это, то, вероятно, вы считаете своей задачей обслуживать ребенка, а ваш ребенок с тем же успехом может считать, что быть обслуживаемым — его право.

Обратите внимание, что на многие эти запросы вы хотели бы сказать «да», если бы ваши отношения с ребенком складывались хорошо. Но если запрос имеет негативную предысторию, в которой ваш ребенок постоянно злоупотреблял вашей снисходительностью, то вы обязательно ощутите: что-то в вас хочет отказать.

Если Таисия не появилась, когда вы собирались забрать ее из гостей, то в следующий раз вам уже не захочется идти за ней.

Если Эмилия не заботится о своих рыбках, вы можете не захотеть купить ей собаку, когда она попросит об этом.

Итак, когда ваш ребенок попросит вас о чем-либо, сконцентрируйте внимание на вашем внутреннем голосе: выясните, хочет он сказать «да» или «нет», и затем поступайте согласно его желаниям.

Допустим, что вы захотели отказать ребенку в одном из его желаний . Как отказать так, чтобы не обидеть ребенка? Постарайтесь произнести свой отказ в ненапряженной и дружеской манере, лучше всего в форме «Я-высказывания», по возможности, лаконично и мягко, примерно так: «Лина, я недовольна тем, что иногда говорю «да» в ответ на твои просьбы, когда на самом деле не хочу этого.

Я собираюсь позаботиться о себе и буду делать одолжения тебе только тогда, когда они будут по душе мне самой и когда я действительно захочу выполнить твои просьбы».
Теперь расслабьтесь и займитесь своими делами до тех пор, пока не поступит следующий запрос.
Как только он появится, остановитесь!

Сдержите стремление сказать «да», даже не подумав сб этом запросе, и вместо этого спросите себя, хотите ли вы согласиться с ним. Если ответом будет «нет», то скажите вашему ребенку спокойным и ненапряженным тоном: «Нет». Затем добавьте наиболее искреннее и наиболее короткое «Я-высказывание» о том, почему вы не хотите сказать «да».

Например: Ребенок: «Мама, можно я съем твой десерт?» Мать: «Нет. Я хочу съесть его сама».
Ребенок: «Папа, я хочу взять твой фотоаппарат в школу».
Отец: «Нет. Я не люблю давать свой фотоаппарат».

Не добавляйте к этому каких-либо других оправданий и обоснований. Обоснования приемлемы в тех случаях, когда у вас с ребенком хорошие отношения и вы хотели бы в действительности сказать «да», но у вас есть какая-то существенная причина не делать этого.

Здесь же речь идет о тех случаях, когда нечто в вас чувствует третирование и не хочет сказать «да». В подобном случае дополнительные объяснения свидетельствуют лишь о том, что вы не ощущаете за собой права сказать «нет».

Особенно избегайте искушения приводить объяснения, которые не основаны на ваших собственных желаниях, на том, что вы хотите для самого себя. Например: «Нет, ты же знаешь, что от десерта у тебя будут прыщи». Просто лаконично приведите свою личную причину отказа и на этом остановитесь.

Ваш ребенок может отреагировать на это любым способом: от бодрого «ладно» до визгливого истерического припадка. Но раз уж вы сказали «нет», важно твердо стоять на своем до тех пор, пока не измените свой взгляд на нежелание предоставить данное одолжение ребенку.
При этом нужно помнить, что если вы хотя бы один раз, сказав ребенку «нет», не выдержали и через некоторое время в ответ на его давление сказали «да», то ребенок в следующий раз не поверит вашему «нет». Давление с его стороны будет еще сильнее. вы добьетесь лишь того, что ребенок перестанет доверять вашим словам.

Если вы чувствуете, что у вас еще недостаточно силы воли для того, чтобы отстаивать свое «нет», то лучше не говорите его.
Если ваши отношения с ребенком зашли так далеко, что он уже не видит в вас человека, на которого следует обращать внимание и считаться с ним, то вам следует подробно изучить следующий этап.

Родителям очень важно научиться уважать себя и иметь свою собственную жизнь, независимую от ребенка.
Дети начинают больше уважать таких родителей и заботиться о них.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Если вы ищете истоки несамостоятельности ребёнка, то загляните в его детство. Потихонечку накапливаясь, все проблемы...

Довольно часто мы слышим как ребенок позволяет себе грубо ответить маме или даже нахамить.

И в ответ эта мама лишь пожмет плечами и, как ни в чем ни бывало, будет дальше разговаривать с ребенком. Не нужно считать, что такая ситуация - нормальна.

Если не пресечь такое поведение сейчас, то в будущем не удивляйтесь, если дитя решит запустить в Вас книжкой, когда Вы попросите сделать . Он уже себе такое позволяет? Тогда нужно действовать решительно!

Почему ребенок хамит

Модель поведения ребенок берет у своих родителей. И если папа позволяет себе нагрубить маме (не обязательно громко и с кулаками), то будьте уверены, что из малыша тоже вырастет такой же психологический тиран. Разве таким вы хотите видеть своего ребенка?

Когда ребенок видит, как родители ругаются , грубо разговаривают друг с другом, то не считается с родительским авторитетом. Совсем скоро он начнет сам учить родителей, влезать в их разговор, грубить и хамить не иногда, а постоянно. И это еще не подростковый возраст!

Дарья Подшивалова, психолог: «Когда впервые ребенок нахамил кому-то из родителей, второй родитель должен четко и понятно сказать ему, чтобы сейчас же прекратил и больше такого не повторял. При этом лицо обязательно должно быть серьезным. Не нужно отвечать на хамство грубостью или криком, и уж тем более не ремнем по попе. И обязательно объясните ребенку, почему вам неприятно это слышать. Если такое отношение друг к другу практикуется среди родителей, вам нужно сесть и обсудить, все ли в порядке в семье. Как правило, грубая речь является признаком серьезных проблем в паре».

Избавляемся от детского хамства

Для начала: не реагируйте остро на фразы, произнесенные ребенком. Ваши крики или шлепок по попе повлекут лишь негативные последствия, но никак не объяснят маленькому сорванцу, почему он не прав. Самое важное в решении проблемы - наладить контакт с ребенком .

Не отвечайте грубостью на грубость. Если ребенок нахамил, да еще и на пустом месте (мы понимаем, что Вы негодуете, но усмирите свой гнев), спокойным тоном скажите, что продолжите разговор, когда он успокоится и сменит тон. Покажите ему пример поведения : детям полезно прививать .

Выслушивайте все мнения своего ребенка , даже если они кажутся Вам откровенным вздором. Но при этом помните, что слушать не означает соглашаться с ними. Главное - показать свою готовность понять иную точку зрения и не торопитесь эмоционально реагировать.

Старайтесь как можно чаще задавать ребенку различные вопросы, интересуйтесь его жизнью и давайте ему понять, что Вам очень важно знать, что у него происходит. И действительно слушайте ответы, а не одним ухом подслушивайте события в сериале!

Не нужно действовать слишком настойчиво , не заставляйте малыша защищаться. Не обсуждайте с ним темы, которые он принципиально отказывается обсуждать. Будьте терпеливы и отложите разговор до лучших времен.

Храните любые тайны , которые доверил Вам ребенок. Даже от мужа, если он об этом попросил. Никогда не выдавайте секреты, которые он доверил только Вам. Ведь хорошие отношения строятся на доверии. И как он сможет хамить человеку, с которым у него один секрет на двоих?

Не срывайтесь на ребенка . Какие бы страшные и серьезные секреты он ни рассказал, не повышайте на него голос и не осуждайте его. Ему никогда больше не захочется откровенничать с человеком, который кричит на него и бросается с осуждениями. А без честности нет и уважения, и мы опять вернемся к грубиянству.

Если с вами в детстве происходило то же, что и с ребенком, расскажите ему об этом . Это очень сблизит вас. Кнопка на учительском стуле и ? Мальчик отказал в дружбе или в классе издеваются? Подскажите, как выходили из положения Вы. Только не обманывайте и не придумывайте - дети чувствуют ложь очень остро.

Очень осторожно высказывайте свое мнение по поводу любых его приключений. Если ребенок просит совета, спросите «Хочешь узнать, как бы я поступила на твоем месте?» или «У меня появилась идея, как тебе помочь. Рассказать?». Если ребенок говорит «нет», примите этот ответ и оставьте разговор на потом.

Не делайте ребенку замечаний при посторонних и при его друзьях . Не нужно его одергивать или унижать. Иначе не удивляйтесь, если хамить он будет сильнее, чаще и вашим друзьям в том числе.

Уважайте интересы и хобби ребенка . Только в таком случае он сможет уважать ваши увлечения, которые раньше могли быть предметом его насмешек.

Обращайтесь к ребенку за советом . Не думайте, что это ниже Вашего достоинства. Наверняка ведь есть сферы, в которых он действительно хорошо разбирается. Например, многие дети знают компьютеры и Интернет лучше взрослых. Так Вы покажете ребенку его значимость в семье, важность его знаний и .

Если Вам кажется, что все эти советы никак не подходят к вопросу «Как остановить детское хамство», попробуйте для начала их реализовать и посмотреть, что же получится. Вы помните, что вода камень точит? Капля за каплей, потихоньку, Вы наладите контакт с ребенком. А когда у него в семье все хорошо, есть с кем поговорить и посоветоваться, то и хамить уже незачем не только родителям, но и всем остальным.

Будьте дружелюбны и приветливы со своим ребенком, и он вырастет добрым и отзывчивым человеком, которым вы сможете гордиться!

Быть хорошими родителями – нелёгкое дело. Очень часто можно услышать от мам и пап жалобы на то, что их дети стали неуправляемы, капризны и порой даже агрессивны. А ведь ничего, кроме любви, в них не вкладывалось. Что же за метаморфозы периодически случаются с подрастающими личностями? Эти возрастные переходные периоды носят название кризисов, и одним из самых сложных считается кризис 7 лет.

Специфика переходного возраста младшего школьника

В кризисный период ребёнок ведёт себя манерно, наигранно

На протяжении жизни человек переживает пять кризисов:

  • в 1 год (происходит из-за непонимания взрослыми слов, мимики и жестов);
  • в 3 года (конфликт выделения своего «я» в отношениях со взрослыми, которые не всегда принимают желание малыша быть самостоятельным);
  • в 7 лет (возникает на фоне начала нового этапа социализации – поступления в первый класс и осознания себя личностью);
  • в 17 лет (обусловлен необходимостью самоопределяться после беззаботной и привычной школьной жизни);
  • в 30 лет (связан с подведением промежуточных итогов жизни, анализом достижений и поражений).

Каждый из этих периодов заслуживает внимания и участия близких людей, однако в семилетнем возрасте это особенно важно. По мнению психологов, у ребёнка в 6–7 лет рождается его социальное «я». Поэтому малышу предстоит выстраивать новые отношения с новыми людьми: одноклассниками, учителями. И теперь ему нужно получать положительную оценку своих действий, в которой он нуждается, не только от любящих членов семьи, но и от чужих людей.

Особенности развития детей 6–7 лет

Игра остаётся ведущим видом деятельности для младших школьников

С достижением школьного возраста ребёнок переживает мощную перестройку всего организма, которая связана с интенсивным развитием периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Это обуславливает особую подвижность и активность малышей, но в то же время перенапряжение эмоционального характера и утомляемость.

Также в этом возрасте появляется новый вид деятельности – учёба. И если раньше ведущей деятельностью была игра, то теперь малыш хочет почувствовать себя взрослым – быстрее пойти учиться. Хотя игра ещё не ушла из его жизни, поэтому обучение младших школьников, как правило, опирается на этот вид деятельности, то есть на опыт детей. При этом не стоит забывать, что характер памяти у шестилетнего-семилетнего карапуза носит непроизвольный характер. Поэтому чем ярче образ того или иного понятия, тем легче малышу его запомнить. Но концентрировать внимание на чём-то одном ему ещё трудно. И вот на фоне этих противоречий развития возникает кризис семи лет.

Основные признаки кризисного периода

Непослушание и агрессия являются ключевыми признаками кризиса 7 лет

Не заметить наступление переходного этапа практически невозможно, ведь он ярче всего проявляется в поведении. Основными признаками переходного этапа считаются:

  • манерничание на людях, в семье, попытки подражать старшим (родным, героям кино, книг);
  • кривляние (чаще всего направлено на самых близких);
  • появление сдержанности (ребёнок в 7 лет теряет свою способность непроизвольно – непосредственно – реагировать на те или иные события, теперь малыш осмысливает всё, что происходит вокруг него);
  • периодическое игнорирование просьб или указаний старших, непослушание;
  • необоснованные приступы гнева (психует, ломает игрушки, кричит) или, наоборот, уход в себя;
  • дифференциация своего «я» на публичное и внутреннее;
  • потребность признания окружающими взрослыми значимости личности.

Часто случается так, что родители из всего этого списка обращают внимание только на непослушание: ведь таким образом нарушается привычная иерархия отношений взрослый-ребёнок, малыш становится «неудобным». Однако это ошибочное представление о значимости данного проявления кризиса. Гораздо важнее то, что маленькая личность в этот период нуждается в понимании и заботе. И в этой связи родителям лучше оставить свои недовольства и попробовать помочь своему чаду.

Как наладить контакт с малышом?

Не наказывайте ребёнка, всегда пробуйте договриться

Юрий Энтин: «Что за дети нынче, право, никакой на них управы, Мы своё здоровье тратим, Но на это наплевать им…»

Для того чтобы кризисный семилетний возраст прошёл максимально безболезненно, взрослым следует несколько пересмотреть свои отношения с ребёнком. Психологи советуют обратить особое внимание на ряд моментов:

  1. Позволяйте проявлять самостоятельность. Безусловно, у каждого члена семьи есть определённый круг обязанностей, и чадо может выполнять их наравне с взрослыми. Подросший младший школьник вполне справится, например, с уходом за домашним животным (насыпет корм попугаю, выгуляет собаку и т. д.) Так он почувствует, что он такой же взрослый, что от него зависит определённая сторона жизни семьи. При этом иногда напоминайте ребёнку, что главные в доме – мама и папа, которых никто не может заменить. Чтобы малыш наглядно в этом убедился, устройте день наоборот – родители станут детьми, а дети родителями.
  2. Признавайте право ребёнка на настроение. Малыш, как и любой взрослый, повержен эмоциональным перепадам. У него, как и у мамы или папы, может случиться день, когда всё валится из рук, хочется побыть одному и даже поплакать. В этом случае не мешайте проявить эмоции, а через какое-то время поговорите об этой ситуации, выясните причину такого упадка. Наверняка, это реакция на чьё-то недоброе слово или проблему в школе, с учителем или одноклассниками.
  3. Договаривайтесь. 7 лет – это возраст, когда малыш уже прекрасно понимает ценность обещаний. Он помнит, что обещали ему, так же хорошо, как и то, что пообещал сам. Поэтому если что-то пообещали – обязательно выполняйте, если такой возможности нет – доступно объясните своему чаду причины, по которым обещание откладывается, а также оговорите время, когда вы сможете его выполнить. В противном случае, ребёнок поймёт, что слово можно нарушать, что не существует обязательств, которые нельзя было бы обойти.
  4. Дозируйте давление. Существуют ситуации, когда просто договориться не получится, так как у малыша ещё отсутствуют некоторые границы поведения (например, нельзя поднимать руку на девочку, взрослого человека или общаться с мамой как со сверстницей). В этом случае, конечно, без авторитарного подхода не обойтись («Мы сделаем так, потому что это правильно. Ты этого ещё не понимаешь, потому что маленький»). Но самое важное в формулировке требований – это спокойный тон голоса . Услышав ровный тон маминого или папиного голоса, которые напоминают малышу, что он ещё не всё улавливает в силу возраста, в сознании ребёнка возникнет желание понять причины того или иного действия, а это, в свою очередь, отвлечёт от капризов и непослушания. Только включать такой подход нужно как можно реже, иначе ребёнок привыкнет делать всё только под давлением.
  5. Привлекайте чувство юмора. Лучший способ заставить ребёнка что-то сделать – это начать делать вместе с ним. А чтобы он с удовольствием выполнял те или иные действия, например, мыл посуду, в процессе совместной работы ищите смешные моменты (можно придумать забавные прозвища кухонной утвари или сочинить целый рассказ о приключениях ложки и чашки и т. д.)
  6. Полностью откажитесь от наказаний. Учёными доказано, что физические наказания не несут в себе никакой педагогической ценности. Равно как и психологическое давление. Дело в том, что малыш заведомо слабее взрослого, поэтому сопротивляться прессингу не может. Но даже сделав всё так, как вам надо, он не поймёт, почему его заставляли против воли. И впоследствии из него вырастит человек, убеждённый, что превосходство силы или возраста играет ключевую роль в решении любых вопросов.
  7. Дайте возможность выплёскивать свою агрессию. Для этого можно, например, повесить в комнате боксёрскую грушу или заменить её подушкой. В качестве альтернативы силовому выплеску эмоций можно комкать бумагу, газеты и бросать в корзину. Полезно также иногда давать возможность малышу покричать.
  8. Разговаривайте с малышом. Говорите с ребёнком на равных, рассказывайте о том, что и у вас в жизни был такой сложный период. Делитесь опытом, каким способом вы находили выход из ситуации.
  9. Периодически «отдыхайте» друг от друга. Если вы чувствуете, что страсти накаляются до предела, ребёнок вас не слушает, не воспринимает, попробуйте пару дней пожить отдельно. Только важно, чтобы именно вы уехали, а не отправили малыша. Так в привычной домашней обстановке он сильнее почувствует, насколько нуждается в вас, и, воспользовавшись ситуацией, можно будет без труда найти взаимопонимание.
  10. Нагружайте. Давайте малышу специальные задания, связанные с проявлением творческой инициативы. Так вы подготовите его к новой учебной деятельности. Также периодически включайтесь в занятия со своим чадом: это не только укрепит ваши эмоциональные связи, но и добавит вам авторитета в глазах ребёнка.

Видео: как вести себя с ребёнком, если он психует и нервничает

Любой кризис – это тяжёлый период в жизни человека и всех, кто его окружает. Что касается переломного этапа в 7 лет, то он усиливается ещё и тем, что ребёнок не может найти разрешение внутренних конфликтов самостоятельно. Поэтому взрослые должны проявить всю свою чуткость, любовь для того, чтобы кризис 7 лет прошёл легко и закончился быстро.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.