Благовещение в Великую субботу: особенности дня. Благовещение на страстной

  • Евангельское событие праздника.
  • Традиции праздника.
  • Календарные заметки.
  • Богослужебные указания.
  • Скачать наряду текст богослужения.
  • Перевод богослужения.
  • Расписание богослужения в нашем храме

И хронологически, и по существу Новозаветная история начинается не с Рождества Иисуса Христа, а с Его Матери - Пресвятой Девы Марии.

Древние письменные источники о Ее жизни неизвестны, и все сведения о Деве Марии почерпнуты из устного предания, существовавшего в

первых христианских общинах. Это предание утверждает, что Дева Мария происходила из рода Давидова и являлась дочерью благочестивых Иоакима и Анны. Девочка была поздним ребенком, дарованным им Господом в весьма преклонные лета по их горячим молитвам, и потому Ее рождение родители восприняли как великое чудо и милость Божию. Следуя иудейскому обычаю, они решили посвятить Ее Богу. В те времена многие дети воспитывались при храме, а подрастая, несли здесь определенные обязанности и послушания. В трехлетнем возрасте младенец Мария взошла по ступеням Иерусалимского храма, поручая Себя милости Божией.

События рождества Девы Марии и введения Ее в храм имеют для христиан большое значение, и потому Церковь почтила их особо торжественным празднованием. Как известно, церковный год начинается 1 сентября, и первым большим праздником новолетия является Рождество Пресвятой Богородицы (по новому стилю 21 сентября). А 4 декабря (по новому стилю) празднуется Введение Пресвятой Богородицы во храм.

Мы ничего не знаем о раннем периоде жизни Девы Марии. Достигнув известного возраста, Она была обручена с пожилым человеком по имени Иосиф, плотником из галилейского города Назарета. Иосиф был не мужем Марии, но обручником и хранителем Ее девства, ибо посвященной Богу девушке надлежало пребывать в чистоте и целомудрии.

Говоря о том, что для спасения рода человеческого Бог избрал особое средство - Богочеловечество, мы ранее уже подчеркивали, что в этом средстве как бы соединяются два начала. Прежде всего это Божественное присутствие и Божественное всемогущество, ибо только во власти Творца было положить предел действию первородного греха, возвратив человечеству благодать, исходящую от Отца Небесного. Другой составляющей спасения является свободная воля самого человека, ибо без его действенного соучастия в деле искупления греха спасение не имело бы достоинства добровольного выбора. Было чрезвычайно важно, чтобы потомки Адама и Евы сердцем откликнулись на призыв Бога, ответив Ему: мы согласны на то, чтобы обрести спасение, дарованное Тобою, и готовы вместе с Тобой участвовать в этой тайне. Такое согласие от имени рода человеческого произнесла Дева Мария.

Это событие именуется Благовещением - по-гречески «Эвангелизмус», то есть «Благая весть». Вот что рассказывает об обстоятельствах Благовещения Евангелие от Луки:

«Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1: 26–38).

Эти слова: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» - не только выражают кроткую готовность Девы Марии принять возвещенное ей Ангелом, но и являются формулой согласия рода человеческого на соработничество Богу в деле спасения.

Это согласие Девы Марии не следует воспринимать как ограничение свободы людей Ее личным произволением. Действительно, Дева Мария выступает перед Богом от имени всего человеческого рода. Однако данное Ею согласие не может рассматриваться как покушение на чью-то свободу, ибо каждый, кто свободно принимает Христа, становится соучастником спасительного Божественного действия лично, по своей воле и через собственное усилие. Таким образом, в событии Благовещения реализуется наша собственная свобода выбора.

Известно также скептическое отношение иных людей к чуду бессеменного зачатия неискусомужной Девой. С точки зрения науки и нашего человеческого опыта бессеменное зачатие представляется невозможным. Но ведь Бог есть Творец мира с его физическими законами, и потому невозможное для нас не является невозможным для Него. В этом смысле наши знания и представления носят условный характер: когда мы говорим, что чего-то не может быть, то исходим из представлений и реальности, соприродных нашему, человеческому миру. Но, как прекрасно выразился святой Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне, «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет» (Богородичен 4-й Песни).

Наше отношение к Благовещению, к непорочному зачатию Пресвятой Девой Сына Божия должно характеризоваться одним словом: благоговение. Нам следует благоговейно веровать в то, что Божия Матерь, по словам святого Амвросия Медиоланского, и после того, как зачала во чреве, осталась Девой, и после того, как родила, осталась Девой. Такова вера Церкви. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Дух Святой засиял в чистом зеркале, в непорочном теле Девы, образовав совершенного Человека не по закону природы… не из человеческого семени, но… неизъяснимо исткав в ней Зародыш, словно некую ткань, для спасения людей».

Сокрытая здесь великая Божественная тайна не обнаруживает себя ни в человеческом разуме, ни в знаниях, ни в воображении. Стать сопричастником ее возможно только силой веры, ибо содержание, значение и реальность этой тайны открываются нам в религиозном опыте.

В древности у праздника Благовещение Пресвятой Богородицы было несколько названий: День Приветствия, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, День Благовещения, Праздник Благовещения… Современное название Благовещение Пресвятой Богородицы стало употребительным только в 7-ом веке новой эры. Кроме того, существует восточная традиция праздника (перечисленные названия) и западная (в католическом Риме праздник назывался так: Благовещение святой Марии о зачатии, Приветствие Марии, Благовещение о Христе и др.). Русская Православная Церковь официально именует этот день следующим образом: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии». В католических странах теперь этот праздник называется «Благовещение Господа Иисуса Христа». На византийском Востоке праздник стал официальным с 6-го века, на римском Западе – с 7-го.

На Руси существовал обычай выпускать в Благовещение голубей и других птиц на свободу. Белый голубь с древних времён олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а его белоснежные крылья - одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь посвящает этих птиц Богородице.

Русский поэт, писатель, журналист Аполлон Коринфский в 1901 году так описывал эту древнюю русскую традицию: «С незапамятных пор ведётся на Руси добрый обычай выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и по сёлам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла <…> В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим при виде чирикающих пернатых пленниц о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: „Дайте выкуп за птичек - пташки Богу помолятся!“».

В постсоветской истории Русской православной церкви этот обычай был возрождён в 1995 году, и сегодня при многих храмах после литургии в небо выпускают белых голубей.

Интересно, что до революции 1917 года птиц, которых выпускал патриарх в небо над Благовещенским собором Кремля, покупали на Охотном ряду. Сегодня голубей, которых выпускает патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. После того как эти голуби взмывают в небо, они спустя какое-то время собираются в стайки и возвращаются в свои питомники.

Страстна́я седмица. Великий Вторник. Благове́щение Пресвятой Богородицы.

Преставле́ние свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября).

Служба совершается по 13-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «О то́мже пра́зднице [Благове́щения], а́ще случи́тся в Вели́кий Вто́рник».

Календарные заметки:

На трапезе разрешается елей.
Служба совершается по 13-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «О томже празднице [Благовещения], аще случится в Великий Вторник».

Порядок чтений, согласно календарю:

Всенощное бдение на праздник Благовещения состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе́ же 1-м но́щи», т. е. по нашему счислению – около 7 часов вечера (см. Типикон, 26 марта, 13-я Маркова глава). Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся тяжкая .

Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…» (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие . Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой.

На пение «С нами Бог…», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата.

По 1-м Трисвятом – тропарь Благовещения, глас 4-й.

По 2-м Трисвятом – кондак Благовещения, глас 8-й.

По «Слава в вышних Богу…» – выход на литию.

Примечание. О трипеснце Триоди прп. Андрея Критского (глас 8-й; песни 2-я, 8-я и 9-я), положенном на повечерии в Великий Понедельник вечером, см. примечание ниже.

На литии стихиры Благовещения, глас 1-й. «Слава , и ныне» – Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…». Молитвы литии.

На стиховне стихиры Благовещения, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «Днесь ра́дость…».

«Ныне отпущаеши…». Трисвятое. По «Отче наш…» (на благословении хлебов) – тропарь Благовещения, глас 4-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Благовещения, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 9-я, 10-я и 11-я.

По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 4-й: «Жениха́, бра́тие…» (см. по 1-м стихословии). «Слава, и ныне» – ин седален Триоди, глас тот же: «Сове́т, Спа́се, беззако́нный…» (см. по 2-м стихословии).

По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Иу́да ра́зумом сребролю́бствует…» (см. по 3-м стихословии). «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 3-м стихословии – малая ектения, возглас: «Яко Твоя́ держа́ва…», или: «Яко Благ и Человеколю́бец…». Седален Благовещения, глас 1-й: «Вели́кий воево́да…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – ин седален Благовещения, глас 3-й: «Днесь вся тварь ра́дуется…» (см. по 3-м стихословии).

Полиелей. Величание Благовещения: «Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю», и избра́нный псалом. Ектения малая, возглас: «Яко благослови́ся И́мя Твое́…». Седален Благовещения по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален Благовещения, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Благовещения, глас 4-й: «Благовести́те день от дне / спасе́ние Бо́га на́шего»; стих: «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви, вся земля́». Евангелие Благовещения – Лк., зач. 4 . По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…», «И ныне» – тот же стих. Стихира Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».

1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я ­песни – канон Благовещения со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Катавасия – Благовещения (ирмосы праздничного канона).

8-я и 9-я песни – канон Благовещения со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и двупеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й, на 8. Катавасия – ирмос двупеснца.

Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216. Библейские песни не стихословятся в течение Страстной и Светлой седмиц. Припев к тропарям канона праздника Благовещения – «Пресвят а́́я Богор о́́дице, спас и́́ нас»; к тропарям двупеснца – припев: «Сл а́́ва Теб е́́, Б о́́же наш, сл а́́ва Теб е́́» ; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава» (в 8-й песни – «Благослов и́́м Отц а́́, и С ы́́на, и Свят а́́го Д у́́ха, Г о́́спода»), к последнему – «И ныне».

По 3-й песни – кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе́, конца́ помы́сливши…», и икос, глас тот же: «Что уныва́еши, душе́ моя́…»; седален Благовещения, глас 8-й: «Сло́во Бо́жие…». «Слава, и ныне» – ин седален Благовещения, глас тот же: «По́слан бысть…».

По 6-й песни – кондак и икос Благовещения, глас 8-й.

На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника Благовещения: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву» . К тропарям двупеснца припев: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́» . В конце 9-й песни: ирмос двупеснца Триоди; припев праздника Благовещения: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию…», и ирмос канона Благовещения: «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту…».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Светилен Благовещения: «А́нгельских сил Архистрати́г…». «Слава» – ексапостиларий Триоди: «Черто́г Твой…», «И ныне» – ин светилен Благовещения: «Е́же от ве́ка днесь…».

Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста) совершается «без кафи́змы, и без покло́нов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство…», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Прииди́те, поклони́мся» (трижды) и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 1-й, глас 2-й, глас 4-й и глас 6-й – 5; и Благовещения, глас 4-й – 5 (см. в Минее 25 марта на вечерне в сам день праздника вечером; первые две стихиры – дважды) 17 . «Слава» – Триоди, глас 7-й: «Се тебе́ тала́нт…», «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «По́слан бысть…».

Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. На проскомидии заготовляется один Агнец – для Великой Среды .

Благовещение в Страстную субботу

Благовещение всегда отмечается 7 апреля, дата его неизменна. А даты Великого поста и Пасхи каждый год разные. В 2018 году Благовещение совпадает с днем Страстной субботы.

Благовещение – это день воспоминания о том, как Богоматерь узнала, что родит Христа, и что произойдет это чудесным способом – через сошествие на Нее Святого Духа.

Страстная суббота – это день воспоминания о том страшном моменте, когда Тело Христово находилось во Гробе, а Сам Он сошел в ад. Этот день еще называют днем тишины. Все уже позади – предательство, распятие, Крестная смерть. Теперь гроб запечатан, но происходит чудо, не видимое человеческому глазу: Христос выводит из ада праведников.

И то, и другое событие, отстоящие друг от друга на 33 года, удивительны и непостижимы. И в событиях Благовещения, и в событиях Великой субботы проглядывает уже неземной Свет Воскресения Христова. И совпадение Благовещения и Страстной субботы позволяет верующим глубже прочувствовать и понять путь, которым прошел Христос, а рядом с ним и Богоматерь, до Пасхи.

Что значит, если Благовещение выпадает на Страстную субботу?

Если Благовещение выпадает на Страстную субботу, это значит, что в этот день будет совершаться не Литургия Иоанна Златоуста, положенная в праздник даже в дни Великого поста, а Литургия Василия Великого, положенная в Великую Субботу. Литургия Василия Великого совершается всего лишь десять раз в году, в том числе и в день, предшествующий Пасхе. Даже такой значимый праздник, как Благовещение, не может поменять это установление. Богослужение Великой Субботы будет иметь особенности, связанные с выпавшим на этот день двунадесятым праздником.

Кроме того, если Благовещение выпадает на Страстную субботу, это значит, что в праздник нельзя будет поесть рыбы. По монастырскому уставу рыба разрешена два раза за пост – в Благовещение и в Вербное воскресенье. Но значение каждого дня Страстной седмицы столь велико, что в эти дни верующие соблюдают особо строгий пост.

Богослужение Благовещения в 2018 году отличается от обычного праздничного богослужения этого дня, так как соединено со службами Великой субботы.

Всенощное бдение вечером накануне не служится. Но на утрене (которая служится в пятницу вечером, обычно это богослужения Страстной пятницы называется “Утреня Великой субботы с Чином погребения плащаницы”) совершается полиелей (торжественная часть богослужения с пением псалмов), а каноны (тропари, объединенные одной тематикой) и фрагменты Евангелия прозвучат положенные как в Благовещение, так и в Великую субботу. Затем вокруг храма будет совершен крестный ход с Плащаницей, символизирующий погребение Христа.

На утреннем богослужении в субботу, как положено в последний предпасхальный день, прозвучат 15 паремий – отрывков из Священного Писания, содержащих пророчества и объяснения событий этого дня. Обычно в Благовещение совершается Литургия Иоанна Златоуста, но так как Страстная суббота – один из десяти дней в году, когда положена Литургия Василия Великого, то 7 апреля 2018 году будет совершаться именно она. На ней будут прочитаны Евангелие Великой субботы и Евангелие Праздника.

Еще одной особенностью богослужения Благовещения в 2018 году станет то, что все чтения и молитвы, обычно произносимые на солее, и Малый и Великий выходы на Литургии совершаются перед Плащаницей, которая находится с середины дня Страстной пятницы до Пасхального ночного богослужения в центре храма.Причастие Святых Христовых тайн тоже совершается перед Плащаницей. В конце службы верующие прикладываются к Плащанице, а не ко Кресту, как это бывает обычно.

Поскольку в 2018 году Пасха считается ранней, если сравнивать с календарем минувших лет, то и некоторые православные праздники совпадают. Например, в этот раз совпадает два Великих дня: это Благовещение и Великая суббота 2018. Как отмечать праздничный день и последний строгий день поста, если Благовещение выпадает на Страстную субботу?

Как известно, дата Благовещения не является переходящей, а значит, отмечается ежегодно в один день – это 7 апреля. Пасха в 2018 году приходиться на 8 апреля, а это значит, что 7 апреля – это Великая суббота, день печали и скорби, день молитв и самого строго поста за длительный период Великого поста.

Поскольку Благовещение совпадает с Великой субботой, у многих происходит диссонанс: что же делать, накрывать праздничный стол или же блюсти пост? Все это потому, что Благовещение – праздник, который знаменитую событие, когда Архангел Гавриил принес Деве Марии благую весь, что суждено ей стать матерью Спасителя. В этот праздник даже читают молитву «Радуйся, Благодатная!».

Читайте интересные материалы по теме:

То есть, этот праздник знаменитую радость, что-то хорошее, когда Великая суббота Страстной седмицы напротив знаменитую скорбь по случаю распятия Спасителя. Великая суббота день памяти страданий, которые пережил Христос во время предательства Иуды, ареста, истязаний, пути на Голгофу и распятия, во имя спасения человечества. Вот и получается, что в 2018 году два дня совпали: день, воспевающий радость новой жизни, и день горечи смерти.

Как отмечать праздники согласно церковному уставу

Если обратиться к тому, что говорить церковь по данному вопросу, то в приоритете будет все-таки Великая Суббота Страстной Седмицы. Дело в том, что Пасха – это самый Великий православный праздник, а предшествующий ему пост – самый строгий и важный, он нужен для подготовки души и тела ко встрече Светлой Пасхи.

Если Благовещение выпадает на Страстную Субботу, то все равно нельзя давать себе поблажек в плане питания. Рыбу нельзя, а также и растительное масло, и соответственно, пищу, приготовленную на нем. Единственная «поблажка», которую не исключает церковный устав по случаю праздника – это вино. Конечно, и этого напитка должно быть в меру, не более одного бокала в честь благой весточки. Получается, что строгий пост надо соблюдать, но можно выпить немного вино. Но, важно здесь учесть, что нужно поберечь силы для службы в Великую Субботу, а также и всенощной службы в честь Пасхи, а вино, еще и в условиях строго поста, может расслабить.

Как проходит богослужение в храмах

7 апреля, день, когда и Благовещение и Страстная суббота – это день, когда нужно обязательно сходить в храм. Только вот какая там будет проходить служба?

Что касается богослужений, то церковь тоже отдает предпочтение молитвам и проповедям, которые читаются в Великую субботу. В храмах будет читаться литургия Василия Великого, а не литургия Иоанна Златоуста, которую принято читать на Благовещение.

Такое предпочтение можно объяснить не только значимостью самой Пасхи, но и тем, как бережно церковь относиться к душе человеческой. Позади долгий пост, время воздержания от некоторой пищи, а также и от мирских радостей, время погружения в себя и очищения своей души, и Великая суббота – последний шаг на этом пути, поэтому, те, кто действительно соблюдал все правила поста, хотят прийти на службу не в честь праздника, а на памятную службу.

Итак, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, то в приоритете будут те правила, по которым проводиться Великая суббота. А чтобы не исключать значимость Благовещения, можно поднять бокал красного вина. Все же, подготовка праздничного стола не должна заменять молитв в церкви и скорби о страданиях Христа.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название “Благовещение Пресвятой Богородицы”. Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. Слово святителя Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин упоминают об этом празднике как о древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII вв.,вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.

Особенности богослужения праздника

По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но, так как часто совпадает с днями Великого поста, имеет только один день предпразднства и один день попразднства, или отдания праздника.

Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы, в промежутке от четверга 5-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно).

Литургическое освещение праздника

По идейному содержанию богослужение в день Благовещения представляет собой пространное и глубочайшее толкование Евангельского чтения о благовестии Архангела Гавриила Деве Марии перед зачатием Ею воплощенного Бога Слова. Богослужебные стихиры и канон данного праздника посвящены изъяснению Архангельского приветствия Пресвятой Богородице и Ее ответа на благовестие (Лк. 1, 26-38). Благодаря этому экзегезису весь таинственный смысл воспоминаемого Церковью события встает перед сознанием верующих в его вселенском и всечеловеческом значении.

Св. Феофан, митрополит Никейский, составил в VIII веке канон праздника в форме диалогической беседы Архангела с Приснодевой и искусно ввел в него ветхозаветные пророчества о Боговоплощении. Язык канон испещрен научно-богословскими терминами. Библейско-историческое событие Благовещения названо в церковном тропаре “главизной” человеческого спасения и раскрытия людям тайны превечного Божьего Совета о Сыне Божием как Сыне Девы. В этот день две тысячи лет тому назад Пресвятая Дева Мария непостижимым действием Божиим бессеменно зачала воплотившегося Бога Слова 1 , “поспешившего” вселиться во утробу Девы 2 .

Вестником радости на земле о воплощении Сына Божия был “бесплотный раб Господень” и вместе начальник и воевода вышних сил – Архистратиг Гавриил. В шестой месяц чревоношения праведной Елизаветою св. Иоанна Предтечи он, по Божию изволению, слетел “с небесных кругов” в Галилейский город Назарет, где жила Дева Мария 3 . Бог послал его возвестить Деве о странном образе зачатия Ею Сына Божия 4 .

Явившись в Назарете, Архистратиг размышлял о предстоящем чуде, о том, как вместится в девственную утробу Пречистой Непостижимый и Невместимый Бог Слово по одному только слову Ее согласия на то 5 представ Деве, Небесный Посланец воскликнул: “Радуйся, Благодатная, Благословенная, Богом радованная, Господь с Тобою! Не ужасайся меня, Архистратига Небесного Царя. Ты обрела благодать у Бога, которую утратила Твоя праматерь Ева. Чрез Тебя Он, по Своему благосердию, призывает человечество к древнему блаженству. Благословен бессмертный Плод Твоего чрева, подающий миру очищение” 6 . Бог возлюбил Тебя от века и изволил избрать Себе в жилище. Я, Владычний раб, возвещаю Тебе, что Ты родишь Господа и пребудешь нетленна 7 .

Архангельское приветствие смутило Пречистую Деву. С удивлением Она сказала Вестнику: “Ты являешься Мне, как человек, с непостижимыми словами. Я – не знающая мужа и брака Дева. Отойди от Меня далеко. Ты не прельстишь Меня, говоря, что Господь со Мною и вселится в Мою утробу. Как Я, Отроковица, зачну Необъятного и Невместимого, как буду Матерью Моего Создателя 8 и пространным местом для Превосходящего Херувимов. К браку Я не имею отношения, не познала сласти. Как же рожду Сына?” 9

“Всечистая, – ответил Архангел,- Твое утверждение в чистоте мне радостно. Но приклони Твой слух и внимай мне. Мое вещание – не прельщение. Образ Твоего зачатия выше слова и смысла и словесно невыразим. Святой Дух найдет на Тебя и, осенив творческой силой, совершит зачатие 10 . Ты родишь неродословного Сына, Он сохранит Твое девство неврежденным” 11 .

Не оставляя смущения, Пресвятая спросила явившегося: “Ни одна дева и никогда не рожала неискусомужно. Бог дал людям закон рождения от общей любви. Ужели ты говоришь о прельщении? Я боюсь Твоего странного приветствия из страха перед греховным склонением. Моя праматерь, некогда приняв образ мыслей змия, была изгнана за это от пользования Божественной пищей” 12 .

“Всенепорочная, – продолжал свою речь Архангел. – Я, предстоящий Богу, послан поведать Тебе слова Божественного Совета. Зачем боишься меня, который более боится Тебя и благоговеет пред Тобою? Предвечное Слово – Создатель сойдет на Тебя, как дождь на руно. Ты приимешь Его в утробу и непреложно родишь с плотию. Неопальная купина, по принятии пламени, явила тайну Твоего пребывания чистой по рождении. Пусть ныне научит Тебя кровь Авраама. Вместивший Бога, он издалека прообразовал Твою Богоприятную утробу. Бог, где хочет, там побеждается порядок естественной жизни человека” 13 .

“Я, – молвила Пречистая Архистратигу, – слышала пророка, говорящего в древности о рождении Еммануила некоей священной Девой, хочу понять, как человеческое естество снесет растворение Божества и как при нетлении Моей чистоты родится с плотию Бесплотное Слово?” 14 “Чистая, – продолжал Архангел, – Бог обещал праотцу Аврааму благословить народы в его семени. Сегодня обещание это чрез Тебя принимает конец. Также Твоему праотцу Давиду обещано свыше посадить на престоле его царства Плод Твоего чрева. Бог Тебя, Красоту Иакова, избрал в селение Слову. Я вижу Тебя, Богоневеста, многосветлой свечой, Богоустроенным чертогом, золотым кивотом. Приими Подателя закона, изволившего чрез Тебя спасти и воссоздать человеческое существо. Веруй этой вести, как вещи. В Тебя вселится вся полнота Божества телесно благоволением Присносущного Отца и содействием Святого Духа” 15 .

Успокоенная архангельским объяснением, Пресвятая сказала: “Я принимаю твои радостные слова, Гавриил! Пусть будет Мне ныне по твоему слову. Пусть Бог вселится в Меня и рожду Бесплотного, заимствующего от Меня плоть, чтобы Единый Сильный возвел человека в начальное достоинство” 16 . “Боже! Душу Мою очисти и тело освяти. Сотвори Меня одушевленной Церковью и Твоей украшенной скинией, соединив вещественное тело с невещественным Светом” 17 .

Выражение Девою Мариею покорности Богу в словах “Вот, Я – раба Господня. Будь Мне по слову Твоему” 18 – было моментом зачатия Ею Сына Божия. Святой Дух наитствовал на Пренепорочную, и сила Вышнего осенила Ее существо. В этот момент Сын Божий вселился в предочищенную и девственную утробу.

“Какая страшная тайна пребывания Невместимого в девических ложеснах и самоограничение временем Сверхвременного!” 19 В зачатии Воплощенного Бога Пресвятая Дева Мария возвысилась над тленным материнским естеством, превзошла порядок его жизни. Она наглядно для всего мира явилась верхней ступенью Иаковлевой лествицы, на которой утверждался Бог, согласно видению патриарха Иакова.

Такими словами обрисовывает церковное богослужение причины общехристианской радости в день Благовещения. Этот праздник – воспоминание неописуемого богатства Божией благости, когда благодать Божия осенила человеческое существо в лице Девы Марии, обожила его соединением с ним и сотворила его Божией Церковью.

Христос Бог наш от обрадованной Богоматери принял естество, подобное нашему, исключая грех, и возвел его к Себе. “Он восприял, – по выражению Феофана, митрополита Никейского, – худшее, чтобы подать лучшее” 20 . Некогда первый человек на земле Адам обманулся, возжелав быть богом, и не достиг осуществления своего желания. Но воплощенный Бог Слово, став человеком, благоволил соделать Адама богом.

В день Благовещения человеческая природа вышла из порабощения греху и связанности клятвой, тяготевшей над людьми со времени прародительского грехопадения. Сын Божий тогда предначал восстановление ее падения принятием Адамовой нищеты, облекшись в чуждое Ему естество 21 ради спасения людей.

1 Благовещение, великая вечерня, 1-я стихира на “Господи, воззвах”
2 Малая вечерня, 1-я стихира на “Господи, воззвах”
3 Малая вечерня, 3-я стихира на “Господи, воззвах”; великая вечерня, 3-я стихира на литии
4 Малая вечерня, 4-я стихира на “Господи, воззвах”
5 Великая вечерня, 4-я стихира на “Господи, воззвах”
6 Малая вечерня, 1-я и 3-я стихира на “Господи, воззвах”
7 Малая вечерня, 1-я стиховная стихира; утреня, 1-я хвалитная стихира
8 Малая вечерня, 2-я стихира на “Господи, воззвах”; утреня, канон, 1-я песнь, 3-й тропарь
9 Великая вечерня, 2-я стихира на “Господи, воззвах”
10 Утреня, канон, 3-я песнь, 2-й тропарь; 1-я песнь, 4-й тропарь; 8-я песнь, 2-й и 4-й тропарь
11 Малая вечерня, 3-я стиховная стихира
12 Утреня, канон, 3-я песнь, 3-й тропарь; 5-я песнь, 1-й и 3-й тропарь; 8-я песнь, 3-й тропарь
13 Великая вечерня, 3-я стихира на “Господи, воззвах”; утреня, канон, 3-я песнь, 4-й тропарь; седален по 3-й песни; Богородичен седален по 3-й песни; 4-я песнь, 2-й и 4-й тропарь.
14 Канон, 3-я песнь, 1-й и 3-й тропарь
15 Канон, 5-я песнь, 4-й тропарь; 6-я песнь, 4-й тропарь; 7-я песнь, 4-й тропарь; 8-я песнь, 2-й тропарь; великая вечерня, 3-я стихира на литии
16 Великая вечерня, 3-я стихира на “Господи, воззвах”; утреня, канон, 6-я песнь, 1-й тропарь; 8-я песнь, 5-й тропарь
17 Утреня, канон, 7-я песнь, 1-й и 3-й тропарь
18 Лк. 1, 38
19 Утреня, канон, 9-я песнь, 1-й, 2-й и 3-й тропари; 3-я хвалитная стихира.

06.04.2015

В этом году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который отмечается 7 апреля (дата празднования была официально утверждена в 560 году Указом византийского императора Юстиниана Великого), приходится на вторник Страстной седмицы.

Название праздника − «Благовещение» (греч. Evangelismos) − повсеместно утвердилось в VII веке. В трудах древних церковных писателей встречаются разные названия этого праздника, такие как «Mariae salutatio» («Приветствие Марии») и «Аnnuntiatio Angeli ad Beatam Mariam Virginem» («Благовещение Ангела ко Блаженной Деве Марии»).

Согласно Типикону (богослужебному Уставу) в праздник Благовещения допускается вкушение рыбы. Но как быть, если это радостное событие выпадает на самую строгую неделю в году?

Что касается пищи, то здесь все просто. Рыбу не вкушаем (Иерусалимский Устав), тем не менее, послабление в виде растительного масла и вина допускается, если праздник выпадает на первые четыре дня Страстной седмицы.

Если говорить о богослужении, то его порядок определяется так называемыми «Марковыми главами», в которых даны пояснения, как правильно соединять подвижные и неподвижные годовые богослужебные круги, правила соблюдения поста, указания и рекомендации по совершению храмовых праздников и трапезе.

«Марковы главы» (состоят из 100 глав) написаны в Х веке насельником монастыря святого Саввы иеромонахом Марком. Он отредактировал Устав, внес в него греческие правила о песнопениях, определил порядок богослужения в службах Богородичных праздников и отданий двунадесятых праздников, если они придутся на дни Великого поста.

В случае если праздник Благовещения выпадает на первые три дня Страстной седмицы, то службу праздника соединяют со службой Триоди: в канун Страстного понедельника всенощное бдение начинается с великой вечерни, а накануне вторника и среды − с великого повечерия.

Литургия по обычаю бывает святителя Иоанна Златоуста с присоединением к ней вечерни.

Если праздник придется на Великий четверг или Великую пятницу, то видный литургист Гермоген Шиманский рекомендует следующий порядок: «Если в Великий четверг случится Благовещение, то в среду вечером всенощное бдение начинается великим повечерием. На литии и на стиховне вечерни − стихиры и тропарь Благовещения. Совершается литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней. Паремии, прокимен, Апостол и Евангелие. Если в Великую пятницу случится Благовещение, то накануне, в Великий четверг, на вечерне, соединяемой с литургией святого Василия Великого, на «Господи, воззвах» поются стихиры дня и праздника, на «Слава» − стихира дня, на «И ныне» − праздника. Паремии дня и три паремии праздника. Далее − Литургия святого Василия Великого, как обычно в Великий четверг».

Празднование Благовещения в Великую субботу начинается с вечерни накануне вечером. Совершается литургия святителя Василия Великого.

Бывает, что праздник Благовещения совпадает с Пасхой. В этом случае ее называют Кириопасхой.

Такое совпадение − достаточно редкое. В ХХ веке оно было лишь дважды − в 1912 и 1991 годах. В ХХI веке это произойдет в 2075 и 2086 годах.

Священник Антоний СКРЫННИКОВ,
главный редактор официального сайта Ставропольской митрополии,
старший преподаватель кафедры философии и культурологии СГПИ


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.