Свадьба история возникновения праздника. лет – фарфоровая свадьба. лет – лавандовая свадьба

Согласно всемирной энциклопедии википедия свадьба - это торжественный церомониальный обряд посвященный заключению брака. Бракосочетание.

Со свадьбой в каждых народах связаны свои приметы, обычаи и правила. У верующих существуют дополнительные свои обычаи, к примеру у Христиан на свадьбе присутсвует венчание. В Исламе "никах" (обязательный выкуп невесты).

Главными фигурантами свадебного или венчального торжества являются невеста и жених. В культурах некоторых стран планеты большая роль в свадебном торжестве отводится родственникам жениха и невесты.

Организатор свадьбы - тамада. В прочих странах свадьбу принято проводить с участием почётных свидетелей. Также существует должность директор по свадьбе в чьи обязанности входит общие руководство процессом свадьбы.

Из википедии:
В современной России свадьба обычно совпадает с государственной регистрацией брака. В то же время свадьба - это больше чем просто бракосочетание, это ещё и цикл знаменательных обрядов (свадебный пир, выкуп невесты и т. п.). В наши дни, в России свадьба впитала в себя обычаи многих народов, однако для неё также остались характерны и самобытные обряды.

Со временем появляются новые традиции. Так, например, появилась традиция танцевать первый танец молодоженов. Песню для своего первого танца молодожены выбирают сами, либо танцуют под песню предложенную ведущим.

Многие пары готовятся к танцу заранее. Еще одним трогательным моментом на современной свадьбе является танец невесты с отцом, также ставший традиционным. Для этого танца чаще всего выбирают песни « Доченька» в исполнении Иосифа Кобзона и « Пригласи отца на белый танец» в исполнении Игоря Демарина.

Дополнительную информацию по теме что такое свадьба ,

Свадьба история возникновения праздника.

В основном свадебные традиции за-родились в Древнем Риме и прочих культурах античности.

Раньше на свадьбе принимали участие 10 подружек невесты и дру-зей жениха. Их роль состояла в отпугивании ревнивого злого духа, способного причинить вред молодоженам. Соответственно, подружки облачались в то же самое одеяние, что и невеста, а друзья одеждой походили на жениха. Бытовало поверье, что злой дух не различит среди одинаково одетых людей подлинных жениха и не-весту и поэтому не сможет им навредить.

В Древнем Риме по окончании церемонии бракосо-четания над головой невесты разламывали пирог, что должно было внести в новую семью изобилие, тогда как крошки доставались гостям в знак удачи.

Белый цвет наряда означает совсем не девствен-ность, как считают некоторые, а радость и процветание. Еще жители Древней Греции и служители католикоса предпочитали на праздники ходить в белых одеждах. До-ходило до того, что в день свадьбы они выкрашивали в белый цвет даже свои тела. На протяжении столетий бе-лый цвет являлся лишь одним из праздничных цветов.

С середины XVII в. распространилась мода на белое одеяние для невесты. Это случилось благодаря коро-леве Англии Виктории, которая на своей свадьбе была в белом. В соответствии с другой версии данную моду ввела несколько ранее Анна Австрийская. Со временем эта традиция из Франции проникла в Англию, Испанию,

В Англии в средние века существовал такой обычай: гости приносили с собой пироги и складывали их в центре стола, потом жених с невестой пробовали поце-ловаться через эту груду пирогов.

Целомудрие символизировалось не платьем, а фатой. Поэтому считается, что в случае повторного брака жен-щина не может на свадебную церемонию надевать фату.

Бутоньерка - это помещаемый в пет-лицу пиджака жениха такой же цветок, что и в букете невесты. Этот цветок яв-лялся символом трепетного отношения рыцаря к своей избраннице.

Обычай обмена обручальными кольцами, скорее всего, пришел из Древнего Египта. Символическое зна-чение его велико, ведь круглая форма кольца означает вечность, бесконечные счастье и любовь между мужем и женой.

Существует поверье, что, если гости коснутся жениха и невесты в день свадьбы, это принесет счастье, поскольку в этот день пара благословляется богом.

Сейчас распространен обычай, в соответствии с кото-рым жених переносит на руках молодую супругу через по-рог дома, в котором они собираются жить. Прежде счита-лось, что если молодая жена упадет на пороге своего дома, то это будет плохой приметой. Поэтому женихи стали пе-реносить невест через порог дома на руках, чтобы они не могли споткнуться.

До царствования Петра I свадьбы на Руси совершались по воле родителей. Свадебная церемония простолюдинов включала сватовство, сговор и венчание с пиром. Почин мог исходить от обеих сторон, этому способствовали сва-хи и сваты, являющиеся родственниками жениха. Сват мог устроить смотрины, поговорить с невестой, чтобы устано-вить возможные недостатки. Сговор заключался в том, что родители невесты прибывали к жениху, затем подписы-валась «рядная запись», состоящая из брачного договора и описи приданого. Когда это происходило, отказаться от брака было уже нельзя, даже в случае замены невесты, ко-торую жених виде впервые только на венчании.

Женитьба и замужество были ранними, девочки вы-ходили замуж в 11 -12 лет, мальчики женились в возрас-те 12-15 лет, поэтому холостяки встречались доволь-но редко. В деревенских семьях, где невеста ценилась, прежде всего, как работница, она могла быть и старше жениха.

Невеста наряжалась подругами, а в богатых и знатных семьях ее веселили «плясицы». Пир начинался за день до венчания с последующим продолжением в течение 3 дней в одном или в обоих домах. Венчание происходило вечером, а пировали с утра следующего дня. После 3 блюд моло-дые отправлялись на постель в «сенник», затем выносили невестину рубаху продемонстрировать гостям, после чего надевали на молодоженов шубы, кормили кашей; на вто-рой день дарили подарки.

Жениха и невесту именовали «князем» и «княгиней». В свадьбе принимали участие тысяцкий, посаженый отец или посаженая мать (у сирот), ясельничий, или конюший, дружки, а роль ритуала заключалась в том, чтобы добиться Божьего благословения.

Преобразования Петра I изменили ситуацию. Регла- , ментация различных сторон жизни, осуществляемая царем, первым делом затронула институт брака. Соответственно, увеличилось количество неравных браков с выходцами из низших сословий. В начале XVIII в. появилась возможность вступать в браки с иностранцами, если только супруг или супруга остаются последователями православной веры. К тому же разрешили вступать в брак с разведенными и даже с расстриженными монахами и священниками.

Чтобы не допустить увиливания от государственной службы дворянских и «подьяческих» сыновей, им было запрещено жениться до окончания школы. Также не разре-шалось вступать в браки слабоумным, если они не подвер-гались годовому «исправлению» на службе. Сохранялось табу на 4-й брак, а отчисления государству за каждый из последующих трех браков увеличивались.

Молодые могли познакомиться в церкви, на разре-шенных для женщин прогулках, приемах, ассамблеях, причем даже воспитанницы монастырей имели время для знакомства с потенциальными женихами. Была отменена «сговорная запись» и вместо нее вводилась «роспись при-даного». Теперь обязательно нужно было видеть друг друга до венчания. По поручению Петра I были расторгнуты на-сильственные браки, и «вторую жизнь» обрели насильно постриженные жены. Однако родительская воля в плани-ровании браков собственных детей еще долгое время оста-валась определяющей.

Свадебная церемония несколько видоизменилась лишь в Москве и Санкт-Петербурге. На тех обрядах, где вместе веселились мужчины и женщины, необходимо было при-готовить щедрые угощения с вином и разнообразной едой. Их посещал сам Петр с Екатериной. Он отменил обычай демонстрировать гостям невестину сорочку, но за предела-ми столиц данная традиция сохранялась еще долго.

Устанавливалось, что в случае доказанного прелюбо-деяния, побега и самовольных отлучек возможен развод супругов. Преобразования Петра I достаточно сильно ев-ропеизировали семейную жизнь дворян, хотя внутренняя жизнь абсолютного большинства семей практически не изменилась.

в Греции заключ. брака сопровожд. празднич. торжествами, связанными с рядом религ. обычаев. Для С. выбирался благоприят. день, большей частью зимой. Новобрач. готовились к С., принося очистит. жертву. Невеста должна была принять свадеб. ванну. Подготовка к С. начин. со встречи в доме родителей невесты со свадеб. трапезой, где невеста снимала вуаль и получ. подарки. Вечером молодую торжеств. вводили в дом мужа, происх. встреча в доме мужа, вступл. в брач. покои, перед к-рыми в честь молодых пели эпиталамии - свадебные песни. С. предшеств. заключ. брач. договора (помолвка). К знаменитейшим картинам античности на свадебные сюжеты относят «Свадьбу» Альдобрандини. Наряду с ней сущест. множ. росписей на вазах, изображ. отдельные моменты свадеб. церемоний (в т.ч. подготовку свадеб. ванны, украшений, подарков невесте в день С.). Свадеб. обычаи в Риме неск. отлич. от греч. Здесь точнее выбирался счастливый и благоприятный день для С. Более благоприят. для С. здесь считалась 2-я пол. июня. Для всех форм рим. брака непременным было торжеств. шествие в дом мужа. Для патрициев существ. также дополнит. церемонии и символич. обычаи. Обмен кольцами при обруч. появл. лишь в позднерим. время. Невеста снимала свое девич., особого покроя платье и надевала тунику с поясом, завязыв. определ. образом. Лицо и волосы покрывал. оранжевым шлейфом. Ранним утром проводились ауспиции (гадания по полету птиц). Призывая брачных божеств, дружка невесты (женщина к-рая один раз могла быть замужем и выполн. функ-ции посланца Юноны), соед. правые руки новобрачных. Далее следовало принош. объед. жертвы обрученных. Невесту в ее новое жилище обычно сопровожд. вечером при факельном шествии и звуках флейт. При этом также распевались шуточ. и отчасти неприст. стихи (фесценнины). Через порог празднично украш. дома жених переносил на руках невесту, чтобы не обеспок. демонов. Затем следовало свадеб. пиршество с музыкой и пением свадеб. песен (эпиталамии, гименеи). После свадеб. ванны дружка невесты вводила молодую жену первой в спальные покои. Наутро молодой супруг давал трапезу, к к-рой родственники и гости приносили подарки.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СВАДЬБА

торжественный обряд, совершаемый при заключении брака. Есть множество описаний свадеб XIX - н. XX в. из разных районов России, и позднее зафиксированы воспоминания старых людей о их молодости, о рассказах старших на эту тему. Изучение этих материалов показывает, что в народном ритуале нет такого эпизода, в котором в том или ином виде не проявилось бы христианское мировоззрение его создателей и исполнителей.

Оно заметно уже в предсвадебный период в серьезном отношении к выбору брачной пары (см.: Жизненный цикл) и к родительскому благословению (см.: Родители и дети), без которого, по народному убеждению, опирающемуся на церковные положения, не могло быть счастья в последующей жизни. Пословица "Родительское благословение дом созидает, а материнская клятва (проклятие. - Т. Л.) до основания разрушает" явно повторяет текст из православного чина венчания: "Помяни Боже и воспитавшыя их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов" (Требник). Угроза со стороны родителей не дать благословения на брак заставляла часто молодых людей отступать от своих планов. Получив благословение, невеста благодарила родителей, а также всех, к кому она обращалась, такими словами: "Спаси, Христос, мово родимого батюшку на Божьем благословеньице" (лишь детям отвечала "Спаси, Христос, на добром словечке") (Калужская губ.).

Обряд родительского благословения считался столь обязательным, что иногда, если у жениха или невесты не было ни родителей, ни крестных, выполнявших в таких случаях роль посаженых родителей, то их, как писал очевидец из Шуйского у. Владимирской губ., "благословляли чужие, соседи или же те, у кого они жили; совершение обряда приводило к тому, что богоданные дети начинали почитать их как новых родителей и считать их дом за свой родной дом".

Значение благословения при заключении брака определялось сложившимся в православной среде неписаным нравственным законом: начинать любое жизненно важное дело с испрашивания на него благословения. В комплексе крестьянских религиозно-этических оценок благословение рассматривалось как признание нравственной правоты задуманного и вследствие этого как залог успеха; оно расценивалось не только как одобрение или разрешение того лица, у которого было испрошено, но и как гарантия поддержки Бога и всего мира христианских святых: обычная формула ответа при просьбе благословить "Бог благословит".

По общерусской традиции для окончательного договора о свадьбе стороны собирались в доме у невесты. Названия этой встречи ("заручины", "рукобитье", "запоины", "образованье") отражали ее содержание. Обрядовая часть начиналась с того, что хозяева зажигали перед иконами свечи или лампадку. Кроме обязательного рукобитья, имевшего массу вариантов исполнения, и завершающей вечер совместной трапезы, согласие сторон всегда закреплялось совместной молитвой и целованием иконы, после чего следовало обычно благословение иконой жениха и невесты их родителями. С этого момента расстройство свадьбы было почти невозможно.

Первый день свадьбы был заполнен приготовлениями и сборами жениха и невесты к венцу. Свадебные акты следовали один за другим по сценарию, принятому в данной местности, и каждый из них предворялся ритуалом благословения. Благословение испрашивалось у всех присутствующих, но прежде всего у родителей: "Ай у тебя, Маринушка, родинушки нету? Некому стоять у конец стола да некому просити у Господа Бога доли и счастья великого? - Есть у меня родинушка, да родимый батюшка. Он будет стоять у конец стола. Он будет просить у Господа Бога доли и счастья великого" (Орловская губ.). Обращаясь к родителям, невеста подчеркивала: "Не прощу у Вас ни злата, ни серебра, а прошу у Вас Божьего благословения". На что родители отвечали: "Бог благословит Божее творить"; "Бог тебя благословит, дорогое дитятко желанное. Надели тебя Господь таланом, участью великой, своей Господней Божьей милостью".

Освященное Церковью, родительское благословение воспринималось одновременно и как Божье.

Вслед за родителями благословляли крестные, роль которых при заключении браков их крестниками по обычаю была очень велика. Они участвовали в семейном совете при выборе брачной пары. Благословение крестных, особенно, пожалуй, крестной матери, считалось столь же необходимым, как и родных родителей. При той опасности порчи, которая "подстерегала" жениха и невесту, благословение духовных родителей, как верили, могло быть особенно действенным. Так, например, в Масальском у. Калужской губ. на женихе и невесте на протяжении всей свадьбы были надеты кресты, которыми их благословляли крестные. К заболевшей крестной ходили домой, чтобы получить благословение. Крестные по традиции несли вместе с родителями нравственную ответственность за целомудрие невесты. На некоторых этапах свадьбы они заменяли родителей. В соответствии с местными традициями они исполняли определенные обрядовые роли. Некоторые обрядовые действия были "закреплены" именно за крестными. Так, в Смоленской губ. крестные везли постель и украшали дом у жениха невестиным рукоделием. В некоторых вариантах свадьбы обрядовый хлеб пекли обязательно крестные матери. Иногда они готовили специальные дары для крестников. Например, в Перемышльском у. Калужской губ. лошадь жениха покрывали большим полотенцем, приготовленным его крестной. В Коротоякском у. Воронежской губ., по сообщению известного этнографа-исследователя Н.П. Гринковой, крестная мать невесты-сироты перед свадьбой обходила всех женщин в селе и каждая давала полотнище ткани, из которого девушка шила поневы. В центральной части Псковской губ. крестные должны были держать в церкви венцы над молодыми и называли их поэтому "венчальные батька и матка".

Вслед за крестными молодых благословляли все родные по степени близости, а затем и все присутствующие на свадьбе. Традиция обязательного участия всего "рода" в свадебном ритуале сказалась и в обрядах прощания с домом.

По общерусской традиции, невеста-сирота, как и жених, перед венчанием посещала кладбище, с тем чтобы проститься с умершими родителями, испросить у них благословения. Но, судя по некоторым сообщениям, прощание с умершей родней ("поклониться праху предков") входило в свадьбу как обязательный элемент. Так, в Калужской области невеста начинала обряд прощания с обращения к умершим предкам - "родителям". Обращаясь в святой угол, она кланялась, плакала и просила предков благословить ее.

Приглашая к благословению, дружка (или лицо, выполняющее функции ведущего) часто прибегал к шутливой манере, смягчающей торжественность происходящего, при этом он выделял присутствующих по степени родства, половозрастным группам, а также разделял приглашенных, неприглашенных, а также желающих посмотреть на свадьбу, так называемых "смотрельщиков", "глядельщиков", которых всегда много собиралось на крестьянскую свадьбу, и случайных гостей. По крестьянской традиции, человек, случайно попавший в дом, где происходила свадьба, становился таким же ее участником, как и все приглашенные. Более того, если какой-нибудь странник или прохожий попадал на свадьбу, то его угощали "как хорошего гостя и появление его считали хорошим предзнаменованием для будущей жизни молодых". Эта примета основана на народных представлениях о случайных встречных, как о посланных Богом в особых случаях жизни.

Иногда свадебный ритуал включал обрядовые действия, символизировавшие, с точки зрения исполнителей, благословение ангелом. Так, на свадьбе в Орловской губ. последним при благословении жениху (видимо, и невесте. - Т. Л.) подносили грудного ребенка, которому он должен был поклониться и поцеловать его. Ребенок этот "изображал собой Ангела, посланного с небес".

Форма обращения ко всем присутствующим при благословении свидетельствует о том, что в данной свадебной ситуации наиболее существенным представлялись не семейно-родственные или соседские связи: на первый план выступало чувство религиозной общности всех собравшихся, осознание ими своей принадлежности к единому православному миру. Вот пример такого обращения: "Народ Божий, народ православный (увесь мир крещеный), Благословите молодого князя... светлое платье надеть и буйную голову гребешком расчесать". На это следовал ответ: "Бог благословит". Обращение "мир крещеный", "мир православный" - характерная и распространенная форма обращения на свадьбе. По дороге в церковь на перекрестках жених и невеста низко кланялись всем встречным и просили благословения.

На свадьбе, как и всегда во время особо важных событий, православные крестьяне обращались к Господу, Богородице и святым, прося у них защиты и благословения. "Благослови-ка, Христос истинный! Мать Божья Богородица! Мне садится молодешеньке под кутное окошечко"; "Благослови меня, Господи, Встать пред божницу золочену, Пред пресвятую Богородицу. Ты создай, Христос истинный, Мир, согласие на чужой дальней стороне С чужим добрым молодцам". В Калужской губ. обряд прощального благословения перед венчанием начинался обращением невесты к образу Богоматери: "Прости меня, Мать Пречистая, Пресвятая Богородица, прости, благослови в святой час к венцу в чужие люди", при этом невеста крестилась, кланялась перед иконой и целовала ее.

Обращалась и к любимому святому русских - Николаю Угоднику. Особой популярностью среди покровителей свадьбы пользовались святые бессребреники Косма и Дамиан - так называемые Кузьма-Демьян. Выделение этих святых на свадьбе объясняется тем, что, по народным представлениям, они считались Божьими кузнецами и поэтому в их власти было не просто благословить молодых, но и соединить их "неразрывной цепью". В обращении к "святым кузнецам" звучала идея нерасторжимости семейных уз и святости брака.

Кроме молитвенного обращения к святым с просьбой о защите и помощи, постоянно звучавшего на свадьбе, в определенные, принятые по ритуалу данной местности, моменты отдельными лицами или всеми присутствующими читались известные любимые в народе молитвы (например, часто встречается упоминание о коллективном исполнении молитвы "Достойно есть"). Обычно для чтения выбирались молитвы, содержание которых, по мнению исполнителей, наиболее соответствовало конкретному моменту. Например, считалось, что от порчи надежно защищала молитва "Да воскреснет Бог".

Ее читал от "лихова глаза" дружок, обходя свадебный поезд, ее нашептывал "сторож" над поясом, которым подпоясывали невесту, или же пояс с текстом молитвы надевали ей на голое тело. Местные традиции рекомендовали читать определенные стихи из Псалтыри. Так, при отправлении к венцу, как считали жители Острогожского у. Воронежской губ., нужно было прочитать 123 псалом, а чтение 31 стиха 67 псалма должно было помочь "совершению удачной свадьбы".

Непременным ритуалом русской свадьбы было благословение родителями и крестными жениха и невесты - порознь каждого у себя в доме и вместе при отправлении к венцу - иконой. Девушку благословляли "женской" иконой, обычно образом Богоматери, жениха - "мужской", обычно Спасителем, иногда Николаем Угодником (в некоторых местах Богородицей). Как писал наблюдатель из Владимирской губ., "обрядом благословения иконой дорожат не только в крестьянском быту, но даже и в высших сословиях".

Благословение иконой - не только завершающий, но и наиболее важный обряд довенчального периода свадьбы, духовно воздействующий на всех участников и зрителей. Благословенные иконы везли в свадебном поезде во все время его передвижения - в дом к невесте, в церковь, к жениху. Как правило, это делали крестные или же специальные участники свадьбы. Так, в Одоевском у. Тульской губ. впереди свадебного поезда вместе с женихом и дружкой ехали два мальчика или девочки с иконами жениха и невесты; в Михайловском у. Рязанской губ. образ жениха и две венчальные свечи, перевязанные розовыми лентами, держал мальчик лет 12, называемый "свешник"; в Мценском у. Орловской губ. вместе с невестой ехал "иконник" с образом.

Благословенную икону девушка везла с собой в новый дом как последнее напутствие и родительскую защиту. Вот как обращалась в Кадниковском у. Вологодской губ. невеста к иконе Божией Матери, называемой местными жителями "сгонною Богородицей": "Уж ты, сгонная Богородица, Ты явись, Богородица, Прежде меня молодешеньки, На чужой дальней стороне Ты меня встреть, Богородица, На пути на дороженьке"; "Ты явись-ка, Богородица, Прежде меня на чужую сторону. Ты вложи-ка, Богородица, чужому отцу-матери жаленье в ретивое сердце обо мне молодешеньке". В некоторых местах икону обязательно вносили в дом прежде, чем туда войдет новобрачная.

После совершения всех обрядов приготовительного характера наступал торжественный момент отправления жениха и невесты в церковь к венчанию. Церковный обряд соединял две важнейшие для создания семьи функции - религиозное освящение и юридическую регистрацию. За своевременным исполнением обряда с момента принятия и по мере утверждения христианства в России следили и церковь, и государство. Во 2-й пол. XIX - н. XX в. церковный обряд, как мы можем судить по многочисленным описаниям, являлся важнейшей частью народного ритуала. При описании обрядовой жизни народа бытоописатели и исследователи прошлого, как и советские ученые, уделяли мало внимания освящению христианских обрядов, преуменьшая их значение и даже вынося за рамки традиционной духовной культуры народа. Рассматривая по источникам традиции русского крестьянства XIX - н. XX в., мы не можем разделять "народные", то есть родившиеся в разное время в народной среде, и "христианские", то есть привнесенные церковью элементы, обряды и представления, поскольку такого разделения не существовало в самой крестьянской культуре.

При всем многообразии русской свадебной традиции нам не встретилось случаев, когда бы венчание следовало за свадьбой и узаконивало бы совместное проживание до венца. Таинство венчания не просто вошло в свадебный ритуал; среди разнообразных обрядов первого дня, назначение которых - постепенный перевод жениха и невесты в новый половозрастной и социальный статус, венчание заняло место кульминации перехода. Все акты довенчального периода как бы подготавливали молодых людей к предстоящему событию, поэтому, например, одевание, причесывание, провожание сопровождалось плачами и причитаниями. После венчания причитания прекращались и начинались обряды, символизировавшие совершившийся переход. Одним из доказательств сказанного может служить постепенность изменения прически новобрачной. До венца происходило обрядовое расплетение косы - прощание с девичеством. К венцу ехала (и венчалась) с распущенными волосами. Необычность этой прически - ведь ни девушки, ни женщины с распущенными волосами не ходили, свидетельствует об отношении к венчанию как к обряду переходному. После венца, часто сразу же в церкви (в притворе, в сторожке), совершался обряд повивания, то есть заплетения волос "по-бабьи" и надевание головного убора замужней женщины. Одевание женского головного убора по русской традиции происходило после венчания, но до брачной ночи, то есть до того, как девушка фактически становилась женщиной. Таким образом, по народным представлениям, венчания было достаточно для признания перехода девушки в половозрастную категорию женщин. С этого момента девушка уже считалась женщиной, а жених и невеста назывались "молодыми".

В отношении к таинству венчания мы видим убежденность в том, что венчание соединяет молодую пару "вечно-навечно". Народный взгляд на нерасторжимость брака соответствовал церковному.

Одно из основных народных представлений, определяющих поведение на свадьбе, - боязнь порчи жениха и невесты и стремление избежать ее. Обычно большое внимание уделялось и уделяется в литературе применению широко известных оберегов нехристианского происхождения. Естественно желание авторов обратить внимание на экзотические, необычные эпизоды народного обряда. Между тем на протяжении всей свадьбы мы постоянно видим предохранительные действия, имеющие христианскую основу. Кропление святой водой совершалось во время различных свадебных актов: ею кропили лошадей, постели молодых. При одевании жениха и невесты произносили молитвы, прятали им под одежду переписанные тексты молитв. Кроме нательных крестов, которые носили постоянно, жениху и невесте надевали кресты на верхнюю одежду. Невесте такой крест надевался иногда поверх большого платка, которым она была покрыта от сглаза. Для защиты новобрачных постоянно прибегали к изображению креста: дружка крестил кнутом три раза дверь помещения, в котором должны были ночевать новобрачные, крестил каждое кушанье: крестообразные движения хлебом-солью над женихом и невестой делали все благословляющие; даже солома, которой были покрыты полы в день свадьбы, посредине избы, в переднем углу и у двери настилалась крестообразно - с целью предохранения от прихода злых людей. Перед повиванием после венца священнику подавали женский головной убор, который предстояло надеть молодой, с тем чтобы он прочел над ним молитву и окропил святой водой. Во избежание порчи перед отправлением поезда дружка три раза обходил его с иконой, с той же целью часто просили священника вывести из церкви и проводить молодых до дома с крестом.

Обязательным элементом русского свадебного ритуала было публичное признание факта невинности невесты. Однако способы, которыми присутствующие оповещались об этом, были различными. На юге, западе и в меньшей степени центре России происходило прилюдное предъявление доказательств невинности девушки (простыни, рубашка). На свадьбе русского Севера девушка была избавлена от принудительной проверки, она сама, посредством определенных обрядовых действий, заявляла о своем "честно-похвальном девичестве". Во время причитаний при расплетении косы невеста с гордостью заявляла о своем праве прикрепить по обычаю "дивью красоту" - ленту к иконе Божьей Матери: "Я возьму да дивью красоту, я снесу ко Миколе Святителю. Я повешу дивью красоту на Пресвятую Богородицу. Придут люди добрые, они Богу молитися, дивьей красоте дивитеся. Она честно изношена, она к месту приложена". Поведение девушки по севернорусской традиции определялось лишь ее внутренними религиозно-нравственными убеждениями, страхом Божьего наказания не только за нецеломудрие, но и за еще больший грех - осквернение священных предметов, с которыми ей нужно было соприкоснуться. Так, например, в Пермской губ. по обычаю невеста в церкви клала ленту из косы - "дивью красоту" в Евангелие, что служило для всех знаком ее невинности. В случае же нецеломудрия, несмотря на возможное осуждение окружающих, девушка не делала этого, боясь совершить грех. Как писал исследователь Пермской свадьбы В. Серебренников, крестьяне уверены, что если невеста, будучи "недостойной", все-таки положит ленту в Евангелие ("от людей неловко"), то наверняка будет несчастлива.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Сам день бракосочетания и весь первый год называют зеленой свадьбой - в знак молодости, свежести и чистоты молодоженов. В первый год можно отмечать дату этого события хоть каждый месяц, и даже каждую неделю!

Название первой свадебной годовщины связано с ситцем - легким материалом. С одной стороны, ситец символизирует непрочность отношений: молодые только-только узнали друг друга ближе. С другой стороны, пропитанные влюбленностью отношения пока еще очень легкие и простые.

На ситцевую свадьбу принято дарить изделия из ситца, хлопка, шелка. Близким людям удобно преподнести молодой паре, например, красивый комплект постельного белья. Супругам обычно рекомендуют в первую годовщину свадьбы обменяться ситцевыми платочками, но если вам кажется этот подарок банальным или непрактичным (например, привыкли пользоваться одноразовыми), то можно выбрать и другие изделия из ситца.

В старину в этот день «молодой» дарили платье из ситцевой ткани, а супругу — рубашку или брюки, также сшитые из ситца. И, конечно же, главным обрядовым подарком в этот день являлось ситцевое платье, преподнесенное молодой жене свекровью.

Двухлетнюю годовщину со дня бракосочетания называют бумажной свадьбы. Супружеские отношения в этот период отождествляются с самым непрочным материалом - бумагой: легко рвется, мнется, горит.

За два года семейной жизни супруги успевают достаточно хорошо узнать друг друга. Выявляются неприятные привычки, происходит распределение обязанностей, притирка характеров. Часто в это время у пары появляется малыш, что означает окончание романтического периода, когда муж и жена принадлежали только друг другу и наслаждались близостью. В то же время это период радости и счастья от новых эмоций и впечатлений, - они-то и должны помочь преодолеть возможные конфликты.

Гости, приглашенные на бумажную свадьбу, дарят всевозможную полиграфическую продукцию: книги, календари, фотоальбомы, картины. Также считаются допустимыми подарки из пластмассы и предметы мебели. Можно даже подарить деньги: они ведь тоже бумажные!

Говорят, с этой свадебной годовщиной в Византии была связана интересная традиция. К праздничному застолью муж и жена делали из бумаги кукол. В эти куклы прятались записки с пожеланиями супругу (супруге), перечислялись достоинства и недостатки любимого человека. Считалось, что после двух лет семейной жизни муж и жена достаточно хорошо узнали друг друга и могут дать объективную оценку. Молодые супруги при гостях обмениваются куклами, которые должны находиться рядом с ними до конца праздника. Во время застолья муж и жена внимательно следят каждый за своей куклой, потому что друзья мужа или подруги жены могут поменять в куклах записки. В подмененных записках указываются только достоинства супруга или супруги. Если записка украдена, то похитители требуют символический выкуп. К концу торжества молодые супруги достают из кукол записки и зачитывают вслух гостям. Гости обсуждают, правдив ли писавший их человек или он что-то преувеличил. В этом обсуждении не участвовали родители виновников торжества. После обсуждения каждый из гостей должен был дать мудрый совет молодым супругам.

3 года со дня свадьбы - Кожаная свадьба

Три года свадьбы - первая "значительная" дата молодой семьи. Годовщину в 3 года со дня свадьбы называют кожаной свадьбой. Считается, что "бумажные" трудности остались позади, и, раз уж муж и жена не порвали отношения, как бумагу, - значит, научились ладить друг с другом и гибко подстраиваться. Ведь кожа - символ гибкости.

Важность умения найти компромисс в семейных отношениях подчеркивают подарки, которые приносят гости на праздник. Это могут быть изделия из кожи или кожзаменителя: сумки, портмоне, органайзеры, ремни, а для более обеспеченных - кожаная одежда или даже мебель.

Четвертую свадебную годовщину не случайно назвали льняной, ведь лен — не ситец, он гораздо прочнее, а значит, и отношения супругов стали более крепкими и надежными. Лен - символ прочности и долговечности.

Эту годовщину иногда называют также восковой, что положило основу традиции непременно ставить на стол свечи. Ну а покрыть стол, конечно, следует льняной скатертью, и положить льняную салфетку около каждого прибора.

Лён - символ достатка и обеспеченности. Льняные вещи служат долго, и потому подарки, преподносимые в этот день, останутся с супругами на всю жизнь: скатерти, покрывала, другой качественный домашний текстиль.

Пятилетие со дня свадьбы - это первый крупный семейный юбилей. Дерево - материал теплый, податливый, уютный и очень домашний. Кроме того, он еще и строительный материал. К пяти годам совместной жизни супруги уже успели выстроить свои отношения, обустроить дом, а возможно, и завести ребенка.

По сравнению со всеми предыдущими символами годовщин свадеб - ситцем, бумагой, кожей и льном, дерево - первый твердый материал, что тоже весьма символично. К пяти годам сглаживаются все основные шероховатости в отношениях, которые приходят к относительной стабильности. Дерево - материал твердый, но, к сожалению, не вечный. Дом, выстроенный из дерева, теплый и надежный, но и ему могут грозить пожары семейных ссор. Хорошей приметой для супругов на пятую годовщину свадьбы считается посадить дерево. Утверждают, что дерево, посаженное на пятилетие свадьбы, переживёт все невзгоды и будет памятью для далёких потомков.

Если вы не отмечали предыдущие рубежи семейной жизни, то деревянную свадьбу обязательно стоит отпраздновать. Неплохо было бы пригласить друзей и всех гостей, присутствовавших на вашей свадьбе. Подарки не обязательно должны быть дорогими: шкатулки, резные вещицы, деревянная посуда и украшения, мелкие предметы мебели.

Вот и первая «металлическая» свадебная годовщина. Но следует помнить, что чугун, несмотря на внешнюю прочность - самый хрупкий из всех металлов, и вполне может разбиться от сильного удара. В старину в этот день хозяйка до блеска начищала чугунную посуду и выставляла ее на обозрение прохожих.

В подарок на чугунную свадьбу рекомендуют дарить чугунные горшки и сковородки (в современных условиях, пожалуй, придется их заменить тефлоновыми или керамическими). Можно подарить мангал и шампуры: хоть и не чугун, но напрямую связано с открытым огнем.

Кстати, в Америке и Западной Европе годовщину 6 лет свадьбы именуют леденцовой, а в Латвии - рябиновой.

Первая неполная годовщина свадьбы, вероятно, связана с тем, что атомная масса цинка - 65,38. Очевидно, традиция праздника имеет не очень глубокие исторические корни и празднуется далеко не всеми. Однако и у нее есть свой смысл: цинковая свадьба напоминает, что на брак, как и на оцинкованную посуду, надо время от времени наводить глянец. Подарить можно набор посуды, кастрюль.

Медная свадьба отмечается на 7-й год после свадьбы. Медь - символ семейной прочности, красоты и достатка. Это уже не чёрный металл чугун, а ценный. Но до благородного или драгоценного ей ещё далеко.

Что касается шерсти, то это материал теплый, согревающий всех членов семьи ровным и мягким теплом. Но иногда он бывает колючим, что напоминает о возможных даже на этом этапе семейной жизни шероховатостях в отношениях.

В прежние годы в честь седьмой годовщины свадьбы супруги обменивались медными монетами. Сейчас можно дарить друг другу в подарок на медную свадьбу изделия народных промыслов - подсвечник, турку для кофе, декоративные чашки, а в честь шерстяной свадьбы - вязаные носки или свитера. А можно, по аналогии с медной посудой, вручить в подарок хозяйке мультиварку, или другой полезный кухонный девайс.

За восемь лет обыденность становится слишком знакомой для супругов, их отношения бледнеют и тускнеют, становясь похожими на невзрачную жесть. Но бытовые проблемы, которые в первые годы жизни так мешали браку, теперь улеглись. Название свадьбы как бы говорит, что быт, испытывавший супругов на прочность, стал их союзником, сблизив общими заботами о доме и семье. Но не стоит очень-то углубляться в обыденность, чтобы семейная жизнь не стала слишком тусклой, время от времени ее необходимо отчеканивать.

На восьмую годовщину свадьбы можно подарить кухонную утварь, бытовые принадлежности, или просто всё сверкающее и похожее на жестяные изделия - чай, конфеты в жестяных коробках.

Фаянсовая свадьба отмечается на девятый год семейной жизни. Символика девятой свадебной годовщины имеет два противоположных толкования. По одной версии, с каждым годом семейные отношения становятся крепче, как хороший чай, налитый в фаянсовые чашки. По другой версии, через девять лет после свадьбы семья переживает критический период и хрупка, как фаянс.

На фаянсовую свадьбу обычно дарят чайный сервиз или столовую посуду. Кроме того, фаянсовая свадьба - хороший повод разбить тарелочку на счастье!

Первый полноценный свадебный юбилей, круглая дата, именуется розовой (по другим источникам - оловянной) свадьбой. В этот день принято веселиться на всю катушку, праздновать торжественно, с огромными букетами роз, и не вспоминать о мелких семейных невзгодах и неурядицах.

Подарки на 10 лет свадьбы должны быть так же красивы, как выдержавшие десять лет отношения мужа и жены. Даже менее популярное "оловянное" название десятилетней годовщины свадьбы увязывают с гибкостью и податливостью олова - то есть с умением супругов подстраиваться друг к другу.

По традиции муж дарит жене 11 роз: 10 красных — как символ любви, и 1 белую — как символ надежды на следующее десятилетие. Гости, пришедшие поздравить супругов с десятилетием совместной жизни, тоже дарят букеты роз. В детали одежды стараются включить элементы розовой символики (цвет, рисунок). На столе - розовое вино, чай с лепестками роз и украшенный розами торт.

Эта годовщина говорит сама за себя, ведь это 1+1 — союз двух людей — рука в руке, душа в душу. Брак закалился и стал подобен стали, сделался крепким и упругим. Сталь — красивый металл, при определенной обработке он становится зеркальным, вот и ваш союз, пройдя обработку жизненными проблемами, радостью, любовью и временем, стал, как сталь, зеркальным.

В подарок преподносят изделия из нержавеющей стали: набор кастрюль, поднос, кофейник и т. д.

Никелевая свадьба - второй по счёту "неполный" свадебный юбилей. По русским обычаям она празднуется через 12,5 лет, поскольку это ровно половина пути до важнейшего юбилея - 25 лет, серебряной свадьбы. Для удобства ее зачатую отмечают на полгода раньше - в 12 лет. Символика этой свадебной годовщины аналогична жестяной свадьбе: сверкание никеля указывает на необходимость освежения блеска отношений.

Тема подарка на 12,5 лет свадьбы очевидна - дарить следует блестящие изделия, например, посуду или даже зеркало.

13 лет свадьбы - Ландышевая свадьба (или кружевная свадьба)

Подобно кружеву, требующему от мастерицы огромного терпения, хорошие, гармоничные семейные отношения плетутся годами с великим терпением и аккуратностью.
Столь же трепетный и нежный образ заключают в себе и ландыши, давшие второе название этой свадебной годовщине.

На 13 лет свадьбы принято дарить подарки из кружева, изделия, связанные из тонкой шерсти. Для мужа идеально было бы на 13 лет свадьбы подарить жене букетик ландышей.

Лишь спустя 14 лет после свадьбы народная традиция начинает присваивать семье статус драгоценного камня и этот первый камень - агат. Муж может подарить жене на четырнадцатую годовщину брака ювелирные украшения из агата. Для гостей уместно преподнести изделия из кости в тон камня.

Название пятнадцатой свадебной годовщины свадьбы свидетельствует о чистоте и ясности отношений супругов. На праздничном столе к 15-летию свадьбы - хрустальная и стеклянная посуда, участникам празднования рекомендуется быть в светлой одежде.

Подарки на пятнадцатую годовщину свадьбы должны быть из стекла и хрусталя - вазы, рюмки, салатницы и даже кристаллы Сваровски. Муж и жена обмениваются хрустальными бокалами. Застолье, по обычаю, продолжается до тех пор, пока кто-то специально не разобьет рюмку, бокал или тарелку.

16 лет свадьбы - Топазовая свадьба

Топаз - прозрачный драгоценный камень голубого оттенка, вероятно поэтому он символизирует открытость, ясность, взаимопонимание. Отмечать 16 годовщину свадьбы принято в кругу семьи, с родными и близкими. Уместны любые подарки, подчеркивающие тепло домашнего очага, крепость семейных уз: плед или диванные подушки, сервиз или набор для фондю, фотоаппарат или семейный фотоальбом и т.д.

17 лет свадьбы - Розовая свадьба

Некоторые источники именуют 17-ю годовщину розовой свадьбой, а 10-я в этом случае является оловянной. Подарок на розовую свадьбу очевиден - букет из 17 алых роз!

К этому времени старший ребенок часто достигает совершеннолетия, а вместе с ним заканчиваются сложности, связанные с его взрослением. Чистота и свежесть бирюзы напоминает цвет неба в ясный день. Супругам желают такой же спокойной и безоблачной жизни в дальнейшем и дарят украшения из бирюзы.

19 лет свадьбы - Гранатовая свадьба

Красный оттенок граната, как и вообще красный цвет, символизирует любовь. Поэтому праздновать 19 лет свадьбы принято в алом или бордовом платье. В гости приглашают обычно самых близких друзей, которые при выборе подарка придерживаются красноватых оттенков.

Двадцатая годовщина свадьбы называется фарфоровой свадьбой. Спустя 20 лет совместной жизни семейный союз так же красив и гармоничен, как подлинный китайский фарфор, тайна изготовления которого до сих пор остается загадкой.

В подарок на фарфоровую свадьбу уместно подарить, конечно же, чайный сервиз. Но осведомитесь у хозяев, будут ли они рады такому подарку, ведь если каждый из гостей подарит по сервизу, это может стать для супругов-юбиляров настоящей проблемой!

21 год свадьбы - Опаловая свадьба

В народе считается, что опал приносит раздор и неприязнь, но по другим данным, он развивает интуицию, укрепляет любовь и верность. В любом случае, следует надеяться, что за 21 год супружества муж и жена настолько сроднились друг с другом, что не только камень, но и более серьезные причины не способны посеять среди них раздор.
Отмечать 21 годовщину свадьбы принято наедине. Муж обычно преподносит жене украшение из опала - удивительно красивого драгоценного камня.

Вот вы и добрались до первой «олимпийской» свадьбы! Бронза - металл дорогой и благородный, чтобы заслужить его, нужно много труда по укреплению семейного очага. На 22 годовщину свадьбы дарят изделия из бронзы: статуэтки, подсвечники, часы и т.д.

23-ю годовщину бракосочетания обычно встречают в тесном семейном кругу. Стол стараются украсить в желто-зеленой гамме, свойственной бериллу. В теплое время уместно перенести праздник на природу. Подарки могут быть простыми и недорогими, символизирующими взаимную любовь.

Атлас - плотная, гладкая и шелковистая ткань. Именно такими - гладкими и прочными - становятся отношения между супругами через 24 года совместной жизни.
Поскольку 24 свадебная годовщина предшествует крупной дате - серебряной свадьбе - ее не принято широко праздновать. Но для семейного застолья, безусловно, есть повод.

25 лет семейной жизни - СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

Об этом свадебном юбилее написаны стихи, песни и пьесы. Спустя 25 лет, название годовщины свадьбы впервые "добралось" до драгоценного металла - серебра.
Подарки на серебряную свадьбу не обязательно должны быть выполнены из серебра, но обычно дарят что-то значительное и достаточно дорогое. Это может быть крупная бытовая техника, предметы мебели (которая износилась за эти годы), или же антикварные часы, статуэтки, серебряная посуда и т.д.

Празднованию серебряной свадьбы сопутствуют некоторые особенные традиции. В этот день муж и жена могут обменяться серебряными кольцами и носить их в дополнение к обручальным на протяжении всего юбилейного года. Серебряную свадьбу можно отметить и "официально" - в том дворце бракосочетаний или ЗАГСе, где заключался брак.

Нефрит - очень прочный минерал, его практически невозможно разрушить. Так и семья, прожившая долгую совместную жизнь, становится прочной и нерушимой.
Супруги могут обменяться изделиями или украшениями из нефрита. Одной из красивых и трогательных традиций Нефритовой свадьбы является обмен клятвами между супругами. Муж и жена должны взяться за руки и повторить свои клятвы, которые, наверняка давали друг другу 26 лет назад. Повторение этих приятных и значимых слов явно не будет лишним, а только еще больше сблизит виновников торжества и укрепит их отношения.

Красное дерево - символ благородства и крепости, мудрости и прочных корней. Все эти качества присущи семье, празднующей 27 лет со дня свадьбы.
Подарки, конечно же, должны быть из этого благородного сорта древесины: украшения, шкатулки, статуэтки и т.д., вплоть до изящного столика или кресла, если вы не ограничены в финансах.

28 годовщина свадьбы - Никелевая свадьба

Никель является очень твердым материалом, а также он обладает магнитными свойствами, хорошо полируется и является очень стойким. Этими же качествами должны обладать и отношения супругов, которые отмечают Никелевую свадьбу.

Подарок на никелевую свадьбу может быть связан с этим металлом, но не обязательно. Можно подарить красивое покрывало на двуспальную кровать, большой букет или торт с надписью.

Бархат является символом мягкости и нежности. Без этих качеств тяжело сберечь брак, что прекрасно известно супругам, отмечающим 29 годовщину со дня свадьбы.
Бархат символизирует богатство и роскошь, поэтому часто его стараются отметить «на широкую ногу», например, в ресторане. Подарки на 29 лет свадьбы должны быть украшены или дополнены бархатом. Можно преподнести портьеры или другой бархатный текстиль, или же проявить фантазию и подарить серьги на бархатной подушечке.

Вероятно, название связано с совместно прожитыми годами, в которых были и трудности, и невзгоды, а потому отношения успели «загореть», из «зеленых» сделаться «смуглыми».
Подарок может быть связан с загаром: от солнечных очков или постера с летним пейзажем до приглашения в солярий или путевки в жаркие страны.

32 года - Медная свадьба

Некоторые источники называют 32 годовщину медной свадьбой, хотя аналогичное название носит и день 7 лет со дня свадьбы. Можно преподнести подарки из меди, или ограничиться букетом цветов и праздничным тортом.

33 года - Каменная (клубничная) свадьба

Камень символизирует нерушимую прочность, которую набрали семейные узы к 33 годовщине со дня свадьбы. Другое название этой даты более игривое и наводит на мысль о клубничном торте или пироге, который непременно должен украсить праздничный стол.

Янтарь - удивительный материал, который застывает на протяжении столетий, превращаясь из вязкой смолы в драгоценный камень, становясь все тверже, подобно вашим отношениям. На 34 годовщину свадьбы следует преподносить поделки и украшения из янтаря.

Свадьба является достаточно древним ритуалом, корни которого находятся в глубине веков, это не просто проштампованные паспорта. Услышав слово \»свадьба\» у многих сразу возникают образы невесты в белом и жениха в чёрном, катание на наряженных машинах, а впереди кавалькады машина с кольцами, шампанское, голуби. А если посмотреть глубже, откуда произошло это слово? Давайте разбираться.

И так, слово \»свадьба\». Историки с лингвистами пока не нашли общего определения, откуда оно пошло. Выдвигается много гипотез и все они заслуживают внимания и очень любопытны.

В древнеиндийском языке \»свас\» означает \»свой\», то есть жених и невеста становятся \»своими людьми\», родственными или родными. А вот в древнеславянском есть корень \»вед\», означавшее под словом \»свадьба\» как \»сводьба\», иначе сведение молодых в . И \»невеста\», как слово имеет те же корни и означало \»не изведавшая\». Есть мнение учёных, что \»свадьба\» разбивается на три слога, и вот тут выходит целая концепция: \»сва\» означает небеса или просветление, \»дь\» обозначается как добро, а \»ба\» обозначает уважение, в некоторых случаях обряд. Нельзя с абсолютной достоверностью сказать ни про одну из приведённых версий, что она единственно верна. Все они гласят об одном, что благословляют молодожёнов на совместное и счастливое житьё-бытьё.

Немного об истории свадеб на Руси. Ещё до Крещения Руси, как таковых свадебных обрядов не наблюдалось, часто можно было встретить многожёнство. Но в конце XVI века складывается некий свадебный обряд, который совмещает язычество и христианство во едино. Считалось обыденным и даже полезным делом, что ранняя свадьба это не порок. Уберегая от пороков 11 летних девочек, до XVII века, запросто выдавали замуж, в то время как жениху едва исполнялось 15 лет. Однако невеста могла быть и старше, потому как нужна была работница в первую очередь, а не жена как таковая. Все бракосочетания делались по воле и договорённости родителей.

Сам обряд состоял из сватовства, сговора, и пиршества. Считалось, что невесту нельзя увидеть до сватовского обряда (смотрины проводил сват), а на жениха нельзя было взглянуть до обряда венчания. Родители обоих сторон подписывали некую \»рядную запись\», состоящую из двух частей: брачный договор и опись приданного. После скрепления подписями, практически не возможно было . Столоваться начинали за день до обряда венчания и продолжалось потом ещё три дня после. Молодожёнов после первого дня пиршества отводили в специальное место — \»сенник\», где и проходила первая брачная ночь. Было принято показывать невестину сорочку на утро, доказывая, что она , и празднество продолжалось по прежнему.

Пётр I привнёс более раскрепощённое отношение к браку. Стали возможными браки с разницей в возрасте и по по принадлежности к состоянию. Разрешались браки с иноземцами, священослужителями и даже разведёнными. Им был отменён традиционный показ сорочки невесты и брачный договор. Был издан указ о расторжении всех насильственных браков и одобрялась добровольная женитьба. Однако родительская воля по этому вопросу ещё долго оставалась значимой.

Не менее интересны и свадебные обычаи.

Считалось, что свадьба состоялась только тогда, когда были соблюдены все необходимые в таких случаях обряды. К примеру — друзья со стороны невесты в шутку похищают её на кануне свадьбы. Это непременно означало расставание с отчим домом. При этом жених должен был выкупить невесту, доказывая свою любовь. Он проходил ряд чудных испытаний. Сам выкуп означал искупление грехов от прежней жизни. Для отпугивания злых духов от невесты, её подружки должны были облачаться в такие же одежды как и невеста. Считается обетом верности, если оно одевается на безымянный палец правой руки. Она олицетворяет управление. По этой причине кольцо одевает противоположная сторона, а не сам. Ещё в античные времена осыпали молодожёнов зерном, мелкими монетами и цветочными лепестками. Именно так им желалось благополучие. Свадебный каравай был так же в обрядах древних римлян и дошёл до наших дней. Молодожёны кусают каравай и по порции откушенного можно было говорить о главенстве в семье. Этот кусочек следовало макнуть в соль и только после этого съесть. Такой жест означал, что не только сладкие дни должны переносить супруги совместно. И не маловажным действом считается родительское благословение. Тайное венчание считалось всегда противозаконным. Считалось, что бракосочетание против воли отца с матерью не приводит к добру.

Свадебные традиции в наше время.

Свадебный каравай. Из далекого прошлого пришли к нам традиции делать на свадьбу богатое застолье и выкупать невесту, но по сегодняшний день они не теряют своей актуальности. Со временем у нас стали появляться новые свадебные традиции.

Совсем недавно у нас образовался обычай выпускать в небо белых голубей. Но какой смысл заключен в этот удивительно прекрасном обычае, знают далеко не все. К лапкам голубей привязывают голубую и розовую ленточку. Если взлетит выше птица с голубой ленточкой, то значит, что в семье первым родится сын.

Ещё один современный обычай - бить свадебные бокалы, из которых молодожены сделали первый глоток. Это обещает новобрачным семейное счастье.

Сев за свадебный стол, жениху и невесте наливают шампанское или вино из разных бутылок, до тех пор, пока те не станут пустыми. Молодые хранят эти пустые бутылки первый год семейной жизни, чтобы жизнь у них была весёлой.

Еще одним популярным свадебным атрибутом сделался первый танец молодоженов. Для танца музыку молодожены обычно подбирают заранее. А иногда берут даже уроки танцев. Очень трогательный обычай - это танец невесты со своим отцом.

В конце празднества невеста кидает букет в толпу своих подружек. И всем известно, что поймавшая его должна в течение года выйти замуж. У друзей жениха тоже есть шанс проститься с холостой жизнью. Все идет по той же схеме: жених с ножки своей невесты снимает подвязку и бросает ее через голову в кружок своих приятелей.

Не имеет никакого значения, будете ли вы соблюдать общепринятым свадебные обычаи или сочините свой своеобразный ритуал. Самое основное, сделать этот день настоящим праздником и, чтобы он остался в вашей памяти на всю жизнь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.