Можно ли говорить о кризисе современной семьи. Основные причины кризиса современной семьи. Разбираемся в терминологии

Для полного раскрытия вышеизложенного хотелось бы рассмотреть вопрос кризиса в современной семье, так как изменение некоторых функций семьи тесно связанны именно с кризисными ситуациями развивающихся в современной семье. Российская семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, в значительной мере разрушен психологический микросоциум семьи, ослаблена её воспитательная функция. Ребёнок часто живёт в условиях социально-психологической депривации, испытывает дефицит эмоциональной поддержки, семья не гарантирует ему защищённости.

Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирования личности, и продолжается многие годы. Это воздействие основано, прежде всего, на эмоциональных отношениях между родителями и детьми становиться одним из основных факторов семейного неблагополучия.

Отчуждение родителей от детей, младших поколений от старших на фоне ущемления общечеловеческой и религиозной морали, ослабления ценностей семейного благополучия привело в конце 80-х - начале 90-х к тому разгулу безнравственности и социальной патологии, который ярче всего раскрывает социальный кризис нашего общества, кризис экзистенциальных ценностей. Исходя из вышесказанного, России потребуется гораздо больше времени на преобразование всего строя жизни, переориентации его на интересы семьи, чем западным странам. Отсюда, начинать просемейную политику и думать о том, как сделать её эффективной, нам надо раньше.

Бездетность и малодетность стали достаточно распространенным явлением на большей части территории России, да и не только. Резкое снижение материального уровня вынуждает молодые семьи отказываться от рождения второго и третьего ребенка и откладывать появление первого. Семьи с двумя и большим числом детей чаще попадают в зону бедности и в этой ситуации не могут обеспечить своим детям полноценного питания, содержания и образования.

Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшились условия реализации социальных функций - репродуктивной, экзистенциального содержания и первичной социализации детей. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов.

Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение частоты добрачных половых связей, увеличение частоты ранних и сверхранних, а также внебрачных рождений. Это и беспрецедентный рост числа отказов от детей и даже их убийств, и галопирующая подростковая и увы, детская преступность, и нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Это и растущее предпочтение так называемых альтернативных форм брачной и семейной жизни, включая рост числа одиночек, неполных семей, бракоподобных отношений и квазисемей геев и лесбиянок, рост числа брачных сожительств. Это и рост семейной девиации - злоупотребление алкоголем и наркотиками, семейного насилия, включая инцестуозное.

Крах семьи с несколькими детьми и пожизненного брака - общемировой процесс, ярче всего проявляющийся в развитых странах. Малодетность - глобальная проблема нашего времени, возникшая вследствие исторического ослабления института семьи, разрушения семейного производства и превращения членов семьи в наемных работников, не имеющих новых, рыночных стимулов к рождению детей вообще. Современная деградация семьи как супружеского союза, союза родителей и детей и хозяйственного объединения, то есть как института не выполняющего своих кардинальных функций - прямой итог прекращения инерционного действия норм семейного образа жизни, ухода в небытие семейного производства. Оказалось достаточно трех столетий вне семейного, ориентированного на рынок производства, чтобы иссякла потребность в детях как таковая.

Новое общество не позаботилось о создании новых стимулов к рождению детей. Поэтому такая массовая потребность в однодетности в условиях рыночной экономики (наемный труд). Если рыночная экономика не изменится в этом отношении, то через одно демографическое поколение начнется ослабление потребности людей и в одном - единственном ребенке.

Задача политики укрепления семьи - в том, чтобы создать в рыночной системе совершенно новую рыночную мотивацию к обзаведению семьей и детьми. Материнство и отцовство, по логике, должны стать профессиональным занятием, таким же, как любое другое дело. Общество должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений.

Несмотря на наличие разных точек зрения на кризис семьи, все исследователи едины в мнении о его наличии в современном российском обществе. Составляющими этого кризиса можно считать следующие признаки: падение рождаемости; массовая малодетность; депопуляция нации; рост числа разводов; увеличение количества неполных семей; детей, рожденных вне брака; широкое распространение неофициальных браков (сожительств); альтернативные формы брачно-семейных отношений («конкубинат», семья-коммуна, «свинг» «групповые браки»), легализация однополых отношений; рост лиц, живущих обособленно (одиночество).

Снижение уровня рождаемости в России началось с конца 60-х годов. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину.

Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.

Малодетность, как устоявшееся, развивающееся и ставшее многообразным социальное явление, перешагнула все границы: национальные, региональные, классовые, профессиональные. Она укоренилась в обществе, стала не случайным и не временным процессом, а закономерностью. Увеличение количества малодетных и бездетных семей является отражением нестабильности семьи, снижения ее статуса. Современное общество предоставляет человеку много различных возможностей самореализации личности, которые составляют серьезную альтернативу потребности иметь детей. Хотя, несомненно, низкий уровень жизни служит тормозом рождаемости, но причина кроется не только в этом. Кризис семьи – это не проблема богатства и бедности, это общая беда всей современной цивилизации, беда, которая выразилась в девальвации семейных ценностей. В системе этих ценностей, независимо от материального благосостояния, человеческое «я» самоопределялось как угодно, но только не через родительство. Мы имеем дело с тем, чего никогда не было в истории человечества: малодетность была вынужденной. Сейчас антидетная, антисемейная тенденция главным образом связана с жизненной философией молодого поколения, которое не хочет (или боится!) иметь детей по причине отсутствия реальных перспектив своего профессионального и социального самоопределения. Человеку в этой системе ценностей места не находилось, его удел – гипертрофированная социальная функция работника. Нет мужчины, нет женщины с ее особой ответственейшей ролью воспроизводства и воспитания подрастающего поколения, а есть работники, творцы, политики. Эти обезличенные отношения, к сожалению, люди перенесли и в семью, обесценив, таким образом, одну из важнейших ее функций. И поэтому сейчас не только фамилисты, но и представители других «человековедческих» наук с тревогой констатируют: «...Мы на пороге, как ни страшно звучит это слово, депопуляции, когда коэффициент смертности выше, чем коэффициент рождаемости. До тех пор пока мы не скажем, что кризис семьи – это не просто кризис ее материальных возможностей, не только по этой причине супруги отказываются иметь детей, а что это кризис системы ценностей, порожденный издержками промышленного производства, пока не будет осознана эта проблема в такой постановке, до тех пор не будет придумано ее разрешение. Разрешать же все равно придется, так как антидетное, антисемейное направление развития антигуманно, а значит, непрогрессивно, бесперспективно... Гуманной альтернативы семье – нет».

Низкая рождаемость является одной из причин депопуляции. Депопуляция – устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся – затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы.

Дестабилизация брака – одна из важнейших демографических проблем, количественно выражающаяся в неблагоприятном соотношении зарегистрированных и расторгнутых браков. Уровень разводи-мости в России непрерывно рос в 50-е, 60-е и 70-е годы ХХ века.

В настоящее время более 50 \% браков заканчивается распадом.

Развод – наиболее очевидное, но не единственное свидетельство разрушения семейных отношений, так как он лишь оформляет их фактическое положение. Далеко не все семьи с неблагополучными отношениями принимают решение о разводе либо в связи с боязнью процедуры и последствий развода, либо из-за психологической инертности, либо благодаря уверенности в том, что «дети должны иметь двух родителей, независимо от отношений между ними». При этом семья формально сохраняется, но нарушаются ее основные функции.

Тенденция к снижению брачности, усилившаяся к концу 1990-х годов, обусловливались несколькими факторами.

Во-первых, среди молодежи все активнее распространяется партнерское сожительство.

Во-вторых, регистрация браков совершается сегодня все более в озднем возрасте.

И, в третьих, общее ухудшение экономического положения, рост безработицы, особенно среди молодежи, падение жизненного уровня – все это тормозит вступление в брак.

Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у не состоящей в браке женщины и т. д.) составляет 20 \% с преобладанием неполных семей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец).

На фоне общего сокращения рождаемости и увеличения числа неполных семей наблюдается интенсивный рост родившихся вне брака детей среди всех родившихся. До 1985 г. их доля колебалась около

10 \%, а затем стала интенсивно расти, и в 2000 г. достигла 28 \%. Сегодня родители почти каждого пятого ребенка в нашей стране не состоят в зарегистрированном браке. Отчасти это объясняется ослаблением моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям, иногда это можно рассматривать как индикатор распространения фактических брачных отношений. Велик рост внебрачной рождаемости у несовершеннолетних матерей. Повышенная внебрачная рождаемость в самых молодых возрастах – это, главным образом, следствие низкой контрацептивной культуры в начале сексуальной жизни.

И наш, и зарубежный опыт свидетельствует, что среди внебрачных детей несовершеннолетних матерей особенно велико количество незапланированных и нежеланных детей. Поэтому увеличиваются показатели материнской и младенческой смертности, патологии новорожденных, отказов матерей от детей. Среди проблем неполных семей особенно остро предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Рождение вне брака понижает шансы ребенка на полную семью в будущем: «чисто» женское, равно как и «чисто» мужское воспитание детей приводит к формированию искаженного образа поведения. Еще одной немаловажной трудностью такого типа семей является их экономическая несостоятельность. Преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики бедных и зависимых от пособий.

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме. Таким образом, специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на благополучии неполной семьи. Тем не менее из года в год число детей, рожденных вне брака, растет, что с течением времени усугубляет проблему неполных семей.

Исследователи, начиная со второй половины 80-х годов стали констатировать либерализацию общественного мнения по поводу сожительства. В общественном сознании за подобными союзами все больше закрепляется название «гражданский брак», хотя этот термин возник в совершенно другом контексте – как брачный союз, зарегистрированный в государственных органах, альтернативный церковному браку.

Отношение общества к «гражданским бракам» становится все более лояльным. За период с 1980 по 2000 годы их количество возросло в шесть раз. Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брака, распространенность юридически не оформленных браков привела к тому, что в 2000 году каждый четвертый ребенок рождался вне брака.

В обществе расширяется социальная практика, когда для многих молодых людей заключению брака предшествует сожительство, которое можно рассматривать как временную, но в большинстве случаев непременную ступень к правовому закреплению эмоционально-психологически оправдавших себя отношений. На смену традиционному браку приходит так называемый «пробный брак» (сожительство, внебрачный союз), чаще всего в возрасте 18–25 лет. Анализируя причины роста внебрачных союзов, некоторые специалисты связывают этот факт прежде всего с кризисом современной семьи, падением ее социального престижа. Многих молодых людей пугает перспектива взять на себя ответственность за другого человека, а также за детей, которые рано или поздно появляются в семье. Винить их в этом не следует, потому что современная молодежь позднее достигает экономической самостоятельности. С другой стороны, раннее физическое развитие обусловливает потребность в половых отношениях. Конечно сексуальная потенция, потребность удовлетворить сексуальный инстинкт существовали всегда, однако раньше этому в значительной степени препятствовали строгие социальные нормы. Сейчас же доминирует свобода добрачных половых связей. Поэтому пара, живущая вместе без юридического оформления отношений, с большей легкостью, чем в условиях законного брака, может прервать свои отношения, если в партнере что-то не устраивает. Важную роль в росте внебрачных союзов играют и психологические факторы. Все большее число молодых людей (и даже их родителей) считают необходимым пройти перед «настоящим» супружеством испытательный срок в сожительстве - лучше узнать характер и привычки друг друга, проверить свои чувства, сексуальную совместимость. Но при этом следует отметить, что чаще всего инициатором «пробного брака» является мужчина. Современная женщина, как и раньше, в большей степени заинтересована в создании семьи и сильнее страдает от ее отсутствия, хотя супружеские обязанности связывают в первую очередь ее, а мужчине обеспечивают преимущества.

Интересные данные на этот счет сообщает объективная статистика. Женатый мужчина отличается от холостяка лучшим физическим и психическим здоровьем, он реже болеет, у него меньше шансов попасть под машину, стать алкоголиком, кончить жизнь самоубийством, он удачливее в профессиональной деятельности, дольше живет. А замужняя женщина отличается худшим, чем у ее сверстниц, не состоявших в браке, особенно в возрасте до 30 лет, здоровьем, ее продвижение по службе затруднено рождением и воспитанием детей, домашними обязанностями, возможности внесемейного досуга ограничены.

Получается, что брак в большей степени отвечает интересам мужчины, тем не менее он видит в семье «ссоры», а она – «счастье».

Положение женщины в «пробном браке» ничем не отличается от положения в зарегистрированном: именно на нее падает основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства. Мужчины же чаще чувствуют себя в неофициальном браке гостем, которому ежедневно и ежечасно оказываются почет и уважение и при этом никто не ждет, а тем более не требует его участия в домашнем труде. Все зависит от его личного желания, т. е. он пользуется всеми преимуществами женатого мужчины, но с той лишь разницей, что не имеет никаких обязанностей и не несет ответственности за экономическое благополучие семьи. Семейные проблемы решаются на основе обоюдной договоренности. Поэтому «пробный брак» следует рассматривать не как новую ступень в развитии межполовых отношений, а как кризисное состояние современной семьи.

Феномен многообразия моделей семьи и зарубежными, и отечественными исследователями связывается с глубокими социальными изменениями, имеющими глобальные и национальные характеристики и выражающимися в смене ценностных парадигм.

В ХХ в. наряду с моногамным типом семьи получили распространение и ряд типов нетрадиционных моделей. Появление таких форм в науке объясняется сложностью становления современных и постсовременных типов семей. В качестве примера приведем несколько форм, представленных в англоязычной литературе.

«Регулярно-раздельный» брак – это модель, суть которой в том, что муж и жена на определенной стадии развития индивидуальной семьи предпочитают жить раздельно в течение достаточно длительного промежутка времени. Супруги выбирают некую степень пространственной изоляции друг от друга, чтобы предотвратить рутинизацию жизни и бытовые коллизии и тем самым достигнуть максимального удовлетворения индивидуальных запросов и создать почву для творческого проявления.

Следующая нетрадиционная форма – «открытый» брак. Некоторые люди не признают развод как лучшее решение возникших в семье проблем, поэтому они ищут возможности «открыть» брак. «Открыть» брак означает предпринять шаги к полному равенству и независимости супругов в интеллектуальной и профессиональной сферах. В таком браке муж и жена являются независимыми партнерами. Одной из крайних форм «сексуального открытого брака» является так называемый «свининг». Здесь внебрачные сексуальные контакты в открытую практикуются обоими супругами, нередко одновременно и в одном и том же месте.

В качестве альтернативных браков также выступают «конкубинат» (при котором наблюдается некоторое участие «отца» в дальнейшей судьбе своего ребенка и его матери – при незарегистрированных отношениях, т.е. брак «де факто», хотя у мужчины есть официальная семья), а также все разновидности бигамии.

Одна из наиболее острых проблем брака и семьи на рубеже тысячелетия – легализация однополых сожительств, приравнивание их к юридически оформленным бракам.

Наконец, еще один признак нестабильности семейного образа жизни – убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни. В той или иной степени одиночество было присуще и в прошлом различным обществам и народам. Но если в прошлом оно было результатом действия объективных факторов, которые почти не зависели от самого человека (гибель мужчин на войне, смерть одного из супругов от эпидемии и болезней), то ныне это зависит и от самой личности. Многие становятся одинокими осознанно, т. е. люди сознательно не желают вступать в брак. Со времен Второй мировой войны число живущих обособленно лиц резко возросло. В предыдущих поколениях одиночество воспринималось как судьба в целом к людям, испытывающим его, относились с пониманием. Однако сознательное одиночество обществом осуждалось. В наше время существует другой взгляд. Несомненно, что негативного отношения к нему общественное сознание уже не формирует: общество вполне терпимо относится к одиноким, может быть, даже равнодушно. Мы считаем, что данные изменения обусловлены в какой-то степени процессом смены акцентов в системе «общество – семья – личность». А в реальности это означает, что обществу сегодня не так важно – семейный это человек или нет. Более значительными становятся другие показатели: профессиональные, образовательные и т.д.

Мнения и установки в этой области зависят от национальности, степени урбанизованности поселения, возраста и некоторых других факторов. Вместе с тем ясно, что прямо или косвенно, но создаются предпосылки для одиночества: экономические, социальные, нравственные и психологические. Все блага и льготы распределяются в соответствии с достижениями человека в профессиональной деятельности. Одиночество становится явлением, органически присущим обществу, а не случайным и не временным. Почти забыты традиции и обычаи, с помощью которых наши предки боролись с ним.

Еще одним несомненным фактором, негативно влияющим на устойчивость брака, прежде всего за рубежом, но уже проникающим и в сознание россиян, является влияние феминистического мировоззрения. В России распространение феминистических идей происходит не только по внутренним причинам, но и под влиянием зарубежных теорий – через международные конференции, гранты иностранных фондов, через СМИ и разного рода издания. Например, во вступительных замечаниях к переводимым на русский язык работам видных феминисток дается в целом их позитивная оценка; в ряде переводных учебников социологии материал по семье и браку преподносится как часть гендерной социологии. Для русского читателя представляет определенный интерес рассмотрение «антисемейнизма» в американском феминизме с позиции фамилистики, просемейного восприятия этих взглядов.

Исчезновение социальной необходимости в многодетной семье и в высокой рождаемости вызвало контрацептивную и вместе с ней сексуальную революцию, крах тысячелетней системы социальных норм семейного образа жизни. Распространение малодетной семьи, рост разводов и сожительств, социализационной патологии, нелегитимных рождений и т. п. укрепляло новый строй мыслей, где семейность ассоциировалась со всем «старым» и «отжившим», а продукты распада ее – со всем «новым» и «передовым». В ситуации ценностного кризиса семейного стиля поведения и равнодушия общественного мнения в отношении семьи феминизм предстал как очевидное идеолого-теоретическое оправдание происходящего. В феминизме неравенство семьи среди эксплуатирующих ее институтов подменяется неравенством и эксплуатацией женщин, при этом социальная проблема упадка семьи снимается, а на первый план выдвигается проблема взаимоотношений полов.

Сокрушительная критика семьи присуща не только радикальному феминизму, заявившему о себе в полной мере в США в 70-е годы, но и остальным направлениям современной феминистической теории, различия между которыми в последнее десятилетие сглаживаются на почве общего неприятия семейности.

Идеология феминизма сформировалась под влиянием идей Просвещения об естественных правах каждого человека и благодаря вкладу видных деятелей женского движения: Мэри Уолстонкрафт, Френсис Райт, Сары Гримке, Элизабет Стэнтон и Сюзанны Энтони. На первом этапе становления американского феминизма либеральные феминистки постепенно склонялись к радикализму, рассматривающему женщин как угнетенный класс, а все социальные институты как атрибуты патриархата. В XIX в. делался акцент на разнице между мужчинами и женщинами, выделялись чисто женские качества, ведущей же идеей было стремление к сосредоточению всего управления в руках «сильных женщин». Фактически это была идея материнского права, очень модная тогда среди антропологов. Среди либеральных или культурных феминисток бытовало мнение, что призыв к «матриархату» (доминированию женщин) был ответной реакцией на закрепощение женщин Запада в XIX в.

В рамках культурного феминизма XIX в. Элизабет Стэнтон заняла радикальную позицию, отвергая религию и десять заповедей, придуманных якобы мужчинами для лишения женщин их прав. Матильда Гейдж пошла дальше Э. Стэнтон, приравняв патриархат к ужасам войны, проституции и порабощения женщин. Виктория Вудхалл стала первой женщиной, которая обратилась к конгрессу США по вопросу о женских правах, связав их с шокирующими взглядами на свободную любовь. В. Вудхалл отстаивала отмену брака как систему официальной проституции и изнасилования.

Культурные феминистки отстаивали также право на аборт: Эмма Годдмэн в 1916 г. была арестована за распространение литературы об абортах, а Маргарет Сангер выступила за улучшение условий жизни через легализацию аборта и пропагандировала замедление роста населения.

Антисемейная теория феминизма исходит из идеи индивидуальной свободы, культивирующей стремление к свободе, ничем не ограничиваемой – даже требованием индивидуальной ответственности за негативные последствия любых самовольных действий. Каждый индивидуум женского гендера волен поступать как угодно, ибо ответственность за это перекладывается на общество и государство. С точки зрения феминизма, традиционная социология семьи повинна в социокультурном признании разделения полов, в обосновании социализации детей согласно их физиологической конституции, т.е. в принудительно-гетерогенном воспитании. В условиях постмодернистской переоценки ценностей феминистское отрицание природы человека и релевантной этому человеческой культуры превосходит все известные формы нигилизма.

Итак, кризис современной российской семьи, к сожалению, является несомненным фактом. К тому же он протекает на фоне широкомасштабного социального кризиса в стране, что придает ему особую остроту и драматичность. Кроме того, он связан не только с социально-экономическими, но и целым рядом психологических причин, появившихся у людей на фоне общественной разрухи.

Семья перестала быть условием выживания в обществе, так как каждый взрослый человек имеет возможность стать экономически самостоятельным и поэтому проявляет больше заботы о своем личностном росте, чем о семейном благополучии. У большинства членов общества ярко выражена ориентация на удовлетворение основных жизненных потребностей не в семье, а вне ее. Сейчас гораздо важнее сделать карьеру, чем стать хорошим семьянином.

В последние годы все большее число молодых мужчин вовлекается в девиантную активность и криминальную среду либо привлекается к участию в военных действиях, которые ведутся на территории России. Все это, конечно, связано с образом жизни, отрицающим семью, поэтому молодые люди брачного возраста не торопятся ее создавать или же просто не успевают этого сделать.

Кризис современной семьи в некотором плане связан со снижением роли мужчины как стабилизирующего фактора внутри ее. Лидирующее положение продолжает занимать женщина с ее высоким уровнем эмоциональности, который нередко приводит к необдуманному разрыву брачных уз по ее инициативе. Свою отрицательную роль в этом сыграла и массовая культура, которая культивирует сексуальность без любви: в частности реклама, конкурсы красоты и другие подобные зрелищные мероприятия, которые ориентируют мужчину на оценку женщины с точки зрения сексуальной привлекательности, а не любви и материнства. Появились разного рода сексуальные услуги, начиная от специальных салонов и кончая компьютерным сексом для интеллектуалов, что несовместимо с семейной жизнью. Кроме того, в средствах массовой информации (печать, радио, телевидение) навязчиво пропагандируются идеи гиперсексуальности, ведущие к частой смене сексуальных партнеров. Естественно, претворение подобных идей в жизнь не способствует упрочению брака, ведет к обесцениванию духовно-нравственных ценностей и чувства любви.

В российском обществе произошло резкое снижение роли традиционно значимых родственных связей внутри семьи и, в первую очередь, между родителями и детьми. Родители, воспитанные в условиях советского режима, оказались неприспособленными к резко изменившимся общественным отношениям, растерялись перед непривычной и непонятной для них действительностью. Поэтому дети перестали воспринимать их как носителей мудрости, определенного жизненного опыта, который можно было бы позаимствовать. В свою очередь дети, не получившие хорошего воспитания, не знают, как воспитывать своих детей. Вольно или невольно трудные жизненные ситуации делают семью еще одним «раздражающим фактором», поэтому муж и жена, а также другие члены семейной группы, находясь в хроническом стрессовом состоянии на протяжении нескольких лет, стремятся хотя бы на какое-то время обрести покой. И возможным вариантом выхода в этом случае становится либо разрушение семьи, либо отказ от ее создания.

Таким образом, перед современным российским обществом и социальной работой встает насущная задача – помощь кризисной семье, находящейся в достаточно сложной социально-экономической ситуации, которая усугубляется все более распространяющимся падением ценностей фамилистического образа жизни.

Задания для самостоятельной работы

1. Предложите свое определение понятиям «семья» и «брак».

2. Изобразите генеалогическое древо своей семьи.

3. Расскажите о семье как социальном институте, используя пять групп общих признаков социальных институтов:

– установки и образцы поведения;

– культурные символы;

– утилитарные культурные черты;

– устные и письменные кодексы поведения;

– идеология.

4. Составьте таблицу «Типичные нормы традиционной и современной семьи»

Сфера жизнедеятельности семьи и внесемейной деятельности супругов

Типичные нормы

традиционной семьи

Типичные нормы

современной семьи

5. Используя приведенную ниже схему, расскажите о жизненном цикле семьи. С какими типичными проблемами встречается семья на каждом этапе?

Стадии семейного цикла

Стадия бездетности, предродительства

репродуктивного

родительства

социализированного

родительства

прародительства

Семейные события

Заключение брака

Рождение первенца

Рождение последнего ребенка

Отделение от родителей

рождение первого

6. Законспектируйте работу: Сорокина П.а. Кризис современной семьи // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 997. – № 3. Согласны ли вы с мнением социолога? Ответ аргументируйте.

Напишите эссе на тему: «Ценности семьи и брака в современном обществе».

Используя приведенную ниже таблицу, расскажите об особенностях альтернативных стилей жизни в современном обществе.

Традиционные брачно-семейные отношения

Альтернативные формы брачно-семейных отношений

Законные (юридически оформленные)

Одиночество

Незаригистрированное сожительство

Обязательное наличие детей

Сознательно бездетный брак

Стабильные

Разводы, повторный брак

Сексуальная верность партнеров

Свингерство

Гетеросексуальность

Гомосексуальность

Диадичность

Групповой брак

9. Охарактеризуйте семью как малую социальную группу.

10. Расскажите о ролевых конфликтах в семье.

Согласно исследованиям социологов и семейных консультантов, каждая семья проходит несколько этапов развития, и переход с одного на другой, как правило, сопровождается кризисом. Принято считать, что к осложнениям в семейной жизни прежде всего приводят бытовые трудности. Но, кроме быта, существует масса причин, способных спровоцировать кризис в семье, на любом этапе ее существования. Во-первых, проблемы в семейной жизни могут начаться тогда, когда один из супругов переживает свой собственный психологический кризис, например, кризис среднего возраста. Пересматривая свою жизнь, чувствуя неудовлетворенность собой, человек решает все изменить, в том числе и свою семейную жизнь. Во-вторых, любое из перечисленных далее событий влечет изменения в семейном укладе. Например, рождение ребенка, а также такие жизненные вехи, как поступление ребенка в школу, переходный возраст чада, уход из родительской семьи. Кроме того, причиной кризиса для супругов становятся сложности на работе, проблемы во взаимоотношениях с родственниками, изменение материального положения (как в сторону его ухудшения, так и в сторону улучшения), переезд семьи в другой город или страну. И, конечно, более серьезные стресс-факторы - тяжелые болезни, смерти, войны, потеря работы, рождение неполноценных детей.

Кризис семьи - это проявление смены ее социальной ориентации на ориентацию гуманную, переход от социо- к человеко-центрированной семье. Если рассматривать кризис семьи в данном аспекте, то в этом кризисе должна быть преодолена социальная ориентация семьи как ее доминирующая ориентация.

Кризис есть проявление кризиса идентичности современного человека, основной характеристикой которого является его ложное самоотождествление со своей персоной, с "позитивным" компонентом своей личности, а не со своей подлинной сущностью, имеющей транс-персональную природу. Подобное рассмотрение кризиса семьи дает возможность говорить о преодолении этого ложного самоотождествления, что неразрывно связано с процессами индивидуации и аутентификации отдельных людей.

Кризис семьи можно рассматривать как ее освобождение от такой ее наиболее институциализированной формы, какой является социально санкционированный брак.

Проблемы супругов, недавно вступивших в брак, в целом отличаются от проблем пар, женатых 30 лет. Родители маленьких детей не сталкиваются с теми трудностями, что родители подростков.

Основные этапы развития семьи:

1. Ухаживание

2. Жизнь молодых супругов без детей

3. Рождение детей

4. Семейный быт

5. Дети покидают дом

6. Выход на пенсию

Жизнь молодых супругов без детей

Первый кризис, самый ранний, связан со вступлением в брак, что само по себе, является большим событием в личной жизни каждого из молодожёнов. Попытки организовать и гармонизировать супружеские отношения, таким образом, чтобы каждому было хорошо (на основе имеющихся ранее представлений), приводит к противоречиям и частым конфликтам.

Важность брачной церемонии не только для юной пары, но и для всей семьи становится все более очевидной по мере того, как все больше молодых людей от этой церемонии отказываются. Ритуалы, которые могут показаться молодым людям излишними, могут быть важными разделительными знаками этапов, помогающими всем участникам совершить переход на новые пути их взаимоотношений.

Брак - это не простое сочетание двух людей, а соединение двух семей, влияющих друг на друга и создающих сложную сеть подсистем. Супружеские отношения - это ось, вокруг которой строятся все остальные семейные отношения. Супруги являются "архитекторами" семьи.

Когда два человека вступают в брак, они уже установили к этому моменту определенные способы обращения друг с другом, хотя они могут очень мало знать друг о друге. Но вступление в брак, которое, как правило, свидетельствует о том, что они нуждаются друг в друге, требует отношений другого рода и может вызвать внезапные перемены поведения. Например, женщина, которая до церемонии брака прощала своему жениху все его недостатки, после этого принимается его исправлять. Мужчина, вполне терпимо относившийся к неспособности своей невесты проявлять свою привязанность, после вступления в брак может настаивать, чтобы она значительно изменила свое поведение. Но, как правило, паттерны поведения, проявляющиеся после бракосочетания, существовали уже в некотором виде и до этой церемонии. Люди проявляют замечательное искусство в выборе партнеров, подходящих к их потребностям, хотя впоследствии они могут настаивать, что столкнулись с неожиданностью. Девушка, нуждающаяся в дурном обращении, обычно находит кого-нибудь, кто готов с нею сотрудничать; если человек чувствует, что заслуживает в жизни немногого, то он стремится найти себе жену, чувствующую, что она заслуживает немногого; и оба получают то, чего искали.

После свадьбы многие не осознают, что им придется не только получать, но и "давать". Каждый из супругов чувствует, как будто ему нечего дать. Даже когда они давали друг другу, то у них это получалось неохотно, с тревогой и видом самопожертвования, потому что ни один из них в действительности не надеялся "получить".

Когда муж и жена обнаруживают, что партнер отличается от их ожиданий в период ухаживания, у них возникает разочарование. То, что они видят теперь в действительности - это черты характера, проявляющиеся в партнере в повседневной жизни; обычно эти черты являются неприятной неожиданностью, потому что они не проявляются во время ухаживания. Например, жена ложится спать в бигуди, переваривает пельмени, а муж разбрасывает по комнате грязные носки, храпит по ночам.

Кроме того, супруги обнаруживают, что отличаются друг от друга, причем им кажется, что у них что-то отнимается, а не добавляется, то они начинают видеть друг друга в новом свете. "Различия" выглядят плохо, потому что они ведут к разногласиям. Разногласия напоминают им обоим, что другой человек существует сам по себе, в отдельности, а не только как продолжение партнера. Различия, обнаруженные в другом человеке, можно использовать деструктивно, а не как возможность сделать свою жизнь богаче. Различия, ведущие к конфликту интересов (к разногласиям) воспринимаются как оскорбления и как доказательства того, что тебя не любят.

Кажется, что различия ставят под угрозу автономию и самооценку. Если бы у супругов была высокая самооценка, они смогли бы доверять друг другу. Каждый из них был бы уверен в своей способности получать то, что ему нужно от партнера. Каждый из них мог бы даже подождать и получить желаемое несколько позже. Каждый мог бы давать другому и при этом не чувствовать себя ограбленным. Каждый из них мог бы использовать различия между собой и партнером для большего личностного роста.

Если же у жены и мужа не хватает доверия друг к другу, то каждый как будто бы говорит своим поведением: "Я ничто. Я буду жить для тебя". Но одновременно с этим каждый ведет себя так, как будто бы говорит своим поведением: "Сам по себе я ничто, так что, пожалуйста, живи для меня".

Если супруги мало доверяют друг другу, некоторые аспекты совместной жизни представляют для них особую угрозу, поскольку в этих аспектах проверяется их способность учесть индивидуальные особенности друг друга. Больше всего это касается следующих аспектов: денег, еды, секса, отдыха, работы, воспитания детей, взаимоотношений с родственниками.

Когда молодые супруги начинают совместную жизнь, они должны выработать ряд соглашений, необходимых для любой пары. Они должны договориться о способах обращения с родительскими семьями, со сверстниками, о практических сторонах совместной жизни, и обо всех мелких и крупных расхождениях между ними как между двумя индивидами. Они должны разрешить, явно или неявно, огромное множество вопросов, которые не всегда можно было предвидеть до брака: кто будет решать, где они будут жить; каково будет влияние жены на карьеру мужа; будет ли дозволено каждому из них судить о друзьях другого; будет ли жена работать, или останется дома; и сотни других вопросов - даже столь тривиальных на первый взгляд, как, например, кто и кому будет выбирать одежду. Их информация о браке и их реальный опыт - это два разных вида знания.

Супругам нужно научиться настаивать на своих желаниях, мыслях, чувствах и знаниях, не унижая, не разрушая другого, и не нападая на него, и, кроме того, прийти к подходящему для обоих конечному результату.

Если они смогут выработать конструктивные отношения, то они смогут сказать: "Я думаю то, что я думаю, я чувствую то, что я чувствую, я знаю то, что я знаю. Я - это я, но я не виню тебя за то, что ты - это ты. Я ценю все, что ты можешь предложить мне. Давай посмотрим, какой самый реалистичный подход мы можем выработать вместе". Но если у них не получится, то они скажут: "Будь таким как я; ты должен стать одинаковым со мной. Ты плохой, если ты не согласен со мной. Реальность и различия между нами не имеют значения".

На решения новобрачных влияет не только то, чему они научились в родительских семьях, но и текущие отношения, связывающие их с родителями, которые являются неизбежным аспектом брака. Индивидуально, молодые люди должны совершить переход от прежней зависимости к независимости от родителей, и в качестве взрослых должны иначе к ним относиться. Молодые люди должны закрепить за собой территорию, в какой-то степени независимую от влияния родителей, а родители, в свою очередь, должны изменить свои взгляды на обращение с детьми после их вступления в брак. Чрезмерная благожелательная помощь может быть столь же вредной для молодых людей, как неконструктивная критика. Некоторые супружеские пары пытаются сделать свою территорию совершенно независимой, отрезав себя от всей родни. Обычно это не приводит к успеху и может подорвать брак, потому что искусство брака предполагает достижение независимости при одновременном сохранении эмоциональной связи с родственниками.

Большинство людей обнаруживают, что вопреки их ожиданиям, взаимоотношения становятся более прочными и поддерживающими, когда они открыто выражают свои чувства и мнения - как "отрицательные", так и "положительные". Удивительно, что выражение положительных чувств и мнений воспринимается как нечто тривиальное, и об этом часто забывают. Один из партнеров часто полагает, что другой уже знает о том, как он ему благодарен. Иногда люди воспринимают хорошо выполненную работу как что-то само собой разумеющееся вместо того, чтобы открыто признать, что они удовлетворены. Это также может приводить к недопониманию и обидам. Всем хочется, чтобы их поглаживали по спине время от времени.

Когда отношения между супругами начинают уменьшать их самооценку, каждый из них чувствует себя плохо и старается защитить сам себя. Они начинают искать поддержки в другом месте (на работе, с детьми, с другими сексуальными партнерами). Если их общение становится безжизненным и повторяющимся, то в конце концов им становится скучно друг с другом. Это может привести к равнодушию, а равнодушие - это противоположность любви и одна из главных причин развода. Нечто волнующее (даже опасное) - лучше, чем скука и равнодушие; даже ужасные ссоры лучше этого.

Это одна из причин, почему прямое и открытое общение между партнерами так важно. Для него требуется смелость, некоторые новые убеждения и немного практики такого общения. Оно стоит ваших усилий. Люди нуждаются в прямом, честном общении, которому они могут доверять.

Рождение детей . Кризис первенца.

Второй кризис, может быть вызван рождением ребенка.

В супружестве, чисто психологически, обретённая стабильность для двоих – вызывает ощущение спокойствия и защищённости по отношению другу к другу. А любое изменение, воспринимается, как фактор новизны, несущий непредсказуемость, потерю контроля над ситуацией, необходимость перестраиваться - порождает тревожность и вызывает защитную реакцию: сопротивление любым изменениям, может быть не вполне осознано для вас. Но без новизны отношения находятся в застое и гибнут!

Одна из сторон брачного приключения состоит в том, что как раз в то время, когда начинают решаться проблемы некоторого этапа, следующий этап раскрывает свои новые возможности. Молодая пара, выработавшая в ранний период брака приятный способ совместной жизни, обнаруживает, что рождение ребенка вызывает новые проблемы и возобновляет старые. Для многих пар это очаровательный период совместного предчувствия и ожидания ребенка, но для других это период отчаяния, принимающего разные формы. У жены может быть крайнее возбуждение во время беременности, у нее могут возникнуть непонятные физические проблемы, мешающие доносить ребенка до срока, или она начинает беспорядочно и странно вести себя сразу же после рождения ребенка. В других случаях у мужа или кого-нибудь из родственников может развиться состояние отчаяния, совпадающее со временем этого события.

Рождения первенца - следующий этап семейной эволюции. Смена привычных ролей тут существенная - в семье уже не двое, а трое, и с интересами малыша приходится считаться; женщина становится не только женой, но и мамой, а мужчина - и мужем, и отцом. К слову, если удается именно так структурировать отношения, проблемы вряд ли возникнут. Плохо, если для женщины обязанности жены отойдут на второй план, и выполнять она будет лишь материнские. Естественно, супруг обидится. А когда жена предпочтет обиду не замечать, кризис неизбежен. Действительно, если супругам удается совмещать в себе эти роли, быстрее и безболезненней разрешаются проблемные ситуаций любого «происхождения». Безусловно, малыш требует нешуточного внимания, но и супружеские отношения заслуживают его не в меньшей степени. Забота о фигуре, красивое белье, сексуальность, совместные развлечения, романтические ужины - все эти понятия из жизни "до ребенка" должны вернуться в вашу супружескую жизнь.

Когда ребенок появляется на свет, присоединяясь к миру родителей, их ожидания и потребности сразу же встречают его. Самим своим существованием малыш предоставляет папе и маме дополнительную возможность "получить", другой шанс почувствовать себя адекватными, любимыми, нужными, сильными и целостными. Беда в том, что у новорожденного немедленно появляются и свои собственные потребности. С самого рождения он ясно дает понять, что он появился на свет, чтобы получать то, в чем нуждается, поскольку он физически беспомощен и психологически неадаптирован, не включен пока в социум. Но поскольку он беспомощен, его собственные потребности, связанные с выживанием, должны сочетаться с удовлетворением потребностей его родителей, сочетаться с их ожиданиями.

Почему же супруги готовы взять на себя подобные обязательства? Потому что дети дают экономические преимущества? Потому что дети дают эмоциональные преимущества? Но в переходе к роли родителей есть свои недостатки, способные вызвать противоречивые чувства у молодых родителей. Может быть так, что у них не было планов стать родителями, когда они зачинали своего ребенка. Возможно, тогда они думали только о сексуальном удовлетворении и наслаждении, которые они давали друг другу. Возможно, они не были экономически готовы к ответственности за одевание, пропитание и жилье семьи. Они могут быть эмоционально не подготовлены к прибавлению третьего, зависимого члена семьи и к превращению в семью.

Муж может воспринимать ребенка как соперника, уменьшающего интерес жены к нему. Жена может воспринимать ребенка как соперника, отвлекающего внимание мужа от нее. Женщине, которой придется взять на себя львиную долю раннего ухода за ребенком, может также воспринимать своего ребенка, как существо, отнимающее все ее внимание и мало дающее взамен, так что ей приходится изолировать себя от взрослых на весь день, удовлетворяя его потребности. Обоих супругов может напугать огромная ответственность, возлагаемая на них. Сделать детей счастливыми стало главной задачей. Дать детям то, чего никогда не удалось получить родителям, стало необходимостью. Рост, развитие и достижение ребенка стало для родителей главным способом оценивать свою личную ценность. Отношение ребенка к родителям стало оказывать сильное влияние на их самооценку, могло дать чувство своей ценности или отнять его.

Разочарованные друг в друге, они согласились "жить ради ребенка". При этом в скрытой форме они попросили ребенка жить ради них; он стал важным действующим лицом, поскольку он обладает властью, ответственностью, мандатом сделать родителей счастливыми.

Перед рождением ребенка пара вырабатывает игру определенного рода - интимную игру вдвоем. Супруги научаются обращаться друг с другом и находят способы решения многих вопросов. Но после рождения ребенка у них автоматически образуется треугольник. Это не один из тех треугольников, куда входит посторонний или родственник; когда один из супругов ощущает, что другой больше привязан к ребенку, у него возникает ревность нового рода. Ребенок приводит в действие множество проблем, стоящих перед супругами, поскольку он становится козлом отпущения и оправданием для новых трудностей, а также и для старых, все еще не разрешенных. Мужья и жены, стоявшие уже на грани развода, могут теперь прийти к соглашению, что они останутся вместе ради ребенка, даже если они все равно бы не разошлись. Недовольные жены могут отнести свое недовольство за счет ребенка, не решаясь прямо взглянуть на свои прежние отношения с мужем. В ряде случаев брак ускоряется беременностью, так что молодые люди вовсе не испытывают совместной жизни вдвоем. Брак начинается и продолжается как треугольник до тех пор, пока дети не покинут дом. Часто брак, навязанный таким образом, не превращается в проблему. Но в других случаях ребенок рассматривается как повод для брака, и на него сваливают вину за все трудности супругов и их родни.

Предстоящее рождение ребенка означает сближение двух семейств и создает бабушек и дедушек, тетей и дядей с обеих сторон. Когда рождается внук, пересматриваются даже простейшие обычаи, такие, как соглашения о визитах. Оба семейства могут рассориться из-за того, какое имя дать ребенку, как его воспитывать и обучать, какая семья будет влиять на его развитие, и т.д. Молодые супруги, удаленные от своих семей рождением ребенка, входят в дальнейшие осложнения с семейной системой. В качестве родителей они становятся теперь самостоятельнее и взрослее, меньше ощущают себя детьми, но то же время ребенок сильнее втягивает их в родственную среду, поскольку меняется характер их старых связей и возникают новые.

Именно на этой стадии воспитания маленьких детей возникает особая проблема для женщин. Они стремятся иметь детей, видя в этом некоторую форму самовыражения. Но забота о маленьких детях может быть источником их личной фрустрации. Их воспитывали для того времени, когда они станут взрослыми и смогут применить свои специальные способности, но теперь они чувствуют себя вновь отрезанными от взрослой жизни и живущими в мире своего детства. Их мужья, напротив, обычно могут участвовать вместе со взрослыми в мире труда, в то же время наслаждаясь детьми как добавочной размерностью своей жизни. Жена, ограниченная преимущественно разговорами с детьми, часто испытывает при этом чувство унижения, ощущая себя "только" матерью и домашней хозяйкой. Стремление к большему участию в мире взрослых, к которому ее подготовило образование, может вызвать у нее недовольство и зависть к деятельности мужа. Это может привести к разрушению брака, если жена требует от мужа большей помощи в воспитании детей и больше взрослой деятельности для себя, а муж чувствует себя обремененным женой и детьми, препятствующими его работе. Иногда мать пытается преувеличить важность ухода за ребенком, вызывая у него какую-нибудь эмоциональную проблему, которой она затем посвящает свое внимание.

Семейный быт. Кризис сорокалетних.

Если даже супруги долгие годы жили душа в душу, то ближе к 40 годам у них наступает самый главный кризис. У женщин он может быть связан с приближающимся климаксом, ухудшением характера, повышенной раздражительностью. Практически у любой пары со стажем наблюдается сексуальный и эмоциональный застой. В среднем каждый пятый мужчина между 40 и 50 годами вступает в новый брак. Больше половины женятся на женщинах моложе их на 15-20 лет, другие меняют одну партнершу за другой. Есть мнение, что "бунт сорокалетних" - мужской вариант климакса, реакция на гормональную перестройку, но большинство ученых считают, что во всем виноват банальный страх. Мужчина начинает осознавать, что жизнь проходит, уже не случится ничего нового и необычного, впереди старость. Такие размышления приводят к скрытым неврозам.

По мере изменения отношений в семье, брачные отношения все время пересматриваются. Когда мужчина оказывается безработным, а его жена получает пособие из фонда социального обеспечения, то в "супружескую проблему" включается и определенное правительственное вмешательство в этот брак. Важно всегда иметь в виду, что семья - это меняющаяся группа, подверженная переменным внешним влияниям, имеющая свою историю и свое будущее, свои этапы развития и свои привычные паттерны отношений между членами группы.

В семье, какую мы видим в наши дни, пара, состоящая в браке десять или пятнадцать лет, сталкивается с проблемами, которые можно описать в терминах индивида, супружеской пары, или всей семьи. В это время муж и жена достигают средних лет своего жизненного цикла. Часто это один из лучших периодов жизни. Муж может пользоваться успехом в своей работе, а жена может разделять этот успех, которого они добивались вместе. Кроме того, по мере того как дети предъявляют меньше требований, жена становится свободнее и может развивать свои таланты и делать собственную карьеру. Проблемы, стоявшие раньше перед семьей, со временем были решены, и подход обоих супругов к жизни смягчился. Это период, когда супружеские отношения углубляются и расширяются, и когда установились устойчивые отношения с родственниками и с кругом друзей. Трудности воспитания маленьких детей уже преодолены, и сменились радостью обоих супругов при виде того, как растут и удивительным образом развиваются дети. Для многих семей это тяжелое время. Часто муж достигает в это время того момента в его карьере, когда он осознает, что не сможет удовлетворить честолюбивые надежды своей юности. Его разочарование может отразиться на всей семье и, в частности, на его статусе в глазах жены. Или, наоборот, муж оказался удачливее, чем ожидал, и хотя он пользуется большим уважением вне дома, жена продолжает обращаться с ним так же, как раньше, когда он был не столь важной личностью, и это вызывает у него раздражение, переходящее в конфликты. Одну из неизбежных человеческих проблем составляет тот факт, что мужчина, достигший средних лет и добившийся статуса и уважения, становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена, более зависящая от ее внешнего вида, ощущает себя менее привлекательной для мужчин.

Когда все дети уже ходят в школу, жена чувствует, что должна изменить свою жизнь. Свободное время побуждает ее, например, вернуться к своим прежним карьерным ожиданиям, и она может испытывать неуверенность в своих способностях. Время от времени у нее возникает ощущение, что домашняя работа отнимает у нее жизнь, что ее статус снижается, в то время как муж становится все более важным.

К этому среднему возрасту супруги прошли уже через множество конфликтов и выработали весьма жесткие и стереотипные способы обращения друг с другом. Они научились поддерживать устойчивость в семье с помощью сложных паттернов взаимодействия, позволяющих им решать проблемы или избегать их решения. Но когда дети вырастают и в семье происходят изменения, прежние паттерны могут оказаться недостаточными, и может возникнуть кризис. Иногда накапливается и выходит за пределы терпимого какая-нибудь форма нежелательного поведения, например, пьянство или насилие. Средний возраст может побудить супругов принять решение, остаться ли им вместе, или идти каждому своим путем. Это время, когда дети реже бывают дома, вынуждает также родителей осознать, что в конечном счете дети уйдут совсем, и тогда они останутся наедине друг с другом. Во многих случаях они договорились оставаться вместе ради детей, и когда они видят, что в скором времени дети их покинут, начинаются супружеские неприятности.

В этом среднем возрасте могут произойти сильные напряжения в их жизни, ведущие к разводу, даже если эта пара перенесла много кризисов в прошлом. Другие периоды семейного стресса связаны чаще всего с приходом или уходом из семьи одного из ее членов. В среднем возрасте состав семьи не меняется; но в некотором смысле все же перемена происходит, потому что в это время дети превращаются в молодых взрослых. Так называемое беспокойство с подростками можно рассматривать как борьбу в семейной системе за сохранение прежнего иерархического устройства. Например, отцу приходится обращаться с сыном как со своим ребенком, и в то же время как со взрослым мужчиной.

На средней стадии брака решение супружеских проблем часто оказывается труднее, чем в случае молодых пар, все еще неустойчивых и вырабатывающих новые паттерны. Часто случается, что супруги испробовали уже различные пути согласования расхождений, но, несмотря на отчаяние, вернулись к старым паттернам. Один из типичных элементов стабилизации брака - это взаимодействие супругов друг с другом посредством детей; кризис возникает в то время, когда дети покидают дом, и супруги снова оказываются лицом к лицу друг с другом.

Уход детей от родителей.

По-видимому, все семьи вступают в период кризиса, когда дети начинают уходить из дома, последствия же бывают различны. Часто брак переживает беспокойное время, но постепенно положение улучшается, когда, по мере ухода детей, родители вырабатывают новые отношения жизни вдвоем. Они благополучно разрешают конфликты и позволяют детям находить собственных партнеров и делать собственную карьеру, перейдя в роли бабушек и дедушек. В семье с единственным родителем потеря ребенка может быть воспринята как начало старости и одиночества, но эту потерю надо пережить и найти себе новые интересы.

Во многих культурах отлучение детей и родителей друг от друга сопровождается церемонией, превращающей ребенка в нового взрослого. Эти ритуалы инициации сообщают ребенку новый статус и требуют, чтобы с этого момента родители иначе с ним обращались. Этой цели отчасти служит школьный выпуск, но окончание средней школы часто представляет лишь шаг по пути в вуз, техникум, где продолжается родительская поддержка. Даже брак - в тех случаях, когда родители продолжают поддерживать пару - не определяет отчетливого отделения и не доставляет церемонии, завершающей отлучение.

Во многих случаях родители, без затруднений переживавшие, как дети уходили один за другим, вдруг испытывают трудности, когда достигает этого возраста определенный ребенок. Обычно в таких случаях речь идет о ребенке, особенно важном для данного брака. Может случиться, что именно через него родители чаще всего общались друг с другом, или что этот ребенок причинил им особые заботы, так что общий уход за ним и беспокойство о нем связывали родителей между собой.

Трудность, возникающая в браке в это время, может состоять в том, что родители, как обнаруживается, не имеют что сказать друг другу и не имеют ничего общего между собой. Иногда супруги начинают ссориться между собой из-за чего-нибудь, что вызывало ссоры до появления детей. Поскольку эти вопросы так и не были решены, а просто отошли в сторону после рождения детей, они возникают теперь вновь. Часто такой конфликт приводит к разделению или разводу - что может показаться трагическим после столь продолжительного брака. Хотя мы мало знаем о том, как ребенок отделяется от родителей и покидает дом, можно полагать, что обе крайности для него вредны. Если он покидает свою семью и клянется никогда ее больше не видеть, жизнь его обычно складывается плохо. Если же он остается с родителями и позволяет им руководить своей жизнью, это также плохо кончается. Он должен отделиться от своей семьи, сохранив с нею связь. Такого равновесия достигает большинство семей.

Когда молодой человек покидает дом и устраивает собственную семью, его родители должны пройти через важное изменение в их жизни - стать бабушкой и дедушкой. Иногда они плохо подготовлены к этому шагу, или совсем не подготовлены к нему, если дети не прошли надлежащие брачные ритуалы. Они должны научиться быть хорошей бабушкой и хорошим дедушкой, выработать правила участия в жизни своих детей и суметь жить наедине друг с другом в своем доме. В этот же период они часто теряют собственных родителей и переносят сопутствующую этому скорбь.

Один из аспектов семьи, о котором мы все больше узнаем, это естественный процесс, облегчающий трудности по мере их возникновения. Примером может служить появление внука. Одна мать сказала как-то в шутку, что она рожала каждого следующего ребенка, чтобы не испортить самого младшего. Матери часто чрезмерно заботятся о младшем ребенке, а потом им трудно от него отделиться, когда он стремится к более независимой жизни. Если в этот момент у старшего из детей появляется внук, то этот новый ребенок освобождает мать от ее собственного младшего ребенка и вводит ее в новую стадию, превращая ее в бабушку. Если молодые люди отрезают себя от своих родителей, они лишают своего ребенка бабушек и дедушек, и одновременно затрудняют своим родителям выход из пройденного этапа их жизни. Каждое поколение сложными способами зависит от каждого другого поколения, и мы начинаем это понимать, наблюдая распад семей в наше время быстрых перемен.

Пенсия и старость.

Когда супружеская пара успешно освободила своих детей, так что она меньше занята ими, для нее часто наступает, как можно полагать, период относительной гармонии, продолжающийся и после ухода мужа на пенсию. Но иногда это может осложнить их проблему, поскольку им приходится теперь быть наедине друг с другом двадцать четыре часа в день. Хотя индивидуальные эмоциональные проблемы пожилых людей могут иметь разные причины, первое возможное их объяснение - это защита кого-нибудь другого. Если, например, у жены развивалась неспособность открывать глаза, то эту проблему диагностировали как истерию. При этом главное внимание уделялось ей самой и ее стадии жизни. Но с точки зрения семейной психологии ее болезнь можно рассматривать как способ поддержки мужа во время кризиса. Проблема возникла в то время, когда муж выходил на пенсию, переходил от активной, полезной жизни к чему-то, что казалось ему бессмысленным прозябанием. Когда у его жены развилась болезнь, у него появилось важное дело - помочь ее выздоровлению. Он водил ее от одного врача к другому, устроив их жизненное положение таким образом, чтобы она могла двигаться без помощи зрения, и вообще занял крайнюю защитную позицию. Его роль в этой проблеме стала очевидной, когда у жены произошло улучшение: тогда у него развилась депрессия, и он оживлялся лишь во время рецидивов ее болезни. Вспомогательная функция болезней, заметная в течение всей жизни семьи, столь же важна, когда пара супругов остается наедине друг с другом в их старости.

Со временем, конечно, один из партнеров умирает, оставив другого совсем одним, и тот должен найти связь с обеими родственными семьями. Иногда старый человек может найти себе полезное дело; но иногда, во времена перемен, он оказывается просто лишним, поскольку старики не считаются нужными в жизни младшего поколения. На этой стадии семья сталкивается с трудной проблемой заботы о старике. Это также кризисный момент, с которым часто нелегко справиться. Но то, каким образом младшие обращаются со старшими, становится образцом того, как будут обращаться с ними, когда они в свою очередь состарятся, поскольку семейный цикл продолжается без конца.

При переходе от одной стадии к другой возникают семейные кризисы. Также, проблемы возникают, когда перед членами семьи возникают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений. Семейная психотерапия как самостоятельная научно-практическая отрасль психотерапии оформилась в середине XX века. Ее возникновение есть, одновременно, и проявление кризиса семьи, и попытка найти новые, нетрадиционные способы и методы помощи семье.

Чтобы успешно преодолевать эти кризисы, семье важно научиться по-новому общаться, выработать новые правила поведения, изменить восприятие самих себя. Неуспешное преодоление кризиса может повлечь за собой нестабильность в семейной жизни. Некоторые проблемы семье решить легче, в то время как другие проблемы вызывают обострение отношений. Например, для одних супругов приспособление к фазе рождения детей может быть достаточно болезненным, в то время как другая молодая пара будет очень счастлива с появлением детей, но позднее будет испытывать трудности, связанные с уходом ребёнка из семьи. Обычно именно в переходный (кризисный) период семья ищет помощи у специалистов, так как не видит возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимает ее.

Алиханова Вероника Левановна

студент 3 курса факультета философии и психологии, кафедра культурологии, ВГУ,
РФ, г. Воронеж

E - mail : alihanova . veronika @ mail . ru

Коробов-Латынцев Андрей Юрьевич

научный руководитель, канд. филос. наук, преподаватель кафедры культурологии, факультет философии и психологии, ВГУ,
РФ, г. Воронеж

Семья – один из основных социальных институтов общества, выполняющий чрезвычайно важную функцию для сохранения целостности социума – функцию продолжения рода. Однако процессы, происходящие в настоящее время на политической и экономической арене, изменения в социальной структуре общества, и процессы глобализации, оказали существенное влияние на роль семьи в современном обществе как в России, так и во всем мире. Целью нашей работы будет являться выявление основных проявлений кризиса современной российской семьи, поиск причин такого рода явлений, а также влияние данной ситуации на развитие культуры России. Для этого нами были проанализированы данные Федеральной службы государственной статистики (ГКС) и Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ). Актуальность данной работы состоит в том, что выявление причин кризисных явлений в социальной сфере послужит первым шагом на пути к решению данной проблемы.

Итак, в начале нашей работы мы заявили о том, что современная российская семья в настоящее время переживает кризис. Что позволило нам об этом говорить? Рассмотрим основные проявления кризиса семьи в России.

  1. Рост числа разводов

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2014 году было зарегистрировано 1225985 браков, из них распалось 693730. Мы видим, что примерно половина из заключенных в России браков заканчивается разводом .

  1. Уменьшение числа заключенных браков.

Количество браков, заключенных в органах ЗАГС в процентном соотношении снизилась с 65 до 57 . Итак, половина всех пар в России предпочитают внебрачные отношения.

  1. Рост числа абортов и снижение рождаемости.

По статистике каждый год россиянки совершают примерно 6 млн. абортов и это означает, что 57 % женщин прерывают беременность. Следствием данной ситуации является кризис рождаемости в России .

  1. Рост проституции
  2. Нетрадиционные формы отношений

Здесь мы будем иметь в виду так называемые «свободные» отношения и гомосексуализм.

  1. Женская эмансипация и взятие женщиной на себя функций, которые традиционно выполняли мужчины, что влечет за собой изменение характера их отношений.

Итак, на основании статистических данных нами было доказано, что современная российская семья действительно переживает состояние кризиса. Перечисленные выше факторы влекут за собой большое число других, вытекающих из них, отрицательных явлений. Если браки распадаются, то дети, рожденные в таких семьях, остаются без одного родителя, либо вообще без таковых. Воспитание в неполной семье нарушает целостность психической и социальной жизни ребенка. Во-первых, прерывается естественный процесс передачи культурного опыта в семье. Традиционные семейные ценности должны передаваться от обоих родителей и представителей их семей. Если же ребенок воспитывается только одним из родителей, то он получает опыт и усваивает ценности не в полной мере. Таким образом, нарушается роль семьи как агента трансляции культурных ценностей и передачи опыта поколений. В этом первое проявление влияния кризиса семьи на культуру.

Во-вторых, отсутствие одного из родителей влечет за собой деформацию социальных ролей в семье. Например, маскулинные качества мальчик получает от отца в процессе воспитания, при отсутствии такового в ребенке трудно сформировать подобные качества. Известный психоаналитик З. Фрейд считал, что первые черты характера в ребенке формируются именно из подражания отцу, а потом уже – матери. «Одновременно с этой идентификацией с отцом, а может быть, даже и до того мальчик начинает относиться к матери как к объекту опорного типа. Итак, у него две психологически различные связи: с матерью и с отцом – идентификация по типу уподобления» . Из этого следует, что кризис семейных отношений влечет за собой кризис идентичности человека на ранних этапах его развития. Мы видим, что для формирования личности ребенка одинаково важна связь с обоими родителями, если же эта связь утрачена с любой из сторон, то социализация и аккультурация ребенка может быть нарушена. В этом второе влияние кризиса семьи на культуру – в нарушении процессов идентификации, социализации и аккультурации.

В современном обществе гендерные роли начинают заметно смещаться. Женщины, ввиду различных обстоятельств, таких как названные выше разводы, например, вынуждены брать на себя часть обязательств, которые должен исполнять мужчина. Это приводит, с одной стороны, к значительным проблемам в женской психике, таким как женский алкоголизм и т. д., а с другой стороны, женщина нередко эмансипирует до такой степени, что она теряет необходимость в брачном партнере, так как сама справляется с его функциями. Это приводит к снижению количества заключенных браков, к значительным разногласиям в семье, а также к изменению самого характера межполовых отношений. Нередко союз мужчины и женщины приобретает «свободный», ни к чему не обязывающий характер, заключение брака становится чем-то не обязательным и отягощающим.

Из изменения характера отношений вытекает кризис функций семьи. Даже если брак заключен, отношения в семье протекают без значительных конфликтов, мы сталкиваемся с еще одним тотальным кризисным явлением: рождение детей в семье стало необязательным. Молодые люди предпочитают не брать на себя ответственность за жизнь ребенка и предпочитают «жить для себя», что приводит не только к серьезным демографическим проблемам, но и кризису духовных ценностей. По данным ГСК на каждую женщину в России приходится примерно 1,6 детей , что является высоким показателем, по сравнению с предыдущими годами (в 2001 г. – 1,1 ребенок, в 2013 г. – 1,4), однако не покрывающим уровень смертности. Низкий уровень рождаемости и высокая смертность населения в России могут привести к старению населения, старшее поколение может стать более многочисленно, чем молодежь. Это приведет к консервации культурных ценностей, к отсутствию преемственности поколений, новые ценности и установки просто не будут успевать вырабатываться, резкий разрыв между ценностями «старого» и «нового» поколений приведет к социальной напряженности. Это третье возможное проявление влияния кризиса семьи на культуру России.

Таким образом, традиционные семейные ценности в России переживают упадок.

В чем заключаются причины кризиса семьи? В современном обществе уже вошло в традицию обвинять в кризисе процессы глобализации. Многие считают, что явления, происходящие в социальной и политической жизни Европы, такие как легализация однополых браков, например, пагубно влияют на ситуацию в России. Без сомнения, ситуация, сложившаяся в Европе, в определенной степени повлияла на кризис в России. Например, после принятия закона, разрешающего вступать в брак представителям одного пола, в России начались обсуждения этого вопроса. Если же ставится подобный вопрос, значит, существует возможность принять данную модель, это становится теоретически допустимым. В 2014 году в России был заключен брак между девушкой и трансгендером, то есть молодым человеком, который находятся в процессе смены пола. На церемонии бракосочетания и жених, и невеста были одеты в белые платья.

Но не переоценено ли влияние процессов глобализации на кризис семьи в России? Нам думается, что оно несколько преувеличено. Во-первых, Россия в полной мере не относит себя к Западу, она не является носительницей западных ценностей. На протяжении всей нашей истории шли споры, к какому культурному типу принадлежит Россия, и на данный момент большинство исследователей склоняется к самобытному пути России. Русский человек, вероятно, осознает это и поэтому не может слепо перенимать те модели поведения, которые существуют на Западе. Во-вторых, если обратиться к истории нашей страны XX века, то мы увидим кризисные явления, которые проявляли себя еще до начала глобализации. Например, ситуация в литературе русского символизма, ключевой чертой которого была тесная связь с философией. Символисты были вдохновлены концепцией Соловьева о Софии – высшей мудрости, которая включала в себя и высшую любовь. Они были убеждены, что литератор должен нести в жизнь те установки и ценности, которые он воплощает в своем творчестве. Это явление получило название «жизнетворчество». Помимо Высшей любви есть любовь и низменная, которой никогда не должен запятнать себя поэт, а Софийная любовь лишена плотских отношений. Отсюда у символистов возникает ощущение кризисности брачных отношений. Поскольку эпатаж и скандал были обычной формой их поведения, то они эпатировали публику и своими семейными отношениями. Например, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус находились в законном браке, но приняли решение, что их брак будет полным и без детей. Однако большее удивление вызывает даже не это, а то, что вместе с ними в одном доме жил еще и Дмитрий Философов, литературный критик. Глобализация начинается на Западе только к концу XX века, в XIX–XX веках европейская глобализация не могла влиять на Россию, потому что не было еще такого феномена как глобализация.

Что касается вопросов гендера, то его переосмысление происходит в это же время. Выше упомянутые символисты считали, что поэт своей исключительностью способен преодолеть гендерную ограниченность. Розанов в своей работе «Люди лунного света» делает из пола религиозно-философскую проблему. Он признает возможное существование «третьего» пола, рассматривает возможность секса без греха и т. д. Это стало большим шагом к отходу от традиционного понимания гендерных ролей.

Итак, в нашей работе мы пришли к следующим выводам: Современная Россия переживает глубокий кризис семьи, и это существенным образом влияет на культуру нашей страны. Это влияние мы показали в трех аспектах: во-первых, в нарушении процессов передачи культурного опыта и механизмов культурной идентификации ввиду распада традиционных ценностей семьи; во-вторых, в утрате роли семьи как агента социализации и аккультурации; в-третьих, в нарушении преемственности поколений и консервации культурных ценностей. Что касается причин подобного рода явлений, то мы считаем, что роль процессов глобализации как причины кризиса значительно преувеличена, так как подобная ситуация присутствовала в России еще тогда, когда она не ощущала на себе влияния Европы. Кризис семьи в России эволюционировал исторически начиная с XX века.

Список литературы:

  1. Всероссийский центр изучения общественного мнения – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://wciom.ru/ (дата обращения 5.12.2015).
  2. Розанов В.В Люди лунного света / В.В. Розанов. – М: Дружба народов, 1990. – 280 с.
  3. Федеральная служба государственной статистики – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 5.12.2015).
  4. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд. – СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. – С. 53.

Семейные кризисы являются закономерными этапами, они "заложены" в алгоритме существования любой семьи. Кризисные ситуации являются своеобразной проверкой семьи на прочность, и, если они успешно пройдены, значит, семья функционирует правильно и развивается нормально. Если же это не так - вполне вероятно, что тяжелая ситуация лишь усилит дисгармонию отношений. И ответственность за это между супругами распределяется пятьдесят на пятьдесят. Зачастую под этим словосочетанием подразумевается, что двое намерены разбежаться в ближайшее время. Но разрыв отношений скорее последствие неправильно пройденного кризиса, так же, как и неприятности типа появления связей на стороне, болезней, алкоголизма.

Поводом для кризиса обычно являются важные жизненные события. Они вызывают некие изменения в устоявшихся отношениях, которые влияют на ритм привычной жизни и перераспределение ресурсов: внимания, эмоций, усилий, времени, дополнительных знаний и денег. В современной семейной психологии отмечают несколько переходных периодов, связанных с внутренней динамикой и развитием семейных отношений. Сами переходы от одной фазы семейных отношений, к другой могут происходить более болезненно и проблематично или вполне спокойно и без особых осложнений.

Выделяют следующие характеристики семейного кризиса:

1. Обострение ситуативных противоречий в семье.

2. Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.

3. Нарастание неустойчивости в семейной системе.

4. Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий. На каком бы уровне функционирования семьи ни возникал кризис (индивидуальном, микро-, макро- или мегасистемном), он неизбежно будет затрагивать другие уровни, обусловливая нарушения в их функционировании. В результате можно обнаружить следующие проявления семейного кризиса:

1. Проявление семейного кризиса на индивидуальном уровне:

Чувство дискомфорта, повышенная тревожность;

Неэффективность старых способов коммуникации;

Снижение уровня удовлетворенности браком;

Ощущение непонятости, невысказанности, безысходности и тщетности предпринимаемых с целью изменить ситуацию усилий, то есть ощущение ограничения своих возможностей, неспособность обнаружить в ситуации новые направления развития;

Смещение локуса контроля: член семьи перестает занимать субъектную позицию, ему начинает казаться, что нечто происходит «с ним» - то есть вне его, а значит, и изменения должны произойти не с ним, а с другими. В таком случае он искренне начинает полагать, что именно изменение отношения или поведения другого члена семьи приведет к улучшению ситуации (Шиян О. А.);

Закрытость для нового опыта и в то же время надежда на «чудесное возвращение мира», не связанное с собственными изменениями;

Появление сверхценных идей у некоторых членов семьи;

Формирование симптоматического поведения.

2. Проявление семейного кризиса на микросистемном уровне:

Нарушения по параметру сплоченности: уменьшение или увеличение психологической дистанции между членами семьи (крайние варианты - симбиотическое слияние и разобщенность);

Деформация внутренних и внешних границ нуклеарной семьи, крайними вариантами которой являются их диффузность (размытость) и жесткость (непроницаемость);

Нарушения гибкости семейной системы вплоть до хаотичности или ригидности (механизм сохранения и усиления негибких способов реагирования - «инконгруэнтная адаптация» - почти универсален в кризисных ситуациях, однако при длительном его использовании нарушается естественный обмен энергии в семье);

Изменения ролевой структуры семейной системы (появление дисфункциональных ролей, жесткое, неравномерное распределение ролей, «провал» роли, патологизация ролей);

Нарушение иерархии (борьба за власть, перевернутая иерархия);

Возникновение семейных конфликтов;

Рост негативных эмоций и критики;

Нарушения метакоммуникации;

Нарастание чувства общей неудовлетворенности отношениями в семье, обнаружение расхождения во взглядах, возникновение молчаливого протеста, ссоры и упреки, ощущение обманутости у членов семьи;

Регресс или возврат к ранним моделям функционирования нуклеарной семьи;

«застревание» на какой-либо стадии развития семьи и неспособность решать задачи следующих этапов;

Противоречивость и несогласованность притязаний и ожиданий членов семьи;

Разрушение некоторых устоявшихся ценностей семьи и несформированность новых;

Неэффективность старых семейных норм и правил в отсутствие новых;

Дефицит правил.

3. Проявления семейного кризиса на макросистемам уровне:

Актуализация семейного мифа;

Реализация архаичного поведенческого паттерна, неадекватного актуальному контексту существования семьи, но являвшегося эффективным в предыдущих поколениях;

Нарушения внутренних и внешних границ расширенной семьи, крайними вариантами которых являются диффузность и жесткость (непроницаемость) границ;

Нарушения иерархии (например, перевернутая иерархия, межпоколенные коалиции);

Нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии, «провал» роли);

Нарушение традиций и ритуалов;

Неэффективность старых семейных норм и правил и несформированность новых.

4. Проявление семейного кризиса на мегасистемном уровне:

Социальная изоляция семьи;

Социальная дезадаптация семьи;

Конфликты с социальным окружением.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.