Что для тебя значит выражение"Любовь к Родине"? Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у дошкольников через воспитание любви к родному городу. Cочинение «Любовь к родине чувство патриотизма

Любовь к родине и патриотизм - это понятия разные.

Любовь - это чувство, которое мы можем испытывать к разным объектам и субъектам. Мы можем любить (или не любить) одновременно родину, женщину, маму, ребёнка, бога, свой дом, музыку, красное вино, мясо, ананасы, путешествия, свои или другие города и страны и так далее…

Этому чувству не нужны жертвенность или страдания во имя кого-то или чего-то. Как только в любовь примешивают ревность или жертвенность она приобретает болезненные формы. Жертвенность же в патриотизме - его важная часть.

Мы можем что-то любить, а что-то - нет в любом явлении и человеке. Мы также выбираем кого и что любить. Но, как известно, «Родину не выбирают». Где родился - то и люби. Выбор минимален.

Патриотизм - это не только любовь, но и, что важно, демонстрация любви к Родине. Патриотическое поведение - это когда мы не только любим, но и показываем это, навязываем это чувство другим, считаем отсутствие любви к нашему объекту недостатком или даже преступлением.

Из любви выгоду не извлекают. Само чувство уже достаточно. Демонстрация же чувства - в данном случае патриотизма - имеет целью ещё и извлечение какой-то выгоды, моральной или физической, так как сакрализация этого чувства повышает значимость тех, кто его испытывает. Под эгидой и маркой патриотизма творить можно что угодно, и это не осуждаемо.

Под «родиной» каждый понимает своё: кто-то государство, кто-то язык, кто-то пейзаж детства, а кто-то воспоминания или свою семью - и потому любовь к родине у разных людей разная. Другие это всё равно не почувствуют так, как я. И не нужно. Патриотизм же - это форма, как правило, групповой любви и разделённых представлений и ценностей.

Есть любовь избирательная. Конкретная: это люблю, а это нет. А есть любовь подобная эйфории, к образу - когда кажется, что любишь «всё» и «целиком». Патриотизм подразумевает любовь к Родине в целом. Любить её такой, какая есть, «во что бы то ни стало», «несмотря ни на что». Конечно иногда, патриот может и ругать Любимую, но не позволяет это делать другим. Люблю её, какой бы она ни была. За то, что она есть.

Любовь к кому-то или чему-то не порождает ненависть к тем, кто это не любит. Это моё личное чувство. Патриотизму же необходимо, чтобы и другие разделали это чувство, а ненависть к врагам Родины обычно прибавляет силы и страсти.

Чувство любви приятно и полезно тем, что в объект любви хочется вкладываться, о нём заботиться и помогать ему в развитии. Любящий родину или часть её может быть и чувствующим, и действующим, исходя из этого понимания любви. Это не требуется от других, и другим не сообщается - это наше личное дело. Деятельность же патриота требует вовлечения в неё других. Патриотизм становится общим делом и требует объединения.

То есть каждый из нас может любить родину и при этом не быть патриотом. Можно рассматривать патриотизм как частный случай и необязательный вариант любви к родине. При этом, демонстративность, жертвенность, массовость, нетерпимость, навязчивость и активность этого явления и чувства часто придают ему нездоровый характер, приводя к серьёзным и опасным заболеваниям на этой почве. Что угрожает благополучию как самого любящего, так и объекта его любви.

P. S. Написал год назад. И за прошедший период, знакомясь с российским, украинским, американским и прочими патриотизмами, убедился их общем характере, и точности данных наблюдений.

Любовь к Родине – это очень сильное чувство. Это любовь к своей семье и тому месту, где ты родился и живешь. Это наши светлые воспоминания о детстве. Это желание защищать всегда и везде, то, что дорого нам. Любовь к Родине делает нас сильными. Это чувство помогло нашим прадедам совершить великий подвиг - победить в Великой Отечественной войне.
Максим Должиков. (13 лет, г. Москва)

Любовь к Родине - это любовь к стране, где мы родились. Родина - это страна, где живут наши родные и близкие люди. Мы говорим на родном языке, который слышим с детства, на котором мы говорили первые слова. Научились читать любимые книги и писать письма своим любимым. Слова мамы на родном языке - это тоже часть Родины.
Елизавета Мандрыкина (13 лет, г. Темрюк)

Любовь к Родине – это любовь к тому месту, к той стране, где ты родился и живешь. Это твои, и только твои воспоминания о том месте, где ты увидел впервые свет и сделал первый вздох. Любовь к Родине – это твоё желание, твоя возможность и твоя обязанность защищать своих родных и близких. Это тепло и руки мамы. Любовь к Родине – это самое теплое, чистое и честное, что есть у человека.
Артем Должиков (12 лет, г. Москва)

Любовь к Родине - это значит любить место, где ты родился, страну, где находится это место и государство. Для меня любить Родину, значит быть патриотом своей страны, воспринимать несмотря ни на что ее такой, какая она есть, гордиться тем, что я родился именно здесь, чтить традиции своего народа. Любить родину означает любить свой народ, быть благодарным ему за славную историю и заботу, любить землю, на которой человек живет, любить все хорошее и прекрасное, что с ней связано.
Елизавета Гирсанова (13 лет, г.Новороссийск)

Моя страна - Россия! Я горжусь тем, что я гражданин своей великой страны, которая победила фашизм и построила прекрасные города. Моя малая Родина-Мурманск, здесь я родился и живу. Это самый крупный в мире незамерзающий порт и я хочу связать свою будущую жизнь с морем. Я люблю свою семью, свой город, своих друзей. Хочу, когда вырасту, сделать их жизнь лучше и приложу все свои силы для этого.
Семён Бузмаков (13 лет, г. Мурманск)

Для меня " Любовь к Родине" - это в первую очередь уважение к истории моей страны, к народам и традициям. Ко всему прочему, " Любовь к Родине" должна выражаться в действиях и поступках. Наиболее ярко выразить свою преданность к Родине можно подробно изучив ее историю, побывав в знаменательных местах нашей большой страны. Для меня это понятие еще значит - получить достойное образование, чтобы быть полезным своей стране. Любить Родину - это знать ее героев, уважать их, поддерживать тот патриотизм, которым наградили нас наши деды.
Глеб Юрков (15 лет, г. Москва)

Любовь к Родине есть в сердце каждого из нас. Просто кто-то чувствует острее и глубже. Другие же в круговороте повседневной жизни не задумываются об этом. Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, нашел верных друзей, встретил первую любовь, шагнул во взрослую жизнь. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться. Зовется оно малая Родина. Малые Родины сливаются в целую страну, к которой каждый ее гражданин испытывает возвышенные чувства - патриотизм, гордость, восхищение. Особенно это чувствуешь, когда находишься далеко от Родины.
Ульяна Алексеева (14 лет, г. Кондопога)

Если честно , я еще не могу в полной мере прочувствовать это выражение. Скорее всего, когда стану старше, то чувство это проснется. Пока я могу сказать, что у большинства русских людей две Родины: одна "малая" - тот регион, республика, край где он родился. А вторая, конечно, сама Россия! Люди скучают по своей малой Родине, если переезжают жить в другие края. Люди скучают по России, если уезжают жить заграницу. "Любовь к Родине" - это любовь к людям, с которыми ты вырос, любовь к родному дому и родителям. "Любовь к Родине" - это любовь к природе родного края, к климату, к традициям в семье и народе, с которыми ты жил или живешь. Тот, кем ты стал во взрослой жизни, было заложено в тебе в том крае, в котором ты родился и вырос. В нашей семье малая Родина - республика Удмуртия! Я не смогу сказать про Любовь к нашей Родине лучше, чем сделала это моя мама:
Сердцем вышита над русскою равниною,
Пашнями, лесами, и талмасами
Нитью родников, дорогой длинною,
И узорами на платьях нитью красною...
Сердцем видится мне родина - Удмуртия,
В летний зной, весной, в мороз и снег.
Ты смиренная моя, Удмуртия, и мудрая,
Предуралья древний оберег!
Собрала в одну семью моя Удмуртия
Сто народов, сто культур и сто сердец …
Каждый говорит земле: "Люблю тебя"
Каждый здесь хозяин и творец!
Даниил Журавлев (15 лет, г. Москва)

Думая о Родине , я думаю о той великой, прекрасной стране, в которой родилась, связываю понятие родины со сложной и интересной, насыщенной и иногда трагической историей родной земли. Я чувствую гордость оттого, что являюсь частью этой страны, частью этого большого мира. Затаив дыхание, мы, с переполняющей душу, патриотизмом смотрим военные парады на главной площади страны, с гордостью и восторженной дрожью в голосе поздравляем ветеранов с Днем Победы. У каждого человека есть Родина, и для каждого она своя...Невидимые нити связывают тебя с твоим родом, следовательно, и с родиной. Поэтому ты и любишь ее той любовью, которую объяснить тяжело: видишь все её недостатки и всё-таки любишь.
Мария Яковлева (12 лет, г. Астрахань).

Любить Родину – значит знать историю родной страны, уважать культуру, обычаи и традиции своего народа. Любовь к Родине у всех разная. Для кого-то это означает просто жить в своей стране, наслаждаться родными закатами и родным небом, ходить по родной земле, дышать родным воздухом. А для кого-то любить Родину – это прославлять свою страну, способствовать ее развитию и процветанию своими поступками, своим трудом – как физическим, так и интеллектуальным. Кроме того, считаю, что любить свою Родину – это еще и любить людей, своих сограждан, быть готовым помочь любому человеку и не занимать позицию «каждый сам за себя». Ведь все вместе мы – сила и мощь нашей страны, а по одиночке – просто жители, населяющие ее.
Екатерина Карпова (14 лет, г. Реутов)

Выражение «Любовь к Родине» для меня значит, в первую очередь, любовь к моей семье. «Любовь к Родине» каждого человека и всего русского народа к своей стране – это готовность всегда защищать свою Родину, её интересы и народ. Все русские люди еще в давние времена были друг другу «братья». В трудные времена русский народ много раз доказывал «чужакам» свою любовь к Родине, объединяясь и побеждая врагов, действуя по принципу любимого выражения Александра Невского: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!». Также «Любовь к Родине» - это любовь к родному языку, окружающей природе, городам, селам и поселкам, где проживают люди. Мы все радуемся победам наших спортсменов на международных соревнованиях, изобретениям мирового масштаба наших ученых, успехам наших соотечественников в различных областях деятельности. Родина может гордиться своими воинами, которые защищали ее от врагов, не щадя своей жизни. Если происходят какие-то неудачи, несчастные случаи, то их ликвидируют соответствующие службы, добровольцы, волонтеры. Мы все радуемся победам наших спортсменов на международных соревнованиях, изобретениям мирового масштаба наших ученых, успехам всех наших людей в различных областях деятельности. Разве это не проявление любви к Родине?
Алёна Олейникова (11,5 лет, г. Таганрог)

Родина-это моя семья , город, где я родился, страна, где я живу, язык, на котором я говорю. Куда бы ни закинула человека судьба, Родина-это место, в которое всегда хочется возвращаться. Я думаю, что каждый из нас должен быть патриотом своей страны. Патриот-это человек знающий, прежде всего, историю своей Родины. Без прошлого у нас не будет и будущего. Родина - это мама, которую каждый из нас бережет, лелеет, любит и благодарит за свое рождение.
Иван Моськин (12 лет, г. Керчь)

По моему мнению, любовь к Родине - это, прежде всего, уважение к ней. Человек, который любит свою Родину, не променяет её ни на что другое, какая бы она не была. Любовь к Родине - это гордость за её культуру и традиции. Человек, любящий Родину, старается не только сохранить всё это, но и изменить Родину в лучшую сторону. Он готов в любой момент пожертвовать ради неё чем угодно, даже собственной жизнью.
Диана Анисимова (15 лет, г. Москва).

Любовь к Родине для каждого человека значит свое. Для кого-то, это последнее письмо с фронта, от которого все внутри сжимается и хочется плакать, для кого-то это просторы родных полей и свежесть лесов, для кого-то это двуглавый орел - символ силы и власти. А я считаю, что любовь к Родине соединяет в себе все это и даже больше. Родина начинается с семьи, дома, родного двора, "картинки в букваре" и все это мы любим и храним в своем сердце всю свою жизнь и готовы защищать даже воспоминания об этом. Мое отношение к Родине характеризует известное стихотворение, которое прозвучало в фильме "Брат":
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок!
Речка, небо голубое –
Это все мое, родное.
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!

Больше мне добавить нечего!

Софья Любова (14 лет, г. Архангельск)

Я считаю, что «Любовь к Родине» - это когда ты готов защитить свою страну.

Родина, ты как мама мне!
Не зря есть ты в моей судьбе.
Родина я люблю тебя!
Родина ты все для меня.
Я в любую минуту пойду защищать тебя.
Родина ты жизнь моя!

Ксюша Гуреева (11, 5 месяца г. Москва)

Выражение «Любовь к Родине» для меня означает, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Гордиться ей и менять ее в лучшую сторону, прежде всего, своим примером. Переживать со своей страной ее тяжёлые периоды и разделять радость побед и достижений. Своей повседневной работой, службой, учёбой способствовать процветанию и развитию своей Родины, созиданию и движению вперёд. Знать и уважать историю и традиции своего народа. Быть добрым и честным, грамотным и уверенным в своих взглядах. С честью и достоинством представлять свою страну и свой народ за ее пределами, это очень актуально для нас как жителей Калининградской области, поскольку ввиду своего географического положения нам чаще приходится бывать в соседних странах Европы нежели в основной части России. Патриотизм и любовь к родному краю дают человеку чувство принадлежности к великой культуре и делают частью истории. Когда любишь свою малую Родину, где бы ты ни был, знаешь, что есть место, где ты счастлив.
Алиса Князева (14 лет, г. Калининград)

Любить Родину -значит быть достойным гражданином своей страны. Своими делами и трудом способствовать процветанию и развитию, созиданию и движению вперед. Уважать историю своего народа. Уважать и почитать старых людей, своих родителей, воспитателей и учителей, быть добрым и честным. Быть грамотным и уверенным в своих взглядах. Любовь к Родине-ощущение счастья.
Полина Дудник (13 лет, г. Темрюк)

Любовь к Родине для меня означает: моя страна в которой я родился, в которой я живу. Я хочу, чтобы в моей стране всегда был мир, что бы было ясное небо над головой. Любовь к родине есть в сердце каждого из нас. Просто кто-то чувствует острее и глубже. Другие же в круговороте повседневной жизни не задумываются об этом. Но если беда черным крылом накроет родную землю, каждый станет патриотом Отчизны.
Евгений Гречишкин (13 лет, г. Новороссийск)

Любовь к Родине есть в сердце у каждого. Только все мы воспринимаем это по-разному. Кто-то ощущает это довольно остро и глубоко, кто-то же в повседневной рутине не замечает этого. Для меня любовь в Родине – это любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, встретил друзей, шагнул во взрослую жизнь. И где бы ты ни оказался, всегда захочешь вернуться именно туда.
Маргарита Агабекян (13 лет, г. Новороссийск)

Любовь к Родине - это то чувство, которое испытывает человек к Родному краю, в котором был рожден и воспитан. Человек не предаст любимую страну и не покинет, а если и покинет, то будет сожалеть об этом и ждать возвращения в Родной дом. Именно из-за этой любви мы готовы сражаться с врагами и защищать свою землю на которой жили наши мамы и папы. Человек, который живет без чувства родины никогда не будет чем-то жертвовать ради этого Родного места - он просто переедет.
Анна Соколова (13 лет, г. Туапсе).

"Любовь к Родине"- это любовь к людям, которые живут вместе со мною в моей стране, в моем городе, в моем доме. Наверное, так-же чувствуют и люди, живущие в других городах и странах. Мне очень грустно, когда кто-нибудь из моих знакомых переезжают в другой город, потому, что я привыкаю видеть этих людей рядом, дружу с ними, не хочу с ними расставаться. А если бывает необходимость мне уехать, то даже если интересно путешествовать, то потом хочется в свой город к друзьям и родственникам. И когда снова ты видишь-какой прекрасный мой город, наш дом и все близкие тебе люди, чувствуешь радость! Когда я стану взрослым - буду работать вместе с другими людьми на пользу своей страны, а если кто-то нападет на нас, то пойду в военно-морской флот защищать своих родителей, сестер, брата и всех русских людей. Это и есть любовь к Родине.
Андрей Шевченко (12 лет,г. Таганрог)

Продолжение следует....
(следите за обновлением информации на сайте).

Гордость за свою страну сплачивает и воодушевляет: достаточно вспомнить кадры кинохроники, где тысячи людей приветствуют Юрия Гагарина, или оказаться на улицах Испании после победы футбольной сборной. Но делают ли патриотические чувства нас счастливее? Социологи Тим Рискенс и Метью Райт (Tim Reeskens, Matthew Wright) решили понять, как влияют на самоощущение этнический патриотизм (основанный на общем происхождении, истории, религии) и патриотизм гражданский (который опирается на либеральные ценности, уважение закона и государственных институтов)*. Анализ данных опроса более 40 тысяч европейцев из трех десятков стран дал однозначный результат: только гражданский патриотизм делает нас оптимистами и повышает наше субъективное благополучие. Почему так происходит?

Мнение экспертов

Максим Руднев, социолог: «Чувство любви к Родине должно подпитываться гордостью, чтобы быть настоящим. Между тем россияне чаще испытывает стыд за свою страну, а повод для гордости дают разве что спортсмены. Возможно, поэтому многие говорят о «хорошем» прошлом и «плохом» настоящем, ищут утешения в великой истории. Разочарование и нелюбовь ко всему новому оборачиваются национализмом и не делают нас счастливее».

Дмитрий Леонтьев, психолог: «Обживая пространство вокруг себя, мы расширяем понятие «свое» до границ страны, а потом и до всего человечества. Так возникает толерантность – признание ценности других людей и культур. Она исключает враждебность к чужому и уже поэтому делает жизнь лучше. В желании же видеть во всем превосходство своего (этноса, государства, религии) проявляется групповой нарциссизм – склонность абсолютизировать свои представления и считать любые иные заведомо ложными».

Светлана Федорова, психоаналитик: «Этнический патриотизм означает сильную привязанность к Родине, которая может вызывать архаический страх симбиоза со всемогущей матерью, способной поглотить. И тогда любовь к Родине на бессознательном уровне может тревожить нас. Тот, кому недостаточно самого себя, самореализации в семье, сексе, работе, вынужден опираться на мифы о великой расе, истории или культуре. Эта искусственная «подпорка» не может заменить собственного «Я» и сделать человека счастливым».

Акоп Назаретян, политический психолог: «Современный образованный человек все чаще мыслит себя не как часть конфессии или нации, а в масштабах цивилизации. Поэтому когда мы ограничены рамками этнической общности, то испытываем когнитивный диссонанс, проще говоря, мы несчастливы. Напротив, там, где слабее разделение на «наших» и «чужих», у граждан возникает чувство взаимного уважения и сопричастности ко всему происходящему в их стране. Снижается агрессивность и уровень насилия, появляются основания для оптимизма».

Галина Сысоева
Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у дошкольников через воспитание любви к родному городу

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.

Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается : и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте .

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому . Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности . Значит, если мы будем , как таковое, и чувство привязанности к родному дому , то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др . Воспитываются эти чувства на разном материале : мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т. е. воспитываем бережливость , учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.

Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников . Эта задача остается актуальной всегда.

На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить : о дошкольном учреждении , о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе , наконец, о стране. Знания постепенно обогащают представления детей о родной стране .

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Воспитатель должен стараться быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к Отечеству.

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное , в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве . Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том , чем славен край родной .

Родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей.

Такие важные понятия, как «долг перед Родиной» , «любовь к Отечеству» , «трудовой подвиг» и т. д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов и площадей , в их честь воздвигнуты памятники.

Задача воспитывать у детей чувство привязанности , о какой – то части родного города по отношению к дошкольникам трудновыполнима . Можно рассказать детям о своих любимых местах в городе , постараться через иллюстрации , фотографии, открытки показать им не только всю панораму города , но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам , опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места.

Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах , как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т. п.

Воспитывая у детей любовь к родному городу , необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины , поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего :

Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи)

Везде соблюдаются традиции : Родина помнит героев, защитивших ее от врагов.

Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу. Люди берегут и охраняют природу. Есть общие профессиональные и общественные праздники.

Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.

Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении » отмечается, что четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах : школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Взрослые должны рассказывать о городе , показывать его. Дети вместе с взрослыми ездят по городу . Иногда экскурсии организуются детским садом. Взрослые рассказывают детям о своих любимых местах, гуляя с дошкольником , каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Это улица дневная, размеренно спешащая, с группками людей на троллейбусных и автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная : дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно темным, витрины магазинов - особенно нарядными.

Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города .

Воспитатель может провести беседы о памятниках, театрах и т. д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников , расширяется – это район и город в целом , его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города , своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город , где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу , на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края , народными умельцами .

Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь , вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку , но и по ознакомлению с природой, музыкой.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т . д.) .

Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование) . Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

В последние годы изменились наши взаимоотношения с другими странами. Они стали более открытыми, а сами страны - более доступными для ознакомления. Эти социально-политические изменения повлекли за собой и изменения в подходах к интернациональному воспитанию , к соотношению национального, интернационального и расового. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов, живущих на Земле.

Такой подход не исключает задачу приобщения ребенка к своей национальной культуре, но предусматривает воспитание уважения ко всем народам. В этом сущность гражданского воспитания .

«Люблю отчизну я, но странною любовью…» (Лермонтов)
Любовь к родине, чувство патриотизма… Как их объяснить? За что мать любит своего ребенка? А за что мы любим своих матерей? Ведь далеко не все дети, если внимательно присмотреться, достойны материнской любви. Но это – взгляд постороннего человека.
Так и любовь к родине. Она есть, так как есть страна, в которой родила тебя мать, где родились и покоятся с миром на кладбищах твои предки. Именно в этой стране, а не в другой. И невидимые нити связывают тебя с твоим родом, следовательно и с родиной. Поэтому ты и любишь ее той любовью, которую объяснить тяжело: видишь все ее недостатки и все-таки любишь. Есть родной язык, который ты слышишь с детства, который ты выговорил первые слова. И тебя поняли. Прочитал первую книжку родным языком, и она тебе очень понравилась. Много книг еще прочитаешь в будущем. Может, и другими языками. Но родной будет язык твоей мамы, язык, которым говорят все вокруг в твоей стране. И родное слово, родной язык – это тоже часть твоей родины.

Есть мир твоего детства. Из него многое запало в душу. Вот дорогой дедушка вышел из подъезда посмотреть, как я впервые иду в школу. До конца нашей улицы я ощущал его взгляд. А вот в воскресенье поехали на озеро. Я еще не умел плавать и очень боялся, что отец в воде выпустит меня из своих рук. Но рука отца была и крепкой и надежной. Мне стало стыдно за свою трусливость. Так я начал учиться плавать. А крепкая рука отца – это тоже моя родина.

Есть школа, где мы слово «родина» впервые прочитали по слогам. Есть в школьном коридоре наше окно. Садясь на его подоконник, мы с ребятами и строили виды на будущее и наблюдали за девчонками, любовались самой красивой из них – Зиной Филатовой, в которую мы были влюблены все поочередно. Эти воспоминания будут со мной всегда. Они – мой школьный причал, моя родина.

Есть в нашем городе одно заветное место: любимый нами, моими одноклассниками, гидропарк. Весной и осенью он очень красивый, но главное – не многолюдный. Тогда нам кажется, что он только наш. Какие вербы купают свои ветви в воде! Какие лужайки! Как там весело играть в волейбол! После выпускного вечера мы пойдем туда встречать рассвет. Хотя это может кому-то показаться странным, но наш парк – это мое родное, моя родина.

Совсем недавно мне стали более понятные чувства М. Лермонтова, описанные в стихе «Родина»:

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.

Достаток крестьян радовал поэта. Понятие о достатке сейчас другое, а чувства те же самые. Когда я вижу богатые дома с усадьбами, с иномарками возле красивых ворот, у меня нет желания пробормотать: «Откуда у людей такие деньги?» Нет никакой зависти, только незнакомая многим отрада. Так как чем больше богатых и обеспеченных людей – тем лучше моей родине. А руины, заброшенность, убогость – это должно остаться в прошлом.

Я люблю свою страну, но любовь моя не слепа. Я вижу многое, что вызывает во мне боль и злость, досаду и негодование. Я слышу потоки лживых обещаний осчастливить народ. Но эту злость и негодование я не переношу на весь свой народ. Не надо обобщений «Наш народ некогда не научится честно работать!» Да, хватает еще в нас бездельников, иждивенцев и просто нечистых на руку. Но не они олицетворяют наш народ. Мой народ – это мои любимые родители и учителя, старший брат, друзья, добрые соседи, спортивные наставники. Это мои любимые поэты и писатели, артисты и музыканты. Они – моя родина. Странными выглядят, наверное, мои соображения, за что я люблю родину. Но разве обязательно любить за что-то?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.