1 роль семьи в развитии ребенка. Роль семьи в психическом развитии ребёнка. Какую роль играет семья в воспитании ребенка

Елена Пестрикова
Роль семьи в развитии личности ребенка

Принято считать, что основным институтом воспитания человека, начиная с его рождения и кончая его становлением как зрелой личности , была и остается семья . Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье , именно там под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье , он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том , что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери , отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше , не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья .

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение и как часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители.

Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее отношение к детям. Необходима готовность самопожертвования и выручки, необходимы мужество и стойкость для преодоления сложных ситуаций с чистым умом и добрым сердцем.

Родители играют важнейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к ним, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей , - это особые чувства, отличные от других . Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Отсутствие родительской любви к своему чаду, бессердечие и эгоизм, в свою очередь, может стать источником вражды, ненависти, презрения и тяжелой судьбы как родителей, так и, возможно, их ребенка . Именно поэтому искренняя, безусловная любовь родителей к ребенку , любовь к миру, к людям в целом, является залогом благополучия и детей, и их родителей.

Бывают случаи, когда повзрослевшие дети расстаются с родителями в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Самое важное и главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал , чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, и который необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте . Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка , искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека – основа для сохранения эмоционального контакта.

В становлении личности ребенка большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности .

Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания : демократический, авторитарный, попустительский.

Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность , и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль , основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют беспрекословного подчинения и не считают, что должны объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются , и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе и не самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку . Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей не доверяют людям, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – излишняя забота о ребенке , чрезмерный контроль за всей его жизнью , основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии . С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

Таким образом, мы видим, что семья является той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, где он вырастает и получает первые жизненные уроки; в которой он получает поддержку и помощь, в которой учится любви к миру и к людям и о которой у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

Семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи .

Существуют некоторые внутрисемейные психологические заповеди,которые имеют большое воспитательное значение :

Принимать активное участие в жизни семьи ;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком ;

Интересоваться проблемами ребенка , возникающими в его жизни;

Помогать развивать умения и таланты ребенка ;

Не оказывать на ребенка никакого давления , помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Уважать право ребенка на собственное мнение;

Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка ;

С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Все великие истины, как известно, могут быть выражены несколькими словами. Такими словами в вопросе о том, как вести себя с ребенком , как сделать из него достойного человека, как привить ему любовь к знаниям,стремление к совершенствованию и помощи людям могут служить слова : “Искренне любите дитя свое – остальное приложится ”. Хочется, чтобы настоящие и будущие родители поняли это и поняли великую силу любви чистой, искренней и очищающей.

Многочисленные исследования А. И. Захарова, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллера, Ю. Гиппенрейтер, Г. Хоментаускаса, А. Фромма многих других пристально изучают главенствующую роль семьи (чаще матери) в становлении и развитии психики детей. Обнаруживается прямая связь между нормальным психическим развитием ребенка и психологической атмосферой в семье. Такие качества ребенка, как доброта, сочувствие, теплые и дружеские отношения к другим людям, а также устойчивый положительный образ «Я» зависят от спокойной, доброжелательной атмосферы в семье, внимательного, ласкового отношения к ребенку со стороны родителей. И наоборот, грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей – самых близких людей – дают основания ребенку считать, что чужой человек способен причинить ему еще больше неприятностей и огорчений, что порождает состояние неуверенности и недоверия, чувство неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.

Психическое развитие – процесс количественных и качественных изменений, происходящих в познавательном, эмоционально-волевом и личностном развитии ребёнка.

Норма психического развития : это те достижения, которые демонстрируют дети согласно их возрастной норме. Нормальное психическое развитие имеет строго определенные этапы , которые ребенок должен пройти. Если же какой-то этап не будет пройден должным образом, то в дальнейшем человеческая психика не компенсирует эту утрату, и развитие пойдет по ущербному типу.

Психическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с семьёй.

Семья – это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной и материальной ответственностью. При этом следует учесть, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные по возрасту, по полу (женщины и мужчины), по профессии члены семьи.

Уникальность семейного воспитания в том, что семья действует постоянно (это первое окружение ребёнка), постепенно приобщая ребенка к социальной жизни с учетом его полоролевого поведения (свойственное представителю определенного пола при выполнении им различных социальных ролей) и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

1. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

2. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.


3. Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

4. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

5. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

На психическое развитие ребёнка влияют:

1)основные (реальные) воспитатели, то есть те чле­ны семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторите­тен и любим для ребенка, то есть те из близких людей, на кого он хотел бы боль­ше походить;

2) стиль воспитания в семье - можно рассматривать как преобла­дающий стиль основного воспитателя (например, ма­тери) и вспомогательных воспитателей (бабушки, отца, деда, братьев, сестёр);

3) собственно личностный, нравственный и творческий потен­циал семьи.

4) структура семьи - это состав семьи и ее членов, а также совокупность их

взаимоотношений.

Необходимо остановиться на каждом пункте.

1) Ребёнок более всего склонен к подражанию любимому (авторитетному) родителю. Он перенимает его жесты, мимику, стиль общения. К мнению авторитетного родителя ребёнок чаще всего прислушивается и выполняет все указания. Очень важно, чтобы родители подавали положительный пример ребёнку, совершенствовали себя.

2) Среди разнообразных функций семьи (см. таблицу) первостепенное значение

имеет воспитание подрастающего поколения.

Таблица 1. «Функции семьи»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет» в городе Воткинске

(филиал ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г.Воткинске)

Контрольная работа

по курсу «Психология развития»

тема: «Роль семьи в развитии ребенка»

Проверил преподаватель:

Новгородова Ю.О.

Выполнила студентка

Куликова Эльвира Мударисовна

Воткинск 2012г

С одержание

Введение

1. Влияние семьи на развитие ребенка

2. Родительская любовь

4. Роль матери и отца в развитии ребенка

6. Классификация стилей родительского поведения

Заключение

В ведение

Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий современной жизни. Взаимоотношения между родителями всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем.

Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий… - он там свой.

Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья - это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа взаимоотношений между людьми.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Именно в семье складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Однако, семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. И никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

1. В лияние семьи в развитии ребенка

Известно, что человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и это становление требует постоянного целенаправленного, систематического воздействия.

Именно семья с её постоянным и естественным характером влияния оказывает решающее воздействие на формирование черт характера, взглядов, убеждений, мировоззрения ребенка.

Поэтому воспитательная функция семьи - одна из важнейших её функций.

В целом можно заключить, что задачи семьи:

Создать максимальные условия для роста и развития индивида,

Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту человека,

Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим,

Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким,

Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

В рамках семьи осуществляется особый вид воспитания - семейное воспитание. Семейное воспитание - это система взаимодействия, складывающаяся между родителями, их детьми и другими родственниками, в процессе которого происходит трансляция опыта, образование и всестороннее формирование личности (Радугин А.А.).

Сама жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей - его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей младшего возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Активное воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что семейное воспитание должно базироваться на следующих принципах:

§ любовь, гуманность и милосердие к ребенку,

§ постоянное внимание и забота о растущем человеке,

§ вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников,

§ открытость и доверительность отношений с детьми,

§ последовательность в своих требованиях,

§ оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на все его вопросы.

2. Родительская любовь

Родителя являются важнейшим субъектом воспитания человека. Неслучайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Нужда в родительской любви поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся (Радугин А.А.).

И, тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми.

Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркоманией часто стоят не любящие своих детей родители.

Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Но здесь очень важно понимать - необходимо, чтобы ребенок чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом (Радугин А.А.).

Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование личности человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Эмоциональное отношение родителей к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви. В континууме значений эмоционального отношения родителей к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений - от безусловно положительного до открыто негативного полюса:

безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность «не смотря ни на что»).

Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителями личности ребенка и его поведения.

Отрицательная оценка и осуждение родителями конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителей.

Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе.

Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви - достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности.

Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств враждебности и любви).

Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самих родителей).

Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку).

Открытое эмоциональное отвержение ребенка.

3. Роли м атери и отца в развитии ребенка

Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье.

От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям.

Мать в своем поведении должна демонстрировать чисто женские черты - мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец - такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость.

Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психо-сексуального развития. «Первый мужчина» в жизни девочки - её отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» - его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляет его эмоционально, жестко указывает, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти себе спутницу жизни, так как в его поведении присутствуют зависимость, стремление подчиняться, неинициативность.

Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. Э.Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир, мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развитии. Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка - источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима.

Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие ребенка (особенно мальчика). По мнению Григорович Л.А. и Марцинковской Т.Д. это может проявиться в следующем:

· в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных);

· в менее четком процессе половой идентификации мальчиков и девочек;

· в затруднении обучения подростков навыкам общения с противоположным полом;

· в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать ребенка от матери».

Также у ребенка могут сформироваться комплексы вины и неполноценности вследствие неправильного поведения матери в период развода (ребенок может решить, что именно он является причиной ухода отца из семьи).

Первые пять лет жизни играют решающую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформировано «женское» поведение.

Психоаналитики также описали важность чувств любви и ненависти по отношению к родителям для общего развития ребенка.

Дети в возрасте 3 - 5 лет начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, и прежде всего к родителям, причем ребенок стремится к родителю противоположного пола. З.Фрейд назвал такие привязанности: Эдипов комплекс - у мальчиков и комплекс Электры - у девочек.

Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви - отцовской или материнской - приводит, как правило, к нарушению поведения.

Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Смысл авторитета заключается в том, что он не требует доказательства, а принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимые простым детским глазом.

Авторитет родителей - это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые не из страха перед ними или материальной заинтересованности, а признавая их справедливость и целесообразность.

Они стремятся к тому, чтобы их слушались - такова их цель. На самом деле это ложная цель.

· авторитет любви - стремление повседневно и повсеместно показывать свою любовь к ребенку и ожидание демонстрации любви ребенка к ним; авторитет доброты - чрезмерная мягкость, доброта, уступчивость по отношению к ребенку;

Настоящий родительский авторитет, по мнению Макаренко, основан на примере жизни и работы родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, ненадоедливо, неутомительно, предоставляя им возможность самостоятельно выбираться из трудной ситуации, формируя сой характер.

5. Классификация стилей родительского поведения

Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей - это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы отношений родителей к ребенку с точки зрения дистанции между ними.

1. «Оптимальная дистанция» («уважение»).

Эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведения родителей): родителе воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость, но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность. Межличностные отношения родителей и детей строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания.

2. «Сокращенная дистанция» («слияние»).

Концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом случае родительские позиции заключаются в следующем:

Чрезмерная уступчивость;

Неадекватность понимания личности ребенка;

Отношение с ребенком, как с младенцем (не учитывая его возрастные особенности);

Неспособность адекватно воспринимать степень социальной зрелости и активности ребенка;

Неумение руководить детьми;

Духовная отдаленность отца и матери от ребенка.

3. «Увеличенная дистанция» («отчуждение»).

Эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль родительского поведения). Дистанция означает психологическую отдаленность взрослых от детей - редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения родителей и детей не приносят взаимного удовлетворения, так как в основе своей имеют ориентацию взрослых «найти на ребенка управу», не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения.

Г.Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского поведения, выделенных на основании соотношения двух факторов воздействия на ребенка в семье - родительского контроля и родительской теплоты.

Авторитетный стиль родительского поведения - образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Результат: дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Результат: дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) - образ действия родителей, отличающийся полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Результат: дети склонны потакать свои слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль родительского поведения отличается низким контролем за поведением детей и отсутствие теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, которым свойственны индифферентный стиль поведения, не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитании детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к отклоняющемуся поведения.

З аключение

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания - здоровье ребенка, его счастье и благополучие.

Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна - большую роль играет самовоспитание, а также роль внесемейного воспитания, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая роль семьи.

Но я считаю, что самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием. Ведь воспитывает подлинная любовь к ребенку, уважение его личного достоинства, зародыш которого есть уже у начавшего только что ходить.

И не правы те родители, которые считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

Именно любовь родителей к ребенку является величайшим и незаменимым источником его духовного развития, формирования характера, уверенности в себе. Чем меньше тепла и ласки получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей (гипоопека) нередко вызывают у детей сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Это может привести в отставанию в развитии интеллекта, плохой успеваемости в школе, нарушению психического здоровья. Так как детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченного жизненного опыта, у ребенка возникает искаженное суждение о людях. Грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей - самых близких людей дают основание считать, что чужой человек способен причинить ему ещё больше неприятностей и огорчений.

С писок литературы

1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005.

2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2001.

3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005.

4. Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Центр, 2002.

5. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

6. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

7. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник доля учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Влияние отца на психическое развитие ребенка, особенности его роли в семье и воспитании детей. Важность поведения отца в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Последствия невыраженной роли отца в семье, его роль в социализации детей.

    реферат , добавлен 11.02.2010

    Аспекты влияния матери на развитие личности. Материнское понятие в науке. Факторы развития ребенка. Этапы развития личности ребенка. Депривации, их влияние на развитие личности ребенка. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Роль семьи в воспитании ребенка. Типы семейных взаимоотношений. Привязаность ребенка к матери. Типы характера матерей. Влияние "фактора матери" на ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Типы взаимоотношения в семье. Типы характера матерей.

    научная работа , добавлен 24.02.2007

    Влияние семьи на развитие ребенка. Стили родительского поведения. Взаимоотношения родителей и детей. Изменяющаяся природа семьи. Семья и стресс. Неполные семьи: факторы риска, возможности. Исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2008

    Функция матери с эволюционной точки зрения. Содержание и особенности отношений между матерью и младенцем. Проблема установления контактов младенца с отцом. Социально-психологические модели отцовства. Влияние семьи на развитие ребенка в раннем возрасте.

    реферат , добавлен 20.03.2009

    Становление родительского поведения при рождении ребенка; роль семьи в его личностном развитии, возрастная динамика отношений. Любовь как основа психического развития младенца. Формирование достоинства и самоуважения у ребенка: правила для родителей.

    реферат , добавлен 16.02.2011

    Понятие семьи в современном обществе. Роль семьи в жизни ребенка и формировании его как личности. Стадии социализации человека. Влияние поведения родителей на мировосприятие их детей. Благоприятные условия для формирования ценных качеств личности.

    реферат , добавлен 06.08.2014

    Особенности формирования и развития личности ребенка. Основные функции семьи. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Положительное воздействие на личность ребенка доброжелательных отношений в семье.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2014

    Факторы развития личности. Психология отцовско-детских отношений в историко-культурной перспективе, подходы к исследованию данной проблемы. Роль отца в формировании личности ребенка, значение полной семьи. Анализ результатов исследования и их обсуждение.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Роль семьи в развитии личности, цели воспитания, задачи семьи. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей. Ошибки семейного воспитания.

Введение

1. Особенности детско-родительских отношений

1.1 Функции и задачи семьи как института первичной социализации ребенка

1.2 Основные характеристики детско-родительских отношений

1.3 Родительская любовь ее виды и роль в успешном психическом развитии и социализации ребенка. Влияние бабушек и дедушек на психическое развитие ребенка

1.3.1 Роль отца в социализации детей

1.3.2 Роль матери в социализации детей

1.3.3 Роль бабушек и дедушек в психическом развитии ребенка

1.4 Влияние порядка рождения на психическое развитие и личностное становление ребенка

1.5 Личностное развитие ребенка и особенности семейного воспитания

1.6 Некоторые особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи. Понятие депривации

Заключение

Список литературы

Выдержка из текста

Роль семьи в психическом развитии ребенка

Научной разработанность темы. Особенности развития общения ребенка показаны в многочисленных исследованиях отечественных авторов Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С.Мухина, A.M. Прихожан, B.C. Мухиной, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульги и др. Ряд зарубежных авторов Й. Лангмейер и

3. Матейчик, В. Денис и П. Наджарьян отражают в своих работах сущность материнской депривации и специфику психического развития детей.

Предмет исследования — роль общения в психическом развитии ребенка;Цельисследования определить роль общения в психическом развитие ребенка; определить роль общения в психическом развитии ребенка;

Роль игры в психическом развитии ребенка

Цель — изучить роль обучения в психическом развитии ребенка. Предмет исследования — роль обучения в психическом развитии ребенка.

Целью работы является изучение влияния родительско -детских отношений в семье на особенности психического развития ребенка. Предполагается, что при нарушенных родительско-детских воспитательных связях в семье, психическое развитие ребенка будет иметь качественно иной характер.-провести изучение и анализ теоретической информации по проблеме роли семейного воспитания в психическом развитии детей;

К нарушению темпа психического развития ребенка приводит сочетание неоднородных факторов. Эти факторы часто находятся в различном сочетании друг с другом, с преобладанием того или иного вида дефицитарности и психогенных влияний. Выделение роли каждого из них представляет практический интерес, так как позволяет найти более точные диагностические критерии для диагноза психического развития ребенка. Роль семейного фактора по сравнению с остальными, на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Это и определило актуальность темы данной работы.

Степень разработанности проблемы исследования. Характерной особенностью исследований проблемы социализации личности является рассмотрение её с позиций различных наук: философии (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологии и психологии (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), педагогики (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) Изучением этой проблемы в разное время занимались В.Р. Беспалова, П.П. Блонский, Е.А. Радина, П.М. Саморукова и др. педагоги.

Стиль семейного воспитания влияет на весь путь подрастающего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности: интеллектуально — познавательную, трудовую, целостно-ориентированную, игровую, свободного общения. Семейное воспитание имеет даже широкий временной диапазон влияния: оно продолжается на протяжении всей жизни человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

В условиях вариативности и разнообразия дошкольных учебно-воспитательных учреждений особое значение приобретает достижение необходимого уровня качества и эффективности содержания образования. Оно должно быть связано с внедрением в практику работы дошкольных образовательных учреждений современных программ и личностно

В связи с этим выявление роли наследственности и среды в психическом развитии ребенка является актуальным. Целью настоящей работы является изучение роли факторов психического развития ребенка — наследственности и среды. оценить вклад наследственных и средовых факторов в психическое развитие ребенка.

Педагогическая наука в оценке факторов развития ребенка прошла несколько этапов. Одним из наиболее спорных вопросов является понимание наследственности и ее значения в психическом развитии ребенка. Цель нашей работы — рассмотреть роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.

В ряде теоретических работ, обзоров и иных публикаций игра рассматривается как способ успешного овладения социальными навыками Этот «общепринятый» взгляд на игру можно встретить в большинстве книг на эту тему, в учебниках по психологии развития. Фокусируясь на роли игры в социальном развитии, они в лучшем случае приводят краткую справку о ее значении для когнитивной сферы. о психическом развитии ребенка в игровой деятельности

Список литературы

1.Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004.

2.Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995.

3.Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка.// Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.

4.Дети, лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. / Под ред. В. С. Мухиной. М., 1991.

5.Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000.

6.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — Гардарики, 2004.

7.Крайг Г. Психология развития. 7-е межд.издание. СПб, 2000.

8.Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1985.

9.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. — Воронеж, 1997.

10.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1998.

11.Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006.

12.Хаментаускас Т.Т. Семья глазами ребенка. М.:1990.

список литературы

Внутрисемейные отношения играют особую роль в формирова-

нии личности. Значение внутрисемейных отношений в становле-

нии и развитии индивида обусловлено как тем, что они являются

156 Часть I. Педагогика

первым специфическим образцом общественных отношений, с ко-

торыми сталкивается человек с момента рождения, так и тем, что в

них как бы фокусируется и находит своеобразное выражение все

богатство общественных отношений, а стало быть, создается воз-

можность раннего включения ребенка в их систему.

Внутрисемейные отношения обладают такими, только им при-

сущими относительно самостоятельными характеристиками, кото-

рые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой

воспитания, особенно в раннем возрасте. Это достигается тем, что

внутрисемейные отношения предполагают непосредственный кон-

такт индивидов, в отличие от других общественных отношений,

субъекты которых могут быть разъединены пространственными и

временными интервалами.

Взаимоотношения родителей и детей прежде всего зависят от

взаимоотношений самих супругов, согласия между ними, распреде-

ления обязанностей между мужем и женой, атмосферы теплоты,

дружбы, эмоциональной поддержки друг друга, взаимной симпа-

Факторами влияния на взаимоотношения в семье и, следовате-

льно, на формирование и становление личности ребенка, по мно-

гочисленным наблюдениям, сегодня являются:

состав семьи и ее структура, характер взаимоотношений в ней,

особенно между отцом и матерью;

скоординированность семейных ролей и поддержка членами

семьи господствующего в доме порядка и сложившихся норм;

образовательный уровень родителей, совместимость и общая

психологическая атмосфера в семье;

отношение к детям со стороны матери и отца, их влияние.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности де-

тей -донесение до детей моральных норм, регулирующих поведе-

ние людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влия-

нием образцов и правил поведения. Образцами поведения служат

прежде всего сами взрослые -их поступки, взаимоотношения. Ко-

нечно, наиболее существенное воздействие на ребенка оказывает

поведение людей, непосредственно его окружающих. Дети, как из-

вестно, отличаются своей способностью к подражанию. Они пере-

нимают манеры взрослого, заимствуют у них оценку к другим лю-

дям: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться,

кому выражать свою симпатию или антипатию.

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 157

После возникновения эмоционального отношения к самому

себе и первичной идентификации со своим полом у ребенка возни-

кает новое, социально необходимое образование -стремление со-

ответствовать требованиям взрослых, стремление быть признан-

ным. Позитивной стороной этого стремления является нравствен-

ное чувство или совесть. Нравственное формирование личности

организуют знания, которые получает ребенок, нравственные при-

вычки поведения с другими людьми, эмоциональные переживания

своего успеха или неуспеха во взаимоотношениях с окружающими.

Особенно в этот период для ребенка важно быть признанным.

Для формирования прочных духовных контактов между роди-

телями и детьми необходимы высокий уровень взаимной информи-

рованности между ними, доверие и уважение друг к другу, взаимо-

понимание, дружеский стиль общения и адекватно-позитивная

оценка ребенка родителями. Отсутствие этих условий приводит ко

многим отклонениям в развитии личности: низкой социальной ак-

тивности, негативным формам поведения, раздражительности, по-

давленному настроению, деформируют самооценку и полоролевое

поведение.

Патология семейных отношений продуцирует широкий спектр

аномалий в психическом и нравственном развитии ребенка. Разу-

меется, эти аномалии, возникающие в условиях неблагополучных

семейных отношений, не есть следствие только этих отношений.

Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных явле-

ний, которые либо становятся причиной самой конфликтности,

либо действуют на нее в качестве катализатора, например, низкая

духовная культура родителей, их эгоизм, пьянство и т.п.

Если взрослые негативно оценивают поступки или результаты

деятельности детей, то у последних может развиться комплекс не-

полноценности. В этой ситуации ребенок становится безынициа-

тивным, боится что-либо сделать неправильно, испытывает неуве-

ренность в собственных силах. Напротив, если родители одобряют

действия своего ребенка, если действуют согласованно, ребенок

чувствует уверенность в своих силах и в близких ему взрослых, не

боится проявлять инициативу, в то же время он учится управлять

своими действиями и поступками согласно нравственным нормам.

Говоря об уверенности в себе, следует особо выделить роди-

тельскую любовь. Именно она является величайшим и незамени-

мым источником духовного развития ребенка, формирования эмо-

158 Часть!. Педагогика

ций, как уже было сказано, уверенности в себе и т.д. Чем меньше

тепла и ласки получает ребенок, тем медленнее он формируется

как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота обще-

ния родителей и детей (гипоопека) нередко вызывают у детей сен-

сорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность

личности. Это может привести к отставанию в развитии интеллек-

та, плохой успеваемости в школе, нарушению психического здо-

ровья. Так как детское сознание склонно к односторонним выво-

дам и обобщениям в силу ограниченного жизненного опыта, у ре-

бенка возникает искаженное суждение о людях. Грубость,

недружелюбие, равнодушие к нему родителей -самых близких лю-

нить ему еще больше неприятностей и огорчений. Это оборачива-

ется недоверием, чувством неприязни и подозрительности, стра-

хом перед другими людьми. Пытаясь как-то приспособиться к

трудной ситуации, избежать жестокости старших, дети вынуждены

прибегать к порочным средствам самозащиты: лжи, хитрости, ли-

цемерию. Этим же часто объясняются и случаи немотивированной

жестокости, и агрессивное поведение некоторых детей.

В связи со значительными изменениями, происходящими в сис-

теме образования, появлением новых, альтернативных традицион-

ной школе форм семья сегодня приобретает новый статус, получая в

свои руки бразды правления воспитательным процессом. Развитие

этих новых образовательных форм, включая альтернативные и ком-

мерческие, дает семье большую возможность выбора. А выбор есть

одновременно и отказ от чего-то, и поэтому требования к статусу

семьи -культурному, образовательному, экономическому заметно

возрастают. К тому же изменения, которые происходят в системе

образования, ощутимо влияют на брак и семью, сглаживая или, нао-

борот, усиливая ≪перекосы≫ воспитания.

В О П Р О С Ы

1. В чем состоят особенности развития современной семьи?

2. В чем специфика семьи как педагогической системы?

3. Каковы основные функции семьи по отношению к обществу и конкретному

человеку?

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. История развития института семьи в России.

2. Семья как динамическая система. Внешние и внутренние факторы развития.

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 159

3. Стиль семейного воспитания как фактор формирования личности.

4. Проблемы взаимоотношений детей в семье; их влияние друг на друга и на

семью в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

2. Ковалев СВ. Психология современной семьи. М., 1988.

3. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

4. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад. М., 1987.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1988.

6. Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991.

Глава 8. Управление педагогическими системами

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.