Воспитателям в доу подготовительная группа. Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Правила поведения в детском саду. А что можно

Александра ЕРШОВА (кандадат педагогических наук),
Вячеслав БУКАТОВ (доктор педагогических наук)

Пять советов

воспитателям

старших и подготовительных групп

Публикация первой редакции в кн.: Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике (Красноярск, 1990)

Первый совет: Быть готовым к собственным промахам

Какое бы предложение - сыграть , показать , вспомнить , придумать или выполнить - ни высказал воспитатель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы. Но возможности эти выясняются не сразу. Поэтому воспитателю нужно быть готовым к своим возможным промахам, а не ждать, что предстоящая деятельность обязательно будет успешной и обязательно принесет запланированные достижения.

___ Все препятствия, встре­чающиеся в социо-игровой работе, воспитателю следует рассматривать как содержание занятий, видя в них сущность своих задач, а в их преодолении - сущность развития и всей группы, и самого ребёнка.

.

Второй совет: Не разжевывать смысл задания

___ Часто дети говорят, что не начи­нают выполнять заданное, потому что ничего« не по­няли». Но это совсем не означает необходимости« разжевывать» задания так, чтобы уж ничего не ос­тавалось отгадать, сообразить, понять самому ребён­ку.

___ В социо-игровых заданиях доля самостоятельно­сти исполнителя раз от раза обязательно должна расти. Тогда дети могут почувствовать:« не понял» - это, наверное, просто поосторожничал,« поленился» или подумать, или попробовать. И если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на« не по­нял» будет уменьшаться.

___ Хотя конечно иногда воспитательница должна и пояснять(повторять) задание, если она почувствовала, что предыдущее разъяснение оказалось непонятным по существу(точнее по ее собственной вине, а не из-за невнимания или пассивности обучаемых детей).

.

Третий совет: Обращать внимание на интересные неожиданности

___ Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понято, необ­ходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем« верный» вариант, запланированный воспитательницей.

___ Под­черкиваем, что важнее включить в работу активность, даже неточно направленную, чем заглушать ее страхом ошибки или закреплять у детей установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а уж потом я сделаю, если буду уверен, что получится.

___ Иначе, повторим ещё раз, союз детей и воспитателя распадается на лидер­ство взрослого и иждивенчество ребёнка . В результате равноправие исчезнет, игра умрёт. Останется один труд, радость от которого сводится к ожиданию -« когда же тётя или дядя меня похвалит».

.

Четвертый совет: Видеть в детских отказах ценные подсказки

___ Самая« страшная» неприятность - отказ некоторых детей от участия в предложенной игре(задании, упражнении) - снимается предвари­тельной готовностью воспитателя преодолеть этот отказ специальным набором таких упражнений, чтобы отка­зывающиеся нашли в себе уверенность для участия в общей работе.

___ Воспитатели по-разному относятся к отка­зам детей, им симпатичных и несимпатичных. Первым они доверяют, поэтому их отказы воспринимаются как сигнал о том, что ситуация оказалась педагогически непродуманной. В отказах же вторых они видят либо злой умысел, либо вредность характера ребён­ка.

___ Столкновение с детским отказом перестает быть« страшным», если воспринимать его не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, пода­ренную ребёнком. Представьте, что отказ исходит от вашего любимого воспитанника(а ещё лучше - от нескольких любимых вос­питанников). Это поможет стряхнуть шоры и увидеть чудесный выход.

Постскриптум к четвертому совету: Помочь ребёнку обнаружить себя сочувственно присоединившимся

К сказанному о ситуациях отказа детей 5-10 лет от предлага­емых воспитателем(или учителем) игровых заданий добавим краткое изложение следу­ющих наблюдений и рассуждений Евг.Евг. Шулешко.

Каждый ребёнок склонен к признанию согласия. Особенно легко ему призна­вать согласившимися других. Труднее признавать собственное согла­сие. Труднее потому, что для него согласие ведет иногда к потере себя.« Внешнее» удержание ребёнком образа своей самостоятельности часто выражается его« видимым» несогласием, отказом.

Подлинный отказ связан с индифферентностью, которая нормальному ребёнку ещё достаточно чужда. Он как чувствующий индивид постоянно ищет сочув­ствующих, ищет тех, по отношению к которым он сочувственно признал бы себя согласившимся. И ими, прежде всего для него являются сверстники.

Если воспитатель слишком резко или как-то неестественно изменил ситуацию и ребёнок не успел или не смог присоединиться к кому-то из присутствующих на занятии, - он помимо своего желания оказывается в отказе от работы и, как утопающий за соломинку, хватается за образ своего своеволия(то есть издержки своей самостоятельности).

Взрослому не следует придавать большого значения содержанию как согласий ребёнка, так и его отказов. Для ребёнка существеннее, не с чем , а с кем он соглашается(либо не соглашается). И чуткий воспитатель всегда сможет увидеть, каким образом определенного ребёнка, который ни к кому не смог присоединиться, окружить такой ситуацией, в которой он смог бы оказаться сочувственно присоединившимся или признавшим по отношению к кому-то из сверстников свое согласие.


Е.Е.Шулешко и В.М.Букатов на даче у Г.А.Погодиной. Красноярск, 1989

.

Пятый совет: Умейте порадоваться шуму

___ Часто у воспитателей возникает недоволь­ство лишним, казалось бы, посторонним шумом, естест­венным при повышении активности обучаемых детей. Каждый раз воспитательнице необходимо со всем вниманием к происходящему(то есть, замечая и видя конкретных детей) давать себе отчет:« вреден» ли тот шум, что возник на местах. А это далеко не всегда так!

___ Чаще всего« шум» происходит от стихийно возник­ших деловых« репетиций»(то есть работы-подготовки на местах). И поэтому воспитательнице, скорее, нужно радоваться, что её задание вызы­вает у детей желание работать.(Подчеркнём, что после шумных проб, когда вызванные группки начнут показывать свои работы, то любая из удач почти сразу обеспечит внимательную тишину во всех группках до того бойко работавших).

___ Также отметим, что когда« шум» является результатом общей активности, направ­ленной на выполнение задания, то по­казы начинать лучше с тех детей, кто вообще-то выступать решается редко, но только что весьма активно работал на месте.

___ В случае же шумного пове­дения детей-зрителей(или, например,« судей») необходимо:

___ 1) занять зрителей конкретным заданием(за чем именно следить и кому );

___ 2) или занять в показе большее число детей(не один за всю команду, а вся команда полностью; не одна из команд судит, угадывает, пересаживается и т.д., а одновременно все).

___ Ну и если воспитательница возникший в группе шум так-таки посчитает« вредным», то тогда ей следует сменить игровое упражнение.

Постскриптум к пятому совету: Помогать детям переключаться

Случается, что, когда одна из команд-шестёрок показывает свои результаты, то те из зрителей, кто имеет ещё маленький опыт обще­ния в микрогруппах, могут быть к показу соседей невнимательными. Педагогу не­обходимо либо терпеливо дождаться того времени, когда дети откроют для себя интерес в восприятии результатов работы другой команды, либо проверить общую конструктивность организации игрового задания.

Например, если каждая группка сочинила рассказ и для запоминания сделала на бумаге какие-то рисунки или записи(если дети уже освоили грамоту), токогда наступит этап показа, все« слушающие» команды все время будут вносить в свои планы какие-то поправки, не в силах остановить внутригруппового обсуждения сво­его варианта. А отсюда в командах появится и общее невнимание, и отвлекающий шум.

В этом случае воспитателю следует улучшить общую организацию. Например, когда время истекло, все команды складывают свои рабочие листочки в одно место(волшебный ларец) и рассаживаются для слушания в новом углу. А новая мизансцена помогает рабочим командам переклю­чать свое внимание с подготовки на восприятие работы других.

Хозяин ларца(им может быть и воспитательница, и ребёнок), не глядя, достает любой листок. Рабочая группка, узнавшая свой рабочий листок, первой начинает свой показ.

Повторим, что при шумной активности детей, связанной с выполнением задания, педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться, что задание вызывает у всех желание работать. И поэ­тому с интересом самому включаться в работу детей, помогая каждой команде своими ненавязчивыми советами.

А.П.Ершова,

В.М.Букатов

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → Методические советы по ОРГАНИЗАЦИИ игровых заданий

.

Елена Юрьевна Александрова
Подготовительная группа в детском саду

Подготовительная группа в детском саду

Я хотела бы Вам поведать свою историю педагогической деятельности…

А началось всё с того, что еще, будучи школьницей, я начала интересоваться естественными науками. И по окончанию школы моя судьба была уже предопределена… И выбор пал на педагогический университет, институт экологии и географии.

…По воле судьбы сложилось так что, проработав сравнительно короткое время в школе, я решила сменить специфику. И на этот раз судьба связала меня с дошкольным образованием.

Начав работать в неизвестной мне сфере, пришлось столкнуться с осторожностью, недоверием и недопонимаем родителей.

А выражалось это в том, что родители не знали, что на самом-то деле подразумевает в себя детский сад . Многие думали, что детский сад сыграет незначительную роль в становлении будущей личности, и поэтому не уделяли особого внимания. И даже не подразумевали, что в детском саду ведется интенсивная и огромная работа с детьми.

Но ведь именно здесь, среди детского коллектива , ребенок учится воспринимать окружающий мир своими детскими глазками , а не через призму родителей. В детском саду дети делают первые шаги самостоятельности и самодисциплины, учатся подстраиваться под заведенный режим, привыкают к определенному ритму жизни. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного малыша к аккуратности, точности и порядку.

И в случае нарушения режима дня, то есть запаздывание еды, сна, прогулок… Все это может отрицательно сказаться на нервной системе детей. И они в свою очередь становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Поэтому давайте ближе познакомимся о том, что ожидает вашего кроху в подготовительной группе .

Как уже было сказано дети привыкают к определенному режиму дня, который осуществляется каждый день строго по графику :

прием детей, самостоятельная деятельность;

утренняя гимнастика;

прогулка на свежем воздухе;

возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность;

дневной сон;

постепенный подъем, закаливающие процедуры;

игры, самостоятельная деятельность;

прогулка;

возвращение с прогулки;

уход домой.

Давайте более подробно рассмотрим режим дня в подготовительной группе .

1. Прием детей, самостоятельная деятельность.

Во время утреннего приема мы стараемся создавать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Обращаем внимание на внешний вид и на приветствие детей. Воспитатель обязан проследить, чтобы все нашли себе интересную деятельность и не мешали другим детям. В случае если ребенок не мог самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему : подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек или дать ребенку какое-либор конкретное поручение.

организация умывания небольшими группами детей . Нужно следить за тем, чтобы дети аккуратно намыливали руки, не разбрызгивая воду. И самое главное необходимо следить за тем, чтобы дети пользовались только своим полотенцем и аккуратно вешали его на свое место после процедуры умывания.

3. Завтрак

Что уж говорить о питании…Любой диетолог подтвердит, что

правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

В процессе еды педагог должен контролировать осанку детей, стараться, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Тем самым воспитывая культурно-гигиенические навыки приема пищи.

4. Игры, подготовка к занятию

Проводится индивидуальная работа с детьми, беседа об их семье.

Перед занятием имеет смысл провести с детьми игру средней

подвижности – на ловкость или координацию.

5. Занятие

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста, в первую очередь, направлены на развитие способностей, которые станут необходимы им при поступлении в школу. Как правило, воспитание и обучение детей осуществляется через игры.

Одной из главных задач является обучение детей родному языку, грамоте, а также развитие речи и речевого общения. На занятиях дошкольников учат вникать и понимать речь педагога, отражать в речи свои приобретенные знания, выделять признаки предметов, а также группировать предметы по общим признакам. Кроме того дети обучаются чтению, письму, счету, а также тренируют память, логику и внимание.

Немаловажную роль в дошкольном развитии ребенка играет физкультурный досуг. В процессе физической подготовки накапливается и обогащается двигательный опыт детей, развиваются такие физические качества, как сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость, а также координация движений.

Отдельное внимание в старшем дошкольном возрасте уделяют кружковой работе. Дети занимаются художественно-продуктивной, музыкальной деятельностью, работают с бумагой, соленым тестом или другим природным материалом. Все это и еще многое другое способствует развитию творческих способностей.

Конечно, детей ждут не только занятия, но и веселые прогулки и развлечения.

6. Прогулка на свежем воздухе

В ходе подготовки к прогулке детям дается подробная установка на

предстоящую деятельность – группа должна быть приведена в порядок перед выходом; напомнить детям правила проведения в раздевальной комнате. Воспитатель должен контролировать последовательность одевания, перед выходом на прогулку. Также стоит обратить внимание детей на их внешний вид. В ходе подготовки к прогулке воспитатель устраняет ошибки очевидные детей в процессе одевания.

В процессе прогулки воспитатель наблюдает за содержанием игр и взаимоотношением детей в этих играх. На прогулке проводится подвижная игра, также привлекаются дети к уборке участка.

Стоит организовать наблюдения за живой и неживой природой. Перед уходом с прогулки детям дается указание на предстоящую деятельность – от приведения участка в порядок до входа в группу .

7. Возвращение с прогулки и обед

См. пункт «Завтрак»

8. Дневной сон

В процессе подготовки ко сну воспитатель следит за дисциплиной :

дети не должны отвлекаться лишними играми, разговорами, не должны шуметь.

Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Воспитываются – бережное отношение к вещам, аккуратность, положительное отношение к дневному сну.

9. Постепенный подъем, закаливающие процедуры

Всем известно, что закаливание полезно для всех возрастов. Но особенное влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста. Закаленный детский организм легче адаптируется в неблагоприятных условиях, повышается иммунитет, устойчивость к недостатку кислорода, также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее.

Закаливание детей состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни : воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

Закаливание мы проводим путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды) .

В своей работе после дневного сна мы используем сочетание

закаливания стоп прохладной водой с ходьбой по тактильным дорожкам для профилактики плоскостопия.

После закаливания воспитатель следит за дисциплиной и порядком одевания детей в спальне. Воспитывается самостоятельность и аккуратность.

10. Полдник

См. пункт «Завтрак»

11. Игры, самостоятельная деятельность

См. пункт «Игры и подготовка к занятиям »

12. Прогулка и возвращение с прогулки

См. пункт «Прогулка и возвращение с прогулки»

См. пункт «Завтрак»

14. Уход домой

Родители должны быть проинформированы об успехах ребенка в

группе , необходимо продемонстрировать работы детей. Также педагог информирует родителей о проблемах и способах их решения. Необходимо напомнить ребенку о правилах хорошего тона, ребенок должен попрощаться с детьми и воспитателем.

Рассмотрев режим дня, стоит добавить, что одним из многих факторов развития детей, безусловно, является дошкольное образование. Однако, стоит не забывать, что процесс получения новых знаний ребенком не может обойтись без активного участия родителей, ведь педагог не сможет скорректировать манеру поведения ребенка, не зная особенной его поведения в семье.

Поэтому работа с родителями в старшем дошкольном возрасте – немаловажный фактор в эффективном воспитании ребенка.

Бояться нечего. Это не значит, что ребенок болен или ущербен. Такую группу назначают, если врачи подозревают: здоровье конкретного чада слабее стандартного.

Нормативы подготовительной группы по физкультуре несколько ниже, нежели для прочих. Например, если вся группа должна пробежать длинную дистанцию за ограниченный временной промежуток, то для детей, к которым применяются ограничительные нормативы, важно просто справиться с дистанцией, а иногда ее продолжительность и сокращают.

Подготовительная группа по физкультуре в саду также предполагает особенное отношение к малышам: воспитатели должны сделать так, чтобы ребенок не перенапрягался. Недопустимо такое образование, которое пошло бы во вред, стало причиной ущерба здоровью.

О чем идет речь

Чаще всего ограничение по физкультуре - подготовительная группа. Но это не единственный вариант. Освобождений есть несколько типов, отличающихся друг от друга особенностями. Впрочем, чтобы понять суть ограничений, сперва нужно рассмотреть предмет. Применительно к чему вводится подготовительная группа по физкультуре?

Воспитание, культура в таком аспекте представляют собой элемент школьной программы, в обязательном порядке включаемый в стратегию воспитания детей вне зависимости от направленности, специализации учебного заведения. Выпустившись из школы и поступив в университет, молодой человек, имевший ограничения в прошлом, снова получит подготовительную группу по физкультуре, ведь в вузах тоже есть такой пункт образовательной программы. Характерен он и для учреждений средней ступени, профессиональных - словом, применяется везде и всюду.

А надо ли?

Статистика показывает, что в последнее время все больше становится учащихся с подготовительной группой по физкультуре. Сами дети зачастую совсем не рады этому предмету образовательной программы, да и у родителей он вызывает сомнения. Это стало причиной рассмотрения инициативы по отмене дисциплины. Исследовав вопрос с разных сторон, законотворцы пришли к выводу, что в настоящий момент физическое воспитание необходимо, отменять его было бы неразумным.

Как говорят специалисты, не стоит ждать исключения предмета в будущем. Если назначена подготовительная группа по физкультуре в ДОУ, школе, университете, придется следовать правилам: освоение программы необходимо, если нет противопоказаний к этому. Стоит отметить, что причисление к группе, в которой применяются сниженные нормативы, обусловлено не противопоказаниями к спортивной активности, а лишь возможной опасностью при повышенных нагрузках. В то же время определённые регулярные тренировки необходимы для полноценного развития детского организма.

Можно или нельзя?

Как оказаться по физкультуре в подготовительной группе по ФГОС или получить справку о невозможности занятий спортом в рамках образовательного процесса? Такое доступно только по итогам прохождения специализированного осмотра в государственной больнице. Доктора, исследовав здоровье ребенка, определяют допустимый для него уровень физических нагрузок. При показателях ниже нормы принимают решение о причислении к специальной или подготовительной группе. Физкультура в детском саду, школе, университете воспитателями и преподавателями организуется таким образом, чтобы никто из группы, вне зависимости от особенностей организма, не чувствовал себя ущемленным.

Заключение о состоянии здоровья оформляет врач или медработник, трудоустроенный в образовательном учреждении. Врач выписывает справку, предназначенную для предоставления по месту учебы, указывая обоснования для причисления к специальной либо подготовительной группе. Физкультура в детском саду, школе, профессиональных и высших учебных заведениях будет преподаваться этому ребенку в соответствии с медицинскими показаниями.

Что встречается чаще?

Довольно большому проценту детей докторами рекомендованы занятия по физкультуре в подготовительной группе, а вот причисление к специальной встречается значительно реже. Подобная медицинская справка - не повод вообще исключить для ребенка физическое воспитание из образовательной программы, а лишь основание для применения к нему сниженных нормативов, в то время как сами занятия остаются такими же, как и для всех остальных. Исключение - конкретные особенности организма, относительно которых в медицинской справке доктор четко прописывает: это делать нельзя. Тогда занятия по физкультуре в подготовительной группе подчиняются врачебным указаниям.

Кроме специальной и подготовительной введены законодательством также основная и ЛФК-группы. Первая включает в себя всех учеников, не имеющих ограничений относительно спортивной активности, а вторая выдается детям, которым физическое воспитание запрещено. Таким больным приходится регулярно посещать поликлинику, где под контролем врачей заниматься какими-либо видами физических нагрузок. В образовательном учреждении ученику, студенту, располагающему соответствующей справкой, сразу ставят зачет по дисциплине.

А есть ли разница?

При планировании физкультуры подготовительной группы преподаватель учитывает, что отличий для таких учеников в сравнении с причисленными к основной категории очень мало. Есть поблажки относительно тестов, нормативов: сдавать их не придется. А вот все прочие занятия, то есть тренировочные, участники такой группы проходят наравне с абсолютно здоровыми детьми.

Как показывает практика, деление на четыре группы учитывается далеко не во всех образовательных учреждениях. С ЛФК это довольно легко объяснимо: детей, принадлежащих к такой категории, очень мало, а основания для причисления серьезны. Далеко не в каждой школе, учреждении среднего или высшего уровня есть лица, причисленные к ЛФК. А вот относительно подготовительной и специальной зачастую никаких различий не делают, делят учеников только на две категории: основная группа и та, к которой необходимо применять специальные требования. И получается, что преподаватель, учитывая, что нельзя подготовительной группе по физкультуре, применяет к этой категории не только ограничения, свойственные ей, но и указанные для специальной, то есть более серьезные.

А как оценивать?

Что нельзя делать подготовительной группе по физкультуре? В первую очередь - сдавать нормативы на общепринятом уровне. Это справедливо рождает сомнения: как же тогда оценивать деятельность учеников? Ведь группы группами, а зачет или незачет, итоговую оценку за четверть, полугодие или год ставить все равно придется.

В настоящий момент особенности этого вопроса рассмотрены в изданном Минобразования письме, выпущенном в 2003 г. Здесь указано на наличие основной, подготовительной, специальной категории, упомянуты отличия в образовательных программах, разнообразие структуры занятий и ограничения по объему. Законотворцы уделили особенное внимание уровню освоения программы и методам оценки этого факта.

И что сказано?

В соответствии с указанным письмом к подготовительной группе принято причислять физически недостаточно хорошо развитых детей, а также имеющих слабую подготовку, отклонения здоровья, но несущественные. Программа занятий для такой категории обучаемых соответствует основной. Ограничения накладываются лишь на интенсивность, объем нагрузок. В некоторых случаях такие ограничения вводятся на небольшой временной промежуток.

Для оценки успеваемости необходимо применять общие основания, то есть распространяющиеся на основную группу. Задача преподавателя - следить, чтобы ученики не совершали противопоказанных медиками движений. При формировании оценочных показателей за отчетный временной промежуток принимается решение на основании текущих отметок. Наиболее важными считаются оценки, полученные по итогам освоения некоторой темы. За год оценку ставят, анализируя показатели полугодий, четвертей.

Если врач сказал - так нужно

Когда доктор выписывает ребенку справку, подтверждающую его причисление к подготовительной группе по физкультуре, что нельзя делать, он указывает в документе, а на словах объясняет более подробно и доходчиво. Удивительно, но не только дети, но и их родители, а также преподаватели далеко не всегда уделяют этому достаточное внимание. Следует осознавать: если врачи отметили противопоказания, ограничения, время, допустимое для занятий, необходимо следовать этим правилам, чтобы не столкнуться с ухудшением состояния ребёнка. Не следует путать группы: какая прописана в справке, такая и есть. Указана подготовительная - это не повод паниковать и вовсе запрещать ребенку появляться на физкультуре, потому что отсутствие тематического воспитания негативно сказывается на здоровье, будущих возможностях и даже самосознании.

Подбор оптимальной группы для программы физического воспитания осуществляется до начала обучения в учреждении. Каждый современный ребенок имеет личную карту в поликлинике, к которой приписан. В документе указывается, к какой именно группе он причислен.

Как это выясняют?

Отнесение к конкретной группе возможно только при осмотре ребенка квалифицированным врачом-педиатром. Доктор оценивает анамнез, текущие показатели здоровья, изучает общее состояние, на основании чего формулирует выводы об отнесении к определённой группе. При принятии решения в пользу специальной необходимо сразу описать обоснование, указать диагноз, спровоцировавший такой вывод, а также описать нарушения работы организма, охарактеризовав их по общепринятой шкале степеней. Некоторые специальные случаи требуют сбора медицинской комиссии, принимающей окончательное решение.

Из года в год задача ребенка и родителей - проходить подтверждающие мероприятия для продления полученного статуса либо корректировки его в пользу более актуального нынешнему состоянию. Меняют группу, если регулярные обследования показывают ухудшения, улучшения здоровья.

Бумаги и правила

Как выше было указано, подготовительная, основная группы занимаются вместе. Разница между этими детьми - только в применяемых к ним нормативах и обязательствах по их исполнению, а также корректируется интенсивность занятий, объем.

При причислении к специальной группе ребёнок и его родители должны знать, что положено такой категории. Кстати говоря, сам процесс отладки системы физического воспитания применительно к специальной группе требует издания внутреннего школьного приказа за подписью директора. Им регламентируется, кто включен в специальную группу. Дополнительно возможно формирование бригады специалистов, выезжающей для определения состава группы учеников, занимающихся по обособленной программе. Для рассматриваемой категории необходима организация 2-3 получасовых занятий еженедельно. Задача преподавателя - предупреждать любые запрещенные для конкретного ученика нагрузки.

Кого куда: основная группа

Чтобы понимать, по каким основаниям могут причислять к разным группам, а также определить, насколько корректным было отнесение к конкретной, стоит рассмотреть внимательнее, каковы условия включения во все категории. Например, основная включает в себя детей, характеризуемых:

  • отсутствием нарушения здоровья;
  • легкими нарушениями.

К последним принято относить:

  • лишние килограммы;
  • дискинезию;
  • аллергические реакции в легкой форме;

Что можно?

На основании причисления к основной категории ребёнку придется сдавать положенные программой нормативы, участвовать в программе физического воспитания, проходя ее в полном объеме. Дополнительно можно заниматься в спортивных секциях, принимать участие в соревновательных мероприятиях, включая олимпиады, турниры, походы. Дети, принадлежащие к основной группе, могут проходить программу дополнительного образования в специализированных учреждениях: ДЮКФП, ДЮСШ.

Некоторые особенности здоровья накладывают ограничения на конкретные виды активности, не являясь при этом противопоказанием для включения в основную группу для школьной программы физического воспитания. Например, водный сорт запрещен для страдающих перфорацией барабанной перепонки, а гребля, велосипедные упражнения, боксирование - при круглой спине. Близорукость, астигматизм считаются противопоказаниями для боксирования, лыжного спорта в горах, мотоциклетного, а также для тяжелоатлетических занятий и прыжков в воду. Как правило, ребёнок и его родители знают о патологии развития, проблеме со здоровьем, а доктор формулирует рекомендации относительно физической активности, запрещённой в конкретном случае.

Вроде можно, а вроде и нет

Подготовительная включает в себя детей, отнесенных ко второй группе по состоянию здоровья. Статистические показатели свидетельствуют, что в настоящий момент каждый десятый ученик принадлежит к такой категории, а нередко частота еще выше. Если ребенок физически слаб, здоровье характеризуется морфофункциональными отклонениями, есть риск развития конкретных патологий, необходимо проходить программу физического воспитания по упрощенной форме. К подготовительной причисляют детей, у которых выявили хронические заболевания в период ремиссии. Длительность - до пяти лет (обычно).

Причисление к подготовительной группе допускает занятия в соответствии с обычной программой физического воспитания, но придется исключить некоторые упражнения, разновидности тренировок. Некоторым детям специалисты могут разрешить сдавать нормативы, принимать участие в мероприятиях. В отсутствии такого разрешения подобная физическая активность запрещена.

Нельзя!

При причислении к подготовительной группе ребенку нельзя участвовать в соревнованиях в отсутствии специальных указаний врача. Категорический запрет накладывается на продолжительные забеги, многочисленные повторения упражнений, нагрузки высокой интенсивности.

Преподавателю вменено в обязанность подобрать комплекс упражнений для учеников, причисленных к подготовительной группе. Важно учитывать специфику каждого конкретного случая, базироваться на информации из медицинской карты, где указаны возможные противопоказания. Врач, выдавая справку для зачисления в подготовительную группу, указывает в документе, в какие сроки можно перевести ребенка в основную.

А что можно?

Нужно понимать, что в отсутствии физического воспитания развитие ребенка также может пойти неправильно. На основании этого разработаны рекомендации относительно постоянной активности применительно к причисленным к подготовительной группе. Открытые занятия по физкультуре и обычные уроки связаны с необходимостью обеспечивать следующие элементы занятий:

  • ходьба (вместо бега);
  • чередование дыхательных упражнений и сложных занятий;
  • спокойные игры, не связанные с резкими движениями;
  • длительные паузы, позволяющие отдохнуть.

Цель : становление осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения в детском саду.

Задачи:

— уточнять первоначальные представления о нормах и правилах взаимоотношений в детском саду;

— способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения в детском саду;

— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.

Оборудование: настольно-печатные игры «Хорошо — плохо», «Правильно — неправильно», карточки с фотографиями детей, иллюстрации следующего содержания: упавший ребенок, один ребенок отнимает у другого игрушки, ребенок плачет из-за царапины, картинка с изображением детей, которые водят хоровод вокруг елки, а один мальчик (с выражением обиды на лице) стоит в стороне, диктофон.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к вам с просьбой о помощи обращаются работники фабрики игрушек. К ним поступил заказ на из- ’ готовление игр по теме «Правила поведения в детском саду» для детей младших и старших групп. Для малышей они уже сделали игры. А когда нужно было приступить к изготовлению игр для старших групп, выяснилось, что неправильно оформлен заказ, и работники фабрики не знают, какие игры нужно изготовить. Они также не знают, какие игры по этой теме нужны для старших детей, поэтому обратились за помощью к вам. Вы много знаете о правилах поведения в детском саду и можете им рассказать о том, какие игры будут интересны для детей старших групп. Ребята, вы готовы помочь в изготовлении настольно-печатных игр?

Дети. Да.

Воспитатель. Ребята, как можно им помочь?

Дети. Можно выслать им наши рассказы о правилах поведения, рассказать о том, какие игры, книги, альбомы есть в нашей группе по этой теме.

Воспитатель. Молодцы, ребята, я рада, что вы готовы помочь. Но чтобы ваши рассказы помогли в изготовлении интересных настольно-печатных игр, предлагаю сегодня поговорить о том, как мы живем в нашей группе, как относимся друг к другу, что у нас хорошо, а что мы хотели бы еще. Ребята, что вам нравится делать в детском саду? Назовите свои любимые занятия.

Дети. Мы любим играть, узнавать что-то новое, мы дружим, вместе придумываем игры, отмечаем праздники.

Воспитатель . В детском саду дети учатся вместе играть и дружить. Есть много правил, которые помогают детям вести себя вежливо, воспитанно. Сейчас произнесу слова: «правильно», «правила», «править». Когда мы говорим «правильно», что имеем в виду?

Дети . Поступать правильно — значит поступать по правилам.

Воспитатель. Для чего дети в детском саду выполняют определенные правила поведения?

Дети. Чтобы быть приятным другим, относиться к другим по-доброму.

Воспитатель. В детском саду дети ведут себя культурно: вежливо здороваются, прощаются, улыбаются при встрече, соблюдают правила этикета. А вот какие это правила, вы вспомните, если поиграете в игру.

Игра «Хорошо — плохо»

По предложению воспитателя дошкольники выбирают из предложенных картинок те, на которых изображены дети, соблюдающие правила этикета и рассказывающие о них. Примерное содержание картинок: в детском саду воспитанники вежливо здороваются, прощаются, улыбаются при встрече, аккуратно едят, не кричат. Мальчики и девочки следят за порядком в группе, своем внешнем виде (прическа, одежда, обувь), ухаживают за животными.

Воспитатель включает аудиозапись плача ребенка.

Воспитатель . Что вы чувствуете, когда слышите, как кто-то плачет?

Дети. Нам жалко того, кто плачет, хочется его пожалеть.

Воспитатель. Это означает, что вы можете сочувствовать, т.е. чувствовать, что другому человеку больно, грустно, плохо. Сочувствовать — чувствовать настроение другого. Это хорошо или плохо?

Дети. Хорошо.

Воспитатель. Почему хорошо?

Дети. Мы можем помочь ему, только добрый человек может прийти на помощь другому.

Воспитатель. А если человеку не жалко другого человека, ребенка, животного, значит, какой это человек?

Дети. Недобрый, равнодушный, жестокий.

Воспитатель. Почему равнодушные люди неприятны окружающим?

Дети . Потому что они заняты только собой и своими делами, не заботятся о других, никому не помогают.

Воспитатель. Все верно, никто не любит равнодушных людей, занятых только собой и своими делами. Если вы хотите, чтобы люди тянулись к вам, будьте отзывчивыми, внимательными, проявляйте заботу и сострадание. Ничто так не украшает человека, как заботливое отношение к другим людям, стремление им по мочь, быть рядом, когда это необходимо. Как вы думаете, почему плачет этот ребенок?

Дети высказывают предположения. Если они затрудняются с ответом, воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации со следующим содержанием: упавший ребенок; один ребенок у другого отнимает игрушку; ребенок плачет из-за царапины.

Как бы вы поступили, оказавшись рядом?

Дети отвечают.

Расскажите, кому и когда вы помогли в группе? Кому вы помогли помириться, разрешить спор?

Дети отвечают.

Ребята, мы услышали плач и сразу догадались, что кому-то плохо. А как еще можно узнать о чувствах других людей?

Воспитатель. А какие у нас в группе есть игры, которые могут научить тому, что настроение других людей, их чувства можно определить по внешнему виду?

Дети . «Страна колобков», «Я назову настроение, а ты найди изображение», «Собери картинку», «Подбери картинку», «Когда это бывает?», «Весело — грустно», «Чувства».

Воспитатель. Молодцы, вы много игр вспомнили. Предлагаю поиграть в игру «Чувства».

Игра «Чувства»

Воспитанникам раздают карточки с фотографиями детей. Воспитатель предлагает им встать по порядку так, чтобы в начале ряда оказалась карточка с самым приятным переживанием, а в конце — с самым неприятным. Затем дети рассказывают о том, как они смогли определить, что чувствуют дети, изображенные на фотографиях.

Воспитатель . Чтобы все в детском саду понимали друг друга, дети пользуются словами, обозначающими их состояние, переживание. Пожалуйста, назовите их.

Дети . «Мне грустно», «Я скучаю», «Я беспокоюсь», «Я очень рад», «Мне приятно».

Воспитатель . Почему так важно объяснять другим, что ты испытываешь?

Дети . Другим легче понять, что ты чувствуешь.

Воспитатель . Верно, если человек может объяснить, что он испытывает, другому бывает легче его понять. Ребята, предлагаю поиграть в игру и вспомнить правила, которые помогают жить дружно.

Игра «Правильно — неправильно»

По предложению воспитателя дети раскладывают картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. В ходе игры рассказывают и объясняют, куда нужно положить каждую карточку и почему. В содержании сюжетных картинок отражены следующие правила поведения.

Воспитатель. Ребята, а у нас в группе есть дети, которые не мешают другим, не отбирают у них игрушки, не роняют, не ломают, не толкают?

Дети . Да.

Воспитатель. Значит, эти дети знают правила поведения в играх, в разговорах, в раздевалке и за столом — это очень приятно. На прогулке я видела, как малыш бросался песком и камешками. Он, конечно, мал, но опасность от этого не меньше. Чем его действия опасны для других детей?

Дети. Можно поранить других детей, сделать им больно.

Воспитатель. Как вы думаете, он делал это нечаянно или нарочно?

Дети отвечают.

Да, маленькие любят бросать предметы. Они не знают, не понимают, что это опасно. Как вы думаете, большие дети бросают предметы, зная об опасности? Чем это грозит?

Дети отвечают.

Да, они знают об опасности своих действий, но, не умея или не желая мирно договариваться или уступать, делают это нарочно, назло. Давайте обсудим: человек, делающий что-то назло другому, себе делает добро?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему нет?

Дети . У него не будет друзей, с ним не захотят играть.

Воспитатель. Что легче: подумать и никогда не бросаться камнями и песком или бросать, не думая?

Дети отвечают.

Да, легче бросать. Думать, узнавать правила, быть воспитанным, иметь много друзей, конечно, труднее, но интереснее! Ребята, вам приходится слышать слова: «Дай сдачи в ответ». На что вам советуют давать сдачи? Скорее всего, вас толкнули, задели вашу постройку не назло, а потому что вас много, а места мало. Как правильнее: сразу дать сдачи или сначала разобраться? Возможно, перед вами сразу извинятся, скажут, что задели нечаянно. Если каждый, не разобравшись, будет давать сдачи — в группе с утра до вечера будут драки. Давайте придумаем правила поведения для случаев, когда кто-то нечаянно вас толкнул или сломал вашу постройку.

Дети . Прежде чем дать сдачи, нужно спросить: «Ты сделал это назло, нарочно?» Если задел кого-то, надо сразу извиниться.

Воспитатель. Ребята, а если вас чуть-чуть толкнули или ваш рисунок чуть-чуть подвинули, стоит ли обижаться?

Дети отвечают.

Кто это чересчур обидчивый? Какое настроение у того, кто долго обижается? А как он выглядит?

Дети отвечают.

Воспитатель показывает картинку с изображением детей, которые водят хоровод вокруг елки, а один мальчик (с выражением обиды на лице) стоит в стороне.

Какое настроение у этого мальчика?

Дети. Грустное.

Воспитатель. Как вы узнали, что у него грустное настроение?

Дети. По его лицу, он отвернулся от детей.

Воспитатель. Что он чувствует?

Дети. Обиду.

Воспитатель . Как вы думаете, можно ли обижаться на празднике, когда всем весело?

Дети . Нельзя.

Воспитатель. Почему?

Дети. Можно испортить настроение другим.

Воспитатель. Да, ребята, каждый человек должен управлять своим настроением, особенно если его поступки мешают другим или огорчают их. Почему это надо делать?

Дети . Потому что хорошее настроение помогает быть здоровым, приятным для других, иметь много друзей.

Воспитатель. Совершенно верно, с детства очень важно быть добрым, заботливым, не хмуриться, не капризничать, потому что хорошее настроение продлевает жизнь, улучшает его здоровье, такой человек приятен для окружающих. Плохое настроение часто делает все безрадостным, унылым, неинтересным. И наоборот, доброжелательный, позитивный настрой делает все вокруг красивым, удивительным, приятным. Встаньте в круг, закройте глаза. Скажите себе: «Хочу со всеми жить в мире».

Дети выполняют задания.

Кто из вас придумает правила миролюбия?

Дети. Не обижать тех, кто слабее, кто младше. Долго не обижаться и прощать обиды. Не обижаться по пустякам.

Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам решить задачу: дети взяли на прогулку в лес завтраки. Сашина мама дала ему бутерброд. Вася увидел и похвастался: «А у меня банан, апельсин и шоколадка».

Как вы думаете, что почувствовал Саша?

Дети. Ему стало обидно.

Воспитатель . Чем вам не понравилось поведение Васи?

Дети . Он хвастался.

Воспитатель . Да, Вася был бестактен. Нельзя ничем хвастаться перед другими. Почему хвастунов не любят?

Дети . От хвастовства бывает обидно, противно.

Воспитатель . Давайте придумаем правила, которые надо помнить, чтобы нечаянно не стать хвастуном.

Дети. Показывая что-то новое — не хвастай. Если не хочешь угостить кого-то шоколадкой или дать поиграть игрушкой — не приноси их в детский сад. Если хочешь пошутить, так и скажи.

Воспитатель . Вот мы с вами и вспомнили о правилах поведения в детском саду. Все ваши рассказы я записала на диктофон. Думаю, что они помогут работникам фабрики игрушек в изготовлении игр для детей.

Ребята, давайте еще раз вспомним правила поведения в детском саду, придумаем символы, с помощью которых можно изобразить эти правила, нарисуем их на карточках и отправим работникам фабрики игрушек. Может быть, они придумают новую игру с этими символами.

Примерные правила поведения в детском саду

Если кто-то занимается делом или играет, ему нельзя мешать.

Если хочешь играть с другими, попросись в игру; того, кто просится играть с другими, нужно принять в игру.

Если хочешь взять чужую игрушку или другую вещь, нужно спросить разрешения.

Соблюдать правила в играх; если что нечаянно не так сделал, совершил оплошность, сразу извиниться, показать, что сожалеешь об этом.

Если не хочешь что-то показывать или давать другим, вежливо извинись, но можешь не показывать и не давать.

Нельзя обижать: говорить плохие слова, дергать за волосы, одежду, смеяться над другими. Долго не обижаться и прощать. Не обижаться по пустякам.

Высыпания при мононуклеозе: их особенности в разном возрасте

Многие страшные болезни прошлого - чума, проказа, оспа сопровождались высыпаниями на коже. Возможно поэтому до сих пор непонятные пятна или прыщики, появляющиеся во время болезни, вызывают беспокойство и тревогу. Одним из заболеваний, сопровождающихся кожной реакцией, является инфекционный мононуклеоз.

Как развивается заболевание

Мононуклеоз - острое вирусное заболевание, широко распространенное как среди детей, так и среди взрослых. Оно вызывается вирусом Эпштейна-Барра и поражает лимфоидную ткань миндалин, селезенки и печени. Легкие формы заболевания очень похожи по своим проявлениям на обычные ОРВИ. По некоторым данным, до 90% взрослого населения могут являться носителями и переносчиками вируса Эпштейн-Барра. Первичное заражение мононуклеозом встречается чаще всего у детей до 10 лет, преимущественно мальчиков. После перенесенного заболевания иммунитет остается на всю жизнь.

Клиническая картина

На различных этапах заболевания симптомы мононуклеоза отличаются.

Предваряет заболевание инкубационный период. Он длится от 5 до 45 дней и отсчитывается от времени попадания вируса в организм до начала активных проявлений инфекции. В это время не происходит особых изменений в состоянии здоровья, только иногда отмечается повышенная утомляемость и слабость.

Начало болезни обычно острое. Наблюдается резкое повышение температуры тела до 38-39С 0 , боль в суставах, слабость, возможна тошнота. Иногда заболевание может проявляться в виде отека лица и век, отсутствия жизненных сил, общей вялости. Такое состояние недомогания может продолжаться до 5 дней, затем оно сменяется более явными симптомами инфекции.

Пациент жалуется на резкую боль в горле, подъем температуры до 40С 0 . При осмотре врач отмечает увеличенные лимфоузлы, а также серо-желтый налет на миндалинах.

На 2-3 недели болезни значительно увеличивается селезенка, а в конце первой недели - печень, что можно заметить на ультразвуковом исследовании. В разгар болезни может появиться сыпь на теле. Все это специфические признаки, которые позволяют заподозрить мононуклеоз. Диагноз подтверждается результатами лабораторных анализов и УЗИ внутренних органов.

В зависимости от тяжести течения болезни, состояния и возраста пациента лечение проводится на дому или в стационаре. В любом случае, больному показан постельный режим, щадящая диета, покой, прием жаропонижающих препаратов.

Сыпь у детей

Сыпь как характерный симптом мононуклеоза у детей может наблюдаться примерно в 30% случаев заболевания. Очень часто такое проявление болезни пугает родителей и заставляет их подозревать заражение более тяжелыми инфекциями, например, краснухой или корью.

Кожные высыпания при мононуклеозе появляются на 3-12 день заболевания. Они не вызывают зуда и жжения, хотя могут покрывать достаточно большую поверхность тела. Чаще всего сыпь появляется на лице, ладонях, ступнях, затем переходит на спину, грудь, живот. Четкой последовательности появления реакций не выявлено. Появление сыпи связывают с реакцией органов ЖКТ на нарушение лимфотока.

Внешний вид кожных реакций при мононуклеозе чрезвычайно разнообразен. Это могут быть небольшие отдельные прыщики, ярко выраженные папулы или очаги гиперпигментации кожи, вызванные мелкими местными кровоизлияниями.

Через 3-5 после появления высыпания пропадают вместе с ослаблением других симптомов при естественном течении заболевания.

При использовании в лечении мононуклеоза антибиотиков сыпь может быть вызвана аллергической реакцией на лекарственный препарат.

Аллергические высыпания могут проходить в виде красных пятен на коже, крапивницы или очагов дерматита.

В отличие от сыпи при мононуклеозе, крапивница вызывает сильный зуд. В тяжелых случаях отдельные элементы сыпи объединяются между собой и практически покрывают все тело больного.

Лекарственный дерматит представляет собой появление круглых пятен на коже диаметром 2-3 см. Эти бляшки воспаляются, чешутся, шелушатся, причиняя значительный дискомфорт больному.

Наглядно эти и многие другие примеры того, как выглядит сыпь при мононуклеозе у детей и у взрослых можно на следующих фотографиях:

Одной из первых мер для облегчения аллергической реакции является отмена лекарственного препарата, который ее вызвал. Для снятия зуда и облегчения состояния больного обычно назначаются антигистаминные препараты, сорбенты. На покрасневшие места наносят мази и крема: они снимают раздражение и обладают противовоспалительным эффектом. В тяжелых случаях по назначению врача применяется гормональная терапия.

Первые симптомы

Больные жалуются на першение в горле, боль в области миндалин при глотании и разговоре. Лор-врач при осмотре замечает отек и покраснение небных миндалин. С течением болезни налет на миндалинах приобретает серый или желтоватый оттенок и легко снимается лор-инструментами без повреждения слизистой органа. Иногда во рту и горле наблюдаются красные высыпания.

Точный диагноз ставится на основании осмотра, сбора анамнеза и выявления особенностей развития заболевания, а также лабораторных анализов.

Лечение мононуклеарной ангины проводится под контролем врача. Чаще всего больным назначаются противовирусные препараты, местные антисептические средства и растворы для полоскания горла. При присоединении бактериальной инфекции проводится антибактериальная терапия, используются, преимущественно, препараты группы макролидов и цефалоспоринов. Применение пенициллинов при мононуклеозе не рекомендуется из-за высокой вероятности аллергических реакций.

Следует понимать, что мононуклеоз - комплексное заболевание, и избавление от боли в горле не является полноценным выздоровлением.

Особенности течения заболевания у взрослых

В связи с широким распространением вируса, вызывающего мононуклеоз, большая часть заболеваний приходится на детей и подростков. Взрослые люди к 30 годам обычно уже имеют сформированный специфический иммунитет.

В случаях инфекционного мононуклеоза у взрослых отмечается смазанная симптоматика проявлений болезни. Течение болезни напоминает ОРВИ, с постепенным утяжелением состояния больного.

В первую очередь развивается воспаление слизистых горла и увеличение лимфатических узлов. Возникает множественное поражение желез (полиаденопатия). С током крови вирус проникает во все жизненноважные органы человека. Больной отмечает слабость, утомляемость, боль в мышцах.

Потом появляются признаки респираторных инфекций: повышение температуры, головная боль, заложенность носа, боль и першение в горле. Лихорадка может держаться несколько недель. С течением болезни нарастает симптоматика: появляются проблемы с дыханием, наблюдается сыпь, общая интоксикация организма, происходит увеличение печени и селезенки.

При отсутствии адекватного лечения состояние больного ухудшается, присоединяются бактериальные инфекции, в первую очередь, развиваются ангина, воспаление легких, отек век или гортани, что является состоянием, опасным для жизни из-за возможности удушения. Может наблюдаться желтушность кожи, склер глаза, темная моча в связи с поражением печени.

После острого периода болезни наступает длительный процесс восстановления организма: постепенно происходит нормализация температуры тела, восстановление печени и селезенки в размерах. При сниженном иммунитете возможно хроническое течение болезни с постоянными рецидивами.

Локализация высыпаний

Нередко у больных мононуклеозом возникает сыпь различного вида и локализации. Она является одним из клинических признаков мононуклеоза, не требует специфического лечения и не вызывает раздражения или жжения. Исчезают и появляются кожные высыпания спонтанно.

Чаще всего сыпь появляется на лице, поверхности тела, руках и стопах в виде пятен и папул розового и красного цвета. Однако могут наблюдаться энантемы - узелки на слизистых оболочках рта, горла, половых органов. Отмечены случаи появления пятен белого цвета на задней стенке гортани.

Инфекционный мононуклеоз - системное заболевание, вызывающее поражение лимфатической системы, печени и селезенки. Характерной особенностью болезни является спонтанно появляющаяся и исчезающая сыпь на коже, не причиняющая дискомфорта больному. При своевременном лечении больной полностью выздоравливает. После исчезновения острых признаков требуется долгий период восстановления, на время которого рекомендуется избегать мест скопления людей, смены климата, прямых солнечных лучей.

Заболевание инфекционный мононуклеоз

Инфекционные болезни встречаются очень часто. Людям приходится бороться с ними. Одно из таких заболеваний – инфекционный мононуклеоз. Пятая часть населения являются носителями ДНК, содержащего вирус герпеса, который и вызывает болезнь. Многие болеют мононуклеозом легкой формы, которая с трудом диагностируется. Инкубационный период может длиться от нескольких дней до двух месяцев. После перенесенного заболевания в организме вырабатываются антитела. Узнайте, как распознать мононуклеоз у взрослых и у детей, чем лечить и какие меры предосторожности стоит соблюдать?

Причины возникновения инфекционного мононуклеоза

Возбудителем вирусного мононуклеоза является вирус Эпштейна-Барра, названный в честь ученых, которые его открыли. В окружающей среде вирус быстро погибает, он существует только в теле человека. Передача этой инфекционной болезни возможна только воздушно-капельным путем при тесном контакте с вирусоносителем или зараженным человеком. У медиков есть свое название заболевания мононуклеозом – «болезнь поцелуя». Передаваясь с частичками слюны через предметы домашней утвари, инфекционный возбудитель продолжает свое «путешествие».

Симптомы и признаки заболевания

Болезнь мононуклеоз регистрируется круглогодично, но особенно отмечается увеличение количества заболевших в сезон весна-осень. В этот период снижается иммунитет, организм ослаблен, симптомы мононуклеоза проявляются ярче. Как их определяют у ребенка и взрослого? Отличаются ли они? Узнайте о первых признаках инфекционного заболевания, которые проявляются к 5-8 дню после заражения, чтобы не допустить осложнения болезни.

У детей

Признаки заболевания у детей:

  • вялость, переходящая в слабость, сонливость;
  • постепенное увеличение температуры тела до 39 C и выше;
  • ломота в теле;
  • увеличение лимфатических узлов на шее, иногда в паху;
  • боль в горле, похожая на ангину, с белым налетом, увеличение миндалин;
  • насморк, затрудненное дыхание;
  • отечность лица;
  • сильный отек задней стенки глотки, покрывающейся слизью;
  • небольшие кожные высыпания;
  • в острой стадии заболевания – увеличение печени и селезенки.

У взрослых

Признаки заболевания у взрослых:

  • общее снижение активности, работоспособности, увеличение слабости;
  • озноб, высокая температура тела, иногда достигающая до 40 C, держащаяся неделю и более;
  • увеличение лимфоузлов по всему телу, особенно в шейном отделе;
  • кратковременное высыпание на коже по всему телу;
  • сильная отечность полости рта и глотки, затрудняющая дыхание;
  • боль в горле, как при гнойной ангине, с белым налетом;
  • заложенность носа;
  • одутловатость лица, опухание век;
  • сильное увеличение селезенки и печени, которое сопровождается пожелтением кожных покровов.

Диагностика

При первом подозрении врача на инфекционное заболевание, которое вызывает вирус Эпштейн-Барра, пациента направляют в лабораторию клиники для сдачи иммунофлюоресцентного анализа крови. Если атипичные мононуклеары в крови обнаруживаются – у больного подтверждается диагноз болезни мононуклеоза. При заболевании изменяются показатели крови. Происходит увеличение лимфоцитов и моноцитов.

Для полноты картины назначают современное ультразвуковое исследование печени и селезенки. Увеличение их размеров выше нормы, повышенная эхогенность говорит о правильно поставленном диагнозе. Внимательное, детальное изучение и расшифровка анализов крови поможет не спутать цитомегаловирус и Вирус Эпштейн-Барр, у которых очень похожи внешние симптомы.

Лечение инфекционного мононуклеоза

Проводить лечение такого тяжелого инфекционного заболевания, как мононуклеоз, должен только квалифицированный врач. Хронический мононуклеоз у взрослых лечится по той же схеме, что и детский. Придерживаясь рекомендаций доктора, больной должен четко выполнять назначенное врачом, чтобы не спровоцировать ухудшение состояния. Общие рекомендации в острый период болезни мононуклеозом, медикаментозное лечение и советы, направленные на повышение иммунитета:

  • обильное питье;
  • бессолевая диета №5, исключающая острое, жирное, жареное;
  • полоскание горла теплыми травяными настоями, антисептическими средствами;
  • противовирусные препараты при тяжелых осложнениях – «Ацикловир», «Интрон А», «Интерферон»;
  • жаропонижающие препараты: «Ибупрофен», «Парацетамол»;
  • витамины группы B, C, P, как поддерживающие иммунитет;
  • назначение антибиотиков не желательно, только в случае крайней необходимости, определенная группа может вызвать анафилактический шок и летальный исход.

Возможные осложнения и последствия

На фоне информации о вирусном мононуклеозе стоит отдельно сказать о женщинах, планирующих беременность. Чтобы обезопасить себя и свое будущее потомство, в обязательном порядке нужно пройти полный комплекс лабораторных исследований в клинике или женской консультации. В случае, когда будущая мама заболеет вирусным мононуклеозом, беременность может прерваться в любой момент с осложнениями для всего организма.

Если по срокам удастся выносить ребенка, в большинстве случаев дети рождаются с отклонениями, как физическими, так и умственными. При перенесенном инфекционном заболевании будущей мамы или членов семьи, должно пройти не менее года, чтобы увеличилась вероятность здорового потомства. Мононуклеоз при беременности может иметь очень тяжелые и непоправимые последствия.

Когда болезнь переходит в тяжелую стадию, больного могут госпитализировать. Ребенка младшего возраста так же лучше лечить на территории стационара, под круглосуточным наблюдением врачей. Лимфоузлы после мононуклеоза могут оставаться увеличенными еще несколько недель после выздоровления. На протяжении шести месяцев нужно минимум трижды сдавать контрольные общие анализы крови и на биохимию, чтобы исключить возможные осложнения в работе печени.

При неправильном лечении селезенка увеличивается до больших размеров, инфильтруется макрофагами. Может произойти разрыв тканей, что приведет к смерти. Слабый иммунитет во время инфекционного заболевания может спровоцировать заражение вторичной инфекцией. В виде осложнений присутствуют болезни: пневмония, отит, тонзиллит, синусит, абсцесс горла. Синдром мононуклеоза при ослабленном организме притягивает к себе и другие инфекции. Нарушение работы печени, анемия встречается, но редко.

Причины сыпи при мононуклеозе

Мононуклеоз – инфекционное заболевание. Его возбудитель – вирус Эпштейна-Барр. Болезнь поражает преимущественно детей и молодых людей. Вирус принадлежит к семейству Herpesviridae и распространяется воздушно-капельным путем. Первые признаки заболевания – слабость, лихорадка, высыпание, боль в горле. Вирус поражает лимфатические узлы, печень, селезенку, верхние дыхательные пути, иммунную систему . Особенность заболевания заключается в том, что возбудитель вызывает не гибель, а активную пролиферацию инфицированных В-лимфоцитов и моноцитов. Вирус способен длительное время сохраняться в пораженных клетках, иногда переболевший человек на всю жизнь остается носителем инфекции.

Пути передачи инфекции

Источником вируса Эпштейна-Барр выступает больной человек. Он становится заразным с начала заболевания до полного выздоровления. Носительство вируса продолжается еще полгода после выздоровления, а у части переболевших сохраняется всю жизнь .

Наиболее часто заражение происходит при контакте с мокротой больного. Возбудитель также передается через пищу и воду, предметы быта.

Вирус достаточно устойчив во внешней среде, но гибнет под влиянием высоких температур и дезинфицирующих средств.

Возможно инфицирование при переливании донорской крови или ее препаратов и заражение плода от больной матери , но эти два способа распространения заболевания встречаются довольно редко.

Развитие заболевания

Мононуклеоз в клинической форме чаще всего диагностируется у ослабленных детей, которые страдают анемией, гиповитаминозом, иммунодефицитами. Взрослые люди болеют крайне редко.

Инкубационный период длится от 5 дней до 2 недель . Первыми признаками заболевания являются лихорадка, озноб, боль в горле, заложенность носа. Из клеток эпителия верхних дыхательных путей вирус попадает в кровь и лимфатические узлы. В крови возбудитель активно размножается, вызывая патологические изменения клеток иммунной системы.

Через неделю состояние больного ухудшается – развивается ангина, увеличиваются лимфатические узлы, нарастают симптомы общей интоксикации.

Сыпь при инфекционном мононуклеозе появляется в разгар заболевания. Вирусная экзантема не чешется и не доставляет человеку дискомфорта.

Возбудитель поражает печень и селезенку. Органы значительно увеличиваются в размерах. Моча больного может приобретать темную окраску, развивается желтуха.

Через 2-3 недели начинается выздоровление. Перенесенный мононуклеоз приводит к снижению иммунитета, вследствие чего человек становится более восприимчивым к другим инфекциям .

Характеристика высыпаний при мононуклеозе


Сыпь при мононуклеозе у детей может возникать на любых участках тела, но чаще всего поражает лицо, шею, конечности, спину и живот
. Высыпания имеют красную или розовую окраску, при надавливании исчезают. Характерным признаком, по которому определяют вирусное происхождение сыпи, является отсутствие зуда.

Пятна высыпаний имеют неправильную форму. Их размер варьирует от 5 до 15 см в диаметре. Возможно появление энантем - папул на слизистых оболочках. Как правило, сыпь проходит через несколько дней, но в некоторых случаях она может задерживаться на долгое время и становиться главным симптомом болезни.

Интенсивность высыпаний зависит от тяжести заболевания, иммунитета человека, своевременности начатого лечения .

Диагностика инфекционного мононуклеоза

Сыпь при мононуклеозе требует дифференциальной диагностики с крапивницей, краснухой, сывороточной болезнью. Общим методом выявления заболевания является общий анализ крови .

При исследовании обнаруживается увеличение содержания лимфоцитов и моноцитов в крови больного, уменьшение количества нейтрофилов, анемию.

Появляются атипичные мононуклеары – крупные измененные лимфоциты с полиморфным ядром. Их функцией является борьба с вирусами. В первую неделю заболевания содержание измененных клеток составляет 40-50% от общего числа лейкоцитов.

Дополнительными методами диагностики являются:

  • гетерофильный тест – определение в крови специфических антител IgМ, которые синтезируют пораженные вирусом В-лимфоциты;
  • серологические исследования с использованием иммуноферментного анализа – используются для выявления антител к вирусным антигенам;
  • ПЦР-реакции – качественное определение вирусной ДНК в биологических жидкостях больных и носителей инфекции .

Также проводят исследования иммунного статуса больных и анализ на ВИЧ, который также вызывает появление атипичных мононуклеаров в крови.

Ампициллиновая сыпь при мононуклеозе

Ампициллиновая сыпь возникает вследствие лечения препаратами ампициллина или амоксициллина примерно у 70% больных мононуклеозом.

Их назначают в начале заболевания при неправильной диагностике или в случаях, когда на фоне инфекционного мононуклеоза развивается бактериальная инфекция. Причины появления высыпаний до конца не изучены.

Ампициллиновая сыпь не является аллергической . Она имеет макулопапулезный характер и сопровождается зудом. Часто исчезает без отмены препарата. Особенностью кожных реакций является то, что они не возникают при применении ампициллина для лечения других заболеваний.

Лечение

Для лечения инфекционного мононуклеоза назначаются противовирусные препараты: Ацикловир, Арбидол, Изопринозин .

Выбор конкретного лекарства осуществляет врач после ознакомления с результатами обследования больного в зависимости от тяжести заболевания и возраста пациента.

Дополнительно применяют иммуностимуляторы и иммуномодуляторы. Перед их назначением обязательно следует сделать иммунограмму – необоснованное вмешательство в работу иммунной системы на фоне инфекционного мононуклеоза может спровоцировать развитие аутоиммунных заболеваний.

Если болезнь сопровождается высокой температурой, то больному дают жаропонижающие препараты на основе парацетамола. Прием ацетилсалициловой кислоты в таком случае может вызвать острую печеночную энцефалопатию. Для того чтобы избежать осложнений, необходимо соблюдать диету и постельный режим.

На фоне мононуклеоза снижается устойчивость организма к воздействию патогенных бактерий. Для терапии вторичных заболеваний используются антибиотики. Предпочтение отдается ампициллину и препаратам тетрациклинового ряда. Возникшая при заболевании сыпь специфического лечения не требует. Если высыпания сопровождаются зудом, то взрослые должны следить, чтобы дети их не расчесывали. В противном случае на коже могут остаться следы.

Профилактика инфекционного мононуклеоза включает меры общей гигиены и прием людьми, контактировавшими с больным, специфического иммуноглобулина .

Мононуклеоз – инфекционное заболевание вирусной этиологии, поражающее преимущественно детей. Сыпь при мононуклеозе может быть как симптомом заболевания, так и следствием лечения антибиотиками. Кожные проявления не требуют специфической терапии и после выздоровления бесследно исчезают.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.