Можно назвать счастливым человеком. Кого можно назвать счастливым в романе Обломов? (Школьные сочинения)

У каждого человека свое понимание слова «счастья». Для одного – это семья, для другого – труд. Так, например, в романе «Обломов» каждый персонаж по-своему представляет себе счастье. Но можно ли назвать кого-нибудь из них счастливым? Я считаю, что дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. Объясню свою позицию на примере главного героя.

С одной стороны, Обломова можно назвать счастливым, так для него счастье – это гармония, спокойствие. А жизнь Ильи Ильича именно такая. Несмотря на то, что читатель считает образ жизни Обломова - неправильный, героя все устраивает, а следовательно он поистине счастлив. Но с другой стороны – жизнь Облома слишком однообразна и пуста потому что он ничего не делает, а следовательно не имеет цели и поэтому несчастлив.

Штольц – личность с широкой душой, с богатым внутренним миром, но слишком рациональная.

Для него счастье – это труд.

Для Ольги счастье – это семья, любящий муж. Но в жизни Ольги и Штольца не хватает чувств, на первом месте в их жизни стоит разум, который не позволит искренне любить.

Агафья Матвеевна, на мой взгляд, самый простой образ в романе. Она не представляет своей жизни без хозяйства, без заботы о ком то. Женщина была полностью счастлива, когда был жив Обломов, но после ее жизнь опустела.

Счастье – это субъективное понятие, оно неоднозначно. Можно сказать, что никто из главных героев не был абсолютно счастливым человеком, но и несчастными их назвать нельзя. Счастье - понятие, которое для каждого сугубо индивидуальное, так что можно судить только по тексту о счастливой жизни героев. Так, я подведу итог и скажу, что скорее всего в романе все счастливы, ведь они все добились своей цели: кто-то обрел свое дело, кто-то посвятил всю свою жизнь заботе о других, кто-то остался верен себе и остался таким каким он был. Значит можно говорить о том, что главное в жизни - найти цель, достичь ее и тогда быть поистине счастливым.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

"Когда ты будешь ценить то, что у тебя есть, а не жить в поиске идеалов, тогда ты по настоящему станешь счастливым."

Фридрих Ницше


"Какого человека можно назвать счастливым?"-на этот вопрос пытались ответить многие писатели,так как понятие счастья у каждого индивидуально и каждый сам решает,каков ответ на этот риторический вопрос.Три разных истории повествуют о любви,но сделала ли любовь людей счастливыми или кто из них достоин счастья,авторы рассуждают в своих произведениях.

Рассказ А.Куприна "Куст сирени"-это история любви,трогательная и авантюрная,полная страстей и веселого юмора.Неожиданное решение проблемы главного героя,делает рассказ очень оптимистичным,поднимающем настроение.Неудача молодых супругов,муж не поступает в академию,поставив кляксу на чертеже.Вера не опускает руки,находит выход из положения,сажая куст сирени там,где на карте стоит клякса и Алмазов сдаёт экзамен.Алмазов отвергал помощь жены,считая себя взрослым мужчиной,но после поступления он понял,что счастье в единстве супругов,помощи друг другу.

Главная мысль-это то,что любовь способна устранить любые преграды в жизни,самопожертвование ради любимого делает людей счастливыми,помогает понять друг друга,а куст сирени может сохранить семью.Сирень-это символ весны,молодости,любви.Именно куст сирени сблизил молодых людей,Веру и Алмазова,сделал их счастливыми.

Рассказ А.Чехова "О любви" называют "историей об упущенном счастье",это произведение о силе чувств,моральных устоях и нравственности общества.История любви,которая не принесла радость,а скорее разочарование героям,история которая не имела развития и счастливого конца.Произведение неоднозначное,оно заставляет читателя задуматься и дать оценку действиям героям.Автор не показывает своего отношения к происходящему,оставляя события на "суд читателей".

Понятия о нравственности,моральных законах не дали Анне и Алехину быть вместе,но любовь -это чувство безграничное и не подчиняется людским законам,сносит все преграды на пути,но герои поняли это слишком поздно,их сомнения были напрасны,а признание в любви и осознание ничтожности помех быть вместе делают их последнюю встречу полной новой боли.Алехин остаётся одиноким и безрадостным "благородным существом",а Анна покидает его навсегда,"в дурном настроении",печальная и несчастная.Жизнь "в футляре" неискренняя,лишена чувств и эмоций,переживаний,но Алёхин сознательно жертвует любовью,в угоду мнению окружающих и репутации.

Трагичен рассказ И.Бунина "Кавказ".На чужом несчастье счастья не построить.Герои рассказа не смогут быть счастливы,обман и угрызения совести,чувство вины,нравственный груз измены,смерть обманутого мужа-это не счастье,а сплошное несчастье.Мимолётное увлечение,роман с развлечениями-это не любовь,не счастье,которое скрывают от общества,как позор и прячут от людей.Герои рассказа ещё не поняли,что то,что они считали счастьем,уже осталось в прошлом.Обман,поруганная честь,унижения ложью,всё это в прошло,а впереди-осознание гибели мужа,пытавшего отстоять свою честь.

Бунин очень трепетно относился к чувству любви,для него это было святое чувство.Не каждому даётся этот дар в жизни,Бунин не прощает предательств в любви.Тот кто предаёт святое чувство,не достоин быть счастливым,тому не даётся прощение.

Трагический финал переворачивает смысл рассказа,из истории любви,рассказ превращается в драму,где любит только один и он погибает.Финал предсказуем,но не неизбежен,сложись обстоятельство по другому,трагедия могла бы миновать героев,но автор категоричен,он ставит роковую точку в судьбе обманутого мужа.

Три истории любви сделали одних счастливыми,других разочарованными,а третьих постигла трагедия.Так что значит быть счастливым?У каждого своё понятие о счастье и все стремятся быть счастливыми по-разному.Счастье не физическая величина,оно не материально,счастье-это состоянии души человека.Одних, улыбка близких делает счастливыми,а другие глубоко несчастны из-за отсутствия денег,одни живут для близких и счастливы,а другие-для себя,ища счастье в идеалах.Счастье не зависит от того,кто мы и что мы имеем,оно зависит от наших мыслей,побуждений,чувств,от того,к чему стремимся.

"Счастье не в счастье, а лишь в его достижении."

Кого можно назвать счастливым? ***Афинский правитель и законодатель Солон, живший в VI веке до нашей эры, почитался древними греками как один из «семи мудрецов». Можно перечислить имена остальных шести, но имена эти мало что нам скажут, поэтому поговорим лишь о Солоне.Солон прославился как государственный деятель и поэт. Говорят, что будучи правителем Афин он убеждал горожан в своей правоте стихами, и афиняне ничего не могли возразить. Солон издал много справедливых законов, их записали на деревянных таблицах и установили на главной площади Афин. Это были первые во всей Греции писаные законы. При Солоне высшей властью стало народное собрание с полноправным участием всех граждан. ***Солон заставил афинян поклясться, что десять лет они не будут изменять законы, а сам отправился путешествовать.И вот во время своих странствий он повстречался с Крезом, царем могущественного Лидийского государства, что располагалось в Малой Азии. Крез считался самым богатым правителем того времени. Имя этого царя стало нарицательным. До сих пор мы говорим о ком-либо: «Богат, как Крез», то есть, богаче уж быть не может.Кичась своим богатством, Крез захотел удивить странствующего афинского философа и приказал открыть перед гостем все свои сокровищницы. К удивлению лидийского царя, Солон остался невозмутим.Тогда Крез спросил афинянина: «А знал ли ты кого-либо счастливее меня?» Полагая, что счастье в богатстве, Крез, разумеется, самым счастливым человеком на свете считал себя. И изумился, услышав в ответ: «Да, конечно, знал». И Солон поведал царю о каком-то афиняне Телле, который был действительно счастлив, потому что воспитал хороших детей, прожил честную жизнь и умер на поле боя.«Хорошо, - согласился Крез. - Ну а кто же, по-твоему, самый счастливый человек после Телла?» Крез был уверен, что уж второе место ему обеспечено.Однако Солон назвал имена двух братьев Клеобиса и Битона, мать которых была жрицей богини Геры. Согласно обычаю, в праздник богини жрица должна была подъехать к храму Геры на колеснице, запряженной белыми волами. Но случилось так, что волов на месте не оказалось, и тогда юноши впряглись в тяжелую колесницу и вовремя привезли мать в храм. Все граждане прославили братьев. А гордая и счастливая мать попросила богиню даровать ее сыновьям счастливейшую участь. И богиня исполнила ее просьбу: в ту же ночь братья умерли во сне, без боли и страха. Разве не счастье умереть без страданий, выполнив свой долг? ***« А разве меня ты не считаешь счастливым?» - воскликнул Крез, возмущенный тем, что Солон ставит его ниже обычных людей.«Не знаю, - пожал плечами Солон. - Наш ум не позволяет предвидеть будущее.Человек не знает, что ему готовит завтрашний день. А счастливым можно назвать лишь того, кто в этой жизни счастлив был до конца».На том и закончилась встреча Солона с Крезом.И вскоре Крез узнал, что такое изменчивость судьбы. Сначала во время охоты погиб его сын, а потом и он сам стал пленником персидского царя Кира.Кстати, лидийский царь первым начал войну, но проиграл. Кир решил побежденного врага сжечь на костре. Взойдя на костер и почувствовав жар огня, Крез неожиданно закричал: «О Солон, Солон!..»Присутствовавший при казни Кир удивился, велел погасить огонь и спросил у Креза: кто такой этот Солон, которого он призывает в последние мгновения своей жизни.И Крез рассказал об афинском мудреце.«Только сейчас, на костре, я понял, как глупо было хвастаться перед Солоном своим богатством...» - так закончил он свой рассказ.Слова эти смутили Кира. Он велел освободить Креза, бывшего лидийского владыку, самого богатого человека на свете, сокровища которого не спасли его от несчастий.А Солон вернулся в Афины и прожил там до глубокой старости среди всеобщего почета и уважения.

ФОТО Getty Images

Анна Варга, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, Международной ассоциации семейных психотерапевтов (IFTA), руководитель магистерской программы НИУ «Высшая школа экономики».

Артур Арон (Arthur Aron), сотрудник Университета в Стоуни-Брук (США), исследователь динамики отношений и эволюции дружеских и любовных союзов.

Psychologies:

Какие пары можно назвать счастливыми?

Те, кому нравится быть вместе. Они понимают, что их союз каждому дает дополнительные возможности в жизни. Вместе они сильнее, и качество их жизни лучше. Каждый чувствует благодарность к партнеру, потому что видит его важный вклад в отношения пары и в собственную жизнь. Кроме того, это пары, которые не сомневаются в прочности своих отношений и понимают, что их союз может выдержать многие сильные потрясения и выстоять.

Это пары, которые удовлетворены отношениями. Они не несчастны! Это означает, что они, во-первых, не переживают сильный стресс (пара, которая живет в зоне военных действий или в которой один из партнеров только что потерял кого-то из близких, не настроена размышлять о качестве отношений). Во-вторых, они не страдают от психической или физической болезни (например, когда один из партнеров в депрессии). Не быть несчастными – это значит еще и пользоваться поддержкой семьи и друзей. В западной культуре, когда два человека решают жить вместе, они мало заботятся о том, что подумают их близкие. Между тем с годами, особенно когда появляются дети, становится почти невозможно выстроить долгосрочные отношения, если окружение настроено критически. К тому же необходимо иметь хотя бы минимальные способности к коммуникации, в частности для того, чтобы разрешать конфликты. Если эти элементы присутствуют, тогда можно говорить о том, что позволит отношениям в паре расцвести по-настоящему.

И что же это?

А. А.:

Когда ваш роман только начинается, вы чувствуете возбуждение и легко открываетесь друг другу, но этот порыв сходит на нет в период от нескольких месяцев до двух лет. И если в этот момент вы вместе начинаете делать что-то новое, вы можете вновь пережить радость и возбуждение первых месяцев. Недавнее наше исследование показало, что если находить один час в неделю, чтобы вместе заниматься чем-то подобным, это оказывает самое благотворное воздействие на отношения в долгосрочной перспективе. При условии, что вы не выбираете занятия, вызывающие слишком сильный стресс, потому что это может иметь обратный эффект.

Что еще укрепляет отношения и позволяет назвать союз счастливым?

А. В.:

Счастливы двое, если у них общие ценности, уважительное отношение друг к другу и общее представление о совместном (благоприятном) будущем. Если они не имеют тайн друг от друга, могут делиться многим, особенно тем, что для них важно в данный момент, отвечают на любые вопросы о себе и не жалеют об этом, потому что встречают понимание и поддержку у партнера. Отношения становятся ближе и когда партнеры вместе переживают какой-то опыт. Это может быть что угодно – путешествия, совместное обучение чему-то, преодоление трудностей и стрессов, забота о детях и близких, стройки и ремонты, переезды... Главное – понимать вклад друг друга, радоваться тому, что были вместе в эти моменты, беречь воспоминания. Важно еще, чтобы пара нашла подходящие для каждого формы телесного контакта (например, каким-то союзам необходим секс, каким-то ласки и нежность, одни любят вместе париться в бане, других привлекает свинг).

А. А.:

Важно отмечать успехи друг друга. Когда он или она переживает тяжелый период, вы же поддерживаете своего партнера, не так ли? И это, разумеется, хорошо для ваших отношений. Но только в том смысле, что было бы гораздо хуже этого не делать. Тогда как в случае успеха вашего супруга ситуация не станет менее прекрасной без вашей поддержки, но может оказаться несравненно лучше благодаря ей. Это своего рода добавочный капитал вашей семьи. Кроме того, поддерживая партнера только в случае трудностей, вы ассоциируете его с проблемой. И рискуете заставить его почувствовать вас своей матерью или начальником. Очень важно выражать благодарность – не только говорить, но и думать «спасибо», даже за самые мелкие повседневные вещи, которые делает ваш партнер. И полезно дружить с другими парами – это вносит новизну в отношения.

Скука в паре – всегда плохой признак?

А. А.:

Скука не обязательно означает конец пары. Многие остаются вместе, несмотря на скуку, но она, несомненно, снижает удовлетворенность отношениями. Это доказывает, что счастье и долговечность – не одно и то же, хотя они и тесно связаны.

А. В.:

Скука – признак каких-то неприятных внутренних компромиссов и притворства. Именно поэтому она так опасна для отношений. Одному из партнеров хочется делать что-то такое, что другому не интересно. Проводить время отдельно кому-то из них может быть обидно. А вместе не получается.

Какое место занимает сексуальность в жизни счастливых пар?

А. В.:

Устраивающее обоих место: самое главное – согласие по поводу частоты сексуальных отношений, их разнообразия, ритуальности и форм (обычный секс или эротика). У меня была пожилая пара, которая искала формы сексуальности, подходящие их возрасту. Они уже не могли заниматься традиционным сексом – у женщины после менопаузы очень снизилась потребность в сексе. Она не получала оргазмов. У мужа была неустойчивая эрекция, его это очень расстраивало. После разных попыток они пришли к тому, что стали принимать общую ванну со свечами, делать друг другу массаж, и это восстановило их ощущение телесной гармонии.

А. А.:

Качество сексуальных отношений – это важный элемент, но важнее телесный контакт – целоваться, прикасаться к друг другу, обнимать друг друга… В наших исследованиях партнеры, которые были сильно влюблены друг в друга, хотя прожили в браке уже 20 или 40 лет, могли больше не заниматься сексом, но постоянно находились в телесном контакте. И я не видел очень счастливых пар, которые не обменивались бы нежными жестами, взглядами. Долгота взглядов – это еще один точный предсказатель долговечности пары.

Может ли поддержать счастливые отношения раздельное проживание партнеров – жизнь в разных квартирах, городах, странах?

А. А.:

Могу сказать лишь о семьях, которые живут вдали друг от друга вынужденно. Например, когда партнеры работают в разных городах или когда один из них военный. К моему большому удивлению, исследования подтверждают, что они справляются не хуже других семей, но и не лучше.

А. В.:

Это возможно, если партнеры сохраняют контакт, обмениваются информацией, регулярно встречаются. Такое положение легче выдерживают пары, которые и до разлуки существовали на большой дистанции друг от друга. Если они были очень близки, жизнь на расстоянии переживается тяжелее. Но и причина такого стиля отношений имеет важное значение. Насильственная разлука (арест, например) переживается легче. Добровольные решения могут действовать на пару более разрушительно. Всегда есть сомнение – так ли уж нужно было разлучаться? А вдруг инициатор разлуки не просто поехал на заработки или не поехал из-за детей, а просто потому, что не очень этого хотел?

Если сравнить истории любви, начавшиеся бурной страстью, и те, которые разворачиваются постепенно, у каких будет лучше прогноз на будущее?

А. А.:

Сила любовных чувств, которые двое испытывают в самом начале отношений, влияет на качество и прочность их отношений. У тех, кто не был страстно влюблен в начале, прогноз неблагоприятный.

А. В.:

Нельзя однозначно ответить. Дело не в том, как отношения начинались, а как они развивалось. Если связующие нити прирастали – то прогноз хороший, если этого не происходило или даже, хуже того, нити истончались – то прогноз плохой.

Учитель русского языка и литературы Белова А.Э.

Урок литературы в 10 классе

Цели:

    Разобраться в сложной философской категории

    Создать условия для самораскрытия личности, формировать и развивать у учащихся умение выражать свои мысли, взгляды, аргументировать, развивать мышление.

    Воспитывать умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, соблюдая основные правила спора

Методы обучения:

Метод активного диалога

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся

Подготовка учащихся к активной работе

Вступительное слово учителя

Счастье, счастливый человек, счастливая семья, счастливая старость – мы часто слышим эти слова. Но всегда ли мы задумываемся над их смыслом.

Определение цели урока

Сегодня мы с вами поговорим о том, какого человека можно назвать счастливым, и много ли нужно человеку для счастья.

Как вы думаете, счастливый человек внешне отличается от несчастливого?

(учащиеся высказывают свою точку зрения)

Счастливый человек заметно отличается от окружающих - он улыбается, глаза излучают свет, он идет изнутри, у него все, за что он берется, получается. Более того, ему так хочется, чтобы и другие были счастливы.

Заранее вам дано было задание написать сочинение о том, какого человека можно назвать счастливым? Хочу зачитать несколько отрывков из ваших сочинений.

Счастливый человек – это тот, у которого все есть. Есть дом, машина, деньги. Он все может себе позволить. Например, поехать туда, куда хочет и с кем хочет…

Счастливый человек тот, у кого есть надежные и верные друзья. В народе говорят: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Разделите любую беду со своими друзьями, и она не будет вам казаться такой страшной…

Я думаю, что счастливый человек – это тот, кто умеет любить и которого все любят. «Все на свете движется любовью…»

Счастливый человек – здоровый человек. . Я хочу, чтобы мои родные люди никогда не болели и были всегда рядом. Для меня нет ничего дороже этого… Когда человек здоров физически и духовно, то все ему по плечу…

Работа в группах

Учащиеся делятся на 4 группы в зависимости от того, чью точку зрения они разделяют.

Есть и такие ребята, которые в своих сочинениях не ограничились каким-то одним аспектом счастья. Они станут оппонентами тем, кто сейчас попробует защитить точку зрения своей группы в вопросе, какого же человек можно назвать счастливым. (5 группа)

Коллективная работа

(дискуссия)

В разное время разные люди под счастьем понимали абсолютно противоположное.

Мы только что закончили изучение творчества Н.Некрасова. Одна из главных проблем, затронутых поэтом в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья.

Гюстав Флобер, французский писатель, и вовсе утверждал: «Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни». Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Проверка индивидуальных домашних заданий. (выступление учащихся)

Понимание счастья разными героями поэмы:

    Помещик

    Матрёна Тимофеевна

    Персонажи из главы «Счастливые»

Кто же, по мнению поэта, счастлив на Руси? Выводы .(запись в тетради)

Работа со словарем

По латыни счастье называли «фортуной», с французского языка оно переводиться как «шанс», а с английского – «удача». В русском языке слово счастье имеет общеславянские корни – приставка «съ» – в значении – «хороший» и часть - «доля», «удел». Первоначально слово счастье употреблялось в значении «хорошая доля», «совместное участие».

В словаре русского языка счастье – это чувство и состояние полного и высшего удовлетворения.

Работа с текстом Виктора Розова.

Обсуждение. Выводы.

Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. Но где кроется самая сердцевина счастья? Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? И да, и нет. Нет - по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. Кроется ли она в здоровье? Конечно, да, но в то же время и нет.

Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом: « И еще - « вникай сам».

В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый. Сестры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?» А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». Дух мой был здоров.

Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. Но не самую важную. При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе - беда.

(В. Розов).

Подведение итогов урока:

Составляем схему:

Какого человека можно назвать счастливым?

Счастье – иметь всё необходимое для интересной жизни.

Счастье – жить сегодня, не задумываясь о завтрашнем дне.

Счастье – в общении с друзьями и родными.

Счастье – быть здоровым уметь заботиться о здоровье своём и окружающих

Счастье – в преодолении себя, в самосовершенствовании.

Счастье – это найти дело по душе и трудиться творчески.

Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми.

Рефлексия

Теперь давайте вспомним весь наш урок. Вы не хотели бы поблагодарить кого-либо из присутствующих за интересное мнение или умение держаться в споре, а может, за что-нибудь еще? (высказывания учащихся)

Домашнее задание:

Путь к счастью… Ученые выделяют пять ступеней:

Подумайте, на какой ступени к наивысшему счастью находитесь вы?

Стоит ли стремиться выше и для чего? Стоит ли изменить свое отношение к людям, к самому себе?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.