Кто такой "Сирота"? Кто относится к детям, оставшимся без попечения родителей. Государственная защита этих граждан

Ребенок, потерявший отца с матерью, считается сиротой. А можно ли назвать сиротами незаконнорожденных детей? Как Ислам трактует положение сирот и незаконнорожденных детей в обществе? Рассматривает ли их как брошенных, считая жертвами судьбы, или как обычных детей?

Ответы на эти и другие животрепещущие вопросы по проблемам сирот, опекунству, по справедливому отношению к ним общества, по защите их прав, мы пытаемся найти, опираясь на Великую книги жизни – Коран. Ведь не случайно слово «сирота» повторяется в Коране более двадцати раз.

Мы много слышим добрых, утешительных слов, звучащих в адрес родителей, потерявших своих детей. Им сочувствуют, соболезнуют, их жалеют. Но гораздо реже встретить людей, разделяющих безутешное горе детей, оставшихся без родителей. Занятые собственными детьми и обеспокоенные заботой о благополучии, процветании родной семьи, мы не обращаем внимания на других детей, брошенных собственными родителями или осиротевших. Чужая беда, чужая боль и трагедия нас не касаются. Лишь бы с нашими домами, детьми все было нормально. Но правильно ли это?

Если человек считает себя истинным мусульманином, то согласно Корану, он должен быть милосердным к сиротам и всячески постараться смягчить их боль и страдания. Он должен привлечь внимание окружающих людей к их печалям и тревогам, к оставляющим желать лучшего условиям их проживания, постараться вернуть радость к жизни, чтобы потухшая однажды в глазах ребенка улыбка, ярко засверкала вновь, озарив израненную детскую душу светом надежды.

И речь не идет только о сиротах. В такой заботе, в нашем общем внимании и милосердии нуждаются брошенные, незаконнорожденные дети, которые по шариату также считаются сиротами. И их печали, их тревоги, порой, куда сильнее и глубже, чем у детей – сирот.

Вот, что говориться по этому поводу в Коране: «Давайте имена им их отцов. Сие пред Богом справедливей, А если их отцы вам не известны, (Зовите их) своими братьями по вере, И близкими (сродни вашей родне). На вас греха не будет в том, Коль ошибетесь вы (в именовании их), А грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, Аллах прощающ, Милосерд» (Сура «Союзники»; 5 аят.) Этот аят доказывает, что дети, не знающие своих настоящих родителей, не имеющие фамилии безотцовщины более нуждаются в попечительстве:

1. Вот, что говорится в Коране о сиротах: «О жизни близкой и далёкой, И о сиротах задают тебе вопрос: Скажи: «для них благое совершать – Есть лучшее, что можно сделать». И если примите вы их в свои заботы, Они вам станут братья – Ведь Бог умеет распознать творящего добро oт совершающего злое. И если бы Бог того желал. Послал бы тяготы он вам,(земные), По истине всесилен Он и мудрости исполнен.» («Корова»; 220 аят)

«не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе».

2. Если глубоко поразмыслить над вышесказанным аятом, то можно постичь удивительно мудрую философию жизни: между обществом и сиротами должно быть справедливое отношение, основанное на любви и милосердии. Вместо кровного отцовства провозглашается отцовство по вере, когда религиозные опекунство и братство занимают места отца. Это единственно приемлемый выход, позволяющий возместить ребенку морально-психологический ущерб. Те же, кто оскорбляют и обижают сирот, своими жестокими поступками фактически отвергают веру.

3. Аллах Тяаля говорит в аяте: «А если их отцы вам не известны». То есть речь идет о незаконнорожденных. И к ним нужно относится еще мягче, нежели к сиротам, у которых отцы умерли.

Теперь попробуем всесторонне подойти к изучению вопроса: как Ислам характеризует положение сирот в обществе?

1.Значение слова «сирота».

Слово «сирота» в Коране повторяется более двадцати раз и дается в единственном, двойственном и множественном числах. Сирота считается полноценной личностью, не подвергающейся критике и обвинениям или унижениям. Слово «сирота» предполагает одиноких, оторванных от семей, лишенных внимания детей и произносится с той целью, чтобы общество заботилось о них, удовлетворяло их нужды и потребности.

2. Как же Ислам преподносит сирот в обществе?

Как было сказано в Суре «Корова» в 220 аяте и в Суре «Союзники» в 5 аяте, Ислам подчеркивает, что сироты - наши духовные братья в религии, братья и сестры в мусульманском обществе, которое не должно оскорблять, унижать сироту, пользоваться его богатством. Чтобы сироты не чувствовали себя отчужденными, с ними нужно здороваться, их нужно приветствовать, поздравлять, всячески оказывая им внимание и поддержку.

3. В чём в первую очередь нуждается сирота?

Если вы зададите этот вопрос тем, кто сталкивался с проблемами сирот, то они ответят вам: - В жилье. И это согласно слов Мухаммада Пророк (да благословит Аллах его и род его!), произнесенных в Коране, общая для большинства сирот проблема: « Ведь разве не нашёл тебя он сиротой, Не дал приюта и заботы?» («Утро»; 6 аят) Этот аят словно бы советует, что найти жилье для сироты – это самое лучшее решение проблемы, то благо, о котором Аллах упомянул в Коране. Давайте посмотрим: о Пророке Пророк (да благословит Аллах его и род его!) заботились сначала дедушка, потом дядя. То же и о сироте должны заботиться сначала близкие люди, а если их нет, то дальние. Конституцией для всего человечества должен стать призыв приютить сироту и тем самым не дать ему почувствовать свою отрешенность.

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Кто погладит голову сироты ради Аллаха, тот получит вознаграждение за каждую волосинку». В этом хадисе звучит призыв к милосердному отношению к сиротам. Это живая картина от Пророка, который очень беспокоился о правах сирот.

Мы проанализировали положительное и действенное отношение Ислама к сиротам. Главный элемент, который возымел действие, - это Иман, то есть вознаграждение (как сад, который ждет своих сборщиков, чтобы быть рядом с Пророком в Судный день).

Пророк говорил, что в Судный день как два пальца одной руки, он будет рядом с женщиной, потерявшей мужа и достойно воспитавшей детей. Когда-то она была красивой, но от житейских тягот и забот красота ее поблекла.

Смысл этого хадиса в следующем:

А). Мать – это самое главное для сирот.
б). Мать – второй человек, к которому прибегает ребенок после смерти отца.
в). Если умирает мать, то любая другая добрая женщина может взять на себя заботу о сироте, за что будет вознаграждена вдвойне.

4. Верим ли мы в Коран?

Некоторые люди, к сожалению, не принимают эту социальную проблему всерьез, а лишь теоретически - на словах. Но давайте вернемся к Корану, к суре «Город», к 11-17 аятам, где говорится о том, что оскорбляющий и унижающий сироту отвергает веру: «Но не спешит избрать стезю крутую человек! Как объяснить тебе, что значит «крутизна»? Освободить раба, Дать пищу в дни лишений Сироте, который близок вам по крови, Иль бедняку презренному другими. И вот тогда вы станете одними из тех, Кто верит в Бога и смиренно сострадает, И с милосердием творит добро.»

Сирота подвергается бедности, нужде, болезни. Потому тот, кто «кушает» деньги сирот, сравнивается с поглотителем огня.

5. Кто несёт ответственность за унижение и оскорбление сирот?

Сирота не несет ответственности за свое положение. Ответственность несет общество. К сожалению, говоря о сироте, мы представляем удручающую картину: униженный бродяга-ребенок ходит по домам с протянутой рукой в поисках не только хлеба насущного, но и хоть чуточку душевной теплоты.

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Самый лучший дом мусульманина – это дом, где воспитывается сирота и о нём заботятся хорошо, и самый плохой мусульманский дом – это дом, где относятся к сироте плохо». Поэтому Коран обращается к обществу: «Они ждут указаний от тебя касательно их женщин. Скажи: «Аллах даёт вам указания о них И то что вам читается в сей книге, И относительно сирот, которым не даёте вы того, Что вам предписано давать, Желая взять их в жёны, О беззащитных слабых детях, И чтобы всегда ко всем сиротам, Вы строго соблюдали справедливость, И чтобы доброго не совершили вы Господь по истине об этом знает! (Сура «Женщины»; 127 аят). Ислам ясно и всесторонне определил положение сирот в обществе во избежание их унижений и оскорблений. Забота о сироте – это большое благо для заботящегося о нем человека, один из путей всепрощения и попадания в Рай.

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Кто возьмёт ребёнка-сироту среди мусульман, чтобы прокормить его, тот с дозволения Аллаха попадёт в Рай, если только он не делает греха, который не прощается».

Без всякого преувеличения можно сказать, что забота о сироте – лекарство для ожесточенных, бессердечных людей. К Пророку (да благословит Аллах его и род его!) подошел один человек, жаловавшийся на жестокость сердца, и Пророк посоветовал ему кормить бедных, погладить сироту по голове.

Надеемся, что приведя эти примеры, мы словно бы погладили головы маленьких сирот, которые, как цветы в саду, ждут воды и ухода. Надеемся также, что это открытое письмо – послание к нашему обществу с призывом взять заботу над сиротами и ответственность за них, будет услышано нашими согражданами и дойдет до сердца каждого. Всевышний создал сирот для жизни, а мы, оставляя их без внимания, унижая их и причиняя им боль, словно бы стремимся растоптать, уничтожить их. Если Аллах создал эти зеленные веточки для того, чтобы они могли плодоносить, как мы можем отсекать их и пускать их на дрова?

И по Шариату, и по земным законам недопустимо, чтобы эти дети пострадали дважды: от того, что они безотцовщины, и от того, что общество несправедливо по отношению к ним.

Мы уверены, что в мусульманском мире есть люди, готовые приголубить сироту, утереть его слезы, приласкать, позаботиться о нем. И доброта эта останется в сердцах многих людей до судного дня.

Сколько бы мы ни говорили, мы не можем по-настоящему прочувствовать то, что чувствуют сироты, лишенные родительской любви и заботы общества. Но мы можем стать теми, кто с чистым сердцем и бескорыстным желанием поддержать сирот, утирает их слезы, заживляет полученные ими однажды раны.

1.Социальное сиротство как общественное явление в России.

1.1. Понятие социального сиротства и его причины.

В любом государстве, в любом обществе всегда были,есть и будут дети,которые по каким-то причинам остались без попечения родителей. В этом случае заботу о таких детях берет на себя общество и государство. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия-сирота(сиротство)и социальный сирота(социальное сиротство). Попробуем разграничить эти понятия.

Дети-сироты-это дети,не достигшие возраста совершеннолетия, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота- это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство-это социальное явление, которое обуславливается наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

В настоящее время существуют следующие виды сиротства:

1.дети,родители которых рано умерли(собственно сироты)

2.дети,родители которых лишены родительских прав(лишенцы)

3.дети,родители которых отказались от родительских прав(отказники)

4.дети,которые воспитываются в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании(интернатские сироты)

5. дети,у которых полный комплект родителей, и ребенок живет с ними, но им-не до ребенка(домашние сироты). В этом случае родители и дети либо чужие друг другу, либо находятся в антагонических отношениях.

Во всех этих случаях,кроме первого,речь идет именно о социальном сиротстве.

Очень важными понятиями являются попечительство и опека. Дадим им определение.

Попечительство- это форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних(и некоторых других категорий людей). Близко к понятию опеки.

Опека-это “форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц(детей,лишившихся родителей,душевнобольных) “. Опека- это также лица и учреждения,на которых возложено это наблюдение. Так в чем же различие между опекой и попечительством? Под попечение попадает значительно более широкая категория детей. Это дети,родители которых:умерли,лишены родительских прав,ограничены в родительских правах,признаны безвестно отсутствующими,недееспособны(ограниченно дееспособны),отбывают наказание в исполнительных колониях,обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей,уклоняются от воспитания детей,отказываются забрать детей из лечебных,социальных учреждений,куда ребенок помещен временно.

В настоящее время социальное сиротство значительно расширяется,появляются его новые характеристики. Возникло так называемое “ скрытое“ социальное сиротство. Оно распространяется в результате ухудшений условий жизни значительной части семей,падением нравственных устоев семьи. И как вследствие изменяется отношение к детям,вплоть до полного вытеснения их из семей,растет беспризорность большого количества детей и подростков.

Сиротство-это фактор, из-за которого ребенок теряет связи с окружающей его социальной средой,с миром взрослых и сверстников,развивающихся в наиболее благоприятных условиях,тем самым,вызывая глубокие вторичные нарушения в развитии личности.

В последние десятилетия особенностями России стали:

1.обострение противоречий между жизненными установками поколений,различных слоев общества

2.резкое падение уровня жизни большинства населения

3.резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе,чему во многом способствует рассвет массовой культуры.

Кризис современной семьи,констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в

стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической,политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети,проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения,непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией,психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.

Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие

аналогичных процессов и в детской среде.

В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие:

добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт,который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев

родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. · принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав,жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают

алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. · смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население

страны к хаотической миграции.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни,воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

1.2.Социально-психолого-педагогический портрет детей-сирот.

“Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях,

То она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях”.

К.Д.Ушинский.

Большинство детей - социальных сирот попадают в государственные учреждения из неблагополучных семей, где уже с раннего возраста они были лишены эмпатийного общения, где с ними жестоко обращались. Родители многих таких детей - алкоголики, наркоманы, ведущие асоциальный и аморальный образ жизни. Такие семьи не выполняют своих основных функций. Многие авторы Л.И. Божович, М.И Лисина и др. отмечают, что семья является важнейшим институтом социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании подрастающего поколения. Общение со взрослым - основной путь проявления активности ребенка. Именно в процессе общения со взрослым ребенок познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, принимает нормы, понятия и ценности общества.

Многочисленные исследования проводимые Л.И Божович, И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной и др., посвящены анализу неблагополучных последствий воспитания детей в государственных учреждениях. Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у ребенка воспитывающегося в семье - они просто другие.

Этому способствуют специфические условия детского дома:

1. Частая сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка;

2. Ограниченный контакт с внешним миром;

3. Специфическая позиция педагогов, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, в отличие от "событийной" позиции взрослого в семье;

4. Групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта, что влечет недифференцированность и неосознанность своего "Я".

5. Жесткая регламентация всех действий ребенка в учреждении, не оставляющая возможности выбора и ответственности.

Специфические условия детского дома существенно влияют на эмоциональное развитие детей. Особенные различия отмечаются у детей попавших в детский дом с рождения. Значительная часть детей становятся сиротами уже в родильном доме вследствие отказа от них матерей.

В настоящее время имеются данные о влиянии информационных связей между будущей матерью и плодом на формирование психических функций будущего ребенка. Отрицательное воздействие на развитие ребенка могут оказывать нарушения не только в соматической, но и в психической сфере беременной женщины. Одним из наиболее мощных психотравмирующих факторов для будущей матери является вынашивание нежелательной беременности. Это одна из причин того, многие дети, от которых отказались, даже при хорошем уходе вырастают отклонениями в поведении, имеют интеллектуальные и невротические расстройства.

У младенцев, воспитывающихся без родителей, значительно позже, чем у детей из семьи возникает потребность в общении с взрослыми и оформляется непосредственно - эмоциональное общение. Мимические реакции, жестикуляционные, общие моторные реакции, звуковые в "комплексе оживления" заторможены или просто не развиты. Во втором полугодии жизни у детей - сирот не возникают аффективно - личностные связи со взрослым: они не стремятся разделить с ним свои эмоции, не ищут у него сопереживания в новой или пугающей ситуации. Все это приводит к снижению общей, в том числе познавательной и эмоциональной активности детей. Само общение отличается вялостью, безынициативностью, бедностью коммуникативных средств, это проявляется в обедненности эмоционального реагирования на зов, человеческую речь, тихий голос, новизну обстановки, на персоны окружающих людей.

Обобщая результаты исследования психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.Е. Ермолова и др. считают, что в возрасте от года до трех лет к уже имеющимся психологическим характеристикам прибавляется дополнительный ряд особенностей, отличающих воспитанников домов ребенка от их сверстников из семьи:

    пониженная любознательность;

    отставание в развитие речи;

    задержка в овладении предметными действиями;

    эмоциональная нечувствительность к отношению взрослого;

    отсутствие стремления к самостоятельности;

    отсутствие тенденций к партнерству в игровой деятельности.

Психиатрическое, неврологическое и психологическое обследование детей в домах ребенка показывает, что разлука с матерью на первом году жизни приводит к депрессивным расстройствам ребенка. Клинические симптомы депрессии затрагивают три сферы: эмоциональную, моторную и познавательную. Эмоциональные нарушения проявляются в депрессивном настроении в виде грусти, апатии, безучастности. Происходит постепенная углубляемость эмоционального дефицита. Двигательные нарушения в рамках депрессивных расстройств характеризуются малой выразительностью мимики. Имеют место стереотипные и привычные действия - сосание пальцев, обкусывание губ, пальцев, выдергивание волос, царапанье. Заторможенность познавательных реакций проявляется в снижении общей активности, слабом развитии игровой деятельности.

В период дошкольного возраста у детей, живущих в детских домах, отмечается следующее: слабо развит временной план действий, они не выделяют и не фиксируют в сознании своих действий, не планируют будущих действий. Их прошлое и будущее связано только с режимными моментами ("спать", "есть", "гулять") и ограничивается одним днем.

У дошкольников в детских домах часто проявляются психогенные реакции на условия воспитания: плаксивость, подавленность, заторможенность или, наоборот, раздражительность, агрессивность; обнаруживается пониженная эмоциональность, пассивность во всех видах деятельности. В отличии от дошкольников воспитывающихся в семье у детей - сирот отсутствует способность к сопереживанию другим людям, как к взрослым, так и к сверстникам. У детей живущих вне семьи, в игре практически отсутствует ролевое взаимодействие со сверстниками.

Особенности психологического развития детей,оставшихся без попечения родителей,дошкольного возраста нашли свое отражение в работах таких исследователей как Кравченко А.И.,Дубровина И.В.,Андреева А.Д.,Павленок П.Д.,Ушинский К.Д.,Флейк-Хобсон К. и др.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. Рассмотрим психолого-педагогические характеристики разного возраста у детей-сирот.

1.Дошкольный возраст. Дети дошкольного возраста в (СУ) отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания. В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети из (СУ) значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей которые растут в семье.(1, с.5-13) По данным Т.П.Гавриловой, кризис трех лет протекает у этих детей в стертой форме, запаздывает. Гордость за достижение – такое личностное новообразование дошкольного возраста – формируется у этих детей дефектно. Наиболее отчетливо проявляется недостатки развития эмоциональной сфере. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У этих детей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семьи у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее – поступление в школу, учение. Борьба за новую индентичность при поступлении их в детское учреждение – одна из основных проблем этих детей в период исправления депривации. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками и взрослыми приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Дети –сироты, зачастую не имели дома игрушек, книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в (СУ), не знают, как играть с игрушками, играми. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание.

2. Младший школьный возраст. Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сфере, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умением и низкому качеству учения. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников. Как правило, им уже 7-8, а иногда и 10 лет. По данным исследований А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из (СУ), не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, в которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить. Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников из (СУ), что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителя. В это время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника. Воспитанники (СУ) с раннего возраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми. Ограниченное, большей частью групповое общение детей со взрослыми не предоставляется самостоятельности ребенку.

3. Дети подросткового возраста. Подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушения в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека. По данным А.Л.Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков из (СУ) показателем счастья является: еда, сладости, игрушки, подарки, одежда. Таким «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нормальных семьях. Опыт переживания одиночества подростками из (СУ) составляет 70%. Выход из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять…). При работе с подростками из (СУ) следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Понятие «беспомощность» рассматривается как то состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков из (СУ) это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями. Переживание состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним. В данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем: « Как я теперь буду жить?», « Что мне делать одному в этом мире?», « Кому я нужен на земле?».

4. Юношество. Юношество характеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующие специфические особенности: 1.неумение общаться с людьми вне учреждения,

2.трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками,

3.отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них; 4.нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства; 5.низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им; 6.слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним; 7.потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу; 8.неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержка с их стороны; 9.несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное; 10.несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения); 11.низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания; 12.склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты. Юношество стоит на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с другой боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Это двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

2. Проблемы обучения и воспитания воспитанников детских домов.

2.1.Проблема девиантного поведения.

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии . Эмиль Дюркгейм , написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897 ), считается одним из основоположников современной девиантологии .

Девиант - индивид , отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Классификация девиантного поведения

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.

"Ядром" девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

- преступность ;

- алкоголизм ;

- наркомания ;

- самоубийство ;

- "преддевиантный синдром" - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

    аффективный тип поведения;

    семейные конфликты ;

    агрессивный тип поведения;

    ранние антисоциальные формы поведения;

    отрицательное отношение к учебе;

    низкий уровень интеллекта.

Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

Антидисциплинарное поведение;

Асоциальное;

Противоправное;

Аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая:

Патологические;

Непатологические девиации.

3) личностно-динамическая:

- "реакции";

- "развития";

- "состояния.

Формы девиантного поведения-гемблинг (игровая зависимость) и пищевая девиация

-анорексия

-булимия

Сексуальные девиации

-педофилия

-зоофилия

-некрофилия

-Алкогольная зависимость

-Наркомания

-Трудоголизм

-Клептомания

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин "девиантное поведение" можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Кризис современной семьи,

Кризис современной семьи,

Приюты. Но наиболее приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семейное жизнеустройство: усыновление , опека и попечительство, приёмная семья. Право ребёнка жить и воспитываться в семье закреплено в ст. 54 СК РФ. Поэтому дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат устройству в семью и только при отсутствии такой возможности - в интернатные учреждения (ст. 123 СК РФ).

Виды сирот

Можно выделить следующие группы сирот:

  1. собственно сироты: несовершеннолетние дети, чьи родители умерли;
  2. «лишенцы»: дети родителей, лишенных родительских прав;
  3. «отказники »: дети родителей, отказавшихся от родительских прав;
  4. интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании;
  5. домашние условные сироты: ребёнок живёт с родителями, но им не до ребёнка.

Можно выявить и сгруппировать в 7 блоков социальных стереотипов о детях сиротах:

  1. сироты - дети с плохой биологической наследственностью и генетической предрасположенностью к различным заболеваниям, в том числе склонностью к проявлению разного рода девиаций;
  2. сироты подвержены психическим отклонениям;
  3. у детей-сирот плохое физическое здоровье и предрасположенность к хроническим заболеваниям;
  4. склонность к проявлению асоциального поведения;
  5. воспитанники детских домов плохо адаптируются к социальной среде;
  6. «неблагодарность» приемного ребёнка к родителям-усыновителям;
  7. социальные сироты - «бедные», «несчастные, брошенные дети».

Социальные сироты

Одной из важных проблем России является социальное сиротство. С ростом рождаемости возникают другие проблемы. Из-за растущего алкоголизма отцов, распада семей и бедности многие матери ещё в роддоме отказываются от своих детей, кроме того, родителей-алкоголиков и преступников лишают родительских прав. Возникло так называемое социальное сиротство: сироты при живых родителях.

В 2012 году в России насчитывалось около 650 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Более 70 % из них являлись «социальными сиротами» (их родители живы, но не хотят или не могут заботиться о детях). В 2011 году на Украине было почти 100 тысяч сирот, из них 70 % - социальные сироты.

Но и у многих детей, живущих в семьях, печальная судьба. Конфликты в семьях и разводы, алкоголизм родителей, нищета вынуждают многих детей убегать из дома и скитаться по стране. Таких беспризорных детей - точной цифры никто не знает - около 1 млн. Ещё больше - до 2 млн - безнадзорных, тех, кто лишь ночует дома, но днём остаётся без надзора родителей и воспитывается улицей. В результате в год около 330 тыс. преступлений совершается подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. Около половины выпускников детских домов пропадают для общества: одни становятся алкоголиками, другие - преступниками. При этом государство не решает проблемы усыновления и опекунства. Бюрократия и низкая материальная поддержка семей, принявших ребёнка на воспитание, создают для них непреодолимые трудности. В таких условиях повышение рождаемости имеет сомнительную ценность.

По данным доклада директора Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ А. А. Левитской на Всероссийском совещании «Инновационные подходы в деятельности органов опеки и попечительства по защите прав детей» 2011 г. пребывание детей в интернатных учреждениях отрицательно сказывается на состоянии их здоровья. Уровень заболеваемости в домах ребёнка увеличивается в 2 раза, отмечается нарастание количества воспитанников с отставанием в физическом и нервно-психическом развитии, происходит рост хронической заболеваемости. Зафиксирован ранний возраст начала курения и употребления алкогольных напитков детьми-сиротами (до 11 лет). У 30 % детей-сирот диагностированы эмоциональные расстройства и расстройства поведения, треть отклонений приходится на гиперкинетическое расстройство поведения, которое проявляется гиперактивностью и нарушенным вниманием .

С 2015 года для социально ответственных средств массовой информации в поддержку профилактики социального сиротства в России проводится национальный конкурс медиапроектов «Конек» .

В Российской Федерации

По данным доклада уполномоченного по правам ребёнка города Москвы , председателя Ассоциации уполномоченных по правам ребёнка субъектов Российской Федерации Алексея Голованя (Париж , 22 октября 2008 года) на 1 января 2007 года в России насчитывалось 748 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. . Большая часть из этих детей живут в приемных семьях (оформлено усыновление, опека или приемная семья). В детских домах находятся около 150 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей Детей-сирот среди них - 15-20 %. В то же время в России наметилась тенденция на уменьшение проблемы. На октябрь 2012 года по данным уполномоченного по правам детей Павла Астахова в стране было 654 тысячи детей сирот. За 5 лет число оставшихся без попечения родителей уменьшилось на 94 тысячи (сокращение на 12,5 %). В некоторых регионах закрываются детские дома.

В период с 15.04.2010 по 13.07.2011 в России действовал мораторий на усыновление российских детей гражданами США . В декабре 2012 года в законопроект , рассматриваемый Госдумой в ответ на принятие в США закона Магнитского , депутатами Е. Лаховой (Единая Россия) и Е. Афанасьевой (ЛДПР) был внесен запрет усыновления российский детей-сирот американскими гражданами.

Отношение к сиротам в Библии и христианстве

Образ сироты, как незащищенного и нуждающегося в помощи лица, с древних времен упоминался у христиан как в Ветхом и Новом Заветах Библии , так и в более поздних христианских произведениях.

Помощь сиротам издавна считалась богоугодным делом и одним из наиболее важных проявлений благотворительности . Считалось, и до сих пор считается, что Всевышний Господь особенно внимателен к сиротам, вдовам и всем нуждающимся. В Псалме 67 Ветхого Завета Бог называется «Отцом сирот и судьей вдов во святом Своем жилище».

В Псалме 9 Ветхого Завета, обращаясь к Богу, псалмопевец говорит:

Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

Заповеди Ветхого Завета требовали «не притеснять ни вдовы, ни сироты».

В Новом Завете и во всей последующей истории христианства помощь сиротам также считается необходимым и богоугодным делом.

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

См. также

  • Ятим (араб. يتيم ‎ - «Сирота») - арабское имя

Напишите отзыв о статье "Сирота"

Ссылки

  • - интернет-портал о сиротах в России и СНГ
  • - интернет-сайт для выпускников детских домов
  • // jyravlik.ru
  • // vd-spb.ru

Примечания

Отрывок, характеризующий Сирота

– Адъютант! Господин адъютант!… Ради Бога… защитите… Что ж это будет?… Я лекарская жена 7 го егерского… не пускают; мы отстали, своих потеряли…
– В лепешку расшибу, заворачивай! – кричал озлобленный офицер на солдата, – заворачивай назад со шлюхой своею.
– Господин адъютант, защитите. Что ж это? – кричала лекарша.
– Извольте пропустить эту повозку. Разве вы не видите, что это женщина? – сказал князь Андрей, подъезжая к офицеру.
Офицер взглянул на него и, не отвечая, поворотился опять к солдату: – Я те объеду… Назад!…
– Пропустите, я вам говорю, – опять повторил, поджимая губы, князь Андрей.
– А ты кто такой? – вдруг с пьяным бешенством обратился к нему офицер. – Ты кто такой? Ты (он особенно упирал на ты) начальник, что ль? Здесь я начальник, а не ты. Ты, назад, – повторил он, – в лепешку расшибу.
Это выражение, видимо, понравилось офицеру.
– Важно отбрил адъютантика, – послышался голос сзади.
Князь Андрей видел, что офицер находился в том пьяном припадке беспричинного бешенства, в котором люди не помнят, что говорят. Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule [смешное], но инстинкт его говорил другое. Не успел офицер договорить последних слов, как князь Андрей с изуродованным от бешенства лицом подъехал к нему и поднял нагайку:
– Из воль те про пус тить!
Офицер махнул рукой и торопливо отъехал прочь.
– Всё от этих, от штабных, беспорядок весь, – проворчал он. – Делайте ж, как знаете.
Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.
– Болконский, Болконский! Не слышишь, что ли? Иди скорее, – кричал он.
Войдя в дом, князь Андрей увидал Несвицкого и еще другого адъютанта, закусывавших что то. Они поспешно обратились к Болконскому с вопросом, не знает ли он чего нового. На их столь знакомых ему лицах князь Андрей прочел выражение тревоги и беспокойства. Выражение это особенно заметно было на всегда смеющемся лице Несвицкого.
– Где главнокомандующий? – спросил Болконский.
– Здесь, в том доме, – отвечал адъютант.
– Ну, что ж, правда, что мир и капитуляция? – спрашивал Несвицкий.
– Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас.
– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.
– Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский…
– Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского.
Из за двери слышен был в это время оживленно недовольный голос Кутузова, перебиваемый другим, незнакомым голосом. По звуку этих голосов, по невниманию, с которым взглянул на него Козловский, по непочтительности измученного писаря, по тому, что писарь и Козловский сидели так близко от главнокомандующего на полу около кадушки,и по тому, что казаки, державшие лошадей, смеялись громко под окном дома, – по всему этому князь Андрей чувствовал, что должно было случиться что нибудь важное и несчастливое.
Князь Андрей настоятельно обратился к Козловскому с вопросами.
– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону.
– А капитуляция?
– Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению.
Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.

Мне очень жаль, что вы потеряли отца, но, в определении термина «сирота» я скорее соглашусь с вашим мужем, чем с вами. В современном российском понимании, сирота — это человек, лишившийся одного или обоих родителей в связи со смертью последних. Как правило, этот термин применяется к детям, не достигшим ещё совершеннолетия.

Но, несмотря на это, каждый имеет право по-своему воспринимать слово «сирота». Так, например, в лексиконе северно-русских причитаний слово «сирота» относимо к любому человеку, чье социальное состояние изменяется в результате похорон. Объём значения слова «сирота» в контексте ритуала расширяется: оно именует не только детей, потерявших родителей, но каждого, понесшего личную утрату, пережившего смерть родителей, детей, жены или мужа.

Также для лучшего понимания термина «сирота», можно обратиться к толковому словарю Владимира Даля.

СИРОТА - сиротина, сиротка, -точка, -тинка, -ночка, сиротушка. сиротинушка, вят. сиротища, новг. сиряк, орл. сиротец м. сирый прил. сиромаха об. южн. у кого нет отца либо матери, или нет обоих, это круглый сирота. Безродный сирота, без близкой родни.

В этом словаре приводятся также примеры, когда употрбеляют слово «сирота»:

«Накормим алчных. напоим жаждых, оденем нагих и прикроем сирых. На кого ты сирот покидаешь! плач по муже. Сирый да вдовый, малый да старый. Без мужа жена всегда сирота. Сиротинушка наш дедушка; ни отца, ни матери! Без хозяина дом сирота. Без хозяина товар плачет (товар сирота). Без коня казак кругом сирота (хоть плачь сирота)! Бескомандный командир сирота. Отстал, сиротою стал. За ремеслом ходить- землю сиротить. Казанский сирота (плут, прикидывающийся бедняком, от бывших мурз казанских). | Вообще беспомощный, одинокий, бесприютный, бедняк; в этом знач. и старики, и старухи зовут себя сиротами, и так же зовут нищих и побирушек. Эк сироты-то сколько ныне! арх. нищих. | Сиротка, твер. пустая гречишная каша. | южн. растен. Bulbocodium ruthenicum, брундышка, сниток, снедок, малая снитка. | южн. рыбка ерш, Acerina rossica. Сирома ж. собират. сиромаха об. сироманец м. южн. и зап. сирота, бедняк, голыш, бесприютный, бобыль. Сирость ж. состоянье сирого, сиротство. В сиротстве жить, слезы лить. Сиротин, сироткин, лично принадлежщ. сироте. Сиротское попечительство. Сиротский суд; - дом. Сиротская зима, теплая. Сиротеть, становиться сиротою, терять родителей. Отец на ладан дышит - дети сиротеют, скоро осиротеют. | Сиротеть, сиротствовать или сиротать сев. терпеть сиротство, быть сиротою, жить в сиротстве. Дети уж осьмой год сиротеют. Сиротить кого, сделать сиротою. Солдатчина сиротит, ровно смерть. Детушки сиротать станут, песня. Ты чужую женку любишь, своя сиротает, кинута, песня».

Итак, если смотреть не с юридической точки зрения, а с образной, тогда вы, конечно, можете считать себя сиротой. Если, конечно, вы чувствуете себя как незащищенный человек, нуждающийся в помощи посторонних лиц.

Однако, я бы не советовала вам утопать в жалости к себе и вспомнить, что вы на данный момент уже совершеннолетний человек, у которого есть маленький ребенок, нуждающийся в вашем внимании и заботе. Следовательно, ни при каких обстоятельствах нельзя опускать руки, и быть всегда адекватной, работоспособной и активной, чтобы самой быть опорой для своих детей, мамы, мужа и других родственников и друзей.

Сил вам и счастья!

«Барин мой миленький, барин мой добренький, сжалься над горьким сироткой» – поётся в известном романсе М.П.Мусоргского. И действительно, спокон веку самым несчастным человеком, более всего достойным сострадания считался сирота – ребёнок, чьи родители, или хотя бы один из них, умерли.

Впрочем, не всегда в это слово вкладывался такой смысл, в каком мы употребляем его сейчас. Так, одна французская исследовательница изучала жизнь и быт африканского племени, живущего родовым строем. В этом племени (что вообще характерно для родового строя) принято было при знакомстве не только представляться, но и перечислять своих предков на несколько поколений вглубь. Эта женщина аристократкой не была, и потому родословную свою, как и большинство наших современников, смогла назвать только до бабушек, дедушек. И тогда люди из этого племени стали её жалеть, подкармливать, называя бедной сироткой!

Действительно, в условиях древнего рода человек, даже маленький ребёнок, лишившись родителей, не оставался один на один с жестоким миром, в большой патриархальной семье всегда было, кому о нём позаботиться. Поэтому сиротой считали только такого человека, который полностью лишился всех родственников (скажем, чудом выжил, когда поселение разграбили кочевники или те же викинги). Такому человеку действительно очень тяжело было жить, причём даже взрослому. И даже много веков спустя после распада родового строя в русских плачах-причитаниях слово «сирота» употребляется не только в отношении детей, но и в отношении любого, кто потерял близкого человека (жены, матери и т.д.).

По мере развития общества, экономики и сопутствующего им «дробления», нуклеаризации семьи, человеческая жизнь всё больше строится по принципу «каждый за себя». В этих условиях взрослому становится легче выжить в одиночку, хотя поддержка родственников по-прежнему что-то значит. Дети же, в случае смерти родителей всё чаще становятся никому не нужными. Вот так слово «сирота» приобретает современный смысл: несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, изначально вследствие их смерти. Однако сейчас существует и такое понятие, как «социальное сиротство». Оно относится к детям, чьи родители живы, но заботиться о них не захотели или же были лишены родительских прав. Говорят даже о «домашнем условном сиротстве»: ребёнок живёт дома, с родителями, но они им не занимаются, так как им не до этого. К «условным сиротам» причисляют иногда даже тех детей, которые крайне редко встречаются с родителями из-за того, что растут в интернатах. Не всегда это объясняется безответственностью родителей. Не во всяком городе есть детский сад и школа для глухих детей, для слепоглухих – и того меньше. Вот и приходится таким детям расти в специализированных интернатах, иной раз весьма далеко от дома, от родителей.

И конечно, с древнейших времён одним из самых достойных и богоугодных дел считалась помощь сиротам. Увы, в наше время об этом вспоминают далеко не всегда, особенно государство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.