Что вы считаете главным в воспитании своего ребенка. Опросник для родителей «Кого вы считаете главным в воспитании ребёнка? Роль отца в воспитании дочери


«Российская газета» о смертности в России глазами делового сообщества
«Независимая газета» о проблемах безопасности на дорогах глазами Нургалиева
«Эхо» о демографических перспективах Азербайджана
«Новые известия» о некоторых итогах переписи в Германии
«Дело» о демографии и рынке труда ЕС
«Независимая газета» о взглядах на миграцию Кофи Аннана
«Время новостей» о миграции глазами деловых кругов
«Коммерсантъ» об экономике иммиграции у нас и на Западе
«Взгляд» и «РИА-Новости» об ожиданиях законодателей от принятия новых законов в сфере миграции
«Regnum» и «Новые известия» о новациях в российском миграционном законодательстве
«KMnews» о вредоносности новых миграционных законов
«Коммерсантъ-Власть» о виртуальной погранслужбе в США
«Известия» и «Gazeta.kz» о трудовой миграции в России

… о главном в воспитании детей

Образование и здоровый образ жизни – высшие ценности в воспитании детей

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что россияне считают главным в воспитании детей, какой род занятий пожелали бы своим детям, а также какие профессии считают наиболее престижными и доходными.
Главное в воспитании детей – дать хорошее образование и приобщить к здоровому образу жизни , считает каждый второй россиянин (53% и 52%). Важно также воспитывать патриотизм, честность и доброту, мужество и стойкость (по 25–30%).
Обучение профессии, которая всегда даёт кусок хлеба, среди респондентов с высшим и незаконченным высшим образованием ценится менее, чем в группе с образованием ниже среднего (15% и 25%). Напротив, больше внимания в самой образованной группе уделяется привитию самодисциплины, трудолюбия и организованности (21% и 14%), а также развитию умственных способностей в детях (20% и 7%). Развитие интеллекта особенно прошенными из Москвы и Санкт-Петербурга (24%, в других городах 11–14%, в сёлах только 7%).
Реже к качествам, которые в первую очередь необходимо привить детям, респонденты относят «деловую хватку», умение приспосабливаться к обстоятельствам, демократические ценности, гражданскую позицию, толерантность, веру в Бога (по 4–7%).
Для россиян было бы предпочтительнее, чтобы ребёнок работал в юридической или медицинской сферах (по 7% опрошенных), в области экономики и финансов (5%). Вслед за ними идут сфера компьютерных технологий (3%), военная служба, инженерное дело, предпринимательство, образование, творческие профессии (все – по 2%). Лишь 1% опрошенных хотели бы, чтобы спорт стал профессией, родом занятий их ребёнка, столько же выбирают науку, торговлю, государственную службу, банковское дело и сельское хозяйство.
Юристы лидируют также в рейтингах наиболее престижных профессий (28%). Далее следуют экономисты и финансисты (по 20%); медики (11%); работники банковской сферы; предприниматели, бизнесмены (по 10%). Ценятся также работа госслужащего и управленца, менеджера в негосударственном секторе (по 7%). Не пользуются престижем профессии ученого, рабочего, работника сельского хозяйства, спортсмена (по 1%). Несколько выше – престиж военнослужащего (3%).
Эти же профессии относятся общественным мнением и к самым доходным , особенно юстиция (23%), предпринимательство (20%), работа экономиста (12%) и банковского служащего (14%). Работу медика доходной считаю 5%, компьютерщика, бухгалтера и работника торговли – по 4%. Никто не отнес к доходным профессии инженера, сельскохозяйственного рабочего, ученого, зато 3% считают таковой работу военнослужащего.

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 3–4 июня 2006 г. Опрошено 1594 человека в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%

Если у Вас есть подрастающие дети, какую профессию, род занятий Вы бы для них пожелали?(открытый вопрос, до трёх ответов)

А какие профессии Вы считаете в настоящее время наиболее престижными?(открытый вопрос, до трёх ответов)

Какие профессии Вы считаете в настоящее время наиболее доходными?(открытый вопрос, до трёх ответов)

Специалист в юридической сфере (юрист, адвокат, прокурор)

Работник медицинской сферы

Экономист, финансист

Специалист в области компьютерных технологий

Военнослужащий (в.т. ч. милиция, МЧС и др.)

Инженер (различных отраслей)

Предприниматель, бизнесмен

Работник народного образования

Руководитель, директор

Творческие профессии (художник, артист, дизайнер и т. д.)

Бухгалтер

Государственный служащий

Менеджер

Переводчик

Работник банковской сферы

Работник сельского хозяйства (агроном, зоотехник и т. д.)

Работник сферы услуг (повар, парикмахер и т. д.)

Спортсмен

Строитель

Научный работник

Работник торговли

Психолог

Рабочий (слесарь, токарь и т. п.)

Специалист газовой и нефтяной промышленности

Работники таможни

Криминал (воры, бандиты, киллеры)

Хорошо оплачиваемую, престижную работу

Пусть выбирают сами

Затрудняюсь ответить / нет детей

Что Вы лично считаете главным в воспитании детей? (до трёх ответов)

Дать хорошее образование

Приобщение к здоровому образу жизни

Патриотизм, любовь к Родине

Воспитание честности и доброты

Воспитание мужества, стойкости, умения постоять за себя

Обучение профессии, которая всегда дает кусок хлеба

Прививать самодисциплину, трудолюбие, организованность

Развитие умственных способностей

Сформировать деловые способности, «деловую хватку»

Приобщение к демократическим ценностям

Воспитание терпимости

Воспитать искреннюю веру в Бога

Научить приспосабливаться к обстоятельствам

Формирование гражданской позиции, убеждений

Затрудняюсь ответить

Счастливым, не нужно углубляться в многочисленные трактаты. Просто воспитывать детей нужно не кнутом и пряником, как считают многие. Воспитывать надо любовью, уважением и собственным примером. Только в этом случае можно вырастить максимально здоровую, счастливую и самодостаточную личность.


Первая серьезная ошибка большинства родителей заключается в том, что поступки ребенка они не отделяют от его личности. Сделал что-то хорошее - ты замечательный, поступил не очень правильно - значит и сам ты так себе. Получается, что ребенок перестает чувствовать себя любимым, нужным и родным постоянно. Он как бы любимый от случая к случаю. Вроде бы, родители хотят донести до ребенка истину, но получается обратное.


У детей в такой ситуации меняется восприятие добра и зла. Ребенок старается только за похвалу, и боится сделать что-то не так, чтобы не оказаться плохим. Ребенка нужно принимать! Принимать любым. Он должен чувствовать, что нужен, что его любят не за что-то. Его любят за то, что он есть: он дорог, он важен, он самый хороший и родной. Это наиважнейшее условие роста и развития ребенка. Оно помогает ощущать себя уверено, развивает чувство собственного достоинства и позволяет правильно оценивать происходящее. И обсуждать нужно не детей, а их поступки. В противном случае, хрупкая детская психика не справится с эмоциями, и начнутся отклонения в поведении. Потом это может вылиться в , неуверенность и нервозность.


Второй промах родителей - это неуважение. С самого раннего возраста ребенок является личностью. Со своим мнением, своим суждением и своими потребностями. Некоторым родителям, порой, это сложно понять. С высоты своих лет и нажитого опыта они считают себя в праве вершить судьбу своего ребенка. Начинается все вполне безобидно - с выбора одежды, игрушек и еды. Понятно, что на некотором этапе роста ребенка это нормально. Но когда ребенок взрослеет, а такая система продолжается, на это нужно обратить внимание. Часто родители даже не слышат того, что хочет их ребенок. «Как он может знать, что для него лучше? Я больше прожил(а) на этом свете, мне виднее.» Никто и не спорит. Жизненный опыт - это неоценимо. Да и не нужно слепо следовать прихотям ребенка. Просто, направив его в правильное русло, надо дать ему свободу выбора. С этого и начинается уважение, принятие мнения своего ребенка. С этого и начинается умение вовремя принять решение и сделать свой выбор.


Чрезмерная опека и избавление от трудностей тоже недопустимы в процессе воспитания. Излишняя забота всегда оправдана родителями, ведь все желают своим детям только добра, только здоровья, только успехов. Проблема в том, что ни к чему неприспособленный человек никогда не будет ни здоровым, ни успешным. В дальнейшей жизни это аукнется беспомощностью и ленью. Человек, который привык к тому, что от всех проблем его всегда избавляли, никогда не сможет полноценно жить, работать и строить отношения с окружающими. Задача родителей сделать ребенка самостоятельным. Это и есть ключик к успеху в будущем. Да и в настоящем тоже. Здесь главное не кидаться из крайности в крайность. Все должно быть по силам. Ребенок, в каждом возрасте, может сделать что-то сам. Так вот, не надо лишать его такой возможности.


Говорить и спорить о правильном воспитании можно бесконечно долго. Сейчас существует масса разработок на эту тему. Но важно помнить одно - ребенка не нужно дрессировать. Любое действие порождает ответное. Поэтому детей нужно любить, проводить с ними свое время и общаться. И было бы совсем замечательно подкреплять свои слова наглядным примером.

Семья – это школа любви для взрослых и детей

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы

они путем правильного воспитания сделались

хорошими – это в нашей власти»

Плутарх

Человек почти всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «мир», «семья». Но ведь Мир на Земле начинается с мира в семье.

Семья – это школа любви для взрослых и детей. За последнее время многое изменилось в нашем обществе, в семье тоже произошли изменения. Сегодня редко встретишь патриархальную семью, где отец – хозяин, а мать – хранительница домашнего очага. Женщины все чаще стремятся к самореализации, достигают больших успехов в карьере. Непростые экономические отношения заставляют всех членов семьи думать о том, как заработать деньги.

А что по этому поводу думают родители наших учеников?

Мы предлагаем Вам ознакомиться с результатами проведенного опроса.

Что вы считаете главным в семейном воспитании?


Кто оказывает на Вашего ребенка положительное влияние?


Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по Вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

Другие ответы: реализоваться в профессии, жизни, быть порядочным человеком, уважаемым, иметь любимое дело, быть счастливым, честным, порядочным, создать дружную семью, стать личностью.

Какие черты характера Вы хотите воспитать в своем ребенке, прежде всего?

А также: лидерство, организованность, сопереживание, бдительность, спокойное отношение к ошибкам, непреклонность, галантность, открытость миру, независимость, жизнерадостность, умение принимать решения, исполнительность, человечность, находчивость, значимость, отсутствие лени, любовь.

Какие формы одобрения и поощрения Вы используете в процессе воспитания?

Как вы думаете, чего ждет Ваш ребенок от семьи, в которой живет?


А также: взаимопонимания, любви, ласки, подарков, поддержки, уважения, путешествий, участия родителей в его жизни, сестренку.

Как часто у Вас в доме бывают друзья Вашего ребенка?

Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?


Ответы родителей:

Начальная школа:

    Мы всегда в семье прислушиваемся и учитываем мнение ребенка.

    Я считаю, что все нужно вмеру: и хвалить и ругать. Нужно не лениться развивать своих детей, вкладывать, беседовать каждый день. На своем примере показывать, что хорошо, а что плохо.

    Воспитывать ребенка в уважении к старшим, в семье быть дружными и помощниками.

    Не бить ребенка, а разговаривать, объяснять. Не выяснять отношения, не кричать при ребенке. Акцентировать внимание ребенка на благородных, хороших поступках и быть примером в этом.

    Любить детей.

Средняя школа:

    Детям надо верить и понимать их.

    Воспитание основывается на уважении и послушании старших.

    Подавать личный пример.

    Дети нас копируют. Будьте сами нравственны.

    Любите своего ребенка, но не залюбливайте. Уважайте его мнение. Цените минуты общения.

    С ребенком нужно разговаривать и стараться разбирать каждую ситуацию - хорошую и плохую.

    Всегда уметь выслушать ребенка до конца. Всегда быть сдержанным, если ребенок балуется или что-то натворил.

    Много разговаривать, слушать и слышать ребенка, определять «грани» дозволенного.

    Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями.

Старшая школа:

    Уважение к старшему поколению, справедливые решения разного рода вопросов.

    Постоянно проговаривать правила поведения в обществе, правила этикета. Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

    Нравственное воспитание детей в семье – это личный пример взаимоотношений, поведение родителей.

    Самое главное растить детей в любви. Доверять им и с пониманием относиться к разным ситуациям. Быть внимательным ко всему, что интересует и беспокоит ребенка. Уважать желания детей.

    Делать все вместе. Показывать личный пример! Соблюдать традиции.

    На собственном опыте и на примере отца показывать, что надо с уважением относиться к старшим, к женщинам. Чтобы добиться чего-то в жизни надо хорошо учиться и идти к своей цели.

    Быть не только родителями, но и друзьями.

    Воспитание в православии. Беседы о Боге, изучение молитв, посещение Храма, соблюдение традиций православных праздников.

    Из поколения в поколения передавать любовь к близким, к Родине, честность, порядочность и стараться воспитывать это в своем ребенке.

Помните, что главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и, в первую очередь, к детям. Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Помните: Без любви все – ничто!

Памятка для родителей

1. Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей , для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя в жертву, он вырастает эгоистом.

2. Главный закон семьи – все заботятся о каждом , а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о всех. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

3. Воспитание ребенка в семье - это непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания детей – это пример родителей, их поведение, их деятельность.

4. Для воспитания ребенка в семье очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой.

Также вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.

Человек оставляет себя,

Прежде всего, в человеке.

В этом наше бессмертие.

И если ты хочешь

Остаться в сердце человеческом,

Воспитай своих детей!

ОТЕЦ, КАК ВОСПИТАТЕЛЬ

«Без хороших отцов нет хорошего воспитания,

несмотря на все школы, институты»

Н. М. Карамзин

О воспитании детей заботятся государство, школа, пришкольные и загородные лагеря и так далее, но влияние отца полностью заменить ничем невозможно. В наш век феминизации, когда в детских яслях и садах, в школах и внешкольных учреждениях работают с детьми в основном женщины, ощущается острый дефицит мужского влияния на детей.

Взрослый мужчина испытывает потребность заботиться о другом, быть опорой для слабого, ощущая, таким образом, собственную силу и значимость. Полнее всего это проявляется именно в отцовских чувствах. Только при этом условии мужья будут счастливы.

Отцы должны восполнять этот дефицит в семейных условиях, ибо мужское влияние на детей необходимо так же, как и женское. Без него семейное воспитание детей будет ущербным, ведь недаром в понятие «безотцовщина» исстари вкладывается очень горький смысл. Отцовство - экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины.

Хорошо сказал о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью.

По - настоящему счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство.

Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».

Абсолютное большинство россиян полагают, что воспитание детей - дело, которым должны заниматься оба родителя (72%). Еще 12% считают, что в этот процесс также должны включаться бабушки и дедушки, 9% опрошенных отводят ключевую роль в воспитании семье и школе. Реже всего россияне склонны считать, что воспитанием следует заниматься преимущественно матери (4%), отцу (2%) или же семье совместно с профессиональными нянями (1%). Респонденты, уже являющиеся родителями, более склонны считать, что детей должны воспитывать мать и отец (73% против 69% среди тех, у кого нет детей), а также родители вместе с бабушками и дедушками (13% против 9%). Те, кто не имеют детей, чаще отводят роль воспитателя семье и школе (12% против 8% среди тех, у кого есть дети).

Главным в воспитании детей россияне считают хорошее образование (53%). На втором месте - приобщение к здоровому образу жизни (39%), на третьем - воспитание честности и доброты (34%). Наименее значимым считается формирование гражданской позиции и убеждений (4%), а также приобщение к демократическим ценностям (3%).

За прошедшие годы мнение россиян о приоритетах в воспитании детей несколько изменились. Снизилась актуальность приобщения к здоровому образу жизни (38-39% в 2008-2009 годы против 52% в 2006 году), воспитания мужества и стойкости (24% против 28% в 2008 году), самодисциплины и организованности (20% против 24%). Напротив, выросло внимание к честности и доброте (с 28% до 34%), а также хорошего образования (с 47% до 53%).

Мужчины и женщины имеют различные приоритеты в воспитании подрастающего поколения. Так, для женщин более значимо хорошее образование (57% против 47% среди мужчин), воспитание честности и доброты (37% против 30%). Мужчины более склонны отдавать приоритет воспитанию мужества и стойкости (29% против 20% среди женщин). Высокообразованные россияне в воспитании детей основном придают значение хорошему образованию (58%) и здоровому образу жизни (43%). Приоритетом для малообразованных респондентов является воспитание мужества и доброты (42%).

Самой животрепещущей проблемой детей в современном обществе наши сограждане считают алкоголизм и наркоманию (45%). На втором месте по значимости - детская и подростковая преступность (38%). Далее следуют беспризорность (21%), низкий уровень жизни в семьях, имеющих детей (20%), проблемы детского досуга (18%). Наименьшее значение наши сограждане придают таким проблемам, как усыновление детей российскими и иностранными гражданами (5% и 3% соответственно), эгоистичность современного общества, нежелание иметь детей и плохие жизненные условия детей сирот в специализированных детских учреждениях (по 5%).

За прошедшие несколько лет некоторые проблемы детей в современном обществе стали казаться россиянам более острыми. Это касается проблемы детского досуга (18% против 13% в 2005 году), детской и подростковой преступности (38% против 35%), насилия в отношении детей (11% против 6%), воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях (10% против 6%). Зато менее остро, чем прежде, стоит проблема низкого уровня жизни в семьях, имеющих детей (20% против 29% в 2005 году).

Интервью с Шалвой Александровичом Амонашвили о воспитании детей

Шалва Александрович Амонашвили - известный психолог, педагог, доктор психологических наук, почетный профессор Тюменского государственного университета, действительный член Российской Академии Образования, руководитель Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при Московском Городском Педагогическом Университете, научный руководитель экспериментальных школ в Москве, С.-Петербурге, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах.

Автор книг, переведенных на многие языки: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Здравствуйте, дети», «Как живете, дети?», «Единство цели», «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», «Школа жизни», «Созидание человека», « Амон Ра» и др.

В 60 - 70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе".

Его система «Школа жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике. Принципы гуманной педагогики, разрабатываемые Шалвой Александровичем Амонашвили, понятны и близки всем творчески работающим педагогам, которые хотят избавиться в своей работе от рутины и шаблонов авторитарной педагогики. Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».

− Шалва Александрович, что Вы считаете самым главным в воспитании детей?

− Дети - это изумительный народ со своими привычками, характером, традициями игры, общения, даже шалостей. Самое лучшее определение понятия «дети» я нашел в книге «Словарь сути слов»: «Дети - народ, живущий в истине». И действительно, дети любят истину, а точнее не знают что такое ложь. Но живя в социуме, они видят, как взрослые лгут, ругаются, и дети адаптируются, теряя свою истинную природу.

Может потому и сказал Иисус Христос: «…Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Ибо дети - народ, живущий в истине.

− И что же самое главное в воспитании детей, если исходить из такого понимания?

− Нужно воспитывать в детях честность, совесть; хотя изначально дети живут по совести, но еще этого не понимают, нужно дать им возможность осознать, что такое совесть и придерживаться ее. Направляйте детей на благородство, т.е. создавайте из них благородных людей.

Я задавал вопрос и учителям и родителям: «Что для Вас значит благородство?» И каждый раз они не ошибались, абсолютно точно определяя смысл слова «благородство»: это доброта, любовь, честность, порядочность, великодушие, сострадание, сочувствие. Как идеал для человека и для гуманной педагогики я задался целью воспитать детей такими. Все мои коллеги стараются придерживаться именно этого и с ранних лет воспитывать в детях благородство - величайшее состояние духа.

В 60-е годы в СССР ставили целью воспитать хороших строителей коммунизма, это, конечно, хорошо, но людям же надо и отношения строить, и семью создавать, и детей воспитывать. Потом в нашей стране произошел раскол, и все стали воспитывать хороших строителей капитализма. Но все партии приходят и уходят, правительства приходят и уходят, мода меняется, но народ не должен терять благородства, честности и любви в душе. Вот если бы каждый, живущий в городе, был бы благородным, каким бы был этот город? Чистым, красивым, уютным, мирным.

Поэтому, на мой взгляд, самое главное в воспитании детей - это благородство

− А с какого возраста, на Ваш взгляд, начинается воспитание детей?

− Многие считают так: сначала ребенок должен родиться, затем немного повзрослеть, и потом можно уже начинать его воспитание. У одного философа спросили:

Когда начинается воспитание детей?

А сколько лет Вашему ребенку? - в ответ спросил он у матери.

6 недель от зачатия.

Так вот, Вы уже на 6 недель опоздали.

Когда ребенок появляется в утробе матери, он начинает подавать знаки, воспринимать внешнюю информацию, чувствовать, что к нему обращаются, с ним общаются.

Экспериментально доказано, что если во время беременности рядом с ребенком играет приятная тихая музыка, например Моцарта, Баха, Чайковского, то ребенок спокоен, как будто прислушивается. Но если включить вместо этого шумную дисгармоничную музыку - ребенок начинает дергаться, как будто пытается закрыть ручками уши. Значит, изначально в ребенке живет гармония, а все что дисгармонично ему не нравится. А представьте, что ребенок часто находится в дисгармоничной среде: мама смотрит низкопробные телевизионные передачи, читает дурные книги, желтую прессу, не дай Бог, курит, пьет, вокруг грохот, кто-то ругается, хамит, грубит. И вот рождается ребенок, который 9 месяцев формировался в дисгармоничной среде. Естественно, он будет склонен к раздражительности, гневу, капризам.

Мне хочется пояснить это древнее слово «воспитание». Ведь это− то слово, от которого зависит судьба наша и наших детей. Заглянем «внутрь» слова, в нем кроется глубочайшая мудрость: «воспитание» - это «питание оси». А какой оси? - духовной, конечно. А чем эта ось питается? - она питается образами. Изначально в ребенке присутствует Творец, который раскрывается в нем с помощью потоков красивых, мудрых, возвышенных, наполненными всеми благими чувствами и намерениями образов. Родители должны думать, какие образы они дают своему ребенку до зачатия, во время беременности, после рождения, в детском саду, в школе. Ребенок должен «купаться» в этих красивых, возвышенных образах: приятной речи, искренних отношениях, мудрых и полезных знаниях, нежной и верной любви.

Воспитание начинается задолго до зачатия, когда появляется желание, образ ребенка.

− Шалва Александрович, скажите пожалуйста, а на что нужно обращать больше внимания в воспитании мальчиков и девочек?

Вы сейчас задели во мне одно переживание, которое сильно мучает меня. Недавно я обращался к сведениям об американском образовании и воспитании, и один из поразивших меня фактов такой: 30 % населения Америки - люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. На днях в армии разрешили солдатам говорить о подобной сексуальной ориентации вслух. И неужели получается, что в Америке каждый третий рождается с нетрадиционной сексуальной ориентацией? Да, бывают такие отклонения от природы, т.е. болезни, но неужели так часто и так много? Этого не может быть, значит, цивилизация специально взращивает такие склонности у людей. Искусственно парней делают женственными, отучая от ответственности, а красивых девушек мужеподобными. Но разве не лучше оставаться тем, кем тебя создала природа?

Для меня, как для грузина, крайне важна женская честь. В Грузии, например, честь женщины - превыше всего, честь семьи лежит на женщине. Она мать, жена, дочь. В первую очередь обращают внимание на женскую честь, благоразумие, целомудрие.

В воспитании девушек я придаю значение именно этому. Шить, вязать и готовить всегда можно научиться, иногда бывает, что мужчина готовит лучше. Женщина должна создавать пространство любви, быть женственной, нежной, спокойной, мудрой. Название последнего качества происходит от греческого имени античной богини «София» - мудрость, символизирующей Вечное Женское Начало. Это женское приданое от Бога.

Что касается мальчиков - они будущие мужчины и должны защищать родину, семью, детей, стариков, свою честь. Мужчина должен быть преданным, верным, честным, уметь жертвовать.

Но, к сожалению, в массовом воспитании происходит совсем наоборот.

Да, я сторонник эмансипации, чтобы женщинам была открыта дорога во всех сферах жизни, даже в управлении, но я бы не хотел видеть женщину, например, работающей в шахте. Есть сферы, где должны трудиться только мужчины.

− А как быть, если жена сделала хорошую карьеру и занимает высокую должность, а муж социально ниже нее?

− Пусть мужчину это не унижает. Был случай, когда и у меня была начальницей женщина, она диктовала условия, командовала, но мужчине не следует воспринимать это как унижение.

Управлять женщина должна тоже женственно. Вспомните прекрасный и очень поучительный советский фильм «Служебный роман». Была главная героиня мужеподобной руководительницей - у нее не складывались отношения с подчиненными, а как стала более женственной - все изменилось к лучшему. Она начала больше внимания уделять своей внешности, проявлять мягкость в общении, и, как следствие, ее стали уважать сотрудники и, в конце концов, она вышла замуж и родила ребенка.

Председателем Совета Федерации сейчас выбрали Валентину Ивановну Матвиенко. Неужели она будет там кулаками махать и кричать? Да, она призывает к порядку, но делает это по-женски. В Федеральном собрании большинство составляют мужчины, которые сами ее выбрали, и они понимают, что в женщине есть Божественная мудрость и интуиция. И если мужчину что-то не устраивает, он может спокойно объяснить свою позицию, но не унижаться.

Понимаете, там, где есть благородство, не возникнут чувства зависти, ревности или ущемлённости.

Или рассмотрим отношения матери и сына в семье: ведь не только отец, но и мать воспитывает сына, направляет его. И если семья гармоничная, со своими традициями, то отношения между матерью и сыном сохраняются доверительными на всю жизнь, и мама существенно влияет на образ жизни сына и его семьи.

− Следующий вопрос несколько щепетильный: «А как быть, если по своей глупости будущая мама сделала аборт?»

− Вопрос об абортах я рассматривал в своих книгах. Вообще это большой грех, который практически невозможно «смыть», фактически это убийство ребенка. Поэтому женщина не должна идти на это, чтобы не случилось. Ведь раз Бог послал ей ребенка, значит, он даст возможности для его рождения и воспитания.

Но раз такое уже произошло, чтобы сгладить грех аборта нужно дарить заботу, любовь, внимание, служить своим следующим или уже имеющимся детям, а если не получается больше родить, то другим детям, и не только детям, вообще всем окружающим людям, ибо все люди вырастают из детей. Нужно найти в себе силы быть более внимательным, чутким, терпеливым, великодушным, сострадательным ко всем. Только это может как-то смягчить грех аборта. А дальше уже от Бога зависит, простит он вас совсем или нет. Но как сказал Святитель Иоанн Златоуст: «Будем же каяться, и творить достойные плоды покаяния». Так творите же достойные поступки, чтобы смыть следы грехов.

Более подробно о том, как смягчить грех аборта или освободиться от него, Вы можете прочитать в Журнале «Благодарение с любовью» № 4.

− А как Вы считаете, сколько детей должно быть в семье?

− По народной пословице: « Один ребенок в семье - это регресс, два - это просто компенсация, а три или больше - это уже прогресс». Чем больше детей в семье, тем больше прибыли благородства, великодушия, любви, доброты. Тем более, когда страна переживает кризис и демографический и духовный. Россия − огромная страна, а пространства не осваиваются в полной мере.

Не все могут похвастаться возможностью иметь троих или больше детей, но если такая возможность есть, надо создавать большую, крепкую, дружную семью в любви.

− Об этом я часто говорю своим студенткам, когда объясняю феномен воспитания.

Нужно вообразить своего будущего ребенка здоровым, счастливым, талантливым, гармоничным, любить его, а также всех детей вокруг, относиться к ним с нежностью, заботой и пониманием, проявлять свою женственность по отношению к детям, дать практику своим материнским чувствами.

Будущей маме очень важно думать о возвышенном и прекрасном, ибо мысль, как известно, материальна. Чем более возвышенны и благочестивы будут мысли будущих родителей, тем чище будет душа их ребенка.

А когда ребенок уже находится в утробе матери, нужно беречь его и себя от возможных раздражителей, молиться Богу о нем, разговаривать с ним, давать ему слушать хорошую музыку. Пусть отец прикладывает ухо к животу и шепчется с ребенком. В семье должны быть лад, взаимопонимание, взаимная поддержка и любовь. Это и есть те самые чистые потоки любви, благодаря которым и питается ребенок.

Какие книги и методики Вы посоветуете для воспитания детей?

− Прежде всего, я приверженец классической педагогики, начиная с трудов Марка Фабиена Квинтилиана (« Воспитание оратора») до произведений Василия Александровича Сухомлинского («Сердце отдаю детям», « Рождение гражданина»).

В книге М.Ф. Квинтилиана « Воспитание оратора» есть такая замечательная фраза: «Отец, коль скоро родится у тебя сын, должен ты с того же самого времени возыметь об нем добрую надежду…». Давайте разовьем эту идею. Когда в семье рождается ребенок, мы должны на него возложить самые большие надежды. А какие надежды большие? Речь не идет о деньгах или карьере - мы говорим о благородстве и любви в душе. А все материальное, что должно быть по судьбе, само придет к ребенку, если внутри него любовь.

И что получится? Большие надежды порождают в родителях большую заботу о ребенке, раскроют в них глубину любви, ибо родители будут искать пути оправдания своих надежд, а этот поиск и есть воспитание и педагогика.

Есть еще одна прекрасная книга Иоганна Генриха Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей». Это классика воспитания, конечно сейчас в современном мире мы немного иначе будем воспитывать своих детей, но в этих книгах есть базовые принципы, которые актуальны и важны вне времени, они вечны.

Среди моих книг есть, например, «Искусство воспитания» - она о семейном воспитании.

− Иногда так бывает, что мама и папа настолько любят своего ребенка, что буквально душат его своей любовью. Как родителям почувствовать эту грань между любовью и давлением?

− Когда душат - это уже не любовь, а насилие. Эту грань никой закон не определяет, здесь нужно слышать, что говорит твое сердце. Родителям сердце всегда подсказывает, где нужно повлиять на ребенка, а где дать ему свободу; когда нужно отругать ребенка, а когда не нужно этого делать. Некая мудрая педагогика, заложенная от природы, всегда присутствует в женщине. Нужно слушать свое сердце, ибо сердце − это хранитель Божественной мудрости. Наблюдайте за детьми, своим поведением они подсказывают Вам эту грань. Никакие весы не покажут Вам эту меру любви. Любить нужно не умеренно, а мудро.

− Спасибо. Мы уже ранее немного затрагивали этот вопрос: «Насколько важна духовная сторона воспитания? В чем и когда она должна проявляться?»

− На мой взгляд, духовная сторона самая важная. Дело в том, что классическая педагогика, также как и искусство, культура, развиваются только на основе понятия духовности. А что такое духовность? Духовность можно сравнить с клеткой живого организма, в которой есть ядро. А что есть это ядро? Это вера. Настоящая духовность без веры не существует. В современном мире все явления пытаются трактовать с материальной точки зрения, но веру нельзя потрогать или увидеть. Вера - есть предчувствие истинного знания.

У В.А. Сухомлинского есть хорошая фраза: «Без духовной общности истинное воспитание не состоится».

А что такое духовная общность между родителями и ребенком? В начале общность естественно присутствует− младенец очень привязан к родителям, он не может жить без мамы и папы. Но проходит время, и эта привязанность ослабевает, и даже бывает, что родители и взрослые дети становятся врагами, теряется взаимопонимание, взаимоуважение, и духовная общность распадается. Значит эту общность, которую нам подарила природа, мы не взращивали, не уберегли ее, и наступил момент, когда ребенок нуждается в воспитании, в питании духовной оси, а нить-то порвалась, и слова родителей уже не влияют на ребенка. Надо беречь эту нить, беречь и взращивать эту общность, питать любовью эти отношения. Но какой любовью? Чуткой, понимающей, терпеливой, сострадающей, жертвующей. Недостаточно просто сказать «я тебя люблю» - любовь не будет утверждаться. Любовь делом подтверждается.

Многие родители думают, что когда ребенок плачет, а они его ругают, дают наставления, то тем самым воспитывают, но в этот момент ребенок не всегда готов услышать близких, и общность между ним и родителями не существует, только взаимная агрессия может родиться.

Понятие духовности включает в себя любовь к ближнему, понимание, сострадание и сопереживание. И как сказал один праведный: « С детьми надо говорить не о Боге, а о доброте и любви ».

В основе гуманной педагогики лежит истинное понятие духовности. Духовность и гуманность − это очень близкие понятия. «Умен» в переводе с санскрита «человек, ищущий в себе связь с Творцом». А этот поиск и есть духовность, без духа творца искать невозможно. Многие не знают, что этому слову в русском языке есть противостоящее слово «дура» - это тот человек, который рвет связь с Творцом.

− Спасибо. На прощание, что Вы посоветуете, пожелаете читателям?

Я бы хотел подарить читателям 3 заповеди:

1. Верить в безграничность ребенка.

Ребенок как космос. Есть классик педагогики Ян Амос Коменский, который сказал: «Ребенок - микрокосмос, который в состоянии объять макрокосмос». Как бы ребенок не учился, нужно верить в то, что его возможности безграничны, что он талантлив, и у него все получится. Вера в ребенка и любовь к нему творит чудеса и делает возможным то, что на первый материалистичный взгляд, кажется невозможным.

2. Ни в коем случае нельзя обзывать, унижать ребенка. Ищите ласковые, мудрые слова, исходя из возвышенной Веры и Любви. Не «глупый», а «глупыш ты мой».

Верьте в свою искру божью, ибо любой родитель уже от Бога педагог. Берите систему воспитания ребенка из своего открытого сердца, где хранится Божественная мудрость.

Слова « не трогай», « не бери», «угомонись», «замолчи», сделают вас с вашим ребенком только врагами. Выстраивайте отношения на основе уважения, доброты, ласки, нежности, понимания и сострадания - это и есть гуманная педагогика. Верить нужно в ребенка.

Интервью подготовила Уткина Мария, журнал "Благодарение"

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.