12 месяцев что умеет ребенок. Ребенок в двенадцать месяцев - развитие и навыки

Вот и настал этот ответственный и важный момент – ваш малыш на пороге своего первого дня рождения. Мне очень приятно и радостно оттого, что этот год мы провели вместе, развлекая и развивая вашего ребенка интересными играми, увлекательными заданиями, вниманием и любовью.

Сегодня я подготовила для вас еще одну интересную подборку на тему «» и предлагаю вам, не откладывая в долгий ящик, изучить и применить на практике этот материал.

Кто сказал «Мяу»?

У вас есть книжка с изображениями животных и птиц? Если нет, вы можете распечатать и скрепить отдельные листочки с изображениями и использовать эту самодельную книжку для игры или заламинировать изображения и играть с получившимися карточками.

Рассмотрите с малышом изображение, назовите животное и изобразите звуки, которые издает это животное. Спрашивайте ребенка: «Кто говорит …?» и просите показать нужную картинку или подать вам соответствующую карточку.

Хороший вариант – использовать для знакомства с голосами животных «говорящие» детские книжки, например, эту или эту . Вы также можете смотреть с малышом озвученные презентации. Как видите, одно и тоже занятие можно проводить совершенно по-разному, и каждый раз будет действовать эффект новизны.

Постарайтесь использовать максимум доступных способов для таких занятий, так как это позволит малышу лучше и быстрее запомнить голоса животных и научиться соотносить звук и изображение, звукоподражание и название животного. Ну а основная цель таких занятий – стимулировать ребенка самостоятельно подражать голосам животных.

Где мои носки?

Если у вас дома , вы можете организовать для своего ребенка целый тренировочно-игровой плацдарм. Используйте для этой цели носочки всех членов семьи – разного цвета и из разных материалов.

  • Во-первых, малыш может поупражняться в надевании и снимании носочков. Для этой цели хорошо подойдут носочки старшего братика или сестренки или даже мамины – в общем, те, что посвободнее.
  • Во-вторых, носочки можно свернуть в виде мячиков и стараться забросить их в тазик с определенного расстояния, которое по мере развития меткости постепенно нужно увеличивать.
  • В-третьих, мячиками из носков можно поиграть в подобие боулинга, расставив на полу легкие пластмассовые игрушки или пустые бутылочки от йогуртов.
  • В-четвертых, неплохим упражнением на развитие ловкости, координации и быстроты реакции будет обычное перебрасывание мяча друг другу.
  • Ну а в-пятых, после игры носочки неплохо бы рассортировать по парам, а это уже тренировка внимательности и умения сравнивать.

Кажется, неплохое развивающее занятие получилось, правда?

Играем в кубики

Кубики уже стали одной из любимых игрушек малыша? Неудивительно, ведь их так здорово разбрасывать и собирать в коробку, пытаться строить из них башни и с грохотом разрушать их. Научите двенадцатимесячного малыша строить и катить поезд из кубиков (складываем кубики в ряд и толкаем), сооружать мостик или воротца, нагружать кубиками большой грузовик, выставлять кубики по образцу.

Выложи по образцу

В эту игру можно играть с кубиками, блоками Дьенеша, палочками Кюизинера, деталями конструктора, кусочками картона и даже спичками. Для начала распечатайте или нарисуйте простенькие рисунки, используя силуэты тех предметов, которые вы выбрали для игры. Это будет игровое поле. Покажите малышу, как выложить рисунок по образцу с помощью имеющихся в его распоряжении кубиков, палочек и т.д. Игра способствует развитию мышления, воображения, мелкой моторики.

Мой день

Надеюсь, вы еще не забросили занятия с вашими тематическими альбомами, о которых я рассказывала в ? Ближе к первому дню рождения ребенка очень кстати будет посвятить один из таких альбомов фоторассказу об одном дне его жизни. Фотографируйте ребенка в течение целого дня от момента пробуждения до отхода ко сну. Сфотографируйте его во время игр и занятий, во время приема пищи, прогулки и купания, сфотографируйте его братьев и сестер, бабушек и дедушек, постарайтесь, чтобы в кадр попали его товарищи по детской площадке, ваши домашние животные, любимые игрушки малыша. Расположите фотографии в альбоме в хронологическом порядке.

Ребенок будет листать альбом, а вы – рассказывать ему о его дне. Такой альбом будет пользоваться большим успехом у родственников и друзей на праздновании дня рождения ребенка, поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы каждый из гостей смог забрать такой альбом (хотя бы в электронном виде) с собой. Возможно, делать такой альбом на каждый день рождения ребенка станет вашей хорошей традицией. Кстати, если вы всерьез задумались о семейных традициях, вам будет , какие традиции прижились в других семьях с детьми.

Недавно стали мамой малыша?

Обрывная аппликация

Ваш малыш часто практикуется в разрывании бумаги? А отщипывать кусочки от брусочка пластилина у него уже хорошо получается? Тогда ему наверняка понравится отрывать маленькие кусочки от листа цветной бумаги или салфетки и прижимать их к бумаге с заранее нанесенным на нее клеем. Это и есть обрывная аппликация.

Пульт управления

Ваш папа уже придумал подарок для наследника? Подкиньте ему такую идею. Доска с закрепленными на ней замочками, реле, рычажками, переключателями и т.д., в народе называемая «пульт управления», надолго увлечет годовасика. А вы, мама, тем временем, сможете заняться изготовлением другой развивающей игрушки для любопытных пальчиков.

Застежки

Если вы не ограничиваете самостоятельность малыша, то к году он, скорее всего, уже проявляет повышенный интерес к процессу одевания и раздевания. А значит, самое время учиться расстегивать и застегивать разнообразные виды застежек – кнопки, молнии, липучки, пуговицы, шнурки, карабины, крючки и т.д.

Помимо очевидной практической пользы, это занятие весьма благотворно скажется и на развитии мелкой моторики. Застежки могут представлять собой самостоятельное дидактическое пособие, а могут быть игровыми элементами развивающего коврика, книжки, кубика, панно или другой игрушки.

Накорми уточку!

Ваш малыш уже в совершенстве овладел «пинцетным» захватом двумя пальчиками? Попробуйте предложить ему эту увлекательнейшую игру. Проделайте достаточно большое отверстие в небольшой баночке (я использую контейнер от ватных палочек) и наклейте рядом изображение какой-нибудь знакомой ребенку зверушки – уточки, поросенка и т.д.

Теперь приготовьте корм – пусть для начала это будут достаточно крупные сухие макароны-рожки или фасоль. Позже, когда малыш уже в совершенстве овладеет этим действием, вы уменьшите отверстие в баночке и предложите ему кормить уточку горошком, чечевицей, гречкой и даже рисом. Задача ребенка – накормить голодную птицу, то есть проталкивать кусочки корма в маленькое отверстие.

А вот вариант, который не потребует предварительной подготовки. Достаточно попросить малыша накормить курочку (подойдет книга про Курочку Рябу) зернышками (пуговицами).

Фото Анны Куликовой, сын Павлуша 9 месяцев кормит курочку

Учимся дуть

Вы не забыли, что совсем скоро вашему малышу предстоит задуть свою первую свечку на торте? Пора приступать к тренировкам! Можно учиться задувать настоящую свечку, а можно предложить малышу менее опасные и более интересные варианты, например:

  • Ватный футбол. Возьмите ватный шарик – это будет мяч. Нарисуйте ворота или используйте в этом качестве какую-нибудь коробочку, перевернув ее набок. Нужно дуть на ватный шарик и попытаться загнать его в ворота без помощи рук;
  • Кораблики. Во время купания в ванной или прямо в комнате в тазу запустите в воду кораблики и покажите малыша, как можно привести их в движение;
  • Соревнование колобков. Слепите из самоотверждающейся массы шарики желтого цвета и дайте им высохнуть. Можно попробовать использовать для этой игры желтые шарики для пинг-понга. Теперь нарисуйте 2 дорожки и установите колобков на «старт». Кто быстрее сможет «додуть» колобка до финиша?
  • Пускаем пузыри. Покажите малышу, как можно пускать пузыри в стакане воды, выдувая воздух из себя. Игру лучше не проводить за кухонным столом, чтобы у ребенка не было соблазна повторять ее всякий раз во время приема пищи.
  • Бабочка летит. Нарисуйте несколько разноцветных цветочков на листе. Сложите фантик от конфетки в виде бабочки и закрепите на ниточке в середине листа. Попросите малыша помочь бабочке перелететь на красный цветок, потом на синий и т.д. В этой игре дополнительно закрепляются названия цветов и размеров (если вы нарисуете большие и маленькие цветы).

Вот такой замечательный список игр у нас с вами получился по теме «Как развивать ребенка в 12 месяцев ». Вам самой не терпится поиграть в эти игры вместе с малышом? Что ж, значит, моя цель достигнута. На этом мы заканчиваем обзор игр и занятий для развития ребенка до года. Увидимся в рубрике , где вы найдете все необходимое для организации домашних развивающих занятий с ребенком от года до 3-х лет.

Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам:

Средняя масса годовалого ребенка составляет 10–12?кг, а его рост равен 75–80?см. По-прежнему эти показатели варьируют в зависимости от пола малыша; в большинстве случаев по показателям физического развития мальчики немного опережают девочек. Прибавка массы тела крохи на 12-м месяце жизни составляет примерно 350 г, общая же прибавка с момента рождения равна немногим более 7?кг. В длину малыш вырастает на 1,5?см, всего же за год рост крохи увеличивается на 25?см. Конечно, следует принимать во внимание индивидуальные особенности развития ребенка. Небольшие отклонения не стоит сразу рассматривать как патологические; возникшие у родителей вопросы сможет разрешить педиатр, наблюдающий за развитием крохи в динамике.

Прогулки с ребенком в год

Если тепло, прогулки с ребенком могут занимать все свободное ото сна и приема пищи время. В зимнее время обычно ребенок на прогулке в этом возрасте спит. В холодное зимнее время (при температуре воздуха менее –150°С), ветреную погоду пребывание на открытом воздухе может быть не комфортным для крохи. Порывистый ветер, более высокая температура воздуха, но в сочетании с мокрым снегом или сильным ветром могут служить основанием для отмены прогулки.

Сон ребенка в год

Ночной сон ребенка в большинстве случаев – непрерывный и продолжается 9–10 часов. Следует отметить, что частота и продолжительность как ночного, так и в особенности дневного сна вариабельны. Одному ребенку достаточно днем отдохнуть однократно в течение 2–2,5 часов, другому же необходимо поспать днем дважды. В последнем случае продолжительность сна в каждом из «заходов» может составить около часа-полутора.

Прививки

По достижении ребенком возраста полных 12 месяцев, при отсутствии противопоказаний (они определяются как педиатром, так и другими специалистами) ему проводится вакцинация против кори, краснухи и эпидемического паротита («свинки»). С этой целью в настоящее время используются преимущественно комплексные вакцины. Детям из групп риска (например, если их мамы к моменту рождения малышей были больны гепатитом В), кроме того, проводится 4-я (заключительная) вакцинация против гепатита В.

Что умеет ребенок в год

Ребенок в год обладает уже очень многими навыками. Это относится к его физической активности, речевому развитию, способности общаться и играть. Так, двенадцатимесячный ребенок уже не только уверенно стоит на ногах, но в большинстве случаев самостоятельно (без поддержки) ходит, встает, держась за спинку кровати или перекладину манежа, из положения сидя. Малыш способен более продолжительное время играть, находясь в сидячем положении. Конечно, при ходьбе кроха еще падает, от первого самостоятельного шага до устойчивого навыка ходьбы проходит не менее 1,5–2 месяцев.
Такой ребенок активно сочетает ходьбу, ползание, присаживание – он все время в движении.

За непоседой нужен, как говорится, «глаз да глаз»; частота травмоопасных ситуаций из-за возросшей активности крохи увеличивается. Следует помнить о том, что ребенка привлекают лестницы; малыш уже способен преодолеть несколько ступенек.

Динамика речевого развития ребенка на 12-м месяце жизни проявляется в более охотном произнесении двусложных фраз, например, «ба-ба да», «ма-ма ди», активном интонировании речи. В среднем к 12-месячному возрасту словарный запас крохи составляет 10–15 слов. Многие дети постоянно что-то «говорят», их речь приобретает эмоциональную окраску. Проявляются первые признаки способности сопереживать; кроха может «пожалеть зайку», покачать игрушку на руках.

Малыш непродолжительное время способен помнить происшедшие события. У него уже есть занятия, которым он отдает предпочтение, любимые и нелюбимые игры.

Развитие ребенка в год , с его возрастающей социальной активностью, в большой степени зависит от поведения взрослого. Кроха с удовольствием включается в игры, например, «пальчиковые». Самые известные из них – «сорока-белобока» и «пальчики», когда от малыша требуется последовательно загибать пальчики. Ребенок повторяет движения взрослого, упражнения на мелкую моторику удобно сочетать с приемами, стимулирующими речь малыша; так одновременно можно разучивать с крохой потешки, детские стихотворения, рассказывать ему короткие сказки. Малышам нравятся игры с мячом, а также игры, требующие от них физической активности. Ребенок более длительное время может слушать, как ему читают. Многие малышы с удовольствием рассматривают картинки в книгах, особенно если они яркие и понятные.

Питание ребенка в год

Частота кормлений малыша на 12-м месяце жизни составляет 5 раз в сутки. Между основными приемами пищи могут быть «перекусы»; ребенок с удовольствием грызет, например, печенье, сухарик, дольку яблока.

Питание на 12-м месяце весьма разнообразно. Ребенок должен получать молочные продукты: в идеале – грудное молоко (при его отсутствии – молочную смесь), кефир, творог. Вопрос с введением коровьего молока необходимо обсудить с наблюдающим малыша педиатром. В качестве питья его предлагают обычно по достижению ребенком годовалого возраста. Это не исключает использование небольшого количества молока (при условии переносимости его белка малышом) для приготовления каши или овощного пюре, пудинга и т. д. В меню обязательно включаются мясо и рыба (как правило, в виде котлет или тефтелей); каши. Сок, фруктовое пюре относятся обычно к одним из любимых блюд детей. На обед ребенку предлагается суп с частично размятыми овощами. Раз в 2 дня можно добавлять в пюре или суп яичный желток (он менее аллергенный по сравнению с белком).

Следует сказать, что большинство блюд (например, суп) уже можно не готовить специально для малыша. Если в блюдо не добавляются копчености, специи в большом количестве, блюдо не острое и не жирное, то оно вполне подойдет для всей семьи, включая кроху.

Стул и мочеиспускания

Частота мочеиспускания составляет 10–12 раз в сутки. Этот показатель варьирует в зависимости от температуры окружающей среды, питьевого режима малыша. Стул, как правило, однократный, но также могут быть изменения как частоты (например, учащение до 2–3 раз у здорового ребенка), так и консистенции стула в зависимости, например, от характера пищи ребенка.

Детский врач

В годовалом возрасте даже здоровому крохе предстоит пройти комплексное обследование; так, в стандарт наблюдения за детьми первого года жизни включен осмотр годовичка педиатром, неврологом, хирургом, ортопедом, стоматологом. Обязательно следует показать малыша ЛОР-врачу и окулисту. Кроме непосредственного осмотра перечисленными специалистами согласно стандарту у малыша исследуют анализ крови (из пальчика), мочи и проведут ультразвуковое исследование тазобедренных суставов. Детям, имеющим к 12-месячному возрасту какое-либо заболевание, может потребоваться дополнительное обследование, в том числе лабораторное и с помощью методов функциональной диагностики (например, УЗИ сердца, почек, ЭКГ и т. д.).

Возможно, вам будут интересны статьи

Как же долго вы ждали наступления этого заветного дня! Сегодня вашему любимому малышу исполнился 1 год! Позади остались тревоги и сомнения, связанные с первым купанием, первой прогулкой, ночным беспокойством, частыми коликами и первым прикормом. Сейчас вы вспоминаете все эти моменты с нежностью и трепетом.

На ваших глазах родной карапуз делает первые неловкие шаги в самостоятельную жизнь. За прошедшие 12 месяцев он приобрел основные жизненно необходимые навыки, которые в будущем ему необходимо немножко усовершенствовать. Давайте рассмотрим вместе, что должен уметь ребенок в годик.

Рост и вес малыша в 1 год

За 12-й месяц ребенок прибавит в весе на 300-400 гр и вытянется на 2-2,5 см. Принято считать, что при нормальном развитии ребенка, вес малыша к году должен утроится, по сравнению с весом при рождении. Среднестатистические показатели роста и веса ребенка на 12 месяце жизни приведены ниже в таблице.

Чему малыш научился за год

Для правильной оценки развития вашего малыша нужно обратить внимание на то, что должен уметь делать ребенок в 1 год. Основные навыки, которые малыш приобретает к этому возрасту:

Задержка развития или особенности ребенка?

Довольно часто родителей тревожит ситуация, когда сверстники крохи уже самостоятельно ходят и повторяют слова, а их малыш и не собирается этому учится. Давайте вместе рассмотрим симптомы, которые помогут взрослым распознать, что ребенок отстает в развитии. Стоит бить тревогу, если к году малыш:

  • не реагирует на свое имя;
  • не обращает никакого внимания на музыкальные игрушки;
  • не хочет идти на контакт с другими детьми;
  • не пытается самостоятельно стоять возле опоры;
  • не совершает попыток повторять за взрослыми слова (“на”, “дай”, “мама”, “папа”);
  • проявляет частые беспричинные приступы агрессии.

В данной ситуации лучшим советчиком будет грамотный невропатолог, к которому нужно обратится при наличии вышеперечисленных симптомов. Только врач, оценив информацию про протекание беременности, периода родов,наличие врожденных и приобретенных заболеваний, сможет дать адекватное заключение о развитие ребенка и, при необходимости, назначить курс лечения. Специалист поможет вам советом о нюансах воспитания ребенка и развеет возникшие сомнения. Не нужно этого бояться, так как упущенное время в столь раннем возрасте даст о себе знать серьезными проблемами через несколько лет.

Учимся говорить вместе

Первое «агу» и первый лепет остался позади. К 12 месяцу жизни малыш активно пытается произносить первые слова, стараясь четко дать понять взрослому свои желания и приоритеты. В лексике годовалого ребенка можно насчитать до 10 слов. Несмотря на то, что эти слова бывают очень сумбурными и не всегда понятными даже самым близким людям, речевое развития ребенка нужно стимулировать и развивать каждый день.

Как же это правильно делать? Специалисты советуют обучать ребенка только в игровой форме. Называйте малышу цвета игрушек, формы геометрических фигур, рассматривайте вместе детские книжки, описывайте увиденное на каждой странице. Важной составляющей частью развития ребенка является хорошая ориентация в месте, где он проживает. Комментируйте малышу все, что вы делаете, показывайте и называйте ему обобщенные названия комнат (кухня, спальня, ванная комната), предметы интерьера (кресло, диван, стол) и столовые приборы (тарелка, ложка, кастрюля).

Не упускайте драгоценную возможность познать новое и во время прогулки. Покажите крохе собачку и котика, озвучьте какие звуки они произносят. Получите массу положительных эмоций от совместного кормления голубей в парке. Захватите несколько орешек с собой, а вдруг вам повезет встретить белочку. Эти простые вещи приносят ребенку море позитивных впечатлений и стимулируют развитие речи.

Пойдите вместе на детскую площадку. Дайте ребенку возможность понаблюдать за тем, как играют другие детки, что они делают в песочнице, как спускаются с горки и как общаются между собой.

Как развивать ребенка в годик

Детки после 12 месяцев отлично поддаются обучению необходимых навыков и знаний с помощью игры. Для проведения свободного времени с пользой отлично подойдут:

  • пальчиковые краски;
  • пластилин;
  • развивающие карточки;
  • разноцветный конструктор с крупными деталями;
  • пирамидка;
  • обучающие кубики с изображением букв или цифр;
  • набор детской посуды.

При покупке новых игрушек или материалов для проведения игр обязательно обратите внимание на безопасность и не токсичность материала, из которого изготовлено изделие, наличие сертификата качества и отсутствие мелких деталей. Ни в коем случае не оставляйте без наблюдения ребенка с пальчиковыми красками или пластилином!

Во время игры будьте рядышком с малышом, направляйте его и поддерживайте, если у него что-то не получается.

Нужен ли годовалому ребенку режим дня?

Ответ однозначный и не подлежит обсуждению. Да, режим не просто нужен - он необходим! И если до этого времени у вас, по определенным причинам, не получилось его установить, то немедленно займитесь этим вопросом. Лучше всего, чтобы режим дня вашего малыша был очень похож тот, по которому работают в детских садах. В этом случае через год-два адаптация ребенка к условиям детского сада пройдет намного быстрее и менее болезненно для детской психики. В таблице представлен приблизительный режим дня, рекомендуемый для 12-месячных детей.

8.00 - 8.15 Подъем, проведение гигиенических процедур
8.15 - 8.30 Зарядка
8.30 – 9.00 Завтрак
10.00 - 12.00 Прогулка и игры на свежем воздухе (возможен сон во время прогулки)
12.30 - 13.00 Обед
13.00 - 15.30 Дневной сон
16.00 - 16.30 Полдник
16. 30 - 18.30 Игры, массаж и гимнастика, прогулка
19.00 - 19.30 Ужин
20.00 - 20.30 Проведение гигиенических процедур, купание
21.00 Ночной сон

Некоторые детки еще не готовы перейти на один дневной сон. Не переживайте и не пытайтесь это изменить. Ничего страшного не будет, если малыш дополнительно вздремнет еще и в первой половине дня.

Важно не забывать о необходимости ежедневных прогулок. С ребенком такого возраста можно гулять 2 раза в день. В осенне-зимний период (при температуре до -8°C) прогулка может длится на протяжении 1,5 - 2 часа, а весной и летом это время можно увеличить до 3-4 часов. Обязательно возьмите на прогулку любимые игрушки малыша и влажные салфетки (которые вам понадобятся, чтобы протереть ручки любопытному исследователю).

Для того, чтобы вечером уложить ребенка спать без капризов, придумайте свои определенные «ритуалы» (купание, прочтение детских книг, колыбельная).

Как же правильно поступить родителям в случае отсутствия даже намека на определенный режим дня у малыша? В первую очередь стоит объективно оценить собственный “семейный режим”. Если вы не смогли выработать определенный график, который ежедневно облегчает трудовые будни вашей семьи, то нужно приступить к этому вопросу уже сегодня. Дети любят порядок и своеобразную определенность действий. Психологи утверждают, что режим дня является не отъемлимой частью гармонического развития ребенка (как физиологического, так и психологического).

Поэтому для начала начните с себя - выработайте время, которое подходит вашей семье для подъема с утра и для отхода ко сну, для принятия пищи(завтрак, обед и ужин) и для развивающих игр. Учитывая биоритмы малыша, подберите момент, когда его проще всего уложить спать днем и в вечернее время. Теперь вам остается строго соблюдать выбранное время и не менять его ни под каким предлогом. Даже если ребенок (по определенным причинам) плохо спал днем и захочет спать к шести часам вечера, то постарайтесь отвлечь его любимыми играми или книгами, чтоб немного оттянуть время и уложить его спать как обычно. Все остальное сделает время и привычка. Спустя неделю-другую малыш сам подскажет что пора делать в определенное время суток.

Вырабатываем навыки гигиены

12-месячный возраст ребенка - это самый подходящий период для прививания основных принципов гигиены. Приучайте малыша умываться после пробуждения, чистить зубы два раза в день (утром и вечером), мыть руки после возвращения с прогулки и перед едой.

Для этих целей лучше всего выбирать детские гипоаллергенные средства проверенных фирм, которые имеют соответствующие сертификаты качества.

Можно ли переходить на общий стол?

Можно, но очень осторожно и постепенно. Многие родители спешат перевести своего годовалого карапуза на еду из общего стола. Возможно вам такой перевод облегчит приготовления пищи, но наличие нескольких зубов и умение пережевывать твердую пищу еще не означает, что ребенок готов питаться взрослыми блюдами.

Запретными продуктами для малыша остаются:

  • грибы;
  • консервы;
  • копчености.

По возможности, лучше не спешить с жаренными блюдами, цитрусовыми, орехами и шоколадом. Специалисты не рекомендуют так рано нагружать ферментативную систему ребенка такими продуктами.

Для 12-месячного малыша стоит продолжать готовить пищу способом варки, запекания или приготовления на пару. По прежнему, для питания карапуза нужно выбирать только свежие продукты и чистую кипяченную воду.

Основную часть рациона, как и раньше, составляют молочные блюда. Уже наступило подходящее время, чтобы предложить малышу макаронные изделия с молоком, полноценные молочные каши и пудинги. Из творога можно приготовить запеканку и суфле.

Нежирное мясо и рыбу стоит давать в виде фрикаделек, паровых котлеток или запеченного суфле. С разнообразными сосисками, сардельками и колбасами нужно повременить!

При условии отсутствия аллергии годовалого ребенка можно угостить фруктовым салатом с нежирными сливками или йогуртом.

Не нужно забывать о питьевом режиме! Поите ребенка столько, сколько он требует. Помимо чистой кипяченной или детской воды, малышу можно предложить:

  • фруктовые соки (яблочный, морковный, персиковый, абрикосовый);
  • не крепкие травяные чаи (ромашка, мята, мелисса, фенхель);
  • компоты из сухофруктов и свежих ягод;
  • настой шиповника.

Маме малыша нужно все так же тщательно следить за реакцией маленького организма на каждый новый продукт!

Пример приблизительного рациона 12-месячного карапуза:

В промежутках между едой, ребенку можно предложить галетное печенье, кукурузные палочки без добавок, яблоко или банан. Чрезмерное злоупотребление “перекусами” между основными приемами пищи грозит малышу отсутствием чувства голода и плохим аппетитом во время обеда или ужина.

Кормление грудью все еще не теряет своей актуальности. Помимо определенной пищевой ценности, теперь оно несет больше психологический смысл. Малыш знает, что самый родной человек рядом, под грудью он быстрее успокаивается и засыпает. Поэтому не стоит спешить отлучать ребенка. Определенного срока прекращения грудного вскармливания не существует. Малыш сам вам подскажет, когда будет готов к этому.

Как побороть капризулю?

В один прекрасный день родители замечают, что их покладистый и послушный ребенок стал проявлять характер и не слушаться. Несомненно это беспокоит и мам, и бабушек, и посторонних тетушек на улице, которые так и норовят вам прочитать лекцию о правильном воспитании детей. Дорогие наши, наберитесь терпения! Вы отлично воспитываете своего малыша, просто в этом возрасте путем капризов проявляется его стремление к самостоятельности!

Как помочь ребенку справится с истериками и непослушанием? Вот несколько советов:

  • Разговаривайте с малышом!
  • Каждый запрет должен быть подкреплен объяснениями.
  • Учите малыша находить компромисс и меняться игрушками с другими детками.
  • Отвлекайте ребенка! Переключайте его внимание на что-то другое, более интересное в данный момент.

С этого возраста начинает закладываться фундамент будущего характера малыша. Учите его быть добрым и отзывчивым, благодарите за любую попытку оказать вам помощь и хвалите за успехи и достижения! Уделяйте ребенку как можно больше внимания и времени!

Правила безопасности

Несмотря на то, что ребенок с каждым днем становится более самостоятельным, пренебрегать основными правилами безопасности ни в коем случае нельзя. Даже наоборот, любопытство малыша толкает его на новые подвиги и исследования окружающего мира. Поэтому родителям нужно внимательно следить за действиями малыша, создать в доме максимально идеальные (в смысле безопасности) условия для периода бодрствования.

Хотим обратить отдельное внимание на место, где вы храните лекарства, легковоспламеняющиеся и моющие средства. Эти предметы должны находится вне зоны свободного доступа вашего ребенка. Яркие и красочные упаковки таблеток или средств для уборки дома, коробки со спичками или зажигалки, которые находятся на видном месте, так и притягивают интерес детей. С целью своего спокойствия и избежания несчастного случая, специалисты рекомендуют спрятать все, что может быть опасным для карапуза, в недоступное место.

Следующим пунктом является кухня. Напоминаем еще раз, что это не самое лучшее место для игр. Особый интерес у детей этого возраста, по прежнему, вызывает кухонная плита. Ни в коем случае не оставляйте горячий чайник или кастрюлю на краю плиты, все ручки сковородок отворачивайте от вас, чтоб малыш случайно не перевернул содержимое на себя.

Не оставляйте ребенка без присмотра взрослых! Он еще очень маленький, чтоб быть самостоятельным, но уже достаточно большой, чтоб что-то вытворить.

Подведем итоги

Вот и подрос ваш малыш. Из категории грудничков он перешел в годовасики. Нужно каждый день помнить о том, что ребенок - это личность со своими желаниями, прихотями и нравами. И пускай сегодня карапуз не может описать словами свои чувства и эмоции, но он прекрасно понимает все, что происходит вокруг него. Основная задача близких людей - создать уютную и комфортную атмосферу для ребенка, объяснять ему “что такое хорошо, что такое плохо”, прививать малышу качества, которые бы они хотели увидеть в нем спустя несколько лет и подкреплять все объяснения собственным примером.

Проводите все свое свободное время вместе с любимым карапузом! Сейчас самым главным для него является ваша любовь, поддержка и забота. Совсем скоро он будет твердить о своей самостоятельности решительным «Я сам!!!», поэтому пока наслаждайтесь тем, что малыш нуждается в вашем присутствии и помощи.

И пусть заветное желание, загаданное при задувании первой свечки на праздничном торте, обязательно исполнится в скором времени!!!

Двенадцатый месяц не является переломным в жизни ребенка, но он завершает первый год жизни, самый ответственный и сложный. За эти двенадцать месяцев ваш малыш подрос на 25 см, масса его тела увеличилась почти втрое. У него прорезалось 8 зубов.

На двенадцатом месяце последнее кормление можно заменить на кефир или коровье молоко. Мама уже может при необходимости прекратить грудное вскармливание, тогда нужно надевать туго затягивающий грудь бюстгальтер или бинтоваться широким бинтом, меньше пить жидкости, и через 2-4 дня выделение молока может полностью прекратиться. Нельзя отнимать ребенка от груди в жаркое время года, или когда он нездоров, или если ему сделана профилактическая прививка.

К году ребенок начинает ходить самостоятельно, умеет взбираться на ступеньки. Если он делает это неуверенно, это скорее всего связано с неприятными воспоминаниями: падением, ушибом и т. п. Малыш боится оторваться от вас или от стенки - дайте ему в руки игрушку, за которую он будет как бы держаться, можно предложить ему держаться за коляску и т. д.

Приобретая малышу обувь, помните: косточки у него очень мягкие, они только начинают твердеть. Старайтесь выбрать обувь, которая хорошо держит лодыжку. Никаких швов, складок, никакого давления на пальцы. Подошва должна быть гибкой (но не очень) и иметь удобный изгиб, каблучок обязателен. Обувь должна быть просторной. Нормальное расстояние между большим пальцем ноги и носком ботинка -- 0,5-1 см. Проверять размер обуви надо тогда, когда ребенок стоит, в этом положении нога занимает наибольшую площадь.

Обувь нужна не на целый день - час-два ребенок может оставаться дома босиком или в тонких, и тоже не тесных, носочках.

Летом было бы полезно походить по траве, песку, мелкой гальке, а сейчас - по ворсистому ковру, паласу. Это и закаливающая процедура, и упражнение, укрепляющее стопу. Когда ребенок подрастет, вы сможете включать в его гимнастический комплекс и более эффективные упражнения. Например, после года - ходьбу по ребристой доске. Дело в том, что ребенок рождается с плоскостопием, и неправильная обувь, недостаток физической активности могут это закрепить. Пусть ходит, ползает, топает - ив ботиночках, и босиком!

«Нельзя» и «надо»

Овладение ходьбой и речью не всегда идет параллельно. Ребенку словно не хватает сил, чтобы одновременно преуспевать в двух таких сложных областях. У хорошего ходока нередко запаздывает слово, а быстро набирающий словарный запас отстает в ходьбе. Мальчики обычно начинают говорить позднее девочек. Но среди тех и других есть упорные молчуны, которые до полутора-двух лет говорят очень мало, и вдруг - лингвистический взрыв, обвал, фонтанирование слов.

В норме ребенок к году произносит 10-15 коротких слов, но понимает гораздо больше. Да и вообще он сейчас понимает и хочет больше, чем умеет. Такой разрыв порождает у некоторых детей повышенную капризность, боязливость, требование, чтобы мама была постоянно рядом. Проявите терпение, знайте: чем активнее ребенок начнет ходить, чем больше говорить, тем спокойнее будет становиться.

К нему уже можно, и нужно, обращаться с просьбами типа: «Подними платочек», «Принеси кубик», «Дай мне лялю», «Положи ложку», «Открой ротик».

С ним пора рассматривать детские книжки, рассказывать, что там нарисовано, спрашивать: «Что это?», «Кто это?». Он умеет показать, где глаза, нос, уши у него самого, у мамы, у папы, способен к некоторым обобщениям - знает, что и живая кошка Мурка, и игрушечная, и нарисованная в книжке - это все «кис-кис». Узнает на фотографии хорошо знакомого человека и радостно смеется, сделав это открытие.

При одевании, раздевании, укладывании спать пытается быть не только объектом ваших действий, но и активным участником. Это стремление надо поддерживать, направлять. Говорите ему: «Подними ручки», «Повернись», «Давай натянем колготки». В процессе такого партнерства, сотрудничества лучше и скорее развивается речь.

Вы уже успели прочувствовать характер своего малыша - покладистый ли он, спокойный, ласковый, или строптивый, своевольный, настойчивый. Во многом это объясняется врожденными свойствами, а они очень устойчивы. «Обломать», переделать, скажем, строптивого, импульсивного упрямца, вырастить его послушным тихоней невозможно, разве что ценой развития у него невроза. Да и вам бы это стоило немалых нервов. Так что не ставьте себе подобной задачи. Мудрость воспитания в другом: открыть, поддержать, развить в ребенке все хорошее и скорректировать, смягчить, приглушить все нежелательное.

Ребенок не так прост, как кажется. Иногда создается впечатление, что он уже и сам изучает вас, пробует разные модели поведения.

«На!» - протягивает он вам свой измусоленный сухарик и испытующе смотрит. Обязательно возьмите, скажите «спасибо», похвалите за доброту. «Бах!» - с размаху бросает он на пол ложку и опять испытующе смотрит. Сделайте строгое лицо, покачайте сокрушенно головой, всячески покажите ему, что вы огорчены, недовольны.

Среди слов и понятий, которые ребенок должен усвоить, есть два ключевых, важнейших, это: «нельзя» и «надо». На них, в сущности, зиждется нравственное воспитание человека, его будущие жизненные установки. А пока - они оберегают безопасность малыша, помогают лучше ориентироваться в окружающем мире, который теперь становится для него все более открытым.

И педагоги, и врачи единодушны в том, что запретов не должно быть слишком много. Это не дает желаемых результатов, скорее наоборот.

Во всем, что допустимо, уступайте ребенку; то, чего действительно нельзя, - запрещайте твердо. Это правило надолго, на все детство. Но е,сли старшему вы можете объяснить, почему нельзя, малыша лучше переключить, отвлечь от запретного.

Приноровился он, например, сидя на руках у бабушки, сдирать с нее очки да еще бросать их.

«Нельзя!» - говорите вы ему. Не послушался? Можно просто спустить его на пол - это наказание. Есть другой вариант: попытаться переключить, перестроить озорной жест на ласковый. Потянулась рука к очковой оправе, перехватите ее, скажите: «Поправь у бабушки очки, поцелуй, погладь бабушку...»

Или добрался малыш до книжки и рвет ее. «Нельзя!» - строго говорите вы и забираете ее у него. А взамен приносите, к примеру, картинки на толстом картоне - их не порвешь, зато можно перебирать, рассматривать. Хорошо на такие случаи иметь в запасе несколько привлекательных для малыша вещиц, которые он редко видит, показать ему что-то неожиданное. На языке физиологии, это называется «создать новый очаг возбуждения».

Или: невзлюбил ребенок умываться, капризничает, вырывается. «Надо, надо», - ласково приговариваете вы, а сами делаете воду потеплее, осторожнее действуете руками. А умыв, причесав, подводите к зеркалу: «Посмотри, какой ты чистенький, красивый». В зеркало дети обычно смотрятся с большим интересом, хотя себя в этом возрасте толком еще не воспринимают, и этот интерес сможет смягчить, загладить впечатление от только что пережитых неприятностей.

В общем, ваша тактика должна быть гибкой, вариантов компромисса много. Главный же принцип: стараться, чтобы каждому «нельзя» противопоставлялось альтернативное «можно», а каждое «надо» осуществлялось наименее обременительным для ребенка образом.

Между младенчеством и детством

Двенадцатый месяц - последние четыре недели младенчества, с года начинается раннее детство. Может быть, у вашего малыша оно уже началось, а, может, он еще немного дольше побудет младенцем. Ведь биологический возраст - определенный уровень зрелости организма - не всегда точно совпадает с возрастом хронологическим. Но при всех условиях пора понемногу готовиться к новой ступеньке роста.

На двенадцатом месяце более тонкими становятся вкусовые ощущения ребенка, он уже не опасается новых блюд и с любопытством заглядывает в тарелки взрослых: что там такое они едят? Как бы это попробовать?

Конечно, ему можно еще далеко не все, однако, стол после года будет приближаться к общему. С этого возраста разрешается (если нет диатеза) не только желток, а целое яйцо; в меню завтраков присутствуют селедочный паштет, хлеб с маслом и тертым сыром, омлет, ленивые вареники со сметанным соусом, обед начинается с овощной закуски - тертой свеклы, моркови, помидорного салата, на второе - рыбные и мясные суфле; в полдник к молоку или кефиру - печенье, кукурузные хлопья.

Что-то из перечисленного уже можно попробовать и сейчас. Но основной режим питания, как и весь распорядок дня, остается прежним: четыре кормления, два дневных сна, две, а лучше три, прогулки. В холодные дни разумнее вместо двух прогулок, скажем, по два часа погулять по часу-полтора, но зато три раза. Впрочем, ребенок уже достаточно закален, чтобы гулять в любую погоду, была бы правильно подобрана одежда. Гигиенисты считают наиболее подходящей для зимы одежду в три слоя. Первый - домашнее платье, костюмчик, второй - шерстяная кофточка и рейтузы, третий - шубка, пальто, а в идеале - утепленный комбинезон. На голове плотная шерстяная шапочка, на ногах - теплые сапожки.

Сам, без поддержки, ребенок ходить еще не очень-то умеет. Поводите его за ручку, попеременно то за правую, то за левую, помогите взобраться на маленькую горку, сойти с нее, покажите, как можно, держась за спинку санок, толкать их вперед. Дети способны прозаниматься этим довольно долго - а лучшего упражнения и не надо!

Копать снег лопаткой, строить горку он еще не сможет, но с интересом будет наблюдать, как это делает мама. Хочется мамину горку растоптать? Пожалуйста! Возводить, разрушать возведенное, снова строить - это ведь любимое детское занятие, буквально, потребность. Вы увидите это не раз, когда ребенок станет старше и будет самозабвенно играть с песком или снегом.

Дети любят проверять, «что получится, если...». Пусть пошагает по свежевыпавшему снежку, а потом разглядывает свои следы. Может и мама пошагать рядом: вот какие у мамы следы большие, а у него - маленькие! А если потопать ножками (согреться!), будут они глубже? А может, стоит посмотреть, нет ли на снегу следов вороны, собаки?

Нарисуйте палочкой на снегу солнышко, домик, елочку. Скоро и у вас дома будет елка - первая елка вашего ребенка. Он подойдет к ней, сам, рассмотрит игрушки, найдет под елкой свой первый подарок от Деда Мороза. Пусть на такой счастливой ноте и начнется его раннее детство, пусть будет оно счастливым!

Ребенок может делиться с мамой и папой конфетой, смеяться, если его что-то смешит, и улыбаться, если он чем-то доволен. Во время игры ребенок может веселиться и вовлекать в нее всех домашних. Ребенок начинает «обезьянничать», то есть повторять за взрослыми их слова, поступки, мимику, жесты. Это значит, что его мозг анализирует окружающее, причем делает это очень активно.

Физические данные ребенка в 12 месяцев

В годик ребенок весит от 9800 до 10,5 кг. Растет он тоже очень хорошо: его вес достигает 76 см. Это примерные данные, которые нужно брать на вооружение только как ориентировочные цифры. Сон ребенка в 12 месяцев тоже меняется. Если раньше его дневные дозы сна были довольно частыми и продолжительными, то теперь ребенок спит всего 2 раза в день, а не 6, как раньше. Его сон длится от одного до полутора часов. Этот график стоит продолжать – во время сна малыш растет.

Книжки и игрушки ребенка в 12 месяцев

С малышом в этом возрасте можно уже активно заниматься. Можно читать ему книжки, сказки, стишки, петь ему песенки. Книжки должны быть большими и красивыми, картинки должны быть яркими и хорошо просматриваться. Содержание того, что читает папа или мама, должно быть понятным для ребенка, но интересным. Ребенок не сразу понимает, что это книга, которую нужно читать. Он рассматривает ее и играет с ней как с игрушкой. Потом ребенок поймет, что книга – это источник интересных стихов и сказок, и будет ждать от мамы их чтения.

Сегодня есть масса ярких и красивых книжек-раскрасок, книжек с раскладными страничками, где можно запросто увидеть голову волка или яркую шубку рыжей лисицы. Такие книжки нужно покупать ребенку, чтобы он мог развиваться. Другой возможностью развивать ребенка будут яркие кубики. Из них можно что-то строить, и на них нарисованы разные буквы. Это отлично для ребенка 1-го годика. Это – возможность для дальнейшего обучения чтению.

Как развивать речь ребенка?

Когда вы идете куда-нибудь с ребенком, показывайте ему разные предметы и явления и рассказывайте о них. Вы можете рассказывать что-то малышу во время прогулки в парке, во время похода в супермаркет, во время похода в гости. Ребенку будет очень интересно и это станет большой познавательной радостью для него.

Пойте ребенку песенки, и он вскоре будет подпевать вам. Это поможет развиться музыкальному слуху ребенку.

Ребенок в 1 годик очень любит общаться. Он уже может понимать слово «нет», слово «нельзя», слово «да». Запас слов маленького ребенка в 12 месяцев – до 8-и, а то и 10-и. Это самые простые слова с открытыми слогами, такие как «мама», «папа», «дада», «ляля» и так далее.

Ребенок в 1 годик уже достаточно развит, чтобы узнавать на картинке предметы и показывать на них пальчиком. Ребенок может уже узнавать и людей и радоваться или огорчаться, когда они заходят в квартиру. Тем, кто нравится ребенку, он дает поиграть своими игрушками, а того, кто не нравится, сторонится.

Ребенку в 12 месяцев нравится быть в компании со взрослыми людьми. Он моментально оказывается там, где за столом или у телевизора сидит компания взрослых.

Как двигается ребенок в 12 месяцев?

Ребенок в 12 месяцев может переносить игрушки, заниматься чем-нибудь интересным, например, подражать брату или сестре, играть с ними. Ребенок в 12 месяцев может делать гимнастику, прыгать, кувыркаться, ползать, стоять вниз головой. Ребенок в 12 месяцев очень любит прятаться. Он может залезать под кровать или прятаться в игрушках. Он с удовольствием играет с мячом, бросая его взрослым или просто катая мяч по квартире.

Так же увлеченно ребенок в 12 месяцев играет с игрушками.

Как кушает ребенок в 12 месяцев?

Ребенок в 12 месяцев уже может уверенно держать ложку и даже есть из нее самостоятельно. Он может перекладывать ложку из одной ручки в другую, и кулак его при этом тверд. Чашку он тоже держит хорошо и даже может пить из нее. Этой чашкой он может брать воду из емкости, где ее много, например, из кастрюли, ведра или целой ванны. Кроме того, ребенок очень любит играть с водой. Если он еще и любит купаться, это очень хорошо. Значит, вы привили ему полезные привычки.

Молочные зубы ребенка в 12 месяцев

У ребенка этого возраста уже есть несколько молочных зубов. Этими зубами ребенок уже может что-то жевать. Но не стоит давать ему твердую пищу. Ребенок в 12 месяцев с удовольствием жует паровые котлетки, кашу, молочные или творожные запеканки. Кефир или йогурт с кусочками фруктов или ягод ребенок тоже пьет с удовольствием. Правда, все эти продукты нужно давать ребенку не сразу, а постепенно, и следить за тем, чтобы он мог нормально их съесть и не подавиться.

Кормить малыша лучше через каждые 3-4 часа понемножку. Еда должна быть свежей, чтобы у малыша не разболелся животик.

Безопасность ребенка в 12 месяцев

Чтобы малыш мог чувствовать себя в безопасности, ему много не надо. Инстинкт самосохранения у такого ребенка почти отсутсвует, а вот любопытства хоть отбавляй. Поэтому ребенок может залезать на самые опасные поверхности, хватать игрушки, упасть в ванну с водой, упасть со стульчика, просто упасть. Правда, когда малыш оказывается на высоте, он начинает бояться и громко реветь, сзывая взрослых. У него проявляются первые росточки страха перед опасностью. Это значит, что мозг ребенка активно развивается.

Слух и зрение ребенка в 12 месяцев

Ребенок в этом возрасте – великий исследователь и экспериментатор. Ему интересно изучать новые звуки и мелодии. Для этого он может кричать, визжать, пищать, бормотать, разговаривать о чем-то своем и пытаться петь. Это не для того, чтобы насолить взрослым, а для того, чтобы услышать, какой звук получится, если ребенок крикнет или запищит.

Иногда он использует этот интересный прием по утрам, чтобы на него обратили внимание. Тогда мама и папа немедленно просыпаются – как не проснуться от веселого детского визга. Эти эксперименты ребенок может проводить часто и подолгу, шокируя окружающих.

Как закалять ребенка в 12 месяцев?

Ребенку в 12 месяцев очень нравится чувствовать ножками разную поверхность. На ножках находится много рефлексогенных зон, которые стимулируют все системы организма. В том числе и иммунную – ребенок будет меньше болеть. Поводите ребенка за ручку по песку (только не по горячему), деревянному полу, зеленой траве, пушистому ковру. Ребенку нравится экспериментировать с разными поверхностями, а также их температурой. И это для него очень полезно.

Обливайте ребенка водой – сначала теплой, а затем понижайте температуру воды на 1-2 градуса. Если обливать сначала затруднительно и вы боитесь, что малыш простудится, можно начать с растираний.

Как играть с ребенком в 12 месяцев?

Играть с малышом можно не только игрушками, но и бытовыми предметами. Для ребенка в этом возрасте любое действие – игра. Поэтому его порадует, если вы покажете ему, что можно наливать ложкой воду в чашку, растворять сахар в воде, помешивая его ложечкой, вылепливать из теста разные фигурки, квадратики, колобочки, овалы. Для ребенка этот процесс очень занимательный и он будет заниматься им бесконечно, не скучая и не плача.

Можно рассыпать по доске муку и порисовать в ней пальчиками. Это очень хорошо развивает мелкую моторику рук ребенка, которая пока что не развита. И то, что ребенок испачкается мукой, не беда – зато сколько радости он получит! А с ним и мама, и папа.

Первый кризис ребенка в 12 месяцев

Как видите, первый кризис ребенка наступает не в подростковом возрасте, а возрасте всего одного годика. У ребенка уже может формироваться своя личная позиция – что он хочет делать, а что нет, что ему нравится, а что не очень. Ребенок в 1 годик уже начинает осознавать собственное «Я». От этого меняется его поведение – оно может быть упрямым и нелогичным. Например, ребенок может согласиться что-то делать (например, гулять), а потом резко отказаться, передумать. У ребенка могут начаться бои со сном, он может иногда капризничать без видимых на то причин.

Врачи-психологи говорят, что ребенку в этом возрасте можно позволять кричать и топать ногами, если он чего-то очень хочет. В другом возрасте – нет, а в этом – пожалуйста. Так малыш отстаивает свою жизненную позицию. Это отголоски того времени, когда плач был единственным способом ребенка сказать или показать что-то родителям, когда речи еще не было. Ее и сейчас почти нет, но совсем скоро ребенок заговорит и такая роскошь, как плач, будет для него все более недоступной.

Во время истерики ребенка нельзя бить или кричать на него. Если малыш плачет, значит, с ним что-то действительно не то, у малыша настоящее горе. Нужно взять его на руки, успокоить, покачать, поцеловать. Очень быстро все проблемы малыша пройдут. Физиологические особенности ребенка в 12 месяцев таковы, что, раз уж он начал громко реветь, то сам успокоится еще нескоро, поскольку у него все еще может проявляться гипертонус мышц. Чтобы расслабить их, нужно снять стресс у ребенка, погладив его и устранив таким образом мышечные зажимы.

Ребенок в 12 месяцев уже показывает свой характер. Это хорошо, потому что он растет человеком с позицией. А задача взрослых – понять его и помочь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.