У балерины на ногах как называется. Одежда балерин для эффективных занятий. Все начинается с детства

Сложно представить себе на сцене балерину без пуантов. Эта специальная обувь помогает добиться совершенства в пальцевой технике – главном разделе изучения классического женского танца. Балетные туфельки стали неотъемлемым атрибутом, позволяющим зрителю воспринимать действие на сцене как нечто неземное, возвышенное, несвойственное простому человеку.

Что такое пуанты

Профессиональная узкоспециализированная обувь, которая своим появлением значительно облегчила жизнь балеринам – пуанты. В переводе с французского языка этот термин означает «острие», «кончики пальцев». Другие названия изделия – колки, каски, пальцевые туфли. Балетные тапочки должны идеально сидеть на ноге, так как танцовщицы в них проводят большую часть своей профессиональной жизни. Начинающие примы могут использовать чешки или балетки, сделанные из хлопчатобумажной ткани с укрепленной стелькой и задником. Это недорогие варианты обуви для ежедневных тренировок.

История

Французское выражение sur les pointes означает «танцевать на кончиках пальцев». В свое время балерины выходили на сцену босыми или исполняли танец, становясь на верхушки пальцев. В результате ступня подвергалась чрезмерной нагрузке, что приводило к травмам, растяжениям, вывихам. На смену такому способу пришла идея создания специальной поддерживающей обуви.

Первой балериной, вышедшей на сцену в пуантах, была Мария Тальони. Пробные экземпляры изделий придумал ее отец Филипп Тальони в начале ХIХ века в Италии. Затем танцевальную обувь стали дорабатывать, видоизменять, экспериментируя с материалом. Для жесткости в носок обычной обуви подкладывали пробку, но такой способ еще больше травмировал ноги. Затем стали использовать вложенную мягкую ткань или шерсть, что уменьшало нагрузку на ступню. Такая обувь не держала форму, быстро приходила в негодность, но помогала балерине легче вставать на пуанты.

Производители продолжали придумывать новые конструкции, вкладыши, дополнительные стельки. Пробовали вместо клея использовать гипс, но такую обувь было сложно размять. Затем в обиход вошли кожаные сандалии с ремешками, закрепленными на ноге. Сейчас пуанты балерины изготавливают ручным или механическим способом. Известные производители: Grishko (российская компания) и Gaynor Minden (американская фирма).

Из чего состоят

Изготовление пуантов – это целое искусство. Балетные туфельки состоят из 54 элементов, соединенных и идеально подогнанных по ноге. Верх изготавливается из бязи или атласа телесного цвета, что создает иллюзию единства ноги и обуви. Атлас не образует бликов от света прожекторов. Бязь сохраняет здоровье ног балерины, впитывая влагу и предупреждая образование грибка: после выступлений и тренировок у танцовщиц ноги становятся абсолютно мокрыми.

Строение обуви для балета:

  • коробочка (стакан) – жесткий чехол внутри обуви, состоящий из 6 слоев текстиля и мешковины, склеенных по принципу папье-маше;
  • крылышки;
  • ленты-завязки – обязательная часть пуантов, которую по традиции балерина пришивает самостоятельно;
  • союзка – V-образная верхняя деталь, к которой пришиваются два задника;
  • складки;
  • подошва из натуральной кожи (замши), помогающая балерине не скользить;
  • задний и средний шов;
  • пятак – жесткая передняя часть балетных тапочек, помогающая танцовщице встать на пуанты;
  • стельки из твердого картона с добавлением пластика разной степени жесткости: S (мягкие), M (средние), H (жесткие), SS (супермягкие), SH (супержесткие).

Как делают пуанты

Изготовление балетных туфелек – самая сложная технология в обувном производстве. Здесь должно быть продумано все до мелочей и подобрано индивидуально: степень открытости, жесткости, полноты, подъема. В России туфли балерины изготавливаются только вручную, в Европе – механически. Профессионалы за смену собирают до 12 пар пуантов. В работе используют пластиковую колодку (раньше она была деревянная).

Технология производства балетных туфель:

  1. Верх состоит из 3-х слоев атласа, вырезанных при помощи механического штампа.
  2. Из натурального хлопка изготавливают подкладку для каждой детали, которая защищает ноги балерины от раздражения.
  3. К верхней детали (союзке) пришивают два атласных задника, укрепляя шов лентой из искусственного материала.
  4. Для получения канта ленту сворачивают пополам вокруг шнурка при помощи машинки.
  5. Пришивают его по периметру пуанта, что помогает плотно затянуть туфель на ноге.
  6. Для проверки размеров атласный верх надевают на заранее подготовленную колодку (изготавливают индивидуально для каждой балерины). Отклонение высоты союзки допускается не более 3-х мм, иначе обувь будет врезаться в стопу.
  7. К внутренней стельке приклеивают подкладку.
  8. Отрез ткани, покрытой смолой, размачивают и укладывают сверху «стакана», чтоб сформировать коробочку.
  9. Куски рогожки проклеивают и помещают на хлопковый слой. Клей делают на резиново-пластиковой основе из воды, муки, крахмала, смолы. Такой состав обеспечивает нужную гибкость.
  10. На полученную коробочку приклеивают еще один слой из натурального хлопка.
  11. Конструкцию обворачивают целлофаном, прижимают к мрамору (чтобы пятак стал ровным и плоским) и оставляют сохнуть.
  12. Подкладку приклеивают к «стакану», обрезают излишки.
  13. На подкладку наклеивают атлас, создавая небольшие складки.
  14. Внутреннюю стельку с тыльной стороны и подошву покрывают виниловым клеем, оставляют сушиться на сутки.
  15. Детали нагревают в печке до определенной температуры, в результате чего высохший клей активизируется.
  16. Подошву крепят и кладут туфлю под пресс на 15 секунд (для прочной склейки).

Использование пуантов

От интенсивности нагрузки зависит, как долго будут использоваться балетные тапочки. За одно выступление танцовщица может сменить несколько пар, при этом для определенной техники исполнения требуется использование разной обуви. Перед выступлением балерина проделывает всевозможные манипуляции, чтобы подготовить свои балетные туфли:

  • разминает с помощью молотка жесткую коробочку;
  • срезает пятачок и обметывает его нитками, обвязывает крючком или подбивает кусочком ткани;
  • внутри со стороны пятки делает петлю-перетяжку, которая плотно прижимает обувь к ноге;
  • разнашивает обувь;
  • надрезает стельку ножом или теркой;
  • пришивает резинки;
  • натирает пятачок и подошву пуантов канифолью.

Сколько стоят пуанты

Обувь балерины подбирается индивидуально. При этом красота и оригинальность дизайна относятся не к самым главным параметрам. Сначала обращают внимание на жесткость стельки, коробочку, закрытость, полноту, размер пяточки, вырез. Самые востребованные модели выпускают фирмы Sansha, Grishko, Русский балет, R-class, Bloch. Если вас интересует, где купить пуанты, обратитесь в официальные магазины производителей или закажите в интернете у дилеров. Стоимость некоторых моделей в Москве.

Балет – несомненно, изящнейшее и грациозное зрелище. Чтобы зрители могли по-настоящему наслаждаться им, танцовщицы прикладывают множество усилий. Многочасовые тренировки и репетиции, жесткая дисциплина, отказ от некоторых радостей жизни и, конечно же, специальная одежда для занятий. Если вы или ваш ребенок увлеклись балетом, в этой статье вы найдете информацию о том, в какой одежде занимаются балерины, и как ее правильно выбрать, когда приходит время становиться на пуанты, и чем репетиционная пачка отличается от сценической.

Обувь балерины – не пуантами едиными

Многие девушки сегодня считают, что наши любимые, практичные и часто незаменимые балетки не имеют ничего общего с балетом. На самом деле, именно так называются мягкие балетные тапочки, в которых балерины посещают классы – балетные уроки, подготавливающие тело к дальнейшим занятиям и репетициям, в том числе в них выполняются па возле станка. Конечно же, они не такие жесткие, как обувь на все случаи жизни, и предназначены исключительно для танцев.

В классическом балете приветствуются светлые оттенки, тогда как «народницы» применяют черные, более практичные балетки. Специалисты рекомендуют обувь из кирзы, которая более или менее долговечна. Хотя этот параметр зависит, во-первых, от покрытия в зале (в идеале это мягкий линолеум, а не покрытое лаком дерево), а также от интенсивности ваших занятий. Для любительниц, занимающихся три-четыре раза в неделю, вполне нормально менять балетки каждый месяц. Кстати, протираться они должны в определенных местах. Если вы правильно выполняете упражнения, потертой будет, прежде всего, передняя часть. Потертости на боках говорят о том, что вы часто «заваливаетесь на стопу», то есть, неверно выполняете движения. Лучше, если носок отделан кожей, а подошва у балеток раздельная, а не сплошная. По периметру на них есть специальная резиночка, которую можно затянуть для необходимой ширины ноги. Балетки с «разбитой» подошвой и вынутой стелькой хорошо подходят для новичков, которые стремятся действительно хорошо укрепить стопу. Выбирать балетки лучше всего, тщательно примеряя, внимательно «прислушиваясь к стопе». Они не должны быть ни больше, ни меньше, иначе будут жать либо слетать с ноги. Меряйте обувь на то, в чем планируете заниматься – в трико или на босу ногу, а также в процессе «поработайте» стопой.

Пуанты – для сильных духом

Основным элементом в сценическом облачении профессиональных балерин являются пуанты (танцовщики мужского пола танцуют в специальных мягких туфлях, ну разве что не пародируют женские образы). В дословном переводе с французского это название означает «кончики пальцев». Пуанты делают танец еще более возвышенным, и раньше были предназначены для того, чтобы подчеркнуть неземное происхождение тех образов, которые балерины воплощали на сцене. А это были, как правило, герои сказок, легенд и других мифов.

Не смотря на многовековую историю балета, «становиться на пальцы» танцовщицы начали только в конце XVIII века. До этого они выступали в обычных бальных туфлях на невысоком каблучке или сандалиях безо всяких украшений. Историки, исследующие балет, связывают первое появление пуантов с представлением «Зефир и Флора», проходившим в Лондоне. Впрочем, существуют также русская и итальянская версии происхождения пуантов. В Большом театре танец на пуантах стал обязательным элементом классического балета в 60-х годах.

Заниматься в пуантах юные девочки, учащиеся в профессиональном училище, начинают уже во второй половине первого года обучения. Что касается возраста, с которого можно начинать вставать на пальцы, то тут мнения специалистов расходятся. Одни считают, в идеале это 10-11 лет, и раньше мышцы и скелет ребенка просто еще не сформированы полностью. Другие не видят ничего плохого в том, чтобы на стоя на пальцах занимались совсем маленькие девочки. Но для этого у них должны быть действительно сильные стопы и высокий подъем. Пуанты различаются по полноте, степени закрытости (зависит от высоты подъема), вырезом (круглый или V-образный).

Важным параметром считается жесткость стельки:

  • мягкие (обозначаются буквой S) – подходят для новичков с низким подъемом, который еще не разработан
  • средние (маркировка М) – для «переходных» периодов
  • жесткие (буква H) – для высокого подъема и тех, кто «идет дальше»

Кроме основной маркировки, существуют супер-мягкие и супер-жесткие пуанты, со смешанной жесткостью (более мягкие посередине) или стелькой длиной в три четверти. Чтобы меньше натирать стопы, специалисты советуют использовать специальные силиконовые, в меру плотные вкладыши, надеваемые на голую ногу. Их необходимо покупать и мерить вместе с пуантами. Что касается производителей, то российские пуанты стремятся делать из натуральных материалов, и стопа в них отлично дышит. С другой стороны, популярный американский бренд производит «пальцы» из специального пластика, их еще называют «гейнерами», и они более долговечны. Танцевать в них и держать баланс гораздо легче, и именно это считается одновременно их главным недостатком. Они служат как бы «поддержкой» для стопы, которая со временем «отвыкает» работать самостоятельно. После этого вам будет сложно танцевать в другой обуви.

Одежда балерин для эффективных занятий

Репетиции балерины проводят в специальных трико. Практически это обычные обтягивающие колготки, как правило, светлого оттенка – персикового, светло-золотистого, бежевого, белого. Дело в том, что туфли для балета также обычного светлые, и вместе этот альянс представляет собой иллюзию максимально удлиненных ног. Но бывают и темные трико – специально для «черновых» репетиций и рядовых занятий. Их делают, как правило, из полупрозрачного материала, и их длина доходит до половины икры. Такие трико, кроме того, что визуально существенно худят, меньше пачкаются во время растяжки на полу.

Профессиональные трико отличаются наличием специального отверстия посередине стопы. Оно сделано для того, чтобы танцовщица смогла, не снимая трико, продеть в него пальцы и заклеить пластырем натертый мозоль. Новичкам не советуют сразу тратиться на такую «экипировку», можно обойтись обычными светлыми колготками плотностью в 60 ден.

Балетная «форма» для начальных классов – это танцевальный купальник. Дело в том, что такая одежда для балета помогает преподавателям более тщательно следить за работой мышц девочек и контролировать движения. В зависимости от предпочтений педагога, купальники используют и в старшем возрасте. При балетных школах и училищах часто есть профессиональные мастерские, где можно заказать пошив одежды для балета любого покроя, даже собственного уникального дизайна. Желательно, чтобы вырез купальника начинался как можно выше на бедре, даже если вы не профи и психологически желаете скрыть некоторые свои недостатки. Так вы визуально удлините ноги. Что касается материала, то хорошо, если это будет смесь хлопка и вискозы. Чисто хлопковая одежда быстро теряет свою форму и вид, так как ее необходимо стирать с применением специальных средств, а купальник, состоящий полностью из вискозы, хоть и отлично сидит, будет демонстрировать даже малейшие ваши складочки.

Еще одна разновидность одежды для балерины – разогревающая, и она обязательна во время разминки, так как это существенно снижает риск получения травм. Это могут быть гетры различной длины, спортивные свитеры, сапожки и даже комбинезоны. Специальные шорты с высокой талией помогают разогревать мышцы поясницы. Иногда для разогрева используют и купальник с длинным рукавом. Такая одежда выполняется из шерсти или другого материала и служит не только для разогрева мышц во время разминки, но и, например, для того, чтобы «пересидеть» антракт во время выступления или переместиться в другой класс во время репетиций, сохранив тепло в мышцах.

Пачка – еще один незаменимый элемент сценического образа балерины. Юбка бывает плоской или пышной. Первый вариант хорош для идеальных ног, второй же привлекает больше внимания к стопам. В некоторых постановках используют и однослойную юбку, которая называет «хитон». Репетиционные пачки отличаются от сценических, они состоят из меньшего количества слоев шифона. Они также надеваются на трико, в отличие от сценических, где юбка сшита с верхней частью сценического костюма.

Если есть серьезное желание заняться балетом – следует помнить: балетные туфли созданы для танцев. Их задача заключается в гораздо большем, чем просто придавать ножкам красивый вид.

Виды балетной обуви

Существует 3 вида балетной обуви:


Как выбрать обувь для балета?

Наверное, мало кто видел балерину с босыми ногами. Занятия балетом удерживают ступни в огромном напряжении. Многие, кто занимаются этим видом танцев, испытывают такие нагрузки для ног, что, по меньшей мере, не отказались бы от хорошего педикюра и массажа. Учитывая тяжелый труд, что проделывают ноги балерин и балеронов в танце, выбирать обувь для балета нужно предельно внимательно.В случае первого приобретения балетных туфлей лучше всего обратиться к профессиональному обувщику, который делает их под заказ, или взять с собой учителя по танцам.

Последний в силу своего опыта с первого взгляда определит подходящую модель и поможет правильно ее примерить. В дальнейшем этим туфлям предстоит многое вытерпеть, поэтому очень важно не прогадать с выбором.

Материал для обуви

Балетные туфли чаще всего имеют полотняную, кожаную или атласную основу. Если атлас выглядит красиво – кожа и полотно более приемлемы с точки зрения практичности. С другой стороны, атласные или полотняные модели не дадут много эластичности и податливости при движении. Кожаные балетные туфли хорошо растягиваются и повторяют форму ступни. Можно купить по паре обуви из каждого материала, если занятия балетом превратились в нечто большее, чем хобби.

Где купить?

Как уже упоминалось выше, для сохранности ножек лучше прибегнуть к помощи специалиста, что может пошить балетные туфли для конкретного танцора. Ознакомившись немного с балетом, можно заглянуть в онлайн-магазинах и не только.

К записи "Балетная обувь: советы по выбору первых «помощников» танцора" есть 1 комментарий

    Какие же они красивые, воздушные, кажется лёгкие как облачко, эти пуанты! Особенно на первом фото, как пирожные-зефирки прям) А на самом деле жёстко фиксируют ступню!
    Как я мечтала в детстве о бальных танцах. Дома перед зеркалом часто приподнималась на мысочки и делала вид что я балерина)) Наверное многие девочки в детстве так делали. Мама моя, к сожалению, не имела возможности отдать меня в кружок бальных танцев. Но однажды в школу пришли сами руководители кружка набирать группу для бесплатного обучения. Но вот только пришли они не во время) У деток начальных классов, которые остались на продлёнку, был тихий час. Вообщем, нас подняли, сонных привели в актовый зал, включили музыку, пустили ходить по кругу и хлопать в ладоши в такт музыки… Меня вернули продолжать мой «тихий час» одну из первых))) Видимо мой такт их не устроил)))
    С тех пор попыток стать балериной больше не предпринимала. Пуанты для меня остались моей несбыточной атласно-кружевной мечтой…

Оставить свой комментарий

Они – символ классического танца. Они – признак принадлежности к касте. Они – объект желания маленьких девочек. Они – иллюзия невесомости. Они же – пыточный инструмент, который профессиональная артистка балета вынуждена носить каждый день.

Пуанты, пальцы, каски – всё это с виду совершенно безобидные воздушные туфельки, профессиональная обувь балерины, без которой сейчас невозможно представить себе ни одну классическую постановку.

Первой балериной, вставшей на то, что сейчас мы привыкли называть пуантами, была Мария Тальони, дочь знаменитого балетмейстера Филиппо Тальони, отца-основателя так называемой «эпохи балетного романтизма». Мария, по словам современников, не имела никаких данных для занятий балетом – у нее были длинные конечности, довольно высокий рост, плоская грудь. Она была слишком худая. Смешно, да? Ведь сейчас все вышеперечисленное – это минимальные требования к артистке.

Тальони сам репетировал с дочерью – его новые балеты требовали необычайной легкости и воздушности. Мария отказалась от тяжелых юбок, корсетов и обилия украшений и выходила на сцену в летящей . В погоне за необычайно высокими и появилась новая обувь. Первые пуанты мало напоминают сегодняшнюю профессиональную обувь – у них была жесткая пробковая прокладка, на них невозможно было виртуозно стоять «на пальцах», но они сделали главное – создали иллюзию отрыва от земли, иллюзию совершенно неземного существа.

С развитием танца, видоизменялась и обувь. Стелька стала более твердой и устойчивой, появились новые технологии изготовления пуант, а балерина, виртуозно владеющая пальцевой техникой, ценилась не меньше артистки, способной “порвать сцену в клочья” страстями.

Я не претендую на какие-то особые исторические знания, поэтому теперь перейду к более современному балетному миру и его экипировке.

Начну с профессионалов . Девочки, поступившие в хореографическое училище, начинают заниматься на пуантах со второго семестра первого года обучения. Всем им по 10-11 лет, скелет вполне сформирован, а мышцы уже привыкли к нагрузке.

Считается, что ранняя постановка на пальцы, до этого возраста, не только никому не нужна, но и крайне небезопасна. Несмотря на это есть частные балетные школы, практикующие занятия на пальцах даже с совсем малышками. Не хочется разводить здесь споры на эту скользкую тему – все очень индивидуально. Есть девочки с высокими подъемами и сильными стопами, которым, слава Богу, пуанты в юном возрасте совсем не помешали, а есть и детки, которым из-за этого довольно рано пришлось уйти из проф.балета.

Взрослая артистка , исполняющая ведущую партию, за один спектакль может поменять до трех пар пуант – особенно, это касается «подъемистых» балерин. Чем выше и «круче» подъем – тем легче ломается стелька пуанта, а в такой обуви танцевать уже невозможно. В среднем, за месяц артистке нужно не менее пяти пар пуант, а приме-балерине – не менее тридцати. Когда Большой театр заключал договор со Светланой Захаровой, в нем был отдельно оговорен пункт о пуантах – ей, как обладательнице одних из самых красивых стоп в мире, нужно было в два раза больше обуви, чем другим артисткам.

Пуанты, в отличие от обычной обуви, выбирают не только по размеру ноги :

Полнота – на пуантах Гришко , например, обозначается иксами – Х. Чем этих иксов больше, тем больше полнота, и тем, соответственно, шире пуант.

Закрытость – довольно относительное понятие. Обычно, стопам с низким подъемом рекомендуют небольшую или среднюю закрытость, чтобы они, как бы, вываливались из пуанта, создавая иллюзию “горки” на подъеме. Есть еще разные вырезы на пуантах – Vобразные, круглые и т.д. Они влияют только на внешний вид.

V-образный вырез

U-образный вырез

Жесткость – этим параметром обладает стелька пуанта. Многие фирмы обозначают ее следующими буквами – S (мягкие), M (средние), H (жесткие). Нередко в продаже можно встретить SS (супер-мягкие) и SH (супер-жесткие). Здесь тоже все вполне понятно – стопе с низким неразработанным подъемом и начинающим рекомендуется начинать с мягких пуант – в них легче делать “вскок”. Но мягкие гораздо быстрее изнашиваются и ломаются. Жесткие идеально подходят для высоких подъемов. Еще бывают раздельные стельки (посередине, на “сгибе” подъема они более мягкие) и стельки 3/4. Я лично в таких никогда не танцевала, а вот Диана Вишнева, например, пользуется обувью Гришко с короткой стелькой:

Пуант Дианы Вишневой

Насколько я понимаю, эти пуанты подходят только для профессиональных артисток с невысоким подъемом, но сильной стопой.

Цвет – хотя есть такие фирмы, которые выпускают цветные пуанты, основной цвет балетной обуви – нежный персиковый. В идеале, атласная отделка пуанта должна совпадать по цвету с трико – за счет этого нога будет казаться бесконечной. Кстати, некоторые балерины даже не пользуются лентами для пуант. Завязанные вокруг лодыжки ленты могут еще больше укоротить, как бы “обрубить” короткие ноги, поэтому они пользуются специальными прозрачными, но крепкими широкими резинками, которые удерживают пуант на ноге.

Такие резинки также пришивают в районе пятки, чтобы она не спадала, или через подъем – это для подъемистых стоп.

Чтобы пуанты совпадали по цвету с ногой, их, чаще всего, припудривают – особенно, для балета “Дон Кихот”. Китри – испанка, соответственно, он не бледная тень и ножки у нее “загоревшие”.

Собственно, “пуантовых параметров” гораздо больше, но углубляться в эту тему, мне кажется, не стоит – они имеют значение только для профессионалов.

Меня нередко спрашивают, как правильно подобрать пуанты . Как и выбор обычной обуви, это очень индивидуальный процесс. Если есть возможность, первые пуанты лучше всего покупать с педагогом или, как минимум, предварительно с ним посоветоваться. описаны общие советы по подбору пальцев.

Перейдем к любителям , то есть людям, которые занимаются классикой “для себя” во взрослом возрасте. Многие, заходя в балетные класс, сразу же спрашивают “А когда мы начнем заниматься на пуантах?”. Хороший педагог никогда не начнет занятия на них сразу же. Подготовка стопы к пальцевым урокам занимает в среднем год – в зависимости от исходных данных и количества занятий. В основном, это простые упражнения у палки – вскоки, релеве, пассе и т.д.

Начиная заниматься на пуантах, нужно помнить, что стоять в них нужно не только за счет стопы, иначе весь вес перенесется на большие пальцы – мало того, что это неправильно, это еще и грозит серьезными травмами. Я не хочу здесь давать советы по поводу того “как научиться стоять на пуантах” – все это следует делать ТОЛЬКО под присмотром грамотного педагога. Самостоятельные занятия не только вредны – они еще и совершенно бесполезны! Лучше подготовьте к пуантам собственное тело – очень важна выворотность, сильные стопы (сотни релеве у станка вам в помощь), внутренние мышцы бедра, ягодицы и, конечно же, основа классики – жесткая прямая спина, без прогибов, с опущенными плечами и “вставленными” лопатками.

На начальных этапах лучше взять поплотнее, потом вы сами почувствуете, когда стоит переходить на более тонкие вкладыши – в них лучше чувствуется сцепление с полом. Вкладыш надевается на голую ногу – не на трико! Он должен облегать пальцы как вторая кожа – тогда вы точно нигде ничего не натрете.

Не забывайте, что примерять пуанты в магазине нужно только с вкладышами – иначе потом для них просто не останется места.

О себе: я ношу пуанты Гришко, модель “Майа 1″ , средней жесткости и с самой небольшой полнотой. Размер обычной обуви – не больше 34-ого, размер пуант – 3,5.

Подготовка пуант к работе – это еще одна обширная тема и чтобы ее осветить, одного поста мне не хватит, поэтому кому интересно, рекомендую посмотреть вот это видео:

Практически все пуанты производятся вручную, “пальцевые” мастера буквально на вес золота. Одна из самых известных по всему миру марок пуант – Гришко, российского производства. Вообще, мне кажется, именно русские пуанты – самые красивые. У них замечательный узкий пятак – даже на обуви с большой полнотой.

Пятак на моих видавших виды пуантах

У них красивый цвет атласа – он не поросяче-розовый, не сильно бликует со сцены и не смотрится дешево. Кроме того, эти пуанты сделаны только из натуральных материалов и ноги в них не потеют.

В последнее время в моду вошли пуанты американского производства – Gaynor Minden – в народе называемые “гейнерами”. Это уникальные пуанты, которые, по идее, не изнашиваются практически годами! Сделаны они из специального пластика, поэтому их даже можно стирать в машинке. Внутренности этой обуви обиты мягким материалом, поэтому не требуются даже вкладыши. Эти пуанты не нужно “готовить” – они уже полностью готовы к танцу: стелька изогнута под нужным углом, а стакан сам “подстаивается” под стопу. В этом и кроется один из недостатков американских пальцев – очень важно выбрать правильную пару, потому что если не подойдет хотя бы один параметр – высота, полнота, жесткость – “разносить” или “размять” их не удастся.

В этих пуантах удивительно легко танцевать – кажется, что вскок они делают за вас самостоятельно. Они действительно очень комфортные, удобные и невероятно устойчивые – держать баланс в них одно удовольствие. Не зря, многие балерины говорят, что после гейнеров танцевать в другой обуви просто-напросто не могут. Но есть и такое мнение, что эти пуанты расслабляют стопу, и со временем пальцевая техника может стать гораздо хуже.

К субъективным недостаткам этих пуант я могу отнести их внешний вид – они сильно бликуют, цвет атласа мне лично не очень нравится да и форма у них оставляет желать лучшего. Их отличная устойчивость обусловлена довольно широким пятаком – но это и делает их внешне такими непривлекательными, как бы обрубленными.

Еще по балетному интернету ходят страшные байки про то, что от гейнеров чернеют ногти. Конечно, эти пуанты ненатуральные, пластмасса “не дышит”, и риск подхватить грибок в условиях повышенной влажности внутри пуанта легко. Но это, мне кажется, больше вопрос личной гигиены. Следует следить за состоянием ног, чаще ухаживать за обувью и пользоваться специальными спреями.

Сейчас практически во всех театрах есть балерины, танцующие в Gaynor Minden, а некоторые учебные заведения даже заключили контракт на поставку этой обуви – в частности, такой договор действует в одной из лучших балетных школ в мире АРБ им. Вагановой. Там девочкам выдают эти пуанты бесплатно.

Алина Сомова в пуантах Gaynor Minden

Кстати говоря, о стоимости. Гейнеры стоят больше 100 у.е . Для сравнения не так давно я покупала Гришко за 300 грн. (меньше 50 $). Я не профессионал, поэтому Гришко мне хватает очень надолго и мне выгоднее покупать именно их, но, учитывая, как быстро они ломаются у профессионалов, покупка гейнеров, которых хватает на полгода-год кажется гораздо экономнее).

Почему я так долго писала этот пост? Мне кажется, невозможно охватить здесь сразу все-все нюансы (хотя и очень хочется). Я переписывала этот текст несколько раз – то мне казалось, что слишком много подробностей, неинтересных непрофессионалам, то я боялась упустить что-то важное. В общем, я не хочу на этом закрывать для себя тему балетной обуви, поэтому будут и другие посты. Я знаю, что сюда периодически заглядывают проф.балерины и ученицы балетных школ – я буду очень рада вашим комментариям и замечаниям.

Не стесняйтесь задавать вопросы – я с удовольствием на них отвечу!

В которой она занимается и танцует, делится на мягкую и жесткую. Для каждого вида есть свои требования, нюансы выбора и методы ношения. Иногда они могут отличаться от школы к школе.

Мягкие тапочки-балетки

Основная тренировочная обувь балерины - это балетки или чешки, мягкие тапочки, закрепляющиеся на ноге резинками. Балетки сделаны из хлопчатобумажной ткани, но имеют укрепленный задник и стельку, поддерживающую свод стопы. Подошва сделана из нескользящего материала. В этой обуви выполняются ежедневные уроки-классы в балетных училищах. В них девочки делают экзерсисы у станка и на середине зала. Балетки бывают разных цветов, но в классических танцах чаще используются белые. Эта обувь различается в отделке - есть чешки с укрепленным кожей мыском, слитной или раздельной подошвой.

Как правило, ученицы выбирают обувь, исходя из своих ощущений. балетки стоят достаточно дешево и являются своеобразным расходным материалом - при интенсивных занятиях они истираются и приходят в негодность всего за пару недель. Опытный педагог может определить, насколько хорошо занимается балерина, всего лишь посмотрев на ее чешки. Например, при сильном завале стопы истирается внутренняя часть обуви, а правильная постановка ног предполагает снашивание только в области мыска. Начинающим балеринам иногда советуют использовать на тренировках специальные мягкие пуанты, нечто среднее между балетками и обычными пуантами.

Подбирать балетки следует строго по ноге, они не должны быть свободны.

Пуанты - профессиональная обувь балерин

Название этой обуви произошло от выражения «стоять на пуантах», что означает - на кончиках пальцев. Позже название позиции перешло и на обувь. На пуантах занимаются далеко не все балерины, а только профессионалы. В балетных школах девочки встают на пальцы только после 10-11 лет, когда скелет более-менее сформирован. Пуанты стоят достаточно дорого, потому что каждая пара делается вручную. Однако, и такая обувь требует частой замены, особенно у ведущих балерин. За один спектакль они меняют несколько пар пуант.
Помимо размера, пуанты различаются по полноте, высоте и жесткости.

Пуанты держат ногу за счет жесткой стельки и пятака - мыска, на котором стоит балерина. Перед ноской обувь специальным образом готовят - пришивают ленты и разбивают гипсовый мысок пуант. Каждая выступающая артистка имеет свои секреты для подготовки обуви - кто-то обрывает стельку, кто-то обрезает подошву, а кто-то обшивает атласный мысок кожей. Выступающие балерины имеют свои пуанты для каждой партии спектакля, в котором они танцуют.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.