Каспарайтис: Гашек закончил с хоккеем, пропустив гол от меня

Дарюс Каспарайтис на симпозиуме тренеров рассказал, как он выживал в Москве в 14 лет, добывал пищу и почему сейчас нет жёстких защитников.

В нём приняли участие многие иностранные тренеры, а так же специалисты из ВХЛ и КХЛ, в частности Алексей Кудашов, Андрей Скабелка, Анвар Гатиятулин, Павел Езовских, Александр Гулявцев, Дмитрий Юшкевич, Евгений Корноухов, Андрей Николишин, Олег Ореховский, Владимир Воробьёв . Выступали такие известные специалисты, как Майк Кинэн, Марк Кроуфорд, Эркка Вестерлунд, Роджер Реннберг, Алексей Яшин, Андрей Николишин, Александр Хаванов и другие. Особенно ярким получилось выступление Каспарайтиса. Дарюс выступил перед участниками симпозиума на тему «Подготовка профессионального хоккеиста. Развитие мастерства защитника», но вместо серьёзного доклада у Каспарайтиса получился очень живой рассказ, и большую часть времени аудитория смеялась. При этом защитник на красочных примерах сумел расставить ключевые акценты.


С удовольствием предоставляю слово своему любимо игроку, яркому, очень интересному человеку. Я с огромным уважением отношусь к нему. Я рад, что меня судьба тренерская свела с Дарюсом Каспарайстисом, - сказал Владимир Юрзинов.

Показали яркие эпизоды игры Каспарайтиса.

Сейчас у меня за такое было бы много дисквалификаций, - прокомментировал защитник нарезки видео. – Я всё время говорю, что родился в правильное время. Если бы я поехал в НХЛ на 10 лет раньше, меня бы просто убили, наверное. Если бы на 10 лет позже, я всё время был бы дисквалифицирован. Хотя я считаю, что всегда играл чисто как защитник.

«Владимир Владимирович всю карьеру пытался научить меня бросать»

Дарюс рассказал, как попал в хоккей.

Я родился в Литве и там начинал играть в хоккей. Почему я начал играть в хоккей? Мне очень нравилась хоккейная форма. И мне повезло с тренером. Он приехал из Риги, весь акцент ставил на катание. Первый раз я встал на лёд в восемь лет и не знаю почему, но сразу стал хорошо кататься. Правда, немного трудно было тормозить и поворачивать на левую сторону. Три года я просто катался утром и вечером. Поэтому у меня такой плохой бросок – я не учился бросать (улыбается) , только щёлкать. Всю мою карьеру Владимир Владимирович Юрзинов пытался научить меня бросать с кистей, но ему это не удалось. Правда, в седьмой игре против «Баффало Сэйбрз» я забил Гашеку с кистей. Он после этого закончил, год не играл. Серьёзно, сказал: «Раз даже Каспарайтис забивает мне, я лучше отдохну годик». Он был очень расстроен и ушёл из «Баффало».

Защитник отметил, что многие спрашивают его, почему сейчас российские защитники не играют так, как играли Каспарайтис, Дмитрий Юшкевич или Алексей Житник .

Всё это идёт с детской хоккейной школы. Я думаю, что сейчас дети не концентрируются на силовой игре, они больше хотят забивать голов, больше хотят поиграться. Я работал с детьми во Флориде, никто не хочет тренироваться, все хотят просто взять шайбу и бегать с ней, просто играть. Современные защитники в НХЛ имеют хорошее катание, хорошо видят поле, а некоторые даже до сих пор играют в тело, особенно в плей-офф. А силовая игра, тот стиль, в котором я играл, для этого нужен не то чтобы талант, нужно работать на тренировках. Я помню, когда пришёл в молодёжное «Динамо», тренировался с командой на два года старше и во время игры «расколол» одного парня, встретил его и получил от этого огромное удовольствие. Но я думаю, что он не очень был доволен. И я понял, что в хоккее можно не только забивать голы, но и играть в другой стиль, который я очень любил. Даже сейчас, когда я смотрю хоккей, я наблюдаю, где находится нападающий, как отреагирует защитник. И, к сожалению, сейчас в хоккее защитники не думают про игру на встречных, как я раньше играл.

Когда я играл, я всегда смотрел расстановку, где находятся нападающие, как они раскатываются, у кого поднята голова, у кого есть шайба. Это тоже занимает время. На меня тоже было большое давление. Потому что если Ягр выходил и хотел забивать голы, то я выходил и хотел кому-то «накатить». Я знал, что если это сделаю, то публика будет за нами, и ребята заведутся, и другая команда заведётся. Иногда соперники просто забывали про хоккей после этого и хотели поймать меня и что-то плохое мне сделать. Но обычно они не могли ничего сделать, потому что я очень хорошо катался.

«Я не могу убить в себе игрока»

Каспарайтис признался, что до сих пор не смог убить в себе игрока и даже когда завершил карьеру и короткое время был тренеров в СКА верил, что ещё сможет вернуться, а уволил тогда себя сам.

Амплуа защитника? Я не могу вас чему-то учить, потому что я до сих пор думаю как игрок, не как тренер. Не знаю почему. Во-первых, кто-то говорил, что надо убить в себе игрока, чтобы стать тренером, а это очень тяжело сделать. У меня был опыт работы со СКА полгода, и потом я сам себя уволил. Я не смог в себе убить игрока. Даже во время тренировок я надеялся, что, может, кто-нибудь из защитников получит травму, и я смогу его заменить (смех в зале) . Я утром приходил на тренировку раньше всех и крутил велосипед по два часа и всё время думал, что ещё вернусь в большой хоккей. И ребята поняли, что могут меня использовать как играющего тренера, и если были какие-то проблемы, через меня ходили и выпрашивали выходной или ещё что-то. Конечно, это неправильно. Когда ты становишься тренером, то должен думать как тренер. А я пока не смог этого сделать. Может, сейчас… после долгого перерыва.

Не дадут соврать мои литовские друзья, что я до сих пор приезжаю в Литву и играю, пытаюсь играть. Может, даже в 2018 году сыграю за сборную Литвы на чемпионате мира по хоккею, не по баскетболу (улыбается) .

Без помощи, которую оказали мне тренеры в моей карьере, начиная с Литвы, потом в «Динамо», ничего бы не было. Мне повезло, что в Литве я играл за команду на два года старше. Хоть я был и моложе их. Но я помню, как я оказался в «Динамо». Я всегда думал, что я защитник атакующего плана. Не помню, чтобы, когда был молодой, играл в жёсткий хоккей. Почему меня Валерий Иванович Васильев пригласил в «Динамо»? Мы играли в Литве против «Динамо» в городе Электренай, и я кому-то там стукнул пару раз, и они говорят: «Кто это такой вообще? Мы выигрываем 10:0, а этот парень бегает весь матч и всех бьёт». Валерий Иванович Васильев пришёл к нам на скамейку прямо во время игры и говорит: «Ты кто такой-то? Ты хочешь играть за «Динамо»? Я говорю: «Ни фига себе! Конечно, хочу». Говорит: «Значит, будешь». И всё.

Потом, кажется, после пары бутылок с моим отцом они решили окончательно, что я буду играть в «Динамо» (смех в зале) .

«Почему я играл в агрессивный хоккей? А вы попробуйте выжить в Москве в 14 лет»

Каспарайтис вспомнил, как непросто ему было первое время в Москве. Он даже убегал обратно в Литву, но рад, что мама отправила его обратно играть в хоккей и спустя многие годы он очень благодарен за возможность играть в московском «Динамо», а затем и в сборной России. А особенно экспрессивно Дарюс обрисовал его первую встречу с Андреем Николишиным на базе «Динамо».

Я приехал в «Динамо». И всё время в Москве я выживал. Помню, я первый раз увидел Андрея Николишина. Мне было 14 лет. На базе на Водном стадионе захожу в номер, а на кровати сидит мужик. Говорю так с литовским акцентом: «Здравствуйте, меня зовут Дарюс». А он такой: «Меня зовут Андрей Василич». Я думаю, ничего себе, меня с каким-то мужиком поселили в одной комнате. На тренировку прихожу на следующий день, а он там же, этот мужик. Я думаю, что это такое, куда я вообще приехал. А оказалось, что Андрей Васильевич был на год моложе меня (смех в зале).

Вы не представляете, как мы тогда жили. Сейчас, конечно, ребята по-другому живут. Андрей Василич не даст соврать, что мы тогда выживали. Почему я был такой худой всегда? Потому что кушать нечего было. Нам выдавали талоны. И у нас была задача не только тренироваться, но и найти пищу. Мне одну вещь сказали: «Почему ты играешь в такой агрессивный хоккей?» Я говорю: «А вы попробуйте в 14 лет в Москве выжить». Как вы сможете? Моя жена всё время жалуется, почему я такой агрессивный. Я говорю: «Не знаю, наверное, потому что хоккеистом был». Это трудно в себе перебороть.

Мне очень повезло, что я попал в Москву, попал в сборную России. Некоторые знают, что я и убегал из Москвы тоже. Уехал в Литву, а мама выгнала меня обратно в Москву: «Езжай, играй в хоккей».

Я считаю, что есть два амплуа: защитник атакующего плана и оборонительного плана. Думаю, что сейчас ребята по-другому думают в хоккее, потому что поменялись контракты, зарплаты, сама игра. Раньше можно было играть в более силовой хоккей, а сейчас за всё это дисквалифицируют. Люди меняют отношение. . Он иногда использует приёмы, которые раньше использовали. И из-за этого его уже пару раз дисквалифицировали, хотя он и по правилам всё делал. Может, 10 лет назад это было нормально, а сейчас они думают по-другому.

В матче Россия – Швейцария я помню, как Орлов поймал парня силовым приёмом очень красиво. Для этого тоже нужен талант. Катание у игрока должно быть хорошее, тем более, у защитника. Над этим надо постоянно работать самому. Когда играешь в клубе, забываешь много вещей, над которыми ты работал в юниорской, молодёжной команде. Когда я приезжал на сборы к Владимиру Владимировичу летом в Швейцарию, я думал: «Зачем я вообще сюда приехал, он какую-то ерунду показывает». А после пары недель я чувствовал себя по-другому. Как защитник атакующего плана (смеётся) . Набросался у него шайб, он ещё похвалил: «Ух, какой ты молодец, какой у тебя бросок хороший». И потом, когда первое время приезжаешь обратно в НХЛ, выбегаешь два в один с Марио Лемье, и я открыт, ворота пустые - только отдай мне пас, и я забью гол. А он посмотрел на меня и сам бросил по воротам. После я ему говорю: «Марио, ты что? Я же был открыт». А он говорит: «Я посмотрел, что это ты, и решил сам бросать» (смех в зале). Это обидно, понимаете? Так бы у меня было 27 голов, а сейчас 26.

Почему молодёжь не играет в такой хоккей, как я играл? Дети же обычно спрашивают: «Дядя, а ты сколько голов забил?». И всегда думаешь, что ему ответить. Говоришь: «Один». «Ну, ясно, ты плохой игрок». Они все хотят, как Овечкин, забивать по 50.

«Жалко, что силовой хоккей пропадает»

Многие спикеры на симпозиуме тренеров приготовили презентации, Каспарайтис же выступал порядка 40 минут и без подготовки. Но во время его речи не было ни одного скучающего тренера.

Честно скажу, я не готовился к тому, что говорю, потому что знаю, что, если бы готовился, вообще бы ничего не смог рассказать. И я никогда не слушал тренера во время самой игры, потому что знал, что в хоккее просто надо знать систему. Это такая быстрая игра, и, чтобы что-то поменять во время игры, должна быть просто хорошая реакция у защитника и хорошее понимание ситуации. Я всё время защищаю игроков, которые пытаются кого-то поймать и получают за это дисквалификацию, потому что люди не понимают, как думает игрок. Допустим, я еду и вижу соперника, и я уже принял решение играть в тело. А игрок, который движется навстречу, меня не видит. И если в последние секунды он что-то меняет, то я уже не могу поменять решение. Всё так быстро происходит и иногда получается, что плечом попадаешь в голову. Но так не было задумано. Просто это быстрая игра, ты не можешь остановиться и сказать: «О, извини, я не буду тебя бить, у тебя голова опущена». Есть люди в Америке, которые пытаются сделать так, что если игрок едет с опущенной головой, его нельзя трогать. Это просто чушь. Когда я был молодой, мне тренеры говорили: следи, если у игрока голова опущена, иди и бей его. Сейчас всё по-другому.

Силовой хоккей пропадает, это очень жалко. Потому что хоккей зрелищная игра, зрителям интересны драки, силовые приёмы. Это всегда было в хоккее, и это должно остаться. Но, чтобы играть в такой хоккей, надо работать над этим на тренировках и физически к этому готовиться.

Я человек мира. Мне всё время говорят это. Я сам литовец и всегда им буду. Меня паспорт не волнует. В Майами меня называют русским, в России литовцем, в Литве называют предателем (смеётся) . Они мне говорят, что у меня был выбор играть на Олимпиаде за Литву или за Россию… Как это, интересно? Я очень хотел попасть на Олимпиаду. В 1992 году на молодёжном чемпионате мира меня признали лучшим защитником. Я жил в Новогорске на базе «Динамо», а сборная через дорогу на олимпийской базе. И в сборную от нас взяли Ковалёва и Житника, а меня нет, было обидно. Но тут заходит в комнату Пётр Ильич Воробьёв и говорит: «Собирайся, тебя в сборную вызывают». Думал, что меня в итоге обратно отправят. А Виктор Васильевич Тихонов посмотрел и говорит: «О, ничего парень, нормальный, можно его ставить». Перед первой игрой на Олимпиаде ко мне подходит Игорь Николаевич Тузик и говорит: «Ты за кого хочешь играть - за Россию или за Литву? Ты подпиши бумажку, а то можешь собрать вещи и уезжать домой». Я говорю: «Да вы что? Я хочу на Олимпиаде играть». Так я решил играть за сборную России.

«Я всего в жизни достиг только через труд»

Через спорт можно достичь многого. Я пример этого. Чтобы приехать в 14 лет ребёнком в Москву, остаться и выжить, а потом поехать в Америку, надо иметь очень хороший характер и хороших друзей, ребят, которые были всё время рядом со мной. И Юшкевич, и Николишин, и Ковалёв. У нас был коллектив. Сейчас трудно создать такую атмосферу. Мы все вместе жили и варились в этой каше. Жили хоккеем, а по субботам ходили гулять по Москве (улыбается) .

Насчёт физической подготовки. Мы с Алексеем Яшиным всё время занимались в Швейцарии у Юрзинова, а потом ещё сами штангой занимались. Точнее, я занимался, а Яшин смотрел (улыбается) . Помню, я привёз с собой на сборы четверых ребят из Америки, меня попросили, чтобы они со мной занимались, чтобы я их подкачал. Первый день на сборах я говорю: «Давайте побежим кросс перед тренировкой, километров семь». Ребятам было по 18 лет. Там полчаса получалось. И честно скажу, я заблудился, и мы бегали часа три. Бедные ребята (смеётся) . Захожу в раздевалку, Владимир Владимирович спрашивает: «Ты где был-то?» Потом повёл их на штангу, закачал, они умирают… И смотрят, сбоку Яшин занимается, сидит перед зеркалом… На следующий день я прихожу и говорю: «А где ребята-то?» А мне: «Они с Яшиным ушли заниматься». (смех в зале)

Если серьёзно сказать, то я всего достиг в жизни как хоккеист только через труд. Не знаю, был у меня талант или нет, но я знаю, что то, что я вложил, то и получил обратно. Только через большой труд, отдачу, самопожертвование можно чего-то добиться. Если бы всё вернуть обратно, я бы только ещё сильнее тренировался и пытался достичь ещё большего.

Вопросы

Часто выигрывает не та команда, которая лучше играет, а та, которая не даёт играть. Вы не пробовали посчитать, сколько соперники не забросили шайб благодаря вашим действиям в обороне?
- Не знаю. Я помню одну вещь, когда приехал в НХЛ в 19 лет. В первой игре я осознал, что играть в тело намного легче там, чем в СССР в то время. И я понял, что, если бить соперника из четвёртой тройки, это будет не так заметно, если бить игрока из первой, типа Мессье или Гретцки. Соперник должен думать, что ты находишься на площадке. А когда он думает про это, он не думает про то, как забить гол, а иногда и просто боится. Я много раз видел игроков, которые не то, чтобы боялись меня, но не хотели находиться вместе со мной на площадке. И не потому что от меня плохо пахло, а просто не хотели играть (смеётся) .

- Вспомните вашего первого тренера Алексея Никифорова.
- Алексей Витальевич Никифоров до сих пор работает в Америке и воспитывает игроков. Он воспитал много игроков, не только меня и Зубруса. Это величайший тренер в детском хоккее. У него был самый большой акцент на катание. Для хорошего катания нужно много тренироваться. Конечно, игрок ещё должен иметь характер, но катание очень много значит для хоккея.

- Дарюс, если бы вам было сейчас 15 лет, вы что-то сделали бы по-другому?
- Во-первых, я бы не женился три раза (смеётся) . Мне сейчас будет 44, и я всё время думаю, что, если бы мне вернуть лет 20, я бы занимался ещё сильнее и, может, больше бы слушал тренеров. Потому что всегда думаешь, что всё знаешь и тренер тебе не нужен. Не то чтобы я жалею. Но некоторые вещи я бы делал по-другому. Может, больше бы учился, больше работал над тем, чтобы стать лучшим игроком. Возможно, я даже слишком много тренировался. Но я всегда боялся отдыхать. Думал, что, если буду отдыхать, потеряю форму. А может, из-за этого у меня было много травм. Потому что игроки должны понимать, что не всегда надо тренироваться, иногда надо давать перерыв.

- А ваши дети будут играть в хоккей?
- Я живу в Майами, там тяжело играть в хоккей. Конечно, хочется, чтобы дети тоже достигли чего-то в спорте. Но это не мне решать. Если дети захотят, я всё время буду их поддерживать. Я не такой папа, который заставляет их делать то, чего они не хотят.

Ну, ты взорвал зал. Просто был лучший, - сказали Каспарайтису после выступления Юшкевич и Кудашов.

Да я просто смотрю - вы какие-то все напряжённые сидите, вот и решил разрядить обстановку, - сказал Дарюс.

Ну что? Опять лет через 10 увидимся теперь? – спросил своего друга напоследок Юшкевич. (Каспарайстис прилетел в Москву из Майами всего на три дня. Предыдущий приезд Дарюса в Россию был несколько лет назад - ред.)

А вы приглашайте, когда надо будет обстановку разрядить, - улыбнулся Каспарайтис.

Вот и встретились на своем жизненном пути три главных героя действа под названием "Детский хоккей": ребенок, который в самых общих чертах представляет, что такое этот хоккей; родитель будущего спортсмена, с той или иной степенью ясности осознающий ближние и дальние перспективы своего сына или дочери (от формирования "спортивного характера" до "олимпийского золота"); и тренер, которому вручается этот самый главный подарок - растущая личность, своеобразная, неповторимая, переживающая определенный этап индивидуального становления.

На детские соревнования как на войну.

Как выстроить работоспособное партнерство представителей группы и достичь цели, не каждому своей цели, кардинально расходящейся с представлениями других, как в басне о лебеде, раке и щуке, а общей цели, связанной со спортивным совершенствованием личности ребенка и спортивного коллектива ? Конечно же, только сотрудничая. Сотрудничество предполагает совместный труд в далеко не легких видах организуемой тренером и поддерживаемой родителями деятельности ребенка на пути к осознанию ее смыслов: игровой, коммуникативной (общаясь и взаимодействуя), учебной, контролирующе-оценочной, тренировочной, восстановительной, рефлексивной (даже трудно представить, сколько ситуаций и событий анализирует юный спортсмен, переживая все перипетии спорта), организационной и соревновательной. При этом организационная деятельность во многом сложнее соревновательной. Поскольку только через организацию труда и приложение усилий в работе над собой, юный спортсмен способен развить соревновательно значимые качества.

Что случилось с сегодняшним детским хоккеем? Почему многие родители идут на детские соревнования как на войну? Одна из причин заключается в том, что российское образование в целом, в том числе и дополнительное спортивное, стало рассматриваться с позиции предоставления услуг. Образование - не как созидание, обучение, формирование, воспитание личности юного хоккеиста, а как формальная социальная услуга, которую можно купить. Начиная с раннего детства, идет давление результатом на команду со стороны руководства спортивных школ, автоматически, тренер и родители оказывают давление на ребенка.

Две - три команды одного года рождения.

Один из основных принципов организации детского спорта на мировом уровне - это предоставление равных возможностей для физического, психологического, социального развития личности в условиях спортивной деятельности. А если эти равные возможности выделены, то и школы должны иметь не одну, а две-три команды одного года рождения, например СДЮШОР "Динамо" выставляет два состава самых юных хоккеистов, тем самым добивается сохранения количества занимающихся. К сожалению, система российского детско-юношеского спорта, пройдя, в том числе, и этап коммерциализации , переживает свое дальнейшее развитие. Только недавно создана Молодежная хоккейная лига. В организационно-правовых документах отсутствует понятие "школьный спорт", соответственно, тормозится создание системы лиг школьного/детско-юношеского спорта, позволяющих детям тренироваться с учетом индивидуальных темпов развития. И этот факт усиливает конкуренцию на уровне детских команд. Конечно, есть масса исследований, позволяющих с определенной степенью точности выявить спортивную одаренность (по пальцевой дерматоглифике - отпечаткам пальцев, по психофизиологическим параметрам), но из всех этих тестов выпадает сама личность со своим трудолюбием и стремлением достичь заявленной цели.

Важно отметить, что возможность развития личности ребенка в условиях спортивной деятельности все же существует. Вопрос в другом: насколько успешен юный спортсмен в этой деятельности и насколько спортивная деятельность позитивно отражается на развитии ребенка ? Так, юный спортсмен 10-11 лет должен переживать победное чувство в трех ситуациях из пяти (например, в: освоении техники, выполнении нормативов, состязании - в соревновательно значимых видах деятельности). Только поэтому тренер так пристально наблюдает за индивидуальными спортивными успехами каждого ребенка и ориентирован: вовремя подсказать, в какой вид спорта перейти, чем заниматься дополнительно, на чем сконцентрировать свои усилия.

Нужен результат сегодня.

Многие родители после трех-четырех лет занятий в СДЮШОР, пережив отчисление своего ребенка, не стремятся переводить своего сына в ДЮСШ по месту жительства, хотя ребенок вполне успешно мог бы реализоваться в данной команде. Отчисление вызвано многими причинами, в том числе "нужен результат сегодня, а темпы биологического созревания позволят раскрыться данному спортсмену в 14-16 лет". Примеров в различных видах спорта масса. В футболе чемпионаты проводятся по возрастам, и зачет спортивной школы не учитывается, тем более, что он смещает реальную картину при определении уровня спортивного совершенствования конкретной команды. В хоккее - зачет по школе. Сильные хотят играть с сильными, а менее подготовленные играют в другой группе. Конкуренция и желание подняться в группу сильных всегда будет присутствовать, это спорт.

Итак, хоккей с шайбой - командный вид спорта. И психология команды предполагает связанность общими профессиональными целями и ценностями. В процессе становления спортивной команды становятся значимыми действия тренера и родителей, направленные на командообразование и коллективообразование. Детский тренер в процессе решения основных профессиональных задач, связанных с развитием юных спортсменов, отслеживает групповую динамику потребностей, ценностей, целей, мотивов, убеждений ближайшего окружения ребенка, соотнося индивидуалистические и командообразующие проявления. Цели тренера: найти юному спортсмену место в команде; воспитать юного спортсмена, который приносит пользу команде; развить индивидуальные сильные стороны юного хоккеиста. Цели родителя: рост спортивного мастерства ребенка (часто исключается ценностное отношение к росту хоккейной команды). Умение жертвовать своим "Я" во все времена демонстрировали лучшие хоккеисты, так, Яромир Ягр, играя на чемпионате мира за сборную Чехии в 2010 году, работал в командных интересах и Чешская команда стала чемпионом. "Надо будет - вытащит команду за шиворот в одиночку. Не надо - гармонично вольется в самый звездный коллектив, оставаясь при этом авторитетным и непререкаемым лидером" ("Спорт-экспресс - 2010").

Не стоит отвергать общепринятой тенденции развития ребенка "индивидуум - личность - индивидуальность". Надеемся, что каждый юный хоккеист обретает личностно значимые качества, статус индивидуальности в спорте и профессиональной жизни через содействие с членами команды. У ведущих спортивных психологов и представлена психологическая классификация видов спорта с позиции оценки характера противоборства противников и взаимосодействия партнеров. Обратите внимание, партнеры, если они называются партнерами - содействуют друг другу.

Тренер строит команду вместе с родителями.

Детский тренер совместно с родителями строит команду - психологическую общность, которая характеризуется критериями:

Единства мотивов, целей, ценностных ориентаций, социальных установок в команде;

Осознания принадлежности к данной команде; присоединения к команде, презентации позиции "мы";

Осознания членами команды имеющегося сходства, общности входящих в нее родителей, уважительного отношения к родителям, обладающим профессиональными знаниями спортивной деятельности, являющихся духовно-нравственными лидерами команды и отличий своей команды от других;

Проявления совместимости, сработанности, сплоченности, развивающего социально-психологического климата, присущих не отдельным родителям, а команде в целом.

Коллектив, к которому стремится каждый детский тренер, способный к объединению в созидательной деятельности, отличается внутренней сплоченностью, единством, организованностью, подготовленностью, психологической коммуникативностью, идейной направленностью, способностью объединяться с другими командами. А в чем проявляется психологическая коммуникативность? Во всем: находя спарринг-партнера, благодарить детей и их родителей за предоставленную возможность развивать свои качества в противоборстве, не обсуждать действия юных хоккеистов-партнеров по команде, не критиковать чужого ребенка (это право дано тренеру: обращать внимание на недостатки деятельности, а не личности), быть более сдержанным в эмоциях. Каждый родитель видит по-своему сочетание всех звеньев: пятерок, пар защитников, нападающих, и в 90% случаев родительские позиции расходятся. Терпимость к детям команды и корректное отношение к своему ребенку, не впадая в крайности: от "слепой материнской любви" до сильного подавления своего ребенка за каждую ошибку. Дайте ребенку право на ошибку, и он смелее начнет исправлять свои погрешности.

Некоторые родители становятся личными тренерами своих детей, не учитывая, что все-таки тренер занимается подготовкой команды и задает параметры наиболее целесообразной нагрузки. Не пренебрегайте советами тренера, который стремится к достижению долгосрочных стабильных результатов.

Родителю важно осознавать, что существуют уровни реагирования на ту или иную ситуацию, которые отражают степень взросления личности: эмоциональный, рациональный, структурно-функциональный. И каждый тренер ждет, что родители его команды будут реагировать все более адекватно и рационально, с позиции: "Как выйти из данной ситуации? Что преобразовать? Какой созидающий вклад внести?".

Природа не терпит пустоты

В спортивном коллективе большинство конфликтов, ставящих под угрозу психологическую общность, возникает из-за недостатка информации. Например, ребенок не понимает, почему тренер ставит его в "слабую" пятерку. Конечно, очень важно, чтобы развивалась рефлексивная культура юного спортсмена: "догадайся сам" и, анализируя ситуацию, спортсмен мог самостоятельно дойти в своем понимании до осмысления логичности намерений и действий тренера. Тренеру (как ему на первый взгляд кажется) чрезвычайно затруднительно объяснять все свои действия, но во многих случаях это делать необходимо. Природа не терпит пустоты, поэтому, если сам педагог не работает с ситуацией, предвосхищая ее деструктивное развитие, информация исходит от менее компетентного представителя спортивного коллектива.

Работая над совершенствованием команды, созиданием спортивного коллектива, детские тренеры переживают состояние психоэмоционального (профессионального) выгорания, особенно подвержены этим проявлениям тренеры-лидеры чемпионата (в 30% случаев). Чем выше мотивация достижения у руководителей ДЮСШ и СДЮШОР, тем выше напряжение и в меньшей мере проявляется способность адекватно контролировать переживание стрессовых ситуаций, отражающихся на поведении.

Соотнося ценности спортивного коллектива с личными, родитель юного спортсмена призван этически соответствовать ситуации и владеть необходимой информацией о том, что на данном этапе развития способен осуществить его ребенок. Что же должен знать родитель, чтобы помогать, или попросту, не мешать? Все: что волевая регуляция деятельности частично актуализируется только к 10 годам, что функциональные системы, обеспечивающие максимальную реализацию выносливости - завершают свое развитие только к 15-16 годам, что … (и массу всего остального). При этом информационная поддержка со стороны детского тренера работает на коллектив родителей и детей только тогда, когда высказываются аргументированные профессиональные позиции. Фактически, современный родитель должен в полном объеме знать теорию и методику спорта, педагогику и психологию спорта, физиологию спортивной деятельности и массу других дисциплин. Он становится перед выбором: сопровождать свое чадо на этапах спортивного совершенствования, предоставляя информацию, не расходящуюся с позицией тренера (при этом сам тренер должен быть компетентным), или отпустить его в свободное плавание, доверяя учителю. Чемпион мира по велоспорту Бауэр Алексей отметил: "Ни одному родителю, чей ребенок занимается велоспортом, греблей, спортивным ориентированием , не пришло в голову контролировать и комментировать действия тренера. Там идет работа на доверии". В хоккее же часто встречается вмешательство родителей в учебно-тренировочный процесс со стороны пап, мам, дедушек и бабушек. И разумно решение руководства многих спортивных школ (спортивная и художественная гимнастика , спортивная стрельба, хоккей и многие другие) о присутствии родителей только на открытых тренировках, соревнованиях и играх. Тяжела она "шапка Мономаха", поскольку хоккей с шайбой - престижный, транслируемый, в том числе и хорошо оплачиваемый на этапе профессиональной реализации вид спорта.

Терпимость к чужому мнению.

С чем же сталкивается родитель при сохранении этого хрупкого образования "спортивный коллектив"? Самое важное и необходимое качество - это толерантность, терпимость к чужому мнению. Мы не можем по мановению волшебной палочки поменять культурный уровень развития и чрезмерную эмоциональность тех или иных родителей. При этом надо понимать, что каждому присущ определенный тип темперамента, который контролируется или выходит из-под контроля. Сложно нивелировать конфликт с родителями, обладающими сильными типами темперамента: холерическим и флегматическим. Социальные требования выступают в качестве тормоза негативных темпераментальных и характерологических проявлений, но важно понимать и принимать, что самообладание не в полной мере развито у всех родителей. Ведь не только ребенок растет и развивается, родитель также совершенствует свое поведение, переживая и проживая конфликтные ситуации. И тренер снова становится перед выбором - тратить время на налаживание профессиональных отношений с родителем или идти с командой дальше?

Еще один важный момент: полярные точки зрения на спортивный результат. Многие тренеры признают: "У победы всегда много отцов, а поражение - сирота". И крайний в этой ситуации - тренер. Поражения полезны, нет ни одной великой команды, которая бы не проигрывала. Рудольф Загайнов посвятил эти строки спортсменам-олимпийцам:

"Нет поражений, есть ступени духа, по коим ты, карабкаясь, идешь,

А может и удачей обернется все то, что неудачей назовешь…"

Игру нельзя рассматривать как последнее сражение в войне, надо стремиться вырабатывать отношение как в профессиональных командах НХЛ: сыграл - проанализировал - готовься к следующей игре. Стремиться, чтобы боль прошлых поражений не разрушала настоящее и будущее юного спортсмена. Полезно вспомнить высказывание Бориса Пастернака: "… и пораженье от победы ты сам не должен отличать". Важно профессионально подходить к оценке ситуации и вырабатывать способность забывать отрицательный результат.

Миграция юных хоккеистов.

К негативным тенденциям проявления эгоцентричной направленности личности можно отнести преждевременную миграцию юных хоккеистов в более сильные команды. В ДЮСШ нет жесткой конкуренции, психологический климат в команде между родителями и детьми доброжелательнее. В СДЮШОР юный спортсмен в более раннем возрасте переживает давление конкурентной борьбы, и приход каждого нового игрока рассматривается как покушение на относительную стабильность. Только с 14 лет, когда более или менее определяется состав команды, родители обретают самодостаточность, некое спокойствие и вместе с тем адекватную готовность к изменениям.

При переходе юного хоккеиста по какой-либо причине из одной команды в другую родители должны поддерживать ребенка, так быстрее происходит адаптация в новом коллективе. Переход из ДЮСШ в СДЮШОР имеет смысл при условии, что юный спортсмен будет нарабатывать игровую практику (не ниже третьей пятерки). Редчайшим примером достижения высоких спортивных результатов на базе ДЮСШ является выпуск команды ДЮСШ "Белые медведи" 1992г. р., тренер, под руководством которого юные спортсмены стали неоднократными чемпионами Открытого чемпионата Москвы среди клубных команд, серебряными и бронзовыми призерами первенства России. Выпускники из этой команды ДЮСШ, а ныне СДЮШОР, играют на ведущих позициях в командах МХЛ, и несколько человек входит в состав команд клубов КХЛ. Это доказывает, что и в ДЮСШ можно сформировать победный спортивный коллектив!

Профессиональные контуры.

В детском спорте все более яркое обозначение приобретают профессиональные контуры. Профессионализм во всем! При этом тренер должен быть профессионалом, родитель - дополнять профессиональное сопровождение!

Юные спортсмены априори воспринимают мнение родителя до нескольких конфликтных ситуаций в системе "родитель - тренер", далее складывается свое мнение, собственная личностная позиция. И студенты физкультурного вуза, мастера спорта и мастера спорта международного класса, сегодня вспоминают: "На все родительские "рекомендации" и выкрики с трибуны, не признающие, что мы уже "переросли" в знаниях и способностях, с двенадцати лет реагировали, просто улыбаясь, прощая любимым и заинтересованным людям их непрофессионализм".

Тренеру приходится работать в ситуации большого объема помех. Но не бывает худа без добра: если родители мешают, то, приспосабливаясь к ситуациям, формируется помехоустойчивость, но при этом задействуется больший психологический ресурс, который мог бы быть направлен на спортивное совершенствование детей-спортсменов, а не на "оборону" от своих же единомышленников. Психологическая позиция "бей своих, чтоб чужие боялись" работает на разрушение, в конечном итоге страдает и недополучает внимания и педагогической поддержки сам ребенок. Так, в установке на игру тренер дает одно задание: "прежде всего, играть на команду и в интересах команды", а некоторые эгоцентричные родители корректируют установку: "Никому пас не давай! Сам забивай!". Ребенок не может определиться в стратегиях и начинает плохо играть, не понимая, что от него требуют.

Из тысячи юных хоккеистов единицы выходят на уровень КХЛ и НХЛ, не все будут профессионально заниматься хоккеем, но, самое главное, юные спортсмены и уважаемые родители, цените то, что дают занятия этим замечательным видом спорта. Воспитывается сильный волевой характер, развиваются личностные качества, чрезвычайно важные в современном мире, формируется конкурентоспособная личность, не испытывающая боязни перед соревнованием, укрепляется здоровье, развиваются функциональные и двигательные способности, совершенствуется скоростное мышление, юный спортсмен учится самостоятельно принимать решения, а самое главное - ребенок находится в коллективе, группе единомышленников. Друзья, которые обретаются в детском хоккее, остаются на всю жизнь, и при этом совершенно не важно, кто попал в профессиональный спорт, а кто нашел себя в другой сфере деятельности.

Работать на созидание.

Мамы и папы юных хоккеистов, учитывайте, что команда создается годами, а разрушается за неделю, стремитесь работать на созидание, объединяя усилия и достигая единых целей в сотрудничестве неразрывной триады "тренер - юный хоккеист - родители". Уважаемые родители, цените не только результат, но и сам процесс каждодневной спортивной деятельности вашего ребенка. От всей души желаем Вам Абсолютной Веры в Своего Ребенка и Уважения Других Детей, психологической поддержки в развитии значимых спортивных и личностных способностей. Известный педагог Симон Соловейчик сказал: "Родитель может прибавить свою волю к воле ребенка, а может и отнять". Дай вам сил плюсовать свои воли к воле ребенка.

Юному хоккеисту хочется пожелать задавать себе философский вопрос: не "почему мне это дано" (быть отвергнутым, не войти в рейтинг, не попасть в состав) - как исключение себя из системы причин, а "для чего мне это дано" - как взгляд на себя со стороны, прежде всего, для осознания сегодняшнего функционального, психоэмоционального состояния, уровня физической, технико-тактической готовности, отношения к партнерам, качества деятельности. Опирайся на сильные качества своих родителей, не реагируй на их слабости! Можно быть чемпионом на тренировках и при этом бояться соревнований. Очень многое решает психологическая готовность к соревнованию, и каждый юный спортсмен входит в соревновательную деятельность по-своему. Найди свои сильные стороны, "тренируй сильное, исправляй слабое" (А. Тарасов).

Юный хоккеист! Только ты определяешь свой жизненный путь, достигаешь поставленных целей, ежедневно борешься со своей ленью, неорганизованностью. И самым трудным соперником для тебя являешься ты сам. Только ты в конечном итоге определяешь, кто прав, кто виноват: тренер, твои родители, или ты сам, и кому следует меняться. Только ты строишь планы и воплощаешь их в реальном и обозримом будущем и прилагаешь усилия к их достижению. Все споры идут вокруг тебя и только о тебе. Только твое место под солнцем часто становится причиной баталий значимых для тебя людей. Твои конфликты ценностей помогают или мешают тренироваться с полной отдачей, концентрировать внимание на качестве спортивной деятельности и восстановлении. Самое сложное - это организовать свою жизнь: тренировку, полноценный отдых, учебу. Так завоюй свое место в команде собственным трудом и любовью к спортивной игре "хоккей с шайбой"! Успехов тебе!

кандидат педагогических наук., тренер команды "Северная звезда" - 2003

кандидат педагогических наук., доцент, декан факультета физической культуры Московского педагогического государственного университета.

Сайт RussianHockeyStyle.Ru начинает новую рубрику – «Как воспитать игрока в Российском хоккейном стиле». Первыми на очереди оказались защитники, как представители дефицитного теперь амплуа. Как воспитывали игроков обороны в Советском Союзе и как с ними работают сейчас – пытаемся разобраться с Заслуженным тренером России, который решил остаться неназванным.

Защитник – проблемное амплуа в отечественном хоккее. Талантливыми нападающими Россия никогда обделена не была – фамилии лишний раз не нужно называть, одаренных вратарей – тоже достаточно. Но вот качественными игроками обороны даже ведущие клубы КХЛ укомплектованы не полностью. На трансферном рынке за них идет настоящая война. Проблема вскрылась и в связи с формированием состава на грядущий Кубок мира – больше всего вопросов вызвала именно оборонительная линия.

А ведь советская школа воспитывала защитников высокого уровня. Например, на драфте 1993-го года было выбрано 14 российских игроков этого амплуа, а в 2010-м – только лишь один! Хотя в последнее время ситуация изменилась и появились очень талантливые ребята – Никита Трямкин, Никита Задоров, Иван Проворов… На последнем драфте НХЛ под высоким девятым номером был выбран Михаил Сергачев. Но средняя прослойка все равно остается слабой.

Главное – это путь, благодаря которому ребята и становятся защитниками. Уже многие страны пришли к выводу, что с амплуа нужно определяться с 12-14 лет. До этого нужно дать ребятам возможность попробовать себя на разных позициях, ведь в старшем возрасте все может быть совсем по–другому… А как у нас – в нападении ставят тех, кто хорошо катается, кто забивает, а кто похуже или поздоровее – в оборону. То есть формируют ее по остаточному принципу.

Тренеры никогда не спрашивают: «Кто хочет играть в защите?». Но ведь перевод в оборону должен быть поощрением, а не наказанием. И защитник должен кататься даже лучше, чем форвард. Поэтому мало игроков обороны, которые передвигаются технично, без проблем. Если смотреть с трибун, таких хоккеистов на площадке можно пересчитать по пальцам одной руки. Любой полевой игрок должен уметь хорошо передвигаться – это основа основ.

Сейчас в пример ставят защитников из Швеции. Техника передвижения, владения клюшкой – у них всех на высоком уровне. А у нас этому уделяется мало внимания – тренер не может ждать. Он недавно начал работу, а уже совсем скоро – всероссийские соревнования, на которых у него обязательно требуют результат. Зачем это нужно? Даже с психологической точки зрения пацану рано играть на таком турнире. Если у защитника еще и вначале ничего не получается, он вообще может закончить с хоккеем. В некоторых школах и льда не хватает – за полтора часа успеть надо все. А как всегда крайний – защитник со своим катанием.

С защитниками нужно заниматься в любом возрасте, даже в клубах КХЛ. Уделять внимание движению спиной вперед, переворотам, торможению, столкновениям. Тогда включаются особые суставчики, которые при ходьбе и обычном катании не работают, и их нужно развить, укрепить и всегда поддерживать в хорошем состоянии.

Силовым приемам обязательно нужно учить. Когда ребенок уже более-менее овладевает техникой передвижения, тогда можно объяснять – как подкатываться к сопернику, как действовать коньками и вообще для чего нужен силовой прием. Но главное – не дать в борт, чтобы он зашумел и привел публику в восторг, а то, что защитник оставляет соперника вне игры и добивается для своей команды численного преимущества. Сколько еще времени пройдет прежде, чем он придет в себя и побежит помогать своим. А лучший вариант – выбросить за борт, пока он вылезет… Но, чтобы проводить силовой прием, не должно быть проблем с передвижением. Игрокам сейчас не хватает маневренности, правильного отката. Они бы не прочь столкнуться, но не успевают.

У Анатолия Тарасова было упражнение. Разбегаешься и врезаешься в лицевой борт – называлось «Бей канадца». Как это пошло? Сборная СССР приехала на чемпионат мира, и на ее тренировку вышли канадцы. И Анатолий Владимирович захотел их чем-то удивить. Хоккеисты разбегались, били изо всех сил в борт и быстро убегали. Тарасов кричал: «Бей канадца!». А те все спрашивают: «Что он кричит? Что он кричит?».

В Советское время были и защитники, которые могли постоять за партнеров, жути навести. Александру Рагулину скорости не хватало, но он использовал свою массу. Гусев, Васильев, Лутченко могли въехать и, как говорил Анатолий Владимирович, оставить значок на память. У Зинэтулы Билялетдинова катание было похуже, однако он компенсировал это жесткостью, дисциплинированностью. Геннадий Цыганков поставит на стол кулак – как пол-литровая кружка! Такие Тарасову нравились – сильные и волевые, и он не обращал внимание на какие-то недостатки. Хоккеисты могли что-то не уметь, но с лихвой возмещали это за счет других талантов. Игорь Ромишевский – атлет, у него были повышенные физические качества, плюс сила воли. Он рассказывал, решающий матч чемпионата мира против чехов и сборная СССР осталась в меньшинстве втроем. Выбросили шайбу – поехали меняться. Но Анатолий Тарасов кричит: «Играть!». Ромишевский развернулся и обратно побежал. Сил нет, опять выбросили, и он приехал к бортику. Тарасов: «Я не сказал «смена»!». И так полностью две минуты отыграл. Анатолий Тарасов знал, чем каждый игрок ценен и старался использовать эти качества и затушевывать недостатки. В этом – тренерское мастерство.

Тарасов говорил: «Не проиграть. Хоть как, хоть зубами». Делай что хочешь, но не уступи. Для защитника это особенно важно. А если тебя три или четыре раза обыгрывают – все. Пусть соперник лучше передачей обрежет, но никак не обыграет один в один. Но сейчас все снова упирается в катание. Современные защитники должны откатываться в борьбе, а у нас они отходят раньше времени, перестраховываются – неуверенно себя чувствуют, коньки подводят.

Очень важна и первая передача, это всегда красиво и неожиданно. Главное здесь – не точность, а своевременность. Защитник, бывает, готов сделать пас, а форвард из-под опеки еще не освободился. Однако сейчас нападающие думают не как забить гол, а как успеть вернуться и отобороняться.

Защитник с хоккейной школы должен понять, что он универсальный игрок – отоборонялся, отобрал шайбу, запустил вперед нападающих, поддержал атаку, бросил и забил гол. Наш хоккей по своей сути – атакующий, комбинационный. Для защитника было всегда важно умение действовать в нападении. Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов уже играли в современный хоккей, подключались в атаку – и полезно, результативно. При этом они успевали вернуться, догнать соперника на красной линии и выполнить свои оборонительные функции. Анатолий Тарасов считал, что у Владислава Третьяка нельзя забирать его работу. Если защитник даже не сможет вовремя возвратиться, ничего страшного – пусть вратарь будет в тонусе. Соперник забьет семь, а мы – восемь. Цель была – атака все время.

Но нынешний тренер бы обязательно Фетисову сказал: «Что ты делаешь? Нарушаешь дисциплину! Не смей подключаться!». Сейчас главное не забить, а не пропустить. Современный российский тренер считает: нападающие должны располагаться так, что в случае потери шайбы успели отзащищаться. А Тарасов считал так: вы должны обороняться таким образом, что в случае перехвата шайбы смогли бы убежать и забить гол. Сейчас доходит до абсурда. Если защитник катается лучше нападающих, много забивает, то это – беда. Его называют нарушителем игровой дисциплины. С другой стороны, тренеры не знают, как такого хоккеиста использовать, как построить под него игру. Ведь это все и есть творчество, которого теперь так не хватает.

Один из известных тренеров КХЛ перед игрой как-то сказал своим хоккеистам: «Мы начинаем со счета 0:0, уже одно очко есть. Так что задача – не пропустить». И игрокам творческим, атакующим, которые любят хоккей не за изнурительные тренировки, а за красоту, это сложно принять. Все время только на оборону, главное сейчас – не ошибиться. А постоянный страх ошибки придает неуверенности, не дает молодым игрокам развиваться, не позволяет показывать то, чем всегда славился наш хоккей – творчество.

Тренеру, хорошо изучившему тонкости хоккея, известно, как важно, чтобы его защитники не теряли голову. Добиться этого нелегко, но в ходе игры это так же важно, как и умение всегда следить за шайбой.

Когда нападающие команды соперников на большой скорости пересекают центральную линию, все время передавая друг другу шайбу и меняясь местами, ничего нет противоестественного в том, что волевой, решительный защитник на полной скорости атакует игрока, ведущего шайбу, в надежде, что жесткий силовой прием сокрушит соперника и что наступательная комбинация будет, таким образом, разрушена. Такой хоккеист заслуживает самой высокой оценки за свою самоотверженность, но опытный тренер должен подобную «самодеятельность» пресекать.

В данной ситуации может оказаться, что атакующий хоккеист не только проскочит не потеряв шайбы мимо атаковавшего его защитника, но и сам защитник окажется выключенным из игры на несколько секунд, пока он будет приходить в себя, пытаясь восстановить равновесие и занять игровую позицию.

Умудренный опытом защитник сближается с соперником на полной скорости. Это верно. Но при этом он сохраняет полное самообладание. Он знает, как будет развиваться игровой эпизод. Ему известно, что попытка отобрать у соперника шайбу «тычком» или «крючком» намного целесообразнее, чем сокрушительный силовой прием. Силовая игра заставляет трибуны ахать, но она остается всего лишь игрой на зрителя, если не достигается главная цель – сорвать атаку команды противника.

Всем известно, что большинство наказаний приходится на долю игроков, ведущих оборонительные действия. Если вдуматься в этот факт, то поневоле приходишь к выводу, что почти все нарушения, и в особенности задержки, блокировки и подножки, проистекают оттого, что хоккеисты не знают, как в рамках правил вести в обороне единоборство с наступающими соперниками. К примеру, если хоккеист, пользующийся правым хватом клюшки, не научился выполнять приемы отбора шайбы клюшкой с левой руки, то ему проще всего подцепить игрока, ведущего шайбу, клюшкой за ноги и уповать на то, что судья этого не заметит. Отсюда вывод: чем более* искусными будут игроки в выполнении тяжелых оборонительных обязанностей, тем реже они будут подвергаться наказанию.

Есть и другая причина обилия «штрафников» в низших лигах: хотите верьте, хотите нет, но мало кто из хоккеистов изучил правила игры. Я охотно соглашусь, что свод хоккейных правил может меньше увлечь двенадцатилетнего парня, чем знаменитые комиксы, но по крайней мере правила отбора шайбы ему нужно объяснить. Однажды рано утром, проходя мимо катка, я остановился, чтобы понаблюдать за тренировочной двусторонней игрой одной из команд низшей лиги, и первое, что я увидел, был совершенно великолепный силовой прием, примененный защитником по отношению к нападающему соперников, который всего-навсего катился вдоль борта, ожидая передачу с противоположного фланга. Тренер свистком остановил игру, подъехал к защитнику и сказал ему, что так играть нельзя, что это запрещенный прием – блокировка игрока, не владеющего шайбой. «Да? – недоумевал мальчуган. – А когда же разрешаются силовые приемы?» Парень не знал правил, и никто, видимо, ничего ему о них не говорил. И я тогда подумал: «А сколько же других пунктов правил ему неведомо?!»

В то утро я простоял у катка еще с полчаса и увидел другие, в не меньшей степени поразившие меня, вещи. Тренер как будто бы даже не замечал положений «вне игры», нападения на игроков противника и даже ударов клюшкой по рукам. Совершенно очевидно, что если оставлять все это без внимания на тренировке, то ребята будут делать то же самое и на соревнованиях. И я подумал, что такая команда будет, пожалуй, проводить все игры в численном меньшинстве – вчетвером, а то и втроем.

Хотя в данном случае и легко критиковать тренера низшей лиги, я вполне понимаю некоторые трудности, которые ему приходится испытывать. Ребята собираются в неудобное время, сами оплачивают аренду льда, и им, конечно, хочется играть. Если бы тренер слишком скрупулезно придерживался правил, игру все время пришлось бы останавливать, а это значит, что пыл у ребят охладел бы, и тогда – пиши пропало. И все-таки тренер мог бы руководить игрой, применяя что-то вроде полумер, не останавливая игру из-за менее очевидных положений «вне игры» и оставляя безнаказанными некоторые случаи блокировки при борьбе за шайбу в непосредственной близости от ворот или же дав установку играть первую половину двусторонней тренировки строго по правилам и разрешив более или менее свободную борьбу во второй половине.

Несмотря на то что я преисполнен глубочайшего уважения к хоккейным судьям, я, смею надеяться, никогда не забывал, что они тоже люди. Мне кажется, от судей зависит – быть игре стремительной и увлекательной или же вялой и скучной. Бесспорно, судьи обязаны держать игру в рамках установленных правил, и тем не менее многие все-таки разрешают незначительные нарушения, чтобы не снижать темпа игры, и хоккеисты, естественно, стараются этим воспользоваться. Когда игра перерастает в излишне резкую, судьи становятся строже. Они знают, что хоккеисты, пытаясь забить гол, который может решить судьбу матча, находятся в крайней степени напряжения и возбуждения. В такой момент каждое нарушение правил может вызвать потасовку с применением клюшек, а в результате – неизлечимые травмы. Так что судьи, пытаясь удерживать игру в рамках дозволенного, начинают строго наказывать любое проявление грубости. И, надо сказать, это им обычно удается. Хоккеисты обязаны усвоить, что они должны играть особенно аккуратно, когда поединок подходит к концу, а счет ничейный или одна из команд ведет с преимуществом в одну или две шайбы.

Тренер команды низшей лиги может намного сократить число удалений в своей команде, если научит своих воспитанников не распускать язык на поле. Человеку, жертвующему своим временем, чтобы в качестве судьи провести встречу между командами мальчишек, не хочется выслушивать дерзости на поле. За длинный язык с поля можно вылететь, пожалуй, быстрее, чем за грубую остановку соперника клюшкой или же за удар его ручкой клюшки.

В соревнованиях команд высшей лиги случается, что при остановке игры с полдюжины хоккеистов вступают в дискуссию (если это слово здесь уместно вообще) с судьями. Обычно игроки соперничающих команд замахиваются друг на друга кулаками и клюшками, и возникает опасность, что ледяное поле в любой момент может превратиться в арену сражения. Рассказывают, что однажды во время встречи «Монреаль Канадиенз» и «Торонто Мэйпл Лифс» на поле произошла подобная кутерьма и игрок из Торонто Карл Бревер подскочил с налитыми кровью глазами к Морису Ришару из Монреаля. Бревер размахивал кулаками и клюшкой, и сидевшим на трибунах казалось, что вот-вот разразится «драка века». Но ничего не произошло. После игры спортивный репортер полюбопытствовал у Бревера, что же он в тот момент говорил Ришару. «А я просто спросил, как поживают его жена и дети», – ответил Бревер. Когда Карл Бревер покинул ряды профессиональных хоккеистов, Национальная хоккейная лига потеряла не только одну из своих ярких звезд, но и незаурядного острослова.

Хоккейные штрафы – это такая вещь, дозировку которой тренер при желании может менять, в зависимости от того, что он считает для своей команды нормой. Хотя я понимаю, что мое желание вряд ли может осуществиться, но хотелось бы мне однажды увидеть поединок между быстрой, играющей в комбинационном стиле командой, настроенной на соревнование без единого удаления, и грубой, жестокой командой, играющей так, как будто правил в хоккее никогда и не существовало. Не могу сказать с полной уверенностью, но полагаю, что я поставил бы на команду, исповедующую быструю и чистую игру. Команда же, игнорирующая свод хоккейных правил, будет со скамьи штрафованных наблюдать за своим собственным разгромом.

Хоккей, если в него играть правильно, – это такая игра, в которой оборона заслуживает такого же внимания, как и атака, а нападающие должны придавать обороне не меньшее значение, чем развитию атаки. Хотя на долю защитников не приходятся рекорды по части забивания шайб, без хороших защитников, преданных хоккею и своему «оборонческому делу», на котором лавров не заработаешь, команда никогда не станет слаженным механизмом, каким она должна быть.

Ява-скрипт отключен — поиск недоступен…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.