Что должен уметь ребенок в полтора года. Что должен уметь ребёнок в возрасте двенадцати месяцев

При рождении первого малыша родители нередко задаются вопросом: что должны уметь дети в 1 год? Папа с мамой познают нечто новое в воспитании сына или дочери, а также принимают участие в формировании маленькой личности, поэтому первый год жизни малыша очень важен для семьи.

Когда исполняется ребенку годик , он становится самостоятельным и понимающим человеком. Он стремится узнать много нового, всем интересуется, и в этот период очень важно знать, каким должно быть его развитие.

Первый год – это время, когда ребенок может и отставать в развитии, поэтому данный период – самое время для того, чтобы изменить ситуацию и начать развивать малыша.

Развитие ребенка 1 год

В годовалом возрасте можно определить психологическое развитие ребенка: его стремительное исследование всего, что есть вокруг, а также первые психологические кризисы, которые есть почти у каждого малыша.

Малыш в год начинает понимать, что он отделен от мамы, и благодаря этому начинается открытие внутри себя своего собственного «я»; кроме этого, психологически он осознает практически все, притом, что физически недостаточно развит.

Новые занятия не всегда доставляют малышу большую радость и приводят к психологическим сбоям (раздражению, капризам, истерикам и т.п.). Детские психологи считают, что это нормальная реакция годовалого ребенка, его просто нужно успокоить добрыми словами, проявив родительскую любовь и заботу.

В первый год жизни у ребенка появляется около двенадцати зубов (по четыре резца снизу и сверху и четыре коренных зубика). Однако не стоит переживать, если у вашего малыша нет стольких зубов, они могут появиться и на три месяца позже.

Многие родители часто волнуются, если у малыша плоские пяточки. В таком возрасте нельзя утверждать, что это плоскостопие. Такая форма стопы объясняется тем, что под кожей образовалась так называемая жировая подушечка, которая исчезнет, как только ребенок начнет постоянно ходить.

Рост ребенка

В первый год жизни ребенка вес и рост малыша увеличивается неравномерно (в месяц на 1-1.2 см и 100-300 г.). Пропорции тела изменяются постепенно: удлиняются ножки и ручки, животик становится более плоским. Считается нормой, что один малыш весит много, а другой меньше, важнее, чтобы развитие ребенка было стабильным.

Нормы роста и веса годовалого ребенка:

  • мальчик - от 8,9 кг до 11,6 кг;
  • девочка - от 8,5 кг до 10,8 кг;
  • рост обоих полов - от 71,4 см до 79,7 см.

Двигательное развитие ребенка

Малыш в годик свободно чувствует себя в доме или на улице: он может легко забираться на лестницу; брызгается и купается в детской ванночке, плавает, опускает под воду голову; танцует; подражает в каких-либо движениях взрослым. Любимой позой ребенка принято считать наклон вниз с упором головы в пол, когда он смотрит на окружающих и ожидает от них реакции.

Речь малыша

Когда исполняется малышу 1 год, можно сказать, он уже умеет разговаривать. Его речь – это , как правило, десять самых простых слов («дай», «на», «ма», «мама» и т.п.), иногда не совсем четких и сопровождающихся эмоциями. Если у ребенка не получается выразить словами, что ему нужно, он показывает на какой-либо предмет или плачет; способен общаться сам с собой (например, в игре).

В 1 год ребенок способен отличить "можно" и "нельзя", он хорошо понимает, когда его ругают и хвалят. Все слова, которые он слышит от окружающих, он осознает на интуитивном уровне; может подражать звукам и говорить слова с интонацией.

Сон ребенка в 1 год

Продолжительность сна играет огромную роль в развитии малыша. Важно придерживаться режима дневного сна, иначе ребенок будет трудно засыпать и просыпаться по ночам. В год ребенок должен спать: ночью не менее 8-ми часов, днем – дважды по 1.5 часа или один раз 3 – 3.5 часа.

Навыки в быту

В быту малыш приспосабливается постепенно и к году жизни имеет следующие навыки:

Общение с окружающими

Дети в годовалом возрасте неохотно контактируют с малознакомыми людьми, ведь они в полной мере неготовы принимать неизвестность социума. Они могут плакать или не играть с другими детьми. В год у малыша начинает развиваться чувство собственности , он знает свою территорию и может общаться только с близкими людьми, не хочет делить свои игрушки и тревожится, если теряет внимание родителей.

Познавательное развитие

Проследить, как ребенок познает окружающий мир и интересуется незнакомыми предметами и явлениями, можно при помощи нескольких игрушек . В год малыш хорошо мыслит и проявить свой ум может в сборе пирамидки как самостоятельно, так и повторяя за взрослыми.

Если малышу показывать различные действия с предметами или игрушками, он будет запоминать и станет повторять. К примеру, он ставить один кубик на другой, закрывать и открывать крышечки, причесывать куклу или укладывать ее спать.

Капризы и упрямство

Развитие психоэмоционального уровня может быть совершенно разным. Особенно это заметно в отношениях с разными людьми. Прослеживается следующая тенденция : чем меньше малыш знает человека, тем лучше его поведение. С мамой, которая много времени проводит с ним, он может капризничать, топать ногами и т.д. – психологи объясняют такое поведение желанием проверить, любит ли его мама и таким.

Как только он понимает, что его принимают капризным, он быстро успокаивается и ведет себя нормально, если же он видит, что родители его капризы отталкивают, может вести себя подобным образом и всю дальнейшую жизнь.

В год ребенок начинает выражать свою самостоятельность и может проявлять настойчивость , если же ему не удается получить желаемое, способен закатить истерику. В этом случае необходимо помочь справиться ему с негативными эмоциями и ни в коем случае не накалять обстановку.

Кризис первого года

Первый год воспитания ребенка очень ответственный и требует особенного внимания , которое необходимо для развития психики ребенка.

Если ребенок упрямо стучит по столу или в истерике катается по полу, необходимо сдерживать собственные эмоции и попытаться понять его чувства, и спокойно объяснить ему, как правильно себя вести. Важно как можно часто давать ему побыть самостоятельным, пусть сам выберет игрушку в магазине или одежду, которую хочет надеть на прогулку, ему важно чувствовать, что его мнение не последнее.

Приметы кризиса первого года:

Что должен знать ребенок в год?

В большинстве случаев, то, что умеет малыш в год своей жизни, зависит не только от его способностей, но и от усилий родителей. Кроха многого не знает и единственные помощники в этом – это мама и папа.

Хорошо развитый ребенок в год начинает продумывать наперед, что нужно сделать, чтобы получить то, что ему нужно. В основном это желание достать какой-нибудь предмет , который высоко лежит. Малыш будет пытаться подвинуть стул, залезть на него и т.п. Важно поспособствовать ему в этом, например, поставить скамеечку, чтобы он мог достать со стола пульт от телевизора и попытаться включить его.

Необходимо следить за развитием зрения малыша. В год ребенок должен пытаться различать цвета. Для этого специалисты используют метод цветовой стимуляции (разноцветные картинки, игрушки или одежду разных цветов). Интерес к такой игре проявляется и ребенок на подсознательном уровне начинает учить цвета. Также можно использовать игрушки разных размеров, например «матрешки» или коробочки; ребенок заострит внимание и на этом.

Немаловажной составляющей в развитии годовалого малыша является тяга к искусству. Ребенок должен уметь рисовать самые простые образы, поэтому стоит уделить несколько минут рисованию цветными карандашами.

Существует несколько способов , при помощи которых родители могут учить малыша новым действиям и ускорить его развитие при необходимости.

Возьмите разноцветные тесемки и привяжите их к двум самым любимым игрушкам малыша. Положите игрушки на небольшом расстоянии от ребенка, чтобы он мог их достать, дернув за длинную ленточку. Попросите у малыша дать вам сначала одну игрушку, потом другую.

Чтобы привить желание ходить, дайте возможность походить ему по разной поверхности (например, по ковру или по травке).

Приучая к самостоятельности, не доставайте из пакета все продукты, которые принесли из магазина. Попросите малыша помочь вам, пусть малыш разложит оставшиеся покупки в холодильник сам. Расскажите ему про холодные предметы, дайте потрогать.

Чтобы научить малыша наливать самостоятельно жидкость , дайте ему столовую ложку, миску и чашку. Покажите ему, каким образом нужно погружать ложку в миску и переносить воду в чашку. Чтобы увеличить интерес ребенка к такому занятию, можно положить в миску с водой 5-6 ягод. Несколько таких уроков помогут получить навык самостоятельного кормления.

Прививая интерес к творчеству или рисованию, предлагается следующее занимательное занятие: на гладкой поверхности рассыпьте тонким слоем муку, пальцем поводите по муке, показывая малышу, что можно делать кружочки, палочки и квадратики.

Чтобы развить речь ребенка , можно разговаривать с ним во время игры. Например, разложить на полу парные вещи (носочки, варежки, туфли) и учить его говорить слово «два». Складывать их и раскладывать, надевать на ручки и ножки и приговаривать «два»; можно предложить ребенку помочь вам, он заинтересуется игрой и станет подражать. Для развития речи также хорош способ неожиданности: резкое появление новой игрушки и ее название (к примеру: «А вот и слоник!» обогатит опыт малыша и когда он увидит похожий предмет, попробует повторить сказанное ему ранее.

Махать «пока» или при встрече здороваться за руку, можно научить при помощи жестов. Таким же способом можно научить показывать малыша, сколько ему годиков.

Многие родители не готовы и не знают, как правильно вести себя с маленьким и капризным ребенком, который то и дело плачет и ничего не понимает. Несмотря на то, что ребенку 1 год, у него уже начинает формироваться характер , поэтому важно знать основные правила, которые помогут молодым родителям привить хорошие качества в первые годы жизни малыша и тем самым повлиять на его нормальное развитие:

Родителям в записную книжку (краткий конспект)
Ребенок переступил рубеж первого года своей жизни. Познавательная способность и стремление к новому возникают с молниеносной быстротой. Порой родители удивлены и поражены, что ребенок дает ответы и рассуждает о самых сложных и неожиданных вопросах. Многие суждения не лишены здравого смысла, а порой отличаются точностью и оригинальностью. Цель родителей остается прежней - адаптация малыша к окружающей действительности. Игра остается особым способом освоения мира, который позволяет понять и принять окружающее. Игра делает мир тем местом, где интересно жить, который хочется исследовать и понять.
Для того чтобы процесс исследования и понимания проходил более эффективно, родителям необходимо «вооружиться «волшебными словами» (Гилфорд и Блум), направленными на развитие познания и стимуляцию исследовательской деятельности ребенка. Как пользоваться «волшебными словами»? При разговоре и в игре с ребенком стройте свои предложения, вопросы, используя «волшебные слова». Для малыша выбирайте простые и понятные слова.
«Волшебные слова» для активизации процесса познания: расскажи, опиши, назови, сформулируй, перечисли, установи.
«Волшебные слова» для активизации понимания : объясни, расскажи своими словами, покажи взаимосвязь, суммируй.
«Волшебные слова» для активизации применения навыков и полученных знаний : объясни, для чего это применяют..., воспользуйся, чтобы решить..., продемонстрируй (покажи), как это работает, как это можно применить...
«Волшебные слова» для активизации анализа событий и явлений: сравни, объясни причины, разложи по порядку, объясни, как и почему, разложи на составляющие, разложи на части.
«Волшебные слова» для активизации процесса синтеза: создай, придумай другой вариант, что произойдет, если..., есть ли другой способ...
«Волшебные слова» для активизации оценки ситуации: отбери, выбери, выскажи свое мнение, выбери то, что тебе больше нравится, что ты думаешь о...
Пользуйтесь «волшебными словами», и вы увидите, как ваш малыш будет более активным, преодолевающим препятствия и решающим многие поставленные перед ним задачи. Для наиболее продуктивной деятельности научите ребенка ставить перед собой задачу и собирать необходимую информацию для ее решения, рассматривать задачу с различных точек зрения, доводить начатое дело до логического конца.
Развивающие игры для ребёнка после 1 года:
1) игры, развивающие физические данные ребенка (общую моторику, координацию, силу и ловкость);
2) игры, направленные на развитие мелкой моторики рук;
3) игры, активирующие познавательные и творческие способности;
4) игры, способствующие улучшению артикуляции и речи;
5) игры при неправильном прикусе;
6) игры, Направленные на развитие психологической устойчивости ребенка, эмоционального контакта с окружающими.
Следует отметить, что, кроме указанных основных задач (например, развития моторики рук), в игре будут решаться и другие задачи, о чем дополнительно будет указано в «целях игры».
Существуют «волшебные слова» при изучении классических предметов и при приобретении навыков эмоционального контакта и общения.
Математика: попытайся объединить, разбить на группы предметы, попытайся назвать предметы, которые существуют парами, систематизируй и классифицируй ит. д.
Музыка: попробуй извлечь самые разнообразные звуки из имеющегося музыкального инструмента, попробуй при помощи звука передать свое настроение и т. д.
Чтение и устная речь: дай описание внешнего вида жителя далекой галактики, расскажи о его жизни и привычках и т. д.
Творчество: изготовь один и тот же предмет в различных условиях, с помощью различных материалов и т. д.
Социальная адаптация: назови всех тех, кто помогает нам путешествовать, предохраняет от заболеваний, обеспечивает всем необходимым для жизни. Назови возможные пути использования пустых коробок, бумажных пакетов и т. д.

Последнее обновление статьи: 25.03.2018 г.

Кажется, ещё вчера вы только вернулись из роддома. Счастливые, уставшие. И немного растерянные. В первую очередь это касается родителей первенцев. Что теперь делать с ребёнком? Многому надо научиться. Освоиться к жизни с маленьким требовательным человечком.

Но первый месяц жизни малыша проходит быстро. В повседневных хлопотах и заботах, в привыкании, в познании ребёнком окружающего мира. Родители за прошедший месяц поднаторели в навыках ухода за новорождённым и чувствуют себя более уверенно.

Врач-педиатр

Один месяц жизни для грудничка – целая веха. Малыш набирает в весе около 700 граммов, вырастает на несколько сантиметров. Увеличиваются в объёме голова и грудь. И как рост ребёнка не стоит на месте, так и развитие шагает семимильными шагами. За это время младенец успевает приобрести определённые навыки и умения.

Под действием информации от органов чувств, эмоций, впечатлений от окружающего мира не перестаёт развиваться нервная система. И, прежде всего, головной мозг. Именно это обеспечивает развитие моторных функций организма. Ребёнок начинает учиться управлять движениями частей своего тела. В первую очередь, взглядом.

Фиксация в определенной позе тела или его частей свидетельствует о развитии статики. Самый первый её признак у грудничка – попытка удержать головку.

Адекватные реакции малыша на раздражающие факторы отражаются в условно-рефлекторной деятельности. Когда ребёнок голоден, выражает недовольство криком. Поел – успокоился. К концу первого месяца жизни ответные действия становятся сложнее.

Младенец рассматривает лицо матери, трогает грудь, начинает улыбаться. При виде близкого человека оживлённее перебирает в воздухе ручками и ножками. Так формируются условные рефлексы.

Изменяется и поза ребёнка. У здорового новорождённого тело находится в состоянии физиологичного гипертонуса. Руки и ноги согнуты в суставах. Кулачки сжаты и прижаты к груди. Бедра слегка разведены.

Эта поза не меняется даже во время сна. Движения дрожащие, хаотичные. И физиологический тремор, и физиологический гипертонус начинают угасать после первого месяца жизни.

Что умеет ребёнок в 1 месяц?

Более подробная информация о том, видеть, ощущать запахи, представлена в статье детского врача.

Поскольку малыш очень быстро растёт, родителям будет полезно знать, .

  1. Месячный ребёнок уже должен начать держать головку. Лучше всего это заметно, когда грудничок лежит на животе. Голова не утыкается в пеленку, как у новорождённого. Малыш будет её какое-то время удерживать на весу.
  2. Начинает узнавать маму, вступать с ней в зрительный контакт.
  3. Фиксирует взгляд. Сначала это буквально секунда. Затем с каждым днём ребёнок всё дольше и дольше может фокусироваться на неподвижном предмете. К концу первого месяца жизни дети не только фиксируют взгляд, но и следят глазами за движущимися предметами. Обычно это яркая погремушка.
  4. В речи начинают появляться новые звуки. Они бывают гортанными или похожими на бульканье. Это не привычное младенческое «уаа» монотонного характера. Это первые осознанные звуки, зачатки речи, начало гуления.
  5. Младенец начинает прислушиваться к речи, звукам окружающего мира. На протяжении прошедшего месяца малыш то пугался резких звуков, то, наоборот, успокаивался. К концу месяца он уже более осознанно реагирует, различает интонации. Успокаивается при звуках голоса родителей и может испугаться незнакомого тембра.
  6. Первая улыбка. Родители и раньше видели улыбку новорождённого. Во время сна. Уголки губ подрагивали, складываясь в умилительное выражение лица. Но в месяц малыш впервые может улыбнуться осознанно, в ответ на улыбку мамы или папы.
  7. Реагирует на прикосновения близкого человека. Так, мама способна успокоить малыша, взяв его на руки. Оказавшись в объятиях незнакомца, младенец, скорее всего, среагирует негативно.
  8. Формирование внутренних часов. Начинает вырисовываться некий свой режим дня. Некоторые младенцы ждут кормлений в привычное время. В определённое время бодрствуют и спят.
  9. Рефлексы. Рефлексы новорожденных не угасли. При врачебном осмотре ребёнок должен их чётко продемонстрировать.
  10. С исчезновением физиологического гипертонуса поза ребёнка становится более расслабленной.

Создание идеальных развивающих условий

Для создания оптимальных условий развития навыков и умений нужно приложить определённые усилия:

  • благоприятная обстановка.

Малыш воспринимает окружающий мир, впитывая впечатления и эмоции, как губка. И не только свои, но и родителей. Спокойная атмосфера в доме, размеренные разговоры, улыбки близких. В таких условиях у ребёнка формируется базовое чувство безопасности и доверия к окружающему миру.

  • тактильный контакт.

Малышу это жизненно необходимо. В условиях дефицита внимания формируются тревожные наклонности, развиваются фобии.

Ребёнок растёт капризным, страдает сон и аппетит. Достаточный же контакт способствует развитию органов чувств и, как следствие, нервной системы.

  • массаж и гимнастика.

В идеале такие процедуры проводятся ежедневно перед вечерним купанием. Способствуют нормализации мышечного тонуса, благоприятно действуют на кровообращение.

  • развивающие игрушки.

В возрасте одного месяца выбор ограничен. Самая главная из игр – погремушка. Яркий цвет привлекает внимание, фокусирует взгляд. Звук заставляет пытаться крутить головой, что развивает шейные мышцы.

Попытка захватить игрушку рукой запускает целую цепочку реакций в нервной системе малыша, заставляя согласованно работать мозг и мышцы конечностей.

  • кормление грудью.

Целый развивающий комплекс. Во время кормления стимулируются все органы чувств. С молоком поступают факторы роста и развития, наличие которых благоприятно сказывается, в первую очередь, на созревании структур головного мозга.

  • регулярно посещайте доктора. Если есть какие-либо отклонения в развитии, педиатр их заметит и примет необходимые меры.

Родителям важно знать, что рост и развитие ребёнка сугубо индивидуальны. Этот перечень – не обязательная цель, а лишь ориентир.

Главные достижения полуторагодовалых детей – самостоятельное хождение и заметное улучшение речевой функции. Этот период характеризуется возрастанием двигательной активности и самостоятельности малышей. Когда педиатры и психологи начинают разговор о том, что должен уметь ребенок в 1,5 года, родители невольно сравнивают усреднённые показатели с навыками собственного сына или дочери. Но, пожалуй, только отсутствие основных, перечисленных умений может стать поводом к беспокойству.

Полтора года – это возраст, когда ребёнок растёт как никогда быстро, по сравнению с годовыми показателями он набирает 1,3 килограмма и существенно прибавляет в росте (до 6-7 сантиметров). Почти на 2 сантиметра увеличивается его грудная клетка, и на 1,5 сантиметра – окружность головки. Помимо этого, активно развиваются все необходимые функции мозга.

Прямохождение – результат физической деятельности малыша за прошлые месяцы. Это ползание, специальная гимнастика и массаж, которые позволили окрепнуть его мышцам. Повышение моторики, координации привели к тому, что дитя может ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие, благодаря улучшенной функции вестибулярного аппарата.

Совершенствование всех жизненных систем продолжается, кроме того, в полтора года карапуз уже осознаёт себя, как личность и требует уважения к своим приоритетам. Он всё быстрее вливается в социальную жизнь, обзаводясь новыми знакомствами среди ровесников и взрослых.

Основной для малыша становится предметная деятельность, и здесь важно, чтобы родители помогли ему изучить характеристики и свойства многих незнакомых объектов. Такого рода познание ускоряет развитие разговорной речи ребёнка и даёт возможность полноценного общения с другими людьми, каждый из которых может внести свою лепту в формирование новых полезных привычек и умений. Дальнейший быстро пополняющийся словарный запас и речевая активность связаны с тем, что ребёнок стремится найти свою модель поведения, а также пытается установить, в определённой степени, управление окружающими людьми.

Благодаря активному контактированию и игровому процессу у детей в этом периоде интенсивно совершенствуются такие мозговые процессы, как внимание, память, пространственное и логическое мышление.

Учёными уже давно доказано, что высокий или низкий уровень продуктивности мозга ни в какой мере не зависит от наследственности, и все его основные функции способны развиваться лишь при взаимодействии с окружающей реальностью, так что на интеллект ребёнка и его умственную деятельность, во многом, влияет окружение. Об этом не стоит забывать папам и мамам, если они хотят вырастить умного и талантливого во всех отношениях человека.

Успешное развитие ребенка в 1,5 года предусматривает для родителей следующую программу действий:

  • они должны обеспечить карапузу максимально комфортные условия для физического развития, включающие полноценное питание, сон и посильную двигательную нагрузку на организм;
  • важно грамотно организовать предметную деятельность, посредством разнообразных игровых процессов;
  • чтобы малыш говорил много и правильно, а его словарный запас постоянно пополнялся, занятия с ним должны проходить непрерывно, в течение всего дня, а не только в отведённое для этого время.

Зная, что должен уметь ребенок в полтора года, необходимо составить оптимальный режим дня, заранее прописав все пункты с учётом его потребностей. Это позволит разумно распределить время, и регулярно проводить обучающие занятия.

Что должен уметь ребенок в 1,5 года

Все достижения мальчиков и девочек в 1, 5 года связаны с развитием базовых движений, которые осваивались с середины первого года.

Моторные двигательные навыки включают целый перечень действий, которые стали результатом физической практики в течение двенадцати месяцев:

  • полуторагодовалый малыш умеет ходить без опоры не только по прямой линии, но также, по круговой траектории и, обходя препятствия;
  • ребёнок может подпрыгивать, приземляясь на две ножки;
  • при ходьбе не спотыкается, так как внимательно смотрит себе под ноги;
  • карапуз присаживается на корточки, легко встаёт и нагибается, если хочет поднять игрушку;
  • поднимается и опускается по ступеням, используя приставной шаг;
  • залезает на диван и спускается с него;
  • может тянуть за собой каталку, машинку за шнурок;
  • бросает мяч в разных направлениях, может толкать его ногами;
  • умеет открывать межкомнатные двери;
  • некоторые малыши начинают довольно быстро бегать.

Умственное развитие помогает ребёнку выполнять ряд более сложных задач:

  • он прекрасно отличает разные формы предметов и уже не перепутает мячик с кубиком или колечком;
  • умеет сортировать одинаковые детали;
  • находит похожие на заданный предмет игрушки и вещи;
  • отличает габариты и основные цвета;
  • выстраивает пирамиду из четырёх и более колец;
  • показывает знакомые вещи по просьбе родителей;
  • может нарисовать прямые, волнообразные линии и зигзаги на бумаге с помощью фломастера, карандаша;
  • успешно собирает сортер и несложную мозаику;
  • самостоятельно листает книги, узнавая и показывая уже увиденные в них иллюстрации;
  • знает названия и может показать части тела на кукле и на себе.

Среди обретённых детьми бытовых навыков:

  • освоение горшка;
  • самостоятельный приём пищи с помощью ложки, вилки, чашки, которые малыш уже умеет держать и правильно применять;
  • если ребёнок испачкает себя или одежду, он может выражать по этому поводу недовольство и даже огорчение;
  • многие детки уже знают, как снимать обувь, шапочку и пальто.

Игровой процесс в этом возрасте тоже усложняется – теперь дети способны копировать действия взрослых и своих сверстников, они могут использовать различные предметы, чтобы добраться до нужной вещи, в сюжетных играх легко заменяют реальные атрибуты подручными материалами. Детишки даже могут имитировать чтение книги, подражая папе и маме.

Понимая, что должен уметь ребенок в 1,5 года, и обучая его разным навыкам, нельзя забывать о безопасности малыша. Родители всегда должны быть в курсе его маршрутов и, по возможности, расчистить пространство от мебели и потенциально опасных предметов, которыми часто оказываются не только острые углы и бьющиеся детали, но и обыкновенные швабры, вёдра ковры.

Мальчики и девочки в год и 6 месяцев

Использовать нормативы развития, как ориентир, довольно, практично, но некоторых родителей интересует, что, конкретно, надо уметь в 1,5 года девочке. Главное отличие их от малышей мужского пола в поведенческой модели, которую они используют в соответствии со своим темпераментом. Делая всё то же, что и мальчишки, девочки требуют к себе повышенного внимания, что означает для них родительскую любовь и заботу. По причине такого восприятия действительности, они всегда готовы принять помощь взрослого, поэтому обучение их проходит более быстро и успешно.

Совсем по другому ведёт себя мальчик, уметь 1,5 года он может многое, но опека и тревога за его здоровье представляется ребёнку чем-то вроде недоверия и сомнения в его способностях. Поэтому часто карапуз отвергает поддержку старших, и им приходится балансировать, чтобы оберечь малыша и, в то же время, дать ему почувствовать свободу действий.

Правильно оценить, что должен уметь в полтора года собственный малыш, бывает довольно сложно, но даже если ребёнок не совершает каких-то важных действий, или делает этого иначе, не стоит показывать ему своё разочарование. Вполне возможно, его время ещё не пришло, и стоит просто подождать, продолжая ежедневные занятия. Но в некоторых случаях можно столкнуться и с настоящими проблемами.

Если в полтора месяца ребёнок не отзывается на своё имя, у него отсутствуют первые слова, и он не понимает простых обращений в бытовом плане, то это довольно критичные пробелы в развитии, и с ними придётся разбираться вместе со специалистом.

Обучающие занятия с детьми в полтора года

Занятия и игры с ребёнком в год и 6 месяцев должны постепенно усложняться, потому что малыш уже вышел на более высокий уровень умственного развития. Обучение всегда должно проходить в виде игрового процесса, и, во многом, успех таких уроков зависит от того, насколько взрослый сможет заинтересовать сына и дочь.

Для разностороннего совершенствования разных навыков и приобретения новых умений подойдут:

Для физического развития и двигательной функции рекомендуется:

  1. Приучать ребёнка к разным играм с мячом – маленькие мальчики могут подбрасывать мяч, стараться его поймать ручками, толкать снаряд ногой, перекатывать его по полу. При этом тренируются все основные мышцы тела, и укрепляется позвоночник.
  2. Сделать ребёнку место для игры в «верховую езду» – для этого используют велосипед или стул, главное, чтобы сооружение было устойчивым. Нельзя забывать о безопасности, пол вокруг такой «лошадки» следует застелить матами или подушками.
  3. Горка для лазанья также может быть устроена из подручных материалов, а малышу придётся приложить усилия, чтобы на неё забраться, кроме того, это весело и поднимет крохе настроение.
  4. Летом необходимо, чтобы дети как можно чаще принимали солнечные ванны на свежем воздухе, а также им уже можно купаться в открытых водоёмах.
  5. Чтобы малыши ходили уверенно, их можно тренировать, пуская по узкой (нарисованной) дорожке, либо брать на прогулки по пересечённой местности, где упражнения более эффективны.

Занятия для интеллекта могут включать:

  • любые игры, предусматривающие сортировку элементов по цвету, размерам и форме;
  • пазлы, состоящие из 3-4 деталей;
  • складывание кубиков, элементов конструктора, колец пирамидки;
  • выжимание губки во время купания и вылавливание в ней мелких игрушек сачком или ковшиком;
  • рисование мелками, фломастерами, кисточкой, карандашами и красками;
  • использование раскрасок;
  • лепка из пластилина и теста лепёшек, колбасок, создание первых пластилиновых картин;
  • изучение геометрических фигур, текстуры различных предметов, количества и температуры – ребёнку будет интересно узнать о свойствах некоторых объектов, которые ему ещё не знакомы.

Для детей в возрасте 1, 5 лет самыми полезными игрушками станут:

  • конструкторы и шнуровки для моторной функции рук;
  • сортеры, матрёшки, наборы для игры в песочнице, неваляшки и пирамиды для разносторонних знаний;
  • игрушечные кухни, коляски, кукольная мебель, посуда – для ролевых игр;
  • детский синтезатор, пианино, барабан, трещотки и дудки – для формирования музыкального слуха и чувства ритма;
  • обручи, толокары, машинки, мячи – для координации;
  • книги, карточки и кубики с изображениями природы, транспорта, животных – для речевой функции.

В этот ответственный период родителям надо не только знать, что должен уметь делать малыш, но и целенаправленно его обучать, и для этого понадобится много новых интересных игрушек.

Чтобы малыш развивался качественно, прежде всего, родителями должен быть продуман максимально комфортный режим дня для ребёнка:

  • для того чтобы карапуз полноценно высыпался, ему необходимо около 14 часов отдыха в сутки;
  • питание может оставаться пятиразовым, или быть сокращено до 4 раз, главное чтобы приёмы пищи происходили в одно и то же время, тогда дитя будет нормально себя чувствовать и прибавлять в весе;
  • две прогулки в день – это норма, и длительность их может составлять от 2 до 5-6 часов, в морозы ниже 10 градусов лучше остаться дома.

Развитие ребенка в полтора года: видео

Заниматься с малышом обучением лучше всего в первой половине дня. Использовать для этого нужно только безопасные игрушки. Никогда не стоит срываться, тем более кричать на кроху, если он чего-то не понимает. Зная, что должен уметь ребенок в 1,5 года, даже при отсутствии результата, надо оставаться любящими и понимающими родителями, для которых важен, в первую очередь, сам маленький человек, а не его выдающиеся дарования – таланты, безусловно, проявятся, но чуть позже, если набраться терпения.

Когда малышу исполнился годик, родители подводят первые итоги: «Чему научился ребенок за этот год? Не отстает ли он по знаниям и умениям от других детей?» Мамы очень переживают, если соседский малыш умеет то, чему не научился их кроха. Они сравнивают достижения своего ребенка со средними общепринятыми показателями. На самом деле не стоит переживать, если что-то у вашего малыша не соответствует возрастным нормам. Это всего лишь средние данные. В чем-то ваш ребенок их опережает, а в чем-то отстает, но обязательно всему научится.

Основные навыки годовалого ребенка

Двигательные навыки

  • Малыш умеет твердо и уверенно стоять, ему не требуется поддержка.
  • Самостоятельно ползает по ровной поверхности и по лестнице.
  • Ему нравится ходить по ступенькам вверх и вниз.
  • С легкостью влезает на кровать, кресло или диван и слезает с них, перешагивает небольшие препятствия.
  • Самостоятельно встает на ноги из любого положения, может наклониться, присесть на корточки, лечь.

Познавательные навыки

  • Увлекается процессом игры. В качестве игрушек очень нравятся различные коробочки и баночки с крышками, которые можно открывать и закрывать, насыпать туда различные мелкие предметы.
  • Большой интерес вызывает собирание пирамидки и постройка сооружений из кубиков, а также игра с различными бытовыми предметами (кастрюля, ложки, кружка, обувь, одежда).
  • Неподдельный восторг выражает во время игры с машинками или любыми игрушками на колесах, в процессе игры с мячами или воздушным шариком.
  • Подражает взрослым во всем: кормит игрушку и разговаривает с ней, одевает куклу, может вытирать пыль и даже пытается мести веником. Как взрослые, пытается сам причесываться, красить губы (как мама), дует на горячий чай или суп.
  • Открывает все дверцы и выдвигает все ящики, достает все из серванта или комода, дергает за все ручки и нажимает на кнопки.
  • Играет с детками в песочнице или на детской площадке, дублирует их действия, общается.

  • Активно проявляет эмоции и чувства к близким и родным людям: может крепко обнять и поцеловать. То же самое может повторить с мягкими игрушками или домашними животными.
  • С интересом, а иногда с опаской и даже испугом реагирует на незнакомых людей и новые игрушки. На приход постороннего человека может отреагировать криком или плачем.
  • На расстоянии узнает родные лица и искренне им радуется.
  • Подолгу рассматривает фотографии с изображением родителей, бабушек, дедушек и других людей, которых он знает. Может сопровождать просмотр своими комментариями, показывает пальчиком на лица.
  • Строит гримасы: кривляется, показывает язык, корчит рожицы. Может повторять за взрослыми, как они кашляют и чихают, дразнится.
  • Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослых, на запреты и нравоучения. Свое несогласие выражает .
  • Любит смотреть книжки с яркими картинками, может показывать по просьбе родителей знакомые предметы.
  • Активные положительные эмоции проявляются под музыку: начинает вертеться, прыгать, пытается танцевать и петь.
  • Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ними пользоваться. Например, пылесосить, разговаривать по телефону, включать пультом телевизор, стучать молотком.
  • Откажется кушать не понравившуюся ему пищу. Заставить трудно, почти невозможно, будет активно, иногда с криком, возражать и протестовать.
  • Часто очень переживает из-за отсутствия мамы или папы, очень скучает и ждет, прислушивается к звукам (например, стук входной двери).

Речевые навыки

  • Словарный запас годовалого ребенка включает до десяти – пятнадцати слов (например, мама, папа, дай, нет, иди, так). Пытается своими словами объяснить свои желания и потребности.
  • Должен понимать просьбы и уметь показать голосом или движениями то, о чем просят. Например, «Как лает собачка?», «Как позвать кошечку?», «Как тетя танцует?» и т.п.
  • Умеет найти нужную игрушку или предмет, который попросили подать. Показывает пальчиком на предмет, когда спросишь «Где он?» (мишка, машинка, телефон, мячик).
  • Понимает слова – нет, нельзя, дай, встань, сядь, ложись, положи, закрой, пока и другие.
  • Пытается повторять звуки, слова, словосочетания и передавать услышанную интонацию. Дублирует все услышанное по телевизору или на улице во время прогулки. Откликается на свое имя.
  • Активно включается в процесс игры, которую сопровождает необходимыми движениями. Может показать «Ладушки», играет в прятки, катает машину и произносит соответствующее «жужжание мотора».

Бытовые навыки

  • Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
  • Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
  • Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
  • Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.

Все эти данные – среднестатистические и не нужно на них равняться. Развитие каждого малыша зависит от многих элементов – условия жизни, генетика, социум. Только для любящих родителей — их ребенок самый лучший.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.