Виды складок и их обработка. Какие виды складок могут быть на шторах

Складки являются одной из разновидностей вытачек. Их проектируют на основных деталях изделия для свободы движения и одновременно для прилегания изделия по линии талии, а также в качестве отделочных швов. Складки бывают односторонние, встречные, бантовые, застроченные по всей длине, прямые (защипы) и сложные.

Односторонние складки. Это такие складки, у которых все сгибы с лицевой стороны направлены в одну сторону, а с изнанки - в другую. Каждую складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией (линия внутреннего сгиба), боковой (линия наружного сгиба) и линией, определяющей конец стачивания. Глубина складки зависит от модели. Если складка на детали одна, то она может быть глубиной 4 - 8 см, если складок на детали несколько, то их проектируют глубиной 2-3 см. При раскрое деталей делают припуск, равный удвоенной глубине складки. Так, если глубина складки равна 2 см, то величина припуска должна быть равна 4 см.

Деталь перегибают по намеченной средней линии лицевой стороной внутрь и сметывают по боковой линии редкой строчкой (два-три стежка на 1 см) на специальной машине или вручную сметочными стежками длиной 1 - 2 см, а затем стачивают. Строчку заканчивают в поперечном направлении по прямой или овальной линии (рис. 6, а). После этого деталь раскладывают на столе лицевой стороной вниз. Нитки сметывания на участке, где складка стачана, удаляют, складку отгибают на одну сторону (в зависимости от модели) и приутюживают до плотного прилегания. С лицевой стороны складка может быть отделана строчкой на расстоянии, предусмотренном моделью. Строчку прокладывают с помощью специальной линейки.

При наличии отделочной строчки край складки с лицевой стороны может быть отлетным. В этом случае складку сметывают по намеченной линии с изнанки, отгибают на сторону, заметывают, приутюживают и закрепляют с лицевой стороны отделочной строчкой. Нитки заметывания с лицевой стороны удаляют и складку приутюживают с изнанки через прокладку.

Односторонняя складка может быть обработана и на детали, состоящей из двух частей (рис. 6, б). В этом случае односторонняя складка является еще и соединительной. На одной из частей детали с изнанки по вспомогательному лекалу или по линейке намечают боковую линию (линию наружного сгиба) и линию, определяющую конец стачивания. Две части детали скадывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы, сметывают по намеченной линии по всей длине детали и стачивают, заканчивая строчку поперек припуска на складку. Край припусков на складку стачивают на расстоянии 1,2- 1,5 см от срезов и затем обметывают на специальной машине. При наличии специальной двухигольной машины стачивание производят с одновременным обметыванием срезов. Деталь раскладывают на столе лицевой стороной вниз, нитки сметывания на участке стачивания удаляют, оставляя их на участке, где складка будет расходиться. Припуск на складку отгибают в сторону, заметывают и приутюживают с изнанки через прокладку.

При наличии отделочной строчки на складке с отлетным краем последовательность обработки меняется. Складку сметывают на специальной машине или вручную. Припуск на складку перегибают на сторону в зависимости от модели, заметывают и приутюживают. Отделочную строчку прокладывают с лицевой стороны складки с помощью направляющей линейки на расстоянии в зависимости от модели. Срезы припусков на складку стачивают и обметывают. Нитки сметывания и заметывания на участке отделочной строчки удаляют, складку приутюживают.

Встречные складки. Это такие складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены друг против друга, а с изнанки - в противоположные стороны (рис. 6, в). Встречную складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией, боковой (линия наружных сгибов) и линией, определяющей конец стачивания. Глубина складок зависит от модели. При раскрое деталей на складку делают припуск, равный глубине одного сгиба, умноженной на четыре. Так, если глубина одного сгиба 3 см, то припуск при раскрое должен быть равен 3 х 4 = 12 см.

При изготовлении складки деталь перегибают по намеченной средней линии лицевой стороной внутрь и сметывают по боковой линии редкой строчкой (два-три стежка в 1 см) на стачивающей машине с ослабленной верхней ниткой, на выметочной машине или вручную сметочными стежками длиной 1 - 2 см, а затем стачивают. Нитки сметывания на участке стачивания удаляют, оставляя их на участке, где складка будет расходиться. Деталь раскладывают на столе лицевой стороной вниз, припуск на складку раскладывают на обе стороны строчки стачивания складки, располагая намеченную среднюю линию строго по шву стачивания, разметывают и приутюживают. Чтобы избежать смещения сгибов складки в процессе носки, а также для прочности рекомендуется припуски на складку закреплять с изнанки строчками, проходящими около строчки стачивания складки (см. рис. 6,в), или с лицевой стороны строчкой по всей ширине поперек припуска складки (рис. 6, г). С лицевой стороны складка может быть отделана строчками-расстрочена (слева и справа шва соединения) на расстоянии, предусмотренном моделью (рис. 6, д). Строчку прокладывают с помощью специальной линейки.

При наличии отделочной строчки края складки с лицевой стороны могут быть отлетными. В этом случае складку сметывают по намеченной линии с изнанки, раскладывают на две стороны, разметывают, приутюживают и с лицевой стороны расстрачивают отделочными строчками на расстоянии, предусмотренном моделью. Нитки сметывания удаляют, оставляя их на участке, где складка будет расходиться, складку еще раз приутюживают с изнанки через прокладку.

Встречная складка может быть одновременно и соединительной (рис. 6,е). В этом случае в обработке будут участвовать три детали: две основные, т. е. части одной детали, и третья полоска основного материала, равная по ширине удвоенной ширине припуска на складку (в крое). Так, если ширина припуска сгиба (в крое) 4 см, то ширина полоски должна быть равна 8 см.

Для обработки такой складки на одной из частей основной детали с изнанки по вспомогательному лекалу или по линейке намечают боковую линию (линию наружного сгиба) и линию, определяющую конец стачивания. Две части основной детали складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы, сметывают по намеченной линии по всей длине детали и стачивают, заканчивая строчку у намеченной поперечной линии, определяющей конец стачивания, закрепляя в конце двойной строчкой или завязывая узел. Нитки сметывания на участке стачивания удаляют, оставляя их только на участке, где складка будет расходиться. Шов стачивания частей детали разутюживают. На разутюженный шов накладывают третью деталь - полоску из основного материала- лицевой стороной вниз, приметывают ее по намеченной линии основной детали и притачивают по этой линии со стороны основной детали, начиная строчку от конца строчки стачивания складки. Затем стачивают внутренние срезы (сгибы) складки. Ширина шва 1,2 - 1,5 см. Затем срезы шва обметывают на специальной машине, а при наличии специальной двухигольной машины стачивание производят с одновременным обметыванием срезов. Края складки отделывают строчкой на расстоянии в зависимости от модели.

При наличии отделочных строчек на встречной соединительной складке с отлетными краями вдоль отделочных строчек последовательность обработки меняется.

На частях основной детали намечают линии наружных сгибов, на третьей - дополнительной детали - среднюю линию. Припуски на складку на частях основной детали перегибают наизнанку по намеченным линиям, заутюживают, затем накладывают основную деталь на дополнительную сгибами к намеченной средней линии, наметывают и настрачивают на расстоянии, предусмотренной моделью. После этого с изнанки стачивают срезы припусков на складку и обметывают их на специальной машине или стачивают с одновременным обметыванием.

С целью экономии ткани допускается выкраивать третью деталь длиной не по всей длине складки, а только под нестачанную часть (рис. 6, ж). В этом случае сначала обметывают на специальной машине верхний срез дополнительной детали, затем ее приметывают и притачивают к срезам припуска на складку. Ширина шва 1,2 - 1,5 см. Затем обметывают срезы швов притачивания полоски, одновременно обметывают срезы шва соединения частей основной детали.

Бантовые складки. Бантовые складки представляют собой изнаночную сторону встречной складки или две односторонние складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены в противоположные стороны и образуют «бант» (рис. б,з). Размечают и обрабатывают бантовые складки так же, как и встречные из одной детали, но только с лицевой стороны детали. Деталь складывают по намеченным линиям изнанкой внутрь, сметывают, стачивают по намеченным линиям, раскладывают на две стороны, совмещая середину строго со швом стачивания, и приутюживают через прокладку. Бантовая складка может быть обработана и как две односторонние, но заутюженные в разные стороны. Бантовая складка может быть одновременно и соединительной (см. рис. 6, и).

Односторонние складки. При раскрое детали дают припуск на обработку складок и делают надсечки по срезам или намечают линии сгиба для закладывания складок. Первую складку на детали закладывают согласно надсечкам или намеченным линиям и застрачивают строчкой с помощью направляющей линейки. Все последующие складки застрачивают с помощью приспособления, которое обеспечивает необходимую ширину складок и расстояние между ними. Складки расправляют и заутюживают, отгибая на одну из сторон согласно модели. После влажно-тепловой обработки производят окончательное уточнение детали по подсобному лекалу.

Сложные складки. Сложные складки делают с целью украшения, а также в тех случаях, когда при раскрое не было дано припуска для отделочной строчки. Примером сложной складки может быть кокетка, выкроенная вместе с основной деталью.

Складку размечают с лицевой стороны и с изнанки двумя фигурными линиями в зависимости от модели- средней (внутренний сгиб) и боковой (наружный сгиб). С изнанки под среднюю линию складки подкладывают полоску из основного материала. Ширина полоски зависит от ширины отделочной строчки. Полоску приметывают так, чтобы строчка проходила посередине полоски, и притачивают, прокладывая строчку с лицевой стороны строго по намеченной средней линии (внутреннего сгиба). Далее основную деталь перегибают по шву притачивания лицевой стороной внутрь и отгибают в одну сторону, а притачанную полоску, также сложенную вдвое,- в другую сторону. После этого прокладывают вторую машинную или сметочную строчку (если складки с отлетным краем) по намеченной боковой линии. Затем деталь раскладывают на столе лицевой стороной вниз, складку отгибают на сторону согласно модели, складки сложной конфигурации заметывают, приутюживают. После этого с лицевой стороны по специальному лекалу намечают линию отделочной строчки на расстоянии, предусмотренном моделью, или прокладывают отделочную строчку без предварительной наметки с применением специальной лапки с направителем. Складку приутюживают с изнанки через прокладку.

МБОУ «СОШ» пгт. Войвож

Учитель технологииУляшева Ю.М.

План-конспект урока. 7 класс.

Тема занятия: Виды складок. Обработка складок.

Цель занятия: Научиться обрабатывать складки, соблюдая технологическую последовательность обработки, оформлять проект.

Задачи занятия:

обучающая: повторитьумение моделировать различные фасоны юбок;учить учащихся последовательной обработки складок; обучение умению работать по инструкционно-технологическим картам; формирование умения ставить цель, делать выводы, оценивать работу по критериям, доводить начатое дело до конца;

развивающая : развивать общие навыки работы с иголкой, ножницами, утюгом, на швейной машине; графическое мышление, самостоятельность, уверенность в своих силах;формирование у учащихся пространственного, логического мышления, творческого воображения, познавательного интереса;

воспитывающая: воспитывать у учащихся потребность в знаниях, чувство ответственности за начатое дело, эстетический вкус, внимательность;формировать точность и аккуратность выполнения работы.

Место проведения занятия: кабинет технологии.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Материально-техническое обеспечение занятия : мультимедийный проектор, интерактивная доска,хлопчатобумажная ткань, иголка, нитки, портновский мел, ножницы, швейная машина, гладильная доска, утюг, шаблоны выкроек юбки, инструкционно-технологическая карта.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: учебник « Технология 7класс» (вариант для девочек) под редакцией В.Д. Симоненко, инструкционно-технологические карты “Обработка складок”.

Наглядное пособие: образцы поэтапной обработки односторонних, встречных, бантовых складок.

Тип занятия: комбинированный урок.

Ход урока

I. Организационный момент. 1 урок. Цель урока, которая должна быть достигнута:научиться обрабатывать складки (односторонние), соблюдая технологическую последовательность обработки, оформлять проект.

План:

  • Проверка готовности учащихся к уроку, сообщение плана работы.
  • Опрос обучающихся по заданному на дом материалу (тест).
  • Новый материал. Формулируем тему урока.
  • Практическая работа.
  • Закрепление изученного материала с помощью интерактивной доски.
  • Подведение итогов занятия.

Метод организации работы: теоретическая часть, практическая часть.

II . Опрос обучающихся по заданному на дом материалу. Сообщение цели данного этапа: контроль уровня усвоения материала по теме «Моделирование юбки». Задача: выполнитьзадание по теме «Моделирование юбки». Метод организации - тест.

Критерии оценивания:

  • «3»-в ответах теста две ошибки.

Время выполнения: 8 минут. Адрес теста:

ТЕСТ «Моделирование юбки»

1. Юбки по конструкции бывают...

  • прямые, клиньевые, диагональные
  • конические, расширенные, зауженные
  • прямые, клиньевые, конические

2. По какой стороне фигуры снимаются мерки?

  • по левой
  • по правой
  • по любой

3. Размер женских юбок и брюк определяется...

  • по обхвату бёдер
  • по обхвату талии
  • по росту

4. Моделирование - это...

  • изменение выкройки
  • процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью
  • создание моды

5. Прибавка - это...

  • величина, необходимая при обработке изделия машинными швами, учитываемая при раскрое
  • величина, прибавляемая к размеру мерки на свободное облегание одежды
  • увеличение зарплаты

Самопроверка. Сдача работы учителю. Проверка работы у интерактивной доски.

III. Формулируем тему урока, цели урока.

Цель: самостоятельно сформулировать тему и цели урока.

Учитель: Посмотрите на юбку, которую моделировали девочки на прошлом уроке. Попробуйте самостоятельно сформулироватьтему урока.

Учитель даёт подсказку:

Подсказка:

  • …есть у шарпея
  • …бывают изгибы слоев и пород, слагающих земную кору.
  • ….Будем изучать ряд сгибов ткани, расположенных в одном или встречном направлениях.

Вашему вниманию представляется фото юбок.

Учащиеся обдумывают и называют тему урока.

Учитель сообщает тему урока:Тема урока: «Виды складок. Обработка складок».

Перед вами таблица целей (на доске записана таблица). Заполните 2 колонки. Время: 2 минуты.

Таблица целей

Я знаю по теме урока

Хочу узнать

Таким образом, цели урока :

обучающаяцель (обучение умению работать по инструкционно-технологическим картам; оценивать работу по критериям);

развивающая цель (развитие навыков работы с иголкой, ножницами, утюгом, на швейной машине; графическое мышление при работе со схемами и технологическими картами);

воспитательнаяцель (чувство ответственности за начатое дело, эстетический вкус, внимательность;формировать точность и аккуратность выполнения работы).

IV. Изучение нового учебного материала.

Цель: узнать, что такое складки, какие бывают складки,технологическая последовательность обработки складки.

Учитель объясняет новый материал.

Складки являются одной из разновидностей вытачек. Их проектируют на основных деталях изделия для свободы движения и одновременно для прилегания изделия по линии талии, а также в качестве отделочных швов. Складки бывают односторонние, встречные, бантовые, застроченные по всей длине, прямые (защипы) и сложные.

Поисковая физминутка. Встали. Учащиеся делятся на три группы.Каждая группа берет ФОТО юбки. И ищет для него название и описание. Быть готовыми представить результат своей работы на доске.

Односторонние складки . Односторонние складки – этоскладки , заложенные в одном направлении через определенное между ними расстояние. Это такие складки, у которых все сгибы с лицевой стороны направлены в одну сторону, а с изнанки - в другую. Каждую складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией (линия внутреннего сгиба), боковой (линия наружного сгиба) и линией, определяющей конец стачивания.

Встречные складки . Это такие складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены друг против друга, а с изнанки - в противоположные стороны. Встречную складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией, боковой (линия наружных сгибов) и линией, определяющей конец стачивания.

Бантовые складки . Бантовые складки представляют собой изнаночную сторону встречной складки или две односторонние складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены в противоположные стороны и образуют «бант». Размечают и обрабатывают бантовые складки так же, как и встречные из одной детали, но только с лицевой стороны детали.

Учитель: МОЛОДЦЫ! И отдохнули, и узнали новый материал.

Следующим заданием будет – разобрать инструкционно-технологические карты изготовления складок. Учащиеся работают в парах. Задание: найти какой инструкционной карте какой образец соответствует, найти схему складки. Уметь объяснять последовательность изготовления каждого вида складок.

Технологическая последовательность обработки складки

п/п

Наименование технологических операций

Вид работы

Оборудование

Инструменты

приспособления

Рисунок

Наметить место расположения складки

Мел, линейка

Для односторонней изнаночной стороны ткани, в центре образца на расстоянии 3 см одну от другой.

Для встречной складки: прочертить 3 параллельных линии с изнаночной

Для бантовой складки: прочертить 3 параллельных линии с лицевой стороны ткани, в центре образца на расстоянии 5 см одну от другой.

Сметать складку

Игла, наперсток

Стачать складку, выполняя закрепки вначале и в конце строчки

Универсальная шв.машина

Удалить нитки сметывания складки на уровне стачивания

Ножницы, колышек

Заутюжить припуски складки

утюг

Для встречной и бантовой складки припуски складки необходимо разложить на обе стороны , симметрично, а затем выполнить влажно-тепловую обработку (ВТО)- разутюжить

Удалить нитки сметывания складки

Ножницы, колышек

ВТО складки:приутюжить (убрать толщину складки)

утюг

Результат:Объяснить последовательность изготовления каждого вида складок.

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Примечание

Поисковая физминутка. Встали, работают в группах. Каждая группа берет ФОТО юбки. И ищет для него название и описание. Время: 3 мин. Представить результат своей работы на доске.Выполнение следующего задания. Учащиеся работают в парах. Задание: найти какой инструкционной карте какой образец соответствует, найти схему складки. Объяснить последовательность изготовления каждого вида складок.

Объясняет новый материал: слайд 4,5. Сообщает первое задание данного этапа: поисковаяфизминутка.Объясняет следующее задание: разобрать инструкционно-технологические карты изготовления складок.

Время выполнения этапа:

23 минут.

V. Практическая работа. 2 урок.

Цель: Научиться обрабатывать односторонниескладки, соблюдая технологическую последовательность обработки и технику безопасности. Изготовить проект (образец)односторонних складок.

Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине, с острыми предметами, при работе с утюгом.

Техника безопасности при работе с утюгом:

Включать и выключать только за вилку, сухими руками.

Смотреть, чтобы провод не перекручивался.

О неисправностях сообщаем учителю.

ТБ при работе на швейной машине:

Расстояние от машины до работающего – 10 см, игла – напротив глаз.

Правильное положение рук и ног.

Не наклоняйся близко к движущим частям машины.

Смотри, чтобы провод не перекручивался.

По окончании работы выключи машину.

Технологическая последовательность обработки складки.

Выполнениеразметки складок согласно инструкционной карте.

Учащиеся выполняют разметку односторонней складки согласно инструкции.

Сметать складку. См. инструкционно-технологическую карту. Учащиеся выполняют смётывание складки согласно инструкции.

Показ учителем последовательного выполнения работы на швейной машине.

Учащиеся выполняют обработку складки на швейной машине.

Целевой обход учителя. В процессе выполнения практической работы учитель осуществляет контроль работоспособности шв. машин, соблюдение ТБ, наблюдение за соблюдением последовательности обработки складок.

Показ учителем процесса утюжки складки.

Учащиеся выполняют влажно-тепловую обработку складки, оформляют проект вальбоме, сдают учителю на оценку. В случае, если учащийся не успел доделать образец предлагается доделать работу дома.

Критерии оценки практической работы.

Критерии оценивания

Баллы

Разметка выполнена ровно, согласно ИТК.

Стачной шов ровный, закрепки в начале и конце строчки длиной 7-10 мм.

Сметка удалена полностью.

ВТО выполнена качественно.

Организация рабочего места, техника безопасности соблюдена, рабочая одежда в наличии.

ИТОГО

10 баллов – оценка «5», 8-9 баллов – «4», 6-7 баллов – «3»

Физкультминутка

Гимнастика для глаз

Исходное положение (И.п.) – сидя на стуле; медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна), 8–10 раз.

И.п. – сидя на стуле; медленно переводить взгляд справа налево и обратно, 8–10 раз.

И.п. – сидя на стуле; круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении, 4–6 раз.

И.п. – сидя на стуле; выполнить частые моргания в течение, 15–30 сек.

Гимнастика для рук и ног

И.п. – стоя ноги врозь, руки перед грудью. 1 – локти отвести назад, соединить лопатки; 2–3 – повернуть туловище в сторону, руки выпрямить и дважды отвести назад; 4 – вернуться в исходное положение. Голову поворачивать не резко. 3–4 – раза в каждую сторону.

И.п. – стоя, руки на поясе. На счет 1, 2, 3 – пружинистые приседания; на счет “четыре” – вернуться в исходное положение, 8–10 раз. Время – 2 минуты.

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполняют разметку односторонней складки с учётом техники безопасности, выполняют обработку складки на швейной машине, влажно-тепловую обработку. Оформление проекта в альбоме.Сдача учителю на оценку. Физкультминутка.

Инструктирует учащихся по технике безопасности при работе на швейной машине, с острыми предметами, при работе с утюгом. Показ последовательного выполнения работы на швейной машине. Осуществляет контроль работоспособности шв. машин, соблюдение ТБ, наблюдение за соблюдением последовательности обработки складок. Показ процесса утюжки складки. Оценка работы.

Время выполнения этапа:

28 минут.

VI. Закрепление изученного материала

Цель: контроль уровня усвоения нового учебного материала по теме:«Виды складок. Обработка складок».

Задача: выполнить задание по теме: «Виды складок. Обработка складок».

Метод организации –интерактивное задание.

Закрепление изученного материала с помощью интерактивной доски. К доске вызывается ученица: Ф.И. Адрес теста:

С помощью интерактивной доски задаются вопросы:

  • Для чего применяются складки?
  • Перечислите виды складок?
  • В каких местах делают закрепки при застрачивании складки?

Критерии оценивания:

  • оценка «5» - в ответах теста нет ошибок,
  • «4»-в ответах теста одна ошибка,
  • «3»-в ответах теста две ошибки,
  • «2»- тест не выполнен.

В случае, если часть учащихся не освоила новый учебный материал, предлагается дополнительное домашнее задание.

VII. Подведение итогов. Критерии оценивания работы.

Цель: проанализировать урок и подвести итоги .

Задачи:проверить выполненную работу, выставить оценки. Проанализировать, что получилось, а что не получилось, определить степень удовлетворённости учащихся выполненной работой.

Учитель: Вернемся к таблице: Цели урока. Достигли вы запланированного результата?

Учащиеся продолжают фразу:

  1. Я узнала…
  2. Я научилась…
  3. Мне было интересно….

Д/з. записывается ученицами в дневник. 1. Повторить: какие бывают виды складок.

2. Найти приемы моделирования клешевой и клиньевой юбок (рисунки, описание).

3. Принести выкройку в М1:1. Ткань для раскроя.

Литература:

  1. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 кл. / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 128с.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Презентация к уроку Тема: Виды складок. Обработка складок. Для учащихся 7 класса

    ТЕСТ «Моделирование юбки» 1 . Юбки по конструкции бывают... прямые, клиньевые, диагональные конические, расширенные, зауженные прямые, клиньевые, конические 2. По какой стороне фигуры снимаются мерки? по левой по правой по любой 3. Размер женских юбок и брюк определяется... по обхвату бёдер по обхвату талии по росту 4. Моделирование - это... изменение выкройки процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью создание моды 5. Прибавка - это... величина, необходимая при обработке изделия машинными швами, учитываемая при раскрое величина, прибавляемая к размеру мерки на свободное облегание одежды увеличение зарплаты Адрес: http://LearningApps.org/watch?v=zcz93yy5

    Определение темы урока. Подсказка: …есть у шарпея …бывают изгибы слоев и пород, слагающих земную кору. ….Будем изучать ряд сгибов ткани, расположенных в одном или встречном направлениях. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Тема: Виды складок. Обработка складок. Цель: Научиться обрабатывать складки (одностороннюю, встречную, бантовую), соблюдая технологическую последовательность обработки. Задачи: обучающая: повторить умение моделировать различные фасоны юбок; учить учащихся последовательной обработки складок; обучение умению работать по инструкционно-технологическим картам; формирование умения ставить цель, делать выводы, оценивать работу по критериям; развивающая: развивать общие навыки работы с иголкой, ножницами, утюгом, на швейной машине; графическое мышление, самостоятельность, уверенность в своих силах; формирование у учащихся пространственного, логического мышления, творческого воображения, познавательного интереса; воспитывающая: воспитывать у учащихся потребность в знаниях, чувство ответственности за начатое дело, эстетический вкус, внимательность; формировать точность и аккуратность выполнения работы. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Складки являются одной из разновидностей вытачек. Их проектируют на основных деталях изделия для свободы движения и одновременно для прилегания изделия по линии талии, а также в качестве отделочных швов. Складки бывают односторонние, встречные, бантовые, застроченные по всей длине, прямые (защипы) и сложные. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Односторонние складки – это складки, заложенные в одном направлении через определенное между ними расстояние. Складки, у которых все сгибы с лицевой стороны направлены в одну сторону, а с изнанки - в другую. Каждую складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией (линия внутреннего сгиба), боковой (линия наружного сгиба) и линией, определяющей конец стачивания. Встречные складки. Это такие складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены друг против друга, а с изнанки - в противоположные стороны. Встречную складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией, боковой (линия наружных сгибов) и линией, определяющей конец стачивания. Бантовые складки. Представляют собой изнаночную сторону встречной складки или две односторонние складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены в противоположные стороны и образуют «бант». Размечают и обрабатывают бантовые складки так же, как и встречные из одной детали, но только с лицевой стороны детали. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Инструктаж по технике безопасности. Техника безопасности при работе с утюгом: Включать и выключать только за вилку, сухими руками. Смотреть, чтобы провод не перекручивался. О неисправностях сообщаем учителю. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Инструктаж по технике безопасности. ТБ при работе на швейной машине: Расстояние от машины до работающего – 10 см, игла – напротив глаз. Правильное положение рук и ног. Не наклоняйся близко к движущим частям машины. Смотри, чтобы провод не перекручивался. По окончании работы выключи машину. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Технологическая последовательность обработки складки 1.Наметить место расположения складки: -для односторонней складки: прочертить 3 параллельных линии с изнаночной стороны ткани, в центре образца на расстоянии 3 см одну от другой. -для встречной складки: прочертить 3 параллельных линии с изнаночной стороны ткани, в центре образца на расстоянии 5 см одну от другой. -для бантовой складки: прочертить 3 параллельных линии с лицевой стороны ткани, в центре образца на расстоянии 5 см одну от другой. 2. Сметать складку 3. Стачать складку, выполняя закрепки вначале и в конце строчки 4. Удалить нитки сметывания складки на уровне стачивания 5. Заутюжить припуски складки -для встречной и бантовой складки припуски складки необходимо разложить на обе стороны, симметрично, а затем разутюжить. 6. Удалить нитки сметывания складки 7. ВТО складки. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Критерии оценки № Критерии оценивания Баллы 1 Разметка выполнена ровно, согласно ИТК. 1 2 Стачной шов ровный, закрепки в начале и конце строчки длиной 7-10 мм. 2 3 Сметка удалена полностью. 2 4 ВТО выполнена качественно. 2 5 Организация рабочего места, техника безопасности соблюдена, рабочая одежда в наличии. 3 ИТОГО 10 10 баллов – оценка «5», 8-9 баллов – «4», 6-7 баллов – «3» МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Закрепление пройденного Вопросы: Для чего применяются складки? Перечислите виды складок? В каких местах делают закрепки при застрачивании складки? Адрес: : http://LearningApps.org/watch?v=aza4w0nv МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.

    Ссылки: ТЕСТ «Моделирование юбки» - http://LearningApps.org/watch?v=zcz93yy5 ТЕСТ для закрепления пройденного: http://LearningApps.org/watch?v=aza4w0nv Литература: Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 кл. / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 128с. Симоненко В.Д., Крупская Ю.В., Кожина О.А, Синица Н.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/ Под ред.В.Д. Симоненко. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2006.- 208с.: ил. http://www.osinka.ru/Sewing/Modelling/Ubki/19.html http://festival.1september.ru/articles/588321/ images.yandex.ru МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.


  2. Строение поверхностей наслоения. Определение кровли и подошвы слоёв
  3. Сущность и условия образования слоистых толщ
  4. 1.2. Первичные (ненарушенные) и нарушенные
  5. 1.2.1.Горизонтальное залегание слоёв
  6. 1.2.2. Наклонное залегание слоёв
  7. 1.2.3. Нормальное и опрокинутое залегание
  8. Определение элементов залегания наклонно залегающих геологических границ.
  9. Определение истинной мощности слоя при наклонном залегании
  10. Построение выхода пласта на поверхность на карте с топографической основой
  11. 1.2.4. Согласное и несогласное залегание пород
  12. Типы несогласий
  13. Строение поверхностей несогласий.
  14. Критерии установления несогласий при геологическом картировании.
  15. Глава 2. Геологическое изучение разрывов в горных породах
  16. 2.1. Трещины и кливаж в горных породах (разрывы без смещения).
  17. 2.1.1. Трещины и трещиноватость
  18. 2.1.2. Нетектонические трещины.
  19. 2.1.3. Прототектонические трещины
  20. 2.1.4. Тектонические трещины
  21. Трещины отрыва
  22. Трещины скалывания
  23. 2.1.5. Отдельность
  24. 2.1.6. Изучение трещиноватости
  25. 2.2. Разрывы со смещением
  26. 2.2.1. Сбросы
  27. 2.2.2. Взбросы
  28. 2.2.3. Грабены
  29. 2.2.4. Горсты
  30. 2.2.5. Сдвиги
  31. 2.2.6. Раздвиги
  32. 2.2.7. Надвиги
  33. 2.2.8. Покровы
  34. 2.2.9. Механизм образования и происхождение разрывов Образование или происхождение разрывов
  35. 2.2.10. Определение возраста, типа и структурных элементов разрывов Определение возраста
  36. Определение типов разрывных нарушений
  37. Определение направления смещения крыльев
  38. Определение амплитуды смещения
  39. Признаки наличия разрывных нарушений
  40. 1) По геологическим признакам
  41. 2) По геоморфологическим признакам:
  42. 3) По гидрологическим признакам:
  43. Условные обозначения разрывных нарушений
  44. Глава 3: Складчатые формы залегания пород
  45. 3.1. Складки и их элементы и параметры
  46. 3.2. Классификация складок
  47. 3.2.1. Морфологическая классификация
  48. 3.2.2. Генетическая классификация складок
  49. Складки, обусловленные геологическими условиями
  50. 3.3. Изучение складчатых форм
  51. 3.4. Изображение складчатых форм
  52. Литература
  53. Глава 4. Геологическое картирование интрузивных образований
  54. 4.1. Общая характеристика форм и особенностей залегания интрузивных пород
  55. 4.2. Полевое изучение интрузивов и элементы структурно-петрологического картирования
  56. Оконтуривание интрузивов
  57. Определение характера контакта
  58. Методы определения положения и элементов залегания контактов интрузивных тел
  59. Восстановление морфологии эродированной кровли интрузивов
  60. Определение возраста интрузий
  61. Определение возраста интрузий на разрезе и геологической карте
  62. Определение верха и низа (кровли и подошвы)
  63. 4.3. Внутреннее строение интрузивных тел
  64. 4.3.1. Внутреннее строение недифференцированных интрузивов
  65. 4.3.2. Внутреннее строение дифференцированных интрузивов
  66. 4.3.3. Внутреннее строение расслоенных интрузивов
  67. 4.3.4. Изучение прототектоники интрузивных пород
  68. Структурный блок
  69. Глава 5: Геологическое картирование вулканических пород
  70. 5.1. Вулканические аппараты и их строение
  71. 5.1.1. Элементы вулканического аппарата
  72. 5.1.2. Разновидности вулканов и их строение
  73. 5.2 Особенности образования и условия залегания вулканических пород
  74. 5.2.1. Лавовые потоки
  75. 5.2.2. Пирокластические пласты
  76. 5.2.3. Покровы (покровные и эксплозивные фации)
  77. 5.2.4. Экструзивные фации
  78. 5.2.5.Жерловые фации
  79. 5.2.6. Субвулканические фации
  80. 5.2.7. Пирокластические и пирокласто-осадочные фации
  81. 5.3 Внутреннее строение
  82. 5.3.1. Внутреннее строение лавовых потоков и экструзий
  83. 5.3.2. Внутреннее строение пластов вулканокластических пород
  84. 5.3.3. Внутреннее строение пластов вулканогенно-осадочных пород
  85. 5.3.4. Полевое изучение вулканогенных пород
  86. Палеовулканологические исследования
  87. Глава 6: Геологическое картирование метаморфических пород
  88. 6.1. Метаморфизм и метаморфические породы
  89. 6.1.1. Типы и фации метаморфизма
  90. 6.1.2. Типы метаморфических комплексов и основные разновидности метаморфических пород
  91. Метаморфиты
  92. Динамометаморфические породы
  93. Мигматиты
  94. Метасоматиты
  95. 6.2. Общие особенности строения и залегания метаморфических пород
  96. 6.2.1. Морфология тел метаморфических пород и формы залегания
  97. 6.2.2. Текстуры и структурные элементы метаморфических пород
  98. 6.2.3. Структурные формы метасоматических пород
  99. 6.3. Методы изучения метаморфических толщ
  100. 6.3.1. Петрографические методы изучения метаморфических пород
  101. 6.3.2. Литологические методы метаморфических пород
  102. 6.3.3. Петрогеохимические методы определения первичной природы метаморфическихпород
  103. 6.3.4. Изотопно-геохимические методы
  104. 6.3.5. Стратиграфические методы
  105. 6.3.6. Методы формационного анализа
  106. 6.3.7. Структурный анализ
  107. Определение разновозрастности и последовательности развития структурных форм и структурных элементов.
  108. Построение структурно-возрастной шкалы.
  109. Определение последовательности эндогенных процессов.
  110. Построение шкалы относительной последовательности эндогенных процессов.
  111. Выделение тектоно-метаморфических циклов.
  112. Выделение и корреляция разновозрастных свк (структурно-вещественных комплексов) с моно- и полициклическим развитием.
  113. 6.3.8. Геофизические методы
  114. 6.3.9. Дешифрирование аэрофото- и космофотоснимков
  115. 6.4 Изображение метаморфических пород на геологической карте
  116. 6.4.1. Особенности картирования метаморфических образований
  117. Документация и отображение структурных элементов дислоцированных метаморфических пород
  118. Литература
  119. 7.1. Разновидности кольцевых структур
  120. 7.1.1. Метеоритные кратеры и астроблемы и
  121. 7.1.2. Соляные купола
  122. 8.1. Модели вертикальной (внутренней) и латеральной неоднородности
  123. 8.2. Основные этапы образования и развития земной коры
  124. 8.3. Внутреннее строение Земли
  125. Земная кора
  126. Литосфера и астеносфера
  127. Тектоносфера
  128. 8.4. Основные структурные единицы литосферы
  129. 8.4.1. Литосферные плиты
  130. 8.4.2. Границы литосферных плит
  131. 8.4.3. Внутренние области океанов
  132. Срединно-океанические хребты
  133. Трансформные разломы
  134. Горячие точки
  135. Абиссальные равнины
  136. Внутриплитные возвышенности и хребты
  137. Микроконтиненты
  138. Возраст и происхождение океанов
  139. 8.4.4. Области перехода континент–океан
  140. Пассивные континентальные окраины
  141. Активные континентальные окраины
  142. Вулканические дуги
  143. Трансформные окраины
  144. 8.4.5. Области континентов
  145. Континентальные платформы
  146. Складчатые пояса континентов
  147. Области внутриконтинентального орогенеза
  148. Террейны
  149. 9.1. Масштабы и виды геологосъёмочных работ
  150. 9.1.1. Масштабы геологических съёмок
  151. 9.1.2. Виды геологических съёмок
  152. 9.2. Основы организации геологосъёмочных работ
  153. 9.2.1. Предварительное изучение района работ
  154. 9.2.2. Составление проекта геолого-съёмочных и поисковых работ
  155. 9.3. Основы проведения геологосъёмочных работ
  156. 9.3.1. Полевой период геологосъёмочных работ
  157. 9.3.2. Проведение геологосъёмочных работ
  158. Геологосъёмочные маршруты
  159. Ведение (описание) геологических маршрутов.
  160. Изучение и описание обнажений
  161. Заключительный этап полевых работ
  162. 9.4. Камеральный период геологосъёмочных работ
  163. 9.4.1. Обработка и оформление полевого фактического материала.
  164. Журнал (каталог) образцов (Форма №2) Левая сторона развернутого листа.
  165. 9.4.2. Построение графических приложений.
  166. 9.4.3. Составление отчета.
  167. Рекомендуемая литература Основная:
  168. Дополнительная:
  169. Содержание программы и методические рекомендации для самостоятельныой работы
  170. Программой дисциплины предусмотрено выполнение двух контрольных работ.
  171. Перечень
  172. «Мурманский государственный технический университет» Апатитский филиал мгту
  173. Рабочая программа
  174. I. Введение.
  175. II. Краткое содержание программы практики.
  176. Методика подготовки и проведения производственной геологической практики.
  177. Приложение №1
  178. I. Введение.
  179. II. Краткое содержание программы практики.
  180. Методика подготовки и проведения учебной геологической практики.
  181. II. Полевой период
  182. Приложение №1 календарный план
  183. II. Полевой этап:
  184. III. Камеральный период:
  185. 3.2. Классификация складок

    В основу классификации складок может быть положена либо форма складок, либо их происхождение. В первом случае это будет морфологическая классификация, а во втором – генетическая. Обе эти классификации учитывают различные характеристики и свойства складок и дополняют друг друга.

    3.2.1. Морфологическая классификация

    В морфологической классификации складки делятся по ряду признаков: по положению осевой поверхности; по соотношению между крыльями; по форме замка; по углу между крыльями; по соотношению мощностей слоёв на крыльях и в сводах складок; по отношению осей; по положению относительно горизонта; по характеру отображения на геологических картах и планах и т.д.

    По положению осевой поверхности выделяют симметричные и асимметричные складки.

    Симметричные складки - складки с одинаковыми углами наклона крыльев и вертикальной осевой поверхностью (рис. 3.13).

    Асимметричные складки обычно с наклонной или горизонтальной осевой поверхностью и различными углами наклона крыльев. Они могут быть разделены на четыре вида (рис. 3.13):

    наклонные складки с наклонной осевой поверхностью и падением крыльев в противоположные стороны под разными углами;

    опрокинутые складки с падением крыльев в одну сторону и с наклонной осевой поверхностью;

    лежачие складки с горизонтальным положением осевых поверхностей;

    ныряющие (илиперевёрнутые ) складки, осевая поверхность которых изогнута до обратного падения.

    По соотношению между крыльями складок выделяют (рис. 3.14):

    ● обычные (простые или нормальные) складки с падением крыльев в различные стороны;

    ● изоклинальные складки с параллельным расположением крыльев и с вертикальной, наклонной или горизонтальной осевой поверхностью;

    ● веерообразные складки с веерообразным расположением слоёв, с не пережатым или пережатым ядром;

    Разновидности складок по углу между крыльями :

    отлоги е складки с углами между крыльями от 120º до 180º;

    открытые складки с углами между крыльями от 70º до 120º;

    закрытые складки с углами между крыльями от 30º до 70º;

    сжатые складки с углами между крыльями от >0º до 30º;

    изоклинальные складки с параллельными крыльями.

    Рис. 3.15. Деление складок по форме замка в разрезе:

    а – острые или шевронные; б – пологие или округлые;

    в – коробчатые или сундучные.

    Рис. 3.16. Деление складок в разрезах по соотношению мощностей на сводах и на крыльях:

    1 – подобные; 2 – концентрические; 3 – с утоняющимися слоями в своде; 4 – с повышенными мощностями пород в замках.

    По форме замка различаются (рис. 3.15):

    острые (илишевронные ) складки, угол между крыльями у которой меньше 90º;

    тупые складки, с углом складки больше 90º;

    сундучные (иликоробчатые ) складки с плоскими замками и крутыми крыльями.

    По соотношению мощностей слоёв на крыльях и в сводах складок выделяются (рис. 3.16):

    подобные складки, у которых мощность слоёв на крыльях меньше мощности в сводах, а форма замка не меняется с глубиной;

    концентрические складки с одинаковой мощностью слоёв на крыльях и в своде, причём с глубиной кривизна свода таких складок изменяется, и антиклинали становятся более резкими, чем синклинали;

    антиклинальные складкис утонёнными замками , в которых мощность пород в сводах меньше, чем на крыльях;

    синклинальные складкис повышенными мощностями пород в замках .

    Наиболее широко распространены в природе подобные складки.

    По соотношению длины (длинной оси) и ширины (короткой оси) складки различают (рис. 3.17):

    линейные складки, у которых отношение длины к ширине больше трёх;

    брахиформные (брахисинклинали ибрахиантиклинали ) складки, у которых отношение длины к ширине меньше трёх;

    изометричные складки с приблизительно одинаковыми поперечными размерами –куполовидные (антиклинальные складки) ичашевидные илимульды (синклинальные складки).

    Рис. 3.18. Деление складок относительно горизонта:

    а – прямые симметричные; б – косые или наклонные асимметричные; в –опрокинутые или запрокинутые; г – лежачие.

    1 – изометричные; 2 – линейно замкнутые; 3 – линейно незамкнутые гармоничные; 4 - линейно незамкнутые дисгармоничные.

    а – структурно-кинематическая ось; стрелки – шарниры.

    Рис. 3.20. Периклинальные погружения антиклинальной складки (а ); центриклинальное погружение синклинальной складки (б) .


    прямые илисимметричные складки;

    косые или наклонные асимметричные складки;

    опрокинутые илизапрокинутые складки;

    лежачие складки.

    изометричные складки с приблизительно одинаковыми поперечными размерами;

    линейно замкнутые структуры;

    линейно незамкнутые гармоничные структуры;

    линейно незамкнутые дисгармоничные структуры;

    По наклону шарнира в замыкающей части складки (или по характеру замыкания) выделяют (рис. 3.20):

    ● структуры с центриклинальным замыканием;

    ● структуры с периклинальным замыканием.

    По характеру коленообразного изгиба в горизонтально залегающих толщах и в моноклиналях выделяют флексуры (рис. 3.21 – 3.23), моноклинальные изгибы, структурные террасы и структурные носы.

    Моноклиналь (устаревший синоним –гомоклиналь ) – структура, которая сложена породами, имеющими одинаковый наклон слоёв. В целом она может иногда рассматриваться как крыло крупной складки, остальные элементы которой в связи с их незначительными размерами не обнаружены или ими можно пренебречь.

    Рис. 3.21. Схема строения флексуры.

    Рис. 3.22. Флексуры:

    согласная (а )

    и несогласная (б ).

    Рис. 3.23. Флексура (а ), переходящая по простиранию перегиба в сброс (б ), и структурная терраса (в ).

    Флексуры – коленообразные изгибы в слоистых толщах, выраженные наклонным положением слоёв при общем горизонтальном или наклонном залегании. У них есть верхнее (или поднятое) (АБ ), нижнее (или опущенное) (ВГ ) и смыкающее крыло (БВ ), вертикальная амплитуда смещающего крыла (а ) и угол падения (α ) (рис. 3.21). Флексуры у наклонно залегающих пород могут быть согласными, когда все крылья наклонены в одну сторону, и несогласными, когда смыкающее крыло наклонено в противоположную сторону (рис. 3.22). Флексуры распространены широко, но главным образом в образованиях осадочного чехла платформ. Могут быть как конседиментационными, так и постседиментационными. Флексура в наклонно залегающих толщах пород иногда называется моноклинальным изгибом.

    Структурная терраса – коленообразный и вытянутый по простиранию изгиб (или местное выполаживание слоёв) в наклонно залегающих толщах, в пределах которого слои залегают горизонтально (рис. 3.23 в). Если такой участок вытянут по направлению падения моноклинали, то он называетсяструктурным носом .

    Главные и дополнительные складки.

    Деление складок на главные и дополнительные указывает только на их соподчинённость, а не на размер. Тем не менее, главными складками считаются самые крупные структуры изучаемой площади. Их масштаб может быть различен, но преимущественно это структуры, выявленные при картировании значительной площади и осложнённые более мелкими (дополнительными ) складками. К наиболее распространённым разновидностям дополнительных складок относятсяасимметричные складки на крыльях главной складки исимметричные в области её перегиба (рис. 3.9г). Рисунокасимметричных складок на крыльях крупных структур в их поперечном сечении – зеркально отраженный. Если длинное крыло асимметричной складки перегибается на короткое крыло по ходу часовой стрелки, то узор «правый» илиz -образный, а если же перегибается в направлении против хода часовой стрелки, то узор «левый» илиs -образный. Это характерный признак складок течения. В складках волочения всё наоборот. По смене рисунка можно выявить положение осевой поверхности крупной складки, а по погружению шарниров – тип складки (синформу или антиформу). В случае с горизонтальным положением или ундулирующим погружением шарнира понятие о правом или левом рисунке складок теряет смысл.Симметричные дополнительные складки отмечены только в зонах перегиба крупных складок и находятся в ассоциации с асимметричными складками на крыльях.

    В интенсивно смятых породах, где могут присутствовать дополнительные складки нескольких рангов, залегание слоистости в отдельном обнажении не отражает залегание пачки слоёв в целом. Оно может отражаться зеркалом наиболее крупных складок (рис. 3.9в). По углу между зеркалом складок и их осевыми поверхностями, можно определить на каком крыле структуры находится исследуемое обнажение. Если осевые плоскости складок падают круче, чем их зеркало, то обнажение находится на нормальном крыле структуры, а если наоборот, то обнажение расположено на подвёрнутом крыле.

    Дополнительные складки могут образовываться одновременно с главными складками и позднее.

    При одновременном образовании возможны два варианта ориентировки шарниров: 1 – шарниры дополнительных и главных складок совпадают и лежат в направлении осевой плоскости главной структуры; 2 – шарниры дополнительных складок располагаются симметричным веером относительно осевой плоскости главной структуры.

    При разновременном образовании различаются два варианта: 1 – если мелкие складки возникли до образования крупной складки, то их шарниры не параллельны, при закономерном изменении азимутов падения и сохранении углов относительно деформируемой слоистости; 2 – при более позднем возникновении мелких складок относительно крупной структуры их шарниры взаимно параллельны, но ориентированы косо относительно осевой плоскости крупной структуры.

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Учебно-профориентационный центр» г. Тирасполь

    КОНСПЕКТ

    урока по Технологии

    для учащихся 11 класса

    Специальность: «Швея с умением раскраивать».

    Подготовила и провела:

    Дьяченко Екатерина Ивановна

    преподаватель

    I квалификационной категории

    Тирасполь 2015

    ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

    Для учащихся 11 класса

    Специальность: Швея с умением раскраивать

    Преподаватель: Дьяченко Екатерина Ивановна

    Раздел – Технология изготовления одежды.

    Тема занятия – Виды складок и их обработка

    Цели:

    Образовательные: ознакомить учащихся с видами складок, их обработкой, обеспечить в ходе урока усвоение темы, закрепить умения по выполнению различных видов складок практически, обучить рациональной организации рабочего места.

    Воспитательные: содействовать трудовому воспитанию и профориентации, содействовать эстетическому воспитанию (эстетика оформления конспектов, эстетика выполняемых работ, культура речи, одежды), воспитывать заботливое отношение к общественной и личной собственности, формировать у учащихся стремление к самоконтролю и саморегуляции трудовой деятельности, заботиться а профилактике утомляемости учащихся на уроке.

    Развивающие: развивать умение логически излагать свои мысли, развивать умение выделять главное в изучаемом материале, развивать познавательный интерес, развивать умения учебного труда – наблюдать, запоминать, научить самостоятельно оценивать результаты работы, развивать моторные навыки – точность движений, их скорость, научить применять теоретические знания на практике.

    Межпредметные связи: черчение,рисование.
    Тип занятия: комбинированный урок – урок усвоения новых знаний и урок формирования умений и навыков.

    Вид занятия: урок-лекция с элементами беседы, лабораторно-практическое.

    Методы обучения: словесные (объяснение, беседа), самостоятельная работа в «малых группах».

    Оснащение: ткань, нитки, ножницы, швейные машины, образцы складок, журналы мод.

    Литература:

    Для преподавателей: Назарова А.И., Куликова И.А., Савостицкий А.В. «Технология швейных изделий по индивидуальным заказам».

    Для учащихся: Кокеткин П.П., Куликова Т.И. «Основы промышленной технологии поузловой обработки лёгкой женской и детской одежды».

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

    I . Организационный этап:

    1. Организация занятия.

    2. Постановка учебных и воспитательных целей.

    3. Мотивация и обоснование необходимости изучения темы.

    II . Подготовительный этап:

    Актуализация исходного уровня знаний, умений и навыков по теме (вопросы опроса).

    1. Как обрабатывается застёжка вдвое сложенной планкой?

    2. Как обрабатывается застёжка втачными планками?

    3. Как обработать застёжку тесьмой «молния»?

    III . Основной этап:

    3.1. Изложение новой темы:

    По способу закладывания различают односторонние, встречные и бантовые складки.

    Односторонние складки – это складки, у которых все сгибы с лицевой стороны направлены в одну сторону, а с изнаночной – в другую.

    Встречные складки – это складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены друг к другу, а с изнаночной – в противоположные.

    Бантовые складки представляют собой изнаночную сторону встречной складки или две односторонние складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены в противоположные стороны и образуют бант.

    По способу обработки все виды складок делятся на стачные, т.е. соединённые стачным швом и настрочные, когда машинная строчка с декоративной целью проходит по лицевой стороне изделия.

    Как стачивание, так и настрачивание может быть выполнено по всей длине складки или на некотором участке.

    Складки закладывают по направлению нитей основы.

    Обработка односторонних складок.

    В качестве отделки на изделии чаще всего закладывают группу складок, стачанных по всей длине. Выкроенную деталь складывают изнаночной стороной внутрь, линии глубины складок совмещают по разметке и стачивают по всей длине. Затем стачанную деталь заутюживают. В складках такого рода машинная строчка всегда проходит по лицевой стороне изделия.

    Складки стачанные не до конца, лежащие внизу свободно, делают на юбках, платьях не только как отделочные, но и для того, чтобы обеспечить возможность некоторого расширения низа изделия. Для стачивания складки, деталь складывают лицевой стороной внутрь, совмещают размеченные на ней линии сгиба и местоположения складки и смётывают. Машинную строчку при стачивании складки ведут по намеченной линии местоположения складки до контрольной метки, после чего, плавно поворачивают к сгибу глубины складки (это повышает прочность шва). Затем, верхний слой ткани перегибают по шву стачивания и заутюживают. Если по фасону предусмотрены настрочные складки, то, развернув деталь лицевой стороной вверх, складку намётывают и настрачивают до контрольной метки на некотором расстоянии от сгиба согласно фасону. У контрольной метки строчку обрывают или поворачивают под тем или иным углом к сгибу. (Приложение № 1)

    Обработка встречных складок.

    Встречная складка обрабатывается так же как и односторонняя, только заутюживание делается не в одну сторону, а в две. Складка расправляется так, чтобы шов проходил по середине складки, а затем заутюживается. Если по фасону предусмотрены настрочные складки, то настрачивание проводится по обе стороны от шва стачивания. (Приложение № 2)

    Обработка бантовых складок.

    Бантовая складка обрабатывается так же как и встречная, только стачивание производят по лицевой стороне, а настрачивают складку с обеих сторон на расстоянии предусмотренном по фасону. (Приложение № 3)

    3.2. Самостоятельная работа учащихся.

    Вводный инструктаж:

      Знакомлю учащихся с темой и задачами данного урока.

      Восстанавливаю в памяти учащихся необходимые данные для намеченной работы.

      Знакомлю учащихся с практическими работами.

      Проверяю готовность к работе, организацию рабочего места.

      Объясняю приёмы выполнения практических работ.

      Предостерегаю учащихся от различных ошибок при выполнении практических работ.

      В случае необходимости повторяю показ и объясняю приёмы.

      Подчёркиваю важность правил техники безопасности.

    Практическая работа: «Обработка складок».

    Текущий инструктаж:

    1. Проверяю организацию и состояние рабочих мест.

    2. Проверяю правильность выполнения приёмов в работе каждого ученика не выпуская из вида всю группу.

    3. Проверяю правильность самоконтроля, не допускаю ни единого случая пользования неправильными приёмами и не допускаю их усвоения.

    4. Проверяю правильность соблюдения технических условий в работе.

    5. Проверяю правильность ведения промежуточного контроля (выдаю дополнительное задание наиболее успевающим ученикам).

    6. При выявлении у ряда учащихся одинаковых ошибок, нарушения порядка на рабочем месте, прерываю работу учащихся, исправляю ошибки, восстанавливаю порядок, т.е. провожу коллективный инструктаж.

    7. Обращаю особое внимание на отстающих, оказываю им помощь советом и показом.

    8. Воспитываю на опыте успевающих.

    IV .Заключительный этап (рефлексия)

    1. Контроль усвоения новой темы и закрепления новых знаний

    1.1. Какие виды складок бывают по способу закладывания и по способу обработки?

    1.2. Что такое односторонние складки?

    1.3. Что такое встречные складки?

    1.4. Что такое бантовые складки?

    1.5. Как обрабатываются односторонние складки?

    1.6. Как обрабатываются встречные складки?

    1.7. Как обрабатываются бантовые складки?

    Заключительный инструктаж:

    1. Подвожу итог учебного дня.

    2. Анализирую работу всей группы, отмечаю лучшие работы.

    3.Указываю типичные ошибки (если таковые имеются) и пути их устранения.

    4. Сообщаю оценки знаний учащихся.

    5. Сообщаю задачи следующего урока.

    6. Сообщаю домашнее задание.

    2. Подведение итогов занятия:

    2.1. Обобщение материала.

    2.2. Ответы на вопросы.

    2.3. Выставление оценок.

    3. Задание на дом : выучить тему «Виды складок. Обработка складок».

    Урок окончен.

    Преподаватель: Дьяченко Е.И.

    (Приложение № 1)

    Технология обработки односторонней складки

    1. Складываем деталь по линии 3 лицевой стороной внутрь;

    2. Сметываем складку по всей длине;

    3. Стачиваем складку вертикальной строчкой по линии 2 до заданного участка (место раскрытия складки с лицевой стороны), (места стачивания обозначены на чертеже красным цветом);

    4. Удаляем наметку.


    (Приложение № 2)

    Технология обработки встречной складки

    1. Сметайте, а затем стачайте по изнаночной стороне две складки по линиям лицевого сгиба до заданного участка;

    2. Разложите припуски складок на равные расстояния от строчки и закрепите каждую складку в отдельности закрепляющей строчкой.

    3. Для лучшей устойчивости ткани эту складку можно закрепить в месте наибольшего растяжения дополнительным клеевым материалом.

    (Приложение № 3)

    Технология обработки бантовой складки

    1. Сметайте, а затем стачайте по лицевой стороне две складки по линиям изнаночного сгиба до заданного участка;

    2. Разложите припуски складок на равные расстояния от строчки и застрочите в край каждую, как показано на чертеже


    1. Удобный способ для подгибки

    Как добиться ровной подгибки изделий? Очень просто!

    Можете сделать заготовки сами, а можете воспользоваться образцом - для прямой подгибки! Вам остается только распечатать и использовать в шитье!

    Как сделать с помощью трафаретов одинаковые и ровные накладные карманы

    С их помощью раскроить ровненький карман не проблема. А если сделать такие шаблоны из не толстого картона, то и с утюжкой проблем не будет.


    Трафарет для изогнутой подгибки

    Можете распечатать шаблон или перерисовать его на картон и использовать


    2. Складки на ткани: вилка в помощь!

    Так шили наши бабушки! Для работы потребуется совсем немного времени и нестандартный инструмент: ВИЛКА.

    Делается это на «3 счета»:

    1. Заводим вилку в начальное положение: 1 зубец поверх ткани, остальные - под ней.

    2. Ладонь левой руки лежит на ткани и придерживает ее, теперь поворачиваем вилку вокруг оси. Осью служит одиночный зубец. Движение вполоборота снизу вверх от себя. На фото показано, что должно получиться.

    3. Придерживая левой рукой складу, правой вытаскиваем вилку из ткани. Расправляем полученную складу и фиксируем ее портновской булавкой.

    На моем образце отступ отмерялся от линии ВНУТРЕННЕГО сгиба предыдущей склады и был равен ширине вилки + 0,5 см.

    Фото 4: так это выглядит в готовом виде.

    Вы можете в зависимости от модели, наличия и свойств ткани располагать складки гуще или реже, а также «развернуть» их в другую сторону. Продолжайте закладывать складки до тех пор, пока не будет достигнута нужная ширина полотна.
    Теперь можно шить!

    Примечание №1: Этот способ подходит: для тканей гладких по фактуре, не-ворсовых, не-буклированных для легких и средне- тяжелых тканей идеально для народных, сценических, театральных костюмов, детской одежды, предметов интерьера

    Примечание №2: В какую сторону будут направлены склады зависит от того, левый или правый зубец вилки будет поверх ткани в начальной позиции. А также от того, к себе или от себя Вы будете поворачивать вилку Ширину склад можно изменять, используя вилки различной ширины. Можно вилку заменить на самостоятельно изготовленный шаблон из плотного картона - прямоугольник желаемой ширины с 3-мя прорезями и 4-мя «зубьями».

    3. Окраска тканей фукорцином

    Фукорцин (краска Кастеллани). Жидкость ярко-малинового цвета. В сочетании с зеленкой даёт чёрно-синий цвет. При необходимости, фукорцин может быть обесцвечен насыщенным раствором аспирина (ацетилсалициловой кислоты). Состав и форма выпуска: Раствор содержит кислоты борной 0,8 ч., фенола чистого 3,9 ч., резорцина 7,8 ч., ацетона 4,9 ч., фуксина основного 0,4 ч., спирта этилового 95% 9,6 ч., воды дистиллированной до 100 ч.; во флаконах по 10 мл.

    Фукорцин окрашивает ткань моментально. Чем дольше ткань держать в окрашивающем растворе, тем цвет становится более насыщенным и темным. При подготовке красящего раствора всё зависит от окрашиваемого материала и желаемой насыщенности цвета. Когда я красила майку (100 % хлопок) и сумку (содержит акрил), то использовала примерно 5 л. воды на 10 мл. фукорцина.

    Если цвет раствора недостаточно насыщен и хочется добавить ещё краситель, то необходимо вынуть окрашиваемую вещь из емкости с красителем и добавить необходимое количество фукорцина. Не сделав это, вещь может окраситься (при чем не полностью, а пятнами) в тёмный, даже коричневый цвет и потом ни один хлорсодержащий и аспириносодержащий раствор не отмоет (у самой так получилось).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.