«Не навредить» детям: возможно ли это? Какие отношения можно сохранить, а какие – нет. Принуждение как форма наказания

Современные родители зачастую совершают ошибки в воспитании детей, возможно в силу неопытности, а возможно в силу чрезмерного участия.

Конечно, у каждого родителя устоялось своё видение того, как надо ухаживать и обучать своего ребёнка, и мы не будем их осуждать за их решения и называть их ошибочными, ведь каждый родитель знает, что будет лучше конкретно для его ребёнка, просто постараемся пролить свет на перспективы, следующие за некоторыми такими решениями.

Данные предложенные ошибки вытекают из субъективного мнения и рассматриваются с точки зрения их влияния в будущем.

Я думаю, что на сегодняшний день самая распространённая ошибка в воспитании ребёнка — это желание сделать его умным и образованным не по своим годам, давая ему задания не свойственные его возрасту. Сколько раз было увидено и замечено, что супер-продвинутые родители отправляют детей, вопреки их желаниям, например, на курсы английского, ведь каждый считает, что это непременно пойдёт на пользу. Но давайте встанем на их место, и мы увидим, что таким образом банально укорачивается детство, сразу делается акцент на обучение, а у ребёнка это обучение будет длится на протяжении нескольких десятилетий в будущем, так зачем его перенапрягать сейчас, когда его организм не привык к таким нагрузкам, когда у него не устоялась психика.

Также основной ошибкой, по-моему мнению, является принятие решений за ребёнка. Когда родители решают за ребёнка с кем ему дружить, куда ему ходить, прививают ему навязчивые стереотипы и так далее. У него «душится» его «Я», он живет по этим навязанным решениям. Его самостоятельность при этом угасает, а в итоге получается, так называемый «маменькин сынок». Дети должны иметь собственное мнение, а родители не должны его подавлять. Это не значит, что все прихоти ребёнка должны быть исполнены, это значит, что родитель должен прислушиваться к своему ребёнку, давать ему основу его самостоятельности.

Также к «душению» самостоятельности можно отнести гиперопеку родителей. Безусловно все родители переживают за своих детей и даже в периоды взрослой жизни видят в них маленьких детей, но осознание того, что ваш ребёнок, как и вы когда-то, станет взрослым и обзаведётся собственной жизнью является основой для его успешной самостоятельности и независимости, важной в современном обществе. Тут абсолютно нечего боятся, надо принять и способствовать этому, поддерживая ребёнка во всех аспектах его жизни.

Как эпиграф перед следующим пунктом скажу, что все дети разные, у них ни на кого не похожие характеры и манеры поведения. Воспитывая детей, надо опираться именно на их психологический портрет. Таким образом мы подходим к ошибке, которая заключается в сравнивании с другими детьми. Это одна одна из самых необъективных и неконструктивных вещей в воспитании ребёнка. Прибегая к этому родители стараются понять, насколько развит или неразвит их ребёнок, по сравнению с другими детьми. Сама формулировка этого является абсурдной. Сравнить достижения вашего чада можно только с результатами его прошлых успехов, а никак не с достижениями других детей. Каждый ребёнок уникален и развит по-своему, и отрицание этого свойства приводит к понижению самооценки у детей, и в конечном итоге уже взрослый человек сравнивает себя, свои достижения с другими людьми и обществом, а находя какое-либо негативное различие чувствует себя неполноценным.

Учитывая пункт выше, надо понимать, что также нельзя допускать у ребёнка развития эгоцентричности. Все должно быть в меру, и преувеличивание или преуменьшение контроля может привести к плохим последствиям. Важно найти «золотую середину» и, не потакая абсолютно всем его желаниям, не подавлять их и не сводить на нет.

Многие родители практикуют поощрение деньгами за хорошие оценки, за помощь по дому и так далее. Помимо некоторых плюсов, среди которых ребёнок не просто получает карманные деньги, а зарабатывает их, встречается парочка значительных минусов. Поощряя детей за оценки, родители радуются, что у ребёнка хорошая успеваемость, но при этом не замечают, что ребёнка интересует только получение денег за эти оценки, а отнюдь не потому, что им нравится тот или иной предмет и у них присутствует тяга к знаниям. Точно такой же принцип и с домашними обязанностями. Важно понимать, что прекращение такого финансирования неизбежно ведёт к снижению стимуляции, тем самым ухудшается ранг оценок и проявляется неучастие в делах домашних.

Также хотелось бы поднять ошибку употребления физических наказаний. В нашей стране, на самом деле, широко это используется, например, шлепки, подзатыльники и тд. Я считаю, что это действительно неприемлемый вид наказания, это крайне бесчеловечно. В школе, во времена нашего детства всегда были хулиганы, которые нападали только на слабых, чувствуя себя при этом сильнее и могущественней, а теперь представьте, что по отношению к вашему ребёнку вы — тот самый хулиган, не способный не только вербально решить конфликт, но и не способный нападать на равных по силе себе. И какой подаётся на этом опыте пример вашим детям? Уже не говоря о том, что ребёнок может вырасти злым и жестоким. Если не получается решить конфликт с помощью слов и компромиссов, и ребёнок совершенно переходит грань прилежного поведения, не стоит давать волю гневу, существует множество других более гуманных способов, например, лишение значимых вещей.

Многие родители хотят быть авторитетом для своих детей, но часто, перешагивая нормальную границу, переходят на сторону «Я сказал, мое слово — закон». Ещё одна ошибка, ущемляющая свободу и мнение ребёнка. Таким родителям важна успешность ребёнка, высоки требования к ребёнку, чтобы его любили надо постараться им угодить. В следствие этого ребёнок, всегда ищет одобрения со стороны родителей. Не удовлетворяя требованиям и не получая достаточной любви и заботы, ребёнок становится замкнут в себе, раним, и зачастую имеет проблемы с обществом.


В современном мире очень сложно следить за питанием и употреблять как можно больше правильной, здоровой пищи. Попадаясь на рекламу, мы пичкаем детей всякими , фаст-фудами и т.д., тем самым прививая с ранних лет плохую привычку, которая бумерангом скажется в будущем. Важно с раннего возраста следить за рационом ребёнка, своим примером показывая, что правильная еда может быть не только полезной, но и вкусной. Эта ошибка/проблема распространена сейчас, как никогда раньше, множество детей страдают ожирением от ошибок их родителей, которые отдают предпочтение кормить детей «вкусной едой с множеством пищевых добавок», чем озаботиться приучением к здоровому образу жизни.

Распространённой ошибкой также является использование телевизоров/компьютеров в качестве помощников воспитания и нянь. У многих родителей бывают такие моменты, когда просто-напросто необходимо отвлечь внимание детей от себя на что-то, и в этом плане является быстрым способом, но тем самым проявляется эгоизм и желание просто отвязаться от ребёнка. Если бы родитель думал в такие минуты о том, что будет правильно именно для ребёнка, то он бы мог посадить ребёнка за книгу, за раскраску и за остальные более развивающие дидактические материалы. Проведённое время за телевизором/компьютером никак не сможет заменить ребёнку время проведённое с его родителями. Да и самим родителям следует думать о пользе для растущего человека первее всего. Проводя время с ребёнком усиливается ваша эмоциональная связь, с чем в будущем жить гораздо проще.

Таким образом, современные родители не идеальны и как любые другие люди совершают ошибки, даже в таком важном деле, как воспитание ребёнка, особенно в этом деле. Но как многочисленны бы ни были эти ошибки их можно исправить, если заметить неверное как можно скорее. От правильного воспитания и от вашего отношения к ребёнку зависит вся его будущая жизнь, в особенности её эмоциональная составляющая. Смотря на вас и ваши подходы, дети будут впитывать и фильтровать информацию о жизни, о привычках, о воспитании своих детей и тд. Важно помнить, что ваш ребёнок уникален, каким бы характером он не обладал, и вы должны постараться найти подход к нему, никто, кроме вас, не сможет это сделать. С самого детства у ребёнка формируется психика, представление его о мире и обществе, и родители должны приложить значительные усилия для нормального становления таких значимых аспектов социальной жизни.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Детство - чудесная пора, и родители готовы пойти на все ради смеха и улыбки ребенка. Однако в этом деле очень легко перестараться и навредить.

сайт собрал 5 вещей, которые приносят больше вреда, чем пользы, и могут привести к непоправимым последствиям.

6. Ходунки и прыгунки

  • детский травматизм (более 8 000 случаев в год только в США);
  • неравномерное укрепление мышц, деформация стоп и ног;
  • искривление позвоночника из-за большой нагрузки (позвоночный столб у детей до года еще не полностью сформирован и не имеет нужных изгибов);
  • отсроченные самостоятельные двигательные навыки - нет стимула к самостоятельному хождению, не развиваются чувство равновесия и инстинкт самосохранения.

Чтобы минимизировать вред, используйте эти приспособления под присмотром взрослых не более 2 раз в день по 15 минут и только после того, как ребенок научился вставать на ноги. Также не лишней будет консультация ортопеда на выявление противопоказаний.

5. Фруктовые соки и молоко

Фруктовые пастеризованные соки содержат в себе мало витаминов и большое количество сахара, что приводит к проблемам с зубами и ожирению.

  • Педиатры рекомендуют свежевыжатые соки детям старше одного года и в ограниченном количестве. Пастеризованные соки лучше заменить на свежие фрукты.

Цельное коровье молоко содержит мало железа и гораздо большее количество питательных веществ, чем нужно малышу. Все это приводит к нагрузке на почки, может провоцировать развитие анемии, аллергии и дисбактериоз.

  • Коровье молоко можно давать детям старше одного года и не более 500 мл в день. Замените молоко на продукты с высоким содержанием кальция (кисломолочные продукты, зеленые овощи и фрукты) и витамина D (яйца, говяжья печень).

4. Яркие игрушки

В дошкольном возрасте через игрушки дети познают мир и получают социальные установки. Игрушки с неестественными цветами, электронными звуками и детальной проработкой деталей тормозят у детей развитие творческого мышления и негативно влияют на формирование личности: возможны появление вспышек агрессии и беспричинных страхов, депрессия в подростковом возрасте.

  • Выбирайте игрушки спокойных цветов и желательно из натуральных материалов - дерева и ткани. Помните, что игра - это в первую очередь обучение, а не развлечение, поэтому игрушки должны быть приближены к реальной жизни.

3. Теплая одежда

  • Чем меньше ребенок, тем хуже у него развита терморегуляция, поэтому он быстрее охлаждается и перегревается. Перегрев приводит к неврозам и опасен тепловым ударом .
  • Чересчур теплая одежда не дает организму выработать правильные защитные реакции на изменение погоды, что приводит к простудным заболеваниям и слабому иммунитету.

Одежда должна быть из натуральных, дыщащих тканей, и ее должно быть на один слой больше, чем у взрослых. Ребенку комфортно, если у него теплые и сухие грудь и живот, розовые и теплые руки и ноги.

1. Ремни безопасности

Ремень безопасности не должен давить на живот, в противном случае это может привести к травме ребенка в случае аварии.
Поместите пояс как можно ниже под живот. Постарайтесь сидеть в вертикальном положении, так как наклон вперед слишком давит на ребенка. А лучше вообще избегайте вождения за рулем: рулевое колесо находится слишком близко к животу, что может оказаться фатальным даже при незначительном ДТП.

Развод для пары – трудное испытание, особенно, если их связывал не только быт, но и общие дети. Ребёнок не может понять, как можно выбирать между мамой и папой, и испытывает сильнейший стресс по поводу расставания с одним из них. Рассказываем, как минимизировать последствия развода.

1. Не скрывать и не врать

Часто родители не знают, как сообщить детям новость и продолжительное время или живут в режиме соседей, или придумывают командировки одному из родителей, изо всех сил изображая счастливую семью в периоды, когда это необходимо. Но дети не так глупы, как нам кажется. Они могут не знать конкретно, что произошло между родителями, но они чувствуют, что что-то пошло не так, и тревога их нарастает по мере вашего молчания и нежелания объяснить ситуацию. Поэтому лучше всего сесть и сказать детям о том, что мама и папа теперь будут жить отдельно. Конечно, стоит учитывать возраст ребёнка, а также, степень близости с уходящим родителем.

2. Спокойствие ребёнка на первом месте

Есть множество ситуаций, когда родителям стоит думать о себе в первую очередь, но только не при разводе. От вашего поведения в процессе развода зависит то, насколько тяжело перенесет этот стресс ребёнок. А потому, каждый раз, когда вас будет захлестывать волна грусти или злости, вы должны думать в первую очередь о том, что рядом тот, кто нуждается в вас больше всего на свете. Погружайтесь в свои эмоции в одиночестве, найдите психолога, но ребёнок не должен видеть того, как вам плохо, иначе он встанет в родительскую позицию и начнёт вас утешать, а это не его место совершенно.

3. Если один из родителей просто исчез и не желает участвовать в жизни ребёнка

Конечно, вам грустно и обидно за ребёнка, но не спешите очернять ушедшего родителя. Дети не всегда будут маленькими, рано или поздно они вырастут и всё поймут и начнут уважать вас ещё больше. Не отговаривайте их от поиска, не пытайтесь препятствовать их общению, если конечно вам или вашему ребёнку не угрожает опасность от ушедшего супруга.

4. Не превращайте ребенка в разменную монету

Отвратительно наблюдать, когда ребёнок становится предметом торга. Никто при этом не учитывает интереса самого чада, родители заняты тем, чтобы побольнее уколоть партнера и выбить более выгодные условия для себя. Как бы вам не хотелось так сделать, пожалуйста, воздержитесь и постарайтесь как можно меньше реагировать на шантаж и провокации второй стороны. Представьте, каково должно быть ребёнку, который вчера жил в полной семье, любимый и беспечный, сегодня становится между двух огней и его тянут в разные стороны самые близкие на свете люди.

5. Проработайте четкие правила

Если оба родителя хотят продолжать общение с детьми, проговорите график и правила встреч. Когда, где и сколько по времени. Не самовольничайте и не делайте внезапных визитов или не забирайте вдруг ребёнка из школы пораньше, не предупредив об этом вторую сторону. Если ребёнок не младенец, спрашивайте его мнение, он имеет право выбора, имеет право даже не хотеть встреч, по крайней мере, первое время, не обижайтесь на него, не заставляйте.

6. Не заглаживайте свою вину подарками

То, что вы будете чувствовать свою вину, не значит, что её надо заглаживать перед ребёнком покупкой всего, что тот попросит, нарушением режима и т.д. Не надо стараться быть «лучшим» родителем из двух, это тупиковый путь. Делать уроки, ходить на дополнительные занятия, соблюдать режим малыш должен в обоих домах. Так же стоит обговорить примерную сумму подарков на крупные праздники, чтобы не выставить менее состоятельного родителя в невыгодном свете перед ребёнком.

Негативные эмоциональные воздействия не оставляют следов на коже, однако ранить могут не меньше, чем физическое насилие.

Негативные эмоциональные воздействия не оставляют следов на коже, однако ранить могут не меньше, чем физическое насилие.

«Боги», «купцы» и «овцы»: какие стили родительства могут быть вредны для детей?

Детство - это опорный институт, который формирует общество, его благополучие напрямую связано с благополучием и здоровьем каждого ребенка. Поэтому общественные организации, например, Всемирная Организация Здравоохранения и ЮНИСЕФ (детский фонд ООН), составляют рекомендации, как создать безопасное и счастливое детство, чтобы ребенок вырос физически и психически здоровым.

Редкие родители обращаются к сайту ВОЗ и читают изложенные там рекомендации по воспитанию. Обычно в ход идут традиционные методы, основанные на опыте. Битые в отрочестве родители применяют силу при воспитании своего чада, потому что не знают других способов достучаться до ребенка и повлиять на его поведение. Это относится и к воспитательным стратегиям, не имеющих явных последствий для здоровья и безопасности ребёнка. Воспитательные методы часто дрейфуют из поколения в поколение, снова и снова порождая психически нестабильных, тревожных, замкнутых взрослых.

Чтобы ребенок вырос здоровой полноценной личностью, нужно защитить его от любого вида насилия. Физическое, сексуальное насилие и невыполнение родительских обязанностей - явные причины возникновения проблем у ребенка.

Эмоциональное насилие над ребёнком не наказывается уголовно, но его последствия травматичны для психики маленького человека, как удары ремнём - для тела.

Систематическое унижение, манипулирование, подавление воли детей укоренились в родительском арсенале многих. Американские психиатры Сьюзан Форвард и Крейг Бак даже ввели термин «вредные родители» (toxic parents), чтобы определить тех, кто прибегает эмоциональному насилию в воспитании и наносит вред самооценке, жизненным установкам, а порой и психике детей.

Вот какие типы «вредных родителей» можно выделить.

«Бог»

Уверенный в своей правоте и непогрешимости родитель. Требует от ребёнка поклонения, безусловной любви и беспрекословного подчинения. Часто в эту категорию попадают отцы семейства. Эмоционально относится к ребёнку как к «подданному» и считает, что смысл жизни детей - это выражение благодарности родителю за дар существования.

Такие родители используют телесные наказания и устанавливают строгие правила, даже если в них нет нужды. Ребёнок «бога» склонен к подчинению, замкнут. Страх и благоговение перед родителем перерастает в склонность обманывать в бунтарский подростковый период. Во взрослой жизни такие дети окажутся неспособными самостоятельно принимать решения и будут искать нового «бога» в своей второй половинке или близком друге.

Лексикон «Бога»: «Я лучше знаю», «Ты мне всем обязан», «Если бы не я...»

«Критик»

Оценивает ребенка и сравнивает его с другими детьми. Рисует в голове образ идеального малыша и заставляет сына или дочку подгонять себя под недостижимые лекала. Болезненно реагирует на «отставание» своего чада от своих сверстников, требует больших усилий и старания, устанавливает жёсткие рамки и дисциплину, подкрепляя их систематическим унижением. Особенно опасны критики, у которых несколько детей, ведь тогда за «золотым стандартом» даже не нужно обращаться во внешний мир.

Опасность такого вида эмоционального насилия - развитие у ребёнка заниженной самооценки, синдрома «неудачного образца» при сравнении с братьями или сестрами.

Лексикон «Критика»: «У всех нормальные дети, а у меня...», «Почему у Ангелиночки пятерка, а у тебя - тройка?», «Вот твой старший брат - просто ангел, а ты - какое-то наказание».

«Тренер»

У таких родителей много общего с «критиками». Своих детей они тоже сравнивают с другими, но с целью мотивировать их на победу. Соревновательный дух питает тренера изнутри, он считает ребёнка предметом своей гордости и при каждом удобном случае демонстрирует его окружающим. Как правило, тренеры заставляют детей добиваться успеха в областях, в которых не смогли преуспеть сами. Для отцов это обычно спорт, а для матерей - иностранные языки или игра на музыкальных инструментах.

Интересы и склонности ребёнка «тренеры» не учитывают. Их дети вырастают в атмосфере постоянного соревнования.

Эмоционально это настраивает ребёнка на погоню за чужими целями, достижение которых не приносит радости. Преуспевшие в глазах родителей чемпионы превращаются в экспонат в зале славы родителя с комплексом отличника. А те, кому не удалось достичь успеха, чувствуют вину за неоправданные ожидания.

Лексикон «Тренера»: «Я в своё время не учила английский и очень пожалела, не повторяй моих ошибок!», «Коля, сыграй нам полонез Огинского, порадуй тетю Катю», «Второе место? Почему не первое?».

«Венецианский купец»

Яркая иллюстрация экономического насилия над психикой ребенка. Этот тип родителей не знает безусловной любви, так нужной ребёнку. У поступков, чувств и людей для таких родителей существует вполне реальный ценник. Они живут по принципу «ты - мне, я - тебе», подкупают детей, иногда откупаются от них, ставят ультиматумы и всегда ждут порой неадекватной отдачи от ребенка за свои поступки или проявления чувств.

Ребенок купца неспособен на искренность и доверие, так как считает, что всё в жизни нужно заслужить и заработать. Во взрослой жизни такие дети часто заискивают, обманывают, с подозрением относятся к бескорыстным поступкам и сами начинают манипулировать людьми, классифицируя всё и всех по товарным категориям.

Лексикон «Купца»: «Если успокоишься, дам конфету», «За каждую пятёрку получаешь сто рублей», «Пока я за тебя плачу, ты будешь делать то, что я хочу», «На тебе тысячу, иди гуляй сам, мне некогда», «Помой посуду, я тебя за это любить буду».

«Овечка»

Тонкий манипулятор-жертва. Чаще это родитель женского пола, иногда одинокая мама, которая знает, что жалостью может получить желаемое. Это хорошие актеры, которые способны пустить слезу и изобразить сердечный приступ, чтобы смягчить даже самого непробиваемого подростка.

Причиной своих разочарований и страданий считают, естественно, своё дитя, которое обязано из-за этого быть рядом и заботиться о родителе и его интересах. По сути, ребенок оказывается в эмоциональной кабале, чувствует свой неоплатный долг и начинает пренебрегать своими интересами, теряя собственное «я».

Лексикон « О вечки»: « Я на тебя лучшие годы положила....», « Т ебе совсем меня не жаль...», « Н еблагодарный, на смертном одре и стакана воды не подашь...», « Т ы - мой крест!».

«Двуликий Янус»

К этой категории относятся родители-лжецы. Такие родители щедро раздают обещания, которые не собираются выполнять, врут и лукавят. Свою ложь «Двуликие» никак не оправдывают и не чувствуют своей вины. В воспитании эти родители склонны к лицемерию.

Яркий пример: курящие родители отчитывают подростков, которых застукали с сигаретами.

Со временем такие родители лишаются доверия ребенка. А видя безнаказанность лжи и лицемерия, дети воспринимают эту модель поведения как наиболее выгодную, поэтому синдром лжеца часто наследственный .

Лексикон «Двуликого»: «Мало ли, что я там обещал!», «Как дал слово, так и взял его обратно», «Ой, я забыл», «Я такого не говорил!».

«Воскресный»

Воскресный папа (реже - воскресная мама) бывает не только в семьях, где родители живут отдельно. Таким родителем может стать любой взрослый, не умеющий распределять свое время между семьей, работой и развлечениями. Трудоголики, заядлые охотники или любители поковыряться во внутренностях автомобиля в гараже оценивают свои профессиональные или личные интересы выше, чем семейную жизнь. Мотивируется это тем, что они зарабатывают деньги и что им нужно как-то расслабляться. Важные события в жизни малыша такие родители без угрызений совести пропускают.

Семья входит в категорию обязанностей, а время, проведенное с ребёнком, считается за повинность.

Дети «воскресных родителей» ощущают свою ненужность, чувствуют себя брошенными и одинокими. Они пытаются прыгнуть выше головы, чтобы привлечь к себе внимание. Со временем, если их старания оказываются бесполезными, они перестают считаться с их мнением, а иногда и общаться.

Лексикон «Воскресного»: «У меня нет времени», «Давай в другой раз, я занят», «Я деньги зарабатываю, чего вам еще надо?».

«Партизан»

Изощренный манипулятор, напоминающий рака-отшельника. В случае опасности или несогласия такой родитель перестаёт общаться с ребёнком, закрываясь в свою раковину и принимая обет молчания. Со стороны это может показаться обидой, но чаще это просто выжидающая позиция, которая должна вынудить ребёнка сделать то, что от него требуется.

Попадая в ситуацию бойкота, зависимый маленький человек находится в постоянном эмоциональном напряжении, ощущает вину и необходимость помириться. Так он соглашается на что угодно и выполняет любые желания обиженного родителя, и параллельно учится держать свои интересы и мнения при себе в угоду другим.

Лексикон «Партизана»: -

«Наседка»

Эмоциональный насильник, в совершенстве владеющий навыками гиперопеки. Провожает в школу и из школы, кормит, поит, колыбельные поёт, следит за здоровьем малыша, в секции водит… Звучит здорово, отличная мама или потрясающий папа! Однако дочитайте список до конца: выбирает для ребенка друзей, прическу, вкусовые предпочтения, читает переписки, требует отчитываться о каждом шаге и не даёт самостоятельно принимать решения.

В эту категорию попадают матери, которые не разучились отождествлять себя с ребёнком, даже когда он подрос и способен делать что-то сам. Такая женщина не говорит «я» или «мой ребёнок», она говорит «мы». Даже если сынишка уже под два метра ростом, мама будет умиляться, когда «мы кушаем любимый мамин борщик». Гиперопекающие родители сложно отпускают ребёнка во взрослую жизнь, иногда не отпускают вообще. Они жадно ищут причину, чтобы сделать детей зависимыми от них.

«Наседки» живут ради детей, у них есть только один интерес: чтобы дитятко было счастливо. И рядом с мамой. Потому что ей страшно оставаться одной.

Чем опасна такая эмоциональная пытка? Ребёнок с раннего возраста ощущает себя смыслом жизни родителя, и лишить его этого смысла означает предательство родного человека. Такие дети очень зависимы от мнения родителей во взрослом возрасте, что мешает им создать собственную семью, построить карьеру или просто заниматься тем, что им нравится. Они делают всё, чтобы «наседка» была счастлива. Или, наоборот, вырвавшись из эмоционального рабства, подсознательно винят себя за несчастье того, кто его вырастил.

Лексикон «Наседки»: «Послушай маму, маме лучше знать», «Нет, мы купим зелёный свитер, он нам идёт больше, чем розовый», «Эта девушка тебе не подходит, вот Оля...».

Что делать, если я - «наседка»?

Или «критик»? Или «партизан»?.. Если в нашей галерее эмоциональных насильников вы нашли свой портрет, то шанс на исправление велик, ведь признание проблемы - это первый шаг к её решению.

Редко встречаются те или иные модели в чистом виде. «Наседки» порой применяют методы «овец», а «боги» по совместительству подрабатывают «тренерами».

Все эти типы практикуют один и тот же вид насилия над детьми - они играют на чувствах, манипулируют эмоциями, чтобы получить от ребёнка то, что нужно родителям. Своим поведением они пытаются заглушить собственные воспоминания, комплексы, негативный опыт или страхи. Поэтому рекомендации для всех вышеперечисленных типов будут общими.

  • Перестаньте воспринимать своё дитя как объект. В ваших руках не трофей, не крест и не луч надежды, а жизнь и благополучие человека.
  • Серьезно относитесь к мнению ребёнка. Но и не потакайте ему во всём.
  • Примите тот факт, что малышу нужно свое пространство и свобода выбора.
  • Общайтесь с ребёнком, как со взрослым, делитесь с ним, будьте честны и откровенны, и получите то же самое в ответ.
  • Сотрудничайте с детьми. Семья - это микро-общество, где каждый имеет право голоса и делает свой вклад в общее счастье.
  • Помните, что когда-то вы тоже были ребёнком, спросите себя, было ли ваше детство счастливым? Почему вы стали таким родителем? Может, вы копируете поведение своих родителей, или наоборот, стараетесь всё делать вопреки их заветам?
  • Не стесняйтесь обратиться к специалисту, если не можете самостоятельно скорректировать свою воспитательную политику.
  • Не игнорируйте наличие эмоционального насильника в семье, попытайтесь установить контакт и выяснить причины такого поведения. При необходимости уговорите его проконсультироваться с психологом.

Идеальным родителем быть невозможно, ведь у всех есть свои слабости, и все совершают ошибки. Интересы отцов конфликтовали и будут конфликтовать с интересами детей. Это естественный процесс, в результате которого формируется новая уникальная личность со своим набором ценностей, основанных на опыте.

Взрослые делают выводы о своём опыте детства, опираясь на ключевые события нежного возраста.

Что вы помните из своих юных лет? То, как папа учил кататься на велосипеде, как мама поддерживала во время трудных экзаменов? Или как отец грозил ремнем за малейшую провинность, а мать обещала слечь с нервным срывом, если вы не бросите этого «ужасного Генку» из девятого «Б»?

Сейчас, когда вы сами стали родителями, необходимо понимать: дети запомнят всё, что их ранит . Когда они вырастут, их опыт отразится на поступках, поведении, и на методах воспитания собственных детей. Вы можете подарить ребёнку детство, которое он будет вспоминать с теплотой. опубликовано

Всем работникам здравоохранения хорошо знаком этический принцип «не навреди». На латыни он звучит как «primum non nocere». Это высказывание популярно среди тех, кто связан со сферой медицины или биоэтики, поскольку этому базовому принципу обучают всех студентов-медиков. На нем основана и знаменитая Клятва Гиппократа (древнегреческого врача).

Текст, в котором изложена эта клятва, написан приблизительно в 500 году до нашей эры. Врачи клялись перед лицом богов придерживаться в своей практике определенных этических принципов. В наши дни врачи часто дают похожую клятву по окончании медицинского училища, это своего рода ритуал посвящения в профессию. Принципу «не навреди» учат и психологов. Для психоаналитиков это означает необходимость наладить контакт с собственным бессознательным.

Неплохо было бы требовать подобной клятвы и от всех родителей. Им требуется быть наиболее осторожными, ведь именно они, отвечающие за воспитание детей, потенциально способны нанести им наибольший ущерб. Самые тяжелые психологические травмы наносятся в самом раннем возрасте, а иногда даже еще в утробе матери. Казалось бы, стоит требовать как от родителей, так и от всех, кто связан с воспитанием детей, строго придерживаться этого принципа? Но возможно ли на самом деле никогда не приносить вреда?

Обычно самые тяжелые случаи связаны с эмоциональным насилием, поскольку оно часто остается незаметным

Родители могут нанести детям вред, сами того не понимая. Они предпочли бы не знать, что они вредят детям, ведь всем нам хочется думать, что мы поступаем правильно. В реальности те родители, которые больше всего убеждены в своей правоте, больше всего вредят детям. Если они не готовы объективно оценить, как воспитывают детей, весьма вероятно, что они причиняют им вред. Конечно, большинство родителей желает детям всего самого лучшего, но как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад.

Поскольку многие не осознают, какой вред приносят детям, звучат даже предложения ввести лицензии на рождение детей, но подобные идеи встречают сопротивление. Поэтому обойдемся пока средствами убеждения.

Родители могут по-разному наносить вред ребенку, самые тяжелые случаи связаны с эмоциональным насилием, поскольку оно часто остается незаметным. Все описанные ниже - примеры эмоционального насилия.

Многим родителям свойственны нарциссические черты, и они редко задумываются, правильно ли обращаются с детьми. У них есть оправдания для действий или же они полностью погружены в свой мир и достучаться до них невозможно.

Зигмунд Фрейд именно это имел в виду, когда начал говорить о бессознательном. Бессознательное - не просто некая часть нашего разума (согласно Фрейду, очень значительная часть), оно способно причинить вред как нам самим, так и окружающим. Чем больше в нас бессознательного, тем меньше мы контролируем свои действия.

Шизофреник почти целиком находится во власти бессознательного. Отец, больной шизофренией, практически полностью теряет связь с реальностью. Его реальность - это его бред и галлюцинации, и его реальность не осознает настоящую реальность. Такой отец (а часто о его болезни никто за пределами семьи не знает) нанесет огромный вред детям.

Больная шизофренией мать установит со своим малышом такие отношения, которые не будут понятны никому, кроме них двоих. Она наносит ему вред, даже не задумываясь об этом. Но родитель-шизофреник - это крайний случай по шкале вреда, наносимого ребенку. По ней также можно оценить, какой вред наносит клиническая депрессия, биполярное расстройство, пограничное расстройство личности, антисоциальное или обсессивно-компульсивное расстройство. Каждый из этих родителей наносит вред детям, при этом будучи уверенным в своей невиновности и оправдывая свои действия.

Защитные механизмы - проекция, реактивное образование, отрицание - позволяют родителям не замечать ущерб, который они наносят ребенку

Здоровые родители - те, у которых влияние бессознательного минимально и, следовательно, они хорошо знают самих себя. Такие люди реже всего причиняют вред своим детям и кому-либо еще. Дети не понимают, что им наносят вред. Например, в случае родительской гиперопеки мама постоянно находится рядом с ребенком, чтобы защитить его от любых возможных неприятностей. Мама ощущает себя любящей, а ребенок - любимым. Но гиперопекой она ему вредит, поскольку не дает набираться уверенности в себе. Таким детям не удается научиться самим себя обеспечивать, они не могут проявить индивидуальность и стать независимыми.

Фрейд впервые открыл бессознательное примерно в 1900 году, опубликовав книгу «Толкование сновидений». Затем он ввел понятие защитного механизма - с помощью этих механизмов мы скрываем от себя истину, которую не хотим знать. Проекция, реактивное образование, отрицание позволяют родителям не замечать тот ущерб, который они наносят ребенку.

Мы не хотим знать, что причиняем другим вред, и с самого раннего возраста начинаем скрывать этот факт от себя с помощью психологических защит. К тому времени, как мы становимся взрослыми, эти защитные механизмы становятся частью нашей личности. К сожалению, о бессознательном в наши дни мало говорят. Но пока родители и человечество в целом не поймут это явление, они будут продолжать причинять вред своим детям, а эти дети, в свою очередь, будут вредить окружающим уже в своем мире.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.