Рождественский урок в воскресной школе. Днесь Христово Рождество. Для воскресной школы. Анна радуется рождению Иисуса

Пахомова Надежда
Праздник в воскресной школе «Радуйся, народ, Рождество Христово к нам идет»

Пахомова Н. В.

Свято –Никольский храм П. Горшечное

1Родительница :

Добрый вечер, добрым людям!

Пусть веселым праздник будет .

С Рождеством вас поздравляем .

Счастья радости желаем!

2Родительница :

Здравствуйте гости дорогие, здравствуйте малые и большие!

Дай Бог тому, кто к нашему дому!

Дорогим гостям, милым детушкам!

Дай Господь вам житье ясно! Да здоровья красно!

3Родительница :

Сколько гостей собралось в нашем дому.

Какие все красивые да нарядные.

Сердце чутко замирает в воздухе лилово,

Зимней сказкой наступает Рождество Христово .

4Родительница :

Дома – елки и подарки, в храме свет сияет яркий,

И Рождественский тропарь с клироса летит алтарь.

Звучит рождественский тропарь .

Праздник открывает настоятель Свято – Никольского храма о. Василий

1Родительница :

Сегодня отдых от труда. забвенье всех забот

Зажжется первая звезда и к нам Христос сойдет .

2Родительница :

Сойдет, чтоб в каждую семью внести покой и мир,

Всем благость проявить свою, устроить детям пир.

3Родительница :

Все дома наполнены весельем!

Ребячий звонкий смех звучит,

А сердце радостно стучит!

В душе особенный настрой

Отметить праздн3Родительница :ик наш святой!

4 : Родительница :

С праздником вас , ребята, и уважаемые взрослые!

Все : С Рождеством Христовым !

Дарина :

С добрым светлым Рождеством ,

Что уже стучится в дом!

Распахните шире двери

Вы ЛЮБВИ, НАДЕЖДЕ, ВЕРЕ.

В этот день мы говорим

О рождении Христа .

В этот день молчать не могут

Наши детские уста.

И сердца желают славить,

Не смолкая ни на миг.

Прославляйте Бога с нами!

Не молчите – Он велик.

На небе тишина вокруг, сияют звезды там и тут,

К Марии Ангел слетает, благую весть возвещает.

Пойдешь, Мария, в Вифлеем, дитя родится тут,

И ангелы, и ангелы на небе запоют.

Царь в этот год указ издал : переписать весь свой народ .

Идти в тот город приказал, откуда родом тот.

Пошел Иосиф в Вифлеем, Марию взял с собой,

Но долог путь, настала ночь и нужен им покой.

Иосиф

Дети : Нет, в нашем доме места нет. спросите у соседа.

Иосиф : Тук, тук, добрый человек, очень нужен нам ночлег.

Дети : Нет, в нашем доме места нет.

Но есть свободный теплый хлев.

Вот, наконец, нашли приют в хлеву, где овцы спят.

В полночный час взошла звезда, Мария Сына родила.

(Гаснет свет, звучит тихая музыка. Появляется Вифлеемская Звезда)

Звезда : Лида Тулинова

Я Вифлеемская Звезда,

Благую весть несу сюда,

Родился Божий сын – Христос ,

Спасенье миру Бог принёс.

Таня Тулинова

Там, Благодатная Мария,

Младенца Сына родила,

И в ясли Сына положила,

Исполнив долг Святой сполна.

Песня «День Рождения Христа »

(Ведущие - дети)

1 Ведущий : В Вифлееме утомленном

Все погасли огоньки,

Только в поле отдаленном

Не дремали пастухи.

2 Ведущий : Стадо верно сосчитали,

Обвели ночной дозор,

И усевшись, завязали

Меж собою разговор.

1 Пастух. Смотрите, сколько звезд на небе!

3 Пастух : Да нет, конечно. Их больше, чем морского песка.

1 Пастух : Смотрите, смотрите на небо! Вы видите, вспыхнула такая яркая звезда!

2 Пастух : Это чудо! Такой яркой звезды не видели еще никогда!

(Пастухи в удивлении встают. И тут же в смятении отступают вглубь сцены. Под музыку появляется Ангел Господень.)

Ангел : Настя Дорохина

Я Ангел Богом сотворённый,

Не бойтесь, пастухи, меня,

Великой радостью спасённый,

Отныне мир, в расцвете дня.

Родился ныне ваш Спаситель

Который есть Христос Господь .

И вот вам знак, Его найдёте

Вы в пеленах, в простых яслях. (ангел улетает, пастухи уходят)

1 Ведущий. И с верой теплой, верой чистой

В пещеру чудную вошли

И колыбель Царя-Младенца

В руках у Ангелов нашли.

Песня «В Рождество Христово »

2 Ведущий

Степями знакомыми с Востока

Из-за халдейских дальних стран

В отчизну Нового Пророка

Тянулся длинный караван.

Им освещал далекий ход

На небе звездный хоровод!

Волхвы : Андрей Труфанов

1-й : Звезда над землей иудейской горит все ярче.

Саша Шалякин

2-й : Мы не ошиблись. Это свершилось здесь, в этой стране, где не бывает холодов.

Артем Бурцев

3-й : Как мы узнаем, где Божественный Мл

Андрей Труфанов

1-й : Звезда! Она показывает, что здесь мы найдем Его.

Саша Шалякин

2-й : Смотрите, кажется, дорога нас в новый город привела.

Артем Бурцев

3-й : Звезда - ни с места. Значит тут. Пусть нам ворота отопрут.

Появляется Ирод и преграждает дорогу Волхвам.

Ирод. Саввелий

Куда идёте вы, волхвы?

Что вам в Святом Иерусалиме?

Волхвы : 1-ый. Звезда сюда нас привела,

Здесь Иудейский Царь родился.

2-ой. Хвала, Всевышнему, хвала,

Мир вновь надеждой озарился.

1 Ведущий : Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним

(Мат. 2 :3)

Ирод : Так, где должно Христу родиться ?

Скажите мне, куда идти?

Волхвы. 3-ий. Должно пророчество свершиться

Там, в Вифлееме, все пути.

Ирод : Ну, что ж, идите, всё узнайте,

А я за вами поспешу.

Волхвы : Прощай же, Ирод,

2-ой : За звездою пора нам к Господу идти. ,

Царь Ирод :

Ха-ха! Не мудрецы - глупцы,

Узнают все, и тут

Мои свирепые бойцы

Спасителя убьют.

И буду править только я

На всей земле моей.

Бояться будут все меня. Я буду Царь Царей!

Ну, отдохнем теперь немного.

На завтра порученье есть.

Ведет нас к Ироду дорога.

(Укладываются спать. Появляется Ангел, говорит, обходя мудрецов и наклоняясь к каждому из них).

Ангел. Настя Дорохина

Не верьте Ироду, идите

К себе домой другим путем.

И весть благую принесите

Всем людям о рожденье том ,

Которого так долго ждали.

(Ангел исчезает. Волхвы просыпаются) .

То сон был? Мы как будто спали?

Но верно Ангел говорил,

Ведь Ирод нас перехитрил!

Пойдем домой другим путем,

Забудем в радости о нем.

(Уходят.)

Царь Ирод

Ну где же, где же мудрецы?

Где эти умные глупцы?

Эй, воины верные, идите,

Их с Иисусом приведите!

Я их прикончу, всех убью!

Вбегают воины.

Воины Аня Тулинова, Настя Семенова

Мы волю выполнить твою не можем.

Ни один мудрец не стал являться во дворец.

Они ушли другой дорогой…

(Ирод гневается, прогоняя воинов)

1 Ведущий : Ночью Иосиф услышал веленье :

Ангел : Полина

Ирод задумал свершить преступленье.

Спаси ты Младенца и Мать,

В бегстве вам надо спасенье искать.

2 Ведущий : И бежали Иосиф и Мария с Иисусом на руках в Египет.

Ирод с войсками детей убивает,

Царь же Младенец в Египет вступает.

Дивно Младенец спасен был тогда,

Чтобы Он после спас мир навсегда

1 Ведущий : А Ирод, что сталось с ним позже?

2 Ведущий : Пророк предсказал ему смертное ложе.

Оба : Мы славим же имя сегодня Творца,

И с именем этим нам жить до конца!

Песня «Вселенная веселися»

Лилия Морева

Мы собрались на день рождения

Христа , подаренного нам!

Он - Божье всем благословение.

Пришли мы с этой вестью к вам!

Аня Тулинова

А, как должны мы поступать,

Чтоб Господа не огорчать?

Настя Семенова

Иисуса мы должны любить,

В любви Господней вечно жить!

Аня Тулинова

Любить родителей, родных

Всегда заботиться о них"

Лилия Морева

Вы верно, знаете писание.

Господь нам Сына подарил,

Чтоб через тяжкие страдания,

Он зло добром лишь победил!

Добром все злое победить

Ксения Репрынцева

Сегодня Бог проснулся утром рано…

Он жалобы и просьбы почитал

И людям из кувшина без обмана

Желаемое в сердце наливал.

Но не у всех открыто было сердце,

И место есть для Чуда не у всех.

То завистью, враждой подпёрта дверца,

То жадность не даёт налить успех…

А у кого-то до краёв разлита

Печаль и безысходность, вот беда.

И Бог жалел, что сердце это скрыто…

Любви хотел налить, да вот куда?

И Бог грустил, что люди не умеют

Сердца и души чистить от обид…

Они с годами в сердце каменеют

И сердце превращается в гранит…

Но Бог ходил, смотрел и улыбался,

Когда сердца влюблённые встречал.

Он брал кувшин и от души старался,

Им счастье в сердце бережно вливал.

А люди постепенно расплескали

Подаренную Богом благодать

И всех вокруг в утрате обвиняли,

Забыв в самих себе вину искать…

Ведь если б мы могли прощать и верить,

Любить, благодарить и отпускать,

То Бог бы мог не каплей счастье мерить,

Кувшин волшебный мог бы весь отдать.

Сегодня Бог проснулся на рассвете.

Огромный ящик с просьбами у ног…

А рядом лишь один без просьб конвертик :

«Благодарю за всё тебя, мой Бог…»

1Родительница :

Знают взрослые и дети

Для добра живем на свете.

День Святое Рождество –

На планете торжество!

2Родительница :

Радуйтесь все люди на большой планете

С нами Бог, любовь и правда

Христославьте , дети.

(Звучит музыка, входят колядовщики)

Дети : Мы пришли Христа прославить

С Рождеством вас всех поздравить !

1 Колядовщик

Щедрый вечер, славный вечер!

Добрым людям на весь вечер!

Колядка «Добрый тебе вечер»

2-й колядовщик.

Как на святочны вечерки

Собиралися девчонки.

3-й колядовщик :

Веселитесь стар и мал,

Кто на праздник к нам попал !

4-й колядовщик :

За окном зима кругом,

А сердца всех православных наполняются теплом!

3Родительница :

Всех зовем на наши святки!

Ждут вас игры и загадки,

Ждут всех песни, пляски, смех,

Шуток хватит здесь на всех!

4Родительница :

А знаете что такое святки?

Праздник этот самый длинный .

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения ,

Приготовив угощенье,

1Родительница :

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили .

Все мамы :

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

5-й колядовщик.

А теперь посадите нас за стол,

Принесите пряник сладкий

За веселые колядки!

2Родительница : Ах вы, хитрые ребятки, для начала загадки! (мамы по очереди загадывают загадки)

1. Среди зимы – большое торжество : великий праздник – Иисуса… [ Рождество]

2. Его ждут все – от малышей, до пап и мам и все нарядные спешат на службу в… [в храм].

3 А в церкви проповеди радостно внимают, а после с Рождеством Иисуса… [поздравляют].

4. На Рождество и торжеством , и тайной веет отовсюду, и сердце замирает в ожидании… [чуда].

3Родительница : Молодцы, ребятки, отгадали все загадки

Колядовщики (вместе) .

А теперь мы загадаем вам загадки!

1. Нет смиренней в целом мире

Юной девушки (Марии)

2. К ней от Бога приходил

Ангел Божий … (Гавриил)

3. Этот Ангел весть принес,

Что родится ей … (Христос )

4. Все сомнения отбросив,

В Вифлеем идёт (Иосиф)

5. Нет пристанища Царю,

Им придётся спать в. (хлеву)

6. Не в дворцах, и не в шатрах,

Спит малыш Христос в (яслях)

7. Из восточной стороны

К малышу идут… (волхвы)

8. Как же им найти Царя?

Путь укажет им… (звезда)

9. Поклонившись до земли

Поднесли они… (дары)

4Родительница

А мы вам на прощанье

Адресуем пожеланье.

1Родительница :

Время даром не теряйте

Добрым делом занимайтесь.

Не хитрите, не ленитесь,

Божьей милости просите.

2Родительница :

Будьте вежливыми сами,

Помогайте дома маме.

3 Родительница :

И об этом помнить нужно,

Дорожите дети дружбой.

4Родительница :

Иисус Христос родился

И мире счастьем осветился.

Так возрадуемся вместе ,

Господу споем все песню.

Дети все становятся полукругом.

Песня -колядка «Радуйся »

Цель: знакомство детей с событиями и традициями, связанными с праздником Рождества Христова.

Задачи:

  • познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово», с основами христианского учения о Боговоплощении;
  • продолжить формирование понимания символического языка иконы;
  • обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения, определять и анализировать логические связи между понятиями;
  • формировать ценностное отношение детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре;
  • воспитывать культуру празднования Рождества Христова, семейных отношений, милосердия.

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). (Слайд 3)

Девизом нашего урока будет высказывание. Прочитайте его. (Хорош праздник после трудов праведных.)

Чем является данное высказывание?

Как понимаете смысл данной пословицы?

Что такое праздник?

Обратимся к словарю. Праздник - отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией.

Слово образовалось как суффиксальное производное от старославянского праздьнъ , «праздничный». Буквальное значение - «день, не занятый делами, свободный от работы».

А какие праздники вы знаете?

Сгруппируйте праздники, пользуясь таблицей. (Слайд 4)

Все ли праздники празднуют одинаково?

У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своя музыка. Закройте глаза и послушайте музыкальное произведение. (Приложение 1) (Слайд 5)

Как вы думаете, о каком празднике идет речь? Почему вы так думаете?

К какой из трех групп праздников можно отнести «Рождество Христово»?

2. Постановка цели и учебных задач. (Слайд 6)

Сформулируйте тему урока. Какую поставим цель и какие задачи будем решать?

3. Актуализация знаний.

Почему этот праздник так называется?

Что вам известно об этом празднике?

А вы знаете, какого числа празднуют Рождество в Европе? А в России?

Да, в Европе праздник отмечают 25 декабря – это католическое Рождество, а в России – 7 января – Рождество Христово.

4. Открытие детьми нового знания. (Слайд 7 - 8)

А какое событие легло в основу этого праздника?

А раз мы говорим о рождении младенца, то обязательно должны знать… (кто его родители)

Как звали родителей Иисуса?

Что вам известно о них?

Учитель:

Родители Девы Марии - Праведные Иоаким и Анна . Жили эти всеми уважаемые супруги в городе Назарете. Но одно их тревожило - не было у них детей. Иоаким и Анна горячо молились Богу о том, чтобы тот послал им сына или дочь, и обещали, что родившееся дитя будет служить господу. Бог услышал молитву и даровал им дочь, которую они назвали Марией. Когда девочке исполнилось 3 года – родители отдали ее на воспитание в храм. Умерли родители Марии, когда она ещё была девочкой, по-церковному – Отроковицей. Мария жила и воспитывалась при храме, пока не выросла. Когда Ей исполнилось 14 лет, воспитание было окончено, и Марии нельзя было оставаться при храме. Замуж она выходить не хотела, дав обещание служить Богу, но по закону древних иудеев Ей не положено было жить одной. Поэтому Деву Марию обручили с 80-летним старцем Иосифом . Жена его умерла, у него были взрослые дети, и Марии он стал вместо отца. Дом Иосифа находился в городе Назарете . Именно в город Назарет был послан Богом Архангел Гавриил . Он явился Деве Марии и сказал: «Не бойся, Мария! Я принёс тебе радостную весть: у Тебя скоро родится Сын. Он будет Сыном Самого Бога. Ты назовёшь Его Иисус (на древнееврейском «Спаситель») Христос (с греческого «Помазанник»). Об этом удивительном событии было во сне видение и старцу Иосифу.

Люди давно ожидали рождения Спасителя.

Почему люди ожидали рождения Спасителя? В каком городе по предсказанию пророков должен был родиться Спаситель?

Учитель: (Слайд 9 – 10)

Пророки предсказывали, что родится Он в городе Вифлееме . Вифлеем был небольшим городком, похожим на другие города земли Иудейской. В Палестине, которая была под властью Римской империи, царствовал тогда Ирод Великий . Римский император Август решил узнать, сколько у кого поданных, и повелел провести всенародную перепись. Каждый человек должен был вернуться в город, в котором жили его предки. В Вифлеем, город, где родился царь Давид , должны были возвратиться его потомки. Среди потомков царя Давида был и благочестивый Иосиф и Дева Мария.

Праведный Иосиф и Пресвятая Дева отправились в путь. (Мультфильм «Рождество Христово» Приложение 2 ).

Как на свет появился спаситель?

Что такое ясли? Встречается ли данное слово в современной жизни?

Кто первым узнал о рождении Спасителя?

Как вы думаете, что сказал им Ангел?

Что послужило ознаменованием рождения Иисуса Христа?

Учитель: (Слайд 11)

В тот час, когда родился Иисус Христос, в небе загорелась большая звезда . А раньше считалось, что при рождении великих людей загорается яркая звезда. Эту звезду увидели три мудреца их еще называют волхвами: Гаспар, Мельхиор и Валтасар , жившие на Востоке. Они поняли, что ожидаемый всем миром Царь уже родился. Мудрецы пошли за звездой и пришли к царю Ироду. «Где родившийся Царь Иудейский? Мы пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод встревожился, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. Ирод собрал к себе книжников и спросил: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка» (Мф.2, 2).Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, а когда найдете Его, скажите мне, чтобы и я мог пойти и поклониться Ему».

Как вы думаете, правда ли Ирод хотел поклониться Иисус?

А зачем же ему нужно было знать, где находится Младенец?

Учитель : (Слайд 12- 14)

Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. Звезда в небе шла перед волхвами и вдруг звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Пресвятой Богородицей. Они поклонились Ему до земли и поднесли свои дары: золото (как Царю), ливан –ладан – смола редкого дерева (как Богу, потому что ладан употребляется при богослужении) и смирну - драгоценное, благовонное масло (как человеку, который должен умереть, потому что умерших тогда помазывали благовонным маслами).На следующий день мудрецы собрались вернуться к царю Ироду, но им явился ангел и велел им возвращаться другой дорогой. В то же время Иосифу явился другой ангел и сказал: “Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги с ними в Египет, и оставайся там, пока снова не явлюсь тебе, потому что царь Ирод ищет Младенца, чтобы погубить его”. А Ирод очень разгневался и приказал предать смерти всех младенцев мужского пола с момента рождения до двух лет. Эти младенцы были первыми мучениками, пострадавшими за Христа. В храмах есть икона “Вифлеемских младенцев”, где молятся за невинно-убиенных младенцев. Иосиф послушался ангела и ушёл с Марией в Египет. И жили они там до смерти царя Ирода.

Физминутка

Что вы знаете о праздновании Рождества на Руси и в России?

Учитель: (Слайд 15)

Рождество на Руси стали праздновать больше тысячи лет назад. Официально этот праздник появился после того, как князь Владимир принял крещение, а Русь стала православной.

Давайте разберемся с датами. Сегодня мы уже говорили о том, что в Европе Рождество празднуют 25 декабря, а в России – 7 января.
- С чем связано это расхождение?

Это расхождение связано с тем, что русская церковь отмечает церковные праздники по григорианскому календарю (по новому стилю). А в Европе церковные праздники до сих пор отмечают по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница составляет 13 дней.

Праздновали Рождество широко, с размахом, несколько дней. И каждый день праздника обязательно был связан с каким-либо обычаем.
- Как называется день перед Рождеством? (Слайд 16)

День перед Рождеством назывался Сочельник. В этот день нельзя было ничего есть, пока в небе не зажжется первая звезда. К вечеру накрывали столы, готовили разные угощения. А детям обязательно дарили подарки.

После Сочельника наступал великий церковный праздник – Рождество. В этот день принято было угощать всех, поздравлять, веселиться и прославлять рождение Иисуса. Обязательно надевали все новое, столы устилали богатыми скатертями, избу к Рождеству обязательно убирали и наряжали. Нельзя было в этот день шить, плести или вязать – считалось, что это привлечет неудачу. Ночь перед Рождеством считалась магической, волшебной. Наши предки полагали, что в эту ночь оживает нечистая сила. Она празднует последнюю ночь на земле, потому что с рассветом должна будет исчезнуть.

Раз ночь такая волшебная, то люди придумали, как защитить себя от нечистой силы. Они проводили обряд колядования.

Знаете ли вы, что такое колядки? (Слайд 17)

Юноши и девушки собирались вместе, ходили по домам и пели особые песни, в которых всем желали счастья, здоровья и богатства. За это хозяева дома награждали колядующих угощением. А чтобы нечистая сила не смогла поймать колядующих, молодые люди наряжались: кто в козла, кто в русалку, кто в лешего. Считалось, что в таком обличие нечисть не узнает человека.

Словарная работа :

Колядки – задорные, веселые песни, в которых прославлялось рождение Иисуса и звучали пожелания здоровья и счастья.

Примеры:

Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

Посмотрите на картину:

Что знакомое вы видите на картине? (наряженная елка, огни, звезда на макушке) (Слайд 18)

Яркая звездочка символизировала ту самую звезду, которую увидели пастухи в ночь, когда родился Христос.

А вот обычай наряжать ель пришел к нам из Германии. Елочка считалась символом природы, ведь она и зимой остается такой же зеленой и пушистой. Одна из легенд гласит, что в ночь рождения Иисуса все деревья на земле стали плодоносить. И елочка – не исключение. Вот почему было принято украшать ель мандаринами, орехами, яблоками. А позднее вместо фруктов и конфет на елку стали вешать разноцветные шарики.
Ф.Достоевский «Божий дар» (Слайд 19)

Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
“Как пойдешь ты через ельник,
- Он с улыбкою сказал, -
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне”.
И смутился ангел-крошка:
“Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?”
“Сам увидишь”, - Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вел.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет…
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет…
Загляните в окна сами, -
Там большое торжество!
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И прекрасных и послушных
Много видел он детей. –
Все при виде божьей елки,
Все забыв, тянулись к ней.
Кто кричит: “Я елки стою!”
Кто корит за то его:
“Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего!”
“Нет, я елочки достойна
И достойнее других!”
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.
Все кичатся друг пред другом,
Каждый хвалит сам себя,
На соперника с испугом
Или с завистью глядя.
И на улицу, понурясь,
Ангел вышел… “Боже мой!
Научи, кому бы мог я
Дар отдать бесценный Твой!”
И на улице встречает
Ангел крошку, - он стоит,
Елку Божью озирает, -
И восторгом взор горит.
Елка! Елочка! – захлопал
Он в ладоши. – Жаль, что я
Этой елки не достоин
И она не для меня…
Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость, -
Стоит елочки она!
Пусть не плачется напрасно!”
Мальчик ангелу шепнул.
И с улыбкой ангел ясный
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветви елочки впились.
Елка искрится и блещет, -
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган…
И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар, принес.

Кого же называют самым добрым, ласковым и чутким?

Ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение, посмотрели мультипликационный фильм, прочитали поэтическое произведение, посвященные великому празднику Рождество.

А какой еще вид творчества позволяет нам глубже окунуться в атмосферу удивительного события – рождения Спасителя?

Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника.

(Показ иконы) (Слайд 20)

Что вы на ней видите?

Что мы видим в центре иконы?

Почему Младенец родился в бедной пещере?

Кто изображён наверху?

Что пели ангелы в ночь Рождества Христова?

Как они узнали, что родился Спаситель?

Кто еще изображен на иконе справа и слева от пещеры?

Как узнали о рождении Спасителя пастухи?

А как узнали о рождении младенца волхвы?

Кто находится внизу иконы?

А ещё внизу изображено как омывают младенца.

Что еще изображено на иконе?

5. Первичное закрепление.

Кто были земными родителями Христа? (Дева Мария и Иосиф)

А кто на самом деле был Отцом Младенца? (Бог)

Правильно, Иисуса Христа называют Богочеловеком, потому что Он был и Младенцем, каким бывает всякий человек, но одновременно Он был и Сыном Божьим, Вторым лицом Святой троицы. Он чувствовал голод и жажду, радовался и печалился. Все что есть у людей было и у Него. Кроме одного: у Иисуса Христа не было грехов.

Как называется праздник рождения Иисуса Христа? (Рождество)

Царь, который хотел убить Младенца Иисуса (Ирод)

Место, куда Дева Мария положила Новорожденного (Ясли)

Что привело волхвов к дому Иисуса Христа? (Звезда)

Чего у Бога нет, а у нас есть? (Грех)

Что принесли Младенцу Волхвы? (Дары)

Как называется город, где родился Спаситель? (Вифлеем)

Самостоятельная работа (Кроссворд. Приложение 3 ) (Слайд 21 - 22)

6. Рефлексия деятельности. Итог урока. (Слайд 23)

О каком празднике мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали на уроке?

Источники информации

  1. «Закон Божий». Издательство Белорусского экзархата Московского Патриархата. - Минск: 2013. 2-е изд.
  2. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры: книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2013.
  3. «Десять заповедей». Протоиерей Борис Балашов. «Христианская жизнь», Клин: 2012.
  4. «Великие праздники». Протоиерей Борис Балашов. «Христианская жизнь», Клин: 2010.
  5. Я иду на урок в воскресную школу. Закон Божий и уроки детского творчества. – М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013.

Иисуса приход ожидаем

Тема: Радостное ожидание

Цель: Рассказать детям, почему люди с радостью ожидают праздник Рождества

Золотой стих:

Практическая цель: Побудить детей с радостью ожидать праздник Рождества и благодарить Иисуса за Его рождение

Подготовка к уроку: Заранее можно украсить помещение еловыми ветками или гирляндами, новогодними игрушками, либо поделками, которые сделали сами дети. На стол положить еловую веточку (20-30 см), можно искусственную, украсить ее и прикрепить одну свечу. На стену повесить предрождественский календарь. Его можно сделать так: на большом листе ватмана нарисовать 24 окошка и на каждом подписать число с 1 по 24 (это числа с 1 по 24 декабря). Окна прорезать с трех сторон, а четвертая сторона будет затем отгибаться. За этими окошками приклеить при помощи скотча конфеты или маленькие сувенирчики. В каждое предрождественское воскресенье несколько детей по числу прошедших дней в декабре будут открывать окошки, и брать себе подарок. Учитель записывает детей, которые получили подарки и следит, чтобы всем детям досталось по одному.

Ход урока

Приветствие
Друзья, я приветствую вас. Понравился ли вам наш класс? А вы догадываетесь, почему он так украшен? (Ответы детей) В течение этого месяца мы с вами будем учиться с радостью ожидать праздник Рождества. А что это за праздник – Рождество? (Ответы детей)
Однажды Ангел сказал людям такие слова: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» Луки 2:10-11.
Рождение Иисуса – это радостное событие для всех людей, а потому и мы с вами будем радоваться и благодарить Бога за рождение Иисуса.

Игра «Сокровище»
Учитель прикрепляет к доске несколько рисунков и предметов (либо подбирает такие предметы, которые можно поставить на стол, приблизительно 9-10 штук), где может быть спрятано «сокровище», например: в вазе, шкатулке, еловой ветке, игрушке, цветке и т.п. Затем на листочке бумаги так, чтобы дети не видели, учитель записывает название предмета, в котором спрятано «сокровище», и убирает этот листочек.
Условия игры таковы: учитель делит детей на две группы, каждой группе поочередно он читает вопрос. Если группа правильно ответила, то она называет один предмет, где, может быть спрятано «сокровище». Учитель записывает. Если одна группа ответить на вопрос не может, тогда отвечает другая группа и называет место нахождения «сокровища». Группы могут повторять один и тот же предмет.
Когда на все вопросы даны ответы, учитель приглашает одного из учеников, лает ему спрятанный листок, и он читает, где спрятано «сокровище». «Сокровище» могут «найти» обе группы, если они обе назвали тот предмет, который был записан на листочке. Выигрывает та группа, которая «нашла» «сокровище».

Вопросы:
1. Кто вам дает здоровье? (Бог)
2. Кто сказал о Себе, что Он является добрым Пастырем? (Иисус Христос)
3. Что происходит на небесах, когда на земле грешный человек просит прощения у Бога? (Радуются ангелы)
4. Кто может тебе помочь быть послушным? (Иисус Христос)
5. Кто тебе дает способности для учебы в школе? (Бог)
6. Когда вы находитесь в гостях, можно ли что-нибудь брать без разрешения? (Нет)
7. Какие слова могут причинить боль человеку? (Обидные, клички, насмешки)
8. Что означает слово «правда»? (То, что было на самом деле)
9. Что такое воровство? (Когда человек берет то, что не принадлежит ему и оставляет себе)
10. Что такое совесть? (Это голос от Господа, который можно услышать в нашем сердце)
11. Кого нельзя обмануть? (Бога)
12. Что является главным в жизни человека? (Примириться с Богом и любить Его)
Пение

Мама сказала своим детям: «Подождите немного в детской, мы с папой приготовим вам предрождественский сюрприз». Родители пошли в зал, закрыв за собой дверь.
Таня рисовала, Яша играл с машинкой. А Оля, отодвинув игрушки в сторону, капризно и резко сказала: «Я не хочу ждать». Таня спросила ее: «Почему ты сердишься? А мне нравится ждать. Ведь ждать так интересно, можно уже заранее радоваться чему-то хорошему!»

Хорошо, когда дети умеют ожидать чего-то с радостью.
Более 2000 лет назад в Палестине люди тоже находились в ожидании. Бог через многих пророков обещал послать миру Спасителя, Который освободит людей от их грехов и подарит им новую жизнь. О приходе Спасителя многое было известно, и люди ожидали Мессию. Он пришел удивительным образом, и все пророчества о Его пришествии исполнились. В день Его рождения ликовало и радовалось небо, а также люди, которым Бог возвестил об этом.
В наше время люди тоже по-особому ожидают праздник Рождества . В некоторых странах время ожидания начинается за четыре недели до праздника. Это время радостного ожидания.
Взрослые люди, которые любят Бога, в этот период проверяют свои поступки, слова и мысли. За все, что было сделано и сказано неправильно перед Богом, они просят прощения, потому что грех лишает радости, но Бог очищает от греха тех, кто раскаивается в нем. Так люди готовят свои сердца к радостному ожиданию праздника Рождества. Иногда для интереса и наглядности детям делают венок из еловых веток или берут просто веточку ели и украшают ее, а затем прикрепляют к венку или ветке постепенно четыре свечки. В первое воскресенье зажигают одну свечу, это говорит о том, что одна неделя ожидания уже прошла. Во второе воскресенье зажигают две свечи, так как прошло две недели ожидания. В третье воскресенье зажигают три свечи, а в сам праздник Рождества – четыре.
В семье, где жила Оля, тоже за четыре недели начали готовиться к празднику Рождества и учить детей радостному ожиданию. Оля была еще недовольна, когда родители пригласили детей в зал. Но в дверях зала дети остановились от удивления. Комнату было не узнать. На столе лежал венок с горящей свечой, а рядом с ним – три красивых пакета. В большой вазе стояли еловые ветки, такие же ветки с украшениями лежали на пианино. На окне висела блестящая звезда.
– Как красиво! – восхищается Таня. Мама начала играть на пианино и петь рождественскую песню. Оля, Таня и Яша тоже знали эту песню и с радостью запели вместе с мамой. Они спели еще несколько песен вместе. Потом папа предложил детям открыть три пакета, лежащие на столе, но при этом сказал:
– Сначала отгадайте, что в них. Это то, что делает ожидание рождества приятным.
– Почему этот праздник Рождества нужно так долго ждать? – спросила Оля, ведь она не любит ждать. – Сегодня только первое воскресенье, и горит только одна свеча. До Рождества еще так долго!
– Да, почему? – спрашивает Таня. И все вместе рассуждают.
– Может быть, потому, что Рождество – очень хороший праздник? – говорит Оля.
– Что же случилось в день Рождества? – спрашивает папа.
– Иисус родился! – сказал четырехлетний Яша.
– Правильно, – подтверждает папа. – Родился Иисус, и это самое лучшее событие за все существование земли. Праздник Рождества – это день рождения Иисуса. И добавляя каждую неделю по свече, мы еще больше радуемся и говорим: «Скоро Рождество!»
– Но вы что же, не хотите отгадать, что находится в ваших пакетах? – спрашивает теперь мама. – Что делает ожидание Рождества приятным?
– Свечи, – говорит Таня, но мама и папа отрицательно качают головой.
– Свечи делают ожидание приятным, но не они в пакетах, – сказал папа.
– Может быть, еловые ветки? – спросила Оля, хотя она не представляла, как еловые ветки можно запаковать в пакет.
– Печенье или орехи, – предполагает Яша.
Но и он не отгадал.
– На него смотрят каждое утро, – подсказывает папа.
Ах, как же они не догадались!
– Предрождественский календарь! – кричат все хором.
И тут же все пакеты были распакованы.
– О-о-о, какая прелесть! – восхищается Оля.
– Таких красивых у нас еще никогда не было! – радовалась Таня
Каждый из детей получил предрождественский календарь, где была нарисована маленькая деревня с двадцатью тремя домиками и одной церковью в центре. Домик под номером один можно раскрыть сразу. Таня находит в нем красивую точилку для карандашей, Оля – заколку для волос, а Яша – маленькую машинку.
Когда же они после этого сидели за столом, щелкали орехи и ели печенье, Оля уже забыла, что она не любит ждать. «Нет, ждать Рождество приятно!» – думает она теперь. В конце этого дня мама предлагает:
– Дети вы хотите, чтобы ожидание второго предрождественского воскресенья не было для вас таким долгим? Тогда приготовьте к следующему воскресенью каждый свой сюрприз.
У Оли сразу же появилась прекрасная идея. Да! Она это обязательно сделает.
Друзья, а как ожидаете праздник Рождества вы? Радуетесь ли вы приходу Иисуса на землю? А может быть, вы ждете только подарков, не задумываясь о самом празднике? Хорошо, когда дарят подарки, но еще лучше то, что дарит Иисус любящим Его – радость и вечную жизнь с Ним. Благодарите Бога за приход Иисуса на землю, за Его Рождество. И ожидайте этого праздник с радостью.

Разучивание золотого стиха
(Слова стиха составить из букв.)
Друзья, сегодня у нас с вами первое предрождественское воскресенье, и мы с вами тоже будем учиться ждать этот праздник с радостью. Пусть помощью в этом нам будет стих из Библии:

«А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него» Псалом 34 стих 9

После разучивания золотого стиха учитель зажигает свечу на ветке
Друзья, вы уже обратили внимание, что у нас с вами тоже есть предрождественский календарь? Некоторые из вас сегодня будут иметь возможность открыть первые окна. Кто будет иметь эту возможность, мы узнаем так.
Учитель готовит картинки шишек по количеству пришедших детей, а по количеству прошедших дней декабря помечает звездочкой эти картинки с обратной стороны. Например, в классе присутствует 15 детей, а в воскресенье число 3 декабря. Учитель готовит 15 шишек, (по количеству учеников) и три из них помечает звездочками. Затем перемешивает их и предлагает взять каждому ребенку по одной картинке. Те дети, которым достались помеченные шишки, могут открыть 3 первых окошечка в календаре и взять себе призы. Учитель записывает детей, получивших призы, и на следующем занятии эти дети не получают шишки и не участвуют в открывании окошек календаря. Через неделю дети могут открыть еще семь окошек, еще через неделю следующие семь.
Когда все дети получат по 1 призу, оставшиеся призы учитель распределяет по своему усмотрению.
Если детей в группе больше, чем 24, то можно сделать 2 предрождественских календаря.

Домашнее задание

Выполняется с родителями
1. Выучить золотой стих. Псалом 34 стих 9
2. Заполнить рабочий лист тетради.
3. Подготовить предрождественский сюрприз. Это может
быть выученное рождественское стихотворение либо песня,
рождественская открытка-поделка.

Заключительная молитва
– Наш урок окончен. С миром Божиим, до свидания.

Библейские уроки для детей дошкольного возраста (3-5 лет)

Год А, четверть 4

Библейские уроки для детей Родничок. Пособие для учителей

Урок 1 Маленькая девочка, проснись!
Урок 2 Вечер исцелений
Урок 3 Отверстие в крыш
Урок 4 «Теперь я вижу!»
Урок 5 «Юноша, встань»
Урок 6 Потерянная овечка
Урок 7 Потерянная и найденная
Урок 8 Непослушный сын
Урок 9 Большое-большое дерево
Урок 10 Первое Рождество
Урок 11 Первая рождественская песня
Урок 12 Пастухи находят Младенца Иисуса
Урок 13 Подарок Иисусу на день рождения

Письмо родителям

Дорогие друзья!

Приглашаем вас продолжить изучение Библии вместе с нами. Изучайте библейские уроки для детей Родничок. Понравились ли вам раскраски, которые мы поместили в библейские уроки для детей Родничок? А задания раздела «Вместе с тобой»? Мы надеемся, что они понравились не только вам, но и вашим детям!
Мы рады приветствовать вас на страницах очередного выпуска уроков субботней школы Родничок! Мы надеемся, что библейские уроки для детей Родничок помогут вам организовать семейное богослужение и сделать изучение Библии увлекательным занятием для ваших детей!
Запланируйте время семейного богослужения, (пусть это будет определенное время каждого дня). Покажите вашему малышу время на часах, и пусть он с радостью ожидает часа семейного общения. Пусть это будет время радости и особого общения с Богом! Начинайте и заканчивайте ваше общение молитвой. Учите своего ребенка, что разговор с Богом очень важен для каждого члена семьи: как взрослого, так и ребенка! Ежедневно повторяйте с ним библейскую историю и памятный стих. Во время изучения памятного стиха используйте рекомендованные в уроке движения или заучивайте стихи на определенную мелодию. Сотрудничайте с учителем субботней школы, продолжайте делать то, что не успел учитель во время урока.
Мы с вами призваны открыть нашим детям любовь и милость Божью. «Научите юношу вначале пути его, и он не уклонится от него, когда и состарится». Пусть Господь благословит и укрепит вас!
Будем молиться и прилагать все усилия, чтобы наши дети полюбили Господа Иисуса Христа как своего Спасителя!

Программное содержание:

  1. Закрепить с детьми знания о зимних праздниках (новый год, рождество, крещение, колядки); об их главных символах и о подготовке к празднику. Закрепить знания детей о зиме, зимних месяцах.
  2. Вызвать у детей интерес к общению, активное участие в беседе.
  3. Обогащать словарный запас детей (канун, сочельник).
  4. Создать радостное настроение для детей.

Материал: аудиозапись ("Рождественская" мз. и сл. Е. Шмакова); илюстрации Нового года и Рождества; загадка о зиме; снежки; буквы для игры "Слова".

Ребята, я знаю, что вы очень любите разгадывать загадки. Хотите я вам загадаю загадку.

Наступили холода

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Правильно.

А назовите мне все зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

А вам нравится зима? Чем она вам нравится?

Какие праздники мы с вами отмечаем зимой? (Новый год, рождество.)

Это большие праздники которые мы с вами отмечаем зимой.

А еще есть небольшие зимние праздники. Кто знает? (Крещение, колядки.)

Что многие люди делают на крещение? (Окунаются в прорубь.)

Для чего они это делают?

Вспомните еще был у нас в саду праздник, к нам приходило много гостей с песнями, танцами. Как он называется? (Колядки.)

А как называют людей, которые приходят? (Колядовщики.)

Вспомните слова, которые говорят колядовщики.

Коляда, коляда

Ты подай пирога.

Или хлеба ломтину

Или денег полтину.

Или курочку с хохлом,

Петушка с хохолком.

А для чего они приходят? (Поздравляют, желают здоровья и счастья.)

Давайте с вами вспомним про наш любимый праздник Новый год.

Что происходит у вас дома перед празднованием Нового года? (Наряжают елку, покупают подарки, готовят разные блюда.)

К этому празднику готовится вся семья.

Поэтому как можно назвать этот праздник? (Семейный.)

Что является главным символом Нового года? (Елка.)

Мы с вами поговорили про Новый год, а какой еще праздник мы празднуем зимой? (Рождество.)

Хотите послушать рождественскую песенку? (Прослушивание аудиозаписи.)

Вам понравилась песня?

Чем она вам понравилась?

Какая она по характеру?

О чем поется в этой песне?

Какие новые слова вы услышали? (Сочельник - это канун рождества.)

Кто из вас знает, что означает слово Рождество?

Послушайте, само слово Рождество говорит, о том, что кто - то родился. Рождество - это день рождения Иисуса Христа. Почти 2000 лет назад в этот день родился мальчик, которому дали имя Иисус. С тех пор люди и празднуют его день рождения.

А вы знаете почему празднуют все люди на всей Земле именно его день рождения?

Потому что родился не простой человек, а родился сын божий, спаситель, чтобы помогать людям, спасать их жизнь от жадности, вражды и смерти. Вот почему празднуется этот праздник, как рождество Христово.

Праздник Рождества всегда несет с собой радость и веселье. К Рождеству всегда люди начинают готовиться заранее. Покупают или изготавливают своими руками подарки, готовят угощения, разучивают песни, стихи, разные игры.

Давайте с вами тоже поиграем в игры. Хотите?

(Дети делятся самостоятельно на две команды.)

Первая игра называется "Слова".

Я вам дам карточки с буквами и вам нужно будет собрать из этих букв слова: 1-ой команде слово "рождество", 2-ой команде "Новый год".

Молодцы, понравилось собирать слова?

А теперь давайте поиграем в любимую зимнюю забаву "Перенеси снежок".

Снег волшебный это хорошо,

Не растает он в руках у вас ни за что!

И играть в него легко.

Понравилось. Размялись немножко, ну, а теперь садитесь на стульчики.

Ребята, а как вы думаете, что является символами Рождества? (Елка.)

Посмотрите у меня на картинке изображены 2 елочки. Одна из них Новогодняя, а другая рождественская.

Как вы думаете, какая из них Рождественская?

Чем они отличаются?

А посмотрите какие еще символы Рождества существуют. (Иллюстрации с изображением колокольчиков, веночка рождественского.)

Как вы думаете куда их нужно, вешать и для чего он нужны?

Это обереги, и они оберегают дома и людей от злых духов и вешают их на дверь.

Ребята, хотите я вам расскажу, про главный символ рождества?

Никто его не знает? Но все наверно видели.

Главным символом Рождества является ангел? Он всегда приносит людям хорошие вести.

А как вы думаете, как изображали ангелов?

Обычно их изображали как приятного ребенка с крылышками за спиной.

А какое лицо должно быть у ангела? (Доброе, радостное.)

Вы знаете сегодня и к нам прилетел маленький ангелочек. Хотите я вам его покажу?

Подставляйте все свои ладошки. Сейчас я его посажу каждому на ладошки, и вы можете его подержать и загадать самое заветное желание, которое он обязательно исполнит.

Загадали все желание? А хотите, чтобы у вас дома или у ваших друзей появился тоже такой ангелок? Тогда давайте сядем за столы и каждый из вас разукрасит своего ангелочка, а потом подарите их кому захотите. Ведь рождественские подарки от близких самые лучшие, самые ценные и дорогие, ведь к ним прилагается ваша любовь и доброта.

Выбирайте себе любое место и разукрашивайте ангелочков.

Теперь давайте рассмотрим ваших ангелов.

Каким цветом вы их разукрасили?

Почему у них такие лица вы нарисовали?

Пусть ваши ангелочки несут в ваш дом тепло, уют, радость и счастье.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.