Портал образования. Взаимоотношения мальчиков и девочек

Егорова Татьяна Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУДО "ЦРТДиЮ"
Населённый пункт: г.Нерюнгри
Наименование материала: родительский лекторий
Тема: Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте
Дата публикации: 19.01.2018
Раздел: среднее профессиональное

Родительский лекторий

по теме: «Взаимоотношения мальчиков и девочек в

подростковом возрасте».

К 13годам к нашим детям приходит первая любовь. Это новый взрослый способ

взаимодействия с противоположным полом.

Конечно, любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская, и больше похожа на

увлечение. Появившееся чувство взрослости, интенсивное развитие тела, повышенный

гормональный фон - все это способствует изменению отношений между мальчиками и

девочками. Пропадает непосредственный интерес общения.

Они начинают воспринимать друг друга как представителей разных полов.

Начинается процесс идентификации со взрослым - бессознательный перенос на себя

чувств и качеств, присущих другому человеку и желательных для себя.

Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной, девочка - женщиной. Прическа,

особенности внешности, манера держаться - все это дает сведение о том, какой я как

мужчина (или я как женщина).

Именно поэтому для подростка в это время на первый план выходит собственная

внешность. Личная привлекательность начинает играть первостепенную роль в глазах

сверстников.

А вот ответ на свой вопрос: « Как должны выглядеть настоящие мужчины и женщины?»

подросток зачастую находит в тех программах, которые смотрит. Образы актеров и

эстрадных певцов становятся объектом подражания.

И вот тут опять вспомним о физическом развитии ребенка. Ведь именно диспропорции в

развитии между мальчиками и девочками могут послужить источником многих

переживаний.

В физическом развитии девочки опережают мальчиков. Поэтому на их фоне мальчики

выглядят меньше и как бы мельче. Все это может вызывать чувство неполноценности у

подростка (особенно отличают других по росту, полноте). И в этом случае ему бывает так

необходима поддержка близких взрослых!

Возникающий интерес к противоположному полу сначала принимает странные,

неадекватные формы. Так, появившееся явное или неосознанное желание иметь взрослые

отношения мальчика с девочкой может выразиться в прямо противоположном поведении.

Примером этому является проявление подростками нежности к девочкам. С одной

стороны, такое поведение подвергается насмешкам. В то же время общаться с предметом

любви, как раньше, уже не получается.

Именно поэтому любовь и нежность подростка трансформируются в поведение, внешне

противоположное влюбленности - типа дергания за косички. Но это и есть форма

привлечения к себе внимания.

И девочки обычно это осознают и не обижаются, а в свою очередь демонстрируют свое

внимание - игнорированием объекта привязанности. Вот такой парадокс. Ведь легче

общаться с кем-нибудь другим, чем с тем, в кого влюблен. Из-за этого объект любви часто

вообще разделяется: например, одну девочку любят идеально (на нее смотрят, вздыхают,

но не осмеливаются подойти), а проявляют отношения (гуляют) с другой.

Постепенно исчезает непосредственность общения, появляется скованность либо

стеснительность при общении с противоположным полом.

Подростки начинают испытывать напряженность от ощущения влюбленности. Это дает

еще большую внешнюю изолированность в отношениях между мальчиками и девочками.

И теперь о предмете своей влюбленности девочки говорят на ухо подружке (реже -

группе сверстниц), тайно вздыхают. А мальчики как бы случайно оказываются рядом с

понравившейся девочкой на дополнительных занятиях.

Редко когда в этом возрасте (11-13 лет) открыто выражают свои симпатии. Ведь надо

суметь и преодолеть свою скованность, и противостоять насмешкам со стороны

сверстников. А это сложно.

Поэтому общение становится больше однополое: мальчики с мальчиками, девочки с

девочками. Даже в командных мероприятиях или играх типа ручеек предпочитают

выбирать, что называется, своих.

Помогите подростку осознать свои чувства. Подскажите сыну (дочери) ту форму

взаимоотношений с предметом его увлечения, которая будет наиболее приемлема в данной

ситуации.

Старшие подростки (14-15 лет) общаются между собой более открыто. В их круг

общения включены приятели обоих полов, и отсутствие взаимности приводит к сильным

негативным эмоциям.

Общение со сверстниками противоположного пола бывает очень интенсивным, и ему

придается большое значение. Именно такая привязанность волнует родителей. Многие

мамы-папы знают, что предмет страсти может сбить их дорогого ребенка с правильной

дороги. Ведь ради любимого подростки совершают невероятные глупости, о которых

потом долго жалеют. Поэтому родители и возмущаются начавшимися свиданиями

дочерей, их поздними возвращениями домой.

В этот период любимый человек становится для наших детей главным в жизни, а значит,

самым умным решением будет познакомиться с предметом страсти вашего ребенка, узнать

его как личность.

Тогда вы сможете решить, надо ли влиять на развитие их отношений. И если да, то будете

знать, как это сделать. Пусть их отношения развиваются у вас на глазах. Так спокойнее. И

вы всегда будете в курсе дела и сможете вовремя поддержать ребенка и помочь советом.

Для подростка же первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию

сверстника, поиск взаимных компромиссов является началом развития умения прини¬мать

людей вообще.

Со временем подросток выделяет в других все больше личностных качеств и

переживаний. Это развивает в нем способность оценивать как других, так и самого себя.

Общение со сверстником противоположного пола является непосредственной причиной

для оценки своих переживаний. Следовательно, происходит накопление личного опыта.

В этих отношениях подростки очень ранимы. Они нередко сравнивают или отождествляют

себя с героями фильмов, литературных произведений.

Часто в мечтах строят отношения с другими по определенному идеальному сценарию, в

котором сбываются надежды. Эти мечты помогают им принимать решения в фантазиях,

проигрывать их, а потом переносить в реальную жизнь. Именно в эту пору многие

подростки пишут дневники, стихи, в которых отражают свои переживания.

Стремление нравиться становится одним из самых важных стремлений подростка. Особое

значение придается взглядам, улыбкам.

Взаимные переглядки на уроках уже ко многому обязывают - это признак

принадлежности предмету привязанности. Потом, на переменках, девочки с гордостью

говорят друг другу: Ты видела, КАК он на меня смотрит!

Эти взгляды будоражат фантазию подростков, побуждают к ответному поведению в том же

духе. Если же ответных взглядов нет, то можно услышать отчаянное: Он меня не любит!

Что мне делать?

Особую цену приобретают прикосновения. Руками изучают, говорят, информируют.

Руками выражают всю внутреннюю напряженность души и тела.

Эти прикосновения запомнятся на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно

одухотворить отроческие отношения, не принизить их, не опошлить.

Для подростка эти отношения очень серьезны! Помните? Максимализм и идеализация. А

значит, любовь - единственная, серьезная и на всю жизнь!

И первые разочарования бывают настолько сильными и действительно неожиданными для

ребенка, что он иногда не в силах справиться с нахлынувшими на него чувствами и болью.

И тогда рядом должен быть друг. Лучше всего взрослый - родитель или значимый для

ребенка человек. Он сможет поддержать, объяснить, утешить. Если рядом такого человека

не окажется, то горе может настолько сильно захлестнуть, что подросток (а ведь, в

сущности, он еще ребенок!) не сможет сам справиться с потоком эмоций. И тогда может

случиться непоправимое.

Достаточно большое число суицидов в этом возрасте подростки совершают из-за

несчастной любви или чувства одиночества... В этом возрасте подростки очень ранимы и

рассказать о событиях своей жизни именно родителям, в чьей поддержке они по-прежнему

нуждаются. Но самим им трудно начать столь близкое общение.

Поддержите его в трудную минуту, не осуждая и не читая нотации. Просто будьте рядом и

первыми пойдите на контакт.

Одни подростки бурно и открыто переживают свои отношения с противоположным полом.

Зачастую именно эта экспрессивность и помогает им пережить разочарование.

Другие подростки не переживают столь открыто и сильно. Но и они мечтают о прекрасном

принце (принцессе), а когда начинают симпатизировать кому-нибудь из сверстников, то не

выражают это при всех.

Они лишь тайно подглядывают за предметом страсти в те моменты, когда им кажется, что

их никто не видит. Но и их любовь такая же краткая. А иногда подросток больше, чем

реального человека, любит свою мечту о другом, свои фантазии.

Но как бы то ни было, эти первые чувства зачастую оказывают такое сильное воздействие

на душу подростка, что воспоминания о них некоторые проносят через всю жизнь, ища

Взрослые часто бестактно относятся к проявлениям влюбленности у учащихся, начинают

упрекать и бранить их, нередко бросают такие необдуманные фразы - «он уже начинает

играть в любовь», «она уже путается с мальчишками» и т. п., иногда даже зло смеются и

поддразнивают.

вызывает

подростков

переживания.

насмешек

приводит к тому, что мальчики и девочки начинают опасаться проявлять даже обычные

товарищеские чувства, а иногда и перестают дружить

Нужно иметь в виду, что возникающее в детские и подростковые годы отношения между

полами, вырастающие из дружбы во время учебы, в игре и труде, имеют большое значение

для будущей совместной жизни молодых людей. Дело в том, что различные формы

благоприятных

условиях

стимулом,

неоднократных

влюбленностях

переживания

формируют

личность

подростка

оказывают

положительное

отношения

между полами в будущем.

Дружба не всегда связана с половым влечением, как известно, дружить могут и девушка с

девушкой, и юноша с юношей. Тем не менее нельзя не видеть, что дружба двух юношей и

дружба юноши и девушки имеют серьезные различия. Дружба девушки и юноши имеет

поэтична

эмоционально

приподнята.

становится более подтянутым и вежливым, девушка - мягче и женственнее. Это еще не

любовь, но она уже овеяна ее предчувствием, а жизнь, освещенная ею, становится более

яркой и значительной. Первое любовное увлечение иногда и является той искрой, от

которой возгорается «костер» настоящей человеческой любви.

Юноша не должен забывать, что его друг именно девушка и что его обязанность по

отношению к ней - беречь ее девичью честь, вступаться за нее, если кто-либо проявит

оскорбительное

отношение.

переживаниями, помогая ей, проводя с ней часы досуга, он не должен допускать никаких

излишней

вольности,

дозволенной

близости.

Необходимо еще с детства мальчика воспитывать так, чтобы он обладал определенным

«чувством дистанции» по отношению к девочке, а юноша - к девушке.

Простота

естественность

отношений,

свободная

грубости

легкомысленного флирта, украшают дружбу. У известного педагога А.С. Макаренко как-то

спросили: какими должны быть здоровые отношения между юношей и девушкой? Он

ответил: «Искренние, такие, которые ничего не преувеличивают и не преуменьшают. Когда

не обманывают друг друга, когда есть уважение к себе и к другому, тогда отношения будут

здоровые, независимо от того, какие это отношения: дружеские, любовные и т. д. Во

всяком случае, если есть забота о жизни и счастье другого,- такие отношения всегда будут

Тема: «Дружба мальчиков и девочек»

Цель: Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Задачи:

раскрыть значение понятий «мужское дело» и « женское дело», «мужской характер» и «обаяние»;

развивать нравственные качества, которые особо ценятся в мальчиках и девочках;

развивать культуру взаимоотношений между учащимися противоположного пола;

воспитывать открытость и уважительное отношение мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам.

Ресурсы:

фонограмма песни «Из чего же, из чего же?» на слова Я. Халецкого, муз. Ю. Чичкова, музыка Эолия, фонограмма «Дорогою Добра», «Ровесники», сердечки, маркеры.

Методы: беседа, рассказ, практическая работа, упражнение.

Ход урока

1. Круг радости

1. Приветствие.
- Добрый день, ребята! Я рад приветствовать Вас на нашем любимом уроке Самопознания. Я надеюсь, что общение доставит вам удовольствие и даст заряд бодрости и хорошего настроения на весь день.

(Передается игрушка по кругу со словами: «Я рад с тобой общаться, потому что…»)

2. Игра «Моё настроение»

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «У меня настроение…потому что…».
(Дети говорят, с каким настроением они пришли и на что или на кого оно похоже, используют жетоны «Солнце, тучка, дождик».)

Вывод: Я рад, что все пришли с хорошим настроением, так как оно поможет нам в нашей работе, а с весёлым настроением легче преодолевать различные испытания.

2. Поговорим

Тему нашего урока поможет определить песня «Из чего же, из чего же…?», кто знает, подпевает (звучит песня)
- О ком эта шутливая песня?

Тема нашего урока «Дружба между мальчиками и девочками ».

Сейчас я прочитаю отрывки из разговоров мальчиков и девочек. Ваша задача узнать: кто о себе рассказывает – мальчик или девочка.
Если это мальчик, то встанут мальчики, а если вы подумаете, что это девочка, то встанут девочки.

    Я люблю играть с друзьями в футбол, поэтому я всегда хожу в спортивном костюме и кроссовках.

    Я обожаю ходить по магазинам, примерять различные наряды и красоваться перед зеркалом.

    Мне нравятся фильмы о войне.

    Я очень люблю лазать по деревьям и никогда не плачу, даже если падаю.

    Я всегда слежу за своей осанкой и стараюсь ходить красиво.

    Я люблю делать с папой ремонт в квартире.

    Я люблю шить своим игрушкам платья.

Ребята, легко ли было вам определить, кто о себе говорит? Почему?

3. Работа в группах
- Сегодня мы поговорим о том, чем мальчики отличаются от девочек, а девочки отличаются от мальчиков. Какими качествами должен обладать мальчик, и какими качествами должна обладать девочка. Для разговора на эту тему я приглашаю разделиться на группы: мальчики и девочки.

1 группа - мальчики . У каждого из вас, конечно же, есть друг во дворе, в классе, из других классов. Назовите вы своих друзей.
- В чём проявляется ваша дружба? (ответы детей)

2 группа - девочки . Назовите вы своих друзей, и в чём проявляется ваша дружба? (ответы детей)

Учитель: - Слушая вас и знакомясь с именами ваших друзей, я пришел к выводу, что мальчики не имеют друзей среди девочек, а девочки не имеют друзей среди мальчиков. А почему так? (Мы уже поняли, насколько разные мальчики и девочки.)

4. Чтение стихотворения

Учитель: У Эдуарда Успенского есть стихотворение , давайте послушаем.

Если был бы я девчонкой-
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки.
Сам начистил б картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, сынок!»

А вот у поэта И. Гамазкова есть шуточное стихотворение о дружбе двух мальчиков. Оно называется «Суровая дружба». Послушайте его и скажите, в чём проявлялась дружба этих мальчиков?

Я стукнул Мишку по плечу,
Что мне с ним интересно.
А он меня: «Привет, молчун!»
Слегка портфелем треснул…
А я ему - щелчок по лбу,
Что, мол, сегодня я приду.
Он сдачи дал поспешно.
Мол, приходи, конечно!
У Мишки видели синяк!
Так это верный дружбы знак!
А у меня - две шишки,
Подарочек от Мишки.
Мы не девчонки «Сю-сю-сю»,
Не ходим парой чинно.
Уж если дружим, так вовсю!
Сурово! Как мужчины!

В чём проявлялась дружба двух мальчиков?
- Настоящая ли это была дружба?

Вывод: Да, скорее всего она была не настоящая, а действительно, как назвал И. Гамазков «суровая», так друзья не поступают.

5. Беседа.
Существует такое выражение «Ну какой военный не мечтает стать генералом». Ну, а каждый мальчик,наверное, хочет быть похожим на рыцаря. Конечно же, настоящий рыцарь никогда не станет обижать девочку, а будет стремиться, к тому, чтобы завоевать дружбу среди девочек.
Очень часто мальчики считают девочек трусливыми, слабыми, вообще, не подходят они для серьёзных занятий борьбой, игры в хоккей, в футбол. Вспомните эпизод мультфильма «Цветик-семицветик», как девочку Женю мальчики не приняли играть, потому что она слабая. А ведь порой это совсем не так, и девочки нисколько не уступают мальчикам .

Скажите, справедливо ли девочек считать трусливыми и слабыми, чтобы с ними не дружить?
В жизни немало примеров, где девочки и женщины достигали выдающихся результатов и ни в чем не уступали мужчинам. Женщина-космонавт, женщины-спортсмены, женщины-военнослужащие, женщины-герои Великой Отечественной войны. Они проявляли отвагу, смелость, выносливость.

6. Разговор о нравственных качествах и ценностях, свойственных мальчикам и девочкам

Задание мальчикам: Что такое мужской характер? Какие качества характеризуют мужской характер? В чём ценность мужского характера?

Задание девочкам: Как вы думаете, какими качествами обладает обаятельная девочка? В чём ценность обаяния?

Может ли быть дружба между мальчиками и девочками? На чём она основана?

Учебная информация (читают дети)

У Мальчиков и Девочек есть много похожих черт характера и главное – уметь уважать друг друга и ладить между собой, ведь нам учиться вместе много лет.
Между девочками и мальчиками дружба, безусловно, может быть. Она основана на тех же принципах, что дружба между однополыми детьми. За исключением того, что однополые дети легче доверяют друг другу свои секреты, а также существуют сугубо мальчишеские и девчоночьи интересы, а вследствие этого мальчишеские и девчоночьи ролевые игры, например, «Дочки – матери», «В войну».

Вывод: Все это помогло нам еще раз увидеть, насколько разные: мальчики и девочки. Но у нас много общего? Мы вместе учимся, вместе живем. Растем, радуемся, мечтаем. И у нас есть выбор: можно оставить так, как есть, т.е. девочки сами по себе, а мальчики сами по себе, или можно объединиться в единый мир и жить в мире и согласии друг с другом.

7. Упражнение «девочки и мальчики»
Ребята, очень важно уметь строить дружеские отношения между мальчиками и девочками

Задание мальчикам: Записать, какими вы хотите видеть девочек (листы с заданиями).

(ум, правдивость, доброту, аккуратность, за то, что всё умеют)

Задание девочкам: Записать, какими вы хотите видеть мальчиков.

(ум, силу, ловкость, справедливость, правдивость, доброту)

(Затем выходит один представитель от группы и защищает ответ.)

Вывод:
- Я думаю, мальчикам теперь понятно, каким им следует быть, чтобы их уважали девочки и хотели с ними дружить.
- Девочки, постараются воспитывать в себе эти качества, чтобы вас мальчишки ценили.

8 . Сегодня мы слышали много интересного друг о друге, о мирах друг друга.

Ровесницы, ровесники…
Девчонки и мальчишки,
Одни поём мы песенки,
Одни читаем книжки.

Мальчишки, девчонки,
Девчонки, мальчишки,
Мы учимся вместе, друзья!
Всегда у нас весело в классе,
Да здравствует дружба – Ура!
9. Домашнее задание:

Творческое задание «Законы дружбы» (выводятся вместе с родителями):

1. Один за всех и все за одного.

2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.

3. Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.

4. Не ябедничай, лучше сам исправь.

5. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось.

6. Не сердись и не падай духом, если что-то не получилось.

7. Помоги друзьям в беде.

8. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.

Напишите советы для одноклассников, как построить дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками

10. Круг «От сердца к сердцу»
Упражнение «Сердца имён»

Заканчивая наш урок, мне бы хотелось, чтобы вы сделали первый шаг к установлению дружеских отношений между мальчиком и девочкой. А помогут нам эти сердечки.

Напишите на сердечке слова-пожелания и подарите сердечко однокласснику или однокласснице (каждому однокласснику можно подарить только одно сердечко).

У мальчиков и девочек есть много разных и похожих черт характера и главное – это уметь уважать друг друга и ладить между собой, ведь вам предстоит учиться вместе много лет. Мне бы хотелось, чтобы, у вас были действительно дружеские отношения, тогда будет интересно жить, легко и весело идти Дорогою Добра.

Исполняется песня «Дорогою Добра»

Спасибо нашим гостям и если мы смогли хотя бы немного заинтересовать вас, то это для нас самое главное.

Час общения о проблемах взаимоотношения мальчиков и девочек для 6 класса

Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма, что влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. Причем иногда эти взаимоотношения приобретают черты тендерного насилия (в средних классах преимущественно действия против собственности и вербальное насилие, в котором иногда присутствует сексуальный оттенок).

По мнению исследователей, занимающихся этой проблемой, «в школьных группах идет скрытая "гражданская война" между мальчиками и девочками, хотя учителя часто не видят проблемы тендерного насилия в отношениях между детьми».

Главной причиной насилия психологи считают неспособность детей выразить позитивные чувства.

Предлагаемый классный час позволяет поговорить с младшими подростками об особенностях их тендерных ролей. Значительное место в сценарии занимают игровые ситуации, направленные на выражение позитивных чувств детей.

Мероприятие проводится накануне 8 Марта, поэтому большее внимание в ходе его уделяется девочкам. В этом возрасте они биологически взрослее мальчиков, и от их правильного поведения может зависеть вся атмосфера в в классном коллективе.

Цели : дать детям представление о разнице характеров, интересов и увлечений мальчиков и девочек, о взаимоуважении как основе отношений; продолжить знакомство с основами этикета; развивать навыки доброжелательного и открытого общения детей друг с другом; развивать культуру взаимоотношений между учащимися противоположного пола; способствовать сплочению детского коллектива, созданию дружеской атмосферы в классе.

Оборудование:

1. Для работы «Портрет идеального мальчика . Портрет идеальной девочки»: подготовить подсказки (2 экземпляра) - тетрадные листки, на которых записаны положительные качества. Их по ходу мероприятия учитель вручает девочкам и мальчиками

играет на гитаре

уважает окружающих

культурный

не ругается матом

порядочный

справедливый

воспитанный

вежливый

независимый

приятный собеседник

хорошо танцует

романтичный

самостоятельный

красивый

аккуратный

скромный

занимается спортом

умеет вести себя в обществе

не смеется над чужим горем

поможет в трудную минуту

благородный

со вкусом одевается обладает чувством юмора

умеет выслушать и посочувствовать

2. Для воспитывающих ситуаций «Учимся выражать позитивные чувства»:

а) игра «Кто смелый?»: карточки с именами и фамилиями девочек класса. На каждой карточке написать одну из фраз, предназначенных именно этой девочке. Затем свернуть в трубочки и положить в коробку.

. (Имя) Ты сегодня прекрасно выглядишь!

. (Имя) Ты сегодня очень красивая!

. (Имя) Тебе эта прическа очень к лицу!

. (Имя) С тобой поговорить - одно удовольствие!

. (Имя) Как я рад тебя видеть!

. (Имя) Ты, как всегда, очаровательна!

. (Имя) Ты очень умна и красива!

. (Имя) Улыбнись, у тебя такая светлая улыбка!

. (Имя) Твои глаза сияют, как лучи!

. (Имя) Какая ты аккуратная, просто вся блестишь!

. (Имя) Ты просто замечательная девочка!

б) игра «Эстафета сочувствия»: пронумерованные карточки, на каждой из которых записана одна из следующих фраз.

1. Я тебе очень сочувствую, чем я могу помочь?

2. Не унывай, с каждым может случиться.

3. Бедненький! Как мне тебя жалко! Руки-ноги целы? Это самое главное.

4. Что-нибудь болит? Вставай, помогу тебе дойти до медпункта.

5. А пуговицы на месте? Могу пришить, если что.

6. За тетрадки не переживай, у меня есть запасные - поделюсь.

7. Давай свой рюкзак и куртку, мы их с девочками на батарее просушим.

8. Да ведь у тебя ноги совсем мокрые! Запросто можно простудиться! Садись к батарее и грейся, а мы попросим, чтобы тебя не вызывали к доске.

9. Ну, как дела, если что понадобится, проси, не стесняйся. Мы с девочками поможем.

10. Подсох немножко? Тебе нужно согреться, мы принесли тебе горячего чайку из столовой.

11. Ну что, полегчало? Не падай духом, мы с тобой!

12. Держись, друзья тебя не оставят!

Оформление : написать на доске название классного часа. Ниже нарисовать два круга так, чтобы один круг накладывался на другой; внутри одного написать «Мир мальчиков», внутри другого - «Мир девочек».

План классного часа

I. Дискуссия «Кто виноват?».

II. Беседа «Мальчики и девочки - два разных мира».

III. Портрет идеального мальчика. Портрет идеальной девочки.

IV. Воспитывающие ситуации «Учимся выражать позитивные чувства».

1. Игра «Кто смелый?».

2. Игра «Эстафета сочувствия».

V. Заключительное слово.

VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

1. Дискуссия «Кто виноват?»

Классный руководитель. Сегодня, накануне праздника 8 Марта, мы собрались, чтобы обсудить очень важную тему: дружба между мальчиками и девочками - возможна ли она? И есть ли она в нашем классе?

Справедливости ради нужно сказать, что в период между двумя праздниками - 23 февраля и 8 Марта - между мальчиками и девочками устанавливается что-то вроде короткого перемирия. Но потом вновь обиды, жалобы, агрессия, вражда.

Кто же в этом виноват?

(Мальчики и девочки высказываются.)

Мальчики:

Виноваты чаще всего девочки. Они все время подкалывают, высмеивают мальчиков, дразнят их, вот и получают.

Девочки всегда первыми бегут жаловаться, хотя сами и виноваты. А мальчики не любят, когда ябедничают.

Мальчикам иногда просто скучно на переменах, вот они и задирают девочек, чтобы те за ними погонялись.

Девочки не могут признать свою вину, им хочется всегда быть правыми. А они должны уступать.

Виноваты мальчики, они должны быть защитниками, а сами постоянно обижают девочек.

Мальчики просто завидуют, что девочки лучше учатся и лучше себя ведут, учителя их хвалят чаще.

Это мальчики должны уступать девочкам, ведь они должны быть рыцарями.

Классный руководитель. А может быть, виноваты обе стороны - просто не хотят понять друг друга?

II. Беседа «Мальчики и девочки - два разных мира»

Классный руководитель. Можно сказать, что девочки и мальчики - этот два разных мира.

Девочки и мальчики разные с самого рождения и развиваются тоже по-разному. Ученые установили, что у них разный мозг, разная психика, разные пути развития. Мальчик и девочка по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Как вы думаете, почему женщин называют «слабой половиной человечества», а мужчин - «сильной»?

Примерные высказывания детей:

Мужчины всегда были сильнее женщин - они воевали, охотились, поднимали тяжести.

Женщины занимались домашним хозяйством, им не надо было тренировать свои мышцы, учиться владеть оружием, физически они были слабее.

Классный руководитель. А некоторые считают, что и мужчины, и женщины сильны по-своему.

Так, например, у мальчиков мозг больше, мальчики имеют склонность к освоению новых пространств, поэтому их так интересуют средства передвижения и воздействия (машины, инструменты). Мальчики быстрее соображают в сложных ситуациях, умеют принимать нестандартные решения. А девочки очень хорошо ориентируются в привычном пространстве, в том, что их окружает. В быту девочки практичнее мальчиков. Девочки более послушны, исполнительны, они легче приспосабливаются к изменениям.

На доске вы видите две окружности: одна - мир мальчиков, другая - мир девочек.

Что бы вы поместили в мир мальчиков? (Машины, оружие, инструменты, стройки, спорт и т. п.)

А из чего состоит мир девочек? (Наряды, дети, еда, дом, посуда и т. п.)

Получается, что то, чего не хватает у мальчиков, есть у девочек, и наоборот. Как вы думаете, почему так распорядилась природа? (Потому что мальчики и девочки дополняют друг друга.)

Верно, они дополняют друг друга, и вместе они сильнее. Как бы слились две окружности, и место их слияния - это и есть наш общий мир, в котором хорошо и мальчикам, и девочкам.

Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.

III. Портрет идеального мальчика. Портрет идеальной девочки

Классный руководитель. Какие человеческие качества ценят мальчики в девочках и девочки - в мальчиках? Портрет идеального мальчика составят девочки, а портрет идеальной девочки составят мальчики. На это задание вам дается 10 минут. Можете воспользоваться подсказкой (дает обеим группам карточку с написанными качествами), в этой карточке можно просто зачеркнуть ненужное, оставив нужное. Можете что-то дописать. Мальчики отдадут эту карточку девочкам, а девочки - мальчикам.

(Звучит музыка, мальчики и девочки обсуждают задание.)

Время истекло. Слушаем, как же выглядит идеальный мальчик, которого бы уважали все девочки.

(Представители групп зачитывают результаты.)

Идеальный мальчик - ... (умный, добрый, благородный, уважает девочек, защищает их, никого не дразнит, самостоятельный, независимый, не курит, не ругается матом, хорошо танцует, занимается спортом, играет на гитаре, вежливый, культурный и т. п.).

Идеальная девочка - ... (умная, добрая, аккуратная, воспитанная, культурная, красивая, со вкусом одевается, не строит из себя принцессу, скромная, умеет выслушать и посочувствовать, уважает других, нежная, романтичная, возвышенная, хорошо танцует, много знает и т. п.).

Классный руководитель. Идеальный - значит образцовый, вы узнали, каким нужно быть мальчиком, чтобы тебя уважали девочки и хотели с тобой дружить. И какой нужно быть девочкой, чтобы заслужить уважение мальчиков.

IV. Воспитывающие ситуации «Учимся выражать позитивные чувства»

Классный руководитель. Но пока нам далеко до идеала, поэтому девочки и мальчики в нашем классе часто ссорятся, жалуются друг на друга, не могут наладить нормальные взаимоотношения. Психологи объясняют это тем, что мальчики не знают, как выразить позитивные чувства, поэтому прибегают к насилию. А девочки, не понимая этого, часто обижаются на мальчиков. Например, если мальчик толкает девочку, забирает и прячет ее вещи и книги, это, скорее всего, означает, что ему нравится эта девочка. Так что, девочки, не обижайтесь!

1. Игра «Кто смелый?»

Классный руководитель. Сейчас мы будем учиться выражать хорошие, положительные чувства: любовь, симпатию, жалость, нежность, радость. Предлагаю поиграть в игру «Кто смелый?». Это игра только для смелых мальчиков.

В этой коробке карточки с именами всех девочек класса. Каждый мальчик по очереди берет из коробки карточку, называет имя девочки, смотрит ей в глаза и произносит с выражением ту фразу, которая написана. В награду за смелость получает аплодисменты от девочек.

(Все мальчики выходят к доске, достают карточки из коробки, произносят нужные фразы. Девочки аплодируют.)

Думаю, девочкам очень понравилась эта игра. Какие фразы вам особенно запомнились? {«Ты сегодня очень красивая!», «Ты замечательная девчонка!», «Ты сегодня прекрасно выглядишь!», «Ты, как всегда, очаровательна!», «Как я рад тебя видеть!» и др.)

Мальчики, почаще говорите такие слова, и вы получите ключ к сердцам девочек.

2. Игра «Эстафета сочувствия»

Классный руководитель. А теперь поиграем в игру, которая называется «Эстафета сочувствия». Играют девочки, ведь именно они способны к сочувствию и сопереживанию. Представьте себе, что один из наших мальчиков попал в трудную ситуацию - на улице проливной дождь, он бежал в школу и прямо у порога поскользнулся и упал в лужу. Такая неприятность может случиться с каждым, но сегодня роль пострадавшего исполнит (имя, фамилия).

Вот наш пострадавший. Смотрите, как ему плохо! Он насквозь промок! В рюкзаке вода, книги и тетради тоже намокли. Сидит он на ступеньках школы, а мимо пробегают ученики, никто не обращает на него внимания. Как пригодится здесь доброе слово, простое участие!

Какими же словами выразить сочувствие? У меня есть карточки, на которых записаны волшебные фразы, слова сочувствия. Эти карточки я раздала девочкам в начале урока. Девочки подойдут к нашему пострадавшему, посмотрят ему в глаза и произнесут волшебные слова сострадания. Но девочки могут добавить свои слова, могут вообще выразить сочувствие своими словами.

(Девочки выстраиваются в соответствии с номерами табличек. По очереди подходят к пострадавшему, произносят свои фразы и садятся на места.)

Вот такая получилась эстафета. Думаю, многие мальчики хотели бы оказаться на месте нашего сегодняшнего пострадавшего.

Какие фразы вам запомнились? (Дети высказываются.)

Не унывай, не падай духом, держись, мы с тобой - вот слова поддержки, которые всем нужно знать - и мальчикам, и девочкам. Тогда всем в нашем коллективе будет тепло и хорошо, как дома.

V. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о девочках и мальчиках, о том, что они разные, что такими их создала природа. Хорошо, если мы научимся ценить и понимать это, не подражать другим, не переделывать их, а принимать такими, какие они есть.

Еще мы учились сегодня выражать свои хорошие чувства. Оказывается, для этого нужно сказать такие простые слова!

VI. Подведение итогов

Классный руководитель. Наш классный час подошел к концу.

Какой момент сегодняшнего классного часа вам особенно запомнился?

Считаете ли вы, что после этого классного часа изменятся отношения между мальчиками и девочками?

Как вы думаете, для кого сегодняшнее общение было полезнее - для мальчиков или для девочек?

(Дети высказываются.)

Родители должны обращать особое внимание на отношения между мальчиками и девочками младшего школьного возраста.

У девочек, физически развивающихся раньше, чем мальчики, раньше наблюдается стремление к товарищескому общению, интерес к совместным играм, желание заниматься своей внешностью, потребность быть одетыми красиво, нарядно. Нередко родителей удивляет и беспокоит неведомое им ранее, как бы вновь появившееся у дочери качество - кокетство: «И платье не то, и туфли не такие, как у всех, хочется, чтобы все было красивое».

Однако наряду с потребностью быть одетой красиво наблюдается отсутствие другой очень важной потребности - быть аккуратной, чистоплотной, опрятной. Нередко у нарядной девочки можно увидеть и грязные руки, и смятый воротничок, и невычищенные туфли, и личные вещи, давно не видевшие воды и мыла.

Девочек значительно раньше, чем мальчиков, начинают занимать вопросы дружбы. А их сверстники - мальчики еще далеки от стремлений к дружбе и от модных танцев и нарядных туалетов. Их костюм чаще поражает небрежностью, а манеры озорством, присущим почти всем мальчикам.

Как бы ни был незрел и несовершенен еще младший школьный возраст, его по праву можно считать основополагающим в развитии правильных достойных отношений между людьми разного пола. В младшем возрасте особенно важно научить мальчиков быть защитниками одноклассниц! Люди часто удивляются, почему взрослый мужчина не умеет быть вежливым, корректным, предупредительным к женщине? Как будто он рос в культурной семье? А ответ довольно прост: его не учили быть деликатным. И в его первые мальчишеские школьные годы он считал нужным уважать только маму (так было принято в семье и об этом заботились). А других, скажем, соседку, незнакомую женщину и особенно девочек из класса, он уважать не привык. Вот почему его культура и стала такой однобокой и ограниченной. Деликатность в отношениях мальчиков и девочек - вещь необходимая и очень нужная, особенно в наше время, когда женщина стоит рядом с мужчиной у станка, управляет трактором и самолетом. Ей нужно помогать. И чем раньше будут научены этому мальчики, тем красивее и благополучнее станет наша жизнь.

И мы уверены - деликатности надо учить! Так же, как учат арифметике, рисованию, пению.

С чего же начинать обучение?

Прежде всего, с простых и вполне доступных детям вещей. Мальчика, например, нужно приучать помогать девочке убрать класс, комнату: она протирает пыль, он носит воду, убирает мусор и тоже вытирает пыль. Мальчик должен знать, что девочку следует пропустить вперед при входе в класс, в школу, в кинозал, уступить ей место в троллейбусе, подать пальто и т. п. Наблюдения за ребятами младшего возраста показывают, что такое внимание к девочке и тем более бережное отношение к ней отсутствует у большинства мальчиков.

Все это свидетельствует о том, что во многих семьях не ведется должной работы с младшими детьми и они вырастают неуклюжими, резкими, грубыми, некультурными людьми. Порой между ними возникает недоброжелательность, отчужденность, даже враждебность.

Как же устранить отчужденность, безразличие, враждебность между детьми разного пола?

Для этого вам, дорогие родители, нужно с самых первых лет обучения ребенка правильно организовать его общение с одноклассниками. Не препятствуйте ему в этом общении. В вашу квартиру будут приходить разные ребята - и веселые, и грустные, и шаловливые. Их будет приходить много. Не досадуйте на них: «опять насорили?». Лучше спокойно попросите привести все в порядок. И не забудьте пригласить ребят снова. Пусть они научатся общаться, пусть научатся узнавать друг друга, переживать друг за друга, уважать друг друга.

Лучше, если среди ребят, приходящих к вашему сыну, будут и мальчики, и девочки. На ваших глазах будут проходить упражнения в вежливости, в сердечности, в деликатности...

А если вы увидите обратное? Вот тогда серьезно побеседуйте с сыном об отношении к девочке, покажите как вы, отец, относитесь к своей жене, матери вашего сына. Но ведь ребятам нужно не просто общение, им нужна смена впечатлений, новизна переживаний, разнообразие чувств.

Подчас бывает очень трудно удовлетворить их запросы, найти для них новые интересные дела. Трудно, но возможно.

Прекрасной формой общения мальчиков и девочек является празднование дня рождения. Обычно в сплоченных коллективах мальчики поздравляют девочек с днем 8 марта, а девочки - их с днем Советской Армии. Ребята дарят друг другу открытки и подарки, сделанные своими руками.

День рождения ребят, как правило, торжественно отмечается в семье, но отмечается по-разному.

Чтобы сделать этот день по-настоящему радостным, запоминающимся, пригласите на праздник и мальчиков, и девочек, с которыми общается ваш ребенок, организуйте для них чай.

Межличностные отношения ранней юности имеют свои особенности. Вовлечение юношества в орбиту уже не детских интересов побуждает к интенсивной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Взаимоотношения со сверстниками подразделяются на товарищеские и дружеские, а отношения со взрослыми на личные и деловые. В целом вся система взаимоотношений в ранней юности становится сложнее, чем в подростковый период и в ней юноши и девушки начинают играть множество различных социальных ролей. Всевозможные отношения, в которые включаются юноши и девушки, теряют непосредственный характер и своеобразные детские черты, превращаются в такие, которые внешне и внутренне похожи на отношения, существующие между взрослыми людьми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие.

Межличностные отношения, общение занимает еще больше времени, чем в подростничестве, причем большая часть времени, затрачиваемого на него, приходится на общение со сверстниками.

Юноши и девушки, образно говоря, находятся в постоянном поиске общения. Жадное стремление к новому опыту, настоятельная потребность разрешить обуревающие их проблемы заставляют их надеяться (чаще еще неосознанно), что в потоке людей, встречающихся на их пути, их ждет много интересных, важных, необычных знакомств. Поэтому, как правило, интерес вызывает каждое новое лицо, появившееся в поле зрения.

Признанием и уважением у юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. С остальными поддерживаются только товарищеские или приятельские отношения.

Особой популярностью среди юношества данного возраста пользуются те, которые сами по-доброму относятся к людям. То есть, отзывчивые, сдержанные, добродушные, обладающие чувством юмора. Юношеству этого возраста нравится внимание и хорошее расположение к ним со стороны лидеров групп (класса, дворовой компании, спортивной или кружковой группы). Особенно оно ценно для юношей и девушек, которые не находятся сами в центре внимания.

Юноши и девушки все чаще организовывают, создают свои компании для общения со сверстниками. Характерным для таких компаний является высокий уровень конформизма. Защита своей независимости от взрослых в этом возрасте соединяется с некритическим отношением представлениям и ценностям собственной группы или компании, и ее лидеров. Очень серьезной является проблема не просто входить в состав группы, а быть принятым сверстниками, чувствовать свою необходимость в данной группе, иметь в ней определенный авторитет.

Структура стихийных групп общения и степень их сплочения определяется уровнем развития взаимоотношений между юношами и девушками.

И уличное общение, и спонтанные юношеские группы тесно связаны с особенностями юношеской субкультуры. Она имеет несколько постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения, вкусы, одежда, внешний вид, чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения, способы общения.

В юношеских увлечениях, проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирования собственного чувства независимости: если быть «своим» необходимо выглядеть так как «все» и разделять общие мнения и увлечения. Они учатся общаться, дружить по-взрослому. Дружба активизирует их общение, за разговорами на разные темы проходит много времени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых. В содержании их разговоров бывает немало разнообразных тайн.

Затем появляется потребность в личном друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, умение хранить чужую тайну.

Важнейшим фактором дружеского сближения молодежи данного возраста является сходство в интересах и делах. Бывает и наоборот, когда симпатия к товарищу, желание дружить с ним, вызывает возникновение интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у школьников могут появляться общие интересы.

Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение юношеского возраста. Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками связано с психологическим благополучием в будущем. Не случайно социологические исследования обнаруживают тот факт, что именно в ранней юности у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения - и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми. А среди людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.