Как в древние времена воспитывали малых детушек. Как к детям относились в прошлом: жуткие факты о воспитании ребенка. Древняя Греция — гармония ума и тела

В сис-те-ме ду-хов-ных цен-но-стей вос-точ-ных сла-вян со-хра-не-ние пле-ме-ни бы-ло ос-нов-ным по-ня-ти-ем. Жизнь от-дель-но-го че-ло-ве-ка все-це-ло за-ви-се-ла от се-мьи, об-щи-ны и пле-ме-ни. Ук-лад жиз-ни сла-вян оп-ре-де-лял тра-ди-ции в вос-пи-та-нии де-тей, нрав-ст-вен-ные цен-но-сти, пе-ре-да-вае-мые из по-ко-ле-ния в по-ко-ле-ние. В де-тях вос-пи-ты-ва-ли ува-же-ние к по-все-днев-но-му тру-ду, как к наи-бо-лее дос-той-но-му и зна-чи-мо-му за-ня-тию че-ло-ве-ка..

В дох-ри-сти-ан-ской Ру-си вос-пи-та-тель-ные ме-то-ды бы-ли тес-но свя-за-ны с язы-че-ски-ми пред-став-ле-ния-ми о при-ро-де и ок-ру-жаю-щем ми-ре. Вос-пи-та-ние бы-ло на-прав-лен-но, пре-ж-де все-го на то, что-бы раз-вить в ка-ж-дом ре-бен-ке важ-ные и по-лез-ные для об-щи-ны ка-че-ст-ва ха-рак-те-ра, та-кие как тру-до-лю-бие, че-ст-ность, ис-пол-ни-тель-ность, ува-же-ние к стар-шим и т.д. Че-рез тра-ди-ци-он-ные об-ря-ды и фольк-лор ре-бе-нок учил-ся ос-но-вам раз-лич-но-го ви-да дея-тель-но-сти, уз-на-вал при-ро-ду и ок-ру-жаю-щий мир.

О де-тях за-бо-ти-лась вся се-мья, и опе-ка это на-чи-на-лась за-дол-го до его по-яв-ле-ния на свет. Из-древ-ле чле-ны сла-вян-ской се-мьи ста-ра-лись ог-ра-дить бе-ре-мен-ную жен-щи-ну от вся-ких на-пас-тей. На-при-мер, в по-след-ние пе-ред ро-да-ми ме-ся-цы жен-щи-ну да-же не вы-пус-ка-ли из до-му, по-то-му что в до-ме она на-хо-ди-лась под опе-кой до-мо-во-го и свя-щен-но-го ог-ня до-маш-не-го оча-га. Да и во-об-ще, бо-ясь сгла-за, да-же сам факт бе-ре-мен-но-сти жен-щи-на пы-та-лась скрыть по воз-мож-но-сти доль-ше, а срок ро-дов хра-ни-ла в стро-жай-шем сек-ре-те. Но са-ма бе-ре-мен-ная счи-та-лась лю-би-ми-цей бо-гов и мог-ла при-но-сить сча-стье и уда-чу. Жен-щи-ну, жду-щую ре-бен-ка, ино-гда спе-ци-аль-но при-гла-ша-ли в сад и уго-ща-ли яб-ло-ком. Со-глас-но при-ме-там, ес-ли бе-ре-мен-ная от-ве-да-ет яб-ло-ко с мо-ло-дой яб-ло-ни, де-ре-во весь свой век бу-дет бо-га-то пло-до-но-сить.

Про-цесс ро-ж-де-ния сла-вя-не счи-та-ли один из са-мых са-краль-ных со-бы-тий. Они ве-ри-ли, что ро-ж-де-ние, как и смерть, на-ру-ша-ет тон-кую грань ме-ж-ду ми-ром жи-вых и мерт-вых лю-дей. По-это-му ро-ж-де-ние ре-бен-ка счи-та-лось опас-ным де-лом не толь-ко для ма-те-ри и но-во-ро-ж-ден-но-го, но и для всех ро-ди-чей. По этой при-чи-не жен-щи-на не ос-та-ва-лась ро-жать до-ма, что-бы не на-вре-дить ос-таль-ным. Она ча-ще все-го ухо-ди-ла в лес или хо-тя бы в дру-гое по-ме-ще-ние, на-при-мер, в ба-ню.

Су-ще-ст-во-ва-ло мно-го обы-ча-ев и об-ря-дов, цель ко-то-рых бы-ла по-мочь жен-щи-не в ро-дах. На-при-мер, что-бы те-ло ма-те-ри лег-че рас-кры-ва-лось, и ре-бе-нок бы-ст-рее ро-дил-ся, ро-же-ни-це рас-пле-та-ли во-ло-сы. Да-же в до-ме от-кры-ва-ли все ок-на и две-ри, раз-вя-зы-ва-ли уз-лы и от-пи-ра-ли зам-ки. В ро-дах бу-ду-щей ма-те-ри обыч-но по-мо-га-ла опыт-ная жен-щи-на, ко-то-рая са-ма уже име-ла не-сколь-ких здо-ро-вых де-тей. Не ред-ко на ро-дах при-сут-ст-во-вал и муж, это бы-ло обыч-ным де-лом и счи-та-лось, что нет ни-че-го дур-но-го в том, что ря-дом со стра-даю-щей жен-щи-ной на-хо-дит-ся лю-бя-щий и на-деж-ный че-ло-век.

Ес-ли ро-ж-дал-ся маль-чик, то пу-по-ви-ну пе-ре-ре-за-ли на то-по-ри-ще или стре-ле для то-го, что-бы он рос хо-ро-шим охот-ни-ком или мас-те-ро-вым. Ес-ли по-яв-ля-лась на свет де-воч-ка, то пу-по-ви-на от-се-ка-лась на ве-ре-те-не, что-бы де-воч-ка рос-ла тру-до-лю-би-вой ру-ко-дель-ни-цей. Пу-пок ре-бен-ку пе-ре-вя-зы-ва-ли льня-ной нит-кой, ку-да впле-та-лись во-ло-сы от-ца и ма-те-ри.

Са-мые пер-вые ма-ни-пу-ля-ции, ко-то-рые со-вер-ша-лись с но-во-ро-ж-ден-ным бы-ли свя-за-ны с мно-ги-ми об-ря-да-ми и ве-ро-ва-ния-ми. Кста-ти, хри-сти-ан-ский обы-чай при кре-ще-нии оку-нать ре-бен-ка в во-ду встре-ча-ет-ся у мно-гих на-ро-дов, да-ле-ких от хри-сти-ан-ских тра-ди-ций. Эт-но-гра-фы ви-дят в этом обы-чае от-го-ло-ски древ-не-го ри-туа-ла при-об-ще-ния че-ло-ве-ка к Кос-мо-су.

Гла-ва се-мей-ст-ва брал на ру-ки но-во-ро-ж-ден-но-го и по-ка-зы-вал его Не-бу и вос-хо-дя-ще-му Солн-цу, что-бы жизнь ре-бен-ка бы-ла дол-гой. За-тем мла-ден-ца по-ка-зы-ва-ли Ог-ню оча-га и рас-ту-ще-му ме-ся-цу, что-бы ма-лыш рос креп-ким и здо-ро-вым. По-том отец при-кла-ды-вал сво-его ре-бен-ка в Зем-ле-Ма-туш-ке и оку-нал его в Во-ду. Та-ким об-ра-зом, но-во-ро-ж-ден-ный пред-став-лял-ся всем Бо-же-ст-вам Все-лен-ной, все-му Ми-ру, Кос-мо-су и от-да-вал-ся под их по-кро-ви-тель-ст-во.

По-том ре-бен-ку да-ва-ли имя, од-на-ко оно хра-ни-лось в стро-жай-шем сек-ре-те. Сла-вя-не счи-та-ли, что имя во мно-гом оп-ре-де-ля-ет судь-бу че-ло-ве-ка. Имя нуж-но бы-ло обе-ре-гать от злых ду-хов и не-до-б-рых лю-дей, по-это-му у сла-вян дол-гое вре-мя су-ще-ст-во-вал обы-чай двой-ных имен: од-но имя тай-ное, да-ва-лось при ро-ж-де-нии, а дру-гое имя бы-ло мир-ским.

Вос-пи-та-ние ре-бен-ка рас-смат-ри-ва-лось как про-цесс его взрос-ле-ния, ко-то-рый про-хо-дил в не-сколь-ко эта-пов: "мо-ло-дой" - 3-6 лет-нее ди-тя, "ча-до" - 7-12 лет-ний ре-бе-нок, "от-рок" - под-рос-ток 12-15 лет.

Де-ти до 3-4 лет на-хо-ди-лись под опе-кой ма-те-ри. Роль ма-те-ри в вос-пи-та-нии на про-тя-же-нии все-го пе-рио-да дет-ст-ва бы-ла весь-ма важ-ной. Вот от-че-го всту-пив-ше-го во взрос-лую жизнь че-ло-ве-ка на-зы-ва-ли "ма-тё-рым", то есть вос-пи-тан-ным ма-те-рью.

А как рань-ше рус-ские жен-щи-ны но-си-ли ре-бен-ка?

Рассказывает Екатерина Полянская:

Как показывала мне прабабушка из Смоленской области: методы ношения детей в подоле (переднике).

(с) photo by Татьяна Тактаева

Исходная:
Перед

На бедре:

Колыбелька:

За спиной:

На груди:

Прабабушка, Васса, рассказывала, что так детей носили часто, это было обычным делом. За спиной даже в лес по грибы ходили. И дома носили. Старшие девочки младших детей на бедре часто носили так.

Про возраст она смутно говорила как-то. Типа, пока грудью кормили, и нельзя было дома на старших детей оставить. Ну, а сколько там грудью кормили, я как-то в детстве не поинтересовалась... Знающие люди подсказали, что три Великих поста, два с половиной - три года.

Екатерина Полянская.

Все эти 3-4 го-да, что ре-бе-нок был ря-дом с ма-те-рью, он пре-ж-де все-го ока-зы-вал по-силь-ную по-мощь имен-но ей. С пя-то-го го-да жиз-ни ре-бе-нок на-чи-нал ак-тив-но при-вле-кать-ся к муж-ским или к жен-ским хо-зяй-ст-вен-ным де-лам, его по-свя-ща-ли в мир ска-зок ле-генд.

С се-ми-лет-не-го воз-рас-та и до 14-15 лет ре-бе-нок счи-тал-ся от-ро-ком. По ис-те-че-нию сро-ка от-ро-че-ст-ва де-воч-ки ос-та-ва-лись под при-смот-ром ма-те-ри и про-дол-жа-ли учить-ся ве-де-нию до-маш-не-го хо-зяй-ст-ва. Маль-чи-ки по-па-да-ли под опе-ку от-ца и обу-ча-лись муж-ским за-ня-ти-ям. Де-ти дру-жин-ни-ков, на-при-мер, учи-лись рат-но-му де-лу и уже с 12-лет-не-го воз-рас-та жи-ли в осо-бых до-мах - грид-ни-цах, где по-зна-ва-ли во-ен-ное ре-мес-ло.

Ко-гда маль-чик на-чи-нал ста-но-вит-ься юно-шей, а де-воч-ка - де-вуш-кой, их ста-тус в се-мье ме-нял-ся. Они пе-ре-хо-ди-ли в раз-ряд мо-ло-де-жи, бу-ду-щих же-ни-хов и не-вест, го-то-вых к се-мей-ной жиз-ни и про-дол-же-нию ро-да. Этот пе-ре-ход оз-на-ме-но-вы-вал-ся ри-туа-лом ини-циа-ции, сво-его ро-да эк-за-ме-ном на ду-хов-ную и фи-зи-че-скую зре-лость. Суть ри-туа-ла за-клю-ча-лась в сво-его ро-да «смер-ти» с по-сле-дую-щим «воз-ро-ж-де-ни-ем». «За-но-во ро-ж-ден-ный» ре-бе-нок по-лу-чал но-вое имя (ча-ще все-го это бы-ло пер-вое на-ре-че-ние име-ни), взрос-лую оде-ж-ду: юно-ши но-си-ли муж-ские шта-ны, а де-вуш-ки с это-го вре-ме-ни оде-ва-ли по-не-вы, род юбок из клет-ча-то-го по-лот-на, ко-то-рые но-си-ли на поя-ске по-верх ру-ба-хи. С то-го мо-мен-та как де-вуш-ка ме-ня-ла свою преж-нюю дет-скую оде-ж-ду на взрос-лую, ее мож-но бы-ло сва-тать. Так и на-чи-на-лась взрос-лая жизнь.

Особая Благодарность Екатерине Полянской за предоставленные материалы.

По материалам сайтов:
www.eduhmao.ru
www.westnik.com
www.swarog.ru
www.webboard.ru

ВЛ / Статьи / Интересное

3-02-2016, 14:26

Современные родители читают десятки разнообразных книг о том, как правильно и умело вырастить человека. Крестьяне русского Севера, похоже, лучше знали как.

Пеленание и купание

На Руси считалось, что от рождения и до года – самое важное время в жизни ребенка, поэтому младенец был окружен множеством обрядов, которые должны были защитить его от нечисти и сделать счастливым.

Например, необходимым считалось пеленание – оно, мол, распрямляет скрюченное тельце, и оберегает младенца от возможных уродств. Пеленать следует в старые тряпки, желательно – в одежду родителей. Еще лучше – в отцовскую рубаху. Новорожденного, только он появился на свет, заворачивали в отцовскую рубаху, чтобы она ограждала его от потустороннего мира, а отец любил и жалел младенца.

В некоторых деревнях, традиция велела пеленать ребенка в одежду родителей того же пола. Иначе несчастья не миновать. Пеленание мальчика в рубаху матери чревато: он может вырасти слабым и неумелым в работе, а девочке, спелёнутой в рубаху отца, грозит бесплодие.

Первое купание новорожденного – также залог его будущего счастья. В приготовленную для купания воду бросали монетки, чаще серебряные, чтобы кожа была чистой, а ребеночек богатый. В воду также клали хлеб, яйцо, стеклянные вещи, лили святую воду. Существовало убеждение, что теплая вода сделает ребенка добрым, а если обмыть его в первый раз молоком, он будет обладать нежной белой кожей.

Колыбель – защита от нечисти

Первый год жизни новорожденный проводил в колыбели, подвешенной к потолку. Не только потому, что в избе было тесно, мало места и много людей – люлька как бы отрезала ребенка от «иного мира», из которого он прибыл в «наш». Если новорожденного положить в кроватку, стоящую на полу или на земле, то нечистая сила может забрать его у людей и утащить в свой мир. Чтобы она точно не покусилась на младенца – для верности, под матрас клали нож или ножницы, а для сна и спокойствия – свинной хрящик и сон-траву. Иногда перед тем, как впервые уложить в колыбель младенца, в нее приглашали кота, чтобы он принял на себя все несчастия, которые могли обрушиться на ребенка.

Если ребенок плохо спал, плакал, это виновата крикса – страшное злое существо, с которым можно было справиться с помощью простенького приговора: «Криксы-вараксы! Идите вы за крутые горы, за темные лесы от младенца!» Кроме криксы, детей может пугать зыбочник – с ним бороться еще легче, всего-то нужно тщательно прикрывать пустую колыбель и не качать ее без младенца.

Кормление и первый шаг

Младенца принято было кормить грудным молоком. Отказ от грудного вскармливания считался большим грехом – не следовало прерывать особую эмоциональная связь между младенцем и матерью. Крестьяне верили, что она сохраняется даже в случае смерти одного из них. Умершая мать может приходить по ночам и кормить ребенка, а умерший младенец еще какое-то время ходит сосать грудь живой матери.

Если ребенок в год еще не ходил, родители «разрезали путы», которые, по поверью, сковывали младенца. Для этого ребенка ставили на лавку или пол и кто-нибудь из взрослых, чаще отец, ножом, ножницами или лучинкой делал между ножками ребенка движение, имитировавшее разрезание. Затем ему говорили: «Ну, теперь ходи: путо разрезано».

Земля и ближние

Когда ребенок входил в разум, его начинали обучать жить по-божески, по-христиански. Одно из основных правил – уважай старших. Крестьяне считали почитание отца и матери главной добродетелью. Уважать нужно не только родителей, но и всех стариков – без разбору, просто потому что они прожили долгую, трудную жизнь.

Полагалось также любить родную землю – она всех кормит, поит, одевает. «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило» – говорилось на Руси. Нищих, убогих, потерпевших, вдов, сирот – всех учили привечать. Путников, постучавшихся в дом, не гнали – их следовало накормить, обогреть и дать ночлег. Помогали погорельцам и многодетным. «Добро творить – себя веселить» – так взрослые наставляли детей.

Христианство и народная магия

Конечно, детей приобщали к православию, читали им Псалтирь, молитвенники, рассказывали христианские предания, и жития. Однако не забывали и о других важных знаниях, без которых в деревне никак, старшие учили младших, как уберечься от лешего в лесу, от водяного – в озере, сохранить скот от падежа, вызвать дождь, спастись от злых лихорадок, защититься от собак и укусов змей.

Крестьянский кодекс также предписывал «хранить честь смолоду», что означало трудиться, и быть честным, потому что хуже нет, чем прослыть лентяем, прощелыгой и самознайкой.

Маленькие дела

Детей приучали трудиться уже с семи лет. Считалось, «маленькое дело лучше большого безделья». Если о какой двенадцатилетней девочке говорили, что она «непряха», а о мальчике, что он «только и может гонять бабки» – это было большим позором.

Мальчишки помогали отцам в полях. Растаскивали навоз по полю, а затем следили во время пахоты, чтобы комья земли и навоза не мешали плугу и не засыпали борозду. Заборанивали после пахоты поле. Уже к девяти годам ребята ставили петли на уток, стреляли из лука. В десять – ловили сусликов, колонков. Били рыбу острогой.

Пестуньи

Девочек привлекали к домашнему хозяйству еще раньше – с шести лет. Они пряли, пасли цыплят, с семи учились вышивать, к десяти должны были уметь мыть пол, посуду, гладить, доить корову, возиться с младшими. С 12 лет девочки, если была такая нужда, могли устраиваться в няньки – пестуньи, так их называли на севере.

Наем в пестуньи на время страды стоил от трех до пяти рублей. В Тверской губернии, например, няньке за работу в летний период полагалось семь пудов муки, отрез на платье в восемь аршин, кашемировая «шалинка», полторы меры яблок, а также картошка, выращенная ею на полосе хозяев. По окончании службы для малолетней няньки пекли ржаной пирог с капустой и хлеб, которые принято было отдавать с приговором: «Вот тебе хлеб и пирог и няньку за порог».

Ненаказанный сын – бесчестье отцу

Детей держали в строгости, приходилось их иногда и наказывать. Полагалось это делать отцу. Говорили даже: «Ненаказанный сын – бесчестье отцу». Однако сгоряча поднимать руку на детей было не принято. Происходило это очень редко, если повод был действительно серьезный: воровство, ложь, порча чужих или своих вещей. Наказание напоминало скорее ритуал. Провинившегося укладывали на лавку, и отец задавал ему ремня, после чего ребенок должен был поблагодарить родителя за ученье и пообещать исправиться.



Оцените новость

Новости партнеров:

Древние века

  • В древности ребенка легко могли убить из-за физического недостатка или из опасений, что ребенка будет трудно прокормить. Родители чаще оставляли в живых мальчиков, чем девочек.
  • Детей часто приносили в жертву богам. Такой обычай существовал у многих народов: ирландских кельтов, галлов, скандинавов, египтян, и др. Даже в Риме, оплоте цивилизованного мира, детские жертвоприношения полулегально существовали.
  • Умерщвление детей считалось нормой вплоть до четвертого века нашей эры. Лишь 374 г. н.э. стараниями церкви был принят закон, осуждающий убийство детей. Тем не менее, убийство незаконных детей было обычным делом вплоть до девятнадцатого века.
  • Чтобы сделать детей послушными, взрослые пугали их всякого рода страшилищами. Большинство древних соглашалось, что было бы хорошо постоянно держать перед детьми изображения ночных демонов и ведьм, всегда готовых их украсть, съесть, разорвать на куски.

IV-XIII века

Нормальным считалось отказаться от ребенка, отправить его к кормилице, в монастырь или в заведение для маленьких детей, в дом другого знатного рода в качестве слуги или заложника. В другую семью ребенка могли продать, он был обычным товаром. Дома к ребенку относились как ко взрослому человеку, сразу нагружали его работой. С трех лет он мог работать на огороде или в доме наравне с другими взрослыми.

  • Традиция отдавать детей была столь сильна, что существовала в Англии и в Америке до восемнадцатого века, во Франции - до девятнадцатого, в Германии - до двадцатого. В 1780 г. глава парижской полиции дает такие ориентировочные цифры: каждый год в городе рождается 21000 детей, из них 17000 посылают в деревни кормилицам, 2000 или 3000 отправляют в дома для младенцев, 700 вынянчиваются кормилицами в доме родителей, и лишь 700 кормят грудью матери.
  • Дети всегда и везде плохо питались. Даже в богатых семьях считалось, что рацион детей, особенно девочек, должен быть очень скудным, а мясо лучше давать в очень небольших количествах или не давать вовсе.
  • Со времен Рима мальчики и девочки всегда прислуживали родителям за столом, а в средние века все дети, за исключением разве что Членов королевской семьи, использовались как слуги. Лишь в девятнадцатом веке использование детского труда стало предметом обсуждения.
  • В средневековье детей часто выводили всем классом из школы, чтобы они посмотрели на повешение, родители также часто брали детей на это зрелище. Считалось, что вид казней и трупов полезен для воспитания детей.
  • Роль «пугала» для детей в это время брала на себя церковь.

XIV-XVII века

Ребенку уже позволено влиться в эмоциональную жизнь родителей. однако главная задача родителей - «отлить» его в «форму», «выковать». У философов от Доминичи до Локка самой популярной метафорой было сравнение детей с мягким воском, гипсом, глиной, которым надо придать форму. Появилось много руководств по воспитанию детей, распространился культ Марии и младенца Иисуса. а в искусстве стал популярным «образ заботливой матери».

  • До восемнадцатого века очень большой процент детей регулярно били. Орудиями битья были разнообразные кнуты и хлысты, палки и многое другое. Даже принадлежность к королевской семье не освобождала от побоев.
  • Только в эпоху Возрождения стали всерьез поговаривать, что детей не следует бить так жестоко, и то люди, говорившие это, обычно соглашались с необходимостью битья в разумных пределах.
  • До восемнадцатого века детей не приучали ходить на горшок, а ставили им вместо этого клизмы и свечи, давали слабительное и рвотное, независимо от того, были ли они здоровы или больны. Считалось, что в кишечнике детей таится нечто дерзкое, злобное и непокорное по отношению ко взрослым. То, что испражнения ребенка плохо пахли и выглядели, означало, что на самом деле где-то в глубине он плохо относится к окружающим.

XVIII век

Родители стараются обрести власть над его умом и уже посредством этой власти контролировать его внутреннее состояние, гнев, потребности, мастурбацию, даже саму его волю. Когда ребенок воспитывался такими родителями, его нянчила родная мать; он не подвергался пеленанию и постоянным клизмам; его рано приучали ходить в туалет; не заставляли, а уговаривали; били иногда, но не систематически; наказывали за мастурбацию; повиноваться заставляли часто с помощью слов, а не только угрозами. Некоторым педиатрам удавалось добиться общего улучшения заботы родителей о детях и, как следствие, снижения детской смертности, что положило основу демографическим изменениям XVIII века.

  • Попытки ограничить телесные наказания для детей делались и в семнадцатом веке, но самые крупные сдвиги произошли в восемнадцатом столетии. В девятнадцатом веке старомодные порки начали терять популярность в большей части Европы и Америки. Наиболее затяжным этот процесс оказался в Германии, где до сих пор 80% родителей признаются, что бьют своих детей.
  • Когда церковь перестала возглавлять кампанию по запугиванию, появились новые страшные персонажи: приведения, вервольфы и др. Традиции запугивания детей стали подвергаться нападкам лишь в девятнадцатом веке.
  • Почти всемирным обычаем было ограничение свободы движений ребенка различными приспособлениями. Важнейшей стороной жизни ребенка в его ранние годы было пеленание.Как показали последние медицинские исследования, спеленутые дети крайне пассивны, сердцебиение замедленно, кричат они меньше, спят гораздо больше, и в целом настолько тихи и вялы, что доставляют родителям очень мало хлопот.
  • Когда ребенок выходил из пеленочного возраста, к нему применяли другие способы ограничения подвижности, в каждой стране и для каждой эпохи свои. Иногда детей привязывали к стульям, чтобы они не могли ползать. До девятнадцатого века к одежде ребенка привязывали помочи, чтобы лучше следить за ним и направлять в нужную сторону.

Добрый день, дорогие домоседы. Мы сегодня расскажем вам, как воспитывали детей на Руси в давние времена. Во все времена тема воспитания подрастающего поколения была актуальной. Любые родители, с появлением на свет своего чада, старались дать ему и образование.

Как и в наше время, в древности считалось, что ребенок должен быть дисциплинированным, воспитанным и трудолюбивым.

Однако, приемы воспитания в основном строились на обрядовых и ритуальных традициях того времени. Сейчас некоторые из них кажутся нелепыми и абсурдными, но тогда это было практически панацеей, а некоторыми приемами пользуются и по сей день.

Заглядывая назад, многие с интересом изучают методы воспитания детей в Древней Руси. Их отголоски дошли до наших дней. Некоторые чтят традиции своих предков и передают их из поколения в поколение, воспитывая своих отпрысков.

Основным моментом древности было то, что детки воспитывались в больших семьях, вырастая среди разных поколений. Особое уделялось почитанию старших и, конечно же, роль отца семейства была главной.

Дети воспитывались в строгости, беспрекословно должны были слушаться своего отца, поскольку за непослушание их ждала «хорошая трепка» – это про кнут и розги.

Мужчина в доме был важной персоной. Его уважали и дети, и взрослые, он следил за благосостоянием семьи и воспитанием своих отпрысков. Это были его прямые обязанности.

Для молодого поколения были установлены определенные правила. Даже если отец был слишком строг и недостаточно справедлив со своим чадом, это не должно было критиковаться.

Считалось, что сыновья и дочери должны выполнять волю своих родителей, какой бы она ни была. Это придавало авторитет старшему поколению. Дети изучали обычаи предков и продолжали дело своих родителей.

Современные взгляды на воспитание тех дней несколько своеобразны. В Древней Руси детство рассматривалось, как начало взросления. Малышей очень рано начинали приучать помогать по дому, заботиться о младших братьях и сестрах, работать в поле.

Интересным фактом можно назвать «кормильство», т. е. своеобразный метод воспитания, когда старшего княжьего рода отдавали на воспитание в одну из выбранных семей из числа знати.

В обязанности «кормильца» входило наставническое воспитание своего воспитанника с целью воспитать в нем воинственные качества, сделать физически и умственно сильным, привлечь к делам княжества.

Одним из примеров такой формы воспитания княжича может быть сын Игоря и Ольги – князь Святослав. Из истории известно об этом человеке, как о смелой целеустремленной личности, имевшей немало положительных качеств и умений для управления государством.

Еще одной формой воспитания было наставничество родного дяди (брата матери) – «дядьки», а детей сестры воспитывал отец ребенка. Проще говоря, дядьки занимались воспитанием своих племянников, которые были их первыми помощниками. Таким способом был воспитан сын князя Святослава – Владимир, наставником которого был прославившийся его родной дядя Добрыня.

Другой способ – «кумовство», при котором был избран духовно-нравственный наставник-воспитатель детишек в родительской семье. Княжичей, воспитанных «кумовством» называли «пестунами». В Древней Руси, именно эта форма воспитательного наставничества была самой распространенной в феодальной среде.

Простые семьи сами воспитывали своих отпрысков, обучая домашним делам и сельскохозяйственным работам. Некоторые семьи отдавали свое чадо в подмастерья, чтобы их обучали разным ремеслам.

Очень сильно различалось в те времена и мальчиков. Их воспитывали по разным принципам. Считалось, что мальчик должен быть в хорошей физической форме, чтобы стать настоящим воином, способным защитить свою семью и родную землю.

Девочек готовили к будущему материнству, они должны были уметь управляться с домашним хозяйством, сохранять домашний очаг.

Как воспитывали детей на Руси? Одеждой деток не баловали, их одевали в рубахи-распашонки, пошитые из родительской одежды. Для пошива рубашки на девочку, бралась одежда матери, а на мальчика – отца. Это было своеобразным оберегом, родительской защитой.

У девочек всегда была заплетена длинная коса. Древнее поверье говорило о том, что это символ силы для позвоночника, подготавливающий к будущему материнству.

Взрослым девушкам, которые выходили замуж, заплетали по две косы, что служило символом двойной силы для матери и ребенка. То есть, косы означали здоровье для будущей матери, способной выносить и родить здоровых наследников.

В древности существовало множество обрядов и ритуалов, когда какие косы плести, когда рубахи сменить на полотно, подобное юбке (поневе). Каждый ритуал носил свою силу и символ (юности, взросления, возраст к замужеству). Замужняя девушка передавалась из рук отца зятю. Далее ответственность за нее нес ее муж.

На Руси знатные особы изучали разные науки (астрономическую, арифметическую, медицинскую и другие) и знали несколько иностранных языков, передавая свои знания потомкам.

Юноши воспитывались, как будущие кормильцы и воины, их учили ремеслу и хозяйственной деятельности. Зажиточные семьи больше внимания уделяли военному искусству.

Важным для мальчиков в княжеских семьях было усадить сына в седло. Существовало поверье, если малыш мог удержаться в седле, то это значило, что он будет великим воином.

В подростковом возрасте юношам вручали мечи, которыми они должны владеть в совершенстве, обучаясь военному делу. Так готовили будущих воинов, защитников отечества.

До появления мужских признаков (бороды, усов), советы сына не брались в расчет, то есть его не считал взрослым ни его отец, ни другие мужчины.

В любой семье стремились научить своих отпрысков грамоте. Это было важным приоритетом древнерусских людей. Как воспитывали детей на Руси? Чадо должен был научиться читать и писать стараниями родителей.

Однако, стоит учесть, что в большей степени,малышами занимались женщины, обучая их грамотности.

Когда выбиралась невеста, обязательно учитывался уровень ее образованности, поскольку она должна была не только воспроизвести на свет наследников, но и обучить их грамоте, воспитать в них достойных людей.

Как воспитывали детей на Руси от малышей до мы рассказали.

Удачи вам в воспитании!

Как воспитывали детей на Руси видео

Праславяне, жившие родовыми общинами, воспитывали детей трудом. Малыши уже с 4 лет участвовали в полезных делах, обучаясь мастерству у старших. Играть детям тоже дозволялось, но забавы были вовсе не бессмысленными, они направлялись на выработку нужных навыков - развитие мелкой моторики, ловкости, выносливости. Во время игр малыши ухаживали за игрушечными животными, охотились за воображаемыми зверями, ткали, собирали фрукты и орехи для пользы всего сообщества.

В 7 лет девочек и мальчиков разделяли. Будущих женщин обучали ведению хозяйства, собирательству. Важным аспектом воспитания оставался уход за младшими сестрами, братьями и другими родственниками.

В дохристианскую эпоху на Руси детей воспитывали общественно полезным трудом.

Мальчикам предстояло учиться ратному делу, производству орудий труда, охоте. Они жили и учились на мужской территории. Позднее, когда на смену общинному укладу быта пришла семья, сыновей племенной знати по достижению 7 лет селили к ремесленнику, делу которого планировали обучить ребенка. Это явление называлось кормительство или аталычество.

Вместо учебников детям служили произведения фольклора, передававшие ценности общества - это почтение к старшим, стремление помогать сородичу, уважение и бережное отношение к природе. Личные интересы подчинялись интересам общины. Педагогический подход был довольно строгим, похвала и потакание капризам считались вредными.

Письму детей учили в языческих святилищах. Предкам славян была известна пиктографическая система письма - схемы и рисунки.

В 14 лет подростки проходили инициацию. Чтобы мальчика начали считать полноправным членом общины, ему предстояло убить дикого зверя, переплыть реку, развести огонь в сырую погоду и перечислить несколько поколений предков. Последнее испытание считалось особенно важным. Юнец, не знающий предков, мог быть изгнан из общины.

Древний Египет — цивилизация, уважающая детство

В Древнем Египте дети знати учились в школах, расположенных при храмах. Такие учебные заведения функционировали еще в 3 тысячелетии до Рождества Христова, принимались малыши с 5-летнего возраста, продолжительность курса составляла 12 лет.


Перед тем, как ученикам разрешали писать на папирусе, они много тренировались на дощечках и черепках.

Ученикам преподавали астрономию, геометрию, историю, музыку. Особенно трудоемким было обучение чтению - детям следовало запомнить более 700 иероглифов, каждый из которых можно было писать двумя способами - беглым и классическим. Это нужно было усвоить и уметь применять.

В школах учились преимущественно мальчики, девочек, как правило, воспитывали матери дома, подготавливая к управлению хозяйством и взращиванию детей. Но учиться в школе девочкам не запрещалось - Древнеегипетское государство известно уважительным отношением к женщинам в сравнении с другими древними цивилизациями.

Детей из простых семей грамоте обучали редко. Им предстояло перенять мастерство родителей или какого-либо ремесленника.

Важную роль в воспитании занимала мораль. Египтяне верили в загробную жизнь, поэтому старались выполнить все предписания жрецов и фараона. Праведность позволяла надеяться на благополучный исход посмертного суда Осириса. Отношение к детям в Древнем Египте следует выделить на фоне других цивилизаций тех времен, здесь к подрастающему поколению относились наиболее бережно и уважительно. В число педагогических задач также входила защита детей от психологических травм.

Древний Иран — за непослушание ребенка могли казнить

Персы растили детей до 7 лет в атмосфере вседозволенности. После наступления этого возраста от ребенка требовали абсолютного повиновения. Ослушаться можно было лишь три раза, строптивых детей ждала смертная казнь. Считалось, что непослушный ребенок - неполноценный, нечистый. Он не сможет стать опорой государства и отцом достойных сыновей.


В Древнем Иране была не только начальная школа, но и высшее образование

Детей обучали не только грамоте и религиозным обрядам, но также езде верхом, стрельбе из лука. Важной воспитательной задачей было научить ребенка говорить всегда правду. Считалось, что сын должен вырасти патриотом, воином и мудрым человеком. В Древнем Иране очень трепетно относились к знаниям, считая их подарком богов.

Здесь существовало высшее образование, в частности действовала Академия Джунди Шопур, где учили военному делу, астрономии, медицине.

Древняя Греция — гармония ума и тела

Греки стали основоположниками 3-ступенчатой системы образования. Структурный подход позволил достичь высоких результатов, а именно - величия философской мысли, разностороннего развития, успехов в ораторском искусстве. Первая ступень обучения предлагала базовые знания - счет, письмо, чтение. На этом этапе заканчивалось образование детей бедняков. Вторая ступень предполагала чтение признанных поэтов, философов и ораторов, изучение истории. Третья ступень основывалась на риторике, философии и праве. Также уделяли значительное внимание музыке. Данная наука, по мнению греков, облагораживала и возвышала.


Гомер, древнегреческий поэт, произведения которого выполняли роль священных книг

Наравне с интеллектуальным развитием личности имело значение и состояние тела. В Афинах появилась первая гимназия - учебное заведение, которое специализировалось на развитии силы и ловкости. Здесь тренировались метать диск, копье. Важными предметами также были бег, прыжки, борьба. Хорошая физическая форма, развитая мускулатура, выносливость считались проявлением сильной воли.

Древнегреческая педагогика имела в основе соревновательный принцип - ученики постоянно состязались в танцах, гимнастике, ораторском искусстве, совершенствуя свои навыки.

Физические наказания были обычным делом. Даже среди девочек Спарты было принято гордиться следами от розог. Подростки, у которых не было шрамов, высмеивались сверстниками, получали прозвище неженок.


Картина Э.Дега «Юные спартанцы».

В Древнем Китае практиковали индивидуальный подход

В Китае образование стало общедоступным благодаря деятельности великого мыслителя Конфуция. Древний философ разработал уникальную систему обучения, конфуцианство, которая при его жизни была лишь одним из множества направлений. Позже конфуцианство возымело значение государственной идеологии.

Китайские дети начинали учиться в 7 лет, срок окончания не устанавливался. Процесс считался завершенным, когда наступало торжество «света знаний над тьмой невежества». В китайской цивилизации одобрялся индивидуальный подход.


В древнекитайском обществе талант и трудолюбие важнее происхождения.

Изучали такие предметы, как история, мораль, арифметика, музыка, военное дело. Также преподавались естественные и точные науки. В Древнем Китае была и высшая школа. Прообразом современных университетов стало императорское учебное заведение Тайсюэ, это учреждение было самым грандиозным в древнем мире.

Авторитет и социальное положение учителя в китайском обществе были чрезвычайно высокими. Начиналось обучение с ритуала, когда ребенок дарил педагогу бамбуковую палку, которая символизировала дисциплину и физические наказания. Она могла ни разу не пойти в ход, но к послушанию и трудолюбию требования выставлялись очень высокие.

В основе конфуцианства лежит уважение к личности и мораль. К основным принципам относятся: осмысленное получение знаний, способность делать собственные выводы. В китайском обществе считали, что престижные посты в государстве должны занимать те, кто обладает талантом, а не высоким рангом.

Конкурсный отбор на государственные должности осуществлялся по результатам экзаменов. Дети аристократов должны были усердно учиться и прилагать все усилия, чтобы доказать, что достойны служить государству. Занять престижные посты могли талантливые молодые люди более низкого происхождения. Это явление было беспрецедентным в древнем мире.

Именно китайские школьники стали первыми писать на бумаге, в то время как представители других цивилизаций использовали глиняные или восковые дощечки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.