Что должен уметь преподаватель йоги. Инструктор йоги, какой он? Какой у него диплом

Кэтрин Будиг сделала карьеру, которая является предметом зависти для йогов по всему миру, но здесь она развенчивает некоторые распространенные заблуждения относительно того, что значит быть учителем йоги с международным именем.

Я учитель йоги, который зарабатывает путешествиями. Я видела хорошее, плохое и уродливое. Я путешествую с 2008 года. Местный аэропорт стал для меня продолжением моего дома. Я много лет вела занятия у себя в родном городе, скромно мечтая о том, чтобы попасть в несколько национальных студий, и, возможно, даже провести занятие на большой конференции или фестивале.

Меня захватила эта мечта, и, прежде чем я это осознала, я уже готовилась отправиться в путешествие. Сейчас я преподаю на международном уровне, на фестивалях и конференциях, провожу семинары, интенсивные курсы и тренинги для учителей, для изумительных учеников по всему миру. Вот несколько мифов, о которых я узнала на этом пути.

Миф 1: Вы станете супер знаменитым и заработаете кучу денег

Но загвоздка состоит в следующем: вас могут пригласить в путешествие и попросить преподавать, но вы будете получать такие предложения только в том случае, если вы невероятно хороши в своем деле. Но если единственное, что вас вдохновляет – это слава и богатство, у вас совершенно ничего не получится. Учите, потому что вы любите это, и никогда не перестаете быть учеником. Ваше предложение должно давать намного больше, чем просто ослепительную улыбку и необычно гибкий позвоночник. Станьте безумно классным в том, что вы делаете, и тогда вы сможете отправиться в путешествие, получать солидную зарплату и, возможно, приобретете славу.

Миф 2: Это невероятно гламурно

Вы просыпаетесь, не зная, где вы, какой сегодня день, или в каком часовом поясе вы находитесь. Расстройство биоритма при полетах на самолете не является синонимом сексуальности. В самолете вы можете подвергнуться обезвоживанию. Отклонение от вашего распорядка дня нарушает пищеварение (возьмите с собой пробиотики и ферменты). Здоровое питание в дни поездок часто ограничивается бананом или яблоком. Пропущенные встречи, отмененные рейсы, и никакого выбора, кроме как местной гостиницы в аэропорту, являются основной реальностью. (О, и такие вещи обычно происходят после того, как вы уже путешествуете в течение 3 недель и находитесь на последнем этапе своей поездки, предвкушая возвращение домой). Приготовьтесь к истощению и серьезным расстройствам.

Разумеется, также подготовьтесь к тому, что у вас будут друзья по всему миру и много замечательных впечатлений. Вы увидите то, насколько маленький этот мир, насколько все в нем связаны друг с другом, когда вы смотрите на культуру в ее простоте. Это не гламурно, но это великолепная часть этого пути.

Миф 3: Вы должны заниматься йогой по всему миру

Я даже больше не путешествую с ковриком для йоги. Вы будете учить и отдавать так много своей энергии, что ваше свободное время будет поглощено необходимостью отдыхать, заряжаться, о, правильно — и есть! Если я участвую в фестивале или конференции, и у меня находится небольшое окошко, то я обычно использую его на себя или проскальзываю в класс, чтобы понаблюдать и сделать заметки.

Если вы приходите в студию пораньше, то будьте готовы ответить на вопросы учеников, которые также пришли пораньше. Если вы возьмете местный класс, вы почувствуете всю тяжесть взгляда учеников на вас. Если вам нравится такое внимание – вы просто замечательный человек! Если вы предпочитаете более анонимную практику, то вы можете проводить ее в своем гостиничном номере (при условии, что есть достаточно места для практики). Просто будьте готовы, что пострадает ваша личная практика во время поездок.

Миф 4: Вы будете потягивать чай высшего сорта в первом классе

Большинство студий покрывают ваши командировочные расходы, но, поверьте мне, — это не означает, что вы будете разъезжать всегда в первом классе, а не на междугороднем автобусе. Если вы хотите разъезжать в первом классе, то вам придется платить из своего кармана.
Поэтому нужно рассчитывать на базовый тариф, на местный недорогой отель или даже размещение в доме с хозяином.

Миф 5: Это настолько фантастично, что вам никогда не захочется возвращаться домой!

Главным здесь является всего лишь одна фраза: в гостях хорошо, а дома лучше.

Мир – это ослепительное место, полное приключений, удивительных людей с невероятными историями и единая любовь к йоге. Но позвольте мне сказать вам, что ничего не может быть лучше, как услышать звук штампа в вашем паспорте с надписью: «Добро пожаловать домой» или поворот вашей руки, когда вы отпираете входную дверь и скидываете груз своего путешествия с плеч. Путешествуя по миру, вы начинаете ценить простые вещи: распорядок дня, удобную кровать и так далее. У нас уже есть все, что нам нужно.

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Учителя Йоги. Гуру

> > > Учителя Йоги. Гуру

В древних текстах практикующему йогу часто напоминают о желательности получения информации и указаний от гуру, или учителя. Слово гуру буквально означает «важный человек», тот, чьи слова ценнее самых уважаемых установленных и общепринятых принципов; он не диктатор, но советчик.

Гуру - Достойный, почтенный человек. Учитель. Наставник.

Индийская традиция ставит учителя на высшую ступень почитания среди людей. Наиболее уважаемы учителя учителей, родоначальники школ, традиций. Институт учительства восходит к древним мудрецам (риши), которые, нарушая традицию одинокого существования, стали обучать юношей из высших сословий (варна). Эти дети были более развиты и подготовлены к постижению сложных концепций. Риши сделали знание доступным для другого, поднимая учеников до своего уровня. Учителя-риши предложили людям не только знания, обретенные за долгие годы отшельнической жизни, но и новую идеологию, гармонизирующую общественное сознание в ведическую эпоху. Возникло представление о системе передачи знаний и опыта. При отсутствии учебников и апробированных методик прямая, непосредственная передача знаний от учителя ученику (гуру-шишья парам-пара) осуществлялась индивидуально, сокровенно, интимно. Большое значение имела невербальная информация: мимика, жест, собственный пример и др. Позднее обучение стало происходить в доме учителя (гуру-кула), в ашрамах и монастырях. Большое значение придавалось психологической совместимости учителя и ученика. На первом этапе их взаимоотношения имеют характер обычного служения (саманья-сева) ученика учителю, а на стадии обретения высших знаний — характер высшего служения (уттама-сева). Учитель может взять на себя карму ученика, чтобы уничтожить ее, а ученик может вызвать образ учителя методом визуализации даже после его смерти, чтобы получить от него совет или помощь. Согласно гуру-йоге, регулирующей их взаимоотношения, ученик должен полностью довериться учителю, отказавшись от гордыни и самоуничижения.

Учеников называют чела, челака, шравак, шравака, шайкша, садхак, садхака, шишья, прашишья, атеваси и др. Ученик низшей ступени (атхама?) понимает учителя с трудом. Средний ученик (мадхьяма?) понимает все указания и выполняет их. На высшей ступени способный ученик (уттама?) продолжает дело учителя.

Найти «своего» учителя или ученика считается большой удачей. Термину «гуру» синонимичны ачарья, пандит, упадхьяя, бханант и др. Сложные концепции буддизма не постигаются на низком уровне развития и подготовки. Буддийские учителя учатся всю жизнь, разыскивая и изучая сутры, шастры, тантры. Достичь вершины буддийской практики редко кому удается в течение одной жизни. Буддист ощущает себя всегда в пути. Даже умирая, он предполагает, что в следующей жизни сделает еще один шаг по пути к спасению.

Гуру это человек, который показывает вам, что вы забрели на ложный путь, уводящий все дальше и дальше во тьму. Он знает верную дорогу и преисполнен любви ко всем, кто не хочет блуждать в ночи без светильника.

Гуру демонстрирует ученику тот невидимый ток, что приводит в действие самые различные приборы - лампу, микрофон, вентилятор, холодильник, магнитофон, плиту и т.д. Гуру заслуживает благодарности. Ведь он подобен страннику, который входит в жилище бедняка и объявляет, что у того под полом лежит сокровище. И овладеть им можно, стоит только несколько минут поработать лопатой!

Гуру укажет вам Имя и Образ, соответствующие вашему темпераменту и склонностям, обусловленным кармой (самскарами). Если же гуру начинает командовать вами и велит придерживаться какой-то садханы, утверждая: "Таково мое повеление (аджна)", то вы можете сказать ему, что вам важнее обрести собственную удовлетворенность, а не его. Совершать садхану следует в атмосфере радости и умиротворения.

Гуру предостерегает и пробуждает. Он открывает истину и направляет вас к ней. Пока ваше сердце не станет устремленным и открытым, а разум - ищущим, вы не совершите многого. Голодного можно накормить, но для того, кто не голоден, пища покажется наказанием. Гуру - садовник, который будет ухаживать за растением, но прежде чем он приступит к этому, деревце должно прорасти. Гуру не добавляет растению ничего нового, он только помогает ему развиваться согласно его собственному предназначению, возможно, быстрее и полноценнее, но не против его внутренней природы. Гуру избавляет от нищеты, указывая на сокровище, которое закопано в жилище самого человека, он советует, как его извлечь, рекомендует, как лучше всего им воспользоваться и т.д.

Деятельность (карма) и жертвенность (упасана) зависят от того, что предписывает дхарма на данной конкретной стадии вашей жизни, а также от того, какая гуна управляет вами. Даже эликсир бессмертия (амрита) может оказаться опасным для жизни, если его попытаться выпить через нос. Для каждого искателя существует определенный образ жизни, метод восхождения, путь прогресса, отличный от пути других. Истинный гуру знает, что вам подойдет лучше всего. Это не значит, что у гуру есть пристрастия или предубеждения, это значит только то, что он добр и осмотрителен, потому что не примеряет на всех людей один и тот же пиджак.

Здравствуйте!

Как мы обычно выбираем профессию?

Правильно, мы думаем о том, что нам нравится делать, где больше платят, где есть перспективы карьерного роста. Родители, близкие, учителя дают нам бесценные советы, руководствуясь своими соображениями о том, что лучше для нас.

В результате в 22 года мы заканчиваем учебные заведения и понимаем, что не хотим работать по профессии. Что мы хотим путешествовать, а не продавать туры в душном офисе, мы хотим быть богатыми, а не корпеть в банке, считая чужие деньги, мы хотим жить, а не торчать на работе с утра до ночи. И тут начинается поиск себя, одни идут учиться заново, другие открывают свой бизнес, кто-то начинает трудиться по профессии (по статистике только 40% выпускников работают по специальности).

Профессия инструктора по йоге немного отличается от этого правила. Обычно желание стать учителем приходит в осознанном возрасте из огромной любви к йоге и стремления связать свою жизнь с этой древней практикой. Для этого не нужно учиться пять лет, программа подготовки длится от нескольких месяцев до года.

Но даже при этих условиях многие учителя до конца не понимают, с чем им придется столкнуться после прохождения курса. Тут-то и начинается настоящее обучение. И это путь длинною в жизнь.

УЧИТЕСЬ У УЧЕНИКОВ

Если вы думаете, что вы учите кого-то будучи инструктором по йоге, то вы очень ошибаетесь. Вы здесь лишь проводник древних знаний. Каждый человек приходит в класс со своими задачами, и вы тоже. И чем охотнее вы будете помогать ученикам решать их уроки, тем эффективнее вы сможете справиться со своими.

Известно, что читая книги, мы усваиваем 15% информации. Делая это на практике, мы усваиваем 60% информации. И обучая других, передавая другим знания, - в нас остается уже 90%.

ПРИХОДИТЕ В КЛАСС ДЛЯ УЧЕНИКОВ

Правило номер один инструктора по йоге: главная персона в классе – ученик, а не учитель. Забудьте о том, как вы выглядите, как себя чувствуете, какое у вас настроение, что творится у вас жизни. Откройте сердце и будьте готовы помогать другим в течении всего класса, а если потребуется и после.

Важно искренне интересоваться самочувствием учеников, давать ответы на возникающие у них вопросы, делиться своим опытом и знаниями. Какой прок от этих знаний, если ими не делиться? Общение вне класса способствует налаживанию более близких и доверительных отношений, и дает вам шанс помочь.

Вообще, помощь людям дает нам гораздо больше, чем им. Та радость, которую вы испытываете, когда вас благодарят после класса, когда делятся с вами своими успехами, когда вы видете изменения в практике учеников и их жизни, их горящие глаза, несравнима ни с чем.

Это как наркотик. Со временем вы понимаете, что больше не можете без этого, что как бы ни сложилась ваша жизнь, что бы не случилось, вы будете продолжать вести йогу и заниматься сами.

НЕ НАВЕШИВАЙТЕ ЯРЛЫКИ

Поверьте мне на слово, когда люди занимаются йогой (особенно бикрам йогой), их лица настолько сосредоточены, что поначалу кажется, что каждый из них вас тихо ненавидит. Но это ощущение обманчиво. Они не думают о вас, они витают в своих мыслях, заботах, проблемах. Не стоит обращать на это внимание.

На занятия йогой приходят совершенно разные люди, со своим характером, социальным статусом, своим отношением к практике и к вам, с разными судьбами, проблемами, страхами. Они по-своему провели сегодняшний день, а может быть вчерашний вечер, и конечно же, весь свой багаж они приносят на практику вместе с собой.

Они по-разному реагируют на ваши инструкции и исправления, могут отказаться выполнять какие-то асаны, заниматься лениво и без энтузиазма, комментировать ваше занятие и высказывать свое мнение, показывать свое отношение к вам или вообще покинуть класс.

С некоторыми учениками очень непросто, но тем не менее – не стоит судить их или принимать их поведение на свой счет. Ничего личного. Вы не знаете, что они чувствуют, что происходит в их жизни. И если они пришли на ваш класс, значит это именно то место, где они должны быть сейчас и где они могут чему-то научится. Уважайте это.

Не позволяйте ученикам судить себя. Если они говорят вам, что недовольны вашим классом, что вы плохой учитель и им не понравилось, не нужно сжиматься в комочек и виновато что-то лепетать. Мы все разные, со своими пожеланиями и предпочтениями. Каждый ученик находит своего учителя, в соответствии со своим темпераментом и ожиданиями.

Поэтому нужно иметь смелость с высоко поднятой головой поблагодарить за обратную связь. Если критика была конструктивной, имеет смысл принять информацию к сведению и поработать над этим, если нет – учитесь не принимать ее близко к сердцу. К счастью, такие ситуации случаются крайне редко.


НИЧЕГО НЕ ОЖИДАЙТЕ ОТ КЛАССА

Каждый класс – это новая история. Да, у вас есть план урока, опыт и понимание, что вы будете делать, но всякий раз происходят непредвиденные вещи. Ученики могут упасть в обморок, потянуть связку, получить судороги, задать более быстрый или медленный темп выполнения асан, вам придется больше объяснять и показывать, если пришло много новичков и так далее. Будьте всегда готовы внести изменения по ходу пьесы и адекватно отреагировать на неожиданные события, не потеряв контроль над классом.

НИЧЕГО НЕ ОЖИДАЙТЕ ОТ СЕБЯ

Вы учитель йоги, а не робот. Несомненно, всегда стараешься дать лучший класс, тем не менее вы физически не можете быть одинаково эффективным каждый раз. После некоторых занятий вы испытываете это тягучее приятное чувство удовлетворения, представляя себя супер-мега-учителем, а порой случается и сомневаться в своей компетентности.

И это тоже хорошо, потому что сомнения толкают нас совершенствоваться дальше, расти как учитель, открывать новые горизонты. Ведь если человек уверен в своей идеальности, у него пропадает стимул работать над собой, и начинается процесс деградации. А это точно не то, к чему мы стремимся.

КОНТРОЛИРУЙТЕ СИЛЫ

Во время занятия идет мощный энергетический обмен между учениками и учителем. Нужно научится отдавать достаточное количество энергии, чтобы ваш класс был динамичным, чтобы зарядить учеников силами, но и следить, чтобы осталось что-то для себя после класса. Рассчитывайте свои силы. Есть риск растратить всю свою энергию на классе, но ведь она нужна нам и для других целей.

НЕ ЖДИТЕ БОЛЬШИХ ДОХОДОВ

Если вы все-таки решили стать инструктором по йоге – не ожидайте больших доходов. Существует много способов зарабатывать деньги в этой сфере: групповые занятия, индивидуальные занятия, йога-туры, семинары и лекции. Но оплата на начальном этапе минимальная. Нужно очень потрудиться, наработать имя и опыт, чтобы иметь доход с этой деятельности, достаточный для достойной жизни или содержания семьи.

Если вы все-таки решили освоить эту профессию, заручитесь поддержкой близких или обеспечьте себе другой источник дохода. Поверьте, эта работа не о деньгах, а о гораздо большем. Она наполняет душу любовью и гармонией, вдохновляет к развитию и помощи другим, привносит больший смысл в вашу жизнь.

Я ни разу не пожалела о своем выборе. Приходится постоянно учиться и расти как человек и профессионал, порой бывает очень трудно, в самом начале случалось и плакать и сомневаться в правильности своего решения, но это только сделало меня сильней.

Я веду бикрам йогу на трех языках, йогу для детей, и, думаю, это не предел. Впереди меня ждет еще много открытий и изменений, а это именно то, что я люблю в жизни больше всего!

P. S. Мои друзья, учителя йоги, вы согласны со мной? Вы счастливы в своем выборе? Какие выводы вы сделали из своего опыта?

С искренней симпатией, Олеся.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский

Йогой я начала заниматься около 7 лет назад. Все когда-то начинается. Это были первые робкие шаги. Я пришла в фитнесс клуб и веселая улыбчивая девушка демонстрировала йогу на коврике. Все выполнялось больше по наитию, потому как преподаватель был занят собой и своим выполнением асан. Группа таких же страждущих людей была всего лишь приложением для этого преподавателя. И вот однажды, на замену этой девушке прислали другого преподавателя. Что это было за занятие! Оказывается, до этого я занималась, чем угодно, но не йогой. Многое перевернул во мне этот человек. Он потратил целое занятие для объяснения элементарных вещей (теперь я это поняла). Ради его занятий, мне было не лень рано проснуться и ехать в другой район, чтобы получить знания. Прошло несколько лет, и я оказалась на пути преподавателя йоги. Я задалась вопросом – «Какой должен быть настоящий преподаватель, какими качествами должен обладать?»

На мой взгляд, важно первое впечатление. От преподавателя должно излучаться спокойствие, умиротворение и внутренняя уверенность. Человек должен быть опрятным и не отпугивать своим вычурным видом людей. Помнить, что ваша энергия передается людям. И если сам находишься в беспокойном состоянии, нужно постараться настроить себя перед занятием.

Преподаватель, безусловно, должен быть профессионалом своего дела. Т.е преподаватель йоги должен уметь четко объяснять свои действия, грамотно выстраивать занятие, хорошо владеть своим телом, понимать, как выстраивать асаны. Помогать своим ученикам грамотно входить в асану. Знать показания и противопоказания, уметь на практике применять это. Все это характеризует стиль преподавания, личность преподавателя. Учитель должен уметь ориентироваться на ту категорию людей, которые пришли на его занятия. Это могут быть новички или люди с опытом изучения йоги. Ориентироваться надо на большую часть группы. Но если среди новичков есть опытные ученики, можно им давать более сложные варианты асан.

Хороший преподаватель йоги не замыкается на себе и асанах, которые он выполняет. Он всегда в группе, он ведет этих людей к познаванию и понимаю йоги. Если уже сложившаяся группа, надо стараться разнообразить занятие, с каждым разом добавлять новое, видеть рост своих учеников. Необходимо иметь обратную связь с ними. Понимать, что доставляет трудность, где сделать больше акцент на следующих занятиях.

Мне очень не нравится, когда преподаватель ставит себя на пьедестал, возвышаясь над учениками. Значит этот преподаватель заинтересован в демонстрации своих умений, а не в несении знания для учеников. Учитель должен быть внимателен, стараться обезопасить людей от травм. Постепенно, необходимо прививать своим ученикам техники пранаямы, элементы медитации. Донести до них мысль о том, что правильно освоенные асаны это еще не цель йоги!

Безусловно, преподаватель должен сам самосовершенствоваться. Нельзя, получив какое то количество знаний остановиться на месте. Свое собственное развитие и духовный рост не должны прерываться. Необходимо читать духовную литературу, изучать труды по йоге, практиковать самостоятельно (вне групп). Отказаться от вредных привычек, быть примером для своих учеников! Вот так я вижу на сегодняшний день преподавателя йоги. Я думаю, что это только начало. Более глубоко эта тема для меня откроется если я уже окажусь на месте преподавателя. С практикой придут еще новые ощущения и знания.

Студентка курса преподавателей йоги Наталия Т.

Наши эксперты выделяют несколько основных моментов, на которые в первую очередь следует обращать внимание, выбирая учителя йоги.

Какую йогу он преподает?

Аштанга-виньяса? Бикрам? Нидра? Новичку трудно разобраться в множестве предлагаемых направлений йоги. На самом деле, это многообразие – явление сравнительно недавнее, возникшее в 1960-е годы. Большинство этих направлений выросли из хатха-йоги. Чаще всего они различаются лишь подходом к принятию асан: одна за другой в динамической смене (аштанга-виньяса, пауэр) или более спокойно (хатха, вини-йога), в прогретом помещении (Бикрам), и так далее.

«Коммерческая составляющая разных практик, желание использовать успешный проект под названием «йога», конечно, присутствуют, – признает психолог Алена Хромова. – Но такое же разнообразие видов существует, например, и в психотерапии. Кому-то подходят одни методы, а кому-то – другие».

Хороший учитель может еще до начала занятий посоветовать то, что лучше всего соответствует ожиданиям и личным особенностям ученика.

Какой у него диплом?

Преподавание йоги не требует высшего образования, но подготовка учителя играет огромную роль. Так, четырехнедельные интенсивные курсы подготовки инструкторов по йоге – пожалуй, не лучшая рекомендация. Кроме того, стоит поинтересоваться тем, как давно практикует сам учитель и у кого он учился.

Как практикует он сам?

Никто не может похвастаться тем, что дошел в йоге до конца пути. Хороший учитель йоги – тот, кто знает, что он остается учеником, и продолжает регулярно практиковать. Кроме того, лишь тот, кто сохранил живой вкус к практике, сможет ей обучить.

«Отношение к преподавателю йоги – наше основополагающее отношение, – отмечает психоаналитик Кристиана Бертле-Лорель, – мы проецируем на него существенную часть своего «Я» или, по крайней мере, того, каким мы хотели бы сделать свое «Я». Если он производит впечатление не слишком близкого к практике, как он может заинтересовать ею нас?»

Насколько он внимателен?

Каждое тело не похоже на другие, и у каждого ученика позы вызывают разные чувства и ассоциации… Чтобы обеспечить вхождение в практику и растворение в ней, учитель йоги должен создать благоприятную атмосферу, уделить внимание каждому.

Интересуется ли он состоянием здоровья учеников, прежде чем приступить к занятиям? Адаптирует ли упражнения к личным потребностям каждого?

Каковы его познания в анатомии

«Заниматься йогой без оглядки на физиологические ограничения может быть очень опасно, – подчеркивает Алена Хромова. – Поэтому как минимум базовые знания анатомии и физиологии учителю просто необходимы».

Уходя с занятия, ощущаете ли вы больше спокойствия, больше внимания, направленного внутрь?

Рассказывает ли ваш учитель йоги о точном выстраивании тела в каждой позе?

Объясняет ли он (и напоминает ли!), как правильно дышать? Без внимания к дыханию это уже не йога.

Каковы его познания в философии: может ли он назвать позы, которым учит (на санскрите или в переводе)? Может ли он рассказать о ключевых текстах йоги?

Это необходимые основы для преподавания.

Насколько он заботится о спокойствии

Оставляет ли учитель йоги хотя бы в конце занятия время для медитации и расслабления в тишине? Такой подход свидетельствует, что он придает важное значение интеграции, освоению и закреплению изменений в теле и в эмоциях, вызванных сменой поз.

Наконец, уходя с занятия, ощущаете ли вы больше спокойствия, больше внимания, направленного внутрь? Тогда есть шанс, что этот преподаватель хотя бы на шаг приближает вас к тому, что называется йогой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.