Женские дуэли. История женских дуэлей. Женские дуэли: апофеоз жестокости или дело чести

Между графиней де Полиньяк и маркизой де Несль, которые спорили о том, кто должен обладать им. Герцог многократно бросал первую даму, но это не помогало. С присущим ей азартом графиня Полиньяк все равно любила его ветренную галантность и, соответственно, испытывала ревность ко всем дамам, у которых он пользовались успехом, а это случалось даже не по одной, а толпами. Переполненная ревностью, она однажды встретила маркизу де Несль и вызвала ее на дуэль, предложив драться на пистолетах в Булонском лесу. Будучи одержима теми же чувствами, что и ее врагиня, маркиза жадно приняла вызов. Она рассчитывала либо убить соперницу и заполучить любовника в полное владение, либо славной смертью проявить силу своей привязанности и страсти к нему. Дамы встретились и стали стреляться. Маркиза де Несль упала а ее прекрасная грудь покрылась кровью. "Ага",- кричала ее соперница, "я научу тебя как красть любовника у такой женщины как я; если бы это было в моей власти, я бы сейчас разорвала бы на части сердце этого вероломного создания, и разбила бы его мозги". Молодой человек, услышавший эти жестокие слова, призвал ее успокоиться и не ликовать над несчастной соперницей, чье мужество, по крайней мере, не может не вызвать уважения. "Молчи, юный болван",- закричала графиня Полиньяк - "не тебе меня учить!" Маркиза де Несль не была ранена в грудь, как сначала опасались, а лишь слегка в плечо. Когда кто-то ее спросил, достоин ли этого тот любовник, во имя которого она подвергала себя такому риску, она ответила: "О, да, он достоин того, чтобы пролить еще больше крови, чем та, что циркулирует в моих венах". Он самый славный человек во всем свете; все дамы находятся у него в ловушке, но я надеюсь, что этим я доказала свою любовь и могу рассчитывать на полное обладание его сердцем. Я в вечном долгу перед тобой, герцог Ришелье, герцог Ришелье - сын бога войны и богини любви".

В 1701 году, в Турине, графиня Рокка дралась на шпагах с маркграфиней Белльгард. Дело происходило в закрытой комнате и без секундантов, поэтому мы не знаем подробностей поединка. Но известно, что обе получили ранения - бой был яростный. Вообще, в женских боях многое решало эмоциональное состояние участниц. Показательна в этом смысле дуэль, произошедшая в 1833 году в Лондоне. Тогда некая Роза Кросби заколола насмерть соперницу, которая имела несчастье увести у нее мужа. Кросби сражалась впервые, а ее противница очень неплохо владела шпагой. Но победительницу окрылял праведный гнев, перед которым не устояло мастерство.

Вот несколько фактов женских дуэлей из книги Роберта Балдика "Дуэль".

Госпожа Алмерия Бреддок и миссис Елфинстон дрались на дуэли в 1792 году. Результат дуэли неизвестен.

Элизабет Вилкинсон из Черкенвелла после "пары слов" вызвала на кулачный поединок Ханну Хайфилд. Ханна ответила, что Элизабет следует "хорошо поколотить". Результат дуэли неизвестен.

В 1828 году во Франции молодая девушка дралась на дуэли с мужчиной, который ее бросил. Результат дуэли неизвестен.

После того как в XIX веке дуэли стали модными в США, одному мужчине удалось предотвратить ожесточенную схватку двух дам, вооруженных пистолетами, которые пытались стреляться из-за любви по всем правилам. Он сумел арестовать дуэлянток и препроводить в полицейский участок. «На прошлой неделе", - писала одна из газет штата Джорджия в 1817 году, - "вопрос чести разрешился между двумя молодыми леди - Джейн Уэйл и Синди Даер. Их объект присутствовал в качестве секунданта. Ему пришлось своими глазами увидеть, как одна из его поклонниц, серьезно раненая соперницей, упала". Но на другой ему пришлось жениться. Как сообщила та же газета, «все было обставлено с соблюдением правил, и победительница вышла замуж за секунданта, как и было предусмотрено условиями дуэли».

В конце XIX века в Англии состоялась еще одна женская дуэль. В разговоре гостья сказала хозяйке дома: "А ведь когда-то вы были очень красивой женщиной". Хозяйка пришла в негодование оттого, что обидчица использовала английскую форму давно прошедшего времени. Бой произошел в Гайд-парке. Обидчица получила ощутимый укол в сгиб руки. По словам хроникера, "обе дамы удалились с поля боя с большим достоинством".

Впрочем, женщины не только убивали, они еще и выступали, демонстрируя всем свое мастерство. Некоторые из них гастролировали по всей Европе. Одним из постоянных мест для таких выступлений был Санкт-Петербург. И недаром! Здесь тоже встречались амазонки. Так первый в России профессор фехтования Иван Ефимович Севербрик обучал своему грозному искусству дам и девиц в шести почтенных семействах Петербурга. Анонимный "старожил и любитель фехтования" в газете "Северная пчела" № 15 1856 года рассказывает, как в 1827 году в Петербург приехала итальянская фехтмейстерша госпожа Боголини. Она постоянно навещала школу Севербрика, где фехтовала с лучшими бойцами города и с самим маэстро.

Далеко не все женщины - мирные домашние кошечки. Дамы способны сражаться за свою любовь или достоинство не на жизнь, а на смерть. Особенно жестокими во все времена были дуэли из-за мужчин. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника.

Исторические документы зафиксировали немало кровавых поединков как между женщинами, так и между женщинами и мужчинами. Оказывается, уже в древности физическая сила была весомым аргументом в спорах дам. Древнеримский писатель Аммиан Марселлин поведал, что у галлов жены дерутся кулаками и ногами, сражаются с другими женщинами и с мужчинами. Древнегреческий историк Геродот писал, что в одной греческой провинции девушки собирались толпой и свирепо дрались между собой на палках.

Викинги имели интересный обычай – «прогулку по острову», когда спорщики на небольшом островке вступали в честный поединок с равным оружием. Кто побеждал - тот и прав. Если на такую «прогулку» выходила женщина, то ей давали фору: мужчину-соперника опускали в узкую яму по самый пояс, либо привязывали левую руку за пояс. Боец–мужчина таким образом ощутимо проигрывал в обороне.

Россию дуэлями не удивишь. В Древней Руси решение споров с помощью оружия было обычным делом. Узаконены были и женские дуэли. Правда, оскорбленная женщина вместо себя могла выставить мужей, братьев, отцов или знакомых, если в споре против нее выступал мужчина. Если же противницей была женщина, то дама сражалась с ней лично. Эти правила были записаны в Псковской судебной грамоте от 1397 года.

В те стародавние времена при поединках использовались дреколье, рогатины и дубины, окованные железом. Иногда, очень редко, он происходил врукопашную. Петр I решительно воспротивился дуэлям и издал указ об их запрете. Он не хотел, чтобы люди сводили друг с другом счеты в обход государства. Этот указ подтверждали все последующие императоры, но и столетия спустя дворянки выбирали скорейшее силовое разрешение конфликта вместо судебных тяжб.

В пятнадцатилетнем возрасте в поединке успела поучаствовать даже будущая императрица Екатерина II. Будучи принцессой, она дралась на шпагах со своей троюродной сестрой. К счастью, никто не был убит или ранен. Кстати, впоследствии Екатерина смотрела сквозь пальцы на дуэли и меры принимала лишь в случае смерти или серьезного увечья. В период ее правления произошло 20 женских дуэлей, три из которых оказались смертельными.

В 1829 года в Орловской губернии поссорились помещица Ольга Петровна Заварова и Екатерина Васильевна Полесова. Между ними состоялся смертельный поединок на саблях своих мужей, а секундантами были гувернантки-француженки. Соперницы встретились в березовой роще и на предложение примириться ответили отказом, продолжая перепалку между собой. В разгар скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Ольга Петровна получила тяжелое ранение в голову и скончалась на месте. Екатерина Васильевна с ранением живота промучилась сутки, а затем также скончалась. Этот ужасный случай ничему не научил их дочерей, и спустя 5 лет они также избрали сабли для разрешения конфликта. Это соперничество привело к смерти Анны Полесовой. Ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник.

Французская маркиза де Мортене заметила в записках, что русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Она писала: «Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы».

Как говорится, со стороны виднее, но, судя по историческим запискам, «слепая ярость» присутствовала в поединках французских дам в не меньшей мере. Правда, во Франции был любопытный обычай: женщины дрались обнаженными до пояса. Возможно, это придавало поединкам некоторую изощренную красоту, но не меньший трагизм.

Западные дамы так привыкали к оружию, что художник Жан Беро штамповал картины с элегантными француженками, которые держат шпаги, как будто это не оружие, а веер или зонтик. Европейки вовсю выясняли отношения с оружием в руках с шокирующей жестокостью. Если мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях из десяти, то между женщинами восемь из десяти дуэлей имели смертельный исход или серьезное ранение. Это было связано с тем, что правил для дам не существовало. Дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло страдания; сражаясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненой.

Итальянки не отставали от француженок. 27 мая 1571 года в миланский монастырь Св. Бенедикты прибыли две знатные сеньориты. Они прошли в комнату для молебна, но вскоре монашенки услышали шум. Когда она вошли в келью, то увидели жуткую картину: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала. Судя по всему, между ними состоялся поединок на кинжалах.

В 1624 году в Булонском лесу произошла дуэль на шпагах между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк. Женщины подрались из-за благосклонности кардинала Ришелье. Кардинал был любовником графини, но отличался «ветреной галантностью» и постоянно изменял де Полиньяк. Графиня ревновала его ко всем дамам и однажды встретила маркизу де Несль, которую сочла соперницей. Она вызвала ее на дуэль, предложив драться на пистолетах в Булонском лесу.

Дуэль обошлась без смертей: графиня ранила маркизу в ухо. Правда, крови было много, и маркиза упала, ее грудь быда залита кровью. Вместо того, чтобы испугаться, графиня закричала: «Я научу тебя, как красть любовника у такой женщины как я; если бы это было в моей власти, я бы сейчас разорвала на части сердце этого вероломного создания, и разбила его мозги!». Об этом поединке еще долго судачили во дворце, и сам кардинал упомянул о нем в своих записках. Видимо, он был сильно польщен.

Оказывается, случались поединки между женщинами и мужчинами. В XVII веке в доме красавицы вдовы графини де Сен-Бельмон самовольно поселился один французский офицер. Вначале графиня пыталась мирно выдворить непрошенного гостя, посылая вежливые записки, но наглец ни в какую не желал покидать чужое жилище. Тогда женщина вызвала его на дуэль под видом шевалье де Сен-Бельмон.

В назначенное место она явилась в мужском платье и загримированная. Спустя несколько минут графиня ловким приемом вышибла оружие из рук противника и, отбросив клинок ногой, обратилась к офицеру со словами: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь - я мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».

Но не всегда женщины проявляют милосердие по отношению к соперникам. Особенно трагично заканчиваются поединки между женщинами и бросившими их мужчинами. В исторических архивах Парижа сохранилась история о мадемуазель Лерье, которая отомстила неверному возлюбленному. Встретив его на улице, она предложила ему сразиться на пистолетах, вложив один в его руки. Мужчина выстрелил в воздух, но это не остановило Лерье, и она разрядила в него пистолет.

Легенды ходят также об оперной певице мадемуазель де Мопен, которая расправилась с несколькими мужчинами. Согласно роману Теофиля Готье «Мадемуазель де Мопен», эта женщина решила отомстить грубому и наглому актеру Дюмени и вызвала его на дуэль. Услышав такое приглашение, Дюмени изумленно уставился на нее и расхохотался. В ответ певица, выхватив у проходящего вблизи бутафора театральную шпагу, отхлестала обидчика. Наглец так опешил, что позволил отобрать у себя часы и табакерку.

После этого случая девушка решила, что ей все позволено. Вскоре на балу она вызвала очередного обидчика на дуэль. Тот тоже отказался драться. Тогда певица потребовала, чтобы он извинился. Разразился скандал, дамы возмущенно шептались, и хозяйка предложила скандалистке покинуть помещение. После некоторого замешательства мужчины вывели вон нахалку.

В саду она выхватила шпагу у одного из них и приказала другому защищаться. Мужчины, вместо того, что обезоружить разгоряченную де Мопен, решили понаблюдать за развернувшимся представлением. Спустя несколько мгновений один из них был ранен и упал. Второй, поняв, что не до шуток, стал защищаться всерьез, но актриса оказалась мастером поединков и ранила противника. Затем она, поправив прическу, как ни в чем не бывало, вернулась в танцевальный зал. Людовик XIII, жестко наказывающий дуэлянтов, простил красавицу. Впоследствии мадемуазель де Мопен вышла замуж за учителя фехтования, который обучил ее драться.

Даже самые откровенные изображения из коллекции Эмбергера даже близко не стоят по степени обнаженности рядом с картинками из журналов, которые можно найти в кабинете любгом европейского дантиста.

Наверное, в самом деле, женщины дрались редко, тем более на дуэлях, они чаще просто бранились. Но не потребуется много времени, изучая историческую информацию в Сети, убедиться, что существует немало исторических свидетельств о женских дуэлях. Женщины тоже дрались, как и мужчины, из-за любви, оскорблений (реальных или мнимых), слухов и, в конце концов, за честь. Они дрались с применением различных видов оружия – пистолетов, мечей, шпаг, рапир, ножей. Можно составить длииный список женщин, дравшихся на дуэли.

Множество изображений с дерущимися на дуэли дамами стало появляться с 18 века. Феминистки были рады видеть бурную эмансипацию женщин и их вовлечение в исконно патриархальный мир, с его понятиями чести и вооруженными методами разрешения конфликтов. Интересно, что большинство известных женских дуэлей происходило в чисто женской среде.

Фотографические почтовые карточки и появившиеся в конце 19 века стереоскопические серии обнаженных до пояса женщин, сражающихся на клинках, являлись логическим продолжением художественных традиций живописи и скульптуры. Вплоть до 19 века, однако, участие женщин в "делах чести" было, в основном, ограничено ролью "портящих удовольствие" - тех, кто не давал поединку нормально начаться или переживающих, радующихся или скорбящих – в зависимости от результатов дуэли. Типичный сюжет: "Красивая девушка рыдает при виде своего возлюбленного, пытающего уйти от смертельного удара". Но уже начиная с конца 18 века женщины стали играть более активную роль в художественных изображениях дуэлей. По крайней мере, в изображениях.

В нашей коллекции содержится стереоскопические изображения диптиха Эмиля Байарда - "Дело чести" и "Примирение". Изображения опубликованы Р.К. Бонином из Тироны, штат Пеннсильвания в его художественной серии (любители изобразительного искусства могут там ознакомиться с теми произведениями, которые они не могут увидеть в подлинниках). Больше всего в этих стереоскопических репродукциях нас привлекли две пары прекрасных молочных желёз.



Стереоскопические карточки "Дело чести" и "Примирение"

Для историка фехтования этот жанр несет столько же информации, сколько описания сражения на мечах в современной литературе. Близко к нулю. Так же как и в живописи и скульптуре модели позировали в драматических позах, мало заботях о достоверном воспроизведении дуэли. Если в них и есть элементы документальности, то только те, что демонстрируют незнание художниками истории и правил фехтование и дуэлей, даже в года расцвета этой формы искусства.

Фотографические почтовые карточки и стереоскопические картинки обычно выпускались сериями, в каждой из которых последовательно рассказывалось о каком-то событии. Этот жанр в каком-то смысле можно считать прямым предшественником немого кино. Оба жанра должны были передавать сложные действия и предполагаемые диалоги с помощью языка позы и жеста. Пересказать эти истории сейчас трудно, поскольку серии утеряны, и многие образцы циркулируют по-одиночке, вроде изображения выше, в котором элегантный дерзкий выпад воспроизводит изначальный шаблон оскорбления и вызова, дуэли и гибели – с примирением или без него.

Помимо вуайеристской привлекательности, характерной для любого изображения обнаженных женщин, в этом жанре присутствуют скрытые мелодраматические мотивы. В конце концов, дуэли не одобрялись обществом, особенно образованным обществом, были прекрасной пищей для многочисленных проповедников, которые издавали тома антидуэльной литературы.

Сдедующая история опубликована в Америке в 1899 году в виде еще одной стереоскопической серии, на этот раз без оголений. Так же как и на двух предыдущих французских картинках, здесь в качестве оружия дуэли выбрана рапира. (Поскольку сканирование этих старых картинок затруднено из-за деформации картонной основы, поэтому мы представляем здесь основные из них).

Следующая неполная серия (три изображения справа) содержит больше документального материала, чем все предыдущие, поскольку описывает в деталях подготовку к дуэли и сопутствующую этой подготовке атмосферу. Что особенно интересно для старого фехтовальщика на шпагах и коллекционера, вроде меня, - это подбор оружия. (И я не сомневаюсь, что феминистки будут более, чем счастливы эмансипационному вовлечению женщин в дела, узурпированные патриархатом, а именно - в дела части и вооруженных конфликтов: во всех известных мне женских дуэльных сериях, присутствуют только женщины.)

Я раньше видел всю серию, и почти уверен, что за представленными эпизодами последуют оголение груди, увечье и смерть. У нас сохранились только три неотклеившиеся из альбома картинки. Если у кого есть остальные картинки, мы с удовольствием дополним нашу историю, подтвердив или не подтвердив мою версию.

Тему этого поста мне подсказала rodich2007, любезно предоставив свой пост и ссылку на сайт Женского Web клуба "Веста", где есть замечательная статья Ирины Кудряшовой о женских дуэлях, которая и легла в основу этого материала.

То, что дуэль считается прерогативой мужчин – мнение очень ошибочное. Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того - дуэли между ними были не столь редки и, по большей части, намного кровавей и изощренней.
Отсчет хроник женских дуэлей можно было бы вести с древних времен, когда царил матриархат, и женщины занимали более активную жизненную позицию. Но так как документальных источников о том периоде нет, первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку. И они, кстати, развеивают миф о том, что первопроходцами в этом деле были француженки.
Попытаемся составить рейтинг самых известных женских дуэлей.


1 место:
Самой легендарной женской дуэлью считается поединок между прелестной маркизой де Несль и графиней де Полиньяк, которые стрелялись из-за некоего Армана дю Плесси осенью 1624 года. Не поделив благосклонность этого мужчины, ставшего впоследствии герцогом Ришелье, (и чуть позже кардиналом), дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились. Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, который без ложной скромности поведал об этой дуэли в своих дневниках, он оставил след в истории.



2 место:
В хронике миланского женского монастыря Св.Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения на комнату для совместного молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала. Ни имен, ни причин бедные монашки так и не выяснили. Эта хроника считается самым старым документом о дамской дуэли.

Хосе (Хусепе) де Рибера
Женская дуэль (Дуэль Изабеллы де Карацци и Диамбры де Поттинелла) 1636 г. Музей Прадо

3 место:
В 1552 году в Неаполе произошло неординарное событие - две дамы, Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла дрались на дуэли в присутствии маркиза де Васта. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Поединок женщин из-за любви к мужчине был весьма волнующим событием.
Этот поединок так потряс неаполитанцев, что молва о нем не утихала долгое время. Эта романтическая история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе Риберу в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра - полотна "Женская дуэль" ("Duelo de mujeres"), которое является одним из самых волнующих картин в галерее Прадо.
Подробно о картине на сайте «Клуб женских единоборств»

http://www.fscclub.com/muse/ribera.shtml




Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII века.
Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд - лишь часть того, что было причиной для поединка. Женщины словно сошли с ума. А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях). Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки. Дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль; дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненой.

Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений.
На Руси женские поединки были долго узаконены. Как указывалось в ст.119 Псковской судебной грамоты (1397 год), женщины на поединок вместо себя могли ставить мужей, братьев, отцов или наймитов, но только в том случае, если в споре против них выступал мужчина. Женщина с женщиной должны были биться лично. Бились дамы на Руси дрекольем, рогатинами, ослопами (дубина, окованная железом), а то и просто врукопашную. Решительную борьбу с поединками повел Петр I, и не из-за моральных соображений - он просто не хотел, чтобы какие-то споры решались в обход государства.




4 место:
Самой опасной для России дуэлью стала битва Софьи Фредерики Августы Анхальт-Цербской со своей троюродной сестрой. В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне первой, они принялись на шпагах доказывать свою правоту. К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествию времени стала Софья Фредерика.
Кстати, именно при Екатерине II русские дамы дрались с упоением. Только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых сама царица была секунданткой. Но Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: "До первой крови!", а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.

5 место:
В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графине Пушкиной, жены российского посла. В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованнейших женщин Англии. Причиной ее приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась. Разговор пошел на повышенных тонах и у англичанки, в пылу спора, вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки. Наступила зловещая тишина. Княгиня медленно поднялась и жестом пригласила встать герцогиню. Когда та последовала просьбе, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и нанесла ей пощечину. Герцогиня, не долго думая, дала сдачу. Графиня Пушкина опомнилась лишь, когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.

Дуэль Мэри Рид с пиратом, вызвавшим на дуэль ее мужа. (Старинная гравюра)

6 место:
В записках историка Брантона можно найти записи о даме, которая так набила руку на дуэлях, что без разбора вызывала на них и мужчин. Однажды она поссорилась на балу и дралась на дуэли сразу с двумя кавалерами. Одного заколола в сердце, другого в горло.



Портрет актрисы, мадмуазель Мопен


7 место:
Известна в истории актриса Мопен, которая хоть и не принадлежала к дворянскому роду, но была большой забиякой и перебила на дуэлях народу столько, что даже сам Людовик запретил ей впредь брать в руки оружие, заметив, при этом, что ей должно быть достаточно и женских чар.



Приютом женских вооруженных поединков были дамские салоны. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салоне госпожи Востроуховой только в 1823 году состоялось 17 дуэлей. В записках французской маркизы де Мортене, которая частенько наведывалась в это заведение, говорится: "Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы".
Маркиза в своих записках сгустила краски. В отличие от француженок русские дамы редко доводили поединок до смертоубийства, а относительно изящества можно поспорить.
В те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнаженном виде, а в последствии и полностью обнаженные. Добавляло ли это изящество - вопрос спорный, но поединки приобрели пикантность и более сильный аромат азарта, когда ты видишь еще не изуродованное тело соперницы.




8 место:
Между двумя помещицами Орловской губернии, Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой, на протяжении нескольких лет происходили конфликты. В конце концов в июне 1829 года, их напряженные отношения вылились в крупную ссору, которая привела к дуэли. Вооруженные саблями своих мужей и в сопровождении секунданток, коими были молоденькие гувернантки-француженки, а также своих 14-летних дочерей, соперницы встретились в березовой роще. После некоторых приготовлений, секундантки предложили дамам помириться, на что те ответили отказом и, более того, затеяли перепалку между собой. В разгаре скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Схватка длилась недолго. Ольга Петровна получила тяжелое ранение в голову, а Екатерина Васильевна в живот. Первая скончалась на месте, а ее соперница днем позже. Продолжение этой истории случилось через пять лет. Именно на этом же месте шпаги скрестили две девушки - дочери соперниц. Секундантками были все те же гувернантки. Итогом поединка стала смерть Анны Полесовой, а ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник.



9 место:
Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д*Агу, возлюбленная композитора приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его лишь, когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини.


10 место:
Нелепой смертью от руки юной особы, которая была проездом через Петербург, и имя которой даже никто не запомнил, завершилась жизнь молодой актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской. Причиной же дуэли был молодой человек, к которому была неравнодушна Малевская, и рядом с которым имела несчастье оказаться незнакомка. Минутная вспышка ревности, словесная стычка - и в тот же вечер девушки целятся друг в друга из пистолетов, которые увидели близко и взяли в руки впервые в жизни.


11 место:
Весной 1894 года в Петербурге две молоденькие продавщицы решили выяснить свои отношения дуэлью. Вооружившись перочинными ножами, они встретились в пригородном парке. Поединок закончился тем, что одна из них получила три ранения в грудь, а ее соперница в шею и плечо. Обе выжили, но предмет их спора, молодой франт, исчез из города в неизвестном направлении.




Традиционно выяснение отношений с помощью оружия считалось неженским занятием. Когда мужчины сходились на дуэли, отстаивая честь дамы, – это было благородным поступком. Но как квалифицировать подобную модель поведения среди женщин? Женские дуэли были хоть и более редкими, но куда более жестокими, чем мужские, – большинство их них оканчивалось не «первой кровью», а смертельным исходом.


Дуэли всегда считались прерогативой мужчин, но женщины часто с этим не соглашались. В 1552 г. в Неаполе Изабелла де Карацци и Диамбра де Петтинелло дрались на дуэли из-за мужчины. Это событие вдохновило испанского художника Хосе де Риберу на создание картины «Женская дуэль».

Первым документально зафиксированным поединком между женщинами была дуэль 27 мая 1571 г. В хронике миланского женского монастыря св. Бенедикты этот день ознаменовался прибытием двух знатных сеньорит, попросивших у настоятельницы комнату для совместного молебна. Запершись в комнате, женщины устроили поединок на кинжалах. В итоге обе погибли.




В 1642 г., по легенде, состоялась дуэль из-за герцога Ришелье – будущего кардинала – между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк. Дамы сражались за благосклонность герцога на шпагах в Булонском лесу – по крайней мере, так описал этот случай Ришелье в своих записках.


В середине XVII в. во Франции, Англии, Германии, Италии женских дуэлей проходило все больше и больше. Поединки на шпагах или пистолетах завершались летальным исходом в 8 случаях из 10 (для сравнения, в мужских дуэлях – 4 из 10).



Дамы сражались с особой жестокостью – смазывали кончики шпаг ядом или специальным составом, вызывающим жгучую боль при любом прикосновении, стреляли до тех пор, пока одна из них не была убита или тяжело ранена. Как правило, на шпагах дамы дрались топлес – во-первых, платья стесняли движения, во-вторых, считалось опасным попадание в раны кусочков ткани.



Женские дуэли были широко распространены во Франции, однако в России XVIII-XIX вв. они тоже случались достаточно часто. Русский бум женских дуэлей начался с восшествием на престол Екатерины II, которая в юности сама дралась на шпагах со свой троюродной сестрой. Только за 1765 г. произошло 20 женских дуэлей.


В XIX в. ареной женских поединков становились дамские салоны. Так, в салоне Востроуховой в 1823 г. прошло 17 дуэлей. По воспоминаниям француженки маркизы де Мортене, которая была свидетельницей этих сражений, «русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы». В защиту соотечественниц можно отметить, что летальных исходов у них был намного меньше, чем у кровожадных француженок.


Самыми жестокими были женские дуэли на почве ревности. Из-за мужчин дамы дрались на пистолетах, шпагах, перочинных ножах и даже на ногтях! По сути, такие поединки часто становились боями без правил. Один из их современников справедливо заметил: «Если мы примем во внимание большую раздражённость, которая так часто сопутствует отношениям между женщинами, мы удивимся, что они ещё сравнительно редко дерутся на дуэли, которая является клапаном для страстей».


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.