Развитие ребенка по месяцам 4 месяца. Что должен уметь грудничок в четыре месяца. Купание и прогулки

Между новорожденным младенцем и ребенком в 4 месяца небольшой временной промежуток. Но за него кроха меняется очень сильно, с ним происходят серьёзные метаморфозы. Что должен уметь ребенок в этом возрасте, нормы его развития – про все это рассказано в статье.

Как развивается 4-месячный малыш

Еще четыре месяца назад этот маленький человек не умел, по сути, ничего. Перевернуться, сознательно схватить что-либо в руку, просто поднять голову – все для него являлось чем-то недостижимым. Даже родителей своих он видел очень плохо. Сегодня ситуация изменилась. Конечно, до полной самостоятельности еще далеко, но кроха движется к ней каждый день.

Рост и вес 4-месячного ребенка

Весь третий триместр внутриутробного развития малыш активно растет. Причем речь тут не столько о развитии внутренних органов (этот процесс протекает раньше), хотя и оно идет в это время. С 28 недели беременности ребенок активно начинает набирать вес и рост.

После рождения эта тенденция сохраняется. К четырем месяцам грудничок вытягивается в среднем на 10 сантиметров от показателя при рождении.

Вес малыша в 4 мес. увеличивается тоже. В среднем доношенный новорожденный весит 2,5-3,5 килограммов, к четырем месяцам ребенок обычно набирает еще 2, а то и 3 кг. То есть или удваивает вес, или подходит близко к тому.

Важно! Выше указаны средние нормы по возрасту. Есть индивидуальные графики развития. Определять, нормально ли растет кроха, не отстает ли, должен только врач. Если показатели малыша меньше, возможно, ему назначат докорм смесями. Если сильно больше – отправят на обследование к эндокринологу, чтобы выяснить причину серьезного увеличения веса.

Питание и сон четырехмесячного карапуза

В свои 4 мес. малыши и малышки обладают завидным аппетитом. Как правило, кушают они смесь или грудное молоко. Средний интервал между кормлениями – 2-3 часа. Ночью промежутки обычно увеличиваются. С 4 месяцев, согласно ВОЗ, можно постепенно знакомить кроху и с иным питанием, кашами, например. Реже первыми идут овощные пюре из кабачка, брокколи, цветной капусты. Знакомство это зовется первым прикормом. Педиатрами (в том числе Комаровским) рекомендуется подождать со «взрослой» едой до полугода ребенка.

Четырехмесячные спят еще много – в среднем 15 часов в сутки, причем 10 из них уходит на ночь. Остальное приходится на долю дневных снов. Режиму отдыха следует уделять пристальное внимание – у детей вырабатывается гормон роста именно во время сна.

Двигательные навыки в 4 месяца

С новорожденным малышом было проще – он либо лежал на руках у взрослого, либо в кроватке, на развивающем коврике, в стульчике-шезлонге, в коляске. 4 месячный ребенок уже хочет видеть больше, дотягиваться, знакомиться, узнавать. Это стимулирует развитие его физических навыков:

  • Кроха начинает понимать, что рукой можно схватить предмет и поднести его к глазам, изучая и рассматривая со всех сторон. Пусть у него еще плохо получаются подобные действия, но он пытается ухватиться за игрушку, за мамин палец, за любой интересный ему предмет. Причем это детское действие уже не рефлекторное, как у новорожденного, а осознанное.
  • Малыш в 4 месяца не просто любит хватать все руками, но и тащить в рот. Лучше этому не препятствовать, просто убрав в зоне доступа крохи то, что облизывать нельзя. Игрушки должны быть безопасными: без мелких деталей (которые отсоединяются или тех, что можно отломать), токсичных веществ. Так ребенок познает этот мир – с помощью всех доступных методов изучения.

  • Некоторые дети переворачиваются на бок и на живот в этом возрасте. Некоторые – и назад на спинку тоже. Впрочем, если того еще не случилось, маме рано переживать – у крохи есть время до 6 месяцев освоить эти навыки.
  • Самые шустрые карапузы уже учатся перемещаться в пространстве сами. До полноценного ползанья еще далеко, но перемещение с отталкиванием ножками или потягиванием на руках некоторые малыши в 4 месяца могут освоить. Кстати, часто дети начинают сначала ползти не вперед, а назад. Это не повод для родительского беспокойства. Такой тип передвижения легче, потому карапуз может освоить сперва его. Ползать вперед он тоже обязательно научится, но позднее.
  • Отдельные, поразительно активные крохи уже сидят. В связи с этим родители принимают поздравления от врачей с особенно бойким непоседой.

Развитие зрения в 4 месяца

Зрение тоже должно не отставать в развитии, в 4 месяца грудничку видно гораздо больше, чем новорожденному. Ребенок пары суток от роду может различить крупный предмет на расстоянии примерно 35 см от своих глаз, не умеет «ловить» взглядом его при перемещении, не концентрируется на деталях. Четырехмесячный малыш может следующее:

  • Различать цвета, как минимум, базовые. Красный, зеленый, синий и желтый не сливаются для него в один тон. Дети с особенно развитым зрением даже могут отличать оттенки одного цвета, утверждают офтальмологи.
  • Видеть мелкие детали. Ребенок к концу 4 мес. может воспринимать не только какой-либо крупный предмет или объект перед собой как единое целое, но и выделять на нем детали. Например, карапузы этого возраста любят ощупывать и разглядывать мамино лицо.

  • Фокусировать взгляд. 4-месячный грудничок умеет рассматривать не только предметы, лежащие рядом, но и те, что находятся вдали от него.

Важно! В месяц жизни ребенку назначают плановый осмотр у ряда специалистов, в том числе у офтальмолога. Пропускать его крайне не рекомендуется. Если у малыша есть проблемы (врожденный дефект, последствия родовых травм, нарушения развития зрительной системы и т.д.), то специалист вовремя обнаружит их и предпримет меры.

Развитие речи у 4-месячного крохи

В 4 месяца мальчику и малышке-девочке еще разговаривать рано. Но будущая основа дальнейшего говорения закладывается в этом младенческом возрасте – от месяца до года. Ребенок учится управлять своим голосом, интонацией. А именно:

  • В этом возрасте могут появляться первые слоги, пока неосознанные, просто как повторение. Эти сочетания звуков нельзя считать за первые слова. Но поощрять их появление, подыгрывать ребенку обязательно.
  • Малышу нравится менять громкость голоса. Он учится разговаривать по-разному: то шепотом, то начиная громко вопить. Не следует воспринимать это за недовольство, высказываемое ребенком, сразу его успокаивать, давать пустышку. Пусть поговорит по-своему – это даст ему хорошую базу для дальнейшего освоения речи.

  • Наряду с освоением громкости, идут интонационные выражения. Ребенок отмечает, что речь его родителей всегда разная, и учится воссоздавать эмоциональную окраску сам.

Внимание! Любая попытка грудничка «поговорить» должна находить отклик со стороны взрослого. Мама и папа должны подыгрывать 4 месячному ребенку, стимулируя развитие его речевого аппарата. Так они своеобразно воспитывают младенца. Кроха постепенно поймет, что говорение – не просто движение языка и губ, а коммуникационный канал.

Психическое развитие в 4 месяца

Малыш развивается всесторонне с самого своего рождения. Самая заметная пропасть между исходным и нынешним состояниями наблюдается в плане психического развития:

  • Грудничок обычно уже знает свое имя, радуется ему и поворачивается на зов. Если в этот момент он чем-то занят, отклика можно не ждать –концентрация внимания у такого карапуза еще слабая, на всё ее не хватит. В период спокойствия, услышав знакомое имя, ребенок попытается повернуться к зовущему.
  • Не только имя вызывает детский восторг. На любой новый, громкий или резкий звук малыш среагирует. Если он прозвучит для маленького человека пугающе, то он разразится плачем, если вызовет интерес, радостно улыбнется.
  • Самое главное отличие грудного ребенка от месяца до года – желание изведать окружающий мир. Нормально развивающийся грудничок в 4 месяца будет смотреть по сторонам, останавливать взгляд на том, что его заинтересовало. Это важный параметр, его обязательно проверит педиатр на плановом осмотре.

Родители должны отдавать себе отчет в том, что психика малыша еще неустойчива, потому ей труднее справляться с большим потоком информации. Маме и папе хочется показать огромный мир малышу (тем более в период, когда ему все интересно), но то, что нормально для взрослого, крохе – эмоциональный перегруз. Нервную деятельность человека регулируют два процесса: возбуждение и торможение. У детей, особенно в первый год жизни, первый из названных процессов значительно преобладает. Потому мозгу справиться с обработкой переизбытка информации трудно. Отсюда капризы (казалось бы, на ровном месте), плаксивость, невозможность уснуть (при всей усталости) у ребенка. Это признаки не дурного поведения, а дискомфорта. Капризничать просто так малыш еще не умеет, любой его крик – сообщение о неполадках.

Как понимать 4-месячного карапуза

У только рожденного ребенка способ коммуникации один – плач. Он не различает дискомфорта от голода и дискомфорта от страха, например, потому плачет примерно одинаково. С течением времени, когда мама ближе знакомится со своим малышом, когда он сам лучше узнает себя, ситуация меняется. Тот же плач приобретает различную тональность, и родители могут выделить «голодные» слезы, «страшные», «уставшие» и т.д.

Что нравится ребенку в этом возрасте:

  • Малыш 4 месяцев от роду любопытен, но в передвижении пока ограничен, потому он с огромным удовольствием посидит на руках. Он устроится повыше и будет обозревать окрестности с новой высоты. Это времяпрепровождение займет его надолго.
  • Четырехмесячный грудничок с удовольствием последит за собой в зеркало. Ребенок сейчас любит наблюдать. Он пока не понимает, что следит за собственным отражением, но менее интересно ему от этого не становится.

  • У крохи на четвертом-пятом месяце появляется некое чувство юмора. Он начинает понимать, что его могут смешить. Так, если папа корчит смешную рожицу, малыш рассмеется.
  • Ребенку в 4 месяца нравятся погремушки. Тот факт, что можно взять предмет, перевернуть его, потрясти и тем самым вызвать звук, особенно интригует любопытного младенца. Эта игра развивает причинно-следственное мышление.

Чем заниматься с 4-месячным малышом

С маленьким человеком в его четыре месяца уже мало одних бесед, колыбельных и массажей, как с новорожденным. С ним нужно играть. Любое действие развивает такого малыша. Все же следует с умом подходить к выбору занятий.

Фитбол

Фитбол представляет собой большой и упругий резиновый прочный шар, это настоящая находка для молодой мамы. На нем можно как укачивать кроху на ручках, так и играть с ним, например, покатать малыша на животике: сначала – по кругу, имитируя звук летящего самолета, потом – только вперед и назад, изображая, к примеру, звуки поезда. Ребенком можно «пружинить» на гимнастическом мяче – это укрепит мышцы животика и спинки.

Такие упражнения очень полезны, так как имеют комплексное действие: и развитие вестибулярного аппарата, и интенсивное укрепление мышц спины и животика, и новые впечатления для ребенка.

Бассейн

Множество спортивных учреждений с бассейнами предлагает занятия формата «Мама+малыш». С четырех месяцев жизни посещать такие тренировки будет хорошим решением. Перед посещениями следует подготовиться: взять справку карапузу и родителю, а также обзавестись специальными подгузниками для плавания.

Родителям не следует волноваться из-за того, что они не знают, как вести себя в воде с ребенком. На занятиях присутствует тренер, который расскажет, что и как правильно делать.

Занятия в бассейне очень полезны, особенно при проведении их в вечернее время. Упражнения в воде комплексно развивают группы мышц ребенка, учат его не бояться воды (что в дальнейшем станет хорошим подспорьем для обучения самостоятельному плаванию). Еще плавание является источником новых впечатлений и ощущений ребенка, утомляя его как физически, так и психически. После бассейна малыши обычно крепко и долго спят.

Если посещать бассейн невозможно, в программе ежедневного ухода за ребенком обязательно должно быть принятие ванны. Пусть не так масштабно, как бассейн, все же оно с пользой нагружает мышцы ребенка и его психику.

Занятия с мамой

Главным образом 4-месячный малыш развивается, глядя на маму. Родительница должна осознавать важность этого факта. Проявлять полное безразличие к развитию крохи недопустимо, равно как и посвящать ребенку 24 часа 7 дней в неделю. Ко всему нужно подходить с умом. Какие занятия мама может проводить сама:

  • Разговаривать: читать книги, рассказывать об окружающем мире, петь, декламировать стихи. Все это и займет ребенка, и сформирует у него хорошую базу для развития речевого аппарата.
  • Делать самостоятельный массаж. Эта процедура как была актуальной с рождения, так и в четвертый-пятый месяцы ребенка своей актуальности не утратила. Такое занятие развивает мышцы ребенка, помогает ему знакомиться со своим телом, сесть.
  • Играть с карточками. Множество авторов развивающих методик выпускает свои наборы этих методических пособий. Самый простой вариант – когда на одной стороне крупно изображен предмет, на другой – краткая о нем сводка. Мама показывает карточку ребенку, четко проговаривает, что там нарисовано, после хорошо дать в руки малышу предмет с картинки в живой, натуральной величине.

Возраст 4 месяцев – время детских открытий и достижений. Родители должны внимательно следить за состоянием крохи. Если у них возникают предположения, что что-то идет не так, следует безотлагательно посетить детского врача.

Видео

Первые 4 месяца развития ребенка являются самыми значимыми в жизни. В этот период происходит самое активное развитие детского организма – за короткий промежуток времени организм адаптируется к окружающему миру и начинает активно его познавать. Важность четвертого месяца жизни ребенка заключается в том, что многие некомфортные этапы развития, в частности связанные с работой желудка, остались позади, и малыш имеет гораздо больше сил, времени и желания на изучение окружающего мира.

Весо-ростовые показатели в 4 месяца

К четырем месяцам в нормальных условиях вес ребенка может достигнуть от пяти до восьми килограмм, а рост может колебаться в пределах от 55 до 65 сантиметров. Весо-ростовые показатели могут меняться в зависимости от условий развития и наследственных особенностей. Небольшие отклонения со временем могут исчезнуть, однако при значительных различиях показателей от средней нормы в возрасте стоит начать беспокоиться.

Изменения рефлексов

У четырехмесячного ребенка пропадает значительная часть врожденных рефлексов. Эти рефлексы создавались природой как стереотипные реакции беззащитного организма на внешние раздражители и в дальнейшем развитии малыша будут лишь мешать. Среди исчезающих к четырем месяцам рефлексов есть:

  1. Рефлекс Моро. Он заключается в движении рук с целью схватывания. Вызвать его можно несколькими способами, в том числе резко ударив по столу, на котором находится малыш, в части стола, отдаленной от головки ребенка на, примерно, двадцать сантиметров. Вызывать рефлекс стоит только ради диагностических целей.
  2. Рефлекс ползанья Бауэра. Его можно заметить, если положить ребенка на живот. Ребенок некоторое время будет поднимать голову и совершать движения спонтанного ползанья. Если около ног ребенка будут находится препятствия, то в процесс спонтанного ползанья добавятся руки, а все движения будут гораздо активнее. Если постоянно работать с этим рефлексом и развивать его, то ребенок сможет научиться ползать гораздо раньше и порадовать своих родителей новым умением уже к пятому месяцу жизни.
  3. Рефлекс Робинсона. Он представляет собой хватательный рефлекс, проявляющийся в том, что малыш с силой хватает любой объект, попадающий ему в руку. Этот рефлекс хорошо видно в случае, когда ребенок крепко сжимает пальцы взрослого, и даже если приподнять руку, то малыш её не отпустит.
  4. Рефлекс Галанта. Его суть заключается в том, что если притронутся к позвоночнику ребенка, то он согнет спину в форме впалой дуги и разогнет ножку в коленном и тазобедренном суставах. Ни в коем случае не стоит проверять наличие этого рефлекса у вашего ребенка самостоятельно – есть риск нанести непоправимые увечья здоровью малыша.
  5. Рефлекс Переса. Он проявляется при раздражении остистых отростков позвоночника, вызывая крик и движения рук, ног и тела ребенка в целом. Также рефлекс Переса отзывается острой эмоционально-негативной реакцией малыша. Как и в случае с рефлексом Галанта, проверку наличия данного рефлекса следует оставить врачам-педиатрам.

Если один или несколько из вышеперечисленных рефлексов продолжают оказывать значительное влияние на поведение ребенка в 4 месяца, то это признак нарушенного развития нервной системы. В этом случае необходимо обратиться к детскому врачу-невропатологу.

Появление новых навыков в 4 месяца

Рост и развитие ребенка неизменно сопровождаются появлением новых умений. К четырем месяцам ребенок должен успешно освоить следующие навыки:

  • Уметь контролировать горизонтальное положение собственного теле и самостоятельно переворачиваться на живот, бок и спину;
  • Находясь в горизонтальном положении на животе, уметь приподниматься на руках и находится в таком положении продолжительный промежуток времени;
  • При помощи взрослого удерживать . Но необходимо помнить, что к четырем месяцам позвоночник малыша ещё недостаточно сильный, чтобы сохранять такое положение без посторонней помощи;
  • Самостоятельно поддерживать груди мамы во время вскармливания;
  • Обдуманно совершать ряд новых действий, среди которых засовывать свои пальцы свои рук в рот;
  • Научиться дольше взаимодействовать с предметами и игрушками. К четвертому месяцу ребенок, обычно, может держать что-нибудь небольшое в руках в течение тридцати и более секунд. Также он будет легче находить причинно-следственные связи в окружении, например, поймет, что нужно сделать с погремушкой, чтобы та начала издавать звуки;
  • Хлопать по предметам ладошками. Как правило, в четырёхмесячный малыш большую часть времени держит ладошки своих рук в раскрытом положении и с удовольствием складывает их;
  • Сходит на нет излишнее перенапряжение мышц верхних конечностей. Однако оно может сохранятся в нижних конечностях;
  • Если удерживать ребенка за подмышки в горизонтальном положении, он должен будет активно пытаться пальцами ног и ступнями оттолкнуться от пола.

Эмоциональные и психические изменения


Данные изменения могут быть прослежены в следующих особенностях поведения:

  1. В возрасте четырех месяцев у малыша заметен большой скачок в развитии зрительного восприятия окружающего мира. Ребенок начинает следить за предметами, отмечать их движение. Если малыши вдруг перестает видеть предмет, то забывает его, однако если через какое-то время вернуть предмет ребенку, он поймет, что это за предмет и вновь с интересом продолжит следить за ним.
  2. Очень ярко проявляется комплекс оживления. Он представляет собой специальную двигательно-эмоциональную реакцию малыша, обращенную к родителю или другому знакомому взрослому. Комплекс состоит из трех основных частей: внимательно и продолжительного взгляда на взрослого, радостной эмоции, выраженной в улыбке, двигательной активности, проявляемой в движении конечностями и головой, а также негромкого крика. Кроме того, комплекс оживления может начать вызываться не только родителями, но и на интересные ребенку предметы.
  3. Четырёхмесячный малыш способен узнать своё имя и начинает откликаться на него. Более того, он будет пытаться произносить отдельный звуки, напоминающие «о», «п», «а» и «м».
  4. Ребенок начнет ярко проявлять отдельный чувства, в особенности страх, радость, любопытство и заинтересованность.
  5. Построение логических цепочек причины и следствия не станут проблемой для ребенка. Это можно будет отчетливо увидеть во время кормления: замечая определенные действия от взрослого, будь то взаимодействие с бутылочкой для сухих смесей или приготовление матерью груди, ребенок утихнет и будет ждать свое питание.
  6. Изучение особенностей собственного тела становится увлекательным занятием и может отнимать у малыша значительное время. Особенно интересно ему будет рассматривать себя в зеркало.
  7. В 4 месяца у ребенка устанавливается крепка психико-эмоциональная связь с его матерью. Он начинает требовать постоянного контакта. Других близких родственников, проводящих с ним достаточное количество времени, малыш начинает запоминать и вести себя с ними открыто. Однако в присутствии новых и незнакомых людей ребенок будет вести себя очень внимательно и осторожно.

Изменения работы глаз

Глаза малыша в 4 месяца становятся более восприимчивы к свету. Ребенок начинает воспринимать гораздо больше разнообразных цветов. Больше всего ему буду нравятся насыщенные, чистые и простые цветы. Лишняя яркость или сосредоточение нескольких цветов на небольшое площади могут раздражать ребенка. Оптимальными цветами для наполнения окружение малыша, его одежды и игрушек будут красный, синий, желтый и зеленый.

Уши и слух в 4 месяца

В этот период развития ребенок начинает активно использовать уши для изучения окружающего мира. Малыш способен узнавать голоса родных и особенно ярко он будет реагировать на голос матери. В четыре месяца нужно постоянно общаться ребенком. Говорить нужно медленно, четко и эмоционально, чтобы ребенок привыкал к речи и пытался самостоятельно повторять отдельные звуки. Можно читать сказки или стихи, особенно актуальны народные произведения, так как они изначально создавались с целью обучения детей и имеют хороший распев. Хорошим вариантом будет постоянное описание для ребенка окружающего мира. Описывать нужно детально, но не использовать сложных слов.

Музыка для ребенка в 4 месяца не должна быть иметь много тонов и более одного инструмента, так как в этом возрасте малыш просто не сможет её воспринимать. В идеале, ребенок должен подражать музыке издавая звуки самостоятельно или с помощью игрушек.

Грудное вскармливание ребенка

При грудном вскармливании в 4 месяца не стоит переживать об избытке питания, если ребенок продолжает нормально набирать в весе, а у матери нет проблем с лактацией. Малыша необходимо кормить при первом его желании и пока он не наестся.

Вскармливание ребенка с помощью сухих смесей

Как и в случае с грудным вскармливание, при кормлении сухих смесей ребенка нужно кормить при его первом требовании. Это значит, что за день будет примерно около семи кормлений. Стоит помнить, что объем смеси должен равняться 70% от общей массы малыша.

Необходимость в прикорме

Большинство современных педиатров считают, что вплоть до полугода ребенок получает всех необходимые для развития витамины и микроэлементы из молока и сухих смесей и потребности в прикорме нет. Прикорм с помощью соков может привести проявлению аллергий и избыточной кислотности в желудке.

Помощь малышу в развитии

В возрасте четырех месяцев одним из самых лучших способов помочь ребенку в развитии – это постоянно общение. Постоянно говорите с ним и внимательно прислушивайтесь к нему. Комментируйте каждое своё действие, описывайте каждый предмет в доме, говорите об всем происходящем на улице.

Полезно для ребенка будет чтение книг. Читать нужно медленно, четко и экспрессивно. Процесс чтения через определенные промежутки времени следует прерывать просмотром иллюстраций. Необходимо красочно описать изображенные на ней предметы и объекты.

Очень важно проводить основательное знакомство ребенка с окружающим миром. Как можно чаще выводите его на прогулки на улицу, детские площадки и парки. Давайте ребенку поиграться с предметами, которые не представляют для него опасности.

Набор домашних игрушек ребенка можно постепенно обновлять, но будьте внимательны и случайно и выбросьте его любимые. Больше всего четырехмесячному малышу нравятся игрушки, которые можно помять, покидать и побить. Также его могут заинтересовать музыкальные игрушки и любые пищалки-свистелки.

Игры с малышом в 4 месяца

В 4 месяца с малышом можно проводить время за играми «Ку-ку», «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и другими. Они не только вызывают различные положительные эмоции у малыша, но и сближают его с родителями, что очень важно в этом возрасте.

Ребенок в 4 месяца продолжает осваивать новые умения, познает окружающий мир. Малыш меняется внешне, становится крупнее и сильнее, благодаря чему совершенствуется двигательная активность, движения становятся более уверенными и скоординированными. У крохи появляются собственные привычки, вырабатывается манера поведения. Активнее происходит эмоциональное и психологическое развитие ребенка в 4 месяца.

Фото с сайта pixabay.com

Размер тела и вес ребенка в 4 месяца практически в 2 раза больше, нежели новорожденного. Благодаря этому крохе становятся доступны новые умения. Сколько должен набрать ребенок, которому исполнилось 4 месяца? Набор веса остается стабильно высоким, месячная прибавка составляет около 600–750 г. В период от 3 до 4 месяцев грудничок вырастает на 2–2,5 см, некоторым крохам удается набрать за месяц более трех сантиметров.

Родители на плановом осмотре у педиатра обязаны поинтересоваться, сколько должен весить ребенок в 4 месяца, и соответствует ли его масса тела норме. Если есть отклонения от нормальных параметров, то вероятны патологии развития, и не только физического, но и психологического.

Говоря о физическом развитии ребенка в 4 месяца, стоит упомянуть о том, как он выглядит в этом возрасте. Внешне он отличается от 3-месячного малыша более крупными размерами. Ребенок пухленький, естественные складочки выражены, увеличиваются щечки, ручки и ножки полненькие, ладошка и пальчики становятся больше, за счет чего улучшается хватательный рефлекс. Слой подкожной жировой клетчатки большой. Родничок еще может быть незакрытым.

В этом возрасте уже видны гендерные отличия. Например, девочки в 4 месяца по весу, росту и окружностям меньше мальчиков.

Таблица с нормами роста, веса и окружностей

Рост, вес и другие параметры ребенка в 4 месяца в таблице.

Рост и вес ребенка в 4 месяца увеличиваются прямо пропорционально. Если кроха не добирает килограммы, то он и ниже ростом, и наоборот. Средний вес мальчика – 7 кг, рост – 63,9 см, девочки соответственно 64 кг и 62,1 см.

Младенцы в 4 месяца, находящиеся на грудном вскармливании, могут весить больше или меньше нормы. Для них понятие нормального веса относительно, так как возможен перекорм или недокорм. А вот дети на искусственном вскармливании набирают хорошо, как правило, их масса тела всегда в пределах нормы.

Психическое и эмоциональное развитие в 4 месяца

Поведение ребенка в 4 месяца меняется. Если эмоции трехмесячного малыша в большей степени рефлекторные, то четырехмесячного – осознанные. Ребенок пристально следит за действиями родителей и миром вокруг, осваивает новые умения, отсюда и разнообразие реакций на происходящее.

Что умеет ребенок в 4 месяца

Ребенок к 4 месяцам должен уметь следующее:

  • узнавать папу и маму в лицо;
  • испытывать новые эмоции – переживание, разочарование и любопытство;
  • узнавать родителей по голосу, отличать от чужих;
  • реагировать на свое имя;
  • различать цвета;
  • длительное время концентрировать внимание на понравившейся игрушке, плавно переводить взгляд с одного на другой предмет;
  • гулить, произносить разнообразные звуки;
  • громко смеяться, заливаться смехом;
  • правильно выражать эмоции – улыбкой реагировать на положительные моменты и плачем на негативные.

Особенностью психологического развития ребенка четвертого месяца является то, что он вырабатывает собственную тактику поведения. Младенец уже может выделять любимые и нелюбимые игрушки, играть самостоятельно, хотя длительное отсутствие внимания со стороны родителей кроха переносит плохо.

Как развивать четырехмесячного ребенка

Малышами в 4 месяца движет интерес. Это стоит учитывать, пытаясь развить новые навыки. Именно поэтому к занятиям необходимо привлекать яркие игрушки, новые предметы, которые ранее малыш еще не видел.

Ребенок быстрее развивается, если родители носят его на руках, а не оставляют в манеже.

У ребенка в 4 месяца нужно развивать ассоциативное мышление, например, образ мамы должен ассоциироваться у него с любовью и заботой. В игровой форме можно учить кроху правильно выражать свои эмоции. Нужно постоянно общаться с малышом как дома, так и во время прогулок на улице, можно включать ему музыку.

Необходимо знакомить 4-месячного младенца с новыми звуками, изучать свойства предметов (форму, цвет, структуру), собственное тело. Тактильный контакт важен, как и развитие мелкой моторики рук. Благодаря этому ребенок развивается психологически.

Двигательная активность

Скачок в развитии четырехмесячного ребенка заметен по сравнению с трехмесячным младенцем.

Что должен уметь

На четвертом месяце жизни ребенок умеет делать следующее:

  • подтягивается к подвешенным над кроваткой игрушкам и захватывает их;
  • может держать предмет в руке до 30 сек.;
  • переворачивается на бочок, со спины на живот и наоборот;
  • лежа на спине, может приподнять плечи и головку;
  • поддерживает грудь или бутылочку во время кормления;
  • лежа на животе, опирается на руки;
  • поворачивает голову в сторону источника звука;
  • пальчиками ног отталкивается от твердой поверхности, если держать кроху за подмышки.

Младенцы в 4 месяца могут даже сидеть, если их усадить в подушках, но этого делать нельзя. Сажать ребенка можно только тогда, когда он сядет самостоятельно. Пока он этого не сделал, присаживать нельзя, иначе будут большие проблемы с позвоночником. А вот регулярно выкладывать его на живот нужно, хотя кроха и сам уже может переворачиваться.

Как развивать

Фото с сайта vskormi.ru

Для развития двигательных навыков с ребенком в 4 месяца нужно заниматься. Помогут упражнения на перевороты, выкладывание на живот, подтягивание за ручки, отталкивание от твердой поверхности. Такие занятия тренируют мышцы.

Любые достижения малыша должны сопровождаться поощрением.

Если у ребенка повышен тонус, то необходим массаж.

Медицинские вопросы

В 4 месяца ребенку можно сделать вторую АКДС и полиомиелит. Но перерыв между 1-ой и 2-ой прививками должен быть не менее 45 дней.

Образ жизни

Четырехмесячный малыш больше бодрствует, а соответственно у него много времени, чтобы развиваться и осваивать новые навыки. Родителям остается одно – помогать малышу в этом, правильно ухаживать за ним.

Режим дня

Режим дня у ребенка в 4 месяца уже выработан и важно придерживаться его. Период бодрствования возрастает, сон занимает 13–15 ч. в сутки: 10 ч. ночной и 3–5 ч. дневной. Желательно укладывать младенца спать вечером не позже 22:00, тогда он будет просыпаться в 7–8 ч. утра.

Кормление

Детей необходимо кормить согласно выработанному режиму, в среднем 5–6 кормлений. Если 4-месячный ребенок находится на грудном вскармливании, то прикорм вводить еще рано, его также не нужно поить водой. Материнского молока в этом возрасте ему вполне достаточно.

Детям-искусственникам при острой необходимости можно давать соки в разбавленном виде, в противном случае стоит подождать до 5–6 месяцев. Обязательно нужно допаивать кипяченой водой.

Сон

Ребенок в 4 месяца спит 3 раза в день, ночной сон составляет 8–9 ч. Ночью он 1–2 раза просыпается, чтобы поесть.

Уход

От правильного ухода за ребенком в 4 месяца зависит здоровье младенца. Утром малыша нужно умывать, подмывать, менять памперс, прочищать ушки и носик, вечером купать.

Купание

Купать малыша в 4 месяца нужно каждый день, можно в ванне с кругом на шее. Воду кипятить не обязательно.

Прогулки

Гулять с ребенком следует ежедневно. В холодное время года по 1–1,5 ч. 1 раз, летом – по 2 ч. дважды в день.

Массаж, гимнастика

Несмотря на то что тонус, который был повышен при рождении, ослабевает, от массажа отказываться не стоит. Он расслабляет, успокаивает. Лучше делать его после купания перед сном.

Гимнастикой с 4-месячным ребенком стоит заниматься с утра, когда малыш бодр и в хорошем настроении.

Игры

Ребенка в 4 месяца легко отвлечь новой яркой игрушкой. Массу положительных эмоций он испытает, если играть с ним. Игры:

  • «Ладушки». Игра развивает моторику рук, тренирует координацию движений.
  • «Ку-ку». Тренирует реакцию и двигательную активность.
  • «Коза-рогатая». Игра на выработку реакции ребенка.
  • «Сорока-ворона». Полезна для мелкой моторики пальчиков.

Для развития малыша стоит подбирать предметы, которые удобно держать крохе. Предпочтение лучше отдавать музыкальным игрушкам, геометрическим фигурам.

Вот уже вам исполняется 4 месяца! За эти дни и недели вы уже успели привыкнуть друг другу, у вас налажен быт, вы с удовольствием ходите гулять вместе, мама уже научилась понимать, что требует от неё этот неугомонный карапуз, а малыш купается в ласке и любви, которые вы дарите ему ежесекундно. В благодарность он дарит вам свои улыбки, смех и первые достижения. А к 4-ём месяцам они уже ого-го какие!

Что новенького

Малыш все больше меняется внешне, набирая в весе он приобретает так обожаемые всем складочки и пухлые щёчки. Начиная с четвертого по шестой месяц жизни, органы малыша развиваются разными темпами. За счет этого пропорции тела крохи становятся более гармоничными: голова уже не кажется (и не является) больше, чем грудная клетка. Уходит дисбаланс, и малыш становится более пропорциональным. Ножки выпрямляются, удлиняются, становятся более крепкими. Совсем скоро, через каких-то четыре-пять месяцев, ваш кроха сможет вставать и покажет, на что они способны!

Начиная с этого важного четырехмесячного «порога», малыш перестанет так интенсивно прибавлять в весе, как это было ранее. Каждый месяц теперь добавка будет немного меньше, чем в предыдущем. А вот рост до года останется стабильным: около 2–3 сантиметров в месяц.

В этом возрасте начинается становление новых цвета и качества волос. Нежный, тонкий пушок выпадает и растут «взрослые» волосы. Цвет глаз также может измениться. Если ваш малыш родился голубоглазым, вы можете заметить, что теперь его глаза потемнели, а со временем он станет кареглазым, как вы или его папа. Только когда голубой цвет глаз останется до шести месяцев, можно надеяться, что это - навсегда

Ранее зрение малыша позволяло ему четко различать предметы на расстоянии 30–40 сантиметров от него. Теперь же к концу четвертого месяца жизни кроха может хорошо видеть на расстоянии 3,5 метров. Ребенок способен различать основные спектральные цвета. Глазки движутся более плавно, и теперь карапуз в состоянии легко следить за движущимся человеком или предметом.

Слух у ребенка в этот период развит почти так же, как у взрослого. Малыш реагирует на музыку, может определить источник звука, отличить мамину речь от папиной, с удовольствием слушает собственные звуки - чихание, кашель, бормотание. Те звуки, которые ему нравятся больше всех, он готов повторять снова и снова, делая их громче, тише, и забавляясь таким способом.

Полезно знать

Ребенок в 4 месяца различает основные спектральные цвета и музыкальные звуки, разница между которыми 4–5 тонов.

Вместе с малышом растет его сообразительность. Он уже почти всегда поворачивает голову к говорящему, особенно когда его зовут по имени. Вовсю пытается имитировать звуки, интонации и жесты окружающих.

Также малыш начинает больше «разговаривать». Появляются попытки произнести открытые звуки «а» и «о». Первые согласные звуки крохи - неопределенные «б» и «п», а также «м», которая сливается с гласными, провоцируя подобие такому долгожданному «мама».

Появляются и вредные привычки. Главным органом познания мира для крохи сейчас является рот. Малыш может привыкнуть постоянно сосать пальчики. Специалисты рекомендуют уже сейчас отучать ребенка от этой привычки, чтобы избежать неправильного формирования челюстей.

Несомненным главным навыком пятого месяца является точный захват предмета одной рукой. Если раньше ребенок только бесцельно махал ручками или хватал игрушки «в обнимку», то теперь он научился точно протягивать руку и брать то, что захочет. И иногда этим желанным объектом оказывается что-то горячее или острое. Держите опасные предметы подальше и будьте осторожны!

Предоставленный сам себе, малыш извивается, лежа на полу или кровати, пытается перевернуться. Он умеет запрокидывать ноги к голове и часто уже хватает руками пальцы ног.

К концу четвертого месяца у малыша могут начать прорезываться молочные зубы, хотя у большинства грудничков первые зубки появляются в основном в шестимесячном возрасте. Помогите своему малышу - предлагайте ему специальные кольца-прорезыватели. Такие приспособления созданы для того, чтобы их сосать, жевать, и таким образом разминать десны. В случае если первые зубки уже начнут «проситься» наружу, у малыша начнет выделяться много слюней. Обильное отделение слюны может вызвать сыпь на подбородке. При этом слюны выделяется столько, что многие мамы надевают на малыша слюнявчик. Не беспокойтесь: слюна ребенка обладает бактерицидным действием.

Полезно знать

Проявлениями прорезывания зубов может стать раздражительность малыша, покусывание деснами всего, что попадает к нему в ротик, иногда повышение температуры тела до 38–39 градусов. Первыми, как правило, прорезываются нижние центральные резцы. Купите специальное резиновое кольцо или игрушку-прогрызыватель.

Эмоциональное развитие

Четырехмесячные дети не любят подолгу находиться одни. Часто кричат и зовут маму поиграть с ними, и если маме удастся оторваться от домашних дел, то игра несомненно доставит обоим одно удовольствие.

Самая главная особенность этого периода жизни крохи - острая потребность в общении. Малышу уже недостаточно просто кушать и спать, ему необходимо внимание мамы и папы. Контакты с близкими и родными уже налажены: кроха узнает всех членов семьи, всем улыбается, радуется вниманию к себе, разговорам, играм, почти непрерывно гулит и лепечет. Но, конечно же, самые радостные и теплые улыбки по праву достаются маме и папе.

Полезно знать

помните, что залог нормального психического развития крохи - это крепкая эмоциональная связь с мамой и папой.

Как выглядит ребенок в 4 месяца








Физическое развитие ребенка в 4 месяца

С этого возраста появляются индивидуальные различия между разными здоровыми детьми в освоении новых навыков развития психики и речи.

Двигательное развитие в четвертый месяц

В положении на животе уверенно держит голову перпендикулярно поверхности и смотрит вперед и в стороны перед собой. С возраста 4–4,5 месяца за счет опоры на руки (предплечья) поднимает не только голову, но и грудь (верхнюю часть тела). Может уже в большей степени опираться на одну из рук. Ноги раздвинуты в стороны.

Самостоятельно переворачивается со спины на бок. Переворот тела непроизвольный, он следует за случайным поворотом верхней или нижней части тела в сторону (например, когда лежа на спине малыш тянется за игрушкой, находящейся в стороне от средней линии тела). В первое время такой поворот осуществляется в «незрелой» форме - ребенок переворачивается всем туловищем сразу, без его ротации (скручивания) в позвоночнике. При этом иногда случайно может перевернуться и на живот. Если вы часто выкладывали малыша на живот и он хорошо освоил это положение тела, поворот с живота на спину не вызывает затруднения. Если же в течение 4-го месяца жизни ребенок не способен поворачиваться самостоятельно, чаще играйте с ним. Тренируйте его поворот вправо на живот из положения на спине. Для этого вкладывайте в его правую ладонь свой палец. Ребенок его крепко схватывает. Поворот с живота на спину осуществляется при поддержке за левую руку.

В положении на спине начинает самостоятельно поднимать голову, отрывая затылок от подушки или другой поверхности и прижимая подбородок к груди. Сводит кисти вместе и играет своими пальчиками, рассматривая их. Прижимает и разводит ладошки.

Тест
При тракции (подтягивании) за руки из положения лежа на спине в положение сидя малыш начинает пытаться садиться: активно приподнимает голову вперед - голова и туловище в процессе приподнимания располагаются на одной линии, - пытается подтянуться к рукам взрослого, активно сгибая ручки.

Поза сидя еще неустойчива, хотя малыш уверенно удерживает голову. Верхняя часть спины уже не такая круглая, как в , так как ребенок начинает сводить вместе лопатки и пытается за счет этого разгибать верхнюю часть туловища. Ближе к возрасту 5 месяцев он может дольше находиться в положении сидя при небольшой поддержке взрослого. В связи с недостаточной зрелостью позвоночника не надо тренировать в этом возрасте функцию сидения.

Тест
Если, держа ребенка под мышки, поставить его вертикально с опорой на стопы, то он опирается на них, стоит с прямым туловищем, может переступать ногами, переносить вес с ноги на ногу. Однако функцию стояния и ходьбы нецелесообразно тренировать до того, как ребенок начнет сам вставать, держась за предметы. Да и после этого нет необходимости в тренировке ходьбы - здоровые дети всегда начинают ходить самостоятельно.

Внимание!

Если малыш не опирается на ножки, срочно обращайтесь к неврологу.

Во вpемя коpмления он придерживает бутылочку или грудь матери руками. Если вы поднесете ложку с питьем, то ребенок откроет рот и может попить из ложки.

Подолгу рассматривает игрушку, подвешенную над кроватью, тянется к ней обеими руками, ощупывает, может ее захватить двумя руками и тянуть себе в рот. Над кроваткой желательно вывешивать коромысло с более разнообразными игрушками и предметами, имеющими разную форму, цвет и структуру поверхности (мягкий - твердый, гладкий - шершавый). Это могут быть мешочки с различным содержимым, лоскутки самой разнообразной материи (от шелка и кожи до парусины и велюра), резиновые игрушки, детали от конструктора, разные ключи и т. д. Все это необходимо для развития чувства осязания и навыков мелких движений. Лучше купить такой специальный подвесной набор в магазине игрушек, чтобы ребенок не мог их оторвать и проглотить, но чтобы мог хватать и ощупывать эти игрушки, и даже греметь некоторыми из них. В магазинах также бывают в продаже коврики для ползания ребенка, к которым пришиты некоторые из вышеописанных предметов.

В кроватку нужно начинать класть несколько разнообразных игрушек, которые можно безопасно брать в рот. Ребенок захватывает обеими руками погремушку или другую удобную игрушку, до которой может дотянуться. Когда одни игрушки надоедают, надо заменять их на новые. Лучше всего поощрять эти действия с игрушками, выкладывая ребенка на живот в манеже. Главная цель действия ребенка с игрушками, начиная с этого возраста, это исследование ее разнообразных особенностей: формы, цвета, звука и т. п.

В 4 месяца малыш сразу же тянет схваченную игрушку в рот. На протяжении 5-го месяца появляется и постепенно увеличивается период, когда ребенок сначала рассматривает игрушку, находящуюся у него в руках, и лишь затем тянет в рот.

Тест-игра
Надо взять погремушку яркого цвета, привлечь к ней внимание ребенка. Когда он увидит ее, то начнет радоваться, протягивать вперед ручки. Необходимо, чтобы при вытягивании руки вперед он мог коснуться погремушки. Предложите ребенку погремушку, протягивая ее над рукой ребенка. Если он сразу не пытается ее захватить, то легко прикоснитесь к тыльной стороне ручки ребенка игрушкой. При этом ребенок должен раскрыть ладонь и взять игрушку. Если ребенок и после этого не возьмет сам игрушку, то дотроньтесь ее рукояткой до кончиков его раскрытых пальцев. Когда ребенок наконец-то захватит игрушку, обхватите кулачок малыша с игрушкой своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу. Чередуйте руку ребенка, в направлении которой протягиваете игрушку. Особенность проверки заключается в том, что зажимать и удерживать погремушку, просто всунутую в ладонь, а не активно взятую, может даже новорожденный за счет врожденного хватательного рефлекса, доставшегося нам от обезьян.

Надо купить ребенку резиновую кошечку, лошадку, собачку или другие фигурки, погремушки, пищалки. Родителям необходимо помнить, что игрушка должна быть безопасной для малыша, а именно: быть не меньше 4 см в диаметре; не иметь мелких деталей, чтобы он не смог их проглотить; не иметь острых углов; материал, из которого сделана игрушка, должен быть безопасным в отношении токсических веществ. Обратите внимание на то, чтобы на игрушках не облезали краска, лак. У погремушки должна быть удобная для захвата ручка. Лучше всего, если она будет иметь форму прямого стержня с закругленным концом. Хорошо, если погремушка будет сделана из мягкого и теплого на ощупь материала.

Психическое развитие ребенка в 4 месяца

К этому возрасту завершается формирование аппарата зрения. Поэтому ребенок способен самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой и уже не просто смотреть на предмет, а рассматривать его в деталях, как взрослый. Косоглазия быть не должно.

Не забудьте о том, что для предотвращения близорукости и других болезней освещенность на уровне глаз лежащего ребенка, особенно при игре с игрушками, должна быть достаточно хорошей.

Малыш умеет синхронно поворачивать голову и переводить взгляд на 180 градусов. Проверить это проще при нахождении ребенка в вертикальном положении на руках у взрослого.

Слух
При появлении различных посторонних звуков ребенок 2–3 секунды прислушивается, затем поворачивает голову, находит газами источник звука, если он удален от него не более чем на 2 метра, и рассматривает его.

По-разному он реагирует на музыку. При звуках быстрой плясовой песни проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук, ног и туловища. В подражание поющему родителю ребенок может издавать звуки, «петь», радостно поглядывая на взрослого. После окончания плясовой песни оживление ребенка сохраняется еще некоторое время. При звуках колыбельной ребенок успокаивается, слушает поющего, движения ребенка заторможены.

На искусственное музыкальное воспроизведение отмечается аналогичная, хотя и не столь выраженная, как на ваше живое исполнение, реакция. Во время бодрствования ребенок становится очень активным - часто и легко возникает комплекс оживления в ответ на посторонние раздражители.

В отличие от предыдущего периода (до 3 месяцев) ребенок обычно первым идет на контакт со знакомым человеком. Как только увидит входящего, первым начинает гулить и лепетать. Ребенок обижается и огорчается, если его стремление к общению не находит ответа. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, смотрит вслед и т. д. Когда вы собираетесь взять ребенка на руки, то он напрягает все тело, появляется двигательное оживление.

Четко отличает по внешнему виду ухаживающего за ним взрослого, мать - от других взрослых, узнает ее, радуется ее появлению.

В состоянии бодрствования ребенок активен и постоянно чем-то занят: рассматривает и хватает игрушки, следит за окружающим.

Понимание речи
Большая часть детей в этом возрасте хорошо различают интонацию голоса и по-разному реагируют. Если с ребенком говорят ласково, то он улыбается и оживляется. Если же вы недовольны ребенком и разговариваете с ним строгим, сердитым голосом, то он демонстрирует отрицательную реакцию: перестает улыбаться, замирает, проявляет беспокойство, складывает губки, хмурит брови, подбородок его начинает предательски подрагивать. Если вы продолжаете и дальше таким же образом «издеваться» над ребенком, то малыш разражается безутешным плачем.

Предречевое развитие ребенка в 4 месяца

Малыш громко смеется при положительных эмоциях, повизгивает в ответ на общение со взрослым, сопровождающееся заигрыванием, щекотанием и т. д. Когда чем-то обижен или недоволен, плачет со слезами.

В одиночестве (когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров) ребенок длительно, нараспев произносит гласные звуки (гулит). В процессе гуления он как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Некоторые ученые сравнивают ребенка в период гуления с музыкантом, настраивающим свой инструмент. При гулении появляются звукосочетания «а-о-у», «ю-а-а». Формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. При гулении продолжают преобладать гласные звуки, но все чаще в сочетании с согласными «п», «б», «т», «д», «м». Появляются звукосочетания типа «гн-агн, ля-аля, рн» и т. д. Чаще и более четко говорит «агу» - агукает (еще с 2–3 месяцев начинает произносить похожее звукосочетание).

Как кормить ребенка в 4 месяца

Вскармливание остается исключительно грудным, без введения воды и докормов. Малыш в возрасте 4 месяцев заметно реже нуждается в прикладывании к груди: сосет обычно при засыпании, пробуждении и во время ночного и дневного сна. Так появляется довольно точный режим кормлений.

Во время кормления малыш может прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Это первое действие ребенка, направленное на отделение от матери. Адекватное поведение матери - испуг, вскрик - помогают малышу понять, что он и мама - это не одно и то же.

Еще одна особенность возраста 4 месяца - во время кормления малыш начинает часто отвлекаться и отворачиваться от груди, как бы проверяя маму на надежность. В это время нельзя забирать у него грудь, считая, что он уже наелся, или вредничает, или отказывается от груди, - наоборот, стоит благожелательно и спокойно подождать ребенка.

Полезно знать

Примерно в 4 месяца ребенок начинает интересоваться едой взрослых и процессом приема пищи: следит за руками, заглядывает в рот.

Идеальной пищей для грудного младенца является материнское молоко, а в случае его отсутствия - высокоадаптированные питательные смеси. Этого питания ребенку, который кормится грудным молоком, вполне достаточно до полугодовалого возраста, а искусственнику только до 4 месяцев.

В 4 месяца количество кормлений, скорее всего, сократится до 4–5 бутылочек по 180–210 граммов каждая, и к шести месяцам будет, как правило, составлять 3–4 бутылочки в дань с 210–240 граммами каждая.

И такой ритм питания (3–4 кормления по 210–240 граммов) установится до года, пока ребенок не сможет перейти на цельное коровье молоко и три приема твердой пищи плюс перекусы.

Прикорм ребенка в 4 месяца на искусственном вскармливании
На 4 месяце жизни активность ребенка увеличивается: он меньше спит, стремительно развивается моторика (ребенок уже переворачивается на бок, берет игрушки). Вот значит пришло то время, когда пора приучать малыша к обычным продуктам. Первым блюдом в питании 4 месячного ребенка на искусственном вскармливании является овощное пюре.

Полезно знать

Прикорм следует начинать вводить в первой половине дня, чтобы понаблюдать, как ребенок будет вести себя после дегустации нового блюда.

Если вы собираетесь делать пюре для прикорма сами, то следует сказать, что готовить овощное пюре нужно без соли, специй и масла. Для приготовления такого пюре следует брать овощи, которые не вызывают аллергию (не яркие) и не вызывают повышенного газообразования в кишечнике (не использовать бобовые). А когда организм малыша адаптируется к приему такой пищи, то его можно будет слегка подсаливать и добавлять пару капелек масла.

Не стоит сразу заменять овощным пюре целое кормление, достаточно в первый день дать 1–2 ложечки, а потом докормить малыша смесью. Если ребенок хорошо перенесет новую еду, то на следующий день можно дать 4 ложки. Каждое новое блюдо нужно вводить в течение 2 недель.

Чем кормить ребенка в 4 месяца на искусственном вскармливании?

А чем кормить ребенка в 4 месяца на искусственном вскармливании, когда овощное пюре уже введено в рацион?

Вторым блюдом является молочная каша, которую можно готовить самому, либо покупать в магазине сухую смесь, которую нужно только лишь залить горячей водой. Теперь овощное пюре следует сдвинуть на третий прием пищи, а молочную кашу начинать вводить во время второго приема пищи. Принцип введения в рацион молочной каши тот же, что и у овощного пюре.

Таким образом, к 5 месяцу жизни у ребенка, который находится на искусственном вскармливании, 2 приема пищи заменены на обычные продукты.

Полезно знать

Прикорм малышу нужно давать с ложечки, а не из бутылки. Если на время ввода прикорма ребенок не здоров, тогда не следует давать ему новые продукты, лучше подождать, когда малыш поправится. И главное, ни в коем случае нельзя ребенка заставлять есть, еду нужно прихваливать и рекомендовать малышу попробовать новое вкусное блюдо.

Сколько спит ребенок в 4 месяца


Сон ребенка - один из главных показателей его здоровья. Ваш кроха пока не может рассказать о своем самочувствии, поэтому будьте внимательны к тому, как он спит. Неглубокий ночной сон с частыми пробуждениями может иметь несколько причин. Самые распространенные из них не связаны с состоянием здоровья. Возможно, ребенку жарко или холодно, неудобно лежать, мешает забытая в кроватке игрушка или подвернувшаяся пеленка. Поменяйте подгузник - скопившаяся влага не дает уснуть и наверняка станет причиной опрелостей. Малыша могут беспокоить колики или прорезывающиеся зубки. Но тревожный неглубокий сон может быть симптомом серьезных заболеваний, таких, как рахит или отит.

К 3 или 4 месяцам большинство младенцев спит 15–17 часов в день, 10–11 из них ночью, а остальное время разделено между 3, а в основном 4 дневными снами по 2 часа.

Режим ребенка в 4 месяца

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном.

Какой стул у ребенка в 4 месяца? И сколько он писает

Детки на четвертом месяце жизни, как правило, ходят в туалет «по-большому» 2–3 раза в сутки, а в случае введения прикорма и один раз в сутки. Конечно же, эти моменты необходимо отслеживать, чтобы не допустить запоров.

Дети от трех месяцев до одного года мочатся 12–16 раз.

Можно ли сажать в слинг 4 месячного малыша


Как только ребенок может сидеть в положении с поддержкой спины, можно сажать его в слинг вертикально. Скорее всего это очень понравится и ему, и маме. С высоты человеческого роста малыш может наблюдать за всем, что делает мама, а вокруг столько интересного! У мамы же освобождаются руки для дел.

Как заниматься с ребенком в 4 месяца

Массаж ребенку в 4 месяца

Кроха в этом возрасте будет очень рад активным играм с родителями. Восторг вызывают папины «подкидывания» вверх, перевороты, щекотка, а также смешные рожицы или звуки. Но обязательно надо знать меру - избыточное возбуждение малыша может привести к испугу.

В этот период любимым развлечением малыша станет упражнение «велосипед». Его ножки стали очень подвижными, а если ребенка поставить вертикально, поддерживая подмышки, он будет пританцовывать и даже пытаться шагать. Немало радости крохе принесет, если вы посадите его, но только ненадолго! Такое положение тела позволяет малышу лучше исследовать свои ступни, но не оставляйте его сидя на долгое время, вы рискуете переутомить его или деформировать позвоночник. Подтяните ребенка за ручки в положение сидя, потом аккуратно опустите, - пусть это будет элементом гимнастики.

В возрасте четырех месяцев многие детки уже активно переворачиваются со спинки на животик и обратно. Если ваш малыш припоздал с этим умением, то самое время его подтолкнуть к такому достижению. Ежедневные кратковременные массажи конечностей и торса хорошо стимулируют нервные окончания, и импульсы от головного мозга начинают лучше передаваться к нужным для новых достижений мышцам.

Кроме переворотов малыш уже пытается приподнимать головку, когда его подтягивают за ручки, и делает попытку садиться. Естественно, усаживать его еще очень рано, но тренировать мышцы спины и шеи очень полезно именно сейчас.

Для этого используют все те же массажи с акцентированием на плечевой пояс, а также разнообразные гимнастические упражнения, которые проводятся на ровной поверхности или на гимнастическом мяче (фитболе).

Кроме того, грудничковое плавание тоже хорошо помогает ребенку развивать мышечную систему, которая вскоре примет на себя большую нагрузку, а потому она должна быть к этому готова.

Выкладывая ребеночка на животик, мама замечает, как он уже высоко поднимает не только головку, но и плечики, опираясь при этом на руки. Пройдет еще немного времени, и кроха станет пытаться стать на четвереньки. Чтобы ускорить процесс, мама может уже сейчас помогать ребенку - сгибать ножки поочередно в положении на животике, тем самым стимулируя его умение ползать. Если положить впереди яркую игрушку, малыш во что бы то ни стало будет стремиться дотянуться до нее.

Развивающие игры с ребенком в 4 месяца

Ответь мне
Мама наклоняется над ребёнком и нараспев повторяет стишки с долгими гласными буквами (Петушо-о-ок, петушок, золотой гребешо-о-ок). Получается чёткое произношение гласных. Ребёнок в ответ будет «гулить».

Отдай игрушку
Взрослый берёт игрушки с разной фактурой и поочерёдно вкладывает их в ручки малыша, лежащего на спине. В развивающей игре следует обратить внимание на правильный захват, а именно положение большого пальца руки. Легонько забирайте игрушку и давайте другую. Происходит подготовка для мелкой моторики - напряжение и расслабление ручки, изучаются разные материалы.

Зеркальце
Если у вас есть игрушки с отражающими зеркальными вставками, закрепите их на кроватке. На расстоянии примерно 25 см от личика ребёнка. Рассматривать своё отражение очень интересно и в таком возрасте.

Мобили
Их можно развешивать и раньше, с 2-х месяцев. Развивается мелкая моторика, умение сосредоточить взгляд, тактильные ощущения. Развешивать можно не только игрушки, но разные бытовые предметы (бутылочки, щетки, ложки, фигурки зверей и птиц).

Рассматриваем фотки и картинки
Ребёнок пытается или уже умеет переворачиваться на живот и обратно. Хвалите его и предлагайте первые книжки с большими яркими картинками.

К концу 4 месяца подберите для малыша красочные фотки или картинки с животными, предметами и т.д. (кол-во деталей как можно меньше на одной картинке, например, только медвежонок, только пара яблок в вазе и т.д). Предложите ему в минуты бодрствования их рассмотреть, попутно комментируя то, что он видит, односложными словами: Это мишка… Это яблоки, а это - ваза. И т.д.

Игра стимулирует зрительный анализатор, обогащает восприятие и словарный запас у ребенка, что необходимо для становления речи.

Поем с малышом
Когда ребенок гулит - поем, подражая ему:
Поёёёёт - поёёёёт солоооооовушек!
Поёёёёт - поёёёёт молооооооденький!
Молооооооденький, хорооооошенький!
Хорооооооошенький - пригооооооженький!
Гулююююю, гулююююю, гуууууулечек!
Пооооет-пооооет голубооооочек!
Аааааай-да малееееееесенький!
Аааааай-да радеееееесенький!
Аааааагуууууль, ааааагууууууль,
Аааагулеееесеньки!

Используя потешки в уходе за ребенком или в играх с 4-месячным малышом, растягивайте гласные звуки при произнесении текста потешки (овееееечка, молокаааааааа, короооова, мууууууу и т.д.), сопровождайте слова действиями (хлопок в ладоши, кивок головой, покажите рожки на голове у коровы и т.д.).

Используйте разные интонации - говорите в соответствии с содержанием стишка или потешки то вопросительно, то с удивлением, то радостно, то восхищенно. Меняйте громкость голоса (тихо - громко) и высоту голоса (низко как мишка, высоко как птичка). Это поможет ребенку научиться вслушиваться в речь, выделять в ней интонации и отдельные слоги и звуки и создаст базу для освоения речи.

Делайте паузы между строчками потешки, давая возможность малышу отреагировать звуками на вашу речь.

Наблюдайте за реакцией малыша - какие слоги, звуки или жесты ему понравились, какие вызвали его смех? Повторяйте их много раз.

Играть с потешками нужно 2 и более раз в день ежедневно. Сопровождайте потешками уход за малышом - одевание, купание, еду, пробуждение, укладывание спать.

Ваня, Ваня, где ты был?
Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
Я ходил в лесочек.
Что видал?
Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

Потешка для умывания
Водичка, водичка,
умой мое личико,
чтобы глазки блестели,
чтобы щечки краснели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок!

Правильные игрушки для малыша в 4 месяца


  • Колокольчик и другие подвесные звучащие игрушки с привязанной к ним ленточкой.

  • Погремушки в виде большого кольца с шариками внутри.

  • Погремушки с подвешенными к ним дополнительными деталями (колечко с ключами, палочка со свисающими шариками).

  • Передвигающиеся игрушки.

Нужно ли идти в поликлинику в 4 месяца? Прививки в 4 месяца

Плановый прием педиатра. Диспансеризация в этом месяце не проводится, следующая - в 6 мес.

Видеоблог - ребенку 4 месяца

4 месяца. Врачи/Прививки/Умелки

4 месяца после родов: Вес/Выпадение волос/Депрессия.

При использовании материалов врача Сумской областной детской больницы - Леонида Ростиславовича Биттерлиха

С четвертым месяцем в жизни крохи наступают новые этапы развития: больше эмоциональных проявлений, новые физические умения, первые стремления и уже маленькие победы. Пик формирования системы пищеварения позади, мучительные все меньше одолевают ребенка, поэтому остается больше сил и настроения для изучения ещё такого неопознанного мира вокруг.

Физиологическое развитие на 4 месяце жизни

Рост и вес

Переступив рубеж четырех месяцев, чадо продолжает активно набирать вес. Несмотря на новые умения, физическая активность все также не велика, поэтому прибавка в весе может составить от 600 до 750 гр. Согласно стандартным параметрам вес должен приблизиться к границе 6-7 кг, а рост к отметке до 65 см.

Рефлексы

На фоне постоянного развития, старые навыки и рефлексы новорожденного постепенно сменяются новыми, более совершенными. Среди них:

  • Хватательный рефлекс Робинсона. Ранее он носил безусловный характер, но к 4-м месяцам малыш осознанно тянется к предметам в поле зрения, хватает их и старательно удерживает. От степени проявления этого рефлекса зависит дальнейшее развитие мелкой моторики у ребенка.
  • Ползание по рефлексу Бауэра. Раньше кроха пытался ползать, когда чувствовал опору у ножек. Но на момент исполнения 4-х месяцев эти стремления забываются: рефлекс или угасает вовсе, или малыш пытается ползти уже без чьей-либо помощи.
  • Автоматический рефлекс Моро. У большинства детей к этому возрасту данный рефлекс уже не проявляется. Ранее его можно было вызвать резким хлопком или ударом по поверхности. Выражался он в разведении ручек в сторону и разжимании кулачков, а затем возвратом в исходное положение.

В 4 месяца малыш должен полностью избавиться от двух рефлексов-раздражителей:

  • Рефлекс Переса, который при ведении по позвоночнику с легким нажатием пальцев вызывает у ребенка крик, разгибание туловища и конечностей.
  • Рефлекс Галанта, который при раздражении кожи по линии позвоночника провоцирует изгиб спины, а иногда и разгиб ноги на той стороне, где проводят пальцами.

Состояние этих рефлексов проверяет непосредственно педиатр и в случае их наличия направляет на консультацию к невропатологу.

Помимо отсутствия определенных рефлекторных реакций, признаками здорового развития малыша являются приобретенные способности. К ним относятся:

  • Перевороты тела как на живот, так уже с него обратно на бок и спинку.
  • Опора на ладошки в положении лежа на животе. При этом удержание головы должно быть уверенным и продолжительным (не менее 15 мин).
  • Стремительные толчки от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки.
  • Отсутствие тонуса в ручках. На ножках он все еще может проявляться, ведь большая часть активности в этот период приходится именно на них.
  • Хватание и удерживание предметов 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки.
  • Активное участие в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь.
  • Первые умения управлять своими ручками: тянуться и трогать окружающие предметы, осознанно засовывать пальцы в рот.
  • Раскрытие ладошек и разжимание пальчиков.
  • Умение садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.

  • Ребенок становится все активней и более эмоционально реагирует на голос мамы: оживленно дергает ножками и ручками, радостно улыбается или даже смеется, по-своему с ней болтает. Такие проявления могут наблюдаться и как реакция на новые игрушки или людей.
  • Малыш начинает понимать как его зовут, поэтому следует почаще к нему обращаться в третьем лице. В ответ на разговоры с ним, ребенок должен отвечать первыми звуками: преимущественно протяжными гласными, но элементы твердых согласных также могут иметь место.
  • Кроха начинает запоминать очередность каждодневных действий, понимать, что будет после того или иного события. К примеру, терпеливо ждать после купания массажа; при одевании понимать, что планируется поход на улицу; при виде груди успокаиваться в преддверии кормления.
  • У него появляются первые чувства: ему бывает обидно, страшно, весело, грустно и даже интересно или скучно.
  • Малыш начинает испытывать любопытство к собственному телу. Так, он внимательно изучает свои ручки, трогает личико, ушки или голову, даже узнает себя в зеркале и с интересом наблюдает.
  • Он уже легко узнает своих близких, требует их внимания, особенно мамы. С ней у младенца по-прежнему сильная связь, поэтому ему необходим постоянный контакт: как в плане прикосновений и поглаживаний, так и в эмоциональном аспекте. Мама должна понимать, что и радость, и грусть ребенком моментально чувствуется — от этого зависит его настроение.
  • При виде ранее не знакомых людей, ребенок ведет себя довольно осторожно, внимательно изучая новые лица. Такая же реакция может наблюдаться, если кто-то из членов семьи будет в шапке, капюшоне или солнечных очках, ведь чадо в таком виде их не узнает. А сняв такую «маскировку», можно наблюдать яркие эмоции удивления в виде звуков, мимики и активных телодвижений.
  • В четыре месяца у малыша активно совершенствуется восприятие окружающего мира на зрение и слух. Теперь он не только пристально наблюдает за движущимися игрушками в поле его зрения, а ещё и запоминает их. А если показать чаду, как грохочет погремушка, а затем пошуметь ею в другой стороне – он будет поворачивать голову на слух в поисках знакомого звука.

Зрение

Помимо усиленной внимательности, ребенок начинает интересоваться цветами. Первыми он будет замечать красочные и сочные цвета, такие как солнечный желтый или сочный красный. Менее насыщенные оттенки (зеленые, голубые и синие тона) также приковывают его взор к себе, но в меньшей степени. Поэтому выбирать новые игрушки следует исходя из этих предпочтений: яркие, но не смешанные друг с другом цвета. Малыш лучше воспримет развлечение, если в составе игрушки будет не более 4 оттенков, а иначе он быстро утомится и потеряет интерес.

Слух

Настал тот период, когда ребенок усердно прислушивается к звукам вокруг него, различая голос папы и мамы, начиная вертеть головой в поиске их самих. Прислушиваясь к мелодии или песни, он уже проявляет свою симпатию или, наоборот, недовольство по поводу услышанного. Крохе в таком возрасте более приятны ритмичные темпы, чем высокие звучания, так как его слух воспринимает только пару тонов из всего возможного спектра. Четко слышимый ритм сыграет успокаивающий эффект и даст возможность добавить элемент игры в виде движений ручками и ножками под такт музыки.

В 4 месяца у младенца наступает этап, когда ему так необходимо постоянное общение. От этого зависит, когда наступит начало его будущих первых слов и предложений. Поэтому родителям необходимо стать более общительными: объяснять словами любое действие, рассказывать о совместных планах на сегодня, описывать происходящие вокруг ситуации. Эффективным будет чтение первых книжечек с большими картинками или использование карточек со словами и иллюстрациями к ним.

В свою очередь, кроха будет отвечать на услышанные речи своим языком. Чтобы он начал пробовать повторять за мамой, ему необходимо показать, как это делается: надо подождать пока он закончит «свое предложение», а затем воспроизвести его звуки. Таким образом у ребенка вырабатывается навык подражания речи, который поможет ему легче научиться говорить.

Отсутствие навыков: что должно насторожить

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

  • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
  • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
  • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
  • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
  • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
  • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.

Режим кормления и сна

При грудном вскармливании

Детей на ГВ следует кормить по уже выработанному индивидуальному графику: . В этом возрасте уже нет необходимости тщательно отмерять количество съеденного или проверять жирность молока. Если малыш каждый день прибавляет в весе, то получаемой им еды вполне достаточно.

При правильном , ее молоко содержит все необходимое для крепкого здоровья ребенка, поэтому вводить прикорм нет необходимости. К дополнительной пище в виде фруктовых пюре и соков прибегают в отдельных случаях после рекомендации педиатров. Если в развитии и росте крохи нет никаких особенностей, то повышать риск аллергий и проблем с пищеварением из-за новой еды не стоит.

Для будущего прикорма лучше всего использовать овощные продукты в виде пюре. Микроэлементы и витамины, содержащиеся в них, нужнее детскому организму, чем во фруктовой пище. К тому же, многие малыши не принимают менее вкусные овощи после того, как распробуют сладкое пюре из фруктов.

При искусственном кормлении

Если рацион у малыша состоит из молочной смеси, то с 4-х месяцев можно ввести соки. Вводить этот новый для детского животика продукт следует постепенно, не более 30 гр в день в разбавленном виде.

Периодичность и количество потребляемой смеси зависит от динамики набираемого веса. В среднем, к четырем месяцам ребенок должен кушать 5-7 раз за день и съедать 150 гр за одно кормление.

Сон

Нормой для достаточного отдыха и полного восстановления детских сил считается сон, который длится не менее 13-15 часов. К 4-м месяцам количество ночных кормлений должно сократиться до 1-2 раз, а суммарный сон должен составлять 10 часов. Если малыш уже спит всю ночь и просыпается лишь под утро – это является естественным явлением и не считается отклонением от нормы. Остальные 3-5 часов припадают на дневной отдых и сон во время гуляния.

К этому возрасту пора приучить малыша к режиму дневного сна. Тогда он будет легче засыпать и лучше спать, что предотвратит его переутомление и сбои в ночном сне. Также важно оптимальное время для укладывания, которым считается период с 7 до 9 часов вечера.

В 4 месяца ребенок напрямую зависит от контакта с мамой. Это же касается и развития его новых умений и навыков. Поэтому так важно брать малыша с собой, а не оставлять в манеже или в кроватке. К примеру, взять его с собой на кухню в коляске или слинге и, делая домашние дела, рассказывать ему все детали. Использование для этих целей кенгуру не рекомендуется до 6 месяцев , когда спинка ребенка окрепнет.

Следует постоянно говорить с младенцем, активно вести диалог. Крохе очень важно понимать и чувствовать, что он не только услышан, а является одним из главных действующих лиц разговора. Поэтому ему будет очень интересно послушать, как используется тот или иной предмет, какого он цвета, что еще бывает такого цвета. Если предмет безопасен, то можно разрешить малышу его пощупать и попробовать на вкус. Он будет рад таким новым нестандартным игрушкам. Тем более такие предметы или самодельные игрушки из бечевок, завязанных в узелки, меха и гладких тканей хорошо развивают моторику и дарят радость новых ощущений.

Развивающие игры с ребенком

В привычный режим дня можно включить такие игры:

  • С элементом неожиданности в конце: всем известные «Коза рогатая» или «По кочкам, по кочкам». Они вырабатывают реакцию ребенка.
  • Для развития координации и ориентации: «Ку-ку». Лучше всего прятаться с одной, а появляться с другой стороны от малыша, чтоб он поворачивал голову на звук.
  • Для развития мышц ручек: «Ладушки». Надо показать крохе, как можно раскрывать ладошку во время хлопков, чтоб позже он сам тренировал разжимания.
  • Включающие легкий массаж: «Сорока-ворона». В процессе игры затрагиваются все точки на ладошке и пальчиках, а ведь каждая из них отвечает за определенный орган. Так, в центре находится точка кишечника, мизинец определяет сердце, на безымянный палец спроецирована точка нервной системы, средний отвечает за печень, указательный за желудок, а на большом пальце разместилась точка головного мозга.

Для полноценного развития малыша лучше использовать все методы в комплексе. Также стоит продолжать массаж после купания, добавлять новые упражнения, аккуратно закаливать маленький организм. Все это поможет ему быстрее и легче научиться новому и порадовать родителей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.