Обществознание работа 3 семья и брак. ЕГЭ по обществознанию: Социология. Семья. Право. Брак. Браки в России

Цель : определить социальные и правовые аспекты семьи и брака

Задачи:
- разобраться в классификации типов семейных структур (тип семьи);
- выяснить условия для заключения и расторжения брака, определить личные и имущественные права и обязанности супругов;
- упорядочить знания в области прав и обязанностей родителей и детей.

Вопрос: почему царь сделал именно такой выбор (мнение юношей, мнение девушек, мнение взрослых)?
Всё сказанное вами имеет место быть. Действительно, причины разные, а цель одна – создание семьи.
И тема нашего урока «Семья и брак».
Называю цель урока, задачи урока.

Ещё Лев Николаевич Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И действительно, где мы проводим большую часть своей жизни? Конечно же, в семье! Я не думаю, что Лев Толстой был абсолютно счастливым человеком, но исходя из его цитаты, я точно уверен, что он знал тропинку, которая ведёт нас к счастью! У каждого она своя. И для её поиска необходимо опереться на многовековой опыт жизни человека в семье. А что же такое семья?

Семья - это...
Каковы же функции семьи в современном мире (самостоятельная работа учащихся с курсом лекций)? Из документа лекции «Семья и брак» выделите и кратко охарактеризуйте функции семьи.
Ответы учащихся.
Что же даёт семья человеку, государству?

За всю многовековую историю семьи существовали её различные типы. Остановимся на тех, которые распространены в настоящее время.

Объяснение слайда. Все названные типы семейных структур объединяет нечто общее. Это брак. И в большинстве своём - законый, т.е. зарегистрированный в органах ЗАГСа.
Работа по парам с текстом семейного кодекса РФ.

Группа 1. Задание (pdf)
- Каковы условия заключения брака (ответ ученика)?
- Назовите обстоятельства, препятствующие заключению брака (ответ ученика).

Группа 2 (без слайда) Задание (pdf)
- Назовите основания для прекращения брака.
- Перечислите условия расторжения брака в ЗАГСе, суде.

Группа 3 (без слайда). Задание (pdf)
- Укажите личные права супругов.
- Назовите возможные варианты выбора фамилии.

Группа 4. Задание (pdf)
Законный режим имущества супругов.

Группа 5 (без слайда). Задание (pdf)
- Что такое брачный договор?
- Каких положений не может содержать Брачный договор?

Группа 6. Задание (pdf)
Права несовершеннолетних детей (сами права высвечиваются после ответа ученика). Затем «выходят» сразу Права и обязанности родителей.
- Статья 61 ч. 1
- Статья 63 ч. 1, 2
- Статья 64 ч. 1
- Статья 65 ч. 2

Выходит план урока.

Самостоятельная работа учащихся с тестом.
Итоговый тест (pdf)

1 ученик работает на компьютере (тест в электронном варианте, диск Обществознание).

Выставляю оценки. Д/з.

Рассказываю притчу.
«В знак благодарности за исцеление шах предложил лекарю одну из своих трёх жён. Прежде чем сделать выбор доктор решил задать девушкам простой вопрос: «Сколько будет дважды два?»
Первая ответила:
- Четыре.
- Умная, с такой не пропадёшь, - подумал лекарь.
- Пять, - сказала вторая.
- Щедрая, и это прекрасно, - промелькнула мысль у доктора.
- Три, - третья ответила.
- Экономная, и это тоже нужно».

Как вы думаете, какую из трёх девушек выбрал себе в жёны доктор? (выслушиваем разные ответы учеников)
- А выбрал он - красивую.

Затем «выплывают» слова «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Мои заключительные слова: Желаю вам счастья и не забывать, ставшее крылатым выражение Л. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Лекция:


Понятие и типы семьи


Семья является объектом изучения социологии, психологии, правоведения и других наук. Социология семьи рассматривает её в двух значениях:


Семья – это малая группа людей, объединенная узами брака или кровного родства, организующая совместный быт.


Семья – важный социальный институт общества, удовлетворяющий потребности человека в репродукции, общении, понимании, заботе и любви.


Семья может быть супружеской или родственной. Супружеской называется семья, состоящая из мужа, жены и детей. Такая семья живёт отдельно и ведёт собственное хозяйство. Родственная включает несколько супружеских пар и поколений. Например, родители одного из супругов, супруги и их дети. Иногда бывает и такое, что семья берёт под свою опеку родственника, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Подобная семья также является родственной. Также семьи можно классифицировать по следующим типам:

    По характеру взаимоотношений между членами семьи – патриархальная или традиционная (признаки: чёткое разделение обязанностей между супругами, выполнение домашних забот в основном женщинами, экономическая зависимость женщины от мужчины, решение семейных вопросов главой семьи), партнёрская или демократическая (признаки: равномерное распределение обязанностей между супругами, экономическая самостоятельность женщины, одинаковое участие членов семьи в решении семейных проблем).

    По количеству детей – многодетная, малодетная, бездетная.

    По составу – нуклеарная (родители и дети), многопоколенная, неполная.

Функции семьи


Семья, как важный социальный институт выполняет ряд функций:

    регулирование половых отношений путём заключения брака;

    репродуктивная функция – рождение детей;

    воспитание подрастающего поколения, забота о детях, обеспечение благоприятных условий для их развития;

    социализация – семья является первичным агентом социализации и играет главную роль в усвоении социальных норм детьми;

    хозяйственно-экономическая функция – ведение совместного быта, домашнего хозяйства, взаимная материальная помощь;

    статусная функция – передача определённых статусов (к примеру, национальность, аристократичность, профессия) по наследству;

    эмоциональная функция – в семье человек удовлетворяет потребности в любви, ласке, заботе, внимании, понимании, сочувствии;

    защитная функция – физическая, психологическая, материальная защита членами семьи друг друга;

    досуговая (рекреационная) функция – совместный отдых членов семьи.

Тенденции современной семейной жизни


Семья, как и любой другой социальный институт находится под влиянием общества, поэтому она изменяется вместе с социальными условиями. Изменения семьи также связаны с собственными внутренними закономерностями её развития. Рассмотрим тенденции современной семьи:

    равноправие супругов и равномерное распределение обязанностей между ними;

    падение рождаемости, рост числа разводов, увеличение числа холостяков;

    резкое имущественное расслоение семей на богатых и испытывающих значительные материальные затруднения;

    ухудшение психологического климата семьи, неуверенность в завтрашнем дне;

    ослабление религиозных и нравственных ценностей;

Как видно, в основном, тенденции не радующие, они свидетельствуют о кризисе современной семьи. Поэтому для укрепления института семьи важны целенаправленные государственные меры семейной политики. Среди которых:

    создание условий для повышения рождаемости и материальная помощь семье. Например, предоставление материнского капитала женщинам, родившим второго ребенка; выплата пособий неблагополучным семьям и иные меры социальной поддержки;

    улучшение здоровья населения и снижение смертности, совершенствование системы здравоохранения, реализация профилактических мер;

    общее повышение доходов и благосостояния населения;

    укрепление статуса семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных семейных традиций, пропаганда лучших примеров семьи через СМИ.

Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство; в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями, такими как Платон, Аристотель, Кант, Гегель много веков назад. Наиболее часто о семье говорят, как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества.

В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство. Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Как следует из определения, семья – сложное явление. Можно, по крайней мере, выделить следующие ее характеристики :

– семья – ячейка общества, один из его институтов;

– семья – важнейшая форма организации личного быта;

– семья – супружеский союз;

– семья – многосторонние отношения с родственниками.

Из этого следует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений – супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других – своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на земле связывают прежде всего с семьей.

Семья как общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.

Семья всегда строится на базе брака или кровного родства. По сравнению с другими малыми группами, семья имеет ряд специфических характеристик.

В частности, отмечают следующие особенности семьи.

1. Семья является группой, максимально контролируемой в нормативном плане (жесткие представления о требованиях к семье, отношениям внутри ее, в том числе нормативность в наличии, характере сексуального взаимодействия между супругами).

2. Особенность семьи в ее составе – небольшом размере от 2 до 5-6 человек в современных условиях, гетерогенности по полу, возрасту или по одной из этих характеристик.

3. Закрытый характер семьи – ограниченность и регламентированность вхождения и выхода из нее, известная конфиденциальность функционирования.

4. Полифункциональность семьи – что приводит не только к взаимодополнению многочисленных аспектов ее жизнедеятельности, но и к множественному, часто конфликтному характеру семейных ролей.

5. Семья – исключительно долговременная по замыслу группа. Она динамична, история семьи включает в себя качественно различные этапы развития.

6. Всеобщий характер включенности индивида в семью. Значительная часть жизни проходит у человека в общении с членами семьи, при постоянном наличии положительного и отрицательного эмоциональных компонентов.

Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии детства, социологии образования, политики и права, труда, культуры, позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, конструирования социальных реалий и т.д.

В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия, по сути, имеющие общее, не являются синонимами.

Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни.

Слово «брак» происходит от русского слова «брать». Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освященные религией – церковными.

Брак – явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития – от полигамии к единобрачию.

Цель брака – создание семьи и рождение детей. Поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Следует иметь в виду, что:

– брак и семья возникли в разные исторические периоды;

– семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

3.5. Исторические аспекты развития семьи

Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. В то же время эти проблемы не являются сегодня досконально изученными: в них остается много спорных вопросов. Общепризнанным считается взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенствованием форм регулирования отношений между полами, другие имели более широкое распространение.

Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животноподобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях, в которые вступала женщина с любым мужчиной (и наоборот, мужчина с любой женщиной) этого стада. Такие отношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь первобытного стада, для выживания которого требовались сплоченность и единство в обеспечении условий существования. В результате сложилась объективная потребность – ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Появились запреты, всякого рода «табу», которые сдерживали беспорядочное удовлетворение половых инстинктов. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными родственниками (предками и потомками, родителями и детьми), в результате чего стал формироваться род. Таким образом, в первобытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами.

Возникновение родовой общины и функционирование группового брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту числа неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого рода, ограничению социальных связей с другими общинами. Для устранения этих негативных явлений появилась экзогамия – более строгая форма брачных отношений, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привел к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались его сообществом.

По мере социального расслоения общества групповой брак видоизменился и принял форму полигамии (многобрачия).

Полигамия – форма брака, когда одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы сохранилась в некоторых странах Востока в форме семьи гаремного типа.

Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей, что привело к дальнейшему упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочностью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашне-семейного воспитания, которым занимаются родители, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоящая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регулироваться не только социальными, но и экономическими факторами: жена, дети не могут обойтись без мужа и отца. Верность жены обеспечивалась ее подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью становится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не только регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в VIII-IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией», где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, девочке – материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а моногамия сохранилась. Установление моногамии, единобрачия не следует объяснять лишь достижениями социально-экономического характера человечества. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и нравственное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической культуры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».

С развитием общества значительная часть нагрузки по стабилизации брачно-семейных отношений переносится с внешних регуляторов (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчиненность женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).

3.6. Основные типы семей

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу. Наиболее архаичным типом является патриархальная семья.

Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В городских семьях большего размаха достиг процесс нуклеаризации и сегментации семьи, характерный для большинства народов индустриальных стран. Нуклеарная семья – преобладающий тип семьи, который состоят преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.

В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т.е. молодых семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда»). Печальная примета нынешнего времени – рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей).

Материнская (внебрачная) семья семья, в которой мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор «родить для себя» без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

В настоящее время существует также так называемый гражданский брак. Иногда его называют фактическим, в просторечии именуют сожительством. Психологи имеют свой термин - промежуточная семья, подчеркивая, что в любой момент она может принять какую-то окончательную форму: развалится или будет закреплена документально. В такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая под одной крышей, остаются при этом «он» и «она», тогда как супружеское «мы» обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще.

Фактические браки приобретают всевозрастающую популярность в западном мире – Швеции, Англии, Франции, Нидерландах, США, Канаде. Не осталась в стороне и Россия, где около 7% супругов живут в незарегистрированном браке. Что же лежит в основе такого партнерства двух «независимостей»? Оказывается, вовсе не соображения типа «мы еще молоды для брака, надо материально встать на ноги, а тогда уж...» По данным социологическая исследований, в фактическом браке чаще живут те пары, которые уже достигли или, по крайней мере, уверенно подходят к приличному достатку. Скорее всего, решение «просто пожить вместе» рождается в силу желания оградить себя от ответственности, подстраховаться удобной «подножкой», с которой можно при случае соскочить.

3.7. Основные функции семьи

Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и для каждого человека.

Функции семьи – направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье.

В период социально-экономических преобразований в обществе претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей в историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава семьи – мужчина – был организатором общего труда, дети рано включались в жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не отмерла, но изменилась. Один из вариантов функций современной семьи представлен финским педагогом Ю. Хямяляйнен. Выделяя периоды формирования семьи, он отмечает, что для каждого этапа семейных отношений характерны определенные функции, что представлено в таблице 2.

Таблица 2

Основные периоды развития семьи и функции членов семьи

Стадия семьи

Основная функция семьи

родительская функция

функция ребенка

I. Этап формирования семьи

Осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношении; налаживание отношений с родителями и другими родственниками, беседы между супругами о будущем семьи

II. Семья, ждущая ребенка; семья с младенцем

Привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; забота о потребностях ребенка; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей

Ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук; овладение словами, короткими фразами, речью

III. Семья с ребенком дошкольного возраста

Развитие интересов и потребностей ребенка; привыкание к материальным затратам; распределение обязанностей, ответственности; поддержка сексуальных отношений; дальнейшее развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка; сохранение прежнего круга друзей формирование семейных традиций, беседы о воспитании детей

Преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов); проявление интереса к товарищам по играм; стремление быть как мама или как папа

IV. Семья школьника

Воспитать у детей интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность); забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с другими родителями

Получение навыков, необходимых для школьного образования; стремление быть полноправным членом семьи; постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, включение в группу сверстников, расширение словарного запаса и развитие речи; формирование научной картины мира

V. Семья с ребенком старшего школьного возраста

Передача ответственности ребенку по мере взросления; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, распределение обязанностей между членами семьи; воспитание детей на достойных образцах; понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности

Положительное отношение к собственному полу; прояснение роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку, созданию семьи; формирование собственного мировоззрения

VI. Семья со взрослым ребенком, входящим в мир

Отрыв от взрослеющего ребенка; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к роли бабушки и дедушки; создание хороших отношений между своей семьей и семьей ребенка; уважение самостоятельности обеих семей

Осознание своего положения как положения самостоятельного человека, который может отвечать за свои поступки; создание прочных отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); положительное отношение к собственной сексуальности; создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношении при формировании семьи

Партнерские функции

VII. Семья среднего возраста («пустое гнездо»)

Обновление супружеских отношений; приспособление к возрастным физиологическим изменениям; творческое использование большого количества свободного времени; укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки)

VIII. Постаревшая семья

Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности принять помощь других людей; подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры

Наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях; помощь им, если это необходимо, материальная и духовная; подготовка к окончательному уходу родителей; подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки)

Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются.

В то же время существуют и другие подходы к определению функций семьи. Необходимо отметить, что в настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей. Социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.

Репродуктивная функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов, юристов, социологов, экономистов, медиков и т.д.

На уровень рождаемости оказывают влияние многие факторы, такие как социально-экономическая стабильность в стране; благосостояние семьи, ее обеспеченность жильем, работой; социально-культурные нормы, национальные традиции; образование и здоровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны родственников; профессиональная деятельность и характер занятости женщины; место жительства. Ученые вывели несколько закономерностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д. При более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические тенденции («пожить для себя»), и усилия семьи переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, учебу, потребление, досуг, творчество.

Вопрос о количестве детей в современной семье имеет не только педагогическое, но и социально-экономическое значение. Вряд ли следует кого-либо убеждать в том, что ориентация современной семьи на одного-двух детей не обеспечивает воспроизводства населения.

В последние годы растет число супружеских пар, которые сознательно отказываются от рождения детей. Среди них есть люди с эгоистической направленностью, озабоченные своей карьерой, не желающие усложнять свою жизнь «детскими» проблемами т.д. Некоторые супруги откладывают рождение детей на неопределенный срок, объясняя это жилищными, материальными и иным трудностями. На фоне таких «неродителей» особо отчетливо высвечивается трагедия бесплодных супружеских пар.

На потенциал нации влияют не только количественные, но и качественные отклонения в воспроизводстве населения. У coвременных новорожденных детей низкие качественные показатели - явление достаточно частое. Так, в России из десяти родившихся детей девять имеют те или иные отклонения в развитии. Причин очень много. Прежде всего, это плохое здоровье рожениц, которое часто подрывается вредными привычками (курением, алкоголем) во время беременности. Кроме того, многие женщины выполняют тяжелую работу, не имеют полноценного декретного отпуска, плохо питаются, пьют некачественную воду, не защищены от инфекций и т.д.

Уход за детьми, имеющими различные врожденные или наследственные дефекты, в также их воспитание сопряжены с огромными издержками как нервно-психического, так и материального характера. Семьи с такими детьми оказываются в очень сложном положении. От новорожденных детей с выраженными признаками тяжелой болезни, уродства родители нередко отказываются, взваливая заботы о своих малышах на плечи государства. Со стороны общества требуются дополнительные затраты на содержание и лечение физически ослабленных, психически неполноценных детей, открытие специальных медицинских или коррекционных учреждений, увеличение пенсионного фонда и т.д.

Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторождение: сколько и когда, с какими интервалами появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здоровья влияют на выполнение семьей воспитательной функции.

Понятие «планирование семьи» сравнительно недавно появилось в научной литературе. Первоначально оно было принято Организацией Объединенных Наций (ООН), а свое развитие получило в документах других международных организаций, прежде всего Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

В России принята Федеральная программа «Планирование семьи», в рамках которой осуществляется санитарное просвещение, консультирование, лечение бесплодия, обеспечение противозачаточными средствами, подготовка молодежи и подростков по вопросам полового воспитания, сексуального и репродуктивного поведения по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем, и другие естественные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др.

Одна из предпосылок существования нормальной семьи ее экономическая общность, реализация экономической функции. Семейная экономика требует планирования, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, потребности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности. В организации домашнего быта большинства современных семей учитываются интересы не только старших, но и младших членов; забота о детях обычно стоит на одном из первых мест. Налаженное денежное хозяйство существенным образом меняет психологический климат семьи, позволяет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов.

Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей. Именно в условиях повседневной жизни раскрываются подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы, формируются черты характера. В ежедневных обязанностях члены семьи имеют возможность проявить заботу друг о друге, оказать внимание, выразить уважение к тем или иным особенностям, привычкам, вкусам близких.

При ведении домашнего хозяйства приходится принимать различные решения: как отмечать день рождения ребенка, когда ремонтировать кухню и т.д. В большинстве современных семей складываются равноправные отношения, когда власть равномерно распределяется между супругами, и, следовательно, решения принимаются коллегиально.

По сравнению с прошлым во многом изменилась сама роль главы семьи. Главенство сегодня выражается не в проявлении власти над членами семьи, как это было раньше, не в распоряжении ими, а в организации жизни семьи, в устройстве ее быта. Ученые считают, что в условиях современного функционирования семьи речь может идти не о главенстве, а скорее о лидерстве при осуществлении тех или иных планов семейного благоустройства. При этом в большинстве случаев дело решают личные свойства и склонности взрослых социально зрелых членов семьи (инициативность, твердость характера, авторитетность, эрудированность и т.д.). Возникают так называемые «двуглавые» семьи, когда каждый из супругов, являясь лидером, осуществляет свою инициативу в той области быта, к которой он больше всего склонен (приготовление пищи, плодово-ягодные заготовки, организация досуга, ремонт квартиры, руководство работами на садово-огородном участке и пр.).

Формы руководства семьей авторитарная, демократическая, анархическая. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга. При демократической форме руководства право решающего голоса принадлежит тому члену семьи, который более всего компетентен в данном вопросе. Нередки семьи, где муж главный кулинар, а жена своеобразный интеллектуальный центр, руководитель образовательной деятельности детей.

Функция организации досуга восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Изучение уровня «социального самочувствия» показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее, усталость и отсутствие перспектив.

Следует помнить, что в условиях различных социально-экономических потрясений, при нарастании в обществе отчужденности, взаимного недоверия, агрессивности и пессимизма семья как психологическое убежище выступает источником стабильности для конкретного человека и для страны в целом. Но восстановительная роль современной семьи, ее жизнеспособность, стойкость во многом зависят от настроя ее взрослых членов, от целеустремленности, волевых черт характера, которые необходимо воспитывать у себя.

Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Досуг внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло от глагола «досягать», что буквально означало – время, когда можно чего-то достичь.

Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.

При оценке полноценности досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, просмотр телевизора, семейное чтение, прогулки на лыжах, посещение музея и т.д.). И тут опять велика зависимость от налаженности быта семьи, сбалансированности бюджета. Если ведение домашнего хозяйства совместный труд и взрослых, и детей, то исключается перегрузка женщины, и у нее останется время для отдыха. При планировании расходов всей семьей обсуждается, например, на чем можно сэкономить, чтобы «выкроить» деньги на посещение театра, музея, отложить деньги на летний отдых.

Досуг современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов. Идеально, когда удается найти точки соприкосновения в интересах и увлечениях всех членов семьи. Хорошо бы обзавестись общесемейными увлечениями, например воскресные прогулки по родному городу, знакомящие с его историей и т.д. Объединяющим может быть интерес к природе, театру, книгам, спорту и т.д. Важно, чтобы досуг был коллективным, когда ему с радостью предаются члены семьи.

Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех ее членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д.

Наиболее популярными формами проведения свободного времени являются хождение в гости и прием гостей, просмотр телепередач. Сами по себе эти формы не заслуживают ни порицания, ни восхваления, пока не определено их содержание, степень участия в них взрослых и детей. Одно дело, когда гостей приглашают и сами идут в гости ради застолья. Совсем другое, когда, например, собрались две-три молодые семьи с детьми, чтобы рассказать о проведенном лете, посмотреть фотографии, слайды или видеофильм, устроить выставку детских рисунков, поделок. В некоторых семьях сохранились традиции семейного чтения, домашнего театра, концертов, конкурсов, загородных походов, экскурсий, рукоделия, рисования.

Воспитательная функция важнейшая функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Воспитание – очень сложный процесс, в котором влияние взаимно. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают, и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать «семейное кредо»: так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания.

Семья это своеобразная школа, в которой каждый проходит через много социальных ролей. Появился ребенок – стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

На протяжении всей совместной жизни супруги влияют друг на друга, но характер этого влияния меняется. В первый период семейной жизни молодожены входят с грузом своих привычек, вкусов, с особенностями своего темперамента. Приходится что-то принять в человеке, что-то тактично изжить, а что-то переделывать в себе. В зрелом возрасте супруги стараются избегать негативных ситуаций, всячески подчеркивают достоинства друг друга, внушают веру в собственные силы и т.д.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда oсознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни.

Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребностями, которые хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над собой», расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности и т.д. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием.

В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые так нуждаются в опеке, учении. Но оказывается, что даже элементарный гигиенический уход за новорожденным требует ловкости, многих знаний и умений, не говоря уже о том, чтобы позже толково и интересно ответить на постоянные детские «почему», помочь нарисовать портрет папы, объяснить принцип конструирования игрушки-самоделки и т.д. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители идут по ступенькам самовоспитания, самообразования.

Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность, поднимают свой статус в глазах окружающих, а это побуждает к новым усилиям на педагогическом поприще.

Едва появившись на свет, дети расширяют социальный мир родителей: появляется круг новых знакомых, имеющих аналогичные детские проблемы; существенными становятся контакты с врачом, наблюдающим за развитием ребенка; затем в жизнь семьи входят воспитатели дошкольного учреждения, учителя школы, друзья сына или дочери и т.д. Подросшие дети обогащают опыт родителей приемами воспитания, которые узнали в детском саду, школе, семьях друзей, родственников.

Связь с детьми вновь оживает в отношениях с внуками, и родители продолжают быть воспитателями, но уже в качестве бабушки и дедушки. И снова за учебу: ведь внуки это новое поколение. Оказывается, появились иные игрушки, настольные игры, книги, обновился репертуар детских театров, открылся планетарий и т.д. И все это надо узнать самим, чтобы активно использовать в воспитании ребенка, помочь ему идти в ногу с жизнью.

Таким образом, ребенок в семье неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание это прежде всего самовоспитание родителей. Очень сложно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.

Семья и брак изучаются в социологии, психологии, религиоведении и в правоведении. Обществознание как комплексная дисциплина рассматривает это явление с нескольких точек зрения одновременно. В РФ основы семьи и брака закреплены в соответствующем профильном законе. Речь идёт о Семейном Кодексе, который в специализированной литературе чаще всего обозначается сокращённо, то есть как СК.

Правовые основы брака и семьи регулируются отдельной отраслью права. В нормативно-правовых актах закреплены имущественные и неимущественные права и обязанности членов одной семьи друг по отношению к другу. И в случае, если кто-то совершает нарушение, пострадавшая сторона (или считающая себя такой) может обратиться за защитой в суд.

Брак и семья – это близкие понятия, иногда они совпадают, например, когда речь идёт о бездетной паре. Но на самом деле друг другу не тождественны. Семья как понятие гораздо шире, в него могут входить лица, связанные кровными узами. Понятие брака по семейному праву же достаточно однозначно.

Итак, под браком законодательством понимается добровольный союз женщины и мужчины с целью совместного ведения быта (хозяйства), воспитания детей и создания семьи. Необходимо отметить, что Российская Федерация неоднократно подвергалась критике за это определение. Считается, что законодательство о браке и семье дискриминационное, поскольку в нём ущемляются права лиц нетрадиционной ориентации.

Однако это не единственная причина недовольства. Нередко указывается, что современное значение семьи в жизни человека не должно быть привязано к обязательному или навязываемому обществом стремлению завести детей. Критики считают, что институт брака переживает кризис, что он должен меняться, чтобы в полной мере удовлетворять современные потребности общества.

Тем не менее ФЗ (федеральный закон) пока что даёт именно такое определение. Возможно, в будущем какое-нибудь постановление или поправки изменят ситуацию. Сейчас же понятие и правовая природа брака в России строятся вокруг гетеросексуальных союзов.

Зачем нужно законодательное закрепление?

Кажется, что понятие брака и семьи во многом личное. То, как жить, с кем, люди должны решать сами. И стремление государства осуществить регулирование такого явления как брак, брака кажутся неуместными.

Однако в основе своей всё это направлено на защиту тех, кто находится в уязвимом положении. Например, ребёнок, который может пострадать от произвола родственников. Закон в большинстве случаев на его стороне. Он не даёт родителям продавать недвижимость без учёта интересов несовершеннолетних, например.

А ещё дети до 18 лет являются наследниками по закону. И даже лишение родительских прав далеко не всегда означает автоматическое освобождение от соответствующих обязанностей. Безусловно, при чтении этих строк кто-то может подумать, что в моей семье невозможно представить себе вмешательство государства.

И это хорошо. Живущие в мире и согласии супруги, как правило, не сталкиваются с какими-то претензиями к ним законодательства. Закон обычно помогает урегулировать конфликты, разобраться в сложных ситуациях. Институт семьи и брака касается и дальних родственников, вернее, его правовое регулирование, поскольку сам по себе институт – понятие социологическое в первую очередь.

И ещё один момент. Существует такое явление как «правовые семьи понятие и виды». К браку и к родственникам это не имеет никакого отношения. Речь идёт о правовых системах, которые в науке получили название семей. Например, романо-германская семья, англосаксонская и т. п. Не стоит путать эти понятия.

Какие бывают семьи?

Довольно любопытна классификация семьи. Рассматривают по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, среднедетные и многодетные. Любопытно, что в публицистике прижились, в основном, только первый и последний термины.

Также существует различие по половому составу: разнополый брак и однополый. Грамотнее говорить о брачных отношениях, даже если они официально не признаются государством, потому что, как уже говорилось, семья – это другое. Фактически, однополой семьёй можно назвать дочь и мать или сына и отца.

Необходимо отметить, что традиционное понятие семьи и брака не подразумевает признания гомосексуальных отношений. Во многом это связано с последствиями влияния религий, когда союз между людьми сводился к размножению, что и ставилось основной или одной из основных целей. Потомкам и наследникам нужно было придать официальный статус.

Однако семья и брак как социальные институты в современном мире в большинстве цивилизованных стран не сводятся к этому. И во многих странах закон защищает однополые отношения. Яркий пример – Канада, Испания, США, Великобритания.

Исторические формы брака

Также существуют исторические формы семьи и брака. Это моногамия, то есть союз исключительно 2 людей, полигиния, предполагавшая большое количество жён и одного мужа, и полиандрия, где на одну женщину приходилось несколько мужчин. Необходимо отметить, что количество и положение людей в семье, о семье, семьи, семье зависело во многом от доминировавшей религии.

В частности, при внимательном изучении истории человечества становится видно, что сильнейшая дискриминация по гендерному признаку поддерживалась христианством и близким с ней в этом отношении исламом. Современный закон по сравнению с этими нормами выглядит гораздо прогрессивнее. Даже в России.

Партнёрская семья

В специализированной литературе неоднократно упоминается партнерский тип семьи. О чём идёт речь? Так принято называть брачные отношения, построенные на равноправии женщины и мужчины, на одинаковом объёме прав и обязанностей. Некоторые считают, что это регулирует закон.

На самом деле законодательство делает акцент только на добровольности союза. То есть каждый супруг может в любой момент при желании подать на развод. Однако о равноправии отдельно не говорится. Поэтому считается, что такой момент регулируется негласно.

Какие ещё могут быть варианты? Встречается патриархальный тип семьи, в котором мужчина считается главой, за ним остаются все основные решения. Он же долгое время был традиционным. Бывают матриархальный, здесь роль ведущего полностью переходит к женщине.

И, наконец, социология семьи и брака также выделяет конкурентный, в котором муж и жена заняты активным перетягиванием одеяла на себя. В этом случае брак либо переходит в партнёрский (который ещё называют демократическим), также, как вариант, кто-то может победить в этой борьбе, либо союз распадается.

Какие ещё формы брака бывают?

Исследователи также выделяют понятие гражданский брак. В обывательском понимании это незарегистрированное сожительство. Однако исторически такое определение стало использоваться как раз для обозначения церемонии, получившей официальное признание государства в противовес церковному венчанию.

Бывают и формы, предполагающие союз 3 людей. В России такое явление чаще всего называют «шведской семьёй», в Европе оно получило название ménage à trois. Это отношения втроём, которым дают разную оценку, в большинстве своём негативную. Но есть те, кто считают, что в отдельных ситуациях такие союзы вполне допустимы.

Функции семьи

Роль семьи в жизни человека очень наглядно видна через функции. Учтите, что в отдельные исторические периоды одни могут выйти на первый план, а другие, напротив, оказаться почти неактуальными. Кроме того, речь идёт о том, что должно быть.

Однако далеко не все семьи относятся к функциональным, то есть не все выполняют свои функции. Такие в специализированной литературе называют дисфункциональными.

Репродуктивная

Социология семьи и брака рассматривает ячейку общества как надёжный способ обеспечить детей самым необходимым. Малютка может родиться и у матери-одиночки, не состоящей в браке. Но тогда он будет незащищённым.

Сейчас общественное отношение к людям смягчилось, оно не зависит от того, состояли ли их родители в зарегистрированном браке или нет. Но во многих странах, особенно тех, где религиозный уклад довольно силён, это ещё имеет значение.

Воспитательная

Роль семьи в формировании личности ребенка трудно переоценить. Именно здесь закладываются моральные ценности и укрепляются. Дети от родителей получают общее представление об окружающем мире. Они также видят перед собой первый пример поведения с другими людьми.

Если в семье здоровый климат, то и малютка вырастет благополучным – с большей вероятностью. Однако если у родителей постоянные проблемы, они озлобленные, им всё даётся с большим трудом, то у малыша создаться впечатление, что мир – угрюмое и небезопасное место.

Необходимо отметить, что роль семьи в жизни человека в дальнейшем также определяется первым опытом столкновения с подобными отношениями. Если родители ценят друг друга, то повзрослевшие будут стремиться к открытым, ровным отношениям, построенным на взаимном доверии и уважении. В противном случае они могут избегать брака.

Впрочем, некоторые психологи считают, что функции семьи периодически переоцениваются. Первостепенное значение в том, как относиться к окружающему миру, какие отношения строить в личном плане имеет выбор самого человека.

Родители действительно оказывают определённое влияние. Но в процессе взросления личность оценивает имеющиеся установки, опыт старших родственников. И если он её не устраивает или не согласуется с внутренними убеждениями, может от них отказаться.

Обучающая функция

Дети внутри семьи получают самые первые навыки: им показывают, как ходить, говорить, помогают усваивать дальнейшие знания. В то же время часто возникает такой вопрос: верны ли следующие суждения о функциях семьи, скажем, только здесь малыши могут изучить мир вокруг себя, усвоить базовые ценности, понять свою социальную роль? На самом деле нет.

Не стоит забывать о детсаде, а также о школе. Кроме того, по мере распространения современных технологий каждый человек с довольно раннего возраста получает доступ в Сеть. В итоге он может заняться самообразованием. То есть, функции семьи в плане обучения важны, но она – не единственный источник приобретаемых знаний.

Обратите внимание: обучающий аспект касается в первую очередь детей, но далеко не только их. В большой и дружной семье все могут что-то дать в этом плане друг другу, показать, что именно они усвоили, передать знания.

Коммуникативная функция

В благополучной семье больше всего её члены общаются друг с другом. А когда человек плохо чувствует себя, то у него остаются силы только на то, чтобы поддерживать контакты с самыми близкими. Впрочем, здесь есть свои нюансы: далеко не всегда в числе этого ограниченного круга лиц оказываются именно кровные родственники. Периодически речь идёт о лучших друзьях.

Психологи обращают внимание на то, что коммуникация внутри семьи сказывается также и на том, как именно человек относится к окружающему миру, как выстраивает с ним отношения. Если ему хорошо, он счастлив, он получает от партнёра, детей, родителей полное принятие, доверие, любовь, то он будет больше уверен в себе, мягче, добрее, открытее. И наоборот.

Впрочем, нельзя взваливать ответственность в деле выстраивания контактов с окружающим миром только на семью. Во-первых, в любом случае выбор того, как относиться к остальным, делает только сам человек.

Во-вторых, отношение к окружению зависит ещё и от последнего. Если у человека всё хорошо в семье, но остальной мир воспринимается опасным и враждебным, то это будет влиять на его поведение. То есть он станет стараться защищаться и защищать своих близких. Например, мирное население в стране, где началась война. Этот пример из числа крайностей, но он очень наглядный.

Духовно-экзистенциальная

Семья влияет на духовную жизнь человека, на его взгляды, отношение к миру, к своему месту в нём. Как правило, в брак вступают люди, которые если не придерживаются одинаковых позиций, то могут хотя бы примириться с имеющимися различиями друг у друга. Если же неприятие родственников или других членов семьи в отношении взглядов будет слишком сильным, то они будут связаны только номинально в большинстве своём.

Психотерапевтическая

Любые эмоциональные переживания гораздо легче перенести при наличии поддержки. Опыт излечения депрессий и других достаточно тяжёлых расстройств показывает, что любящие родственники и остальные близкие могут сильно помочь в такой ситуации или значительно облегчить ситуацию, как минимум. Но это касается далеко не только больных. Поддержка время от времени нужна каждому.

Развлекательно-рекреативная функция

Проведение совместного досуга, возможность отдохнуть с близким – это то, что позволяет человеку полноценно расслабиться, почувствовать удовлетворение от выполненной работы. Что даёт возможность в дальнейшем к ней вернуться с новыми силами и идеями. К тому же человеку присуще желание проводить свободное время с теми, кто ему дорог, разделять удовольствие.

Сексуальная

Статистика показывает, что полноценной сексуальной жизнью живут те, кто находятся в постоянных отношениях. Количество половых актов у них больше, чем у одиночек, даже если последние весьма активны в сексуальном плане. Уровень удовлетворённости этой стороной жизни тоже в среднем выше.

Экономическая

В финансовом и в экономическом плане решать какие-то задачи вместе намного легче. Даже если один из супругов не работает, второй может взять на себя какие-то задачи, на выполнение которых потребовались бы деньги. Или время, которое можно было бы потратить на то, чтобы выполнить оплачиваемое задание. Большое количество людей означает возрастающие траты, но если значительная часть способна зарабатывать на себя и не только, то обеспечить достойный уровень жизни становится легче.

Хозяйственно-бытовая

В семье человеку прививаются первые навыки, касающиеся быта, поддержание дома и своих вещей в функциональном состоянии. Близкие также могут взять на себя выполнение части задач по дому, что становится особенно актуальным в ситуациях, когда кто-то болен, плохо себя чувствует, слишком сильно устал или занят. В итоге семья облегчает жизнь.

Защитная

Как женщины, так и мужчины в рамках многочисленных опросов показали, что чувствуют себя более защищёнными в браке. Медицинская статистика тоже красноречива: холостяки умирают раньше и больше болеют. Особых секретов здесь нет, ведь близкие чаще напоминают принимать лекарства, мотивируют или просто просят обратиться за медицинской помощью.

В семье могут поддержать, дать деньги в долг или просто выдать на базовые нужды. А иногда защитная функция реализуется буквально: родственники способны напрямую полезть в драку или прикрыть собой от хулиганов, вооружённых грабителей, от опасного животного и т. п.

Статусная

Принадлежность к той или иной семье – это ещё и вопрос статуса. Дети голливудских звёзд и обывателей не находятся в глазах обществах на одном и том же уровне. Материальный достаток родителей тоже имеет значения. Правда, здесь есть своя специфика: далеко не все исследователи считают, что богатые и знаменитые мама с папой – это безусловно хорошо. Почему?

Есть и обратная сторона медали. К членам семьи может быть приковано повышенное внимание, особенно, когда они появляются на публике со знаменитым родственником. Им сложнее просто общаться, а у звёзд часто не хватает времени даже на самых близких. Ребёнок может стать жертвой безумного фаната, поэтому приходится предпринимать дополнительные меры по защите. В итоге это всё порождает своеобразную атмосферу.

Первичный социальный контроль

Именно семья является одним из основных сдерживающих факторов. Кто-то может быть негативно настроен по отношению к законодательству, однако удержаться от совершения преступления из-за страха, что это плохо скажется на близких или расстроит родителей. Семьи часто помогают вернуться к нормальной жизни преступникам и наркоманам.

Социализация

Первичная социализация у человека происходит именно внутри семьи. Адаптация после длительного отсутствия нормальных контактов с окружающими по причине болезни, карантина, ухода за умирающим, пребывания в тюрьме или в следственном изоляторе тоже часто включает в себя общение с родственниками. Однако даже без таких примеров коммуникация с семьёй, характер этих контактов влияет на социализацию человека.

Кооперативная

Семья – это отличный способ объединить с кем-то усилия и получить уверенность в том, что вы работаете на общую цель. У знакомых могут найтись другие дела, у друзей – пропасть интерес (хотя далеко не всегда).

С родственниками удобно кооперироваться хотя бы, как минимум, потому что люди хорошо знают друг друга, свои сильные и слабые стороны. Именно на этом на Западе нередко строится семейный бизнес. Но у попыток вести вместе дела есть и свои минусы. Что уже отдельная тема для разговора.

Разумеется, предпринимательство – это только один пример. Объединиться можно ради достижения совместной цели. В браке пара обычно работает над тем, чтобы сообща достичь финансового (и не только) благополучия.

Подводя итоги, стоит отметить, что значение семьи до сих пор обсуждается. Однако во многом оно зависит от того (как и все эти функции), о какой именно семье идёт речь, можно ли её назвать полноценной. И здесь имеет значение даже не наличие обоих родителей, а внутренний климат, характер складывающихся отношений.

Традиционный брак
- регулируемая обществом (в том числе государством) семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Церковный брак
- освящённый церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства (в том числе и Россия) в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГСа. В православии и в католицизме бракосочетание является одним из таинств - Венчанием.
Гражданский брак
- брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В РФ единственно возможный вид брака. Также «гражданским браком» зачастую ошибочно называют сожительство.
Морганатический брак
- разновидность мезальянса, в результате которого лицо низшего социального положения не повышает его. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.
Временный брак
- в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися. Своеобразная форма проституции.
Брак по расчету
- это брачный союз, заключаемый не по причинам отношений, семьи или любви. Вместо этого такой союз устраивается ради личной выгоды или других видов стратегических целей, таких как политический брак, например. Фраза заимствована от французской mariage de convenance - брак по приемлемости.
Фактический брак
(незарегистрированный брак)
- отношения между партнёрами по совместному проживанию (сожительству), не оформленные в установленном законом порядке как брак.
Фиктивный брак
- это юридическое оформление брака без намерения создать семью, но с иными целями, например, получение гражданства, льгот от государственных или муниципальных служб.
Групповой брак
- древнейшая форма брака, при которой все мужчины одной кровнородственной группы (рода, фратрии и т. п.) могли иметь брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы.
Однополый брак
- регулируемая обществом (в том числе государством) постоянная связь гомосексуальной пары, как правило, основанная на личных чувствах и сексуальных отношениях, преследующая цель поддержки семьи.

Браки в России

В СССР брак - добровольный союз мужчины и женщины, в котором супруги полностью равноправны. В СССР признаётся только брак, заключённый в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСах), а также брак, совершённый по религиозным обрядам до образования или восстановления советских органов ЗАГСа. До 1944 года к зарегистрированному приравнивался т. н. фактический брак (зарегистрированный).

По Cемейному кодексу РФ выделяются нижеследующие юридически значимые признаки брака.

  • Брак - это добровольный союз. Для заключения брака необходимо свободно и добровольно выраженное взаимное согласие лиц, вступающих в брак.
  • Брак - это равноправный союз, что предполагает наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке.
  • Брак - это союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берет под свою защиту.

Условием заключения брака являются:

  • добровольное согласие лиц, желающих заключить брак;
  • достижение лицами, желающими заключить брак, брачного возраста (по общему правилу - восемнадцать лет, но можно заключить брак в возрасте от 16 до 18 лет, при наличии согласия органов местного самоуправления, а также возраст может быть снижен в случае, если субъектом РФ будет принят закон о снижении брачного возраста, семейное законодательство РФ не устанавливает предел, до какого можно снижать брачный возраст, поэтому у каждого субъекта свои НПА по этому поводу).

В России не допускается заключение брака:

  • если одно из лиц уже состоит в зарегистрированном браке;
  • между близкими родственниками;
  • между усыновителями и усыновленными;
  • если хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства;
  • между лицами одного пола.


Расторжение бракаРазвод - формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение брака ввиду кончины одного из супругов.

В светских государствах, к которым принадлежит и Россия, а также в ряде конфессий допускается расторжение брачного союза (развод) - на различных основаниях. В России при согласии обоих супругов, не имеющих общих детей, развод возможен в органах ЗАГС. В случае, если один из супругов против развода, а также при наличии общих несовершеннолетних детей (даже при обоюдном согласии разводящихся), развод производится через суд. Для защиты прав детей в случае, если жена ждёт ребёнка, муж не вправе без её согласия даже подавать иск о разводе.

В разных религиозных системах процедура расторжения брака может быть как намного сложнее, чем в РФ, так и намного проще. Скажем, расторжение католического брака почти невозможно, а в мусульманском праве мужу для развода достаточно произнести специальную фразу. Тем не менее даже эта простота ограничена другими установлениями.

В России ежегодно вступают в брак чуть более 1 миллиона пар, при этом около 700 тысяч семей подают на развод.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.