Научиться вязать крючком с нуля все. Уроки вязания крючком: Как научиться вязать крючком с нуля

Сегодня многие задаются вопросом о том, стоит ли учиться вязать крючком, ведь в магазинах можно найти практически любой товар: и салфетки, и свитера, и Так неужели искусство такого вязания осталось в прошлом и заниматься этим могут разве что наши бабушки? Вовсе нет!

Первая причина, по которой стоит научиться вязать крючком

Начнем с того, что сегодня самый модный тренд - уникальность и непохожесть на других. А о какой индивидуальности можно говорить, с ног до головы одеваясь в сетевых магазинах? По-настоящему неповторимой может быть только вещь, созданная в единичном экземпляре! Значит, стоит начинать учиться вязать крючком!

Это же относится и к обустройству интерьера. Даже типовые кресла, диваны или канапе можно «облагородить», дополнив их накидками и/или чехлами ручной работы.

И тут возникает закономерный вопрос: а зачем мучиться и тратить время, учиться вязать крючком? Можно же заказать нужное изделие тому, кто уже владеет этими навыками! Безусловно, можно, но стоить это будет недешево, ведь ручная работа требует кропотливости и умения работать тщательно, аккуратно. Так не рациональнее ли начать учиться вязать крючком самостоятельно? Пусть сначала это будет шарф, связанный одним узором из но зато он будет неповторимым! А обойдется куда дешевле аналогичной модели, сделанной на заказ!

Почему еще стоит учиться искусству вязания крючком?

В соответствии с результатами исследований ученых, процесс вязания благотворно влияет на эмоциональное состояние и интеллектуальный потенциал! То есть, если вы ежедневно будете уделять вязанию крючком хотя бы несколько минут, то вполне реально рассчитывать на то, что характер станет куда спокойнее и уравновешеннее (разумеется, если только вид крючка и клубка не вызывает у вас нервной почесухи).

А вот с повышение интеллекта все тоже вполне понятно: по сути вязание - упражнения на развитие мелкой моторики. Известно, что стимулирование нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев, позволяет активизировать деятельность головного мозга.

Третья, но не последняя причина, по которой стоит обучаться вязанию крючком

Издавна считается, что изделия, созданные своими руками и «заряженные» добротой, заботой, стремлением порадовать - самые настоящие талисманы, способные оградить владельца от недобрых взглядов и пожеланий.

Так что стоит учиться вязать крючком, чтобы создавать что-то такое, что можно подарить дорогим вам людям, которым вы желаете всего самого лучшего! Это не так уж сложно, главное - желание!

с нуля: что понадобится?

Лучше всего начинать обучение с довольно толстым крючком и такой же пряжей - это будет проще. Отметим, что крючок должен быть толще нитки (оптимально - в 2 раза). Изначально надо будет освоить самые простые действия: вязание цепочки из воздушных петель, столбиков без накида и столбиков с накидом.

Цепочка - основа любого вязания. Чтобы создать ее, следует сделать петельку из нитки, затем ввести крючок внутрь нее и зацепить им нить, лежащую на руке, потянуть ее на себя. Далее - по аналогии - крючок как бы цепляет нить и протягивает ее в петельку. Продолжаете, пока не будет достигнута нужная длина цепочки.

Столбик без накида вывязывается на основе цепочки. Во вторую от крючка петлю цепочки вводится крючок (направление - спереди назад), затем на него набрасывается (или накидывается) рабочая нитка, которая протягивается через приподнятую петлю. Теперь на крючке - две петельки. Через них снова надо протянуть рабочую нитку.

Вяжется по тому же принципу. Только крючок вводится в петлю, которая является четвертой от «орудия труда». Перед тем как ввести крючок в петлю, на него накидывается рабочая нитка. Далее получившиеся петли провязывают так: сначала первые две из получившихся трех, затем - еще две.

Перечисленные выше виды вязания - основа любого шедевра, созданного при помощи крючка.

Учимся вязать крючком салфетки

Как правило, здесь не обойтись без специальных схем, в которых прописана информация о том, каждый из рядов будущего произведения искусства. Главное - внимательно эту схему изучить и точно следовать рекомендациям.

Удачи в творческих экспериментах!

Творения рукодельниц порождают желание освоить работу с крючком. Тогда возникает множество вопросов - от того, как держать крючок и нитку, до сложностей с прочтением схем. Как и в любом другом рукоделии потребуется освоить азы. Вязание крючком начинается с самого простого - крючок нужно сначала удачно подобрать.

Выбор крючка, пряжи и правила того, как их держать

Новичку бывает сложно определиться с номером крючка. В этом случае стоит обратить внимание на рекомендации, которые дает производитель пряжи. Обычно на этикетке указаны не только состав с весом мотка, но также длина нити и наиболее подходящий размер спиц и крючков.

Не стоит сразу же браться за тонкую пряжу. Пусть она будет максимально толстой. Тогда работа пойдет быстро и не покажется сложной и нудной. Со временем мастерство придет, и можно будет взяться за модели воздушнее и тоньше.

Что касается того, как держать крючок, то здесь нет единого мнения. Любые инструкции, которые содержат азы вязания крючком, говорят, что это должно быть удобно, что для каждого индивидуально. Он может лежать в кисти как ручка или быть прижатым к ладони мизинцем и безымянным пальцем. Каждая рукодельница сама определяет то, как ей будет комфортно.

А вот нить должна быть равномерно натянута, иначе правильно подхватывать и протягивать сквозь петли не получится. Ее нужно зажать между большим и указательным пальцами, потом перекинуть через второй из них. Она должна быть пропущена под следующими двумя и выведена над мизинцем. Все пальцы нужно слегка сжимать, чтобы пряжа легко скользила между ними, но не вываливалась. Без этих нюансов не удастся освоить азы. Вязание крючком будет комфортным при соблюдении этих несложных условий.

Начало работы: узел и цепочка

Есть несколько способов того, как закрепить нить в начале работы. Один из них заключается в том, чтобы расположить ее особым образом на пальцах левой руки.

Для начала потребуется положить нить от клубка на три (от мизинца до среднего) пальца. Потом направить ее за указательный и положить под большой. Сделать вокруг него петлю и присоединить к той, что уже лежит на трех пальцах, упомянутых вначале.

Теперь нужно ввести крючок в петлю, образовавшуюся на большом пальце, подхватить им нить с указательного и вытянуть ее. Осталось только затянуть узелок. Так начинается вязание крючком. Азы для начинающих продолжаются в наборной цепочке.

Она состоит из - потому что они не скрепляются с другими рядами. Такую цепочку можно вязать сразу из того положения нити, которое было описано для узла. После его затягивания на указательном пальце остается рабочая нить, а конец ее зажат между большим и средним (так удобно начинать работу, не снимая пряжи с руки).

Необходимо зацепить рабочую нить крючком с указательного пальца и вытянуть ее через петельку, находящуюся на нем. При этом придерживать узелок большим и средним пальцами. Они должны немного натягивать готовую работу. Это потребуется для того, чтобы успешно освоить азы вязания крючком.

Такая цепочка продолжается до тех пор, пока не будет набрано нужное количество по схеме. Необходимо учесть, что нитка, находящаяся на нем, не считается петлей. С такой ошибкой иногда сталкиваются начинающие рукодельницы.

Как делается соединительный столбик и когда он используется?

Его еще называют соединительной петлей. Иногда можно встретить еще такие наименования: зацеп, глухая или слепая петля. Это все о нем.

Так же неоднозначно и его обозначение. В круговых схемах он чаще всего выглядит как дуга. А в других случаях может быть точкой или маленькой черточкой.

Но провязывается он всегда одинаково. С него стоит начать осваивать азы. Вязание крючком начинается с того, что его нужно ввести в первую петлю цепочки. Потом подцепить нить на указательном пальце и вытянуть ее через все то, что имеется на готов. Во время практики можно провязать им целый ряд или даже небольшой квадратик.

Используется такая петля очень часто в круглом узоре. Потому что там начало ряда совпадает с его концом. Если есть желание изготавливать салфетки, используя вязание крючком, азы (фото) в практике таких петель окажутся просто необходимыми.

Основные виды столбиков

Новичку бывает непросто решить вопрос о том, где находится первая, вторая или четвертая петля от крючка. Чтобы правильно их подсчитать, необходимо просто не учитывать ту, которая находится на крючке.

Для каждого из столбиков в начале ряда потребуется подъем. Чем выше столбик, тем больше необходимо провязать воздушных петель.

    Без накида. Вяжется, как соединительная петля, с одним изменением. Крючок нужно протянуть не сразу через все, что на нем находится, а только сквозь полотно работы. В результате там получится 2 петельки. Нитку нужно снова подцепить и на этот раз протянуть через все. Для подъема в нем обычно используется две воздушные петли.

    С накидом. В технике вязания появляется дополнительный шаг. До того, как продевать крючок сквозь полотно, нужно обернуть нить вокруг него — это накид. Потом нить полагается протянуть через петлю работы и оставить на крючке. Затем по очереди провязывать попарно петли, находящиеся на крючке. Подъем образуют 3 петли.

    С 2, 3 накидами. Работа усложняется нужным количеством оборотов нити. И попарного провязывания становится несколько больше. На подъем уходит 4, 5 воздушных петель соответственно.

Еще несколько элементов, которые потребуется освоить

Если уже появился некоторый навык, то можно расширить набор элементов, который входит в азы. Вязание крючком непременно должно приносить радость. А для этого количество столбиков необходимо увеличивать.

    Рачий шаг используется для обвязки изделия. Он вяжется, как только движение идет не справа налево, а слева направо.

    Пышный столбик является непременным элементом узоров. Обычно он состоит из нескольких столбиков с накидами. В нем есть только одно условие: вязать все эти столбики нужно из одной петли.

Вязание представляет собой один из популярных видов рукоделия. Помимо популярности, это занятие еще и весьма полезно. Увлечение позволяет создавать красивые уникальные предметы интерьера, одежду, аксессуары.

Вязание успокаивает и расслабляет, что позитивно влияет на нервную систему. Поэтому мы расскажем вам, как научиться вязать крючком с нуля.

Изготовление изделий таким методом существенно отличается от вязания спицами. Оба типа осуществляются по схеме, но при вязании крючком разнообразие петель намного больше. При вязании спицами работают обе руки. При использовании крючка одна рука служит для натягивания нити и придерживания изделия.

При вязании крючком изделию намного проще:

  • придавать самые причудливые и необычные формы;
  • менять цвет изделия;
  • переходить с одного узора на другой;
  • вплетать декор.

При этом все петли кроме рабочей закрыты, они не требуют постоянной поддержки, что снимает проблему спущенных петель. Даже если изделие немного распустилось, не приходится ничего поднимать или подтягивать. При таком вязании намного проще добиться равномерных петель, поскольку вес самого изделия не приходится держать рабочей рукой.

Закрытые петли последнего ряда позволяют запросто менять цвет нити и форму изделия. Поэтому вы сможете легко создавать детям не только оригинальную яркую одежду, но и дивные игрушки.

Подготовка материалов

Если вы решили научиться работать с крючком, не имея даже минимального опыта, боятся не стоит. Существует множество ресурсов с подробными инструкциями. Перед тем как научиться вязать крючком, следует подобрать удобный инструмент и практичную нить.

Не стоит начинать с маленьких размеров – 3 или 4 вполне подойдут. Это позволит увидеть прохождение петли, движение рисунка, выработать фиксированное положение и отработать натяжение нити.

Саму нить следует выбрать без шелков, не скользящую, но и не шерстяную с ворсом. Оптимальным вариантом станет хлопок. На белой сложно разобрать сплетения готовых петель, на слишком темной – трудно увидеть все элементы предыдущего ряда.

Крючок и нить должны соответствовать друг другу по толщине. Если нить старая или на этикетке не указан размер – нить, сложенная вдвое, равняется толщине крючка под самой головкой.

Также следует проверить удобен ли сам крючок. Хорошо, если он будет гладким, полированным, без зазубрин и острых краев. В противном случае будет цепляться, расслаиваться, создавать неровности. Все это скажется на итоговом виде изделия, усложнит распускание и сам процесс вязания.

Попробуйте натянуть нить между пальцами, зацепить ее крючком. Если слегка потянуть, она должна полностью спрятаться под носиком.

После подбора всех материалов можно приступать к обучению.

Первые шаги

Нить для вязания располагается на вспомогательной руке. Если вяжем левой рукой – вспомогательной станет правая и наоборот. Кончик свисает на внутренней части ладони, далее проходит между первыми фалангами указательного и среднего пальца, возвращается на ладонь, уходит наружу по контуру большого пальца и возвращается к кончику. В итоге получаем петлю и оба конца лежащие перед глазами.

Заводим крючок снизу вдоль большого пальца, захватываем натянутую нить от указательного пальца и протягиваем в петлю. Снимаем петлю с крючком и затягиваем. Первая петля готова.

Прежде чем начинать вязать по схеме стоит научиться делать цепочку. Крючок ложится в руку точно как ручка, потому зачастую удерживается тремя пальцами. Ручка зажимается между указательным и большим пальцами и поддерживается средним.

При начале любого изделия необходимо поддерживать его так, чтоб начальные петли находились все время одной стороной к крючку. Это обеспечит красивый вид и не даст запутаться.

Воздушная цепочка

Большим и средним пальцами левой руки зажимаем кончик. Нить вязания охватывает указательный палец на левой руке, проходит с тыльной стороны и возвращается на ладонь над средним пальцем. Головка крючка заводится под натянутую нитку и протягивается сквозь петельку.

По мере продвижения цепочки нужно перехватывать готовое изделие поближе к работе и следить чтоб цепочка не перекручивалась в месте вязания. Если потянуть слишком сильно петля получится большой, тогда ее можно уменьшить чуть потянув за рабочую нить.

Когда цепочка получается ровной, с одинаковыми петлями, можно переходить к более сложным изделиям.

Второй ряд

Вязание начинается либо с ряда воздушных петель, либо с одной. Второй вариант используется при круговом вязании. Таким способом вяжутся шапки, игрушки, цветы, овальные и круглые детали, классические квадраты, скатерти. Все схемы, которые вяжутся по кругу, начинаются с кольца и одной петли.

В таком случае можно не провязывать ее саму, а набирать новые петли прямо из середины кольца. Для замыкания в кольцо крючок вводится в первую петлю, захваченная рабочая нить протягивается сквозь две петли вместе. Второй ряд можно провязать заводя в кольцо или в петлю.

Воздушная петля выполняется несколькими способами – поднимая верхнюю дужку, вместе с серединой либо обе наружные нити разом.

В первом случае получается плотный нижний ряд и аккуратный переход, во втором – тонкий низ и плотный переход. В третьем варианте на поверхности изделия появится декоративный рубчик в виде косички.

Если провязывается не первый ряд, различия в захвате петли создают рельеф на поверхности изделия.

Основные приемы вязания крючком

В различных изделиях используются комбинации одних и тех же приемов, чередующихся по схеме. Помимо различий в подхвате нитей петли, существуют еще способы захвата рабочей нити. Нить можно захватывать сверху или снизу, но это обычно остается делом привычки.

При вязании используется:

  • полустолбик – нить протягивается через базовую и рабочую петлю на крючке;
  • столбик – нить проходит петлю, снова захватывается и через обе создает новую;
  • столбик с накидом – выполняется до ввода в основание, после вытягивания остается 3 петли, которые провязываем попарно; аналогично создаются более сложные столбики;
  • бочечка – накидывается 3 или более витка и все захватываются за один раз.

Более сложные приемы описываются подробно в каждой отдельной схеме, однако, преимущественно они являются комбинацией основных приемов.


Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит, за ней легче проследить и ее поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться малышу не только для создания полностью вывязанных из пряжи изделий, но и для соединения или обвязывания деталей из ткани.

Обучение дошкольников вязанию лучше всего организовать в форме занятий кружка, что позволит получить детям навыки вязания и приобрести опыт работы с объемными изделиями. Работа кружка рассчитана на 2 года - в старшей и подготовительной группах.

Содержанием первого года обучения вязанию крючком является знакомство детей с изделиями, инструментами и материалами, правилами техники безопасности, свойствами пряжи, историей рукоделия, формирование умения держать крючок и пряжу, выполнять первую петлю, цепочку из воздушных петель, закрывать цепочку, регулировать натяжение нити, длину петель, использовать вязаные элементы для изготовления игрушек, атрибутов для игр и сувениров, создания панно.

От условий, в которых занимаются дети, во многом зависит успех обучения.

В оформлении интерьера комнаты, где проводятся занятия, должны быть вязанные крючком изделия, выполненные руками педагога и детей. Большую роль играет рабочее место. Во время работы дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П, главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту малыша, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяются три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ, место для выставки детских работ. Обязательно в уголке наличие фотографий, рисунков игрушек, выкроек, схем вязания, дидактических игр, знакомящих со свойствами пряжи, цветовым колоритом, составлением панно, конструированием игрушек и т.д.

Детям удобнее всего работать с шерстяной пряжей средней толщины в одну нить, достаточно мягкой и нескользкой. Можно использовать и синтетическую яркую пряжу, привлекающую внимание детей своей красочностью. Во время вязания клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на полу с левой стороны от работающего. После работы крючок вкалывается в клубок и убирается в коробку вместе с незаконченной работой.

На начальном этапе обучения дети должны пользоваться металлическим крючком средней толщины, диаметр крючка должен соответствовать толщине пряжи.

При планировании работы кружка, подборе содержания занятий, последовательности их проведения следует учитывать дидактические принципы, такие как расположение учебного материала «от простого к сложному», «учет возрастных особенностей детей», «практическая значимость работы», «доступность», «наглядность» и др. С учетом этих принципов процесс обучения дошкольников вязанию может проходить по следующим этапам.

Обучение вязанию при помощи обычного крючка с нуля – довольно простое и интересное занятие для начинающей рукодельницы, которая хочет познать азы этого занятного вида прикладного творчества. Освоив простые и несложные в исполнении движения, техники и манипуляции, вы сможете связать крючком множество изделий: оригинальное пончо, ажурную кофточку или платье, тунику или даже теплый плед.

Предлагаем вашему вниманию несколько базовых приемов в вязании крючком. Освоив их, вы сможете по любым вязальным схемам создавать свои уникальные изделия при помощи крючка и ниток.

Рассмотрим обучение вязанию крючком с нуля: правила и тонкости работы

Фиксируйте крючок между указательными и большими пальцами. Когда вы вяжете, пропускайте рабочую нить по наружной части ладони, закрепляйте ее между мизинцами и безымянными пальцами или же между безымянными и средними фалангами. Рабочая нитка должна прилегать к левой ладошке.

Начальные петли – начало манипуляций по вязанию вещи.

Совершенно каждое вязание либо крючком, либо спицами зарождается с начальной петельки. Вы обязательно должны освоить технику ее исполнения. Для того чтобы научиться ее вязать, необходимо перекинуть конец рабочей нити вверх через большой палец на левой руке, а затем завести крючок слева направо в петлю, которая образовалась. При этом петелька должна соскочить с большого пальца. После этого при помощи конца крючка следует подхватить нитку, которая располагается на вашем указательном пальце и идет от нитяного клубочка. Эту нитку возьмите и протяните через получившуюся петельку и натяните, поддерживая под получившимся узлом кончик нитки.

Делаем цепочку из воздушных петелек, выполненных при помощи крючка

Самый базовый элемент любого вязания с использованием крючка – это связанная цепочка из воздушных петелек. Для того чтобы образовалась данная цепочка, вам необходимо конец вашей нитки загибать и скрещивать, а в образовавшуюся петельку протяните нитку, зафиксировав первую воздушную петлю.

Столбики с накидами и без накидов, полустолбики. Процесс выполнения:

Для того чтобы сделать столбик с одним накидом вам необходимо:

  1. Сложить рабочую нить петелькой, ввести в нее ваш крючок и положить нитку вокруг него. Далее протащите этот накид без затягивания в воздушную петельку, оставьте ее свободной.
  2. Затем рабочую нитку оберните вокруг указательного пальца левой руки. То место где нити скрещиваются, придерживайте большим и средним пальцами, сделайте накид и протяните через петельку на вязальный крючок.
  3. Первый круг вязания выполните по инструкции к выбранной модели изделия. Уже после завершения провязывания первого круга, потянув за начальную нитку, стяните кольцо из нитей.
  4. Для формирования столбца с двумя, тремя, четырьмя и более накидами необходимо сделать соответственное количество: два, три, четыре накида на рабочий крючок, а потом последовательно протягивать нить по две петли до тех пор, пока на вашем крючке останется одна петелька, а крючок вводите соответственно в пятую, шестую, седьмую и так далее петлю воздушной цепочки, причем петля, висящая всегда на стержне крючка, в счет не входит.

Полустолбики выполняются по следующему принципу:

  1. Введите вязальный крючок в третью петлю воздушной цепочки по направлению спереди назад.
  2. Накиньте рабочую нитку на крючок и протяните ее через две петельки, находящиеся на крючке.

Столбики без накида вы можете получить, следуя следующим нашим описаниям:

  1. Введите крючок в третью петлю воздушной цепочки по направлению спереди назад.
  2. Затем накиньте рабочую нитку на вязальный крючок и вытяните петельку.
  3. Теперь набросьте нитку еще раз на рабочий крючок и протащите ее через две петли, находящиеся на крючке.

Как правильно и грамотно читать схемы вязания крючком?

В русских журналах для обозначения петель крючком обычно используются символы из представленной ниже таблицы:

Выучите все условные обозначения, и вы сможете с легкостью читать любые схемы в журналах, Интернете и газетах.

Теперь вы сможете попробовать начать вязание крючком! Не последним важным элементом в данном виде рукоделия является подбор подходящих ниток и крючков таким образом, чтобы было комфортно делать вязание. Для тонких ниток будут идеальным решением тонкие крючки, а для толстых ниток, наоборот, только толстые инструменты. Если взять крючок толще рекомендованного, то вязание выйдет слишком рыхлым и неравномерным, а если тонкий, то, наоборот, затянутым и плотным.

Начинать лучше всего с вязального крючка среднего размера и обычных акриловых ниток. Попытайтесь вывязать небольшие квадратики десять на десять сантиметров с использованием каждого из предложенных видов петелек и несколько квадратов простыми узорами. Образовавшиеся в результате вязаные крючком квадратики сшить в единое полотнище и сделать удобное сиденье на стул, салфеточку или даже небольшой пледик для малыша.

Видео для изучения по теме статьи

После нашей подробной и увлекательной статьи об обучении вязанию, предлагаем вам необычную подборку интересного видео по описанной выше теме. Надеемся, что подобранный нами материал будет полезным для вас. Изучайте с удовольствием!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.