Народные традиции и праздники в детском саду. Консультация для педагогов «Народные праздники в детском саду. Народный православный праздник Сороки

Консультация для воспитателей.

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия человечества. В этом следует видеть стремление людей к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Великий русский педагог К.Ушинский еще в XIX веке отмечал, что западный человек ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось, и есть опасность превратиться в Иванов, не помнящих родства. Мы даже и праздников своих толком не знаем. Может быть, это следствие того, что более 70 лет они были как бы под запретом, так как имели “связь” с церковью? А ведь вся наша культура всегда рождалась в недрах религии и тысячелетиями была с ней связана. Рождество, Масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица, По- кров... И, конечно же, Иван Купала, пусть не признанный официальной церковью, но один из самых любимых праздников. На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения сказок, заучивания потешек и прибауток дети приобщаются к русской народной куль- турой в комплексе всех еѐ видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде всѐ это соединяется, поэтому приобщение к народному искусству ставит задачу синтеза: дети учатся не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Вообще именно в праздниках фиксируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времѐн года, связанные с трудом и бы- том человека во всей их целостности и многообразии. Прежде чем приступить к подготовке народного праздника, нужно самому педагогу внимательно ознакомиться со всеми его особенностями, характерными чертами, традициями, обычаями, обрядами. Необходимо подобрать детскую и познавательную литературу, картины и иллюстрации по тематике праздника. Очень важно привлечь родителей к совместному творчеству. Они помогут вам в изготовлении атрибутов и костюмов, да и в самом празднике могут стать полноправными участниками. СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА: - подготовку к празднику следует осуществлять постепенно, на организованной образовательной деятельности – познание, чтение художественной литературы, коммуникация, музыка, физическая культура, художественное творчество; - необходимо тщательно продумывать сочетание на празднике различных видов искусств; - подготовка к празднику не должна быть длительной и напряженной, утомляющей детей; - недопустимы случаи нарушения режима жизни дошкольников; - необходимо уделять внимание максимальной активности участия всех детей в народном празднике; - нельзя выбирать для выступления на празднике только способных и талантливых детей; в программу праздника надо включать подвижные игры, хороводы, танцы, разученные с не- большими подгруппами, выступления взрослых героев; - праздники можно проводить в первой или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа в зависимости от возраста детей и содержания самого праздника; - по длительности и содержанию праздники не должны быть утомительны для детей и перенасыщены; - в день праздника проводить организованную образовательную деятельность не следует; - после праздника в последующие дни по желанию детей можно повторить песни, хороводы, игры, которые им понравились.Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления; - все организационные вопросы по подготовке к проведению праздника обсуждаются заранее; - большое внимание нужно уделять содержательности сценариев народных праздников, способствующих воспитанию нравственного поведения, дружеских взаимоотношений детей в группе; - тематика и музыкальный репертуар народного праздника должны усложняться в связи с возрастными особенностями детей; - дети должны принимать посильное участие в подготовке народных праздников и развлечений.

Цель: воспитание бережного отношения к историческому прошлому и традициям России, создание радостной атмосферы праздника.
Задачи: Развивать выразительность речи, музыкально-двигательные способности, умение играть на русских народных инструментах и творческую самостоятельность детей.
Описание: Сценарий написан для детей старшего дошкольного возраста, все роли исполняют дети.
Сценарий может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям.
Дети на празднике одеты в русские народные, казачьи и костюмы богатырей.
Используются русские народные инструменты и атрибуты:детские сабли, веночки и платки для танцев.
Праздник удобнее проводить в конце учебного года,весной, так как написан он по русским народным праздникам, которые проходят в детском саду в течении календарного года. Во время мероприятия звучит только русская народная музыка или стилизованная - как в исполнении детей, так и для фона всего праздника.
В сценарии используется региональный компонент, который помогает создавать основы уважительного отношения и гордость за малую Родину.
Этот праздник помогает создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств - любви и преданности Родине.

Ход праздника:

Под русскую народную музыку дети с муз. инструментами друг за другом заходят в зал.
Исполняется танцевальный вход с инструментами "Дарья-ты душа"


Дети:
1.Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
2.Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя шутки, песни слагал.
3.Наши бабушки, дедушки нам говорили,
Как в старину хороводы водили,
4.Как смеялись, шутили,
Да песни звонкие пели!
Убирают муз. инструменты и перестраиваются перед зрителями.
Дети:
Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.

Песня «Динь-дон»
Дети садятся.

Дети:
1.Мы рады гостям,
Как добрым вестям,
Всех привечаем,
Да на праздники приглашаем!
2.В праздники Россия наряжалась,
Вся одежда вмиг преображалась.
Хороводы, хохот, песни, пляски!
Яркие насыщенные краски!
3. Про праздники народные расскажем,
Да песни, танцы русские покажем,
А вы смотрите не зевайте,
Да в ладоши ударяйте!

Танец «Варенька» (общий)
После поклона, поворот спиной, берутся за руки, цепочкой садятся на места.

Дети:
Есть древний праздник на Руси,
Народом очень почитаем,
Под шелест золотой листвы,
Когда Покров мы отмечаем.
Мы песнями благодарим,
За урожай спасибо говорим!

Песня «Во поле орешина» (вокальная студия) (ленточки)
Дети:
1.Год календарный начинается,
Следующий праздник приближается!
Праздник светлый наступил!
Людям радость подарил!
Потому что Рождество
Это то же волшебство.
2. Святки мы отмечаем зимой,
Это праздник особо сердечный.
И уныние гоним долой,
И становимся мы человечней.
3.И рядиться, и колядовать
Любит русский народ современный.
И готовы поздравить опять
С этим праздником мы непременно!
4. Праздник этот самый длинный
Он веселый и старинный.
В этот праздник пели-ели
Веселились две недели.
Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили.
5.Как тихо плещется вода
В Крещенские морозы,
И ничего, что холода,
Крещенье следом наступает.

Танец «Валенки» (хореография)
Дети:
1.Весёлым хороводом праздник славится,
Поёт, хохочет весь честной народ.
Весну встречает Масленица-красавица.
Прощай зима, до встречи через год!
2.Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
3.Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
4. Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Богатыри:
1.То не грозное небо хмурится,
Не сверкают в степи клинки.
Это батюшки Ильи Муромца
Вышли биться ученики.
2. Богатыри пришли с былых времен
Так на Руси, всегда враг будет побежден!

Танец «Богатыри» (мальчики) (сабли)


Дети:
1.На Руси, как снег растает,
И в природе - тишина,
Первой верба оживает,
Безыскусна и нежна.
2.Перед Пасхой, в воскресенье,
В церковь с вербочкой идут,
Вербное же, воскресенье
Люди счастье в дом несут.
3.Словно яркая раскраска,
К нам домой, явилась Пасха.
Принесла в своём лукошке,
Яйца, булочки, лепёшки,
Пироги, блины и чай.
Пасху весело встречай!
4. Начало лета – Троица!
Такая красота!
И дышится, и радостно,
И в сердце чистота.
Берёзки белоствольные
В зелёных платьях все,
Полынь степная, вольная
В серебряной росе.
5. Легко на сердце, благостно,
Любовью всё живёт.
На Троицу так радостно,
И так душа поёт!

Танец с платками (девочки)


Девочки с веночками:
1.Ой, на Ивана, на Купалу девушки гадали,
В воду быструю венки свои кидали.
(сняли венки)
2. – Скажи, водица, красной девице
Про жизнь молодую, с кем век вековать?
3. Кого, реченька, любимым называть?
Долго ли жить, по земле ходить?
Неси, речка, венок на другой бережок!

Танец "Венок" (веночки)

Дети с яблоками:
1.Вот и яблочки поспели
Прямо к празднику успели!
Собирается народ –
Это Спас к нам идет!
2.Три Спаса наступают в месяц август.
Яблочный, ореховый, медовый,
В них яблок вкус, да мёда сладость
И твёрдость спелого ореха.
Казаки:
1. Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
2. Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
3. Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.

Танец «Казачата» (мальчики) (сабли)


Дети:
1.Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим.
Хоть новому принадлежим.
2.Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
3.Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
4.Умный, сильный наш народ
Далеко гляди вперед.
Но приданья старины
Забывать мы не должны!
Дети выстраиваются в полукруг.

Песня «Русские праздники» (2 гармошки)


Дети, держась за руки, делают поклон и цепочкой за руки выходят из зала.

Сложилась хорошая традиция отмечать календарные и фольклорные праздники в нашем саду: Святочные посиделки, Масленица (проводы русской зимы), праздник Пасхи, Троица.

«Фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость».

Фольклор - искусство синкретическое: музыка, и слово, и танец. Он наилучшим образом развивает возможности дошкольника. Через фольклор и фольклорные праздники ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. Благодаря фольклору в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням ребенок легче входит в окружающий мир. Обрядовые праздники, посвященные фольклорной тематике, вызывают у детей интерес к русскому народному творчеству и надолго сохраняют в душе радость от праздничного события.

Народные праздники, проводимые в ДОУ.

Святочные посиделки - древняя традиция русского народа. На них приходили отдохнуть, повесе­литься. На святках может случиться разное - это известно всем, мало-мальски знакомым со святочными традициями - тут и колядки, тут и посиделки, и веселые игры и угощение.

Начинались святки 7 января в день Рождества Христова, а заканчивались 19 января в День Крещения Господня. На Руси принято было все святочные дни ходить в гости и приглашать гостей к себе. Девушки в это время гадали, а ряженые ходили по домам, пели колядки и получали различное угощение. Если добрый был хозяин – ему пели величальную песню, где желали ему в новом году достатка и здоровья, а если скупился с угощением – ему пелись другие песни, в которых ему желали наоборот, только самого дурного.

В детском саду этот праздник проходит в виде развлечения – деревенских посиделок.

Масленица - один из русских календарных праздников. В этот день празднуются проводы Зимы и встреча Весны. Пришёл он к нам из языческой Руси. Масленица - это персонаж славянской мифологии. Масленица воплощает в себе сразу трех персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть. Название праздника еще в древние времена было перенесено на антропоморфный персонаж, который в самом начале праздника торжественно встречали с величальными песнопениями на горке.

Исстари сложилось убеждение, что "не потешишь на широкую Масленицу - значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить". Поэтому Масленицу всегда встречали широко, весело: на улицах устраиваются забавы и игры, гулянья с песнями, плясками, ряжеными... На Масленицу было принято "есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду". Ряженые, балаганы, взятия снежных городков, кулачные бои, купания в прорубях, лазания по шесту за призом, игры с медведями, музыка, пение, пряники самые разные, застолья, сжигание соломенного чучела Масленицы - всё это развлечения, происходившие на праздновании Масленицы.

Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках. С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника хоронили Масленицу или провожали, разрывая чучело в мелкие клочья на краю села. Но, чаще всего, чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно " на горке" - на какой-нибудь возвышенности.

Празднование Масленицы обычно проходит на свежем воздухе в виде театрализовано-спортивного мероприятия. Проводятся шуточные конкурсы, эстафеты, игры.

Троица почиталась в народе за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дома, занимались приготовлением блюд для праздничного стола, заготавливали зелень (см. Троицкая зелень).

В русской традиции праздник Троицы связывался, прежде всего, с почитанием растительности, расцвет которой приходился как раз на это время. Символом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий была береза. На березах обычно "завивали" ветви, переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами, полотенцами и т.д. Со временем их обязательно "развивали", считая, что в противном случае дерево может «обидеться». Часто Троицкая березка становилась центром народного гулянья Троицкого дня.

Помимо этого повсеместно свежей зеленью украшали поселки, церкви, дома и хозяйственные постройки. Зеленые венки венчали обычно головы людей, а местами и животных. В ряде мест в этот день запрещалось рубить и ломать деревья и ветви; разрешалось срубать только обрядовое деревце - выбранную заранее березку. Поэтому крестьяне часто говорили, что в Троицу лес - именинник. Существовало также представление о том, что растения на Троицу обладают особой магической силой, оно нашло отражение в локальном обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

Фольклорный праздник в детском саду «Лето, лето – красное!»

Вот и наступило долгожданное лето! Позади остались ледяные горки, катания на лыжах и санках, сооружения снежных замков и игры в снежки. Конечно, наш северный край своеобразный и теплые деньки нас балуют пока мало, но это никак не повлияло на настроение ребятишек, пришедших на замечательный праздник под названием «Лето, лето – красное!» . Сколько задора веселья и радости светилось в их глазах!

В гостях у ребят побывали Лесная Кикимора и Леший, которые хотели навсегда забрать в свое болото Лето. Но тут ребятам неожиданно помог Дедушка Мороз, случайно очутившийся на летнем празднике: ведь он волшебник и в его книге все-таки нашлось нужное заклинание, которое помогло детям вызволить Лето Красное, попавшее в беду.

Праздник надолго запомнился всем. Ребята от души веселились, плясали, пели и принимали участие в различных состязаниях.

Теперь нам осталось только дождаться настоящего тепла…

Цель: познакомить детей с русским народным творчеством, народными промыслами, привить им любовь к русской культуре и русским традициям.

Лето, лето – красное!

Приди, Лето к нам с радостью,

С пшеницей золотистою,

С овсом кучерявым

С травушкой – муравушкой!

Праздников, всероссийских и международных, в нашем календаре немало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают всё же именно «вечные» народные торжества, пришедшие из глубины веков. Недаром, к примеру, Масленицу, или Сороки так любят дети!

В этом разделе Вы найдёте всевозможные варианты сценариев для проведения с детьми осенних ярмарок и летних Спасов. Познакомитесь с опытом коллег по организации тематического мероприятия на Вербное воскресенье, Пасху, Ивана Купала, Покров, Сабантуй… Для Вашего удобства все материалы систематизированы, поэтому найти нужный и актуальный будет несложно.

У Вас будет самый лучший фольклорный праздник!

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Сороки, Жаворонки, Грачиная каша. Народные праздники птиц
  • Спас. Яблочный, медовый, ореховый спасы. Материалы к праздникам
  • Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды

Показаны публикации 1-10 из 2038 .
Все разделы | Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №24 ГОРОДА СЛАВЯНСКА- НА -КУБАНИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН Тема проекта :«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными играми , праздниками »...

Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена в ФГОС дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает...

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - Народные праздники птиц «Сороки. Жаворонки»

Публикация «Народные праздники птиц «Сороки....»
Описание праздника: На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Это один из весенних праздников, который был посвящен встрече Дня весеннего равноденствия, которое было чуть ли не главным событием в жизни наших предков-славян. На Руси существовала вера в...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Сегодня, 22 марта все православные отмечают праздник Сороки, (Жаворонки)- День памяти Сорока мучеников севастийских. Название дня происходит от Сорока Севастийских мучеников. Согласно народному календарю, в этот день зима кончается - весна начинается, день с ночью...

«По обычаям народным». Развлечение на прогулке для старших дошкольников Цель: пробудить в ребятах интерес к русской истории, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом, дать представление о народном толковании прихода весны. Задача: познакомить с основными приметами прихода весны, объяснить понятия «день весеннего...

Фольклорно - спортивный календарный праздник «Кузьминки» (Подготовительная группа) Фольклорно - спортивный календарный праздник «Кузьминки» (Подготовительная группа. 14 ноября по народному календарю Кузьма – Демьян – покровители ремёсел, главным образом кузнечного мастерства и женского рукоделия. Задачи. 1. Продолжать знакомить детей с народным творчеством. 2....

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - Досуг «Масленка» для малышей с использованием малых фольклорных форм

Атрибутика. Блины на блюде, разрезанные на маленькие порции, шумовые инструменты, карусель. Дети заходят в зал под песню «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» Ведущий. Ребятки, мы к хозяйке в дом пришли, давайте поздороваемся с ней. Дети. Здравствуйте! Хозяюшка. Здравствуйте, ребятишки! Я...

«Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации…»

М.П. Мусоргский

Наш детский сад в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставит перед собой цель – знакомство с музыкальным фольклором. Достижение этой цели осуществляем как на музыкальных, так и на других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми и их родителями.

Главной задачей музыкального воспитания является возрождение к народному искусству, к народным традициям и обычаям. А так же любовь к родному краю, Родине, народу.

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек всё равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.

Значение культуры нашего народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию, могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребёнок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведёт его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни прошлого – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.

Так уже стало традицией проведение «Калядок», «Масленицы», «Троицы – девичий праздник», «Пасхальные перезвоны», «Посиделки» и др. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы. Задорные мелодии данных произведений радуют своим весельем, жизнерадостным характером. Они очень просты по своему построению, отличаются чётким ритмом.

Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику можно осуществлять в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребёнка, делает процесс познания увлекательным и доступным, а общение дошкольника с окружающими более интересным и содержательным. Немаловажным является и то, что фольклорно-праздничный проект заканчивается ярким, красочным, эмоционально-насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринуждённой и весёлой форме.

Ожидание праздника и подготовка к нему являются составной частью годового ритма и образом движения в будущее. Жизнь ребёнка наполняется радостью и смыслом. Он испытывает уверенность в завтрашнем дне. Процесс подготовки даёт возможность включить в педагогический процесс разные виды детской деятельности. Планирование совместной работы педагогов, детей и родителей происходит на родительских встречах, также совместно воспитателей и специалистов следующим образом:

– информация о целях, смысле и содержании праздника, эмоциональная отзывчивость;
– обсуждение и изготовление подарков для детей;
– разучивание песен и хороводов;
– установление сроков мероприятий, выбор ответственных, дополнительная информация.

Активное участие педагогов, детей и их родителей в подготовке к празднику включает в себя: традиционные игры и хороводы, украшение зала, подготовка подарков.
Эмоциональная и духовно-нравственная атмосфера праздника создаётся общим настроением и активностью всех участников. Это атмосфера общности, духовного единения и хлебосольства. Родители вовлекаются во все дела и игры, а не являются гостями на чужом пиру, скромно сидящими в стороне. Приобретая опыт и совместные переживания детей и взрослых, становятся базой для поддерживания народных традиций в семье и детском саду.

Этапы проведения праздника

Можно выделить четыре этапа в проведении праздника, которые имеют духовную и эмоциональную окраску.

1. Создание атмосферы праздника на основе совместной деятельности детей и взрослых. Виды деятельности: украшение зала, подготовка праздничного стола, выступление в спектакле или небольшой роли на празднике, изготовление подарков, поделок, сюрпризов.
2. Совместные игры. Они могут проводиться как в зале, так и на улице, в зависимости от праздника. Игры могут быть в общем кругу при роле педагога, так и небольшие аттракционы, за каждый из которых отвечает взрослый. Этот этап включает музыкально-ритмические композиции, которые проигрываются ежедневно в течение всего периода подготовки праздника.
3. Праздничная трапеза. Трапеза – праздник внутри праздника, который сопровождается хоровым пением, шутками, загадками. Важно обратить внимание на то, как оформлен стол. Использовать угощение в соответствии с данным временем года и характером праздника.
4. Спектакль-сказка или утренник по специально подготовленному сценарию. Этот элемент праздника, который включает в себя представление детям о народном празднике и связанных с ним обычаях. Показать родителям исполнительские возможности детей, закрепить с детьми народные игры, выразительному исполнению своих ролей.

(Праздничный календарь: Осенины, Рождество и масленица, Пасха, Троица)

Основным принципом воспитания на Руси являлось посильное включение ребёнка во все виды деятельности семьи: через общение, через труд, через празднично-игровые ситуации. Но большинству семей в налаживании подобных отношений необходима помощь. Как её можно оказать? Современное дошкольное воспитание может ненавязчиво ступить в сотрудничестве с родителями через возрождение семейного празднования народных праздников.

В национальных праздниках предстают красота родной природы и любовь к земле, чувство справедливости и совестливости, творчество, задушевность и хлебосольство. Традиционные праздники могут стать основой духовно-нравственного становления личности, основой культуры здоровья, жизненным стержнем современного родителя-горожанина, возвращающегося к истокам русской христианской культуры.

Сценарий фольклорного праздника

Часть зала оформлена в виде русской избы: посередине стол, на нем самовар, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. В углу скамья, на ней прялка. Дети и родители одеты в русские народные костюмы.

На середину зала выходят Хозяюшка и Хозяин горницы.

Хозяин и Хозяюшка (кричат ): «Красны девицы, да добры молодцы! Приглашаем Вас позабавиться да потешиться, пошутить, посмеяться. Мы с Вами будем петь, играть, водить хороводы, какие водили наши бабушки и дедушки, когда были молодые».

Хозяин:

Гость на двор – хозяину радость.
Кого почитают – того и величают.
Красному гостю – красное место.
Будьте как дома, присаживайтесь.

(Родители и дети проходят и присаживаются на лавки под народную мелодию)

Хозяюшка: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась. И мы сегодня все вместе собрались на посиделки. Как наши дедушки и бабушки любили песни петь, так и мы споем русскую народную песню. (Исполняют песню « Как у наших у ворот»)

Хозяин: Издавна русский народ славился трудолюбием.

Хозяюшка: Много сложено поговорок и пословиц о труде. А вы, гости дорогие, знаете ли такие пословицы и поговорки?

(Гости называют пословицы: «Дело мастера боится», «Без дела жить – только небо коптить», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Есть терпенье – будет и уменье» и т.п.)

Хозяин:

«Делу время – потехе час».
Говорят, что без частушки
Нет и жизни никакой.
Мы частушки-хохотушки
Пропоем со всей душой!

(Гости поют частушки)

Хозяюшка: Народные танцы существуют у всех народов. И у русского народа есть свой танец – русский хоровод. «Водить хоровод, – что уж тут сложного, – подумаете вы. Но водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это ещё и петь, танцевать и исполнять интересные роли. Хороводные движения бывают простыми и сложными. И сегодня мы все вместе будем водить хоровод. (Водят хоровод «А я по лугу»)

Хозяин:

На море – океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под ним стол золоченый,
На столе бык печеный.
Садись, кушай,
Мою сказку слушай…

Вслушайтесь в слово «сказка». Сказка сказывается, рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали – и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.

Любит народ своих героев, любит и знает. А мы вам предлагаем сегодня показать одну из сказок. Например, «Теремок».

(Родители и дети распределяют между собой роли, подбирают необходимые атрибуты и инсценируют сказку. В качестве фона используется народная музыка, которая выражает характер каждого сказочного героя. В заключение сказки все герои играют на народных инструментах, выражают радость, настроение).

Хозяин: Народная мудрость гласит: «В тесноте, да не в обиде»

Хозяюшка: Любил русский народ веселые, озорные игры затеять. И, уж какие только игры не придумывали!

(Хозяюшка предлагает встать парами и поиграть в игру «Ручеек»)

Хозяин загадывает загадку:

«Овечка-ярочка соскочила с лавочки,
Соскочила с лавочки, копытца яблочком
Вся мохнатенькая, сама усатенькая.
Днем спит и сказки говорит,
А ночью бродит, на охоту ходит» (Кошка)

А знаете ли вы, откуда взялись загадки? Какую интересную и долгую жизнь прожили на земле до встречи с вами? Родились загадки давным-давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед подстерегало тогда человека: ударит молния в дерево, забушует лесной пожар, волки нападут на стадо…
Наши предки думали, что и дерево, и трава, и всякая тварь лесная – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы природу обмануть, а друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый язык. Вот из этой тайной речи и родились когда-то загадки.

(Гости загадывают друг другу загадки)

Хозяюшка: «Ну, какой же вечер без игры в кольцо?!» Колечко, колечко, выйди на крылечко» (игра «Колечко»)

Хозяин: «У кого тут хмурый вид, снова музыка звучит»

(Хоровод «На горе то калина», Хозяюшка уходит из горницы)

Хозяин:

Кумушка-кума, где живешь?
Кумушка-кума, что так долго не идешь?

Хозяюшка:

Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай
Уж ты, кумушку встречай!

Хозяин и Хозяюшка (вместе):

Тары-бары-растабары,
Посидим у самовара

(Хозяин и Хозяюшка приглашают всех гостей к столу)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.