Краткая характеристика педагогики марии монтессори. Принципы педагогической системы М. Предметная среда – элемент педагогической системы М. Монтессори

МАРИЯ МОНТЕССОРИ: «ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ»

Если вы, родители, с содроганием вспоминаете командный голос своей воспитательницы в детском саду, учеников, ходивших по кругу на школьных переменах, и ратуете только за индивидуальный подход в воспитании, то педагогика Марии Монтессори сразу вас подкупит.

Имя итальянского педагога Марии Монтессори (1870— 1952), первой женщины-врача в Италии, известно всему миру. Она создала особую методику воспитания детей, которую сегодня изучают во всех педагогических вузах. В России все больше детских садов осваивает эту зарубежную методику, которая обеспечивает больший эффект, чем традиционная.

На фоне провалов традиционных методов образования сегодня в мире возродился интерес к Монтессори. Ее понимание внутреннего мира ребенка и ее идеи помощи в форми-ровании всесторонне развитой личности кажутся новыми и значимыми сегодня. Метод Марии Монтессори включает Детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка.

Сама Мария Монтессори свой метод коротко называла «помощью жизни». В этом смысле он не имеет никакого отношения к многочисленным методикам раннего развития, потому что развитие имеет свои законы, которые нельзя нарушать, и свой темп, который опасно форсировать. Другое дело, что темп у каждого ребенка свой, и задача педагога состоит в том, чтобы устранить препятствия на пути естественного развития малыша. В современном понимании эта задача не отличается от задачи воспитания, под которым понимают целенаправленное создание условий для развития человека.

➠ Система Монтессори предлагает свой целостный и логичный путь воспитания, который коротко можно передать одной емкой фразой: «Свободная работа ребенка в специально подготовленной среде». Он заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, подталкивает его к самостоятельному решению задач. Все это предлагается в игровой форме — специально оборудованная комната, где находится множество специальных игровых пособий, соответствующих возрасту детей.

Монтессори-педагогика подразумевает равноправные отношения между взрослыми и детьми. Семье в процессе вос-питания ребенка, по данной системе, отводится главная роль. Если семья принимает позиции системы, то ребенок быстро адаптируется к системе Монтессори (детский сад, школа) и чувствует себя комфортно.

Если вы будете воспитывать своего ребенка по системе Марии Монтессори, то у вашего ребенка появятся:

Любовь к порядку и работе;

Способность к спонтанной концентрации;

Любовь к тишине и индивидуальной работе;

Способность действовать по своему выбору;

Самодисциплина и послушание;

Независимость и инициатива;

Радость как критерий, указывающий на правильно выбран-ный путь развития.

Если, хорошо все взвесив и подумав, вы решили отдать своего ребенка в школу Монтессори, знайте, что в основе метода Монтессори лежат три кита: ребенок, подготовленная окружающая среда и учитель. В центре стоит ребенок, в отличие от традиционной школы, где центром является учитель.

— Дети! Все быстро сели за столики, взяли карандаши и рисуем грибок!

— А можно я буду рисовать яблочко?

— Яблочко дома с мамой будешь рисовать, а тут я сказала — грибок, значит, грибок!

Вряд ли вы, родители, услышите что-то подобное в классе Монтессори, так как здесь все основано на индивидуальном подходе к каждому малышу.

Педагогика Марии Монтессори не признает повелительного наклонения в отношениях с детьми , не торопит развитие маленького человека, предоставляя ему учиться и развиваться самостоятельно, согласно внутренним ритмам и потребностям, в отличие от традиционных методик. Она позволяет ребенку проходить путь познания в ситуации, когда знания приобретаются в деятельности.

Ребенку предоставляют свободу в выборе занятий. Он сам выбирает материал, с которым хотел бы работать, и сам решает, что именно он будет из него делать. Малыш может потратить на свои занятия столько времени, сколько захо-чет. При этом краткое двух-, трехминутное обучение обра-щению с выбранным материалом воспитатель или учитель обязательно проводит с каждым подопечным индивидуально. Ребенок может упражнять свои чувства свободно и спон-танно; он испытывает удовольствие и энтузиазм от своей деятельности, потому что он делает то, что он хочет делать, а не то, что ему кто-либо укажет. Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Малыш также учится сам находить ошибки и исправлять их. Это приучает его к деловитости и точности с ранних лет, что очень полезно для его внутренней организации.

➠ Метод Монтессори создает условия для возникновения в ребенке любви к учению и исподволь внушает устойчивые мо-тивации для продолжения учебы.

Огромное внимание уделяется обучению детей навыкам самообслуживания, так как ребенок, умеющий ловко зашнуро-вать собственные ботинки, застегнуть курточку и пришить пуговицу к рубашке, не только приобретает бесценный опыт самостоятельности и ответственности, но и разовьет те мышцы, которые необходимы и для овладения навыками письменной речи.

Бытовые упражнения по обслуживанию себя и других в классе Монтессори — это одна из частей подготовленной среды. На одном из родительских собраний кто-то из родителей испуганно вскрикнул: «Вы им и ножницы даете? Даже взрослый человек порою может себя поранить». Это так, но этих родителей и вас никто не учил обращаться с острыми предметами. Перед тем как взять в руки ножницы, они и вы не могли потренироваться на разных пинцетах и зажимах. А дети из класса Монтессори могут. Так же как могут выйти из этой зоны и перейти в зону сенсорного материала или математики, языка, космоса. Все это они делают в индивидуальном темпе, когда созреют сами, а не тогда, когда учитель построит их и по-ведет на занятие.

Учитель определяет зоны ближайшего развития ребенка и предлагает ему войти туда, взяв новый материал, но окончательный выбор за малышом.

Детям очень важно быть самостоятельными. Не у каждой мамы хватает терпения смотреть, как ребенок размазывает грязь, вытирая пыль со стола, или неумелыми ручками моет чашку. Мамам легче помыть самим, а вот учитель в Монтессори-группе, возможно, перемоет за малышом, но сначала покажет, как это делается, и даст ребенку попробовать это сделать самостоятельно.

➠ Итак, что является самым важным для вас, родители, главное в системе Монтессори — не пособия, не методики. Главное — это ваш ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одно-го систему обучения. И Монтессори в своей методике предоставила каждому ребенку самостоятельно разрабатывать для себя индивидуальную программу обучения, выбирать, чем, когда и как ему заниматься в развивающей среде, созданной педагогами.

Для вас, родители, в методике Монтессори основной плюс — это то, что она «нормализует» поведение ребенка, чтобы он мог полностью использовать свои возможности. Некоторые характерные признаки такого ребенка:

Способность к концентрации внимания;

Чувство собственного достоинства;

Самостоятельность;

Самомотивация;

Привычка к порядку;

Удовольствие от повторения;

Способность к самостоятельной работе;

Самодисциплина;

Стремление к свободе выбора;

Удовольствие от работы как таковой, без необходимости вознаграждения и наказания;

Послушание;

Предпочтение работы игре;

Любовь к познанию.

➠ Мария Монтессори доказала, что разные типы навыков у ребенка лучше всего воспитывать в определенном возрасте, иначе можно упустить самый благоприятный момент для их формирования. Поэтому детские сады и школы основывают свою работу по этой методике на принципе строгой возрастной пе-риодизации. К двум годам малыши умеют различать людей и предметы, окружающие их. До трех лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.

К трем годам ребенок овладевает очень сложными языковыми навыками. В тот период, когда никто не может стать для него учителем, ребенок сам формирует основу своего интеллекта. В период от трех до ше-сти лет ребенка можно назвать «строителем самого себя»: он стремится сам выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого. А в следующий период (до девяти лет) он становится на позицию исследователя окружающего мира.

О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников.

«Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?» - поразилась Мария Монтессори и решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам. Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?

Принцип системы Монтессори

Вот самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Полный способ пособий, которыми оснащаются группы, занимает не один десяток листов. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие .

В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» - вот принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о которых мы поговорим подробнее.

Личное пространство

В подготовительной среде ребенок знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как. Например, категория пространства. И это происходит не только за счет осознания, что у каждого материала в группе есть свое место. Просто, когда малыш раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя.

Ведь в группах Монтессори дети не сидят на партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя. Здесь каждый занят своей работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком.

Если в материале, каждый их которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два ребенка, то, естественно, возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга.

Целям обретения навыков социального общения служит и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогаю младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному. Для малыша Монтессори-материалы – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочит свои хаотичные представления о мире. В специальной подготовительной среде он упражняет все физические и духовные функции и всесторонне развивается.

Отличия системы Монтессори

Как видите, система Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики. Во-первых, это касается отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.

Второе – роль учителя. Главное место в системе Монтессори - пространстве принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

Жизненная практика

В первую очередь это упражнения из области жизненной практики, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома.

А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и математических абстракциях.

Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики – автоматический контроль ошибок.

Сенсорное развитие по системе Монтессори

В области сенсорного развития ваш малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни: с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в область математического развития – поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.

Математическое развитие по системе Монтессори

Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

Область языкового развития

Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит вы вполне сможете сделать и в домашних условиях.

Космическое воспитание по системе Монтессори

Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира – и эту задачу решает область космического воспитания. В доступной форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

Одной из наиболее востребованных методик развития ребенка в настоящее время является система Монтессори, подразумевающая для детей одновременно серьезную работу и увлекательную игру, дисциплину и свободу. Мария Монтессори, автор данной педагогической методики, называла ее «система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду ». Методика существует более 100 лет, но в России долгое время она была недоступна. Первые книги Монтессори появились в нашей стране лишь в 90-е годы. Сегодня насчитывается множество детских садов и центров раннего развития ребенка, работающих по данной системе. Система Монтессори работает с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.

История системы

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года. Она была первой женщиной-врачом в Италии, а также психологом, педагогом, ученой.

В 1896 году Мария работала в детской клинике, и ее внимание обратили на себя несчастные умственно отсталые дети, которые, не зная, чем заняться, бесцельно бродили по гулким больничным коридорам. Наблюдая за их поведением, Мария сделала вывод, что это результат отсутствия стимулов к развитию, и что каждый ребенок нуждается в специальной развивающей среде, в которой он может почерпнуть для себя что-то интересное. Целенаправленно и углубленно занимаясь психологией и педагогикой, Мария пробовала разрабатывать собственные методики воспитания и развития детей.

6 января 1907 года Мария Монтессори открыла в Риме «Дом ребенка», где впервые была использована созданная ею педагогическая система. Двигаясь методом проб и ошибок, Мария подготавливала сенсорные материалы, стимулирующие познавательный интерес у детей. С 1909 года книги Монтессори начали распространяться по миру, в 1913 году они дошли и до России. В 1914 году начали открываться первые детские сады по системе Марии Монтессори, но с приходом к власти большевиков они были закрыты. Возвращение методики Монтессори в нашу страну состоялось лишь в 1992 году.

Опираясь на знания об особенностях физиологического, умственного и психического развития детей, Мария Монтессори пришла к выводу, что образование является не столько ответственностью учителя, сколько естественным процессом развития малыша.

Суть методики Монтессори

Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке . Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому» . То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Отметим, что воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.

Основные положения системы Монтессори

  1. Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.
  2. Свобода действий и выбора ребенка.
  3. Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из ребят разного возраста.
  4. Решения ребенок принимает самостоятельно.
  5. Занятия проводятся в специально подготовленной среде.
  6. Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.
  7. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.
  8. Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.
  9. Недопустима критика, недопустимы запреты.
  10. Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.

Таким образом, система Монтессори стимулирует в ребенке стремление к развитию заложенного в нем потенциала, к самообучению и самовоспитанию. На плечи воспитателя в данном случае ложится обязанность организовывать деятельность малышей, предлагая при этом помощь ровно в той мере, которая необходима для появления у ребенка заинтересованности. Итак, основными составляющими педагогики Монтессори, позволяющими малышам реализовывать собственный путь развития, являются:


Роль взрослого в системе

Может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.

Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают. Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.

Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори, позволяет ему совершать великие открытия . Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

Роль развивающей среды в системе Монтессори

Важнейшим элементом в педагогике Монтессори является развивающая среда. Можно даже сказать, элементом ключевым. Без нее методика не может существовать. Правильно подготовленная среда помогает малышу самостоятельно развиваться без воспитательской опеки, учит его быть независимым. Дети испытывают большую потребность в познании окружающего мира, им хочется нюхать все вокруг, щупать, пробовать на вкус. Путь ребенка к интеллекту лежит через органы чувств, поэтому ощущение и познание сливаются для него воедино. Правильная среда – это среда, соответствующая потребностям ребенка . Процесс развития детей не следует ускорять, но также нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить потери интереса у ребенка к тому или иному занятию.

Развивающая среда выстраивается согласно строго определенной логике. Традиционно в ней выделяются 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни. Здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой.
  2. Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов.
  3. Зона сенсорного воспитания. Развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов.
  4. Зона Космоса. Знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики.
  5. Математическая зона. Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению.

Столы в комнате отсутствуют, есть только небольшие столики и стульчики, передвигаемые на свое усмотрение, а также коврики. Дети могут расстилать их там, где им удобно.

Роль дидактического материала в системе Монтессори

Обучение ребенка тесно связано в системе Монтессори с предметной средой. При этом в качестве игрушек могут выступать практически любые предметы. Игрушкой может стать тазик, вода, ситечко для чая, салфетки, крупа, ложка или губка. Также существуют специальные монтессори-материалы, в частности, Розовая башня, формочки-вкладыши, Коричневая лестница и другие. Пособия Марией Монтессори разрабатывались с особенной тщательностью. Они должны были нести обучающую задачу, а также способствовать всестороннему развитию воспитанников.

Любые занятия с дидактическими материалами преследуют прямую и косвенную цель. Прямая цель актуализирует движение ребенка, косвенная развивает слух, зрение, координацию движений. Поскольку вмешательство взрослого согласно Монтессори-педагогике необходимо минимизировать, материалы выполнены таким образом, что ребенок может самостоятельно найти свою ошибку и устранить. Так малыш обучается предупреждать ошибки. Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать.

Правила работы с дидактическим материалом

  1. Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)
  2. К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.
  3. При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности: выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.
  4. Запрещается передавать пособие из рук в руки во время групповых занятий.
  5. Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.
  6. Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.
  7. Работа постепенно должна усложняться.
  8. Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.
  9. Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.

Мария Монтессори отмечает, что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.

Минусы методики Монтессори

Как и любая педагогическая система, методика Монтессори имеет ряд недостатков.

  1. Система развивает только интеллект и практические навыки
  2. Подвижные и ролевые игры отсутствуют
  3. Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка (хотя психологические исследования утверждают обратное). Впрочем, в монтессори-садах есть специальные игровые комнаты, да и ребенок не все время проводит в садике. Это позволяет частично компенсировать два последних недостатка.
  4. Система Монтессори достаточно демократична. После нее детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ.

В рамках одной статьи уместить весь опыт Монтессори, отраженный в ее педагогической системе, невозможно. Мы постарались изложить в данной статье основные постулаты. Для получения более подробной информации о методике рекомендуем обратиться к первоисточникам, книгам, написанным Марией Монтессори и ее последователями. Благо, в настоящее время имеется доступ к различным педагогическим системам и методикам, что позволяет выбирать для наших детей самое лучшее.

Педагогическая система Марии Монтессори – это способ обучения детей и преподавания в образовательных институтах, созданный доктором Марией Монтессори и в начале 20 века внедренный в практику. Основная суть данного метода заключается в открытом обучении вместо закрытого (фронтального, к примеру). Подобный тип педагогики можно назвать эмпирическим, поскольку ребенок своими наблюдениями помогает взрослому выбрать подходящие назидательные приемы, уместные именно для него и конкретной ситуации. Вся сущность педагогики сводится к тому, чтобы помочь ребенку сделать все самостоятельно.

Идеология

Система Марии Монтессори представляет собой уникальный метод педагогики, когда за основу берутся натура ребенка и он сам. Доктор верила в то, что все дети уникальны по-своему. Именно поэтому в ее методике детей не сравнивают и не измеряют по общепринятым стандартам. Взамен они получают свободное обучение, где априори не может быть давления и осуждения. У Марии было убеждение в том, что распространенный метод «кнута и пряника» сбивает внутреннюю ориентацию человека, в то время как он должен учиться согласно личным побуждениям. Связано это главным образом с тем, что подрастающий по природе своей стремится к участию во взрослой жизни своих родителей.

Система Монтессори ставит во главу потребности, способности и одаренность каждого отдельно взятого малыша. Обучаемость детей становится максимально продуктивной при их собственном выборе способа и ритма учебы. С этим связано поведение Монтессори-педагогов, при котором они позволяют детям самостоятельно определять область изучения, скорость, а также способы закрепления пройденного.
Основа педагогического метода Монтессори заключается в том, чтобы поддерживать естественную радость ребенка от обучения. Согласно доктору это чувство – одно из основных характерных черт маленького человека. Поэтому крайне важно сохранить его и управлять им посредством уважительного отношения, тем самым формируя полноценную и уравновешенную персону.

Дети, которым позволено определить собственный ритм обучения и интересы, отличаются уверенностью в собственных возможностях и показывают лучшие результаты в плане усвоения изученного.
Дополнительно, независимость закрепляется практическими заданиями. Для этого берутся различные сюжеты из повседневной жизни подрастающего. В дошкольных учреждениях Монтессори детки самостоятельно ведут свою жизнедеятельность, обучаясь этому посредством подражания. Педагогика Монтессори в школах предоставляет большие возможности для коллективных работ. Ученики делают свой добровольный выбор, с кем из других ребят сотрудничать и над какой целью трудиться. При этом в подобной деятельности акцент ставится на индивидуальности ученика как управляющего своим интеллектуальным развитием.

Для доктора Монтессори задачей первостепенного значения было развитие у малютки чувственных восприятий в способствующей атмосфере, которая удовлетворяла бы его психологические нужды. Вместе с тем крайне необходимо, чтобы учителя проникались его индивидуальными особенностями ребенка и тем, что его волнует в данную минуту, подстраивались под его личный ритм, а также были открыты к тому, что им тоже есть чему поучиться у обучающегося. Может быть такое, что он воспользуется специализированным математическим материалом не по назначению, а для строительства из него машинки или еще чего-то, и обучающий должен будет поддержать его решение.

Принципы монтессори-педагогики

Согласно Марии Монтессори, формирование личности маленького человека осуществляется в три стадии:

  • первый этап детства (0 – 6 лет)
  • второй этап детства (6 – 12 лет)
  • юность (12 – 18 лет).

Все три вышеупомянутые стадии являются четко выраженными, независимыми фазами развития.

Первый этап – один из наиболее важных отрезков жизни, когда происходит формирование натуры и способностей малыша. Мария Монтессори называет возраст до шести лет вторым эмбриональным периодом роста, когда происходит развитие души и духа человека. Если у взрослого есть возможность процеживать свое восприятие, то маленький поглощает любую информацию из внешней среды и она составляет его индивидуальность.

Второй этап доктор обозначает как этап лабильности. По мере того, как происходит развитие ребенка, он переживает “чувствительный” и “сенситивный” периоды. В эти моменты он очень чувствительно реагирует на определенные раздражители внешнего мира, в частности в таких вопросах как: моторика, вербальные способности или социальные аспекты. Если во время восприимчивого периода помочь ребенку найти род деятельности, удовлетворяющий его потребности, у него может развиться такой навык, как глубокая концентрация. Итогом этого становится то, что кроха не отвлекается на прочие раздражители, а бывает занят освоением новых знаний, что положительно сказывается не только на его интеллектуальном развитии, но и личностном росте, в целом. Доктор это явление называет процессом нормализации.

Основа и принципы формирования методики Монтессори и сопутствующих пособий заключается в следующем наблюдении: одним из главнейших периодов чувствительности любого подрастающего является стадия усовершенствования чувств. Все дети испытывают естественное стремление щупать, нюхать и пробовать все на вкус. Основываясь на это наблюдение, доктор приходит к заключению, что интеллектуальные способности ребенка раскрываются не с помощью абстракции, а посредством его органов чувств. В процессе обучения ощущение и понимание объединяются в одно понятие.

Опираясь на изложенные результаты, Мария Монтессори смогла развить свою собственную систему педагогики, основанную лишь на чувственных восприятиях маленького человека. Таким образом, с помощью ее математического материла ребенок, зажимающий в кулачке одну бусинку и связку из сотни, уже представляет себе числа 1 и 100. И происходит это намного раньше, чем он научится абстрактному представлению о числах.

Десять заповедей Марии Монтессори

  • Не нужно трогать ребенка, пока с его стороны не будет к вам обращения каким-либо образом.
  • Нельзя высказываться плохо про ребенка, ни в его присутствии, ни за его спиной.
  • Старайтесь концентрироваться на том, чтобы развить в подрастающей личности только хорошее, тем самым плохое сводя к минимуму.
  • Активно подготавливайте среду и всегда тщательно за ней ухаживайте. Ребенок должен научиться конструктивно взаимодействовать с ней, помогите ему в этом процессе. Показывайте расположение каждого предмета и как правильно нужно с ним обращаться.
  • Установите постоянный контакт с малышом, подразумевающий оказание помощи при призыве, а также готовность прислушаться и ответить, с чем бы он к вам ни обращался.
  • Проявите уважение к маленькому, допустившему оплошность, которую можно исправить, однако если он некорректно использует развивающие материалы или делает что-то, что способно нанести вред ему, его развитию или другим детям, то стоит незамедлительно его остановить.
  • Проявите уважение к ребенку, который отдыхает или наблюдает за тем, как работают другие, или же размышляет о своих действиях, прошлых или будущих. Не зовите его и не принуждайте к другого рода активностям.
  • Помогите сориентироваться тем, кто еще в поиске выбора работы.
  • Проявите готовность каждый раз заново разъяснять ребенку что-то, чего он до этого не мог осознать – помогайте подрастающей личности познавать что-то новое, бороться с несовершенством. Проявите в этом особую выдержку и доброту. Будьте рядом с теми детьми, которые все еще находятся в поиске, и не мешайте уже сориентировавшимся.
  • Обращаясь с детьми, всегда пользуйтесь лучшими манерами и отдавайте им все самое хорошее, что есть в вас и вашем окружении.

Подготовка окружающей среды

Подготовка окружающей среды является ключевым моментом в педагогике Монтессори. В обратном случае ее функционирование, как системы, было бы невозможным. Подготовка среды позволяет ребенку понемногу выходить из-под взрослого попечительства, приобретать от нее независимость. Именно поэтому крайне важно создать такую среду, которая бы полностью соответствовала ему. Таким образом, размеры оборудования в месте, где ребенок учится, должны быть подобраны под его рост и пропорции. Кроме того, у него должна быть возможность свободно перемещать предметы мебели и самому выбирать, где он будет заниматься. И даже шумное передвижение различных предметов с одного места на другое Монтессори считает хорошим упражнением на моторику. Ребенку предстоит освоить, как практически бесшумно передвигать мебель, тем самым не мешая остальным.

Окружающая среда для крохи должна быть оборудована с эстетикой и элегантностью, приветствуется использование хрупкого фарфора. Очень важно с малых лет научить ребенка обращению с подобными вещами и осознанию их ценности. Такие вещи должны быть расположены в непосредственной доступности для него: не слишком высоко и не слишком низко. Находясь постоянно в поле зрения маленького человека, они служат своеобразным вызовом. Важно, чтобы все предметы были выполнены из разных материалов, поскольку так он познает социальное поведение по отношению к другим детям и учится брать в расчет чужие нужды.

Ребенок о своем рабочем пространстве должен заботиться сам, тем самым обретая автономность от родителей или воспитателя.

Взрослые в системе Монтессори

С первой минуты своего появления на свет дети стремятся к тому, чтобы обрести свободу и независимость от взрослых. Мария Монтессори называет это намерение биологическим принципом жизни человека. Аналогично тому, как развивается организм ребенка, позволяя ему свободно двигаться, таким же образом дух крохи рвется к источникам новых знаний и автономности.

И в этом стремлении ребенка задачей взрослого становится стать ему союзником и посодействовать ему в создании такого окружения, которое соответствовало бы его нуждам и тяге к учению. В педагогической методике Монтессори взрослые рассматриваются как ассистенты, тактично направляющие ребенка к самостоятельной жизни. Причем делается это, учитывая вышеперечисленные принципы Монтессори. Следует также помнить, что у ребенка есть способность самому всему научиться, от взрослого же лишь требуется направить его к изучению и отстраниться. Вмешиваться в познавательные процессы малыша не стоит, лучше в этом деле оставаться наблюдателем.

Учитывая тот факт, что каждый малыш переживает восприимчивые периоды по-своему, ориентированность всех учебных планов должна быть индивидуализирована. Обучающему необходимо научиться распознавать сенситивные периоды и помогать ребенку находить такую деятельность, которая вызывала бы у него живой интерес. Вместе с тем крайне необходимо представлять ему свободу выбора относительно рода его деятельности.

Роль воспитателя

Существуют также определенные принципы, связанные с поведением воспитателя в педагогической системе Монтессори. Заключаются они главным образом в следующем: преподаватель категорически не должен нарушать процесс саморазвития ребенка. Здесь важно усвоить главную идею, передаваемую Марией Монтессори своим последователям: родители не являются творцами своего чада, он сам служит архитектором собственного развития, они же – лишь ассистенты в этой работе, помогающие своему ребенку.

Это же видение воспитательного процесса и является главной идеологией всей педагогической системы, заключающейся в том, чтобы помочь своему ребенку самостоятельно развиваться со дня его появления на свет. Доктор Монтессори ждет от взрослых, что в них произойдет смещение фокуса с себя самих на ребенка и его будущее. И действия их будут мотивированы именно этими помыслами.

Каждая мама с рождением ребёнка получает уникальный шанс помочь развиться новой личности, воспитать в ней только лучшие качества и научить «как самостоятельно жить в этом мире». К сожалению, ни в институте, ни в школе не учат, как нужно воспитывать детей, и молодой маме приходится действовать на основе своих убеждений и инстинктов. Так много вопросов и сомнений, неубедительных рассуждений в Сети и настойчивых рекомендаций родственников, что голова кругом. Специальная методика раннего развития Марии Монтессори призвана помочь родителям гармонично и разносторонне развивать малыша с учётом его способностей, наклонностей и предпочтений. Это своеобразный бунт против привычной системы обучения, которая лежит в основе дошкольного и школьного современного образования.

История возникновения школы Монтессори

Мария Монтессори выросла, получила образование и работала большую часть жизни в Италии. Девочка жила в небедной семье с нестандартным подходом к её воспитанию. Маленькую итальянку растили в свободных условиях, позволяя реализовывать себя, что было недопустимо в католической Италии XIX века.

Такое воспитание породило молодую бунтарку, пробившую себе дорогу сначала в техническую школу для юношей, а после, в медицину, где раньше не было места женщинам. Настойчивость и пытливый ум позволили Марии стать первой итальянкой-врачом и в 26 лет она уже получила собственную частную практику. Частью её работы стали умственно отсталые дети, не получавшие в ту пору вовсе никакого образования. Врач пришла к выводу, что слабоумие - проблема не столько медицинская, сколько педагогическая и это открытие определило весь дальнейший вектор профессиональной деятельности Монтессори.

В ходе работы Мария выдвинула гипотезу, что дети должны развиваться в специально созданной обучающей среде, которая включит в себя все базовые знания о мире.

Такое окружение должно помочь ребёнку:

  • в раннем детстве стремительно пройти весь путь эволюции;
  • раскрыть свои способности;
  • вступить во взрослый мир сформированной личностью со значительным багажом знаний.

Мария реализовала свою идею, открыв через три года первую школу для детей, где сама же была воспитателем. В классах занимались ученики разных возрастов, что способствовало быстрой адаптации младших и развитию чувства ответственности у старших. Специальный материал (педиатр избегала определения «игрушки») врач разрабатывала сама, а изготавливали его из натуральных, приятных на ощупь, основ. В классе располагались специальные зоны, предназначенные для развития определённых навыков, вход в которые был открыт каждому ребёнку в любое время.


Всего за два года, к 1902 году, методика приобрела популярность, открылись первые школы для педагогов, куда приезжали специалисты со всей Европы. Через 20 лет Мария основала Международную Монтессори Ассоциацию, которая продолжает своё существование по сей день. Разработанная более ста лет назад методика, сегодня находится на пике популярности, а школы, работающие по ней, открываются в каждом крупном городе.

Суть и принципы программы Монтессори

В основе методики Монтессори лежит понимание того, что ребёнок - это личность с собственными потребностями и способностями, а родители - помощники, основная задача которых, не мешать малышу познавать мир и развиваться в нужном ему направлении.

Ребёнок учится не так, как взрослый. Мы анализируем полученную информацию, делаем выводы, зубрим и запоминаем. Ребёнок же воспринимает жизнь целиком. Он получает максимум информации, когда выполняет работу самостоятельно и независимо от взрослых. Этот принцип и лежит в основе обучения по методике Монтессори. Малышу даётся возможность заниматься тем, чем ему хочется, в удобное время и в комфортном месте. Для этого оборудуется специальная среда, где в прямом доступе у ребёнка находятся необходимые для развития материалы. Особое внимание среди них выделяется игрушкам, развивающим мелкую моторику.

О том, какие именно предметы и игры могут быть интересны ребёнку в определённом возрасте, сообщают так называемые сенситивные фазы развития. Это периоды, в течение которых ребёнок наилучшим образом воспринимает ту или иную информацию. Например, известно, что человек легче всего учит свой язык в раннем детстве. А уже после 6 лет наступает черёд обучения письму и заставить ребёнка говорить в таком возрасте уже очень сложно. Эти периоды сменяют друг друга и никогда не повторяются. Упустив что-то в правильный момент, позже обучиться этому будет гораздо сложнее.

Чтобы в нужное время ребёнок мог проявить интерес к новому материалу, его в классной комнате всегда много и он разбит на тематические зоны. Тут могут быть:

  • мелкие игрушки;
  • специальные монтессори-материалы;
  • куклы;
  • для перевоплощений - взрослая одежда в корзине;
  • вода в ёмкости;
  • крупы в банках;
  • инструменты для рукоделия;
  • уменьшенные до комфортных размеров предметы быта (утюг, пылесос, посуда…)

Малыш сам решает, чем он станет заниматься сегодня. Он берёт нужный ему предмет, изучает его и обязательно кладёт на место, а после, приступает к новому материалу. Именно в свободе, самостоятельности и независимости Монтессори видит путь к развитию личности.

Зоны развития ребёнка

Классные комнаты в школах Монтессори обязательно разделены на тематические блоки, заполненные дидактическим материалом. Такое деление помогает малышу найти нужный предмет без суеты и в гармонии с собственными желаниями. Направляясь в определённую зону, он, возможно, ещё не подозревает, какой именно предмет его там заинтересует, он просто движется навстречу своим наклонностям.


Таких зон классическая школа Монтессори выделяет пять:

  • практические навыки;
  • чувствительное развитие;
  • математическая зона;
  • развитие устной и письменной речи;
  • зона мировосприятия (космического развития).

Сегодня принято выделять ещё зоны активных игр, танцев, рисования - тех, что не были включены итальянским педиатром в развивающую программу, но имеющих огромное значение в жизни ребёнка.

Зона практических навыков

Это дом для маленького человека. Тут он учится самостоятельно обслуживать себя: стирать и гладить вещи, ухаживать за собой и своим жилищем. Множество замочков и застёжек, какие только можно встретить на одежде или в повседневной жизни, тоже расположены тут. Благодаря приобретённым в этой зоне навыкам, ребёнок приспосабливается к быту и без труда выполняет весь комплекс действий по уходу за собой.

Зона сенсорного развития

Тут расположены различные материалы, помогающие малышу разобраться с формами, размерами, понятиями больше-меньше. Также задача этой зоны развить все чувства: слух, обоняние, зрение. Игрушки в этой части выполнены из различных материалов, призванных возбуждать осязание. Научиться концентрации внимания и усидчивости тоже можно в этой части комнаты.

Кстати, в монтессори-классах детей не принуждают работать за столом, преимущественно, занятия проводятся на полу. Но если ребёнку комфортнее сидеть на стуле, его никто не ограничивает в этом стремлении.

Математическая зона

Тут всё просто и понятно из названия. На стеллажах в этой части комнаты собраны карточки с цифрами, материал по обучению счёту. Главная цель математической зоны, объяснить ребёнку понятие количества. Как и всегда в изучении математики, во время занятий в этом блоке у малыша развивается логическое и пространственное мышление, активизируется память и воспитывается внимательность.

Языковая зона

Этот блок в комнате очень схож с математическим. Тут тоже много карточек, алфавит, картинки со слогами. Монтессори в своё время обнародовала идею, ставшую революционной, о том, что первично письмо, а не чтение. Как бы то ни было, задача этого блока - научить малыша писать и читать в игровой форме.

Зона естествознания (космического развития)

Тут сосредоточена информация об окружающем мире. О животных, планетах, истории, обычаях разных народов. Знакомясь с материалами этого блока, малыш получает основные знания, которые помогут ему ориентироваться в географии, истории, биологии.

Организация процесса игрового развития

Международной Ассоциацией принято деление на классы по возрастам:

  • от рождения (фактически с полутора) до 3-х лет;
  • с 2,5-3 лет до 6;
  • с 6 лет до 12.

В классах нет групповых занятий, потому разница между детьми в возрасте не имеет в этой части никакого значения. Зато более старшие дети часто берут на себя роль учителей и помощников, а малыши тянутся к немного более взрослым товарищам и быстрее развиваются.


Несмотря на возраст, хоть с года, ребёнку предоставляется право выбора. Он играет тем, что привлечёт его внимание. Чтобы оно - внимание - не рассеивалось, всё в классе находится на виду, в порядке и расположено в уже описанных зонах.

Материалы

Материалы Монтессори созданы самой Марией и актуальны по сей день. Их задача состоит в том, чтобы малыш упорядочил пока разрозненные представления о мире. Он учится самостоятельно, допускает ошибки и сам их исправляет, систематизируя полученные в ходе работы знания.


Изготовлены все обучающие предметы из дерева или тканей, приятных и разнообразных на ощупь. Предназначены они для разных периодов развития и используются ребёнком тогда, когда он сам готов воспринимать получаемые в ходе обучения знания. Это могут быть пуговицы со шнуровками, мешочки с фигурками, рамки-вкладыши различной сложности.

Большинством игрушек, разработанных Монтессори, мы итак пользуемся уже давно.

  1. Башня из кубиков , вставляющихся друг в друга, по принципу матрёшки, или просто ставящихся друг на друга.
  2. Пирамидка - классическая игра для развития понимания размера и формы предметов.
  3. Сортировка. Проще всего сделать такую игру, например, с пуговицами. Купите несколько наборов одинаковых пуговиц и перемешайте. Пусть ребёнок достаёт и раскладывает одинаковые по кучкам.
  4. Текстуры. Смешайте предметы с разной текстурой и предложите ребёнку найти одинаковые с закрытыми глазами.
  5. Мешочки с предметами. Сложите в матерчатый мешочек небольшие, хорошо знакомые малышу вещи и попросите доставать их и на ощупь определять, что есть что.
  6. Рамки-вкладыши. Помогают ребёнку изучить формы и размеры. Выбирайте деревянные или пластиковые, поскольку картонные мнутся и позволяют делать ошибки.

Доска Монтессори (бизиборд)

Чтобы научить ребёнка завязывать шнурки, открывать щеколду, застёгивать пуговицы, необязательно делать это на настоящей двери или одежде. Можно перенести все эти предметы на специальную доску, за которой ребёнок надолго забудет о других игрушках.


Её можно сделать дома самостоятельно, поместив туда:

  • выключатели;
  • шнуровки;
  • звонки;
  • телефонный диск;
  • заклёпки, молнии и пуговицы;
  • розетку с вилкой;
  • водопроводный кран;
  • дверной крючок и щеколду;
  • дверной замок и ключ…

И множество других, постоянно используемых нами элементов, которые для маленького человека пока являются открытиями. Такая доска поможет ему развить мелкую моторику, освоить и запомнить, как обращаться с предметами в быту.

Класс и пространство

Для организации монтессори-класса выбирается просторное помещение, где ребёнок может ощущать пространство вокруг и самого себя в большом мире. Обязательно наличие больших окон, пропускающих много света. Комната разделена на блоки условно, они не отделены друг от друга физически. Стеллажи открыты, а любая вещь в них доступна и заметна. У всего есть своё место, но во время работы каждый предмет можно перенести туда, где более комфортно, передвинуть стул или стол. С тем условием, что всё обязательно возвращается туда, откуда было взято.


Несмотря на абсолютную свободу действий, в классе недопустимо нарушение дисциплины. Активные игры, танцы проводятся только в отведённых местах, чтобы не мешать работе других малышей.

Воспитатель в мире Монтессори

Роль воспитателя в школах Монтессори крайне важна. Сотню лет назад этот человек в классе должен был:

  • внимательно следить за действиями детей и выявлять их наклонности;
  • объяснять, как пользоваться тем или иным материалом, когда ребёнок начинал им интересоваться;
  • беседовать с малышом только о рабочем материале, не отвлекаясь на другие темы;
  • следить за социальной обстановкой в комнате и разрешать возникшие конфликтные ситуации.

Таким образом, воспитатель в школе Монтессори - это друг и помощник, готовый разрешить сложившуюся проблему, когда ребёнок попросит.

Роль педагога становится пассивной. Он наблюдает, делает выводы, помогает, когда это необходимо ребёнку (!). Со стороны современному родителю может показаться, что педагог вовсе ничего не делает, а ученики предоставлены сами себе.


Общается педагог с ребёнком на равных не только эмоционально, но и физически. Воспитатель живёт среди детей и большую часть времени проводит на корточках, чтобы быть на уровне с малышом. Эффект такого подхода поразителен - дети быстрее воспринимают полученную информацию, становятся более открытыми и общительными.

Сегодня в обязанности такого специалиста входит ещё и объяснение родителям их роли в развитии. В классической методике Монтессори ролевые игры и соревнования не проводились никогда. В наше время воспитатели обычно включают их в обучающий процесс.

Из классической школы в современность пришёл и так называемый Круг, с которого начинается каждый день в монтессори-школе. Его ведёт воспитатель, грамотно провоцируя малышек к диалогу. Тут поют песни и считалки, рассказывают короткие истории, делятся планами и впечатлениями. Занимает это не более 15 минут.

Домашнее воспитание по методу Монтессори

Двухразовых занятий в монтессори-классах, конечно, недостаточно, чтобы привить малышу все необходимые навыки. И даже воспитание в детском саду не должно ограничиваться его стенами, а требует продолжения в домашних условиях.

Что может сделать родитель, чтобы способствовать развитию навыков, получаемых ребёнком в специализированной школе? Дома, суть и принципы методики Монтессори для детей остаются такими же, как и в классах.

  1. Постарайтесь, чтобы в комнате ребёнка всё предметы были разложены тематически, разделите её условно на зоны.
  2. Доступ к вещам всегда свободный, всё, что нужно малышу, он должен иметь возможность взять без помощи взрослых. Это касается не только игрушек в комнате, но и предметов гигиены, выключателей и т. д.
  3. Давайте ребёнку максимум свободы действий. То, что кажется вам элементарным, для маленького человека целое достижение. Разрешите ему преодолеть все трудности и самостоятельно достигнуть результата.
  4. Поддерживайте навыки, приобретённые в школе, в части порядка. Дома все вещи тоже должны возвращаться на свои места.
  5. Учите ребёнка завершать начатое дело, а закончив, убирать инструмент на отведённое место. Только после этого разрешено приступать к следующему занятию.
  6. Развивайте мелкую моторику. Игры с крупами, водой, маленькими предметами - то, что нужно развивающемуся мозгу.
  7. Обучение не должно быть наказанием. Занимайтесь только тогда, когда ребёнку это в удовольствие.

Далеко не все принципы, что существуют в классической школе Монтессори, могут быть применены в современной семье. Пропускайте все постулаты через призму собственного восприятия и не делайте того, что противоречит устоям вашей семьи или непонятно вам. Например, одно из правил Марии Монтессори гласит, что нельзя обращаться к ребёнку, пока он не сделает это сам. Естественно, в обычной семье это просто невозможно. А само правило между тем родилось в части воспитания детей умственно отсталых, с целью развить их коммуникабельность.

Плюсы и минусы

Несколько лет назад журнал Science опубликовал результаты исследований, в которых приняли участие дети-выпускники школ Монтессори. Оценивались их поведенческие навыки, уровень социального развития, умение воспринимать и обрабатывать информацию, аналитические способности и другие показатели. Было выявлено, что такие дети:

  • лучше читали и решали математические примеры;
  • эффективнее сотрудничали друг с другом в играх и повседневном общении;
  • были социально более адаптированы;
  • отличались исполнительностью и ответственностью;
  • в старшем возрасте обладали более широким мировоззрением.

Стоит отметить, что далеко не все школы, называющие себя Монтессори, могут похвастать правильным подходом, который пропагандировала его основательница. Часто под известной фамилией скрываются обычные развивающие кружки, ведь в России не так много сертифицированных специалистов. Да и сам метод Монтессори претерпел определённые изменения, которых не было в оригинальных школах. Например, добавлены материалы и игры для развития творческих способностей, чему не уделила должного внимания известная итальянка. Большинство заведений проводят занятия с мамами, что в наших реалиях понятно и обосновано, но несколько искажает первоначальную идею.

Среди минусов стоит отметить, пожалуй, лишь один. Оказавшись после школы Монтессори в обычном детском саду или школе, дети нередко теряются и долго не могут адаптироваться к новым правилам и рамкам, из-за чего имеют проблемы с поведением.

И в заключение хочется обратить внимание, что система Монтессори изначально разрабатывалась для детей, отстающих в развитии.

Отсюда и деление помещения на зоны, чтобы не нагружать восприятие малыша, и сам подход невмешательства, позволяющий раскрыться замкнутому ребёнку. О воспитании гениев речь не шла тогда и не идёт сейчас. Насколько необходимо и обосновано такое воспитание для обычных детей - решать родителям.

Видео по теме

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.