Уроки вежливости в подготовительной группе. Конспект беседы на тему «Будь вежлив» в подготовительной группе. Стихотворение «Странные вещи»

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Далеко гляжу».

Так же снимается глазное напряжение, если просто посмотреть вдаль.

Дети подходят к окну и смотрят вдаль.

(Педагог читает медленно).

Высоко сижу, далеко гляжу…

Нет, нам времени не жаль:

С интересом смотрим вдаль.

Ты найди объект вдали,

На него смотри, смотри,

Сквозь него смотри…

Исследуй, рассматривай и наблюдай,

Глазам напряженье снимать помогай.

«Жмурки».

Зажмуривание глаз. Укрепляет мышцы глаз, снимает напряжение.

Дети читают слова, при этом зажмуривают глаза. Зажмуривать надо так, чтобы каждый раз увидеть черное поле.

Сейчас мы в жмурки поиграем:

Веки сильно мы сжимаем,

Держим, держим, напрягаем…

И спокойно расслабляем.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Погреемся».

И.п. - стоя.

Представим, что зимой мы долго гуляли по лесу и сильно замерзли. Вдруг видим - костер. Давайте погреемся около него! Разводим руки в стороны и быстро скрещиваем их перед грудью, обнимая себя за плечи. Произносим «ух-ух» и энергично хлопаем себя ладонями по плечам. Упражнение рекомендуется повторить 8-10 раз.

Очень холодно зимой,

Дует ветер ледяной.

Мы замерзли и пора

Нам погреться у костра.

Мы протянем две руки

Пусть нас греют огоньки.

Ножками потопаем,

По плечам похлопаем.

Гори, гори веселей,

Ребятишек обогрей.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Игры на преодоление двигательного автоматизма

Пожалуйста!

1 вариант. Все участники игры вместе с ведущим становится в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.

2 вариант. Игра идет так же, как в 1 – м варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.п.

БОДРЯЩАЯ ГИМНАСТИКА

“ Добрый день”

Ручки, ножки, щечки, ушки очень любят потягушки.

Мы погладим их легонько и проснемся потихоньку.

Где же, где же наши глазки? Отвечайте без подсказки.

Мы прикрыли их ладошкой и погладили немножко.

Глазки вверх мы поднимали, глазки вниз мы опускали

И моргали, и моргали.

Глазки, глазки, добрый день! Просыпаться нам не лень!

Ушко правое ладошкой, ушко левое ладошкой

Все погладили, ребятки, и подергали немножко?

Ушки, ушки, добрый день! Просыпаться нам не лень!

Щечку правую ладошкой, щечку левую ладошкой

Все погладили, ребятки, и похлопали немножко?

Щечки, щечки, добрый день! Просыпаться нам не лень!

С ручкой правой поиграем, с ручкой левой поиграем –

Пальчики соединяем, а потом разъединяем.

Ручки, ручки, добрый день! Бить в ладошки нам не лень!

Ножку правую ладошкой, ножку левую ладошкой

Все погладили, ребятки, и потопали немножко?

Ножки, ножки, добрый день! Дружно топать нам не лень

Значит, будем просыпаться, умываться, одеваться!

ЛОГОРИТМИКА

Хозяюшка

Наша-то хозяюшка Идут по кругу, взявшись за руки.

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К празднику дала:

Чашечку собачка Сложили ладони чашечкой, «лижут язы-

Моет языком. ком чашечку».

Хрюшка собирает Присели, делают ритмичные на-

Крошки под окном. клоны головой.

По столу котише Встали, делают руками движения

Лапою скребет, к себе.

Половичку козочка «Метут пол».

Веничком метет.

Алёнка - малёнка

Аленка-маленка Хлопки ладонями и удары кулачками по-

Шустра-быстра: переменно.

Воды наносила, Загибают пальчики по одному, начиная с

Сарафан дошила, больших.

Носок довязала,

Ягод насбирала,

Песню допела,

Везде поспела, Хлопки ладонями, удары кулачками по-

В охотку ей дело. переменно.

Помощники

Раз, два, три, четыре,

попеременно.

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики по одному на каждое

И большую поварешку. название посуды.

Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили, Снова загибают пальники.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. Ритмичные удары кулачками и в ладоши

Н, Нищева попеременно.

Жадина

Пес шагал по переулку, Дети идут по кругу, держась за

Руки.

Он жевал большую булку.

Подошел щеночек, Останавливаются лицом в круг,

Загибают по одному пальцу

Попросил кусочек. на обеих руках, начиная с больших

Подошла кошка-мяушка,

Попросила кошка мякишка.

Прискакала лягушка,

Попросила горбушку.

Подошла курочка,

Попросила курочка корочку.

Подошла уточка,

Постояла минуточку.

Попросила уточка чуточку,

Только попробовать!

Сел пес, Приседают. Принимают позу

«мыслителя».

Стал гадать - Дать или не дать.

По гадал-погадал,

Пожевал-пожевал...

И сказал: Встают. Разводят руками.

Я бы дал! У меня у самого

Больше нету ничего!

(По Э. Мошковскои)

СТИХИ

«Уроки вежливости»

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

В гостях, медведь,

Нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

А старых уважай

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили!

Вежливые слова

(загадки для детей)

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

(Браво!)

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»

(после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»

(Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»

(Благодарю!)

Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…

(Добро пожаловать!)

Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»

(вам помочь!)

Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»

(Поздравляем!)

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»

(Прошу прощенья!)

Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «…»

(С добрым утром!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»

(Спокойной ночи!)

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте...»

(так добры!)

Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…»

(Угощайтесь!)

Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши …

(представиться!)

Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно …»

(познакомиться!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»

(аппетита!)

Добрые слова

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!- я кричу.
Добрый день! –кричу я вслед
Всем идущим на обед!
"Добрый вечер!” - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

О . Дриз

"Ежели вы вежливы..."

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки

И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами

И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!

Маршак С.

Слово "Пожалуйста"

Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его “ Пожалуйста ”.
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.

Спасибо!

Как жалко, что недели
Так медленно летят!
И что, родившись, дети
Не сразу говорят!
А то бы только-только
Я маму увидал,
Как тут же бы, как сразу
"Спасибо!" ей сказал.
За то, что я родился!
За то, что я живой!
За то, что вместе с папой
Идём сейчас домой!
За то, что дверь откроем
И знаем наперёд,
Что мама напевает
И нас к обеду ждет!

Спасибо

В ответ на привет
Не молчит он, как рыба.
В ответ на привет
Произносит - спасибо!

Билет на футбол
Вы ему принесли бы,
За это - спасибо,
Спасибо, спасибо!

А если б его
От контрольной спасли бы,
За это - спасибо,
Сто тысяч спасибо!

А если б за ним
Прибежали ребята,
На помощь кому-то
Позвали куда-то?

Ну что ж! И тогда б
Не молчал он, как рыба,
Сказал бы в ответ:
"Удружили! Спасибо!"

Будь внимательным

Зайчик прыгает на ножке.
Больно заиньке немножко.
Наступил ему на лапку
Медвежонок косолапый.

Не хотел, прости, дружок!
Съешь с малиной пирожок!

В гостях веди себя прилично!

Кошки свинок в гости звали,
День рождения справляли.
Поросята приходили,
Поздороваться забыли.

Не сказали на прощанье
Ни "пока", ни "до свиданья",
Насорили, натоптали.
Больше их не приглашали.

Не бери чужие игрушки!

Воробей играл в песочек
И нашел "ничей" совочек.
Тут мышонок прибежал:
-Я совочек потерял!

Знает честный воробей-
Вещь не может быть "ничьей".
-Вот совочек, получай,
Только больше не теряй!
-Спасибо!

Не обзывайся!

Два зайчонка не играли,
А друг друга обзывали:
-Куцехвостый!
- Сам такой!Длинноухий и косой!
Разобиделись, надулись,
Друг от друга отвернулись.

Мимо Рыжик проходил,
Глупых заек помирил:
-Тот, кто обзывается,
Без друзей останется!


Задачи:
Образовательные
Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни; учить осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки; побуждать к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложений.
Развивающие
Развивать коммуникативные навыки; мышление, память.
Воспитательные
Воспитывать нравственные качества вежливость, честность, уважение к старшим, ответственность за свои поступки.

Предварительная работа:
Беседы: «Всегда будь вежливым», «Наши добрые дела». Чтение художественных произведений В. Осеевой «Волшебное слово», «Почему?». Обсуждение правил вежливости. Заучивание пословиц о честности, вежливости.

Материал и оборудование:
Аудиозапись песни «Улыбка», мяч, лист ватмана, картинки-схемы, клеящий карандаш.
Ход занятия
Звучит аудиозапись песни «Улыбка». Воспитатель приглашает детей пройти и сесть на стульчики.

Дети, сегодня мы с вами будем беседовать о культуре поведения. Скажите пожалуйста, как вы понимаете выражение «культурный человек»? (Это человек, который не ругается, уступает другому, не кричит, не перебивает взрослых, говорит вежливые слова, не обманывает).
-Скажите мне пожалуйста, кого из детей в нашей группе можно назвать культурным
человеком и почему? (Дети высказывают свое мнение).
-Я очень рада, что у нас в группе много культурных детей, которые умеют дружелюбно относится к окружающим. Недавно мы с вами прочитали рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», давайте с вами вспомним, каким был Павлик в начале рассказа? Как разговаривал с окружающими? (Кричал, плакал, ссорился, сжимал кулаки, сопел от обиды).
-Каким предстал перед нами Павлик? Понравился он вам? Как к нему относились окружающие его люди? (Высказывания детей).
-Павлик навсегда остался таким невоспитанным мальчиком? Кто ему помог исправится и как? (Ответы детей).
-Правильно, вежливые слова надо говорить тихим голосом и глядеть прямо в глаза тому с кем говоришь. Как вы думаете можно назвать старичка волшебником? Почему?
(Ответы детей).
-Молодцы! Действительно, старичка можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливым, добрее относится к близким людям.
-Дети, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назови вежливое слово»
(Дети встают в круг воспитатель с мячом в центре круга. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок называет вежливое слово и бросает мяч воспитателю)
-Какие вежливые слова нужно говорить при встрече?
(Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет).
-Какие вежливые слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой?
(Прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите).
-Какие вежливые слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь?
(Простите, извините, прошу прощения).
-Какие вежливые слова мы произносим, когда уходим?
(До свидания, прощай, до встречи, пока, всего доброго, счастливо оставаться, всего хорошего).

Молодцы! Вы очень вежливые люди, но как вы думаете для того, чтобы быть культурным человеком достаточно быть только вежливым? Каким качеством нужно обладать еще? (Не обманывать взрослых и друзей, если что-то пообещал надо сделать).
-Правильно. Для того, чтобы быть культурным человеком нужно быть еще честным и правдивым. Вспомните, какой рассказ В. Осеевой учит нас этим качествам? (Рассказ «Почему?»).
-Какой поступок совершил мальчик? (Ответы детей).
-По каким признакам мама узнала, что сын ее обманывает? И как она поступила? (У мальчика дрожали коленки, он «прятал» свои глаза, тихонько скатился со стула, сказал, что чашку разбил Бум).
-Дети, а почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему покоя? Что его так
мучило? (Ему было стыдно, что из-за него мама наказала Бума, его мучила совесть).
-Правильно. Совесть не давала ему покоя, она ему подсказывала как надо правильно поступать. Скажите, изменилось ваше отношение к главному герою? Что теперь можете вы о нем сказать? (Он поступил честно, рассказав правду, он смелый).
-Для того чтобы быть культурным человеком не достаточно быть только вежливым,
нужно быть еще честным, правдивым, и смелым. Давайте с вами вспомним пословицы о честности и вежливости.
(Дети по очереди говорят пословицы)
-В ком правды нет. В том добра мало.
-Вчера солгал, завтра лгуном обзывают.
-Правда в воде не тонет, в огне не горит.
-Требуя вежливости от других, будь сам вежлив.
-Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится.
-От ласкового слова язык не отсохнет.

А сейчас я вам предлагаю вместе со мной оформить стенгазету «Правила поведения культурного человека в группе». У меня на столе лежат картинки-схемы, вы должны взять картинку-схему назвать правило изображенное на ней и приклеить с моей помощью на ватман.
(Дети по одному выходят и называют правило соответствующее картинки-схемы)
-В группе нельзя кричать.
-Нельзя драться с друзьями.
-Нужно играть в спокойные игры.
-Не перебивать взрослых.
-Не обижать младших.
-Помогать друг другу.
-У нас получилась замечательная стенгазета. Мы ее по вешаем в группе и будем соблюдать правила. На этом занятие наше закончилось. Большое спасибо.

Тема: Путешествие в страну Доброты и Вежливости.

Цель: Способствовать нравственному развитию личности дошкольника.

Задачи:

познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;

развивать познавательный интерес, речь детей;

воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну Доброты и Вежливости», плакаты, волшебная палочка, карточки с заданиями.

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Организационный момент

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Воспитатель:- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель:- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну.

А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.

В этой Стране люди уступают место старшим, помогают друг другу, утешают и успокаивают в беде, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.

Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?

Ответы детей:- Страна вежливости.

Воспитатель:-Эта страна очень большая и в ней мы посетим много городов.

Воспитатель:-А на чём мы будем путешествовать догадайтесь сами.

По стальным дорожкам
Мчит Сороконожка.
Тук-тук-перестук.
Круглый щёлкает каблук.
С развесёлой песенкой
По железной лесенке.
(Поезд.)

Воспитатель: -Предлагаю всем занять свои места и вперёд в путь дорогу! (Воспитатель паровоз-дети вагоны).

Звучит музыка Ю.Энтина «Песенка о доброте», воспитатель задаёт вопросы детям:

О чем поется в песне?

Что такое доброта?

Доброта – это отзывчивость, стремление делать добро другим людям.

Воспитатель:- Внимание, внимание, Станция «Вежливых слов» приближается.

Предлагаю всем я встать в «Круг вежливости»
Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь добавляет к нему свое. Следующий по кругу добавляет своё слово.

Воспитатель:- Молодцы, ребята много вежливых слов знаете. - Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

Игра «Волшебные слова»

Воспитатель:- Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.

Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.

Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого… /здоровья /

Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились успешно.

Ну, а нам пора в путь дорогу!

Воспитатель:- Внимание, внимание, Станция «Доброты» приближается.

На экране появляется Старичок-ЛесовичОк.

Старичок-Лесовичок:-Здравствуйте,ребята. Я по лесу ходил и конверты обронил.

Помогите мне найти их, в конвертах картинки лежат про нехороших ребят. Они сбилися с пути,помогите им найти правильное решение своих поступков.

Воспитатель:-Ребята, поможем Лесовичку найти конверты.

Дети ищут конверты, находят и отдают их воспитателю.

Воспитатель:- Ребята, для выполнения задания вам надо разделиться на пары. Пары, садитесь на ковёр! Каждой паре я дам картинку, на которой изображены дети, которые совершают нехорошие поступки. Обсудите, что дети делают не правильно и решите как им надо поступить.

Воспитатель:-Молодцы,ребята справились с заданием. Вперёд, в путь дорожку!

Воспитатель:- Внимание, внимание, Станция «Сказочных героев» приближается.

Игра «Добрый – недобрый»

Воспитатель:- Слушайте внимательно задание. Если герой добрый – похлопайте, если злой – потопайте.

Воспитатель:-Ай, ребята молодцы поиграли от души, всех героев распознали. А мы отправляемся дальше.

Воспитатель:- Внимание, внимание, Станция «Вежливости» приближается.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться, дружить.

Игра “Вежливо – невежливо”.

Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке –вы говорите да,да. Когда я читаю о невежливом поступке вы говорите нет,нет. Начнем.

Поздороваться при встрече……….

Толкнуть и не извиниться…………

Свистеть, кричать, шуметь в школе……….

Уступить место старшим………

Не вставать на обращение учителя…………

Помочь подняться по лестнице…………..

Попрощаться уходя…………

Воспитатель:- Ребята посмотрите на экран (на экране появляется солнышко без лучиков) .Нашему солнышку не хватает лучиков и чтобы они у него появились нам необходимо ему помочь, а как вы узнаете из следующего задания. Слушайте внимательно. - Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. С каждым добрым вашим делом у солнышка будут отрастать лучики.

Ответы детей.

Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.

А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми?

Ответы детей.

Воспитатель:-Внимание, внимание в «Страну пословиц» отправляемся!

Воспитатель:- Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.

Сейчас, я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости?

Давайте поработаем в парах.

Я вам буду зачитывать пословицы, а вы будете давать ответы, что же означают пословицы.

1. Добрые дела красят человека.

2. Сделаешь добро – добро найдешь.

3. Добрый человек – несет мир.

4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.

5. Жизнь дана на добрые дела.

6. На добрый привет – добрый ответ.

7. Доброе дело лечит- злое калечит.

8. При солнышке тепло – при матушке добро.

9. Доброе дело дороже – богатства.

10.В добре жить хорошо.

- Ребята, а чему учат все эти пословицы?

Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.

Воспитатель:- Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути, и теперь я точно знаю, что вы самые добрые и вежливые ребята, поэтому двери волшебной страны Доброты и Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать!

Воспитатель:- А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, тоже добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта - она от века

Украшенье человека…

Звучит песня «Что такое доброта» Барбарики.

Основной прием, используемый в игровых занятиях — это проигрывание положительных поступков в специально подготовленной обстановке. Данные занятия учат детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. При ежедневных тренировках постоянно повторяющиеся вежливые поступки превращаются в полезные привычки.

Занятие первое

Для занятий можно сшить небольшого размера пальчиковую куклу или купить готовую. Это фея Вежливости.

Стихи для феи Вежливости:

Вежливый вальс

Настанет, друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет детей нехороших,

Придут золотые года,

И в комнату люди в калошах

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Распустятся фиалки,

Зимой придет весна,

И в школьной раздевалке

Настанет тишина.

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли,

Он принял и вежливым стал.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей,

И станут все на свете

Любить таких детей.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

(А. Барто)

С помощью феи можно выяснить, кого называют вежливыми, вспомнить такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «до свидания».

Фея, играя с детьми, проверяет, как они в общении друг с другом или с ней используют эти слова.

Затем фея раздает некоторым детям игрушки. И если ребенок не говорит «спасибо», выясняет, хочет ли он с ней дружить и играть, и учит благодарить за предложенную игрушку.

Другим детям кукла предлагает попросить у нее понравившуюся игрушку, упражняя и закрепляя выражение «Дай, пожалуйста».

Занятие второе

У детей не воспитана привычка смотреть на собеседника во время разговора. Это особенно заметно, когда ребенок обращается к воспитателю с просьбой об игрушке или с жалобой на товарища. Причем первую часть фразы дети, как правило, произносят, смотря в глаза воспитателю, а затем отворачиваются и показывают на нужную игрушку или на обидчика.

Фея: Сегодня я видела, как один мальчик спросил у воспитателя машину. Хотите, покажу, как он это сделал?

Появляются две пальчиковые куклы, которые разыгрывают сценку обращения ребенка к взрослому. Кукла-мальчик говорит торопливо, и дети не успевают понять конец фразы. Фея обсуждает с детьми эпизод.

Фея: Не понравился мне этот мальчик. А вам? Что же невежливого было в его разговоре? Кто из вас научит мальчика красиво, правильно, вежливо обращаться с просьбой? Почему нужно смотреть на того человека, с которым разговариваешь? Почему нельзя поворачиваться спиной во время разговора? Правильно, не слышно, не понятно, о чем говоришь.

Фея предлагает двум детям разыграть аналогичную ситуацию (без кукол).

Занятие третье

Некоторые дети, обращаясь к товарищам и даже к воспитателю, не называют имени того, к кому обращаются. Чтобы показать эту ошибку, фея собирает детей в кружок и, смотря сразу на троих ребят, говорит:

— Дай мне твой платок.

Свои платочки протянули Сережа, Оля и Саша.

— Сережа, зачем ты даешь мне платок, я ведь тебя не просила? И тебя, Оля, не просила.

Таким образом фея напоминает детям о правилах вежливости: если обращаться без имени, то не только непонятно, кому предназначены твои слова, но и невежливо.

Дети хорошо усвоили: надо всегда обращаться ко всем знакомым по имени.

Нужно постоянно контролировать поведение детей. В дальнейшем они сами напомнят товарищу, забывшему правило вежливости, как надо обращаться друг к другу.

Занятие четвертое

Поводом к этому уроку послужило неумение детей уступить дорогу встречному.

Фея предлагает ребятам разыграть следующую ситуацию. Один из детей изображает бабушку, другой ее внука. В узкую дверь, сделанную из кубиков, навстречу друг другу идут бабушка с внуком и двое ребят. Дети торопятся, стараясь скорее протиснуться в дверь. Остальные наблюдают за игрой и отвечают на вопросы о культуре поведения в данной ситуации. Все ребята делают правильный вывод: пожилым и больным людям, маленьким детям, людям с тяжелыми и большими сумками нужно уступать дорогу.

Эту же ситуацию обыгрывает другая группа детей, они пропустили бабушку и внука, но сделали это молча, а сами остановились в проходе, создавая неудобство для проходящих. Снова разговор о вежливости. В итоге следующая группа играющих действует правильно.

Занятие пятое

В группе часто возникают «неожиданности» из-за невнимания, неловкости. Например, один ребенок нечаянно толкнет другого, наступит на ногу и, как правило, происходит ссора или начинаются жалобы. Совет воспитателя — не ссориться, извиниться перед товарищем — часто не воспринимается ребенком. А созданная игровая ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно употреблять слова «извините», «пожалуйста».

Использовались разнообразные ситуации, например, идя к столу, воспитатель нечаянно задевает кого-либо из детей, или предлагает ребенку принести сачок, а когда он направляется в ее сторону, просит его повернуть обратно. Ребенок же задевает сачком кого-либо из детей, сам того не желая.

Фея рассказывает, что извиниться в таком случае — не значит просить прошения за плохой поступок, а наоборот, показать себя вежливым и объяснить, что так произошло случайно, неожиданно, не со зла.

Занятие шестое

Между детьми часто возникает ссора из-за неумения, нежелания уступить друг другу игрушку. Начинается возня, борьба, побеждает тот, кто сильнее, а обиженный ребенок либо жалуется воспитателю, либо начинает плакать, либо отходит в сторону, затаив обиду.

Можно повторить подобную ситуацию с помощью кукол.

— Это мой мяч, я его первая увидела, — говорила одна кукла.

— Нет, мой, я его первая взяла, — кричала другая. И они начинают вырывать мяч друг у друга.

Тогда воспитатель стыдит кукол:

— Как нехорошо ссориться. Так воспитанные, вежливые куклы не поступают. Вы не знаете, как нужно поступить? Так поучитесь, посмотрите, как вежливо поступают наши дети, когда одновременно берутся за одну игрушку. Кто, ребята, научит вежливости наших кукол?

Аня и Света, одновременно взявшись за мяч, стали уступать его друг другу.

Слава и Леня нашли другой способ примирения. «Давай играть вместе», — сказал Слава, и мальчики начали бросать мяч друг другу.

Затем воспитатель предлагает двум детям продолжить разыгранную ситуацию с куклами, предварительно «спросив» у кукол, поняли они или нет, как нужно поступать.

Через несколько дней эту же ситуацию можно повторить с другими игрушками.

Ольга Ярова
Занятие по этикету в старшей группе «Путешествие по острову Вежливости».

Занятие по этикету в старшей группе «Путешествие по острову Вежливости » .

Цели :

Воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться .

Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой.

Систематизировать правила доброго, вежливого поведения . Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Ребята, вы любите путешествовать ?

Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие по острову Вежливости и проверим , насколько вы вежливы и воспитаны . Вас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, вы без труда справитесь.

Прежде чем отправиться в путешествие вы должны решить , что возьмете с собой. ЧЕСТНОСТЬ, ДРУЖБА, ВЗАИМОВЫРУЧКА, ВЕЖЛИВОСТЬ . ДОБРОТА. НЕВОСПИТАННОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ТРУСОСТЬ.

Итак, в путь. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте, что мы плывем на большом корабле.

Как весело, как весело

Отправиться с друзьями.

И в это путешествие

Гостей зовем мы с нами!

А вот и наша первая остановка «Добрые слова» . Посмотрим, какие задания нас здесь ожидают.

1. Ответьте на вопросы :

1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день) . Кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.

2. Что вы говорите, когда уходите? (До свидания, пока, до скорой встречи) .

3. Какие вежливые слова еще вы знаете ? (Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю)

4. В каких случаях нужно говорить «спасибо» ?

5. Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста» ? (В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь) .

6. Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым голосом или слово

расходиться с делом).

Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо , с улыбкой.

2. Стихотворения про вежливые слова .

Здравствуйте.

Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

Здравствуйте, -

Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Добрый день.

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

За что мы говорим «Спасибо» ?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали сколько раз.

3. Игра «Вежливая просьба » .

Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста» . Кто ошибается – выбывает из игры.

4. ЗАГАДКИ :

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему : «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает : «Ёжик, …» (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала : «…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала : «…» (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна :

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи : «…» (Пожалуйста)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это –

Наградили попугаем

И кричали : «…» (Поздравляем)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал : «…» (Прошу прощенья)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали : «…» (Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю : «…» (Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит : «…» (Спокойной ночи)

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам …» (аппетита)

2 остановка «Верные друзья» .

А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? (МУЗЫКА) Он самый добрый и вежливый . Его любимая фраза : «Ребята, давайте жить дружно!» (ответы детей)

Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо .

1. Сценки : «Мальчик оказывает любезные услуги девочке» .

Для этого распределим роли.

Мальчик подходит вместе с девочкой к двери. Пропускает ее вперед.

Мальчик уступает в автобусе место девочке.

Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

Мальчик делает комплимент девочке.

Мальчик знакомится с девочкой.

Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них, или вежливо отказаться , сказав спасибо.

Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться.

2. Игра : «Веселые да-нетки» .

Я буду называть вам ситуации, а вы молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним.

Никогда не делись игрушкой с другом.

Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Не старайся всегда быть первым .

Злись и завидуй, когда проигрываешь.

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно .

Никогда не уступай, спорь по пустякам.

Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга.

Если друг попал в беду, не помогай ему.

Решай споры словами, а не кулаками.

А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда :

Никогда не груби своим товарищам.

Не называй обидными словами.

Не давай прозвищ.

Не толкайся и не дерись.

3. Физкультминутка «Быстро встаньте» .

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

3 остановка «Хорошие поступки» .

Что такое быть добрым?

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри :

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

1. Задание «Опиши поступок» . Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков.

Дети рассматривают картинки, обсуждают их содержание.

По какому пути мы пойдем? По дороге хороших или плохих поступков?

Почему мы пойдем по дороге хороших поступков?

Хорошие, добрые поступки могут быть большими и малыми, а могут быть

повседневными.

Какие хорошие поступки вы совершали?

Выбирается один ведущий, которому завязывают глаза. Дети поочереди называют вежливые слова , а ведущий должен угадать, кто сказал веждивое слово. Через два-три слова ведущий меняется.

Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость .

Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу чаще!

Вы выполнили все задания. А теперь пора возвращаться.

Раз, два, покружись,

В своей группе очутись !

Вот и закончилось наше путешествие . С возвращением Вас!

Игра «Сердечные пожелания» .

А нам осталось только попрощаться с нашими гостями, поблагодарить их за внимание. До свидания!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.