Тесты развития ребенка полутора лет

Ровно год назад тебя
Принесли в кулечке:
Получите, распишитесь,
Это ваша дочка.

Месяц шел за месяцем,
Пока подрастала.
Ровно в год красавицей
Настоящей стала.

С днем рождения, девочка.
С днем рождения, милая.
Я желаю, чтоб всю жизнь
Ты была счастливою.

С днем рождения поздравляю,
С первым годиком твоим.
Счастья девочке желаю
И терпения родным.

Я желаю быть здоровой
И счастливою расти,
А родителям - за ручку
По судьбе тебя вести.

Счастья, радости желаю
И любви, как мир большой.
И пусть жизнь твоя проходит
Под счастливою звездой.

Первый годик от рождения,
Принимайте поздравления.
Многому малышка научилась,
За год много веселилась.

Пусть ночами крепко спит,
Сладко носиком сопит.
Зубки резались не больно,
Доченька была довольной.

Маме с папой - сил, терпения,
И хорошего вам настроения.
А малышка пусть растёт,
С каждым годом все цветёт!

Сегодня праздник у малышки,
Сегодня годик у тебя!
Желаем, чтоб росла красоткой,
Чтоб только умницей была.

Уже смышленые глазенки,
Уже и первые слова.
Желаем радости и счастья,
И в мире только лишь добра.

Невзгод и хворей пусть не знает,
Пусть светом полнится душа,
Чтоб слез и горя не познала,
Здоровья, света и тепла!

Поздравляю с первым годиком чудесной жизни маленькую принцессу. Милая, я тебе желаю уверенных шагов по счастливой тропке, большой радости и крепкого здоровья, весёлых прогулок и озорных затей, крепкой любви близких и добрых чудес.

Умница, красавица девочка моя,
Рассказать не в силах, как люблю тебя,
Розовые щечки, носик дорогой,
Целый год мы вместе, милая, с тобой!

Ты расти, родная, радуй всех вокруг,
Знай, что есть на свете самый лучший друг,
Кто тебя не бросит, не предаст вовек,
Это самый близкий в мире человек!

Ножками своими мир весь обойди,
Ты всегда и всюду будешь впереди,
Будь счастливой, дочка, подрастай скорей,
Нет тебя дороже, нет тебя родней!

Год назад случилось чудо -
Дочка родилась в семье.
Жизнь тогда перевернулась,
Рады дочке очень все.

И сегодня я желаю
Ей успеха и добра,
Быть здоровой и послушной,
Быть улыбчивой всегда!

Быть веселой и счастливой.
Бед, проблем, тоски не знать.
Быть хорошей, самой лучшей,
Маме с папой помогать!

Этот год пролетел незаметно,
Ты росла не по дням - по часам.
Взгляд твой детский и ангельски светлый
Мудрым стал уже не по годам.

И так много уже ты умеешь,
Но ведь столько еще впереди.
Обойти все дороги успеешь
Ты на жизненном взрослом пути.

А пока ты совсем еще крошка,
В твоем сердце добро лишь живет.
И пусть в маленькой теплой ладошке
Бесконечное счастье растет!

Малышку Вашу поздравляем
С прекрасным праздником рождения.
Пусть красотой всех обаяет,
Растет на радость окружения!

Желаем не болеть, не хныкать,
Расти послушной и смышленой.
Быть самой милой, самой лучшей,
Дарами свыше наделенной!

Пусть радует семью шагами,
Что только робко совершает.
Пусть смело по земле шагает,
Собою мир наш украшает!

Сегодня вашей дочке - год!
Как быстро все же жизнь идет.
Недавно пили за рождение,
И вот уж первый день рождения.

Пускай красавицей малышка вырастает
И ангел от беды ее оберегает,
Пусть будет жизнь ее всегда светла.
Желаем ей здоровья и тепла!

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенок в полтора года хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).
Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
Проходит по слегка наклонной доске.
Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Рост и вес ребенка 1,5 года данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 1,5 года данные ВОЗ


В возрасте до полутора лет ребенок:

  • окончательно осваивает ложку и чашку;
  • предпочитает есть сам, хотя справляется (не проливая и не просыпая) пока лишь с густой пюреобразной едой.

Познавательное развитие ребенка 1,5 года

Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Игровые действия:
Переворачивает страницы книг ("читает"). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

  • по показу взрослого,
  • по просьбе взрослого,
  • в самостоятельной игре.

Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.
Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.
Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.
Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.
Появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет"):

Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).
Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации ("жалеет", "сопереживает").
Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.
Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.
Интересуется действиями других детей.
Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).
Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.
Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.
Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).
Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).
С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие ребенка 1,5 года

Понимание речи:
Показывает части тела по просьбе взрослого.
Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):
Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: "Кто (что) это?" (в реальной ситуации и по картинке).
Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

Бытовые навыки ребенка в полтора года

Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.
Пьет из чашки, почти не проливая.
Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.
Спокойно относится к умыванию.

Вчера исполнилось моему мальчику полтора года - вроде и маленький, и уже такой большой! Планировали в честь этого события поехать в первый раз в зоопарк, но погода подвела - дождь льет с раннего утра (если не с ночи!). Поездка переносится на ближайший теплый выходной.

За это время Левик уже столькому научился - так интересно наблюдать, как он развивается, постигает мир, обретает новые умения, навыки. Немного расскажу здесь

Он уже отлично орудует ложкой и вилкой (все восхищаются, как он умеет сам кушать) - да, иногда роняет еду, но чаще по невнимательности или когда балуется. Сам пьет из кружки, стакана. Очень любит из бутылки или кружки наливать воду в маленькие емкости - пробочки, игрушки, похожие на маленькие стаканчики, итд, и пить из них.

Быстро бегает, и до сих пор любит ползать (что смешит мою маму). На площадке он может залезть на лесенку до предпоследней ступеньки (за последнюю держится), проводит ОЧЕНЬ много времени в песочнице - копает, пытается лепить "пироженки", но с бОльшим удовольствием их рушит. Помаленьку начинает жадничать - не хочет отдавать свои игрушки и даже иногда отбирает у девочек помладше (у мальчишек не особо отбирает). Сам залезает на горку и съезжает с нее. Частенько убегает на дорогу во дворе, где стоят машины, и трогает диски на колесах (зачем?). Гоняет голубей и пытается их накормить травкой (у бабушки в деревне научился кормить курочек травкой)

Становится все более самостоятельным - когда гуляем, я могу вязать или читать книгу, т.к. он на меня почти не обращает внимания - играет с детьми и их мамами. Когда ходим в гости, поначалу липнет к нам, а потом идет "хозяйничать" - шариться в посуде, нажимать кнопочки на плите или компьютере, ну или идет играть с детьми. Когда у нас гости, то он почти как хозяин - достает игрушки и даже не жадничает.

Все больше "болтает". Позавчера он увидел собачку, начал кричать "Ки! Ки!" - я ему говорю "да, собачка на улице мааленькая" - и после пары минут "ки" он проговорил "бабака", а потом что-то похожее, тоже, видимо, подразумевая собаку. Папа, уходя на работу, всегда говорит ему "Пока, Лева, ПОКА", и Левка обычно машет ему вслед. Но последние пару дней, как только папа уходит, у него начинается "пакапапа" "пакапака", "пакакака", "капака", а вчера даже было "папакака" Но конечно, большей частью он разговаривает на своем детском языке - очень выразительно, и, что меня сильно забавляет, получается очень "по-пацанячьи" - прямо маленький мужичок.

А еще у нас есть свои "ритуалы": выходя на прогулку, Лев обязательно берет сам свои игрушки и несет на улицу. Берет меня за руку, и мы вместе спускаемся с лестницы. А возвращаясь домой, я даю ему магнитный ключ, и он сам нажимает на замок, чтобы дверь открылась. Перед едой он выдвигает свой стульчик и усаживается, а когда доест, протягивает пустую тарелку - либо с просьбой добавки, либо своим видом говоря "спасибо, мама, я наелся". Когда я говорю ему "пора мыть попу", он идет к кроватке, берет полотенце, подходит к ванной, включает свет, открывает дверь и заходит - дальше уже он мало что может сделать - только воду горячую сам включает.

Очень любит папу. Когда он возвращается с работы, а мы гуляем, Лева бросает все дела и бежит к нему. Если мы все куда-то идем, он не выносит, если папа выходит из дома без него - начинает орать. А еще перед лестницей он просится к папе на ручки, хотя со мной он ВСЕГДА ходит сам (кроме тех случаев, когда я спешу и потому сама его беру в охапку и бегу по лестнице ). Любит папину гитару, бренчит на ней, когда она не закрыта в чехле; а еще в церкви постоянно выбегает с нами на сцену (мы поем в прославлении) и "помогает" проверять звук и носится по сцене, чего-то выкрикивая

Полуторагодовалый возраст – важная веха в жизни ребенка. В этот период он совершает своеобразный скачок в развитии: начинает активнее разговаривать. Кроме того, малыш уверенно ходит, быстро бегает и всячески пытается проявлять свою самостоятельность. Разберемся, как организовать режим дня и питание малыша, в какие игры стоит с ним играть, чтобы помочь развиваться.

Физические параметры

Отечественные пособия по педиатрии содержат следующие нормативы роста и веса детей в 18 месяцев:

  • мальчики: рост – 78,5-86 см, вес – 10,2-13 кг;
  • девочки: рост – 77-84,5 см, вес – 9,8-12,2 кг.

Приведенные показатели являются ориентировочными, а не эталонными. Они необходимы, чтобы врач мог оценить общее физическое развитие малыша. Для точного определения соответствия веса тела ребенка его росту и возрасту используются центильные таблицы. Кроме того, принимается во внимание окружность головы и обхват грудной клетки.

В полтора года малыш уже выглядит иначе: пропорции его тела меняются в сторону «взрослых», однако показатели роста и веса остаются индивидуальными. Сравнивать их с данными таблицы можно лишь условно

Режим сна и бодрствования

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В 1 год 6 месяцев большинство малышей спит в дневное время один раз в течение 2-3 часов. Ночной отдых продолжается в среднем 10-11 часов. Длительность одного периода бодрствования увеличивается до 5-6 часов.

Некоторые дети в полтора года продолжают спать днем два раза по 1-1,5 часа - это нормальное явление. Не нужно резко менять режим дня ребенка (см. также: ). Стоит подождать, когда он сам будет готов перейти к одному дневному отдыху.

Особенности рациона

В 18 месяцев дети кушают 4 раза в день. Интервалы между трапезами составляют максимум 3,5-4,5 часа. Важно, чтобы малыш позавтракал не более чем через 60-90 минут после утреннего пробуждения. Его ужин не должен быть слишком поздним, минимальный промежуток между едой и укладыванием в постель – 1 час.

Желательно, чтобы кроха получал пищу примерно в одно время каждый день с небольшими отклонениями. Ориентировочный график питания:

  • завтрак – 8:00;
  • обед – 13:00;
  • полдник – 16:00;
  • ужин – 19:00.

Режим питания можно варьировать в зависимости от традиционного графика семейных трапез, однако интервалы между кормлениями увеличивать не рекомендуется. В 1,5 года гармоничное развитие ребенка зависит не только от сбалансированности блюд, присутствующих в меню, но и от их рационального распределения в течение дня.

Основные правила составления меню:

  1. В завтрак и ужин нужно включать кашу. В качестве дополнения к трапезе крохе можно предложить овощное блюдо или кисломолочный (молочный) продукт.
  2. Обед, являющийся самой питательной трапезой, должен состоять из двух блюд и свежего овощного салата. На первое стоит приготовить борщ либо суп, на второе – рыбу или мясо с гарниром из отварных (тушеных, запеченных) овощей.
  3. Каждый прием пищи можно дополнять сырыми фруктами и овощами. Другой вариант – их можно давать в виде перекусов.
  4. Вечером перед отходом ко сну ребенку следует предложить стакан кефира или подогретого молока.

Овощная пища для малыша остается превалирующей, ее можно прекрасно комбинировать с мясом и рыбой. Блюда в виде пюре тоже остаются, хотя чаще их заменяют нарезанными или свежими

Физическое и интеллектуальное развитие

В 1,5 года ребенок умеет делать очень многое. Базовые достижения одинаковы для мальчиков и девочек. Физическое развитие позволяет малышу совершать сложные действия. Основные моторные навыки :

  • ребенок может ходить не только прямо, но и по кругу, а также обходить препятствия;
  • он реже спотыкается и падает, поскольку учится смотреть под ноги;
  • многие малыши начинают быстро бегать;
  • кроха умеет присаживаться на корточки;
  • у него получается открывать дверь в комнату;
  • ребенок учится играть мячом – подбрасывать его в разных направлениях;
  • он может подняться по лесенке приставными шажками, но спуститься по ней без посторонней помощи ему тяжело.

В интеллектуальном развитии ребенка в полтора года происходит ощутимый прорыв. Малыш умеет:

  • с помощью карандаша или фломастера рисовать овалы, зигзаги, штрихи, прямые линии;
  • собирать сортер – вкладывать фигурки с различными очертаниями в соответствующие окошки;
  • находить предмет аналогичный тому, который взрослый показывает вживую или на картинке;
  • отличать кубик от мячика или кирпичика;
  • находить одинаковые предметы;
  • показывать вещи по просьбе взрослого;
  • ориентироваться в формах и размерах;
  • собирать пирамидку из 3-4 колец (после увиденного примера) (рекомендуем прочитать: ).

В этом возрасте для деток наиболее интересны игры с объемом, цветом и формой - они позволяют изучить свойства предметов и подготовить ребенка к получению новых навыков

В 1 год 6 месяцев значительно усложняются игровые действия ребенка. Он обладает способностью:

  • заменять подручными предметами реальные;
  • повторять некоторые действия взрослых и сверстников;
  • изображать «чтение» книги;
  • использовать один предмет, чтобы добраться до второго;
  • катить перед или за собой игрушку (каталку, коляску).

Бытовые умения , которыми малыш владеет в 1,5 года, облегчают повседневный уход за ним. В этом возрасте ребенок:

  • начинает приучаться к горшку;
  • пьет из чашки, лишь изредка обливаясь;
  • аккуратно самостоятельно кушает ложкой полужидкую пищу;
  • расстраивается, если испачкался.

Речевые навыки

В полтора года у ребенка происходит скачок в становлении речи. Он начинает хорошо понимать обращенные к нему фразы, а также произносить новые слова и словосочетания. Малыш осознает смысл многих предложений. Он способен показывать части тела по просьбе взрослого, а также выполнять указания. Например, ему можно сказать «возьми грушу со стола» или «открой коробку» - он совершит эти действия.

Словарный запас крохи, которым он активно пользуется, составляет около четырех десятков слов. Происходит постепенная замена младенческих вариантов названий на обычные формы: «мяу-мяу» становится «кошкой». Чтобы развивать речь малыша в правильном направлении, маме и папе следует перестать «лепетать», а говорить с сыном или дочкой на «взрослом» языке. Кроха может подражать родителям, повторяя слова, которые они часто употребляют.

В 18 месяцев не все малыши умеют строить фразы. Раньше с этим навыком справляются девочки. Многие дети, пытаясь составить синтаксическую конструкцию, помогают себе мимикой, взглядом и жестами - родителям стоит обязательно обращать на это внимание и стараться понять ребенка.

Развивающие игрушки

Полуторагодовалый ребенок активно впитывает новые впечатления и знания. В этом возрасте неосуществимо целенаправленное обучение. Развивать навыки малыша можно только в процессе игр, поэтому в режим дня обязательно нужно включить много увлекательных занятий. Для этого стоит обзавестись различными игрушками и подручными предметами.

Игровой развивающий инвентарь, который необходим малышу в 1,5 года:

  • для речи – книжки со стихами, кубики и карточки с изображениями транспорта, фруктов, овощей, животных, деревьев;
  • для сюжетных игр – наборы пластиковых фруктов и овощей, куклы, мебель, аксессуары и одежда для них, детская посуда, фигурки животных;
  • для координации движений – разные по диаметру мячи, машинки, каталки, обруч;
  • для музыкальных способностей – стучалки, барабан, ксилофон, дудки, детское пианино;
  • для мелкой моторики – шнуровки, игрушки, в которых нужно соединять детали;
  • для расширения кругозора (знаний о цветах, формах, свойствах предметов) – пирамидки, матрешки, неваляшки, игрушки для песочницы, сортеры, стаканчики и так далее.

Многое из перечисленного можно делать самостоятельно, просмотрев в глобальной сети видео с инструкциями. К этому занятию стоит привлекать малыша.

Часто мамы задают вопрос: всё ли в порядке с моим ребёнком, правильно ли он развивается? Кончено, отдельные моменты может увидеть только специалист, но даже мама сама дома может протестировать ребёнка, определив, не отстаёт ли он от норм.
Ниже приводятся некоторые простые тесты для домашнего обследования ребёнка в возрасте около полутора лет (+- месяц). Сразу уточню, что для ребёнка в этом возрасте знание букв или умение плавать не являются показательными для определения уровня развития.
Если ребёнок не справляется с некоторыми из нижеприведённых заданий, усильте работу по развитию малыша в данной сфере и вернитесь к выполнению теста недели через две. Возможно, вы просто упустили что-то в процессе развивающих занятий с ребёнком, и его ошибки при выполнении заданий объясняются педагогическим упущением, а не отставанием в развитии.

1.Тесты на уровень знаний и речевую сферу.
Тест с предметами.
Посадите на стол пять знакомых ему игрушек, спросите: где мишка? Где зайка и т.д. Ребёнок должен уметь показать эти предметы. Спросите, где висят часы (где телевизор и т.д.) ребёнок, который не может дотянуться до этих предметов, должен уметь жестом показать, где они. Указание только глазами в этом возрасте недостаточно.
Попросите ребёнка выполнить некоторые простые действия: покорми куклу (ложечкой), пожалей собачку, она упала и т.п. Ребёнок уже должен уметь выполнить небольшие ситуативные действия, правильно используя предметы. Ребёнок должен уже сознавать, что лопаткой копают, ложкой едят, из чашки пьют, расчёской причёсываются.
Посадите перед ребёнком куклу с волосами, на стол положите расчёску, ложку, вилку, фломастер. Скажите: «куклу надо покормить. Чем мы будем кормить куклу? Ребёнок должен без ошибки выбрать ложку, поднести ко рту куклы.
Тест с картинками.
Покажите ребёнку картинки с реалистичными изображениями кошки, собаки, мышки, коровы, лошадки.
Спросите, показывая картинки по одной: как говорит кошка? Как говорит корова?
Ребёнок в полтора года должен уже знать и уметь сказать, как говорят основные домашние животные. «А-А» на собачку и «ку-и-ку» на петуха - это тоже правильный ответ. В норме ребёнок должен знать хотя бы 6 животных и птиц.
Ребёнок может иметь любимые книжки, которые готов часто слушать (обычно - короткие стихи про знакомые вещи - игрушки, животных). В часто просматриваемых книжках может показать почти все предметы, в новых - 4-5 узнаваемых. Уже понимает, что серая кошка и рыжая - это тоже кошка. Может узнать привычные предметы на картинках, даже если они немного отличаются (например, красное яблоко и зелёное). По фотографиям может показать членов семьи, которых часто видит - маму, папу, бабушку, себя и т.д.
Видя знакомого человека, проявляет радость или оживление, незнакомых людей опасается.
Количество слов.
Пассивный словарный запас ребёнка - около 300 слов. То есть, ребёнок должен понимать простые фразы: дай мне руку, пойдём кушать. Попросите ребенка: "дай маме мячик", "положи его на стул", "дай его мне", "подними упавший кубик" и т. д. Ребёнок должен уметь показать у себя носик, глазки, ушки, животик, а также у куклы или мишки основные части лица и тела. Знание рогов-копыт-гривы и т.п. тонкостей пока ещё не нужно.
Активный словарный запас - не меньше 20 слов и словоподражаний типа: мама, баба, би-би (машина), куп-куп (купание), бо (больно), бух (упал) и т.п.
Ребёнок при игре в «сороку-ворону» протягивает руку для игры, а играя в «прятки» -закрывает ладонями лицо. При игре «в ямку бух» - заранее улыбается, ожидая «падения», а при словах «ладушки» - хлопает в ладоши.

2. Тесты на развитие мелкой моторики.
Зёрна и банки.
Возьмите зёрна фасоли и банку из-под кофе. В крышке банки сделайте отверстие размером чуть больше зёрнышка фасоли. Попросите ребёнка сложить зёрна фасоли в банку через дурочку. Ребёнок должен уметь взять со стола зёрнышки по одному и практически беспроблемно отправить их в баночку по одному.
Ребёнок не должен тянуть зёрна в рот и пытаться просто насыпать их на крышку банки, чтобы они случайно попали в отверстие.
Иное задание - насыпьте на тарелочку мелких съедобных зёрен - арахис, мелкие ядра кешью, небольшие кусочки грецкого ореха. Посмотрите, как ребёнок их берёт. Если всеми пальцами сразу или кулаком - это не очень хорошо. В норме в полтора года уже должен появиться щепотковый захват - когда три ведущих пальца - большой, указательный и средний - формируют «щепотку».

Скрепки.

Возьмите основу из картона, на край наденьте 5-6 крупных скрепок. Ребёнок после 1-2 показов должен самостоятельно снять скрепки с основы.
Рисование. Ребёнок может рисовать на бумаге каля-маля. При этом рисование пока ещё носит безотрывный характер - хаотичное скопление длительных линий. У кого-то это почти прямые, у кого-то округлые формы.
Пластилинография. Нарисуйте на картоне и вырежьте жучка. Покажите ребёнку, как от колбаски из пластилина отрывать маленькие кусочки и прикреплять их на картонную основу. Ребёнок должен прикрепить на картон самостоятельно 5-6 кусочков пластилина, причём не в одно место, а вольно разместив их по основе.

3. Тесты на связь моторики и зрительной сенсорики:
Тест с кубиками.

Предложите ребенку кубики (размером 7-8 кубических см.) Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в полтора года не должен их тащить в рот, бросать и бесцельно стучать по столу, он выполнит чётко задание. В восемнадцать месяцев хорошим результатом для ребенка будет умение построить башню из трех-четырех кубиков.
Усложните задание - попросите его построить поезд (дорожку) - последовательность 3-4 кубиков, поставленных в ряд. Покажите, как это делается. В полтора года с 3-4 попытки это должен сделать любой ребёнок без проблем в развитии.
Тест с пирамидкой.
Дайте ребёнку новую пирамидку из 5-6 надеваемых элементов.
Ребёнок должен уметь сложить пирамидку, нанизав бессистемно кольца на стержень.
Тест с колокольчиком.
Для выполнения этого теста необходима доска с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). Место каждой фигуры на доске определяется соответствующей ее контуру ячейкой. Такую доску можно изготовить самим или приобрести в магазине. Выньте фигуры-вкладыши и вложите в окошки рисунки каких-нибудь животных. Скажите, что это домик, в нём живут, например, мишка, кошка и собачка. Но тут стало холодно, и надо окошки закрыть. Возьми окошки и закрой. Если ребенок выполняет это задание неправильно, проведите его ручкой по фигурке на доске со словами: «Видишь, окошко плохо закрылось, постарайся ещё раз».
со второго раза у ребёнка должно уже получиться.

4. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики).
Ребенок ходит самостоятельно и длительно. Он умеет приседать, наклоняться, залезть и слезть с дивана, может встать с коленей, может сам подниматься и спускаться по лестнице, может нести с собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу.
Ребёнок умеет бросить мяч руками из положения над головой, попадает по мячику ногой «футбол». Ребёнок может взять небольшой предмет одной рукой, даже с пола, подняться с ней в одной руке.


5. Развитие эмоциональной сферы.
Обратите внимание на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Ребёнок не должен проявлять:
- склонность к уединению;
- избыточное качание всего тела или хождение по кругу;
- постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями, отсутствие узнавания родных людей;
- чрезмерную отвлекаемость, трудность с концентрацией зрительного внимания (например, при просьбе «посмотри на меня» ребёнок не смотрит в лицо маме, а как бы проводит глазами по её лицу и уводит взгляд в сторону);
- частую раздражительность, не поддающуюся успокоению, приступы непонятной истерии.

Надеемся, что ваш малыш справится со всеми этими заданиями.
студия "Арлекин"

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.